Биография сальери краткое содержание. Ученики Сальери

Происходил из богатой семьи торговцев, обучался дома игре на скрипке и арфе. Затем изучал композицию в Падуе и Венеции. По приглашению Флориана Леопольда Гассмана в 1766 приехал в Вену и благодаря урокам Гассмана, введшего его в музыкальный круг и познакомившего с либреттистом Пьетро Метастазио, композитором Глюком и другими, был принят на императорскую службу, в 1774 г. после смерти Гассмана получил должность придворного композитора, а в 1788 г. также и капельмейстера императорского оркестра.

Музыкальное наследие

Сальери написал более 40 опер, из которых до сегодняшнего дня пользуются известностью «Данаиды» (фр. Les Danaïdes; 1784), «Тарар» (фр. Tarare; 1787, либретто Бомарше) и «Фальстаф» (фр. Falstaff; 1799). Специально для открытия театра «Ла Скала» им была написана опера «Признанная Европа» (итал. L"Europa riconosciuta; 1786), на премьере которой пела Франческа Лебрен и которая по сей день идёт на этой сцене. Ранние оперы Сальери выдержаны в классической итальянской традиции, однако с 1780-х годов Сальери эволюционирует в сторону Глюка, благодаря чему его оперы пользуются большим успехом в завоёванном Глюком Париже. Сальери также принадлежит много оркестровой, камерной, духовной музыки, в том числе «Реквием», написанный в 1804 года, но впервые исполненный на его похоронах.

Педагогическая деятельность

Сальери был выдающимся музыкальным педагогом. Его учениками были Бетховен, Шуберт, Лист, Черни, Мейербер, Гуммель и другие видные композиторы начала XIX века. Отношения Сальери со своими учениками были очень теплыми и эмоциональными (считается, что отъезд Листа из Вены стал поводом для неудачной попытки самоубийства Сальери в 1824 году).

Сальери и Моцарт

Давняя легенда соединяет имя Сальери с именем Моцарта, называя Сальери его предполагаемым убийцей; имя Сальери во многом стало нарицательным для обозначения зависти неталантливого человека к талантливому. Эта репутация Сальери в значительной степени основана на его образе в художественных произведениях: драме Пушкина «Моцарт и Сальери» (1831), поставленной по ней опере Римского-Корсакова (1898), пьесе Питера Шеффера «Амадей» (1979) и основанному на ней одноимённому фильму Милоша Формана (1984).

Взаимоотношения Моцарта и Сальери были неровными, и известно несколько резких высказываний о Сальери, принадлежащих самому Моцарту и его отцу. Однако высказывания эти, по большей части, относятся к началу 1780-х гг. и не отличаются от обычных отзывов темпераментного Моцарта о музыкантах-конкурентах. В то же время в последнем письме Моцарта жене (14 октября 1791 г.) Моцарт уделяет большое внимание посещению Сальери представления моцартовской «Волшебной флейты», описывая восторженную реакцию Сальери как нечто весьма важное для себя. Известно, что во второй половине 1780-х гг. Сальери дирижировал несколькими произведениями Моцарта, а после своего назначения капельмейстером придворной оперы в 1788 г. прежде всего вернул в репертуар оперу Моцарта «Свадьба Фигаро». Существовало даже музыкальное сочинение, написанное Моцартом и Сальери совместно: песня для голоса и фортепьяно «На выздоровление Офелии» (итал. Per la ricuperata salute di Ophelia, 1785) по случаю возвращения на сцену певицы Анны Сторас. В целом нет оснований полагать, что между Моцартом и Сальери существовала какая-либо особая вражда.

Происхождение легенды о Моцарте и Сальери имеет, по-видимому, национально-политический подтекст: на рубеже XVIII-XIX вв. музыкальным критикам и первым биографам Моцарта было важно подчеркнуть верность музыки Моцарта своей, австро-немецкой традиции, противопоставив её итальянскому влиянию. Олицетворять итальянский уклон в венской музыке был избран Сальери как наиболее авторитетный композитор итальянского происхождения - что вряд ли можно считать правомерным: Сальери жил в Вене с 16-летнего возраста и в музыкальном отношении был гораздо ближе к немцам, чем к итальянцам.

В Милане в 1997 года состоялся судебный процесс, где решено было наконец покончить в неясностью. «В майские дни 1997 года в Милане, в главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. (…) Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта. … Через двести лет

Сальери… какие ассоциации вызывает у большинства из нас это имя? Ну конечно же – Моцарт! А.Сальери – это тот самый «мелкий завистник», который отравил В.А.Моцарта, так рано отняв у человечества одного из величайших гениев всех времён и народов. Да, на эту легенду поработали многие – включая наших великих соотечественников - А.С. Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова, неудивительно, что она прижилась.

А кто такой был Антонио Сальери на самом деле?

