Сочинение по направлению: Честь и бесчестие. Аргументы на тему: честь = (честность, достоинство

В основе направления «Честь и бесчестие» лежат полярные понятия, связанные с нравственным выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

Для вдохновения!

Зависит всё, что в мире есть,

От поднебесной выси.

Но наша честь, но наша честь

От нас одних зависит.

Песня из к/ф "Мушкетёры. 20 лет спустя"

Муз. М. Дунаевского, стихи Леонида Дербенёва


Возможные темы сочинения

Возможные темы сочинений (подборка Ирины Анатольевны Суязовой)

1. Как вы понимаете смысл пословицы «Честные глаза в бок не глядят»?

2. Как вы понимаете смысл пословицы «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке»?

3. Как вы понимаете смысл пословицы «Смерть лучше бесчестья»?

4.Как вы понимаете смысл высказывания Ф.М.Достоевского «Торгуя честью, не разбогатеешь»?5.Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало...

6.Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица).

7.Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»?

8.Почему честь ценилась во все времена?

9.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?

10.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

11.Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)

12.Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь (Виктор Гюго)

13.Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир)

14.Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель)

15.Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»?

16.Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский, великий русский писатель)

17.Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер)

18.Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев, дагестанский советский прозаик)

19.Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А.П.Чехов)

20. Честь, порядочность, совесть – качества, которыми дорожить нужно (по произведениям русской литературы XIX века)

21. Ваше отношение к актуальности темы чести (Почему тема чести остаётся актуальной и сегодня?)

22. Какого человека можно назвать человеком чести?

23. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

24. Предательство и бесчестие: как связаны эти понятия?

25. Честь и совесть - ведущие понятия, характеризующие человеческую личность

26. Близкое мне по духу понятие чести…

27. Может ли любовь или совесть возродить утраченное ранее понятие чести? (В качестве примера-аргумента: Раскольников и Свидригайлов, герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 28. Можно ли считать человека, победившего на дуэли, человеком чести?

29. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»?

30. Что есть истинная честь и что есть мнимая?

31. На что можно пойти ради защиты человеческой чести? 32. Произведение о человеке чести, которое меня потрясло...

33. Что значит идти дорогой чести?

М.А. Шолохов, повесть «Судьба человека»;

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»;

А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»;

«Слово о полку Игореве»;

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»

Н.М. Карамзин, повесть «Бедная Лиза»

А.Н. Островский, драма «Гроза»

А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор»

А.И. Куприн, повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

М. Горький, рассказ «Старуха Изергиль»

Толстой Л.Н., повесть «Кавказский пленник»

Паустовский К. Г., сказка «Тёплый хлеб»

Стивенсон Р., баллада «Вересковый мёд»

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Н.В.Гоголь. , повесть «Тарас Бульба»

Ф.Купер, роман «Последний из могикан»

А.П.Платонов., рассказ «Юшка»

В. Скотт. , роман «Айвенго»

Пушкин А.С. ,роман «Дубровский»

Грин А.С. ,феерия «Алые паруса»

Мериме П. ,новелла «Маттео Фальконе»

Л.Н.Андреев, повесть «Иуда Искариот»

Н.С. Лесков, «Тупейный художник», «Очарованный странник»

Г.де Мопассан, «Ожерелье»

Материалы к вступительной части сочинения

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.

Материалы к основной части сочинения

Святое воинство

Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь, как человек.
1988

"Чувство собственного достоинства..."

Белле Ахмадулиной

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент:

созидается он столетьями, а утрачивается в момент

под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,

иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя,

на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,

потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.

Я люблю вас, мои товарищи – боль и нежность в моей крови.

Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

не придумало человечество для спасения своего.

Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету –

потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.

Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?

Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.


Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы -

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе:

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею -

Каждый выбирает для себя.


Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте.
Роберт Бёрнс

Этот замечательный текст из коллекции текстов для сочинения ЕГЭ можно использовать как в основной части, так и во вступлении и в заключении. Прочитайте его, выпишите цитаты, ключевые слова.

