Проект по театральной деятельности. Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д

МАДОУ «ЦРР-Д/С №87» г. Сыктывкара

Проект по театральной деятельности в старшей группе

« Театр и мы»

Воспитатель:

Михайлова М.А.

Сыктывкар,2016

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают.

Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей, приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка.

Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Мы провели анкетирование родителей, которое показало, что: · у 64% дошкольников к 5-6 годам отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности. Поскольку театр отражает явления окружающей действительности, то отсутствие знаний по такой интересной и захватывающей деятельности вызвало потребность - по подробней поработать как с детьми, так и с их родителями. Итак, мы решили узнать о театре все что можно.

Цель: Формировать развитие творческих способностей посредством театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей.

Задачи:

Тип: Творческий, среднесрочный.

Участники: Воспитатели старшей группы, дети, родители, музыкальный руководитель.

Ожидаемый результат:

Родители и дети знакомятся с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания. Возрастает желание посещать театры вместе с детьми. Укрепляются связи между родителями и воспитателями. Развиваются артистические способности детей.

Этапы реализации:

Сбор литературы

Беседы с детьми

Консультации с родителями

Составление плана работы

Изготовление атрибутов

Подбор наглядной информации и папки –передвижки

    Основной этап

Воспитатели:

Беседа: «Что такое театр?»

Просмотр слайдов с разными видами театра: оперный, балетный, драматический, кукольный

Изготовление театральных билетов

Просмотр детских выездных спектаклей в ДОУ

Сюжетно-ролевые игры с детьми «Театр», «Семья»

Пальчиковый театр

Подвижные игры с героями

Чтение русских народных сказок

Игры на развитие мимики

Театр Би-Ба-Бо: «Колобок», «Три поросенка», «Теремок»

Просмотр слайдов об истории театра и театрального костюма

Репетиции утренников

Инсценирование сказок

Разучивание стихотворений

Оформление альбома «Театр и мы»

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Упражнения на развитие мелкой моторики(с пластилином, с кольцами, с салфетками, с карандашами)

Показ театрализованных представлений

Изготовление различных типов кукольного театра

Родители:

Посещение театра с ребенком

Подготовка к показу сказки для детей (выбор произведения и сценария, разучивание сценария, репетиции)

Изготовление атрибутов

    Заключительный этап

Показ сказки детей старшего возраста «Лисичка-сестричка и серый волк» младшим дошкольникам

Участие детей в фестивале «Сказочный сундучок»

Создание альбома

Приложение

Анкета для родителей

1.Сколько лет вашему ребенку?

2. В течение какого периода он посещает дошкольное учреждение?

3.В каких формах у ребенка проявляется творчество?

4.Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?

5.Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?

6.Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?

7.Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?

8.Были ли вы со своим ребенком в театре?

9.Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности в нашем саду.

Большое спасибо!

После проведения анкеты мы поставили задачи:

    Пробуждать интерес к театру у детей и родителей;

    Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения) через проигрывание сказок;

    Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение;

    Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми и в группе;

    Привлечь родителей к созданию совместной деятельности;

    Развивать эмоциональную сферу ребенка через театрализованную деятельность (игры, этюды);

    Провести заключительные мероприятия (картотека театрализованных игр, постановка сказки, создание альбома);

Месяц/

показатель

январь

февраль

март

апрель

Дети

Беседа с детьми о настроении, правилах поведения, их соблюдении. Просмотр презентаций

«Театр», « Профессии в театре»

Чтение худ. произведений,

словесные игры, просмотр слайдов об истории театра и театрального костюма.

Чтение худ. произведений

Подготовка к участию детей в фестивале «Сказочный сундучок»

Участие детей в фестивале «Сказочный сундучок»

Показ сказки детей старшего возраста «Лисичка-сестричка и серый волк» младшим дошкольникам

Родители

Консультация для родителей «Театр дома»

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов.

Посещение драмтеатра

Подготовка к показу сказки для детей

Педагоги

Подбор картотеки театрализован

Посещение драмтеатра

Выставка книг «В гостях у сказки»

Оснащение педагогического процесса

Подбор презентаций для обогащения сюжетов и игровых действий.

Изготовление и приобретение дидактического материала к театрализованным играм.

Оформление альбома

Артикуляционная гимнастика

"Окошко"
широко открыть рот - "жарко"
закрыть рот - "холодно"
"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
"Чашечка"
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
"Маляр"
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
"Грибочек"
улыбнуться
поцокать языком, будто едешь на лошадке
прикососать широкий язык к нёбу
"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы
"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)
"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая
"Индюки болтают"
языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."
"Орешки"
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"
"Качели"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы
"Часики"
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
"Блинчик"
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу
"Вкусное варенье"
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
"Шарик"
надуть щёки
сдуть щёки
"Гармошка"
улыбнуться
сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
"Барабанщик"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."
"Парашютик"
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
"Загнать мяч в ворота"
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота) дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
Необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме.

Дыхательные упражнения.

Упражнение 1.

«Хомячок». Ребенок изображает хомячка - надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух.

Упражнение 2 .

«Роза и одуванчик». Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».

Упражнение 3 .

«Ворона». Малыш стоит, опустив руки и слегка расставив ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».

Упражнение 4 .

«Курочка». Ребенок садится на стул, опустив руки. Быстрый вдох – руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки). Выдох – руки опускаются, поворачивая ладони вниз.

Упражнение 5 .

«Воздушный шарик». Ребенок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает. Упражнение 6. «Волна». Ребенок ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе. Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола. Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом ребенок произносит: «Вни-и-и-з».

Упражнение 6.

«Часики». Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так». Упражнение 8. «Водолаз». Ребенок должен представить, что он спускается под воду на море. Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.





Актуальность: Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.

Актуальность проекта обусловлена тем, что недостаточное внимание родителей и детей к театру; мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»; недостаточно театральных костюмов и масок в группе.

Цель проекта: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театра инвентарём и реквизитами с помощью родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды.

Задачи:

1. Пробудить интерес детей и родителей к театру;

2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловедение);

3. Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома и детьми;

4. Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.

Участники проекта:

— сотрудники ДОУ (воспитатели)

— дети средней группы.

— родители


Сроки и место реализации
: февраль — март 2012 года.

