А хачатурян биография. Арам Хачатурян: «Я сочетаю разные музыкальные языки

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Арам Хачатурян – талантливейший композитор, произведения которого вошли в музыкальную классику ХХ века. Его имя пользуется широчайшей известностью, произведения исполняются во всех уголках мира, на лучших театральных сценах, концертных эстрадах и в самых отдаленных местах корифеями музыкального исполнительства. Музыка Хачатуряна звучит сегодня по радио, телевидению, в кино. ЮНЕСКО ставит имя Хачатуряна среди самых известных композиторов ХХ века, а в перечне наиболее популярных произведений нашего времени помещает на одно из первых мест его «Танец с саблями» из знаменитого балета «Гаяне».
Арам Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Коджори – предместье Тифлиса (ныне Тбилиси) в армянской семье переплетчика. «Старый Тифлис – звучащий город, – писал он впоследствии, – музыкальный город. Достаточно было пройти по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу, создаваемую самыми разнообразными источниками…»
Немаловажно и то, что в Тбилиси тогда было отделение РМО – Русского музыкального общества, а также музыкальное училище и итальянский оперный театр. Сюда приезжали виднейшие деятели культуры Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Константин Игумнов. Наконец, здесь жили талантливые музыканты, сыгравшие видную роль в становлении грузинской и армянской композиторской школ.
Все это составляло основу ранних музыкальных впечатлений Арама Хачатуряна. Своеобразный многонациональный интонационный «сплав» прочно входил в его слуховой опыт. Именно этот «сплав» спустя годы и послужил залогом того, что музыка Хачатуряна никогда не ограничивалась рамками национальности и всегда апеллировала к самой широкой аудитории. Следует особо отметить, что и самому Хачатуряну всегда было чуждо любое проявление национальной ограниченности. С глубоким уважением и живым интересом относился он к музыке разных народов. Интернационализм является одной из характерных черт, особенностей мировоззрения и творчества Хачатуряна.
Несмотря на рано проявившиеся музыкальные способности, Арам Хачатурян впервые познакомился с нотной грамотой лишь в 19 лет, когда в 1922 году, приехав в Москву, поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных в класс виолончели. Параллельно композитор получил и образование биолога на физико-математическом факультете Московского Университета.
Музыкальное развитие Хачатуряна происходило необычайно быстро. За короткий срок он не только наверстал упущенное, но и выдвинулся в число лучших учеников, удостоившись права выступать на ученических концертах в Малом и Большом залах Московской консерватории.

СТАНОВЛЕНИЕ КОМПОЗИТОРА

Окончательно композиторская судьба Хачатуряна определилась в 1925 году, когда в училище открылся класс композиции. Получив в нем первичные навыки сочинительства, в 1929 году он поступил в Московскую Государственную консерваторию, где уже формировался как композитор под руководством Николая Яковлевича Мясковского.
Неизгладимое впечатление произвело на Арама Хачатуряна посещение С.Прокофьевым в 1933 году класса Мясковского. Творчество гениального композитора все больше и больше захватывало молодого музыканта. В свою очередь, сочинения Хачатуряна настолько заинтересовали Прокофьева, что он увез их с собой в Париж, где они тогда же и были исполнены.
Первое опубликованное произведение Хачатуряна – «Танец» для скрипки и фортепиано – уже носит в себе некоторые характерные черты стилистики композитора: импровизационность, многообразие приемов варьирования, а также имитации тембровых эффектов широко распространенных в восточной инструментальной музыке, а в особенности – знаменитые «хачатуряновские секунды», ритмические остинато. Сам композитор замечает: «Эти секунды у меня от многократно слышанных в детстве звучаний народных инструментов: сазандар-тар, кеманча и бубен. От восточной музыки идет и мое пристрастие к органным пунктам».
Постепенно Хачатурян переходил от мелких форм к более развернутым, от «обработки» народно-песенного и танцевального материала к его «разработке». В 1932 году родилась Сюита для фортепиано, первая часть которой – «Токката» – завоевала широкую известность и вошла в репертуар многих пианистов. Она выдержала испытание временем. Созданная Хачатуряном в юные годы, «Токката» и сейчас сохранила всю свою прелесть и силу воздействия. «Прошло много лет со дня возникновения этой динамичной блестящей пьесы, но исполнение ее и поныне вызывает энтузиазм публики, – пишет композитор Родион Щедрин. – Нет профессионала, который не знал бы ее наизусть, не относился бы к ней с чувством горячей симпатии.»
В 1933 году было исполнено новое произведение – «Танцевальная сюита» для симфонического оркестра. Композитор Дмитрий Кабалевский писал: «Первое исполнение этого произведения, излучавшего солнечный свет, радость жизни, душевную силу, прошло с огромным успехом и сразу же ввело молодого композитора, еще не расставшегося со студенческой скамьей, в первые ряды советских композиторов
Здесь было много нового. Молодой автор показал свое незаурядное оркестровое мастерство и склонность к симфоническому мышлению. В празднично-нарядной, красочной партитуре «Танцевальной сюиты» ясно проступали контуры ярко индивидуального оркестрового стиля Хачатуряна.
В 1935 году в зале Московской консерватории в исполнении оркестра под руководством Э.Сенкара прозвучала Первая симфония, представленная композитором-выпускником как дипломная работа на окончание консерватории. Она завершала плодотворнейший период учебы и вместе с тем начинала новый этап в жизни и творчестве композитора, вступавшего в пору зрелости. Аудитория, пресса, коллеги и друзья отмечали большую художественную ценность нового сочинения, оригинальность и общественную значимость его содержания, богатство мелодий, щедрость гармонических и оркестровых красок и особенно яркий национальный колорит музыки.