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

Средняя общеобразовательная школа № 141

Тема: Тема чести в произведениях русских писателей

Класс: 10 «Б»

Руководитель: Шульман Нина Николаевна

Москва 2003 год

Вопросы чести и морали всегда являются основополагающей проблемой во

взаимоотношениях людей в обществе. Одно из важных мест уделяется этой теме

в русской литературе 19 века. Русские писатели этого значительного периода

в развитии отечественной истории создавали произведения, которые не только

в полной мере отражали жизнь, но и имели огромное нравственно-

воспитательное значение, выявляя то лучшее, что есть в народе, на что

этому народу следует опираться.

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от

подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в

выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает

людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар

или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и

уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от

его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь

чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие

всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.

Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как

отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значение

великой русской классической литературы, являющейся нравственным

фундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы,

сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретают

материальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так в повести

Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как это

происходит и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в

обстановке высокой житейской нравственности. Его отец отрицательно

относился к легким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Он не

захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию своего юного сына

Петрушу: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? -

говорит Андрей Петрович своей жене. – «Нет, пускай послужит в армии, да

потянет лямку, да понюхает пороху, да

Будет солдат, а не шаматон». В напутствии сыну отец особенно подчеркивает

необходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягнешь, слушайся

начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы

не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Это напутствие отца остается с Гриневым на всю жизнь и помогает ему не

сбиться с правильного пути. Петруша Гринев не получил хорошего образования,

так как его воспитателем был всего лишь крепостной Савельич, который

однако же своим долгом считал верно служить барину. Его преданность своему

господину далека от рабской зависимости. Савельич не только выучил Петрушу

грамоте, но и давал ему важные жизненные советы, что было продиктовано его

искренней любовью к мальчику.

Так в своей семье Петр Гринев был воспитан как дворянин, верный своему

слову и не считающий возможным изменить присяге ради своего блага.

Оторвавшись от дома и родителей, Петр Гринев оказывается вовлеченным в

карточную игру и проигрывается. Хотя Савельич уговаривал его уклониться от

расчета, Гринев поступил по чести и вернул карточный долг.

Гринев добр и отзывчив. Несмотря на недовольство Савельича, он не

пожалел отдать свой заячий тулупчик бродяге, показавшему ему дорогу в

пургу. Гринев не мог не отблагодарить человека, оказавшего ему услугу. Этот

поступок в будущем спас ему жизнь. Добро отзывается добром.

Нравственные испытания ожидали Гринева в его новой военной жизни. В

Белогородской крепости он подружился с дочерью коменданта Машей Мироновой.

Из-за Маши Петр Гринев поссорился со своим товарищем Швабриным, который

посмеялся над нежными чувствами Гринева, излитыми в сочиненных им стихах.

Гринев доверил Швабрину свои стихи, а подлый Швабрин, догадавшись, что они

адресованы Маше, стал говорить непристойности о ней. Позднее выяснилось,

что он сам сватался к Маше и, получив отказ, хотел опорочить ее имя. Гринев

вызвал обидчика на дуэль, так как считал своим долгом защитить честь

девушки. Бесстыдство Швабрина было ему несносно.

Швабрин же корыстен и труслив. Его образ как бы оттеняет благородство

Гринева, для которого нет другого пути, как только поступать по чести, не

думая о своей выгоде. Швабрин - полная его противоположность.

Даже во время дуэли, почувствовав силу Гринева, он воспользовался тем,

что Гринев отвернулся, отвлеченный спешащим на помощь Савельичем, и нанес

ему предательский удар шпагой.

Потом Гринев узнает, что Швабрин написал на него донос его отцу.

Таким образом, бесчестное поведение Швабрина вызывает антипатию у читателя

и тем самым усиливает обаяние и притягательность характера Петра

Андреевича Гринева.

