Откуда происходит название пряник как появляется. Пряники: история и рецепты

    2 дня ago Донниковый мёд с пергой 7% 1кг.-830₽ Натуральный мёд из Сибири от @24medok .ru Считается высокосортным медом. Донниковый мёд любят во всем мире. Обладает тонким цветочным ароматом. Высокие вкусовые качества. Донниковый мед помогает при всех легочных, острых респираторных заболеваниях. Получен с корпусных рамок. С добавлением пчелиной перги. Перга - природный биостимулятор. Под действием пчелиного хлеба улучшается кровоснабжение нижней части тела и периферийных органов, поэтому он используется для повышения потенции, лечения мужского бесплодия, аденомы простаты. Польза исходя из цвета меда. Донниковый мёд светло-желтого цвета. Относится к светлым сортам меда. Рекомендуется при сердечно-сосудистых заболеваниях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, заболеваний дыхательной системы. Подойдет для закапывания в глаза. Польза исходя из лекарственных свойств растения

    1 неделя ago Скоро весна. Осталось совсем немного, а это значит скоро пчёлки покинут свой зимний дворец и начнут поиски пищи. Мать-и-мачеха - один из первых весенних медоносов Сибири, обеспечивающих пчел пыльцой и нектаром. Растет в большом количестве по береговым обрывам. Зацветает очень рано - в начале или середине апреля и цветет в течение 15-20 дней. Tussilago (мать) farfara (мачеха) L.. #скоровесна #матьимачеха #мать-и-мачеха #медонос #сибирь

    2 недели ago "По усам текло, а в рот не попало". Именно так говорили о медовом пиве в сказках. Напиток этот весьма коварный. Пьётся легко, непринужденно, а вот крепость в нем достаточно велика. Одного литра сполна хватит чтоб понять, что это за напиток. Купить светлую медовуху можете у нас в магазине. Сейчас медовуха есть трёх видов. Вся с добавлением шишек хмеля. Отличается: 1)классическая (мед+хмель). 2)Черёмуховая. 3)С садовыми ягодами(мутнее других, из-за ягодной мякоти). Крепость всех одинаковая. Не менее 6-7%. Хотя 1л даёт эффект 0,5л водки. Но как говорят "бьёт" она на мышечный скелет. Голова остаётся в здравомыслии. Стоимость 1л удовольствия - всего 250р. Для

  • 3 недели ago Вот такой у нас был Донниковый мед в 2014 году. На мед первой качки пыльцевой анализ не сделали, но последующий мед в своём составе имел не менее 80% пыльцы донника, но по вкусу и цвету уже сильно отличался. Поэтому этот мед, наверняка содержал не менее 90% пыльцы с донника. Для того чтоб назвать мед донниковым, мед должен содержать не менее 45% пыльцы донника. #мед #фотомеда #Донник #донниковый #старчевские #агроферманектар #напасеке #Красноярск #сибирь #крск2019

  • 3 недели ago Новая партия Апитонуса - Трутневый гомогенат, 2% + перга, 28%, + прополис, 1% + донниковый мед, 69%. Вся польза для вашего сердца в одной ложке. Вкусно и главное, что полезно. Нет противопоказаний и побочных действий. В наличии в наших магазинах в г.Красноярск: - ул.Ленина, 153. - ул.Новосибирская, 5. - ул.Парижской Коммуны, 9. Тел. 2803800 #апитонус #мед #медпродам #медсибири #Красноярск #зож #сердце #пп #экомаркет #здоровье #сибирь

    Кто из нас в детстве хоть на минутку не позавидовал сказочным героям – обладателям пряничных домиков…

    Происхождение пряников теряется в глубине не просто веков, а тысячелетий. Кондитерские изделия из муки и мёда найдены археологами в древнеегипетских гробницах.

    А при раскопках в Италии найдены формы для изготовления пряников, которые в те древние времена называли медовиками.

    Пряниками их стали называть тогда, когда появились различные пряности.

    Первые упоминания о пряниках относятся к 350 году до нашей эры.

    Пряники, близкие по форме и содержанию теста современным, впервые были изготовлены в Бельгии в городе Динан, затем такие пряники стали изготавливать в Германии в городе Аахен. Впоследствии традиционные немецкие пряники прямоугольной формы, обсыпанные пряностями, марципанами, орехами и цукатами стали называть ахенскими пряниками.

    В XV веке в Европе стали популярны пряники-картинки с религиозными и мифологическими изображениями – Рождение Христа, Мадонна с младенцем, Крещение Христа, Самсон со львом, играющий Орфей и другие.

    В дальнейшем на пряниках появились изображения повседневной жизни – свадьба, рождение ребёнка, крестины.

    В 1640 году в Польше приобрели популярность торуньские пряники, которые нередко являлись частью приданого польских невест.

    А пряники на Руси — это особая песня! В Толковом словаре Даля читаем: «Пряник — лакомство хлебное на меду, на патоке с разными пряностями» . Некоторые исследователи предполагают, что пряники были на Руси частью языческих ритуалов и известны ещё с былинных времён.

    Собиратель и знаток русских древностей XIX века Голышев, также отстаивающий эту точку зрения, приводит в пример текст одной их русских сказок: «Устали богатыри есть пряники печатные; запивать их винами заморскими».

    О древности пряника говорит обычай, описанный в словаре Владимира Ивановича Даля: «На другой день свадьбы молодые идут на поклон к родителям невесты с пряником».

    Именно и только к родителям невесты, но не жениха. Это означает, что свадебная пряничная традиция имеет глубокие исторические корни, уходящие вглубь веков к истокам матриархата, когда именно женщина играла главенствующую роль.

    В конце VIII — начале IX века пряники представляли собой равную смесь из ржаной муки и мёда с добавлением ягодного сока, и называли их тогда «медовым хлебом».

    Позднее в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья.

