Произведения в которых говорится о счастье. Аргументы к сочинению

аргументы к сочинению

Что может сделать человека по-настоящему счастливым? Этими вопросами задавались и задаются до сих пор, наверное, все люди на земле.

Человек – существо очень противоречивое, требовательное, постоянно что-то ищущее. Понятие счастья у всех разное: для кого-то это самореализация, слава, деньги, успех, власть; для кого-то здоровье, любовь, помощь ближнему, радость от каждого прожитого дня. Нередко люди делают что-то в своей жизни, сами не понимая, приносит ли это им радость, удовольствие, или они это делают, потому что так принято, так надо, потому что так ты будешь соответствовать какому-то «идеалу». Очень часто мы понимаем, в чём истинное счастье, лишь попав в трудную или даже безвыходную ситуацию, например, война, болезнь, смерть близких.

Андрей Болконский и Пьер Безухов спорят о счастье. Спор происходит в Богучарове, поместье Андрея, куда тот удаляется, чтобы спокойно дожить свою жизнь. Пьер призывает делать людям добро, и в князе Андрее, хотя он и говорит, что достаточно никому не причинять зла, после этой встречи просыпается

то, что в итоге привело князя к мысли о единении со своим народом, жизни ради его блага.

герой Николай Иванович Чимша-Гималайский всю свою жизнь посвятил одной цели – покупке имения, где можно было бы разводить крыжовник и… ничего не делать. Для достижения этой цели он очень скупо жил, во всём себе отказывал и своей жадностью даже свёл в могилу жену. Купив же, наконец, поместье, зажил по-барски. Добрые дела также делал, но, по словам рассказчика – брата главного героя, не просто, а с большой важностью. Что же это были за дела? Лечил крестьян от всех болезней содой и касторкой, а в день своих именин ставил мужикам полведра водки и служил молебен. Для самого же рассказчика уход из города, от житейской суеты – это не подвиг, это лень и эгоизм, это как монашество, только без подвига. Человеку для жизни нужна вся планета, чтобы на просторе проявлять всю широту своего свободного духа. Далее рассказчик рассуждает о необходимости того, чтобы за дверью каждого счастливого и довольного жизнью человека стоял другой человек с молоточком и его стуком напоминал, что рядом есть и несчастные люди. Что и к довольному жизнью человеку может постучаться беда: бедность или болезнь – и никто не придёт к нему на помощь, никто не услышит, точно так же, как и он сейчас ничего не видит и не слышит. Заканчивается рассказ обращением-призывом. Рассказчик (alter-ego автора) говорит собеседникам:

В очерке Владимира Короленко «Парадокс» рассказывается о калеке, появившемся на свет без рук и вынужденного зарабатывать себе на жизнь своим уродством. Он произносит фразу «Человек рождён для счастья, как птица для полёта». Всем кажется парадоксом слышать об этом от человека, которого природа, казалось бы, обделила при самом рождении и тем самым обрекла на несчастье. Но далее автор показывает, как этот самый калека отдаёт часть заработанных тяжёлым трудом денег, на которые он, кстати, содержит своих племянников, нищим. Короленко всем ходом рассказа доказывает нам, что счастье человека заключается в помощи ближним своим, и этого счастья может достичь любой, даже человек, для которого оно, на первый взгляд, просто невозможно.

идёт речь о девушке Наде и её отце. Мы видим, что Надежда пока ещё не поняла, в чем для неё смысл жизни и настоящее счастье. Поэтому героиня тоскует, чувствует себя несчастной и говорит о безысходности. Как полная противоположность героине показан её отец. Он уже давно определился, ради чего живёт и в чём для него заключается счастье. Это самые простые и понятные каждому человеку вещи: здоровье и благополучие родных и близких, мирное небо над головой. И ради этого он готов работать день и ночь!

Мачкова Юлия Сергеевна, ученица 10 класса
Руководитель работы: Климчук Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №549 г. Москвы.

«Эссе: «Тема женского счастья в русской литературе».
Тема женского счастья - это вечная тема русской литературы. Тема красивая и интересная. Сколько прекрасных историй любви мы знаем из русской литературы!

