Сочинение по картине Б.В. Щербакова «Русь Подмосковная

Щербаков - Колокольчики мои

Борис Щербаков один из великих, неустанных художников, который писал пейзажи русской природы. Удавалось это ему чрезвычайно удачно. Произведения Щербакова невозможно не узнать среди тысяч других исполнителей.

Одно из удивительных полотен имеет название «Колокольчики мои». На однотонном серовато – голубом фоне стоит шикарный букет фиолетовых колокольчиков. Яркие цветочки облепили тонкий стебель и наклонили головки немного вниз. Кажется, аромат букета заполнил все пространство комнаты и вырывается наружу с картины. Полотно всем своим видом манит подойти поближе, наклонится и вдохнуть сладкий запах полевых цветов.

Сразу видно, что автор не выставлял специально композицию а писал с того что увидел. Это видно по тому, как немного небрежно помята белая скатерть, а одна веточка упала на стол. Еще справа просто на столе без тарелочки лежат две спелые сливы. Могу предположить, что их положил ребенок и, играясь, вынул цветок с вазы. Взрослый вряд ли бы положил ягоду на скатерть просто так, не подложив что-либо.

Простая старая глиняная ваза сразу выдает время, когда был создан этот шедевр (1900 – е года). В нынешнее время очень мало сохранилось подобных кувшинов еще и в таком идеальном состоянии.

  • Маковский В.Е.

    Маковский Владимир Егорович – один из знаменитых художников России в 19-20 веке, как и родной брат, Владимир Егорович входил в общество художников-передвижников.

  • Сочинение описание картины Утро на Куликовом поле Бубнова

    Как известно, история человечества представляет собой историю войн. Практически в каждую эпоху люди воюют друг с другом и причины для этого могут быть самые разнообразные.

  • Иванов А.А.

    Потомственный художник, с самого детства начинает обучаться рисованию, как у своего отца-художника, так и в Императорской Академии. Сразу обнаруживает немалый талант и получает награды – две золотые медали.

  • Сочинение по картине Сатарова Мороз 8 класс

    На картине Михаила Сатарова "Мороз" мы видим изображение зимней поры в лесу. Заснеженные деревья и дороги говорят о том, что всю ночь шел снег, а сейчас царит спокойная погода.

  • Сочинение по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли 8 класс (описание)

    Холст «Церковь Покрова на Нерли» был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст «Церковь Покрова на Нерли»

Известная Белорусская художница Валериана Константиновна Жолток родилась в 1919 году в городе Жлобине Гомельской области. С ранних лет девочка интересовалась искусством. Большинство ее произведений посвящены природе родного края. Так картина «Колокольчики лесные» показывает кусочек той самой заветной флоры. Всем известно, что в Беларуси есть всемирно известная Белорусская пуща. Именно туда художница ходила за вдохновением.

Центральным персонажем картины является глиняная ваза, с пышным букетом лесных колокольчиков. Она стоит на небольшом деревянном подоконнике. Только присмотритесь, как красиво и мастерски вырезанные узоры из дерева подоконника. Видно, что дом очень старый. Дерево уже почернело от палящего солнца сильных дождей. Окна небольшие и застекленные. Но чувствуется, что дом любят и ухаживают за ним.

Вся картина исполнено в приятных для взглядов цветовых тонах. В основном преобладает тёмные цвета фиолетового, черного и синего оттенка. Присмотритесь, как детально художница изобразила каждое соцветие цветка. Соцветие не сливается в единую массу. Каждый цветочек и листочек отделен. Такое чувство, что они были специально поставленные на подоконник, чтобы проходящие мимо люди могли также полюбоваться этой неописуемой красотой.

Под вазой находится бело-красный хлопковый рушник. Поэтому окна широко распахнуты настежь. На улице теплый ясный день. Лучики солнца нежно ложатся на букет. Он становится ещё красивее. Мне очень нравится настроение картины. Цветовая гамма не угнетает, а наоборот придает силы и энергии. Не зря, в былые времена, люди ходили в лес, что бы отдохнуть и набраться сил для новых свершений.

Сочинение описание картины Колокольчики лесные

В центре картины изображен букет веселых лесных колокольчиков. Он огромный, пышный, занимает практически все окно, поэтому в дом заглянуть нельзя. Художник использовал несколько цветов, чтобы передать всю красоту простых, знакомых каждому деревенских цветов. Голубые, сиреневые, синие и лиловые краски перемешались в букете, поэтому он получился такой яркий, сочный, живой. Море колокольчиков немного разбавлено белыми цветами, отчего верх картины намного светлее.

Крупные чашечки лесных колокольчиков открыты, они наклонены вниз. Между ними виднеются зеленые стебельки. Сочной летней зелени больше снизу в букете, это озорной плетущийся горошек с мелкими листьями. Одна из его веточек совсем наклонилась и свисает с окна, будто хочет убежать. Цветы горошка небесно-голубого цвета, они перекликаются с колокольчиками.

Цветы стоят в коричневом глиняном кувшине, значительная часть которого укутана свисающей зеленью и не видна. Букет расположен на распахнутом окне, выглядывая во двор и радуясь солнцу, ведь стоит теплый летний день. Несколько веточек сиреневых колокольчиков отражаются в стекле левой створки окна, как в зеркале. Они как будто любуются собой.

Окно хоть и большое, но простое, деревянное, оно заботливо выкрашено белой краской. Его створки открываются наружу и выделяются более светлым цветом на фоне простой деревянной избы. Ее брусья уже немного выцвели и посерели от дождя и ветра. Под окном виден аккуратный резной наличник. Когда-то он был украшением окна, но его почему-то не покрасили и теперь он такой же серый, как и весь дом. Этот спокойный нейтральный фон вокруг распахнутого окна ничуть не отвлекает от лесных цветов и помогает акцентировать внимание исключительно на ярком букете.

На подоконнике слева возле кувшина с цветами лежит полотенце, оно типичное, деревенское, из грубого полотна белого цвета с яркими красными поперечными полосами. Один край его свисает с окна. От яркого летнего солнца, которым залито все вокруг, полотенце становится еще белее, оно подсвечивает снизу букет с колокольчиками. Красные полосы перекликаются с глиняным кувшином и еще больше добавляют картине теплоты и уюта.