    На Руси православной пряники пекли обычно к празднику Рождества Христова, украшали забавными фигурками рождественские ёлки, пряниками обменивались в Прощёное воскресенье, ели их и на Пасху, и в поминальные дни, в Егорьев день — 23 апреля, на именины, на свадьбы молодожёнам дарили пряники в виде сердец.

    Изготавливались пряники и в виде весёлой азбуки с оттисками букв, по которым любящие родители учили чада грамоте.

    Без пряников не обходилась ни одна Ярмарка на Руси. Пекли их по-прежнему в основном из ржаной муки, добавляя в тесто мёд, масло, пряности, пропитывали вином и делали с начинкой из варенья, украшали малиновой, белой, золотой глазурью. На пряниках выдавливались изображения волшебных птиц, мельниц, цветов, рыб, пароходов, солдат, барынь, крестьян…

    В книге «Пряник, прялка и птица Сирин» Жегалова и Житина сообщается: «1639 года сентября 26, государыня царица шла от Троицы в село Задвиженское, и её, государыню, встречала села Клементьева крестьянка-пряничница Катеринка, и понесла ей, государыне, деланные пряничные рыбы, и государыня велела за те рыбы дать два рубля с полтиною. (Царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева — вторая жена Михаила Федоровича, бабка Петра I)».

    Во время особых торжеств пряники делались большого и огромного размера и сверху заливались сусальным золотом. Такие пряники подавались к боярскому или царскому столу.

    Вообще же существовало три вида старинных русских пряников.

    Пряники лепные – «козули», «тетёрки» — самые древние из пряников. Они дошли до наших времён из языческой Руси. В наши дни лепные пряники — большая этнографическая редкость. Их традиционные персонажи — утица, тетёрка с птенцами, конь, олень, коровка, коза — сохранившиеся образы древнерусской языческой мифологии.

    Тесто для таких пряников готовится из грубой ржаной муки, соли и воды. Сами пряники лепят руками, как глиняные игрушки. Такие пряники, в сущности, являются одним из видов декоративной скульптуры.

    «Тетёры» или «витушки» являются разновидностью лепных пряников, когда из ржаного теста делаются тонкие жгутики, а из жгутиков собираются фигурки зверей, геометрические фигуры, различные орнаменты.

    Наиболее известными являются пряники печатные. Для их изготовления нужна пряничная доска — форма для пряников. Именно от мастера, изготовившего эту доску, зависела красота и качество пряника.

    В старину этих мастеров изготовителей пряничных досок называли «знаменщиками». Любимым материалом «знаменщиков» была липа, но всё-таки пряничные доски чаще всего резали из нижнего ствола тридцатилетних берёз и груш. Доски вырезали толщиной около 5см, потом сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре в тени. Края досок смазывали смолой или воском. На готовую доску художник-резчик наносил рисунок.

    Ещё пряники бывают вырезные или силуэтные. Например, «архангельские козули».

    Такие пряники вырезаются ножом или при помощи металлических форм из раскатанного пласта теста. Первое упоминание о вырезных пряниках относится к 1850 году.

    К началу же ХХ века силуэтные пряники благодаря своей красоте достигли заслуженной популярности.

    Начиная с XVI века пряники появились почти во всех городах и сёлах. Писцовые книги второй половины XVI века сообщают о пряничниках Новгорода, Казани, Свияжска. В XVII — XIX веках пряничное дело становится распространённым народным промыслом, в каждой области выпекали пряники по своим рецептам, секреты которых тщательно скрывались и передавались только от отца к сыну. Мастеров, занимавшихся пряничным делом, называли прянишниками, так, по мнению ученых, и произошла фамилия Прянишников.

    Особенно прославились пряничным производством в XVII-XIX веках города Архангельск, Вологда,Москва, Тула, Тверь.

    Первое упоминание о тульском прянике обнаружено в писцовой книге 1685 года, где написано:«Кропали портное, делали крашенины, ножишки, занимались всяким иным рукомеслом, торговали по мелочам орехами, пряниками». В XVII веке в Туле пекли и продавали мятные, медовые и печатные пряники, украшенные различными сложными узорами.

    В XVI-XVII веках пряничники относились к ремесленникам и селились по окраинам в ремесленных слободах.

    Самой известной тульской династией пряничников с конца XIX века стали Гречихины. Они выпекали самые лучшие тульские пряники и были известны не только в России, но и за её пределами. В 1887 году Афанасий и Григорий Гречихины на кулинарной выставке во Франции были награждены золотой медалью за двухпудовый пряник.

    А в начале ХХ века в Туле процветал Торговый Дом «Сериков и К», основанный в 1902 году и выпускавший в числе других сладостей ореховые, апельсиновые, абрикосовые, миндальные, шоколадные, дынные, пряники «Экстра» в жестяных коробочках.

    В 1912 году диплом «Гран-при» на римской выставке получил тульский пряничник Петр Козлов.

    В наше время пряники, как и в старину, изготавливаются вручную. По специальной рецептуре мастера-тестомесы приготавливают тесто, из этого теста бисквитчицы формуют пряники теми самыми досками с орнаментами.

    При желании домочадцев можно побаловать и пряниками собственного приготовления.

    Пряники медовые

    • 1,5 стакана муки
    • 50г сливочного масла
    • 1/2 стакана мёда
    • 1 яйцо
    • 1/4 чайной ложки чайной соды
    • щепотка пряностей (смесь любого набора — кардамон, кориандр, гвоздика, мускатный орех, корица, душистый перец, жареные орехи, ванилин);
    • 2ст. ложки воды.

    Мёд положить в кастрюльку с толстым дном и залить водой, довести до кипения, снять с огня. Добавить размягчённое масло, яйцо и размешать. Досыпать смешанную с содой муку и замешать, добавив пряности. Тесто не должно быть слишком крутым. Правильно приготовленное тесто напоминает пластилин и хорошо формируется.

    Готовое тесто выложить на доску, посыпанную мукой, раскатать в пласт толщиной 5-6мм. Разрезать на квадратики, или вырезать ножом зверюшек, кружки стаканом, полумесяцы…

    Смазать яйцом, посыпать орехами и выпекать в предварительно разогретой духовке 15-20 минут.

