Самые красивые наложницы в истории. Гарем султанов османской империи

Сколько романтических и не очень слухов, сколько пересудов и злословия, а порою, и прямого осуждения вызывает одно лишь упоминание слова "гарем". Чаще всего мы представляем себе эдакий восточный бордель, или, в случшем случае, в голове возникает образ из французского фильма "Анжелика и султан" с толпами обездоленных, страждущих внимания монарха, девиц, но на практике дело обстояло совсем не так...

Гарем (от арабского харам - отделённое, запрещённое) - закрытая и охраняемая жилая часть дворца или дома, в которой жили жёны высокопоставленного восточного государственного деятеля. Женщины, как правило, находились под присмотром первой жены или евнухов. Первая жена имела право разделять титул владельца гарема.

На деле же, гораздо чаще, халиф, говоря о своем «хурам» - множественное число того же слова - имел в виду женщин при дворе, и в более широком смысле слова, - всех, находящихся под его защитой. Хурам был скорее группой людей, чем определенным строением или физическим местоположением. Венецианец Оттавиано Бон, путешественник эпохи Возрождения, так описывает гарем: «В своём жилище женщины проживают как монашки в монастыре». И чуть ниже: «Девушки разрывают все прежние связи раз и навсегда, как только заходят в сераль. Они получают новые имена».

По-турецки гарем назывался «сараем» (saray), то есть большим домом или дворцом. Отсюда и французское «сераль», как любили называть покои султана в Европе в XVIII–XIX веках, рисуя в своем воображении сладострастный образ огромного публичного дома.
Венецианский посол в Турции, служивший там в XVII в., пишет, что комплекс строений, известный подэтим именем, включал множество зданий и павильонов, соединенных между собой террасами. Главным из них являлся великолепный резной павильон, где находился тронный зал.

Вся прислуга этого и других зданий, а также гарема состояла из мужчин. Сам гарем своим видом и внутренней композицией походил на огромный монастырь, где размещались спальни, трапезные комнаты, ванные и прочие помещения разного рода, призванные создать удобства для обитавших там женщин. Его окружали огромные цветочные клумбы и фруктовые сады. В жаркую погоду обитательницы гарема гуляли по кипарисовым аллеям и наслаждались прохладой, исходивший от фонтанов, которые там были устроены в немалом количестве.

Однако это были всего лишь праздные домыслы, хотя число султанских рабынь действительно не может не впечатлить. Так, при Мехмеде III (1568–1603) их было около пяти сотен.

За «честь» продать свою дочь в султанский гарем сражались даже знатные семьи. В султанском гареме было очень мало рабынь, они составляли исключение, а не правило. Пленницы-рабыни использовались на черновых работах и как служанки для наложниц. Наложницы же отбирались очень тщательно из девушек, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение.

Пополнялся сераль и пленницами, захваченными в военных походах, купленными на невольничьих рынках или подаренными султану его приближенными. Обычно брали черкешенок, которыми тогда называли всех жительниц Северного Кавказа. В особой цене были славянки. Но в принципе в гареме мог оказаться кто угодно. Например, там провела большую часть своей жизни француженка Эме де Ривери, кузина Жозефины Богарне, будущей жены Наполеона. В 1784 году по пути из Франции на Мартинику она была захвачена в плен алжирскими пиратами и продана на невольничьем рынке. Судьба была к ней благосклонна - позже она стала матерью султана Махмуда II (1785–1839).

Обычно возраст молодых рабынь составлял 12–14 лет. Их отбирали не только по красоте и здоровью, но и по уму: «дурочек» не брали, ведь султану был нужна не просто женщина, но и собеседница. Поступившие в гарем проходили двухгодичное обучение под руководством кальф (от турецкого kalfa - «начальник») - старых опытных рабынь, помнящих ещё дедов царствующих султанов. Девушкам преподавали Коран (все попавшие в гарем принимали ислам), танцы, игру на музыкальных инструментах, изящную словесность (многие одалиски писали хорошие стихи), каллиграфию, искусство беседы и рукоделие. Особо стоит сказать о придворном этикете: каждая рабыня должна была знать, как наливать своему господину розовую воду, как подносить ему туфли, подавать кофе или сладости, набивать трубку или надевать халат.

Гаремы Константинополя, Аравии и некоторых других стран, связанных с различными индийскими и восточными религиозными концепциями, всегда охранялись евнухами. И только им позволялось заходить внутрь. Евнухов использовали из простой предосторожности - чтобы наложницы жили в безопасности и ублажали только своего хозяина.

Существовали три типа евнухов: полный, которого еще в детстве лишали органов воспроизводства; неполный, который лишался в юности только яичек, и, наконец, евнух, у которого яички атрофировались вследствие того, что в детстве их подвергали особому трению.

Первый тип считался самым надежным, другие два - нет, поскольку у них еще пробуждалось сексуальное желание в начале юношеского созревания. Первые, благодаря кастрации, менялись физически и ментально, у них не росла борода, гортань была маленького размера и поэтому голос звучал по-детски; по характеру они приближались к женщинам. Арабы утверждали, что они живут недолго и умирают еще до достижения 35 лет.

Главная идея состояла в том, что евнух был в сексуальном отношении нейтрален, у него не было ни женских, ни мужских признаков пола и, таким образом, его присутствие в гареме никак не нарушало атмосферу этого особого места, к тому же он оставался в любом случае верен хозяину сераля.

Попадая в гарем, девушки учились этикету, правилам поведения, церемониям и ждали того единственного мгновения, когда они увидят султана. Кстати, такого мгновения могло и не быть. Никогда.

Одним из самых распространенных слухов является тот, что султан вступал в интимные отношения со всеми женщинами. На самом деле это было совсем не так. Султаны вели себя гордо, с достоинством, и очень редко кто унижался до откровенного разврата. К примеру, уникальным случаем в истории гарема является верность султана Сулеймана своей жене Роксолане (Анастасии Лисовской, Хуррем). Долгие годы он спал только с одной женщиной - со своей любимой женой. И это являлось скорее правилом, чем исключением.

Большинство своих наложниц (одалисок) султан даже не знал в лицо. Бытует еще одно мнение, о том, что наложница была обречена на вечную жизнь в гареме. По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. Султан находил ей мужа и давал приданое. Рабыня получала документ о том, что теперь она является свободным человеком. К сожалению, семейная жизнь редко складывалась удачно. Привыкнув жить в безделье, довольстве, женщины покидали своих мужей. Гарем был для них раем, а дом мужа - адом.

