Радищев «Беседа о том, что есть сын отечества». Радищев «Беседа о том, что есть сын отечества

«...Корень всему злу и добру - воспитание»

Социально-экономические преобразования в России XVIII века в ходе реформ Петра I, развитие промышленности, армия и флот требовали не только квалифицированных специалистов, но и патриотов своей страны. Большую роль в их воспитании сыграла школьная реформа, начатая по указу царя от 28 февраля 1714 г. Она предполагала открытие во всех губерниях при монастырях цифирных школ и училищ, обязательное обучение детей дворян, «приходного чина», дьячих и подьячих. В 1722 г. введено обучение «плотничьих, матросских, кузнечных и прочих мастеров» грамоте и цифири. Школьная реформа учитывала опыт народного воспитания и образования, интеллектуальные достижения русских просветителей, общественных деятелей и педагогов.

Русский историк и государственный деятель

В.Н. Татищев (1686 - 1750 гг.), поддерживая начинания Петра I, в своих педагогических сочинениях поднял вопросы «о пользе наук и училищ», роли учителя в образовании и воспитании. Он подчеркивал, что молодежи нужно «знать законы гражданские и воинские своего Отечества».

Один из первых законодательных документов гражданского и патриотического воспитания - утвержденное Екатериной II (1729 - 1796 гг., императрица с 1762 г.) в 1764 г. «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Его автором был общественный деятель, личный секретарь императрицы И.И. Бецкой (1704 - 1795 гг.). Он, учась за границей, познакомился с педагогическими взглядами Я.А. Коменского (1592 - 1670 гг., чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель, основоположник дидактики), Д. Локка (1632 - 1704 гг., английский философ, основатель либерализма), Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778 гг., французский писатель, философ, сторонник теории общественного договора).

В «Генеральном учреждении...» указано: «Искусство доказало, что один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина. Но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях и твердо оные в сердце его не вкоренены, а небрежением того и ежедневными дурными примерами привыкает он к мотовству, своевольству, бесчестному лакомству и непослушанию. При таком недостатке смело утвердить можно, что прямого в науках и художествах успеха и третьего чина людей в государстве ожидать, всуе себя и ласкать.

Посему ясно, что корень всему злу и добру - воспитание».

Педагогические взгляды, представленные в «Генеральном учреждении...» и ряде других документов подчинены идее образования и воспитании гражданина. Этой цели служили принципы новой системы просвещения.

Упадок нравственности -

к падению государства

По мнению исследователей, в реформах времен Екатерины II образование человека и гражданина рассматривалось в первую очередь как нравственное воспитание. Сделать новые школы учреждениями прежде всего воспитательными, гармонически сочетать воспитание с образованием - таков был принципиальный вопрос учебной реформы. Образование человека, по замыслу инициаторов реформы, должно завершаться образованием гражданина. Новая система воспитания и образования исходила из потребности государства в преданных и квалифицированных гражданах.

Над этими проблемами работал и сербский и российский педагог, член Российской академии наук, участник разработки плана школьных реформ 1782 - 1786 гг. Ф.И. Янкович (1741 - 1814 гг.). Он был последователем Я.А. Коменского, стремился повысить роль учителя в обучении и воспитании. В его «Уставе народным училищам в Российской империи» обучение связывается с гражданско-патриотическим воспитанием молодежи: «Воспитание юношества было у всех просвещенных народов толико уважаемо, что почитали оное единым средством утвердить благо общества гражданского; да сие и неоспоримо, ибо предметы воспитания, заключающие в себе чистое и разумное понятие о творце и его святом законе и основательные правила непоколебимой верности к государю и истинной любви к отечеству и своим согражданам, суть главные подпоры общего государственного благосостояния. Воспитание, просвещая разум человека различными другими познаниями, украшает его душу; склоняя же волю к деланию добра, руководствует в жизни добродетельной и наполняет, наконец, человека такими понятиями, которые ему в общежитии необходимо нужны». Он предлагал в обязательном порядке, наряду с книгами по грамматике, истории, арифметике, географии учить юношество по книге « о должностях человека и гражданина».

Царствование Екатерины II связано с реформированием системы просвещения, принятием ряда законодательных актов, касающихся гражданско-патриотического воспитания молодежи. В своих пьесах, статьях, книгах императрица постоянно обращалась к идее укрепления Российского государства, подчеркивала, что упадок нравственности в стране, непочтение к государю и начальствующим, старикам, отцам и матерям свидетельствуют о близком падении государства. По ее мнению, многое в обществе зависит от правильности решений государственного руководителя. «Прежде всего, - писала Екатерина II, - государственному человеку следует иметь в виду следующие пять предметов: 1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно создать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям. Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга перед Высшим Существом, перед собой, перед обществом...»

Честь, благонравие, благородство

В разработке теоретических основ государственно-патриотического воспитания велика роль А.Н. Радищева и А.Ф. Бестужева.

