Наруто энциклопедия. Наруто Узумаки: история персонажа

Самый масштабный цикл Акунина, на мой взгляд, является и самым удачным. С одной стороны, нельзя не отметить блестящее литературное мастерство автора, который с легкостью играет детективными приемами. Каждое новое расследование не похоже на предыдущее. Масштабная эпопея «Турецкого гамбита» сменяется «Левиафаном», где в центре внимания узкий круг подозреваемых. Ироничный «Пиковый валет» соседствует с мрачным «Декоратором». В «Коронации» злодеи угрожают самой верхушке общества - семье Романовых, а в «Любовнице смерти» расследование ведется в мрачных кварталах Хитровки. И при этом каждый роман по-своему увлекателен. Кроме того, при всем разнообразии, произведения цикла составляют своеобразную мозаику, объединенную главным героем - Эрастом Фандориным. И каждая новая история вносит свои штрихи в характер главного героя, показывает нам его с новой стороны.

При всей кажущейся легковесности романов, чувствуется серьезная работа автора над историческими источниками и хорошее знание Акуниным реалий российской жизни конца 19 - начала 20 веков. Так что этот цикл несет еще и определенное просветительское знание. Ну и конечно, детективные сюжеты этих историй весьма оригинальны и запутанны. Хоть я прочел и немало детективов, Акунину частенько удавалось меня перехитрить, подсовывая совершенно неожиданные решения своих загадок. Зато как я радовался, когда мои догадки оказывались верны!

Так что перед нами очень качественная развлекательная литература, а в некоторых случаях: в «Статском советнике», в «Алмазной колеснице», автор даже выходит за эти рамки, и мы видим нелегкий жизненный выбор, который стоит перед героями.

От чтения этих романов я получил немало удовольствия. Рекомендую даже тем, кто не является страстным поклонником детективов.

Оценка: 9

Прочел около половины цикла. В целом я не в восторге. Книги читаются легко, краски «исторического» колорита играют на солнце, однако же «чем дальше в лес...»

Если первые два-три романа еще воспринимаются как более-менее легкое детективное чтиво, то в последующих изданиях начинается форменный лубок. Большей частью лубок японский, с нинзями и прочей нелепой мутью, но и русского лубка хватает за глаза. Известно, что Акунин неравнодушен к Японии, однако в свои книги он это пристрастие протаскивает ну самыми нелепыми и неприглядными путями. Фарс один, ей Зевсу. Хотя, наверное, сренестатистический обыватель не заметит подвоха.

Персонаж же Фандорина после многих романов так и остается нераскрытым. Совершенно неясно что же у него в голове, и какое отношение он имеет к миру в котором обитает. Кроме того, с течением времени он становится всё более пассивен. Например в «Статском Советнике» я лично не могу припомнить ни одного совершенного им значимого действия, персонажи не принимают решений сами а лишь реагируют на обстоятельства, возникает ощущение вязкой трясины.

Оценка: 5

Оказывается уже 17 лет минуло. Минуло с той поры, что, случайно не задумываясь, купил непонятно что, неизвестного мне автора. То была книга «Азазель». И это был шок и потрясение. И это стало началом любви. Любви к данном циклу. Жгучая и страстная в начале, и несколько отстраненная через столько времени. Ах, с каким нетерпением я ждал продолжений. Как торопливо бежал покупать новую книгу. И какая прохладца сейчас. Перед покупкой сто раз подумаю, а стоит ли выкладывать такие деньги? Может подождать и у кого ить выпросить почитать? Что этому виной? Охлаждение любовных отношений, или падающий уровень цикла? А может просто исчезло ощущение новизны и праздника?

Наверное, всё в купе. Цикл всё же неровный. Что-то явно лучше, что-то похуже будет. И боюсь чем дальше от «Азазель», тем всё похуже будет. («Азазель» для меня вообще как первая любовь). И, на мой вкус, оценка великолепно можно ставить от первой книги цикла до «Коронации». Дальше уже от нормально до прочитал.

А почему так? Я для себя вычленил один фактор (не обязательно, что он единственный или главный). Это время. Время действия. Само время преподанное нам авторам является ещё одним действующим героем цикла. Не буду судить, насколько достоверно Акунин передал вторую половину 19 века, не специалист. Но, как, же вкусно он это сделал! Может, выдумал, но просто дышится тем временем. И веришь автору, что так и было всё во второй половине 19 века. Что было такая обстановка, такая жизнь. А вот в описываемых событиях после 1896 года уже этого нет. Не даётся автору век следующий. И умер герой цикла – время. И пропадает воздушность и…, даже не знаю что. Ощущения? Вкус? Не знаю. Но без ощущения, вкуса времени книги начинают здорово проигрывать. Акунин прекрасный стилизатор, подражатель, мистификатор. И если пропадает стилизация, то пропадает многое.

К минусам можно отнести и «встраивание» приключений Фандорина во временные промежутки первых 7 книг. Не получилось большинство этих рассказов и повестей. Не получились. И думается мне, что не зря седьмой роман называется «Коронация, или Последний из романов». Хотел, наверное, автор закончить (и моя оценка цикла была бы однозначно 10), но продолжил. И сказалась, скорее всего, коммерция. Покупают хорошо, стоимость высокая. Но, уже не то. И посему скрепя сердце ставлю 9. В честь прошлых заслуг, и все же в надежде не будущие.

Хочется пару слов о ГГ сказать. Я ведь его в первой книге в серьез принял. За будущего сыщика. И зря. Что есть Фандорин? Удача и везение. С постоянным роялем в кустах (на крайний случай с Зуровым с пистолетом). Если говорить о приключениях, то в мировой современной культуре есть его почти двойник. Бонд. Джеймс Бонд. А что? Сперва ГГ всё бьют. Поймают и бьют. Всё планы рушатся, всё висит на волоске. Но! Опа! И ГГ всех побеждает, на лопатки кладет. Благодаря чему? Да просто везению. Удача его второе имя.

Как сыщик Фандорин…так себе (об удаче ни слова). Большая часть его расследований и разоблачений злоумышленников заканчивается тем, что многих подозреваемых перебили, и Фандорин сказав это раз, это два, это три, гордо арестовывает последнего. И лично для меня ГГ персона скорее комическая, чем серьёзная. С Бондом (Джеймс Бондом) Фандорина роднят и любовные похождения. И ведь надо же, чопорный, застегнутый на всё пуговицы англоман, а как на него девушки реагируют (широко улыбаюсь). В общем, сплошная удача. Во всем.

Я считаю последние книги в некоторой степени неудачами автора. Это может быть и связанно и с тем, автор изменил Фандорина. Ибо после трагедии в «Азазель», в последующих книгах развился замкнутый бесчувственный педант. Англоман, довольно брезгливо смотрящий на Родину. В последних же книгах мы встречаем, чуть ли не ура-патриота. Причем он зачастую подвержен различным рефлексиям. Право, прошлый Фандорин мне нравился гораздо больше. И мне нравилось, как автор подтрунивает, а порой высмеивает своего героя. В этом была своя изюминка. Теперь же ГГ стал.. человечней что ли. И исчез легкий юмор. Герой стал серьёзней. И тут я против этого.

