Кто такой диджей. Кто такой DJ? Личные качества диджея

Сложно сказать, есть ли в мире люди, равнодушно относящиеся к макаронам. Сколько блюд с участием макарон придумано лучшими шеф-поварами! Сколько оригинальных идей оформления и сочетания с прочими продуктами родилось благодаря им! Соусы, приправы, салаты из макарон, начинки и особые специи и травы - вокруг макарон развилась целая индустрия!

Возможно, любовь к этому продукту является данью уважения к его почтенному возрасту? Ведь достоверно известно, что макароны были известны человечеству еще в IV тысячелетии до н.э.!


Совершим небольшое путешествие в прошлое: в саркофагах египетских фараонов была обнаружена в числе прочих продуктов лапша. Это свидетельствует о том, что древние египтяне, отправляя своих умерших в Дуат, готовили им в дорогу изделия из сушеного теста.

Помимо египетских саркофагов, о солидном возрасте макаронных изделий свидетельствует барельеф, обнаруженный в некрополе Бандитачча, время создания которого относится к 4 в. до н.э. Там этруски изобразили, как смогли, посуду для приготовления макарон.

Дальше Римская империя была обеспокоена вопросом обеспечения населения продуктами длительного хранения, и именно римляне изобрели галеты – сухие изделия из муки и воды. Сейчас сказали бы, что они занимались популяризацией макаронных изделий и подарили миру возможность делать запасы из высушенного теста. В кулинарии от Апикуса, жившего при Тиберии (1 век до н.э.), встречается рецепт блюда, похожего на современную лазанью.


Древние греки тоже знали все про блюда из высушенного теста. Подтверждением тому служат найденные археологами предметы кухонной утвари для разделки и резки макарон. А согласно древнегреческим мифам, сам бог огня и покровитель кузнечного ремесла – Гефест (изображён на марке, в верхней части этой статьи) – собственноручно сконструировал машину, способную сотворить из куска теста длинные тонкие нити. Так что, отваривая спагетти, помните, что пользуетесь изобретением сына Зевса! Кстати, лингвисты уверены, что происхождение слова «макароны» связано именно с греческим происхождением блюда, ведь по-гречески makros значит «длинный», а makares – «благословенный».

Однако в том виде, в котором мы знаем их теперь, макароны пришли к нам из Поднебесной, как, впрочем, и множество других изобретений и открытий. Марко Поло, побывавший в Китае в конце 13 века, привез в Европу моду на макароны, и до недавнего времени считалось, что именно в 1292 году макароны были впервые упомянуты в исторических хрониках.

Но не так давно ученые, разбирая архивы Генуи, обнаружили записи, относящиеся к 1279 году, в которых житель города Понцио Бастоне, составляя завещание, оставлял в качестве наследства свои детям корзину с макаронами. Кроме того, тогда же были прочтены записи некоего рыцаря, собиравшегося в военный поход и составлявшего опись личных вещей, среди которых также упоминались макароны.


Откуда же появилось само слово «макароны»? Некоторые приписывают возникновение современного названия макарон сицилийским арабам, в кулинарии которых были высушенные на солнце полоски теста, именовавшиеся maccarruni. В переводе с сицилийского диалекта это означает «обработанное тесто», что вполне соответствует технологи изготовления макарон.

А что касается слова «паста», то его впервые ввёл в обиход 1000 году нашей эры повар Мартин Корно. В своей книге «Кулинарное искусство о сицилийских макаронах». Он впервые назвал пастой изделия из высушенного теста и, кстати, тогда это слово просто означало "еда".

Макароны появились очень давно. Так давно, что установить точный год их рождения уже не представляется возможным.

По сути, макаронами можно назвать и вермишель, и лапшу, и обычные рожки - большой разницы между ними нет. Некоторые из них полые, другие нет (например, спагетти). А знаешь ли ты, где и когда впервые появились макароны? В Европе, Азии, Африке или, может быть, в Америке?

Многие, конечно же, скажут, что макароны - это традиционное блюдо итальянской кухни, впрочем, как и спагетти. Такое мнение не совсем верное, хотя и имеет право на существование. Действительно слово Maccheroni пришло из Италии. Свои рецепты были у сицилийцев, свои - у генуэзцев. Кстати, о великих итальянских городах, Генуе и Венеции, которые, впрочем, долгое время считали себя совершенно независимыми. Макароны можно было хранить довольно продолжительное время, поэтому трюмы моряков из Генуи и Венеции частенько и заполнялись макаронами. Ведь купцы плавали со своими товарами за многие тысячи километров от родины. Ну а затем с Апеннинского полуострова макароны распространились по всей Европе. Вермишель же впервые появилась во Флоренции и Неаполе.

Можно добавить, что и в Российскую империю первые макароны попали из Италии. Случилось это во времена царствования Петра Великого, который часто приглашал к себе иностранных мастеров. Одним из них оказался итальянский судостроитель, который и привез с собой энное количество макарон.Ну а далее - как всегда. Народу понравилось, и блюдо прижилось. А вот первую фабрику открыли французы в городе Одесса, который в те времена входил в состав Российской империи. Для их производства использовалась мука из пшеницы.

Согласно другим источникам, слово макароны греческого происхождения. Дословный перевод гласит: макароны по-гречески - это еда, сделанная из муки. Правда, достоверных доказательств существования макарон в Древней Греции не так уж и много. Разве что, греческое makros, означает - длинный.

Другое дело - Римская Империи, о которой ученые знают намного больше. Рим властвовал над тогдашним миром, а кулинарное искусство римлян достигло небывалых высот. В частности при императоре Тиберии, когда появились первые книги с кулинарными рецептами. В Риме макароны уже знали, правда, они отличались от привычных нам, что естественно, технологии-то были абсолютно другими. Арабы, бывавшие в Риме, также рассказывали после возвращения домой о новом блюде, незначительно отличавшемся от сегодняшних макарон.

