Даргинцы что за нация. Расул Магомедов

Даргинцы – коренные жители Дагестана. Первое упоминание о даргинцах (самоназвание – дарган) относится к XV веку. Уже в XVI веке сложились три типа даргинцев, различающихся по месту проживания и занятиям: нижнепредгорный, среднегорный и высокогорный.

В начале XIX века Дагестан был включён в состав Российской Империи, что привело к началу так называемой освободительной войны. Даргинцы принимали в ней участие на стороне Шамиля, но не активное (из-за сильной зависимости от русских). Однако во время антиколониального восстания 1877 года они уже были более воинственны.

В 1921 году даргинцы вместе другими народами оказались в составе Дагестанской АССР. После этого часть даргинцев переселилась на равнину. В 1991 году была образована Республика Дагестан.

Быт даргинцев

Основным занятием даргинцев были и остаются и скотоводство (в основном крупный рогатый скот и овцы). Разница между прошлым и настоящим заключается лишь в том, что теперь в этих отраслях внедряются новые высокопродуктивные культуры и породы.

Традиционно даргинцы жили сельской общиной, которая имела местное название джамаат. Общины объединялись в союзы сельских обществ. Часть их в свою очередь входила в Аку-шимскую конфедерацию.

В настоящее время среди долгинцев распространены малые семьи, хотя ещё в прошлом веке встречались большие неразделённые. В Дагестане также распространены тухумы — группы семей, ведущих происхождение от одного предка. Горные селения даргинцев в основном скученные, террасообразные.

Основной тип горного жилища в горах и предгорьях — многоэтажные дома с плоской крышей. В советские времена были построены достаточно современные селения с многоэтажными домами.

Мужская традиционная одежда даргинцев походит на одежду других народов Северного Кавказа: рубаха, штаны, бешмет, бурка, шуба-накидка, кожаная и войлочная обувь, чухта (головной убор).

Основная традиционная пища даргинцев мучная, мясная, молочная. В качестве дополнения в рацион также входили овощи, фрукты, зелень, ягоды. Одно из национальных блюд даргинской (северокавказской) кухни – чуду. Это пирог, приготавливаемый из пресного теста с разного рода начинкой — мясной, творожной, овощной. Чуду могут быть как закрытыми, так и полузакрытыми, наподобие больших ватрушек. Как и все народы Кавказа, даргинцы сдержаны в пище, но гостеприимны.

Основные виды даргинского фольклора: предания, легенды, сказки, пословицы и поговорки, героические песни. Сохранились некоторые древние обряды.

Из развита обработка шерсти, металла, дерева, камня, кожи. Разные виды творчества развивались в определённой местности. Так, высоко ценилось оружие из Кубачи, Харбука и Амузги, гончарные изделия из Сулевкента, деревянные орудия и домашняя утварь из Кайтага и так далее.

Даргинцы - один из крупнейших этносов Дагестана. Богатейшая история этого народа насчитывает несколько сотен столетий и уходит своими корнями в глубокую древность. К национальности даргинцев принадлежат самые мастеровые и торговые жители Дагестана, почитающие простую жизнь и относящиеся с большим уважением к своим традициям и обычаям.

Благодаря замкнутой общинной жизни дарган или дарганти, как они себя называют, удалось сохранить самобытность и обрядность своих предков. Несмотря на стремительный темп современной жизни, традиции и обычаи даргинцев практически не изменились. Религия ислама и семейная обрядность, сельское хозяйство и домашние промыслы, народные искусство и фольклор - столпы нации. Из них складывается повседневная жизнь этого трудолюбивого народа.

Краткая историческая справка

Даргинцы - коренные жители Дагестана. Это второй по численности дагестанский этнос после аварцев . Поселения дарган в предгорных и горных регионах современного Дагестана появились в 1-м тысячелетии до н.э. В комментариях к арабским рукописям первые упоминания этнонима начинают встречаться с XV столетия. В результате развития международных русско-дагестанских отношений в начале XIX века даргинцы вместе с другими этносами Дагестана вошли в состав России. Сейчас на территории республики проживает более 490 тыс. дарганти (16,5% от общей численности населения).

Религия даргинцев

Народность дарган - мусульмане-сунниты. До принятия ислама в XIV веке, даргинцы были язычниками. Они поклонялись мифологическим персонажам пантеона богов, олицетворяющих явления и силы природы. Несмотря на активную просвещенскую деятельность мусульманского духовенства на протяжении множества веков значительное место в повседневной жизни дарганти занимали доисламские верования, облеченные в исламскую форму.