Одалисок обычно заставляли предохраняться от беременности, используя гомеопатические мази и отвары. Но, конечно, такая защита была недостаточно эффективной. Поэтому в задней половине дворца Топкапы всегда раздавался щебет детских голосов. С дочками было все просто. Они получали хорошее образование и выдавались замуж за высших чиновников. А вот мальчики - шах-заде - были не только источником материнской радости. Дело в том, что каждому шах-заде, не важно, был ли он рожден от жены или наложницы, принадлежало право претендовать на престол. Формально царствующему султану наследовал старший мужчина в семье. Но на деле были возможны разные варианты. Поэтому в гареме всегда шла скрытая, но беспощадная борьба между матерями (и их союзницами), грезящими, что они когда-нибудь смогут получить титул валиде-султан.

Вообще, участь шах-заде была незавидна. С восьми лет каждого из них помещали в отдельную комнату, называемую кафес - «клеткой». С этого момента они могли общаться только со слугами и учителями. Родителей им доводилось видеть лишь в самых исключительных случаях - на больших торжествах. Они получали хорошее образование в так называемой «Школе принцев», где их учили письму, чтению и толкованию Корана, математике, истории, географии, а в XIX веке ещё французскому языку, танцам и музыке.

После завершения курса наук и наступления совершеннолетия шах-заде меняли прислугу: теперь рабы, обслуживающие и охраняющие их, заменялись на глухонемых. Такими же были и одалиски, скрашивающие их ночи. Но они не только не могли слышать и говорить, у них были удалены яичники и матка, дабы не допускать появления в гареме незаконнорожденных детей.

Таким образом, шах-заде были звеном, соединявшим гаремную жизнь со сферой большой политики, превращая мать, жен и наложниц султана в самостоятельную силу, оказывающую прямое влияние на государственные дела. Борьба партий временами приобретала исключительный по своей отчаянности характер. Дело в том, что, по распоряжению Мехмеда II (İkinci Mehmet, 1432–1481), новый султан должен был убить всех своих братьев. Так предполагалось избежать закулисной политической борьбы. Но на деле эта мера привела к обратному: обреченность шах-заде заставляла их ещё активнее бороться за власть - ведь, кроме своей головы, терять им было уже нечего. Клетка и глухонемая стража здесь не помогала, гарем был наполнен тайными связными и информаторами. Указ Мехмеда II был отменен только в 1666 году. Однако к этому времени гарем стал уже неотъемлемой частью внутриполитической жизни Оттоманской империи.

К дочерям были несколько иное отношение. Дочери султана (принцессы), закончившие обучение, должны были носить длинные одежды и покрывать голову чалмой. По достижении брачного возраста их выдавали замуж за принцев из соседних княжеств, а когда таковых не находилось – за визирей, пашей и других официальных лиц империи. В последнем случае султан приказывал великому визирю подыскать подходящую кандидатуру. Если кандидат, выбранный великим визирем, был женат, его заставляли развестись. У них не было права развестись с дочерью султана, в то время как последняя, напротив, могла это сделать с разрешения отца. К тому же, мужьям принцесс, носившим титул дамад (зять султана), приходилось навсегда забыть про наложниц.

Дочери султана устраивали великолепную свадьбу. Город украшался арками, флагами, по ночам в небе вспыхивали фейерверки, в гареме проходило празднество для невесты. Приданое выставлялось во дворце для того, чтобы его мог лицезреть народ. Возможно, самой яркой частью свадьбы был вечер хны, считавшейся символом благополучия и изобилия, когда невесте раскрашивали хной ногти и пальцы. Такая традиция до сих пор сохраняется в Анатолии.

В гареме выделялось несколько категорий женщин: рабыни, гюзиде и икбал, и жены султана.

Долгое время османские падишахи женились только на титулованных особах, чаще всего европейских и византийских принцессах, но после того, как появилась традиция брать в жены рабынь гарема, наибольшим предпочтением пользовались черкешенки, грузинки и русские.

Султан мог иметь четырех фавориток - гюзиде. Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто - шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана. Она ждала за дверьми, пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, целовала ковер и лишь затем имела право разделить ложе. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась.

Если наложница беременела, она переводилась в разряд счастливых - икбал. А после рождения ребенка (вне зависимости от пола) получала навсегда отдельную комнату и ежедневное меню из 15 блюд. Четырех жен султан выбирал лично. Жена получала новое имя, письменное свидетельство о своем статусе, отдельные покои, одежды, драгоценности, множество рабынь-служанок. И только одной из жен султан мог дать титул султанши. Султанша (самый высокий титул) получала опять новое имя, и только ее сын мог наследовать трон.

Первая жена называлась главной, остальные соответственно – второй и т.д. Новая кадын-эфенди получала письменное свидетельство, ей заказывались новые одежды, а затем выделялась отдельная комната. Главная хранительница гарема и ее помощницы вводили ее в курс имперских традиций. Султаны проводили ночи с кем хотели, но ночь с пятницы на субботу они были обязаны проводить только с одной из своих жен. Таков был порядок, освященный традицией ислама. Если жена не была со своим мужем в течение трех пятниц подряд, она имела право обратиться к кади (судье). За очередностью встреч жен с султаном следила хранительница гарема.


На протяжении почти 400 лет Османская империя властвовала на территории современной Турции, в юго-восточной Европе и на Ближнем Востоке. Сегодня интерес к истории этой империи велик, как никогда, но при этом немногие знают, что у останов было немало «тёмных» секретов, которые скрывали от посторонних глаз.

1. Братоубийство


Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.

Когда Мехмед Завоеватель осаждал Константинополь, его родной дядя воевал против него со стен города. Мехмед справился с проблемой с присущей ему беспощадностью. Когда он вступил на престол, то казнил большую часть своих родственников мужского пола, в том числе даже приказал задушить своего брата-младенца прямо в люльке. Позже он издал свой печально известный закон, который гласил: "Тот из моих сыновей, кому должен достаться Султанат, должен убить своих братьев ". С этого момента, каждый новый султан должен был занимать трон, убивая всех своих родственников мужского пола.

Мехмед III вырвал бороду от горя, когда его младший брат просил его о пощаде. Но при этом он "не ответил ему ни слова", и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. А Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы за тем, как его собственного сына задушили тетивой, когда тот стал слишком популярным в армии и стал представлять опасность для его власти.

2. Клетки для шехзаде


Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ("клетки"). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

3. Дворец как тихий ад


Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.

Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы "хотя бы рыбы куда-то тратили их".

Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами - за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как "султанат женщин". Ахмет III как-то писал своему великому визирю: "Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана... Я никогда не могу побыть один ".

4. Садовник с обязанностями палача


Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.

Что любопытно, османы не удосужились создать корпус палачей. Эти обязанности, как ни странно, были поручены дворцовым садовникам, которые делили свое время между убийствами и выращиванием восхитительных цветов. Большинство жертв просто обезглавливали. Но было запрещено проливать кровь султанской семьи и высокопоставленных чиновников, поэтому их душили. Именно по этой причине главный садовник всегда был огромным мускулистым человеком, способным быстро задушить кого угодно.

5. Смертельная гонка


Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.

Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.

6. Козлы отпущения


Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве "козла отпущения" всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.

7. Гарем


Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.

Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.

Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.

Ещё одна дама - Кесем Султан (1590-1651) - достигла еще большего влияния, чем Роксолана. Она управляла империей в качестве регента вместо своего сына, а впоследствии и внука.

8. Кровная дань


Одной из самых известных особенностей раннего османского владычества был девширме ("кровная дань") - налог, которым облагалось немусульманское население империи. Заключался этот налог в принудительном наборе молодых мальчиков из христианских семей. Большинство мальчиков зачисляли в корпус янычар - армии рабов-солдат, которые всегда использовались в первой линии при османских завоеваниях. Эту дань собирали нерегулярно, обычно к девширме прибегали, когда султан и визири решали, что империи, возможно, потребуется дополнительная рабочая сила и воины. Как правило, набирали мальчиков в возрасте 12-14 лет из Греции и на Балканах, причем брали самых сильных (в среднем, 1 мальчика на 40 семей).

Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.

К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.

9. Рабство как традиция


Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.

Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.

Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.

10. Массовые убийства


При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.

Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть "двойными агентами" Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.

По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).

Продолжая турецкую тему, для наших читателей .

Благодаря сериалу «Великолепный век» женщины получили возможность с головой погрузиться в восточные сказки о любви, коварстве и романтике. В телевизионной картине можно встретить огромное количество красивых женщин и мужественных мужчин. Под влиянием увиденного одна молодая жительница Москвы уехала в Турцию, где вышла замуж за местного парня, а затем поступила в один из ВУЗов Стамбула. Учась в этом университете она наткнулась на удивительные документы, в которых детально описывалась методика подготовки наложниц для жизни в гареме султана. Москвичка поделилась и с нами этими секретами.

Университет находится на территории Старого дворца, в котором в период Средних веков обучали женщин для гарема. Среди них были и те, кого готовили для султана Сулеймана Первого – одного из главных действующих лиц сериала «Великолепный век». Русской девушке очень захотелось познакомиться с этими древними документами и узнать их тайны. После их изучения было выяснено, что в сериале присутствует большое количество выдумок и мифов. Сделано это всё, разумеется, для улучшения сюжета.

Особенности жизни наложниц

В реальной жизни в гареме царила самая настоящая скукота. Но женщины делали всё возможное, чтобы оставаться стройными и прекрасными на как можно много лет вперёд. Для них разработали целые комплексы умеренных физических нагрузок и питания. С помощью этих мер сама москвичка лишилась 10 кг. лишнего веса. Слово гарем можно перевести на наш язык как «запрет, табу, охраняемая зона». В него мог заходить только султан и евнух. Это была специальная вип-зона для женщин с салонами красоты, фитнес-центрами и прочими полезными местами для прекрасных дам. Естественно, в средневековом формате, без современных аппаратов.

Документы указывают на то, что существовал хорошо продуманный план по наполнению женщинами гарема. Их не просто везли со всей империи или захватывали в плен при набегах. Статистика показывает, что примерно 87% женщин были брюнетками, блондинок было меньше. А что касается рыжеволосых, то их не было ВООБЩЕ. В Средние века такие дамы считались нечистыми.

Секреты тонкой талии

Рост девушки при определении в гарем почти совсем не учитывался. Основное требование, которое к ним предъявлялось – быть стройными. Султан в первую очередь обращал внимание на талию и бёдра. Грудь почти так же не ценилась, как и рост. Лучшая разница между бёдрами и талией описывается как 2/3. Это примерно соответствует современному идеалу 60/90. Гарем султана насчитывал примерно 500 комнат и большой парк. В карете могла ездить только любимая жена монарха.

Остальные ходили пешком, что было первым занятием по средневековому фитнесу. Ежедневно устраивалось состязание: в руке убегающей девушки был платок, другие наложницы её ловили. Кому удавалось поймать платок, та выбиралась королевой дня. Победительнице полагались массаж и остальные привилегии. Это было шикарной наградой, поскольку такие процедуры делались тем женщинам, кто готовился провести ночь с султаном. В бане к тому же не могло поместиться огромное количество народу, ведь в гареме могли жить больше 1000 человек.

Молодая? Танцуй, пока можешь

Танцев было много. Наложницы танцевали до тех пор, пока оркестр в прямом смысле не падал от огромной усталости. Документы ясно свидетельствуют, что женщины разучивали примерно 20 типов разных танцев. При этом все они были с нагрузками.

Как во время репетиций, так и в танце перед султаном наложницы имели на себе тяжёлые браслеты на лодыжках и запястьях. Также на них могли быть надеты ожерелья. Иногда в руках девушки держали гранаты, апельсины и прочие фрукты. Если танцевать в таком наряде пару раз в неделю – это гарантирует незабываемый эффект.

Ещё одним типом физических нагрузок было плавание. В гареме насчитывалось 3 больших бассейна. В XV столетии уже присутствовали первые элементы аэробики в воде: наложницы становились парами и занимались растяжками. Именно возле бассейна султан наблюдал за своими жёнами и выбирал себе ту, которая будет ночью его ублажать. Танцы, плавание, бег не были сверхэнергозатратными упражнениями. Поэтому и эффективность их была на высоком уровне.

