Сценарий конкурсной программы к дню театра. Сценарий мероприятия ко дню театра

Под музыку дети входят в зал и садятся.

Ведущий:

Зритель! Позволь мне к тебе обратиться!

Сегодня ты должен сиять и светиться!

Сегодня ты только хорошего ждешь!

Ивсе потому,что в театр идешь…

Дорогие друзья, я очень рада видеть вас на наших Театральных встречах.

Сегодня знаменательный день –Международный день Театра.

А театр это актеры и зрители, сцена, костюмы, декорации, аплодисменты и конечно же сказки.

Скажите интересней жить: со сказками или без них? (ответы детей)

Песня «Добрая сказка» (ст. гр)

Ведущий:

Как хорошо,что есть Театр!

Всегда он есть и с нами будет!

Кто посмотрел наш сказочный спектакль

Тот никогда не позабудет!

Выходит ребенок (Вовка- ст.гр 8)

Вовка- Ой. Куда же я попал?

Здесь, наверно шумный бал!

Много красок разных вижу,

Подойду-ка я поближе.

Ведущий:

Рады мы всегда гостям,

Так представься же друзьям!

Вовка: Не узнали вы меня?

Вовкой я зовусь,друзья!

К вам из сказки я явился,

Где немножечко ленился

Ведущий:

Ребята, вы узнали нашего гостя?

Это же Вовка из тридевятого царства.

Вовка: Царство тридевятое известное,

И.конечно. очень интересное.

Ведущий:

Оставайся на нашем празднике.

Красок блеск! Волшебство!

Продолжаем торжество!

Лучше танца в мире нет

Чем ярких красок наш балет.

Танец «Анна»

Ведущий:

Какой замечательный танец подарили нам краски! А весенний букет еще краше!

Входит девочка Весна (реб.ст.гр.8)

Весна:

Мои друзья-Краски не пожалели для него самых красивых тонов!

Вовка: Из всех цветов, бесспорно,

Люблю я братцы, черный.

На нем ведь пятна не видны,

Опрятность лучше красоты!

Выходят краски (дети ст. гр8)

Краски (хором)-Краски разные нужны,

В жизни все они важны.

Красная краска:-Весна не ошибется в этом,

Гордиться можно каждым цветом

Но все же замечу вам, друзья, без меня никак нельзя!

Главнее всех, бесспорно. Я!

Голубая краска:-Нет,нет! О голубых тонах

Щебечут птицы в небесах,

Ручьи, и речки, и моря…

Им без меня никак нельзя!

Желтая краска:(мальчик)

Я-солнца брат,

Я-желтый цвет.

Из одуванчиков вам всем

Дарю я красочный букет.

Не спорьте, милые друзья.

Без желтого никак нельзя!

Весна (выходит на середину)

Ваш спор.поверьте, ни к чему

Мне дорог каждый цвет.

Черед мой снова настает.

И солнце вешнее взойдет.

Я вас по капле соберу

В весенний красочный букет.

Вовка: Букет собрать-это не труд

Цветочки в лес не убегут.

Я свой букетик соберу

И вам сегодня подарю

(Вовка ловит Краски, они разбегаются)

Вовка: Не удалось букет собрать,

Осталось только мне рыдать.

И праздник стал мне ни к чему,

Пожалуй, я домой пойду!

Весна: Для каждого дела важно старание,

Нужно терпение, нужно внимание,

Ведь все ребята знают всегда,

Что без труда…….

Дети:-не выловишь и рыбку из пруда.

Ведущий:

Трудиться ты не любишь,

А подарки получать?

Вовка: Очень люблю!

Ведущий:

Оставайся с нами, тебя ждет много сюрпризов!

Ведущий гр.№7

И снова к нам пришла весна.

Ее мы чувствуем дыхание

Проснулись реки ото сна.

И птиц уж слышно щебетание

С весной приходит в гости к нам,

Волшебный праздник театра,

Ведь театр – это смех и гам,

И лирика приятна!

Песня: «Весна» (ст.гр)

Стихи ст.гр.

1.Весенним солнышком согреты,

Бегут весенние ручьи

От молодой весны приветы

Передают всем нам они.

2.Уже морозы отступают

Зиме конец уже пришел,

И там, в лесу, где снег растаял

Подснежник маленький расцвел!

Танец: «Цветы»(ст.гр 7)

Ведущий:

Без сказок жить нельзя на свете,

Их любят взрослые и дети,

Из сказок сценки мы покажем вам сейчас.

А вы, все зрители узнают Вас!

Выходит Принц-в руках туфелька (7 гр)

Принц: Не нахожу себе я места.

Где мне искать мою невесту?

Ее хотел на танец пригласить,

Но вдруг часы двенадцать стали бить!

Она внезапно убежала.

И ничего мне не сказала!

И вот в руках осталась у меня

Ее лишь туфелька одна

(показывает туфельку)

Появляются Король и принцессы. 7 гр.

Король: Мой бедный мальчик загрустил совсем,

Ну что же, туфельку примерил всем.

И если в пору девушке придется,

Она невестой Принца назовется!

(король берет у принца туфельку, к нему подходит принцесса)

Первая принцесса: Примерьте мне!

(протягивает ногу)

Вторая принцесса:И мне!

(протягивает ногу)

Вместе: Ну как дела?

Король: Вам эта туфелька мала!

Кому еще примерить?

Входит Золушка

Золушка:-Мне! (король надевает туфельку)

Король Подходит вам она вполне!

(король берет Принца за руку подводит к Золушке)

Король: Вот.милый Принц. Твоя невеста!

Вы потанцуйте с нею вместе.

Танец Принца и Золушки.

Ведущий:

Маленькая девочка

К бабушке идет,

И в подарок бабушке

Корзиночку несет,

А в корзинке пирожки!

До чего же хороши!

(под музыку входит Красная Шапочка)

Красная Шапочка:

Старенькую бабушку,

Я свою люблю,

И гостинец бабушке,

Сегодня отнесу.

Милую бабулю,

Я свою люблю.

Песенку веселую,

Я сейчас спою!

Хоровод с бабушкой.

Выходит волк:(7 гр)

Волк: Эй. Постой. Куда спешишь?

От меня не убежишь!

Если только захочу,

Вмиг тебя я проглочу!

Красная Шапочка: Что ты, погоди!

Посмотри: там впереди,

Домик бабушки моей

Нужно к ней мне поскорей!

Волк: Что несешь ты покажи?

Красная Шапочка:

Я несу ей пирожки,

Вот какие посмотри!

Волк: Все я понял, я молчу

(гладит себя по животу)

Ну. А кушать-то хочу!

Красная Шапочка: Так пойдем со мной скорей,

К милой бабушке моей,

Пирожки ей отдадим,

Вместе вкусно поедим!

Идут.

(выходит бабушка из домика)

Бабушка Внучка милая моя,

Что ж ты волка привела?

Очень я его боюсь!

Красная шапочка Тише бабушка, не трусь!

Мы пришли тебя проведать

И здоровья пожелать.

— А теперь давайте вместе

Дружно петь и танцевать.

Танец «Общий» (все дети)

Ведущий: — А Василиса Премудрая подарила мне волшебный сундучок. А открыть его не просто, надо назвать имена сказочных героев:

— Ребята, каких сказочных героев вы знаете? (называют)

— Сундучок открылся! Он желает с вами поиграть, он хочет проверить, знаете ли вы сказочные предметы. По описанию предмета, надо отгадать, что находится в сундучке.