Однозначно рекомендую к прочтению. Всем. Хорошее времяпрепровождение с хорошей легкой книгой Вам гарантированно. Единственно хочу сказать, читать строго по мере написания романов. И ни в коем случае не по внутренней хронологии.

Приятного чтения Вам.

Оценка: 9

Belle Époque... Эти два французских слова прекрасно характеризует весь цикл романов об Эрасте Фандорине. Формула Прекрасной эпохи родилась и укоренилась после Первой мировой войны и по контрасту с её травматическим опытом. Поэтому она указывает на десятилетия технического прогресса, экономических успехов, мира в политических отношениях, расцвета культуры во Франции, Великобритании, Австро-Венгрии, Германии, Италии, Бельгии, России и др. после упадка 1870-1880-х годов, вместе с тем ностальгически отмечая их как безвозвратно ушедшие времена.

Это золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, бульваров и кафе, кабаре и морских купаний, время расцвета фотографии, рождения кино и появления метро, успехов естественных наук, новейших технологий и медицины, становления социологии и этнографии, археологических открытий, модерна и модернизма в искусствах и литературе, спора вокруг «женского вопроса» и начала суфражистского движения, зарождения большевизма. Это мир, в который хочется вернуться... Каждая из этих тем так или иначе описана в книгах. Ну а Фандорин - это вообще соединительный образ многих главных героев книг других авторов позапрошлого столетия.

Оценка: 10

Признаться, в подростковом возрасте я очень любил детективы - гораздо больше чем фантастику, - и не было в жизни счастья большего, чем улечься с томиком Агаты Кристи, Рекса Стаута, Эрла Стенли Гарднера или Чейза. Появление отечественных детективов (сначала Незнанского и Тополя, позже - Абдуллаева) я сначала приветствовал обеими руками, читал запоем а после... После перестал, все чаще перечитывая западную классику. Уж очень скучны были потуги русских детективщиков, уж очень бледно смотрелись их работы рядом с романами мастеров.

Так продолжалось вплоть до того момента, как мне попал в руки «Левиафан» Акунина. Идеально прописанный герметичный детектив, великолепная стилизация, запоминающийся герой - что еще надо для счастья? Разве что найти еще парочку книг из цикла о «Фандорине». А потом еще несколько, и еще...

Вот что меня радует - благодаря своеобразного подходу Акунина (каждый роман цикла представлен в несколько ином поджанре - авантюрный детектив, герметичный детектив, политический детектив, шпионский и т.д.) Фандорин никогда не надоедает. Да, есть более удачные романы, есть менее удачные - как и у любого автора. Все равно средний уровень книг, мастерство воплощения идеи, высочайший уровень стилизации достойны самой высокой оценки.

Оценка: 9

Вся «Фандоринская серия» - взгляд современного российского либерального интеллигента на Российскую Империю 19-нач. 20 вв. Этот взгляд, как говорится «имеет место быть», это право автора и любого свободного человека. Не нужно только принимать «акунинско-фандоринские» интерпретации жизни Российской Империи за историческую истину. Уж сколько писано-переписано о поверхностности акунинский произведений, вольности его интерпретаций, мелких и крупных исторических несоответствиях... Но нужно ли это обычному читателю? По-видимому, нет. Оценка за «идею», за весь цикл. Разбираться с литературными достоинствами (сюжет, композиция, язык, достоверность, персонажи) нужно по каждой отдельной книге. Но что объединяет все «фандоринские» произведения? На мой взгляд, это легкаяя скоропись, свидетельствующая о принадлежности автора к т.наз. «pulp-fiction». В этом нет ничего обидного ни для самого автора, ни для его поклонников. Это просто констатация факта.

Оценка: 6

На правах, осилившего все книги серии, скажу следующее. Не нравится мне центральный персонаж серии, г-н Фандорин.

Слащавый он какой-то.©

Эта его прогрессирующая, на протяжении серии, японо-мания. Надменная величавость. Я бы даже обвинил его в нарциссизме.

Понятно конечно же, что это наш, отечественный, Шерлок, понимаешь, Бонд, со всеми вытекающими. Как то - немыслимая острота ума, поразительная внимательность и дедукция, сказочная везучесть, необычайная сила, меткость и т.д. и т.п. Вот если бы, в конце концов оказалось, что это киборг-андроид из будущего, то это многое бы объяснило.

При всём при этом, детективная составляющая интересна и многообразна, за счёт постоянного изменения, от произведения к

произведению, самого вида детектива. С развлекательной частью данная серия справляется отлично, но чего-то нового в жанр не привносит.

Оценка: 7

Появление Фандорина в конце 90-х годов прошлого века,не побоюсь этого слова,явилось эпохальным событием в литературной жизни нашей страны. Не верите? Займемся дедукцией.Наконец то у нас есть свой герой,по своей яркости,узнаваемости и популярности, сравнимый с английскими Шерлок Холмсом, миссис Марпл,французским комиссаром Мегрэ- ЭТО Р..РАЗ. Акунин,по большому счету, впервые после наших дореволюционных классиков, раскрыл и раскрасил свежими красками,незаслуженно забытое полотно русской жизни конца ХIХ,начала ХХ века. Поднял целый,интереснейший пласт нашей истории!- ЭТО Д..ДВА. Наконец-то появился эталон хорошей детективной литературы, безупречной по стилю и языку-ЭТО Т..ТРИ, а есть еще и четыре и пять....

Что еще с гордостью следует отметить,Эраст Петрович,как равно и его литературный отец Акунин, известны и популярны не только в пределах нашей Родины. Например в Лондоне,наиболее запрашиваемыми авторами последних лет-,являются Достоевский и...Борис Акунин. Весьма приятно,черт возьми!

Оценка: 10

Первую книгу о приключениях Эраста Фандорина прочитала совершенно случайно - было нечего читать и я, в поисках хоть чего-нибудь, бродила по квартире. Ничего не нашла и решила прочитать то, что я вообще не собиралась читать - Детектив! Детективы вообще не люблю, но из-за отсутствия другой литературы я принялась за чтение.

Читать начала без всякого энтузиазма, однако действия начали развиваться так стремительно, что я невольно увлеклась. Буквально за пару дней была проглочена книга «Азазель». После прочтения этой части я была полностью уверена, что автор жил в те времена (ну как еще объяснить такой ровный, литературный язык и правдоподобность описания 19 века). Дальше цикл стал развиваться и из молодого неловкого юноши вырос гениальный сыщик, который способен изящно раскрыть любое преступление.

К сожалению прочитала еще не все книги этого цикла, но пока моей самой любимой остается все же первая часть: Фандорин в ней еще не побит жизнью, молод, и как-то живей.

