Несколько интересных фактов о С.В. Рахманинове

Интересные факты о Сергее Рахманинове

1. Aу, где я?!

Крейслер и Рахманинов исполняли сонату Франка в "Карнеги-холл". Скрипач играл без нот и... вдруг память подвела его уже в первой части! Крейслер подошел ближе к пианисту и заглянул в ноты, пытаясь найти тот

такт, где он мог бы "поймать" партнера.
- Где мы находимся?! Где мы находимся?! - отчаянно зашептал скрипач.
- В "Карнеги-холл", - не переставая играть, шепотом ответил Рахманинов.

2. Вы не возражаете?..

На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова "Алеко" к двадцатилетнему, еще никому не известному, автору подошел Чайковский и смущенно спросил:
- Я только что закончил двухактную оперу "Иоланта", которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой?
Потрясенный и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал.
- Но если вы против... - начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.
- Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, - подсказал кто-то.
Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой.
- Но я так и не понял, - засмеялся Чайковский, - против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните...
Рахманинов так и сделал.
- Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, - совсем развеселился Петр Ильич.

Молодой Рахманинов

3. Шутка с миноносцем

Однажды Федор Иванович Шаляпин решил подшутить над газетным репортером и сказал, что намерен приобрести старый миноносец. Пушки же, снятые с корабля, уже привезены и поставлены в саду его московского дома. Репортер шутку воспринял всерьез, и эта сенсационная новость была напечатана в газете.
Вскоре к Шаляпину явился посыльный от Рахманинова с запиской, в которой значилось:
"Возможно ли посетить господина капитана завтра? Пушки еще не заряжены?"

Со своей любимой собакой Левко

4. "Самое главное"

Как-то раз некий въедливый и не слишком грамотный интервьюер задал Сергею Васильевичу "умный" вопрос: что самое главное в искусстве?
Рахманинов пожал плечами и ответил:
- Если бы в искусстве имелось нечто самое главное, все было бы довольно просто. Но в том-то и дело, молодой человек, что самое главное в искусстве - это то, что в нем нет и не может быть чего-то одного самого главного...

5. Увы мне...

Рахманинов был человеком весьма бесстрашным, никогда не боялся сказать правду, даже в ущерб самому себе. Как-то в Швейцарии пианист Иосиф Левин пришел к нему и попросил совета:
- Сергей Васильевич, подскажите, как мне играть Первый концерт Бетховена, я его никогда не играл.
Всемирно знаменитый композитор и выдающийся концертирующий пианист развел руками:
- Какой совет я могу вам дать?... Вы его никогда не играли, а я его никогда слыхом не слыхивал...

6. Или кашлять - или играть

Сергей Васильевич очень не любил, когда в зале кашляли. Играя свои новые Вариации на тему Корелли, Рахманинов следил за тем, сколько в зале кашляли. Если кашель усиливался, он следующую вариацию пропускал, кашля не было - играл по порядку. Композитора спросили:
- Отчего вы так не любите собственные вариации?
- Мои вариации до того не любят, когда их обкашливают, что они сами убегают от моих пальцев, предпочитая не звучать...

7. Сувенир на память

Однажды Рахманинов получил письмо от некоего господина, в котором тот писал: "...Когда в "Карнеги-холл" я остановил Вас, чтобы попросить огня, я не представлял, с кем разговаривал, но вскоре узнал Вас и взял вторую спичку в качестве сувенира". Пунктуальный Рахманинов ответил: "Благодарю Вас за письмо. Если бы я узнал раньше, что вы являетесь почитателем моего искусства, то без сомнения и всяческого сожаления я отдал бы Вам не только вторую спичку, но даже и всю коробку".

8. Назидательная история

Известный пианист Иосиф Гофман написал Рахманинову восторженное письмо, где были такие строки: "Мой дорогой Премьер! Под "Премьером" я разумею: первый из пианистов..."
Рахманинов тут же отозвался: "Дорогой Гофман, существует такой рассказ: Некогда в Париже жило много портных. Когда одному из них удалось снять лавку на улице, где не было ни одного портного, он написал на своей вывеске: "Лучший портной в Париже". Другой портной, открывший лавку на той же самой улице, уже вынужден был написать на вывеске: "Лучший портной на всем свете". Но что оставалось делать третьему портному, арендовавшему лавку между двумя первыми? Он написал скромно:"Лучший портной на этой улице". Ваша скромность дает вам полное право на этот титул: "Вы лучший на этой улице"".

