Музыкальный диктант. Как научиться писать диктанты по сольфеджио

В курсе сольфеджио обучение подразумевает не только практические упражнения данной и смежных дисциплин, но и всю музыкальную деятельность учащегося, закрепляющую его знания. Таким «закрепляющим» моментом является запись музыки, т.е. музыкальный диктант. В самом деле, для того, чтобы записать исполняемый в данную минуту отрывок музыкального произведения или зафиксировать звучащую в памяти музыку, следует обладать хорошо развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний. Чтобы ясно и совершенно конкретно проанализировать то, что слышишь, недостаточно осознать закономерности музыкальной речи данного отрывка, надо уметь грамотно, на основе полученных теоретических знаний, записать эту музыку. Здесь вполне уместно провести аналогию с навыками в обучении чтению и письму на родном языке. Длительный путь постижения грамоты необходим для того, чтобы создать неразрывную связь видимого – слышимого, связи непосредственной и прямой.

Наиболее полной формой анализа слышимого является запись музыки – музыкальный диктант. Диктант - это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.

Основные задачи, которые стоят перед педагогом в работе над диктантом, следующие:

  • создавать и закреплять связь слышимого и видимого (нотных знаков), то есть научить слышимое сделать видимым;
  • развивать память и внутренний слух;
  • использовать диктант как средство для закрепления и практического освоения знаний и навыков.

Совершенно очевидно, что сложный процесс записи диктанта («слышу-понимаю-записываю») требует не только определенных знаний, уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Это одна из важнейших задач методики сольфеджио – показать, как учить писать диктант.

В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности: 1) мышление, обеспечивающее осознание слышимого; 2) память, дающая возможность, припоминая, уточнять услышанное; 3) внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы. Кроме того, диктант предполагает наличие теоретических знаний, помогающих грамотно записать услышанное.

Таким образом, прежде чем приступать к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе, что все указанные выше стороны музыкальных способностей и слуха (мышление, память, внутренний слух, знания) достаточно ясно проявились на предыдущих занятиях и были закреплены в других формах работы- в интонационных и ритмических упражнениях, в чтении с листа и в анализе на слух. Это особенно важно в занятиях с детьми: их общее интеллектуальное развитие, навыки письма, способность к сознательной деятельности воспитываются постепенно. Поэтому целесообразней всего начинать работу над записью музыки во втором классе музыкальной школы, а в первом классе повести большую подготовительную работу. Иначе могут сформироваться неверные навыки и неправильные приемы процесса записи, которые останутся на всю жизнь.

Работа над диктантом в основном проходит в классе, на уроках. Поэтому очень важна правильная организация процесса записи, а также обстановка, которую педагог создает в классе. Опыт многих преподавателей дает возможность рекомендовать следующую методику процесса записи.

Прежде всего необходимо собрать внимание, пробудить интерес к тому, что будет сыграно. Перед первым проигрыванием не следует давать настройку, чтобы не мешать первому, непосредственному восприятию музыки. Можно вначале назвать автора, произведение, сказать, какие инструменты его исполняют. Первое исполнение диктанта, должно быть, по возможности, красивым, выразительным, в настоящем темпе. Для того чтобы музыка запомнилась учащимся, стала интонационно близкой, полезно с самого начала проиграть пример не один раз, а два – три раза подряд.

После этого можно провести беседу в классе, выяснить результат первых, наиболее общих впечатлений: определить лад, размер, структуру и т.д. Затем дается настройка, и диктант снова проигрывается, причем учащимся предлагается уточнить ладогармонические, структурные, метроритмические особенности музыки и приступить к записи, главным образом, по памяти.

Педагогу важно убедиться в том, что учащиеся действительно помнят мелодию диктанта и, следовательно, могут приступать к записи. Практика показывает, что вредная привычка ждать очередного проигрывания для того, чтобы записать еще несколько звуков, рождается именно тогда, когда учащиеся стремятся скорее начинать писать, не проверив свою память. Только неукоснительная и постоянная проверка педагогом степени запоминания диктанта воспитывает у учащихся правильный навык – писать по памяти, а также способствует развитию памяти и внутреннего слуха.

Роль педагога в процессе работы класса над диктантом очень ответственна – он должен, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу, учить писать. К сожалению, часто приходиться встречаться с тем, что педагог «диктует» и затем ждет, когда способные ученики напишут быстро и верно, а более слабые - плохо, с ошибками или совсем не смогут закончить.

Руководя работой класса, педагог обязан знать индивидуальные особенности каждого ученика и учитывать их. Кроме общеклассных замечаний, советов и объяснений приемов записи, следует давать и индивидуальные советы, задания, приемы, необходимые на данном этапе отстающим ученикам.

Очень важно воспитывать у учащихся способность самоконтроля, выработать умение найти свою ошибку. Проходя по рядам в классе и проверяя процесс записи, педагогу не следует самому пропевать неправильно записанное (как, к сожалению, это делают многие). Он должен найти способы привлечь внимание ученика, заставить его самого спеть неверную запись или попросить, сыграв на инструменте, найти и исправить ошибки.

Как правило, учащиеся должны писать диктант молча, основываясь на внутреннем слухе. Но тем, у кого внутренний слух еще слабо развит и музыкальные представления неясны, непрочны, можно разрешать тихо напевать вслух при записи, чтобы приучить к точности интонации, к более ясному различению звуковысотных взаимоотношений звуков. Только постепенно, приучая учеников напевать все реже и тише, можно, развивая их внутренний слух, воспитать точность слуховых представлений и тем самым сделать ненужным напевание вслух.

Особенно это относится к вокалистам. В силу специфики певческого рефлекса движения голосовых связок помогут им в восприятии и осознании мелодии. Внутренние представления вырабатываются у них медленно, и даже при мысленном пении они в большой степени связаны с движениями голосовых связок и гортани. Учитывая это, можно первое время всем разрешать напевание при записи, постепенно переводя внешний, звучащий контроль над слуховыми представлениями в мысленный.

На ранних этапах следует требовать, чтобы все ученики дирижировали при записи. Но в дальнейшем более развитые учащиеся обычно сами перестают дирижировать, заменяя внешние жесты четким внутренним ощущением пульсации мелодии. Педагогу ни в коем случае нельзя при исполнении диктанта выделять, «выстукивать» сильную долю – это своего рода подсказывание.

Как уже говорилось, первые два-три проигрывания примера должны быть в правильном темпе, чтобы учащиеся верно восприняли и запомнили выразительный характер примера. В дальнейшем, когда в процессе записи диктант проигрывается еще несколько раз для уточнения и сверки с записью, темпа можно несколько замедлить.

Количество проигрываний зависит от музыкального материала, от того, насколько развита память учащихся. Многие педагоги для быстроты записи играют диктант по частям. В некоторых случаях, например, при записи многоголосных примеров большого объема (10-16 тактов) такое разделение возможно. Но обычные диктанты (в 6-8 тактов) не следует делить, чтобы не нарушать логику и цельность музыки. Лучше вначале допускать несколько большее число проигрываний.

В конце отведенного для записи времени диктант проверяется. Для проверки можно использовать как коллективные, так и индивидуальные формы:

  • пропевание всем классом;
  • коллективный разбор примера учителем перед всем классом (называются ноты, аккорды, ритм, штрихи и т.д.);
  • индивидуальная проверка педагогом тетрадей учащихся;
  • проигрывание каждым учащимся своей записи в тетради и самостоятельная проверка и исправление ошибок;
  • сравнение учеником записи с оригинальным текстом дома (в том случае, если это возможно).

Важно, чтобы организация процесса записи диктанта правильно воспитывала внимание и восприятие учащихся, чтобы соблюдался принцип продвижения от общего к частному, от восприятия и запоминания художественного образа произведения к анализу выразительных средств музыкального языка и в итоге к записи, фиксации слышимого.

Поскольку воспитание навыка записи музыки – одна из ответственных и трудных задач для педагога, необходимо научить ученика записывать музыку. Ниже предложены для этой цели некоторые практические приемы.