Писатель, публицист, основоположник русской революционной педагогики, приговоренный за книгу в защиту своего народа к смертной казни, лишь по случаю заключения мира со Швецией замененной острогом, А.Н. Радищев (1749 - 1802 гг.) в труде «Беседа о том, что есть сын Отечества» подчеркивал: «Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)». Он выделил три отличительных признака достойного этого имени патриота: первый - честолюбие (любовь к чести). «Он возжигает сей благотворный пламень во всех сердцах; не страшится трудностей, встречающихся ему при сем благородном его подвиге... и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнию; если же она нужна для Отечества, то сохраняет ее для всемерного соблюдения законов естественных и отечественных; по возможности своей отвращает все, могущее запятнать чистоту и ослабить благонамеренность оных, яко пагубу блаженства и совершенствования соотечественников своих». Второй признак - благонравие; третий - благородство. «Благороден же есть тот, - пишет он, - кто учинил себя знаменитым мудрыми и человеколюбивыми качествами и поступками своими... истинное благородство есть добродетельные поступки, оживотворяемые истинною честию... в беспрерывном благотворении роду человеческому, а преимущественно своим соотечественникам».

Просветитель-демократ, военный и писатель А.Ф. Бестужев (1761 - 1810 гг.) защищал государственную систему воспитания и предлагал строить ее на принципах Я.А. Коменского. Отдавая предпочтение в гражданском становлении молодежи общественному воспитанию, он указывал на его положительные стороны: возможность познать гражданское общество, понять необходимость жить, ограничивая пределы своей свободы, сформировать у молодежи умение общаться с другими членами общества, готовность сделать все, что требуют честь, должность, Отечество.

Бестужев указывает, что гражданско-патриотические качества приобретаются в процессе воспитания, проходя путь от чувств к истинным понятиям и далее через опыт к навыкам и привычкам. По его мнению, предмет нравственного воспитания - формирование способности человека быть в военное время неустрашимым защитником Отечества, а в мирное время - рачительным гражданином, добродетельно и законопослушно выполняющим свои должностные обязанности. Он предлагает использовать в нравственном воспитании принцип «от простого к сложному», личный высоконравственный пример поведения воспитателя, а также ряд правил: «Не творите другим того, чего не хотите, дабы вам творили»; «Творите для других добро, елико возможно вам сотворить для них»; «Храните законы... защищайте отечество от нападений неприятельских»; «Доставляйте отечеству все те выгоды, какие только состоят в возможности вашей; не остановитесь в пределах, законами только предписанных, но устремляйтесь делать для него всякое добро, какое только любовь ваша вдохнуть может; да польза оного учинится вашим верховным, единственным законом».

Обращаясь к гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, литературный критик В.Г. Белинский (1811 - 1848 гг.), утверждал: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству». Он также отмечал: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом».

Русский писатель, публицист, литературный критик, один из идеологов революционного движения в России Н.Г. Чернышевский (1828 - 1889 гг.), развивая идеи гражданственности и патриотизма, писал: «Характер средств должен быть таков, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели. Дурные средства годятся только для дурной цели». Он подчеркивал, что изменить Родине может только человек с низкой душой, а истинный «патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ».

Сначала - личность, затем - специалист

Огромную роль в развитии гражданского образовании и воспитания подрастающего поколения России сыграл основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824-1870/71 гг.). Автор множества педагогических работ, он способствовал созданию новой системы женского образования и оживлению педагогического дела в России, был убежден, что для постановки новой системы воспитания юношества необходимы учителя, хорошо разбирающие в физической и духовной природе человека. По его мнению, воспитание должно стать главным для педагога. «Этот вид воспитания, - указывал он, - ...не имеет ничего общего с выпуском в жизнь просто офицеров, инженеров, сельских хозяев, учителей и проч., и проч. ...воспитание должно образовать, оформить прежде всего «человека», - и потом уже из него, как из личности развитой, нравственной, непременно вырабатывается и соответствующий специалист, любящий избранное им дело, преданный ему, тщательно изучающий его и потому способный приносить наибольшую пользу в избранной им сфере деятельности...»

Научный вклад в понимание таких категорий, как «Отечество», «Родина», внес писатель, лексикограф, этнограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даль (1801 - 1872 гг.). Он говорил, что «Россия - земля, отечество многих народов, разных по языку и вере, что всякий народ, чей корень гнездится в земле Российской, имеет право считать Россию отечеством и что нерусский, живущий в России и почитающий ее отечеством, есть полноценный и достойный гражданин». По его мнению, «Отечество - родная земля, отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рожденью, языку, вере, принадлежит». Даль объяснял: «В России более шестидесяти губерний и областей, а иная губерния более целой немецкой либо французской земли. Народу... всего более русского; а есть, кроме того, много народов других. Все эти губернии, области и народы разноязычные составляют Русскую землю», все они «должны стоять друг за друга, за землю, за родину свою... как односемьяне».

Создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» дал понимание слов «патриот» и «патриотизм». По его определению, это «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм... - любовь к отчизне».

Таким образом, в дореволюционной России главной целью воспитания и образования подрастающего поколения признавалось формирование гражданина-патриота. Труды отечественных просветителей и ученых, государственных и военных деятелей, писателей, публицистов и педагогов подсказывают пути решения современных проблем воспитания молодежи.

Александр ГЕРАСИМОВ, Галина ЛИСЕЕНКО

Идеал воспитания А.Н.Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»).

Александр Николаевич Радищев (1749-1802)-он как просветитель обращал серьезное внимание на задачи и пути формирования «сынов отечества», русских патриотов, граждан великой России. Радищев выступал против слепого подчинения детской воле родителей. - взаимное уважение родителей и детей. Большое внимание умственному воспитанию. Принцип народности : 1. отечествен. язык - язык образования, 2. знания об обществе и природе.

Радищев - человек эпохи, его цель - исправление строя, где царит социальная несправедливость. Статья «Беседа о том, что есть сын отечества» , проникнутую «вольностью духа» (1789). Истинным сыном отечества, патриотом может быть только свободный человек. Потому им не может быть крепостной крестьянин, превращенный в раба.

