Сложный план повести бедная лиза. Анализ произведения Н

Анализ произведения

Эта повесть является одним из первых сентиментальных про­изведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностран­ных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина иг­рают чувства.

Одним из главных героев произведения становится повество­ватель, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествова­теля оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в стороне и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Уже в заг­лавии данной повести сочетается имя собственное с определен­ным отношением автора к нему. Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не собы­тие и постоянство героев, а их переживания, то есть сюжет но­сит психологический характер.

Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помо­щи в лютых бедствиях.

Завязкой становится встреча

Лизы, бедной девушки, с моло­дым дворянином Эрастом.

Кульминацией является случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится.

Развязка – гибель Лизы. Она выбирает смерть, чтобы разре­шить все проблемы, не жить обманутой и брошенной любимым человеком. Для Лизы жизни без Эраста не существует.

Очень важным для писателя-сентименталиста было обраще­ние к социальной проблематике. Автор не осуждает Эраста за гибель Лизы. Ведь молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянская девушка. Всю оставшуюся жизнь он испытывает чувство вины перед Лизой, его собственный жизненный путь не сложился.

Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тон­кий и ранимый внутренний мир представительницы низшего со­словия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить. Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы – сострадание к простым людям, сочувствие их ра­достям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных. Та­ким образом, можно сказать, что Карамзин подготовил основу для творчества многих писателей XIX века.

План пересказа

1. Описание окрестностей Москвы.

2. Жизнь Лизы.

3. Знакомство с Эрастом.

4. Признание в любви.

5. Случайная встреча с Эрастом в Москве.

6. Гибель Лизы.

7. Дальнейшая судьба Эраста.

Глоссарий:

  • план бедная лиза
  • бедная лиза план
  • бедная лиза анализ произведения
  • план Бедной Лизы
  • план произведения бедная лиза

Другие работы по этой теме:

  1. В повести Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” речь идёт о том, как молодой дворянин по имени Эраст встретил однажды прекрасную девушку Лизу. Лиза со своею...
  2. Чему учит повесть Каждое столетие оставляет свой след в формировании литературы. Не является исключением и восемнадцатый век. Читая такие произведения, как “Бедная Лиза” Н. М....
  3. Был ли у Лизы другой выход Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” до глубины затрагивает души читателей. Этот русский писатель-сентименталист в своих произведениях умел ясно...
  4. Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” всегда вызывала интерес у читателей. Почему? Это трагическая история любви романтичной юной крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Сюжет этой...

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) один из крупнейших русских литераторов времен сентиментализма. Его называли «Русским Стерном». Историк, создатель первого обобщающего исторического труда «Истории государства Российского» в 12-ти томах.

История создания произведения

Где бы не встречалось имя Н. М. Карамзина, сразу приходит на ум его повесть «Бедная Лиза». Прославив молодого поэта, она является одним из ярких произведений в русском . Это произведение считают первой сентиментальной повестью, принесшей автору славу и популярность.

В 1792 году Николай Карамзин, которому было 25 лет, работал редактором «Московского журнала». В нем впервые была опубликована повесть «Бедная Лиза». По словам современников, в ту пору Карамзин жил в окрестности Симонова Монастыря на даче Бекетова. Он хорошо знал те места и перенес все их красоты на страницы своего произведения. Сергиев пруд, якобы вырытый С. Радонежским, впоследствии стал центром внимания влюбленных пар, которые приходили туда на прогулки. Позже пруд был переименован в «Лизин пруд».

Литературное направление

С конца 17 века торжествовала эпоха со своими четкими правилами и рамками жанров. Поэтому пришедший ему на смену сентиментализм, с его чувственностью и простотой изложения, близкой к простой речи, перевел литературу на новый уровень. Своей повестью Н. Карамзин положил начало дворянскому сентиментализму. Он не выступал за отмену крепостного права, но в то же время показал всю человечность и красоту низшего сословия.

Жанр

Карамзин является создателем короткой новеллы – «чувствительной повести». До этого в 18 веке были широко распространены многотомные произведения. «Бедная Лиза» — первая психологическая повесть, в основе которой лежит моральный конфликт.