1. помощью предмета, находящегося внутри сундучка, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея. (игла)

2. Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? (яйцо)

3. Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это? (Чебурашка)

4. В сундучке спрятан предмет, который лиса обменяла на курочку (Скалка)

5. Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Что за вещь, как называется сказка, кто автор? (Мочалка, Чуковский, Мойдодыр)

Ведущий: — (8 группа) – Гремят аплодисменты!

Артисты вышли кланяться

Кто подружился с театром

Вовек с ним не расстанется!

Слава! Слава всем артистам,

Музыкантам и певцам!

Их волшебное искусство

Делает добрей сердца!

Ведущий (7 группа) – Пока пели и плясали,

День закончился и вот,

В небе звезды замерцали,

Месяц над рекой встает.

Все сегодня отличились.

Каждый, каждый молодец!

А теперь пора прощаться –

Празднику пришел конец.

Воспитатели группы № 2 и группы № 9 вручают билеты билеты на сказку и цирковое представление! (Это препредставление и сказку будут показывать ребята других групп)

Ребята занимают места в зрительном зале. С этого момента начинается их путешествие в мир Театра, знакомство с актерским мастерством. Проводятся игры и конкурсы для развития этого мастерства. Победители конкурсов в конце мероприятия показывают спектакль.

Цель:

Развитие познавательного интереса к миру театра.

Оформление:

Сцена украшена воздушными шарами, бумажными цветами. Можно оформить выставку «Театр глазами детей». На сцене – занавес. Ведущий до спектакля находится перед занавесом.

Атрибутика:

  • Билеты с указанием ряда и места;
  • Театральная маска;
  • Ромашка с лепестками – описаниями настроения;
  • Карточки – скороговорки;
  • Карточки с названиями предметов для пантомимы;
  • Костюмы и декорации для спектакля «Репка».

Роли:

  • Ведущая

Ход мероприятия

Перед входом в зал дети получают билеты, в которых указаны ряд и место. Дети занимают места (необязательно те, что указаны на билете).

Ведущая: Ребята, здравствуйте! Как поживаете? Хорошо или плохо? Если у вас все замечательно – похлопайте в ладоши! Как здорово! А настроение какое? Если хорошее – потопайте! У меня тоже отличное! И все потому, что сегодня нас ожидает самое настоящее путешествие. А вот где мы сегодня окажемся – это сюрприз!

Танцевальный номер «Сюрприз».

Ведущая: Ребята, для вас сегодня мы приготовили настоящий сюрприз! Это путешествие в волшебный мир театра! Хотите попасть за кулисы? Тогда вперед! Но… где же ваши билеты? Покажите мне их!

Дети поднимают билеты, показывают ведущей.

Ведущая: А теперь проверьте, свое ли место вы занимаете.

Ребята сверяют ряд и место, указанные на билете, с тем местом, на котором сидят. Приходят к выводу, что занимают не свое место.

Ведущая: Ай-яй-яй! Нужно срочно исправлять ситуацию! Подойдите к сцене. А теперь найдите свое место и займите его.

Под музыку дети ищут места, указанные в их билете.

Ведущая: Актер и актриса, премьера, антракт, театральная афиша и, конечно же, аншлаг – все это можно назвать одним словом – театральное искусство. А вы знаете, как зовут греческую музу, покровительствующую этому искусству? Имя ей – Мельпомена!

Выходит Мельпомена, читает монолог. Затем кланяется и уходит.

Ведущая: Ребята, с чего начинается театр? Правильно, с вешалки. Но ее мы уже благополучно миновали и оказались в зрительном зале. Заняли свои места, вот и в сказку нам пора! Итак, сегодня мы совершим путешествие в волшебную страну, чье громкое имя «Театр». Еще Шекспир сказал, что мир наш – это театр, а мы – актеры, которые играют различные роли. Вот и сегодня я предлагаю каждому определиться со своей ролью, а поможет нам в этом необычная маска.

Достает театральную маску, половина которой изображает грустное настроение, другая – радость.

Ведущая: Посмотрите, какая необычная маска. Ребята, как вы думаете, почему она является символом театрального искусства?

Дети отвечают, что актер должен уметь играть роль независимо от настроения, он должен уметь перевоплощаться.

Ведущая: Скажите, чем отличаются настроения у этой маски?

Одна половина грустная, другая – радостная.

Ведущая: Вот и первая наша актерская игра. Вам нужно определить настроение музыки и передать его мимикой.

Проводится игра «Актерское мастерство».

Ребята слушают отрывки классических произведений, передающих разное настроение, мимикой изображают характер музыки. Грустная – уголки рта опущены, веселая – подняты. Задействовать можно глаза и брови.

Ведущая: Замечательные вы актеры! Все у вас прекрасно получилось. Ну а теперь проведем кастинг на лучшего актера. Приглашаю на сцену желающих!

Проводится игра «Театральная ромашка».

Детям нужно произнести одну и ту же фразу: «Я люблю ходить в школу», но с разным настроением. Они вытягивают лепесток и определяют характер произносимой фразы: весело, грустно, нейтрально, задумчиво, агрессивно. Победителя выбирают по реакции зала – кому громче хлопали. Он получает роль деда в спектакле и уходит за кулисы готовиться, остальные возвращаются на свои места.

Ведущая: Актер должен уметь не только перевоплощаться, но также говорить громко и четко, чтобы его расслышали зрители даже с последних рядов! Ребята, а вы умеете громко говорить? Приглашаю на сцену громкоголосых!

Ведущая: Теперь познакомимся с понятием «Антракт». Ребята, вы знаете, что это такое? Так называется переменка для актеров и зрителей. В это время они могут отдохнуть. Я предлагаю провести физминутку!

Ведущая: Отдохнули, можно продолжать подготовку к спектаклю. Актер должен уметь превращаться в своего героя. Проверим, умеете ли превращаться вы! Кто желает попробовать свои силы в волшебном искусстве?

Проводится конкурс «Звериный хор».

Желающие делятся на три группы: собаки, кошки, мышки. В хаотичном порядке выстраиваются в шеренгу. Ведущий поет строчку из известной песни, участники продолжают петь по очереди на «своем» языке. Например, ведущий поет «В траве сидел кузнечик», собака должна пролаять вторую строчку, кошка третью – промяукать, мышка – пропищать. Тот, кто сбивается с ритма, поет не на «своем» языке – выбывает из игры. Три победителя распределяют между собой роли Жучки, кошки и мышки.

Ведущая: Главная актриса в театре – прима. У нее самая значительная роль в спектакле, у нее больше поклонников, ее любят и уважают. Вот и мы сейчас выберем актера на главную роль в спектакле. Прошу желающих подняться на сцену!

Конкурс «Пантомима».

Участники получают карточку с названием предмета посуды. Их задача – без слов показать предмет так, чтобы зрители догадались, что показывается. Если зрители не могут отгадать предмет, участник выбывает из игры. Оставшиеся участники переходят на второй этап кастинга – показывают пантомимой какой-либо овощ, на третьем этапе показывают животное. Конкурс продолжается до выявления победителя, который будет играть роль Репки. Он уходит за кулисы.

Ведущая: Ну а пока наши актеры готовятся, предлагаю пошевелить извилинами!

Ведущая: Актеры подготовились. Зрители готовы? Тогда прошу сидеть тихо, слушать внимательно, реагировать в конце спектакля бурно! Внимание, сказка начинается!