Правило семи трапез

Исторические документы, найденные в университете Стамбула, гласят, что наложницы в гареме 7 раз в сутки принимали пищу. Это была лучшая диета того времени:

  1. натощак утром выпивался айран, который в Османской империи чаще всего подавался в солёном виде;
  2. на завтрак были фрукты, овощи, вареные яйца, курица и снова айран. Но только теперь в него добавлялась зелень;
  3. кофе. Этот напиток в Средние века был не просто напитком элиты, женщины почти не могли его пить. Исключением были как раз наложницы султана. Непременными спутниками кофе были изюм с финиками;
  4. на обед обязательно ели чечевичный или овощной суп. К столу подавались маслины, мясо, тонкие рулеты из лаваша, начинкой которых были зелень с брынзой;
  5. обед с осьминогами и прочими морепродуктами. И опять овощи, маслины, брынза. Стоит обратить внимание, что количество употребляемой пищи строго дозировалось. Девушке было нельзя съедать более 250 гр. за один приём. Поэтому ели они из маленьких тарелок;
  6. на ужин в основном были фрукты. А для той счастливой, которая шла в спальню к султану, был разрешён кофе;
  7. на ночь выпивался стакан айрана с измельчённой в него зеленью.

А вот со сладким было несладко. Выпечка полагалась той девушке, которая проводила ночь со своим повелителем. И ела она её в первой половине дня. Поскольку не все наложницы бывали с султаном, то и выпечку они могли не есть годами.

Защита от беременности в гареме

Отдельно нужно сказать о методах контрацепции в гареме. Не все наложницы султана имели право рожать детей. По крайней мере в определённый промежуток времени. Дело в том, что все мальчики, родившиеся как от главной жены, так и от наложниц, имели право претендовать на престол. В первую очередь стать султаном мог самый старший сын, остальные могли претендовать на роль правителя в порядке старшинства.

Поэтому контроль рождаемости был очень важен в политических целях, чтобы избежать в будущем возможных междоусобиц между претендентами на трон. В те далёкие времена использовались достаточно малоэффективные средства контрацепции. Ими были отвары и гомеопатические мази. Так, стоит упомянуть оливковое и кедровое масла, соли свинца. Последний вариант представлял ещё большую угрозу здоровью.

Для предотвращения беременности применялись тампоны, сделанные из мякоти граната и хлопка. Они были пропитаны некоторыми наркотическими средствами, в том числе гашишем. Совсем необычным способом контрацепции наложниц гарема было применение… смеси экскрементов зверей, ушной серы и капусты (!!!). Этот поистине адский метод очень часто приводил к самым тяжёлым последствиям.

Были и другие тампоны против беременности. Они были сделаны из (и опять присядем) хлопка, мёда и навоза крокодилов. Существовали и мужские методы контрацепции. Причём они отличались более высокой эффективностью. Например, были презервативы, сделанные из кишок животных и рыбьей кожи. Менее действенным было использование эфирных масел и сока лука, которыми обрабатывали половой орган султана.

Крайне радикальным методом предохранения от беременности было удаление у наложницы матки и яичников. Это гарантировало 100% защиту от рождения детей. Но такие случаи были не особо распространёнными. И поэтому почти всегда после ночи с султаном жена или наложница беременели.

Особенности национальной кухни

Кухня Турции лучше всего пригодится тем людям, которые хотят сбросить лишний вес. Ведь все продукты готовятся на оливковом масле и используется лишь диетическое мясо – курятина, баранина, телятина. Овощи с салатами ни в коем случае нельзя заправлять майонезом. Вместо них лучше всего использовать оливковое масло, сок лимона, небольшую порцию уксуса. Полезны для здоровья овощи, чем больше их – тем лучше. Обратите внимание, в частности, на запечённые баклажаны, которые были изобретены для султанского гарема. В современной турецкой кухне очень ценится йогурт, в котором могут готовить мясные блюда. В наши дни кроме этой полезной пищи и водных процедур улучшить сексуальную жизнь женщины может Женская Виагра, заказать этот удивительный препарат Вы можете на сайте нашей онлайн-аптеки.

Перевод небольшого куска из книги известного турецкого профессора-османиста Ильбера Ортайлы «Жизнь во дворце ».

Известно, что с тех пор, как Султан Орхан Гази женился на Халофере (Нилюфер), дочери Византийского Императора, практически все невестки Династии были иностранками. Да и существуют ли в мире династии, находившиеся при власти, но при этом не смешивающие кровь с иностранными принцессами? И это только в последнее время стала подниматься тема о культурных проблемах самоидентификации при матери-иностранке, в Османской Империи ничего подобного не было. Обращённые в ислам мальчики и девочки во дворце и в корпусах обучались турецкому языку и исламской культуре. Украинка Роксолана стала Хюррем и выучила за несколько лет турецкий так хорошо, что могла писать на нём стихи. История говорит о том, что Османская династия как раз делала очень многое для сохранения турецкой культуры. С 1924 года растущие и учащиеся за границей в изгнании потомки рода не имеют возможности въехать на родину, но при этом до недавнего времени они великолепно владели турецким и знали все турецкие традиции и обычаи. Это – отличный пример и яркое наследие прекрасного дворцового образования.

Значение Гарема

Гарем на арабском обзначает «запрещённый и тайный». Напротив тому, что считает большинство, гарем не является понятием, характерным исключительно для восточных мусульман, оно универсально, т.е. было в ходу в разных местах и в разный период. При этом нельзя сказать, что нации или правители, у которых гарем отсутствовал, были более уважительны по отношению к женщинам.

Гарем – самое известное место дворца Топкапы, о котором говорят больше всего. Но это и место, представление о котором очень далеко от истины. Гарем занимал первое место в дворцовом и государственном протоколе, потому что это обитель Падишаха; а во главе обители стояла Султан.

Гарем означает «самая тайная и скрытая часть человеческой жизни, самая неприкасаемая часть дома». Вопреки общепринятому мнению, гаремы были не только у ближневосточных мусульман, закрытые для внешнего доступа части были во дворцах Китая, Индии, Византии, древнего Ирана и даже ренессансной Италии, в Тоскане и при дворе патрициев Флоренции. Тут были и наложницы, и женщины и девушки высшего сословия, которые жили вдали от чужих взглядов. В Османском дворце же гарем был институтом.