Вариант 3

Изображённый на полотне нежный, огромный, ароматный букет вызывает у меня трепетное, романтичное чувство.

На деревенском окошке расположена ваза и в ней пушистый, полевой букет.Возле букета лежит коврик, наверно его постирали, и он сохнет.

На окне стоят простые цветы, недавно сорванные на лугу. Открыты бело - голубые ставни. Словно ожидает хозяйка кого - то. Видно, что внутри убрано и помыты полы. И свежий воздух проникает в раскрытые створки.

Со вкусом и особой любовью собран прекрасный букет. Каждый бутон изображён с тонкими элементами и используются разные размеры: крупных и мелких объёмов. Фиолетовый, синий оттенок просматриваются в сюжете деревенской иллюстрации.

При рассматривании всех элементов можно заметить, что тщательно продумана и нарисована каждая мельчайшая деталь.

У меня вызывает романтическое настроение данная композиция.

Приятные воспоминания летних дней, когда пахнет полевыми хрупкими цветочками - колокольчиками, бело - розовыми кашками. Небольшими травинками.

Чтобы выделить каждый нежный цветочек, пейзажист применил различные расцветки и перемешанные оттенки. Я вникаю в каждую частичку нежных цветов.

Мне кажется, что заслуга художника велика. Он мастер изображения букетов. Как будто я стою рядом, и перед моим взором пахнут небольшие цветы с луга. Они собраны с особой тщательностью и в них добавлены различные цвета.

Художник призывает больше обращать внимание на тонкости бытия. Украшение жилища и использовать всё с любовью и трепетом. Всё гениальное - просто. Каждая мелочь передаёт характер хозяина.

Основную часть занимает окно. Распахнуты две створки. Они покрашены голубой краской. Соблюдены пропорции вазы, букета и формы проёма оконной рамы.

Мне нравится данная работа, она вызывает трепетные воспоминания. Здесь автор обращает внимание на использование всех мельчайших деталей и раскрывает возможности игры ярких красок.

Для 5 класса

Описание настроения картины Жолток - Колокольчики лесные


Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Иванова Явление Христа народу

    Одна из самых сложных работ Иванова Александра Андреевича - это полотно «Явление Христа народу». Знаменитый живописец взял за основу в своей картине библейские и мифологические сюжеты.

  • Сочинение по картине Васнецова Царевна-лягушка 5 класс

    Холст «Царевна лягушка» был написан в начале ХХ века знаменитым русским художником Васнецовым. Это полотно шикарно.

  • Сочинение по картине Петрова-Водкина Утренний натюрморт 6 класс

    Вглядываясь в детали картины Утренний натюрморт Петрова-Водкина, я отмечаю использование множества красок в передаче содержания завтрака. В ней преобладает тёплый фон и бежевые оттенки.

  • Поленов

    Родители художника были очень образованными людьми, они много занимались со своими детьми, особенно мать. К живописи тяга у Василия Поленова была с раннего детства.

  • Суриков

    Суриков, Василий Иванович (1848-1916гг.), русский творец, считающийся величайшим профессионалом в области исторических полотен. На свет появился в Красноярске. Свои первые шаги как художника

Шестьдесят лет назад, летом 1958 года, белорусская художница Валериана Жолток написала натюрморт. Простой и понятный. Назвала его “Колокольчики лесные”.

И до и после она писала цветы. Самые разные и всякие. Сотни, а может, и тысячи больших и маленьких полотен. Воспевала сирень и черемуху, пышные розы и яркие маки, трогательные ромашки и торжественные тюльпаны с гладиолусами, георгины и пионы... Но самыми знаменитыми стали ее фиолетовые и скромные колокольчики, растущие на полянах, в лощинах под деревьями и рядом с лесными стежками-дорожками. Увидишь эти колокольчики - и рука сама потянется к ним. Сорвешь, вдохнешь прозрачный аромат, а потом поднесешь к уху и встряхнешь. Потому что, как в детстве, все еще продолжаешь верить: вот сейчас обязательно услышишь тихий звон...

Уверен, художница и не предполагала, что эта работа станет ее визитной карточкой. Она просто, гуляя в лесу, нарвала большущий букет голубых и фиолетовых цветов, принесла домой, поставила на подоконник в кувшин с водой. Возможно, уже начала писать, да кто-то или что-то позвало ее во двор деревенского дома. Она положила кисти и, недовольная тем, что ее отвлекли от дела, торопливо вышла. И уже с улицы увидела открытое окно дома, серые бревна стены, белые рамы, большой фиолетовый букет в глиняном кувшине, полотенце, забытое на подоконнике. Увидела и ахнула. Поняла, что именно так и должна выглядеть эта работа. Случилось маленькое чудо - момент истины. Дело осталось за малым. Вынести этюдник с красками и холст на улицу. Начать и закончить натюрморт...

Правду написал поэт, что “нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...”. Художнице и в голову не могло прийти, что этому натюрморту поэты станут посвящать стихи. Как не могла знать Валериана Жолток и то, что эту работу напечатают на цветных вкладках школьных учебников, а белорусские школьники из года в год будут пыхтеть и сопеть, выводя строчки в тонких тетрадках, излагая свои нехитрые мысли в сочинениях на тему ее картины. Не могла представить что “Колокольчики лесные” разлетятся по миру на открытках и почтовых марках. А холст побывает на многочисленных выставках как в Советском Союзе, так и за его пределами.

Эта картина из тех, которые понятны и взрослым и детям. Каждый, глядя на нее, думает о своем и вспоминает что-то личное. Однажды, лет двадцать назад, у этого полотна стояли отец с сыном. Взрослый что-то пытался объяснить ребенку про эти самые колокольчики лесные. Мальчишка слушал-слушал, а потом и говорит: “Я все понял, эти колокольчики такие, ну такие... Как глаза у мамы!” Для меня то детское сравнение - момент истины. Главное, что надо знать об этой картине.

