Все школьные сочинения по литературе. Сочинение на тему Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый"

Открытый урок по литературе в 11 А классе по теме: « Проблема исторической личности в литературе.»(Читаем роман

А.Н. Толстого « Петр Первый»).

Тип урока – урок-семинар.

Вид урока- урок –исследование.

Исследователь- А.Н.Толстой, учитель, ученик.

Предмет исследования учителя- эффективность различных методических приемов для формирования и развития ключевых компетенций.

Предмет исследования учащихся- текст художественного произведения с целью ответов на возникшие вопросы в ходе исследования.

Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности учащихся- комплексные проекты.

Цели урока: 1) раскрыть причины, побудившие А.Н.Толстого написать роман о Петре Первом; выявить идейно-художественную задачу писателя -показать Петра Первого как выдающегося государственного деятеля; 2) учить использовать в исследовательской работе творческий метод писателя; 3) помочь учащимся постичь патриотический пафос романа, способствовать процессу духовного развития через вдумчивое и внимательное чтение художественной литературы.

Ход урока.

    Постановка целей и задач урока.

Эпиграф: « Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое…»

« Я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности.»

А.Н.Толстой.

2. А) Слово учителя.

Тема Петра проходит через все творчество писателя.Ей он посвящал свои юношеские поэтические наброски, обращался в дни революции, с именем Петра принимал важные судьбоносные решения. Эта тема широко разработана Толстым в 30-е годы: созданы три варианта пьесы « На дыбе», роман « Петр Первый». Сам писатель так объяснял свою приверженность к этой эпохе (обращение к эпиграфу).

Б)Реализация проектов учащихся.

Специфика исторического произведения такова, что в ее основе лежат факты, отделенные от момента создания значительной временной дистанцией. Для того, чтобы понять, что и кто стал предметом изображения Толстого, необходимо вспомнить, что вам известно об эпохе царствования Петра Первого? Подготовкой этого проекта у нас занимались историки.

(Презентация учащихся.)

Идейно-художественная задача писателя – показать масштаб личности Петра Первого. Для решения этой задачи необходимо узнать, каков творческий метод писателя, какой творческой концепции он придерживается. Известно, что Толстой не первый, кто обращался к личности Петра. Заслушаем литературоведов. Они должны нам рассказать, как развивался образ этой исторической личности в русской литературе, а также – чью концепцию принял Алексей Толстой и почему.

(Сообщение учащихся).

Б) - По сложившейся в литературе традиции « большая история» служит фоном для истории частных человеческих судеб. Вспомним роман-эпопею Л.Н.Толстого « Война и мир», где события передаются через восприятие вымышленных лиц, а исторические личности отодвинуты на второй план.

А.Н.Толстой на первый план выдвигает именно большую историю и выдающуюся историческую личность- Петра. Фигура царя- реформатора становится стержнем романа, а вымышленные герои заполняют исторический фон вокруг него.

Как вы объясните такое сюжетное решение писателя, его выдвижение в центр повествования?

(Ответ учащегося.)

3.Анализ образа Петра в романе.

Для аналитической работы над образом используем тезис самого Толстого: « Эпохе нужен был человек, его искали,и он сам искал приложения своим силам. Здесь было взаимодействие.» Читая книгу, вы видите, что характер Петра складывается на глазах читателя. Своими исследованиями, используя прочитанный текст романа, подтвердите эту мысль писателя. Слово группе исследователей: « Этапы становления личности Петра.»

А)Провозглашение царем еще несмышленого мальчика;

Б)жизнь Петра во время правления Софьи;

В) борьба за престол, бегство в Троице-Сергиеву лавру;

Г) сражение за Азов;

Д) поездка за границу;

Е) война со шведами;

Ж) рождение Петербурга.

(Для разрядки посмотрим фрагмент экранизации романа.)

Давно мудрыми людьми доказано, что лучшим учителем человека является жизнь. Какие эпизоды из романа рисуют Петра как « человека своего времени»?

(Это те эпизоды, что иллюстрируют необходимые преобразования для страны.) Вновь слово- группе исследователей.

-Решение закладывать верфь в Астрахани было принято после поражения в Азовском походе.

- Азовский поход.

-Строительство флота и взятие Азова.

Нередко при создании исторического образа автор стремится сопоставить главного героя с другими действующими лицами, чтобы оттенить его незаурядность, многосторонность,энергию и силу. Толстой использует и этот прием в сопоставлении Петра с Карлом 12-м. Слово -группе исследователей.