9. Дополнение

Рахманинов часто повторял, что в нем восемьдесят пять процентов музыканта...
- А на что приходятся остальные пятнадцать? - спрашивали его.
- Ну, видите ли, я еще немножко и человек...

Рахманинов с внучкой, 1927 г.

10. Сапожник

Периоды творческих сомнений у Рахманинова случались часто не после провалов, а наоборот, после особенно удачных концертов, и переживал он их мучительно.
Однажды, закончив выступление под бурный восторг публики, Рахманинов заперся в гримерке и долго никому не открывал. Когда дверь наконец-то отворилась, он никому не дал сказать и слова:
- Не говорите, ничего не говорите... Я сам знаю, что я не музыкант, а сапожник!..

11. Ходячая пианола

Какой-то французской пианистке очень хотелось, чтобы ее прослушал Рахманинов. Наконец ей это удалось, и, явившись в его парижскую квартиру, она сыграла ему труднейший этюд Шопена без единой ошибки. Рахманинов внимательно выслушал исполнительницу, затем недовольно поднялся из кресла и произнес:
- Ради Бога, хотя бы одну ошибку! Когда пианистка ушла, он пояснил:
- Это нечеловеческое исполнение, это же пианола какая-то, надо бы хотя бы раз ошибиться... было бы о чем поговорить. А так - хорошая пианола, - и, вздохнув, он безнадежно махнул рукой.

12. Самые большие руки

Рахманинов обладал самым большим из всех пианистов охватом клавиш. Он мог сразу охватить двенадцать белых клавиш! А левой рукой Рахманинов свободно брал аккорд: до ми-бемоль соль до соль! Руки его были действительно большими, но изумительно красивыми, цвета слоновой кости, без вздувшихся вен, как у многих концертирующих пианистов, и без узлов на пальцах.
В конце жизни кнопки на ботинках Рахманинова (а именно ботинки на кнопках он любил носить), застегивала только жена, чтобы перед концертом, не дай бог, не был поврежден ноготь на пальце...

13. Зачем?

Когда Рахманинов прибыл в Америку, один музыкальный критик удивленно спросил:
- Почему маэстро так скромно одевается?
- Меня все равно здесь никто не знает, - ответил Рахманинов.
Со временем композитор ничуть не изменил своих привычек.
И тот же критик через несколько лет снова спрашивает:
- Мэстро, ваши материальные обстоятельства значительно изменились к лучшему но лучше одеваться вы не стали.
- Зачем, ведь меня и так все знают, - пожал плечами Рахманинов.

14. Ох, уж эти папарацци!..

Как-то раз, приехав на концерт в один американский город, чтобы избежать встречи с корреспондентами, Рахманинов вышел последним из опустевшего вагона и окольным путем прошел прямо к ожидавшей его машине.
Рахманинов не любил назойливых папарацци, преследовавших его во время концертных выступлений в Америке, Европе, дома, и сколько возможно старался их избегать. Однако возле гостиницы его уже ожидал фотограф с аппаратом наготове. Рахманинов почти бегом вошел в гостиницу, не дав возможности снять себя. Но когда композитор отправился обедать в ресторан, у его стола опять очутился человек с фотокамерой и принялся его снимать. Заслонив лицо ладонями, Сергей Васильевич сказал не без раздражения:
- Прошу вас, оставьте меня в покое, я не хочу сниматься...
Вечером, купив газету, он увидел свою фотографию. Лица правда не было видно, одни руки... Надпись под этим снимком гласила: "Руки, которые стоят миллион!"

Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своём гениальном творчестве.

Краткую биографию Сергея Рахманинова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Рахманинова

Сергей Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стал обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста. Когда Сергею Васильевичу исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец будущего композитора ушел из семьи, поэтому о детях теперь заботилась одна мать. Она-то и приняла решение дать Сергею именно музыкальное образование, как и хотела первоначально.


Вскоре Рахманинова принимают на младшее отделение в Петербургскую консерваторию. Вот только с учебой у мальчика не заладилось, ведь он предпочитал проводить время на улице, а не за фортепиано. Тогда по совету Александра Зилоти, который приходился Рахманинову двоюродным братом, было решено перевести юного музыканта в Московскую консерваторию к Н.С. Звереву. Этот педагог давно славился своей особой системой воспитания одаренных учеников. Он выбирал из класса двух-трех талантливых детей и забирал на полный пансион к себе домой. Там Николай Сергеевич приучал учеников к дисциплине, высочайшей организованности и систематическим занятиям, занимаясь с каждым из них индивидуально. В 1887 году Рахманинов начинает сочинять и записывать первые произведения. В то время его преподавателем по контрапункту становится С.И. Танеев .