Борис Валентинович Щербаков родился 7 апреля 1916 года в Петрограде в семье художника. Отец, Валентин Семенович, учился у И. Е. Репина и окончил Академию художеств в 1909 году по мастерской Ф.А. Рубо в 1918 году Валентин Семенович с семьей переехал из голодного Петрограда на родину в Казань, где ему предложили работать художником в театре. Это дает возможность кое-как прокормить семью. Малолетний сын вместо игрушек видит холсты, кисти, краски и с удовольствием начинает рисовать.
Отец в шутку отдает рисунки четырехлетнего сына на выставку футуристов и... их принимают. Так начинается «творческая биография» Бориса Щербакова. Вскоре семья возвращается в Петроград. Любовь сына к рисованию выражается в стремлении ребенка подражать отцу, в шесть-восемь лет он расписывает декоративные тарелки, отец в это время работает на Ленинградском фарфоровом заводе. Явные способности мальчика побуждают Валентина Семеновича заняться художественным образованием сына, его друзья-художники с удовольствием ему помогают. Тринадцатилетний Борис с наслаждением ходит на этюды с другом отца А. А. Рыловым.


В 1933 году Б. В. Щербаков становится студентом Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Руководил Академией в то время замечательный художник, один из талантливейших учеников И. Е. Репина И. И. Бродский. Это было время перестройки высшей художественной школы на реалистической основе, с использованием знаний, опыта и традиций мирового реалистического искусства, время утверждения искусства социалистического реализма. Молодежь стремилась к овладению высоким уровнем профессиональных знаний, с удовольствием училась на произведениях старых мастеров. В. Н. Яковлев, В. Е. Савинский, И. И. Бродский – учителя, чей авторитет был необычайно высок для Б.В. Щербакова.


В 1939 году Б.Щербаков закончил Академию художеств с дипломной картиной «Редакция газеты «Правда", Год 1917-й», которая экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в Москве. Началась самостоятельная творческая жизнь. Интерес к знаменательным событиям русской истории, к острым психологическим моментам, возможность показать внутренний мир человека и борьбу его страстей привлекают к себе внимание художника.


Замыслы двух больших полотен рождаются почти одновременно. Идею народной справедливости, воплощенной в образе Степана Разина, показал художник в картине «Суд народный» (1940-1986). Вторая картина «Петр І принимает послов в кузнице» (1945) тоже посвящена одному из переломных моментов в истории России. Но Великая Отечественная война помешала художнику осуществить эти замыслы.


С первых дней войны Б. В. Щербаков был призван в ряды Красной Армии н, став командиром саперного взвода, участвовал в подготовке обороны Москвы перед гитлеровским наступлением осенью 1941 года. В течение всей войны он был фронтовым художником на Западном, Ленинградском и Прибалтийском фронтах, выезжая на передовую, создавал портреты отличившихся в боях солдат и офицеров. Серия из 80 фронтовых рисунков легла в основу большой картины «Групповой портрет Героев Советского Союза - воинов инженерных войск», написанной по заданию командования уже после войны.

"Закат. В лодке."
После демобилизации художник остался в Москве и возвратился к своим довоенным замыслам. Так, в 1946 году на Всесоюзной выставке в Москве появилась его картина «Петр I принимает послов в кузнице» (1945).

Началась также серьезная работа над портретами. Увлечение О. А. Кипренским явно прослеживалось в автопортретах 1946-1948 годов и в портрете жены 1949 года. Одновременно художник работал в области натюрморта в духе «малых голландцев»,

чье искусство, техника и мастерство не переставали вдохновлять живописца.


Пятидесятые годы ознаменованы в творчестве Бориса Валентиновича созданием обширной галереи.
портретных образов ученых, писателей, артистов. За серию портретов ученых и участие в написании картины «Заседание президиума Академии наук СССР» Б. В. Щербакову в 1952 году была присуждена Государственная премия СССР.


В то же время он создает большое полотно на историко-революционную тему «Кончилось ваше время!» (1952). Художник через образно-психологическое состояние героев картины показывает конфликт старого
и нового мира и победу нового.
В 1956 году по решению Советского правительства Борис Валентинович с группой художников направляется в ГДР для создания копий с возвращенных нами шедевров дрезденской Картинной галереи. Требовалось выполнять копии, повторяя сам процесс работы в технике старых мастеров. А это Рубенс, Мантенья, Рембрандт, Веласкес, Хальс... Художник с огромным увлечением принимается за работу. Ведь это хорошая школа, необыкновенная возможность пройти путь великих живописцев шаг за шагом, познать «кухню» творчества мастеров прошлого. Борис Валентинович прекрасно справился с поставленной перед ним задачей. Помимо работы над копиями художник пишет с натуры уголки старой Германии: Веймар, связанный с жизнью Гёте н Шиллера, крепостные башни Вартбурга, руины Дрездена. Итогом поездки явилась первая персональная выставка «Города и люди ГДР», которая экспонировалась в 1958 году сначала в Дрездене, а затем в Москве.
Неизгладимое страшное впечатление произвела на художника поездка в Бухенвальд. И зловещая надпись на воротах «Каждому свое», и, казалось, еще не остывшие печи, где сжигали тысячи ни в чем не повинных людей, приводили в содрогание его душу. В Бухенвальде он сделал несколько рисунков и этюдов. Вернувшись на родину, в 1961 году он пишет картину «Пепел Бухенвальда».

Перед урной с пеплом сожженных стоят в глубоком молчании и скорби люди. Возможно, это родные погибших или бывшие узники, пришедшие отдать дань памяти и приведшие с собой детей и внуков. Это полотно - выражение вечной скорби и вечной памяти.
В 1965 году художник создает еще одно произведение о войне - «Непобедимый рядовой».

