Что такое расизм. Белый и черный расизм

– Как назвать чёрного за штурвалом самолёта?
– Не знаю.
– Лётчиком, расист ты поганый! Как же ещё!

Настоящий детектив

Ненавидеть человека за его происхождение – расизм.

И любить человека за его происхождение – расизм.

Сергей Довлатов. Марш одиноких

Расизм как качество личности – склонность у тверждать о превосходстве одной расы над другой, придерживаться идеологии фашизма, основу которой составляет положение о физической и психической неравноценности человеческих рас, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества.

В первом классе школы дети учатся писaть. Учительница спрашивает у детишек: — Танечка! Что ты вчера делала после школы? — Играла в песочнице. — Умница, Танечка! Иди к доске и напиши «ПЕСОК»… …Вовочка! А ты что вчера делал? — А я вчера играл с Танечкой. У меня был совочек. — Молодец, Вовочка! Иди, напиши на доске «СОВОК»… …Нганга Мамба! А ты что вчера делал? — Я пытался поиграть Танечкой и Вовочкой, но они назвали меня черножопым чучмеком и забросали камнями. Учительница: — Безобразие! Это же вопиющая дискриминация и унижение человеческого достоинства! Нганга Мамба, иди к доске и напиши 100 раз, чтоб видели все: «ВОПИЮЩАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА».

Если говорить языком черного юмора, расист – человек, не допускающий черных мыслей. Он считает, что в массе негров бесперспективно искать светлую голову. Его беспокойный ум озабочен статистикой, что каждый пятый житель Земли китаец, а каждый третий негр. Его не посещает мысль, что нельзя оценивать человека по признаку, который от него не зависит – разрез глаз, цвет кожи и волос, форма носа. Если расиста спросить: — Чем отличается труп сбитой автомобилем собаки от трупа сбитого автомобилем негра? — он ответит: — Перед трупом собаки есть тормозной след. Расист не любит признаваться в своём расизме, заявляя: — Больше всего на свете я ненавижу расизм и негров!; Расизм — как негр: его быть не должно.

Расизм как качество личности легко диагностируется, стоит настроиться на его волну ненависти к другим расам и задать расисту несколько наводящих вопросов: — Чем отличается грузовик с арбузами от грузовика с неграми? — Тем, что арбузы никто не станет разгружать вилами; — Как снять негра с дерева? — Перерезать веревку; — Почему негры воняют? — Чтобы слепые могли их тоже ненавидеть; — Почему негры носят кепки с длинным козырьком? — Чтобы пролетающие птицы не гадили им на губы; — Почему негры всегда думают о сексе? — Потому что на голове у них растут лобковые волосы; — Как лучше присматривать за маленькими негритянскими детьми? — Намочить им губы и прилепить к стенке; — Что говорят негры, готовясь к занятию любовью? — Сука, если ты вскрикнешь, я тебя прикончу!

Расизм – это отрицание права на существование людей другой расы. Расизм – это философия безличности и безликости людей другой расы. Что называется — имперсонализм в действии. Ромен Гари в книге «Дальше ваш билет недействителен» пишет: «Расизм - это когда все не считается. Люди не считаются. Когда можешь делать с ними что хочешь, и это не считается, потому что они не такие, как мы. Понимаешь? Они не наши. Можно обращаться с ними как со скотом, и ничего, не стыдно. Не потеряешь достоинства, не уронишь свою драгоценную честь. Они так не похожи на нас, что можно не стесняться, не бояться осуждения - вот в чем дело! Можно нанять их для самых грязных делишек, потому что их суждение о нас все равно что не существует, оно не может нас унизить. Вот это и есть расизм».

Каждый человек имеет духовную сущность. Мы все из одного источника – Божьей искры – души, имеющей природу вечности, счастья и полного знания. Нет индийского или китайского голода, нет японской или кенийской беды. Ненависть, расовые предрассудки, предубеждения поселились в сознании расиста в ходе вбивания и внушения в его голову расистских стереотипов, убеждений и верований. Расистские психологические установки стали такими же программами сознания, как и программы, записанные на компьютер. Человек, как компьютер, генерирует мысли в рамках записанных программ – психологических установок.

Нельсон Манделла совершенно справедливо заметил: «Никто не рождается с ненавистью к человеку из-за цвета его кожи, или его происхождения, или его религии. Ненавидеть люди учатся, и если они могут научиться ненависти, то их можно научить и любви, поскольку любовь проникает в человеческое сердце более естественно, чем ее противоположность».

Многие духовные традиции говорят о том, что наши души одеты в кармическую одежду. Расист по судьбе должен пройти определённый жизненный урок – научиться видеть в любом человеке духовную сущность. Не усвоив жизненный урок, он остается на второй год и будет учиться, пока не поймет, что судьба от него требует. Расист – воплощение ненависти к другим расам. Велика вероятность, что в следующем воплощении он будет тем, кого сейчас ненавидит. Ку-клукс -клановец станет афроамериканцем, индейцем или цыганом, чтобы на своей «шкуре» испытать все «прелести» расизма.