Прежде всего, это композитор – уроженец Италии, но с 16-летнего возраста жил и творил в Вене, так что его скорее можно считать австрийским композитором, чем итальянским. Автор 41 оперы – да, их почему-то не жалует отечественный оперный театр, но вот на Западе по сей день пользуются популярностью «Данаиды», «Тарар», «Семирамида», а в Ла Скала до сих пор не сходит со сцены «Признанная Европа», написанная А.Сальери специально к открытию этого театра… Впрочем, оперы – это далеко не всё: камерная музыка, оркестровая… есть у Сальери и духовные сочинения – в том числе «Реквием», впервые исполненный на похоронах композитора - не правда ли, в чём-то перекликается с историей «Реквиема» Моцарта? Правда, «Реквием» Сальери написан задолго до смерти автора - но композитор уже тогда задумывался о смерти (возможно, сейчас это назвали бы депрессией).

А.Сальери был не только композитором, но и педагогом. Насколько хорош он был на этом поприще, можно судить по результатам его педагогической деятельности: среди его учеников – Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Лист, К.Черни, Дж.Мейербер… кстати, сын В.А.Моцарта – Ксавьер Вольфганг Моцарт – тоже учился у А.Сальери (и наверное, нет вины педагога в том, что он не стал таким же знаменитым, как его отец – нелегко равняться с гениальным отцом). А.Сальери любил своих учеников – и ученики отвечали ему тем же: Л.Бетховен посвятил ему три первые сонаты для скрипки и фортепиано, а Ф.Шуберт – юбилейную кантату.

Современники описывают Сальери как человека приятного в общении, остроумного, доброго, всегда готового прийти на помощь (так, после смерти К.В.Глюка именно Сальери позаботился о его детях)

Занимался А.Сальери и благотворительностью: организовывал специальные концерты, доходы от которых шли на материальную помощь жёнам и детям умерших музыкантов (тоже не вяжется с образом хладнокровного убийцы – не так ли?)

Были ли у Сальери причины завидовать Моцарту? Представьте себе – нет. Многие из его опер пользовались большим успехом, их ставили во Флоренции и в Праге, в Дрездене, Копенгагене и Петербурге (правда, современная публика оценивает их уже не так высоко – но ведь тогда это невозможно было предвидеть). К.В.Глюк – великий реформатор оперы – считал его лучшим из своих последователей (без сомнения, словам этого музыканта можно доверять). Он был придворным капельмейстером – в то время предел мечтаний для музыканта в Вене, а А.Сальери занимал этот высокий пост при трёх императорах – словом, можно с уверенностью сказать, что это был весьма успешный музыкант, даже более успешный, чем В.А.Моцарт (а какова будет «посмертная судьба» обоих – как можно было это знать и тем более – как это могло стать причиной зависти?). Ненависти к В.А.Моцарту Сальери не проявлял никогда, скорее наоборот – восторженно отзывался о его произведениях (в частности, о «Волшебной флейте»), а заняв пост капельмейстера придворной оперы, первым делом вернул на сцену «Свадьбу Фигаро».

А что же В.А.Моцарт? Да, он несколько раз довольно резко высказался о Сальери – но он вообще был склонен «рубить с плеча», когда дело касалось собратьев по перу. Но определённо – восторженные отзывы о его произведениях много значили для Моцарта… Словом, никакой особой вражды между двумя композиторам не было – они даже написали в соавторстве кантату «На выздоровление Офелии» по случаю возвращения на сцену популярной в то время певицы А.Сторас (первой исполнительницы партии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро»).

«Но откуда же взялась легенда о Сальери-убийце? – спросите вы. – Ведь дыма без огня, как известно, не бывает». Да, «огонь» был. И повод к возникновению такой легенды дал… сам В.А.Моцарт – точнее, его слова «Сальери меня отравляет». Разумеется, он и не думал обвинять Сальери в каких-то криминальных намерениях и тем более – действиях, это было сказано в значении «отравляет мне жизнь» и по совершенно конкретному поводу: Сальери (как мы уже говорили) занимал почётную и высокооплачиваемую должность придворного капельмейстера – которую В.А.Моцарту хотелось бы занять самому. Не будем судить его строго – у него ведь была семья, которую надо было содержать...

Вот так и родилась легенда, оказавшаяся настолько живучей, что пришлось вмешаться правосудию: в мае 1997 года во Дворце Юстиции в Милане состоялся судебный процесс, призванный расставить все точки над i. Суд вынес оправдательный приговор – и теперь уже с полным правом можно говорить: А.Сальери невиновен.

Сальери... большой композитор, гордость школы Глюка, усвоивший стиль великого маэстро, от природы получил утонченное чувство, ясный разум, драматический талант и исключительную плодовитость.
П. Бомарше

Итальянский композитор, педагог и дирижер А. Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX вв. Как художник он разделил судьбу тех прославленных в свое время мастеров, чье творчество с наступлением новой эпохи отодвинулось в тень истории. Исследователи отмечают, что известность Сальери тогда превосходила славу В. А. Моцарта, и в жанре оперы-seria он сумел достичь такого качественного уровня, который ставит его лучшие произведения выше большей части современных ему опер.