Немолодой, уставший за долгие и тяжкие годы солдат вернулся в родную деревню. А деревни нет, ее сожгли дотла фашисты. Кругом ровное поле, кое-где валяются обгоревшие бревна, торчат остатки противотанковых укреплений. И лишь вдалеке, на фоне вечернего неба, вьется одинокий дымок из трубы, да слабо светит единственный огонек в полуслепом окошке землянки.
Перед внутренним взором солдата как бы проходит его прошлое, лица родных н близких, уничтоженных врагом, весь долгий и трудный путь к победе. Пройдя суровые испытания военного лихолетья, человек пришел на родную землю и будет здесь сторить своими крепкими руками новую жизнь Великому героизму и мужеству простого русского солдата посвящается это произведение.
В шестидесятые годы художник пишет портреты, пейзажные серии, тематические картины. К числу лучшних его работ мы можем отнести портреты артистов А. В. Жильцова (1960), И. М. Туманова (1967), С. А. Кочаряна (1964), В. О. Топоркова (196З); писателей К.. А. Федина (1953), Е. Н. Пермитина (1966); трижды Героев Советского Союза летчиков И. Н. Кожедуба и А. И. Покрышкина; академиков А. Е. Арбузова (1951), В. В. Виноградова (1951), Н. С. Державина (1951), Г. М. Кржижановского (1951), Д. В. Скобельцына (1951), И. В. Гребенщикова (1952),Е. И. Чазова (11978) и другие. Художник не стремится создавать парадные портреты известных личностей, он прежде всего старается средствами живописи передать внутренний мир, характер, показать личность человека. За каждым портретом - годы общения, непрерывный творческий поиск, стремление выявить то типическое, характерное, что свойственно данному человеку.
Но главной темой искусства Б. В. Щербакова остается пейзаж. Ярки и жизнерадостны краски его молдавских пейзажей. Отправившись по следам ссыльного А. С. Пушкина, художник проникся очарованием природы Молдавии н проработал там целых три года, создав цикл пейзажей, показанных на его персональной выставке в Кишиневе в 1970 году. Художник глубоко н поэтично раскрыл многие типические стороны современного молдавского пейзажа. Для работ этого цикла характерно тяготение мастера к панорамности изображения, которое дает более полное представление о природе. Художник умело сочетает обобщение
с передачей своеобразия каждого мотива. Его пейзажи неповторимо индивидуальны.
Но серия работ Б. В. Щербакова о Молдавии не ограничивается только пейзажными произведениями, в нее входит еще и несколько портретов.
В течение многих лет вдохновляет Бориса Валентиновича природа родного Подмосковья.

Великолепный в его картинах и разлапистые, опушенные снегом ветки зеленых елей, и тоненькие белоствольные весенние березки, и скромная голубизна первых незабудок, и сочная красота алых маков в жаркий летний день. Таковы его картины «Русская зима»

(1981), «Подмосковные просторы» (1983),

«Апрельское солнце» (1971)

и другие.
Помимо лирических полотен, передающих красоту и поэзию родной природы, Б. В. Щербаков является автором целого ряда больших эпических пейзажей - картин, прославляющих широту и величие русской земли. Одной из первых работ этого цикла является картина «Широка страна моя родная», написанная в 1951 году. Она была подарена нашим правительством Индире Ганди и находится в настоящее время в Национальном музее Индии.
Еще один цикл произведений Б. В. Щербакова связан с Волгой. Наиболее полно удалось передать бескрайность волжских просторов в картине «Течет река Волга» (1970)

Впервые показанной на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, в Париже в 1970 году.
В 1970-1980-е годы художник много трудится над тематической картиной из истории Родины. Он продолжает работать над полотном «Суд народный», задуманным еще до Великой Отечественной войны, пишет картину «Встреча В. И. Ленина с А. М. Горьким 20 октября 1920 года» (1970), воспевает величавую простоту и строгость древнерусской архитектуры в цикле работ «Ростов Великий».


Более двадцати лет своей жизни посвятил Б. В.Щербаков работе над пейзажами, связанными с памятными литературными местами России. И это не случайно: художник знает и любит классическую литературу,
классическую музыку, особенно Бетховена, увлекается поэзией, сам пишет стихи. За двадцать лет им было написано более трехсот полотен. Борис Валентинович - певец всего исконно русского. Его серии литературных пейзажей показывают, говоря словами автора, «...не просто те или иные мотивы мемориального характера, а картины природы, дающие понятие об Отчизне нашей, как понимали и представляли ее себе замечательные русские писатели».
Помимо картин русской природы, в каждой серии представлены портреты писателей: Л. Н. Толстой изображен на берегу реки Воронки в Ясной Поляне,

П. С. Тургенев-в Спасском-Лутовинове, А. С. Пушкин - в Михайловском.


А. С. Пушкин-любимый поэт Бориса Валентиновича. Его слова «...и чувства добрые я лирой пробуждал» являются девизом для художника. Б. В. Щербакова постоянно влекут к себе места, связанные с именем великого поэта, прежде всего Михайловское и Пушкинские Горы. Впервые художник приехал в Михайловское в 1934 году, чтобы поклониться могиле поэта, а тридцать лет спустя возвратился вновь, чтобы чувства, навеянные полюбившимися пушкинскими строками отобразить в своих полотнах:


...Я буду мыслею всегдашней
Бродить Тригорского кругом
В лугу, у речки, под холмом,
В саду под сенью лип домашней.
Настроением грусти и печали пронизан пейзаж «Здесь Пушкин погребен», изображающий Успенский собор Святогорского монастыря, у стены которого находится могила великого поэта.