Характеры Швабрина и Гринева особенно проявились во время Пугачевского

бунта, когда решался вопрос их жизни и смерти. Замечательно при этом и

поведение семьи коменданта крепости. Понятия чести и долга, верности

присяге были святы для родителей Маши. Они предпочли смерть, но не сдались

бунтовщикам. Иван Кузьмич Миронов был не способен на предательство ради

собственного благополучия. Его жена Василиса Егоровна была готова разделить

участь мужа, чтобы не сдаться врагу.

Швабрин же ценичен и равнодушен к страданиям этих людей. Он относился с

презрением к простым людям и думал лишь о том, как бы спасти свою

собственную жизнь любой ценой. Чувства долга и чести были в нем не развиты.

Он нарушил присягу и перешел на сторону бунтовщиков, но не потому, что

сочувствовал им и разделял их взгляды, а лишь для спасения своей жизни. А

еще он имел план, расправившись с Гриневым, принудить Машу выйти за него

Что касается Гринева, то вполне понятно, что он предпочел смерть. Он не

мог изменить присяге и стать соратником Пугачева – убийцы Машиных

родителей.

Гринев был бы повешен, если бы не отчаянное поведение Савельича,

просившего о его помиловании и готового умереть вместо своего барина.

Савельич спас Гринева, показав преданность и исполнение своего долга

оберегать доверенного ему Петрушу.

Пугачев оценил в Гриневе человека чести. Он сам ставил перед собой

благородную цель дать свободу и счастье крепостным крестьянам и поэтому ему

было по душе благородство молодого офицера. Нравственность Гринева оказала

влияние на Пугачева. Он освободил Машу и предложил быть посаженным отцом у

них на свадьбе. Получив вежливый отказ Гринева, Пугачев сумел понять его,

так как тоже имел милосердие и честь.

Пугачев также понимает, что Швабрин бесчестен и относится к нему с

пренебрежением.

Будучи арестованным по доносу за связь с мятежным атаманом, Гринев из

соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Но справедливость

восторжествовала и у повести счастливый конец.

Так Александр Сергеевич Пушкин показал понимание чести и долга с

позиций абсолютно разных людей, стоящих на разных ступенях общества.

Моральные качества воспитываются в человеке независимо от его

образованности и социального положения.

Интересно замечание В. Белинского, который сказал о Пушкине, что «читая

его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Сам Александр Сергеевич Пушкин был «невольник чести», как написал о

нем в своем стихотворении «Смерть поэта» другой гениальный поэт

М.Ю.Лермонтов. Он пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищая

честь своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, который

сомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. Александр

Сергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценою

собственной жизни.

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Но «дивный гений» Пушкина озаряет своим лучезарным светом жизнь многих

и многих поколений потомков, а «пустое сердце» Дантеса не нашло счастья на

земле и доброй памяти после смерти. И как сказал Лермонтов «Свободы, Гения

и Славы палачи» не смогут смыть своей «черной кровью Поэта праведную

Михаил Юрьевич Лермонтов тоже дрался на дуэли, отстаивая свою честь. Он

был убит Мартыновым. Еще совсем молодой гениальный поэт, создавший

бессмертные произведения, вызывал раздражение и злобу праздных никчемных

завистников и также, как Пушкин, принял смерть за свою честь.

История русской дуэли 19 века – это история человеческих трагедий,

высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в

дворянском обществе того времени. Готовность платить жизнью за

неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание

этого достоинства, сильно развитое чувство чести. К тому же к дуэлям

побуждало подспудное сознание, что должно свершиться высшее правосудие и

победить должен правый.

Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Так в поэме Пушкина «Евгений

Онегин» Ленский вызвал на дуэль своего друга Онегина из-за необоснованной

ревности. Имея «дух пылкий и довольно странный», «он сердцем милый был

невежда». Влюбленный в глупенькую и ветреную Ольгу, Ленский не видел ее

недостатков. Онегин же, не будучи романтиком, как Ленский, хотел подшутить

над ним от скуки. Кровной обиды нанесено не было. Всем было ясно, что дело

заключается в недоразумении. Однако Ленский не хотел уступить.