Игре на скрипке Сальери учился у своего брата Франческо, на клавесине у соборного органиста Дж. Симони. С 1765 г. пел в хоре собора Св. Марка в Венеции, изучал гармонию и овладевал вокальным искусством под руководством Ф. Пачини.

С 1766 г. и до конца своих дней творческая деятельность Сальери была связана с Веной. Начав службу с должности клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра, Сальери за достаточно короткий срок сделал головокружительную карьеру. В 1774 г. он, автор уже 10 опер, стал императорским камерным композитором и дирижером итальянской оперной труппы в Вене.

«Музыкальный фаворит» Иосифа II Сальери на протяжении длительного времени находился в центре музыкальной жизни австрийской столицы. Он не только осуществлял постановки и дирижировал спектаклями, но и управлял придворной певческой капеллой. В его обязанности входило наблюдение за музыкальным обучением в казенных учебных заведениях Вены. Многие годы Сальери руководил Обществом музыкантов и пенсионным фондом для вдов и сирот венских музыкантов. С 1813 г. композитор возглавлял также хоровое училище венского Общества друзей музыки и был первым директором Венской консерватории, основанной этим обществом в 1817 г.

С именем Сальери связана большая глава в истории оперного театра Австрии, немало сделал он для музыкально-театрального искусства Италии, внес вклад и в музыкальную жизнь Парижа. Уже с первой оперой «Образованные женщины» (1770) к молодому композитору пришла слава. Одна за другой последовали «Армида» (1771), «Венецианская ярмарка» (1772), «Похищенная бадья» (1772), «Трактирщица» (1773) и др. Крупнейшие итальянские театры заказывали оперы своему прославленному соотечественнику. Для Мюнхена Сальери написал «Семирамиду» (1782). «Школа ревнивых» (1778) после венецианской премьеры обошла оперные театры практически всех столиц Европы, в том числе ставилась в Москве и в Петербурге. Оперы Сальери были восторженно приняты в Париже. Успех премьеры «Тарара» (либр. П. Бомарше) превзошел все ожидания. Бомарше писал в посвящении текста оперы композитору: «Если наш труд будет иметь успех, я буду обязан почти исключительно Вам. И хотя Ваша скромность заставляет Вас всюду говорить, что Вы только мой композитор, я горжусь тем, что я Ваш поэт, Ваш слуга и Ваш друг». Единомышленниками Бомарше в оценке творчества Сальери были К. В. Глюк. В. Богуславский, К. Кройцер, Г. Берлиоз, Дж. Россини, Ф. Шуберт и др.

В период острой идеологической борьбы между передовыми деятелями искусства эпохи Просвещения и апологетами рутинной итальянской оперы Сальери уверенно встал на сторону новаторских завоеваний Глюка. Уже в зрелые годы Сальери совершенствовался у него в композиции, и Глюк выделял итальянского маэстро среди своих последователей. Наиболее ярко влияние великого реформатора оперы на творчество Сальери проявилось в большой мифологической опере «Данаиды», упрочившей европейскую славу композитора.

Композитор с европейской известностью, Сальери пользовался большим авторитетом и как педагог. Он обучил свыше 60 музыкантов. Из композиторов его школу прошли Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Гуммель, Ф. К. В. Моцарт (сын В. А. Моцарта), И. Мошелес, Ф. Лист и другие мастера. Уроки пения у Сальери брали певицы К. Кавальери, А. Мильдер-Хауптман, Ф. Франкетти, М. А. и Т. Гасман.

Еще одна грань дарования Сальери связана с его дирижерской деятельностью. Под руководством композитора было исполнено огромное число оперных, хоровых и оркестровых сочинений старых мастеров и композиторов-современников. Имя Сальери связано с легендой об отравлении Моцарта. Однако исторически этот факт не находит подтверждения. Мнения же о Сальери как о человеке разноречивы. Среди прочих современники и историки отмечали большой дипломатический дар композитора, называя его «Талейраном в музыке». Однако помимо этого Сальери также были свойственны благожелательность и всегдашняя готовность к благодеянию. В середине XX в. интерес к оперному творчеству композитора начал возрождаться. На различных оперных сценах Европы и США возобновлены некоторые из его опер.