    Пряники - это один из самых древний видов кондитерского изделия у многих стран и народов. Еще при вскрытии египетских гробниц археологи находили окаменелые мучные изделия из меда. А при раскопках в Италии были обнаружены глиняные формы для изготовления древних пряников - медовиков. Пряниками они стали называться гораздо позднее, когда появились различные пряности. Первые записи о пряниках появились еще в 350 году до нашей эры. Пряники в известной нам форме впервые были изготовлены в Бельгии в городе Динан, позднее были заимствованы народом из города Аахен (Германия).
    Аахенские пряники - это традиционные немецкие пряники прямоугольной формы, усыпанные различными орехами, цукатами, а также пряностями и марципанами.
    Родом они из небольшого городка под названием Аахен с населением около 250 тыс. человек. В IX веке город был столицей империи Карла Великого, придумавшего рецепт приготовления аахенских пряников. В то время его империя занимала площадь нынешней Германии, Франции и Италии. Ныне город Аахен находится на пересечении трех стран: Бельгии, Германии и Нидерланды. Немцы называют аахенские пряники Aachen, голландцы - Aken, французы - Aix-la-Chapell. Эти пряники, украшенные богатой фантазией пекарей и источающие невыразимые ароматы, заполняют витрины многочисленных кондитерских магазинов этого маленького немецкого городка. Жители продают свои фирменные пряники многочисленным туристам из других городов, а также дарят своим друзьям в качестве сувениров.
    Если Вы когда-нибудь окажетесь в историческом центре города Аахен, обязательно посетите музей Аахенских Пряников (Aachener Printenmuseum), в котором сможете познакомиться с изготовлением традиционных аахенских пряников. На экскурсиях Вам расскажут о необходимых ингредиентах пряников, о приготовлении теста и о традиционной и современной выпечке.
    В Аахане существует множество сказаний и мифов. В одной из легенд рассказывается про аахенские пряники:
    В городе Аахен в 1656 году произошел пожар небывалой силы, который стал известен как Большой городской пожар. Жертвой огня тогда пали 4664 домов из 5300 тогда существующих. После этого пожара город охватил голод, люди ощутили острую нехватку продовольствия. В эту пору один старый пекарь нашел в своей книге упоминание о старинном рецепте пряников, которые очень любил Карл Великий. Ахенцы были уверены, что рецепт блюда Карл Великий унес с собой в могилу. Но тревожить и осквернять покой усопшего императора никому даже и в голову не приходило. И только ученик старого пекаря отважился добраться до могилы Карла Великого, чтобы добыть старинный рецепт.
    Точное место захоронения императора было неизвестно, и потому, мальчик решился на сделку с чертом. Сделка заключалась в том, что черт отведет к могиле Карла Великого и в качестве своей награды получит ключ его сокровищницы.
    Черт выполнил свою часть сделки и показал мальчишке усыпальницу Карла Великого. Дрожа от страха, юнец вошел в гробницу. При его появлении покойный император внезапно открыл глаза и грозным голосом спросил о причине возмутительного вторжения. Испуганный подмастерье робко поведал императору о великой нужде аахенцев. И Карл Великий не смог отказать в просьбе жителей его любимого города.
    Счастливый ученик вернулся к своему учителю-пекарю. Старый пекарь был поначалу испуган, но приготовив пряники по рецепту ученика, быстро смекнул выгоду. Слава о чудесных пряниках стремительно разнеслась не только по городу, но и за его пределами. Пекарь и его подмастерье быстро обогатились и думать забыли о долге. Но нежданно-негаданно появился безжалостный черт, который потребовал отдать ему ключ от сокровищницы. Пытаясь задобрить гостя, ученик пекаря предложил ему опробовать еще не успевшие остыть пряники, чудесный запах от которых разносился по всей кухне. Черт с жадностью проглотил вместе с пряниками и жестяной противень. Воя от боли в животе и забыв про цель своего визита, он тут же умчался в свою преисподнюю и более не возвращался...
    Вот так, согласно легенде, был добыт рецепт этих немецких пряников.
    Также пряники в своём истинном названии упоминались в 1296 году в Ульме и в 14 веке в Нюрнберге в мужском монастыре Heilsbronn. Именно Нюрнбергские пряники стали наиболее популярными из-за их длительного срока хранения и часто использовались в долгих путешествиях.
    Нюрнбергские пряники
    В 15 -16 веке пекли пряники в Германии из медового теста, на котором делали отпечатки поучительных картинок. Это было нечто сухое: на этот пряник чаще смотрели, чем его ели. Готовили такие пряники не только Рождеству, но и к Пасхе, свадьбам и крестинам. Они служили, кроме того, лечебным средством, так как содержали орехи и миндаль, которые были символами смерти и воскрешения (скорлупа и ядро). Чтобы сделать эти пряники более вкусными и пригодными в пищу, нюрнбергские пекари придумали, как облагородить их рецепт: пряностями,которых в этом торговом городе было в избытке, в том числе и перцем, поэтому в названии немецких пряников (Pfefferkuchen) есть слово "перец" (Pfeffer).
    Существует множество сортов нюрнбергских пряников, но самым известным и интересным является пряник Элизы. Он состоит только из орехов, яиц, мёда и пряностей. Нельзя добавлять ни сахар, ни муку. Есть легенда, связанная с этим пряником. Умирала в 1720 году дочь пекаря Элизабет. Отец испёк для неё этот особый пряник и девушка выздоровела. С тех пор пряник Элизы носит её имя.
    В 15-ом веке были распространены пряники-картинки. Сначала на них изображались только религиозные и мифологические мотивы: Мадонна с младенцем, Рождение Христа, Крещение Христа, Адам и Ева, Играющий Орфей, Самсон со львом. Только потом стали изображать повседневную жизнь и важнейшие события в жизни каждого человека, будь то помолвка, свадьба или рождение ребенка.
    В 1640 году в Польше стали известны торуньские пряники. Их часто использовали в качестве приданого польских девушек. Они отличались большим количеством пряностей. Несладкие пряники употреблялись в основном как закуска к водке, а сладкие подавались на десерт.