Нельзя не сказать и о китайцах. Археологи во время раскопок какого-то старинного китайского городища нашли остатки лапши в керамической крестьянской посуде. Точный возраст находки определить трудно, приблизительно - от 3000 до 5000 тысяч лет. Выходит, что китайцы, а совсем не итальянцы первыми придумали лапшу и макароны. В Китае макароны упоминаются в старинных сказках, легендах, мифах, их описание частенько встречается в древних рукописях. К примеру, согласно китайским верованиям, лапша из риса помогала при избыточном весе или при обнаружении других человеческих недугов. Так что, вполне возможно, лапшу и макароны придумали китайцы. Они вообще много чего придумали. Да, и еще. Великий путешественник Марко Поло не привозил макароны из Азии в Европу, он лишь засвидетельствовал тот факт, что в Китае также были знакомы с технологией их изготовления.

Японские макароны называются тоси-коси, они чуть длиннее и тоньше стандартных, а делают их из ячменной или рисовой муки. Японцы любят макароны и действительно знают в них толк. Их подают к столу во время праздников, или других важных событий. Кроме этого, они использовались и в лечебных целях, однако, результат подобной макаронотерапии остается неизвестным.

В знаменитых пирамидах, доставшихся человечеству от древних египтян, также находили большое количество репродукций, на которых люди были заняты приготовлением блюда, внешне очень сильно напоминавшим лапшу. Тесто, как и полагается в приличном обществе, сначала сушили, а потом уже варили. Появились ли макароны в Древнем Египте или все-таки рецепт был завезен извне - сказать трудно. Но факт остается фактом.

Арабы тоже резали тесто на тонкие полоски и оставляли на солнце или горячих камнях. Но так как арабская цивилизация появилась позже китайской и египетской, то макароны, скорее всего, появились не в арабском мире, а за его пределами.

Пик популярности макарон, вермишели и обычной лапши пришелся на XX век. Ведь в связи с повальной электрификацией, фабрики и заводы стали выпускать гораздо больше пищевой продукции. Так они и заполонили мир. Такая вот история макарон.

От правильных макарон не толстеют!

Истоки происхождения макарон лежат так далеко во тьме тысячелетий, что, пожалуй, сейчас невозможно совершенно точно установить время и место зарождения макаронной культуры.

Трудно поверить, что за 8 - 10 тысяч лет возделывания пшеницы (точно установлено время начала выращивания пшеницы в Междуречье) кто-то один, случайно или намерено, высушил (или выбросил) лишнее тесто (мука + вода) и получил собственно макароны. Историки отмечают минимум три возможных следа - цивилизации этрусков, арабов или китайцев.

Макароны были известны в IV тысячелетии до Н. Э. - в египетских гробницах находят изображения людей, изготавливающих что-то вроде лапши и саму лапшу, запасенную для питания по дороге в царство мертвых.

Историки, тщательно изучив барельефы, датируемые 4 в. до н. э. этрусского некрополя «Бандитачча», утверждают, что на них изображены предметы кухонной утвари для приготовления макаронных изделий. В 396 г. до Н. Э. этрусский город Веии был завоеван римлянами. Возможно, что изготовление и приготовление пасты, наряду с пантеоном богов, семидневной неделей, гладиаторскими боями было одним из примеров ассимиляции римлянами культуры и быта покоренных народов.

Собственно, Древний Рим был одним из первых крупных мегаполисов на Земле, с огромным по тем временам населением, превышавшим миллион человек. Одной из главных проблем тогдашних правителей было снабжение города продовольствием. Суть проблемы состояла не столько в том, чтобы доставить продовольствие в город, сколько в том, чтобы сохранить его - тогдашний уровень развития не позволял надлежащим образом хранить даже зерно. Чаще всего привезенную пшеницу тут же раздавали населению (либо продавали за символическую плату), люди делали из него муку, выпекали дрожжевой хлеб, но хранить его долго было нельзя, и тогда муку стали варить и формовать галеты, которые можно было хранить очень долго. Со временем эти галеты стали варить в бобовых похлебках. В то же время богатые слои населения могли себе позволить делать яичную сырую пасту, которая тут же употреблялась в пищу - с ней тушили мясо, рыбу либо овощи.

Но макароны в современном виде имеют, несомненно, восточные корни. Летом 2005 года выдающееся открытие совершили китайские учёные совместно с коллегами из штата Луизиана (США). При раскопках древнего поселения Лацзянь на берегу реки Хуанхэ они обнаружили горшок с лапшой, возраст которого составляет 4 000 лет !

О полезных свойствах лапши на Востоке было известно издревле. С лапшой связаны множество поверий, ритуалов и даже лечебных рецептов. Например, в книге "Трактат о лекарствах и иных средствах императора Шэнь Нуна", написанной придворным медиком Сяо Гуном предлагается употреблять в пищу горячие блюда с гречневой лапшой при простудных заболеваниях и заболеваниях, связанных с "внедрением в организм вредоносной энергией се и болезненных скоплениях цзи", и блюда с пшеничной и рисовой лапшой при избыточном весе и признаках преждевременного старения так как они "рассеивают вредоносную чи меридиана трёх обогревателей".

Тонкие ценители ритуалов - японцы - во время празднования Нового года до сих пор угощают гостей длинными и тонкими макаронами ("тоси-коси" - название лапши с японского переводится как "переходящая из года в год"), чтобы жизнь длилась так же долго, как лапша - у кого макаронина длиннее, тот самый счастливый. Вообще в странах Юго-Восточной Азии празднование Нового Года не обходится без традиционных блюд из рисовой, пшеничной или "стеклянной" лапши из бобов мунго, так как считается, что употребление лапши "продлевает жизнь и приносит счастье".

Ошибочное мнение состоит в том, что точкой отсчета распространения современных макарон по всему миру является возвращение в Венецию из Китая путешественника Марко Поло в 1292 году Н. Э.

В городских архивах Генуи имеется инвентарная опись, датирующаяся 1279 г. и упоминающая завещание некоего Ponzio Bastone, содержащее "bariscella plena pasta" (корзина, наполненная макаронами).

Однако встречаются упоминания о изделиях из высушенного теста и до 13 века. В средние века такой продукт был распространен на Сицилии, где в то время жили арабы - они высушивали ленты теста на солнце. Есть мнение, что слово "maccheroni"" получено из сицилийского диалекта - "maccarruni" означает "обработанное тесто". (от итальянского слова "макаре", что означает "мять, месить"). Высушенное тесто в виде нитей ("tria" в арабском языке) являлись пищей караванов в период исламской экспансии конца первого тысячелетия Н. Э.