В общем детективы не люблю до сих пор, но цикл Акунина является исключением, т.к. он очень отличается от остальных современных произведений тем, что написан с душой.

Оценка: 10

Долго не бралась за цикл, не особенно люблю детективы да и разочароваться в восхитительных отзывах, боялась. И совершенно зря. Главный герой чудесный, интриги яркие, злодеи умные и совсем «не картонные», а уж атмосфера царской России - просто невозможно оторваться. Язык, стиль у Акунина - вологодские кружева, петелька за петелькой плетется гармоничная красивая канва. Читается легко и захватывает целиком.

Оценка: 9

На мой взгляд Акунин - детективщик номер один в СНГ, эдакий Ян Флеминг и Агата Кристи в одном флаконе, плюс владение языком и хороший литературный стиль. «Приключения Эраста Фандорина» похоже лучшее из написанного автором. Время действия сериала накладывае отпечаток эдакого нуара, что хорошо сказывается на читабельности произведений, т.е. в отличае от тех же похождений «внука фандорина» где сюжетные повороты и события кажутся слишком уж фантастическими, автор не иначе как на место Дэна Брауна метил на постсоветском пространстве. А в конце 19 века мы не жили), написанное воспринимается за «чистую монету» - поэтому вердикт - читать всем!

Когда-то мечтала сто мой муж будет похож на Ераста Петровича,когда обзавелась семьей поняла,что не для семьи он.

Не одна женщина,как бьі не любила,не сможет жить постоянно в страхе за свого мужчина.

Так что пора мне понять что єтот герой может жить только на страницах книг.

Когда я читаю,я вроде бьі переживаю с ним все приключения.

Спасибо Вам,Григорий Шалвович,за єти книги и за главного героя, єто мой Герой и єталон для мужчин в плане вьідержки,чуства дорога и ответственности перед собой и страной.

Конец жизни Фандорина совпал с концом жизни Русской империи,єто не случайно.

Уже не встретищь таких мужчин и женщин как тогда.

Хотя умом понимаю,что дворянство єто тормоз.

Для меня Фандорин всегда будет жив,как бьі не закончилась єпопея,не даром же он верит в переселение душ,может как раз и переселилися в своего внука.

Оценка: нет

Цикл всем хорош, да только вот главный герой вызывает у меня острое неприятие. Красивый, умный, воспитанный, в определенном смысле добрый... везучий. Пожалуй, слишком везучий, чтобы это не начало раздражать. Везет в любых азартных играх, всегда и везде - разве такое возможно? Явно перебор. В «Пиковом валете» герой даже умудряется на основе своей везучести делать выводы типа - если мне не повезло, лотерея фальшивая. В Фандорине всего «слишком», всех положительных качеств, но в то же время кажется, что он на самом деле не чувствует, а только делает вид, что чувствует, что чем-то интересуется, что кому-то сострадает. Где-то глубоко внутри него - вечная холодность, а может, даже и гнильца (кстати, точно такое же ощущение вызвал и его потомок Николас Фандорин). Русский Шерлок Холмс? Да, но у Холмса была куча недостатков, а где они у Фандорина? Джеймс Бонд 19го столетия? Бонд при всей его «мэрисьюшности» кажется человеком из плоти и крови. А Фандорин - красивая фарфоровая кукла во вселенной живых людей, коими вышли все второстепенные персонажи.

Эраст Фандорин - статский советник в отставке, служивший чиновником особых поручений при Московском генерал-губернаторстве. Он является собирательным образом аристократов 19 столетия: обаятельный, интеллигентный, неподкупный - таким его изобразил во всех романах Борис Акунин.

Список произведений по году издательства

За написание серии романов о самом интересном и загадочном герое в литературном мире Георгий Чхартишвили принялся в 1998 году. Первые четыре книги - "Азазель", "Турецкий гамбит", "Левиафан" и "Смерть Ахиллеса" - были написаны всего за несколько месяцев. Следующие два романа - "Особые поручения" (сборник повестей "Пиковый валет" и "Декоратор") и "Статский советник" были изданы в 1999 году. Начало нового столетия для Акунина было менее плодотворным: он издает книгу "Коронация, или Последний из романов".

В 2001 году автор радует своих поклонников произведениями "Любовница смерти" и "Любовник смерти". "Алмазная колесница" - роман, изданный в 2003 году, состоящий из книг "Ловец стрекоз" и "Между строк". "Инь и Ян" - пьеса, написанная специально для Алексея Бородина, режиссера Российского академического молодежного театра. В этом же, 2006 году автор издает книгу "Нефритовые четки". Сборник состоит из десяти рассказов. Действия происходят в разных странах, но преимущественно в столице России.

В 2009 году Акунину удалось издать тринадцатую книгу "Весь мир - театр", а еще через три года - "Черный город". Прессе стало известно, что вскоре Георгий Чхартишвили, он же Борис Акунин, список произведений про Эраста Фандорина пополнит пятнадцатым романом.

Внешность главного героя

Эраст Фандорин - белокожий, довольно высокого роста, черноволосый, с голубыми глазами и длинными ресницами. Он носил "тонкие черные усы, словно углем нарисованы". Эта часть лица сводила с ума не только женщин, но и мужчин. Иногда кажется, что своим вымышленным героем восхищается сам автор (Борис Акунин). Список произведений из двенадцати книг демонстрирует, что Фандорин мало меняется с возрастом. Благодаря ежедневным занятиям гимнастикой он продолжает великолепно выглядеть даже в 50 лет.

Фандорин невероятно удачлив в азартных играх любого рода. Дар перешел к нему вследствие любопытных обстоятельств: когда-то его отец, разорив семью из-за пристрастия к этому занятию, умер в результате На удачу Эраст Фандорин носит с собой нефритовые четки, которые помогают ему сосредоточиться.

Он владеет английским, французским, немецким, турецким, болгарским, японским, испанским и итальянскими языками, также планировал освоить китайский и арабский. В некоторых книгах выступал под разными прозвищами: он был Неймлесом, принцем Гэндзи, Кузнецовым, Юмрубашем; приятель граф Зуров называл его Эразмом, а одноклассники - Фундуком.

Существует даже официальный сайт Эраста Фандорина, на котором имеются сведения об истории его рода, биографии и некоторых личностных характеристиках. Разрешение на создание ресурса дал сам Борис Акунин. Список произведений и новости от автора прилагаются.

Эраста Фандорина

Первой девушкой героя стала семнадцатилетняя Елизавета фон Эверт-Колокольцева. По роковому стечению обстоятельств она погибает в день венчания, после чего Фандорин приобрел седые виски и манеру заикаться. Через два года после трагедии Эраст знакомится с куртизанкой О-Юми, которая родила от него сына. Еще через 8 лет у него складываются романтические отношения с Ариадной Опраксиной.