Сергей Васильевич окончил консерваторию по двум классам – фортепиано (1891 г.) и композиции (1892 г.). Его дипломной работой стала опера «Алеко», созданная им всего за семнадцать дней. За свое сочинение он получил высочайшую отметку «5+». В 1892 году Сергей Васильевич впервые выступил перед публикой как пианист, со своей известнейшей Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества.

В 1897 году состоялась долгожданная премьера Первой симфонии, над которой Рахманинов долго работал. После этого концерта, который был крайне неудачным для композитора, он не сочинял ничего в течение трех лет, так как произведение провалилось. Публика и безжалостные критики отрицательно встретили симфонию, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. В итоге партитуру он уничтожил, запретив когда-либо исполнять ее. Оставив на время композицию, Сергей Васильевич вплотную занялся исполнительской деятельностью. В 1900 году он вновь вернулся к любимому занятию и принялся за написание Второго фортепианного концерта. Вслед за ним, выходят другие популярные сочинения композитора. В 1906 году Рахманинов решает уйти с постоянной работы в Мариинском женском училище, где он преподавал теорию музыки, чтобы заняться творчеством.


В 1917 году композитор вместе со своей семьей отправляется в Швецию с концертной программой, и предполагалось, что вернутся они через два месяца. Однако, как оказалось, с родными краями они простились уже навсегда. Вскоре семейство Рахманиновых переехало в Америку. Там очень ценили талант Сергея Васильевича и считали его пианистом мирового уровня. Ему приходилось много и напряженно работать, подготавливая концертные программы, иногда из-за чего сильно болели руки.

В этот период Рахманинов снова делает большой перерыв и ничего не сочиняет практически восемь лет. Лишь в 1926 году из-под его пера появляется Четвертый концерт для фортепиано.

В 1931 году семья Рахманиновых покупает участок на берегу озера в Швейцарии, и вскоре там появляется вилла «Сенар». Именно тут он и создает свои знаковые сочинения – и Третью симфонию. Симфонические танцы композитор написал в 1940 году и это стало его последним произведением.

28 марта 1943 года тяжелобольной Рахманинов скончался в кругу своих родных в Беверли-Хиллз.



Интересные факты из жизни Рахманинова

  • У Рахманинова и его учителя Н. Зверева произошел конфликт из-за композиции. Оба очень тяжело переживали это, а помириться музыканты смогли лишь после выпускного экзамена. Тогда Зверев подарил Рахманинову свои золотые часы, которые композитор бережно хранил всю жизнь.
  • В выпускном классе фортепианного отделения Сергей Рахманинов остался без педагога, так как А. Зилоти ушел из консерватории, а его ученик не захотел менять наставника. В результате ему пришлось самостоятельно подготовить выпускную программу, с которой он блестяще выступил на экзамене.
  • Так как Рахманинов окончил сразу два факультета с отличием, то ему была вручена Большая золотая медаль.
  • Когда шли репетиции первой оперы «Алеко », к начинающему композитору подошел П.И. Чайковский и предложил исполнить сочинение Рахманинова вместе со своим новым спектаклем «Иоланта », если тот не возражает. От счастья и восторга Рахманинов даже не смог вымолвить и слова.
  • Из биографии Рахманинова мы знаем, что в 1903 году Рахманинов женился на Наталье Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Из-за этого музыканту даже пришлось простить «Высочайшего разрешения» на брак.
  • Композитор признавался, что провал первой симфонии огорчил его не из-за негативных отзывов, а из-за того, что ему и самому не понравилось сочинение уже на первой репетиции, но он не стал ничего исправлять.
  • Несмотря на то что Рахманинов последние десятилетия своей жизни прожил в США, он отказался от гражданства этого государства, так как не захотел отрекаться от своей Родины.
  • Вилла «Сенар» получила название по первым слогам имен Сергея Васильевича и его супруги Натальи Рахманиновой. Это место стало особенным для композитора, он даже специально привез туда русские березы, а само имение создал в национальном стиле.