Демонстрация сказки «Репка». После окончания спектакля актеры выходят на поклон, зрители хлопают.

Краткое описание: Мероприятие рассчитано для проведения в старшем звене специальной коррекционной школы VIII вида. В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с понятием «театр», узнают, о том, кто принимает участие в его работе, знакомятся с историей его возникновения на примере театра Древней Греции, участвуют в конкурсе актёрского мастерства (беспредметные, пантомимические, шумовые этюды), инсценируют музыкальную сказку по правилам дорожного движения. Мероприятие способствует закреплению знаний о ПДД и творческому развитию учащихся, является показательным занятием школьного театрального кружка.

Цели:

1) нравственное воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья через театрализацию;

2) расширение знаний о театре (понятие «театр», история театра, особенности работы современного театра);

3) закрепление знания учащимися правил дорожного движения;

4) развитие творческих способностей учащихся (выразительная речь, сольное и хоровое исполнение песен, выражение образа героев с помощью жестов и танцевальных движений);

5) воспитание смелости и активности, преодоление стеснительности и застенчивости у учащихся, раскрепощение детей через театрализацию.

Оформление, оборудование и инвентарь:

импровизированная сцена (занавес, теремок, скамейка, светофор, знаки дорожного движения), программка и билеты, тумба с афишей, костюмы героев мюзикла, слайд-проектор, магнитофон, музыкальное оформление (минусовки песен к мюзиклу).

I. Актуализация знаний. Организационный момент.

Воспитатель : Здравствуйте, уважаемые гости! Мы приветствуем вас на нашем музыкально - театрализованном представлении студии «Этюд» с нашей новой программой «Театр, где играем мы». Для начала давайте настроимся на занятие и послушаем, что происходит на улице (ответы детей), в школе (ответы детей), в классе (ответы детей). Молодцы! А теперь, я думаю, что вы будете так же внимательны и к нам, а мы, в свою очередь, постараемся рассказать вам много интересного и поднять настроение.

II. Тема и цель занятия.

На сегодняшнем представлении мы узнаем, что такое «Театр», расскажем об истории его возникновения, немного поиграем, и, конечно, покажем вам свою новую постановку. Итак, что же такое «театр»?

III. Основная часть:

1. Что такое «театр»?

Театр - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.

Искусство сцены родилось в глубокой древности. В различные времена оно было призвано то веселить, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справлялся - его вероятности разнообразны, а сила воздействия огромна, и потому сценическое искусство тяготились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы.

Истоки театра - в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Др. Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой. Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Др. Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актеры - гистрионы, жонглеры, скоморохи. Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения - итальянская народная комедия масок. С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах. Театр (от греч.) théatron — место для зрелищ; зрелище), род искусств.. Как и др. искусства, театр неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры.

Театр — искусство коллективное. Спектакль — произведение, обладающее художественным единством, гармонией всех элементов. Он создаётся под руководством режиссёра и в соответствии с режиссёрским замыслом совместными усилиями актёров, художника-сценографа, композитора, хореографа и многих др. работников театра (осветителей, костюмеров, гримёров и т. д.). Зрительный образ спектакля создаётся художником-декоратором средствами живописи, театральной конструкции, костюмов, освещения, театральной техники. Главный носитель театрального действия — актёр. Актёрский образ создаётся на основе пьесы и её толкования режиссёром — постановщиком спектакля. Изменению внешности актёра помогают костюм, грим, в некоторых видах театра — маска. При воплощении облика, характера персонажа исполнитель использует средства пластической и ритмической выразительности, искусство речи, мимики, жесты. Слово, речь — важнейшее средство, которым вооружает театр. Речь на сцене может иметь форму пространного высказывания (монолог), протекать как разговор с партнёром (диалог), адресоваться зрителю или звучать как размышление героя, его «внутренний монолог» и т. д. Решающее значение в подготовке спектакля имеет сотворчество режиссёра и актёров, их совместная работа в процессе репетиции. Режиссёр нередко выступает также и как педагог, воспитатель актёров-единомышленников.

Итог 1:

Воспитатель:

А теперь, давайте подведём небольшой итог первой части нашего мероприятия. Что такое театр? Какие профессии существуют в театре? В чём истоки театра? Какие средства использует актёр при исполнении роли? (ответы детей). Молодцы, ребята! А теперь перейдём ко второму этапу нашего мероприятия.

2 ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА.

Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население

Древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра.

Осенью, после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов - сатиров. Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами-песнями, прославляющими Диониса. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

В 6 в.до н.э. в эти праздники был введен сценарий. Так появились 1-ые спектакли.

Вскоре праздники были перенесены в специальные места - театры, а спустя некоторое время появились драматурги - люди сочинявшие пьесы для театра.

Все посетители театра делились на 2 группы - почетные гости и обычные зрители.

Почетными гостями были - жрецы Диониса, олимпионики и стратеги.

Обычные посетители покупали билеты. Власти для привлечения зрителей выдавали деньги.

Театры строились на холме, чтобы скамьи для зрителей поднимались вверх и с любого места было бы хорошо видно сцену.

Сначала театры строили из дерева. Они быстро приходили в негодность, часто сгорали, поэтому позднее их стали строить из камня.

Актеры игравшие в спектаклях главной задачей считали заучивание текста. Его как правило произносили со всевозможными завываниями, пытаясь таким образом передать чувства героев.

Этой же цели служили маски - они отражали радость, горе и другие эмоции.

Непременным участником представления был хор, который помогал зрителю следить за сюжетом и давал оценки поступкам героев.

Хор располагался на специальной ступеньке между орхестрой и скене, которая называлась хоры.

Одним из самых любимых жанров в греческом театре была трагедия, что в переводе означает «песнь козлов».

Отличительной чертой трагедии является обязательная смерть в конце пьесы главных героев.

Очень часто актеры, исполнявшие трагические роли вставали на деревянные колодки.

С одной стороны их было лучше видно, а с другой - этим пытались подчеркнуть, «высокий», возвышенный характер трагедии.

Одной из самых популярных пьес была «Антигона» написанная Софоклом.

Другим популярным театральным жанром была комедия, от «комос»-веселое шествие.

Наиболее популярным комедийным драматургом был Аристофан, написавший комедию «Птицы».

Афинская публика была очень восприимчивой и непосредственной. Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Если пьеса не нравилась, зрители свистели, щелкали языком, стучали ногами. Бывали и такие случаи, когда актера прогоняли со сцены камнями и требовали прекратить пьесу и начинать новую. Таким образом, суждение народа имело существенное значение для успеха, как и ваше мнение о нашем представлении так же будет ценно для нас.

Итог 2.

Итак, ребята, теперь подведём небольшой итог того, что нового вы узнали из этого рассказа? Какие новые слова вы услышали? Что они означают? Как называют исполнителя роли? Когда зародился театр Древней Греции? Что такое комедия, трагедия? Молодцы ребята!

3. Конкурс актёрского мастерства.

Кто из нас не мечтал стать актёром?! Стать актёром никогда не поздно!!! Актёрские способности имеют многие. Только у некоторых они развиты, а у некоторых «сладко спят». Будите их! Хватит им спать! Ведь с кем всегда интересно? У кого хорошая память и развито воображение? Кто будет играть в первую очередь в актёрском спектакле? Конечно же, речь идёт о человеке, у которого развиты актёрские способности. Хотите развить свои театральные способности? Давайте поучаствуем с вами в конкурсе «Театрального мастерства».