Эсфирь Литвинова была любовницей героя в романе "Статский советник". Княжна Ксения Георгиевна Романова влюбляется в Фандорина, но их отношения не имеют долгого продолжения из-за разного героев. Девушка под любопытным псевдонимом Смерть находится подле героя в произведении "Любовник смерти". Елизавета Анатольевна, появившаяся в романе "Весь мир театр", в 1920 году родила от Фандорина сына Александра.

Саадат Валидбекова - последняя женщина из книги "Черный город", в которой герой погибает. Борис Акунин список произведений про Эраста Фандорина мог закончить на четырнадцатом романе, но автор решил продолжить цикл пятнадцатым сборником "Планета Вода", который выйдет в скором времени.

Все книги об Эрасте Фандорине (автор - Борис Акунин). Список произведений по порядку в хронологии

Действия первых трех романов происходят в 1876-1878 годах. Далее автор нарушает хронологию, упускает три года жизни Эраста Фандорина и возвращается к ним в последних книгах. У читателя могут возникнуть некоторые сложности в отношении смыслового восприятия романов, поскольку в каждом из них есть намеки на еще неизведанное прошлое и будущее героя. Может, на этот эффект и рассчитывал Борис Акунин.

Список произведений про Фандорина в хронологическом порядке может выглядеть подобным образом: сначала следует прочитать первые три романа, затем - вторую повесть книги "Алмазная колесница". Далее - первый рассказ сборника "Нефритовые четки", а затем - "Смерть Ахиллеса". После этого рекомендуется ознакомиться с пьесой "Инь и Ян". Далее прочитайте со второго по четвертый рассказ из сборника "Нефритовые четки", а затем - повесть "Пиковый валет"; после этого возвратитесь к пятому рассказу сборника "Нефритовые четки", а затем ко второй части сборника "Особые поручения".

После этого по хронологии следует шестой рассказ сборника "Нефритовые четки", а затем - "Статский советник". Далее прочитайте седьмой и восьмой рассказ сборника "Нефритовые четки". После этого вам следует ознакомиться с "Коронацией", а затем - с последними двумя рассказами из сборника "Нефритовые четки". Далее прочитайте восьмой и девятый роман, а также первый том десятого романа. "Весь мир театр" и "Черный город" - в самом конце.

Вымысел и реальность в книгах про Эраста Фандорина

Излюбленные жанры Бориса Акунина - детектив и историческая проза, однако в некоторых своих романах он не придерживается хронологии исторических событий.

Лайнер "Левиафан", на котором Фандорин раскрыл серию убийств и их причину, в действительности был спущен на воду полвека спустя после событий, описываемых в романе.

Михаил Соболев, известный по прозвищу Ахиллес, - прототип Михаила Дмитриевича Скобелева, выдающегося военачальника. Маньяк-убийца, чьи злодеяния описываются в повести "Декоратор", впоследствии оказывается Джеком-Потрошителем. Генерал-губернатор Долгорукий является прототипом Владимира Андреевича Долгорукова; великий князь Симеон Александрович - прототип Сергея Александровича, московского генерал-губернатора.

Книга "Коронация, или Последний из романов", полна противоречий: соблюдено время коронации императора, но не возраст княжны Ксении Георгиевны и Михаила Георгиевича (в романе - Мики, которого убивает злодей Линд) - так задумал Борис Акунин. Список произведений о Фандорине полон и реальных исторических событий, таких как давка на Ходынском поле и в старообрядчестве.

Имя: Наруто Узумаки (Naruto Uzumaki)

Страна: Япония

Создатель:

Деятельность: ниндзя

Семейное положение: женат

Наруто Узумаки: история персонажа

Японская мультипликация, которая ограничена от других жанров и названа аниме, пользуется популярностью во всем мире. Причем в красочных полнометражных картинах и сериалах зрители видят не только большеглазых героев, но и нетривиальный сюжет, из-за которого попросту нельзя оторваться от экранов телевизора.

Фанаты японского искусства знают, что некоторые ленты были созданы мультипликаторами благодаря первоисточнику – манге, черно-белому комиксу. Дело в том, что японские иероглифы сложны даже для жителя Страны восходящего солнца, поэтому книжные лавки заставлены графическими романами. Однако не все рисованные сюжеты становятся полнометражными анимационными фильмами и сериалами.


Из манги перекочевали на малые экраны «Тетрадь смерти», «Сейлор Мун», «Блич» и другие истории. Стоит выделить, пожалуй, Наруто – самого известного персонажа из одноименного комикса. Этот герой занимает шестую строчку в списке 25 лучших персонажей аниме по версии IGN.

История создания

Мангу в жанре сенэн (этот жанр рассчитан на целевую аудиторию юношей от 12 до 18 лет) придумал талантливый художник Масаси Кисимото, который уже с самого детства начал демонстрировать любовь к рисованию: будучи ребенком, Масаси повсюду делал наброски полюбившихся персонажей.

Будущий мангака до 20-летнего возраста рисовал коротенькие истории, а затем попытался занять свое место под солнцем, отправив зарисовки в компанию «Shueisha». Но, как известно, первый блин получается комом: его творение «Karakuri» не пользовалось большим спросом. Однако автор умудрился завоевать премию «Hop Step Award» от журнала «Shonen Jump».


Далее в жизни Кисимото настала черная полоса, ибо в течение нескольких лет его работы всякий раз получали отказы от редакторов. Заядлые поклонники японских мультиков, читая биографию Масаси, наверняка вспомнят аниме «Бакуман», рассказывающее о двух школьниках, которые мечтали нарисовать популярную мангу, но изначально терпели неудачи.

Позже художник все же умудрился поймать удачу за хвост. После ряда поражений иллюстратор решил посвятить собственное творение любимому блюду – рамэну. В Японии и Китае так называют недорогой фастфуд, в основе которого пшеничная лапша в рыбном или мясном бульоне с добавками на выбор: свининой, курицей, соленьями, яйцом, шпинатом и так далее.


Кисимото рассказывал, что сюжет первоначальной версии манги повествовал о секретных ингредиентах лапши, но после «небольшой редакции» главным героем стало не блюдо, а ниндзя. Тем не менее, фанаты этого аниме знают, что главный герой Наруто обожает рамэн и готов за него продать душу дьяволу. В первой серии первого сезона сериала мальчик с радостью уплетает лапшу в кафе вместе со своим сенсеем.

Коротенький комикс «Наруто» вышел в свет летом 1997 года. Зрители встретили новоявленного персонажа с восторгом, но Масаси был не доволен ни рисунком, ни слишком запутанным сюжетом. Графический роман повествовал о девяти друзьях, которые победили девятихвостого лиса-демона. Единственный выживший из сей компании присматривает за сыном лиса – мальчиком по имени Наруто Узумаки. Так как у юноши не было друзей, учитель дает ему задание: найти приятеля и привести в школу.