НА ВЕРШИНЕ СЛАВЫ

С наступлением зрелости большое место в творчестве Хачатуряна занимает музыка для драматических спектаклей. Наиболее показательные в этом жанре сочинения – это музыка к «Валенсианской вдове» Лопе де Вега (1940) и к «Маскараду» Лермонтова (1941). Симфонические сюиты, созданные на основе музыки к спектаклям, получили самостоятельную концертную жизнь.
С не меньшим вниманием и интересом относится Хачатурян и к киноискусству, показывая отличное ощущение его специфических законов, понимание действенной роли музыки в раскрытии замысла синтетического целого. Среди многочисленных фильмов, в которых звучит его музыка, особое место занимают «Пепо» и «Зангезур».
Но наиболее ярко дарование Арама Хачатуряна раскрылось в его симфонических произведениях. С громадным успехом прозвучали и быстро завоевали симпатии слушателей концерты для фортепиано с оркестром (1936) и для скрипки с оркестром (1940). В них получили дальнейшее развитие тенденции, наметившиеся еще в «Танцевальной сюите» и Первой симфонии, но возникло и много нового. Прежде всего – это появление у композитора концертности, ставшей впоследствии одной из характернейших особенностей его стиля. К жанру концерта композитор обращался неоднократно и сделал в нем немало интересных и смелых открытий.
Лишь только композитор выдвинулся в ряды самых известных и талантливых музыкантов, как в 1941 году началась Великая Отечественная Война. Но и в эти трудные годы многие из произведений Хачатуряна продолжали исполняться, давая ему стимул для дальнейших творческих поисков.
В 1942 году была завершена партитура балета «Гаяне» на либретто К.Державина. В этом произведении композитор талантливо синтезировал традиции классического балета и народно-национального музыкального и хореографического искусства. Балет «Гаяне» прочно вошел в репертуар отечественных и зарубежных театров. Широчайшую известность завоевали и три симфонические сюиты, составленные Хачатуряном из музыки «Гаяне».
В 1943 году была закончена Вторая симфония Хачатуряна. В этом сочинении военных лет раскрылись новые, необычные стороны его творчества, Здесь музыка обогатилась новыми красками, ей стали ведомы и героика и трагедия. «Вторая симфония – это, пожалуй, первое сочинение Хачатуряна, в котором трагическое начало поднимается на такую высоту, – писал Дмитрий Шостакович. – Но, несмотря на свою трагическую сущность, это произведение полно глубокого оптимизма и веры в победу. Сочетание трагического и жизнеутверждающего приобретает здесь большую силу.»
В 1944 году Хачатуряном был написан государственный гимн Армении. Еще через год закончилась война, и вскоре появилась Третья симфония – «победная». Действительно, Третья симфония – это взволнованная, полная патетики ода, своеобразный гимн победителям. В связи с Третьей симфонией Хачатуряна можно вспомнить слова академика Б.В.Асафьева: «Искусство Хачатуряна зовет: «Да будет свет! И да будет радость!»…
Летом 1946 года композитором был создан Виолончельный концерт, который с большим успехом был исполнен в Москве С.Кнушевицким. В то же время был создан и вокальный цикл на стихи армянских поэтов. Если инструментальный концерт уже давно стал для композитора одним из самых любимых жанров, то к вокальному циклу он обращался по существу впервые.
В 1954 году родилось наиболее значительное произведение Арама Хачатуряна – героико-трагический балет «Спартак». По глубине идейного замысла, яркости художественного воплощения, масштабности драматургии и формы и, наконец, по смелости решения актуальных творческих проблем современного музыкально-хореографического искусства он занял достойное место среди лучших балетов ХХ века.
60-е годы в творчестве Хачатуряна ознаменованы еще одним концертным «всплеском» – один за другим появляются три концерта-рапсодии: Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961), Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963) и Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968). Композитор неоднократно делился мыслями о своем желании написать четвертый Концерт-рапсодию, где концертирующими выступали бы все три инструмента, объединяющиеся в конце произведения… В 1971 году триада Концертов-рапсодий была удостоена Государственной премии.
Много сил отдавал Хачатурян педагогической работе. Долгие годы он руководил композиторским классом в Московской консерватории имени П.И.Чайковского и музыкальном институте имени Гнесиных. Развивая педагогические принципы своего учителя Мясковского, опираясь на собственный жизненный и творческий опыт, Хачатурян создал свою композиторскую школу.
Личная жизнь композитора была также насыщена событиями. От первого брака у Хачатуряна есть дочь Нунэ – пианистка. В 1933 году Хачатурян женился во второй раз на студентке из класса Мясковского Нине Макаровой, ставшей впоследствии верным спутником жизни композитора. От брака с Н.Макаровой у Хачатуряна родился сын Карен (ныне – известный искусствовед).
О мировом признании творчества Арама Хачатуряна свидетельствует бесчисленное множество наград. В 1963 году Хачатурян был избран действительным членом Академии Наук АССР, почетным академиком Итальянской музыкальной академии «Санта Чечилия» (1960), почетным профессором Мексиканской консерватории (1960), членом-корреспондентом Академии искусств ГДР (1960). Арам Хачатурян имел звания профессора и доктора искусствоведения (1965).

Именем Хачатуряна назван Большой зал филармонии, струнный квартет, ежегодный конкурс пианистов и композиторов.