Ощущение силы, мощи и непреходящей красоты природы создает картина «Дуб уедииенный». Не раз останавливался у этого дуба А. С. Пушкин, о нем написал эти строки:
...Гляжу ль на дуб уединенный
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
В 1959 году Б. В. Щербаковым была начата яснополянская серия пейзажей, составляющая ныне более ста полотен. Работая над ней, художник перечитывал дневники Л. Н. Толстого, воспоминания о нем, главы из романа «Война и мир», много бродил по яснополянским окрестностям в поисках нового мотива. «Четыре времени года в Ясной Поляне» - так называлась выставка, которая явилась итогом работы художника над этой серией. В 1961 году она проходила в Ясной Поляне, а в 1976 году - с большим успехом в Японии. Выставка показазла, что полотна мастера близки и понятны людям всего мира. «Несмотря на то, что мы принадлежим к разным расам, если есть возможность найти свою духовную родину, мы ищем эту духовную родину и находим ее, скажем, в таких картинах, которые представлены здесь…» - написали японские зрители в книге отзывов после посещения этой выставки.
В Спасском-Лутовинове, на родине И. С. Тургенева, художник провел более двух лет. Здесь были написаны его произведения «Вечер. Спасское-Лутовиново», «Орловские дали. Гречиха цветет», «Река Снежедь у Бежина луга», «Пруд зацвел. Спасское-Лутовиново» и многие другие, работая над которыми художник стремился не только показать красоту окружающей его природы, по и как можно полнее передать в живописи поэзию тургеневских строк.
С большим интересом путешествовал художник по лермонтовским местам. Много работал он в Тарханах, в имении бабушки поэта Е. А. Арсеньевой, где провел большую половину своей короткой жизни М. Ю. Лермонтов и где ныне в фамильной часовне покоится его прах.


Вдохновение работал Б. В. Щербаков над картинами этой серии и в Пятигорске, где так трагически оборвалась жизнь поэта. Позднее художник говорил: «Из всех чисто мемориальных мест самое большое волнение испытал я у дверей хатки-мазанки под камышовой крышей, где поэт провел последние недели своей жизни, написал свои последние стихи...»
Тихой грустью овеяно полотно художника, изображающее небольшой одноэтажный домик на одной из улочек Таганрога, где жил молодой А. П. Чехов, где рождались его первые произведения.
Большая серия пейзажей, написанных в середине семидесятых годов, посвящена творчеству М. А. Шолохова. Художнику посчастливилось не только работать в местах, где жил и о которых писал Шолохов, но и познакомиться, подружиться с ним.


Своеобразная красота донского края, спокойное величавое течение Дона, бесконечная ширь просторов поразили воображение художника, так же как поразили они его раньше при чтении романов Шолохова.
И эту бесконечную красоту, ширь и мощь природы он стремился передать в своих пейзажах. Всегда скупой на похвалу, Шолохов, просматривая пейзажи, не удержался: «...это действительно все хорошо. Даже великолепно. Спасибо Вам, Борис Валентинович».
Семидесятые - восьмидесятые годы в творческой биографии Бориса Валентиновича Щербакова особенно характерны активной выставочной деятельностью за рубежами нашей Родины.
За эти десять-пятнадцать лет были организованы девять персональных выставок. Четыре из них (в Японии) были представлены пейзажами «По памятным литературным местам». Выставка «Русские пейзажи» была устроена в мае 1977 года в Нью-Йорке и получила там широкое признание зрителей. «…наполнено теплом, искренностью, чувством Родины…Великолепно!.. Приятно видеть, на что способны русские... Замечательный русский...» - писали в своих лаконичных отзывах американцы.


Показ произведений Бориса Валентиновича Шербакова в ГДР, Чехословакии и Венгрии вызвал широкий отклик любителей искусства. «Простыми словами невозможно выразить те чувства, которые охватили меня при виде этих прекрасных картин...»-пишет Каталина Тов из Венгрии. Для художника эти выставки явились как бы испытанием воздействия его искусства на людей различных наций, культур и рас.


Искусство Бориса Валентиновича Щербакова объединяет людей. Оно понятно и доступно пониманию каждого человека в любом уголке земного шара. Люди подолгу стоят перед полотнами художника и выходят из выставочных залов с просветленными лицами, унося с собой радость от общения с настоящим искусством.

Тишина у озера Неро. 1973.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • подготовить учащихся к сочинению-описанию натюрморта на основе картины;
  • совершенствовать умение определять тему и основную мысль картины;
  • выработать умение различать два вида плана: план наблюдения и план сочинения;
  • способствовать формированию положительного отношения к особому жанру живописи - натюрморту.

ОБОРУДОВАНИЕ : репродукция картины Б.В. Щербакова, презентация

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу -
Знай, что это - НАТЮРМОРТ!

Кто знает, что означает слово "натюрморт"?

(Натюрморт - это особый жанр живописи, картина с изображением цветов, плодов, битой дичи, рыбы, различных предметов обихода).

Верно, в переводе с французского слово "натюрморт" значит буквально "мертвая природа".

А кто из вас знает другие слова для обозначения этого жанра живописи?

(Голландцы, немцы, англичане называют этот жанр по-другому - still life, Stelleben "тихая жизнь", "неподвижная жизнь").

Видимо, такое значение слово имеет не случайно, так как каждый предмет на картине художника живет своей жизнью, тихой, незаметной, неподвижной, но часто очень красивой, поэтичной.

Давайте посмотрим на натюрморты, которые вы нарисовали к нашему уроку. Что вы хотели сказать этим рисунком? Почему изобразили именно эти предметы?

Давайте послушаем ребят, которые подготовили сообщение об истории слова и посмотрим презентацию .

(Во время прослушивания сообщения можно одновременно просматривать презентацию. Хорошо, если показ слайдов будет сопровождать музыка Баха или Гайдна, с использованием клавесина. Это поможет учащимся еще больше погрузиться в урок, настроиться на нужный лад).

В XIX веке слово "натюрморт" было заимствовано из французского языка и означало "мертвая природа", а голландцы, немцы, англичане называют этот жанр по-другому - "тихая жизнь", "неподвижная жизнь".

Оценивая эти термины, писатель и искусствовед В. Порудоминский отмечал: "Мы привыкли к этому слову - натюрморт, но оно неправильное. Всякая вещь перестает быть мертвой, когда ею любуются глаза человека, когда ее касаются человеческие руки".

Интересна история возникновения этого жанра, появившегося впервые в Голландии в начале XVII века. После долгих и трудных лет войны с испанскими завоевателями голландцы получили независимость. Именно в это время и расцветает голландское искусство, и особенно искусство натюрморта. Внимательно и любовно голландские художники передавали на своих полотнах посуду, ткани, цветы, плоды, любуясь предметами, среди которых протекала их жизнь.