МДОУ «Детский сад №21» г. Сыктывкара.

План реализации проекта:

Подготовительный этап

1) Опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»

Срок реализации: Февраль

Ответственные: Воспитатели

Результат: Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех».

2) Исследование детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду».

Срок реализации: Февраль

Ответственные: Воспитатели

Результат: Определение целей и задач.

3) Разработка проекта в группе.

Срок реализации: Февраль

Ответственные: Воспитатели

Результат: Проект «Театр для всех».

4) Индивидуальные беседы, консультации с родителям и по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Срок реализации: Февраль

Ответственные: Воспитатели

Результат: Конкурс «У мамы не простые, у мамы руки золотые» (приурочен ко Дню 8 марта».


Основной этап

1) Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный).

Срок реализации: Февраль

Результат: Схемы, эскизы. Мастер- класс по изготовлению.

2) Просмотр музыкального кукольного спектакля «По щучьему велению»

3) Просмотр представления по мотивам сказок У.Диснея .

Срок реализации: Март

Результат: Побуждение интереса детей к театральной деятельности.

4) Активное использование в совместной деятельности с детьми различных видов театра.

5) Обыгрывание этюдов, потешек, сказок в индивидуальной и коллективной работе.

Ответственные: Воспитатели, старший педагог.

6) Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду.

Срок реализации: Февраль — Март

Ответственные: Воспитатели, старший педагог.

Результат: Приобретение детьми навыков в использовании театральных атрибутов (билеты, маски, оборудование)

7) Репетиции спектакля «Заюшкина избушка» с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале для настоящих зрителей: дети, родители, педагоги.

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели.

Результат: Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.

8) Проведение экскурсии в Драматический театр с посещением гримёрной артиста, сцены, зала, раздевалки, фойе, склада, мастерской, музея и т.д.

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели, родители.

Результат: Побуждение интереса детей к театральному искусству путём наглядности и эксперимента.


Заключительный этап

1) Смотр-конкурс работ родителей.

Срок реализации: Март

Ответственные: Администрация ДОУ, воспитатели.

Результат: Формирование у родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности.

2) Показ спектакля «Заюшкина избушка».

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели.

Результат: Развитие способности к импровизации, речевой активности детей.

3) Обновление предметно-развивающей среды, театрального уголка.

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели, родители.

Результат: Приобретение ширмы, уголка «Русская изба», народных костюмов, разнообразных видов театров и масок.


Ожидаемый результат:

1. Участие в проекте 80% семей группы;

2. Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способов изготовления и обыгрывания;

3. Приобретение и изготовление театров родителями для дальнейшего использования;

4. Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 4-5 лет;

5. Развитие эмоционального фона и речи ДОШКОЛЬНИКОВ.


воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 21» г. Сыктывкара

г. Сыктывкар, Россия

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

«Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа…»

Сказочный мир театра

Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь в этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть. Поиграем в сказку, малыш! Это принесёт тебе радость! В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит в театре. Дети верят в чудеса, и в то, что где-то на земле есть необыкновенная страна, в которой птицы и звери могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где добро всегда побеждает зло. Эта волшебная страна существует и называется она - Театр! Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдётся занятие по вкусу. Взрослый может тоже взять на себя любую роль и… станет Волшебником! Стоит только взмахнуть «волшебной» палочкой и всё вокруг преобразится: оживёт сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, всё озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения.

Детский театр прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.

Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…

Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.

Цель проекта: Приобщить детей к театральной культуре.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  2. Учить детей различным средствам импровизации.
  3. Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
  4. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
  5. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.

Участники проекта:

  1. Воспитанники группы.
  2. Воспитатели группы.
  3. Родители детей группы.
  4. Музыкальный руководитель.

На сколько рассчитан проект: на период пребывания ребёнка в ДОУ (4 года).

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
  2. Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
  3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.

Формы работы:

  • организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
  • организация совместных с родителями мероприятий;
  • организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
  • организация посещений культурных мероприятий (старшая группа).

Формы работы с родителями:

  1. Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
  2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
  3. Открытые показы занятий и театральных представлений.
  4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
  5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.

Основные этапы реализации проекта:

1 этап

Предварительная работа

Изучение методической литературы.

Приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды.

2 этап

Основная работа

Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.

Заключительная работа

Проведение мониторинга исполнения задач проекта.

На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое тестирование воспитанников и анализ предметно-развивающей среды.

1 этап

Предварительная работа:

Изучение методической литературы;

Организация предметно-развивающей среды.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. СанПиН.
  3. Н.Ф Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.
  4. А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
  5. А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
  6. Н.Б. Улащенко «Организация театральной деятельности в младшей группе», изд-во «Корифей» г. Волгоград.
  7. И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
  8. , Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
  9. Н.В. Смирнова, В.К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущ-ность и структура» г. Иваново, 2009 год.
  10. С.Н. Захарова «Праздники в детском саду», «Владос», 2001 год.
  11. Н.В.Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», Москва изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.
  12. В.В. Гербова, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2005 год.
  13. Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
  14. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.

Организация предметно-развивающей среды.

Для успешной реализации задач проекта необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.

  1. Мини – сцена с ширмой и микрофоном.
  2. Куклы би-ба-бо.
  3. Верховые куклы.
  4. Куклы на гапите.
  5. Плоскостные театры.
  6. Фланелеграф.
  7. Пальчиковые игрушки.
  8. Театр резиновой игрушки.
  9. Театр мягкой игрушки.
  10. Театр кружек.
  11. Театр марионеток.
  12. Круглая настольная сцена.
  13. Маски.
  14. Костюмерная с большим зеркалом.
  15. Уголок ряжения.
  16. Театр рукавичек.
  17. Теневой театр.
  18. Театр ложек.
  19. Книги-раскладушки.
  20. Конусные куклы.
  21. Музыкальные инструменты (шумовые, ударные, клавишные, духовые, струнные).
  22. Атрибуты для танцевальных импровизаций.

2 этап

Структура программы по реализации задач проекта.

Программа ориентирована на всесторонне развитие личности ребёнка, с учётом его индивидуальности. В ней систематизируются средства и методы театрально-игровой деятельности.

