Сообщение на тему музыкальный портрет по искусству. Урок музыкальный портрет

Введение

Современное музыкознание предъявляет к исследователю высокие требования. Среди них важнейшим является не только глубокое теоретическое постижение рассматриваемого объекта, исчерпывающее и разностороннее представление о нем, но и практическое его освоение. Для этого недостаточно хорошо разбираться в общих вопросах истории музыки и владеть «традиционной» методикой теоретического анализа - необходим собственный творческий опыт в данной области музыкального искусства.

Мысль о музыке, однако, развивается не только усилиями специалистов-музыковедов. Видное место в музыкознании занимают работы музыкантов-практиков. Живая связь с практикой, непосредственное ощущение творческого процесса сочинения или исполнения музыки - вот что особенно привлекает исследователей.

В данной работе внимание уделяется творческому наследию советского композитора и педагога М.В. Анцева. С возрождением хорового пения в России женские хоры Анцева приобретают все большую популярность, так как отличаются простой гармонией, светлой фактурой и мелодичностью. Многие его хоровые произведения написаны на стихи отечественных поэтов-классиков, в их числе и хоровое сочинение «Колокольчики» на стихи графа А.К. Толстого.

Всесторонний анализ этой композиции, представленный в курсовой работе, позволит более верно организовать практическую деятельность по разучиванию произведения с учебным хором студентов кафедры хорового дирижирования ОГГИК. Это и объясняет актуальность проводимого исследования.

Творческие портреты авторов музыкального и литературного текстов

хоровой вокальный анцев текст

Михаил Васильевич Анцев родился в Смоленске 30 сентября 1895 года. Он происходил из простой семьи: отец его был кантонистом, прослужившим в солдатах свыше 25 лет, мать - смоленской мещанкой. В самом раннем детстве М. Анцев лишился отца, и его воспитывал отчим. Окончив гимназию, Михаил Васильевич учился в Варшавской консерватории по классу скрипки у Л. Ауэра. Затем он поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1895 году по классу композиции у Римского-Корсакова.

В 1896 г. началась музыкально-педагогическая деятельность композитора. Много сил и энергии он отдавал педагогической работе в качестве преподавателя хорового пения и других музыкальных дисциплин в общеобразовательных и специальных учебных заведениях. Очевидно, именно в это время им и был написан ряд учебных пособий, касающихся хорового искусства, среди них: «Краткие сведения для певцов-хористов», «Нотная терминология» (справочный словарь для учителей, певцов и музыкантов), «Элементарная теория музыки в связи с преподаванием школьного хорового пения», «Методическая хрестоматия классного хорового пения» и другие.

Одновременно М. Анцев плодотворно работал как композитор. Он сочинял для симфонического оркестра, для скрипки, писал романсы, детские песни. Его перу принадлежат «Кантата к 100-летнему юбилею А. Пушкина», «Гимн в память 100-летия Отечественной войны 1812 года». Оба произведения крупной формы предназначены для исполнения хором с оркестром.

Из хоровых сочинений лирического характера, созданных в этот период, можно назвать: «Лотос», «Иву», «Весной», «Воздух дышит ароматом».

Революционные события, происходившие в России, не могли остаться вне поля зрения чуткого, впечатлительного художника. Они нашли отклик в его хоровых произведениях. Полный революционного пафоса хор «Не плачьте над трупами павших бойцов» впервые был исполнен в Петербурге в 1905 г.

После Великой Октябрьской социалистической революции М.В. Анцев вел широкую музыкально-общественную деятельность. В 1918 году в Витебске он организовал Народную консерваторию, в которой преподавал теоретические дисциплины. Там же в течение двух лет он руководил созданным им Государственным хором. По инициативе Михаила Васильевича возник кружок белорусской народной песни. Кружок обслуживал, главным образом, фабрично-заводские районы и красноармейские части.

Свои последние годы М. Анцев проживал в Москве. Здесь в 1934 году он был избран почетным членом Экспертной комиссии при Московском горкоме кружководов и бола трех лет исполнял эти обязанности на общественных началах, в 1936-1938 гг. он состоял членом Аттестационно-экспертной комиссии при Управлении по делам искусств.