А. Хачатурян

В 1922 году в Музыкальном техникуме имени Гнесиных произошел удивительный случай. На вступительный экзамен явился девятнадцатилетний юноша, который, как он сам вспоминал впоследствии, имел «лишь самые смутные представления о нотах», но, тем не менее, бойко сыграл на фортепиано несколько танцевальных пьесок. Он ничего не знал из области истории музыки и музыкальной литературы, но при проверке музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти легко справился со всеми заданиями.

Экзаменаторам было ясно, что перед ними человек одаренный, но как сделать их него музыканта-профессионала и по какой, собственно, специальности? Начинать занятия на фортепиано поздно, ему уже девятнадцать лет. Все-таки решили его принять.

Этот юноша, принятый тогда в техникум имени Гнесиных неизвестно по какой специальности, был Арам Хачатурян, будущий талантливый композитор.

Незадолго до этого необыкновенного экзамена он поступит на биологический факультет Московского университета, но, так как музыка привлекала его не меньше, чем биология, он решил попытать счастье и в этой области.
Поступив в техникум, он выбрал специальностью виолончель, благо в этом классе был недобор.

Тяготение юного Хачатуряна к музыке было, видимо, скорее инстинктивным, чем вполне осознанным. Обстановка его детства и юности ни в семье, ни в ближайшем окружении никак не готовила его к профессии музыканта.
Семья Хачатурян. Сидят: Сурен, Кумаш Саркисовна, Арам, Егия Восканович, Левон. Стоят: Сара Дунаева (супруга Сурена), Вагинак и его супруга Арусяк. 1913 год, Тифлис

Отец Арама был переплетчиком, самостоятельно овладел армянской и русской грамотой, мать была занята заботами о большой семье. Но музыка постоянно звучала в доме: мать, братья, а иногда приходившие гости с удовольствием пели народные песни.
Музыка звучала вокруг, о чем лучше всего рассказал сам композитор, вспоминая юные годы, проведенные в старом Тифлисе (ныне Тбилиси):

«Старый Тифлис – звучащий город, музыкальный город. Достаточно было пройтись по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу: вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь подальше – наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс. Южный город живет кипучей уличной жизнью, встречая каждое утро музыкальными выкриками торговцев фруктами, рыбой, мацони и завершая свой день сложной, многоголосной полифонией несущихся со всех сторон армянских, грузинских и русских напевов, обрывков итальянских оперных арий, громоздких военных маршей, доносящихся из городского сада, где играет духовой оркестр… Нередки встречи и с хранителями древней народной культуры, певцами-сказителями, аугами, аккомпанирующими себе на народных инструментах – сазе, таре, кеманче»

Эти пестрые впечатления вошли в музыкальное сознание будущего композитора. Богатым запасом оригинальных мелодий, ритмов, тембровых сочетаний он пользовался всю жизнь. Когда в доме появился старый рояль, купленный за гроши, то открылась возможность подбирать по слуху полюбившиеся мелодии, варьировать их и даже присочинять что-то свое. И это стало источником первых творческих радостей. Жаль только, что на рояле некоторые клавиши безмолвствовали…

Призванный музыкой

Студент Коммерческого училища

В восемнадцатилетнем возрасте Хачатурян переехал в Москву, еще не помышляя о профессии музыканта, и поступил в Московский университет.

В Москве он оказался совсем в ином окружении, чем в Тбилиси. Живя в семье старшего брата Сурена, режиссера по профессии, одного из руководителей драматической студии в Москве, будущий композитор ежедневно встречался с актерами, музыкантами, писателями, художниками. И, слушая его импровизации на фортепиано (а это был хороший, звучный инструмент, не чета тбилисскому ветерану), новые друзья постоянно твердили: «Ты должен учиться музыке!».

Виолончелист или композитор?

В музыкальном техникуме Гнесиных

И он начал учиться. При всей природной одаренности было нелегко нехватку (а точнее отсутствие) знаний по музыкально-теоретическим предметам, да и овладение техникой игры на виолончели тоже пришлось начинать с нуля. Но Хачатурян все это преодолевал с азартом, с упоением, несмотря на то, что приходилось для заработка работать грузчиком.

Когда выяснилось, что истинное призвание молодого музыканта не виолончель, а сочинение музыки, его руководителем стал опытный педагог, композитор М.Ф. Гнесин. Под его руководством, а позже – уже в период обучения в Московской консерватории – под руководством Н.Я. Мясковского бывший самоучка стал настоящим профессионалом и более того – мастером. Ему посчастливилось стазу же найти свою собственную дорогу в искусстве, соединив интонационное своеобразие народной музыки Закавказья с формами, выработанными классиками мирового искусства. И это оказалось необычайно новым и свежим словом музыкального творчества.

Сокровищница Восточной музыки

Конечно, у Хачатуряна были предшественники. Сокровища музыкального Востока привлекали и русских композиторов – начиная с , – и классиков армянской и грузинской музыки: А. Спендиарова, З. Палиашвили. Но сферой приложения их сил была либо опера, либо программные жанры, где обращение к восточным музыкальным темам диктовалось тем или иным сюжетом и подчинялось ему. А Хачатурян первым осуществил синтез Востока и Запада в своих концертах и симфониях, обновив эти классические, устойчивые жанры мелодиями и ритмами музыки Закавказья.

Творчество гения армянской культуры

Арам Ильич Хачатурян – дирижер

Широкая известность Хачатуряна началась с исполнения его фортепианного концерта известным пианистом Львом Обориным в 1936 году и с постановки балета «Счастье» в армянском Театре имени Спендиарова, показанной в 1939 году В Москве на декаде армянского искусства.