Основные задачи программы:

  1. Последовательно знакомить детей с различными видами театра, приобщать к театральному искусству.
  2. Способствовать развитию важнейших компетенций детей дошкольного возраста.
  3. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
  4. Совершенствование артистических навыков детей.

Структура программы:

Программа состоит из трёх разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (от 3-4 лет; от 4-5 лет; от 5-6 лет). В программе выделяются два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальной и коммуникативной компетенций, средствами театра. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны с развитием артистизма.

Программа включает в себя следующие виды творческой деятельности:

Игровое творчество;

Песенное творчество;

Импровизация на детских музыкальных инструментах;

Основы кукловождения;

Основы актерского мастерства;

Основы кукольного театра;

Драматизации.

Песенное творчество, игра на детских музыкальных инструментах, танцевальное творчество, праздники, досуги планируются и проводятся совместно с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях и в свободное время.

Театральные занятия начинаются со второй младшей группы и проводятся 1-2 раза в неделю. В сетке занятий оно планируется обычно в первой половине недели. Занятие можно проводить утром и вечером на усмотрение воспитателя. Начиная со средней группы можно проводить два занятия в неделю. В старшей группе два занятия в неделю.

Материал для занятий берётся из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти» 2007 год.

Вторая младшая группа

  1. Побуждать интерес к театрально-игровым действиям, создавать необходимые условия для её проведения.
  2. Поощрять участие детей к театрализованной деятельности, формировать положительное отношение к ней.
  3. Закреплять представления об окружающих предметах. Учить детей называть предметы театрально-бытового оборудования.
  4. Развивать умение следить за развитием действий в драматизациях и кукольных спектаклях.
  5. Развивать речь детей с помощью кукольного и других видов театра: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.
  6. Побуждать сочинять сказку с помощью воспитателя, используя при этом настольный театр.
  7. Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать внимание, память, мышление детей.
  8. Формировать умение передавать средствами мимики и пантомимики, движениями и жестами основные эмоции героев. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию на состояние других людей или персонажей.
  9. Знакомить детей с приёмами кукловождения настольных кукол. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
  10. Обучать детей сопровождать движение кукол песенкой или словами.
  11. Поощрять желание детей участвовать в импровизациях, поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.
  12. Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами.
  13. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Театральные занятия во второй младшей группе:

На театральных занятиях дети обучаются простейшим приёмам управления куклами настольного театра. Можно предложить придумывать небольшие истории, происходящие с игрушкой, чтобы ребёнок мог сам сочинять диалоги, находить выразительные интонации. При этом оказывать помощь можно наводящими вопросами, не давая при этом готового образца для подражания. Как бы примитивны не были истории, сочинённые малышами, необходимо обязательное поощрение. У ребёнка необходимо побудить желание играть с куклой. Разыгрывание сочинённых сказок духовно раскрепощают малыша и на это нужно обратить внимание. На театральных занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребёнок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе сверстников и взрослых.

Большое значение во второй младшей группе отводится работе над этюдами. Это-своеобразная школа, помогающая детям познавать секреты управления театральными куклами, основами актёрского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это поможет им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в кукольном и других спектаклях. Только создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Во второй младшей группе можно разыграть с настольными куклами хорошо знакомые русские народные сказки: «Курочка-Ряба», «Маша и медведь», «Бычок-Смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Здесь также можно предложить детям придумать диалог самим. К концу второй младшей группы дети уже должны овладеть навыками управления настольными куклами, могут до конца кон-центрировать своё внимание на кукле, внимательно слушают своего партнёра. Так-же дети могут самостоятельно сочинить небольшую сказку

Сентябрь-ноябрь (вторая младшая группа)

Виды творческой деятельности Занятия и репертуар
Игровое творчество Привлекать детей к сочинению коротких сказок и историй Настольный театр резиновой игрушки «Встреча в лесу», «Медведь и ослик» (сочиняют дети)
Песенное творчество Сопровождение движения куклы песенкой, придуманной ребёнком Любой настольный театр Любая песенка из сказки или музыка напр. «Мишка пляшет» М. Протасова
Танцевальное творчество Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку Фонограмма любой ритмичной музыки Предложить детям придумать и станцевать танец любого из персонажей сказки «Репка»
Вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками Балалайки, дудочки, баяны, пианино Имитировать игру на этих инструментах
Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Познакомить детей с приёмами кукловождения настольного театра Настольный театр Занятия 1-4, 5-8, 9-12

Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»

Основы кукольного театра Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, подводить детей к выразительному исполнению роли. Настольный театр, настольные куклы, игрушки, мягкие игрушки
Основы актёрского мастерства Воспитывать внимательность, развивать фантазию и воображение детей Работа у зеркала
Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение, поощрять доброжелательное отношение друг к другу, побуждать включаться в игры-драматизации Драматизация в костюмах, в предметном окружении, с декорациями По сказке «Репка»
Привлекать к рассказыванию сказок, вызывать интерес к происходящему на сцене, обогащать детей яркими впечатлениями Атрибуты для концертной обстановки, костюмы Инсценировка сказки «Репка», открытый просмотр сказки

Вторая младшая группа (декабрь-февраль)

Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия, репертуар.

Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»

Игровое творчество Поощрять стремление детей придумывать диалоги действующих лиц в сказках Настольный театр конусной игрушки «Бабушка и внучка», «Лиса и кот», «В гостях у Деда Мороза» (сочиняют дети)
Песенное творчество Предложить детям сочинить песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной или плясовой Крупная мягкая игрушка «Колыбельная для Мишки», «Пляска куклы»
Танцевальное творчество Побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения под разнохарактерную музыку Фонограммы и диски с разнохарактерной музыкой, атрибуты для танцевальных импровизаций (флажки, султанчики) Танцевальные импровизации: «Танец Петрушек» (муз. Д. Кабалевского), «Танец снежинок» (муз. П.И. Чайковского)
Импровизация на детских музыкальных инструментах Дать представления и способы звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах Ложки, погремушки, бубны, барабаны, колокольчики Предложить детям подыграть на музыкальных инструментах музыку под фонограмму
Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Обучить детей приёмам кукловождения настольного театра конусной игрушки Конусная игрушка Зан.13-16, 17-20, 21-24

Стр25-52. Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»

Занятия 17-18 - на оценку умения и знаний детей по театрализованной деятельности за осень