Онегин отнесся с досадой и даже презрением к дуэли, в которую он был

вовлечен против собственной воли. Он был искренне огорчен кровавым исходом

поединка. Ленский погиб «во цвете радостных надежд», обиженный другом,

заплатив жизнью за обиду: «Поэт, задумчивый мечтатель убит приятельской

Среди дуэлянтов были не редки бретеры. Бретер – человек, щеголявший

своей готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни

было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило

в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости.

Негативные варианты дуэли изображены также у Пушкина в повести

«Выстрел». Герой повести Сильвио ищет предлога для драки, чтобы утвердить

свое первенство в гусарском полку; в нем чувствуются бретерские замашки.

Рассказывая о себе Ивану Петровичу Белкину, он говорит: «Я был первым

буяном по армии… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал

или свидетелем, или действующим лицом».

Его противник – богатый граф, «любимец счастья», вызывавший раздражение

Сильвио своим превосходством и удачливостью. Граф демонстрировал

презрение к смерти: ел черешни под дулом пистолета. Оба противника

действовали в угоду своему самолюбию. Цель Сильвио не убийство, а желание

доказать себе и другим, что он сильнее и может властвовать людьми. Им

владели болезненное самолюбие и эгоизм.

Убийства не произошло, но Сильвио оставил за собой свой выстрел. Он

посвятил несколько лет жизни, чтобы добиться торжества над противником и

отомстить за уязвленное самолюбие. Ограничивая себя во всем, он ежедневно

тренировался в стрельбе и выжидал момента, удобного для осуществления своей

Приехав, наконец, к графу, чтобы произвести ответный выстрел, Сильвио

не стал его убивать, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать и был

свидетелем его испуга.

Пушкин описывает нравы молодых офицеров, «которые в храбрости

обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных

пороков».

В повести М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени» Печорин убивает на

дуэли Грушницкого. Вступившись за честь дамы, низко оклеветанной Грушницким

по причине ее невнимания к нему, Печорин вызывает обидчика на поединок.

Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить

только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел. Безнравственность

и малодушие Грушницкого выражаются в его бесчестном поведении по отношению

к девушке и к своему товарищу, которому он завидует.

Узнав о заговоре, Печорин предлагает Грушницкому жестокие условия

дуэли, либо публично отказаться от своей клеветы и просить у него

извинения. Грушницкий в порыве бессильной ненависти к противнику выбирает

стреляться без шанса на жизнь и падает в пропасть, сраженный пулей

Печорина.

Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым, описанная

Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир».

Пьер Безухов – сугубо штатский человек, склонный к философским

размышлениям, далекий от житейской суеты и распрей. Он совершенно не умел

обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли Долохова, бесстрашного вояку.

Здесь Толстой как бы подтверждает мысль о том, что вершится правосудие и

порок должен быть наказан. Поначалу Пьер искренне доверял Долохову,

поскольку будучи честным человеком, не мог предполагать бесчестия в других.

Он ввел его в свой дом, помог деньгами в память о старой дружбе, а Долохов

опозорил Безухова, соблазнив его жену. Пьер Безухов вступился за свою

честь, но, понимая, что глупая и жестокая Элен не заслуживает того, чтобы

из-за нее произошло убийство, раскаивается в происшедшем. Он благодарит

Бога за то, что не убил человека. Он готов раскаяться уже перед дуэлью, но

не из страха, а потому, что уверен в виновности Элен.

В драме Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает

собственную горячо любимую жену, поверив в искусно сплетенную интригу.

Арбенин здесь выступает как эгоист и злодей, загубивший невинную душу ради

своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали

его игрушкой в руках лукавых недоброжелателей и толкнули на злодейство.

Отравив жену и узнав, что она невинна перед ним, Арбенин страшно

раскаивается, но жизнь его уже разбита.

