Где служит отец фотий. В чужой монастырь не со своим уставом? Стремиться - это плохо

На сегодня Иеромонах Фотий является первым духовным лицом, ставшим широко популярным «в миру». Слава пришла к Иеромонаху Фотию после победы в известном проекте «Голос». В какой-то мере священнослужитель стал первооткрывателем, ведь участие духовенства в коммерческих музыкальных проектах казалось немыслимым для большинства слушателей. Отец Фотий доказал, что любовь к Богу и преданность музыке - вполне совместимые вещи . Песни монаха несут в себе красоту, умиротворение и особое тепло, а сам он служит хорошим примером для публики.

Биография Иеромонаха Фотия

Детские годы батюшки

О жизни иеромонаха Фотия в детстве, подлинно известны следующие факты:

  • После окончания 9-летнего обучения в школе, Виталий решил продолжить образование в музыкальном училище.
  • Учеба в России продлилась совсем недолго, всего лишь один год. После этого родители молодого человека приняли решение о переезде. Выбор пал на город Кайзерслаутерн в Германии . Там Виталий обучался игре на органе.
  • В эти годы, парень впервые начал зарабатывать, участвуя в органных концертах, а также не забывал и о церковных службах.
  • В городе, где Виталий жил со своей семьей находилась православная церковь, которую он часто посещал и пел на клиросе, иногда занимаясь работой пономаря.
  • Фотий так и не сумел освоиться в чужой стране, его все время тянуло на родину и в 2005 году, он вернулся в Россию.

Служение Богу, монашество

Через некоторое время после возвращения в родные места, юноша в качестве паломника посетил Свято-Успенскую Почаевскую Лавру.

Он находился в монастыре всего две недели, но впечатлений осталось очень много. Вернулись воспоминания из детства, появились вопросы о своем истинном предназначении. Однако в тот момент, Виталий понимал, что жизнь в монастыре очень непростая и к такому он еще не готов.

Все же, это время было очень плодотворным, он снова прочитал Евангелие, изучил житие святых и увидел православную церковь в новом свете.

Виталий решил, что ему нужен совет другого человека. Схиархимандрит Власий слыл мудрым старцем, за помощью к нему отправлялись многие религиозные люди. Власий посоветовал ему принять монашество. Так, Виталий стал богослужителем Фотием, обитателем Свято-Пафнутьева Боровского монастыря .

Родители, конечно же, испытали серьезные переживания, узнав о решении сына. Мать, благословила выбор Виталия, понимая, что это не слепая мечта. Хотя ей пришлось очень нелегко. Отец пытался переубедить молодого человека, но это было невозможно и ему ничего не оставалось, как просто смириться.

Выбор Виталия был абсолютно осознанным, по зову сердца. Ни для кого не секрет, что некоторые отправляются в монастырь, чтобы спрятаться от проблем, компенсировать свою неустроенность. Мало кто, способен оставить мирское благополучие , и посвятить себя служению отныне обитая в маленькой скромной келье.

Виталий всегда был очень способным в музыке и ему пророчили большое будущее. Попав в монастырь, он был готов к тому, что в случае необходимости от своей мечты, возможно, придется отказаться.

Сколько испытаний ему пришлось перенести будучи послушником! Но он стойко проявил себя в тяжелом труде.

В монастыре Виталий приложил немало усилий, чтобы его голос зазвучал лучше. Через некоторое время, он стал посещать занятия вокалом у заслуженного преподавателя Виктора Твардовского. О нем иеромонах отзывается с особой теплотой. Затем, в силу нехватки времени, Фотий занимался пением самостоятельно, с помощью методики того же самого Твардовского.

Педагог улучшил вокальную технику отца Фотия, его репертуар значительно расширился и обогатился. Голос стал хорошо поставленным и натренированным, способным исполнять даже сложные оперные партии.

С согласия протоиерея, вместе со своими братьями из монастыря, отец Фотий участвовал в мероприятиях, исполняя песни в больницах, домах престарелых, в школах.

Видимо, Господь посчитал талант юноши необходимым людям, и вся творческая деятельность пришла как само по себе разумеющееся, без каких-либо особых задумок.

Хобби священника

Батюшка - очень многогранный и разносторонне развитый человек . Он не только является регентом, но и занимается версткой журнала для детей, помогает театру воскресной школы.

Окружающие люди не перестают удивляться, как за внешней мягкостью может скрываться такая сильная личность. Фотий много думает о других и всеми силами помогает тем, кому необходима поддержка. Он обладает очень целеустремленным характером и обязательно достигает желаемого.

Помимо этого:

Проект «Голос»

Иеромонах Фотий в социальных сетях

Участие в «Голосе» вынудило музыканта завести аккаунты в социальных сетях, например: VK, инстаграм, твиттер , а также есть канал на YouTube. Страницы постоянно обновляются и содержат актуальную информацию. Правда, неизвестно, занимается ли этим лично иеромонах Фотий. Музыка и творчество в контакте могут быть, опубликованы его концертным менеджером или же поклонниками творчества.

В «Перископе» священник проводит трансляции, где говорит на насущные темы, проводит видеопрогулки, рассказывает о приготовлении текущего ужина или показывает, как водит автомобиль. Такая деятельность несет пользу современной молодежи. Ведь Церковь у юношей и девушек ассоциируется с чем-то старомодным, а жизнь монаха кажется совсем несчастной и скучной. Благодаря активности священника в интернете, молодые люди стали интересоваться религиозными темами.

Ранее люди, не связанные с церковью, путались даже с названием сана «иеромонах» Некоторые молодые люди добавляли даже приставку нейромон, вероятно, перепутав с популярной группой.

Подписчики монаха отмечают, что Фотий имеет замечательное чувство юмора и его видео смотреть очень приятно. Свои обсуждения они публикуют на форумах, а вот личного сайта у монаха нет.

Иеромонах Фотий – монах, регент монастырского хора, телевизионного шоу «Голос» и единственный священнослужитель России, который получил популярность после участия в музыкальном телешоу. Монах щепетильно относится к подбору материала для исполнения. В репертуаре Фотия любимые слушателями русские романсы, классические эстрадные хиты прошлого века, арии из популярных опер, классика рока и признанные зарубежные хиты.

Виталий Мочалов родился в Горьком (сейчас Нижний Новгород) в 1987 году (по другим источникам: 11 ноября 1985 года) в не религиозной семье. В школьном возрасте Виталий посещал местную музыкальную школу, где учился вокалу и игре на фортепиано. Кроме того мальчик пел в школьном хоре. Часто солировал. С детства Мочалов мечтал стать композитором и писать свои музыку и песни. В подростковом возрасте, когда голос начал «ломаться», Виталий посещал церковную школу, где пел в церковном хоре.