Творческий метод и стиль

Новаторским подходом в повести является сам образ рассказчика. Повествование ведётся от имени автора, человека, которому не безразличны судьбы главных героев. Его сопереживание и участие передается в манере изложения, что делает повесть соответствующей всем законам сентиментализма. Рассказчик сочувствует героям, переживает за них и никого не осуждает, хотя в ходе повествования он даёт волю своим эмоциям и пишет, что готов проклинать Эраста, что плачет, что сердце его обливается кровью. Описывая мысли и чувства своих героев, автор обращается к ним, спорит с ними, страдает с ними – всё это тоже было новым в литературе и тоже соответствовало поэтике сентиментализма.

Карамзин смог также по-новому показать в повести пейзаж. Природа в произведении уже не является просто фоном, она гармонирует и соответствует чувствам, которые переживают герои повести. Становится активной художественной силой произведения. Так, после признания Эраста в любви вся природа ликует вместе с Лизой: поют птицы, ярко светит солнце, благоухают цветы. Когда же молодые люди не смогли противостоять зову страсти, грозным предупреждением шумит буря, и дождь льётся из чёрных туч.

Проблематика произведения

  • Социальная: история влюбленных, принадлежащих к разным социальным слоям, несмотря на всю красу и нежность чувств, приводит к трагедии, а не к счастливому финалу, к которому привыкли в старых романах.
  • Философская: борьба разума с сильными естественными чувствами.
  • Моральная: нравственный конфликт повести. Прекрасные чувства между крестьянкой Лизой и дворянином Эрастом. В итоге после недолгих моментов счастья чувствительность героев приводит Лизу к гибели, а Эраст остаётся несчастным и будет вечно корить себя за смерть Лизы; именно он, по словам рассказчика, поведал ему эту историю и показал Лизину могилу.

Характеристика героев

Лиза. Главная героиня – девушка крестьянка. Автор показал ее истинный образ, не похожий на всеобщее представление о крестьянках: «прекрасная телом и душой поселянка», «нежная и чувствительная Лиза», любящая дочь своих родителей. Она трудится, оберегает мать от беспокойства, не показывая своего страдания и слез. Даже перед прудом Лиза вспоминает о матери. Она решается на роковой поступок, уверенная, что помогла матери, чем смогла: передала ей деньги. После знакомства с Эрастом Лиза мечтала о том, чтобы ее возлюбленный был рожден простым пастухом. Это подчеркивает всю бескорыстность ее души, а также то, что она реально смотрела на вещи и понимала, что между крестьянкой и дворянином не может быть ничего общего.

Эраст. В романе его образ соответствует социальному обществу, в котором он вырос. Богатый дворянин, в чине офицера, который вел разгульную жизнь в поисках утех в светских забавах. Но не находя желаемого, скучал и жаловался на судьбу. Карамзин в образе Эраста показал новый тип героя – разочарованного аристократа. Он не был «коварным соблазнителем» и искренне влюбился в Лизу. Эраст также является жертвой трагедии, и у него свое наказание. Впоследствии еще многие герои произведений русской литературы представлены в образе «лишнего человека», слабые и неприспособленные к жизни. Автор подчёркивает, что Эраст был добрым от природы, но слабым и ветреным человеком. Он был мечтательным, представлял жизнь в розовом цвете, начитавшись романов и лирических стихотворений. Поэтому его любовь не выдержала проверки реальной жизнью.

Мать Лизы. Образ матери Лизы часто остаётся вне поля зрения, так как основное внимание читателя приковано к главным действующим лицам. Тем не менее не следует забывать, что знаменитые слова Карамзина «и крестьянки любить умеют» относятся не к Лизе, а к её матери. Это именно она преданно любила своего Ивана, прожила с ним в счастье и согласии долгие годы и очень тяжело перенесла его смерть. Единственное, что удерживало её на земле – дочь, которую она не могла оставить одну, поэтому она и мечтает выдать Лизу замуж, чтобы быть спокойной за её будущее. Старушка не выдерживает обрушившегося на неё горя – известия о самоубийстве Лизы – и умирает.