В этих произведениях молодого композитора проявилось то, что стало его постоянным свойством: щедрость мелодий, яркость контрастов, мощь динамики, красочность оркестра, часто воссоздающего оригинальные звучания народных инструментов, – словом, все то, что позволило Б.Б. Асафьеву применить к музыке Хачатуряна меткие слова «сила расцветания» и сравнить её с «искусством Высокого Ренессанса».

Жанр концерта оказался особенно близким Хачатуряну. Радость выражения себя в творчестве, радость свободного владения инструментом и возможность показать и его и исполнителя во всем блеске – все это в высшей степени характерно для Хачатуряна.

Звезды балетов Хачатуряна

Балет «Счастье», пленивший слушателей свежестью национального колорита, разнообразием ритмов, все же имел не слишком удачную сценическую судьбу. И в 1942 году он получил вторую редакцию, получив название «Гаянэ», по имени главной героини. Для этой редакции был написан знаменитый «Танец с саблями».

«Честное слово, – говорил потом Хачатурян, – если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал!».

Другой балет Хачатуряна – «Спартак» – был написан в пору полной творческой зрелости. К тому времени композитор был автором двух симфоний, трех концертов, музыки к целому ряду кинофильмов и театральных постановок. Балет “Спартак” Балет “Спартак”

Творчество Арама Ильича Хачатуряна (1903 – 1978), преисполненное жанровой и образной многоплановости, со всей полнотой отразило его тонкое умение прочувствовать и воссоздать в музыке глубинную суть отображаемой эпохи – от древнеисторической до остросовременной тематики.

Интернациональный дух его композиторского гения проявился в самобытном, органичном синтезе восточной и западной традиций, ознаменовав настоящий прорыв на пути их освоения. Так, стремление к подобному качественно новому синтезу станет одной из ведущих тенденций музыкального искусства ХХ века:

«Хачатурян впервые в мировой музыкальной практике по-новому раскрыл сущность музыкального Востока, сумев вырваться из оков традиций восприятия восточного как экзотического начала» (З. Тер-Казарян).

Музыкальный язык творчества А.Хачатуряна

Ярко индивидуальный, самобытный стиль композитора, обретший поистине историческую значимость, преемственно восходит, с одной стороны, к традициям армянской, азербайджанской, грузинской композиторских школ (сам Хачатурян указывал на огромную роль армянской народной музыки в своем творчестве). С другой стороны, его музыка вбирает достижения европейской и русской традиций, что проявилось:

  • в области ритма, где сложность его организации, направленная на преодоление регулярной акцентности (в целом – характерная примета ),сближает приемы работы Хачатуряна с методом Стравинского;
  • широта и богатая эмоциональность мелодий, восходящая к стилистике ;
  • красочность и многоплановость оркестровой фактуры, воспринятая от русской классической композиторской школы;
  • токкатность, отличающая многие произведения композитора, отсылает, с одной стороны, к стилю , с другой – к национальным истокам народной танцевальной музыки;
  • яркая характерность гармонического языка Хачатуряна, связанная с активным использованием приемов ostinato и органных пунктов, восходит к народной армянской музыке (отмечает Г. Чеботарян).

Сам композитор делал акцент на том, что

«…наше искусство должно быть источником радости, воспевать добро, нести людям счастье…»,

однако образный спектр его сочинений оказывается расширенным до включения в него героико-драматических настроений

(Первая и Вторая симфонии, балеты «Гаянэ» и «Спартак», «Ода памяти Ленина», симфоническая сюита «Битва на Волге», т.д.).

Широта, свойственная образному миру творчества Хачатуряна, также характерна для его взглядов относительно значимости различных областей музыкального искусства в целом. Так, убежденность в духовной ценности как профессиональной, так и массово-бытовой музыки выражена его словами:

«…пускай музыка, которая создается в наше время, звучит на площадях, если это может увлечь массы и заразить их своими эмоциями…».

Традиционно в связи со спецификой стилистики Хачатуряна отмечаются такие черты, как:

  • импровизационная свобода,
  • поэмность,
  • рапсодичность (определение самого композитора).

Теснейшая связь с народными истоками в его творчестве выразилась в органичном сплаве самой сути народности в широком смысле с собственно авторскими мелодиями в народном духе, где композитор избегает прямого цитирования, будучи верен глубокому убеждению:

«Если…композитор прикрывает обращением к фольклору отсутствие мастерства … вряд ли он может называться творцом…». З. Тер-Казарян отмечает: «Его музыкальный язык явился общевосточным эквивалентом западноевропейского без национальной дифференциации, но с обязательными потенциальными возможностями».

Инструментальное творчество А.Хачатуряна

Первые шаги Хачатуряна-композитора связаны с пьесами для виолончели, фортепиано, песнями, музыкой к театральным постановкам. В ранних сочинениях ощущается влияние в области гармонии, в фактуре – импрессионистские веяния (фортепианный Вальс-каприс, или «Вальс в нонах»); большинство произведений раннего периода остались неопубликованными.

Первое сочинение композитора – «Песня странствующего ашуга» (1925) для виолончели и фортепиано. Далее следуют: Песня-поэма для скрипки и фортепиано (1929), Танец для скрипки, Поэма для фортепиано, Токката, семь фуг для фортепиано (к каждой из которых спустя 40 лет пишется речитатив) и т. д.

В консерваторские годы появляются: оркестровая «Танцевальная сюита» (1933), трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Фортепианный концерт (1936).

Частью золотого фонда советской музыки становится Скрипичный концерт (1940); родившаяся в 1961 г. Соната для фортепиано обнаруживает связь с методами Прокофьева и Стравинского.

Симфонии Хачатуряна

В области симфонической музыки имя этого композитора находится в одном ряду с именами , Прокофьева; одной из центральных идей в симфониях, как и в произведениях иных жанров, выступает жизнеутверждающая сила оптимистического начала.