  • Когда началась Великая Отечественная война, Рахманинов крайне тяжело переживал это и даже один из гонораров за свое выступление (сумма составляла около 4 тыс. долларов) он передал для поддержки советской армии. Его примеру тут же последовали другие известные музыканты.
  • Необычайный талант Рахманинова передался ему от деда Аркадия Александровича, который был не только превосходным пианистом, но и сочинял небольшие фортепианные произведения.
  • С самого детства Сергей Васильевич обладал фантастической памятью. Он мог легко исполнить по памяти произведение, даже если слышал его всего один раз.
  • Выступал Рахманинов и в качестве дирижера, причем все его постановки («Князь Игорь » Бородина, «Русалка » Даргомыжского и др.) стали эталоном.
  • Помимо хорошей памяти композитор обладал еще одной уникальной особенностью, которую отмечали многие исследователи его жизни и творчества. Он мог легко охватывать на рояле сразу 12 белых клавиш, что было не под силу многим известным пианистам.
  • На деньги, переданные Рахманиновым на Родину во время Великой Отечественной войны, был построен самолет для армии.
  • Композитор очень хотел еще раз посетить свою родную страну, сохранились сведения, что он пытался это сделать незадолго до своей смерти, однако, его не пустили.
  • На любимом инструменте Рахманинов занимался ежедневно, вплоть до конца своей жизни.
  • Сергей Васильевич не очень любил внимание репортеров, фотографов и предпочитал всегда избегать встречи с толпой журналистов.
  • Мало кто знает из любителей музыки, но мелодия известного сингла «All by myself», которую исполняла популярная певица Селин Дион , была позаимствована из Второго фортепианного концерта Рахманинова . Автор песни Эрик Кармен считал, что наследие великого композитора является национальным достоянием, но вскоре ему пришлось долго улаживать все вопросы с наследниками маэстро. Более того, он даже вынужден был указать имя Рахманинова, как настоящего автора песни.


  • Биография Рахманинова гласит, что юный композитор был очень влюбчивым, и у него часто вспыхивали сильные чувства к девушкам. Так, одним из его увлечений стала Вера Скалон, с которой он познакомился в 17 лет. Именно этой девушке он посвятил несколько своих произведений: «В молчанье ночи тайной», 2 часть Первого фортепианного концерта. А называл свою возлюбленную Рахманинов Верочка или «Моя Психопатушка». Интересно, что практически одновременно он влюбляется в жену своего приятеля Анну Лодыженскую и также сочиняет для нее романсы.
  • Мало кто знает, но при жизни Рахманинов запатентовал специально приспособление для пианистов – грелку-муфту, в которой исполнители могли согревать свои руки перед важным выступлением.

Среди всех композиторов России и СССР особенно ярко горит звезда Сергея Рахманинова, автора множества великолепных музыкальных произведений. Впрочем, он преуспел не только в качестве сочинителя музыки, но и в качестве её исполнителя, хотя история запомнила его, в первую очередь, как одного из самых выдающихся композиторов XX века.

Факты из биографии Рахманинова

  • Предки великого музыканта были дворянами из Новгородской губернии.
  • Уже в раннем детстве Сергей Васильевич демонстрировал явный интерес к музыке, и это не прошло незамеченным. Ему тогда было всего 4 года.
  • Первым учителем музыки в его жизни была мать.Впоследствии родители наняли ему профессиональную учительницу музыки.
  • Когда ему было всего 9 лет, Рахманинов поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Правда, он часто прогуливал занятия, поэтому вскоре родители забрали его оттуда и переправили в Москву, где будущий композитор продолжил обучение.
  • Обязательным элементом обучения, которое проходил Рахманинов в музыкальном пансионе в Москве, было посещение оперных спектаклей и игра на пианино. Вероятно, именно это и раскрыло его талант пианиста.
  • Когда ему было всего 13 лет, он познакомился с другим великим композитором - Чайковским.
  • В 17 лет Сергей Рахманинов рассорился с преподавателями и ушёл из пансиона. Он остался бы на улице, но его приютили московские родственники.
  • Всего через 2 года после этих событий он закончил Московскую консерваторию с большой золотой медалью.
  • Благодаря длинным, гибким и ловким пальцам Рахманинов при игре на пианино охватывал 12 белых клавиш. Это настоящий рекорд.
  • Он был не только великолепным композитором, но и умелым дирижёром.
  • Согласно воспоминаниям современников, Сергей Рахманинов терпеть не мог, когда в зале во время выступления кто-то кашлял или разговаривал. Это проявлялось в том, что в таких случаях он иногда специально пропускал какие-то части выступления.
  • В 1941 году, после нападения Германии на СССР, он дал в Нью-Йорке благотворительный концерт, всю выручку с которого направил на помощь родной стране.
  • Композитор обладал великолепной памятью. Услышав один раз какое-нибудь новое для него музыкальное произведение, Рахманинов потом мог по памяти сыграть его без ошибок.
  • Уже в 7 лет он аккомпанировал матери, играющей на пианино произведения Шуберта ().
  • Первая написанная Рахманиновым симфония провалилась, и публика отнеслась к ней холодно. Это так ударило по состоянию композитора, что он потом около 3 лет был не в состоянии сочинять музыку.
  • На выпускном экзамене из консерватории Чайковский, пришедший в восторг от работы Сергея Рахманинова, поставил ему 5 с четырьмя плюсами.
  • Композитор положил на музыку «Евгения Онегина» Пушкина и много других знаковых произведений ().
  • С разрешения властей СССР Рахманинов покинул страну, осев сперва в Дании, затем в Швеции, а затем и в США.
  • Будучи приглашённым на свадьбу Шаляпина, на следующее утро после неё Рахманинов собрал людей и разбудил молодожёнов, устроив им под окнами «концерт» на кастрюлях, сковородках и прочей утвари. Сам Шаляпин назвал это «чёртовым хором».
  • Одно время композитор занимал почётную должность дирижёра Большого театра.
  • На протяжении всей жизни он практиковался в игре на рояле или пианино по 2-3 часа ежедневно.
  • После эмиграции лето Сергей Рахманинов обычно проводил в Швейцарии. Там он купил участок земли возле озера, где и выстроил своё поместье ().
  • Существует миф, согласно которому композитор, который покоится на кладбище в Нью-Йорке, хотел быть похороненным в России. Однако, в своём завещании он указал, что желает покоиться именно в Нью-Йорке, рядом со своей женой.