4.Работа в тетради.

- Вы знакомы с новыми для вас понятиями: точка зрения, внешний жест.

«Точка зрения» –показ событий не с точки зрения автора,а с точки зрения кого-либо из героев, участников событий.

« Внешний жест»- поза, движение, взгляд, выражение лица, через которые передается душевное состояние героя, его невысказанные мысли.

Примените данные понятия к анализу любого эпизода романа. Присмотритесь, как Толстой рисует душевное состояние персонажа. Слово- группе литературоведов.

5. Заключение.

Роль исторической личности заключается в том, что она более конкретно осознает задачи своего времени, служит не себе, а стране, Родине. Что, по мнению Толстого, понимал Царь Петр под служением России? Как отразил автор в образе Петра чувство Родины, понимание потребностей эпохи? Слово- группе исследователей.

6.Вывод по уроку.

Итак, образ Петра как государственного деятеля, как человека показан Толстым исторически достоверно, в напряженной борьбе, все действия его направлены на благо страны. По мнению автора, Петр не нарушает хода исторического процесса, а лишь направляет его.

Домашнее задание: подготовиться к практикуму по роману

« Петр Первый».

Открытый урок по литературе в 11А классе по теме

«Проблема исторической личности в литературе».

(Читаем роман А.Н.Толстого « Петр Первый».)

Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый".
Он всеобъемлящей душой
На троне вечный был работник
А.С. Пушкин
I Идейный замысел романа.
II Становление личности Петра I.
1) Формирование характера Петра I под воздействием исторических событий.
2) Вмешательство Петра I в исторический процесс.
3) Эпоха, формирующая исторического деятеля.
III Историческая и культурная ценность романа.
Созданию романа "Петр Первый" предшествовала длительная работа А.Н.Толстого над целым рядом произведений о Петровской эпохе. В 1917 - 1918 годах были написаны рассказы "Наваждение" и "День Петра", в 1928 - 1929 годах он пишет историческую пьесу "На дыбе". В 1929 году Толстой начинает работу над романом "Петр Первый", третья незаконченная из-за смерти писателя книга датирована 1945 годом.
Идейный замысел романа нашел свое выражение в построении произведения. Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композицияЕ, установление центраЕ зрения. В моем романе центром является фигура Петра I".
Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость. Другой задачей он считал "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа.
В центре повествования романа - Петр. Толстой показывает процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: "Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи". Образ Петра в изображении Толстого очень многопланов и сложен показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр - долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол. Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра становится жизнь. Азовский поход приводит его к мысли о необходимости создания флота, "нарвская конфузия" - к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изображает важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, война со шведами, строительство Петербурга. Толстой отбирает эти события, чтобы показать, как они воздействуют на формирование личности Петра.
Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, презрев вековые устои, велит "знатность по годности считать". Сколько "птенцов гнезда Петрова" объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности! Используя прием контраста, противопоставляя сцены с Петром сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивает общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывает, что только Петр может встать во главе преобразований.
Но роман не становится биографией Петра I. Также Толстому важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создает многоплановую композицию, показывает жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян. Действие разворачивается в различных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве. Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов, и с честью сражавшихся за дело Петра и России. Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служат молодому царю и его новым целям.
Роман А.Н. Толстого "Петр Первый" ценен для нас не только как историческое произведение, Толстой использовал архивные документы, а как культурное наследие. В романе множество фольклорных образов и мотивов, использованы народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ - Петр I - преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.

Задачи и тесты по теме "Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого Петр Первый."

  • Роль мягкого и твёрдого знаков - Правописание гласных и согласных в значимых частях слова 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Именительный падеж имён существительных. Роль в предложении существительных в именительном падеже - Имя существительное 3 класс

Проблема народа и личности является основным аспектом главной проблемы романа – «становление личности в истории». Вопрос о соотношении «народ-личность» рассматривался Толстым на основе выявления движущих сил эпохи. В связи с рассмотрением указанной темы автор акцентирует свое внимание на некоторых моментах: историческая роль народа в петровских преобразованиях, сложность отношений Петра и народа, подготовка восстания и др.