В послеоктябрьский период М. Анцев активно переключился на революционную тематику. Он писал музыку на слова Демьяна Бедного, Якуба Коласа, Янки Купалы и других советских поэтов. Кроме того, композитор проявлял интерес к народным песням, преимущественно белорусским, обрабатывал их для хора и сольного пения с фортепиано (Ой, доля и др.).

Диапазон его творчества довольно широк. Он автор нескольких учебных пособий, касающихся хорового искусства и исполнения детских песен, романсов, пьес для скрипки. Однако хоровое творчество более всего привлекало внимание композитора. Им написано свыше 30 хоров a cappella и с сопровождением, много хоровых обработок народных песен.

Михаил Васильевич Анцев - композитор-лирик. Об этом свидетельствуют уже названия его хоров: «Весенние воды», «Восход солнца», «Морская тишь», «Ярко звезд мерцанье». Обладая тонким художественным вкусом, композитор с глубоким вниманием относился к отбору текстов. Он обращался к стихотворениям А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Толстого, М. Лермонтова, И. Никитина, А. Фета и других поэтов. Хоры М. Анцева проникнуты свободным созерцанием, в них отсутствует сильное, драматически напряженное развитие.

Хотя М. Анцев был учеником Н. Римского-Корсакова, своим творчеством он скорее близок П. Чайковскому. Мелодия в его хорах выразительная, спокойная, легко запоминающаяся. Она проста, незатейлива, основывается на бытующих интонациях городской песни, отсюда доступность ее восприятия. Чаще всего композитор использует секвентное развитие наиболее выразительных оборотов мелодии с точным построением начального звена.

Непрерывное гармоническое развитие скрадывает расчлененность, свойственную секвентному движению, и придает мелодии большую монолитность.

М. Анцев много работал с хорами, знал специфику их звучания и учитывал ее в своих сочинениях, поэтому хоровые партии изложены в удобных тесситурах.

К сожалению, творческое наследие Михаила Васильевича Анцева пока еще не изучено, а оно, несомненно, представляет большой интерес.

После Октябрьской революции был одним из первых композиторов, обратившихся в своем творчестве к революционным темам (хоры «Памяти героев», «Песня борьбы», 1922 годы). Автор произведений для скрипки и фортепиано, хоров, романсов, обработок народных песен, учебных пособий, в том числе книг «Краткие сведения для певцов-хористов…» (1897 г.), «Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения» (1897 г.), «Нотная терминология. Справочный словарь…» (Витебск 1904 год).

Из его хоровых сочинений в хормейстерской педагогической практике популярны кантаты, женские и детские хоры a cappella и с сопровождением фортепиано («Задремали волны», «Колокольчики»), обработки народных песен. Особой известностью пользуются его такие смешанные хоры, как «Море и утёс», «Ива», «Слёзы», «Обвал», «Песня борьбы». Выразительностью и гражданским пафосом выделяется Реквием «Не плачьте над трупами павших бойцов» (1901 г.) на слова Л. Пальмина. У композитора есть также духовные сочинения - цикл песнопений Божественной Литургии и отдельные песнопения.

Автор литературного текста хорового сочинения «Колокольчики» - известный поэт и драматург граф Алексей Константинович Толстой. Родился 24 августа 1817 г. в Петербурге. Раннее детство провел на Украине, в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного в 20-х гг. под псевдонимом Погорельский. Получил домашнее воспитание, был близок к придворной жизни. Много путешествовал по России и за границей, с 1836 служил в русской миссии во Франкфурте, в 1855 участвовал в севастопольской кампании. Умер в своем черниговском поместье.

Как считал сам Толстой, его склонности к поэзии необыкновенно способствовала природа, среди которой он вырос: «Воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление. Наложившее отпечаток на мой характер и на мою жизнь…» Восхищение великолепием родной земли отчетливо слышится в стихах Толстого, особенно в его пейзажной лирике. Ярки и сочны краски его стихотворных зарисовок. В своей лирике Толстой любит обращаться за образами, словесными формулами к народной поэзии. Отсюда частое сравнение явлений природы с человеческой жизнью, отсюда особая напевность, особый язык, близкий к народной песне.