После окончания неполной средней школы Мочалов поступил в местное музыкальное училище, где выбрал отделение музыкальной теории. Но проучиться успел только один год. Вместе с семьёй юноша эмигрировал в немецкий город Кайзерслаутерн. Но и там Виталий не забросил музыку и пение: он обучался игре на органе. Молодой музыкант участвовал в органных концертах и зарабатывал игрой на этом инструменте на католических и протестантских службах.

Монашество

Через 3 года Виталий возвратился в Россию и поступил на службу в Боровский Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев монастырь в Калужской области. Там из мирского молодого человека Виталий, приняв постриг, стал сначала иноком под именем Савватий. В начале 2011 года был рукоположен в сан иеродиакона, а в 2012 году был пострижен в мантию уже под именем Фотий. В середине 2013 года Фотий получил сан иеромонаха.


Впоследствии иеромонах Фотий стал регентом Свято-Пафнутьева монастыря.

Музыка

Но любовь к музыке и пению не оставили его. Насельник Свято-Пафнутьева монастыря Фотий заново открыл для себя пение, когда начал посещать уроки педагога по вокалу Виктора Твардовского, который занимался обучением монастырских певчих. По словам Фотия, он прошёл у своего московского преподавателя курс по его авторской методике и смог «настроить» голос. Позже священник Фотий несколько лет занимался вокалом, используя упражнения Твардовского, специально разработанные для него и записанные на кассету.


В 2013 году Фотий решил участвовать в проекте «Голос». Заявку на проект голос иеромонах подал еще во втором сезоне и получил приглашение на кастинг, но не решился попросить благословения у митрополита Калужского и Боровского Климента. В этом году монах не участвовал в телешоу. В 2015 году Фотий снова отправил заявку и снова получил приглашение. На этот раз «Первый канал» написал официальное письмо на имя митрополита, в котором просил отпустить монаха Фотия участвовать в музыкальном конкурсе. Разрешение было получено, и Фотий появился в «Голосе».

Проект «Голос-4»

Как утверждает иеромонах, на участие в конкурсе его благословил духовный отец – схиархимандрит Власий. Он оказывает Фотию молитвенную поддержку. С радостью поддержала участие в шоу и братия монастыря вместе с митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

Иеромонах Фотий попал в команду , который повернулся к нему после «слепого прослушивания». Священник говорит, что рассчитывал попасть в команду , так как ближе всего ему академическое исполнение.

Члены жюри очень тепло встретили необычного конкурсанта. Александр Градский защищал священника, когда Григорий Лепс задавал ему провокационные вопросы. А по окончании конкурса взял у отца Фотия благословение.

В последних этапах самого популярного музыкального проекта России иеромонах Фотий оправдал доверие Лепса, принявшего его в свою команду. В четвертьфинале музыкант покорил зрителей и жюри песней «По дороге в Загорск», в финале Фотий исполнил «Спокойной ночи, господа» и спел в дуэте с Григорием Лепсом «Лабиринт».

Патриарх Кирилл одобрил победу и поздравил иеромонаха. В поздравительном слове глава Церкви напомнил Фотию о монашеских обязательствах и попросил сохранять настрой и духовное состояние. По мнению патриарха, поклонники Фотия оценили не только голос монаха, телезрители голосовали за сам образ, тянулись к святости. Монах доказал, что эстрадное пение и служении Церкви совместимы и могут принести плоды, но теперь и верующие, и неверующие настороженно ждут, как изменят слава и популярность монаха-музыканта.

Личная жизнь

Личная жизнь иеромонаха Фотия – это служение церкви и жизнь духовная. Соратники священника утверждают, что у Фотия очень твёрдый характер, хотя выглядит он довольно мягким и даже стеснительным человеком. В своё время он, будучи в монастыре, вынужден был принять решение о службе в армии. Фотий проявил твёрдость и решил отдать долг Родине. Но из-за проблем со зрением ему отказали.


Фотий (Виталий Мочалов) отлично знает немецкий и английский языки. А ещё он исполняет песни на грузинском, японском, итальянском и сербском. В свободное время Фотий работает в монастырском издательстве, занимается версткой и дизайном. Монах также увлекается фотографией и видеомонтажем.

После победы на телешоу «Голос» Фотий был вынужден наряду с жизнью монаха начать вести светскую жизнь. У музыканта зарегистрированы аккауты в популярных соцсетях, информация на этих страницах регулярно пополняется и поддерживается в актуальном виде, но доподлинно неизвестно - ведет ли страницы сам монах, концертное руководство Фотия или поклонники музыканта.

У иеромонаха зарегистрирована личная страница и официальная группа «

» на Первом канале.

Иеромонах Фотий родился в Горьком. С детства любил пение, но в музыкальную школу его брать не хотели из-за кривых пальцев. В итоге школу он окончил по классу фортепиано, а в музыкальном училище не доучился из-за переезда в Германию. В 20 лет решил уйти в монастырь, для чего переехал в Боровск. Поет в церковном хоре. Увлекается изучением языков, фотографией.

Иеромонах Фотий на шоу Голос 4 сезон

Иеромонаха Фотия на участие в вокальном конкурсе Первого канала благословил архимандрит. По словам Фотия, получить таковое от священноначалия удалось при помощи организаторов шоу, обратившихся с официальной просьбой к главе Калужской митрополии, на территории которой находится Боровский монастырь.

К Фотию повернулся Григорий Лепс , в команду которого и попал необычный конкурсант. Фотий признался, что он совсем не рассчитывал на расположение Лепса, а предполагал, что к нему повернется Градский . Впрочем, Градский на проекте своим вниманием отца Фотия не обделил и даже исполнил с ним арию Ленского из оперы «Евгений Онегин».

Иеромонах Фотий вместе с Эрой Канн (команда Басты), Михаилом Озеровым (команда Александра Градского) и Ольгой Задонской (команда Полины Гагариной) прошел в финал шоу «Голос 4 сезон », который зрители увидеи в эфире 25 декабря 2015 года. В финале иеромонах Фотий еще раз исполнил композицию Per te («Для тебя»).

За иеромонаха Фотия проголосовало 76% телезрителей, и певец стал победителем шоу «Голос 4 сезон ». В подарок Фотий получил втомобиль. Иеромонах Фотий сердечно поблагодарил всех зрителей, и отметил в своей итоговой речи, что его победа, возможно, не очень заслуженная, ведь рядом с ним на проекте выступали настоящие профессионалы.