Образование в гареме

Часть гаремных девушек выдавали замуж за молодых чиновников, взращённых в Эндеруне (мужская часть дворца, включающая лучшую в государстве школу, готовящую из государственных деятелей). Более того, за подходящих гос. деятелей выдавали даже сестёр и дочерей Султана. Несмотря на то, что до 16 века представители династии Османов женились на иностранках (мусульманках или нет) из других династий, после 16 века эта практика прекратилась, также перестали отдавать в другие государства невестками девушек из Османского рода. В этом смысле гарем был местом, в котором девушек обучали и готовили к замужеству с классом управленцев, которых готовили в Эндеруне. Девушки в гарем брались не только для того, чтобы они были жёнами или любимицами Султана. Их также покупали в гарем и обращали в ислам для того, чтобы счастье их нашло в другом месте. Девушки с выдающимися способностями, которые нравились Султану, оставались во дворце в качестве служащих, и потом тех из них, что хорошо выучат турецкий и ислам и полностью ассимилиркуются в дворцовой Османской цивилизации, выдавали замуж за выходцев из Эндеруна, которые переходили в Бирун (класс государственных управленцев). Раз девширме не были «аристократами по крови» и не имели никаких законных оснований претендовать на власть, Османская верхушка не отдалялась от народа. Правящий класс формировался через брак. И до тех пор, пока представители этого класса были в форме и шевелили мозгами, они оставались при правителе, но стоило им только оступиться, их тут же вышвыривали из этого класса, ведь никаких юридических прав на власть у них не было.

В гарем забирали хорваток, гречанок, россиянок, украинок и грузинок. Были там даже девушки из Италии и Франции. Но вот армяне и евреи были частью подданых, поэтому армянок и евреек в гарем не брали, а армян и евреев не брали в корпус Капыкулу, не обращали в мусульман и не брали на военную службу. Девушек из мусульманских народностей брали в гарем настолько редко, что это можно назвать исключением. Конечно же, судьбы гаремных девушек, как и везде, складывать очень по-разному.

Валиде Султанши и хасеки

Во главе гарема стояла мать Падишаха — Валиде Султан. По свидетельствам историков, Хатидже Турхан Султан (мать Мехмеда IV) в своё время очень любил народ. А вот Кёсем Султан, напротив, была злополучной Валиде, но в день её убийства большое количество людей в Стамбуле остались голодными, а много бедных невест остались без приданого (прим.пер — Кёсем Султан организовывала бесплатные кухни для бедняков и обеспечивала приданным бесприданиц).

Эметуллах Рабиа Гюльнуш Султан (1642-1715)

Среди были такие, как Гюльнуш Султан, которые прожили долгую и счастливую жизнь. Гульнуш – любимая хасеки Мехмеда IV, неразлучная с ним до конца жизни. Она долгое время была Валиде Султан, поскольку являлась матерью Мусафы II и Ахмеда III. Народ её любил, она построила мечеть в Ускюдаре, которую можно назвать примером Османского барокко, её могила находится там же. Из-за её имени, которое означает «подобная розе», в её открытом тюрбе всегда высаживают розовые кусты. Но её муж, как и два сына были сброшены с престола. Есть и такие хасеки, которым пришлось пережить несчастную судьбу своих мужей и сыновей-правителей, как и Гюльнуш Султан. Например, вспомним мать Султана Абдульазиза — Пертевнияль Валиде Султан. Хасеки и Валиде, мужья и сыновья которых умерли, были вынуждены переезжать в старый дворец, как бы печально это ни было.

Были и те, кто попадал в гарем, получал образование и покидал его, удачно выйдя замуж. Были и те, кого выдавали замуж за обычных, ничем не примечательных мужчин. Некоторые из них, как, например, Кетхюда Деф-и Гам Хатун, возвышались до довольно высоких позиций (хазнедар уста – управитель-казначей), а некоторые работали на простых позициях и занимались даже уборкой. Сначала девушек учили турецкому, потом – Корану и грамоте. Девушки также получали уроки восточных танцев, музыки, изящных искусств и т.д. Помимо этого они обязательно изучали дворцовый протокол, этикет и правила хорошего тона. Благодаря знанию религии и главное – традиций и правил поведения там, где они жили, их все называли «дворцовыми дамами» и крайне уважали за их воспитание. Если в каком-то районе проживала женщина, получившая образование во дворце, этого было достаточно для того, чтобы весь район выучил дворцовый турецкий и дворцовый этикет. А те, кто жил рядом с этими образованными женщинами, передавали полученные знания на протяжение нескольких поколений.

Политика и интриги в гареме – это лишь короткий период долгой истории. После того, как Кёсем Султан была убита в результате заговора гарем снова вернулся на круги своя к спокойной и размеренной жизни. Венецианка Бафо (Нурбану или Сафие Султан), Хюррем Султан, Кёсем Султан – это те имена, которые обычно вспоминают в контексте политических интриг. Турхан Султан и её невестка Гюльнуш Эметуллах в политику не вмешивались.

Кызлар-аги, чёрные евнухи, несомненно, самые печальные персонажи гарема. Их руководителем был Дарюссааде-ага, главный Кызлар-ага, пост которого был очень высоким в гаремной иерархии. От традиции брать в гарем чёрных евнухов отказались в 19 веке, несмотря на это на протяжении Республиканских лет в некоторых районах Стамбула часто встречались чёрные евнухи, как остаток от былых традиций.

Писать что-то о гареме – дело неблагодарное, потому что все предпочитают видеть только эротические сказания, описанные ранее. Все знают, как колотило в своё время Англию: все помнят королей, которым рубили головы, и их дворцовые интриги. Или же Францию. Османский гарем даже близко не стоял с тем развратом, который царил во дворцах этих двух стран. Книги о гареме и второсортные романы на тему гаремной жизни всегда вызывали вопросы. Гарем – одна из тех тем, о которой все горазды поговорить, но никто на самом деле ей не владеет. И это очевидно, что все слишком поверхностно оценивают сложность жизни в гареме, тех умных и талантливых женщин, которые в нём жили, культурный контекст и государственный институт, которым был гарем.

Гарем не был свободным местом исключительно для развлечений, прежде всего это был дом. И к нему надо относиться с уважением, как и к любому дому любой семьи.

До конца 15 века Османские Падишахи хоть и были многоженцами, но предпочитали дочерей соседних правителей. Орхан Гази женился на дочери Кантакузина принцессе Феодоре, Мурад I – на дочери императора Эммануила. Йылдырым Баезид Хан женился на дочери гермиянского правителя Кютахьи Сулейман Хана, потом на византийской принцессе, потом на одной из дочерей сербского деспота и, наконец, на дочери Айдыноглу Исы Бея Хафсе Хатун. Некоторые браки Баезида II имели определённые стратегические цели, это очевидно.

Хотя в последнее время её происхождение поддают сомнению, но последней принцессой голубой крови в династии была жена Султана Явуза Селима и Валиде Кануни Султана Сулеймана – дочь крымского хана Менгли Гирея Хафса Хатун.