Сюжет и композиция

Все события повести происходят на протяжении трех месяцев. Однако автор повествует о них как о событиях тридцатилетней давности. Кроме психологии героев, которая до мелочей раскрыта в повести, на концовку влияют и внешние события, толкнувшие главную героиню на решительный шаг.

Начинается и заканчивается повесть описанием окрестностей Симонова монастыря, которые напоминают рассказчику о плачевной судьбе бедной Лизы. Возле её могилы он любит сидеть в задумчивости под сенью деревьев и смотреть на пруд. Это описание было сделано Карамзиным настолько точно и живописно, что началось паломничество поклонников повести к монастырю, поиски места, где была хижина, поиски могилы Лизы и т. д. Читатели поверили в то, что эта история действительно произошла на самом деле.

Новым и непривычным было в повести то, что вместо ожидаемого (по привычным романам) счастливого финала читатель встречался с горькой правдой жизни.

Как говорил Карамзин о повести «Бедная Лиза»: «Сказка весьма не замысловатая». Эраст – молодой, богатый дворянин, влюбляется в дочь поселенца Лизу. Но из-за сословного неравенства брак их невозможен. Он ищет в ней друга, однако дружеское общение перерастает в более глубокие взаимные чувства. Но он быстро охладел к девушке. Находясь в армии, Эраст проигрывает свое состояние и, чтобы поправить финансовую ситуацию, женится на богатой пожилой вдове. Случайно встретив в городе Эраста, Лиза решает, что сердце его принадлежит другой. Не в силах смириться с этим, Лиза топится в том самом пруду, возле которого они когда-то встречались. Эраст до конца дней своих остаётся несчастным, он долгие годы страдает от мук раскаяния и открывает эту историю рассказчику за год до своей смерти. «Теперь, может быть, они уже примирились!» – такими словами завершает свою повесть Карамзин.

Значение произведения

Н. М. Карамзин, создав «Бедную Лизу», положил начало циклу литературы о «маленьких людях». Создал современный литературный язык, на котором говорили не только дворяне, но и крестьяне. Приблизил повествование к разговорной речи, что еще больше добавляло сюжету реальности и близости с читателем.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 28» г. Курска

План – конспект открытого урока литературы в 8 классе по теме «Повесть Н. М.Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма»

Учитель русского языка и литературы Горбачева О.В.

Цели урока:

Углубить представление обучающихся о сентиментализме;

Развивать самостоятельность мышления обучающихся средствами технологии развития критического мышления;

Научить проникать в мир художника слова, постигать красоту карамзинского слова;

Способствовать воспитанию у учащихся самых лучших качеств на примере главной героини произведения, воспитывать любовь к русской литературе и уважение к русским писателям, толерантность к чужому мнению.

Применяемая технология – технология развития критического мышления.

Эпиграф:

А.С. Пушкин.

Оформление доски:

Тема урока, эпиграф к уроку.

Портрет Н. М. Карамзина.

Выставка произведений Н. М. Карамзина.

Презентация « Н.М. Карамзин - самый яркий представитель сентиментализма в России».

Приёмы: «Бортовой журнал», кластер, обращение к первичному опыту учащихся, эссе, синквейн.

Ход урока

    Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.

    Вступительное слово учителя

Жизнь каждого человека – это загадка и тайна, и наша задача – попытаться разгадать эти тайны. Сегодня мы прикоснёмся к ещё одной тайне – тайне литературы.

Я надеюсь, что урок будет интересным и познавательным, самое главное, пройдёт в творческой атмосфере. Я очень хочу, чтобы сегодня мы все вместе научились мыслить критически, анализировать, высказывать своё мнение, не боясь ошибиться.

Как вы понимаете, что значит критически мыслить? (ответы учащихся)

Я считаю: кто не думает, тот не ошибается, а кто не ошибается, тот не думает, поэтому давайте сегодня работать, не боясь высказать свою точку зрения, ошибиться, снова пробовать, думать и находить верное решение.