Одноголосие

  1. Структура . Для того чтобы учащийся не воспринимал мелодию как сумму разных звуков, не записывал отдельно ноту за нотой, нужно, чтобы до записи он уяснил себе структуру мелодии, количество построений, фраз, характер заключительных оборотов. Запоминая и записывая мелодию по фразам, иногда даже по отдельным оборотам, нельзя терять перспективу целого, то есть ладовые взаимоотношения, ощущение опоры на устойчивые звуки тональности и отдельные ступни лада.
  2. Лад . Определение ладофункционального значения отдельных частей и оборотов должно быть основой записи диктанта, одним из средств самостоятельной проверки написанного. При этом учащийся должен уметь:
  • определять (и записывать) звуки в начале и в конце каждой фразы;
  • сверять ряд звуков какой-нибудь фразы (построения) с ладовой настройкой (с опорными звуками) или между собой;
  • каждое новое построение начинать, исходя из общей ладовой настройки. Никогда не опираться на интервал между двумя фразами, разделенными цезурой;
  • находить и использовать при записи предварительно осознанные формообразующие элементы: повторения, секвенции, имитации, варьирование, расширение и другие;
  • при записи мелодий более сложных, с альтерацией и хроматизмами, уметь выделить опорные, стержневые звуки мелодии, и по ним находить нужный звук или целый мелодический оборот.

3. Линеарность . Уметь записывать ряды звуков или отдельные интонационные обороты, осознавая линию движения мелодии (плавная, скачкообразная, опевание звуков, вспомогательные и т.д.) Излишняя и вредная проверка каждого интервала в таких распространенных видах движения приводит к тому, что учащиеся, «выверяя» расстояние между ступенями лада (даже между соседними звуками), теряют перспективу целого.

4. Интервалы. Значение интервалов при записи мелодии бесспорно очень велико, на знание их должно быть не началом, не основой методики, а итогом осознания структурных, ладовых и графических (линеарных) особенностей мелодии. Ориентация на интервал возможна в следующих случаях:

а) при больших, широких скачках в мелодии;

в) при записи мелодий с отклонениями и модуляциями (так как запись звуков в момент сдвига, выхода из основной тональности и перехода в новую требует определения именно интервала).

Вместе с тем очень важно (и обычно трудно дается) умение обобщать группу звуков в одну интонацию, в аккорд, встречающийся в мелодии в разложенном виде, а не записывать его по отдельным интервалам.

5. Метроритм . Методы осознания метроритмической организации звуков при их записи тесно связаны со специфической областью восприятия и часто требуют особых приемов для освоения. В методике диктанта следует исходить с самого начала из того, что звуковысотные и метроритмические соотношения неотделимы друг от друга и только в единстве их образуется логика и смысл мелодии. Правда, в процессе педагогической работы над записью диктанта это – одна из самых трудных методических задач. По вопросу о значении звуковысотных и метроритмических связей для осознания мелодии до сих пор нет единого мнения.

Одни педагоги считают, что вначале следует освоить ритмическую сторону и предлагают выписывать над нотоносцем ритмическую схему, по тактам. Другие, наоборот, предлагают сначала точками наметить все звуки мелодии, а затем уже оформлять их ритмически.

Думается, что тот и другой способ методически неправильны, так как они вынуждают учащихся, слушая мелодию, искусственно сосредоточивать внимание на какой-нибудь одной стороне, абстрагируя другую.

Более правильно с самого начала в предварительной беседе обратить внимание на выразительную сторону ритма, так же как на лад, тональность, структуру.

В процессе записи следует одновременно оформлять в каждом построении, в каждой фразе и высоту, и ритм. При этом важно приучить учащихся:

  • определив темп, размер, продирижировать мелодию;
  • мысленно вспоминая мелодию, слегка простучать ритмический рисунок;
  • запомнив построение, сразу осознавать его ритмическую организацию, группировку звуков вокруг сильной доли;
  • в процессе записи прежде всего фиксировать сильные доли такта, затем звуки, составляющие долю; это особенно важно при записи мелодий с большим количеством мелких длительностей. После определения начальных звуков каждой доли яснее выявляются ритмические группы, и дальнейшее их осознание уже может быть сделано чисто арифметически (логически);
  • осознавая какую-либо ритмическую группу, нужно дирижировать так, чтобы не разрывать мотив или фразу. Ни в коем случае нельзя останавливаться перед сильной долей или пытаться дирижировать одну долю, ведь ритмическая группа – это соотношение длительностей в рамках размера, во времени.

Двухголосие

В работе над освоением многоголосия первым этапом является запись двухголосной музыки. Начинать двухголосные диктанты можно тогда, когда уже выработаны навыки записи одноголосной мелодии, которые лягут в основу дальнейшей работы над многоголосием. Но поскольку восприятие двух – и многоголосия представляет собой новое качество музыкального слуха, для овладения им требуются новые методические приемы, новая систематика. В практике преподавания используются различные методы первоначальной работы над двухголосным диктантом.

Одни педагоги практикуют систему записи «по голосам», то есть фиксации линии каждого голоса отдельно, по горизонтали. Такая система очень полно и последовательно разработана Н. Ладухиным в его пособии «Тысяча примеров музыкального диктанта». При этом объединение двух мелодий осуществляется лишь временной, ритмической стороной. Хотя это прием практически полезен и в отдельных случаях может быть применен в дальнейшем, на первом этапе он не способен развитию гармонического слуха учащихся, не опирается на осознание фонической сторон гармонических интервалов и ладофункциональных связей.

Другой, противоположный способ, предлагаемый Островским, состоит в том, что вначале учащимся предлагается при слушании двухголосия строго гармонического склада (то есть ряда интервалов) записывать цифровкой, без нот, только название интервала; цель такого способа – добиться определения на слух гармонического комплекса. При всей полезности такого метода он не может быть рекомендован, так как абстрагирует сознание учащихся от слышания мелодического начала музыки и нарушает цельность музыкального впечатления.

Примеры подголосочного склада являются методически удобной формой для перехода от одноголосия к двухголосию. Здесь максимально используется умение записывать одноголосие, ведущую мелодию и вместе с тем хорошо организуется слушание вертикали вы момент появления двухголосия. Возможность записи каждого из голосов по отдельности почти исключена, так как голоса то сливаются, то разделяются на два. Учащимся рекомендуется записывать мелодию, а в местах появления двухголосия подписывать образующийся интервал.

Вначале эти диктанты записываются на одной строке в инструментальной группировке. По мере усложнения интервального состава мелодии при записи примеров сплошного двухголосия ритм в голосах не должен усложняться.

Беря за основу методики именно этот третий метод, рекомендуем постепенно воспитывать у учащихся следующие навыки:

  1. Записывая мелодию, сразу фиксировать в некоторых местах (главным образом, на сильных, опорных моментах) образующийся интервал, обращая внимание в первую очередь на его гармоническое звучание.
  2. В тех примерах, где оба голоса подвижны – уметь выявить линию каждого голоса, особенно нижнего.
  3. В полифонических примерах, где используется прием записи по горизонтали, не забывать о необходимой проверке гармонического звучания по вертикали, особенно на опорных долях и в моментах завершения тех или иных частей формы (в кадансирующих оборотах).
  4. При записи примеров, где нижний голос представляет собой основу гармонии (гармонический бас), уметь направить свое внимание на осознание ладофункциональных связей, на правильное понимание структуры примера.

Дальнейшее усложнение музыкального материала за счет использования фортепианной фактуры, где бас основан на гармонической фигурации, потребует от учащихся умения объединять группу звуков в аккорд, писать не линию голоса по горизонтали, а выражать в соответствующей фигурации услышанную гармонию, то есть вертикаль. Такой тип диктантов явится переходом к записи четырех- и трехголосных диктантов.

Существует много различных форм диктантов, разных приемов работы, применяя которые, педагог должен помнить, что главная задача – научить писать.

Одна из наиболее употребляемых форм – контрольный диктант – представляет собой проверку успеваемости учащихся. Но не следует давать контрольные диктанты слишком часть, лучше использовать для работы другие формы и приемы. В детских музыкальных школах соотношение разных форм диктантов с контрольным должно быть 3:1, то есть три урока дети учатся писать и лишь на четвертый – контрольный. В училище и вузе число контрольных может быть увеличено – это соотношение будет зависеть от темы или задачи, поставленной педагогом.

Освоению новых трудностей в диктанте всегда должна предшествовать проработка их в других формах работы: в интонационных упражнениях, анализе на слух, чтении с листа.

Одноголосные диктанты

1. Подготовительные формы.