Например, может попасть в такую ситуацию. Летит самолет американских авиалиний, набитый неграми, латиносами, арабами и прочими «национальными меньшинствами». Из кабины пилота выходит стюардесса и объявляет: — Господа, у самолета возникли серьезные неполадки, поэтому мы вынуждены избавиться от части пассажиров, но чтобы никому не было обидно, будем вызывать по алфавиту, ОК? Все пассажиры: — ОК… Стюардесса: — А — афроамериканцы… (все сидят на местах). — В — блек пипл… (опять все сидят). — С — колор пипл… Вдруг из середины салона раздается детский голосок: — Папа, папа, почему мы сидим, нас уже три раза вызывали? — Молчи дурак, сегодня мы «ниггеры», сразу после мексиканцев!

Каковы психологические корни расизма? Человек ощущает психологический комфорт, не замечая свои пороки. Немногие способны на самоисследование и самоконтроль. Копаться в своём Я неприятно, тем более принимать и осознавать свои теневые, порочные стороны личности.

Стараясь игнорировать свои недостатки, люди зачастую склонны замечать в себе добродетели, а свои пороки переносить на «людей вообще». Люди другой расы как никто другой подходят для этой роли. Они становятся идеальной мишенью для теневой проекции своих недостатков.

Расизм унизителен. Знаменитый боксер Кассиус Клей (Мохаммед Али) как-то поделился: -После Олимпийских игр я вернулся обратно в Луисвилл со своей блестящей золотой медалью. Зашел в закусочную «только для белых». Думал, поставлю их на место. Я сел за столик и хотел чего-нибудь заказать. Олимпийский чемпион, золотая медаль! А мне говорят: «Ниггерам не подаем». Я говорю: «Все в порядке, я не нищий». Но меня все равно выгнали на улицу. Тогда я пошел на берег, на реку Огайо, и выбросил свою золотую медаль в воду.

Расизм – яркое проявлении гордыни и высокомерия. Французский писатель Альбер Камю в книге «Падение» пишет: «Я всегда отказывался обедать в китайских ресторанах. Почему? Потому что азиаты в присутствии белых зачастую принимают презрительный вид. Разумеется, презрительное выражение сохраняется у них и когда они обслуживают нас за столиками. Ну как в таком случае есть с удовольствием цыпленка, а главное, как думать, глядя на них, что мы выше желтокожих?»

Петр Ковалев 2014 год

Приписывание характеристик превосходства или неполноценности людям, обладающим определенными унаследованными физическими качествами. Одна из особых форм предрассудков, акцентирующих внимание на физических отличиях людей. Расистские взгляды и установки прочно закрепились во времена колониальной экспансии Запада, но и по сей день они распространены во многих культурах. В основе механизма формирования этих установок лежат предрассудки и дискриминация.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАСИЗМ

(англ. - racism, нем. - Rassismus) - антинаучные концепции и бытовые представления о генетически обусловленной физической, психической, интеллектуальной неравноценности различных расовых, а также этнических и других социальных групп, в соответствии с которыми человечество подразделяется на “высшие” и “низшие” расы, на “полноценные” и “неполноценные” народы, на благородную “элиту” и “массу” (“чернь”), и связанные с такими концепциями идеология, политика и социальная практика.

Расистские концепции утверждают решающее якобы значение физических и политических особенностей расовых и этнических групп для характера и уровня их культуры, общественного устройства, исторического развития, способности к прогрессу.

Расистские мифы, стереотипы, предрассудки проявляют очень большую живучесть. Их влиянию подвержены весьма значительные группы населения многих стран и регионов (подтверждением чему является широкое распространение т.н. “бытового расизма”), проявляются в отношении “белых” (европейцев) к народам “небелого” мира, к “цветным” иммигрантам, к коренным этнорасовымм меньшинствам. С другой стороны, в условиях антиколониальной борьбы народов Азии, Африки, Латинской Америки возникли различные формы “цветного” расизма - “желтого”, “черного” - негритюд, “красного” (индейского).

Идеологическая и связанная с нею политическая функция Р. - “обосновать” и “оправдать” различные формы господства, дискриминации, нетерпимости одних народов (групп) в отношении других, включая экспансию, колониализм и неоколониализм (см.), социальную и территориальную сегрегацию (вплоть до апартеида), геноцид (см.).

Психологическая функция Р. - подавить чувство личного и национального достоинства людей, относимых к “неполноценным” народам и расам, с тем, чтобы упрочить контроль над ними правящих слоев доминирующего этноса. Одновременно совершается и деморализация последнего. Экономическая функция Р. - быть особым инструментом эксплуатации и сверхэксплуатации отдельных расовых групп и целых народов.