П. Сообщение темы и цели урока

1. Слово учителя

Слайды 1-2. Портрет писателя

Наш сегодняшний урок посвящён одному из самых ярких представителей сентиментализма в России – Н. М. Карамзину. Значение его для русской культуры исключительно. Заслуга Карамзина в том, по словам В. Г. Белинского, что «он распространил в русском обществе познания, образованность, вкус и охоту к чтению».

«Его талант многогранен. Н. М. Карамзин был не только прекрасным писателем, но и … (учащиеся продолжают начатую фразу). (Сообщение ученика о значении Н. М. Карамзина для русской культуры)

2.Заполнение «Бортового журнала», создание на его основе кластера ассоциаций «Н. М. Карамзин» (индивидуально)

Работу мы начнём с заполнения «Бортового журнала». Давайте заполним 1 колонку таблицы. Укажите произведения Н. М. Карамзина или известные о нём сведения.

Бортовой журнал

Знаю

Узнал

Хочу узнать

(Учитель составляет на доске кластер на основе ответов учащихся)

Сейчас по прошествии многих лет мы с уверенностью можем сказать, что Н. М. Карамзин стал для всех русских людей эталоном благородной независимости, показал пример писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных добродетелей. Не случайно А. С. Пушкин сказал о своём учителе и друге замечательные слова:

Слайд 2. Эпиграф.

(Обращение к эпиграфу)

«Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России».

Эти слова мы можем повторить и сейчас.

Ш. Работа над темой урока.

Конечно, литературную славу Н. М. Карамзину, без сомнения, принесла сентиментальная повесть «Бедная Лиза». Давайте вспомним, что такое сентиментализм.

1.Ознакомление с заданиями.

Работать сегодня мы будем в группах.

Задания для групп:

1 группа – подготовить сообщение о сентиментализме и его основных чертах. (Север)

2 группа – подготовить сообщение о литературе Руссо, Гёте и истории создания повести «Бедная Лиза». (Восток)

3 группа- подготовить сообщение о реформе языка Карамзина. (Юг)

4 группа – подготовить сообщение о главном достижении русских сентименталистов. (Запад)

    Работа над выполнением заданий в группах 5-7 минут.

    Выступление групп.

Учащиеся слушают сообщения, заполняя 2 и 3 колонки «Бортового журнала».

Именно поэтому повесть «Бедная Лиза» пользовалась огромной популярностью, несмотря на незамысловатый сюжет, который был далеко не новым. Аналогичная ситуация рассматривалась во многих произведениях до и после Карамзина.

Публика нашла в произведении сострадание к бедным людям, сочувствие к жертвам страстей, понимание самого греха и неосуждение его. Она пронизана уважением к человеку, вызывает благородные чувства. Один из современников Карамзина свидетельствовал: «Мы чувствовали всю сладость участия и, несмотря на текущие слёзы, сердце наше тайно восхищалось, видя себя к тому способными». Читатели, как и автор повести, проливали о Лизе «слёзы нежной скорби».

«Бедная Лиза» стала первым национальным произведением, героям которого можно было сопереживать так же, как героям Руссо или Гёте.

Давайте и мы, читатели 21 века, услышим голос автора и постараемся понять героев повести, выразив им своё сострадание и сопереживание

4.Стадия осмысления. Анализ повести «Бедная Лиза».

Каков сюжет и композиция повести?

(В основе сюжета лежит социальный конфликт. Герою-аристократу Эрасту противопоставлена простая девушка-крестьянка. Его любовь к Лизе оказалась недолгой, он оставляет соблазнённую девушку, пытается откупиться от неё деньгами. Лиза потрясена случившимся. Безнадёжная любовь, чувство обиды, досады и вины перед матушкой создали сильный душевный накал – «страшнейшее сердечное мучение». В её сознании возникает мысль о самоубийстве как единственной возможности преодолеть возникшее противоречие между её любовью и нелюбовью к ней Эраста. «И крестьянки любить умеют» - с этими словами во многом связана идея повести. Однако Карамзин показал не только губительные последствия сословного неравенства. Повесть предупреждает молодых людей от совершения опрометчивых поступков, воспитывает чувство ответственности). Это новаторство в то время.