Основы кукольного театра Развивать эмоциональный отклик на действие персонажей спектакля, вызывать сочуствие и желание помочь, формировать эмоциональную выразительность речи Театр конусной игрушки
Основы актёрского мастерства Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия Работа у зеркала Любые этюды на выразительность жеста «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»
Основные принципы драматизации Вызывать желание участвовать в играх-драматизациях, подводить детей к созданию образа героя, используя при этом жест и мимику Костюмы, декорации, предметная среда. Напр. «Звери в гостях у Снегурочки»
Праздники, досуги, развлечения Развивать активно участ-вовать в празднике, развивать воображение, фантазию детей. Побуждать детей играть с куклами настольного театра Атрибуты для досуга, праздника «Праздник ёлки»,

«Белоснежка и семь гномов» (эпизод-постановка)

Вторая младшая группа (март-май)

Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия и репертуар

Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»

Игровое творчество Поддерживать желание детей коллективно сочинять небольшие сказки, рассказы, придумывая диалоги действующих лиц Настольный театр мелкой мягкой игрушки «День рождения слонёнка», «Тигрёнок заболел, «Маша и Жучка» (сочиняют дети)
Песенное творчество Побуждать детей сочинять песенки на заданный текст и использовать их в кукольных спектаклях и драматизациях Настольный театр конусной игрушки, костюмы, декорации и атрибуты Песенка петушка из сказки «Заюшкина избушка»
Танцевальное творчество Прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальные способности ребёнка, воспитывать эмоциональное отношение к музыке через танцевальное движение Фонограммы, шапочки зверей и птиц, мягкая игрушка, куклы Свободная пляска козы и козлят из сказки «Волк и семеро козлят»

Танцевальная импровизация с куклами

Импровизация на детских музыкальных инструментах Поощрять стремление детей использовать детские музыкальные инструменты со звуком неопределённой высоты в драматизациях и кукольных спектаклях Фонограмма, звучащие игрушки – инструменты со звуком неопределённой высоты Оркестровое сопровождение свободных плясок в спектакле и драматизациях «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»
Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Формировать у детей навыки кукловождения мягкой игрушки настольного театра Мягкая игрушка Зан. 25-28, 29-32,33-36

Стр.52-73 Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»

Занятия 35-36 –мониторинговые

См. стр. 73

Основы кукольного театра Развиват умение давать поступки действующих лиц в спектакле. Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей Театр мягкой игрушки
Основы актёрского мастерства Развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё Работа у зеркала Этюды «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты»,

«Новая кукла», «Лисёнок боится», «Ваське стыдно», «Молчок»

Основные принципы драматизации Формировать устойчивый интерес к играм-драматизациям, поощрять самостоятельность детей в выборе выразительных средств для создания образов Костюмы, декорации, атрибуты «Волк и семеро козлят»
Праздники, досуги, развлечения Вызывать у детей желание выступать перед родителями, прививать любовь к театральному искусству.

Поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях

Костюмы, декорации и атрибуты необходимые для досугов и развлечений Показ сказки на усмотрение воспитателя

Средняя группа

  1. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  2. Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.
  3. Расширять представления об окружающих предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов (цвет, форма, величина), определять материал, из которого изготовлены игрушки, декорации, атрибуты к театральным спектаклям. Расширять знания о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.
  4. Пополнять и активизировать словарь детей (существительные, прилагательные, глаголы для обозначения действий персонажей). Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций (справа, слева, прямо, сбоку), характеризовать душевное состояние и настроение персонажей. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей.
  5. Закреплять знания о правилах манипуляции с верховыми куклами.
  6. Используя верховых кукол, побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать новые, с помощью воспитателя и без него.
  7. Стимулировать внимание, память, мышление и воображение детей. Развивать представления о нравственных качествах человека, эмоциональное состояние самого себя.
  8. Обучать детей сопровождать движение куклы по ширме песенкой, придумывать на заданный текст самостоятельно.
  9. Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них.
  10. Поддерживать инициативу детей в импровизации на металлофоне
  11. Поощрять желание детей самостоятельно играть с театральными куклами.
  12. Формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные и танцевальные импровизации.
  13. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками.

Для совершенствования театральных навыков в средней группе рекомендуется больше времени уделять индивидуальной работе во второй половине дня.

Театральные занятия в средней группе:

В средней группе работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приёмы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа по развитию творчества. Дети самостоятельно могут придумывать диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок.

В конце сентября можно познакомить детей с театральной ширмой. В это время хорошо познакомить детей с куклой на гапите (гапит - это палка, на которую посажена кукла. Управление куклой на гапите требует от ребёнка выдержки, терпения, определённых мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на неё. Чтобы облегчить ребёнку управление куклой, их делают как можно более лёгкими (можно из картона).

На театральных занятиях детей уже можно знакомить с приёмами кукловождения. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых – научить ребёнка сосредоточивать своё внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Также используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить своё. Эти этюды помогают ребёнку посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

Продолжается работа по развитию творчества, в которой тоже используются куклы на гапите. Дети могут сочинять небольшие сказки и песенки, которыми сопровождают движения кукол. Постепенно в действие можно вводить шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушка), которые придают к сочинённой ребёнком песенку новое звучание, развивают чувство ритма

С детьми можно разыгрывать русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», используя при этом куклы на гапите. Разыгрывание сказок с театральными куклами позволяет лучше усвоить содержание полюбившегося произведения, даёт возможность проявить творчество.

Средняя группа (сентябрь-ноябрь)

Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия и репертуар

Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»

Игровое творчество Продолжать сочинять с детьми сказки с помощью воспитателя и без его участия.

Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью жеста и мимики.