В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в XVIII веке. Этот были своеобразные "картины-обманки". Цель их создания заключалась в том, чтобы перенести на холст вещи такими, какими они были на самом деле. На таких "обманках", на фоне нарисованной деревянной стены, "как живые" выступали нарисованные часы, книги, гребешки и перья и другие предметы.

Сегодня мы познакомимся с натюрмортом Б.В. Щербакова "Фрукты".

Борис Валентинович Щербаков родился в семье интеллигентов в 1916 году в Петербурге. Он рос в среде художников, писателей и поэтов. С ранней юности он увлекся таким жанром, как натюрморт. Среди наиболее значительных работ "Воспоминание о "старых голландцах", "Бабушкина кухня" (1949), "Битая дичь" (1949). Много у художника и ярких, красочных натюрмортов с букетами цветов: это и голубое кружево цветов в "Смирновских незабудках" (1968), и тончайшая игра оттенков белого Цвета в "Жасмине" (1982), и полыхание огненных "Маков" (1982), и утонченная роскошь "Сирени" (1987).

Сам художник говорил о том, что на его творчество оказали огромное влияние картины голландских живописцев XVII века. Он писал: "Стараясь идти по стопам великих предшественников... собрал даже ряд предметов традиционных для голландских натюрмортов, стремясь понять, какими же средствами эти великие чародеи достигали, казалось бы, недостижимого. Почему их картины и сохранили до нашего времени все свое очарование...

Может быть, это и есть самое дорогое в искусстве - умение вдохнуть жизнь, передать мысль и настроение даже в самых простых, незатейливых сюжетах".

Давайте рассмотрим натюрморт Б.В. Щербакова "Фрукты".

При беседе по картине Б.В.Щербакова и дальнейшей работе на уроке используются рабочие карточки (смотрите Приложение к уроку ), которые помогают учащимся при проведении лексической работы по развитию речи.

2. Беседа по картине по вопросам. (Карточка №1).

  • Н равится ли вам этот натюрморт?
  • Что именно привлекает ваше внимание?
  • Что изображено на натюрморте художником на переднем плане?
  • Какие предметы помещены автором на заднем плане?
  • Посмотрите на натюрморт и подумайте, если бы у этой картины не было названия, как бы вы ее назвали?

(Земное изобилие. Яблоки и виноград. Дары лета. Фруктовый рай. Фрукты. Райское наслаждение. Яблочный спас...). Обоснуйте выбранное название .

Подумайте, что отражают придуманные названия: тему или основную мысль натюрморта? (Учащиеся отвечают, что часть названий ("Фрукты". Яблоки и виноград") отражают тему натюрморта, а ее основную мысль отражают такие названия, как "Земное изобилие", "Дары лета", "Фруктовый рай" и др., поскольку автор картины любуется фруктами, показывает зрителям их неброскую красоту, их живое великолепие).

- Сформулируйте тему и основную мысль натюрморта .

(Тема натюрморта - изображение фруктов, а основная мысль заключается в желании автора передать красоту и великолепие земных плодов).

Работа над планом наблюдения. (Карточка №2).

Мы уже говорили о том, что художник изобразил на своем натюрморте различные фрукты: яблоки, виноград, сливы, шиповник, а также предметы (корзину, стол и кувшин).

Раз предметов много, необходимо выбрать какую-то последовательность в их описании, составив план наблюдения.

Что мы опишем в первую очередь? (В первую очередь описываются те предметы, которые находятся на переднем плане).

Но на переднем плане предметов тоже несколько. В какой последовательности будем их описывать? (Можно сначала описать яблоки, поскольку их больше всего на картине, затем веточку шиповника, которая находится в центре натюрморта, потом сливы).

Нужно ли отдельно описывать стол, корзину? (Отдельно описывать эти предметы не стоит, поскольку их можно описать параллельно с описанием других предметов, например, винограда, поскольку виноград художник расположил и в корзине, и на столе).

А как мы поступим с описанием кувшина? (Кувшин дополняет картину, он самостоятельный предмет на ней, поэтому о нем стоит сказать отдельно).

Поскольку перед нами произведение живописи, то помимо предметов всегда существует фон, т.е. тот основной тон, на котором пишется картина. Нужно ли говорить о фоне натюрморта? (Обязательно, потому что фон является частью натюрморта).

Возможна ли другая последовательность описания, или тот план, который мы с вами выбрали, единственно возможен? (Можно сначала описать те фрукты, которым на картине уделено больше места /яблоки, виноград/, а затем остановиться на остальных плодах и предметах, которые дополняют общую картину/шиповник, сливы, кувшин/).

Итак, какова последовательность наших наблюдений над натюрмортом? (Последовательность наблюдений над натюрмортом следующая: яблоки, шиповник, сливы, виноград, кувшин, фон картины).

Итак, мы составили план наблюдений над натюрмортом, а теперь внимательно рассмотрим каждый из плодов.

3. Собирание рабочих материалов. (Карточка №3)

Прежде чем мы опишем один из плодов, отгадайте загадку.

Что это такое: круглое, румяное, растет на ветке, любят его взрослые и маленькие детки. (Это яблоко).

Помните, в сказке А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях описывается яблоко:

"Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь...".

Какие "аппетитные" слова нашел поэт, чтобы нарисовать нам яблочко.

Попробуйте и вы описать яблоки, изображенные на натюрморте Б.В. Щербакова.

Сначала охарактеризуйте их в целом с точки зрения цвета, формы, размера вкуса, аромата и т.д. (Сочные, крупные, спелые, ароматные, желтые, вкусные...).

Игра "Угадай".

Выберите одно из яблок, которое приглянулось вам больше других, не показывая его на картине, опишите так, чтобы слушающие вас догадались, о каком яблоке вы говорите.

Если вам трудно подобрать слова для описания, то вы можете воспользоваться карточкой- подсказкой.

Карточка-подсказка.

Яблоко.

Нужно ли описывать абсолютно все яблоки, которые изобразил автор?