Вся жизнь этого народа, с рождения до самой смерти, сопровождается религиозными обрядами. По верованиям даргинцев: религия и мораль - неразделимые вещи.

Особое место в жизни дарганти занимают главные мусульманские праздники : Курбан-байрам и Ураза-байрам . По обычаю каждая семья обязательно старается отпраздновать мавлид ан наби - день рождения пророка Мухаммада. Зикр также составляет важную часть исламской обрядности даргинцев.

Ремесла и промыслы

Земледелие, скотоводство и народные промыслы - основные занятия даргинцев. В предгорных районах Дагестана в большей степени развиты пашенные хозяйства. С XVI века дарганти успешно выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу, бобовые, просо. В высокогорных районах большая часть занятий связано с разведением мелкого и крупного рогатого скота.

Даргинцы добились большого искусства в обработке шерсти, металла, дерева, кожи, камня. Профессии ювелир, кожевник и оружейник занимают особое место в их жизни. Наиболее известны оружие, ювелирные изделия из Кубачи, сельскохозяйственные орудия, оружие - из Харбука, клинки из Амузги, гончарные изделия (в том числе поливные) из Сулевкента, сукна из Хаджалмахи, резной камень из Сутбука и Холаая, деревянные орудия, утварь из Кайтага, кожи цудахарцев, сафьян и женская обувь Губдена. Традиционно развито отходничество - выезд мужчин на заработки. Даргинки с молодых лет обучаются искусству ткачества. Благодаря упорному труду народ прославился высоким качеством холодного оружия, ювелирными украшениями, гончарной утварью, сукном, кожаными изделиями.

Уклад жизни и семейные традиции

Даргинцы - патриархальный народ. Традиционно лидирующее положение в семье занимают мужчины и старшие. Жена полностью подчиняется мужу, дети - взрослым членам семьи. Уважение и почитание старших - фундамент этики даргинцев. Родители и другие предки занимают самые почетные места за столом, всегда говорят первыми, молодые в их присутствии обычно стоят и всегда должны уступать место.

По традиции детям дают имена в честь умерших родственников и пророков. Каждый даргинец чтит родственные связи, старается не ударить в грязь лицом, не осрамить свою семью и старших. Детей с молодых лет воспитывают в традициях ислама с учетом национальных обычаев. Мальчик, будущий глава семьи, должен уметь постоять за себя и своих близких, уважать старших, хорошо учиться, быть хорошим примером. Девочка - будущая хранительница очага и семейных ценностей.

Также среди обычаев даргинцев особое место занимает гостеприимство . Гость - очень важный человек в доме. Для него все самое лучшее: место за столом, еда, постель. Дарган считают гостеприимство - величайшей добродетелью. Принимать гостей и быть гостеприимным считается почетной обязанностью, которую с удовольствием выполнит любой даргинец.

В повседневной жизни личные интересы и достоинства всегда подчинены общественным. Мужественность, благочестие, трудолюбие, честность и уважение к старшим, чувство долга и ответственность - именно эти качества даргинцы стараются воспитать в себе и детях.

Даргинцы

ДАРГИ́НЦЫ -ев; мн. Один из народов Дагестана; представители этого народа.

Дарги́нец, -нца; м. Дарги́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Дарги́нский, -ая, -ое. Д. язык.

дарги́нцы

(самоназвание - дарганти), народ в Дагестане (свыше 280,4 тыс. человек, 1995). Всего в Российской Федерации 353 тыс. человек. Общая численность (включая кайтагцев и кубачинцев) 365 тыс. человек. Язык даргинский. Верующие - мусульмане-сунниты.