Театр ложек

Шапочки зверей и птиц

«Бабушка и лисичка», «Заяц и медведь», «Колобок и дедушка»

«Теремок» (мышка, лягушка, зайчик, лиса, медведь, волк)

Песенное творчество Предлагать детям сочинять песенные характеристики персонажей кукольного спектакля Костюмы, декорации, атрибуты, необходимые для данного спектакля Песенки персонажей сказки «Теремок»
Танцевальное творчество Побуждать детей сочинять танцевальные характеристики персонажей спектакля в жанре народной пляски Костюмы персонажей спектакля, фонограммы «Пляска Лисы и Медведя к сказке «Теремок»
Импровизация на детских музыкальных инструментах Знакомить детей с игрушками - инструментами издающими звук определённой высоты, с помощью которых можно воспроизводить различные ритмы Свирель, дудочка, рожок Сопровождение танцевальных импровизаций к сказке «Теремок»
Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Познакомить детей с театральной ширмой, с приёмами вождения верховых кукол Ширма или мини сцена, оснащённая ширмой, верховые куклы «Мама гуляет», «Две мышки», «Дед и репка».

Зан.1-4, 5-8,9-12

Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»

Основы кукольного театра Развивать у детей интерес к кукольным спектаклям, поощрять участие в этом виде деятельности Театр ложек, ширма
Основы актёрского мастерства Активизировать детей, развивать их память и внимание Фонограмма, атрибуты для упражнений «Будь внимателен»,

«Запомни своё место», «Запомни свою позу»

Основные принципы драматизации Формировать положительное отношение к играм -драматизациям. Учить разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движение, мимику, жест) Драматизации в костюмах и декорациях «Теремок»
Праздники, досуги, развлечения Воспитывать желание доставлять удовольствие своим выступлением родителям. Развивать интерес к различным представлениям. Побуждать интерес детей разыгрывать знакомые сказки Фонограмма, куклы-марионетки, декорации к спектаклю Кукольный спектакль «В гостях у Василисы»

Средняя группа (декабрь-февраль)

Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия и репертуар

Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»

Игровое творчество Развивать у дутей желание сочинять небольшие рассказы, придумывая диалоги действующих лиц. Подводить детей к созданию углублённых образов, знакомых персонажей с помощью движений, мимики, жеста. Верховые куклы

Шапочки зверей, птиц

«В гостях у Белоснежки», «Гном и лиса», «Собака и волк» (сочиняют дети).

«Весёлый козлёнок», «Испуганный козлёнок», «Котик выздоровел»

Песенное творчество Предлагать детям сочинять песни в жанре марша и вальса на заданный текст Костюмы и атрибуты Например:

Песенка лисички (вальс), песня волка (марш)

Танцевальное творчество Подводить детей к сочинению танцевальных импровизаций героев спектакля в жанре марша и вальса Костюмы и атрибуты На усмотрение воспитателя
Импровизация на детских музыкальных инструментах Обучать детей приёмам игры на игрушках -инструментах с диатоническим звукорядом, уметь сопровождать танцевальные импровизации на одном звуке Металлофон, фонограмма Пляска белочек, «Марш гномов»

С. Прокофьев

Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Обучать детей приёмам вождения верховых кукол на ширме Верховые куклы, ширма «Встреча лисы и зайца», «Беседа мышки с лягушкой», «Пляска зверей»

Зан.13-16,17-20,21-24

Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных занятий в детском саду»

Основы кукольного театра Продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях Верховые куклы, фонограмма, ширма
Основы актёрского мастерства Развивать у детей способность правильно понимать эмоционально-выразительные движения рук, пользоваться жестами Фонограмма, атрибуты, работа у зеркала «Это – я», «Это-моё», «Отдай», «Сосульки», «Шалтай-болтай», «Петрушка-прыгает»
Основные принципы драматизации Поддерживать заинтересованное отношение к играм -драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности Драматизация в костюмах, декорациях, предметном окружении
Праздники, досуги, развлечения Развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, развивать умение понимать содержание сказок. Привлекать детей самостоятельно играть верховыми куклами Атрибуты и костюмы необходимые для данного досуга На усмотрение воспитателя

Средняя группа (март-май)

Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия и репертуар

Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»

Игровое творчество Побуждать детей коллективно сочинять истории, активизируя речевое общение детей.

Развивать умение сопоставлять различные образы, используя интонацию, мимику, жест

Верховые куклы

Шапочки зверей и птиц, фонограмма

«Лесная школа», «Новоселье», «Звериная больница» (сочиняют дети)

«Козлик и волк», «Лиса и заяц», «Кошка и мышка»

Песенное творчество Подводить детей к сочинению песен. Сочинение речитативов на заданную тему Верховые куклы На усмотрение воспитателя
Танцевальное творчество Обучать сочинять танцевальные импровизации в жанре польки Куклы, мягкие игрушки, фонограмма «Полька с игрушками» (чешская мелодия)
Импровизация на детских музыкальных инструментах Побуждать детей импровизировать с игрушками инструментами, издающих звуки неопределённой высоты, а также с диатоническим звукорядом Ложки, погремушки, бубны, барабаны, колокольчики, свирели, дудочки, рожки «Весёлые музыканты»

Л. Исаева

Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Продолжать обучать детей приёмам вождения верховых кукол Верховые куклы, ширма «Радостная встреча Деда с Жучкой», «Неприятный разговор», «Игра в жмурки»

Зан.25-28, 29-32,33-36.

Основы кукольного театра Прививать устойчивый интерес к кукольному театру, поощрять активное участие детей в кукольном спектакле Верховые куклы, ширма, атрибуты для занятий
Основы актёрского мастерства Развивать способность адекватно понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё настроение Работа у зеркала «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинился»
Основные принципы драматизации Продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям, совершенствовать импровизационные способности детей Костюмы, декорации, предметная среда Напр. «Под грибом», В. Сутеева
Праздники, досуги, развлечения Вызывать желание участвовать в утренниках, прививать интерес к русскому фольклору. Поддерживать интерес к происходящему на сцене. Атрибуты, необходимые для проведения праздника Фольклорный спектакль

Старшая группа

  1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности
  2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровые, песенные и танцевальные импровизации.
  3. Расширять представления детей об окружающей действительности. Уточнить представления о предметах, игрушках, декорациях, окружающих их. Уметь определять существенные признаки предмета. Совершенствовать умение детей ориентироваться в группе, в помещении детского сада. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к куклам, игрушкам. Закреплять представление детей о различных видах кукольного театра, уметь различать их и называть.
  4. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Закреплять правильное произношение всех звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую речь. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы без помощи воспитателя. Поддерживать попытки детей самостоятельно составлять небольшие рассказы, используя кукол-марионеток.
  5. Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой».
  6. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя марионеток и кукол с «живой рукой». Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.
  7. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
  8. Продолжать воспитывать гуманные чувства детей, развивать стремление быть отзывчивым к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Приучать правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также действия персонажей кукольных и драматических спектаклей.
  9. Побуждать детей использовать импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматических спектаклей. Подводить детей к коллективному сочинению детской оперы на стихотворный текст.
  10. Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях, стремление пластикой своего тела создать яркий, запоминающийся образ.
  11. Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включая их в игровые импровизации.
  12. Воспитывать желание играть с театральными куклами.
  13. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
  14. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Театральные занятия в старшей группе:

В старшей группе в начале года продолжается работа с куклами на гапите. Для этого можно внести театральную ширму, кукол из разных сказок и постепенно предлагать детям придумывать с этими куклами небольшие истории. Сочинённые сценки можно использовать как материал для этюдов, позволяющий закрепить навыки игры с куклой. В некоторых историях, придуманных детьми, куклы играют в жмурки, догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше внимания уделить положению куклы на ширме.

Работа над этюдами даёт возможность ребёнку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы.

Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актёрского мастерства, что даёт возможность овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.

В конце сентября дети знакомятся с куклами – марионетками, узнают, что марионетки приводятся в движение при помощи ваги (деревянной крестовины, к которой на ниточке подвешивается кукла). Держа вагу горизонтально за середину и направляя её в право и влево, кукловод приводит её в движение.

Для того, чтобы ритмически организовать движение кукол, используются русские народные мелодии. Когда дети усвоят принципы управления куклой, им предлагается почитать потешки о животных. Так появляется спектакль «В гостях у Василисы», поставленный по мотивам русских народных потешек.

С куклами – марионетками в русских костюмах, малыши водят хороводы, импровизируя танцевальные движения напевая при этом любую русскую народную песню.

Во второй половине года дети знакомятся с новым видом кукол – с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способна передавать тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам.

К конце года дети старшей группы приобретают необходимые навыки управления кулами различных систем (настольными, на гапите, марионетками, с «живой рукой). Все свои умения и навыки дети используют в кукольном спектакле «Путешествие в страну сказок», который объединяет небольшие сценки, разученные ранее. Спектакль в такой форме является итоговым и подводит итог в работе с детьми за три года, даёт им возможность проявить себя в различных видах деятельности, продемонстрировать свои умения и навыки.

Старшая группа (сентябрь-ноябрь)

Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия и репертуар

Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»

Игровое творчество Побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения Шапочки зверей, фонограмма «Мишки-шалунишки», «Магазин игрушек», «Зайчата»
Песенное творчество Предлагать детям сочинять музыку в жанре марша и танца (народная пляска, марш, вальс, полька) Мягкая игрушка «По ровненькой дорожке», «Как у наших у ворот», «Лето» (вальс), «Мишка с куклой»
Танцевальное творчество Поощрять стремление детей сочинять танцевальные характеристики персонажей кукольного театра Театр марионеток, фонограмма
Импровизация на детских музыкальных инструментах Обучать детей играть попевки, построенные на интервале секунды Металлофон «Дождик-дождик», «Сорока-сорока», «Гармошка»
Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Познакомить детей с приёмами кукловождения марионеток Куклы-марионетки: лошадка, петушок, кот, мышки, фонограмма «К нам пришла лошадка», «Мыши и кот», «Кот и петушок»

Зан.1-4, 5-8, 9-12

Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных занятий»

Основы кукольного театра Вызывать интерес к театру марионеток, желание участвовать в спектакле Куклы-марионетки, русские народные костюмы, фонограмма
Основы актёрского мастерства Развивать память и фантазию детей Работа у зеркала Этюды на усмотрение воспитателя
Основные принципы драматизации Продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке Драматизация в костюмах, декорации «Колосок»
Праздники, досуги, развлечения Приобщать к фольклору. Учить эмоционально реагировать на выступление детей Куклы-марионетки Спектакль на усмотрение воспитателя

Старшая группа (декабрь-февраль)

Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия и репертуар

Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»

Игровое творчество Поощрять инициативу и активность детей при создании образов характерных персонажей, противопоставляя характер одного персонажа другому Шапочки зверей, костюмы, фонограмма «Зайчик и лиса», «Котик и козлик», «Красная Шапочка и волк»
Песенное творчество Побуждать детей сочинять коллективно песни в характере своего героя Шапочки зверей, костюмы, марионетки «Тень-тень», «Барашек и Петя», «Зайка и Мишка»
Танцевальное творчество Развивать умение импровизировать движения вальса и польки, используя кукол-марионеток Театр марионеток «Кот Леопольд» (муз. Резникова)
Импровизация на детских музыкальных инструментах Учить детей исполнять попевки в пределах звукоряда Металлофон «Петушок», «Кап-Кап-Кап», «Марш» Е Тиличеева
Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Побуждать детей создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами – марионетками Куклы-марионетки в русских костюмах, фонограмма Зан.13-16,17-20, 21-24, Стр.166-187

Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных занятий»

Основы кукольного театра Прививать устойчивый интерес к театру марионеток, желание импровизировать с куклами-марионетками Куклы-марионетки, атрибуты к спектаклю, фонограмма
Основы актёрского мастерства Развивать выразительность жеста. Работа у зеркала «Вот он какой», «Игра с камушками»,

«Спать хочется», «Золушка»

Основные принципы драматизации Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке Драматизация в костюмах, с декорациями, в предметном окружении «Лисичка-сестричка и серый волк»
Праздники, досуги, развлечения Воспитывать положительное отношение к праздникам, учить детей правильно оценивать поступки Атрибуты, костюмы, необходимые для конкретного праздника На усмотрение муз. рук и воспитателя.