Вот, например, «Житие Петра и Февронии Муромских». Феврония излечивает князя Петра от страшной болезни. В награду за это он обещал на ней жениться, а потом решил обмануть. Но мудрая дева преподнесла ему такой урок нравственности, который он запомнил на всю жизнь. Поженившись, эти молодые люди прожили душа в душу всю жизнь и умерли один за другим. Они не захотели расставаться и после смерти: по их завещанию они были похоронены в одном гробу. Люди жили счастливо, любя друг друга и не доставляя страданий другим.

Вспомним «Слово о полку Игореве». Ярославна плачет, убивается по своему мужу – князю Игорю, который попал в плен к половцам. Она любит его и хочет быть рядом с ним в трудную минуту, и даже кажется, что именно её любовь и спасает мужа.

«Души прекрасные порывы» двух любящих молодых людей наблюдаем мы при чтении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова любит своего Петрушу Гринёва так сильно и преданно, что готова даже отказаться от него ради его же счастья, когда родители не благословили их на брак. Пусть не с ней, а с другой, но только будет счастлив. Петруша же вызволяет свою возлюбленную из рук пугачёвцев, рискуя жизнью. Трусиха Маша способна ради любви на такой смелый поступок, как поехать одной в Петербург, прося милости и снисхождения у самой императрицы, и спасает своего жениха Петрушу от казни.

Героини поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» княгиня Трубецкая и княгиня Волконская едут в Сибирь за своими ссыльными мужьями – декабристами, оставив всё, что у них было: дом, детей, родных и близких, потеряв имущество, титулы и положение в обществе. А самое страшное - царь запретил им возвращаться в Россию. Но эти женщины не могут поступить иначе, не могут бросить своих опальных мужей. Любовь и преданность сильнее рассудка.

На вопрос: «Что есть любовь и почему в одном случае она делает людей счастливыми, а в другом несёт с собой боль и трагедию?» можно ответить словами Алёхина – героя рассказа А.П. Чехова «О любви»: «То объяснение, которое годится для одного случая, уже не годится для десяти других, и самое лучшее, по-моему, - это объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать».

Павел Константинович Алёхин – образованный и глубоко порядочный человек. После смерти отца он получил в наследство имение и долги, причиной которых была его учёба. Алёхин счёл себя обязанным привести хозяйство в порядок и расплатиться с долгами. Человек городской, он вначале придерживался привычного для себя образа жизни, но ежедневный тяжёлый труд заставил Павла Константиновича довольствоваться простой пищей и скромным бытом. Его однообразную жизнь лишь изредка скрашивало общение с такими же, как он, мировыми судьями во время судебных заседаний.

Знакомство с супругами Лугановичами нарушило привычное течение его жизни. Анна Алексеевна уже при первой встрече поразила его своим обаянием, женственностью и красотой. Алёхин почувствовал в ней родственную душу. В доме Лугановичей Павла Константиновича приняли радушно, про себя он отметил, что в их семье царили благополучие и взаимопонимание. Возвратившись в имение, он всё время думал об Анне Алексеевне.

Со временем Павел Константинович стал в семье Лугановичей своим человеком. Он старался понять, почему в жизни произошла «такая ошибка» - Анна Алексеевна принадлежит «старому», «неинтересному» человеку и имеет от него детей.

Алёхин и Анна Алексеевна боялись признаться в своих чувствах даже самим себе и, тем более, открыть эту тайну другим. Шли годы, Алёхин по-прежнему бывал в их доме на правах друга семьи. Размышляя о сложившейся ситуации, Павел Константинович понимал, что, отдавшись чувствам, они разрушат «счастливое течение жизни её мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили, и где мне так верили». Да и мог ли он в этих обстоятельствах сделать Анну Алексеевну счастливой? Анну Алексеевну тоже мучил вопрос: «Принесёт ли её любовь счастье Алёхину, не осложнит ли она жизнь себе и ему, признав правду?»

Отношения Павла Константиновича и Анны Алексеевны не получили развития. Встречи уже не приносили им радость, а вызывали недовольство и горечь обиды.

Луганович получил назначение в другой город. Семье предстоял переезд. Пришло время прощаться. Лишь за мгновение до отправления поезда Алёхин признался Анне Алексеевне в том, что все эти годы любил её.

Расставшись навсегда, Павел Константинович осознал, что они могли бы быть счастливы, если бы не рассуждали о «грехе и добродетели», а признались друг другу в любви и что сами упустили счастье, подаренное им судьбой.