«Я пришел на „Голос“ прежде всего как простой человек, чтобы действительно реализоваться как-то, показать дар, который мне Господь дал. Это желание было не совсем мое - большую роль сыграли друзья; я хотел попасть еще на второй сезон проекта, но тогда не удалось получить благословение», - рассказал иеромонах.

Иеромонаху Фотию 29 лет, он насельник Боровского монастыря, в монастыре он уже 10 лет. Он – регент монастырского хора.

“Родился в Горьком. С детства любил пение, но в музыкальную школу брать не хотели из-за кривых пальцев, но в итоге взяли - школу закончил по классу фортепиано. В музыкальном училище не доучился из-за переезда в Германию. В 20 лет решил уйти в монастырь, для чего переехал в Боровск”, – отец Фотий.

Оригинал Беседовал Александр Зайцев, «Лента.Ру» – lenta.ru 23.12.2015 00:04

Иеромонах Фотий о своем участии в шоу «Голос»

Иеромонах Фотий (Мочалов) - звезда четвертого сезона телешоу «Голос» и претендент на победу в финале, который состоится в пятницу 25 декабря. «Лента.ру» поговорила с поющим батюшкой об участии в конкурсе, поклонниках, монашестве, духовных дарах и внутреннем спокойствии.

«Лента.ру»: В представлении многих людей монах и телешоу - несовместимые вещи. Некоторые думают, что ваше появление в «Голосе» - это миссионерский проект церкви. Как вы попали на этот конкурс?

Я хотел поучаствовать в «Голосе» с самого начала - с того, времени, как он появился. Мне было интересно наблюдать за конкурсом, за тем, как реагируют наставники, как и кого они отбирают. Я представлял себя на их месте, мне хотелось тоже хотя бы за кадром, но быть критиком и судьей: повернулся бы я или не повернулся к тому или иному участнику? Я долгое время не решался отослать заявку. До этого я уже много выступал, но не на телевидении, конечно. И мои друзья все-таки сподвигли меня попробовать. Я им говорил: не получится, никто меня не отпустит. Но заявку отправил, подумал - была не была, почему бы не попробовать. Тем более что такого люди еще никогда не видели, им будет интересно.

И Первый канал прислал мне приглашение на кастинг. Тогда я сказал, что это уже нужно согласовать с нашим церковным начальством. Они отправили официальное письмо нашему правящему архиерею митрополиту Клименту. И он одобрил и дал свое благословение на это. Так я попал на кастинг. Там меня очень хорошо приняли. Продюсер шоу Юрий Аксюта отнесся ко мне с большим уважением. Он сказал: «Мы постараемся, чтобы ваше выступление на канале было как можно более гармоничным, и чтобы ничто не запятнало вашего священнического достоинства».

Как отнесся к вашей идее отправиться на «Голос» ваш духовный отец, наставник - схиархимандрит Власий (Перегонцев), которого считают современным старцем, прозорливым человеком?

Я к нему подходил, спрашивал. Он, конечно, был удивлен, но сказал, что да - можно участвовать. И когда я уже прошел первое прослушивание, он меня спрашивал, как там и что. Он в курсе всех событий и рад, что я у господина Лепса.

Он знает Лепса?

Он слышал о нем. Высказался, что он хороший, большой музыкант.

А каково это - быть духовным сыном такого человека, которого считают прозорливым старцем, чудотворцем, который может видеть мысли человека, предсказывать будущее?

Я не воспринимаю его как какого-то прозорливца, я к нему иду как к духовно мудрому человеку, у которого есть огромный жизненный опыт, который может помочь на монашеском пути. Когда были судьбоносные вопросы, я у него спрашивал и во всем полагался на волю Божию. А как-то специально узнавать будущее - как, знаете, подходят к ясновидящим, - я не люблю и никому не советую. Нельзя использовать в корыстных целях чьи-то дары. На отце Власии Божия благодать - может быть, сам он не подозревает, что он прозорливый, а Господь так делает, что через него люди получают четкие ответы на свои вопросы. Я просто его слушаюсь - и все. Скажет «нет» - значит, нет, если «да» - да. Если бы он мне сказал: не надо тебе на этот «Голос» - то, конечно, я бы не пошел.

Какие ваши ощущения от самого конкурса, изнутри? Это же место, куда люди приходят с тем, что называется тщеславием - желанием прославиться. Там такой клубок амбиций. Как в этой атмосфере себя чувствует монах?

Ну, среди участников в целом царит спокойствие. Я не видел, чтобы кто-то «зазвездился», затщеславился. Там есть уже и состоявшиеся звезды, для которых этот конкурс - просто очередной пиар. Ну, а те, кто был неизвестен, за исключением единиц, не делают из этого конкурса какое-то суперсобытие, после которого можно возгордиться и провозгласить себя звездой. Конкурс дает трамплин для восхождения, но для этого нужно очень много работать, и потом много работать в других жанрах и проектах, чтобы доказать публике свое умение и способность доставлять людям радость своим пением.

А какие у вас планы в случае победы - или в случае непобеды?

У меня много спрашивали, что я буду делать в случае победы, - и господин Лепс тоже на прослушивании задал вопрос: «Вот вы победите. И что дальше?» Я не нахожу что ответить на это, потому что я всегда полагаюсь на волю Божию - как будет, так и будет. Я вижу водительство Божие в этом деле: любой шаг здесь промыслителен, и мне не нужно вообще ничего делать - все как будто делается за меня. Даже по поводу репертуара: я пытаюсь не встревать и соглашаться на любую песню, которую мне дают. Ведь даже в этом есть промысел Божий: если мне предлагают такую песню - значит, именно она зацепит людей.

Иеромонах Фотий исполняет арию Ленского на слепом прослушивании «Голоса»

Как на вас реагируют другие участники конкурса, персонал студии? Каково им в присутствии священника и монаха?

Первое время не все понимали, что я участник. Видели, что батюшка мелькает среди конкурсантов, но не знали, какова его роль, до последнего момента, когда были слепые прослушивания. И до сих пор, если я хожу где-то там в павильоне, у меня спрашивают: «А вы к кому?».

А ваше монастырское послушание связано с пением?

Да, напрямую. Я руковожу хором в определенные дни. В другие - служу как священник, согласно расписанию.

Расскажите, как вы пришли к монашеству. Сейчас вам 30 лет, а в каком возрасте ушли в монастырь?

Я пришел в монастырь в 20 лет с одной простой мыслью: посвятить себя служению Богу, оставив музыку позади как жертву. Я не ушел в монастырь от чего-то, из-за какой-то неустроенности или личных проблем. Наоборот, пришел с горящим сердцем, желая все отдать Богу и быть с Ним в монастыре, служить только Ему, ни на что не размениваясь.