Этнорасовые предубеждения по отношению к чужим по внешности и поведению людям существовали еще в доклассовых и раннеклассовых обществах. У древних египтян, греков, римлян, персов, китайцев имелись концепции о различной природе, способностях душевном складе рабов и раовладельцев, которые в большинстве случаев принадлежали к разным этносам, а иногда и различным расовым типам; их можно считать первыми попытками обоснования социального и этнорасового неравенства. В феодальных обществах средневековья были распространены представления о биологической неравноценности феодалов, дворянства (“белая кость”, “голубая кровь”) и крестьянства (“черная кость”). В период Великих географических открытий, становления капитализма, начавшейся колонизации европейцами заморских земель постепенно складывается “теория” иерархичности различных групп человечества. Испанские и португальские завоеватели Центральной и Южной Америки оправдывали варварскую жестокость по отношению к индейцам тезисом об их “неполноценности”. Позднее расистские концепции были использованы и англичанами для морально-правового оправдания торговли рабами-африканами и рабства в Америке. Экономическое, военно-техническое, организационно-политическое преимущество стран-колонизаторов, способствовавшее подчинению им других народов, обусловило появление у их населения, особенно у господствующих групп, сознания превосходства “белой” расы над “черной” или “желтой”.Одну из первых попыток “научного” обоснования подобных взглядов сделал немецкий литератор и историк Хр.Мейнерс в книге “Общие черты истории человечества” (1785), где “кавказская” (белая) раса была выделена как особо совершенная физически и одаренная умственно.

Новый этап в разработке, широком распространении и активном использовании расистских идей относится к середине и второй половине XIX в. В США идеи Р. поставили на службу защитникам рабского статуса негров антропологи С.Дж.Мортон, Дж.К.Нотт, Г.Р.Глиддон, которые, фальсифицируя факты, доказывали с позиции полигенизма “примитивность” негров и индейцев. Позднее ряд американских историков и политиков выступил с концепцией о превосходстве американцев (белых) как “особой расы” людей, призванной руководить миром (М.Грант, Дж.Фиск, Д.Стронг, Т.Рузвельт).

В Европе особое место в попытках теоретического обоснования и оформления расизма принадлежит французскому социологу А.де Гобино, автору четырехтомного сочинения “Опыт о неравенстве человеческих рас” (1853). Убежденный сторонник полигенизма (происхождения людей от различных антропоидов в разных частях мира), он поставил на высший этаж в пирамиде человеческих групп белую расу, якобы превосходящую по всем параметрам “желтую” и особенно “черную”. В “белой” расе Гобино выделил элитную расу - “арийскую”, внутри которой такой же “элитой” считали германцев. Расовые различия, по Гобино, предопределяют не только неравенство народов, но и социальную стратификацию внутри народов.

Р. объективно служили многочисленные этнографические описания, подчеркивавшие примитивизм большинства не-белых народов без объяснения причин их историчеческого отставания от европейцев. Подобную же направленность имело объяснение напряженности и конфликтов между различными этническими и расовыми группами несовместимостью культурных ценностей, на чем до сих пор настаивают отдельные сторонники культурного релятивизма.

Некоторые идеи Р. получили поддержку и развитие в работах видных социологов (Г.Спенсер), психологов (Г.Лебон), биологов (Э.Геккель, Л.Бюхнер), стоявших на позициях “социал-дарвинизма”, представители которого переносили открытые Ч.Дарвином закономерности органического мира (борьба за существование, естественный отбор как фактор развития видов и др.) на человеческое общество. Французский социолог Ж.В.де Ляпуж, создатель т.н. антропосоциометрии, утверждал, что существует причинно-следственная взаимосвязь между расовыми особенностями и социальными явлениями, что борьба классов - это на самом деле межрасовая борьба. В Англии Ф.Гальтон - основатель учения о “евгенике” - доказывал, что аристократия обладает значительно большими творческими способностями, передаваемыми из поколения в поколение, чем “низшие” социальные классы; концепцию Р. защищали этнолог Дж.Гент, историк Дж.Сили, социолог Б.Кидд и другие. В Германии среди идеологов расизма и социал-дарвинизма особую известность приобрели О.Аммон, Л.Вольтман, Х.Чемберлен (натурализовавшийся там англичанин), которые доказывали превосходство германской (“нордической”) расы (длинноголовые светлопигментированные “арийцы”) над всеми остальными народами и расами. Их взгляды, наряду с некоторыми реакционными идеями Ф.Ницше, О.Шпенглера и др., были взяты на вооружение национал-социализмом, получили дальнейшее “развитие” и реализацию в человеконенавистнических “концепциях” и чудовищных преступлениях гитлеризма, сделавших Р. официальной политической доктриной. В период нацистского режима Р. господствовал в немецкой антропологии и этнологии; среди “расоведов” фашистского толка следует назвать Г.Гюнтера, Ф.Ленца, Е.Фишера.

В отличие от периода колониальной экспансии (и фашизма в 20-40-х гг. XX в.), во второй половине XX в. преобладают различные завуалированные формы Р., особенно - “психорасизм”. Расистские концепции развиваются и “обосновываются” в сочинениях различных авторов, пытающихся доказать иерархичность рас и расовых групп, вред межрасовых брачных контактов в основном с помощью психологических, психометрических методов и методик. Опираясь на некоторые данные по измерению т.н. “коэффициента интеллекта”, А.Дженсен, Г.Айзенк, Р.Херрнстейн делали попытки показать неравные интеллектуальные способности различных расовых групп (в частности, более высокие у белых).