Рассказ же И.Бунина «Кавказ» совсем о другой любви, любви счастливой и одновременно трагической. У героев нет имён, только он, от лица которого ведётся повествование, и она - замужняя женщина. Они влюблены друг в друга. Их общение – это короткие свидания в номере гостиницы, в тайне от ревнивого мужа-офицера. Он и она мечтают о совместной поездке на Кавказ.

С предосторожностями, боясь быть разоблачёнными, они врозь садятся в поезд, который везёт их к мечте – к морю. Они поселяются в «первобытном месте». Прекрасная природа, размеренный распорядок дня. Даже шумная жизнь местных жителей не нарушает гармонии их маленького мирка. Сбылось всё то, о чём они мечтали.

Но почему же так часто он видит в её глазах слёзы? Что это: сожаление о быстро бегущем времени или о невозможности дальше жить в браке с нелюбимым?

А что же муж, любовью и ревностью которого она так тяготится? Он просто не захотел жить без неё.

Тайное счастье главных героев было коротким, а плата за него высокой. Можно предположить, что отношения героев рассказа на этом закончились.

Супружеская жизнь не всегда делает людей счастливыми, но есть семья, в которых царит любовь и гармония. Муж и жена Алмазовы – герои рассказа А.И. Куприна «Куст сирени» - пример счастливого брака. Уже с первых строк повествования видно, что жизнь их не безоблачна. Учёба в Академии генерального штаба даётся Николаю Евграфовичу с трудом. Иногда в отчаянии от неудач он готов бросить учёбу, вернуться в гарнизон. Верочка всеми силами старается создать мужу комфортные условия для занятий «головной работой». Она для мужа утешительница, нянька, переписчица.

Николай Евграфович бывает раздражительным и злым. Верочка научилась угадывать малейшую смену его настроения. Вот и в день, когда профессор не подписал ему план, она сразу поняла, что случилась неприятность. Она любила этого «большого и сильного» человека, заставила рассказать о том, почему план не был подписан. Оказывается, Николай Евграфович, чтобы замаскировать посаженное пятно, нанёс на карту несуществующие кусты.

Верочка не могла допустить того, чтобы её муж не выдержал «последнее, самое трудное испытание». Решение вопроса было простым: надо посадить эти злосчастные кусты. Странно, что эта мысль не пришла в голову самому Николаю Евграфовичу.

То, как легко, без сожаления, она сдала в ломбард их немногочисленные драгоценности, с какой убедительностью уговаривала садовника помочь им посадить кусты, видно, что для неё самое важное в жизни – любимый муж.

На следующий день, когда всё закончилось благополучно, план был подписан «славным и умницей» профессором, Верочка и Николай Евграфович шли по улице, держась за руки, и весело смеялись. Прохожим, глядевшим на них, было невдомёк, что идут два счастливых человека, и в том, что они счастливы заслуга маленькой, энергичной, любящей женщины.

Жизнь иногда требует решительных поступков во имя счастья близкого человека, а иногда – ежедневного, не заметного для окружающих, созидания этого счастья.

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема счастья (его понимания), смысла жизни»

Текст из ЕГЭ

(1)Писатель живёт ради них, своих читателей и зрителей. (2)В романах, повестях, рассказах автор непременно - порою даже непроизвольно - делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.

(3)Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. (4)Один из читателей в своём письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я сейчас с уверенностью назвать не могу:

(5)А люди ищут счастья, Как будто Счастье, Счастье есть…

(6)Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? (7)Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (8)Отвечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (9)Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас всё хорошо?» (10)Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё хорошо?!

(11)А если бы вдруг и было… (12)Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье - это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13)Ведь если даже у вас всё вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки…

(14)Классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. (15)Они постигли непостижимые сложности бытия. (16)Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? (17)Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (18)Под волей он разумел свободу. (19)Лермонтов искал «свободы и покоя» - и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. (20)Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» (21)«Покой нам только снится…» - через много лет печально констатировал Александр Блок. (22)Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. (23)Но всё же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям. (24)Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (25)Принято считать Гёте баловнем судьбы. (26)А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою почитал счастливой. (27)Вот вам и «абсолютно»!