Задача этого раздела – воспитать правильный процесс записи, содержащий следующие приемы:

а) Переписывание нотного текста. Задача учащихся на этом этапе очень проста: выработать нотный почерк, научиться писать аккуратно, чисто, соблюдая все правила штилей, группировки и т.д.

Материалом служат мелодии, записанные в классе, переписанные из сборников сольфеджио. Постепенно усложняя задания, можно переписывать одну партию из двухголосного хора, одну мелодию из фортепианной пьесы или партию своего инструмента в ансамбле. При этом необходимо строго соблюдать важное методическое правило: переписывать только то, что знакомо на слух и ясно представляется внутренним слухом в процессе письма. Это с самого начала будет содействовать закреплению связи между видимым и слышимым.

б) Подбирание на фортепиано знакомой мелодии и затем самостоятельная запись ее на нотном стане.

в) Письменное транспонирование подобранных знакомых мелодий.

г) Устные диктанты. После того, как мелодия выучена по слуху (с текстом или на слоги) и чисто исполняется хором, весь класс под руководством педагога определяет название нот, мелодия сольфеджируется с дирижированием и затем записывается в тетрадь, оформленная ритмически.

д) Ритмическое оформление записанных на доске нот, составляющих знакомую мелодию.

ж) Диктант с «ошибками». После того как учащиеся просольфеджировали устно мелодию, педагог записывает ее на доске, умышленно делая ошибки как в ритме, так и в отдельных звуках. Учащимся предлагается найти и исправить ошибки, не прибегая к инструменту. Практика показывает, что это веселое упражнение очень помогает при проверке своей записи, приучает к самоконтролю, что очень помогает на всех этапах обучения.

2. Различные формы диктантов.

Все вышеперечисленные подготовительные формы, когда учащиеся не записывают самостоятельно и полностью мелодию, имеют своей целью воспитать правильные навыки и подготовить к самостоятельной записи диктантов.

Диктант показательный . Цели и задача этой формы работы – показать учащимся процесс записи. Диктант проводится самим педагогом или может быть поручен кому-либо из учеников. Запись ведется на доске, попутно объясняется весь путь осознания слышимого. Такая форма удобна и полезна при освоении новых трудностей, при знакомстве педагога с новой группой учащихся, так как дает возможность установить общую для всех методику процесса записи.

Диктант с предварительным устным анализом . Разбирая пример, педагог может анализировать не только темп, размер, структуру,

Но и некоторые интонационные обороты, ритмические фигуры, проигрывать или напевать их. Эта форма удобна при усвоении новых трудностей или перед сложным диктантом.

Диктант эскизный, по частям . Педагог предлагает записывать не весь диктант с начала, а отдельные его части. Например, только второе предложение или мотив секвенции, или только каденции первого и второго предложения и т.д.

Подобная разновидность диктанта должна применяться на любом этапе обучения до тех пор, пока учащиеся не привыкнут пользоваться эскизной записью самостоятельно, без напоминаний педагога. Особенно целесообразна эта форма для многоголосных диктантов.

Диктант с настройкой и в произвольной тональности . Обычно после первого прослушивания дается настройка и устанавливается тональность. При этом полезно привлекать учащихся к определению тональности, основываясь на чувстве тональной краски. Если на первом этапе настройка должна быть длительной, прочно закреплять тональность, то в дальнейшем она сокращается и в результате учащиеся должны уметь настроиться сами по данному звуку или аккорду.

Иногда следует давать диктанты без определения тональности. Настройка при этом играется или поется без названия нот.

Такая форма диктантов полезна для работы над «самодиктантом», то есть записью знакомых мелодий по памяти.

Диктанты для развития памяти. Хотя вся работа над диктантом основана на внутреннем слухе и нацелена на развитие памяти, все же бывает полезно применять специальные формы для развития памяти:

а) пример играется два – три раза. Каждый учащийся после прослушивания записывает то, что успел запомнить;

б) Пример играется три – четыре раза, проверяется его запоминание, а затем учащиеся приступают к записи;

Можно изменить задание: не записывать, а сыграть пример на фортепиано.

Очень важно, последовательно увеличивая объем памяти, умело подбирать примеры. Надо помнить, что ясность структуры помогает запоминанию, и потому начинать лучше всего с коротких попевок-тем, состоящих из одного мотива. Затем усложнять их, включая повторность, варьирование, более сложные структуры, доведя диктуемый материал до периода.

Самодиктант, или запись знакомой музыки. Записывать можно знакомые мелодии, а также темы или отрывки тех произведений, которые были пройдены учащимися в классе по специальности, в курсе музыкальной литературы. Можно записывать мелодии собственного сочинения или сочинить, дописать второе предложение к данному первому и т.д. Прежде чем задавать « самодиктант» на дом для самостоятельной тренировки, необходимо несколько раз провести такую форму диктанта в классе, на уроке.

Чередуя в процессе работы разные формы диктантов, педагог обеспечивает усвоение учащимся правильной методики работы.

Двухголосные диктанты

г) запись функций в примерах, где нижний голос представляет собой гармонический бас.

а) диктанты в виде гармонических схем по типу указанных выше примеров;

б) диктанты с неполной записью, то есть с записью только крайних голосов (верхнего и нижнего) и проставлением гармонических функций.

Полифонические примеры могут записываться следующими примерами:

  • записывается только тема и ответ в предварительно размеченных тактах;
  • записывается один из голосов по горизонтали от начала до конца;
  • записываются только противосложения к заранее выписанным педагогом проведениям темы.

Возможны также диктанты с применением различных типов фактуры, особенно фортепианной, разнотембровые диктанты. Полная запись музыкальных произведений. Предназначенных для различных видов исполнения, различных составов, ансамблей.

Занятия диктантом должны не только способствовать развитию слуха учащихся, но и научить их практически записывать слышимую музыку. Поэтому следует брать материал для диктантов из художественной музыкальной литературы: песни, романсы, отрывки из инструментальной хоровой и даже симфонической музыки.

Педагог не должен забывать, что запись диктанта - не только специальное упражнение для развития слуха, памятия. Практического умения записывать музыку, но и средство для воспитания общей музыкальности.

Список используемой литературы

  1. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. М.,1953
  2. Барабошкина А. Методика преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. Л.,1963
  3. Биркенгоф А.Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. М.,1979
  4. Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. М.,1966
  5. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М.,1986
  6. Незванов Б.Интонирование на уроках сольфеджио. Л.,1985
  7. Островский А.Методика теории музыки и сольфеджио. Л.,1970

Музыкальный диктант является одной из наиболее важных, ответственных и сложных форм работы на уроке сольфеджио. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.

В работе над музыкальным диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся, определяется уровень их слухового развития. Это своеобразный итог всего процесса обучения, ведь именно в диктанте учащийся должен показать с одной стороны, уровень развития музыкальной памяти, мышления, всех видов музыкального слуха, а с другой – определенные теоретические знания, помогающие ему грамотно записать услышанное.

Целью музыкального диктанта является воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и быстрого закрепления их в нотной записи.

Основными же задачами работы над диктантом можно назвать следующие:

  • создавать и закреплять связь видимого и слышимого, то есть научить слышимое сделать видимым;
  • развивать музыкальную память и внутренний слух учащихся;
  • служить средством для закрепления теоретических и практических навыков учащихся.

Этап подготовки к записи музыкального диктанта

Процесс записи диктанта требует выработки особых, специальных навыков и поэтому прежде чем приступить к этой форме работы, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к ней очень хорошо. Целесообразно приступать к записи полноценных диктантов только после определенной подготовки, длительность которой зависит от возраста, степени развития и восприимчивости группы. Подготовительная работа, которая закладывает у учащихся фундаментальную базу навыков и умений, обеспечивающую в дальнейшем возможность грамотно и безболезненно записывать музыкальные диктанты должна состоять из нескольких разделов.

Освоение нотной записи.

Одна из наиболее важных задач начального периода обучения в курсе сольфеджио – это формирование и развитие навыка “быстрой записи” звуков. С первых уроков следует приучать учащихся к правильной графической записи нот: маленькими кружочками, не очень близко друг к другу; следить за верным написанием штилей, знаков альтерации.

Освоение длительностей.