Он родился 20 марта (1 апреля) в 1983 году в дворянской семье в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия).

Интересный факт: Согласно данным, опубликованным в 1895 году И. И. Рахманиновым, род Рахманиновых ведёт, вероятно, своё начало от молдавских господарей Драгош, которые основали Молдавское государство и правили им более двухсот лет (XIV-XVI века). Для укрепления союза Молдавии с Московским государством и Польшей один из господарей, Стефан Великий (1458-1504), выдал одну из своих дочерей замуж за польского короля, а другую, Елену Молдавскую, за наследника Иоанна III — Ивана Младого. После смерти Стефана престол Молдавии перешёл к его старшему сыну — Богдану, а младший сын, Иван, не захотевший быть под началом брата, переехал с семьёй в Москву. Это произошло, по-видимому, около 1490-1491 года. Сестра Ивана, Елена, в это время овдовела, и малолетний сын её и Ивана Младого, Дмитрий был объявлен наследником Московского престола. Вследствие интриг Софии Палеолог и мать и сын (Елена и Дмитрий) попали в опалу и были сосланы в Углич. Туда же был отправлен и приехавший из Молдавии в это время брат Елены — Иван. От сына его, Василия, прозванного Рахманин, и начинается собственно род Рахманиновых.

Родители Рахманинова были музыканты-любители. А сам он начал проявлять интерес к музыке уже в четыре года. Первые уроки игры на фортепиано ему давала мать. Осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демьянского, однако учился он плохо, часто прогуливал занятия, и на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву. Осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву. Затем он продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал заниматься композицией.

В 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе, прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

В 20 лет, из-за нехватки денег, он начал преподавать в московском Мариинском женском училище, в 24 года стал дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр — А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни - Рахманинов долго не мог сочинять и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.

Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр.

В 1917 году, вскоре после революции, Рахманинова пригласили в Швецию, с предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми он покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами. А 1 ноября 1918 года, вместе с семьёй, отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926—1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. За все время, что Рахманинов прожил за рубежом (1918—1943 гг.) он создал всего 6 произведений, однако они принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Интересный факт: Последний концертный сезон Рахманинова — 1942-1943 годов — начался сольным концертом в Детройте. Весь сбор с концерта 7 ноября в Нью-Йорке, в сумме 4046 долларов, Сергей Васильевич, как делал до этого не раз, опять отдал на нужды войны: часть пошла американскому Красному Кресту, часть была передана через генерального консула — России, стране, которую он никогда не забывал. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской («Могучая Кучка») школ в единый и цельный русский национальный стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение.