Любовь к народному творчеству, интерес к фольклору отразились не только в лирических стихотворениях Толстого. Обращение поэта к былине, к излюбленному романтиками жанру баллады также во многом объясняется его вниманием к русской народной поэзии, к ее древним корням. В былине «Илья Муромец» (1871 г.) Толстой воскрешает образ знаменитого богатыря, «дедушки Ильи», жаждущего даже в старости свободы и независимости и поэтому покидающего княжеский двор Владимира Красное Солнышко. Рисуя героев Киевской Руси, Толстой восхищается их мужеством, самоотверженностью и патриотизмом, но не забывает, что это живые люди, готовые любить и радоваться красоте мира. Потому многие его баллады и былины звучат задушевно, а их персонажи привлекательны.

Толстой пишет баллады и былины не только по мотивам народного былинного эпоса, обращается он и к русской истории. В балладах Толстой любуется старыми обрядами и обычаями («Сватовство», 1871 г.), воспевает русский характер, который не могло изменить даже монголо-татарское иго («Змей Тугарин», 1867 г.).

Алексей Константинович Толстой пробовал свое перо не только в жанре поэзии. Образ Козьмы Пруткова и его знаменитых афоризмов - это Толстой с двоюродными братьями Алексеем, Александром и Владимиром Жемчужниковыми. Его перу принадлежат известные пьесы исторического содержания «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатира Толстого поражала своей смелостью и озорством.

Стихи Толстой начал сочинять очень рано. Мастерством стиха Толстой дорожил всегда, хотя критики иногда и упрекали его то за «плохую» (неточную) рифму, то за неудачный, слишком прозаический, на их взгляд, оборот речи. Между тем именно благодаря этим «недочетам» и создается впечатление импровизации, поэзия Толстого приобретает особую живость и задушевность. Эту особенность своего творчества понимал и сам Толстой: «Некоторые вещи должны быть чеканными, иные же имеют право и даже не должны быть чеканными, иначе они покажутся холодными».

В конце 30-х - начале 40-х годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа - «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть «Упырь». Весьма благожелательно отозвался о повести В.Г. Белинский, увидевший в ней «все признаки еще слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования». С публикацией своих стихов Толстой не спешил. Первая крупная подборка его стихотворений появилась только в 1854 г. на страницах некрасовского «Современника», а единственный прижизненный сборник вышел в 1867 г. В него вошли многие теперь широко известные стихи, в том числе и «Колокольчики».

Урок №8 Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

РЕРИХ. Эскиз декорации оперы «Князь Игорь»

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).

ГОЛОВИН. Эскиз декорации оперы «Борис Годунов»

Художественно-творческое задание

Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увидели » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?

Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику.

Творческие работы обучающихся:

Воронцова Анастасия

Послушав В.А.Моцарта Симфония №6" , мне представился образ девушки нежной, доброй и ласковой.Но вдруг, она чем-то обеспокоена и переживает, но вот узнаёт что-то печальное и грустное.Она расстроена и безмолвна.

Покой в беспокойстве

Где-нибудь на краю этой жизни

На душе моей будет светлее...

И застонут заснувшие мысли...

Уезжай, уезжай же скорее...

Прорываюсь сквозь сердца оконце,

Где душа моя нынче летает...

Обретаю покой в беспокойстве...

Значит снова душа воскресает...

После каждой написанной строчки

Я тебя одного вспоминаю...

После фразы - три вечные точки...

И как свечка тихонько сгораю...

Еле слышно уж жизни биенье...

Только вот не пойму почему...

И смертельно любое движенье...

Я его без остатка приму...

Лорченко Сергей

Прослушав произведение Прокофьева "Танец рыцарей" мне представилась, сухая поляна в вечернее время, где стоит одинокое старое засохшее дерево, а неподалеку большой камень. И вот на этой поляне встречаются два рыцаря, они испепеляют друг друга злыми взглядами, и вот они достают свои мечи из ножей и начинается долгая и смертельная схватка. И рыцарь ранил своего противника прямо в плечо, он медленно падет на землю, но раненный рыцарь находит силы и отважно став он сделал смертельный удар в сердце. Раненый в плечо рыцарь вернулся домой к своим детям и к жене.