В монастыре я чудесным образом сразу попал к педагогу по вокалу и, взяв двойной курс уроков, начал петь совершенно новым голосом, с новой постановкой. Десять лет голос все совершенствовался, приводился в новую форму. Мы с педагогом разучивали и эстрадные песни, и оперные арии. Вот на этих курсах я и развил свой голос до такой формы, которая позволяет выступать и записываться.

Я записал два собственных диска в монастыре, выступал на разных площадках - в домах культуры по области, один в раз в Калужской филармонии.

С классическим, духовным репертуаром?

Иногда классическим, иногда эстрадным. Это стиль кроссовер - на рубеже классики и эстрады. Как Андреа Бочелли, например.

А до монастыря вы, значит, занимались музыкой?

Да, я хотел быть музыкантом, сочинять музыку. Когда мы с родителями переехали в Германию, я начал играть на органе и хотел поступать в Высшую школу музыки по классу органа. Но тут произошла переоценка ценностей, и я решил, что служение Богу - выше, чем музыка.

Это был резкий переход, или вы с детства были верующим человеком?

Да, я был верующим. И я как раз вспомнил, как мне было хорошо в детском православном лагере, в воскресной школе. Вот это воспоминание о благодати - девственной, непорочной - тоже повлияло на меня. Захотелось вернуться в лоно церкви и быть в служении, на послушании.

Что вы слушаете из современной музыки?

Много чего слушаю, кроме легкомысленного. Могу что-то клубное послушать, если оно качественное - хаус, например. Хотя это редко, это только если какая-нибудь отдельная композиция понравится, я ее оставляю в своем плей-листе. А так мне многие жанры нравятся, кроме рока и рэпа. Милен Фармер, Джош Гробан, Ирина Богушевская и Алла Пугачева, но это естественно. Зоя Ященко и «Белая гвардия».

Наверняка у вас появились поклонники и поклонницы. Одолевают ли они вас?

Может быть, приезжают к вам в монастырь?

Пока люди не стремятся специально ко мне в монастырь, но бывает такое, что, приехав в монастырь, они узнают меня, радуются встрече, фотографируются, говорят, что болеют за меня.

Вам удается сохранять спокойствие в этой новой для вас реальности шоу-бизнеса?

Я умею абстрагироваться от этого. Конечно, бывают какие-то периоды, когда нужно напрячься и быть в этой суете, но потом возвращаешься в монастырь - в тишину, спокойствие. Просыпаешься утром, и даже непривычно как-то. Думаешь: неужели я участвую в «Голосе»? Неужели я там? Все равно ил - раз - и оседает, и вода снова становится прозрачной.

Беседовал Александр Зайцев

– К вам Григорий Лепс. Вас это удивило?

– Я ожидал, что это будет Александр Борисович Градский и рассчитывал на это. Но когда я увидел, что повернулся Григорий Лепс, я понял, что надо менять свою стратегию, свое видение себя на этом конкурсе. То есть не просто идти по протоптанной дорожке, как мы знаем, к Градскому идут люди с академическим вокалом, а попробовать себя в чем-то другом.

Поет иеромонах Фотий (Мочалов)

Великая Пятница,2014, поет иеромонах Фотий (Мочалов)

На службе Великой Пятницы в Свято-Пафнутьевом монастыре поет иеромонах Фотий (Мочалов)

Иеромонах Фотий - Believe & Little Drummer (Josh Groban covers)

Исполняет Иеромонах Фотий (Мочалов).
Hieromonk Photios (Photy) (Mochalov) sings.

Официальная группа ВК:
Рождественские встречи в МПЦ Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. 16 января 2015.

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный

Поют (посередине): иеромонах Фотий, Стефан Генич, иеромонах Макарий; подпевает схиархимандрит Власий

In memoria di Caruso, исполняет иеромонах Фотий на Пасхальной встрече

Официальная группа ВК:

"Улетай на крыльях ветра" Иеромонах Фотий

исполняет иеромонах Фотий (Мочалов) на Пасхальной встрече
Официальная группа ВК:

Русь, всегда святою будь! (Иеромонах Фотий, Сати Мовсесян, Светлана Серегина)

Фрагмент музыкально-театральной постановки «Наше Отечество - Святая Русь» на открытии Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии. Калужская областная филармония. 18.09.2013
Режиссер и автор музыки: Оксана Набойченко
Трио: Сатеник Мовсесян, Светлана Серегина, иеромонах Фотий (Мочалов).
Хоровой театр "Благозвучие", г. Калуга
Официальная группа ВК:
Не забываем ставить палец вверх;)

Иеромонах Фотий (Мочалов) из Свято-Пафнутьева Боровского монастыря считает свое участие в популярном российском телепроекте "Голос" на Первом канале дерзким поступком, но говорит, что согласовал его и получил благословение митрополита. В преддверии финала конкурса он рассказал в интервью для проекта "Религия и мировоззрение" РИА Новости о целях беспрецедентного и неоднозначного участия монаха в светском шоу, о том, где и как он учился пению, что привело его в церковь, как устроена современная монашеская жизнь, интересен ли старцу Власию Григорий Лепс и что будет после "Голоса". Беседовали Алексей Михеев и Ольга Липич.

Отец Фотий, вопрос, который вам уже задавали, наверное, много раз, но, возможно, вы как-то переосмысливаете ответ на него: какова цель, с которой вы пришли в телешоу "Голос"? Это некая миссия или простое человеческое желание реализовать заложенные в себе таланты, победить?

— Конечно, я пришел на "Голос" прежде всего как простой человек, чтобы действительно реализоваться как-то, показать дар, который мне Господь дал. Это желание было не совсем мое — большую роль сыграли друзья. И я хотел попасть еще на второй сезон проекта, но тогда не удалось получить благословение.

- Не успели просто или не дали?

— Вначале я просто побоялся обратиться к более высоким церковным властям. А в этот раз имею благословение митрополита (Калужского и Боровского Климента, который является правящим архиереем Калужской митрополии, на территории которой расположен Боровский монастырь — ред.). Уже и патриарх знает об этом.

- Патриарх уже после того, как вы начали участвовать в проекте, об этом узнал?

— Да, он по факту узнал и неофициально высказал свое отношение после переговоров с владыкой о том, что можно это сделать и что он благословит меня на этот конкурс.

- Долго ли вы сами решались на участие в проекте, были какие-то сомнения?