Первая симфония

Она обозначила завершение ученического периода в творчестве композитора; ее значение ярко охарактеризовано высказыванием Шостаковича об огромной роли дарования молодого композитора для отечественного музыкального искусства, которому

«…суждено было открыть новые горизонты в музыке ХХ века…». Это – дипломная работа, в которой «…мысль о нерасторжимости времен, о единстве человеческих идеалов выражена Хачатуряном совершенно определенно, образно и в тематизме симфонии, и на уровне музыкально-драматургического плана» (М. Рухкян).

По признанию самого композитора, в симфонии он стремился воплотить

«…горе, грусть прошлого, …светлые образы настоящего, веру в прекрасное будущее». «Первую симфонию я посвятил 15-летию установления Советской власти в Армении и сделал это вполне искренне…» (А. Хачатурян).

В беседах со Шнеерсоном композитор отмечал, что трагический эпизод в финале симфонии навеян воспоминаниями о «тяжелом прошлом моей родины, Армении…».

Вторая симфония

(«Симфония с колоколом» – имя, данное ей Г. Хубовым) создавалась «…с чувством гнева, протеста против несправедливости…» (А. Хачатурян) в тяжкое военное время. Именно в связи с нею в музыку Хачатуряна проникают трагические настроения. Музыка симфонии отличается экспрессией, яркой ассоциативностью, эмоциональной точностью передачи настроений (набат и плач струнных во вступлении, траурное шествие в 3-й части, ода в финале); народно-национальная основа здесь проявляется сквозь призму личностного восприятия при сохранении своего образно-выразительного значения. Г. Хубов определяет ее жанр как монументальную эпопею.

Третья симфония («К 30-летию Октября!»)

Она оказалась заклеймена как «ненародная» и обвинена в излишней помпезности. Хачатурян подобного рода критику переживал тяжело:

«Шостакович, когда его ругали, работал, а я хотел повеситься» (А. Хачатурян).

Однако, вопреки упрекам в формализме, музыка симфонии не только «поет гимн…возрождающейся жизни» (Б. Асафьев); но во многом предвосхищает сонористические открытия второй половины ХХ века.

Концерты Хачатуряна

Трактовка Хачатуряном жанра концерта связана, прежде всего, с торжеством светлого, оптимистического начала (Г. Хубов отмечает, что композитору запомнилось сравнение концерта с зажженной люстрой – нечто яркое, торжественное, светлое). Его шесть инструментальных концертов, насыщенные энергией действия и эмоциональным богатством, демонстрируют умелое владение как классическими законами и формами, так и новаторскими свободными приемами. Так, в основе первых трех концертов (Фортепианного, Скрипичного, Виолончельного) лежит опора на традиционную для жанра 3-частную структуру и сонатно-симфонический принцип развития материала.

В период с 1961-1968 гг. появляются остальные 3 концерта (также Фортепианный, Скрипичный, Виолончельный), гораздо более свободные, опирающиеся на одночастность и отличающиеся усилением связей с типично восточными исполнительскими приемами. Эти особенности отразились в жанровом определении их как концертов-рапсодий.

Кантатное творчество Хачатуряна

В 30-е годы развивается жанр юбилейной кантаты, чему способствуют культурно-общественные мероприятия по подготовке празднования Революции и 60-летнего юбилея Сталина. Так, в 1938 г. появляется «Поэма о Сталине», находящаяся, на первый взгляд, в русле тенденций конца 40-х годов, связанных с культом личности. На самом деле, в произведении найден нетрадиционный путь решения, направленный на перенесение акцента с конкретной личности на образ народа. Сущность сталинизма, подразумевающая реализацию идеи счастливой жизни как неотделимую от власти, преодолена тем, что суть времени дана глазами простых людей, для чего привлекались народно-поэтические источники (слова ашуга Мирзы).

Поэма отличается сложностью композиционного плана, насыщенностью разделов, концентрацией национального начала. Также сочинению присущи черты крупноплановой театральной драматургии, что проявляется в динамике нагнетаний и спадов (что характерно для творческого метода Хачатуряна в целом). Историческая роль произведения заключается в определении Поэмой дальнейших путей симфонизации для армянской кантатно-ораториальной музыки.

Музыка для театра и кино

Считая равнозначными различные музыкальные жанры, Хачатурян создает большое количество песен, пьес, музыку к кинофильмам и к театральным постановкам. Не менее широка тематика произведений – от внутринациональной до общечеловеческой.

Именно с театральной музыкой связаны как первые опыты, так и монументальные образцы зрелого периода. Например, огромную популярность приобрели:

музыка к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (1940), музыка к драме Лермонтова «Маскарад» (вошедшая в золотой фонд советской музыки), музыка к драматическим спектаклям «Кремлевские куранты» (1942), «Глубокая разведка» (1943), «Последний день» (1945). Подлинно народную популярность получила песня Пэпо из одноименного кинофильма; из музыки к кинофильму «Человек № 217» рождается позже Сюита для двух фортепиано.

Балеты Хачатуряна

В сфере театральной музыки огромная роль принадлежит балету. Первым образцом данного жанра оказывается музыка к балету «Счастье» (1938) на традиционный для своего времени сюжет о пограничной и колхозной жизни.

Эта музыка используется в последующем балете «Гаянэ» (1942), создававшемся в суровых условиях за полгода (позже – удостоенном Государственной премии):

«Все мы горели тогда желанием доказать, что хотя идет война…дух народа крепок» (А. Хачатурян).

Музыка насыщена яркими фольклорными элементами, народными ритмоинтонациями.