1 задание «Беспредметный этюд».

Вдеть нитку в иголку, собрать чемодан, подметать пол, чистить картошку.

2 задание «Крик, сидя на стульях».

Болельщики на стадионе после забитого гола их любимой команды.

3 задание «Представить»:

Обоняние: запах ландыша, дыма, духов.

Осязание: гладите кошку, щупаете меховой воротник, берёте стакан с горячим чаем.

Вкус: шоколада, апельсина, соли, лука, банана.

4 задание: «Пантомимический этюд».

Оговорить ситуацию и представить её: один что-либо делает, другой ему мешает.

Один: Другой:

Поливает цветы. Выхватывает лейку.

Умывается. Выключает воду.

Засыпает. Барабанит.

Кормит попугая. Приносит кошку.

5 задание «Шумы».

Ведущий читает текст, участники делают шумовое оформление. Текст:

1. Ночь. В деревне Кантемировка тихо. Лишь завывает ветер. Вдруг закукарекал петух. Ему в ответ закудахтали куры. Тут же залаяли собаки. Послышался скрип калитки и топот ног. Всходит солнце.

2. Вечер. За кулисами цирка слышится нечеловеческий хохот клоуна. Испуганные тигры рычат. Слон наступил на ногу смотрителю. Тот вопит от боли. Слышится звук сирены «Скорой помощи». Заходит солнце.

Молодцы ребята!

4. Представление театральной студии «Этюд»

Теперь самое время взять билеты и пойти в театр. Но у нас нет такой возможности, поэтому к вам придут на помощь актёры из нашего самодеятельного театра. Встречайте наших артистов!

1 ученик : Театр…Волшебное магическое слово…

2 ученик : К нему мы возвращаемся снова и снова…

1 ученик : А знаешь? Писатель Сомерсет Моэм нам о театре сказал так: «Театр - это жизнь, а жизнь - театр.

2 ученик: Ну, что ж, и это справедливо! Театр - это так прекрасно, так красиво…

1 ученик:

Но школьный наш театр необычен

И, может быть, для вас, любимый зритель, непривычен.

2 ученик : Проблемы школьные, звонки, уроки длинные, а перемены - коротки!

1 ученик : Калейдоскоп!

2 ученик : Мозаика!

1 ученик : Цейтнот!

2 ученик : И быстрый ритм школьный на сцене нас сегодня ждёт!

1 ученик: Я знаю, нужен нам театр - экспресс, чтоб сонный ваш покой исчез!

(На сцену выходят остальные артисты школьного театра.)

2 ученик : На сцене театр школьных миниатюр

Все: «Этюд»!

3 ученик: «Этюд» - это:

4 ученик : эстрадный,

5 ученик: театральный,

6 ученик : юный и для юных,

7 ученик: драматический, а может и диалог - диалог со зрителем,

8 ученик : а вместе просто «Этюд». (Уходят).

Воспитатель : Наши актёры подготовили для вас спектакль-мюзикл. Но как же происходила подготовка к нему? Это мы сейчас и увидим.

(Действующие лица: Федот, Маруся, 2 потешника, режиссёр.)

1 потешник:

Верьте, аль не верьте, а жил на белом свете

Федот - Стрелец, удалой молодец.

2 потешник:

Был Федот ни красавец, ни урод, ни румян, ни бледен,

Ни богат, ни беден, ни в парше и ни в парче, а так, вообче!

1 потешник:

Служба Федота - о театре забота.

Режиссёру развлеченье, Федоту - мучение.

2 потешник:

Режиссёр под сценой стоит - десять лет руководит.

И энергии в нём - огромадный объём.

Бьёт через край, хоть шлангом поливай.

1 потешник:

Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.

На Федьке от страха намокла рубаха,

В висках застучало, в пузе заурчало.

Тут, как говорится, и представления начало.

Режиссёр:

Нынче в школе представленье, так что, Федя, не робей,

Чем - нибудь экстравагантным ты ужо потешь людей,

А то всё - кино, кино…Не был в школе ты давно.

Так что, милый, отдувайся - коль тебе не всё равно.

Если неча представлять, буду, Федя, увольнять.

Так что ты не обижайся и уж сделай всё на «пять».

Федот:

Нешто я да не пойму, при моём - то при уму?

Чай не лаптем щи хлебаю, соображаю, что к чему!

Получается на мне вся политика в стране:

Не устрою представленья непременно быть беде.

(Федот садится и грустит.)

2 потешник:

Ты, Федот, давай не ной, лучше думай головой,

Позвонил бы Кашкаровой Ольге Владимировне самой.

Ведь на совести у ней, окромя стихов и прозы,

Есть спектакли для детей.

1 потешник:

И Марина Васильевна подъиграла б очень стильно,

Песнь любую подберёт, если надо - подпоёт.

Цели и задачи:
Объединить детей в творческом процессе, раскрыть им интересный мир театрального искусства.
Активизировать деятельность каждого ребёнка в поиске и передаче сценического образа с помощью разнообразных выразительных средств.
Воспитывать готовность к творчеству.

Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте, друзья!

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать,
Всё, что на свете человечно.
Здесь всё прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!

(театр моды, показ костюмов)

— Скажите, какие театры бывают? (кукольный, драмы, оперетта, оперы и балета.)

— Правильно, молодцы. Какие театры есть у нас? (музыкальный театр, кукольный, драматический.)

— Во всех театрах работает очень много людей. Кто работает в театре?

Дети (театрально-игровая сказкотерапия) читают стихи:

Во всех театрах всей страны
Работы разные важны.
Но все же, как тут ни крутись,
А главный человек — артист.

Еще, конечно, режиссер,
Художник, бутафор, гример;
Покажет вам, где что лежит,
Ответственный за реквизит.

Поставит танцы балетмейстер,
Займется голосом хормейстер,
В оркестре на подбор таланты,
Что дирижер, что музыканты,
И просто в мире равных нету

Таким художникам по свету.

Ведут спектакли неизменно
Рабочий с машинистом сцены.
Костюм подгонят по размеру
С любовью наши костюмеры.
Исправят хрипы, шипы, свисты
Ведущие спектакль радисты.
За всем следит орлиным взором
Наш друг – помощник режиссера.

Здесь слесари и столяры,
Сантехники и маляры, уборщицы и билетеры,
И коменданты, и вахтеры;
За всем на свете проследит
Завпост, завснаб, завхоз, завлит.
Что педагог-то эрудит,
Пожарный на посту не спит,
Буфетчицы и повара,
Закройщицы и доктора,
Кассир, бухгалтер и водитель,
Но самый главный – это зритель!
(Василенко В., “Дошкольное образование”, № 9, 2001.)

Сказки любите читать?
Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, или на козу,
Или на принца, на Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?

(Изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически и т.д.)

Предложить детям взять платки.

Под музыку изображают:
принцессу
лису
медведь
петух

А без костюма можно дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья? (Жесты и конечно мимика)

— Что такое мимика? (Это телодвижения, без слов)

Ведущий проводит игру

— Только в лес мы вошли, появились комары.
— Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в гнездо кладем.
— На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
— Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.
— На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Лапками шлепали, лапками хлопали.
Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,
Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!

7. Молодцы. А что же такое мимика? (Выражение нашего лица).