От какого лица ведётся повествование? Кто рассказывает повествователю о любви и смерти Лизы? Почему? Какова роль рассказчика?

Слайд 4. Лиза

Жизнь Лизы в родительском доме до встречи с Эрастом.

Чему её научили отец и мать? Какие главные черты её характера? Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Как Карамзин показывает развитие чувств героини, ведь для сентиментализма важно показать человеческую личность в движениях души?

Чтение по ролям эпизода «Первая встреча Лизы с Эрастом».

Примеры из текста о развитии чувств героини.

(Писатель подчёркивает, что Лиза проста, бесхитростна, прямодушна, как и её добродетельная маменька. Они любят друг друга и живут честно. Карамзин призывает читателя к любви к маленькому человеку, к человеку из народа, во многом идеализируя деревню, противопоставляя её развратному городу. «Правда живёт не во дворцах, а в хижинах». Это утверждение писателя учило видеть в народе здоровое нравственное начало).

Слайд 5.

Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Показать на примерах.

Слайд 6. Эраст

Что читатель узнаёт об Эрасте до встречи с Лизой?

Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось?

Чтение по ролям эпизода « Последняя встреча Эраста с Лизой».

Осуждает ли он Эраста?

(Эраст сам чувствителен и мечтает о непорочной любви. Чувственность и невинность становятся причиной трагедии. Лиза теряет невинность, и после своего падения она в глазах Эраста теряет свой ореол. Ничто больше не удерживало Эраста от дурной жизни).

Слайд 7. Самоубийство Лизы. Отношение автора к героям.

(Рассказчик оплакивает слишком чувствительных героев. Но сам он не разочарован в сентиментальном идеале. Он сохранил веру, что обострённая чувствительность людям на благо. История Эраста и Лизы ценна для него тем, что располагает к состраданию. Карамзин – не моралист, а художник. Он не боится показывать противоречия своей любимой идеи. В определённой ситуации жизнь сердца приводит к беде. А вывод читатель должен сделать самостоятельно.

5.Рефлексия.

1. Написание синквейнов

Напишите синквейн – пять строк о предмете, явлении или лице, наиболее ярко его характеризующие.

2.Чтение синквейнов учащимися.

6.Итог урока.

Вернёмся к высказыванию А. С. Пушкина.

Почему «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России»?

7. Обобщающая беседа.

Я хотела, чтобы этот урок заставил вас задуматься о значимости творчества Н. М. Карамзина, осмыслить его произведения. Мы попытались разгадать ещё одну его тайну. А сколько их у него, и что вас ждёт впереди – это тоже тайна, но открывать вы её будете сами, может быть, спустя годы. Я уверена, что у вас не пропадёт желание читать и перечитывать Карамзина снова и снова, открывая его каждый раз по- новому.

8.Оценки за урок. Домашнее задание: напишите, за что, по-вашему, Россия благодарна Карамзину?»

Желание увидеть дальние страны, на время покинуть петербургский свет не были единственными причинами, по которым Гончаров, не раздумывая, хотел отправиться в трудное и опасное путешествие. Тоска по вдохновенному творческому труду, сознание бесполезно гибнущих сил и способностей, стремление обогатить себя новыми впечатлениями, описать их в очерках - вот что было главной причиной того, что Гончаров решил отправиться в кругосветное путешес

Апофеозом раскрепощенных сил жизни стали «Одесские рассказы» (1921 - 1923). Бабель всегда романтизировал Одессу. Он видел ее непохожей на другие города, населенной людьми, «предвещающими грядущее»: в одесситах были радость, «задор, легкость и очаровательное - то грустное, то трогательное - чувство жизни». Жизнь могла быть «хорошей, скверной», но в любом случае «необыкновенно… интересной». Именно такое отношение к жизни Бабель хотел вну