Антонио Сальери родился три столетия назад, 18 августа 1750 года в семье довольно обеспеченного торговца. Кроме самого Антонио, у его родителей было несколько детей. Маленький Антонио еще с юных лет проявлял свой талант к музыке, а его взрослый брат Франческо обучал его музицировать на скрипке. Сам же Франческо был учеником мастера Джузеппе Тартини. Но на скрипке любовь Сальери к музыке не остановилась. Став постарше, он начал тренироваться на органе в городском храме, где служил падре Мартини. В возрасте 13 лет у Сальери скончалась мать, а позже – и отец. Подросток-сирота отправился жить к друзьям отца. Семейство Мочениго было довольно обеспеченным и известным в Венеции, и Сальери переехал в этот прекрасный город, где решил продолжить музыкальное обучение. Так, с 1765 года он выступал в хоре при соборе Св. Марка. Спустя год Сальери приглянулся королевскому композитору Иосифу Гассману, и тот увез юношу в Австрию.
В Вене началась настоящая Сальери биография. Там он начал работать клавесинистом-концертмейстером в опере. Гассман слыл прекрасным педагогом и многому сумел научить Сальери. Он не только преподавал ему музыку, он учил его и стандартным школьным предметам, и даже университетской программе. Не случайно спустя многие годы Фридрих Рохлиц напишет об Антонио в некрологе как о невероятно образованном музыканте. Кроме того, Гассман входил в круг приближенных к императору, который питал слабость к музыкантам. Благодаря Гассману Сальери тоже стал принимать участие в музыкальных вечерах с императором, и это стало стартом для его настоящей карьеры. Также Гассман представил Антонио известному в то время писателю Пьетро Метастазио, который дома у себя постоянно собирал известных артистов и представителей интеллигенции. Еще один знакомый Сальери того времени благодаря Гассману – это Кристоф Глюк, который в последствии стал последователем Антонио.
В 1774 Гассман скончался, и Антонио стал работать музыкантом при королевском дворе и капельмейстером в опере Вены, а в 1788 стал королевским капельмейстером. Это самая высокая должность в музыкальной сфере Вены, и самый значимый пост в Европе. Эту должность Сальери продолжал занимать до 1824 года, пережив смену трех императоров. То, что Сальери имел такую блестящую карьеру, заслуга сразу нескольких его качеств. Во-первых, он был отличным дирижером и в Европе считался наиболее опытным и талантливым. Во-вторых, у него были прекрасный талант организатора, а в-третьих – незаурядные дипломатические качества.
Сальери также был успешен как композитор. Премьерная его пьеса, «Образованные женщины», которая была презентована в Вене в 1770 году, принесла ему успех. Затем он создал такие произведения, как «Трактирщица», «Армида», и прочие, и они с постоянной популярностью и ажиотажем ставились за пределами Австрии и внутри страны. Только в 1774 году «Армида» ставилась в Петербурге местным капельмейстером Томмазо Траэттой, хотя тогда капельмейстеры, в основном, ставили лишь произведения собственного сочинения.
Драматическая, новаторская «Армида» стала первой оперой, где были отображены революционные решения Глюка. В 1778 году тот самый Глюк, который считал Сальери своим преемником, заказал Антонио оперу, которая призвана была открывать сезон в театре «Ла Скала». Так появилась опера «Признанная Европа». Затем была написана «Школа ревности» - эта опера оказалась самой успешной из всех произведений Сальери. В течение 30 лет ее ставили около 60 раз, с постановками практически во всех странах Европы.
Глюк не просто вселил в Сальери свои идеи, он помогал в его карьере. Так, с помощью Глюка Сальери создавал музыкальное сопровождение для оперы «Данаиды», которую Глюк сам не мог написать из-за плохого здоровья. Опера была презентована в 1784 году, и на тот момент Сальери стал любимцем парижан и самой Марии-Антуанетты. В 1786 году Антонио познакомился с Бомарше, и результатом этого общения стала опера «Тарар», которая вызвала небывалый ажиотаж. В 1795 году Сальери создал «Пальмиру, царицу Персидскую». После этого произведения не меньший успех получили «Три шутки». В 1788 году Сальери стал королевским капельмейстером при императоре Иосифе, но затем императором стал его брат Леопольд, и Сальери сам попытался подать в отставку, но император не дал отставки, а только снял с него должность капельмейстера оперы в Италии.
Как и многих прочих гениальных композиторов, которые слишком популярны были в юные годы, Антонио как композитор рано закончил свою деятельность. Его последняя опера, «Негры», не была так популярна, как его ранние произведения, и Антонио отошел от композиторства, и стал работать в общественных и педагогических сферах. Он работал дирижером на благотворительных концертах, входил в Венскую консерваторию, был статским советником.
В старости Сальери подозревали в причастности к гибели Моцарта. Но Сальери полностью опровергал такие слухи. Потом он попробовал покончить жизнь самоубийством и был отправлен в психиатрическую лечебницу.

В 1763 году Сальери потерял мать, а вскоре и отца; оставшегося сиротой подростка приютили друзья отца - богатое семейство Мочениго из Венеции, где Сальери продолжил своё музыкальное образование; с 1765 года он пел в хоре собора Св. Марка . В 1766 году на Сальери обратил внимание придворный композитор Иосифа II Флориан Леопольд Гассман , оказавшийся по своим делам в Венеции, и взял его с собой в Вену .

В столице Австрии Сальери начинал свою службу в качестве клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра. Гассман был не просто превосходным педагогом, сумевшим многому научить Сальери, занимавшимся не только музыкальным, но и общим его образованием, - много лет спустя, в некрологе, известный музыкальный критик Фридрих Рохлиц назовёт Сальери одним из самых образованных музыкантов, - Гассман входил в узкий круг приближённых, с которыми любил музицировать император, и ввёл в этот круг Антонио, тем самым положив начало его блестящей придворной карьере. Гассман познакомил своего ученика с известным поэтом и либреттистом Пьетро Метастазио , в доме которого собирались венские интеллектуалы и артисты, и с Кристофом Виллибальдом Глюком , чьим приверженцем и последователем Сальери оставался до конца своей жизни , хотя настоящее сближение композиторов состоялось позже.