Совершенно неоспоримый факт, что правильное метроритмическое оформление мелодии представляет для учащихся еще большую трудность, чем ее непосредственная нотная запись. Поэтому “ритмической составляющей” диктанта нужно уделять особое внимание. На первоначальном этапе обучения очень важно, чтобы учащиеся просто хорошо усвоили графическое изображение и название каждой длительности. Параллельно с усвоением графического изображения длительностей и их названий нужно работать и над непосредственным осознанием длинного и короткого звука. После того как названия и обозначения длительностей хорошо усвоены, необходимо заняться освоением понятий такт, доля, метр, ритм, размер. Как только дети осознали и усвоили эти понятия, необходимо вводить практику дирижирования. И только после всей этой работы следует приступить к объяснению дробления долей. В дальнейшем учащиеся будут знакомиться с различными ритмическими фигурами и для лучшего их освоения эти ритмические фигуры обязательно следует вводить в музыкальные диктанты.

Переписывание нот.

В первом классе представляется очень полезным простое переписывание нот. Правила нотной каллиграфии просты и не требуют такой детальной проработки, как правописание букв. Поэтому все упражнения, связанные с правильной записью нотных текстов, можно перенести на домашние задания.

Усвоение порядка нот.

Очень важным на первом этапе обучения представляется и слуховое усвоение порядка нот. Четкое понимание нотной последовательности вверх и вниз, осознание отдельной ноты во взаимосвязи с другими, умение четко и быстро просчитать ноты по порядку, через одну или через две – это, в дальнейшем, залог успешной и грамотной записи полноценного диктанта. Практика показывает, что одного простого заучивания нот недостаточно. Необходимо довести этот навык до уровня автоматизма, чтобы ребенок воспринимал и воспроизводил ноты, практически не задумываясь. А это требует постоянной и кропотливой работы. Тут хорошо помогают различные игры в дразнилки, повторялки и всевозможные эхо. Но самую неоценимую помощь в этой работе оказывают секвенции.

Работа над осмыслением и слуховым восприятием ступени представляется одной из самых важных в выработке навыка записи музыкального диктанта. Работа над ступенями должна проводиться постоянно, на каждом уроке, и вестись по разным направлениям. Первое – это умение мыслить ступенями. Очень важна на первых порах выработка умения быстро и точно находить в тональности любую отдельную ступень. Тут снова могут помочь секвенции - распевки, которые заучиваются в течение нескольких уроков до автоматизма. Очень полезно петь последовательности ступеней; также хорошую помощь в такой быстрой ступеневой ориентации оказывает пение ступеней по ручным знакам и болгарской столбице.

Мелодические элементы.

Несмотря на огромное многообразие мелодического материала, в музыке имеется и достаточно большое количество стандартных оборотов, которые часто повторяются, прекрасно вычленяются из контекста и узнаются как на слух, так и при анализе нотного текста. К таким оборотам относятся звукоряды – трихорд, тетрахорд и пентахорд, движение от вводных тонов к тонике, опевания, вспомогательные ноты, а также различные модификации этих оборотов. После знакомства с основными мелодическими элементами необходимо выработать у учащихся быстрое, буквально автоматическое узнавание их как в нотном тексте в чтении с листа, так и в слуховом анализе. Поэтому и мелодические обороты на слух, и упражнения по чтению с листа, и диктанты этого периода должны содержать как можно больше этих элементов или просто состоять из них.

Очень часто мелодия движется по звукам аккордов. Умение вычленять знакомый аккорд из контекста мелодии – очень важный навык, который необходимо выработать у учащихся. Первоначальные упражнения должны быть направлены на чисто визуальное и слуховое восприятие аккорда. Неоценимую помощь в запоминании мелодики аккордов оказывают небольшие распевки, в которых нужный аккорд пропевается и называется одновременно.

Как известно, самую большую трудность в записи диктанта вызывают скачки. Поэтому прорабатывать их необходимо так же тщательно, как и другие мелодические элементы.

Определение формы.

Работа по определению, осознанию музыкальной формы имеет огромное значение для успешной записи музыкального диктанта. Учащиеся должны очень хорошо ориентироваться в местоположении предложений, каденций, фраз, мотивов, а также в их взаимосвязи. Эту работу нужно также начинать с первого класса.

Помимо всей этой подготовительной работы, очень полезны некоторые формы заданий, непосредственно подготавливающие запись полноценного диктанта:

Записывание по памяти ранее выученной песенки.

Диктант с ошибкой. На доске выписана мелодия “с ошибкой”. Педагог проигрывает правильный вариант, а учащиеся должны найти и исправить ошибки.

Диктант с пропусками. На доске выписывается фрагмент мелодии. Учащиеся должны услышать и заполнить пропущенные такты.

На доске выписана мелодия в виде ступеневой дорожки. Учащиеся, слушая мелодию, записывают ее нотами, правильно ритмически оформляя.

Запись обыкновенных ритмических диктантов.

На доске выписаны головки нот. Учащиеся должны правильно оформить мелодию ритмически.

Итак, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в первом классе закладываются главные, базовые навыки записи музыкального диктанта. Это - умение правильно “слушать”; запоминать, анализировать и понимать музыкальный текст; умение осмыслить его графически и правильно записать; умение правильно определить и осознать метроритмическую составляющую мелодии, четко продирижировать ее, ощущая пульсацию долей и осознавая каждую долю. Вся дальнейшая работа сводится только к развитию этих базовых умений и усложнению теоретического материала.

Формы музыкальных диктантов

Формы диктанта могут быть различными. При записи диктанта важно выбрать форму работы, наиболее подходящую для усвоения данной мелодии.

Диктант показательный.

Показательный диктант проводится педагогом. Цель и задача его - показать на доске процесс записи. Учитель вслух, перед всем классом, рассказывает учащимся, как он слушает, дирижирует, напевает мелодию и тем самым осознает ее и фиксирует в нотной записи. Такой диктант очень полезен перед тем, как перейти, после подготовительных упражнений, к самостоятельной записи, а также при освоении новых трудностей или разновидностей диктантов.

Диктант с предварительным анализом.

Учащиеся с помощью педагога определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 5 – 10 минут. Такую форму диктанта целесообразнее использовать в младших классах, а также при записи мелодий, в которых появляются новые элементы музыкального языка.

Диктант без предварительного анализа.

Такой диктант записывается учащимися в течение установленного времени, при определенном числе проигрываний. Такие диктанты более целесообразны в средних и старших классах, т.е. только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно анализировать мелодию.

Устный диктант.

Устный диктант представляет собой небольшую мелодию, построенную на знакомых учащимся мелодических оборотах, которую педагог проигрывает два - три раза. Учащиеся повторяют мелодию сначала на любой слог и только затем пропевают диктант с названием звуков. Следует как можно шире применять эту форму диктанта, так как именно устный диктант помогает осознанному восприятию учащимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.

“Самодиктант”, запись знакомой музыки.

Для развития внутреннего слуха следует предлагать учащимся “самодиктант”, запись знакомой мелодии по памяти. Конечно, эта форма не заменит полноценного музыкального диктанта, так как здесь отсутствует необходимость охватить и запомнить новую музыку, то есть не тренируется музыкальная память учащегося. Но для работы над записью на основе внутреннего слуха это очень хороший прием. Форма “самодиктанта” помогает также развитию творческой инициативы учащихся. Это очень удобная форма для самостоятельной, домашней работы, для тренировки в записи.

Контрольный диктант.

Безусловно, в процессе обучения должны присутствовать и контрольные диктанты, которые учащиеся пишут без помощи педагога. Их можно использовать при завершении работы над определенной темой, когда все трудности диктанта детям знакомы и хорошо усвоены. Обычно такая форма диктантов используется на контрольных уроках или экзаменах.

Возможны и другие формы диктанта, например, гармонический (запись прослушанной последовательности интервалов, аккордов), ритмический. Полезно записывать мелодии, ранее прочитанные с листа. Написанные диктанты полезно выучивать наизусть, транспонировать в пройденные тональности, подбирать к диктантам аккомпанемент. Необходимо также научить учащихся записывать диктант в разных регистрах, как в скрипичном, так и в басовом ключах.

Методические установки при написании диктанта

Выбор музыкального материала.