(28)На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:

(29)Ты жизнь мне дал, Но счастья не дал.

(30)Ты сам на свете был гоним, Ты в жизни только зло изведал…

(31)Тяжко приходилось бессмертным. (32)«В жизни только зло изведал…» … (33)Это относилось и к самому поэту. (34)Но сколько мудрости и света подарил он людям?!

(По А. Алексину)

Вступление

Счастье – относительное понятие, ставшее главной целью существования человечества. Насколько бы различны между собой ни были люди, к счастью стремится каждый: и бедняк, и богач, и простой рабочий, и высокообразованный профессор. Старые и молодые, больные и здоровые, умные и глупые… И счастье для каждого свое.

Проблема текста

Что же такое абсолютное счастье? Каково оно? Является ли счастье смыслом человеческой жизни? Об этом размышляет А. Алексин в своем тексте.

Комментарий

Автор говорит о том, что писатели и поэты через свои произведения делятся с читателем мыслями и сомнениями, душевными переживаниями. Люди часто интересуются у творческих личностей, что же такое счастье, видимо, надеясь на их жизненный опыт и умение видеть внутренний мир.

Алексин уверен, что абсолютно счастливым быть невозможно, что никогда не может быть все хорошо. Даже если предположить, что абсолютное безграничное счастье наступило, то как можно чувствовать себя беспечно при условии страдания и мучений окружающих?

Классики русской и мировой литературы имели свое представление о счастье – для большинства это покой и свобода. Хотя немногим, точнее сказать, никому из них не пришлось испытать счастья в реальной жизни. Пушкин, Лермонтов, Блок – все они страдали, и из их страданий рождались великолепные стихи, наполненные глубочайшим смыслом.

Авторская позиция

По мнению А. Алексина, основной целью для художника, творческого человека становится не только обретение счастья, но и помощь читателям в наилучшем осмыслении своего места в жизни. В этом и состоит смысл нелегкой жизни поэтов, писателей, музыкантов, художников.

Своя позиция

Я думаю, что нести свет и лучшее понимание жизни удел не только творческих личностей, но и каждого из нас. Осознание положительного результата своих действий, стараний, трудов и есть счастье. Возможно, в этом и заключается смысл нашей недолгой жизни – дать рождение другому человеку и помочь людям ощутить ценность своего существования. Другими словами, истинное счастье – в самореализации, в борьбе за благополучие окружающего мира.

Аргумент №1

О счастье написано множество произведений. Одним из самых известных стала поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы, семеро мужиков из окрестных деревень, отправляются на поиски счастливого человека в России.

На пути им встречаются различные герои: поп, помещик, зажиточные русские мужики, живущие по чести и справедливости. Ни один из них не нашел счастья в жизни, у каждого свои трудности.

Нет счастья и у русских крестьянских женщин. Матрена Тимофеевна считается народом удачливой, хотя она работает за семерых, а в юности потеряла сына-первенца.

К сожалению, Некрасов не закончил произведение. Из его черновых записей становится понятно, что главным «счастливцем» поэмы становится именно Гриша Добросклонов – человек, живущий во благо своего народа.

Аргумент №2

Другое понимание счастья представляет Л.Н. Толстой в эпилоге к роману «Война и мир». Всю жизнь Андрей Болконский и Пьер Безухов находились в поиске ответов на вечные вопросы: ради чего мы живем? как нужно жить? есть ли счастье? в чем оно состоит?

Нравственные искания одного закончились смертью – князь Андрей погиб во время войны 1812 года. А другой обрел простое человеческое счастье – Пьер женился на Наташе Ростовой, они родили троих детей, образовали крепкую семью, ради которой строили дальнейшую жизнь, не боясь проблем и трудностей.

Наташа Ростова, в юности ветренная девушка, оказалась верной женой и замечательной матерью, положила свои личные амбиции на алтарь потребностей жизни мужа.

Семья – вот истинное наслаждение человека, его смысл жизни, его счастье.

Заключение

Каждый счастлив по-своему, у каждого свои представления о счастье. Оно достигается нелегко, ради счастья нужно жертвовать многим, тогда жизнь человека станет наполненной смысла.