Воронцова Екатерина

Послушав В.А.Моцорта Серенаду №13 , мне представился образ сдержанного и решительного человека, который проявляет какую-то симпатию к другому человеку, но старается этого не показывать. Об этом чувстве написано стихотворение:

Любовь к тебе на дне души скрываю,

Но всё равно её не утаишь,-

Во всём сквозит,

И люди замечают,

И даже спрашивают:"Ты о чём грустишь?"

Канэмори Тайра

Ульяна Ломакина

В Симфонии №40 В.А.Моцарта" Полужирное начертание" я «увидела» портрет ребенка, никогда не сидящего на месте. Он скачет, веселится, прыгает, бегает, резвится. Прослушав произведение С.С. Прокофьева «Вальс», я увидела портрет человека тоже очень задорного человека. Его захватывает эта мелодия, он танцует.

Из всех портретов я бы выбрала портрет ребенка. На этом портрете («Симфония №40 В.А.Моцарт») я вижу маленькую девочку, лет 5-7, которая играет. С ее лица не сходит улыбка, она очень жизнерадостна и искренна. Ее глаза будто наполняют окружающий серый мир весельем, глаза как бы зовут нас поиграть с ней, забыться и вернуться на секунду в детство.

Лена Новоселова

Послушав, произведение Моцарта "Плач по любви" , мне представился образ влюбленной пары, которые в ссоре, но очень любят друг друга. Представляется то, как они ругаются: девушка плачет, парень, чуть сдерживая слезы, пытается объяснить ей всю ситуацию. Но она его как будто не слышит. И вот они решают расстаться. Они тяжело переживают это расставание. Но, когда чувства вроде бы прошли и мысли о нем или о ней перестали постоянно блуждать в голове, они пытаются найти замену, но понимают что такой или такого больше на свете нет. В надежде, что он или она простят друг друга, вновь разговаривают и мирятся! В дальнейшем так и хочется представить их счастливыми и с несколькими детишками!

Расстаться можно и любя,

Боль рассосется понемногу,

Но только, обманув себя,

Мы обмануть не сможем Бога.

Это строчки из песни Талькова "Моя Любовь"....

Даня Вершинина

Прослушав произведение Моцарта "Турецкий марш" , я увидела парад, большую яркую толпу людей, с барабанами, трубками, рожками и другими музыкальными инструментами. Мне представился один молодой солдат, стоящий в конце строя, запинающийся, позитивный до жути, веселый, пытается играть на инструменте. И представился другой, совершено противоположенный человеку, сидящий на трибунах, дедушка, дедушка лет восьмидесяти, сидит и у него текут слезы, он смотрит на молодого солдата и видит себя....видит себя в молодости.... Мне представился обычный парад, обычный парад для нашего времени, для того юноши, но очень горький и трогательный для того больного ветерана, защищавшего нашу Родину.

Аня Ивашина

Прослушав композицию В.А.Моцарта "Allegro" , я представила какой-то веселый придворный бал, там танцуют множество знатных людей, они веселятся, разговаривают и едят. Я "увидела" молодого парня, которому приглянулась девушка. Он не решался подойти. Но, осмелившись и набравшись уверенности, он подошел к ней и просил ее руки. И тут..этот самый момент..она согласна. Все их поздравляют, все рады за них.

Когда я послушала композицию С.Прокофьева "Балет Ромео и Джульетта. Танец рыцарей" мне представилась местность, где происходит тот самый танец в исполнении рыцарей. Сначала было некое напряжение, а потом все "спало". Стало спокойнее.

Из этих двух портретов я бы выбрала про рыцарей. Эта грациозная игра скрипки и восхитительная игра органа. Совместимы здесь удивительно! Как я уже писала, там происходит танец рыцарей. Чистое поле. Два рыцаря, перед боем, пускаются в танец. Начиная грубо и напряженно, но продолжая медленно и спокойно. Их грация, их манера исполнения. Мне очень понравилось!