В работе над музыкальным диктантом одним из важнейших условий является правильный выбор музыкального материала. Музыкальным материалом для диктанта могут служить мелодии из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также, в некоторых случаях, мелодии, сочиненные педагогом. Педагог, отбирая материал для диктанта, должен прежде заботиться о том, чтобы музыка примера был яркой, выразительной, художественно убедительной, осмысленной и ясной по форме. Подбор именно такого музыкального материала не только помогает учащимся легче запомнить мелодию диктанта, но и имеет большое воспитательное значение, расширяет кругозор учащихся, обогащает их музыкальную эрудицию. Чрезвычайно важным является определение трудности примера. Диктанты не должны быть слишком трудными. Если учащиеся не успевают диктант осмыслить, запомнить и написать или пишут его с большим количеством ошибок, то они начинают бояться этой формы работы и избегать ее. Поэтому предпочтительнее, чтобы диктанты были проще, но их должно быть много. Усложнение диктантов должно быть постепенным, незаметным для учеников, строго продуманным и обоснованным. Нельзя также не отметить, что при подборе диктантов педагог должен применять дифференцированный подход. Так как состав групп обычно бывает “пёстрым”, то трудные диктанты нужно чередовать с более легкими, чтобы слабые ученики тоже могли полностью произвести запись, тогда как в сложных диктантах для них это не всегда доступно. При выборе музыкального материала для диктанта также очень важно, чтобы материал был подробно распределен по темам. Педагогом должна быть строго продумана и обоснована последовательность диктантов.

Исполнение диктанта.

Для того чтобы учащийся мог полно и грамотно зафиксировать на бумаге то, что он слышал, надо, чтобы исполнение диктанта было по возможности совершенным. Прежде всего, следует исполнять пример грамотно и точно. Никаких подчеркиваний или выделений отдельных трудных интонаций или гармоний нельзя допускать. Особенно вредно подчеркивать, искусственно громко выстукивая, сильную долю такта. Вначале следует исполнять отрывок в настоящем, указанном автором темпе. В дальнейшем, при многократном проигрывании, этот первоначальный темп обычно замедляется. Но важно, чтобы первое впечатление было убедительным и правильным.

Фиксация нотного текста.

При записи музыки педагог должен обратить особое внимание на точность и полноту фиксации на бумаге учащимися того, что они слышали. В процессе записи диктанта учащиеся должны: правильно и красиво писать ноты; расставлять лиги; отмечать цезурами фразы, дыхание; различать и обозначать легато и стаккато, динамику; определять темп и характер музыкального примера.

Основные принципы процесса записи диктанта.

Большое значение имеет та обстановка, которую педагог создает перед началом работы над записью диктанта. Опыт говорит, что наилучшая обстановка для работы над записью диктанта – это создание интереса к тому, что учащиеся сейчас услышат. Педагогу необходимо пробудить интерес к тому, что будет проиграно, сконцентрировать внимание учащихся, возможно – разрядить напряжение перед такой сложной работой, которую дети всегда воспринимают как некую “контрольную”, по аналогии с диктантом в общеобразовательной школе. Поэтому уместны небольшие “беседы” о жанре будущего диктанта (если это не является явной подсказкой метроритмической составляющей), композиторе, сочинившем мелодию, и тому подобное. В зависимости от класса и уровня группы, необходимо выбирать для диктанта мелодии, доступные по степени трудности; устанавливать время для записи и количество проигрываний. Обычно диктант пишется с 8-10 проигрываний. Перед началом записи необходима ладовая настройка.

Первое проигрывание – ознакомительное. Оно должно быть очень выразительным, “красивым”, в соответствующем темпе и с динамическими оттенками. После этого проигрывания можно определить жанр, размер, характер фраз.

Второе проигрывание должно идти сразу после первого. Его можно исполнить уже медленнее. После него можно побеседовать о конкретных ладогармонических, структурных и метроритмических особенностях музыки. Поговорить о каденциях, фразах и т.п. Можно сразу же предложить учащимся оформить заключительную каденцию, определить местоположение Тоники и то, как мелодия к Тонике подошла – гаммообразно, скачком, знакомым мелодическим оборотом и т.д. Такое начало диктанта “наоборот” оправдано тем, что заключительная каденция как раз больше всего “помнится”, пока весь диктант еще не отложился в памяти.

Если диктант длинный и сложный, если в нем нет повторов, то допускается третье проигрывание разделить пополам. То есть сыграть первую половину и разобрать ее особенности, определить каденцию и т.п.

Обычно после четвертого проигрывания учащиеся уже достаточно сориентированы в диктанте, запомнили его если не целиком, то хотя бы в некоторых фразах. С этого момента дети пишут диктант практически по памяти.

Перерыв между проигрываниями можно сделать больше. После того как большинство детей написано первое предложение, можно сыграть только вторую половину диктанта, которая осталась от незаконченного третьего проигрывания.

Очень важно не допускать “стенографирования” диктанта, поэтому при каждом проигрывании нужно просить учащихся отложить карандаши и стараться запомнить мелодию. Обязательным условием надо ставить дирижирование при проигрывании и записи диктанта. Если ученик затрудняется с определением ритмического оборота, нужно обязательно заставить его продирижировать и проанализировать каждую долю такта.

По окончании отведенного времени нужно диктант проверить. Диктант также нужно оценить. Можно даже не ставить оценку в тетрадь, особенно если ученик с работой не справился, но хотя бы в устной форме ее озвучить, чтобы он мог реально оценить свои умения и возможности. При оценке надо ориентировать ученика не на то, что у него не получилось, а на то, с чем он справился, поощрять за каждый, пусть и маленький успех, даже если ученик совсем слабый и диктанты ему не даются в силу природных особенностей.

Рассматривая психологические аспекты организации процесса записи диктанта, нельзя обойти вниманием важный момент местоположения диктанта в уроке сольфеджио. Наряду с такими формами работы, как развитие вокально-интонационных навыков, сольфеджирование, определение на слух, написанию диктанта уделяется больше времени, и его обычно относят на конец урока. Диктант, насыщенный сложными элементами, приводит к деформации урока, так как требует много времени. Неуверенность учащихся в своих силах приводит к потере интереса к диктанту, может возникнуть состояние скуки. Для того чтобы оптимизировать работу над музыкальным диктантом, лучше проводить его не в конце урока, а в середине или ближе к началу, когда внимание учеников ещё свежо.

Время для записи диктанта устанавливается педагогом, как уже говорилось, в зависимости от класса и уровня группы, а также в зависимости от его объема и трудности диктанта. В младших классах (1, 2 классы), где записываются небольшие и несложные мелодии, это обычно 5 – 10 минут; в старших, где трудность и объем диктантов увеличиваются – 20–25 минут.

В процессе работы над диктантом очень ответственна роль педагога: он обязан, работая в группе, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу, учить писать диктант. Просто сидеть у инструмента, проигрывать диктант и ждать, когда учащиеся его напишут самостоятельно, педагог не должен. Нужно периодически подходить к каждому ребенку; указывать на ошибки. Конечно, нельзя прямо подсказывать, но можно сделать это в “обтекаемой” форме, сказав: “Подумай над этим местом” или “Проверь еще раз эту фразу”.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что диктант – это та форма работы, в которой применяются и задействуются все имеющиеся знания и навыки учащихся.

Диктант является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития учащихся. Поэтому на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе музыкальный диктант должен быть обязательной и постоянно используемой формой работы.

Список использованной литературы

  1. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1993.
  2. Жакович В. Готовимся к музыкальному диктанту. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
  3. Кондратьева И. Одноголосный диктант: Практические рекомендации. – СПб: Композитор, 2006.
  4. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. – М.: Музыка, 1989.
  5. Оськина С. Музыкальный слух: теория и методика развития и совершенствования. – М.: АСТ, 2005.
  6. Фокина Л. Методика преподавания музыкального диктанта. – М.: Музыка, 1993.
  7. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. - М.: Музыка, 1996.

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки сольфеджио, так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант училка обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть :

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы , какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, училка, сколь тактов-то и какой размер?». Если училка и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио — третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать , запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию , например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки , которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную . Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

Замечательный сайт! Но почему в каждой статье «училка»? Это «такой новомодный приём в воспитании учеников-музыкантов?

Я сейчас в 7 классе. Выпускница. И меня в этом году прорвало просто) мне стала очень сильно нравиться музыка. Раньше, тоже нравилась конечно) Но в этом году что-то странное. Я не могу дождаться каждого занятия по сольфеджио и муз.лита. Вместо привычног рока, целыми днями слушаю Реквием, 5 сонату Бетховена. Аж мурашки от каждого произведения. Я уже представляю, какую гору слёз мне придётся пережить в мае, когда я закончу музыку

Правильные правила. По-хорошему, их должны ещё в музыкальной школе вбить в голову, как таблицу умножения! А в училище просто диктанты сложнее, а методы те же! Не бойтесь ошибаться, всегда можно исправить!