Вот новость! Я чуть не упала с крыльца!
У каждого есть выраженье лица!
Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю?
Наверное, смелость, наверное, ум!
А вдруг, если в мимике я ни бум-бум?

Попробуем проверить. Подойдем все к зеркалу.

Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть, попробуйте его показать.

Покажите: грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас, счастье.

А теперь пора пришла
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.

“Иди сюда”, “уходи”, “здравствуйте”, “до свидания”, “тихо”, “не балуй”, “погоди меня”, “нельзя”, “отстань”, “думаю”, “понял”, “нет”, “да”.

(театр моды)

— Чтобы стать артистом нужно, очень многому учиться, много всего уметь.

— Что должен уметь делать артист?

(Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.)

— А вы хотите стать артистами?

— Я предлагаю вам сегодня попробовать стать артистами. Давайте представим, что мы попали в театральную мастерскую.

Начнем с того, что восстановим правильное дыхание. Садитесь все, выпрямили спину, положили руку на живот. Дыхательную гимнастику проводит ребенок.

2. Дыхание
Вдохнули носом и медленно выдыхаем через рот. (1 раз)
Вдохнули – выдыхаем со звуком с-с-с-с-с (так свистит ветер).
Вдохнули – выдыхаем со звуком ш-ш-ш-ш (так шумят деревья).

Представим, что на ладошке перышко. Вдохнули и медленно выдыхаем так, чтобы перышко осталось на ладошке.

3. А сейчас мы сделаем гимнастику для губ и язычка. (Гимнастику проводит ребенок).

Для губ.
Сомкнутые губы вытянуть вперед, как пяточек у поросенка; губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов.
Сомкнутые губы (пятачок) двигаются то вверх, то вниз; то вправо, то влево.

Для языка.
“Уколы”. Острым язычком касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
“Болтушка”.

Дети болтают языком с разной интонацией (расскажите что-нибудь интересное).

— Молодцы. А сейчас вспомним скороговорки.

4. Дети встают в круг. Передают театральный билет и говорят скороговорки по очереди.

— скороговорки.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека – в pеке pак. Сунул Грека руку в реку рак за руку греку цап.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Ткет ткач ткани на платье Тане.

5. Пришло время усложнять задание. Выходит ребенок и читает стихотворение.

Раз, два, три, четыре, пять —
Вы хотите поиграть?

игра “Разминка театральная”.
Нужно пройти по узкой тропинке, прижавшись, друг к другу спинами.
По болоту.

сценка «Что случилось?» (приложение № 1)

Подошла к концу разминка…
Постарались вы сейчас.
А теперь сюрприз, ребята!
В сказку приглашаю вас.

(театр моды)

В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажем гостье: “Заходи”.

Сценка — Уля и Филя, (приложение № 2)

Сценка — Фома и Федул (приложение № 3)

Сценка — Яга и Чур (приложение № 4)

— Сегодня я лесная фея. Очень рада видеть вас в моих владениях, но ивы не дети, лесные жители. Какие…. Мы отправимся в волшебную страну Тили-Мили-Трям, за цветком радости. (Едут паровозиком)

— У меня есть цветок радости. Он обязательно поможет исполнить все желание. Возьмем частичку этого цветка к себе в ладоши осторожно, чтобы не потерять. Приложим к сердечку. Чувствуете, теперь у каждого поселился добрый, теплый, чистый цветок радости. Давайте подарим свой цветок радости друг другу.

— Я вижу, многие улыбаются. Почему? (отвечают)

— Теперь у нас у всех теплое, радостное настроение. Так и хочется, чтобы цветок радости увидели и другие. Как это сделать?

Нарисовать, сконструировать, слепить, как сделали наши ребята, а теперь и вы.

(мастер- класс по изготовлению)

Выбегают дети-цветы:

1 Сколько солнца, сколько света принесла Весна для всех!

2 На полянке у Весны распускаются цветы небывалой красоты!

3 Просыпается природа, умывается росой!

4 И, конечно, все зверята просыпаются весной!

Стихотворение «Ежик»

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!

Дети:
Подснежник

Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик-
И весна придет!

Е. Серова

Родился ландыш
В майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень -
Он тихо зазвенит.

Е. Серова

На солнечной опушке
Фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмет.

Е. Серова

Звать его к нам нечего, -
Он и сам придет;
Расцветет доверчиво
Прямо у ворот -
Солнцем залитой
Лютик золотой.

Е. Серова

Кувшинка

Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту зеленом;
И поплыла бы по реке
К подружкам отдаленным,
Да вот беда - привязан плот,
Он никуда не поплывет.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок:
“До утра! До новой встречи!” -
И погасит огонек.

Е. Серова

Незабудки

Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал -
Веселых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок!

Е. Серова

Одуванчик

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик;
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

Е. Серова

Гвоздика

Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это дикая гвоздика
Новый празднует денек.

Золотая серединка,
И лучи идут кругом, -
Это, может быть, картинка
Солнце в небе голубом?
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветок ромашки.

Колокольчик

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой;
Колокольчики-цветы
Очень вежливы …
А ты?

Тише, гости, вы сидите!
Нашу сказку не спугните!
Здесь бывают чудеса, где же прячутся они?
Сказку мы сейчас расскажем, и расскажем и покажем.

Ведущий: Сегодня мы собрались в этом зале, потому что очень любим сказки. Недаром говориться “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок”. Чем же сказка отличается от других литературных произведений?

(В сказке всегда добро побеждает зло, могут быть различные герои, волшебные превращения).

— Ребята сегодня покажут, как хорошо они знают различные сказки.

Сценка «Три поросенка»

II. Конкурсы.

1. Разминка.

“Хорошо ли ты знаешь сказки?”

Показываются иллюстрации из сказок, команды по очереди определяют, откуда они взяты (иллюстрации берутся произвольно).

2. Задание

“Назовите сказку” (кто быстрее определит сказку).

— В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (“Каша из топора”)

— В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и лишь вмешательство лица помогло восстановить справедливость? (“Заячья избушка”)

— Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (“Колобок”)

сценка «Незнайка»

3. Конкурс на лучшее знание сказок (задание командам).

— Какую песенку пел Колобок?

— Что пела Коза своим семерым козлятам?

— Кто сможет позвать Сивку-Бурку?

— Кто сможет позвать Иванушке сестрицу Аленушку?

4. Аукцион.

“Чья команда больше назовет сказок, где бы говорилось о Волке или Лисе, Бабе-Яге или Иванушке”.

— Кто это?

а) Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата? (Баба-Яга)
б) Сказочное существо, житель леса, так называемый Дух леса? (Леший)

— Кто так говорит?

а) “Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная? (Морозко)
б) “Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам”. (Лиса)

— По каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей? (За невестой, жар-птицей, молодильными яблоками и т. д.)

Из черного ящика достаются предметы, которые якобы кто-то потерял. (Золотой ключик, хрустальный башмачок, красная шапочка, золотое яичко, наливное яблочко, клубок).

Сценка «Дюймовочка»

5. Конкурс
1 команда

С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
Появилась девочка
В чашечке цветка,
А была та девочка
Чуть больше ноготка
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.