Прогрессивная роль В.Ф.Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами»)

Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1869) выступал за отмену крепостного права и отдал много сил по улучшению условий жизни столичной бедноты и просвещения народа. Он разработал Положение о детских приютах и “Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами”, по которым с 1839 г. работали эти учреждения. Согласно “Положению...” приюты состояли в ведении Комитета главного попечительства, под покровительством царицы. В 1839 Одоевский был назначен руководителем Комитета.

Детские приюты должны были :

  • 1) предоставлять убежище бедным детям,
  • 2) внушать детям “чувство доброй нравственности и к этой цели направлять детские занятия и игры;
  • 3) приучать детей к порядку и опрятности;
  • 4) дать детям элементарные знания об окружающем, навыки ремесла и рукоделия.

Жизнь в детском приюте, должна была быть организована на семейных началах. “Наказание должно соразмеряться с важностью проступка, дитя не должно быть наказано телесно”. После отстранения Одоевского в 1841 от должности, его идеи уступили место методам официальной педагогики николаевского времени.

/ / / Кого называют «сынами Отечества»?

У каждого человека есть уголок земли, который он считает Родиной. Родина у меня ассоциируется с многодетной заботливой матерью-героиней. Тем не менее, далеко не всех людей можно считать настоящими детьми родного края. Возникает закономерный вопрос: «Кого же называют «сынами Отечества»?

Я думаю, что этого высокого звания достойны только те, кто по-настоящему любят Родину, готовы жертвовать собой ради него. Сыновья Отечества – настоящие патриоты, которые подтверждают свою любовь к родному уголку не громкими лозунгами, пустыми фразами, а конкретными поступками. Такие люди скорее отдадут свою жизнь, чем предадут Родину.

Настоящих сыновей Родины всегда уважали. Такое отношение отобразилось в литературе. Примеры героев из произведений русских классиков помогут ответить на поставленный вопрос. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой воспроизвел события первой половины XIX века. Эта эпоха известна всему миру походами Наполеона. Французский полководец достаточно быстро захватил часть Западной Европы. Военные действия вскоре вплотную приблизились к русским землям.

В первой битве с французами русские потерпели поражение. Казалось бы, война проиграна, единственное, что остается – сдаться и отдать свои земли в руки захватчикам. Враг был уверен в своей победе. Но случилось настоящее «чудо». М. Кутузов поднял боевой дух солдат, наполнил их силами для борьбы.

Великого полководца можно считать настоящим сыном Отечества. Он сделал все, чтобы спасти родные земли. Сынами Отечества я бы назвал и других героев этого произведения: Андрея Болконского, самоотверженно сражавшегося на поле боя, Пьера Безухова, который остался в Москве, чтобы убить Наполеона, Наташу, пожертвовавшую подвой, чтобы помочь ранеными.

Герои из романа-эпопеи Л.Н. Толстого – доказательство того, что сыновьями Отечества являются люди, готовые жертвовать своей жизнью, какими-то материальными ценностями, а иногда и личным счастьем ради Родины и земляков.

Василий Теркин из одноименной поэмы А.Т. Твардовского – тоже яркий пример человека, которого уверенно можно назвать сыном Отечества. Это советский солдат, воюющий за освобождение родного края. Теркин в любой момент готов совершить любой подвиг, лишь бы приблизить победу. Он, ни минуточки не сомневаясь, берется переплыть реку, покрытую льдом, чтобы передать указания солдатам на другом берегу. Таких поступков во благо Родины Василий Теркин совершил немало. Думал ли он в такие минуты о славе, орденах, наконец, о своей жизни? Думаю, нет. Солдату просто было страшно представить, что его родные земли топчет сапог врага.

Василий Теркин – еще один пример истинного патриота, сына Отечества. Как и герои «Войны и мира», советский солдат готов пойти на смерть ради Родины.

Можно сделать вывод, что «сыны Отечества» – те, кто воспринимают Родину, как свою мать, а поэтому готовы ради нее на самоотверженные поступки.

В музее А.Н.Радищева объявлен конкурс «Что есть сын Отечества».

Положение
о конкурсе «Что есть сын Отечества»
Конкурс «Что есть сын Отечества» в 2018 году посвящён 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева.

1.Организаторы, партнёры конкурса, жюри.
1.1. Конкурс учреждён в 1999 году по решению ГБУК «Объединение
государственных литературно — мемориальных музеев Пензенской
области».

1.2. Организатор конкурса: музей А. Н. Радищева, филиал ГБУК
«Объединения государственных литературно – мемориальных
музеев Пензенской области».

1.3. Партнёры конкурса: отдел образования администрации Кузнецкого
района, управление образования администрации г. Кузнецка, отдел
по делам молодёжи, культуре, физкультуре и спорту Кузнецкого
района.

1.4. Состав жюри утверждает организатор конкурса.

2.Цели и задачи конкурса.

2.1. Конкурс «Что есть сын Отечества-2018» проводится в целях
популяризации творчества великого русского писателя И.С.Тургенева и активизации читательского интереса.

2.2. Задачи конкурса:
— выявление и поддержка творческого потенциала начинающих
актеров;
-нравственное воспитание молодежи.

3.Условия и порядок конкурса.

3.1. Конкурс проводится с 01.01.2018 г. по 30.11.2018 г.

3.2. К участию в конкурсе приглашаются учащиеся
общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей и
учреждений дополнительного образования.