Вот у меня ситуация такова я занимаюсь с преподавателем по специальности она меня научила петь внутри но я разучился писать слуховые диктанты после её уроков в чём может быть причина но пропеть диктант я могу а вот записать не могу.

Я закончила музыкальную школу с 0-8 класс фортепиано. Не скажу, что всегда это было в удовольствие, т.к. любому творческому человеку не по-нраву, когда ему в обязательной форме дают программу и задания, но тем не менее, для меня это было легко и мне это нравилось. Обязательные задания — это дисциплина, которую — да, выносят не все, но всё же это хороший урок, опыт и техника. Диктанты я любила, они вызывали какой-то спортивный интерес, наверное, как для людей, которые любят разгадывать кроссворды. Домашние задания с сочинениями я писала на подоконнике за 15 мин. до начала занятия, без инструмента, с листком, карандашом, напевая и тут же записывая… Единственная моя работа, это если по специальности задавали выучить наизусть произведение, тогда да, приходилось часа 2-3 в день посидеть дома позаниматься, а так — никогда дома ничего не делала. Закончила муз.школу с одной четвёркой по спец-ти, остальное на отлично.

неужели вы на самом деле все так любите ходить в музыкалку? никогда бы не подумала, что есть такие люди..я хожу только потому, что заставляет мама.и в этом году наконец-то заканчиваю

Влада, такие люди конечно же есть))

В своё время я просто не мог дождаться очередного занятия по сольфеджио и по хору — это были мои любимые предметы. Ещё нравилось играть в оркестре — от коллективной игры тоже получал огромное удовольствие))

Хорошие правила, спасибо большое! Я скоро на олимпиаду еду, надеюсь помогут! Жаль, что раньше не додумалась сюда заглянуть.

Ну если одноголосный диктант то это просто по данной методе. А вот 3-х, 4-х голосные это уже полная опа. Так просто не научишься, короче, есть абсолютники, а есть простые слухачи — вот им тяжно, так как здесь развивать нужно с детства и совершенствоваться постоянно. Ну и знания гармонии здесь важны и нужны. Вот я одноголосный диктант могу на калякать, а что посложнее уже как там выше говориться? лох — вот уж не задачка — то. Мыслю образами а не формулами. Сочиняю музыку покруче академиков, а писать такую туфту не люблю, у меня руки сами играют в творчестве. На кой он нужен этот диктант, расшифровать чужую композицию если только. Ничего он не развивает. Тупость да и только, простите если что, наболело. В своё время из-за этого с училища ушла.

1) Ученье — свет, а неученье — тьма!)) и Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее)) — это про диктанты по любимому сольфику))

Спасибо, замечательный правила! Всегда были проблемы с диктантами, хотя теорию знаю очень хорошо.

Музыкальный диктант

Литература:

Алексеев Б. К вопросу о методике записи муз. диктанта // Воспитание муз. слуха. М., 1985. Вып. 2.

Блюм Д. Роль диктанта в развитии профессионального муз. слуха. М., 1977.

Вахромеев В. Диктант музыкальный // Муз. энциклопедия. М., 1974.Т. 2.

Давыдова Е. Методика преподавания муз. диктанта. М., 1962.

Мюллер Т. О значении муз. диктанта в курсе сольфеджио // Воспитание муз. слуха. М., 1985. Вып. 2.

План ответа

1. Что такое музыкальный диктант

2. Цели и задачи диктанта

3. Материал диктанта и алгоритм записи диктанта

4. Формы диктанта

1.Музыкальный диктант - запись по слуху одно-, двух-, трёх- и четырёхголосных музыкальных построений. Запись диктанта может происходить по памяти (запись известной знакомой мелодии), во время слушания и в условиях специальных занятий в курсе сольфеджио.

{По замечанию Е. Иоффе, диктант является “кульминацией” в оценке уровня развития полноценного музыкального слуха.

Ведущий теоретик - сольфеджист Е. В. Давыдова отмечала, что диктант, как и слуховой анализ, является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития ученика.

(Сладков) - это запись музыки по слуху, выявляющая индивидуальный уровень и качество музыкального восприятия.}

Долгое время в истории развития сольфеджио единственными, а затем и ведущими, формами работы были пение по нотам и интонационные упражнения. Диктант и специальные аналитические упражнения и (как способы реализации полученных в совокупности навыков) стали внедряться в учебный процесс довольно поздно.

Музыкальный диктант является наиболее важной и весьма ответственной формой работы на занятиях сольфеджио на всех ступенях музыкального обучения (начиная с ДМШ и заканчивая высшим, профессиональным образованием). В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности:

    мышление, обеспечивающее осознание слышимого;

    память, дающая возможность припоминания, уточнять слышимое;

    внутренний слух,

    способность мысленно слышать и представлять себе звуки,

    ритм и другие элементы.

Запись музыки воспитывает чувство стиля, формирует необходимый запас музыкальных элементов, оборотов (музыкальный лексикон).

2. Цели и задачи музыкального диктанта

Целью музыкального диктанта является воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и быстрого закрепления их в нотной записи.

Основными задачами музыкального диктанта являются:

Формирование и закрепление связи видимого и слышимого

Развитие и тренировка музыкальной памяти и внутреннего слуха

Способ проверки индивидуальных возможностей каждого ученика

Служить как средство закрепления теоретических и практических навыков

3. Материал музыкального диктанта

Материал для диктанта оказывает существенное влияние на его запоминание. В качестве примеров для диктантов используются как художественные образцы музыки, так и образцы инструктивного плана.

Преобладание инструктивного, нехудожественного материала резко снижает эффективность запоминания. Его стилистическое однообразие обедняет слуховой опыт учащегося, может привести к стандартности (шаблонности) мышления (особенно если примеры часто сочиняются педагогом). В качестве упражнений инструктивный материал вполне целесообразен, но в умеренных рамках.

При восприятии же образца художественной музыки слуховое сознание получает поддержку мощного фактора – художественной эмоции. Положительные эмоции порождают заинтересованность учащихся в работе над диктантом, активизируют процесс запоминания.

Алгоритм записи диктанта (Островский):

    общее впечатление

    анализ-детализация

    цельный, но уже четко осознанный образ

При записи диктанта могут быть применены основные и вспомогательные формы работы.

Подготовка:

– переписывание нотного текста

– автодиктант (подбор знакомой мелодии – ее запись)

– письменное транспонирование подобранных мелодий

– графическая фиксация линии мелодии

– устный диктант

– ритмическое оформление записанных на доске нот

– диктанты-вариации (игра педагога записанной на доске мелодии в измененном варианте)

– диктант «с ошибками» (ученики ищут ошибки на доске)

4. Формы диктантов:

1. показательный (цель – показать процесс записи)

2. диктант с предварительным анализом

3. эскизный (например, сначала запись только каденций)

4. по памяти

5. диктант – стенография (не обращен к внутреннему слуху, муз. памяти, а, значит, его нельзя делать основным видом работы)

6. с настройкой в произвольной тональности (или без определения тональности)

8. автодиктант или самодиктант (запись по памяти знакомых мелодий, возможен в качестве домашней работы)

9. ритмический.

Устный диктант способствует тренировке памяти, развитию умения воссоздать «графический», интонационный и ритмический облик мелодии. Запоминанию способствует анализ, направленный на осознание формы, характерных интонационных, ладовых, ритмических, регистровых и жанровых особенностей музыки. Проверка – игра на инструменте, сольфеджирование этой мелодии; транспонирование в другую тональность, задание на дом для записи проработанной мелодии либо возвращение к ней на следующем уроке.

Вариант этого задания – запоминание музыки, глядя в нотный текст с последующей записью (с опорой на внутренний слух, а не на зрительную память). Затем – сольфеджио, транспонирование. Домашнее задание: сочинение подобных мелодий с последующим коллективным разбором и критикой на уроке.

Наиболее важным во время устного диктанта является процесс расчленения слышимого, выяснения композиционной логики; во время записи по возможности необходимо удерживать в памяти все фазы музыкальной структуры, сравнивая их в отношении повторности, видоизменения, контраста. В связи с этим, наиболее существенным является условие использования адаптированного материала.