Главный герой знакомится с пьяным художником Куродой, который реставрирует драгоценную картину «Символ» мастера Сабуро. Творец и его ассистент настолько опасаются кражи полотна, что даже приставляют к нему полицейского. Однако ночью помощника Куроды убили, а картина пропала из помещения. В преступлении подозревают Наруто, но юноша клянется, что найдет истинного похитителя: благодаря сверхчувствительному обонянию, он способен учуять запах художественных красок на расстоянии. Таким образом, дебютная манга Кисимото напоминала больше детективный жанр.

Иллюстратор решил изменить фабулу своего коротенького графического романа. А через какое-то время «Наруто» вылился в многотомную мангу, которая впоследствии стала культовым аниме-сериалом «Наруто: Ураганные хроники». Первоначально мир, где живет мальчик, напоминал современный. Читатели видели на рисунках автомобили и огнестрельные оружие, а вот техникой ниндзя владели только Наруто и его наставник.


Полностью измененную концепцию любители черно-белых картинок (манга редко выпускается «в цвете» и называется в таком случае «colorful») увидели в сентябрьском номере журнала «Shonen Jump», где и была опубликована первая глава. Автор (по его словам, спонтанно) придумал деревню Коноху, где живут и тренируются ниндзя.

Также Кисимото говаривал, что выдумал ландшафт, основываясь на пейзажах префектуры Окаяма в Японии. Чтобы набраться вдохновения, мангака обращался к творениям коллег по цеху и читал графические романы в жанре сенэн, стараясь сделать героев непохожими на остальных.


По состоянию на февраль 2015 года в Японии вышло 72 танкобона манги, а коммерческий успех «Наруто» на сегодняшний момент не знает границ. Творение Кисимото долго занимало верхние строчки в списках самых продаваемых графических романов, причем не только в Японии, но и в ряде других стран. Историю о приключениях непоседливого ниндзя исследователи ставят в один ряд с культовыми японскими мангами: «Kochikame», «Жемчуг дракона», «Slam Dunk», «One Piece» и т.д.

Биография и сюжет

Амбициям Наруто можно только позавидовать. Мальчика все презирали, но он постоянно твердил: «Я будущий Хокаге». В действительности первоначально у голубоглазого светловолосого юноши не было друзей. Он постоянно отличался шалостями, например, в первой серии он разукрасил выгравированные в горах лица четырех Хокаге.


Причины такого поведения вполне объяснимы. Дело в том, что главный герой, мама и папа которого умерли, вырос, не зная родительской любви. Поэтому Узумаки компенсировал свое одиночество, стараясь обратить на себя внимание всех и каждого.

По сюжету давным-давно на деревушку Коноху напал девятихвостый лис. Этого демона отец Наруто заточил в теле мальчика, пожертвовав своей жизнью, чтобы лис вновь не возродился. Родитель главного героя решил, что его отпрыск будет сильным, поэтому без труда сможет контролировать злого духа.


Далее Узумаки узнает, что был белой вороной в своем селении из-за этого обстоятельства. Эта новость стала для мальчика тяжелым испытанием, но, тем не менее, он преодолел депрессию и попытался стать лучшим ниндзя в деревне. В первой серии юноша мечтает получить заветную повязку ниндзя, но с треском проваливает решающий экзамен: Наруто не сумел создать собственный клон.

В то же время Мизуки, преподаватель Академии, пытается обманным образом заставить Наруто украсть секретный свиток, где описаны дзюцу, а главный герой всего за ночь умудряется выучить технику теневого клонирования, однако до этого не сумел воспроизвести даже одного идентичного себе героя. Узумаки расправляется с Мизуки, тем самым показывая способности сенсею Ируки Умино, который относился к нему как к младшему брату.


В конечном итоге Наруто с горем пополам сдает тестирование Академии и оказывается в одном отряде с любимцем девочек Саскэ Учихой и красавицей Сакурой Харуно. Во главе этой троицы встает сильный ниндзя Конохи Какаши Хатаке. На протяжении всего повествования Наруто пытается получить боевые навыки, а также защищает товарищей. Экзамены были суровыми, например, ученикам пришлось столкнуться в бою с соперниками один на один, но герой без труда одолел Кибу Инузуку и его собаку Акамару.

Примечательно, что будущий Хокаге обладает рядом способностей, которые редко перечислит даже преданный фанат, ибо их нельзя пересчитать по пальцам. Например, юноша использует технику обычного или теневого клонирования, воссоздает шар разрушительной чакры (расенган), владеет техникой призыва, техникой соблазнения и т.д.


Что касается последнего, то смотрится это весьма забавно: Наруто превращается в симпатичную обнаженную девушку-блондинку, которая своим видом застает врасплох любого мужчину.

Помимо прочего, этот персонаж менялся со временем. Например, в первой части манги Наруто было 12-13 лет, а во второй он предстает перед глазами читателей и зрителей 15-17-летним юношей. Его параметры также менялись: сначала Узумаки имел рост 145,3–147,5 см и вес 40,1–40,6 кг, тогда как впоследствии он вырос на 20 сантиметров и пополнел на 10 килограммов.

  • День рождения Наруто – 10 октября.
  • Имя главного героя означает с японского «вихрь» или «водоворот», а фамилия «Узумаки» – «водоворот», «воронка».
  • В Сети существует «Нарутопедия»: на этом сайте поклонники узнают все особенности этого аниме, а также биографию персонажей.
  • Наруто называет команду 10 «Обака-Трио», что дословно означает «трио идиотов».
  • Поклонники Наруто придумывают с этим героем фанфики (например, «Демоны Узумаки» или «Дневник Наруто. Неделя в женском облике»), иногда даже яойного содержания («яой» – японский жанр, олицетворяющий любовные отношения между мужчинами).

Цитаты

«Никогда не нужно разбрасываться своей жизнью, даже для того, чтобы кому-то помочь».
«Я не уверен, есть ли у меня шанс, но это и не важно. Я все равно должен выложиться на полную».
«Чтобы чего-то добиться, нужно идти до конца».
«Когда ты счастлив, плакать можно, поверь мне!»
«Разве быть сильным – единственная причина жить? Признание людей можно заслужить не только силой!»