Данил Калачёв

Я прослушал произведение Прокофьева "Танец рыцарей " мне представилось смутное военное время в средние века, колонны рыцарей в кованных тяжёлых доспехах с мечами и копьями, двигаются в бой с чужеземцами. Кони тянут за собой огромные орудия. Дух военного положения представляется благодаря тяжёлым музыкальным инструментам: барабаны, труба. Напряжённость ситуации позволяет понять тревожная игра скрипки. В середине произведения тяжёлая музыка сменяется спокойной лирической мелодией в этот момент мне представились женщины, старики и дети, которые с тревогой и любовью провожают своих героев на войну.

Алешина Катя

Прослушав музыку В.А. Моцарта "Реквием по мечте" , мне представилась ситуация: когда ты идешь к своей заветной мечте, преодолеваешь все трудности на своем пути, но вдруг… все рушится, твоя мечта так и не осуществилась, кажется это конец, ведь это была твоя цель жизни. Но рано или поздно каждая мечта или осуществляется или не сбывается, но мы не должны расстраиваться, если у тебя что-то не получается. Ведь когда мечта сбылась, ты ищешь новую мечту, и делаешь все для ее исполнения, хотя можно даже ничего не делая, мечта может вдруг осуществиться, ведь у всех мечты разные.

Малков Феликс

Я прослушал музыку Родиона Щедрина к балету «Анна Каренина» (последний акт) . Мне представляется женщина, которая в отчаянии мечется, делая выбор между жизнью и смертью, с которой мгновенно закончатся её душевные страдания, её позор и осуждение в обществе. В Анне Карениной зреет какое-то важное решение, и это подчёркивает оркестр, в котором зреет настоящая катастрофа. Сила музыки нарастает, создавая гнетущее чувство, предвещая что-то ужасное. Я представляю женщину, доведённую до предела и отчаянно идущую навстречу смерти, ещё мгновение, и она сделает этот необратимый шаг. В музыке великолепно передано приближение поезда и соответственно неминуемое приближение трагической развязки. И она происходит: последние звуки (скрежет удаляющегося поезда) дают понять, что жизнь Анны Карениной оборвалась.

Большое впечатление произвела на меня музыка Альфреда Шнитке «Полёт», написанная к фильму «Сказка странствий». Я представил человека, парящего над землёй, свободного, влюблённого, желающего достичь своей светлой и чистой мечты. Он как будто машет нам и приглашает за собой, утверждая своим примером, что каждый человек может полететь, если захочет, каждый, в ком есть доброта, надежда, искренность, человеколюбие и сострадание, одним словом, в ком есть душа! Пронзительная (звучание скрипок) и будоражащая (колокола) музыка А.Шнитке, словно магическая палочка, ведет за собой в мир, где царит добро, и воплощаются наши потаенные желания.

Сафронова Наташа

Слушая ораторию «Нагасаки» А.Г. Шнитке пред моим взором проходят ужасные последствия войны, потери, которые наполняли сердца неописуемой грустью потери близкого и дорогого человека.

Для этой композиции. На мой взгляд, как нельзя лучше подходят стихи В.С.Высоцкого «Братские могилы»:

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче - гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

И признаться, я плачу читая эти строки, слушая эту ораторию.

Конспект урока

УчительАрхиповаНС

Предмет Музыка

Класс 5

Тема: Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека.

Цели урока: Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; эмоционально откликаться на музыкальные произведение и уметь обращаться к внутреннему миру человека через музыкальные и зрительные образы.

Задачи урока:

Воспитывать интерес и любовь к музыкальному и изобразительному искусству.

Познакомить с жанром музыкального портрета.

Сопоставить произведения музыки и живописи.

Показать, как разные виды искусства – литература, музыка и живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное содержание.

Планируемые результаты(УУД)

    предметные

Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения;

Углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа произведения музыки – « Песня Варлаама» М.Мусоргского и изобразительного искусства – картины Репина « Прототьякон»;

Метапредметные

Регулятивные

. владеть умением целеполагания в постановке учебных задач в процессе восприятия, исполнения и оченки музыкальных сочинений.

.планировать собственные действия в прцессе восприятия, исполнения музыки.

Познавательные

. выявлять выразительные возможности музыки.