— Когда еще на второй сезон "Голоса" подавал заявку, думал, может быть, это не совсем правильно. И когда у меня не получилось это организовать, я посчитал, что это знак Божий, что все это не нужно, что, может, действительно, дело это не монашеское. Хотя и так и так оно не монашеское… Тогда я сказал себе, что я не буду этого делать, чтобы никого не вводить в соблазн и не повредить своей душе.

- А что потом заставило все-таки поменять решение?

— Меня спрашивали друзья: почему ты все же не попробовал? Говорили: напиши заявку еще раз! Я думал, что уже, наверное, не будет больше "Голоса" или прием заявок закончился, но зашел на сайт Первого канала и оказалось, что прием анкет в самом разгаре. И решил: была — не была, напишем. Мне позвонили с телеканала и спросили, в силе ли мое желание участвовать? Я ответил: да, только нужно получить благословение владыки. И они предложили сами написать ему письмо, от канала. Владыка благословил, сказал, что не против.

- Ваш духовный наставник — старец схиархимандрит Власий - тоже вас благословил и поддержал?

— Поддержал. Я у него спрашивал об этом.

- Это, наверное, первый человек, у которого вы спросили?

— Да, это кратчайший путь разрешения всех вопросов, потому что он - духовник и все-таки важнее, чем административное начальство.

- А сейчас он вам как-то помогает в ходе проекта?

— Я, конечно, ему рассказываю. И он даже посматривает за моими выступлениями - келейник показывает. Он меня спрашивает: "Да, ну как Лепс? Что ты там, прошел или не прошел?"

- Даже на сайте монастыря объявляется, когда будет ваше выступление. Вы чувствуете поддержку братии в целом?

— Конечно. И даже те, кто неоднозначно относится к этому проекту, стараются не показывать этого, чтобы меня не расстраивать. Они просто молчат об этом, но, в принципе, ко мне дружелюбны.

Думаю, те, кто поддерживает, воспринимают ваше участие в "Голосе" как миссию. Какую пользу с точки зрения церковной это приносит, на ваш взгляд?

— Люди испытывают большую радость, когда видят меня на экране — для них это как глоток свежего воздуха. Все привыкли видеть на экране только накрашенные, расфуфыренные лица. Шоу есть шоу. И даже если кто-то поет оперную арию, это не приносит такого эффекта, как появление батюшки. Самое приятное, что люди, увидев меня, задумываются о чем-то духовном.

- То есть привлекаете к размышлению о духовном?

— Да, напоминание какое-то о совести, о храме. Я получаю комментарии, что люди, увидев меня, хотят пойти в храм после того, как 10 лет в нем не были.

- В монастырь стало приезжать больше паломников — послушать ваше пение на клиросе?

— Не знаю, насколько больше. У нас в основном едут к отцу Власию. Но паломники меня встречают, узнают, хотят сфотографироваться. И наши постоянные прихожане, трудники, даже те, которые с первого раза не поняли моего шага, спустя месяц, послушав другие мои выступления, изменили свое отношение.

А не было мысли участвовать в этом конкурсе инкогнито, под мирскими именем, без подрясника, а потом в финале или на каком-то этапе сообщить о том, что вы монах? Для большего эффекта?

— Вряд ли это бы принесло дополнительный эффект. И я не имею права выступать в мирской одежде: я уже монах и везде на публике должен быть в монашеском одеянии, в подряснике.

То, что вы попали в проект и успешно участвуете в нем, для вас это знак, что Господь благоволит этому начинанию? Или вы воспринимаете происходящее как плоды смелого поступка, который может иметь разные последствия?

— Естественно, это был дерзкий поступок. Но я его согласовывал, то есть это было не по самочинию. Как монах я обязательно должен спрашивать благословения на все, что я делаю, тем более на то, чтобы выезжать из монастыря куда-то. До сих пор на каждое выступление, на каждую репетицию я пишу бумагу, чтобы меня настоятель отпустил. Я человек несвободный, не могу делать все, что я хочу. И, конечно же, я увидел во всем этом промысел Божий. Раз все так складывается, что митрополит Климент благословил и на кастинге ко мне было такое доброжелательное отношение со стороны продюсеров.

- Продюсеры учитывают вашу непохожесть на других конкурсантов, монашество?

— Да, и руководство канала, и музыкальные редакторы. И когда я пришел на слепое прослушивание, то увидел доброе отношение к себе наставников, Григория Лепса. Для него, конечно, это был шок. Некоторые писали в комментариях, что Лепс к нему повернулся, это была его ошибка, он его сольет в ближайшие баттлы. Сейчас мы понимаем, что это не ошибка Лепса. Он повернулся на голос: этот голос ему понравился — и он решил его развивать. Впоследствии я увидел, что он очень мной заинтересовался, не хочет отпускать из проекта.

- Но изначально вы хотели себе в наставники более академического Градского?

— Да, я рассчитывал на это. К Лепсу у меня было отношение поверхностное, я его рассматривал как певца рок-эстрады, которую я не люблю и не слушаю.

- Он стал вашим наставником, это что-то поменяло в вас?

— Я даже благодарю Бога за то, что он стал моим наставником. Потому что у Градского непонятно, смог бы я пройти дальше.

А вас не смущает в этом шоу соревновательный аспект, ринг, арена? У христианства ведь, в силу истории, особое отношение к такого рода вещам…

— Конечно, правила в конкурсе жесткие, 50 процентов участников уходят. И иногда кажется, что несправедливо убирать людей, когда только с ними познакомились. Но в течение конкурса не чувствуешь соперничества. От тебя мало что зависит — решает же наставник, не ты.

- А что потом? Если вы победите, это изменит вашу жизнь монашескую?

— Если так получится, что меня выведут в победители, это не означает, что я победитель как вокалист. Первый канал с помощью этого конкурса показывает, что хорошего есть в нашем обществе, какие есть певцы, которые могут быть примером для других. Допустим, раньше в "Голосе" выиграли Сергей Волчков, Александра Воробьева, Дина Гарипова — это не были такие звезды, которые создают шоу: побеждает не это, не нужно быть эпатажным, суперкрутым артистом сразу же. Побеждает именно зрительский интерес, наверное, спрос на что-то душевное, что берет сердца.

— Вернусь, конечно. Я и так живу в монастыре, делаю просто периодически такие вылазки.

- Как часто, кстати?

— Вначале — каждый месяц, потом вот неделя всего между выступлениями. Думаю, меня не будут раскручивать как поп-звезду. Меня нет смысла раскручивать — я уже ушел из мира. Будут приглашать иногда туда-то или туда-то, но так, чтобы не казалось, что я триумфально шагаю по телевидению, везде-везде. Чтобы это было максимально культурно и целесообразно.