Древняя легенда рассказывает, что спагетти созданы в пещере мага, который жил в Неаполе в XIII веке, при императоре Федерико II. Говорят, что великий император первым попробовал спагетти, полюбил их и распространил среди жителей королевства такую питательную и вкусную пищу.

Первое упоминание существования продукта, имеющего близкое сходство с макаронами, приводится в кулинарной книге Аппикуса (Апиция) (Apicius), жившего во времена императора Тиберия (Tiberius) в 1-м веке Н. Э., где описывается блюдо, напоминающее современную рыбную лазанью (lasagne). Так же он описывает timballo (сладкий или кислый пирог из макарон).

Типы макарон, похожие на современную лапшу, знали в Древней Греции, но это можно утверждать, основываясь лишь на косвенных признаках - находках археологами инструментов, служащих для изготовления макарон, типа скалок, ножей для разрезания теста и т.п. В древнегреческой мифологиии говорится, что бог Вулкан изобрел машину (!), которая изготавливала длинные и тонкие нити из теста - прообраз спагетти.

В 1000 году нашей эры патриарший повар Мартин Корно уже написал книгу «Кулинарное искусство о сицилийских макаронах» (?). Надо понимать, что "pasta" в итальянском языке не только название макаронных изделий, но и синоним слова «еда» вообще. Так что просьба приготовить поесть одновременно звучит как «дай макарон»!

Великие латинские поэты Цицерон и Гораций говорили о вкусных "лагане"; кроме того, в 1154 некто Ал-Идризи, арабский географ живший в Сицилии, описал "кушание в виде ниток", которое производили в Trabia, приблизительно в 30 км. от Палермо.

Документальное свидетельство отностся к 12-му веку - Guglielmo di Malavalle описывает банкет, на котором подавалось блюдо под названием "macarrones sen logana", представляющее собой макароны с соусом.

В одном акте нотариуса Джануино де Предоно от 1244 года, указаны условия контракта, заключённого между одним врачом и его пациентом: кроме счёта, который пациент должен оплатить в случае выздоровления, и листа лекарств, которые больной должен выпить, в контракте перечисляются несколько запрещённых продуктов. Среди них - "паста лисса": это макароны, сделанные, вероятно, из пшеницы мягких сортов и использующиеся для приготовления запеканок.

Около 1250 года имеется упоминание Jacopone da Todi, в следующем десятилетии Бокаччо (Boccaccio) пишет знаменитую историю, в которой живописец Бруно посещает землю Cockaigne, где видит "целую гору тертого пармезана (parmesan), на вершине которой стоят люди, делают макароны и равиоли (ravioli) и варят их в бульоне".

Литература, сочетающая историю с легендой, рассказывает, что болонскую лапшу "изобрели" по случаю свадьбы Альфонса д" Есте и Лукреции Борджа. Невесте повар посвятил своё создание: добавил в тесто много яиц, сделал его мягким и блестящим с несколькими каплями оливкового масла и разрезал его тонкими полосами "как длинные светлые волосы Лукреции".

Потребность высушивать макароны, которые могут быть съедены свежими, как их и ели в течение столетий, пришла с увеличением торговли и морских перевозок, которая последовала за возникновением Морских Республик в Венеции, Генуе, Пизе и Амальфи (Venice, Genoa, Pisa and Amalfi). Нужно было продовольствие, которое могло быть запасено на корабле для длительных рейсов. Моряки из Амальфи (Amalfi) во время частых посещений Сицилии перенимали искусство высушивания макарон и распространяли его в области вокруг Неаполитанского залива.

С XVI века во всей Италии создались ассоциации изготовителей макарон с суровыми правилами и уставами: мастера назывались "маэстри фиделари" в Лигурии, "Лазаньари" в Флоренции, "Вермичеллари" в Неаполе (вермишель означает "червячок"), "Артиджани делла паста" в Палермо.

На старых неаполитанских заводах, которые создавались как в городе, так вдоль берега, тесто замешивалось ногами, потом сжималось длинным деревянным шестом, на котором сидели, нажимая своим весом, три или четыре работника. Работа осуществлялась в ритме песен: работники вставали и садились, пока тесто не становилось однородным и могло пройти в деревянные прессы. Через бронзовые матрицы различных видов выпускались "фиделини", "вермишели", "тренетте" "лазаньетте" и большой выбор коротких макарон: "бабочки", "перья", "ракушки", "спирали" - сначала их резали вручную, потом автоматически, лезвием машины. Между тем как короткие макароны падали в большие ящики, длинные макароны, обсушенные с помощью больших вееров, размещались на длинных палках, переносились на улицу и вешались на специальные вешалки. Средиземноморский ветер, высушивающий макароны, придавал особый вкус и аромат этим макаронам. Так сухие макаронные изделия, один из первых продуктов, произведеных промышленным способом, прошли длинный путь ко всё более интенсивным циклам обработки, благодаря технологическому оборудованию, работающему на полном цикле (от замешивания теста до готовой сушеной продукции) и, поэтому, способному удовлетворить повышенный спрос рынка.

Первый рецепт лазаньи (lasagne) был записан в XV веке. В том же самом столетии вышла книга отца Бартоломео Секчи - библиотекаря Ватикана (father Bartolomeo Secchi) (Платин) - "De Honesta Valuptate ac Valetudine" ("Об истинных удовольствиях и благополучии"), где были представлены основные типы (форматы) макаронных изделий. За три десятилетия книга выдержала шесть изданий. Флорентийские купцы тратили большие суммы, основывая школы кулинарного искусства. Примерно в то же время в Болоньи изобрели тортеллини (tortellini) - сделанные в форме бутонов розы макароны, начиненные шпинатом и сыром рикотта. Местная поговорка гласит: "Если Адам соблазнился яблоком, что же он мог бы сделать за тарелку тортеллини"? Много легенд существует о происхождении тортеллини. Одна из известнейших рассказывает о молодом поваре богатого болонского купца, вылепившем пасту необычной формы, навеянной созерцанием пупка жены хозяина, спавшей обнаженной .