(Нет, не надо, достаточно сказать о нескольких/двух-трех/яблоках, которые чем-то привлекли внимание, понравились больше всего).

А теперь еще одна загадка.

Совсем малые ягодки алые, очень интересные, лечебные, полезные, но непросто их сорвать, можно поцарапаться: кустики защищены: у них острые шипы. (Шиповник).

Итак, теперь мы рассмотрим шиповник.

Где на картине находится шиповник?

Охарактеризуйте плоды шиповника, используя известный вам прием сравнения (ягоды, как яркие бусинки, как красные огоньки, как крошечные фонарики...).

Карточка-подсказка.

Шиповник.

Отгадайте такую загадку:

синий мундир, желтая подкладка, а как откусишь - сладко. Что это? (Слива).

Как расположил сливы художник?

С помощью двух-трех прилагательных охарактеризуйте сливы, назвав самые важные, на ваш взгляд, признаки.

Карточка-подсказка.

Сливы.

На переднем плане картины, лежат прямо на столе рядом с красным яблоком, крупные, спелые, темно-синие.

И последняя загадка:

ягоды зеленые, а всеми хваленые; растут с косточками, висят кисточками (виноград).

Опишите виноградные грозди, запечатленные художником на картине, каков их размер, форма, качество винограда

Одинаков ли виноград на картине по цвету?

Как художник расположил виноградные грозди на полотне? (Большинство виноградных гроздей лежит в корзине, некоторые - прямо на столе, а одна гроздочка - на яблоках).

Карточка-подсказка.

Виноград.

Охарактеризуйте корзину, в которой лежит виноград, с помощью нескольких словосочетаний

С помощью одного-двух определений опишите стол.

На дальнем плане остался только один предмет, который мы не описали. Какой это предмет? (Кувшин).

Опишите основные признаки кувшина: каков он по цвету, размеру, из какого материала сделан.

На каком фоне изображены фрукты и предметы? Обратим внимание на освещение. Почему фон такой неоднородный, неодинаковый? Почему автор картины выбрал такой способ освещения, почему "не осветил" свою картину равномерно?

Карточка-подсказка.

Возможно, свет падает из приоткрытой двери, возможно, льется из окна. Некоторые предметы и фрукты освещены очень хорошо, у них яркие, четкие тени на стене и на столе (например, кувшин и яблоки на переднем плане), другие оказались в тени и видны менее отчетливо.

Вернемся к основной мысли этой картины.

Зачем художник изобразил яблоки, виноград, сливы, шиповник? Может быть, он думает, что мы никогда не видели таких плодов? А может быть, он просто хотел разбудить наш аппетит? (Ни то и ни другое. Автор картины хотел, чтобы мы всмотрелись в эти привычные для нас фрукты и полюбовались ими).

Действительно, в нашей повседневной жизни нам иногда просто не хватает времени остановиться, рассмотреть тот или иной плод - дар нашей матушки-земли, полюбоваться им. Увидев такой плод у себя дома на столе, мы скорее всего просто съедим его, не обратив внимания на его простую и вечную красоту.

Борис Валентинович Щербаков останавливает наше внимание на том, как красивы эти плоды, как приятны взгляду, и, глядя на эту недолговечную в обычной жизни красоту, мы проникаемся уважением и благодарностью к земле-кормилице, рождающей такое ежегодное чудо из своих недр. Привычное, благодаря художнику, становится необычным, неброское - удивительно красивым, душа наполняется радостью и ликованием, так хороши все детали этого натюрморта. Художник создал не просто хороший натюрморт, он сделал гораздо большее: открыл наши души навстречу красоте, научил восхищаться привычным и будничным, а значит, сделал нас чуть-чуть добрее, лучше, человечнее. Он сумел передать нам свое поэтическое настроение, ощущение красоты и естественности природы.

4. Работа над планом сочинения.

На доске заранее записан частично составленный план сочинения:

а)... б)... в)... г)...

Ученики формулируют недостающие пункты плана самостоятельно, пользуясь планом наблюдения и затем проверяют под руководством учителя.

В конечном итоге может получиться следующий вариант плана:

1. Искусство натюрморта как особого жанра живописи.

2. Красота плодов земли и обычных предметов, изображенных на картине:

а) ароматные яблоки и плоды шиповника;

б) спелые сливы и грозди винограда;

в) предметы, дополняющие картину;

3. Художник, умеющий вдохнуть жизнь в предметы.

Итак, план сочинения составлен. Прежде чем мы сами по нему будем писать сочинение, давайте посмотрим, как это сделал один из учеников, и выясним, все ли у него правильно.

5. Редакторская работа. (Карточка №4).

Прочитайте текст сочинения.

Текст для редактирования.

На натюрморте В. Щербакова "Фрукты" изображены яблоки, виноград, шиповник, сливы, кувшин, корзина и стол. Больше всего яблок. Я насчитал 13 плодов, но это только то, что видно на картине, а так их гораздо больше. Яблоки крупные, отборные, свежие. Видно, что они только что сорваны с веток деревьев.

На переднем плане - веточка шиповника. Никогда раньше не замечал, как красивы его маленькие плоды. Прямо алые огоньки на зеленой веточке.

Рядом с шиповником, слева от него, художник изобразил сливы. 5 слив лежат рядом, а еще одна - в сторонке. Сливы такие спелые и аппетитные, что кажется, чуть тронешь их - брызнет сладкий сок.

А в старой плетеной корзине позади слив лежат роскошные гроздья винограда. Иссиня-черные, с матовым налетом ягодки радуют глаз и сами просятся в рот. Красиво дополняет ягоды зеленая виноградная лоза с кудрявыми усиками, помещенная в верхней части картины.

Но и это еще не все. Отдельные гроздья винограда лежат на яблоках и на столе. Художник изобразил их так, что каждая ягодка видна отчетливо. Ягодки спелые, крупные, аппетитные.

На заднем плане простой старый кувшин, почерневший от времени. В таких кувшинах крестьяне раньше хранили молоко или наливали в них воду. Но содержимое кувшина в нем не видно, мы не знаем, что в нем.

Очень красивый натюрморт!