    История возникновения пряника

    Об истории возникновения пряника, о том, когда и как появился пряник на Руси, споры ведутся до сих пор.

    Как пишут в этимологическом словаре Фасмера, пряник - происходит от прилагательного пряный (др.-русск. пьпьрянъ), которое образовано от слова перец (др.-русск. пьпьрь), обозначающего пряности, приправы.
    Письменные упоминания о медовых лепешках со специями появляются около 350 до н.э. О том, что мы сейчас называем пряниками, знали древние египтяне и римляне.

    Впервые воспоминания о пряниках у славянских племен появилось еще во времена Киевской Руси около IX века, и назывались пряники тогда «медовым хлебом», из-за того, что основным ингредиентом этого хлеба был мед, составлявший почти половину массы всего продукта. Мука же для «медового хлеба» готовилась из ржаной муки, замешанной на соке из лесных ягод ну и, конечно же, меда. По причине отсутствия других сладостей, кроме меда и ягод, в более поздние пряники добавляли много разнообразных трав, фруктов, зерен и кореньев съедобных растений.

    Свое имя «пряник» - хлеб из меда получил достаточно давно, еще в Темные века, когда в Европе бушевала чума, а славяне погрязли в междоусобных войнах. Некоторые племена в то время наладили торговлю со странами Востока, в XII - XIII веках, основным товаром которых были шелка, ковры, специи и пряности. Собственно последние и стали использоваться в качестве добавок к «медовому хлебу», чем и обеспечили его современное название. Количество и ассортимент пряностей, используемых при выпекании пряников, могло розниться и не являлось устоявшимся. Использовали практически все, что привозили из-за моря русские купцы: шафран, укроп, базилик, тмин, анис, мята, ваниль, апельсин, имбирь, лимон, перец черный, мускат, померанц, гвоздику и многое другое. Как ни странно, но этот продукт сразу же завоевал к себе доверие всех слоев русского общества и обжился практически на каждом столе, будь то купеческий или крестьянский. Медовый пряник плотно вошел в русский фольклор, заняв там свое почетное место.

    В XVII - XIX веках пряничное дело было очень распространённым народным промыслом. В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам. Секреты изготовления передавались из поколения в поколение. Мастеров, которые занимались пряничным производством, называли прянишниками!

    Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Их подносили родным и возлюбленным, пекли для сложного свадебного обряда, для праздничных трапез, и для раздачи нищим. Им даже приписывали лечебные свойства, а потом пряники, предназначенные для больных, готовились и украшались с особой тщательностью, а на оборотной стороне вырезались буквы, соответствовавшие инициалам ангела - хранителя. А еще пряники небольшого размера использовали для игры. Побеждал в состязании не только тот, чей пряник летел дальше других, но и тот, чей оставался невредимым, упав на землю.

    В России существовало три вида пряников, получивших свое название по технологии их производства: печатные, вырезные и лепные. Печатный - самый распространённый, изготавливался с помощью пряничной доски, сделанной из дерева твёрдой породы. Одной из разновидностей печатных пряников являются так называемые "разгонные" пряники или «разгони». Под конец трапезы хозяин вручал такие пряники особо засидевшимся гостям, намекая, что пора и расходиться. Вырезной пряник вырезается из теста с помощью металлической формы; самый простой и эффективный способ приготовления. И лепной пряник - самый древний способ изготовления пряников;

    Сегодня, под брендом «Baker 26» выпускаются любимые каждым с детства сладости, созданные мастерами своего дела по традиционным рецептам. Наши пряники пользуются повышенным спросом благодаря приятному пряно-сладкому вкусу и аромату.


    Традиционные торуньские пряники,
    поныне сохранившие облик старых славянских пряников.


    Пряник — мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального "пряничного" теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, изюм, фруктовое или ягодное повидло, пряности. На вид пряник — пластина фигурной, прямоугольной или овальной формы, на верхней части которой выдавлен рисунок.
    Пряник — символ праздника, хотя делали пряники не только на праздники.
    Украшенные пряники разных размеров, вплоть до огромных, подносили в качестве подарков.
    Среди российских городов, где традиционное пряничное производство существует с давних времен и поныне, — Тула (тульский пряник), Городец (городецкий пряник), Вязьма (вяземский пряник), Архангельск (козули).
    Среди знаменитых европейских «пряничных» городов — польский Торунь, чешский Пардубице, немецкий Нюрнберг.

    Этимология
    Пряник происходит от прилагательного пряный (др.-русск. пьпьрянъ), которое, в свою очередь, образовано от слова перец (др.-русск. пьпьрь), обозначавшего пряности, приправы. (Словарь Фасмера)

    История
    История пряников уходит в глубь веков. Его возникновение неразрывно связано с таким величайшим открытием человечества, как хлеб, который появился еще в неолитическую эпоху.
    Первое письменное упоминание о приправленных специями медовых лепешках — около 350 до н. э. Уже древние египтяне знали о них. Римляне знали «panus mellitus»: намазанные медом лепешки, которые с медом же и выпекались.
    Медовые лепешки впервые в истории известны под названием «Лебкухен» (сегодня это немецкие рождественские пряники), которые в известной нам сегодня форме первоначально были изобретены в Бельгии в городе Динант.

    Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и были принесены на Русь варягами около IX века (вместе с дрожжевыми блинами и взварами из сухофруктов). Тогда они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов.
    Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII—XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, приведенные из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам.
    Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от состава теста, способа его приготовления и выпечки и, конечно, от пряностей и добавок, называвшихся в старину «сухими духами», среди которых наиболее популярными были черный перец, итальянский укроп, померанцевая корка (горький апельсин), лимон, мята, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика.
    К XVIII—XIX векам производство пряников процветало уже в Перми, Архангельске, Курске (в том числе «коренские пряники», которыми славилась Коренная пустынь), Харькове, Рязани, Калуге, Твери, Вязьме (см. ниже "Вяземский пряник"), Туле (см. ниже "Тульский пряник"), Новгороде, Городце (см. ниже "Городецкий пряник").
    Тверские пряничники держали магазины в Берлине, Париже и Лондоне.