По тематическому плану

Старшая группа (март - май)

Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия и репертуар

Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»

Игровое творчество Побуждать детей коллективно создавать образы персонажей, постоянно ощущая своего партнёра, стремясь подыграть ему. Фонограмма, костюмы, необходимые атрибуты «Карабас-Барабас и Буратино», «Мальвина и Пьеро»
Песенное творчество Воспитывать устойчивый интерес к песенному творчеству. Настольный театр «Девочка чумазая» А. Барто
Танцевальное творчество Побуждать детей к поиску выразительных движений, для передачи характера персонажей Костюмы персонажей спектакля, атрибуты для импровизаций Танцевальные импровизации к сказке «Буратино»
Импровизация на детских музыкальных инструментах Поощрять подбирать знакомые попевки от разных звуков и включать их в игровые импровизации Металлофон, куклы с живой рукой. Русские народные мелодии.
Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Познакомить детей с приёмами вождения кукол «живой рукой» Куклы с «живой рукой» Зан. 25-28, 29-32, 33- 36

Занятия 33-36 на оценку деятельности.

Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»

Основы кукольного театра Развивать интерес к театру кукол с «живой рукой» Куклы с «живой рукой», фонограмма
Основы актёрского мастерства Обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера Работа у зеркала «Потерялся», «Котята», «Маленький щенок», «Скульптор», «Робкий», «Повар-лгун»
Основные принципы драматизации Использовать в театрализованной деятельности импровизационные возможности детей Костюмы, декорации, верховые куклы Сказка на усмотрение воспитателя
Праздники, досуги, развлечения Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивать желание импровизировать Костюмы и декорации необходимые для проведения праздников Поездка в театр. Праздники на усмотрение воспитателя и муз. рук.

3 этап

Мониторинг выполнения задач проекта «Театр-дети-театр» (оценка педагога)

Критерии оценки:

1. В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:

Поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);

Дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;

Дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;

Различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;

Дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.

2. В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:

Предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре (имеется сцена, занавес, костюмерная и т д);

Педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;

В группе имеются различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.

3. Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:

Используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях;

Игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;

На занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок.

4. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых:

Проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;

Организуются выступления перед малышами.

Оценка знаний, умений и навыков детей

Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:

Этюдный тренаж (мастерство актёра)

  1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
  2. Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).
  3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
  4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Игры – драматизации

  1. Желание участвовать в играх-драматизациях;
  2. Умение общаться с партнёром;
  3. Способность импровизировать при создании образа.

Этюды с куклами

  1. Желание играть с куклой;
  2. Умение управлять ею;
  3. Способность импровизировать с куклой.

Кукольные спектакли

  1. Желание участвовать в спектаклях;
  2. Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
  3. Способность создавать образ с помощью кукол театра.

Наталья Трофимова

Проект «Играем в театр»

Цель: Создание предпосылок для творческого развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности

Задачи:

Развитие творческих способностей

Развитие коммуникативных качеств

Нравственное воспитание

Формирование чувства успешной самореализации

Привитие культурно – эстетических норм

Создание условий для совместной деятельности детей и взрослых

Участники:

Дети,воспитатели средней и подготовительной групп

Музыкальный руководитель

Педагог дополнительного образования по изодеятельности.

Родители

Сроки реализации: сентябрь - ноябрь

Ожидаемые результаты: Постановка сказки Е. Тиличеевой «Зайцы и Лиса» (сборник «Музыкальные игры, издательство «Музыка», 1964) - с участие детей средней и подготовительной групп ДОУ.

В результате у детей повысится уровень эмоциональной отзывчивости, организованности, подвижности. Театрализованная деятельность явится мощным стимулом для творческого развития ребенка, она благотворно скажется на формировании навыков коллективного труда, ответственного отношения к своим словам и действиям. Театрализованная деятельность поспособствует сплоченности детского коллектива, сокращению «дистанции» между взрослыми и детьми.

Этапы внедрения

1. Знакомство с театром

Просмотр видео материалов и презентаций, посвященных театру

Беседы о культуре поведения в театре

Знакомство с театральными профессиями

Посещение детских спектаклей в театрах нашего города

Воспитатели, педагоги: подбор дидактических материалов по теме «Театр»

Работа с родителями:

Информационный стенд «Наши театры»

Консультация «Театральная культура»

Совместные посещения детских театров города

2. Знакомство с литературным источником

Работа с детьми:

Чтение сказок

Выбор сказки для постановки

Обсуждение характеров героев/персонажей

Мораль сказки (поучительный смысл)

Знакомство с музыкальными характеристиками героев (муз. материал Е. Тиличеевой)

Рисование героев сказки, лепка

Изготовление афиши, билетов, программок

Работа с педагогами, воспитателями:

Обсуждение сценария

Работа над литературным источником (правка) в соответствии с программными требованиями развития дошкольников

Изготовление макета сказки

Работа с родителями:

Знакомство с творчеством Е. Тиличеевой, автором сказки «Зайцы и Лиса»

Беседа о значении театрализованной деятельности в развитии личности дошкольников

Консультация для родительских уголков «Как привить детям интерес к театру?

3. Работа над спектаклем

Совместная деятельность с детьми:

Подготовительные этюды, упражнения

Распределение ролей

Разучивание текста – выразительность речи, дикция, артикуляция, мимика,

Разучивание музыкальных номеров

Работа над выразительностью движений, характерных для данного героя

Построение мизансцен

Работа над сценической культурой

Репетиции индивидуальные, подгрупповые, объединенные

Воспитатели, педагоги:

Подготовка (изготовление) декораций, атрибутов, костюмов

Подбор музыкального материала

Построение мизансцен

Обсуждение грима

Работа с Родителями:

Подготовка/изготовление декораций, атрибутов, костюмов

Беседы о важности систематичности занятий с детьми

4. Демонстрация результатов работы

Сюжетно – ролевая игра «Театр»

Показ спектакля для родителей на Осеннем празднике

Показ спектакля в рамках «Недели театра» для всех воспитанников ДОУ (Приложение)

Воспитатели, педагоги:

Выставка детских работ

Организационные вопросы, связанные с выступлением детей

Работа с родителями:

Консультация «Искусство быть зрителем»

Видео/фотосъемка детского спектакля

Выставка фотографий «Лесенка успеха» - об участии в детей спектакле

5. Анализ результатов работы

Воспитатели, педагоги:

Поощрение детей участников спектакля

Обсуждение итогов проекта на педагогическом совете

Работа с родителями:

Анкетирование родителей по результатам работы

Сбор отзывов

Приложение:

«Неделя театра»

День показа сказки всем возрастным группам ДОУ

Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр»

Дети – зрители (в сопровождении воспитателей) отправляются в назначенное время на просмотр спектакля «Зайцы и Лиса». По пути они рассматривают афишу, рисунки, выставку «Пластилиновая сказка» (демонстрация детских работ, подготовленных при участии педагога дополнительного образования по изодеятельности).