ДАРГИНЦЫ

ДАРГИ́НЦЫ (самоназвание - дарган), народ в Российской Федерации, часть коренного населения Дагестана (425 тыс. чел., 2002), один из наиболее крупных его народов. Всего в Российской Федерации живет 510 тысяч даргинцев. В процессе национальной консолидации в состав даргинского народа вошли близкородственные кайтагцы и кубачинцы. Даргинцы живут в основном в центральной части Дагестана (Акушинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском, Сергокалинском районах), а также в Ставропольском крае (40 тыс. чел.). Давние соседи даргинцев - аварцы, агулы, лакцы, кумыки, табасаранцы. В советское время часть горных даргинцев было переселено на равнину.
Традиционные отрасли хозяйства: земледелие, животноводство, садоводство. Издавна развиты ремесла: обработка шерсти (сукно, паласы, вязаные изделия), кожи, камня и дерева (Сутбук, Кубачи, Кайтаг), гончарное дело (Сулевкент), металлообработка: кузнечное, бронзолитейное: медночеканное, оружейное и ювелирное дело (Харбук: Амузги: Кубачи); вышивка шелком (Кайтаг, Акуша), золотое шитье (Кубачи, Губден).
Антропологически даргинцы входят в балкано-кавказскую расу большой европеидной расы. Даргинский язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи языков. Основные диалекты - акушинский, урахинский, цудахарский, сирхинский, хайдакский, муэринский, губденский, мекегинский, кадарский, чирагский, мегебский, кубачинский. С 15 века начались попытки приспособления арабской графики для дагестанских языков, и к 17 веку внедрилась и стала распространенной дагестанская письменность (аджам) на арабской графической основе. Литературный язык начал складываться в 20 веке на основе акушинского диалекта. В советское время письменность была переведена на кириллицу.
Даргинцы - мусульмане сунниты шафиитского толка. Ислам утвердился среди даргинцев в 14 веке, расцвета достиг в 18-19 веках, чему способствовали национально-освободительные движения, облекаемые в религиозную форму, а также миссионерская и просвещенческая деятельность богословов и духовенства. Ислам у даргинцев носит синкретический характер: значительное место в нем занимают доисламские языческие верования, представления, обряды и ритуалы, облеченные в исламскую форму.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "даргинцы" в других словарях:

    Даргинцы … Википедия

    Современная энциклопедия

    - (самоназвание дарган) народ в Дагестане (280,4 тыс. человек, 1992). Всего в Российской Федерации 353 тыс. человек. Общая численность (включая кайтагцев и кубачинцев) 365 тыс. человек. Язык даргинский. Верующие мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

    - (самоназвание дар ган), народ в Российской Федерации (353,3 тыс. человек), коренное население Дагестана (280,4 тыс.). Живут также в Ставропольском крае, Калмыкии. Язык даргинский дагестанской ветви иберийско кав казских языков. Верующие… … Русская история

    Сущ., кол во синонимов: 1 народ (200) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Даргинцы - (самоназвания дарган, дарганти) народность общей численностью 365 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (353 тыс. чел.), в т.ч. Дагестан 280 тыс. чел. Язык даргинский. Религиозная принадлежность верующих:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    даргинцы - ДАРГИНЦЫ, ев, мн (ед даргинец, нца, м). Народ среднего Дагестана, включающий немногочисленные, но близкие по языку и культуре этнографические группы кайтагцев и кубачинцев; люди, принадлежащие к этому народу; яз. даргинский, один из кавказских… … Толковый словарь русских существительных

    - (самоназвание дарган) народ в Дагестанской АССР, живущий в Акушинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском, Сергокалинском и некоторых др. смежных с ними районах. Численность Д. вместе с консолидирующимися с ними и близкими по языку,… … Большая советская энциклопедия

    - (самоназвание дарган) народ Даг. АССР, живущий в Акушинском, Сергокалинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском и нек рых др. смежных с ними р нах. Числ. Д. вместе с консолидирующимися с ними и близкими по языку, культуре и быту кайтагами и… … Советская историческая энциклопедия

    Одно из главных племен Дагестана, принадлежащее к восточно горской группе кавказских народов. Язык их, известный под именем даргино кайтахского, изучен бароном Усларом и принадлежит, вместе с аварским, к наиболее распространенным в Дагестанской… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Даргинцы являются одной из самых крупных народностей Республики Дагестан и относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Самоназвание народа дарган . Первые упоминания о даргинцах относятся к 15 веку. В 16 веке даргинцев делили на 3 типа, которые различались по месту жительства и занятиям:

  1. высокогорный
  2. среднегорный
  3. нижнепредгорный

В 1921 году даргинцы с другими народами Северного Кавказа вошли в состав Дагестанской АССР. Часть народа после этого переселилась на равнину. Даргинцы воплощают в себе добродетель, мужество, трудолюбие, благочестие и честность. Эти качества они с ранних лет воспитывают в своих детях.

Где живут

Основная часть даргинцев живет на территории Российской Федерации и составляет 16,5% от всего населения Дагестана. В Ставропольском крае расположена самая крупная община этой народности. Есть крупные диаспоры в Калмыкии, Москве, Ростовской и Астраханской областях.

Малый процент даргинцев живет в Красноярском крае. Появились они в этих местностях в 1930-х годах. В Киргизии и Туркмении тоже проживают представители этого народа.