    Разновидности
    По способу приготовления пряники делят на три вида: печатные, вырезные и лепные .
    Печатный — самый распространенный, изготавливался с помощью пряничной доски, сделанной из дерева твердой породы.
    Вырезной пряник вырезается из теста с помощью металлической формы; это самый простой и эффективный способ приготовления.
    Лепить пряники — самый древний способ; особенно распространен был на Севере.
    Особой региональной разновидностью русских пряников являются козули - пряники в виде разных зверюшек. Такие пряники очень популярны в Архангельской области и считаются одним из символов Поморья. По способу изготовления козули, по крайней мере современные промышленные, можно отнести к вырезным пряникам, хотя традиционно их обычно лепили вручную. Рецепты теста для козуль разнообразны и зачастую хранятся в семьях десятилетиями. Характерным компонентом такого теста является «жженка» — карамелизованный до янтарно-коричневого цвета сахарный сироп. Почти всегда козули богато декорированы — расписаны взбитой белковой массой с добавлением разных красителей.

    Пословицы и поговорки
    . «И пряником не заманишь»
    . «Ломается, как пряник»
    . «Без работы пряников не купишь»
    . «Кнутом и пряником»
    . «Брицкий и пряник»
    . «Как пряник в ухе»
    . «Под пиво и пряник покатит»
    . «Веселый пряник и под мышкой пролезет»
    . «Слаще пряников медовых»
    . «Купи себе пряник»

    Тула — пряничная столица России
    Музей пряников в Туле
    (личные впечатления посетителя)



    Тульский музей пряников - место таинственное и загадочное.
    Как мы поняли, далеко не каждый путешественник может в него попасть.
    Даже на его дверях совершенно ясно написано, что экскурсии сюда надо заказывать заранее за две недели, а, если вы не приверженец организованного отдыха, то попасть в сей музей вам светит только, если таких же неорганизованных туристов одновременно с вами наберется около десятка, и вас объединят в группу. При другом раскладе - судьба сурова!
    Однако год назад моим родителям удалось попасть в музей пряников совсем без экскурсии.
    Мама просто подергала ручку закрытой входной двери, на что из музея высунулась тетечка и запустила их внутрь.
    На вопрос: "А у вас разве не закрыто?", - тетечка ответила: "Стучаться надо! А верить надписям не обязательно!"

    Учитывая прежний родительский опыт, мы тоже решили рискнуть и не прогадали. Рядом с дверями музея уже толпилось около десятка одиночных странников. Двери же, как всегда, были закрыты, а кроме таблички, гласившей о том, что музей работает только для организованных групп, рядом висела другая - с текстом, что фотографировать и снимать на видео музейные экспозиции строго-настрого запрещается!




    Но не прошло и пяти минут, как из музея высунулась наверняка та же тетечка, велела желающим скинуться по 50 рублей, за что разрешила не только послушать экскурсию, но и фотографировать, сколько душе угодно!

    Музей, хоть и оказался маленьким (в нем всего два зала), произвел на нас довольно-таки приятное впечатление.



    Существует он уже десять лет, а был открыт при пряничной фабрике "Старая Тула", которой, в свою очередь, 128 лет.

    Пряники здесь производят совершенно разных форм и размеров, а некоторые мелкие печатные и заказные и ныне делают вручную. Для этого из дерева вытачивается форма, в нее мастер пряничного дела закладывает первый слой теста, на него водружает начинку (сгущенку или повидло), а сверху - второй слой теста и все это очень сильно прижимает, а, порой бывает, даже кладет под пресс (если пряник большой), чтобы тесто как можно сильнее впечаталось в форму. После этого форму переворачивают, тесто высвобождают, наносят на него кисточкой сахарную глазурь и отправляют в печь. За смену, которая на фабрике длится восемь часов, шесть мастеров делают около тысячи таких пряников. Это немало, ведь машинное производство здесь заключается только в автоматическом закатывании уже готовых пряников в полиэтилен.

    Кстати, что касается пряничной формы, то каждая может служить до 70 лет. Правда, формы периодически кипятят в масле, чтобы убрать из них остатки теста.

    Так выглядит пряничная форма:



    Форма и готовый пряник по ней:



    В музее представлено все разнообразие пряников, которое изготовляла фабрика практически на всем протяжении своего существования. Правда, большинство пряников не старинные, а сделанные уже в наши дни по сохранившимся формам.
    Тут имеется и пряник в виде олимпийского мишки - символа московской олимпиады 1980 года:


    Есть пряник в честь проходившей в Москве Декады украинского искусства в 1969 году и многие прочие юбилейные.



    А самым старым считается пряник, сделанный в начале 1970-х годов и посвященный чемпионату по хоккею на приз газеты "Известия".
    Он долгое время хранился у кого-то дома, пока его ни подарили музею:



    А вообще, пряники пекли на Руси издревле, по крайней мере, в X-XI веках. Где и когда был изготовлен первый пряник, зафиксировать никому не пришло в голову.
    Поэтому принято считать, что в Туле первый пряник был сделан около 1685-го года - именно тогда здесь о них появились первые письменные упоминания. Хотя понятно, что в Туле, как и на всей Руси, а также во всей Европе, пряники пекли и во много более ранние времена.




    В Средневековье на Руси и во всей Европе медовые пряники (сахара тогда еще не было) исполняли роль не только вкусных сладких заедок (так тогда на Руси называли десерты), но и долго сохраняющегося припаса во всякие дальние странствия и военные походы.
    Преимущество пряников не только в том, что они долго сохраняются, но, что главное, в любой момент уже готовы к употреблению.