Однако, в настоящее время группа британских ученых решила оспорить итальянское происхождение лазаньи. В старинном манускрипте The Form of Cury, который считается самым старым сборником кулинарных рецептов в мире (он датируется 1390 годом), ученые обнаружили описание блюда "лазан". По древнему британскому рецепту оно готовится из так называемой пасты и сырного соуса. Доктор Морис Бэйкон, который возглавлял кулинарно-историческое исследование, заявил, что на основе выясненных фактов готов доказать любому, что родина лазаньи - средневековая Британия. Это заявление вызвало бурю негодования со стороны темпераментных итальянцев, не желающих признавать в лазанье иностранку, и они принялись отстаивать кулинарную гордость страны. Официальные представители дипломатической миссии Италии утверждают: "Независимо от того, как называется это древнее кушанье в Британии, оно не является лазаньей в том смысле, в котором это понимаем мы".

Макароны, однако, не имели важной роли в пище - даже среди жителей Неаполя до, по крайней мере, XVI века. Они использовались чаще всего как роскошный десерт, потому что специальная пшеница (durum), необходимая для производства макарон, должна была завозиться из областей Sicily или Puglia и, следовательно, макароны были дорогими и употреблялись в повседневную пищу только богатыми классами.

Кстати, именно макаронам мы обязаны изобретением современной вилки с несколькими зубцами - для удобства поедания спагетти ее придумал около 1700 года гофмейстер короля Фердинанда II, Gennaro Spadaccini.

В России макароны известны не так давно - всего-то чуть более 200 лет. Известно, что Петр I для строительства судов вербовал мастеров за границей. Один из них, по имени Фернандо, прибыл из Италии. Итальянец, сам любитель макарон, передал секрет их приготовления русскому предпринимателю, у которого работал. Последний оценил выгоду нового изделия (макароны стоили в пять - шесть раз дороже самой лучшей муки) и наладил их домашнее производство. Деньги хозяин, конечно, клал себе в карман, а итальянцу отдал лишь славу "макаронника". Но Фернандо отомстил хозяину и продал секрет более щедрым предпринимателям...

Первая макаронная фабрика в России открылась в конце ХVIII века - через 30 лет после того, как француз Малуэн в 1767 году впервые описал технику изготовления этого продукта - и, конечно - же, в Одессе! Здесь изготавливали макароны из лучших сортов пшеничной муки, в технологии была заложена большая доля ручного труда. В 1913 году в России насчитывалось уже 39 макаронных предприятий, производивших около 30 тысяч тонн изделий в год.

К концу XVIII века технологический процесс был значительно усовершенствован. Непросеянную муку засыпали в дежи тестомесилок, заливали водой и перемешивали. Полученное комковатое тесто на тестокатах превращали в связанную массу, которую раскатывали в ленту на вальцовках. При изготовлении макарон или вермишели ленту сворачивали в рулон весом в 30 - 50 килограммов, закладывали в цилиндр пресса. Лапшу обычно получали, разрезая ленту на специальных машинах - лапшерезках. Пряди изделий резали ножом, развешивали на жерди или раскладывали на рамки и сушили в камерных сушилках с паровым или жаровым обогревом. В южных городах применялся так называемый неаполитанский способ сушки: на день макароны выносили на воздух, а на ночь убирали в подвал. Днем изделия подсыхали, а ночью - отсыревали. При таком длительном (около недели) способе сушки изделия приобретали прочность, особый вкус и аромат.

В Америке первую машину для производства макарон в 1789 построил Томас Джеферсон, после возвращения из Франции, где он служил в качестве посла, сам большой любитель макарон.

Откуда произошло само слово "макароны"? Одна из легенд гласит, что в XVI столетии владелец одной таверны, pacпoлoженой недалеко от Неаполя (Италия) готовил для посетителей разных видов и форм лапшу - излюбленную пищу итальянцев, давая своим изделиям забавные названия: "Собачьи ушки", "Кудри священника"... Однажды его дочь играла с тестом, сворачивая его длинные, тонкие трубочки и развешивая их на веревке для белья. Увидев "игрушки", находчивый хозяин сварил трубочки, полил их специальным томатным соусом и дал новое блюдо гостям. Гости были в восторге и автор - тоже. Таверна стала излюбленным местом неаполитанцев, а ее хозяин, сколотив приличное состояние, вложил его в строительство первой в мире фабрики по производству этой необычной продукции. Звали этого удачного предпринимателя Марко Арони, а блюдо это конечно же назвали "макароны". Однако существует и еще одна версия. Лингвисты уверяют, что само слово "макароны" отнюдь не итальянского происхождения. Будто бы произошло оно от греческих слов makros, что означает "длинный", и makares - "благословенный"

В этой статье мы расскажем Вам о том кто такой диджей сегодня и что входит в его обязанности

Время течет, все меняется... И если еще 30 лет назад большинство детей мечтали стать врачом или астронавтом, то сейчас у детей совсем другие цели в жизни и каждый знает кто такой диджей. В настоящее время многие молодые люди мечтают о самореализации в новых профессиях. Об одной из них, мы говорим в нашей статье. Диджеи набирают обороты и все больше и больше молодых людей попробуют себя в роли DJ.

Прежде чем погружаться в освоение диджейского мастерства, очень важно хорошо понимать, кто же такой DJ и в чем состоит его работа. Это тем более необходимо, если учесть невероятное количество мифов и предрассудков, которыми обросло ремесло «человека за пультом».

В этой статье я постараюсь дать тебе четкое представление о том, кто такой диджей (и кем он не является), развенчав по ходу дела несколько популярных заблуждений относительно нашей профессии.

Dj: определение и мифы

Начнем с определения слова «диджей» в Словаре:

Словарь DJ:

BPM (Beats per minute). Количество битов (ударов бочки) в минуту. Указывает на темп трека. Например, темп большинства хаус-треков находится в диапазоне 125-132 BPM.

CBR (Constant bitrate). Постоянный битрейт. Вариант кодирования данных (в т.ч. звуковых), при котором битрейт не меняется на протяжении всего файла. См. также VBR.

EP (Extended play). Релиз, содержащий несколько композиций (как правило, без ремиксов). От альбома отличается меньшим числом треков.

RPM (Revolutions per minute). Буквально «число оборотов в минуту». Означает скорость вращения, на которой записана пластинка. Значения RPM включают 33, 45 и очень редко – 78.