Композиторская карьера Сальери складывалась столь же успешно: слава пришла к нему с первой же оперой - «Образованные женщины», поставленной в Вене в 1770 году ; последовавшие за ней «Армида», «Венецианская ярмарка», «Похищенная бадья», «Трактирщица» ставились как в Австрии, так и за её пределами. Барочная опера «Армида», написанная в 1771 году , уже в 1774-м была поставлена в далёком Петербурге тогдашним придворным капельмейстером Томмазо Траэттой , - при том, что придворные капельмейстеры обычно исполняли только собственные сочинения; для Сальери такие исключения, кроме Траэтты, делали Джованни Паизиелло и Джузеппе Сарти .

Порывающая с устоявшимися схемами, наполненная драматическим содержанием «Армида» оказалась первой не глюковской оперой, в которой были реализованы основные идеи оперной реформы Глюка. В 1778 году по рекомендации самого реформатора, видевшего в молодом композиторе своего преемника, Сальери получил заказ на оперу для открытия заново отстроенного после пожара театра «Ла Скала ». Этой оперой стала «Признанная Европа », представленная в «Ла Скала» 3 августа 1778 года; на премьере пела Франческа Лебрен . Написанная в следующем году по заказу венецианского театра опера-буффа «Школа ревности» оказалась одной из самых успешных опер Сальери: за 30 лет она выдержала более 60-ти постановок по всей Европе от Лиссабона до Москвы .

По стопам Глюка

Оперы Глюка будоражили предреволюционную Францию не только и порою не столько новизной формы, сколько содержанием: эзоповым языком античной трагедии или средневекового предания оперы Глюка проповедовали ценности «третьего сословия». Стареющий реформатор не только увлёк Сальери своими идеями, но и немало способствовал его карьере - сначала порекомендовав его дирекции «Ла Скала», несколько лет спустя - передав ему заказ французской Королевской академии музыки на оперу «Данаиды» , который сам Глюк уже не мог выполнить по состоянию здоровья . Премьера оперы состоялась в апреле 1784 года , и с этого времени Сальери был не только любим парижской публикой, но и пользовался покровительством Марии-Антуанетты .

Кристоф Виллибальд Глюк

«Данаиды» не были простым подражанием Глюку: создатель классических трагедий писал в своё время и комические оперы, но не имел обыкновения соединять трагическое и комическое в одной опере, как это делает Сальери, начиная уже с увертюры. У ученика вырабатывался собственный музыкальный стиль, построенный на контрастах, каких в то время не знала и классическая симфония. Исследователи находят немало параллелей между «Данаидами» и созданной двумя годами позже оперой-буффа «Пещера Трофонио», с одной стороны, и моцартовским «Дон Жуаном» , написанным в 1787 году , - с другой ; Дж. Райс высказывает предположение, что Моцарт осознанно «черпал вдохновение» в музыке Сальери .

В «Данаидах», как и в следующих операх Сальери, исследователи отмечают то качество, которого недоставало не только итальянской опере-сериа, но и Глюку: симфоническое мышление, создающее целое не из фрагментов, пусть даже объединённых в крупные сцены, а из естественного развития материала; и в этом отношении «Данаиды» и «Пещера Трофонио» также предвосхищают творчество позднего Моцарта .

И «Тарар», и его итальянская версия, «Аксур, царь Ормуза», и более ранние «Данаиды» уже предвосхищали «оперу спасения » (Л. Керубини , Г. Спонтини , «Фиделио» Л. ван Бетховена) и «большую оперу » начала XIX века . Из написанных после «Пальмиры» наибольшая популярность выпала на долю оперы-буффа «Фальстаф, или Три шутки» - первого музыкального воплощения комедии Шекспира , представленного в Вене 3 января 1799 года ; Л. ван Бетховен уже в марте опубликовал 10 фортепианных вариаций на тему дуэта из этой оперы .

Три императора

Когда в феврале 1788 года император Иосиф отправил в отставку престарелого придворного капельмейстера Джузеппе Бонно , назначение Сальери было ожидаемо: особое расположение императора к нему было хорошо известно. Но в феврале 1790 года Иосиф умер, на престол взошёл его младший брат Леопольд , не одобрявший деятельность предшественника и с подозрением относившийся к его окружению; музыканты к новому императору доступа не имели. Когда Леопольд II отправил в отставку директора Придворного театра графа Розенберга-Орсини, Сальери, вероятно ожидая той же участи, подал прошение об отставке. Однако император отставку не принял, освободил Сальери лишь от обязанностей капельмейстера Итальянской оперы. Среди нескольких опер, представленных во Франкфурте по случаю коронации Леопольда императором Священной Римской империи , оказалась и любимая опера императора Иосифа «Аксур» .