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. В его произведениях очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Интересный факт: В 2000 году испанский тенор Хосе Каррерас, выздоровевший от лейкемии, специально приехал в Москву для того, чтобы поблагодарить Россию за Рахманинова. Этот случай не единственный. Еще при жизни Рахманинова был известен ряд случаев, когда его музыка приносила исцеление. Вдова одного врача, исцелившаяся от душевного недуга и мыслей о самоубийстве, тайком приносила на каждый его концерт букет душистой сирени. Священное Писание свидетельствует о целительной силе музыки. И если говорить о музыке Рахманинова, то удивляться ее целительной силе не приходится. Так как он один из немногих поставил своей художественной задачей воссоздать на новом уровне духовную музыкальную культуру древней Руси, и вновь облечь богослужение в ткань знаменных песнопений.

Пожалуй, особую роль в жизни Сергея сыграла бабушка - генеральша Софья Александровна Бутакова, которая иногда увозила любимого внука к себе в Новгород. В доме бабушки он часто слышал старинные песни и былины, которые бабушка знала на память. В этом доме Сережа встретился и с собирателем русских былин, гусляром Трофимом Рябининым. А весной каждое утро мимо бабушкиного дома проходил пастушок, играя на берестяной жалейке. Живя у бабушки, Сережа часто бывал с ней на службах и причащался Святых Таин. Он посещал и новгородские монастыри, где слушал монашеское пение - старинные знаменные распевы, и где, вероятно, впервые услышал о канонах Осмогласия - "ангельского пения", как называли его на Руси. И через много лет этот незабываемый звон Новгородских колоколов вдруг воскреснет в звуках его 2-го фортепианного концерта, как голос Святой Руси. И первое впечатление мощного и стройного колокольного звучания стало и самым сильным, отложившим отпечаток на всю последующую жизнь великого композитора. Чудесная и сказочная Святая Русь его детства сохранилась в незабываемых звуках, которыми была полна его память, и пение церковных колоколов стало символом его творчества.

Интересный факт: В одном из интервью Рахманинов рассказывал:

Особенностью характера Рахманинова была великая скромность, некоторая замкнутость и отрешенность от мира, и, что всегда отражалось в его музыке, особенная умиротворенная возвышенность. Один из его современников, пианист Иосиф Гофман утверждал, что не знал человека «чище и святее, чем Рахманинов». А о милосердности души великого композитора ходили легенды. Получая в Америке миллионные гонорары, Рахманинов продолжал жить скромно и уединенно, отклоняя все приглашения на банкеты и чествования, и посылая бесчисленные посылки всем, кого знал и кого не знал в страждущей России.

Интересный факт : Увлечение Рахманинова автомобилями, первый из которых он приобрел еще в 1914 году, со временем превратилась в настоящую слабость музыканта. Сергей Васильевич «страдал» от нанесенной автомобилю царапины, отменял поездки, если накрапывал дождь, чтобы, не дай бог, как-нибудь не пострадала окраска машины, и ни за что не давал, за очень редкими исключениями, управлять машиной другим лицам. Такое отношение к автомобилям было предметом частых шуток в семье, но Сергей Васильевич оставался непоколебимым. Шоферы, служившие у него, знали, как угодить Сергею Васильевичу. Кажется, ничто не доставляло ему такого удовлетворения, как подача машины в хорошем виде, то есть вымытой и блестящей от начищенных металлических частей.

Еще одной слабостью Рахманинова была любовь к хорошим костюмам. Исключительно скромный в привычках, редко тративший на себя деньги, Сергей Васильевич не жалел средств, когда речь шла о хорошей одежде. Он одевался всегда у лучшего портного Англии. Рахманинов, смеясь, рассказывал со слов своего английского менеджера историю, как после его концерта один из слушателей, встретив этого менеджера, обратился к нему с вопросом не об игре Сергея Васильевича, не об исполнении какого-нибудь произведения, а о том, у какого портного так поразительно хорошо одевается Рахманинов. Посетитель был очень доволен, узнав, что портной английский. Музыка Сергея Васильевича произвела на него меньше впечатления, чем костюм.

Рахманинов синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние, как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак лёгких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти.

Расскажу-ка я о другом. О том, о чём мало кто знает - знаменитое на весь мир фортепианное произведение было посвящено…

А вот сами угадайте - кому!?... Нет, не прекрасной даме. И не родителям. И даже не Матушке-России! Второй концерт был посвящён врачу-гипнотизёру Николаю Далю .