Бабушка рода Османов Хюррем Султан была умной и красивой украинкой, которую европейцы назвали Роксолана, а Кануни Султан Сулейман даровал ей титул «Султанша», несмотря на том, что она умерла до того, как её дети взошли на престол. Другая бабушка Османской династии Хатидже Турхан Султан, жена Ибрагима I и мать Мехмеда IV тоже была Украинкой. Так что ясно, что наша династия Османов – это смешение турецкой и украинской крови. Те, кто был покрасивее и посообразительнее, смогли возвыситься до Валиде Султан.

Наложницы, поступавшие в гарем, — это или девушки, которых брали в плен воины Крымского Ханства в степях Украины и Польши, или же девушки, купленные на невольничьих рынках специальными поверенными, такими как Азовский или Каффский (Феодосийский) Бей, или же красавицы, захваченные пиратами, курсировавшими между островами в Средиземном море. Например, представительница роди Бафо Нурбану или Сафие Султан, по происхождению Венецианки, как раз из последних. Помимо этого в гарем попадали также девочки из крайне бедных семей, которых их же семьи отдавали в гарем или торговцам рабами, чтобы спасти от нужды.

В 19 веке ситуация кардинально изменилась. В гарем своих дочерей отправляли лояльные к династии и халифату знатные черкесские и абхазские роды, они считали, что отправляют невест для династии. Например, четвёртая жена Абдульхамида II и мать Айше Султан – дочь одного из абхазских беев Агыр Мустафы Бея.

Старый Дворец Баезид, сейчас это здание Стамбульского университета

Как и в любом обществе, в гареме тоже были свои недостатки. Те, кто был красив и умён, ставали любимицами и одалисками Султана, потом хасеки – матерями , или же, возможно, когда-то становились Валиде Султан. И тут не угадаешь. Кто знает, может, хасеки, которую отправили в Старый Дворец, потому что её муж Падишах умер, однажды вернётся в Топкапы в статусе Валиде Султан, приветствуемая с большими почестями загонами янычар на протяжении всего пути из Баезида, а потом во дворце ей поцелует руки сам Султан, потому что это её сын стал Падишахом.

По типу того, как ученики Эндеруна переходили в Бирун и получали государственные должности, точно так же жительниц гарема выдавали замуж за служащих дворца или других гос. служащих. Уровень грамотности во дворце был очень высок. Некоторые наложницы писали даже грамотнее некоторых Шехзаде.

Дворцовый протокол неизбежно имел сходства с дворцовым протоколом европейских государств. В 19 веке Османский дворец посещали некоторые европейские монархи и наследные принцы балканских государств (например, Болгарии). Система международной дипломатии дворца – это центральный государственный аппарат, признававший венское дипломатическое представительное право. Согласно этим протоколам место Гарем-и Хюмаюна изменилось, изменилась жизнь и образование Султанских жён и женщин. Причиной этих изменений было, в том числе, и внешнее давление. В период Второго Мешрутиета иностранные послы и даже гости Египетского принца и некоторые государственные деятели принимали участие в приёмах и баллах в сопровождении своих дам, чего нельзя сказать о жителях Османского дворца.

Внутреннее убранство дворца Бейлербейи

В последние 50 лет Империи Императрица Франции Евгения единолично совершила ответный визит от имени Наполеона III, немецкий кайзер Вильгельм приезжал трижды (один раз вместе с Императрицей), несмотря на то, что Император Австро-Венгрии Карл приезжал с Императрицей Зитой, на всех приёмах, приветствиях и встречах он был только с Падишахом. На официальных приёмах женщин не было. Но приезжие императрицы посещали Валиде Султан и других дам в гареме, те же, в свою очередь, совершили ответный визит во дворец Бейлербейи, в котором проживали гости. Это изменения, благодаря которому женщины династии смогли участвовать в государственном протоколе. Благодаря этому среди женской части гарема значительно возросло число девушек, владеющих европейскими языками.

© Ильбер Ортайлы, 2008

Эта экзотическая тайна волновала умы многих поколений историков и просто любопытных. Почти мистическая загадка глубин восточного мира - самая известная из всех. Таинственное понятие пришло из далекого средневековья, из пряных восточных ночей и фантастических белых зданий кубической формы, из удивительного и незнакомого мира, полной противоположности европейского,современного, из стекла и бетона, окружающего нас каждый день. История существования гарема - одна из самых интересных.

Если вы сумеете представить все это - значит, вы немножко сумели заглянуть в султанский гарем. Почему именно в султанский? По той причине, что при султанском дворе Османской империи гарем был не любовной, не личной структурой, а церемониальной, даже политической, играющей огромную роль в жизни страны. В Стамбуле был сооружен колоссальный дворец Топкапы, представляющий из себя гигантский комплекс зданий. В одном из филиалов Топкапы находился султанский гарем, получивший название «дар-ус-саадет» («дом счастья»). На самом деле счастье было довольно призрачным, ведь в первую очередь султанов интересовала политика, укрепление Османской империи

Гарем бухарского эмира

Редкий мужчина способен выдержать наэлектризованную атмосферу огромного (700 человек!) женского коллектива. Поэтому главной заботой управителей гарема было от всего этого султана оградить. После султана главной по рангу считалась валиде - его мать. Фактически именно валиде управляла гаремом. Потом шли незамужние сестры султана (конечно, если они были. Как правило, незамужними родственницы самого султана оставались недолго). Потом следовали жены (но их власть была очень призрачной, незначительной). Потом - главный евнух (управляющий всеми евнухами). И на последнем месте шли наложницы, рабыни - джарийе.

Фактически реальная власть принадлежала двоим: валиде и главному евнуху. За «честь» продать свою дочь в султанский гарем сражались даже знатные семьи. В султанском гареме было очень мало рабынь, они составляли исключение, а не правило. Пленницы-рабыни использовались на черновых работах и как служанки для наложниц. Наложницы же отбирались очень тщательно из девушек, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение. Девочек покупали у отцов в возрасте 5-7 лет и воспитывали до 14-15. Их обучали музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине.

Продавая дочь в школу при гареме, отец подписывал бумагу, где было указано, что он не имеет на дочь никаких прав и согласен не встречаться с ней до конца жизни. Поэтому, попадая в гарем, девушки получали другое имя. К примеру, имя цветка или драгоценности. Из рабынь-пленниц девушки только четырех национальностей могли возвыситься до султанского гарема. Украинки, русские, черкешенки и грузинки. Именно они пользовались предпочтением как ценный товар и считались эталоном женской красоты. Украинка Анастасия Лисовская, рабыня из Украины, попав в гарем под именем Хуррем (смеющаяся), стала султаншей, единственной женщиной, управлявшей мусульманской империей.