    Пряник с добавкой в тесто молотой в порошок сушеной вишни:




    Конечно, в давние времена никаких пряничных фабрик еще не существовало, и пряничных дел мастера пекли разнообразные изделия в своих небольших пекарнях, находившихся рядом с их домами.




    Те хозяева пекарен, у кого это получалось лучше, рецепты своих пряников держали в великом секрете.
    Потому при отвешивании ингредиентов использовали не весы и гири, а обычные камни - так не только посторонние, но и наемные работники не могли понять, сколько закладывается каждого ингредиента.




    И сейчас пряничная фабрика по-прежнему держит в секрете рецепты приготовления своих пряников. Конечно, в интернете можно их найти целую кучу, но, если вы попробуете испечь по этим рецептам пряник в домашних условиях, то результат будет сильно отличаться от того, что произведено на фабрике.

    Как приготовить дома настоящий хороший пряник и гораздо лучше фабричного см. на стр. Пряничное тесто — как приготовить настоящее пряничное тесто

    Сегодня на "Старой Туле" каких только пряников ни делают...
    И в виде сердечек для новобрачных:


    И новогодние, и с любыми надписями по вашему желанию:



    Выпекают именные пряники:



    Подарочные пряники-мобильники с номером телефона:


    Пряники-пистолеты:



    Пряник-кремль:


    Выпекают множество фигурных пряничков в виде кошечек, собачек, зайчиков, прочих зверюшек и разных фигурок.



    На фабрике не обделяют вниманием и господ, страдающих гигантоманией.
    В музее имеются два огромных пряника.
    На первом, который едва поместился в витрину и весит 16 килограммов, изображен Тульский кремль:



    Второй, который даже в витрину не поместился, т.к. весит 45 килограммов, просто стоит в одном из музейных залов. На нем тоже красуется Тульский кремль (без него в Туле никак нельзя!) и сделана надпись: "Тульский пряник - Государь, испекли его, как встарь - этот пряник предки ели и вам велели":


    Легенда о тульских пряниках

    В давние-предавние времена один князь, отведав тульских пряников, вознамерился печь такое же лакомство у себя в княжестве, чтобы дивить гостей посольских. Позвал он из Тулы-города искусного пряничных дел мастера и сказал ему: «Коли угодишь мне, коль пряники будут вкуса тульского, осыплю тебя жемчугом да золотом, а не угодишь - прогоню с позором».

    Согласился мастер, потому как в славе ходил среди тульских пряничников. Стал он колдовать-работать, а когда пряники были готовы, попросил князя отведать чудо-лакомство.

    Отведал князь и лицом изменился, и в гневе обозвал пряничных дел мастера неумехой-мошенником за то, что пряники были вкуса не тульского, и прогнал с позором.

    Позвал князь из Тулы другого пряничных дел мастера и сказал ему, что говорил первому, с позором прогнанному. И второй мастер согласился, потому как еще в большей славе ходил у тульских пряничников. Оглянул этот мастер сусеки с мукой, заглянул в колодец и говорит князю такие слова: «Подавай, князь, сюда муку тульскую и воду тульскую, иначе работать не согласен». Подумал-подумал князь и ответил: «Будь по-твоему». И приказал своим людям доставить в княжество то, что требует пряничных дел мастер. Когда муку и воду привезли, стал колдовать-работать мастер, а потом попросил отведать князя чудо-лакомство. Отведал князь и лицом изменился, и в еще большем гневе обозвал пряничных дел мастера мошенником и прогнал с позором.

    А чудо-лакомство не выходило из княжеской головы, и позвал он из Тулы третьего пряничных дел мастера, совсем уж не имевшего себе равных, и сказал ему те же слова, что сказал первому и второму, прогнанным с позором.

    Третий мастер оглядел муку, на язык попробовал и сказал: «Хороша мучица». Оглядел он воду, зачерпнул ковшиком, отпил глоток, во рту подержал и сказал: «Хороша водица».

    «Ну приступай к работе да помни наш уговор», - сказал ему князь. Мастер подумал-подумал и ответил: «Приступлю князь, но при таком еще условии - окромя тульской муки, да окромя тульской воды, подай сюда, князь, и воздух тульский, тогда будет вкус у пряников такой, какой тебе надобен». Задумался грозный князь. Понимал он, что муку и воду привезти из Тулы нехитро, а воздух привезти нельзя. Думал-думал князь и лицом изменился, посветлел. Отпустил он пряничных дел мастера, наградил его горстью жемчуга и горстью золота за находчивость.

    Приведено по тексту Колесник Л.С., Сулимова Т.Н., Соколова М.Н., Кудряшова О.И. «Тула-пряничная столица. Из истории кондитерского дела в России и Туле»

    История тульских пряников

    Впервые это знаменитое лакомство упоминается в писцовой книге 1685-го года. Прянику суждено было прославить тульский край. Самые разнообразные старинные пряничные формы, семейные фотографии мастеров и архивные материалы собраны в музее «Тульский пряник», существующем при фабрике «Старая Тула». Здесь представлен самый маленький пряник и гигантский - пудовый, единственный в стране.

    История пряника уходит в глубину веков. Первое упоминание о тульском прянике хранится в писцовой книге за 1685 год, где о занятиях туляков сказано: «..делали крашенины, ножишки, занимались всяким иным рукомеслом, торговали по мелочам орехами, пряниками". К сожалению, до нас не дошли имена пряничников, кондитеров и резчиков 17-18 веков.

    Но архивные документы сохранили скупые сведения о некоторых пряничниках 19 века. Книга "Старинные производства тульского края" подтверждает: "Еще в XVII-XVIII вв. в Туле пекли и продавали "печатные" пряники, украшенные затейливыми узорами". Особую популярность тульский пряник обрел в XIX в. С тех пор появились в Туле целые династии пряничного дела. Ежегодно тульские кондитеры выезжали со своим товаром на ярмарки. И не только на российские ярмарки. Тульский пряник неоднократно награждался российскими и международными призами: только братья Гречихины получили за свои пряники в общей сложности 12 наград, золотые медали Франции и Англии, золотые крест и перстень от царя.