Именно этот доктор-психотерапевт вылечил очень сильное душевное расстройство композитора. Всё дело в том, что нервный срыв у Рахманинова произошёл после полнейшего провала его новаторской Первой симфонии и Первого концерта. В течение нескольких лет Сергей Рахманинов не мог сочинять. Веру в свой талант ему вернул доктор Николай Даль. Встречи с этим человеком музыкант вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему.

Впервые я услышал вступление ко Второму концерту в детстве в кинофильме «Поэма о крыльях». Там есть один очень сильный и очень душевный фрагмент. Великого композитора весьма убедительно сыграл актёр Олег Ефремов.

Соединённые Штаты Америки, март 1943 года. Авиаконструктор Игорь Сикорский пришёл навестить больного Сергея Рахманинова. Тот лежал в постели и слушал по радио из Москвы сводку о полном разгроме фашистских войск под Сталинградом. И вдруг на радиоволнах далёкой Родины зазвучал концерт, посвящённый его 70-летию... И Сергей Васильевич заплакал… А за окном его американского дома стояла засохшая берёзка, посаженная когда-то Рахманиновым в приступе ностальгии…

Всем желающим посмотреть этот душевный фрагмент - ссылка: https://www.ivi.ru/watch/poema_o_krylyah/60391 Смотреть, начиная с 01 часа 04 минуты

Помощь Рахманинова СССР и авиаконструктору Игорю Сикорскому

В годы Второй мировой войны эмигрант Рахманинов дал в США несколько концертов. Весь денежный сбор от них он направил в Фонд обороны СССР. Крупный валютный перевод сопровождался следующими словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

До Победы Сергей Васильевич, увы, не дожил. Великий русский музыкант умер в Беверли-Хиллз (что в штате Калифорния) 28 марта 1943 года.

На протяжении всей своей жизни в Америке Рахманинов очень щедро помогал деньгами другим русским эмигрантам. Самый известный случай - это банковский чек на сумму 5000$ для выдающегося авиаконструктора Игоря Сикорского. Для того времени это были гигантские деньги. Сам Сикорский для удержания своей фирмы на плаву изначально запрашивал всего одну тысячу. Если бы Сергей Рахманинов не вложил свои личные деньги в авиационную компанию, стоявшую на пороге банкротства, то неизвестно как бы вообще сложилась дальнейшая судьба Игоря Сикорского.

Рекомендую ещё один фрагмент из фильма «Поэма о крыльях»: https://www.ivi.ru/watch/poema_o_krylyah/60391 Смотреть, начиная с 00:06:35 до 00:23:00 (а ещё лучше посмотрите всю ленту)

У великого композитора и блестящего музыканта были удивительные кисти рук. Рахманинов обладал невероятно большим размахом пальцев - он мог охватить сразу двенадцать белых клавиш! Вы как-нибудь подойдите сами к инструменту и попробуйте замерить разлёт своих пальчиков. Могу поспорить, что вы едва коснётесь десятой клавиши, и даже если достанете до неё, то играть не сможете. А Рахманинов играл на двенадцати!

Кисти рук Сергея Васильевича были не только просто огромными, но при этом ещё и изумительно красивыми, очень изящными, без вздувшихся вен, как у многих концертирующих пианистов, и без узлов на пальцах.

Интересно также, что в конце жизни кнопки на ботинках Рахманинова (а он любил именно ботинки на кнопках), застегивала только его жена. Это чтобы перед концертом, не дай бог, не повредить пальцы маэстро.

Руки ценою в миллион долларов

Надо отметить, что Рахманинов очень не любил назойливых папарацци, которые преследовали его во время концертных выступлений в Америке и в Европе, и от которых нельзя было скрыться даже дома. И вообще, Сергей Васильевич старался избегать встреч с прессой.

Однажды Рахманинов приехал на концерт в один американский город. И дабы не общаться с корреспондентами и газетными фоторепортёрами, вышел последним из опустевшего вагона и окольным путём прошёл прямо к ожидавшей его машине. Однако возле гостиницы его уже ожидал фотограф с аппаратом наготове. Рахманинов почти бегом вошёл в гостиницу и даже не дал возможности снять себя. Но когда композитор отправился обедать в ресторан, у его стола опять очутился человек с фотокамерой и принялся его снимать. Сергей Васильевич заслонил лицо ладонями и сказал с раздражением: — Прошу вас, оставьте меня в покое, я не хочу сниматься...

Вечером, купив газету, он увидел свою фотографию. Лица, правда, не было видно, там были одни только руки... Надпись под этим снимком гласила: «Руки, которые стоят миллион!»

Вот как красиво выкрутились ушлые американские журналисты!