А есть ли сейчас и предвидите ли в будущем ограничения в репертуаре, жанрах, лексике, в передачах, местах, где вам позволено выступать? Ограничения, продиктованные вашим внутренним цензором или тем человеком, который вас благословляет?

— Об этом мне никто никогда не говорил. Это действительно уже внутренний цензор — все зависит от моего вкуса, моего понимания приличия. Я не пою рок-музыку. Могу какие-то эстрадные композиции петь, но больше лирические.

- Почему рок не поете?

— Как жанр он мне не нравится. Не потому, что я священник. Просто я его не слушаю и, не имея симпатий к нему, не смогу его правильно исполнить.

- А какая музыка вам больше всего импонирует?

— Я меломан. Я люблю всякую музыку.

- А какие любимые жанры?

— Кроссовер — соединение классики с эстрадой. В таком стиле поют Джош Гробан, Андреа Бочелли.

- А из отечественного — эстрада или классика?

— Могу и Пугачеву спеть, если мне нравится песня, типа баллады, с мудрым философским содержанием, не попса.

- Сколько языков в вашем певческом активе?

— Много. Знаю я только немецкий и английский, немножко греческий. А пою на многих - итальянский, английский, испанский, немецкий, латинский, греческий, сербский…

- Кто вам помогает в этом музыкальном развитии? Есть педагог, с которым вы постоянно занимаетесь?

— Во время этого проекта я спрашиваю иногда своего педагога, с которым занимаюсь вокалом уже 10 лет. Как только пришел в монастырь, попал к хорошему педагогу. Здесь узнали, что я пою, что я музыкант, и сразу отправили меня к педагогу. Он из Москвы, и периодически всех певчих с клироса отправляли к нему на занятия. Во мне они увидели особый талант, и я провел в Москве даже больше времени, чем полагалось: всем обычно 10 уроков дают, а мне дали 20. Когда я приехал после этих уроков, произошли заметные изменения в моем голосе, звук стал ярче, звонче, как бы вторая ломка моего голоса произошла.

- А вы могли бы назвать этого педагога?

— Виктор Витальевич Твардовский, один из потомков нашего известного поэта. Он из Владимира, заканчивал Московскую консерваторию. У него очень интересная методика, он учит классическому итальянскому бельканто. Добавляются новые обертона, высокие частоты, певческий аппарат приобретает совершенно новое качество.

— А мы и занимаемся. Он сейчас приезжает к нам в монастырь и дает уроки, которые оплачивает монастырь.

Если вернуться к репертуару, то почему, идя на шоу с миссионерской задачей, вы не поете на нем духовных песен?

— Это не нужно. Если уж я пришел в такой светский конкурс, надо петь светские песни.

- В чужой монастырь не со своим уставом?

— Это тоже, да. Я священник, от меня ожидают духовного - и это будет для проекта неинтересно. Иное дело, когда кто-то мирской будет петь духовную песню, думаю, это будет более адекватно восприниматься.

- А есть какие-то табу для вас — в лексике, манере исполнения? "Рюмку водки на столе" споете?

— Нет, мне это не будут давать. Мне дают такие песни, которые соответствуют моему голосу и которые другие не споют.

- Как вы считаете, вас стараются не смущать?

— Продюсеры, в частности Юрий Аксюта, максимально стараются сделать так, чтобы ни в коем случае не затронуть мою репутацию.

- Они чуткие такие?

— Конечно.

- Не похоже на стереотипное мнение о шоу-бизнесе…

— А это не шоу-бизнес. В шоу-бизнес проникают не через конкурсы, а совершенно другими путями.

- Что это тогда для вас — просветительский проект?

— Нет. Это просто честный народный конкурс, где зритель сам выбирает, кого он хочет слушать. Не ему навязывают, а он выбирает.

— Естественно.

Почему вы выбрали именно этот конкурс? Участвовали в каких-то других?

— Участвовал, да, но не в телевизионных. В Обнинске участвовал. Участвовал в конкурсах и не певческих — это к вопросу о соревнованиях.

- Не певческих, а с чем связанных?

— Связанных с сочинением музыки. В конкурсе композиторов. Еще был конкурс любительских видеофильмов в Калуге.

- Вы еще и кино снимаете?

— Делаю, да, такие небольшие фильмики.

- Вы очень разносторонний человек. Стихи не пишете, слова песен на свою музыку?

— На свои стихи у меня нет песен. Потому что я боюсь сочинять стихи. Умею это делать - знаю законы жанра, правила стихосложения. Но понимаю, что это огромная ответственность и лучше за это не браться, если не посвятил этому жизнь. На шару сочинить нельзя, нужно иметь призвание. Если все время у тебя в голове рифмы, если ты поэтически думаешь, тогда да. Я очень критически отношусь к любительской поэзии.

- К музыке вы менее критичны, чем к поэзии?

— Да нет, и к музыке… Просто я сочиняю музыку больше.

- В каком стиле? И как вы записываете свою музыку?

— Симфоническая, инструментальная музыка, в стиле киномузыки, саундтрека. Пишу, естественно, на компьютере, нотами, используя банки виртуальных инструментов.

- Будете продолжать участвовать в конкурсах со своими музыкальными произведениями?

— Нет. Я сейчас оставил сочинение музыки, потому что не вижу в этом перспективы. Как пришел в монастырь, я перестал писать музыку.

- То есть 10 лет назад перестали писать для конкурсов? А для себя?

— Да. Для себя музицирую, конечно, дома, в келье. У меня есть инструмент - клавиши цифровые, как пианино. Иногда пишу музыку к песням для воскресной школы.

Есть одна песня духовного плана, ее можно в сети найти - "Сколь краток век наш". Музыку сам написал, сам аккомпанировал, а стихи взял у одного автора, активно пишущего в сети, Виктора Шпайзера.

- Диски со своей музыкой или с исполнением произведений других авторов вы записывали, выпускали?

— Я записываю все в келейных условиях. Есть уже два диска кавер-песен. Полтысячи уже точно, наверное, раздал. Но все это я не имею права продавать, поскольку все эти песни не мои и минусовые фонограммы тоже беру в интернете.

Прецедент, который вы сейчас создаете, может послужить толчком к развитию творчества среди черного духовенства? И насколько подобная самореализация допустима для монахов в других видах деятельности, например, взять "Ледниковый период" — вдруг кому-то захочется показать владение коньками, лыжные или еще какие гонки выиграть?

— Я об этом не задумывался. В принципе, у нас и так духовенство талантливое, кто только чем не занимается в свободное время, и на лыжах катаются — все возможно. Священник — тот же самый человек, и человек, Богом помазанный. Думаю, если Господь человека поцеловал, то наградил его и другими дарами.