VBR (Variable bitrate). Переменный битрейт. Вариант кодирования данных, при котором битрейт может меняться от одного фрагмента файла к другому в зависимости от насыщенности аудиоматериала. Как правило, качество звука MP3-файла VBR лучше, чем качество звука файла CBR такого же размера.

Антискольжение. Когда игла находится на вращающейся пластинке, центростремительная сила толкает ее к центру блина. Эта сила может доставить массу неудобств при манипуляциях с пластинкой. Механизм антискольжения вертушки создает противоположно направленную силу, которая не дает игле «скользить» к центру.

Бит. 1. От англ. beat – один удар бочки. Также – последовательность ударов, образующая ритм. 2. От англ. bit – единица измерения информации, равная одной восьмой байта. См. также Битрейт.

Битмэтчинг. Процесс подбора питча одного трека так, чтобы его темп совпадал с темпом другого. Обычно делается на слух.

Битрейт. Скорость передачи информации, измеряемая в килобитах в секунду (кбит/c). В форматах цифрового звука, например, MP3, более высокое значение битрейта обычно соответствует меньшей степени сжатия и, соответственно, более высокому качеству. Не путать с BPM.

Блин. В виниловом проигрывателе – круглая вращающаяся платформа, на которую кладется пластинка.

Бочка. Большой барабан в секции ударных. Именно бочка отвечает за характерную «туцу» в танцевальной музыке. Анатомия звука «туц»: «ту» – это бочка, «ц» – тарелки.

Брейк. Часть композиции, в которой бочка временно исчезает. Как правило, брейк предшествует главной или частной кульминации трека, его «взрыву».

Вертушка. Обычно – проигрыватель пластинок, реже – проигрыватель CD.

Гейт. От англ. (noise) gate – устройство или программная функция, презназначенная для подавления шумов в паузах. Гейт пропускает звуковой сигнал только в том случае, если его уровень превышает заданный порог, который обычно выставляется по уровню шума. Гейт не удаляет шум; в открытом состоянии он пропускает и шум, и полезный сигнал.

Голова (корпус головки). На голову винтами крепится картридж с иглой. Голова, в свою очередь, фиксируется на тонарме гайкой фиксации.

Двойка. Объединение двух квадратов, состоящее из 8 тактов, или 32 битов.

Джог. Колесо на профессиональном CD-проигрывателе, вращение которого в режиме воспроизведения ускоряет или замедляет трек в зависимости от направления вращения. Позволяет корректировать отставание или опережение одного трека от другого, а также находить нужные точки трека с большой точностью. В режиме эмуляции винила имитирует пластинку на вертушке.

Диджей. От англ. DJ (disc jockey). Человек, который играет (проигрывает) записанную музыку для других людей.

Динамический диапазон. В звукотехнике – соотношение между уровнями сигнала на самом громком и самом тихом участках композиции.

Ивент (англ. Event) означает события, каждое из которых праздник!
Корпоративные и частные праздники, мотивационные и командообразующие программы, промоакции, btl, pr акции, конференции, обучающие тренинги, деловые встречи, саммиты, вечеринки, массовые мероприятия, презентации, выставки, фестивали, ролевые и деловые игры, розыгрыши, зрелищные программфы, телевизионные и радио шоу, а так же другие мероприятия делового или частного формата.

Игла. Алмазная игла, которая снимает колебания с дорожки пластинки. Вставляется в картридж.

Картридж. В виниловом проигрывателе – устройство, которое преобразовывает колебания иглы в дорожке пластинки в электрические импульсы.

Квадрат. Группа из 4 тактов, состоящая, соответственно, из 16 битов.

Компрессор (динамического диапазона). Программная функция звукового редактора или специальное устройство, которое усиливает сигнал на тихих отрывках композиции, но оставляет его без изменений на громких. Это позволяет, среди прочего, добиться увеличения воспринимаемой громкости сигнала без увеличения пиковых уровней звука.

Кроссовер. Фильтр звукового сигнала, который разделяет его на частотные полосы для последующей обработки – такой, как, например, эквализация.

Кроссфейдер. Горизонтальный ползунок на микшере, который позволяет плавно переводить звук между двумя выбранными каналами.

Лайнап (Line-up) Это расписание выступа исполнителя.

Лейбл. Бренд или торговая марка, под которой выходят релизы. Как правило, релизы лейбла находятся в рамках одного стиля, а сам лейбл сотрудничает с определенным сегментом исполнителей и продюсеров.

Лимитер. Устройство, пропускающее сигнал ниже определенного уровня без изменений, но ослабляющее пики более мощного сигнала. Является разновидностью компрессора. В сочетании с общим усилением звукового сигнала применяется в процессе мастеринга для увеличения воспринимаемой громкости композиции.

Менеджер. Является лицом, на котором лежит ответственность за организацию.

Микс. Последовательность сведенных треков, записанная на носитель. В отличие от сета (живого выступления), микс схож по сути с альбомом и изначально создается с целью дальнейшего тиражирования.

Мониторы. Специальные колонки в непосредственной близости от диджея, позволяющие ему слышать («мониторить») звук, идущий на танцпол, без задержек и искажений.

Мэшапы (машап, маш-ап, мэш-ап и т.д.)(англ. mash-up - «смешивать») пошли с хип-хоп культуры, по сути, каждый микстейп - это микс из мэшапов. В хип-хопе часто композиции выпускают сразу с инструменталом и акапеллой. Колы сводят один инструментал с другим, параллельно играясь с акапеллами с разных треков.

Паровоз. См. Перебитовка.

Петля. Зацикленный отрывок композиции. Задается двумя точками – начальной и конечной.

Перебитовка. Перестук бочек двух треков, которые звучат не бит в бит. На слух воспринимается как «бу-бум, бу-бум, бу-бум».

Питч. Регулятор на профессиональном проигрывателе, позволяющий изменять темп воспроизводимого трека. Вместе с изменением темпа естественным образом меняется и высота тона (pitch); отсюда название.

Продюсер. Это в первую очередь человек, который выпускает (производит) некий штучный, уникальный шоу-товар. Это может быть концерт, альбом, мюзикл, фильм, телепрограмма и даже, собственно, целый артист (стиль, музыкальное направление, тексты, имидж, марка автомобиля, пресса, ТВ, скандалы).