Название

Этноним «даргинцы» является производным от слова «дарг», что переводится как «группа, народ». Этнонимы «дарган» и «даргинцы» имеют позднее происхождение, по мнению филолога Р. Аргеевой. В дореволюционный период эта народность была известна как хюркилинцы и акушинцы.

Язык

Разговаривают даргинцы на даргинском языке, который относится к нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков. Даргинский состоит из множества диалектов, некоторые из них:

  • урахинский
  • акушинский
  • кайтагский
  • цудахарский
  • кубачинский
  • мегебский
  • сиргинский
  • чирагский

Даргинский литературный язык используется на основе акушинского диалекта. Распространен среди народа и русский язык. В течение 20 века письменность языка два раза менялась. Сперва традиционную для даргинцев арабицу в 1928 году заменили латинским алфавитом, потом в 1938 году на русскую графику. В 1960 годах в алфавит даргинского была добавлена буква Пl пI. Сегодня в алфавите 46 букв.

В школах образование ведется на даргинском языке по общероссийской программе. Все учебники, кроме книг по литературе, русскому языку, иностранным языкам, переведены на даргинский. Есть русскоязычные даргинские детские сады.

Религия

Даргинцы являются мусульманами-суннитами, эту религию они приняли в 14 веке. До этого даргинцы являлись язычниками, поклонялись мифическим персонажам пантеона богов, которые олицетворяли силы и явления природы. Сохранились многие из них в жизни народа по сей день:

  • Куне, мифический персонаж, который представляет собой добрый, невидимый человеку дух. Является покровителем семейного очага и рода, приносит в дом достаток. Люди представляют его в виде высокой женщины с большим бюстом и длинными волосами красного цвета. Дух является в дома по пятницам, обитает в центральном столбе жилища. Чтобы задобрить его, хозяйки в этот день недели смазывают горячую печь маслом или куском жирного мяса. Если Куне уходит и не возвращается, это к несчастью.
  • Моиу, это духи, которые ведают рождением детей и являются покровительницами рожениц. Распространены у даргинцев-акушинцев. Люди их представляют в виде старух, одетых в черные и белые одежды. Они могут насылать на детей болезни и смерть;
  • Берхи, божество, олицетворяющее Солнце, в облике прекрасного юноши, который излучает ослепительный и яркий свет. Берхи обитает в море, заходит в него и выходит из него. Его заглатывает морское чудовище Куртма. Спасает и возвращает на землю бог Зал;
  • Бадз, божество, которое олицетворяет Луну. Представлено в виде прекрасной девушки. Существует сказание о пятнах на Луне: Базд и Берхи любили друг друга, но Бадз начала хвастаться, что она красивее Берхи и смотрят на нее больше, чем на него. Тогда Солнце бросило на Луну комки грязи, которая не смывается, от чего на ней образовались пятна. Луна обиделась и убежала от Солнца, которое позже признало свою вину и теперь пытается всегда догнать Бадз;
  • Абдал, или Авдал, покровитель оленей, туров, диких коз и бог охоты. Он заботится о диких животных, доит и пасет их, ограничивает их отстрел. Для удачи люди приносили ему жертву в виде печени или сердца убитого животного. Кости не выбрасывали и не сжигали, чтобы Абдал по ним оживил зверя.

Вся жизнь представителей этого народа с рождения до смерти сопровождается религиозными обрядами. Даргинцы верят, что мораль и религия - это две неразделимые вещи.

В жизни даргинцев особое место занимают мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Каждая семья по обычаю празднует Мавлид ан-Наби - день рождения пророка Мухаммеда. Важной частью обрядности является Зикр.

Еда

В кухне даргинцев, проживающих на равнине, преобладала растительная пища. В высокогорье предпочитали в основном пищу из молока и мяса. Самые распространенные мучные изделия - это хинкал и около 50 вариантов пирогов чуду с различными начинками. Муку использовали ржаную, просяную, кукурузную, ячменную и пшеничную. Из говяжьего и бараньего мяса производят колбасы, мясо сушат и коптят. Из молока делают несколько видов сыра. Супы у народа очень популярны, их готовят с фасолью, овощами, молотой пшеницей. Очень популярен шашлык, плов, соусы и курзе (аналог пельменей и вареников). Из сладостей даргинцы часто делают яблочные карамели - яблоки, сваренные в карамели целиком. Дополнением в рационе являются зелень, овощи, фрукты, ягоды.

В даргинской кухне распространены общекавказские блюда. Давно научились представители этой народности консервировать фрукты и овощи. Пища подается к столу на общем большом блюде, из которого едят все. Раньше у даргинцев дома были ручные мельницы, в которых они сами мололи муку из зерновых. В домах была специальная комната очага, где готовили еду. Существовали целые квартальные пекарни, где выпекали пироги и хлеб чурек. Любимый напиток даргинцев - квас буза.