Классическая отечественная литература всегда охотно поднимала общечеловеческие темы. Это и понятно: читателю интереснее и легче всего сопереживать именно тем героям, которые чем-то похожи на них. Самые сильные чувства у людей пробуждают те персонажи, которые живут тем же, чем и они. Антон Павлович Чехов в своей небольшой пьесе «Вишневый сад» поднимает несколько тем: жадность, семейные перипетии.

Философские аргументы, проблема счастья и вопросы воли

Но самой важной темой, которая красной линией проходит через все произведение и «склеивает» его части, выступает именно тема счастья. Проблема человеческого счастья, как ни странно, поднимается в не так часто. Казалось бы, что может быть важнее? Ведь если человек несчастлив, он не ценит жизнь, а это является самой серьезной проблемой, которая только может прийти к человеку. Дело в том, что проблема счастья человека - это не решенный вопрос, потому что все трактуют само понятие счастья по-разному. Для кого-то это - обилие денег, для кого-то - радостные лица родных за праздничным столом. У Чехова же это - вишневый сад.

Внутренний конфликт на фоне внешнего

Но почему же литературоведы считают, что «Вишневый сад» - произведение о счастье? Какие они приводят аргументы? Проблема счастья в пьесе связана практически с каждым персонажем. Например, Раневская считает, что лишится последней радости в жизни, если вырубят ее любимый вишневый сад, в котором прошла почти вся ее жизнь. Ее дочь Аня мечтает выйти замуж - в этом она видит счастье для себя. Старый Фирс рад и тому, что может заботиться о своих господах, и это приносит искреннюю радость ему. Лопахин же является прекрасным образцом человека, который находится в поисках меркантильного счастья. Итак, проблема счастья в «Вишневом саде» - это не только внутренний конфликт каждого персонажа. Это еще и главная мысль, которая одновременно остается довольно неуловимой. Среди литературных критиков распространено такое мнение, что сам по себе вишневый сад символизирует то недостижимое, о чем мечтает каждый персонаж, но в итоге эта недостижимая мечта уходит от них. Уходит она потому, что мало кто приложил достаточно усилий, чтобы ее удержать. Таковы основные аргументы. Проблема счастья - тема очень широкая, и Чехов сумел мастерски раскрыть ее, вложив в уста героев всего несколько удачных реплик.

Человечность - превыше всего

Интересно, что каждый персонаж ведет себя очень человечно. В «Вишневом саде» нет ни одного героя, который мог бы называться слишком картинным или шаблонным. Например, старенький Фирс встречается в каждой третьей семье - такой себе пожилой сердобольный мужчина, который готов отдать последнюю рубашку, пусть даже и у самого ничего нет. Автор показывает его как бы мельком, но именно этот персонаж вызывает больше всего сострадания. Читатель не знает, чего хочется Фирсу, и он видит только безграничную заботу и любовь, которую тот выказывает своим господам. А вот Лопахин вызывает раздражение. Человек, который изначально пытался поддержать семью, в итоге наносит им удар в спину. Видно, что он немного раскаивается, но большая часть его раскаяния все-таки напускная. Лопахин - идеальный бизнесмен, поэтому у него такие мелочные аргументы. Проблема счастья кажется ему нелепой, ведь у него на первом месте - материальные блага, а разве сравнишь их с эфемерным счастьем?

Трагедия Раневской

Каждому хочется урвать свой небольшой кусочек в жизни, но не у каждого это получается гладко. Проблема счастья в произведениях русской литературы поднимается с помощью изображения обычных русских людей, которые живут простой жизнью. Неудачливая Раневская пытается отыскать свое счастье в другой стране, куда она бежит после трагической смерти сына. Но она не может найти там долгожданный покой, потому что ведь и туда она повезла свои предубеждения и наивный характер. Она все равно возвращается в Россию, оставшись практически без средств к существованию. Поразительно, но ее вишневый сад просуществовал без нее целых пять лет, и она не вспоминала о нем заграницей. Однако когда появилась реальная угроза уничтожения этого сада, символа ее былой счастливой жизни, она запаниковала. Человек слаб, потому что привязывается не только к другим людям, но и к территории и вещам, а Раневская не может представить себе, что символ ее прошлого счастья вдруг куда-то денется.