Итак, литературные герои той эпохи вызывали обидчиков к барьеру и порой

шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, цена которой была сама

В грандиозном по своей масштабности произведении «Война и мир»

Л.Н.Толстой уделяет главное внимание проблеме нравственной чистоты души.

Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и

счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой

делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека

в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели.

Любимые герои Толстого Андрей Болконский и его близкие, Пьер Безухов,

семья Ростовых – это искренние и благородные люди, понимающие свой долг

перед родителями и Отечеством, живущие по чести и совести.

Андрей Болконский – волевой и принципиальный человек. В начале романа

он мечтает о воинской славе, ждет счастливой минуты, когда «ему придется,

наконец, показать все то, что он может сделать», проявить себя в сражении.

«Для одного этого я живу», - думал князь Андрей.

Воспитанный своим отцом генерал-аншефом Екатерининского правления,

занимавшим видное положение именно благодаря талантам, а не стремлением к

карьере, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми и

отечеством. Николай Андреевич Болконский честно служил своему отечеству

и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при

Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся

своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость,

независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по

наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде

Курагина, для которого нет понятия чести.

Князь Андрей мечтает о подвиге. Он совершает подвиг в битве при

Аустерлице, подхватив упавшее знамя и воодушевив тем самым обратившееся в

бегство войско

Образ князя Андрея дан Толстым в развитии. В результате духовных

исканий он меняет свое представление о смысле жизни. В конце книги, будучи

смертельно ранен в Бородинском сражении, ему стала доступна «божеская

любовь» к людям – та любовь, которая должна спасти мир от зла.

Князь Андрей никогда не изменил своему долгу и совести. После разрыва с

Наташей Ростовой, не смотря на душевную боль, причиненную ему, он не

вызывает Курагина на дуэль, будучи выше этого. В данном случае его

благородство и чувство чести не позволяют ему принять обиду на свой счет.

Он оставляет Наташину измену на ее совести, из-за чего она сильно страдает.

В конечном итоге Андрей Болконский прощает Наташе ее увлечение, понимая ее

неопытность и понимая также, что любит только ее.

Андрея Болконского связывает дружба с Пьером Безуховым. Эти два

человека отличили друг друга среди светских пустых лицемеров, почувствовав

единство взглядов и угадав друг в друге человека чести.

Пьер Безухов, как и князь Андрей, находясь в постоянном поиске смысла

жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный

человек. Он бесконечно добр и способен чувствовать чужую боль. Напряженная

внутренняя духовная деятельность Пьера, его стремление к

самосовершенствованию привели его к пониманию бесконечности и красоты

бытия. Он обрел свою душу, которую нельзя убить.

Наблюдения Пьера за поведением простых людей, их мудрость и

естественность многому его научили. Нравственная чистота народа,

способность к самопожертвованию, душевное благородство были открытием для

Пьера Безухова и он с радостью ощущал себя частью этого народа, частью его

духовной силы.

На примере войны 1812 года Л.Н.Толстой показывает, как народ героически

творит историю. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война

народная. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным»

становится защита Родины. В романе дано множество образов простых мужиков,

солдат. Все они готовы умереть за Родину и уверены в победе.«Всем народом

навалиться хотят». Всем миром готовы отстоять честь своего Отечества и

единодушны в решении не отдать свою столицу врагу. Чтобы ничего не

досталось «дьяволам», решено было поджечь Москву.

Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев,

Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика.

Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват

чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в

романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел

поработить русский народ и претендовал на мировое господство.

Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь

справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В

этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства

Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к

солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности.

Толстой видит в народе источник духовности и нравственности,

необходимых для всего общества. По мысли Толстого нравственны и честны те

дворяне, которые ближе стоят к народу. У них сильнее выражено

патриотическое чувство. И наоборот, те дворяне, которые отстраняются от

своего народа и гнушаются им, черствы и бездушны.

В любви к Родине равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. В

полку его называли «наш князь», им гордились и его любили.» Духовным

учителем Пьера Безухова стал Платон Каратаев – человек из народа. Солдаты

называли Пьера «наш барин».