Жизнь

Издавна даргинцы занимаются скотоводством, земледелием, обработкой дерева, камня, кожи и шерсти, вышивают золотыми нитями и шелком. В селе Сулевкент занимаются гончарным делом. Даргинцы обрабатывают металлы, распространено у них гончарное, медночеканное, бронзолитейное и кузнечное дело. Производят ювелирные украшения и оружие. Каждый в Кубачах, от мала до велика, владеет ювелирным делом. Это передается из поколения в поколение. Издают они парадную посуду, подсвечники, потрясающие украшения для женщин, работают с костью, медью, эмалью и серебром. Парадное оружие, рукоятки для кинжалов и ножны мастера украшали серебром и позолотой, узорчатыми пластинами из кости. Распространено это искусство и сегодня. Кубачинские ювелиры известны во всем мире.

Славятся и Кубачинские мастера, которые изготавливали шлемы, кольчуги, пистолеты и ружья. Кожаные мужские ремни всегда богато украшены подвесными бляхами, звеньями из серебра и металла.

Значительной была роль женщины в хозяйстве. В ее обязанности входил уход за крупным рогатым скотом, убор урожая, приготовление пищи, заготовка продуктов, изготовление предметов домашнего обихода и одежды. Мужчина пахал, сеял, занимался овцеводством.

Девочек начинали обучать пошиву национальных костюмов, производству головных уборов, плетению нагрудных украшений, различных ожерелий, которые состояли из монет и бусин. Даргинские женщины искусно ткут ковры, валяют войлок и вяжут.

Современные даргинцы занимаются виноградарством и садоводством. Во многих местах построены консервные заводы, где перерабатывают ягоды, овощи и фрукты. Крупные фруктово-консервные заводы и промышленные комбинаты расположены в селениях Маджалис, Серкжала, Ходжа-Махи и Цудахар. Построены заводы по переработке животноводческой продукции и предприятия по производству сыров и сливочного масла.


Жилище

Традиционно даргинцы проживали сельскими общинами, которые назывались джамаат. Общины были объединены в союзы сельских обществ, часть их входила в Аку-шимскую конфедерацию. Сегодня у народа распространены малые семьи, которые в прошлом были большими и неразделенными. Распространены на территории Дагестана и тухумы - группы семей, которые вели происхождение от одного предка. После Октябрьской революции в селениях открылись школы, больницы, клубы, сельсоветы и избы-читальни.

Селения в горах террасообразные, скученные. Основные типы жилища в предгорьях и горах - многоэтажные дома с плоской кровлей. В советское время были построены более современные селения из многоэтажных домов.

Современные дома даргинцы строят из камня, песчаника, известняка и глинистого сланца. В некоторых селениях используют саман. Стоят дома на фундаменте или скалистом основании. Кладка камня осуществляется в основном на растворе из глины. У более старых зданий кладка сухая. Полы в жилищах шиферные, глинобитные или деревянные. Потолок мастерят из досок, шиферных плит, хвороста или жердей. В селениях, расположенных в предгорных зонах, чаще начали использовать двускатные черепичные или железные крыши. Фасады в жилищах обычно имеют открытую галерею или веранду.

Если дом состоит из нескольких этажей, нижний отводится под хлев, конюшню, сеновал, место для склада дров и кладовые. На верхних этажах жилые комнаты. В селениях, расположенных в более высоких горных местностях, жилища зачастую неправильной конфигурации и подстраиваются в строительстве под склон, на котором они стоят. Из-за этого у комнат неправильные формы, иногда с пятью углами или закругленными углами. Все дома у даргинцев благоустроены, содержатся в чистоте и достаточно оснащены удобствами.


Внешность

Национальная одежда даргинских мужчин состояла из туникообразной рубахи «хевы» и штанов «шарбар» простого кроя. Использовали эти вещи не только как нательную, но и как часть верхней одежды. Шили ее из плотной хлопчатобумажной или шерстяной ткани темного цвета: синего, черного или серого. Мужчины в Нижнем Кайтаге носили белую рубаху и белые штаны.

Поверх рубахи надевали бешмет (каптал) на подкладке, сшитый из темного плотного материала. Для пошива нарядного бешмета, покупали шелковую или шерстяную ткань черного, темно зеленого или синего цвета. Шили каптал в талию, по фигуре. Спереди, сверху донизу был прямой разрез. Длина одежды была чуть ниже или выше колен, по желанию мужчины. Ниже талии, в основном сзади и по бокам, вшивали несколько клиньев, узких и расширяющихся к низу, они образовывали фалды. Таких клиньев было до 10.