- Но может ли человек, отказавшийся от мира, их развивать?

— Все зависит от его желания. Ему никто не будет препятствовать.

- Образно выражаясь, церковь — не тюрьма?

— Конечно. Церковь — она для человека, а не человек для церкви. Наоборот, она даже поощряет, если человек, пришедший в церковь, изнутри показывает, что здесь адекватные люди, не мракобесы, не маргиналы. Ведь есть стереотип, что духовные люди —неважно, монахи они или белые священники - недалекие, глупенькие, поэтому поверили в Бога, типа секты. Очень важно показывать, что люди уходят и с талантами в монастырь: они настолько любят Бога, что решили пожертвовать даже своей карьерой.

- А почему вы лично выбрали монашеский путь?

— Из желания жить с Богом, жить в ограде церкви, не размешивать церковь с мирской жизнью, чтобы была такая простая чистая жизнь в церкви, служение, пение. Я думал, что если пойду в монастырь, смогу петь на клиросе, предполагал, что одним из послушаний у меня может быть хор — в детстве я пел в церковном хоре. Других причин нет.

- И все-таки вы ушли в монастырь очень молодым человеком… Сколько лет вам было тогда?

— Постригся в 24 года. Но стригут же не сразу — приехал в монастырь в 20 лет. У меня была такая переоценка жизненных ценностей. Ничего не случилось — просто решил оставить все ради Бога. Как вот есть изречение в Евангелии, что человек, нашедший поле, на котором зарыт клад, все оставляет и покупает это поле. Вот это поле можно сравнить с монастырем. Я все оставляю ради Божией благодати, этого клада невидимого, который есть в монастыре.

Не бывает сожалений об уходе из мира, особенно во время соприкосновения с телепроектом с его аплодисментами, зрительскими симпатиями, славой?

— Такого ощущения у меня нет. Я уже как-то абстрагировался от мира, чувствую свою непринадлежность к нему.

- Этот проект для вас — не искушение, а миссия, которую вы решили исполнить?

— Это дело временное, я всегда это осознаю.

- И будущее свое видите исключительно в монастырских стенах?

- А у вас есть желание управлять, стать в будущем епископом, патриархом?

— Я вообще от этого бегу, не то что бегу, мне никто не предлагал. Я боюсь и никогда не буду стремиться к руководящим должностям.

- Стремиться - это плохо?

— Нет, вообще стремиться это хорошо, вот апостол Павел говорит, что желание быть епископом - это благое желание, с точки зрения…

- Служения?

— Да, управлять церковью - это же огромная ответственность. У меня нет административных способностей. И мне бы меньше всего хотелось заниматься такими делами.

Какие проблемы вы видите сегодня в церкви, в монашестве и каковы пути их решения? Сохраняются ли традиции, старчество, зачем молодежь в большинстве своем постригается в монахи? Каким вообще вы видите монаха через 50 лет, через 100 лет?

— У нас идет активное восстановление храмов, постройка новых…

- Но только ли здания требуются сегодня?

— Да, внутренняя жизнь на самом деле требует большого лечения. В монастыри уходят, прибегают люди из этого сложного мира. Священство и монашество — это все равно отражение мира. Мы не имеем права требовать от священников святости. Монах — это человек, ушедший из этого же мира, с теми же самыми страстями, он с ними как-то борется. Сейчас очень много проникновения мира в монастырь. Как пророчествовали святые, "будет в монастыре как в миру, а в миру как в аду". Конечно, есть обмирщение, но это не апостасия (не отступничество), это неизбежный процесс - так сложилось. И это не значит, что все так плохо. Просто, если сравнивать с древними монастырями, о жизни которых мы читаем в книгах, то конечно, мы видим несоответствие.

- Да, многих смущает, например, приход технических новшеств в монастыри - айпадов и так далее…

— Опять же, почему люди удивляются? Потому что они начитанны, у них есть какой-то идеал, с которым они все время сравнивают. Это неправильно.

- А как правильно?

— Правильно — жить с Богом и мыслить гибко. Понимать, что заповеди можно исполнять и в современном мире. И неважно, есть у тебя компьютер, айпад, смартфон или нет. Если они у тебя есть, это не значит, что ты погиб. Это детали, реалии нашего мира. И в этом миру можно спасаться. Самое же главное — любовь, она может быть в любых условиях.

- А вообще, у вас какая основная цель в жизни — спасение?

— Это общая цель. Что значит "спастись"? Сам себе не скажешь, что вот если ты что-то делаешь, значит, спасешься. И сам процесс исполнения заповедей не для того существует, чтобы мы думали, что, исполняя это, спасаемся…

- Что очки набираем?

— Ну да, что бонус какой-то. Это не бонус, это духовный закон. Просто если ты его не исполняешь, ты сам отдаляешься от Бога, сам себя вовлекаешь в погибель. А если хочешь спастись, просто бежишь от огня. Мотылек, который летит на огонь, он глупый, он обжигает свои крылышки. Если мы знаем, что что-то опасно, мы от этого бежим. В заповедях Господь нас просто предупреждает: не делай вот так. Не потому что он такой строгий, а потому что есть духовные законы, и если ты их нарушаешь, то гибнешь духовно.

Но это если мы берем те десять заповедей, которые содержат запрет. А как с заповеданной Христом в Евангелии любовью к Богу и ближнему - она является основой?

— Да, Иисус Христос именно для этого и пришел на землю, чтобы донести это (любовь) до человека. Потому что ветхий человек так и не понял, зачем и для чего предыдущие заповеди. Он думал, что это просто такой юридический закон: исполняя это, ты будешь просто праведником, молодец такой. На самом же деле: почему не укради? Не потому что такой закон, а потому что это есть акт любви. Если ты украл, это преступление против любви и против человека.

- Что раньше пришло в вашу жизнь - вера или музыка? Какие ключевые моменты своей биографии вы бы выделили?

— Музыкой я начал заниматься с детства, когда меня привели в музыкальную школу, в 7 лет. До этого я просто дома подпевал маме, когда она пела, она у меня музыкальная, закончила ту же музыкальную школу. Крестился я вместе с мамой, в 7 лет, почему-то у меня возникло такое непреодолимое желание.

- Не мама вас повела за руку, а вы сами решили?