    Наиболее известной была фабрика Гречихиных. Открыта она была в Туле в 1848 году, основал ее Роман Ларионович Гречихин, с 1885 года его фабрика по наследству перешла к сыну Василию (1867-1930). Фабрика была небольшой по размерам, но хорошо оснащенной новым оборудованием. Василий Гречихин за вкусовые качества и красоту пряников не раз был представлен к международным и российским наградам.

    Всемирно известной была и фабрика Михаила Григорьевича Белолипецкого (1837-1894), открытая в 1872 году под названием "Белолипецкий М.Г. с сыновьями". Михаил Белолипецкий за пряники на выставках получал не только золотые и серебряные медали, но от императрицы Марии Федоровны - золотой перстень с рубином и бриллиантами, а от короля сербского - золотой перстень за подношение тульского пряника.

    Полюбились покупателям пряники и Петра Ивановича Козлова (1874-1966), который за свои кондитерские изделия в 1912 году на Всемирной выставке в Риме был награжден дипломом Гран-При и памятной медалью.

    С конца 19 века в городе Туле работала фирма известного кондитера-пряничника Василия Евлампиевича Серикова (1852-1919). Фабрика Серикова была участником ряда выставок, за представленную продукцию была награждена многими золотыми медалями.

    Торговый дом Сериков и К выпускал разнообразные кондитерские изделия. На фабрике работали вальцовые приводные станки, чугунные прессы, машины для взбивки мармелада, ручные вальцовые станки.
    На базе этой фабрики ныне существует объединение "Старая Тула"; вместе с ней радует туляков своей продукцией и более молодая кондитерская фабрика, «Ясная Поляна», открытая в 1975 году.

    Помимо обычных пряников в Туле выпекали и игральные пряники "Папошники". Такими пряниками играли на весенних ярмарках на свободном месте, бросали пряник плашмя. Чей пряник долетел дальше, тот и выигрывал.

    Была игра и такая: пряник нужно было с одного удара разломить на три части.

    Если в 1897 году было 7 пряничных заведений, то на начало 20 века их насчитывалось 15, что говорило о широком распространении пряничного дела в городе.

    И хотя пряники делали помимо Тулы и в Архангельске, и в Вологде, и в Вязьме, и в Москве, и в Твери, тульский пряник особенный: он печатный и с разнообразной начинкой.

    Особенно любили пряники дети. Для них выпекали пряники с именами, например, "Маша", "Ваня", с буквами и слогами наподобие азбуки, в форме животных, рыб.

    На ярмарках продавали пряники пудами, которые раскупались купцами, а затем торговцы продавали поштучно.

    В зимнее время торговцы-коробейники продавали пряники с саней, летом - с лотков.

    В тульских пряниках, пожалуй, вся история России. Мастеров в Туле было много, и каждый из них пек пряники по своим уникальным рецептам, которые хранились в строгой тайне и передавались только по наследству и исключительно по мужской линии.

    Ни один из мастеров никогда не пользовался гирями, на которых написан вес, чтобы "шпионы" не смогли вызнать, сколько по рецепту требуется муки, сколько мёда и т.д. Пекари пользовались разновесами - камушками, кусочками железа, которые прятались в укромное место под замок, чтобы, не дай Бог, никто их не нашёл, не взвесил и не вычислил рецепт.

    В 19-м веке в Туле было около десяти пекарей: Василий Сериков, считающийся прародителем фабрики, организовавший своё производство в 1870-м году, братья Белолипетские, Пётр Козлов, братья Гречихины, которые в 1900-м году потрясли весь мир, соорудив на Международной выставке в Париже из пряников целый павильон. Ныне всех уже и не перечислить.

    А после революции некоторое время было не до пряников - в разоренной и 1-й Мировой, и Гражданской войной стране был голод. Но во времена НЭПа они появились снова. Однако звучные пряничные названия типа "Иссидуан", "Царский" заменили на идеологически выдержанные "Комсомольские" и "Комиссарские".

    Славу тульский пряник получил не только за свои вкусовые качества, но и за внешний вид, благодаря умелым рукам резчиков и пекарей. Ведь настоящий тульский пряник всегда только печатный.

    Не было бы известных тульских пряников, если бы не замысловатые деревянные резные формы, которые резали городские мастера-резчики. И хотя проходят века, формы все продолжают резать вручную, в зеркальном изображении, техникой выемчатой резьбы с врезным рельефом.

    Сделать печатную форму непросто. Сначала нужно изготовить дощечку для формы.

    Материал для неё вырезается из берёзы и должен "вылежаться" - от пяти до 20-ти лет.

    Когда дощечка просыхала, на неё наносили узор в зеркальном отражении. По этой форме и пекли пряники.

    После Великой Отечественной войны решили возродить забытое искусство выпечки пряника. Однако все рецепты приготовления пряников уже умерли или погибли на полях сражений вместе с их изобретателями.

    Было решено собрать людей, которые когда-то имели хоть какое-то отношение к пряничной промышленности.

    Степан Севостьянов оказался единственным, кто помнил уникальный рецепт. В 13-тилетнем возрасте он работал на знаменитых Гречихиных подмастерьем.

    Однажды в воскресный день, когда все рабочие пошли в церковь, он притворился больным, потихоньку залез в чулан, отмычкой вскрыл ящики, где хранились разновесы, перемерил их на весах и так запомнил рецепт пряников.

    Пряники были разных видов и сортов, с начинкой и без начинки, с разными составом теста, степенью его насыщенности специями, выдержкой, качеством муки и формой - лепные, вырезные и печатные.

    Среди печатных пряников наиболее известны тульские сырцовые, медовые, сливочные, коричневые с мраморно-глянцевой поверхностью, зубчатым краем, золотистым тестом и фруктово-ягодной начинкой; тверские белые мятные; городецкие, приготовленные на меду из крутозамешенного теста; московские и петербургские заварные.