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской

знати. Основная цель этих людей – ловить «кресты, рубли, чины». Высшему

свету были присущи черты двуличия и лицемерия. Жизнь в беспечной роскоши

притупляла чувства чести и долга.

В Отечественной войне 1812 года была заключена огромная нравственная

сила, которая очищала и перерождала героев Толстого. Их судьбы шли той же

дорогой, что и судьба народная. Они пришли к пониманию того, что отстаивая

честь своего Отечества, они сохраняют свою честь.

Список использованной литературы.

1. А. С. Пушкин:

«Капитанская дочка»

«Евгений Онегин»

«Выстрел»

2. М. Ю. Лермонтов

«Смерть поэта»

«Герой нашего времени»

«Маскарад»

3. Л. Н. Толстой.

Направление итогового сочинения «Честь и бесчестие »

Презентация по литературе

учителя русского языка и литературы

Репиной Екатерины Кирилловны


Какими бывают рассуждения

1 . Рассуждение – доказательство:

тезис-аргументы, доказательства- вывод.

2. Рассуждение-объяснение:

Что это такое? Например, «Что такое честь?»

3.Рассуждение-размышление:

Как быть? Что делать? Почему это происходит?


Работа над сочинением

  • 1.Учимся писать вступление по теме.
  • 2.Работаем с основной частью сочинения, раскрываем тему :
  • составляем первый тезис
  • .составляем второй тезис и подбираем литературные аргументы.
  • 3.Пишем заключение по теме сочинения.
  • 4.Проверяем черновик сочинения 3 раза (орфографию, пунктуацию, стилистику). Редактируем текст сочинения.
  • 5 Аккуратно, чётко и разборчиво переписываем гелевой ручкой сочинение на бланк ответов.

Учимся составлять тезисы к сочинению

Как нужно составлять тезисы для раскрытия темы сочинения?

1.Задайте вопрос по теме сочинения.

2. Дайте ответ на этот вопрос.

3.Этот ответ и будет тезисом к основной части сочинения.

4.Докажите тезисы, используя литературные аргументы. При этом

текст пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные

размышления и рассуждения, используя аргументы из книг.


Итоговое сочинение «Честь и бесчестие». Базовый уровень.

1. Вступление.

Честь… Что же это такое?

Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные

уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна

удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости.

Для большинства из нас состояние утраченной чести (бесчестия) – это

тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу

духовную связь другими людьми, с обществом. Без чести нет у

человека настоящей жизни.


Основная часть сочинения

Классики мировой художественной литературы, в том числе и русской,

создали немало произведений, где рассказывается о таких героях, которые

по-разному относятся к понятию чести и достоинства.

Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести уделяется самое серьёзное внимание. Автор показывает двух русских

офицеров- Гринёва и Швабрина. Пётр Андреевич Гринёв-человек чести и

долга, а вот Швабрина таким назвать нельзя. Почему же так происходит?

Жизнь часто испытывает людей, ставит их перед выбором. Как быть, что

делать в конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или

прийти к бесчестию?


Основная часть сочинения

В родительском доме Пётр получил здоровые начала в жизни, его моральные

качества и жизненные принципы достойны уважения. Отец, провожая

Петра на службу, дал ему наказ о том, чтобы служил честно и помнил, что

для человека честь-это самое главное. Молодой офицер помнит отцовскую

заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву присущи благородство и верность.

Честь и долг для русского офицера являются смыслом жизни. Он

отказался служить Пугачёву, объяснил это тем, что давал присягу служить

государыне-императрице. Пётр Андреевич держится смело, честно, ведёт себя

достойно.

Пугачёв оценил Гринёва как человека чести.

И мы видим, что путь чести – очень трудный, но правильный в жизни.


Раскрываем тему сочинения. Аргумент первый.