3.3. Заявки на участие в конкурсе «Что есть сын Отечества» подаются в
музей А. Н. Радищева по форме (см.приложение №1) по
электронной почте: [email protected] до 1 ноября 2018г.

4.Требования к участникам конкурса.

4.1. Конкурс объявлен в театральной номинации «Летописец душ
народных» (постановка по произведениям И.С.Тургенева).
4.2. На конкурс представляются постановки, раскрывающие смысл
произведения через художественные образы.

4.3. На конкурс представляется только одна постановка от одного
учебного учреждения.

4.4. Все конкурсные постановки будут оцениваться жюри по четырём
критериям:
— раскрытие и яркость образов персонажей литературного
произведения;
— оригинальность режиссерского решения;
— использование средств выразительности;
— музыкальное, художественное оформление спектакля.

4.5. Постановка может быть исполнена в любом жанре театрального
искусства (комедия, мим, мюзикл, драма, пародия).

4.6. Продолжительность постановки не должна превышать 10 минут.

4.7. К постановке должна обязательно прилагаться театральная
программка с указанием исполнителей в количестве не менее 3
штук по форме (см. Приложение № 2).

4.8. В постановке запрещается содержание, разжигающее расовую,
межнациональную или религиозную рознь, нарушающее законы
РФ и носящее антисоциальный характер.

442514, Пензенская область, Кузнецкий район, село Радищево,
улица Центральная, 63.

Куратор конкурса – Галкина Светлана Алексеевна (8-927-362-41-82)

5.Подведение итогов и поощрение победителей конкурса.

5.1. Все участники конкурса награждаются грамотами.

5.2. Победители, занявшие 1, 2 и 3 места награждаются дипломами и
ценными подарками.

5.4. Организаторы конкурса имеют право учреждать специальные
призы.

5.5. Решения жюри окончательны и пересмотру не подлежат.

6. Контакты

Адрес: 442514, Пензенская область, Кузнецкий район, село Радищево,
улица Центральная,63.
Электронная почта: [email protected]
Тел.: 8(841-57) 5-16-25
Куратор конкурса – Галкина Светлана Алексеевна(8-927-362-41-82).

Приложение № 1

Заявка на участие

Общее количество участников постановки ______________________
Ф.И.О. участника, возраст, класс, роль: ________________________
Название постановки, жанр исполнения ________________________

Руководитель ______________________________________________
Название организации, представляющей конкурсанта ____________
___________________________________________________________
Контактный телефон: ________________________________________

Адрес:_____________________________________________________ ___________________________________________________________

А.Н. Радищев

Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего

Санкт-Петербург 8 августа 1782 г. Вчера происходило здесь, с великолепием посвящение Монумента Петру Первому в честь воздвигнутаго; то есть открытие его Статуи, работы Г. Фальконета. Любезной друг, побеседуем о сем в отсутствии. Пребывая в отдаленном отечества нашего краю, отлученный от твоих ближних, среди людей не известных тебе, ни со стороны качеств разума и сердца, не нашед еще может быть в краткое время твоего пребывания, не токмо друга, но ниже приятеля, с коим бы ты, мог сетовать во дни печали и скорби, и радоваться в часы веселия и утех: ибо печаль и скорбь исчисляются днями и годами, веселие часами, утехи же мгновением. Ты охотно, думаю, употребишь час хотя единый отдохновения твоего, на беседование с делившим некогда с тобою горесть и радовавшимся о твоей радости; с кем ты юношеские провел дни свои.

В день, назначенный для торжества, во втором уже часу пополудни, толпы народа стекалися к тому месту, где зреть желали лице обновителя своего и просветителя. Полки Гвардии Преображенский и Семеновский, бывшие некогда сотоварищи опасностей Петровых и его побед, так же и другие Полки Гвардии тут бывшие, под предводительством начальников своих окружили места позорища, Артиллерия, Кирасирской Новотроицкой Полк и Киевской пехотной заняли места на близлежащих улицах. Все было готово, тысячи зрителей на сделанных для того возвышениях и толпа народа рассеянного по всем близлежащим местам и кровлям ожидали с нетерпением зреть образ того, которого предки их в живых ненавидели, а по смерти оплакивали. Истинно ибо есть и непреложно: достоинство заслуги и добродетель привлекают ненависть нередко и самих тех, кои причины не имеют их ненавидеть; когда же вина и предлог ненависти исчезает, то и она не отрицает им должного, и слава Великого Мужа утверждается по смерти.

Соорудившая Монумент Славы Петра императрица Екатерина, сев на суда у летнего своего дома прибыла к пристани, выйдя на берег, шествовала на уготованное при Сенате ей место, между строя воев своих. Едва вступить она успела на оное, как бывшая вокруг статуи заслона, помалу и неприметно как, опустилася. И се явился паки взорам нашим седящ на коне борзом в древней Отцов своих одежде, Муж, основание града сего положивший и первый которой на Невских и Финских водах воздвиг Российский Флаг, доселе не существовавший. Явился он взорам любезных чад своих сто лет спустя, когда в первые трепещущая его рука, младенцу ему сущу, прияла Скипетр обширныя России, пределы коея он расширил столь славно.