    Природные, климатические и геомагнитные условия Тульской области определяют качество и вкус как фруктов и ягод, так и пшеницы.

    Мука, получаемая из пшеницы, произрастающей в Тульской области, имеет определённые свойства и содержание клейковины, обеспечивающие присущие только тульским пряникам структуру теста, чёткость рельефного рисунка на лицевой стороне пряника и сохранение его формы в процессе выпечки. Тульская область издавна славилась фруктово-ягодными садами, например, в Богучарском, Арсеньевском, Белёвском районах. Именно из этих яблок и ягод готовилась начинка для тульских пряников. Поэтому использование в качестве начинки варенья, джема и повидла из фруктов и ягод, произрастающих в Тульской губернии, тоже выделяют тульский пряник по вкусу и запаху от его собратьев.

    Темы изобразительных сюжетов самые разнообразные: стилистические изображения самовара, птицы Счастья, тульского Левши, соборов Тулы, тульского Кремля, видов Ясной Поляны, героев народных сказок и легенд; надписи в центре пряника - "Тульский пряник", "От всей души", "Подарок из Тулы", "Свадебный подарок", "С днём рождения"; "Клубничный", "Смородиновый", "Яблочный" и т. д. в соответствии с вкусовыми качествами начинки; "Оля", "Вера", "Таня" - именные пряники.

    Как и раньше на Руси, так и сейчас пряник остается хорошим подарком к любому юбилею, как изысканное угощение и красивый сувенир. В наши дни вкус и узоры на прянике совершенствуются, спрос на них растет и каждый, кто уезжает из Тулы, увозит этот вкусный, известный всему миру пряник.

    Сегодня кондитерская фабрика Тулы печёт пряники по старинному рецепту (как уверенно утверждает ее руководство); вот только откуда у старых мастеров могли взяться, например, синтетический ароматизатор "Мёд", якобы "идентичный натуральному", а также другие современные химдобавки, включая и всякие "добавки Е", владельцы фабрики не поясняют.

    Так что настоящие пряники, какими они должны быть на самом деле, ныне вы можете испечь только у себя дома. Для этого обязательно посмотрите страницу

    Если обратиться к толковому словарю Даля, то пряником в нем называется "хлебное лакомство, приготовленное на меду и патоке с добавлением пряностей". По мнению некоторых исследователей, пряники на Руси использовались в еще языческих ритуалах, а рецепт их приготовления был известен и с более ранних пор.

    О древности пряника может также свидетельствовать описанный в словаре Даля свадебный обычай, по которому молодые на второй день свадьбы должны были идти на поклон к родителям невесты именно с пряником. Это говорит о том, что пряничная свадебная традиция своими корнями уходит вглубь веков, к самым истокам матриархата, при котором главенствующая роль отводилась именно женщине.

    В конце VIII - начале IX века пряники готовили из равной смеси меда и ржаной муки, добавляя в нее сок ягод. Выпечка называлась "медовым хлебом". Позднее в такой хлеб стали добавлять коренья и лесные травы для лучшего вкуса.

    После принятия христианства на Руси пряники обычно выпекали на Рождество, а забавные фигурки из теста вешали как украшение на елку. Также ими было принято обмениваться в Прощеное воскресенье, их ели на Пасху и в поминальные дни. Не обходились без них в Егорьев день и именины, а пряники в виде сердца были подарком на свадьбу молодым.

    Без пряников сложно себе представить и традиционные русские ярмарки. Их по-прежнему выпекали из ржаной муки, добавляя в тесто масло, мед и пряности, пропитывая вином, а для начинки используя варенье. Сверху пряник украшали белой, малиновой или золотой глазурью, выдавливая изображения цветов, волшебных птиц, рыб, сценки из жизни.

    На особые торжества пряники выпекали огромного размера, заливая их сверху сусальным золотом. Такое лакомство подавалось к царскому или боярскому столу.

    Виды пряников и технологии

    В старину эта исконно русская сладость была трех видов:

    • "козули", "тетёрки";
    • печатные;
    • вырезные (силуэтные).

    Самыми древними считаются лепные пряники – "козули", "тетёрки". Они появились еще во времена языческой Руси и дошли до наших дней. Сегодня такие лепные пряники являются этнографической редкостью. Традиционно фигурки козуль представляли собой коня, козу, утицу, оленя, корову, тетерку с птенцами – образы языческой мифологии Древней Руси. В состав теста помимо грубой ржаной муки входила вода и соль. Лепили пряники руками наподобие глиняных игрушек.


    Вторым видом пряников являлись . Чтобы их изготовить, требуется пряничная доска – специальная форма для пряников. Качество и красота лакомства полностью зависели от мастера, изготавливающего эту доску. В старину такие мастера назывались "знаменщиками". На пряничные доски шла липа, береза или груша. Толщина доски составляла около 5 см, а время, необходимое для сушки, превышало 5-20 лет с соблюдением особых условий нахождения ее в тени и при естественной температуре. По краям доска смазывалась воском или смолой, затем на подготовленную таким образом основу мастера-резчики наносили рисунок.

    Третий вид пряников – силуэтные, или вырезные. Сейчас, стало очень распространено название — расписные пряники. Технология изготовления таких изделий заключается в вырезании ножом либо металлической формой фигурки из раскатанного теста. Впервые вырезные пряники были упомянуты в 1850 году.

    В XVII – XIX веках пряничное дело стало распространенным народным промыслом, каждая область славилась своими изделиями и рецептами теста, секрет приготовления которого тщательно хранился и передавался от отца к сыну. Мастеров, которые были заняты пряничным делом, называли прянишниками. Особенно прославленным в это время стало пряничное производство в таких городах, как Тула, Вологда, Архангельск, Тверь и, конечно же, Москва.

    Сегодня, сохраняя вековые традиции, пряники изготавливаются вручную. Тесто для них готовится по специальной рецептуре с использованием орнаментных досок.