А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но какой? У Швабрина

отсутствуют чувства долга и человеческого достоинства. Нарушив

воинскую присягу, перешёл на сторону Пугачёва, ползал в ногах

у самозванца, вымаливал прощение. Он предал Родину, своего

сослуживца Гринёва, принёс столько страданий Маше Мироновой, которая отвергла его любовь.

А это и есть настоящее бесчестие.

Перечитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы начинаем отчётливо понимать, что «честь с мундиром не выдаётся. Честь-

это нравственная начинка», что бесчестие ведёт к краху человеческой

личности.


Второй аргумент в сочинении

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показывает двух помещиков, старых

друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.

Что значит честь для каждого из них? Долгое время единственным человеком,

к которому Троекуров относился с почтением и уважением, был его сосед

из Кистенёвки-Дубровский. Старые друзья поссорились Оба помещика имели

вспыльчивый характер, оба гордые.

Троекуров поддерживал это состояние в себе сознанием богатства и власти.

А Дубровский-осознанием древности своего рода и дворянской чести.

Случай на псарне показывает Дубровского как человека гордого, который

обладает чувством собственного достоинства. Троекуров своими

предпринятыми действиями довёл бывшего друга до умопомешательства и

смерти. Такие поступки разрушают личность.


Основная часть сочинения

Перечитывая роман А. С. Пушкина «Дубровский», мы задумываемся над

тем, что честь-это главный стержень человека, его нравственный хребет,

когда судьёй поступков и действий человеческих становится совесть,

которая является и лучшим нашим контролёром


О заключении к сочинению

В заключении необходимо сделать вывод по написанному рассуждению.

Оно должно перекликаться с вступлением.

Такая композиция сочинения называется кольцевой.

Этот вариант композиции (построения работы) считается одним из самых лучших.


Заключение по теме сочинения

Итак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая страницы двух

романов Александра Сергеевича Пушкина, я прихожу к выводу о том, что

понятие чести никогда не устареет, так как именно честь помогает человеку

жить, быть на высоте, по могает сделать правильный нравственный выбор,

осуществлять духовную связь с людьми, с обществом. А это

немало в человеческой жизни. И очень хочется надеяться на то, что и в

наше время среди моих современников будет как можно больше людей, для которых понятие чести никогда не потеряет своей

высокой значимости.


Оценка сочинения по пяти критериям

Критерий 1 .Соответствие теме.

Критерий №2 .Аргументация.Привлечение литературного материала.

Критерий №3. Композиция (построение сочинения) и логика рассуждений.

Критерий №4. Качество письменной речи .

Критерий№5 .Грамотность.

Оценка -зачёт-незачёт


Использованные источники

1.А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

2.А. С. Пушкин. «Дубровский».

3.Итоговое сочинение в выпускном классе. Подготовка. Написание. Редактирование. Составитель Г. В. Цветкова. «Учитель». Волгоград.

4.О.И. Щербакова. Виды сочинений по литературе.10-11 класс. «Просвещение:2015 ».

5 .Елена Стародубцева. « Капитанская дочка » на уроках литературы (Я иду на урок литературы).

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Эпиграф романа сразу указывает на проблему, поднятую автором: кто является носителем чести, кто бесчестья. Воплощенная честь, которая не позволяет руководствоваться материальными или другими корыстными интересами, проявляется в подвиге капитана Миронова и его ближайшего окружения. Пётр Гринёв, готов погибнуть за данное слово присяги, и даже не пытается выкручиваться, обманывать, спасать жизнь. Иначе поступает Швабрин: ради спасения своей жизни, он готов пойти в услужение казакам, лишь бы выжить.

Маша Миронова – воплощение женской чести. Она тоже готова умереть, но не вступает в сговор с ненавистным Швабриным, который домогается любви девушки.