Благословенно да будет явление твое, речет преемница Престола его и дел и преклоняет главу. Все следуют ея примеру. И се слезы радости орошают ланиты. О, Петр! Когда громкия дела твои возбуждали удивление и почтение к тебе, из тысячи удивившихся великости твоего духа и разума, был ли хотя един кто от чистоты сердца тебя возносил. Половина была ласкателей, кои во внутренности своей тебя ненавидели и дела твои порицали, другие объемлемые ужасом беспредельно самодержавной власти, раболепно пред блеском твоей славы, опускали зеницы своих очей. Тогда был ты жив, Царь, Всесилен. Но днесь когда ты ни казнить ни миловать не можешь, когда ты бездыханен, когда ты меньше силен, нежели последний из твоих воинов, шестьдесят лет по смерти, хвалы твои суть истинны, благодарность нелестна. Но сколь крат более признание наше было живее и тебя достойнее, когда бы оно не следовало примеру твоей преемницы, достойному хотя примеру, но примеру того кто смерть и жизнь миллионов себе подобных в руке своей имеет. Признание наше было бы свободнее, и чин открытия изваянного твоего образа, превратился бы в чин благодарственного молебствия каковое в радости своей народ воссылает к предвечному отцу.

Статуя представляет мощного всадника, на коне борзом стремящемся на гору крутую, коей вершины он уже достиг, раздавив змею, в пути лежащую и жалом своим быстрое ристание коня и всадника остановить покусившуюся. Узда простая, звериная кожа вместо седла, подпругою придерживаемая, суть вся конская сбруя. Всадник без стремян в полукафтанье, кушаком препоясан, облеченной багряницею, имеющ главу, лаврами венчанную, и десницу простертую. Из сего довольно можешь усмотреть мысли изваятеля. Если б ты здесь был, любезный друг, если бы ты сам видел сей образ, ты, зная и правила искусства, ты, упражняяся сам в искусстве сему собратном, ты лучше бы мог судить о нем. Но позволь отгадать мне мысли творца образа Петрова. Крутизна горы – суть препятствия, кои Петр имел, производя в действо свои намерения; змея, в пути лежащая, – коварство и злоба, искавшие кончины его за введение новых нравов; древняя одежда, звериная кожа и весь простой убор коня и всадника – суть простые и грубые нравы и непросвещение, кои Петр нашел в народе, которой он преобразовать вознамерился; глава, лаврами венчанная, – победитель ибо был прежде, нежели законодатель; вид мужественной и мощной – крепость преобразователя; простертая рука, покровительствующая, как ее называет Дидерот, и взор веселый – суть внутреннее уверение, достигшее цели, и рука простертая являет, что крепкий муж, преодолев все стремлению его противившиеся пороки, покров свой дает всем, чадами его называющимся. Вот, любезный друг, слабое изображение того, что, взирая на образ Петров, я чувствую. Прости, буде я ошибаюсь в моих суждениях о искусстве, коего правила мне малоизвестны. Надпись сделана на камне самая простая: Петру Первому, Екатерина Вторая, Лета 1782.

Петр, по общему признанию, наречен Великим, а Сенатом – отцом Отечества. Но за что он может Великим назваться? Александр, разоритель полусвета, назван Великим; Константин, омывшийся в крови сыновней, назван Великим; Карл, первой возобновитель Римской Империи, назван великим; Лев Папа Римский, покровитель наук и художеств, назван великим; Козма Медицис Герцог Тосканский назван великим; Генрих, добрый Генрих IV, Король Французский, назван великим; Людвиг XIV, тщеславный и кичливый Людвиг, Король Французский, назван великим; Фридрих II, король Прусский, еще при жизни своей назван великим. Все сии Владетели, о множестве других не упоминая, коих ласкательство великими называет, получили сие название для того что исступили из числа людей, обыкновенных услугами к Отечеству, хотя великие имели пороки. Частной человек гораздо скорее может получить название великого, отличаясь какой-либо добродетелью или качеством, но правителю народов мало для приобретения сего лестного названия иметь добродетели или качества частных людей. Предметы, над коими разум и дух его обращается, суть многочисленны. Посредственный Царь исполнением одной из должностей своего сана был бы, может быть, великий муж в частном положении; но он будет худой Государь, если для одной пренебрежет многими добродетелями. И так вопреки Женевскому гражданину познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно.

И хотя бы Петр не отличился различными учреждениями, к Народной пользе относящимися, хотя бы он не был победитель Карла XII, то мог бы и для того великим назваться, что дал первый стремление столь обширной громаде, которая, яко первенственное вещество, была без действия. Да не уничижусь в мысли твоей, любезный друг, превознося хвалами столь властного Самодержавца, которой истребил последние признаки дикой вольности своего отечества. Он мертв, а мертвому льстить не можно! И я скажу, что мог бы Петр славнее быть, возносясь сам и вознося отечество свое, утверждая вольность частную; но если имеем примеры, что цари оставляли сан свой, дабы жить в покое, что происходило не от великодушия, но от сытости своего сана, то нет и до скончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своей власти, сидя на престоле. (Если бы сие было писано в 1790 году то пример Лудвига XVI дал бы сочинителю другие мысли.)

Беседа о том, что есть сын отечества

Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота). Под игом рабства находящиеся не достойны украшаться сим именем. Кому неизвестно, что имя сына Отечества принадлежит человеку, а не зверю или скоту, или другому бессловесному животному? Известно, что человек – существо свободное, поелику одарено умом, разумом и свободною волею; что свобода его состоит в избрании лучшего, что сие лучшее познает он и избирает посредством разума, постигает пособием ума, и стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому.