У бешмета стоячий невысокий воротник, по бокам, ниже талии, располагались внутренние карманы. На груди карманы были нашивные. Бешмет спереди застегивался на мелкие пуговицы и петли, от воротника до пояса. Петли изготавливали из самодельной тонкой тесьмы. Этой же тесьмой обшивался воротник, рукава, вырезы на боковых карманах и верх на нагрудных карманах. Зимний бешмет шили на вате. В каптале мужчина ходил в поле, мог выходить в нем на улицу и ходить дома. Когда было прохладно, поверх него надевали черкеску.

Важной частью верхней одежды была шуба из овчины, ее надевали зимой поверх бешмета и черкески. На одну шубу уходило от 6 до 9 овчин молодого барашка. В ненастную погоду надевали бурку. Обязательный атрибут даргинского мужчины - длинный и широкий кинжал.


На голове носили папахи и войлочные шляпы. Зажиточные шили себе шапки из среднеазиатского каракуля. Обувь у даргинцев была достаточно разнообразной. Многие даргинцы, особенно жители селений Цудахарской области, были прекрасными мастерами кожевенно-обувного дела. Дома носили шерстяные носки, которые умела вязать каждая женщина. Для прочности к ним пришивали сафьян, холст или сукно. Поверх носков надевали сафьяновые мягкие сапоги. Носили галоши, сапоги и башмаки.

Женская одежда состояла из нательной рубахи, широких или узких штанов, верхнего туникообразного или цельнокроенного платья. На голове носили в основном платки, черное или белое покрывало «каз», которое оборачивалось вокруг головы, свисало низко на шее, плечах и груди. Во многих местностях такие покрывала украшали каймой и вышивкой. На ноги надевали вязаные чулки и чувяки. Обязательный элемент женского костюма - кушак белого цвета или в тон штанов. Длина кушака от 2 до 5 метров, его оборачивали вокруг талии и бедер. Можно было заменять его металлическим или кожаным поясом.

Обязательно носили передник. Верили, что он защищает женщину от дурного глаза. На него нашивали обереги: украшения, монеты и подвески из металла, делали вышивку в виде трезубца или руки с растопыренными и направленными вниз пальцами. Обувь носили из войлока или кожи.

Сегодня даргинцы носят в основном одежду и обувь городского типа. И по сей день существует правило, в соответствии с которым одежду ярких цветов могут носить только молодые девушки. Замужние носят спокойные тона и материи одного цвета. Пожилые женщины надевают одежду коричневого, синего и черного оттенка.

Культура

Даргинская литература до 20 века была основана только на устной словесности. В начале 20 века был выпущены первые сборники стихов. После Октябрьской революции даргинская литература начала развиваться. Поначалу удалось собрать и перевести в письменный вид памятники устного творчества, начиная с мая 1925 года начала выходить первая газета «Дарган», которая выпускалась на даргинском языке. В 1961 году был открыт первый драматический даргинский театр.


Фольклор

В фольклоре народности основными направлениями являются:

  • сказки
  • героические песни
  • легенды
  • предания
  • поговорки
  • пословицы

Агач-кумуз является основным музыкальным инструментов даргинского народа. Струны инструмента музыканты настраивали разными способами и получали в результате различные созвучия и мелодии. Есть у народа и другие инструменты для музыки:

  • чунгур
  • кеманча
  • гармоника
  • мандолина
  • бубен
  • зурна

Традиции

Раньше мужчины и женщины в семье принимали пищу по отдельности. Сегодня все члены семьи садятся за стол совместно. В большей части даргинского общества и сегодня есть обычай женских собраний, которые для мужчин являются запретом. В селе Кубачи даже были специальные помещения, которые называли домом женщин или домом девушек. Там собиралась вся часть женского населения. Существуют у народа и праздники только для женщин. Но, несмотря на это, положение даргинских женщин раньше было очень тяжелым. Они не имели права принимать участие в общественных делах селения, ходить на общественные сельские праздники, разговаривать с мужчинами и общаться при посторонних с мужем. Мужчина был в доме главным, и без его согласия жена не могла ничего продать, приобрести и дарить. Все что принадлежало ей в доме мужа, это только ее приданое.