Поздние годы

Как и многих его современников, слишком интенсивно работавших в молодости, Сальери-композитора ожидал ранний закат. Последнюю свою оперу, не выдержавшую в глазах публики и критиков сравнения с более ранними, он написал в 1804 году (зингшпиль «Негры»). Тем больше времени и сил он мог отдавать теперь педагогической и общественной деятельности.

В течение многих десятилетий, с по 1819 год , Сальери дирижировал благотворительными концертами, которые регулярно, по 4 раза в год, проводились Обществом музыкантов (с 1788 года Сальери возглавлял это общество) в пользу вдов и сирот венских музыкантов . На этих концертах публику знакомили с новыми сочинениями и не давали ей забыть старые шедевры; нередко они становились стартовой площадкой для молодых талантливых исполнителей, в том числе для Бетховена-пианиста.

Антонио Сальери, портрет Ф. Реберга, 1821 год

Важную роль в музыкальной жизни Вены играли и так называемые «академии» - большие публичные концерты, посвящённые конкретному композитору, здравствующему или ушедшему, и в них Сальери обычно принимал активное участие, как организатор и как дирижёр.

В зрелые годы действительный статский советник Антонио Сальери был осыпан почестями с самых разных сторон: он был членом Шведской Академии наук, почетным членом Миланской консерватории, Наполеон ввёл его во Французскую Академиию (в качестве иностранного члена), а окончательно вернувшиеся в 1815 году Бурбоны наградили Орденом Почетного легиона...

Последние годы жизни композитора были омрачены слухом о его причастности к смерти Моцарта . В здравом уме и в твёрдой памяти Антонио Сальери решительно отвергал эту чудовищную клевету и просил своего ученика Игнаца Мошелеса опровергнуть её перед всем миром; но позже, когда после неудачной попытки самоубийства Сальери был помещён в клинику для душевнобольных, распространился слух, будто он сам сознался в отравлении Моцарта . Этот слух запечатлён, в частности, в разговорных тетрадях Бетховена за -1824 годы , при этом как для А. Шиндлера, сообщившего новость, так и для Бетховена, это предполагаемое признание было лишь свидетельством тяжёлого состояния Сальери. В настоящее время одни исследователи ставят под сомнение сам факт признания, как никем и ничем не подтверждённый , другие, как например Пьеро Бускароли, считают, что в том психическом состоянии, в каком находился Сальери последние полтора года, обвинение легко могло превратиться в самообвинение .

Частная жизнь

10 октября 1774 года Антонио Сальери сочетался браком с 19-летней дочерью венского отставного чиновника Терезией фон Хельферсторфер, которую и в поздние годы называл любовью своей жизни. У Терезии и Антонио было восемь детей: семь дочерей и один сын; но три дочери умерли ещё в детстве, а сын Алоиз Энгельберт - в возрасте 23 лет в 1805 году. В 1807 году умерла Терезия .

Музыкальное наследие

Самые ранние оперы Антонио Сальери выдержаны в классической итальянской традиции, в дальнейшем, как пишет Ф. Браунберенс, влияние Глюка превратило его из представителя «проитальянского» направления в венского композитора из числа последователей великого реформатора И учитель признал ученика: в конце жизни Глюк не без горечи говорил, что «только иностранец Сальери» перенял от него его манеры, «ибо ни один немец их изучить не хотел» ; умирающий Глюк передал Сальери сочинение «De profundis » для исполнения на его похоронах . А музыковеды уже давно пересматривают роль Сальери в развитии оперы как жанра

Кроме опер Сальери принадлежит около 100 арий для голоса и оркестра, в том числе написанных для чужих опер - Б. Галуппи , Дж. Паизиелло , Д. Чимарозы .

Сальери принадлежит намало камерной и оркестровой музыки, в том числе 3 симфонии, Концертная симфония (1774), 5 концертов для различных солирующих инструментов, из которых наиболее известны фортепианные концерты до-мажор (1773) и си-бемоль мажор (1773) и Тройной концерт для скрипки, гобоя и виолончели ре-мажор (1770). Одно из лучших сочинений Сальери в области инструментальной музыки - «26 вариаций на тему Испанской фолии» (Variazioni sull"aria La Follia di Spagna), написанные в 1815 году .

Важное место в творчестве Антонио Сальери, особенно в последние десятилетия, занимала духовная музыка : им написаны 5 месс , из которых наиболее известна Месса ре-мажор (Hofkapellmeistermesse, 1788), оратории, в том числе «Страшный Суд» (1787/1788); Франц Шуберт высоко ценил его ораторию «Иисус в чистилище» (1803), при этом отмечал: «написана чисто по-глюковски» . Сальери принадлежит также множество религиозных песнопений, в том числе 3 Salve Regina , гимнов, среди них 3 Te Deum (один из них был написан в 1790 году к коронации Леопольда II), псалмов , в том числе 2 «De profundis», написанные в 1815 году, а также «Реквием » до-минор, написанный композитором для себя в году и впервые исполненный, согласно завещанию, на его похоронах; ещё один реквием остался незавершённым. Одно из лучших сочинений композитора - «Страсти Господа нашего Иисуса Христа», написанные на либретто Метастазио в 1776 году. Элементы оперной реформы Глюка Сальери применил и к духовной музыке; как отмечал австрийский музыковед Леопольд Кантнер, Сальери, «выработал совершенно новый церковно-музыкальный стиль, простой и мелодичный»; этот стиль, как считает Л. Кантнер, и был заимствован Моцартом в его Ave Verum , столь непохожем на другие сочинения Моцарта .