Релиз. Совокупность треков, выпущенная коммерчески. Примеры релизов – альбом, EP, сингл.

Ремикс. Альтернативная версия трека, создаваемая путем добавления или удаления элементов композиции, наложением на исходный материал звуков или звуковых эффектов, а также изменением тональности, темпа или других параметров произведения.

Ре-эдит. Версия трека, полученная путем перестановки частей (отрывков) оригинальной композиции. В отличие от ремикса, в котором так или иначе изменяется звучание трека, в ре-эдите имеет место простая перестановка его частей – куплетов, припевов, брейков и т.д.

Сведение. Наложение двух или более звуковых дорожек одна на другую. Употребляется в двух основных смыслах: а). наложение одного трека на другой в процессе смены композиций в миксе; б). соединение звуковых дорожек, соответствующих отдельным инструментам данной композиции, в единый трек.

Сет. Выступление диджея, состоящее из последовательности сведенных композиций. В отличие от микса, сет чаще всего означает живое выступление.

Сингл. Релиз, содержащий одну композицию и несколько ремиксов на нее. Танцевальная музыка выпускается в основном в виде синглов.

Скретчинг. Техника турнтаблизма, используемая для извлечения характерных звуков путем возвратно-поступательного перемещения пластинки на виниловом проигрывателе с одновременным манипулированием кроссфейдером микшера. Ну ты понял, да?

Слипмат. Мягкая прокладка из синтетического материала, которая кладется между блином и пластинкой и предназначена для уменьшения трения между ними.

Стробоскоп. Служит для контроля скорости вращения блина. Освещая метки стробоскопии прерывистым светом, стробоскоп создает эффект «застывания» меток на определенных положениях питча.

Такт. В танцевальной музыке размера 4/4 – группа из четырех ударов бочки, имеющая одну сильную долю (первый бит) и три слабые.

Тонарм. В виниловом проигрывателе – полая металлическая трубка, на которую крепится картридж с иглой с одной стороны и противовес с другой. Тонарм может быть прямым или изогнутым в форме буквы S.

Трек. Композиция. Также – дорожка на пластинке или CD.

Турнтаблизм. Искусство манипулирования звуком и создания музыки с использованием проигрывателя пластинок и микшера.

Фейдер. Регулятор ползункового типа (в отличие, например, от вращающейся ручки). Обычно употребляется в применении к ползункам звуковых каналов на микшере.

Хедлайне. Это лидер в данной музыкальной программе или концерта, фестиваля. Группа, диджей (сольный исполнитель) имущий большой рейтинг популярности, собирающий на свои концерты сотни (тысячи) человек, имя которого стоит в заголовке афиши. Обычно выступает одним из последних.

Хук. Яркий и запоминающийся пассаж, риф или фраза композиции. Обычно короткий, длиной один-два такта. Хук часто содержится в припеве.

Шпиндель (центральный шпиндель, ось). С ним совмещают отверстие пластинки при установке ее на блин.

Эквалайзер. Устройство или программная функция, позволяющая изменять (выравнивать) амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала. Позволяет корректировать уровень сигнала в зависимости от частоты – например, усилить басы или ослабить высокие частоты.

Экспандер (динамического диапазона). Устройство или функция компьютерной программы, предназначенная для расширения динамического диапазона звукового сигнала. Имеет принцип работы, обратный компрессору.

Яблоко. Наклейка в центральной части пластинки. Обычно содержит информацию о релизе: лейбл, исполнитель, список треков и т.д.

Диджей. человек, который играет (проигрывает) записанную музыку для других людей. Именно так, не больше и не меньше. Хорошенько вчитайся в это предложение еще раз. Как видишь, в нем ни слова не говорится о том, что DJ создает музыку, или что он умеет скретчить, или что настоящий диджей обязательно играет на виниловых пластинках. Вообще, мне кажется, что большинство мифов, связанных с профессией диджея, связано с третьим словом в этом определении: «играет». В английском языке слово "play" применительно к работе диск-жокея обычно употребляется в смысле «проигрывать», «ставить» музыку. В русском же – в результате буквального перевода – это слово неверно воспринимается в смысле «исполнять». А между тем диджей именно ставит музыку (причем чаще всего чужую), а не исполняет ее, как это делает пианист или скрипач. Конечно, проигрывать треки для аудитории можно по-разному. Можно просто включать следующую композицию после того, как закончилась предыдущая. А можно дополнять треки звуковыми эффектами, делать между ними плавные переходы без пауз, накладывать отрывки разных композиций друг на друга или, в конце концов, скретчить. При этом конечный результат может настолько отличаться от оригинального материала, что впору говорить об игре на вертушках как об игре на музыкальном инструменте (как, например, в случае турнтаблизма). И все же суть того, что делает DJ, остается неизменной: он ставит музыку.

Конечно, тот же человек может и сам писать музыку. Но это уже вне полномочий ди-джея. А того, кто пишет музыку, в «развитых странах» принято называть продюсером. У нас же многие под этим словом воображают дядю с деньгами, отвечающего за раскрутку. То есть многие называют не тех людей не теми званиями.Приписывание ди-джею свойств продюсера, вероятно, сложилось благодаря тому, что многие продюсеры одновременно являются ди-джеями и при этом именуют себя именно ди-джеями. Трудно при таком положении вещей не проникнуться мыслью, что авторы музыки - исключительно ди-джеи. Усугубляет всё то, как оформляются отдельные единицы творчества (например, файлы). Вряд ли у непосвященных людей возникнут сомнения по поводу авторства после прочтения такого заголовка вроде «DJ Vip - Super Puper Mega Bass». И ни капли информации о реальном авторе. Пример утрирован. Есть куча вариаций: трек был в миксе ди-джея, трек является ремиксом и т. д. От «ди-джеев» недалеко и до «продюсеров». Как же не считать продюсера богатым дядькой, если тут и там доносится это слово на главных позициях в титрах самых популярных фильмов? В словаре можно увидеть перевод слова «producer» - производить. Пускай это слово напрочь лишено романтики, но зато оно максимально точно выражает главенство в творческом процессе (в процессе создания, если угодно).