Образ Петра показан А. Толстым как актуальный в конкретную эпоху. Автор подчеркивает, что именно Петр мог стать тем «преобразователем», в котором нуждалась Россия, т.к. в полной мере понимал потребности времени. Петр показывается как человек решительный, мужественный, внутренне сильный, ведь он идет против боярства, да и во многом наперекор желанию народа (судостроительные верфи были непривычным для них занятием). Но Петр и расчетливый, умный политик, который смог «перебороть» первую волну сопротивлений (бегство в леса, на Дон), а после вывести страну на кардинально новый уровень: «Стал не мир, а кабак… В бездну катимся… ».

Не чужда Петру и жестокость. Вспомним сцену подавления стрелецкого мятежа: «Всю зиму были пытки и казни. Ужасом была охвачена вся страна. Кончалась византийская Русь ». Неоднократно автор подчеркивает противоречивость своего героя, создавая его не только как фигуру «времени», но и как человека, воплотившего в себе лучшие черты русского национального характера.

Важнейшую роль в романе играет сопоставление Петра с Голицыным . Василий Голицын высказывает идеи, близкие и Петру, но в силу своих личностных качеств воплотить их не может. Отсюда гибель светлых надежд, таланта, образования. Петр, в противоположность Голицыну, деятелен и тверд; в нем нет голицыновской мягкости и доброты. У Петра есть цель, и на пути к ней герой не щадит ни себя, ни окружающих. Странен для человека 18 века и выбор соратников Петра: ему не важно материальное состояние и социальный статус, напротив, предпочтение Петр отдает личностным качествам преданности, верности, решительности, ответственности, способности все схватывать «на лету», надежности. Поэтому понятна тяга Петра к простому человеку. Петр искренне покровительствует самородным талантам и народной смекалке: он приветствует рвение братьев Бажениных к созданию водяных мельниц, желание учиться и трудиться первого «навигатора» Ивана Жигулина и др.

Образ Петра в романе не статичен: мы видим развитие в герое его «бойцовских» качеств уже с юношеских лет. Он ненавидит боярство, наблюдая за борьбой Милославских и Нарышкиных, зато с радостью проводит время в шумных играх или в немецкой слободе. Петр энергичен, трудолюбив, прост в обращении с людьми; все это противопоставляется размеренной, сытой жизни без занятий и увлечений, свойственной для «власть имущих».

Петром руководит страстное желание блага России «сонной, нищей, неповоротной ». Оказавшись в Архангельске, герой. Видя иноземные торговые суда, понимает необходимость экономического развития своей страны, создания флота и налаживания торговых отношений. Как воистину мудрый правитель, Петр осознает все преимущества своего государства («сидим на великих просторах и нищие ») и не раз рассуждает о причинах бедности России («черт привел родиться царем в такой стране »).

Несмотря на раскрытие образа Петра как не падающего духом, самостоятельного, вдумчивого, талантливого правителя, автор не идеализирует своего героя: неоднократно подчеркивается классовая ограниченность Петра, его стремление укрепить крепостнический строй, чрезмерное благоговение перед западными идеями, неполагающее обращение с женой и др.

Образ Петра во многом новаторский , т.к. автор показывает героя в его развитии, в становлении тех качеств, которые в образе являются доминирующими. Петр представлен автором как живая личность со своими слабостями и сильными сторонами, а также как часть своей эпохи.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I".

Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость.

Другой задачей он считал "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа. В центре повествования романа - Петр. Толстой показал процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: "Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи".

Образ Петра в изображении Толстого очень многоплановый и сложный, показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр - долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол.

Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра стала жизнь.

Азовский поход привёл его к мысли о необходимости создания флота, "нарвская конфузия" - к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изобразил важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, войну со шведами, строительство Петербурга.

Толстой отобрал эти события, чтобы показать, как они воздействовали на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он сам активно вмешивался в жизнь, изменял ее, презрев вековые устои, велел "знатность по годности считать".

Сколько "птенцов гнезда Петрова" объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности!

Используя прием контраста, противопоставляя сцены с участием Петра сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивал общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывал, что только Петр мог встать во главе преобразований.

Но роман не стал биографией Петра I . Толстому также важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создал многоплановую композицию, показал жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян.

Действие развернулось в разных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве.

Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов и с честью сражавшихся за дело Петра и России.

Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служили молодому царю и Отчизне.

"Петр Первый" был начат Толстым в 1929 году, работу над ним прервала смерть писателя в 1945 году. Роман ценен для нас не только как историческое произведение, но и как культурное наследие. С одной стороны, Толстой использовал архивные документы; с другой - множество фольклорных образов и мотивов, народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ - Петр I - преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.