В последнем балете «Спартак» обнаруживаются черты зрелого стиля композитора: преобладание мысли над эмоциями,

  • строгая и детальная продуманность концепции,
  • непрерывность развертывания и виртуозное владение средствами музыкальной драматургии,
  • огромная роль полифонии в организации музыкальной ткани,
  • многоплановость характеристик героев и их динамичность в процессе развития сюжета.

Балеты Хачатуряна пережили непростой период в своей сценической жизни: сюжет (в частности, «Гаянэ», «Спартак») неоднократно в постановках оказывался не соответствующим оригиналу, номера подвергались перестановкам, купюрам, производилась смысловая переакцентировка, что нередко искажало замысел всего произведения. Например, «Гаянэ» всякий раз оказывался иным, с частичными изменениями в музыке, и даже с переосмыслением главных героев балета (постановка Н. Касаткиной и В. Васильева). «Спартак» же в постановке Л. Якобсона подвергался активному вмешательству с перестановкой эпизодов и музыкальными купюрами.

Педагогика – еще одна важная сторона профессиональной деятельности композитора. Именно с его классом связаны имена А. Эшпая, А. Рыбникова, Э. Оганесяна, М. Таривердиева, А. Виеру, и т. д.

Одной из главных задач в своей педагогической деятельности композитор видел обучение «не только тайнам ремесла, но умению слышать жизнь» (С. Хентова).

Будучи открытым для всего нового, музыкант сумел мастерски синтезировать восточную и европейскую традиции, признаваясь, что именно это являлось для него и мечтой, и важнейшей задачей. Именно в связи с творческой деятельностью А. И. Хачатуряна (указывает В. Конен)

«музыка, имеющая восточную фольклорную основу, приобрела мировое значение».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Публикации раздела Музыка

Арам Хачатурян: «Я сочетаю разные музыкальные языки»

А рам Хачатурян начал учиться музыке поздно - лишь в 19 лет. До этого он импровизировал, подбирая на слух разные мелодии. Однако уже к 30 годам композитор стал известен всему Советскому Союзу, а чуть позже - и всему миру. В 2014 году рукописи Арама Хачатуряна внесены ЮНЕСКО в Международный реестр всемирного документального наследия «Память мира».

«Старый Тифлис - звучащий город»

Арам Хачатурян родился в 1903 году в пригороде Тифлиса в армянской семье. Первыми впечатлениями его детства стали народные песни, которые исполняли родители. С раннего детства Арам Хачатурян пытался воспроизводить те мотивы, что слышал дома и на улицах. «Старый Тифлис - звучащий город, - писал Хачатурян впоследствии, - музыкальный город. …Вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь дальше - наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс».

Арам Хачатурян участвовал в школьной самодеятельности, но музыке не учился: родители не поддерживали увлечения сына. В семье считалось, что профессиональные музыканты и актеры - это люди без серьезного образования.

Поддавшись желанию отца видеть в нем инженера или врача, Хачатурян поехал Москву - поступать на биологическое отделение физико-математического факультета Московского государственного университета . Но вскоре он поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных . Не имея специальной подготовки, он исполнил на вступительном экзамене романс «Разбей бокал» и сыграл несколько фортепианных пьес. Его приняли, несмотря на большой конкурс. «...Я легко справился со всеми испытаниями слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, несмотря на то, что все эти задания мне приходилось выполнять впервые в жизни», - вспоминал Хачатурян.

Начались нелегкие годы учебы. Хачатуряну приходилось восполнять пробелы в теоретических знаниях, параллельно осваивая виолончель и фортепиано, учиться в университете (который он бросил не сразу) и зарабатывать на жизнь. Сначала он трудился грузчиком в винном магазине, а позже - репетитором и участником церковного хора. Будущий композитор старался находить время, чтобы следить за культурной жизнью столицы: посещал симфонические концерты, спектакли и поэтические вечера.

«Одно непокорное и шумливое дитя»

Уже в первых сочинениях Арама Хачатуряна прослеживались народные мотивы. Он писал, что его музыкальные вкусы с возрастом менялись, но та музыка, которую он впитал в раннем детстве, всегда была «естественной почвой» его творчества.

«Нельзя просто находиться как бы на иждивении народной музыки - «фотографировать» ее, - писал Хачатурян. - Это равносильно топтанию на месте. Нельзя «молиться» на фольклор и бояться его трогать: народные мелодии должны возбуждать фантазию композитора, служить поводом для создания оригинальных произведений».

После окончания музыкального училища Хачатурян поступил в Московскую консерваторию . Там он сначала учился под руководством Михаила Гнесина, а затем стал учеником советского композитора Николая Мясковского. Еще учась в консерватории, Хачатурян начал писать симфонические и камерные произведения. Первой опубликованной композицией стал «Танец для скрипки и фортепиано». В 1932 году появилась «Токката для фортепиано».

«Токката для фортепиано»

«Прошло много лет со дня возникновения этой динамичной блестящей пьесы, но исполнение ее и поныне вызывает энтузиазм публики. Нет профессионала, который не знал бы ее наизусть, не относился бы к ней с чувством горячей симпатии».

Родион Щедрин

Всего за годы учебы в консерватории Хачатурян написал более 50 произведений. Но свой профессионализм предстояло подтвердить в дипломной работе, и композитор создал Первую симфонию, в которой, по словам автора, он стремился воплотить «горе, грусть прошлого, светлые образы настоящего и веру в прекрасное будущее».