Вам надоели мелкие сериалы по 13 серий? Вы хотите увидеть по настоящему длинные и захватывающие сражения? Вам надоели аниме, где в ходе битвы главные герои получают лишь мелкие царапины? Или же просто хотите подсадить своего друга на аниме? Если вы ответили "да" хотя бы на один вопрос, то вам нужно срочно найти Наруто.
Как вы думаете, почему люди, до знакомства с Наруто утверждавшие, что мультики - это для детей, резко меняют свою точку зрения, и с головой уходят в этот сериал? А ответ весьма прост - захватывающий сюжет + интересные персонажи, за развитием которых крайне интересно наблюдать + зрелищные сражения + масштабность всего происходящего, ну и много того, чего и не упомнишь. Интригующая смесь, не правда ли? В этом-то и кроется такая невероятная популярность данного сериала.
О чем же может рассказывать сериал, только лишь первый сезон которого составляет 220 серий? А, собственно, вот о чем: об увлекательных приключениях главных героев. Коротко и ясно. А вот уже в ходе этих приключений, мы узнаем об устройстве их мира, тайнах их родной деревни, о тайнах их родословных, да и много о чем еще, благо, количество серий позволяет сюжету рассказать нам о многом. Впрочем, пока что сериал идет Один-В-Один с мангой, и количество серий напрямую зависит от количества томов манги, если не считать филлеров, разумеется. А составляют эти филлеры ни много, ни мало - 80 серий!
Одной из основных причин популярности сериала, как я уже сказал, является сюжет. Вот он-то и заставит вас смотреть серий по 10 в день (хотя, некоторые смотрят намного больше). В самом начале нам расскажут о судьбе молодого шиноби (ниндзя), оставшегося без родителей, и пытающегося доказать всем, что он тоже чего-то стоит. Но со временем, казалось бы, простая история взросления превращается, вдобавок, в историю о дружбе, воспитании силы воли, доверии, предательстве и много о чем еще. И к тому же, история в конце сезона вовсе не заканчивается, а только набирает еще большие обороты. А уж во втором сезоне события разворачиваются намного активнее, и уже намертво приковывают вас к экрану. И, скорее всего, Наруто закончится еще не скоро.
А теперь я хочу спросить у уже смотревших. Много ли вы видели девочек, смотревших Наруто, и которым не понравился ни Неджи, ни Гаара, ни Какаши? А много ли вы видели мальчиков, смотревших Наруто, и которым не понравилась Хината? Мне кажется, что таких нет. А вот собственно, к чему я клоню - Наруто - это тот сериал, в котором каждый (ну, или почти) сможет найти себе любимчика. Даже если вам поначалу никто не понравится, то знайте, что персонажи не будут раскрывать себя в первых сериях. И может быть, серии к сороковой у вас появится любимый персонаж. Правда, присутствуют и такие герои, которых просто охота придушить - это сам Наруто, Третий Хокаге и Конохомару (во всяком случае, мне очень хотелось).
Конечно же, не стоит ожидать от такого длинного сериала графических наворотов. Ведь если бы они были в каждой серии, то создатели бы просто разорились. Но в некоторых сериях присутствует 3D, что только добавляет сражениям зрелищности. Так же, сравнивая первые и последние серии, можно заметить, что рисовка сильно изменилась.
Так же, меня удивило, насколько точно подобраны сейю. Учитывая характер каждого персонажа, можно предположить, каким голосом они должны говорить, и могу сказать, что голос каждого сейю соответствует характеру его персонажа "на ура". Особенно запоминаются Хината с ее извечным тихим, застенчивым "Ммм... Наруто-кун...", или же Орочимару с его старческим, почти умирающим "Аххх...Кабуто", а еще, как ни странно, сам Наруто с его крикливым и нахальным "Эро-сеннин". В боях звучит обычная драйвовая музыка "для боевичка", ну а от количества хороших опенингов и эндингов можно прыгать от счастья. Хотя, на самом деле, на озвучку внимания не обращаешь.
В заключении скажу, что Наруто можно порекомендовать почти всем. Он понравится как любителям боевиков, так и тем, кто любит комедии, приключения, сенены. Не понравится он разве что только упёртым любителям серьезных аниме. Да, здесь нет ни намёка на сколько-нибудь серьёзные проблемы, но ведь Наруто - все же развлекательное аниме. Его можно хотя бы попробовать посмотреть всем, кто любит Shaman King, Bleach, FMA. Точно не пожалеете.
Наруто - одно из лучших развлекательных аниме, по праву получившее свою популярность, и оно заслужило достаточно высокую оценку.

うずまきナルト ?) - главный герой. Гиперактивный, целеустремлённый и прямолинейный, не отличающийся особым умом. Является носителем Девятихвостого Демона-Лиса, что даёт ему нехарактерное для мира ниндзя огромное количество чакры. Наруто мечтает стать Хокагэ, главным ниндзя деревни, чтобы его признали окружающие. Удивительным образом даже те, кто изначально настроен к Наруто враждебно, зачастую вскоре принимают его сторону и видение мира. Информация Группа крови Возраст

I часть: 12-13 лет
II часть: 15-16 лет

Рост

I часть: 156,3 см
II часть: 172,3 см

Вес

I часть: 69,3 кг
II часть: 87,5 кг

Дата рождения Звание

I часть: гэнин
II часть: тюнин

Формирование Родственники

Тёдза Акимити (отец)

Звание Формирование

Молодые Цунадэ, Оротимару и Дзирайя с их учителем, Сарутоби

Команда Дзирайи с Четвёртым Хокагэ и двумя неизвестными её членами

Случайно встретившись с Наруто со время экзаменов на звание тюнина, он обучил мальчика хождению по воде, а также позволил тому подписать контракт с жабами, чтобы как и он, мальчик мог использовать их в бою. После гибели Третьего Хокагэ от рук Оротимару, Дзирайе было предложено возглавить деревню, однако он отказался, мотивируя тем, что есть более достойный человек - Цунадэ. Отправившись на её поиски он взял с собой Наруто с целью обучить того ещё нескольким техникам, в числе которых Расэнган . Во время путешествия Наруто, как и когда-то давно Цунадэ, обратил внимание на зачастую пошлые и извращённые привычки Дзирайи - не только проводить много времени в окружении общительных девушек, но и подглядывать за ними в банях и других местах. Обнаружив его за этим непристойным занятием, Цунадэ однажды жестоко его избила, сломав при этом шесть рёбер.

Во II части аниме Дзирайя решил отправиться в деревню Дождя, подозревая, что именно там скрывается таинственный лидер Акацуки Пэйн . Однако увидев его он узнал в нём Яхико, но удивился, что у него были глаза Нагато - риннэган. Во время сражения появились ещё пятеро похожих на Яхико рыжеволосых ниндзя с риннэганом, однако не один них не был Нагато. Несмотря на использование Дзирайей режима отшельника и призыва Симы и Фукасаку, Пэйну удалось смертельно ранить Саннина, однако тот успел оставить на спине Фукасаку зашифрованное послание для Наруто. Дзирайя, умирая, понял, что ниндзя, о котором говорится в предсказании мудреца жаб - это Наруто, и, последний раз улыбнувшись, он придумал название для своей новой, так и не написанной книги - «История об Удзумаки Наруто».

Узнав о смерти любимого учителя, юноша долгое время не находит себе место. Тем не менее Наруто удалось разгадать цифровой шифр - в виде номеров страниц и слов первой строки последней книги Дзирайи «Тактика обольщения» была зашифрована фраза «Настоящий ещё не с ними». Раскрытие этого кода помогло ниндзя Конохи понять, что тела Пэйна управляются кем-то со стороны.