2. М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»

Кирибеевич – представитель опричнины, не знает ни в чём отказа, он привык к вседозволенности. Желание и любовь ведут его по жизни, он не говорит всей правды (а значит, лжёт) царю и получает разрешение на сватовство к замужней женщине. Калашников, следуя законам «Домостроя» встаёт на защиту чести своей опозоренной жены. Он готов погибнуть, но наказать своего обидчика. Уходя биться на лобное место, он приглашает своих братьев, которые должны продолжить его дело, если он погибнет. Кирибеевич же ведёт себя трусливо, смелость и удаль сразу сходят с его лица, как только он узнаёт имя своего противника. И хотя Калашников гибнет, он умирает победителем.

3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси…»

Матрёна Тимофеевна свято хранит свою честь и достоинство матери и жены. Она, беременная, идёт к губернаторше, чтобы спасти мужа от рекрутчины.

Ермила Гирин, будучи человеком честным и благородным, пользуется авторитетом у сельчан ближайшей округи. Когда возникла необходимость выкупить мельницу, у него не оказалось денег, крестьяне на базаре за полчаса собрали тысячу рублей. А когда смог вернуть деньги, обошёл каждого и лично вернул занятое. Оставшийся невостребованный рубль отдал всем на выпивку. Он человек честный и честь для него дороже денег.

4. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня – Катерина Измайлова – ставит любовь выше чести. Для неё неважно, кого убивать, лишь бы остаться с возлюбленным. Смерть свёкра, мужа становится лишь прелюдией. Главное преступление – убийство маленького наследника. Но после разоблачения она остаётся брошенной её любимым человеком, так как его любовь была лишь видимостью, стремлением обрести хозяйку в жёны. Смерть Катерины Измайловой не смывает грязи с её преступлений. Так бесчестье при жизни остаётся посмертным позором похотливой заевшейся купчихи.

5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова – нравственный идейный центр романа. Девушка, брошенная мачехой на панель, сохраняет чистоту своей души. Она не только истово верит в бога, но и сохраняет в себе нравственное начало, не позволяющее ни лгать, ни воровать, ни предавать. Она несёт свой крест, ни на кого не перекладывая ответственности. Она находит нужные слова, чтобы убедить Раскольникова признаться в преступлении. И идёт за ним на каторгу, бережёт честь своего подопечного, охраняет его в самые трудные минуты жизни. Спасает, в итоге, своей любовью. Так удивительно, девушка, работающая проституткой, становится в романе Достоевского защитником и носителем подлинной чести и достоинства.

Аргументы для итогового сочинения.

1. А. Пушкин «Капитанская дочка» (Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

В своей повести "Капитанская дочка" Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является. Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).

2. М.Шолохов «Судьба человека» (В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов - простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным: "Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?" Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: "Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников". Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.))

3. М. Лермонотов . Роман "Герой нашего времени" (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).

4. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» . (Лермонтов повествует о вседозволенности людей, стоящих у власти. Таким является Кирибеевич, который покусился на замужнюю жену. Для него законы не писаны, он ничего не боится, его даже царь Иван Грозный поддерживает, поэтому он соглашается на бой с купцом Калашниковым. Купец Степан Парамонович Калашников человек правды, верный муж и любящий отец. И даже не смотря на риск проиграть Кирибеевичу, он за честь своей жены Алёны вызвал его на кулачный бой. Убив опричника, Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его к повешению. Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать своей смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере этого героя Лермонтов показал настоящий русский характер простого человека чести - сильного духом, непоколебимого, честного и благородного.)

5. Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Остап достойно принял смерть).

6. В.Распутин "Уроки французского". (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)

6. А.Пушкин «Капитанская дочка». (Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя.)

7. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" (Раскольников - убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?)

8. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?)

9. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Дуню оклеветали. Но её честь была восстановлена. Честь легко потерять.)

10. Л.Н.Толстой "Война и мир" (Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает с в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством провалились, тогда он решил получить деньги другим способом. Он женил юношу на своей дочке Элен, у которой не было никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене Элен с Долоховым, закипел гнев и он вызвал Фёдора на битву. Дуэль показала храбрость Пьера. Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества, которые вызывают уважение. А жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им только страдания. Враньё, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но зато могут запятнать честь и потерять достоинство человека).