Продюсер – это в первую очередь человек, который выпускает (производит) некий штучный, уникальный шоу-товар. Это может быть концерт, альбом, мюзикл, фильм, телепрограмма и даже, собственно, целый артист (стиль, музыкальное направление, тексты, имидж, марка автомобиля, пресса, ТВ, скандалы)Главное, чем должен обладать продюсер - это отнюдь не деньги (зачастую, их у него и нет в достаточном количестве) а интуитивное ЗНАНИЕ, основанное на многолетнем ОПЫТЕ - что будет востребовано публикой и как ее (публику) убедить в том, что его артист (фильм, мюзикл, шоу) - это именно то, чего она ждала все эти годы.
Очень часто продюсер, понимая, что его подопечные не справляются с поставленной задачей, сам пишет музыку, тексты, встает за микшерский пульт в студии и даже переигрывает партии вместо музыкантов - членов продюссируемой группы. В отличие от ди-джея, рамки такой «профессии», как «продюсер» размыты. Например, он может быть, а может и не быть звукорежиссером, оператором, барабанщиком и т. д. Но именно он определяет, каким будет результат. Недаром в обзорах фильмов пишут, что режиссеры идут на поводу у продюсеров. Такая вот важная позиция. Но диапазон намного глубже той поверхности из богатых дядек. Продюсером может быть совершенно любой. Написали свой первый трек, записали самостоятельно первую песню, сняли клип (хоть даже на мобильник)? Вы продюсер. Справедливость не на последнем месте. Рядовой слушатель не утруждает себя проверкой авторства. Двумя буковками за десяток лет «доупотреблялись». В итоге буковки утратили свое значение. А ведь могли бы четко указывать на то, что представленная в заголовке персона не является автором трека. Каждый знал бы, что ди-джеи в клубах, а не на компакт-дисках. И, увидев на диске пару буковок, заинтересовался не только составителем компиляции, а ещё и реальными авторами. Ведь старания ди-джеев далеко не всегда сопоставимы со стараниями продюсеров.

На Западе диджеев принято разделять на три основные категории: радио-DJ, мобильные и клубные. Работа представителей каждой из этих категорий отличается своими особенностями.

Радио-DJ, как правило, приходится много говорить: принимать звонки слушателей, перемежать музыку новостями или рассказами об исполнителях – и все это, конечно, вдобавок к проигрыванию музыки в эфире. (Последнее, кстати, более характерно для авторских радиошоу. Те треки, которые ты слышишь на радио изо дня в день – на 90% результат работы программных директоров, которые составляют плейлисты на недели вперед.). Диджеи на радио, как правило, практически не вмешиваются в оригинальное звучание композиций и чаще всего ставят «альбомные», или «радио»-версии треков, длительность которых не превышает 4 минут.

Мобильные диджеи, или диджеи по найму – это ребята, которых ты видишь играющими на свадьбах, корпоративах или школьных дискотеках. Такие DJ располагают собственным набором аппаратуры, который они привозят с собой и устанавливают на вечеринках. Характер мероприятий, на которых приходится играть мобильным диджеям, вынуждает их иметь огромную коллекцию музыки самых разных направлений. Манипулирование звуком в работе этих диджеев-универсалов присутствует, но в ограниченном количестве из-за разнообразия стилей, которые им приходится играть. Говорить в микрофон мобильным диджеям приходится немного: чаще всего они озвучивают поздравления от гостей и «посвящения» треков.

Наконец, как ясно из самого названия, клубные DJ играют на вечеринках в ночных клубах. Эта категория профессии имеет наибольший налет гламура и связанных с ней легенд. Специфика клубных вечеринок предполагает четкую стилевую направленность, и поэтому многие клубные DJ позиционируют себя в рамках одного-двух стилей танцевальной музыки. Это, в свою очередь, дает им большую свободу в манипулировании проигрываемым материалом, некоторые аспекты которого (такие как сведение) в клубах считаются обязательными.

Категории продюсеров.

Театрального продюсера
Музыкального продюсера (существует также продюсер записи или саунд-трека ("sound producer"))
Продюсер игры (в индустрии компьютерных игр)
Продюсера фильма или телевизионного продюсера, которые могут подразделяться на:
Ассоциированный продюсер - выполняет ограниченные продюсерские функции под руководством продюсера.
Координирующий продюсер - координирует работу нескольких продюсеров.
Со-продюсер - выполняет функции продюсера вместе с остальными со-продюсерами в команде.
Исполнительный продюсер - контролирует работу других продюсеров; иногда инициирует производство, но обычно контролирует творческие и деловые аспекты производства (оставляя известную меру творчества за режиссёром).
Линейный продюсер - управляет работой персонала, регулирует технологические вопросы, бюджет, график работ и не вмешивается в творческий процесс.
Генеральный продюсер - инспектирует (обычно под руководством исполнительного продюсера) работу других продюсеров.

Так как «Секреты» в первую очередь посвящены ремеслу клубного диск-жокея, я хочу рассказать о работе этой категории профессионалов чуть более подробно. Как и другие его коллеги, клубный DJ по сути ставит – одну за другой – записанные композиции. При этом он:

  • Не ограничен в выборе носителя и может проигрывать треки как с виниловых пластинок, так и с CD или даже флеш-карт памяти;
  • Искусно накладывает начало каждого следующего трека на окончание предыдущего, чтобы избежать пауз между ними и сделать переходы максимально незаметными;
  • Может накладывать на треки звуковые эффекты или отрывки других композиций.

CD против винила

Первый вопрос, с которым тебе предстоит столкнуться при выборе оборудования, – покупать виниловые вертушки или CD-проигрыватели. (Есть и другие, более экзотичные варианты, но эти два – самые распространенные). От выбора типа проигрывателей, в свою очередь, будет зависеть, на каких носителях будет формироваться твоя коллекция музыки. Для начала я озвучу простую истину, которая будет центральной в разрешении вопроса.Для гостей на танцполе не имеет значения, на чем ты играешь: напластинках, CD, iPod-ах, с ноутбука или бобинного магнитофона – до тех пор, пока ты играешь качественную музыку, которая доставляет им удовольствие.Уяснив этот простой факт, становится понятно, что выбор между тем или иным носителем делается по твою, диджейскую, сторону пульта. Музыка на каком носителе более доступна? Что практичнее, винил или CD? Каким носителем удобнее манипулировать? Где более качественный звук?