Женщина не имела права принимать раньше мужа пищу, ложиться спать, пока он не пришел домой. Не принято было мужчине заниматься воспитанием детей, это делала только жена. Принимали участие и старшие члены семьи. На людях отец не имел права проявлять чувств к своему ребенку, приласкать его и успокоить, если он заплакал. Но когда дети вырастали и вставал вопрос о каком-либо важном решении, связанном с ними, участие принимал только отец. Мать не имела никакого слова. Очень значительной была роль женщины в хозяйстве.


Браки у даргинцев заключались в пределах тохума - определенной социальной группы или категории. Вопросы о браке решали только отцы, без детей. Предпочтения и интересы детей не учитывались. Важность имело социальное положение и приданое невесты. Из-за того, что требовалось большое приданое, часто девушки не могли выйти замуж. Подобные проблемы были и у юношей, от которых требовались дорогие подарки для невесты и ее родственников. У зажиточных мужчин нередко было несколько жен, что делало жизнь женщин еще сложнее. У второй и третьей жены не было права на самостоятельность, так как хозяйкой была первая жена.

В дом мужа женщина входила с покрытой головой, семья мужчины проводила ритуал, который защищал молодых от несчастий. Приносили в жертву барана, считалось, что его кровь отгоняет злых духов.

Даргинцы очень гостеприимны, для них гость - самый важный в доме человек. Все ему подается самое лучшее: еда, место за столом и постель. Гостеприимство для этого народа является великой добродетелью. Принимать гостей и быть гостеприимным считается большой обязанностью, которую любой даргинец выполнит с удовольствием.

Очень уважают даргинцы старших, для них это основа этики. Родители и другие старшие в семье всегда занимают почетные места за столом, первыми начинают речь. Молодые в их присутствии должны стоять, всегда уступать при необходимости место.

Детям обычно дают имена пророков или умерших родственников. Все даргинцы чтят родственные связи, для них важно не осрамить семью, не опозорится. Мальчиков с детства учат стоять за себя и своих близких. Они должны хорошо учиться, уважать старших, быть для других примером. Девочек воспитывают как будущих хранительниц очага и ценностей семьи.

Я живу в старом русском городе Вологда. В нашем классе учатся русские ребята. У нас в классе есть: Светлана, Марина, Кристина, Александр, Василий, Алексей. Это красивые русские имена. А моё полное имя звучит так: Магамед-Мустафа. Мои одноклассники заинтересовались, а почему у меня такое необычное имя. И я с гордостью ответил им: «Я – даргинец!»

«Кто такие даргинцы?»- этот вопрос задали мне мои одноклассники.

Даргинцы – это народность в Дагестане. Даргинцы живут в горах Кавказа. Горные селения даргинцев в основном скученные, террасообразные, в предгорье расселение более свободное, дома имеют большие дворы. Мужская традиционная одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь; женская одежда - платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор - чухта (имел локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и вышивками.

Конечно, сейчас такую одежду надевают только по специальным случаям, на праздники. Традиционная пища - мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды.

Даргинцы хранят традиции и обычаи своих предков. Вот некоторые из них:

1. Традиционно детям давались и даются имена умерших родственников: родителей, братьев, сестер.

2. Традиция нарекать именем пророков, святых, наиболее чтимых предков, особенно родителей, сестер, братьев, уважаемых людей, друзей семьи выражается в пожеланиях: «Расти джигит! Будь похожим на того, чьим именем тебя нарекли!», «Пусть твое имя будет свято!», «Пусть это имя прославится на века!».

3. Если человек совершает какой-то поступок, заслуживающий с точки зрения дагестанской этики поощрения или наказания, то это ставят в заслугу или в вину не только ему, но и относят также и на счет всех его ближайших родственников. Поэтому человек старается не ударить лицом в грязь, не осрамить своих родственников, не совершить ничего такого, что заставило бы последних по его вине, как выражаются даргинцы, «опустить голову», «почернеть лицом».

4. Ценностное отношение к дому, семье зафиксировано в пожеланиях «Дом твой да будет полон пшеницей и тобой», «Чтоб всегда в доме было изобилие», «Пусть дом будет полон, поля расцветут, будет достаток!», «Благословение да достанется твоему дому!», «Чтобы дом твой здравствовал!».

5. В доме, где останавливается гость, должен царить покой и порядок. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом - для гостя.

6. Любовь, уважение, внимание к старости слышится в благопожеланиях: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии!», «Да исполнятся желания вашей души!», «Счастливой тебе старости!», «Дай аллах тебе для нас жить даст!».

7. Мальчики воспитываются как будущие хозяева, главы семьи. Большое значение придают физическому развитию ребят, которые с детства занимаются спортом, упражняясь в силе и мужестве.