Все сие обретает он в едином последовании естественным и откровенным законам, иначе божественными называемым, и извлеченным от божественных и естественных гражданским или общежительным. Но в ком заглушены сии способности, сии человеческие чувствования, может ли украшаться величественным именем сына отечества? Он не человек, но что? он ниже скота; ибо и скот следует своим законам, и не примечено еще в нем удаления от оных. Но здесь не касается рассуждение о тех злосчастнейших, коих коварство или насилие лишило сего величественного преимущества человека, кои соделаны чрез то такими, что без принуждения и страха ничего уже из таких чувствований не производят, кои уподоблены тяглому скоту, не делают выше определенной работы, от которой им освободиться нельзя; кои уподоблены лошади, осужденной на всю жизнь возить телегу, и не имеющие надежды освободиться от своего ига, получая равные с лошадью воздаяния и претерпевая равные удары: не о тех, кои не видят конца своему игу, кроме смерти, где кончатся их труды и их мучения, хотя и случается иногда, что жестокая печаль, объяв дух их размышлением, возжигает слабый свет их разума и заставляет их проклинать бедственное свое состояние и искать оному конца: не о тех здесь речь, кои не чувствуют другого, кроме своего унижения, кои ползают и движутся во смертном сне (летаргии), кои походят на человека одним только видом, в прочем обременены тяжестью своих оков, лишены всех благ, исключены от всего наследия человеков, угнетены, унижены, презренны; кои не что иное, как мертвые тела, погребенные одно подле другого; работают необходимое для человека из страха; им ничего, кроме смерти, не желательно, и коим наималейшее желание заказано, и самые маловажные предприятия казнятся; им позволено только расти, потом умирать; о коих не спрашивается, что они достойного человечества сделали? какие похвальные дела, следы прошедшей их жизни, оставили? какое добро, какую пользу принесло государству сие великое число рук?

Не о сих здесь слово; они не суть члены государства, они не человеки, когда суть не что иное, как движимые мучителем машины, мертвые трупы, тяглый скот! Человек, человек потребен для ношения имени сына Отечества! Но где он? Где сей украшенный достойно сим величественным именем? Не в объятиях ли неги и любострастия? Не объятый ли пламенем гордости, любоначалия, насилия? Не зарытый ли в скверноприбыточестве, зависти, зловожделении, вражде и раздоре со всеми, даже и теми, кои одинаково с ним чувствуют и к одному и тому же устремляются? или не погрязший ли в тину лени, обжорства и пьянства? Вертопрах, облетающий с полудня (ибо он тогда начинает день свой) весь город, все улицы, все домы, для бессмысленнейшего пустоглаголения, для обольщения целомудрия, для заражения благонравия, для уловления простоты и чистосердечия, соделавший голову свою мучным магазином, брови – вместилищем сажи, щеки – коробками белил и сурика, или лучше сказать живописною палитрою, кожу тела своего – вытянутою барабанного кожею, похож больше на чудовище в своем убранстве, нежели на человека, и его распутная жизнь, знаменуемая смрадом из уст и всего тела его происходящим, задушается целою аптекою благовонных опрыскиваний – словом, он – модный человек, совершенно исполняющий все правила щегольской большего света науки; он ест, спит, валяется в пьянстве и любострастии, несмотря на истощенные силы свои, переодевается, мелет всякий вздор, кричит, перебегает с места на место – кратко, он щеголь. Не сей ли есть сын Отечества?

Или тот, поднимающий величавым образом на твердь небесную свой взор, попирающий ногами своими всех, кои находятся пред ним, терзающий ближних своих насилием, гонением, притеснением, заточением, лишением звания, собственности, мучением, прельщением, обманом и самым убийством, словом, всеми, одному ему известными, средствами раздирающий тех, кои осмелятся произносить слова: человечество, свобода, покой, честность, святость, собственность и другие сим подобные? потоки слез, реки крови не токмо не трогают, но услаждают его душу. Тот не должен существовать, кто смеет противоборствовать его речам, мнению, делам и намерениям? сей ли есть сын Отечества?

Или тот простирающий объятия свои к захвачению богатства и владений целого Отечества своего, а ежели бы можно было, и целого света, и который с хладнокровием готов отъять у злосчастнейших соотечественников своих и последние крохи, поддерживающие унылую и томную их жизнь, ограбить, расхитить их пылинки собственности; который восхищается радостью, ежели открывается ему случай к новому приобретению; пусть то заплачено будет реками крови собратий его, пусть то лишит последнего убежища и пропитания подобных ему сочеловеков, пусть они умирают с голоду, стужи, зноя; пусть рыдают, пусть умерщвляют чад своих в отчаянии, пусть они отваживают жизнь свою на тысячу смертей; все сие не поколеблет его сердца; все сие для него не значит ничего; он умножает свое имение, а сего и довольно. И так не сему ли принадлежит имя сына Отечества?

Или не тот ли, сидящий за исполненным произведениями всех четырех стихий столом, коего услаждению вкуса и брюха жертвуют несколько человек, отъятых от служения Отечеству, дабы до пресыщения мог он быть перевален в постель, и там спокойно уже заниматься потреблением других произведений, какие он вздумает, пока сон отнимет у него силу двигать челюстями своими? Итак, конечно, сей, или же который-нибудь из вышесказанных четырех? (ибо пятого сложения толь же отдельно редко найдем).