Интерес к творчеству Антонио Сальери начал возрождаться ещё в середине XX века; только за последние 20 лет в разных странах были поставлены его оперы «Катилина», «Цифра», «Трубочист», «Невинная любовь», «Хубилай, великий хан татарский», «Богач на день», «Мир наизнанку», причём во многих странах впервые; в настоящее время значительная часть его наследия уже издана на CD и DVD.

В России и не только в России известная легенда привела к тому, что на протяжении долгого времени Сальери-композитор (чьи сочинения к тому же были в основном неизвестны слушателям) неизменно сравнивался с Моцартом и подавался, соответственно, как второсортный Моцарт; однако по мере того как в концертную практику и на театральные подмостки возвращались всё новые и новые сочинения Сальери, приходило понимание того, что они так же мало нуждаются в сравнении с моцартовскими, как сочинения Глюка или Керубини : это иное направление, оно исповедовало иные принципы , да и Моцарт, как показывают исследования последних десятилетий, многому учился у Сальери

Педагогическая деятельность

Людвиг ван Бетховен

Антонио Сальери был выдающимся музыкальным педагогом, преподавал пение, композицию и теорию музыки, причём небогатым, но талантливым музыкантам уроки давал бесплатно, как бы возвращая долг своему благодетелю Гассману .

Отношения учителя и ученика продолжались и после собственно обучения, - так, в 1806 году Сальери помогал уже зрелому и знаменитому, но не искушённому в оперном жанре Бетховену дорабатывать «Фиделио»; уроки вокального письма Бетховен брал у Сальери вплоть до 1809 года ...

Учениками Сальери были композиторы нескольких поколений: Ференц Лист , Жак Мейербер , Ян Непомук Гуммель , Йозеф Вайгль , Игнац Мозель (ставший и первым биографом своего учителя); помимо Бетховена, и его собственные ученики - Карл Черни и Фердинанд Рис , высоко ценимый Гайдном и Моцартом Йозеф Эйблер и учившийся прежде у Моцарта Франц Ксавер Зюсмайер , будущий учитель Антона Брукнера Симон Зехтер и многие-многие другие... Ему Констанция Моцарт отдала на обучение своего сына Франца Ксавера Вольфганга . Искусству пения у Сальери учились многие выдающиеся вокалисты того времени, в том числе Анна Мильдер-Хауптман, первая Леонора в бетховенском «Фиделио» .

По свидетельству современников, отношения с учениками у Сальери складывались по-разному, но, как правило, были очень тёплыми и эмоциональными (некоторые утверждают, что отъезд Листа из Вены стал поводом для неудачной попытки самоубийства Сальери в 1823 году).

Сальери и Моцарт

Давняя легенда связывает имя Сальери с именем Моцарта как предполагаемого его убийцы. В России, благодаря маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери » (), положенной на музыку Римским-Корсаковым (), имя Сальери стало нарицательным для обозначения завистливой посредственности. Легенда о причастности Сальери к смерти Моцарта имеет хождение и в некоторых других странах, чему свидетельство - пьеса Питера Шеффера «Амадей» () и основанный на ней одноимённый фильм Милоша Формана ().

Однако на родине композитора даже не подозревали о существовании этой легенды , пока в Италию на гастроли не приехал английский театр с пьесой Шеффера. Именно эта пьеса, вызвавшая негодование в Италии, побудила Миланскую консерваторию инициировать процесс над композитором - по обвинению в убийстве Моцарта. В мае 1997 года суд, заседавший в главном зале миланского Дворца юстиции, заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также врачей), вынес оправдательный приговор: не убивал .

Взаимоотношения Моцарта и Сальери были неровными, и известно несколько резких высказываний о Сальери как самого Моцарта, так и его отца . Однако высказывания эти, по большей части, относятся к началу 80-х годов и не отличаются от обычных отзывов темпераментного Моцарта о музыкантах-конкурентах. В то же время, в своём последнем письме жене (14 октября 1791 года) Моцарт уделяет много внимания посещению Сальери представления «Волшебной флейты », описывая восторженную реакцию коллеги как нечто весьма важное для себя . Известно, что во второй половине 80-х годов Сальери дирижировал несколькими произведениями Моцарта, он же в 1791 году стал первым исполнителем Симфонии № 40, а после своего назначения капельмейстером придворной оперы в 1788 году прежде всего вернул в репертуар оперу Моцарта «Свадьба Фигаро » (которую считал лучшей его оперой). Существовало даже сочинение - кантата для голоса и фортепьяно «На выздоровление Офелии» (итал. Per la ricuperata salute di Ophelia , ), - написанное совместно Моцартом и Сальери по случаю возвращения на сцену певицы Анны Стораче . В целом нет оснований полагать, что между Моцартом и Сальери когда-либо существовала особенная вражда.