Беседа по тексту для редактирования.

Что понравилось в этом сочинении? (Работа написана от души, живым языком, чувствуется отношение автора сочинения к картине, к тому, что на ней изображено).

Можем ли мы на основании написанного учеником сочинения восстановить план, по которому он описывал этот натюрморт? (Да, можно, автор сочинения сначала сказал о том, что изображено на натюрморте, затем последовательно описал яблоки, шиповник, сливы (то, что изображено художником на переднем плане), далее автор сочинения написал о винограде и, наконец, о кувшине. В заключении сочинения кратко высказал свое отношение к натюрморту).

Следовательно, еще одним достоинством работы можно считать то, что сочинение написано по плану, нет "перескоков" с одного объекта описания на другой.

  • Есть ли в этом сочинении недостатки? (Есть).
  • Давайте их выявим и постараемся исправить.
  • С чего обычно начинается сочинение? (Со вступления).
  • Есть ли вступление в этой работе? (Нет, это сочинение сразу начинается с описания).
  • О чем можно было бы написать во вступлении? (Рассказать немного об авторе картины, а также об особом жанре живописи - натюрморте, его особенностях).

В чем недостаток первого предложения? (Не стоит перечислять абсолютно все предметы, которые изображены на картине. Можно заменить перечисление "вместительными" словами, например: вместо яблоки, шиповник, сливы, виноград - разнообразные фрукты; вместо кувшин, корзина, стол - предметы обихода, предметы сельского быта).

Что можно было бы изменить или добавить в описании яблок? (Нужно добавить описание некоторых яблок, на которые мы обратили особое внимание, выделил их среди остальных, показав их "характер").

Нужно ли подсчитывать количество плодов на натюрморте? (Нет, не нужно. Указание конкретных чисел свойственно научному стилю речи, а сочинение пишется в художественном стиле).

Достаточно ли описан шиповник? (Можно сказать о том, что автор расположил шиповник рядом с самым зеленым яблоком, чтобы оттенить, выделить шиповник, сделать его более заметным и ярким).

Хорошо ли описаны сливы? (Необходимо убрать количественные числительные, чтобы сочинение соответствовало своему стилю; вместо 5 слив - несколько слив).

Все ли вас устраивает в описании кувшина? (Нет, не все. Есть лишняя информация, ненужная в данном случае (2-ое и 3-е предложение абзаца). Излишняя детализация придает книжный характер этому абзацу.

О чем можно было бы написать в заключении? (Можно было бы поразмышлять о том, зачем художник увековечил на полотне далеко не экзотические фрукты и обычные предметы, затем высказать свое отношение к натюрморту).

6. Словарно-орфографическая работа. (Карточка №5).

Данную работу можно провести в форме словарного объяснительного диктанта (в диктант включены слова, с которыми ученики работали в ходе урока и использовали в процессе беседы по натюрморту, необходимые для написания сочинения, но трудные с орфографической точки зрения). Для работы используем карточку-подсказку.

Карточка-подсказка.

Яблоко.

Крупное, желтое, похожее на спелую тыкву, хорошо освещено солнечным светом, даже кажется, что с одного бока оно почти прозрачное; не самое крупное, ярко-красное и на черенке его есть несколько листочков; аппетитное, оно лежит вверх черенком и привлекает взгляд своей розово-золотистой кожурой; имеет свою "изюминку", особинку, благодаря чему мы обращаем на него внимание: у него на боку два небольших пятнышка; не совсем дозрело, или оно другого сорта, чем остальные, потому что оно самое зеленое, но это не мешает ему выглядеть очень аппетитно.

Шиповник.

На переднем плане картины, в центре, еще одна маленькая веточка - на краю стола, слева, рядом с зеленым яблоком лучше видна красота шиповника, его яркие красные ягодки.

Сливы.

Лежат прямо на столе рядом с красным яблоком, крупные, спелые, темно-синие.

Виноград.

Грозди крупные, отборные, только что сорванные, в корзине виноград иссиня-черный, с матовым налетом на ягодках, на переднем плане виноградная гроздь лиловая, а лежащая на яблоках - светло-зеленая.

Корзина, кувшин, фон, освещение.

Плетеная, старая, сломавшаяся под тяжестью плодов, некрашеный, деревянный, глиняный, небольшой, выполнен почти в черной цветовой гамме, бледно-зеленый, более светлый справа картины и густой, темный слева, освещен неравномерно, свет падает слева и спереди, поэтому одна часть картины освещена лучше, предметы и фрукты выглядят очень естественно.

7. Устное рассказывание текста по микрогруппам, составление коллективного сочинения. (Карточки для работы по микрогруппам).

Предлагаю разделиться на микрогруппы и описать натюрморт коллективно, причем каждая микрогруппа готовит только один кусочек текста

  • 1-я группа - вступление,
  • 2-я группа - описание яблок и шиповника,
  • 3-я группа - описание слив, винограда и кувшина,
  • 4-я группа - фон картины;
  • 5-я группа - заключение.

Связки-переходы между частями включены в карточки для работы микрогрупп:

Хотя на картине изображены различные фрукты, но взгляд сразу привлекают к себе яблоки.

Рядом с самым зеленым яблоком художник расположил веточку шиповника.

Помимо яблок и шиповника, на переднем плане художник поместил сливы.

А на дальнем плане, в старой плетеной корзине, мы видим роскошные гроздья винограда.

Дополняет картину старый глиняный кувшин, почерневший от времени.

Фрукты и предметы художник изобразил на бледно-зеленом фоне, неравномерном по яркости красок.

8. Обсуждение получившегося коллективного сочинения, рефлексия.

  • Что лежало в основе нашей подготовки к сочинению-описанию?
  • Чем отличается план наблюдения от плана сочинения?
  • Что было самым трудным для вас на уроке?
  • Что вам помогло справиться с трудностями?
  • Как вы оцените нашу работу на уроке?
  • Как оцените свою работу на уроке?
  • Есть ли желание продолжить и дальше работу по развитию речи?

9. Написание сочинения-описания.

детский хирург стоматолог