— Да, взял маму и сказал: пойдем креститься. И она вместе со мной и вместе с братом крестилась. А вот уже в 12 лет - получилось, что я через музыку попал в церковь - мой учитель по вокалу из музыкальной школы (я учился на двух специальностях, по фортепиано и вокалу) захотел взять меня в церковный хор в детский православный лагерь. И в 12 лет я туда поехал. А уже после лагеря я поступил в воскресную школу, отучился там года три, полюбил храм и все, что с ним связано, почувствовал благодать, которую Господь мне дал тогда, авансом. Когда я повзрослел, уже меньше ходил в храм, но все равно мама напоминала мне причащаться, молитву почитать, всегда мне говорила: читай Иисусову молитву.

Когда я приехал из православного лагеря, очень удивил маму произошедшими во мне глобальными изменениями. Я не был каким-то хулиганом, но все равно мама увидела, что что-то поменялось. И она тоже стала интересоваться духовной литературой и стала очень глубоко верующей.

- А потом где вы учились музыке?

— В музыкальном училище в Нижнем Новгороде, где и жил. Один курс проучился, не закончил, потому что мы семьей эмигрировали в Германию, в Кайзерслаутерн. Там я начал заниматься на органе, чтобы продолжать учиться музыке. Там в каждой церкви орган есть, и я подрабатывал — играл на органе, иногда даже концерты.

Параллельно мы ходили в церковь. Один православный приход Московского патриархата находился в Саарбрюкене, на цокольном этаже католического собора. Католики разрешили сделать там православный храм. Это очень благородный жест, мы бы у себя такого никогда не позволили.

- Почему?

— Мы враждебно просто относимся к католикам, известно почему — не только потому, что есть догматические какие-то расхождения, но и крестовые походы были…

И обвинения в прозелитизме (переманивании паствы — ред.), особенно после падения железного занавеса в 1990-е годы…

— Я за мир с любой конфессией. Я не призываю к объединению католиков и православных, не имею никаких экуменических идей — просто мне хочется, чтобы люди относились к любой конфессии христианской как к братьям по вере. Это те же самые христиане, и иногда мы даже можем у них чему-нибудь поучиться, иногда католик намного благочестивее, чем православный.

- А к другим религиям вы как относитесь: к иудаизму, исламу, буддизму?

— Если я общаюсь с представителями этих религий, то, естественно, стараюсь не конфликтовать, не заводить споры, не рассуждать о различиях. Я уважаю веру другого человека. Нужно понимать, что мы не какие-то там избранные люди, мы не должны этим кичиться, гордиться. Мы должны благодарить Бога, что он сподобил нас родиться в стране, где есть православная вера, и снисходительно относиться к другим.

- Вернемся к музыке. Если сравнивать пение и игру на органе или на других инструментах, для вас они равнозначны? Искусство вообще градируется как-то по важности, чистоте в общецерковном и в вашем личном понимании?

— Нет, просто есть искусство ради искусства, когда человек творит что-то, пишет картины, книги и тем самым уподобляется Богу, использует по назначению свой талант, полученный от Бога. Было бы грехом зарыть его, не реализовать. А другое дело, когда человек использует свой дар для развлечения. Играя на музыкальном инструменте, ты можешь создавать и искусство, и предмет развлечения.
Господь принимал прославление в музыкальных инструментах. В Ветхом завете мы встречаем упоминания об игре на гуслях, тимпаны, литавры, бубны — всевозможные там были инструменты, на которых восхвалялся Бог. Просто изначально природа инструментов — есть такая теория — усладить слух. Орган в католическом храмеяркий пример того, что мы сами себе больше помогаем возгревать какие-то душевные движения, чтобы сердце умилилось, пришло в покаянное состояние. Для этого орган и существует. Человек думает, что у него слезы, потому что он проникся, осознал все свои грехи, - нет, это ему орган помог.

- Но, в принципе, в этом же нет чего-то греховного?

— Греховного, конечно, нет ничего. Я имел в виду очень тонкие духовные процессы. Духовная жизнь очень интересна, и если человек хочет ее сделать максимально беспримесной, максимально искренней, все-таки орган - это не искренность. Это "прелесть" по-русски называется, на духовном языке, когда человек льстит самому себе, что он такой верующий, такой благочестивый. Настоящая духовная жизнь основана не на этом, она абсолютна трезвенная, без всяких услад и всяких вспомогательных костылей.

- А пение не является усладой или костылем?

— Здесь все остается за голосом, непосредственно принадлежащим тебе, то есть ты из сердца, из своего существа поешь, непосредственно восхваляешь Бога своим голосом, как своей речью, так и своим пением. Пение — это своя какая-то ипостась, ее нельзя сравнивать с инструментом.

Как вы думаете, для чего Господь позволил такому разнообразию существовать в этом мире: разные люди, религии, искусства, таланты, страсти, столько сложностей?

— Чтобы не скучно было. На самом деле во всем есть причина, какая-то отправная точка. Люди сами во всем виноваты.

- Мир — он вообще совершенен или нет?

— А в чем он несовершенен?

- В том, что существуют войны, насилие, агрессия…

— Все это происходит из-за вражды, а вражда — плод греха.

А как же природные катаклизмы или то, что живые существа, в том числе и человек, вынуждены убивать других, чтобы выжить? Это все следствия грехопадения?

— Конечно, наш мир несет печать этого разрушения, которое человек сам произвел. С того момента, как человек был изгнан из рая, он был призван своим трудом кормиться.

- Если мы за скобки выносим человека с его грехами, в чем виноваты другие живые твари?

— Так они же вместе были…

- И человек всех потащил в этот круговорот?

— Произошло такое вот огрубение. Человек стал больше похож на животное, а животные стали такими агрессивными. Почему комары кусаются? Не потому что Господь так придумал. Ну зачем в раю такое существо? После грехопадения изменилась природа. А вообще, они питаются нектаром…

- В чем суть первородного греха?

— Непослушание. Господь дал человеку разум и свободу выбирать между добром и злом. И зло заключалось в том, что человек не захотел слушаться Бога, своего Творца, а захотел сделать по-своему и поэтому попробовал запретный плод.

Еще важно то, что Адам и Ева услышали от змия, какой мотив был совершения этого непослушания: что станете как боги.

А какой вывод из этого можно сделать для современной повседневной жизни? Человеком не должно двигать стремление возгордиться, возвыситься над остальными, а мотивацией любого поступка должно быть послушание и служение Богу?

— Не нужно зацикливаться только на религии как связи с Богом или постоянно думать о том, как бы угодить и каждое свое действие рассматривать с точки зрения пользы в духовном смысле. Нужно просто в определенные моменты своей повседневной жизни понимать, что есть грех. Часто мы соглашаемся с грехом и говорим, ну и ладно, плюем на совесть, а это все больше и больше приводит к окаменению — и совести потом уже почти не слышно. Нужно прислушиваться к своей совести.