Судьба слишком благоволила к Сальери: на протяжении многих лет он занимал в Вене высший музыкальный пост, обладал немалой властью, был едва ли не самым успешным композитором своего времени, при жизни Гайдна и Моцарта он был официально признан первым композитором Вены - всё это не могло не сделать его естественным объектом зависти не столь удачливых коллег. Кроме того, он был чужаком и уже по этой причине вызывал подозрения в покровительстве соотечественникам. Венский двор с давних пор привечал итальянцев, но «итальянское засилие» ещё до возвышения Сальери (до него придворным капельмейстером на протяжении 15 лет был итальянец Джузеппе Бонно) вызывало недовольство у австрийских композиторов. Как полагает П. Бускароли, в легенде о причастности Сальери к смерти Моцарта в символическом виде отразились «месть и реванш, который в конце концов взяли немецкие музыканты над итальянцами, что держали их в подчинении в течение двух столетий» .

Театр Сальери в Леньяго, на родине композитора, где с давних пор ежегодно проводятся посвящённые ему фестивали

На рубеже XVIII-XIX веков музыкальным критикам и первым биографам Моцарта было важно подчеркнуть верность музыки Моцарта родной, австро-немецкой традиции - в противовес итальянскому влиянию. Олицетворением итальянского «уклона» в венской музыке был избран Сальери, как наиболее авторитетный композитор итальянского происхождения, - что вряд ли можно считать правомерным: Сальери жил в Вене с 16-летнего возраста, как композитор сформировался в Вене, под влиянием Гассмана и Глюка, и в музыкальном отношении был гораздо ближе к немцам, чем к итальянцам.

Один из многочисленных австрийских учеников Сальери, Йозеф Вайгль , написал на его могиле:

Ruh sanft! Vom Staub entblößt, Wird Dir die Ewigkeit erblühen. Ruh sanft! In ew’gen Harmonien Ist nun Dein Geist gelöst. Er sprach sich aus in zaubervollen Tönen, Jetzt schwebt er hin zum unvergänglich Schönen. .

Примечания

  1. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери // Вестник : журнал. - 1999. - № 14(221).
  2. Angermüller R. Salieri // Ed. by S.Sadie The New Grove Dictionary of Music and Musicians. - London, 1980. - Т. 16. - С. 415. (англ.)
  3. Ветлицына И. Антонио Сальери // Творческие портреты композиторов : Сб. - М .: Музыка, 1990.
  4. Кириллина Л. В. Пасынок истории (К 250-летию со дня рождения Антонио Сальери) // Музыкальная академия : журнал. - 2000. - № № 3.
  5. John Rice. Mozart and Salieri // Antonio Salieri and Viennese Opera . - Chicago, 1999.
  6. Braunbehrens V. Salieri. Ein Musiker im Schatten Mozarts? - München - Mainz, 1992.
  7. Итальянская версия оперы была написана по заказу императора Иосифа
  8. Фенлон Й. Жизнь и творчество Антонио Сальери
  9. Даже у Пушкина, в его маленькой трагедии по поводу Бомарше Моцарт говорит: «Ты для него „Тарара" сочинил, вещь славную»»
  10. Кириллина Л. Бетховен и Сальери
  11. Официальный сайт Венской консерватории
  12. Бускароли П. Смерть Моцарта
  13. Штейнпресс Б. Миф об исповеди Сальери // Советская литература : журнал. - М ., 1963. - № 7.
  14. Марио Корти. Сальери и Моцарт. - СПб. : Композитор, 2005. - ISBN 5-7379-0280-3 . См. также: Моцарт и Сальери
  15. Braunbehrens V. Salieri. Ein Musiker im Schatten Mozarts? - Muenchen - Mainz, 1992. - ISBN 5-7379-0280-3 . С. 32
  16. Браудо Е.М. Всеобщая история музыки. - Том 2. От начала 17 до середины 19 столетия. Глава 21 . - М., 1930. С. 108.
  17. См., например: Angermüller R. Antonio Salieri. Sein Leben und seine Welt unter besonderer Berücksichtigung seiner großen Opern. Katzbichler, München 1971-1974; Braunbehrens V. Salieri. Ein Musiker im Schatten Mozarts? 2 Auflage. München - Mainz, 1992; John Rice. Antonio Salieri and Viennese Opera. - Chicago, 1999
  18. Leopold Kantner. Antonio Salieri rivale o modello di Mozart? // W. A. Mozart e i musicisti italiani del suo tempo. - Lucca, 1994. - С. 9-19. (итал.) . См. также: Марио Корти.