Михаил Юрьевич Лермонтов - поэт, создавший необыкновенно много произведений за свою яркую, но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра, в котором не работал Лермонтов. Мне очень нравится его поэма “Мцыри” за необыкновенную мелодичность и напевность стиха. Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, шутлив и дик, И слаб и гибок, как тростник. Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов. Наряду с романтически

Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. Эта особенность восприятия поэтом революции и отразилась в его поэме “Двенадцать”. Известно, что Александр Блок был одним из талантливейших поэтов-символистов. И в поэме “Двенадцать” революция опи

Война - тяжелое испытание как физической стойкости, так и силы духа. Трудно среди бед, лишений, смертей выстоять и не потерять человеческого достоинства, не сломаться, сохранить чуткое сердце и веру в будущее, в победу. Военная проза долгое время остается ведущей в русской литературе. Она становится многоплановой. Кроме главной темы, долгое время занимающей писателей военной поры, - защиты Родины, появляется тема человека на войне, пред

В древности центром семьи был очаг. Цицерон призывал римлян за­щищать самое святое - очаги, алтари и могилы предков. Затем центром семьи стал стол, за которым собирались родные после трудового дня. Там они не только трапезничали, но читали Священное Писание. Теперь это место занял телевизор. Но он не соединяет, а разобщает членов семьи. Каждый зачарован голубым экраном. Люди не общаются друг с другом.Телевизор, вторгшись в нашу жизнь, п

Как проезжающий через захолустный городок Хлестаков позволили Гоголю обнажить и показать взбаламученный муравейник уездного чиновничества. Так объезжающий дворянские усадьбы Чичиков дал возможность нарисовать картину провинциально-помещьечей жизни крепостной России: быт типичных представителей сословия помещиков, круг их умственных и нравственных интересов. Коробочка – небогатая крохоборная помещица, владелица восьмидесяти душ крепо

Мне очень нравится сказка "Снежная королева", в которой маленькая девочка Герда борется за освобождение своего названого брата Кая из ледяных рук Снежной королевы.Герда отправляется на поиски Кая после его похищения Снежной королевой. Ей предстоит пережить много приключений, но она упорно продолжает искать своего друга, отважно идя навстречу опасностям.Вначале Герда попадает в мир доброй волшебницы, где цветут сады, поют птицы. Но Герде

«Молчалин за других себя забыть готов Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело, Ночь целую с кем можно так провесть!» Софья «Бывало, песенок где новеньких тетрадь Увидит, пристает: пожалуйте списать. А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных» Чацкий «Почему вы с барышней скромны, а с горничной повесы?» Лиза «При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит,

Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с традициями русского реализма. В своем творчестве писатель опирался на достижения трех своих кумиров: Пушкина, Льва Толстого, Чехова. Главное направление творческого поиска Куприна выражено в следующей фразе: "Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его". Тематика произведений этого писателя чрезвычайно разнообразна. Но

План пересказа

1. Жизнь Лизы в доме ее матери.
2. Лиза встречает Эраста.
3. Молодой, человек приходит в дом Лизы.
4. Переживания героев.
5. Герои начинают встречаться каждый день.
6. Эраст лишает Лизу невинности, и его отношение к ней меняется.
7. Лиза встречает Эраста в Москве и узнает, что он должен жениться на богатой вдове.
8. Самоубийство Лизы.
9. Смерть матери девушки от горя. Муки совести Эраста.

Пересказ

Лиза жила вместе со своей старушкой-матерью в хижине около березовой рощи. Ее отец был довольно зажиточным поселянином, но после его смерти Лизе и ее матери пришлось сдавать землю в аренду. Доход от аренды был совсем небольшой, поэтому Лиза вязала и вышивала покрывала и салфетки, а потом продавала их. Летом она еще собирала цветы и ягоды, продавала их в Москве. Мать ее только и мечтала о том, чтобы отдать дочь за хорошего человека, тогда она могла бы умереть спокойно.

Однажды Лиза пошла в город с букетом ландышей. К ней подошел молодой хорошо одетый человек. Вместо пяти копеек он предложил ей рубль, но Лиза не взяла лишнего. Тогда молодой человек попросил ее, чтобы она никому, кроме него, не продавала цветов, узнал, где она живет. Лизе очень понравился этот юноша. Она рассказала о нем своей матери, но старушка попросила ее быть осторожнее, так как на свете много злых людей, которые могут причинить вред бедной честной девушке.