2 команда

Сейчас потолкуем
О книжке другой —
Тут синее море,
Тут берег морской…
Старик вышел к морю,
Он невод забросит,
Кого-то поймает?
И что-то попросит?
Кто-то за кого-то
Ухватился крепко:
— Ох, никак не вытянуть!
— Ох засела крепко!
Кто засел так крепко?
Может, это …

В зал входит “почтальон” и вручает ведущему несколько телеграмм. Команды должны узнать, кто отправил телеграммы: “От дедушки ушел, от бабушки ушел. Скоро буду у вас”.

“Спасите! Нас съел Серый волк”.

“Простое яичко уже снесла”.

“Живу без всякой славы средь зеленой дубравы у семи богатырей”.

6. Показ домашнего задания.

1 команда – сценка «Принцесса на горошине»

2 команда – сценка “ Кот в сапогах ”.

Сегодня мы совершим путешествие в театр. А попадём мы с вами в сказочный мир – театр кукол. А что такое театр кукол? (высказывания детей)

Театр кукол – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами – кукловодами, обычно скрытыми от зрителей ширмой. Куклы различаются устройством и системой их управления.

— Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас есть везде: в школах, в ДК, в больших семьях, кружках.

Давайте вспомним своё детство. У каждого из вас наверняка был свой кукольный театр. В нём не было ширмы, декораций, специально изготовленных кукол. Он существовал просто в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Играя в песочнице вы воздвигали крепости, их крутые стены штурмовали оловянные солдатики. В быстрых весёлых ручейках, соревнуясь плавают простейшие бумажные лодочки, но теперь это уже быстроходные шхуны, фрегаты, каравеллы … С этих игр начинается кукольный театр. Игра с предметом.

Самый простейший кукольный театр – это настольный. Где декорации и герои выставляются на столе. Такой театр напоминает оживший детский рисунок.

— От простейшего театра на столе теперь перейдём к более сложным формам кукольного театра.

По способу управления куклы делятся на два основных вида – ВЕРХОВЫЕ и НАПОЛЬНЫЕ.

К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы и зритель его не видит.

Напольные в отличии от верховых находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклы в движение прямо на глазах у зрителей

ПЕРЧАТОЧНЫЕ — На Руси издавна существовали петрушечники — актёры, выступавшие с куклами – Петрушками, надеваемыми на руку. Основой — туловищем, такой куклы служит перчатка, сшитая по руке актёра.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ – основой — туловищем, такой куклы служит пальчик. На каждом пальчике создаётся образ персонажа.

ТЕНЕВЫЕ — основой этих кукол является силуэт (показ контурного рисунка)

ТРОСТЕВЫЕ — куклы управляются специальными механизмами с помощью тростей. Основу таких кукол составляет деревянная конструкция-гапит. Трости для управления руками куклы крепятся к её кистям.

МАРИОНЕТКИ — куклы управляемые сверху, чаще всего с помощью нитей. Марионетки приводятся в движение при помощи ваг. Это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.

— Мы познакомились со многими интересными системами кукол для кукольного театра и убедились, что разнообразие их бесконечно. Но в этом разнообразии есть свои закономерности и прочные связи. Так, из перчаточной куклы родилась в своё время тростевая, а из марионетки – БОЛЬШАЯ НАПОЛЬНАЯ КУКЛА. Внешне эти куклы напоминают “родителей”, только они больше по размеру, и у них нет никаких нитей. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит “в открытую” один, а чаще всего два исполнителя. Но вот на сцене появились огромные куклы. Большие кукольные головы, огромные ладони, здоровенные ботинки…. И что самое удивительное, кукловодов рядом с ними нет. Но куклы прыгают, танцуют, водят хороводы со зрителями. Это ЛЮДИ-КУКЛЫ. Актёр надевает на себя огромную голову-маску и превращается в живую куклу.

(Театр моды)

частушки (приложение № 5)

В заключении дети говорят слова:

Возьмитесь за руки, друзья, и воздух глубоко вдохните,
И то, что говорим всегда, сейчас всем громко вы скажите:
Клянусь отныне и навеки театром свято дорожить,
Быть честным, добрым человеком и зрителем достойным быть.

Очень хорошо на белом свете жить,
Чтоб днем светило солнце, а ночью луна.
Должны они дружить, им ссориться нельзя,
Тогда все будут рады, победит доброта.

Этот мир такой он красивый, этот мир прекрасный такой.
Мы под солнцем растем счастливо, спим спокойно мы под луной.

Мир такой цветной, красивый и большой.
На нем всем места хватит под солнцем и луной.
А если вдруг когда поссоритесь, друзья
Вы вспомните про сказку, и знайте, это не зря.

Литература

1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

3. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.

4. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

5. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. — М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

6. Ткачева Е.М. Пьесы. — М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.

7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сценка «Уля и Филя»

Уля.
Здравствуй, Филя!
Филя.
Здравствуй, Уля!
Уля.
Где ты был?
Филя.
У матушки.
Уля.
Что мать, гостинцев прислала?
Филя.
Мать прислала оладушек!
Уля.
А где же они?
Филя.
Я их под лавку положил!
Уля.
Экий ты, Филя, чудак!
Филя.
А ты бы, Уля, как?
Уля.
Я бы их в печку положила, ты бы пришел и съел.
Филя.
Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю…

Филя и Уля расходятся под русскую народную мелодию, затем вновь встречаются, здороваются.

Уля.
Здравствуй, Филя!
Филя.
Здравствуй, Уля!
Уля.
Что мать прислала?
Филя.
Мать прислала сарафан.
Уля.
А где же он?
Филя.
Я его в печку положил.
Уля.
Экий ты, Филя, чудак.
Филя.
А ты бы как?
Уля.
Я бы его в шкаф повесила.
Филя.
Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю…

Филя и Уля снова расходятся, пританцовывая, затем встречаются.

Уля.
Здравствуй, Филя!
Филя.
Здравствуй, Уля!
Уля.
Что мать прислала?
Филя.
Мать прислала барана.
Уля.
А где же он?
Филя.
Я его в шкаф повесил.
Уля.
Экий ты, Филя, чудак.
Филя.
А ты бы как?
Уля.
Я бы его в хлев завела, сена дала, водой напоила.
Филя.

Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю. Филя и Уля расходятся, затем встречаются.

Уля.
Здравствуй, Филя!
Филя.
Здравствуй, Уля!
Уля.
Что мать прислала?
Филя.
Мать прислала Настюшку.
Уля.
А где же она?
Филя.
Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.
Уля.
Экий ты, Филя, чудак.
Филя.
А ты бы как?
Уля.
Я бы ее за стол посадила да чаем напоила.
Филя.
Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.

Филя и Уля расходятся, затем встречаются.

Уля.
Здравствуй, Филя!
Филя.
Здравствуй, Уля!
Уля.
Что мать прислала?
Филя.
Мать прислала свинью.
Уля.
А где же она?
Филя.
Я ее за стол посадил да чаем напоил.
Уля.
Экий ты, Филя, чудак. Филя-простофиля!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сценка «Фома и Федул»

Два мальчика:

Мы ребята молодцы
— Скоморохи удальцы
-Я Фома, а ты — Федул

— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожег.
— Можно зашить.
— Да иглы нет.
— А велика ль дыра?
— Да один ворот остался?

— Фома, что из лесу не идешь?
— Да медведя поймал.
— Так веди его сюда.
— Да он не идет
— Ну, так сам иди.
— Так он и меня не пускает.