Выделяется 4 этапа в процессе устного диктанта :

– формирование представления о стилистической принадлежности музыкального отрывка (с установкой на определенные выразительные средства)

– синтаксическое расчленение фрагмента

– анализ музыкального построения в отношении интонационных оборотов

– сравнение и сопоставление построений.

По фактурному признаку различаются 1-голосные, 2-голосные и многоголосные диктанты.

1.уяснить структуру мелодии, количество построений, фраз, характер заключительных оборотов, ощущение опоры на устойчивые звуки тональности

2.определить ладофункциональное значение отдельных оборотов и частей

3.умение записывать отдельные интонационные обороты, осознавая линию движения мелодии. Выверяя расстояние между отдельными ступенями, нельзя терять перспективу целого; ориентирование на интервал при проверке больших скачков, линий скрытого 2-голосия и при записи мелодий с отклонениями и модуляциями

4.нельзя отделять звуковысотные и метроритмические соотношения: в процессе записи следует одновременно оформлять и высоту и ритм. Нужно приучить, определив размер и темп, продирижировать мелодию, затем, мысленно вспоминая, слегка простучать ритм.

    записывать созвучиями, опираясь на вертикальное слышание

Первый способ разработан Ладухиным в пособии "1000 примеров музыкального диктанта" (однако этот метод не способствует развитию гармонического слуха учащихся).

Островский предлагает сначала записывать диктант цифровкой интервалов (без нот), но в этом случае внимание не направлено на слышание мелодии и нарушается целостность впечатления.

В группах вокалистов, духовиков, народников возможна схематическая запись многоголосия:

а) тональный план, функции и ритм;

Полифонические примеры могут записываться следующим образом:

Запись только темы и ответа в предварительно размеченных тактах

Запись только противосложений к заранее выписанным педагогом проведениям темы.

Диктант – интересная и плодотворная форма занятий по развитию музыкального слуха. Следовательно, преподавателю сольфеджио нужно подходить к работе со знанием психологии учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и интересы, планировать урок так, чтобы музыкальному диктанту постоянно уделялось самое пристальное внимание.

Развитие творческих навыков на уроке сольфеджио

Литература:

Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М., 1975.

Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творч. Навыков на уроках сольфеджио. Л., 1978.

Маклыгин А. Импровизируем на фортепиано. М., 1994.

Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации. М., 1990.

Сладков П. Основы сольфеджио. М., 1997.

Шатковский Г. Сочинение и импровизация мелодии. М., 1989.

Шеломов Б. Импровизация на уроках сольфеджио.

    Роль творческих навыков на уроках сольфеджио

    Основные формы работы, направленные на развитие творческих навыков

    Системы Картавцевой (для училища), Шатковского (для ДМШ)

Непременным атрибутом уроков сольфеджио должны быть творческие упражнения, которые стимулируют интерес к занятиям и повышают их эффективность.

Творческие навыки являются важным средством воспитания музыкального слуха, развития музыкальной памяти, формирования навыков овладения компонентами музыкального языка и музыкальной речи, художественно-образного мышления.

Важным компонентом развития музыкально-творческой деятельности является воображение. В сфере музыкального обучения воображение становится рабочей, то есть связанной с конкретной музыкальной деятельностью, способностью. В процессе длительной тренировки, оно приобретает свойство специальной способности. Творческое музыкальное воображение - это способность создавать новое, оригинальное в музыке. Оно вырастает из простейшего умения комбинировать, импровизировать и сочинять небольшие интонационные темы.

Внесение в процесс обучения музыки всевозможных видов творческой деятельности имеет глубокую внутреннюю взаимосвязь со всеми музыкальными способностями – музыкальным слухом, памятью, восприимчивостью к музыке. Творчество обогащает музыкально-слуховой багаж учащегося, так как в процессе сочинения или импровизации происходит запоминание и практическое освоение музыкальных элементов. Продуктивное творчество развивает способность анализировать, синтезировать, мыслить.

Уже элементарное творчество развивает способность воображения, создает на уроке атмосферу творческой увлеченности, соревнования, вызывает положительные эмоции и интерес. Поэтому современные методики преподавания сольфеджио ставят в центре проблему развития творческих навыков (Шатковский, Мальцев, Маклыгин и др.). Авторы большинства методик предлагают формы творческой деятельности на инструменте. Сольфеджио может восполнить недостаток в вокальных формах сочинения и импровизации.

Таким образом, работа над формированием творческих навыков является важным компонентом как для воспитания любителей музыки (любительского музицирования), так и для музыкантов определенных профессий (композиторов, исполнителей-импровизаторов. концертмейстеров).

Формы работы .

Формы музицирования, направленные на музыкально-творческое развитие:

    подбор аккомпанемента к мелодии

    импровизация

    сочинение

1. Подбор аккомпанемента целесообразно начинать после приобретения учащимися некоторого слухового опыта, определенных навыков игре на фортепиано двумя руками. До этого следует ограничиться набором знакомых мелодий одной рукой. Эта формы работы развивает слуховую память, знакомит с клавиатурой.

2. Обучение импровизации связано с развитием слухозрительного и динамического стереотипа (умением грамотно, мгновенно воплощать музыкальное фантазирование в реальное звучание). На первых порах при импровизации необходимо записывать ритм будущей мелодии, проанализировать ее предполагаемый интонационный рельеф и ладовые особенности. На ранней стадии обучения широко применяется и импровизация по «модели».

На уроках сольфеджио импровизация должна организовываться в логическую систему упражнений, непосредственно связанных с разделами курса, закреплять теоретические знания. Самый важный момент - импровизации должна вестись в конкретной ладовой системе, и на ранних этапах наиболее приемлемы ангемитонные лады - основа фольклорной (импровизационной по своей природе) музыки:

Мальцев предлагает следующие виды импровизации на уроках сольфеджио:

1. Допеть песенку до конца (сначала последний слог, затем фразу и предложение)

2.Импровизировать песенку на стихотворение (в старших классах ДМШ - с названием нот)

3.Игра «рондо» (дети исполняют рефрены, педагог - эпизоды, затем - наоборот)

4.Вариации: предлагается тема, анализируется, выучивается наизусть, выделяются и запоминаются опорные тоны (они не должны исчезать), импровизируется вариация.

5.Импровизация мелодии на гармонический оборот

6.Доразвитие гармонической формулы до периода (затем - по простой 2-х, 3-хчастной формы).

Интересной формой творческой работы в ДМШ является и импровизация с применением оркестра К. Орфа.

3. Сочинение является удобной формой домашнего задания, но основы этой формы творческой деятельности закладываются на уроке. Шатковский дает след. советы по сочинению мелодии на нач. этапе:

1. Минимум средств, максимум выразительности (необходимо, чтобы каждый звук или сочетание звуков несло смысловую нагрузку).

2. Единство ритма (умение сочетать повторность и контрастность)

3. Интонационное единство (умение сочетать повторность и контрастность)

4. Попытаться добиться оригинальности мелодии или темы

С самых начальных этапов музыкально-творческой деятельности большое значение имеет выбор темы для сочинения или импровизации, дающий определенную направленность воображению. Творческие формы заданий должны опираться на подготовительный этап, основанный на теоретическом анализе музыки, выявлении общих интонационных, ритмических закономерностей.

Исходя из этих принципов, Шатковский строит и систему развития навыков сочинения, основанную на постепенном усложнении заданий:

1.Сочинение мелодии на нейтральный (эмоционально невыразительный) текст с использованием всевозможных интервальных мелодических ходов и анализом приобретенного эффекта (м2 звучит жалобно, ч4 - решительно и т.д.).

2. Сочинение на поэтический текст, заключающий яркий образ или настроение. Собственно сочинению должен предшествовать анализ текста, затем подбор к нему соответствующих музыкально-выразительных средств (устно) – лада, тональности, интервалики в мелодии, ведущей интонации, ритмических особенностей, жанра, затем - сочинение.

3. Сочинение композиции на определенное состояние (Мне весело, Весна). Учащимся необходимо объяснить, что они должны выразить в своей музыке определенное чувство.

4. Освоение навыков развития мелодии

5. Сочинение в определенной форме (от периода до сонатины), определенном стиле.