Практичность

На один CD умещается в 2,5-3 раза больше звука, чем на типичную пластинку – и это притом, что диск во много раз легче и компактнее («компакт-диск» – это они не случайно придумали, верно?). Разницу легко прочувствовать на собственной шкуре, потаскав за собой кейс с 60-80 пластами на вечеринку и обратно. Даю гарантию, что после одного такого эксперимента ты будешь с завистью смотреть на коллег с CD-кейсом и наушниками в одной руке. Ситуация еще больше усложняется, когда ты становишься знаменитым. При перелетах из одного города в другой пластинки приходится сдавать в багаж, где с ними могут произойти разные неприятности – их могут побить или просто украсть. CD-кейс, с другой стороны, можно брать с собой как ручную кладь. А даже если с CD что-то и произойдет по дороге, у тебя на компьютере хранятся копии всех дисков (я надеюсь), и твоя музыка в сохранности. Наконец, считывание звука с пластинки происходит механическим способом по технологии 19-го века. Кроме того, что это приводит к износу как пластинки, так и иглы проигрывателя, так еще нужно регулярно очищать пластинки от пыли и грязи, которая на них скапливается. Я уже не говорю о том, что в клубах и на открытых площадках приходится применять особые меры для того, чтобы игла на пластинке не прыгала под влиянием басов из колонок.

Качество звука

Когда CD были еще в новинку, среди ценителей-аудиофилов было популярно мнение, что качество звука на них уступает винилу. Еще сейчас есть люди, которые говорят о неповторимой «глубине» и «бархатности» аналогового звука. Их противники говорят, что дело в особой АЧХ звука с пластинки, которая особым (хотя и приятным) образом искажает оригинальный звук. В любом случае, в щелчках и шипении винила нет ничего магического, а если вспомнить, что танцевальная музыка, выпускаемая на пластинках, все равно изначально создается и мастерится в цифре, то вопрос о качестве звука можно считать закрытым.

Примечание: Речь идет, конечно, о звуке CD-качества, а не об MP3-треках, записанных на CD. MP3 – это по определению стандарт сжатия звука с потерями, поэтому ухудшение качества неизбежно. С другой стороны, эта потеря на практике зачастую не так бросается в глаза, как шипение пластинки.

Доступность музыки. С развитием Интернета вопрос доступности цифровой музыки даже как-то неловко затрагивать. И дело не в пиратских сайтах и сервисах, позволяющих пользователям загружать треки в MP3. Тенденция такова, что все больше лейблов сами предлагают свои треки к платной загрузке. В результате выигрывают все: диджеи получают свежую музыку быстрее, а лейблы избавляются от затрат, связанных с необходимостью выпускать релизы на физическом носителе. В то же время, магазины пластинок даже в крупных городах обычно можно перечесть по пальцам. Например, в Киеве таких нет вообще и единственный способ купить пластинки – заказать их по почте из Европы. Учитывая высокую стоимость – $10-12 за пластинку (плюс стоимость доставки), а также время пересылки, о доступности говорить сложно.

Удобство манипулирования звуком

Если пока все однозначно говорило в пользу CD, то с этого места читай внимательнее. С появлением проигрывателя Pioneer CDJ-1000 – первого CD-проигрывателя с качественной эмуляцией винила – плееры вплотную приблизились к вертушкам по возможностям тактильного контроля над звуком. Но все равно не настолько, чтобы настоящие воины скретча отказались в их пользу от пластинок (как бы рекламные проспекты компании Pioneer не намекали на обратное). С другой стороны, для обычного сведения функциональности CD-плееров было достаточно и до появления CDJ-1000. Так что если ты не собираешься всерьез заниматься турнтаблизмом то можешь не волноваться по поводу контроля над звуком. Кроме того, современные CD-проигрыватели позволяют делать такие трюки (как хотя бы зацикливание отрывков трека), которые на пластинках невозможны без дополнительного оборудования.

Гламур

В каждом правиле есть исключения. Да, гостям музыка важна гораздо больше, чем то, с чего ты ее играешь. В то же время, в общественном сознании связь «диджей – пластинки» еще настолько сильна, что ее нельзя совсем игнорировать. Не знаю, в чем тут дело – в дороговизне пластинок, их меньшей доступности (и потому «элитарности»?) или еще в чем-то, но часто на подсознательном уровне игра с пластинок ассоциируется у людей с лучшим качеством музыки и самого диджея. Как следствие, сама по себе игра с пластинок до недавнего времени вызывала большее уважение не только гостей на танцполе, но даже промоутеров и арт-директоров клубов (проверено). Сейчас ситуация вроде бы выравнивается, особенно по мере того, как все больше звезд отказываются от винила в пользу цифрового звука. Момент гламура нельзя недооценивать. Девочкам пластинки определенно кажутся сексуальнее!

Итоги

Как у пластинок, так и у цифровых носителей есть свои плюсы и минусы. Если тебе показалось, что я пою дифирамбы CD – это не так, особенно если учесть, что винил пока остается моим основным носителем (девочки, девочки!). Просто, как это ни печально, я считаю, что прогресс идет вперед и пластинки отживают свой век.Хорошего диджея это не должно беспокоить; его главный актив – музыкальный вкус и умение создать нужное настроение на танцполе.

Музыка, которую играет клубный диджей, тоже имеет свои особенности. На танцполах ночных клубов обычно звучат особые, удлиненные версии танцевальных треков, которые выпускаются специально для DJ. Так, если радио- (она же альбомная) версия композиции звучит 3-4 минуты, то для DJ-версии того же трека 6-8 минут – обычное дело. Конечно, три перечисленные категории диджеев – лишь приблизительное разделение. КлубныйDJ может иметь свое радиошоу, во время которого он играет танцевальные треки в эфире так, как обычно делает это в клубе. А мобильный диджей, выступление которого ты сегодня видел на дне рождения подруги, может быть диджеем-резидентом какого-либо из клубов. В любом случае, я надеюсь, что после прочтения этой статьи твое понимание работы DJ стало намного более ясным. Как видишь, работа диск-жокея – это отнюдь не тайна за семью печатами, а вполне доступное для понимания занятие. Я делаю его еще более понятным и осязаемым. Не останавливайся!

Материал взят с поисковых систем.