В декабре 1942 года прошла премьера балета «Гаянэ». Он появился из первого армянского балета «Счастье», который Хачатурян решил переписать. Многие критики считают «Гаянэ» лучшим достижением современной симфонической музыки, а самым известным фрагментом стал «Танец с саблями». Хачатурян сочинил его по просьбе балетмейстера едва ли не за сутки и отдал ему с надписью: «Черт возьми, в угоду балету». Как сказал о композиции армянский композитор Тигран Мансурян, это «контрапункт армянского свадебного танца из Гюмри и настоящего американского саксофона, приведший к очень интересному и органичному синтезу». Благодаря произведению во многих странах мира Хачатуряна стали называть «мистер «Танец с саблями».

В «Валенсианской вдове» по пьесе Лопе де Веги Хачатурян использовал испанские мотивы. Он получил в подарок пластинки с народными испанскими песнями и был приятно удивлен тем, как они схожи с армянскими. «Я даже подумал: если передать по радио эти записи и объявить, что исполняются народные песни, скажем, Эчмиадзинского района, то многие, вероятно, не усомнились бы», - писал Арам Хачатурян.

«Маскарад» считается лучшей работой Хачатуряна в драматическом театре. Некоторые музыковеды утверждают: если бы даже Хачатурян не написал ничего, кроме вальса к «Маскараду», он все равно бы стал всемирно известным композитором. Сейчас уже невозможно представить бальную сцену произведения Лермонтова без эмоционального накала музыки вальса, его глубины и при этом абсолютной легкости.

Вальс к драме «Маскарад»

«Признаться, именно вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к «Маскараду». Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и «новой», и «хорошей», иными словами - достойной... Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом. В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно «услышал» тему, ставшую второй темой будущего моего вальса».

Во время Второй мировой войны Арам Хачатурян работал на радио, писал патриотические песни и марши. В 1944 году он написал Государственный гимн Армянской ССР.

Долгие годы Хачатурян руководил композиторскими классами в Московской консерватории и училище Гнесиных. Он создал свою композиторскую школу. Его учениками стали Андрей Эшпай, Микаэл Таривердиев , Алексей Рыбников , Эдгар Оганесян и другие известные авторы.

Арам Ильич Хачатурян скончался 1 мая 1978 года. Народный артист четырех республик и СССР похоронен в пантеоне ереванского парка имени Комитаса. Имя Арама Хачатуряна занесено на мраморную доску лучших выпускников Московской консерватории.

Имя: Арам Хачатурян (Aram Khachaturian)

Возраст: 74 года

Деятельность: композитор, дирижёр, педагог

Семейное положение: вдовец

Арам Хачатурян: биография

Арам Хачатурян – советский композитор армянского происхождения, автор балетов «Спартак», «Гаянэ», музыкальной сюиты «Маскарад».

Арам родился 6 июня 1903 года в селе Коджори недалеко от столицы Грузии. Вскоре семья перебралась в Тифлис. Отец Егия (Илья) Хачатурян был ремесленником, владельцем переплетной мастерской. Женившись на односельчанке, с которой был обручен с детства, Илья переехал из родного селения Верхняя Аза, что на границе с Ираном, в центральную Грузию.


Мать Кумаш Саркисовна была на 10 лет младше мужа и занималась домашним хозяйством. В семье родилось пятеро детей – дочь Ашхен и сыновья Вагинак, Сурен, Левон, Арам, но девочка умерла в младенчестве.

Мать любила петь армянские песни, а младший сын Арам в это время подыгрывал ей на всем, что попадалось под руку: кастрюлях или медных тазах. Рвение к музыке не приветствовалось в семье, отец всем сыновьям стремился дать хорошее образование, поэтому Арама вскоре определили в частную гимназию княгини Аргутинской-Долгоруковой. В детстве мальчик легко овладел, помимо родного, еще грузинским и русским языками.


Атмосфера улиц и переулков многонационального города была насыщена музыкальными звуками, которые лились отовсюду. Регулярно Отделение Русского музыкального общества принимало , Константина Игумнова. В Тифлисе действовал Итальянский оперный театр. Мальчик невольно впитывал мелодии и ритмы разных народов, живущих в столице Грузии. Когда отец приобрел старый рояль, Арам научился подбирать песни.


В 1921 году на лето в Тифлис приехал старший брат Арама Сурен, который в то время уже жил в Москве. Отучившись в Московском университете на историка, молодой человек устроился работать в МХТ. Сурен тесно общался с основателями русского театра: , Немировичем-Данченко, Сулержицким, Вахтанговым и Михаилом Чеховым. Загоревшись идеей создать национальный армянский театр, Сурен приехал на родину искать талантливых соотечественников для учебы в Москве. Вместе с театралами в столицу России отправились и братья Сурена Левон и Арам.


В Москве юноши погрузились в культурную жизнь города с головой: посещали оперу, балет, выступления симфонических оркестров, драматические спектакли. Большое впечатление на Арама произвел поэт . Через год Хачатурян поступил на биологический факультет университета, но любовь к музыке взяла свое: молодой человек начал посещать еще и музыкальное училище Гнесиных, в котором только создавалось отделение композиции. Первым педагогом Хачатуряна стал Михаил Фабианович Гнесин, встреча с которым определила творческую биографию молодого человека.

Музыка

Хачатуряну, начавшему изучать теорию музыки и нотную грамоту слишком поздно, поначалу приходилось очень сложно. В училище Арам помимо фортепиано освоил игру на виолончели. Первые же пробы написания музыки оказались успешными: «Танец для скрипки и фортепиано» до сих пор входит в копилку скрипичного репертуара. Окончив училище, в 1926 году Арам отправляется на родину, где возглавляет музыкальное отделение Московского Дома культуры.