Традиции даргинцев живут и в нашей семье.

2. Моя малая Родина

Моя Родина, там, где я родился, где родились мои родители и родители моих родителей. Это село Верхние Убеки в далёком Дагестане. Летом мы всей семьёй уезжаем на Родину. Я очень люблю своё село. Вот, что мне рассказала мама об истории селения Убеки: «Когда - то земли нашего селения были совсем пусты. И вот приехал туда один мужчина, звали его Убек. Так ему понравилась красота гор и реки, что он решил остаться там жить. В честь него и носит имя наше село».

Я тоже люблю наши горы, чистый воздух, ласковое Каспийское море.

Летом мы с братом купаемся в море, загораем на тёплом песке, собираем ракушки, бегаем в горы, знаем там каждый камушек. А в августе лакомимся первым виноградом, его гроздья свисают прямо над головой.

3. Даргинская семья.

«Моя семья – моя гордость» - это может сказать каждый даргинец. Моя семья дружная и крепкая. Моего отца зовут Хайдарбек Чанкаевич Магамедов, а маму - Амурилова Амилат Абдулаевна. У меня есть брат Чанка. По традиции нашего народа он носит имя нашего деда Чанки Магамедова. Дед был чабаном, у него было своё стадо из овец и коз. Дед каждый день выводил их на луга. К сожалению, я не успел познакомиться с дедом, он не дожил до моего рождения.

Другого деда звали Абдулла Амурилов. Он был учителем в нашем селе. Дома у дедушки было много овец, коз и лошадей. Дед Абдулла был хорошим наездником. Он часто принимал участие в скачках и занимал первые места. Деда уважали и любили не только в нашем селе, но и в других сёлах. Абдулла Амурилов слыл человеком щедрым. Мог подарить овцу совсем чужим людям. А ещё дед Абдулла любил петь. На свадьбах он брал гармошку и пел песни на разных языках. Легко танцевал традиционный «цудахарский» танец и, конечно, лезгинку.

Бабушки Умаган Гаджиевна и Патимат Кунниевна живы и здоровы. Я их очень люблю. Летом я, как настоящий мужчина, всегда помогаю им по хозяйству: воду набираю, огород поливаю, собираю урожай.

Наши родители стараются растить нас с братом в традициях нашего народа. Нам с братом дали имена наших родственников. Я занимаюсь дзю-до, ведь настоящий даргинец должен уметь постоять за себя и за свою семью.

И я, и Чанка стараемся учиться хорошо и получать только 4 и 5, чтобы родителям было не стыдно за нас, чтобы они не «опустили голову» и не «почернели лицом». У нас с братом есть свои обязанности по дому, и мы никогда не отлыниваем от них, выполняем любое поручение родителей. Слово отца для нас закон, мы слушаемся не потому что боимся папу, а пото- му что уважаем его, так принято в нашем роду. Конечно, мы с братом ещё дети, но многие традиции и обычаи мы уже переняли от наших родителей.

Весной на празднике «Масленница» в нашем классе мы с братом танцевали зажигательную лезгинку. Наши одноклассники и родители аплодировали нам. Мы с братом научились танцевать в родном селе. Когда в селе проходят свадьбы, то на них танцуют все от старцев до совсем маленьких ребят.

На свадьбах в даргинских сёлах соблюдаются почти все старые обычаи и традиции. Я видел и запомнил такой обычай: на второй день свадьбы все мужчины заходят в комнату, где сидит невеста и бросают деньги у кого, сколько есть, а невеста угощает их орехами и конфетами. В третий день свадьбы невеста угощает всех друзей жениха блюдом «Хинкал», которое приготовила сама.

Старинный обычай, который соблюдается и в наши дни: когда в семье рождается мальчик, то отец режет барана и собирает всех родственников и друзей.

Даргинцы - верующий народ, мы – мусульмане. В даргинской семье строго соблюдаются мусульманские правила. Наш папа помогает нам с братом изучать Коран. Мы стараемся соблюдать все мусульманские праздники. В эти дни читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.

Многие традиции даргинцев живут в нашей семье. Ведь пока мы помним обычаи наших предков, они живут рядом с нами. Даже сейчас, когда наша семья далеко от родных мест, мы соблюдаем традиции нашего народа.

В своей работе я рассказал о том, что такое даргинская семья. В заключении я хочу сказать, что, даже находясь далеко от своей Родины мы, Чанкаевы, храним и соблюдаем обычаи и традиции своих предков.