Особые техники:
  • Техника призыва (яп. 口寄せの術 Кутиёсэ но Дзюцу ?) - подписавший с жабами контракт Дзирайя может призвать их представителя с помощью печатей и небольшого количества собственной крови.
  • Техника призыва: жабий рот (яп. 電話:口ヒキガエル Кутиёсэ: Гамакути Сибари ?) - Покрывает местность субстанцией, олицетворяющей пищевод жабы, при этом внутри него Саннин может полностью управлять мышцами и организмом животного. (Чтобы освободиться от этой техники, попавшему в неё Итати пришлось использовать Аматэрасу)
  • Элемент Огня: Жабья Пушка (яп. 風遁・蝦蟇油炎弾 Катон: Гамайю Эндан ?) - совместная с Гамабунтой атака маслом и взрывной печатью, которая поджигает масло, создавая огромную огненную струю.
  • Техника превращения в жабу (яп. カエルに技術の変換 Каэру Каэру но Дэюцу ?) - техника ниндзюцу, используемая Дзирайей: прикоснувшись ко лбу цели, превращая её в лягушку. Эта техника используется для запугивании и развязывания языка другого.

Расэнган

  • Расэнган (яп. 螺旋丸 Расэнган ?) - созданная Четвёртым Хокагэ техника, которую также использовали Дзирайя и впоследствии Наруто. Сначала синоби концентрирует чакру у себя на ладони в виде сферы, после чего закручивает её с огромной скоростью, при этом сохраняя идеальную сферическую форму чакры, из-за чего это дзюцу может пробить практически любую защиту, так как касается её лишь одной точкой. При использовании Расэнгана достигается предельная точность и концентрация чакры. Недостатком этой техники является недостаточная гибкость в борьбе против ловких врагов. Дзирайя, в отличие от Наруто, может создавать Расенган одной рукой.
  • Техника Львиной Гривы (яп. 家電、ライオンのたてがみ Рандзи Сигуми но Дзюцу ?) - волосы Дзирайи удлиняются и могут полностью сковать противника.
  • Игловой сторож (яп. ハリ Хари Джизо ?) - сильные и длинные волосы Дзирайи оборачиваются вокруг его тела наподобие иглам ежа.
Режим отшельника

Дзирайя в режиме отшельника

  • Режим отшельника (яп. 仙人モード Сэннин Модо ?) - результат использования природной чакры (сэндзюцу) вместо собственной. Значительно усиливает физические характеристики, такие как сила и выносливость. В режиме отшельника Дзирайя становится немного похож на жабу. Позволяет ощущать чужую чакру и использовать свою в виде физических атак.
  • Искусство отшельника: Гигантский Расэнган (яп. 仙法・大玉螺旋丸 Сэмпо: Тё О:дама Расэнган ?) - будучи в режиме отшельника, Наруто может использовать Расэнган из природной чакры размером с Гамабунту, что позволяет легко поражать призванных противником зверей. В бою с Пэйном техника была легко поглощена одним из его тел.
  • Искусство Отшельника: Призыв Симы и Фукасаку (яп. Сэмпо: Кутиёсэ: Сима и Фукасаку ?) - призыв Симы и Фукасаку для увеличения эффективности режима отшельника.
  • Искусство отшельника: Тысяча Игл (яп. アート隠者:千針 Сэмпо: Кэбари Сэнбон ?) - комбинированное нападение, используемое Дзирайей в объединении с жабой Симой и Фукасаку и использованием превращённых в множество игл волос.

Дан

Дан (яп. ダン ?) - погибший дядя Сидзунэ и жених Цунадэ , с которой он познакомился после того, как высказался в пользу её предложения назначать одного ниндзя-медика для каждой команды. Потому как его младшая сестра погибла во время одного из набегов на Деревню Листа, он стремится стать лучшим ниндзя своего селения, чтобы суметь защитить близких ему людей; и, в конце концов, получить титул Хокагэ . Погибает на задании от многочисленных ранений несмотря на все приложенные усилия Цунадэ спасти любимого. Его смерть спровоцировала у девушки гемофобию и заставила её покинуть селение, взяв с собой Сидзунэ. Позже Оротимару предлагает Цунадэ воскресить Дана с помощью запретных дзюцу в обмен на врачебную помощь, но она, в конечном счёте, отказывается.

Ж

Животные

Жабы

Гамабу́нта (яп. ガマブン太 Gamabunta) или Бунта - король жаб. Отличительные черты: огромные размеры, из-за которых Гамабунту вызывают для сражения только с самыми большими врагами, и курительная трубка во рту. Хранителем жабьего контракта является Дзирайя, который впоследствии разрешает Наруто вписать в контракт свое имя. Когда-то хранителем жабьего контракта был сам Четвёртый Хокагэ, и король жаб принимал участие в битве с Девятихвостым, после которой у него остался шрам на левом глазу.

Обладатель истинно королевского характера, Гамабунта не терпит, когда им помыкают, ленив, раздражителен, апатичен, часто вредничает и даже может не явиться на призыв. Использует словесные обороты, которыми пользуются только японские гангстеры якудза. Впрочем, лоялен по отношению к тем, кого считает талантливым воином и кто сумел заработать его уважение. В частности, в серьёзных битвах выполняет приказы Дзирайи. Только Дзирайе и Наруто позволяет ездить на своей голове: с первым Гамабунту связывает дружба, а к Наруто он относится, как к члену своей семьи и считает, что у него огромный потенциал. Очень заботится о своей родне.

  • Сэйю: Ватабэ Такэси

У Гамабунты есть два сына, которые иногда являются на призыв вместо него:

  • Гамаки́ти (яп. ガマ吉) - использует стихию огня, участвует в комбо Стихия Ветра: Огненный Заряд Жабьего Масла вместе с Наруто и Гаматацу. Сильно развит в nайдзюцу.
Сэйю: Уэда Юдзи.
  • Гамата́цу (яп. ガマ) - использует стихию воды или жабье масло. Участвует в комбо Стихия Ветра: Огненный Заряд Жабьего Масла вместе с Наруто и Гамакити, а также в комбо Элемент ветра: Водяная пушка вместе с Наруто.
Сэйю: Сигэмацу Томо.

Змеи

Оротимару в бою часто призывает огромных змей Кёдаидзя (яп. 巨大蛇 Kyodaija ?). Существует много разновидностей таких змей. Ма́нда (яп. マンダ Manda ?) - самая большая и сильная из них, змеиный царь. После каждой битвы требует сотню человеческих жертв. Манда жесток, кровожаден и если заметит, что хозяин контракта недостаточно силен, спокойно убьет его. С презрением относится ко всем, в том числе и к Оротимару, и предаст его, не задумываясь, особенно если не получит нужного количества жертв. По отношению к Гамабунте и Кацую тоже не испытывает никаких чувств, кроме желания убить обоих. Силён в бою, обладает огромной скростью, может сбрасывать шкуру. Был вызван Саскэ, когда Дэйдара решил самоуничтожиться во время битвы с ним, и вследствие сильнейшего взрыва Манда погиб.
Сэйю : Амада Масуо.