Передовые ученые в этнографии и антропологии всегда решительно протестовали против Р., демонстрируя его антинаучность, вскрывая его социальные корни. Еще И.Г.Гердер, известный немецкий ученый и просветитель XYIII в., высказал мысль о единстве человечества и о равных правах всех его групп на историческое развитие. Противниками Р. были выдающиеся представители эволюционизма XIX в. с его фундаментальной идеей единства человеческого рода - Л.Г.Морган, Э.Тэйлор и др.; в XX в. их эстафету приняли Ф.Боас, А.Хрдличка, А.Валлуа, К.Леви-Стросс, Ф.Лушан, Л.Нидерле и др. В России на антирасистских позициях стояли Н.Г.Чернышевский, Н.Н.Миклухо-Маклай, А.П.Богданов, Д.Н.Анучин и др.; эта традиция была воспринята и развита в трудах советских антропологов и этнографов (В.П.Алексеев, В.В.Бунак, Г.Ф.Дебец, М.Г.Левин, Д.А.Ольдерогге, И.И.Потехин, Я.Я.Рогинский, С.А.Токарев, С.П.Толстов и др.). В последнее время большинство специалистов - психологи, социологи, этнографы - отвергают значение тестирования для определения уровня способностей той или иной человеческой группы как некорректную методику, ибо получаемые результаты определяются множеством факторов, в том числе и не связанных с генетическими особенностями индивидуумом.

Наука XX в. доказала несостоятельность всех аргументов расизма, всех вымыслов и мифов о физической или психической “неполноценности” современных расовых типов человечества. Это неоднократно констатировалось в документах международных совещаний по расовой проблеме, которые проводились под эгидой ЮНЕСКО (в частности, ы 1950, 1951, 1952, 1962, 1964, 1967, 1978, 1981 гг.). Недопустимо смешение понятия “расы” как биологической категории с такими социальными феноменами как этнос, класс, сословие; не связаны причинно между собой язык и расовый тип; опровергнуты предположения о генетической связи ныне существующих рас с разными видами древних антропоморфных обезьян, о вреде межрасовых браков; при смешении все расовые типы дают, как правило, плодовитое потомство, полноценное в физическом и психическом отношении. Данные современной антропологии и генетики неопровержимо свидетельствуют о близком биологическом родстве всех рас, расовых типов, популяций; все люди относятся к одному виду Homo sapiens. Никакого основания для иерархической классификации человеческих популяций и рас не дают ни их внешние морфологические признаки, ни их физиологические или анатомические особенности, в частности, не существует различий в строении мозга у представителей различных расовых типов. Все отмечаемые учеными специфические черты расовых типов и популяций имеют второстепенное значение, они не определяют умственное, социальное развитие этносов или других социальных групп.

Р. в любой его форме противоречит важнейшим принципам и нормам международного права. Борьба с Р. в современных условиях - существенная составная часть процесса утверждения нового мышления во внутренней и внешней политике государства, важный фактор ширящегося во всем мире движения за демократизацию и гуманизацию отношений между людьми и народами, за мирное сосуществование, за выживание человечества.

ЛИТ.:Критика буржуазных теорий национализма и расизма. М., 1976.

Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм (пер. с англ.). М., 1982.

Против расизма. М., 1966.

Расовая теория на службе фашизма. Киев, 1935.

Расы и общество. М., 1982.

Расы и расизм: история и современность. М., 1991.

Berghe P. van den. Race and racism. N.Y. 1967.

Gulliamin C. L Ideologie raciste. Genese et langage actuel. P., 1972.

Race and racism: essays in social geography. L., etc., 1987.

Racism, science et pseudo-science. P., UNESCO, 1982.

Race, Science and Society. P. 1972.

Schwartz B. and Disch R. White racism. Its history, pathology and practice. N.Y. 1971.

La science face au racisme. P., 1986.

Taguieff P. La force du prejuge: Essay sur le racisme at ses doubles. P., 1988.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Фраза «понаехали тут» все чаще слышится в адрес приезжих, особенно если они являются людьми другой национальности. Некоторые негативно относятся к азиатам или африканцам, считая себя умнее и воспитаннее, а между тем это подчеркивает их склонность судить предвзято на основе стереотипов.

История расизма довольно древняя, первые упоминания о расизме встречаются еще в древних восточных манускриптах. Позднее, в 16–17 веках, с развитием мореплавания и открытием европейцами африканского континента, псевдонаучная теория расизма получила новый толчок к развитию, пытаясь оправдать такое явление, как рабство.