Любовь, которая спасает мир

Многие российские писатели поднимают тему поиска собственного места в жизни и удовлетворенности этой самой жизнью. Поэты же акцентируют гораздо больше внимания на Например, проблема счастья в «Поэме без героя» Анны Ахматовой и в стихотворении под названием «Ты выдумал меня» вырастает именно из осознания лирическим героем своего несчастья на поприще любви.

В «Вишневом саде» тема любви также поднимается, и она точно также связана со счастьем. Дочь Раневской Аня мечтает выйти замуж и создать собственную семью, поэтому потерю вишневого сада она переживает гораздо легче матери. Ей не понять, как дорог и символичен для Раневской этот участок земли, засаженный деревьями, потому что в ее возрасте приоритеты совсем другие. Она молода и смотрит в будущее, а Раневская уже отжила свои лучшие годы, поэтому прошлое для нее значит так много. Возможно, этим Чехов пытается намекнуть читателю, что хорошее ждет нас только впереди, а тужить о прожитых годах глупо.

Такое разное счастье для всех

Литературоведы не зря приводят свои неопровержимые аргументы: проблема счастья в «Вишневом саду» - очень противоречивая тема. Критики до сих пор обсуждают это произведение, и к единому мнению так и не пришли. Когда это произведение рассматривается в школе или университете, лучше всего предоставить ученикам и студентам возможность свободно рассуждать и не заключать их в какие-то рамки. Наверное, Чехову бы даже понравилось то, с каким жаром молодое поколение рассуждает о проблеме счастья - вопросе, на который человечество не может вот уже который век найти единодушного ответа. Если когда-нибудь и будет раскрыт, то первооткрыватель ни за что не поделится открытием, ведь счастье - это что-то очень индивидуальное и локальное. То, что Раневской кажется драгоценным, практически не имеет никакой цены в глазах ее дочери, а разница между ними всего лишь в одно поколение. Главное - чтобы люди никогда не уставали искать ответ на этот важный вопрос: «Что я должен сделать, чтобы стать счастливым?»

В разделе на вопрос Приведите литературные примеры на тему "что такое счастье? " для сочинения. " для сочинения заданный автором Анастасия Колобкова лучший ответ это Толстой "Война и мир" - понимание счастья у Пьера после плена. Умей ценить то, что имеешь, видеть красоту вокруг себя, приносить пользу народу - и будешь счастлив.
Пьер Безухов, что «ежели есть бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель, - и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их» , что «надо жить, надо любить, надо верить» .
Со смертельным ранением в избе в Мытищах он лежит почти в забытьи князь Андрей Болконский и думает, что ему «открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и простить его мог только один Бог»
В романе Пушкина “Евгений Онегин” у главного героя есть всё для жизни. Богатство, образование, положение в обществе и возможность реализовать любые свои мечты. Но он скучает. Его ничто не задевает, ничто не радует. Он не умеет ценить простые вещи: дружбу, искренность, любовь. ..именно поэтому он несчастлив.
В очерке Волкова “О простых вещах” поднимается аналогичная проблема: для счастья человеку нужно не так уж и много.
Счастлив тот, кто счастлив дома. (Л. Толстой)
«Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость
и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье…
Все тихо, спокойно… Очевидно, каждый счастливый чувствует себя хорошо только потому что несчастные несут свое бремя молча… Надо,
чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… (А. П. Чехов из рассказа «Крыжовник».)
Человеческое счастье в том, чтобы ничего не желать для себя. Душа успокаивается и начинает находить хорошее там, где совсем этого не ожидала. (И. Бунин)
«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано: «сильна, как смерть» ? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. » (Александр Куприн, Гранатовый браслет)
еще такое нашла))) ---Александр Иванович Куприн "Счастье", сказка

Ответ от Прососаться [новичек]
В пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» мы видим, как бездействие героев не даёт им обрести счастье. Конкретнее всего это показано на примере Раневской, у которой был вариант сдавать вишневый сад в аренду, предмет ее молодости, счастливых воспоминаний прошлого. Лопахин продал сад на торгах, хотя до этого предупреждал Раневскую, что ещё не поздно. Гаев и Раневская пролили много слез о потери своего вишнёвого сада, без которого, как им представлялось, они не смогут жить. Но потом они, как и всегда, примирились с произошедшим.
Другим примером является роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором главная героиня на все готова, чтобы состоялось ее счастье быть с любимым человеком.