«Попова дочка» Анастасия (Настя) Лисовская, о ней должны знать многие, и не только в Восточной Европе, но и Западной, где она известна под именем Роксоланы. Анастасия-Роксолана воспета не только в операх, балетах, книгах, портретах, но даже в телесериалах. Поэтому биография ее относительно известна широкиой общественности. Только количество научных и художественных книг о ней, написанных на разных языках, переваливает за несколько десятков.

Анастасия Гавриловна Лисовская, или Роксолана, или Хуррем (1506-1558) – сначала наложница, а потом жена османского султана Сулеймана Великолепного. По поводу происхождения имен идут споры: Хуррем по-арабски может значить «веселая, яркая», а вот по поводу Роксоланы – споры ожесточеннее, не хочется в них участвовать (но в целом, восходит имя к русинам, русским – так называли всех жителей Восточной Европы).

О месте ее рождения тоже до сих пор идут споры – то ли город Рогатин Ивано-Франковской области, то ли город Чемеровцы Хмельницкой области. Совсем маленькой девчонкой она была захвачена крымскими татарами, затем продана в турецкий гарем.

И что может юная особа в таком сложном общественном образовании, как гарем? Либо пропасть (а ее крепко побили другие конкурентки), либо бороться. Что Анастасия и сделала настолько успешно, что знают ее теперь во всем мире.

Сераль, он и есть сераль – тут не до нежностей между претендентками на султанову милость. Выжить бы самой, да потомство на ноги поставить.

Жизнь Роксоланы-Насти хорошо известна. Меньше информации о других султаншах, вырвавшихся фактически из положения рабынь.

Попадая в гарем, девушки учились этикету, правилам поведения, церемониям и ждали того единственного мгновения, когда они увидят султана. Кстати, такого мгновения могло и не быть. Никогда.

Танцовщицы танца живота

Одним из самых распространенных слухов является тот, что султан вступал в интимные отношения со всеми женщинами. На самом деле это было совсем не так. Султаны вели себя гордо, с достоинством, и очень редко кто унижался до откровенного разврата. К примеру, уникальным случаем в истории гарема является верность султана Сулеймана своей жене Роксолане (Анастасии Лисовской, Хуррем). Долгие годы он спал только с одной женщиной - со своей любимой женой. И это являлось скорее правилом, чем исключением. Большинство своих наложниц (одалисок) султан даже не знал в лицо. Бытует еще одно мнение, о том, что наложница была обречена на вечную жизнь в гареме. По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. Султан находил ей мужа и давал приданое. Рабыня получала документ о том, что теперь она является свободным человеком. К сожалению, семейная жизнь редко складывалась удачно. Привыкнув жить в безделье, довольстве, женщины покидали своих мужей. Гарем был для них раем, а дом мужа - адом.

Султан мог иметь четырех фавориток - гюзиде. Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто - шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана. Она ждала за дверьми, пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, целовала ковер и лишь затем имела право разделить ложе. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась. Если наложница беременела, она переводилась в разряд счастливых - икбал.

А после рождения ребенка (вне зависимости от пола) получала навсегда отдельную комнату и ежедневное меню из 15 блюд. Четырех жен султан выбирал лично. Жена получала новое имя, письменное свидетельство о своем статусе, отдельные покои, одежды, драгоценности, множество рабынь-служанок. И только одной из жен султан мог дать титул султанши. Султанша (самый высокий титул) получала опять новое имя, и только ее сын мог наследовать трон. Наследником становился только один сын. Остальных сыновей душили (!!!) Дочерей оставляли в живых.

Интересные были законы, установленные султаном для мужа своей дочери,принцессы. Султанский зять (дамат) не имел права владеть гаремом! Гарем для него был запрещен. Он был обязан хранить верность принцессе. В случае нарушения верности принцесса имела право потребовать его казни. Она также могла получить развод и взять себе другого мужа. Султан свято оберегал честь своей дочери (или дочерей) и не мог допустить, чтобы султанской крови нанесли обиду. Не всех своих жен султан любил одинаково. Многие получали этот статус только благодаря родственным связям (к примеру, принцесса какого-то государства). Иногда к таким «официальным женам» султан даже не заходил, не встречался с ними годами.

Только любимая жена становилась султаншей, вне зависимости от того, первой она была женой или четвертой. Все наложницы и рабыни гарема, а также остальные жены обязаны были целовать подол платья султанши. Равной ей считалась лишь мать султана - валиде. Был гарем кошмаром или раем, противоестественным или нормальным - кто знает ответ на этот вопрос? Но иногда на почве интриг, подавления воли, запретов, указаний и ненависти расцветал красивый цветок любви. Только для двоих. Для султана и одной женщины. Все остальные 699 были лишними. Доказывая всем известную истину, что в любви существует только одно число - двое. И что самой прекрасной и чистой может быть только любовь для двоих.

Гарем — символ абсолютной власти мужчины над женщиной. Во времена завоеваний Халифата, когда у владык мусульманского мира не было недостатка в рабынях, стало модным собирать многонациональные коллекции наложниц, которые стали зримым воплощением власти и богатства эмиров и султанов.

Наложниц называли «одалик», чуть позже европейцы добавили к слову букву «с» и получилось «одалиска». Из числа одалисок султан выбирал себе до семи жен. Те, кому повезло стать женой,получали звание «кадын» - госпожа. Главной «кадын» становилась мать первенца. Чуть ниже на иерархической лестнице стояли фаворитки - «икбал»- умелые любовницы и настоящие красавицы. Эти женщины получали жалованье, собственные апартаменты и личных рабынь

У одалисок был только один шанс подняться по иерархической лестнице - родить ребенка, а для этого надо было удостоиться внимания султана, что было крайне непросто, учитывая, что своей очереди ждали тысячи конкуренток. Умение обратить на себя внимание пресыщенного мужчины и возбудить в нем желание было вопросом выживания. В ход шли любые средства. Родившиеся в самых разных странах невольницы приносили в гарем национальные секреты «кожи, как бархат» и «губ, подобных вишне».