Система Маргариты Тихоновны Картавцевой (для училища)

Она ставит эксперимент на студентах училища: на разных курсах, в разном объеме вводятся творческие упражнения. В результате Картавцева приходит к выводу, что весь процесс развития музыкальных способностей необходимо насытить творческими формами работы.

Выделяет три этапа: творческие упражнения в одноголосии, двухголосии, трех- и четырехголосии.

Методы и формы работы:

2. Двухголосие: второй голос с использ-ем противоположного движения; подголосок с постоянным ритмом; второй голос с использованием прямого движения; второй голос с использованием выдержанных педальных звуков, а также терцовые вторы; второй голос с использованием всех пройденных типов подголосков; вокальный и инструм. Подголосок; двухголосный канон

3. Трех- и четырехголосие: пропевание отд. голосов в трехголосии; импровизация (сочинение) третьего голоса в гомофонном или полиф. складе; распевание нижнего (или верхнего) голоса данного гарм. оборота; импровизация двух (трех) подголосков к одной и той же песне; сочинение двух подголосков до образования трехголосия; сочинение имитаций, канонов, фугетт

Система Бориса Ивановича Шеломова (для ДМШ)

Шеломов считает, что любое средство вначале необходимо просто слушать, воспроизводить, затем изучить в теории (замечает, что нельзя перегружать теорией, это отпугивает, снижает образно-эмоциональное восприятие: придумывает для каждого задания интересное игровое название). Рассматривает возможные формы творческой работы при изучении разных средств музыкальной выразительности (4 раздела), затем предлагает дополнительные занятия мелодической импровизации :

1. Импровизация и формирование чувства ритма

Формы: импровизация ритма на текст (с последующим анализом ритмической импровизации), сочинение на один текст мелодий с разным ритмом и метром, вариации на данный ритмический рисунок, сочинение ритма в определенном жанре и др.

2.Работа над воспитанием осознанных интонационно-ладовых представлений

Формы: «Волшебная лесенка» (направление движения), допевание до тоники, досочинение последней фразы, «Поющая доска» (окончание мелодий на разных ступенях, с их эмоциональной характеристикой), игра в вопросы и ответы, использование в импровизациях определенных ступеней, мелодических оборотов и интервалов

3. Освоение некоторых приемов мелодического развития и структуры песенного периода

Формы: импровизация мелодических вариантов, игра «куплеты с вариациями», секвенционное развитие, нарушение квадратности построений и др.

5. Импровизация с чисто художественной установкой

Формы: игра «Эхо в лесу», игра в «концерт» (сюжет, образы и дети импровизируют), сольные импровизации с аккомпанементом, ансамблевые импровизации (например, сочинение по очереди фраз к одному стихотворению), коллективное сочинение оперы.

Александр Львович Маклыгин считает, существует два основных предназначения импровизаций. Первое ― импровизация как форма практического постижения теории музыки. Второе ― импровизация как форма сценического творчества музыканта-исполнителя.

Непременным условием прослушивания диктанта является улавливание сильных долей в диктанте и дирижирование в размере диктанта. Дирижирование способствует запоминанию диктанта.

Порядок записи диктанта у всех свой, это зависит от ваших личных навыков - от того, как Вы привыкли его записывать. Это может быть первоначально записывание первых нот в каждом такте - сильных долей, либо записывание начал и концов фраз, или записывание всего первого такта.

Очень много зависит от развития вашего музыкального слуха (от того, как Вы его развили) и от Вашей памяти.

Как развить музыкальный слух?

Очень просто. Научиться мысленно представлять звучание музыки и обладать при этом хотя бы чувством лада (помнить звучание тоники, уметь допевать ступени до тоники, различать устойчивость и неустойчивость ступеней).

Как добиться высокого уровня развития мелодического слуха?

Попробуйте представить звучание мелодии, которая вам нравится.

Самый хороший совет - подбирайте на фортепиано как можно больше понравившейся вам музыки, причем подбирайте не только мелодию, но и аккомпанемент, по возможности записывайте нотами.

Услышав новую мелодию, старайтесь слышать ее нотами в любой удобной для вас тональности, проверяйте себя, проигрывая ее на фортепиано.

Самое главное - научиться мысленно представлять звучащую музыку. Для этого учите как можно больше мелодий наизусть, записывайте их не только в оригинальной тональности, но и в других.

Слушайте музыкальные произведения, смотря в нотный текст.

Пытайтесь писать диктанты дома, записав их предварительно на магнитофон или другое записывающее устройство.

Со временем, примерно года через три, в вашем музыкальном багаже накопится солидный запас музыкальных впечатлений, и вы сможете записывать диктанты.

Ни один преподаватель не научит вас писать диктанты, если вы сами не разовьете свой слух.

Как добиться высокого уровня развития гармонического слуха?

Подбирайте на фортепиано как можно больше музыки.

Решайте гармонические задачи следующим способом. Сыграйте несколько раз мелодию задачи, проверьте, знаете ли ее наизусть, спойте ее. Попробуйте представить, как звучит мелодия, если бы вы играли ее на фортепиано, как она звучит, если бы вы ее пели.

Не получилось? Ничего страшного. Вы же делаете это в первый раз. Сыграйте или спойте мелодию столько раз, сколько нужно, чтобы вы "заболели" этой мелодией, чтобы она прочно "засела " в вашей голове. Решайте задачу так, как если бы вы подбирали аккомпанемент. Постарайтесь мыслить (слышать) функциями аккордов (тоника, доминанта, субдоминанта), а также представлять и звучание конкретных нот аккорда. Естественно, для записи решения задачи вы будете пользоваться гармоническими правилами, такими как определение формы задачи, определение и расстановка цезур, каденций, правильное удвоение тонов в аккордах, соединение аккордов, логика гармонического развития в ладу, будете следить за красотой и логичностью линии баса, проверять пары голосов на наличие параллельных квинт и октав, а также следить за множеством других нюансов, связанных с темой задачи.

Самым последним и самым важным действием в решении задачи должно быть ее проигрывание на фортепиано в правильном ритме и в подходящем для жанра задачи темпе - здесь вы услышите, хорошо ли звучит решенная таким образом задача, не нужны ли другие варианты ее гармонизации. При этом велика вероятность ошибок в игре, значит, вы так и не определите, все ли звучит хорошо. Поэтому мой вам совет - решайте задачу в музыкальном редакторе. Нажав кнопку "проигрывание", вы услышите все сильные и слабые стороны вашей задачи.

Вот советы, как научиться представлять звучание всей задачи.

1) Научитесь представлять мелодию задачи (об этом уже говорилось)

2)Научитесь представлять линию баса

3)Пропойте или сыграйте каждый аккорд вашей задачи снизу вверх

4)Cыграйте первый аккорд задачи снизу вверх очень быстро, как бы арпеджиато, опору делайте на бас и мелодию

5)Представляйте этот аккорд мысленно так же быстро

6)Сыграйте все звуки аккорда одновременно

7)Представьте мысленно его звучание. Получилось?

8)Сделайте те же упражнения со вторым аккордом

9)Сыграйте оба аккорда снизу вверх один за другим сначала медленно, мысленно представьте, сыграйте арпеджиато, мысленно представьте, сыграйте оба аккорда с одновременным звучанием звуков каждого, мысленно представьте.

Если у вас все получилось, мои поздравления, но вы должны научиться представлять звучание всей задачи.

10)Играйте и представляйте первые 4-5 аккордов задачи медленно, арпеджиато и, наконец, в гармоническом звучании (4-хзвучными аккордами).

11)Разбейте всю задачу на несколько отрывков по 4-5 аккордов в каждом. Научитесь играть и представлять любой из отрывков.

12)Проверьте, как вы знаете звучание отрывков, попытавшись представить их звучание не по порядку.

13)Сыграйте всю задачу от начала и до конца. Попробуйте представить ее звучание.

14)Не оставляйте попыток до тех пор, пока вы не будете знать в ней всех нот и пока не сможете ясно представить звучание задачи.

Первое время вы будете тратить на подобные упражнения примерно полтора-два часа, однако оно того стоит. Ваш музыкальный слух будет заметно отличаться от слуха ваших одногруппников остротой и тонкостью.

15)Если вы ездите в транспорте или у вас есть любое незанятое время, вы можете вспоминать звучание задачи или любого музыкального произведения, которое вы выучили, каждый день. В этом случае ваш слух всегда будет активным и способным к сочинению музыки или к написанию музыкального диктанта.