Смесь сих четырех везде видна, но еще не виден сын Отечества, ежели он не в числе сих! Глас разума, глас законов, начертанных в природе и сердце человеков, не согласен наименовать вычисленных людей сынами Отечества! Самые те, кои подлинно таковы суть, произнесут суд (не на себя, ибо они себя не находят такими), но на подобных себе, и приговорят исключить таковых из числа сынов Отечества; поелику нет человека, сколько бы он ни был порочен и ослеплен собою, чтобы сколько-нибудь не чувствовал правоты и красоты вещей и дел.

Нет человека, который бы не чувствовал прискорбия, видя себя уничижаема, поносима, порабощаема насилием, лишаема всех средств и способов наслаждаться покоем и удовольствием и не обретая нигде утешения своего. Не доказывает ли сие, что он любит честь, без которой он как без души. Не нужно здесь изъяснять, что сие есть истинная честь; ибо ложная, вместо избавления, покоряет всему вышесказанному, и никогда не успокоит сердца человеческого. Всякому врождено чувствование истинной чести; но освещает оно дела и мысли человека по мере приближения его к оному, следуя светильнику разума, проводящему его сквозь мглу страстей, пороков и предубеждений к тихому ее, чести то есть, свету. Нет ни одного из смертных, толико отверженного от Природы, который бы не имел той вложенной в сердце каждого человека пружины, устремляющей его к люблению чести. Всякий желает лучше быть уважаем, нежели поносим, всяк устремляется к дальнейшему своему совершенствованию, знаменитости и славе; как бы ни силился ласкатель Александра Македонского, Аристотель, доказывать сему противное, утверждая, что сама Природа расположила уже род смертных так, что одна и притом гораздо большая часть оных должна непременно быть в рабском состоянии, и следовательно не чувствовать, что есть честь? а другая в господственном, по тому, что не многие имеют благородные и величественные чувствования.

Не спорно, что гораздо знатнейшая часть рода смертных погружена во мрачность варварства, зверства и рабства; но сие нимало не доказывает, что человек не рожден с чувствованием, устремляющим его к великому и к совершенствованию себя, и следовательно к люблению истинной славы и чести. Причиной тому или род провождаемой жизни, обстоятельства, или в коих быть принуждены, или малоопытность, или насилие врагов праведного и законного возвышения природы человеческой, подвергающих оную силою и коварством слепоте и рабству, которое разум и сердце человеческое обессиливает, налагая тягчайшие оковы презрения и угнетения, подавляющего силы духа вечного. Не оправдывайте себя здесь, притеснители, злодеи человечества, что сии ужасные узы суть порядок, требующий подчиненности. О ежели б вы проникли цепь всея Природы, сколько вы можете, а можете много! то другие бы мысли вы ощутили в себе; нашли бы, что любовь, а не насилие содержит толь прекрасный в мире порядок и подчиненность.

Вся природа подлежит оному, и где оный, там нет ужасных позорищ, извлекающих у чувствительных сердец слезы сострадания, и при которых истинный друг человечества содрогается. Что бы такое представляла тогда Природа, кроме смеси нестройной (хаоса), ежели бы лишена была оной пружины? Поистине, она лишилась бы величайшего способа как к сохранению, так и к совершенствованию себя. Везде и со всяким человеком рождается оная пламенная любовь к снисканию чести и похвалы у других. Сие происходит из врожденного человеку чувствования своей ограниченности и зависимости. Сие чувствование толь сильно, что всегда побуждает людей к приобретению для себя тех способностей и преимуществ, посредством которых заслуживается любовь как от людей, так и от высочайшего Существа, свидетельствуемая услаждением совести; а заслужив других благосклонность и уважение, человек учиняется благонадежным в средствах сохранения и совершенствования самого себя. И есть ли сие так, то кто сомневается, что сильная оная любовь к чести и желание приобрести услаждение совести своей с благосклонностию и похвалою от других, есть величайшее и надежнейшее средство, без которого человеческое благосостояние и совершенствование быть не может? Ибо какое тогда останется для человека средство преодолеть те трудности, кои неизбежны на пути, ведущем к достижению блаженного покоя, и опровергнуть то малодушное чувствование, кое наводит трепет при воззрении на недостатки свои?

Какое есть средство к избавлению от страха пасть навеки под ужаснейшим бременем оных? ежели отъять, во-первых, исполненное сладкой надежды прибежище к высочайшему Существу, не яко мстителю, но яко источнику и началу всех благ; а потом к подобным себе, с которыми соединила нас Природа, ради взаимной помощи, и которые внутренне преклоняются к готовности оказывать оную и, при всем заглушении сего внутреннего гласа, чувствуют, что они не должны быть теми святотатцами, кои препятствуют праведному человеческому стремлению к совершенствованию себя. Кто посеял в человеке чувствование сие искать прибежища? Врожденное чувствование зависимости, ясно показывающее нам оное двойственное к спасению и удовольствию нашему средство. И что, наконец, побуждает его ко вступлению на сии пути? что устремляет его к соединению с сими двумя человеческого блаженства средствами, и к заботе нравиться им? Поистине, не что иное, как врожденное пламенное побуждение к приобретению для себя тех способностей и красоты, посредством которых заслуживается благоволение божие и любовь собратий своей, желание учиниться достойным их благосклонности и покровительства.