— Ты пирог съел?
— Нет, не я!
— А вкусный был?
— Очень!
— Фома, у тебя в избе тепло?
— Тепло. На печи в шубе согреться можно.
– Что сегодня делал?
— Рукавицы искал.
— Нашел?
— Нашел!
— Где они были?
— Да за поясом!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Частушки!

Мы частушек много знаем
И хороших и плохих
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

Ставьте ушки на макушки
Слушайте внимательно
Мы сейчас споем частушки
Очень замечательно.

Чтобы печка разгорелась
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась
Надо пляской помогать.

Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?

Здорово, здорово
У ворот Егорова
А у наших у ворот
Все идет наоборот.

А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала – подружки.

По деревне я шла
И Ванюшу видела —
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.

Я плясала в три ноги
Потеряла сапоги
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.

Говорят, я боевая,
Боевая, ну и что ж!
Моя мама боевая,
Ну, а я тогда в кого ж?

Если б не было воды,
Не было и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки!

Не смотрите на меня –
Глазки поломаете.
Я не с вашего села
Вы меня не знаете.

Пошла плясать и бабушка Лукерья.
На затылке нет волос –
Привязала перья.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли?
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.

«День театра»

конкурсная программа

к Международному дню театра

Разработку выполнила:

Воспитатель в ГПД

Машенцева Татьяна Петровна

23.03.2016 г.

Цели и задачи конкурса:

пропаганда театрального искусства;

развитие способностей обучающихся в совместной творческой деятельности;

выявление наиболее одаренных, талантливых детей;

развитие коммуникативных навыков.

Возраст участников : 7-9лет.

Оборудование:

Стенд «Развитие театрального искусства в Саратовском крае»;

Мультимедийное оборудование;

Приложение №1 Презентация «Театр Древней Греции»

Приложение №3 Пригласительные билеты на спектакль «Стоит в поле теремок».

Используемая литература:

В. Бармин. На школьных подмостках Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г. - 144с.

И.А. Агапова, М.А Давыдова. Театральные постановки в средней школе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г. - 412 с.

Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.

Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.: ил..

Интернет ресурсы:

[email protected] ;

http://www.myshared.ru/user/4776/ ;

http://ppt4web.ru/ .

Ход мероприятия

Вступительная часть.

Педагог:

Какое чудо — оказаться в сказке

С героями оживших вдруг легенд!

Нас удивляют их костюмы, маски,

Захватывает действия момент.

Они поют, горюют, размышляют…

Накал страстей передается нам.

Игрой своей нам души зажигают.

Искусство их — театр, не балаган.

Сегодня славим мастерство актеров,

Поздравить с Днем театра их спешим,

Гримеров, костюмеров и суфлеров -

Мы всех за волшебство благодарим !

Алёна: Добрый день, ребята. Прежде, чем начать нашу праздник, я хочу загадать вам загадку:

Там есть сцена и кулисы,

И актеры, и актрисы,

Есть афиша и антракт,

Декорации, аншлаг.

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно... (ТЕАТР)

Приложение №1. Презентация «Древнегреческий театр»

Александра: Да, речь сегодня пойдет о театре. Я хочу немного рассказать об истории театра.

Слово «театр» - греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.

Анна: В Древней Греции представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве. 27 марта в Древней Греции проходили Великие Дионисии - праздники в честь бога виноделия Диониса. Они сопровождались шествиями и весельем, было много ряженых. А с 1961 года этот день, 27 марта, стали отмечать во всем мире какМеждународный день театра.

Алёна:

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать:

Всё, что на свете, человечно.

Здесь всё прекрасно -

Жесты, маски, костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.

Александра: Мы сегодня вам докажем, что вы - талантливы друзья,

Мы сегодня вам раскроем все секреты мастерства.

Педагог: К нам в гости пожаловали артисты разносторонние, трагические, смешные и просто озорные. Встречайте их громкими аплодисментами. А ведь сейчас, ребята вы аплодировали себе. Ведь сегодня нашими артистами будете именно вы!

Знаете ли вы, что хлопая в ладоши, вы исполняете один из древнейших ритуалов связи с высшим миром. А в наше время ученые утверждают, что хлопанье в ладоши оказывает благотворное влияние на весь организм. Так что, почаще хлопайте - это полезно и всегда поднимает настроение! Давайте еще раз похлопаем!

Анна: Много есть на свете театров, и конечно же, артистов

И растем мы им на смену, подрастаем очень быстро.

А у нас сегодня праздник. Тихо занавес раскрылся

И на сцене первоклашки - наши школьные артисты.

Основная часть.

Алёна: Наш праздник продолжается и впереди у много творческих испытаний и чтобы с ними справиться, предлагаем провести разминку настоящего актера!

1. Конкурс «Разминка актёра».

педагог объясняет правила, девочки-Ведущие распределяются по залу

Педагог: Хлопки и есть наша особая актерская разминка, ведь настоящий актер любое действие может превратить в творчество. Вот и мы с вами сегодня будем хлопать не просто, а творчески. Для этого мы будем бить левой ладонью по правой. Вот так. При этом ладони как бы скользят друг по другу. При этом, правая рука - направляющая, выходит вперед, а левая идет назад. Это «выстрел». Давайте попробуем. А теперь поменяем руки.

- Отлично! Теперь я вижу, что вы все разогрелись. Однако! На сцене любое действие должно быть оправдано актером. Оправдано - то есть стать правдой. Только так зритель поверит, в то, что происходит на сцене. (Если актер сам не верит в то, что происходит на сцене, зритель обязательно это почувствует как наигрыш или фальшь). Сейчас мы с вами снова устроим перестрелку, но теперь обязательно вкладываем в свой выстрел какую-либо эмоцию. Например, если это гнев, вы увидите это в моей мимике, моем положении тела, в силе моего хлопка. Я могу выстрелить в вас так (гневно), а могу так (радостно).

Итак, сейчас ваши ведущие будут в вас стрелять с разными эмоциями, вы стреляете в них с той же эмоцией, но … не копируйте ведущих, а лишь возвращайте тоже чувство. У кого-то радость такая, а у кого-то такая.

Ну что ж давайте попробуем, ваши ведущие будут вам помогать. Наша первая эмоция - Гнев !

- Испуг! -Печаль! -Радость !

Это было здорово, ребята! Теперь я порошу всех отправить нашу последнюю эмоцию прямо в космос! Вот так! Наша эмоция - Счастье! Все наполняемся самой большой радостью, счастьем от того, что мы собрались здесь сегодня, что у нас впереди еще много интересных испытаний, что праздник продолжается, что всех нас здесь объединил Его Величество Театр. Итак, эмоция счастье. Приготовились! Ручки подняли, стреляем громко на счет три. Раз! Два! Три! ( хлопок)

Молодцы! Отлично! Космос принял наш сигнал. Ладоши еще не болят? Тогда похлопали себе еще разок! Спасибо вам, а теперь я попрошу всех сесть на свои места ( дети садятся).

Анна: Как замечательно! Какие вы молодцы! Какие талантливые и артистичные!

Педагог: Ребята, а кто из вас выступал на праздниках? А что вы делали? (пели, читали стихи), а может кто-то из вас танцевал? А кто участвовал в сценках? Сколько у нас артистов!

Алёна: Я предлагаю совершить увлекательное путешествие в волшебный мир театра, потому что каждый, кто попадет в этот мир, становится немного другим, стоит только подключить фантазию и немного воображения. Отправимся за кулисы, чтобы узнать тайну рождения спектакля, и стать активными участниками этого творческого процесса.