Когда и почему возникла идея расового превосходства

Обосновать справедливость расизма пытались многими способами, в том числе и с точки зрения религии. Эксплуатация высшими сословиями низших была якобы богоугодным делом, а проявляемое бедняками смирение должно было вознаградиться раем после смерти. Особенно расизм был популярен среди рабовладельцев, считавших негров-рабов потомками Хама, история которого описана в Библии.

Жозеф А. де Гобино – малоизвестный французский дипломат, писатель, дворянин по происхождению, по праву считается основоположником теории расизма. Он рассматривал историю великих империй и пришел к выводу о том, что причина упадка – в равенстве и смешении различных народов, ибо это есть торжество серости и посредственности.

В четырехтомном сочинении, посвященном обоснованию концепции расизма, де Гобино дает определение, что такое расизм: это безусловное превосходство одной расы над другой, а потому ее привилегированное положение не подлежит сомнению. Он также утверждал, что с точки зрения расизма все народы имеют разное происхождение, а потому подразделяются на три группы по цвету кожи:

  • Белая, или арийская – расизм считает, что это самая высшая нация, обладающая расовым превосходством в плане физического, эстетического, интеллектуального, морального развития.
  • Желтая раса, или азиаты – это люди второго сорта.
  • Черная раса – к последней группе расизм относит представителей африканских народностей, которые людьми считались лишь на основании физиологического подобия.

С позиций расистских теорий, превосходство может быть не только биологическим, но и интеллектуальным. Такой подход к расизму подробно рассматривается английским германофилом, ярким представителем расово-антропологической школы Х. С. Чемберленом.

Он считал, что арийская культура сформировалась под влиянием всего самого лучшего, а Моисеево представление о мире навязано извне, поэтому расизм должен отвергнуть это заблуждение. В основном Чемберлен обосновывал расизм больше мистическими причинами, чем реальными фактами, но его догмы в дальнейшем нашли свое применение в нацистской пропаганде.

Еще один известный теоретик, Людвиг Ф. Клаус, считал, что расизм – это совокупность личностных свойств и переживаний, определяющих характер представителей определенной национальности. С его точки зрения, внутри каждой расы есть более благородные представители и менее ценные, но непредвзято решить, кто лучше, может только человек без расы.

Так как подобного представителя в природе нет, то дилемма расизма останется неразрешенной, а все прочие оценки слишком субъективны, чтобы быть признанными неоспоримой истиной. Другие сторонники теории расизма считали, что данное учение недостаточно принципиально, а потому является второстепенным и в некоторой степени несостоятельным.

Взгляд нацистов на проблему разделения по цвету кожи

Дальше всех в популяризации такого явления, как расизм, продвинулись немецкие теоретики, которые подвели определение этого термина под новые, военные реалии – оправдать захват чужих земель и уничтожение наций. Однако активно продвигаемая нацизмом концепция расизма и арийского превосходства натолкнулась на идеологические шероховатости, ведь великий фюрер, мягко говоря, не совсем соответствовал стандартам «высшей расы»: он не вышел ростом, к тому же был брюнетом со слабым здоровьем.

Гитлер обладал несомненной харизмой и был талантливым оратором, однако толпа вряд ли оставила без внимания такой фактор, как внешность. Чтобы избежать конфуза, немецкие идеологи стали говорить о «нордической душе», присущей «высшей расе», к которой автоматически причислялись все фашисты.

Для обоснования справедливости расизма нацисты использовали труды антропометра О. Аммона и социолога Ф. Ляпужа. Аммон, проведя исследование по обмеру человеческих голов, сделал выводы о том, что длинноголовые более талантливы, чем короткоголовые. Ляпуж пошел в своих рассуждениях куда дальше, сопоставив форму черепа с положением в обществе, а также высказался о том, что расизм держится на потребности нижних сословий иметь господ над собой.

Многочисленные нацистские идеологи смогли создать крепкую основу расизма, которая помогла поселить в головах миллионов людей абсурдную идею о необходимости господства над миром одной расы – арийцев. В военные годы в Германии распространилась идея национализма.

Некоторые ошибочно полагают, что расизм и национализм – две стороны одной медали, однако отличие очевидно. Расизм предполагает дискриминацию по биологическим или интеллектуальным критериям, а национализм – по принадлежности к одной нации вне зависимости от этнических корней.

Современные формы дискриминации

Современное общество более терпимо к расовым различиям, однако полностью дискриминацию еще не удалось изжить. Особенно наглядно эта ситуация проявляется в странах с большой долей мигрантов.

Расизм в Америке до сих пор существует, несмотря на все предпринятые попытки изжить это явление, причем он принимает абсурдные формы, когда за одно и то же преступление афроамериканца могут оправдать, а белого гражданина сурово осудить. Дональд Трамп, будучи кандидатом в президенты страны, считающейся опорой мировой демократии, открыто выступал с лозунгами, содержащими идеи расизма.

Второе дыхание получило такое явление расизма, как национализм, причем он может выражаться как в положительной, так и в отрицательной форме. Например, в нашей стране активно продвигается идея национального единства, особой миссии России в мировой политике, помощи и добрососедства, что является положительной формой.