Рассматривающий деяния человеческие увидит, что се одна из главнейших пружин всех величайших в свете произведений! И се начало того побуждения к люблению чести, которое посеяно в человеке, при начале сотворения его! се причина чувствования того услаждения, которое обыкновенно сопряжено всегда с сердцем человека, как скоро наливается на оное благоволение божие, которое состоит в сладкой тишине и услаждении совести, и как скоро приобретает он любовь подобных себе, которая обыкновенно изображается радостию при воззрении его, похвалами, восклицаниями. Се предмет, к коему стремятся истинные человеки, и где обретают истинное свое удовольствие! Доказано уже, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же; следовательно будет верный отличительный признак его, ежели он таким образом честолюбив.

Сим да начинает украшать он величественное наименование сына Отечества, Монархии. Он для сего должен почитать свою совесть, возлюбить ближних; ибо едино любовию приобретается любовь; должно исполнять звание свое так, как повелевает благоразумие и честность, не заботясь нимало о воздаянии, почести, превозношении и славе, которая есть спутница, или паче, тень, всегда следующая за Добродетелью, освещаемою не вечерним солнцем Правды; ибо те, которые гоняются за славою и похвалою, не только не приобретают для себя оных от других, но паче лишаются.

Истинный человек есть истинный исполнитель всех предоставленных для блаженства его законов; он свято повинуется оным. Благородная и чуждая пустосвятства и лицемерия скромность сопровождает все чувствования, слова и деяния его. С благоговением подчиняется он всему тому, чего порядок, благоустройство и спасение общее требуют; для него нет низкого состояния в служении Отечеству; служа оному, он знает, что он содействует здравоносному обращению, так сказать, крови Государственного тела. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия и тем отнять у Отечества детей, кои бы могли быть украшением и подпорою оного; он страшится заразить соки благосостояния своих сограждан; он пламенеет нежнейшею любовию к целости и спокойствию своих соотчичей; ничего столько не жаждет зреть, как взаимной любви между ними; он возжигает сей благотворный пламень во всех сердцах; не страшится трудностей, встречающихся ему при сем благородном его подвиге; преодолевает все препятствия, неутомимо бдить над сохранением честности, подает благие советы и наставления, помогает несчастным, избавляет от опасностей заблуждения и пороков, и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнию; если же она нужна для отечества, то сохраняет ее для всемерного соблюдения законов естественных и отечественных; по возможности своей отвращает все, могущее запятнать чистоту, и ослабить благонамеренность оных, яко пагубу блаженства и совершенствование Соотечественников своих. Словом, он благонравен! Вот другой верный знак сына Отечества!

Третий же, и, как кажется, последний отличительнейший знак сына Отечества, когда он благороден. Благороден же есть тот, кто учинил себя знаменитым мудрыми и человеколюбивыми качествами и поступками своими; кто сияет в Обществе разумом и Добродетелию, и будучи воспламенен истинно мудрым любочестием, все силы и старания свои к тому единственно устремляет, чтобы, повинуясь законам и блюстителям оных, придержащим властям, как всего себя, так и все, что он ни имеет, не почитать иначе, как принадлежащим Отечеству, употреблять оное так, как вверенный ему залог благоволения соотчичей и государя своего, который есть Отец Народа, ничего не щадя для блага Отечества. Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени Отечества, и который не инако чувствует притом воспоминании (которое в нем непрестанно), как бы то говорено было с драгоценнейшей всего на свете его чести. Он не жертвует благом Отечества предрассудкам, кои мечутся, яко блистательные, в глаза его; всеми жертвует для блага оного; верховная его награда состоит в Добродетели, то есть в той внутренней стройности всех наклонностей и хотений, которую премудрый Творец вливает в непорочное сердце, и которой в ее тишине и удовольствии ничто в свете уподобиться не может. Ибо истинное благородство есть добродетельные поступки, оживотворяемые истинною честию, которая нигде находится, как в беспрерывном благотворении роду человеческому, а преимущественно своим Соотечественникам, воздавая каждому по достоинству и по предписуемым законам Естества и Народоправления. Украшенные сими единственно качествами как в просвещенной Древности, так и ныне почтены истинными хвалами. И вот третий отличительный знак сына Отечества.

Но сколь ни блистательны, сколь ни славны, ни восхитительны для всякого благомыслящего сердца сии качества сына Отечества, и хотя всяк сроден иметь оные, но не могут однако быть они без надлежащего воспитания и просвещения Науками и Знаниями, без коих наилучшая сия способность человека удобно, как всегда то было и есть, превращается в самые вреднейшие побуждения и стремления, и наводняет целые Государства злочестиями, беспокойствами, раздорами и неустройством. Ибо тогда понятия человеческие бывают темны, сбивчивы и совсем химерические. Почему прежде, нежели пожелает кто иметь помянутые качества истинного человека, нужно, чтобы прежде приучил дух свой к трудолюбию, прилежанию, повиновению, скромности, умному состраданию, кто к охоте благотворить всем, к любви Отечества, к желанию подражать великим в том примерам, также к любви к Наукам и Художествам, сколько позволяет отправляемое к общежитии звание; применился бы к упражнению в Истории и Философии или Любомудрии, не школьном, для словопрения единственно обращенном, но в истинном, научающем человека истинным его обязанностям; а для очищения вкуса возлюбил бы рассматривание Живописи великих Художников, Музыки, Изваяния, Архитектуры или Зодчества.

Весьма те ошибутся, которые почтут сие рассуждение тою Платоническою системою общественного воспитания, которой события никогда не увидим, когда в наших глазах род такого точно воспитания, и на сих правилах основанного, введен Богомудрыми Монархами, и просвещенная Европа с изумлением видит успехи оного, восходящие к предположенной цели исполинскими шагами!