На следующий день Лиза снова пошла в Москву с ландышами, но тот человек не появился. Тогда Лиза бросила цветы в реку со словами: «Никто не владей вами!»

На следующий день Лиза сидела у окна и пряла. Глянув в окно, она неожиданно снова увидела того молодого человека. Он с обожанием смотрел на нее. У него было такое доброе лицо, что мать Лизы не могла подумать про него ничего плохого. Он попросил молока, и пока Лиза бегала в погреб, ее мать рассказывала незнакомцу про своего мужа и его смерть. После этого незнакомец попросил, чтобы Лиза только ему продавала свою работу, и тогда он сможет приходить к ним, а девушке не придется покидать свою мать надолго. На прощание незнакомец назвал свое имя: Эраст. После его ухода Лизина мать стала мечтать о таком муже для своей дочери, только чтобы он оказался простым человеком, а не таким благородным, как их гость.

Эраст и в самом деле был очень богатым молодым человеком, при этом добрым, но слабым и ветреным. «Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но не находил». В Лизе он увидел воплощение того, о чем читал в романах и идиллиях. Он на время решил оставить большой свет.

Лиза же после встречи с ним не спала всю ночь. На следующий день она пошла гулять, увидела пастуха и стала мечтать, что Эраст такой же простой пастух. Будь он таким, он смог бы подойти к ней, взять ее за руку и сделать своей женой. В это мгновение к берегу причалила лодка, в которой сидел Эраст. Он подошел к Лизе и взял ее за руку, поцеловал и признался в любви. Они стали встречаться каждый вечер, только матери Лиза ничего не рассказывала. «Все блестящие забавы большого света представлялись Эрасту ничтожным в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Он решил, что будет жить с Лизой как брат с сестрой, и никогда не употребит ее любви во зло. Так прошло несколько недель.

Однажды вечером Лиза сказала Эрасту, что мать хочет выдать ее за сына богатого крестьянина. Она не соглашается на такой брак, но только очень жалеет свою мать. «Она бросилась в его объятия — и в сей час надлежало погибнуть непорочности». Лиза не понимала своих чувств, а Эраст не знал, что ей сказать. Внезапно на небе блеснула молния, и Лиза решила, что это дурной знак. С тех пор их отношения изменились. «Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и душу». Если раньше их чувства были для него чем-то новым, то теперь он получил то, что у него столько раз уже было. Теперь они не виделись каждый день. И вот однажды Эраст сказал, что ему надо ехать на войну, и если он этого не сделает, то его имя покроется позором. Лиза плакала, даже хотела поехать вместе с ним, но потом вспомнила свою старую мать и осталась.

Через два месяца Лиза пошла в Москву и увидела там Эраста. Она бросилась к нему, но он привел ее в свой кабинет и сказал, что между ними все кончено. Он любит ее по-прежнему, но долг заставляет его жениться на другой женщине. Оказывается, на войне Эраст не сражался, а играл в карты и проиграл почти все свое состояние. Теперь ему надо жениться на богатой старой вдове, которая уже давно влюблена в него. Лиза пришла в себя только на улице. Она решила, что он выгнал ее, потому что теперь любит другую. С такими мыслями она пошла из города и оказалась на берегу пруда, где прежде встречалась со своим возлюбленным. Там она встретила свою подругу, отдала ей деньги и сказала, чтобы та отнесла их матери Лизы, да передала, что она любила одного человека, который предал ее, и теперь ей незачем жить. С этими словами она бросилась в пруд. Когда из деревни прибежали, чтобы вытащить ее, она была уже мертва.

Старушка не смогла вынести такого горя и тоже умер». Эраст же до конца своей жизни не был счастлив. Когда он узнал о судьбе Лизы, то решил, что он ее убийца. За год до своей смерти он встретился с рассказчиком и поведал ему эту печальную историю.