Во времена гаремов медицина на Востоке переживала расцвет, и многомудрые лекари-табибы неустанно трудились, чтобы «луноликие» красавицы могли радовать своего господина. В результате под сводами «домов счастья» родилось уникальное искусство создания и поддержания красоты, которое, несмотря на высокие стены и крепкие замки, значительно повлияло на то, что сегодня называется современной парфюмерией. Уход за кожей с помощью масел и растительных экстрактов, массаж, мыло и духи проникли в Европу из-за стен гаремов.

Макияж восточных красавиц был ярким и контрастным. Белилами, растворами и пастами из гипса и мелом покрывали лица, сверху наносили яркие румяна из киновари, а веки подкрашивали настоем шафрана. А еще, чтобы подкрасить щеки, использовали мелкий красный порошок из сафлора и корни растения арнебия. Обычай, обязывающий женщину закрывать лицо, невольно акцентировал внимание на глазах восточных красавиц. Поэтому этой части тела уделялось особое внимание. Глаза должны были поражать сердце мужчины с первого взгляда.

Обитательницы гаремов выщипывали брови, а для ухода за ресницами использовали сурьму, которую готовили из бараньего жира, миндального масла, усьмы, басмы и самой сурьмы. Ее наносили тонкой деревянной палочкой, иногда добавляя золу.

Считалось, что сурьма обладает целебными свойствами и улучшает зрение, поэтому глаза ею подводили даже младенцам. Для того чтобы губы были ярко-красными, женщины Востока жевали бетель - пасту на основе перца бетеля с добавлением семян пальмы и извести. Для белизны зубов готовили средство, в состав которого входили каменная соль, мята, ирис и перец. Жвачку заменяли палочки корицы.

По преданию, сам Пророк отказался брать письмо от женщины, руки которой не были украшены хной. Искусство росписи хной по телу - одно из древнейших на Востоке. Считается, что оно пришло из Индии. Сегодня узоры из хны выполняются для торжественных церемоний, в основном для бракосочетаний. Рисунки украшают невест от пальцев рук до предплечья и от ступней ног до колена.

Восточная традиция требовала, чтобы кожа женщины была гладкой, поэтому одалиски в гаремах избавлялись от лишней растительности с помощью составов на основе меда, глины и яиц. Чтобы увлажнить кожу, в нее втирали натуральные масла. Особое место в сохранении здоровья и красоты прекрасных наложниц занимал хамам - восточная баня.

ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ КРАСОТЫ ОТ ШАХЕРЕЗАДЫ

Для того чтобы ресницы были длинными и шелковистыми, утром и вечером их надо расчесывать снизу вверх, используя щеточку, смазанную растительным маслом. На востоке девочкам с малых лет соком усьмы дорисовывали брови. Это растение стимулирует рост волос, поэтому через некоторое время там, где рисовали темную полосу, вырастали новые волоски. Для того чтобы волосы были густыми и шелковистыми, в литр теплого молока добавляли столовую ложку сметаны, размешивали и ставили в теплое место. Кефиром, который получался в результате этих манипуляций, смачивали голову, массировали, а затем промывали волосы теплой водой.

Для того чтобы волосы росли быстрее и гуще, в восточных гаремах использовали толченые ядра сладкого миндаля, смешанные с молоком. Сметанообразную массу два раза в неделю втирали в голову.

Для того чтобы покрасить волосы, в чашку насыпали хну, добавляли теплую воду, затем кашицу ставили в сосуд с горячей водой и нагревали. Волосы разделяли на пряди и наносили хну тонким слоем от корней до кончиков. Если волосы светлые, их выдерживали от 5 до 10 минут, темные - от 30 минут до полутора часов. Для темных волос в хну добавляли масло какао.

Чтобы губы были мягкими и нежными, их смазывали медом перед сном. Для большего эффекта в мед добавляли сливочное масло или клубничный сок.

Красоту и молодость рук гарантировала мазь, приготовленная на основе желтка сырого яйца, столовой ложки льняного масла, столовой ложки меда и сока одного лимона. Если кожа на руках сухая, использовали оливковое масло, смешанное с маслом чайного дерева.

В качестве скраба восточные красавицы чаще всего использовали соль, которую смешивали со сметаной или кофейной гущей. Не испортит такой скраб и оливковое масло.

Для поддержания кожи в тонусе брали ложку розмарина, заливали стаканом сухого красного вина и настаивали. Бутылку с настоем встряхивали каждые два дня. Через 6 недель процеживали и использовали. Результат - упругая кожа без морщин.

С ранними морщинами успешно боролась миндальная маска. Для этого брали столовую ложку очищенных семян сладкого миндаля, толкли в порошок с небольшим количеством молока и наносили на лицо и шею на 15–20 минут.

СОВРЕМЕННЫЙ ГАРЕМ.

Гарем, многоженство, угнетенная женщина - первое, с чем ассоциируется у европейца Восток. Многим интересно, есть ли у современных арабских мужчин гаремы? Конечно, есть. Но в слове «гарем», как его понимают арабы, нет ничего пикантного или предосудительного. Гарем – это все женщины семьи: мать, сестры, тетки, жены. Таким образом, словом «харам» на Востоке называют женскую половину дома вообще. Объединенные Арабские Эмираты появились всего тридцать с лишним лет назад из нескольких палаток бедуинов в пустыне.

Сегодня здесь сочетаются достижения современной цивилизации и незыблемость древних традиций, высокие технологии и – в представлении европейцев – архаичное отношение к женщине. Многим кажется, что женщины в черных одеждах - единственные страдалицы в этом великолепии. Вы можете прожить в стране несколько лет и ни разу не поговорить с местной женщиной – она не поддержит разговор.

Считается, что иностранцы таят в себе опасность: слишком резко вступают в контакт, задают неприличные вопросы (а у арабов не принято даже интересоваться, как дела у жены), пытаются пожать руку. Что неприемлемо для арабской женщины. Даже фотографировать ее считается оскорблением.

А вот так выглядит современный восточный принц…самый что ни на есть настоящий, а не какой нибудь Таркан… Не смотря на то, что ему нет и 30 он уже женат и как любому восточному мужчине Коран разрешает ему иметь…до 4 жен. Но мне кажется, этот арабский шейх таким малым числом не ограничится…

Хамдан бин Мухаммед бин Рашид, ОАЭ

Наследный принц Дубая — один из 19 детей шейха Мухаммедина бин Рашида аль-Макту-ма.Темноволосый, темноглазый, с длинными ресницами и благородно утонченными чертами смуглого лица. Окончил Лондонскую школу экономики и военную академию Сэндхерст. Имеет золотую медаль, которую завоевал на Азиатских играх в верховой езде.

Понравилось это.