Собаки

Техникой Нинкэн (яп. 忍犬 Ninken ?) Какаси Хатакэ вызывает восемь собак, которых использует для слежки, обнаружения противника или для Дотоно Цуйга но Дзюцу (яп. 口寄せ 土遁 追牙の術 Kuchiyose: Doton: Tsuiga no Jutsu ?) - собачья стая по запаху находит жертву и удерживает её на одном месте. Паккун (яп. パックン ?) - маленькая собачка, которую Какаси призывает вместе с другими собаками. Очевидно, Паккун - самый умный из собачьей стаи. Способен найти все, что угодно, благодаря потрясающему нюху , но не очень полезен в битве. Бискэ (ビスケ) использовался, когда у Паккуна было другое задание. Они в дружеских отношениях с Какаси. Тот даже обучил Паккуна и Бискэ человеческой речи.

Какаси впервые призывает Паккуна вместе с другими собаками-ниндзя, что бы по запаху они нашли Дзабудзу Момоти , спрятавшегося в тумане (миссия в Стране Волн), первая серьёзная роль Паккуна в миссии была во время экзамена на тюнина, когда он был призван, чтобы помочь Сакуре, Наруто и Сикамару найти Саскэ . Сикамару отказывается от помощи такого проводника, и тогда Паккун обещает, что взамен разрешит ему потрогать подушечки на своих лапках. Паккун заявляет, что они очень мягкие и упругие. В Японии считается, что собачьи лапки - самая симпатичная часть собачьего тела, но речь идет скорее о маленьких щенках. У щенков розовые подушечки, а когда собака взрослеет, они становятся черными.
Сэйю : Цудзи Синпати.

Каматари

Каматари (яп. カマタリ Kamatari ?) вызывает Тэмари из Селения Песка. Это большой и, предположительно, одноглазый горностай , который держит в лапе серп размером с самого себя. Как только Каматари начинает двигаться, его невозможно увидеть, потому что он развивает слишком большую скорость для человеческого глаза. Управляет ветром и способен за короткое время наносить огромные повреждения на большой территории. Когда Тэмари его вызвала, Каматари свалил целый лес ураганным ветром. Тэмари использует призыв Кутиёсэ Кирикири Май (яп. 口寄せ 斬り斬り舞 Kuchiyose: Kirikiri Mai ?).

На самом деле, горностай с серпом Камайтати (яп. 鎌鼬 Kamaitachi ?) - порождение японского фольклора. Иногда человека сбивает с ног сильным порывом ветра, и когда он приходит в себя, то обнаруживает на теле порезы. Говорят, что в ветре прячутся горностаи с серпами, которые нападают на людей, режут их и даже иногда залечивают наносимые раны, чтобы иметь возможность ударить снова.

Кацую

Ка́цую (яп. カツユ ?) - огромная королева улиток. Обладательница нежного голоса и тихого, скромного характера (особенно в сравнении с характерами Гамабунты и Манды). Во всем подчиняется Цунадэ . Используемые техники: Сэсси Нэнсан (яп. 舌歯粘酸 Zesshi Nensan ?) - плевок кислотой, которая разъедает даже камень, и Кацую Дайбунрэцу (яп. 蛞蝓大分列 Katsuyu Daibunretsu ?) - разделение на огромное количество маленьких личинок. Кацую может «развалиться» прямо во время боя, если чувствует опасность, а потом «собраться» снова. Таким образом она может являться своеобразным проводником чакры или исцеляющих техник между Цунадэ и теми, к кому прикрепится миниатюрная личинка/копия Кацую. Имя Кацую происходит от японского кандзи 蛞蝓 («улитка»), если для чтения использовать китайский вариант: онъёми .
Сэйю : Ното Мамико.

Кёдайгумо

Огромный паук, которого вызывает Кидомару во время битвы с Нэдзи Хюгой . Кёдайгумо рождает паучков поменьше и, таким образом, создает Паучий дождь, Амагумо (яп. 雨蜘蛛 Amagumo ?). Огромное количество пауков размером примерно с маленькую собачку ливнем падают на противника и опутывают его своей сетью. Кёдайгумо (яп. 巨大蜘蛛 Kyodaigumo ?) в переводе с японского означает «гигантский паук».

Нинкамэ

Большая красная черепаха Нинкамэ (яп. 忍亀 ?) принадлежит . Присматривает за Рок Ли в отсутствие Гая. В аниме появляется только один раз. Живое доказательство того, что Гай тоже может использовать не только рукопашный бой тайдзюцу , но и ниндзюцу.

Энма

Эн́ма (яп. 猿魔 ?) - повелитель обезьян, которого вызывает Третий Хокагэ . Энма силён физически и очень помогает в бою, в частности, когда Третий сражается с Первым и Вторым Хокагэ. Превращается в посох с помощью техники Трансформации (Хэнгэ ): Henge Kongōnyoi (яп. 変化 金剛如意 ?). Этим оружием пользуется Сарутоби в битве с Оротимару . Посох становится твердым, как алмаз, и очень острым, по аналогии с посохом Сунь Укун из знаменитого китайского произведения XVI века «Путешествие на Запад » (кит. 西遊記 ). Энма даже в такой форме может двигаться, например, вернуться в руки Третьего, а также клонировать сам себя на любое количество маленьких посохов и создать Алмазную Клетку: Конгё Рохэки (яп. 金剛牢壁 Kongō Rōheki ?).

С огромным уважением и преданностью относится к Сарутоби, хотя не всегда согласен с его действиями.
Сэйю : Нака Хироси.

И

Инари

Ребёнок проживающий со своим дедушкой Тадзуной и матерью Цунами. В начале истории Ина́ри предстаёт перед нами как неприветливый и избалованный мальчишка, но вскоре мы осознаём насколько тяжёлое прошлое довелось ему пережить. Не имеющий отца, однажды Инари знакомится с человеком по имени Кайдза, к которому впоследствии сильно привязывается и начинает называть его папой. Однако, по приказу коварного Гато молодого человека казнят на глазах у мальчика, потому как тот пытался помешать ужасным планам злодея захватить Страну Волн. С тех пор Инари радикально поменялся: теперь для него герои не существуют, а противостоять врагам - невозможно. Он мучительно пережил потерю Кайдзы и очень часто, тайком, оплакивал его смерть. Лишь Наруто удаётся помочь найти ему в себе храбрость, потерянное счастье и желание сражаться с врагами для защиты своих родных и дорогих ему людей. После уничтожения Пэйна возвращается в Коноху со своим дедом чтобы помочь заново отстроить деревню.

Киба Инудзука

Инудзука Киба
犬塚キバ
Появление

Манга: 34 глава
Аниме: I часть серия