Более агрессивное выражение этого явления ведет к противостоянию, как, например, в случае Северной и Южной Кореи. В ситуации активного военного противостояния националистов вряд ли что-то удержит от применения оружия массового поражения.

Крайняя форма национализма – это шовинизм, подразумевающий оправданность угнетения и даже уничтожения других народов. В более обыденной форме шовинизм означает индивидуальную нетерпимость и превосходство над людьми, не обладающими определенными характеристиками, с точки зрения конкретного человека.

Возникновение термина связывают с именем солдата Шовена, жившего во времена Французской революции и носившего в знак преданности свергнутому монарху фиалку на лацкане мундира. Осмеиваемый всеми, Шовен считал себя исключительно благородным и достойным человеком, а окружающих – людьми второго сорта.

Шовинизм может принимать самые разнообразные формы, но чаще всего от него страдают женщины, чья роль на протяжении долгого периода истории сводилась только к продолжению рода и ведению домашнего хозяйства.

Немецкие идеологи много говорили о том, чем отличается слабый пол, ограничивая роль женщины тремя вещами: кухня, дети, домашнее хозяйство. Мужской шовинизм – устойчивое явление, даже сейчас величина заработка может зависеть от пола или внешности, а сексуальные домогательства еще долго будут оставаться неразрешимой проблемой.

Что плохого в расовой дискриминации

Казалось бы, какая разница, какого цвета кожа человека, какого он пола или возраста? Однако наша психика устроена так, что любая непохожесть может вызывать у нас отторжение или даже крайние формы ненависти, побуждающие к совершению неблаговидных поступков.

История знает много примеров, когда расизм приводил к гибели миллионов невинных, как случилось во времена существования фашистской Германии. Миллионы рабов, вывезенных из Африки, погибли от непосильных работ в каторжных условиях на плантациях под палящим солнцем или были зверски замучены рабовладельцами.

Недостойно судить о человеке плохо только потому, что он еврей, ведь эта нация подарила миру много гениальных ученых, философов, экономистов, врачей и изобретателей. Нельзя негативно относиться к черным только на основании цвета кожи, ведь среди них много талантливых спортсменов, музыкантов, актеров, бизнесменов и политиков. Расизм в любой форме есть проявление узости и ограниченности мышления, неспособности воспринимать мир во всем его разнообразии.

Теория расизма была развенчана как несостоятельная и антинаучная, а любые попытки связать расизм с физиологическими или интеллектуальными особенностями определенной нации потерпели неудачу. Некоторые идеологи расизма тщетно отсылали своих оппонентов к Библии как к книге, обосновывающей справедливость этого явления. Однако в Заветах не содержится ни единого упоминания или намека на расизм, а великая книга всех христиан проповедует только терпение и любовь к ближнему.

Активная борьба с проявлениями расизма в нашей стране ведется сразу на нескольких уровнях. На государственном уровне наказание за расизм ужесточено, приняты поправки к статьям 115, 282 Уголовного кодекса, предусматривающие суровое наказание за противоправные действия на национальной почве.

В школах проводятся специальные занятия о недопустимости расизма по отношению к людям другой национальности, детям рассказывают о том, насколько ценна жизнь каждого человека. Особенное внимание уделяется работе с подростками, чтобы не допустить распространения идеологии расизма и направить бурную энергию в позитивное русло: проводятся тематические слеты и фестивали, организуются политические и волонтерские движения.

Пропаганда толерантности, национального единства уже дает положительные результаты, общество выздоравливает, избавляясь от заразы расизма. Об этом свидетельствуют многочисленные благотворительные центры помощи беженцам с Украины и пострадавшим от боевых действий в Сирии. Вспомните пример доктора Лизы, женщины, которая спасла десятки человеческих жизней, детских жизней, но сама трагически погибла в авиакатастрофе. Давайте же все мы будем чуточку терпимее, чуточку добрее, ведь без расизма наш мир станет лучше. Автор: Наталья Яковлева

Существуют два расистских и два антирасистских предрассудка. Из предрассудков первого типа наиболее известен следующий: высшие и низшие расы не просто существуют (что, видимо, соответствует действительности), но мы также знаем, какая из них высшая, а какая низшая (это - вздор, ибо ничего подобного мы знать не можем). Второй предрассудок, связанный с первым и особенно популярный в Германии в тридцатые годы и позже, состоит в том, что высшей расой должна считаться нордическая. Однако известно, что доля этой расы среди немцев невелика, она даже ниже, чем среди польских евреев. Ложность этого утверждения подмечена в остроте, появившейся примерно в 1935 году: настоящий немец должен быть блондином, как брюнет Гитлер, красавцем, как уродец Геббельс, стройным, как толстяк Геринг, и он должен носить такую же фамилию, как теоретик гитлеризма Розенберг.

Имеются предрассудки противоположного толка. Первый из них состоит в убеждении, что человеческие расы либо вообще не существуют, либо между ними нет никакой разницы. Второй относит к расизму любую неприязнь к иностранцам, даже если они принадлежат к одной и той же расе,- например, неприязнь швейцарцев к итальянцам,- а также любой патриотизм.