Приложение №2 Презентация «Образ театрального героя»

Педагог озвучивает презентацию.

Александра:

Только сегодня,

Только у нас

Театр открывает

Волшебный занавес для Вас!

Проходите в наш театр.

На сцену приглашается 10-15 детей.

Педагог: Чтобы стать настоящим артистом нужно уметь многое делать: владеть мимикой, жестами, четко, ясно произносить текст, пластично двигаться.

Итак, мы предлагаем вам на время стать артистами. Вставайте в круг и внимательно следите за тем, что я буду говорить, и выполняйте вместе со мной.

2. Конкурс «Актёрское мастерство».

Смотрите, лужа впереди,

Ее нам надо обойти.

А вот большущее лежит бревно,

Нам очень трудно перелезть через него.

Теперь тропинка стала так узка,

Что балансировать приходится слегка.

А вот глубокий и широкий ров,

И из него воды нам слышен рев.

Как через ров мы перейдем?

Ну, догадались вы? Конечно же, прыжком.

И вдруг мы в сказке очутились.

Взглянув вокруг, мы сильно удивились.

Бежит зайчишка озорной.

Постой, трусишка, не беги, постой!

Мы так же прыгаем, как ты,

Не веришь, ну - ка посмотри!

Умеем красться, как хитрющая лиса,

Хвостом дорогу заметая: не оставить бы следа!

Умеем рыскать, как сердитый волк,

Которого зовут «зубами щелк».

Сумеем и, как мишка, мы пройти,

Сметая все, что попадется на пути.

Анна : Все ребята здесь прирожденные актеры!

Алёна: Ну, теперь, мы готовы покорять театральные вершины! Ну что, в путь?

Вместе: В путь!

3. Конкурс «Конкурс дикторов». Каждый актёр должен обладать хорошей сценической речью, дикцией.

Ведущий просит детей повторить скороговорки.

Дали Клаше каши с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.

Ткачи ткали ткани на платья Клаве и Тане.

На дворе — трава, на траве — дрова.

Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Тараторят, тарахтят тридцать три вагона в ряд.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

4. Конкурс «Сценическая пластика».

Каждый артист должен обладать прекрасной пластикой, чувством темпа и ритма, а также уметь изменять время, ситуацию, внешность с помощью действия, ведь действие - это основной материал в актёрском искусстве. Сейчас вам придется проявить не только актёрские способности, но и воображение!

Попробуйте изобразить походку человека:

который только что хорошо пообедал;

которому жмут ботинки;

который неудачно пнул кирпич;

у которого начался острый приступ радикулита;

который оказался ночью в лесу;

идущего по краю небоскреба.

5. Конкурс «Роли второго плана или массовка».

Ребята, вы знаете, что главные роли даются не каждому актёру. Некоторые артисты играют их регулярно, а кто-то ждёт всю свою актёрскую карьеру. Однако, без ролей второго плана и массовок, не было бы спектаклей и кинофильмов. Есть актёры, которые всю жизнь играют роли только второго плана, но именно эта роль запоминается зрителю даже больше игры главного героя. И сейчас мы попробуем себя именно в этой роли.

Через 2 минуты каждый член команды при помощи звуков, мимики, походки пробует изобразить своего героя.

Командам дается задание изобразить какую-нибудь сцену; например, первая команда изображает утро в деревне — блеяние овец, мычание коров, скрип калитки, кваканье лягушек, кукареканье петуха, кряканье уток, лязганье колодезной цепи, а вторая команда должна угадать, что это.

Затем вторая команда показывает свою сценку; например, цирковую труппу. Ведущие дают задания изобразить членам команды: руководителя труппы, дрессировщика, клоуна, акробата, обезьяну, медведя, змею, дрессированную собачку и т. д. Первая команда угадывает, что это. Можно задавать наводящие вопросы.

Педагог: А сейчас мы проверим, насколько вы сегодня были внимательны и собраны, ведь настоящие артисты должны обладать отличной памятью.

Театральный он работник -

Постановок «дирижёр»,

Управляющий спектаклем -

Это, верно, …(РЕЖИССЁР!)

Режиссер - главное лицо в театре, он подбирает артистов, помогает им правильно образ героя, тогда сказка становится особенной, непохожей одна на другую.

Что напишет сценарист,
То покажет нам …(АРТИСТ)

Анна: В кинотеатре - широкий экран,

В цирке - манеж иль арена.

Ну, а в театре, обычном театре,

Площадка особая - …(СЦЕНА!)

Алёна: Что такое «Контрамарка»? -

Даст словарь на то ответ:

Знай, она - талон бесплатный.

Или попросту -…(БИЛЕТ!)

Александра:

Всё, что видите на сцене:

Что лежит, висит, стоит,

Все предметы представленья -

Это, знайте, …(РЕКВИЗИТ!)

Анна: Чтоб смотрелось представленье интереснее,

В благодарность слышались овации,

Надобно на сцене оформление:

Дом, деревья и другие…(ДЕКОРАЦИИ!)

Алёна: Для хранения одежды посетителей,

Театралов или кинозрителей,

Чтобы было им удобно и не жарко -

Гардероб есть. Или проще -…(РАЗДЕВАЛКА!)

Александра:

Коль спектакль завершился -

Слышно «Браво!», комплименты;

Всем актёрам, в благодарность,

Дарим мы…(АПЛОДИСМЕНТЫ!)

Педагог: Молодцы! Сегодня мы побывали в волшебной стране, имя которой - ТЕАТР. Любите театр. Он сделает вас добрее честнее, справедливее . Расскажите, кем вы сегодня были в нашем театре и что делали?

Театр - это всегда чудо. Быть актером, человеком, творящим это чудо, пусть даже на маленькой скромной сцене - что может быть увлекательней? А сказка на театральной сцене - это двойное чудо. «Чудо в квадрате!».

Вся наша жизнь-театр!

Эпиграф, действие, антракт

И снова действие на сцене.

Вся наша жизнь всего спектакль,

Порой комедия и драма,

Порой роман, порою сказ.

Порой меняются актеры,

Сценарий пишется для нас,

Богами свыше,

Чтобы люди играли каждый свою роль.

А жизнь - театр, театр не более,

Театр, а мы актеры в нем.

Алёна: Спасибо вам ребята за гостеприимство.

Анна: А теперь мы приглашаем в гости вас.

Александра: Наши юные артисты приготовили для вас подарок Лесную сказку

«Стоит в поле теремок».

Алёна: Сказки вы не забывайте,

С интересом их читайте.

В гости ждем мы вас, друзья,

Будем рады вам всегда.

Звучит Песня «Театр - это радость и любовь»

Обучающиеся детского объединения «Синтез» раздают билеты

на спектакль «Стоит в поле теремок».

Пригласительный билет

Дорогой друг!

Приглашаем тебя на спектакль

«Стоит в поле теремок»

в Доме детского творчества

Пригласительный билет

Дорогой друг!

Приглашаем тебя на спектакль

детского объединения театр «Синтез»

«Стоит в поле теремок»

в Доме детского творчества

Пригласительный билет

Дорогой друг!

Приглашаем тебя на спектакль

детского объединения театр «Синтез»

«Стоит в поле теремок»

в Доме детского творчества

Пригласительный билет

Дорогой друг!

Приглашаем тебя на спектакль

детского объединения театр «Синтез»

«Стоит в поле теремок»

в Доме детского творчества