В 1929 году Хачатурян возвращается в Москву, где поступает в Московскую консерваторию в класс композитора Николая Яковлевича Мясковского. Инструментовку Хачатуряну преподавали Рейнгольд Глиэр и Сергей Василенко. В эти годы Арам создает сюиту для альта и фортепиано, фортепианную «Токкату», «Семь фуг для рояля». Трио для фортепиано, скрипки и кларнета высоко оценил , который устроил премьеру этого произведения в Париже. В 1933 году на сцене Московской консерватории в исполнении симфонического оркестра прозвучала «Танцевальная сюита».


Дипломной работой композитора стала Первая симфония. После окончания аспирантуры в 1936 году Хачатурян создал Первый фортепианный концерт, который сразу вошел в репертуар советского пианиста Льва Оборина. В произведениях Арам соединяет восточный колорит гармонии и мелодии с западно-европейскими музыкальными традициями. Сочинения Арама Хачатуряна исполняли советские музыканты Д. Ойстрах, Л. Коган, М. Полякин, Я. Флиер, зарубежные исполнители У. Капелл, А. Рубинштейн.

В предвоенные годы Арама Хачатуряна назначают заместителем председателя Союза композиторов СССР. Он пишет балет «Счастье», Первый скрипичный концерт, музыку к драме «Маскарад» и комедии «Валенсианская вдова». Вальс из сюиты «Маскарад» вошел в число лучших произведений симфонической музыки XX столетия.


Во время войны Арам Хачатурян эвакуируется в Пермь, где сочиняет балет «Гаянэ», самыми яркими номерами которого стали «Колыбельная» и «Танец с саблями». Музыкант сочиняет «Симфонию с колоколами», патриотические произведения «Песня о капитане Гастелло» и марш «Героям Отечественной». Музыка композитора транслируется по Всесоюзному радио. Творчество Хачатуряна по праву оценило и советское правительство, присвоив композитору Сталинскую премию I степени. В конце войны из-под пера мастера появляется партитура «Гимна Армении». В 1946 году Арам Хачатурян завершает Первый виолончельный концерт, через год – Третью симфонию.

В 1948 году Арам Хачатурян испытал шок после выхода постановления Политбюро, в котором его творчество, а также музыка и Прокофьева были названы формализмом. После нападок партии первое крупное произведение мастера – балет «Спартак» – появилось только в 1954 году. С середины 50-х годов балет прочно вошел в репертуар многих театральных коллективов СССР и зарубежья. На музыку Хачатуряна были поставлены спектакли советскими балетмейстерами Л. Якобсоном, И. Моисеевым, Ю. Григоровичем.


С начала 50-х годов Арам Хачатурян набирает первый курс композиции в Московской консерватории и в Гнесинском институте. Арам Ильич воспитал маститых советских композиторов , Ростислава Бойко, Марка Минкова, Владимира Дашкевича. Его поддержкой пользовались , Александр Арутюнян и Эдвард Мирзоян.


Арам Хачатурян занимался дирижированием и объездил с выступлениями крупные центры Советского Союза, Европы и Америки. Композитор написал музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва». В 60-годы появляются подряд концерты-рапсодии для скрипки, виолончели, фортепиано, в 70-е годы композитор создает ряд сонат для струнных инструментов.

Личная жизнь

Арам Ильич Хачатурян был женат дважды. От первого брака у него осталась дочь Нунэ, которая получила музыкальное образование и посвятила жизнь пианистической деятельности. Первый союз не продлился долго. В 1933 году Арам Хачатурян, будучи разведенным, женился во второй раз на однокурснице Нине Владимировне Макаровой.


Во втором браке родился единственный сын композитора Карен, который позже стал известным искусствоведом. Отношениям Арама Хачатуряна и Нины Макаровой посвящен телефильм из серии «Больше, чем любовь», в создании которого использовались свидетельства родных и фото из семейного архива.

Смерть

Последние годы жизни Арама Ильича омрачали постоянные болезни. Композитор много времени проводил в больнице.


В 1976 году скончалась Нина Владимировна, после чего музыкант окончательно сник. 1 мая 1978 года сердце Арама Хачатуряна остановилось. Могила композитора находится в Ереване, в парке имени Комитаса.

Несколько интересных фактов из жизни композитора:

  • Последний номер балета «Гаянэ» Арам Ильич написал меньше, чем за половину суток. В результате «Танец с саблями» стал самым любимым произведением .
  • «Гимн Армении» Арам Хачатурян сочинял летним вечером, сидя в рабочем кабинете ереванской квартиры. Начав напевать мелодию, композитор обнаружил, что в окнах соседних домов загорается свет и появляются люди, которые подхватывают пение.
  • Арам Хачатурян любил собак и в честь подаренного щенка Лядо (по названию двух нот), когда тот захворал, написал пьесу «Лядо серьезно заболел».
  • Существует история о том, как однажды, будучи в Испании, Хачатурян посетил . По легенде встреча закончилась курьезным выходом обнаженного художника под звучание «Танца с саблями» перед композитором. Авторство анекдота приписывают Михаилу Веллеру.

Произведения

  • Танец для скрипки и фортепиано – 1926
  • Токката для фортепиано – 1932
  • Танцевальная сюита – 1933
  • Симфония № 1 – 1934
  • Первый концерт для фортепиано с оркестром – 1936
  • Первый концерт для скрипки с оркестром – 1940
  • Балет «Гаянэ» – 1942
  • Симфония № 2 «Симфония с колоколом» – 1943
  • Сюита из музыки к пьесе «Маскарад» – 1944
  • Первый концерт для виолончели с оркестром. – 1946
  • Балет «Спартак» – 1954