Конечно, расы существуют, хотя и не те, которые часто имеются в виду. Так, например, нет единой белой расы, известно несколько белокожих рас. Точно так же нет черной расы, а среди людей с черным цветом кожи встречаются как самые красивые из известных нам рас (зулусы), так и расы безобразные с эстетической точки зрения. Но из того факта, что человеческие расы существуют, вовсе не следует, что мы о них все знаем; рьяные антирасисты после второй мировой войны крайне затруднили и даже сделали невозможными любые исследования человеческих рас. Мы даже не знаем, как правильно определять расы; так, группы крови не совпадают с морфологическими группами. Еще меньше мы знаем о том, какая из рас высшая, а какая низшая. Но мы убеждены, что все утверждения расистов являются следствием предрассудка. К примеру, нет никакого смысла в разговорах о какой-то «еврейской расе», которой на самом деле вообще не существует, как это было доказано проводившимися после войны исследованиями польских антропологов. Согласно другому предрассудку, например, немцы и поляки - это две разные расы, хотя немало немцев носят польские фамилии (фамилии двух лидеров немецких реваншистов - Гупка и Чая), и наоборот, у многих поляков фамилии немецкие.

Несмотря на это, в тридцатые годы немцы были настолько охвачены этим суеверием, что ради него уничтожили миллионы людей: евреев, поляков, цыган и других. Расизм - яркий пример того, к чему может привести суеверие, если его не пресечь вовремя.

В настоящее время расизм, хотя и господствует в некоторых отсталых странах (особенно африканских), утратил свою былую популярность. Зато распространены антирасистские предрассудки: отрицание того, что расы вообще существуют, и отождествление ксенофобии (неприязни к иностранцам) и даже патриотизма с расизмом. Дело дошло до того, что расистом объявляют всякого, кто осмелится заявить, что он предпочитает соотечественника иностранцу.

Отличительной чертой расизма является и то, что очень трудно обнаружить какую-то реальную потребность, которая лежала бы в его основе, как это имеет место в случае других суеверий. Видимо, расизм - это просто продукт творчества литераторов и политиков, выдумавших его для обоснования национализма, т. е. за расизмом всегда стоят националистические предрассудки. Основа же антирасистских заблуждений ясна: это гуманистический предрассудок, согласно которому человек настолько отличается от животных, что законы природы ему не писаны.

Представления о природном неравенстве рас воз­никли в рабовладельч. обществе. В средние века ут­верждения о «кровных» различиях между «знатью» и «чернью» призваны были оправдать сословное нера­венство. В 16-18 вв., когда европ. гос-ва впервые захватили колонии, Р. служил целям бесчеловечной эксплуатации, а часто и обоснованием истребления индей­цев Америки, африканцев, мн. народов Юж. Азии, Австралии и Океании.

В сер. 19 в. появились первые обобщающие «труды» по Р. В соч. «Опыт о неравенстве человеч. рас» («Essai sur linegalite des races Jiumainos», t. l - 4, 1853-55) Гобино объявил «высшей» расой светловоло­сых и голубоглазых арийцев, к-рых он считал создателями всех высоких цивилизаций, сохранившихся в наиболее «чистом» виде среди аристократии герм. народов. Теория Гобино, осн. на неправомерном отож­дествлении рас и языковых семей, стала краеугольным камнем мн. расистских концепций. В США Д. Нотт и Д. Глиддон в кн. «Типы человечества» («Types of man­kind», 1865) пытались доказать расовую неполноценность негров. В дальнейшем расистские идеи тесно пе­реплелись с социальным дарвинизмом (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в Великобритании, Ж. Лапуж во Франции, Л. Вольтман, X. Чемберлен и О. Аммон в Германии, М. Грант в США и др.).

В своих построениях социал-дарвинисты широко ис­пользовали мальтузианство, а также положения евге­ники для обоснования превосходства наследств. свойств господствующих классов по сравнению с трудящимися. Все эти утверждения получили распространение в эпоху империализма в Великобритании, Германии и США.

После 1-й мировой войны гл. обр. в Германии в реакц. кругах приобрел популярность «нордич. миф» о превосходстве над всеми другими расами сев., или нордийской, расы, якобы связанной генетически с на­родами, говорящими на герм. языках. Этот вариант Р., восходящий к концепциям Гобино и Лапужа, пропа­гандировался в сочинениях мн. нем. лжеученых, от­кровенно поддержавших нацизм (X. Гюнтер и др.). В годы гитлеровской диктатуры в Германии Р. стал офиц. идеологией фашизма.

Разгром фашизма нанес Р. и его кровавой практике сокрушит. удар. После 2-й мировой войны сторонники Р. пытаются использовать тесты умств. способностей разных расовых групп с целью «доказать» их психич. неравноценность (амер. психологи Г. Гарретт, О. Шай, Н. Дженсон и др.). В действительности результаты те­стов предопределяются не расовой принадлежностью исследуемых, но их социальным положением, условия­ми труда и быта.