Подмигивание Рахманинова Чайковскому

На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова «Алеко» к молодому, ещё никому не известному, двадцатилетнему автору подошел Пётр Ильич Чайковский и смущённо спросил: — Я только что закончил двухактную оперу «Иоланта», которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой?

Потрясённый и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал.

— Но если вы против... — начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.

— Он просто потерял дар речи, Пётр Ильич, — подсказал кто-то из окружающих.

И Рахманинов в подтверждение слов о потери дара речи усиленно закивал головой.

— Но я так и не понял, — засмеялся Чайковский, — против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните...

Рахманинов так и сделал. Подмигнул. Для убедительности несколько раз подмигнул.

— Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, — совсем развеселился великий композитор Пётр Ильич Чайковский.

Поэтому когда молодой Рахманинов вместе со своим другом Фёдором Шаляпиным впервые появился у Льва Толстого, у юноши от волнения дрожали колени. Шаляпин спел рахманиновскую песню «Судьба», затем композитор исполнил несколько своих произведений. Все слушатели были восхищены, грянули восторженные аплодисменты.

Вдруг, словно по команде, все замерли и повернули головы в сторону Толстого, который выглядел мрачным и недовольным. Толстой не аплодировал. Гости стушевались и деликатно перешли к чаю.

Через какое-то время Лев Николаевич подошёл к Рахманинову и возбужденно произнёс: — Я всё-таки должен вам сказать, как мне всё это не нравится! Бетховен — это вздор! Пушкин, Лермонтов — тоже!

Стоявшая рядом жена Толстого Софья Андреевна дотронулась до плеча композитора и прошептала: — Не обращайте внимания, пожалуйста. И не противоречьте, Лёвочка не должен волноваться, это ему очень вредно.

В конце встречи Толстой снова подошёл к Рахманинову и сказал: — Извините меня, пожалуйста, я старик. Я не хотел обидеть вас.

Сергей Рахманинов вздохнул и ответил очень достойно: — Как я могу обижаться за себя, если не обиделся за Бетховена?

С той поры ноги его не было у Толстого.

Рахманинов - сапожник

О том, что после неудачной премьеры своей Первой симфонии Сергей Рахманинов впал в многолетнюю депрессию, вы уже знаете. И о докторе Дале тоже.

По воспоминаниям современников Сергей Васильевич был склонен к пессимистичному мрачному настроению, и оно бывало у него значительно чаще, нежели жизнерадостное. Всякая творческая заминка очень быстро приводила композитора к потере веры в себя. У него появлялась навязчивая мысль, что он уже никогда в жизни больше не сможет сочинить ничего достойного. И от этого он быстро впадал в меланхолию.

Стоит отметить, что периоды творческих сомнений у Рахманинова случались не только после провалов, но и после особенно удачных концертов. Бурную и восторженную реакцию публики маэстро переживал мучительно. Удивительная черта характера, не правда ли? У гениев такое часто бывает.

Вот один характерный пример нестандартной реакции музыканта на зрительскую любовь и всеобщее обожание. Однажды, закончив выступление под неистовый восторг публики, Рахманинов запёрся в гримёрке и очень долго никому не открывал. Когда дверь наконец-то отворилась, он никому не дал сказать и слова, взял и выпалил окружающим: — Не говорите, ничего не говорите... Я сам знаю, что я не музыкант, а сапожник!...

Представляете, какая болезненная самоирония: величайший музыкант своего времени Рахманинов - сапожник!

Человек на 15%

Ещё одна забавная история о необычном мышлении Рахманинова.

Он часто повторял, что в нём восемьдесят пять процентов музыканта...

— А на что приходятся остальные пятнадцать? — спрашивали его.

— Ну, видите ли, я ещё немножко и человек...

Учитывая совершённые им жизненные действия и благие поступки, доброе отношение к окружающим, помощь очень многим людям и своей Родине, можно утверждать, что Сергей Васильевич ошибся в расчётах. Он не на 15% человек, а на 150%!

А что касается его музыкальных дарований, так они вообще не поддаются арифметике. Потому как значение композиторского и исполнительского творчества Рахманинова ОГРОМНО!

Композитор Сергей Рахманинов синтезировал различные тенденции нашего национального искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем - Русским национальным стилем. Он вывел нашу фортепианную музыку первой половины XX века на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи великолепные произведения до сих пор входят в репертуар всех музыкантов мира. И будут исполняться ими ещё очень и очень долго.