Подходят к бутафорской кассе, где их встречает ребенок – кассир (подготовительная группа):

Кассир: Здравствуйте, ребята!

Дети и воспитатель: Здравствуйте! Мы хотим купить билеты в театр, на сегодняшний спектакль!

Кассир: Билеты у нас не продаются, они за отгадку даются!

Воспитатель: Как это «за отгадку»?

Кассир: Если мои загадки отгадаете – то билеты в театр получаете!

Кассир зачитывает детям загадки о сказках:

1. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

2. Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ!

(Курочка Ряба)

3. В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

Но в беде ему помог

Один смелый петушок.

(Зайкина избушка)

4. Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были

И кому они служили?

(Гуси лебеди и баба Яга)

5. Колотил да колотил по тарелке носом -

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Лиса и журавль)

6. По тропе шагая бодро,

Сами воду носят ведра.

(По щучьему веленью)

7. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

8. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

(Теремок)

9. Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился. (Колобок)

Кассир: Молодцы, хвалю, ребятки! Отгадали все загадки.

Вот билеты - …получите! К нам в театр проходите!

Кассир вручает детям билеты, которые заранее были изготовлены группой детей в свободной деятельности.

Дети: Спасибо!

Кассир: Добро пожаловать на сказочное представление!

У входа в «театральный» зал зрителей встречает ребенок - билетер.

В зале: звучит театральный звонок.

Музыкальный руководитель проводит беседу с детьми: Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть в нашем музыкальном зале! Сегодня мы будем играть «В театр». Кто - нибудь из Вас ходил в настоящий театр? Как он назывался? А что такое «театр»? Знаете ли вы, что у нас в детском саду тоже есть ТЕАТР? Где он находится? (В музыкальном зале). Он называется «Волшебная страна». Здесь всё, как в настоящем театре! Есть сцена, зрительские ряды, декорации, кулисы, гримерная, костюмерная …. И даже театральный звонок. Слышите? (звучит второй звонок) А сколько раз в театре «подают» звонок? Первый звонок вы слышали перед тем, как я поздоровалась с вами. Что означает каждый звонок? (дети отвечают). Правильно. До начала спектакля зрители находятся в фойе театра, а с первым звонком открываются двери в зрительный зал и гости могут занять места в соответствии с купленными билетами. Второй звонок в большей мере предназначен для артистов, он требует быть готовыми к выходу на сцену. Третий звонок оповещает о начале театрализованного действия.

А как нужно вести себя во время спектакля? (ответы детей)

Детям показывают презентацию «Правила поведения в театре», в ходе которой они запоминают «азы» театрального этикета и отвечают на вопросы в форме «выбери правильный ответ».

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами увидим сказку Елены Тиличеевой - «Зайцы и Лиса». А сыграют ее юные актеры из средней и подготовительной групп.

Звучит третий звонок: Звенит звонок, Заливается – наша сказка начинается!

Дети смотрят спектакль «Зайцы и Лиса»

По окончании спектакля Музыкальный руководитель проводит с детьми короткую беседу на тему «Сказка - ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!». Дети рассказывают, чему научила их сказка. Ведущий подводит мораль сказки:

1. В дом «чужих» нельзя пускать,

это должен каждый знать!

2. Без друзей нам не прожить,

Дружбой нужно дорожить!

Город Казань Республика Татарстан

Цель: Формирование у детей и их родителей интереса к театру и современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей.

  • Пробуждать интерес к театру у детей;
  • Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения) ;
  • Заинтересовать родителей в посещении театра с детьми;
  • Дать сведения родителям о способах обыгрывания дома с детьми;
  • Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Ожидаемый результат:

Родители и дети знакомятся с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания. Возрастает желание посетить театр вместе с детьми. Укрепляются связи между родителями и воспитателем. Развиваются артистические способности детей.

Актуальность проекта:

С помощью театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе игры, слушанья, просмотра произведений активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй, проявляется творчество ребенка, накапливается опыт разнообразных переживаний. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Театрализованная деятельность способствует гармоничному развитию дошкольников. Их жизнь в детском саду становится интереснее, содержательнее, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Формы реализации:

  • Чтение художественной литературы
  • Речевые и дыхательные упражнения
  • Развлечения
  • Беседы
  • Просмотры театральных произведений для детей, презентации
  • Работа с родителями
  • Сюжетно ролевые игры
  • Оформление фото - газеты
  • Походы в театр

Этапы реализации:

Подготовительный этап

  • Сбор литературы
  • Беседы с детьми
  • Составление плана работы
  • Изготовление атрибутов
  • Разработка рекомендаций для родителей
  • Подбор наглядной информации

Основной этап

  • Просмотр детских спектаклей
  • Оформление стенда рекомендации для родителей:

«Театр в жизни ребенка» ;

«Играйте вместе с детьми» ;

«Роль художественной литературы в развитии речи детей»

  • Сюжетно-ролевые игры с детьми «Театр»
  • Пальчиковый театр
  • Игры на выражение эмоций «Сделай лицо»
  • Чтение народных сказок
  • Игры на развитие мимики
  • Театр «Кем нәрсә ярата» , «Три дочери»
  • Просмотр слайдов об театрах и театрального костюма
  • Репетиции
  • Разучивание стихотворений
  • Оформление фото - газеты «Мы артисты»
  • Дыхательная гимнастика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Упражнения на развитие мелкой моторики
  • Инсценировка стихотворений

Продукты проекта для детей:

Лепка, рисование и аппликация «Героя из любимой сказки, рисование персонажей из сказки «Кем нэрсэ ярата» , новые знания и впечатления, содержательно проведённое вместе с родителями время, детские книги.

для педагогов:

оформление тематического альбома «Герои наших любимых сказок» , картотека пословиц, поговорок, загадок, мультимедийные презентации, пальчиковый театр, организация выставки детских работ.

для родителей:

Заключительный этап (презентация проекта)

  • Фото - газета «Мы артисты»
  • Театрализованная деятельность детей в рамках праздника
  • Показ сказки «Три дочери» родителями для детей