Р. используется в совр. капиталистич. странах (осо­бенно в ЮАР) для оправдания расовой дискриминации, сегрегации, а во многих случаях и геноцида. В США усиливается борьба с теорией и практикой Р. как негров и индейцев, так и прогрессивных слоев белых американцев. Антинауч. миф о существовании единой мировой еврейской нации взят на вооружение сиониз­мом.

Фактич. материалы, накопленные различными обществ.и естеств. науками, антропологией, этногра­фией и др. дисциплинами, изучающими расы и народы, показали полную несостоятельность Р. Все морфологич. и физиологич. признаки, по к-рым выделяются расы, малосущественны для общей биологич. эволюции и историч. развития человечества.

История, опыт свидетельствует, что социально-экономич. и культурный процесс обусловлен не расовым составом населения, а социальным строем. Практика строительства социализма и коммунизма в СССР, на­роды к-рого расово крайне неоднородны, доказывает полную необоснованность концепции о существова­нии «высших» и «низших» рас и о расовой обусловлен­ности историч. процесса. Против Р. свидетельствуют также экономич. и культурные успехи др. социалистич. гос-в, развивающихся стран Азии, Африки и Лат. Аме­рики, население к-рых принадлежит к разным расам и всевозможным смешанным и переходным группам между ними. Борьба с Р.- неотъемлемая часть политич. и идеологич. борьбы между миром капитализма и миром социализма, между эксплуататорскими класса­ми и трудящимися, между империалистами и народа­ми, недавно завоевавшими гос. самостоятельность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Новости и общество

Расист - это кто?

30 сентября 2013

Расист - это человек, убежденный в физическом и умственном превосходствах одних рас над другими и в том, что эти различия являются определяющими в культурных и исторических достижениях различных народов.

Расизм в современном мире

В современном мире, где наиболее прогрессивная часть сообщества выступает за демократические начала, популярной является также идея плюрализма мнений и взглядов. Это означает, что любые мнение, трактовка исторического процесса, политическое движение и прочие продукты человеческой мысли имеют право на существование и отстаивание собственных позиций законными путями. В политической сфере государств, декларирующих демократичность системы и власти, это предполагает мирное сосуществование в нем партий и движений различной направленности. Однако крайне важно то, что плюрализм и толерантность никак не могут быть распространены на человеконенавистнические воззрения. В таком смысле «расист» - это однозначно негативное определение, и люди, призывающие к дискриминации лиц с другим цветом кожи (разрезом глаз) или тем более к противоправным действиям против них, определенно должны отвечать перед законом.

История расизма

Мнение о том, что представители разных человеческих рас неравны в своих способностях, появилось очень давно. Да и, собственно, рождалось оно неоднократно, как только встречались представители различных цивилизаций с ярко выраженными внешними отличиями. Однако длительное время расизм не оформлялся в сколько-нибудь значительную философию по тем причинам, что, во-первых, не было особого доминирования представителей одной расы над другой, во-вторых, в нем попросту не было потребности. Она возникла лишь в эпоху колониализма и массового обращения европейцами жителей Африканского континента в своих рабов. Такая практика должна была быть оправдана в глазах общественности, да и самих рабовладельцев. Первым делом это обоснование было изыскано в Библии, в истории о проклятых Ноем потомках Хама - якобы тех самых африканцах. Первый от науки расист - это француз Жозеф Гобино. Этот человек еще в середине XIX века стал основателем научного оправдания неравенства человеческих рас. В основу его идеологии легли практические наблюдения о том, сколь далеко в своих развитиях ушла Европа этого времени - экономическом, военном, культурном и политическом - от цивилизаций других континентов. По мнению Гобино, это объяснялось изначальным преимуществом так называемой нордической расы в интеллектуальных способностях.

В целом вторая половина XIX и первая половина XX века стали временем теоретического обоснования и расцвета расизма. В 1860-1870-е годы, после отмены официального рабства в США, здесь вовсю расцветает расизм в среде демобилизованных солдат и офицеров южной армии. Американский расист предстает перед нами в белых одеяниях и с колпаком. Представители ку-клукс-клана благодаря размаху своей деятельности стали одним из главных символов этого течения. Впрочем, наиболее известным представителем и идеологом убеждения о неполноценности отдельных рас и народов является Адольф Гитлер. К сожалению, упорные в своем невежестве современные ультрапатриоты в России продолжают использовать символику НСДАП несмотря на то, что к неполноценным нацисты относили и славянский род. В качестве крайне слабого контраргумента русские расисты приводят выдержки из речей немецких офицеров, заигрывающих с местными коллаборантами и говоривших иногда то, что те хотели услышать. Однако и после разгрома национал-социалистической Германии расизм долгое время продолжал здравствовать в некоторых частях света. Так, в Южноафриканской республике времен апартеида расист - это вовсе не ругательное обозначение. А ведь апартеид существовал вплоть до 1990-х годов.