. обнаруживать

. усваивать словарь музыкальных терминов и понятий в процессе музыкальной

деятельности

коммуникативные

передавать собственные впечатления о музыке, других дидов искусства в устной и письменной речи

.исполнять песни с группой одноклассников

Личностные

. выражать свое эмоциональное отношение к музыкаьным образам в пении, при прислушании музыуальных произведений.

. уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное станавление личности;

понимать жизненное содержание музыкального произведения.

Предметные

Выработка умения раскрыть свойства «живописной музыки» благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо- ритмических, ладовых)

Метапредметные

. обнаруживать общность музыки и других видов искусств

Личностные

. уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное станавление личности

Тип урока: комбинированный- изучение новой темы с использованием ИКТ.

Форма урока : диалог.

Музыкальный материал урока:

М. Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание).

М. Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах (пение).

Дополнительный материал: портреты композиторов, репродукции картин, учебник 5 класс « Искусство.Музыка» Т.И.Науменко, В.В. Алеев

Ход урока:

    Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута уч-ся:

Подготовиться к продукпивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достигнуть учитель:

Способствовать родготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи

Создать положительный эмоциональный настрой;

Помочь принять правильную рабочую позу;

Сядьте правильно. Молодцы! Начинаем урок!

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и размышлять.

Личностный УУД:

Формирование интереса к музыкальным занятиям.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений, но они полны также мыслей и образов».

(Н.А. Римский-Корсаков)

Определение темы урока и постановка учебной задачи.

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

Как вы думаете,о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить.

Сегодня вы познакомитесь с жанром -жанром музыкального портрета (Слайд).

Этап первичного закрепления

Познавательный УУД:

Знакомство с новым музыкальным произведением:

Регулярные УУД:

Умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;

Умение сравнивать, видеть общее и различие;

Умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.

Коммуникативные УУД:

Умение выслушивать мнение товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные УУД:

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, в не только видим, что происходит на полотне.

Портрет в литературе - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

В изобразительном искусстве портрет – это жанр, в котором воссоздаётся чей –то облик. Вместе с внешним сходством на портрете запечатляется духовный мир изображаемого человека.

Как вы думаете, может музыка нарисовать портрет и выразить характер человека, его душевный мир, его переживания? (Композиторы создавая музыкальный портрет, передают мысли и чувства своих персонажей с помощью музыкальной интонации, мелодии, характера музыки.).

Музыкальный портрет – Это портрет характера героя. В нём неразрывно слиты выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка. (Слайд).

Произведение Пушкина пришлось по душе и русскому композитору 19 века Модесту Петровичу Мусоргскому

Биография композитора

Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Мама, Юлия Ивановна, стала первой учить его играть на пианино. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург: поступить – в Школу гвардейских подпрапорщиков. По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями, там же познакомился с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок "Могучая кучка". Вскоре период накопления знаний сменился периодом активной творческой деятельности. Композитор задумал написать оперу, в которой нашло бы воплощение его пристрастие к большим народным сценам и к изображению сильной волевой личности.

Посещая Людмилу Ивановну Шестакову – сестру Глинки, Мусоргский познакомился у нее с Владимиром Васильевичем Никольским. Это был филолог, литературовед, специалист по истории русской литературы. Он и обратил внимание Мусоргского на трагедию "Борис Годунов". Никольский высказал мысль, что эта трагедия могла бы стать замечательным материалом для оперного либретто. Эти слова заставили Мусоргского глубоко задуматься. Он погрузился в чтение "Бориса Годунова". Композитор почувствовал: опера, созданная на основе "Бориса Годунова", может стать удивительно многогранным произведением.

К концу 1869 года опера была завершена. Свое детище Мусоргский посвятил товарищам по кружку. В посвящении он необычайно ярко выразил основную мысль оперы: "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере".

Затем было еще много произведений, которые достойны внимания.. 28 марта 1881 года Мусоргского не стало. Ему едва исполнилось 42 года. Мировая слава пришла к нему посмертно.

Опера "Борис Годунов" оказалась первой в истории мировой оперы произведением, в которой с такой глубиной, проницательностью и правдивостью показана судьба народа.

Опера рассказывает о времени царствования Бориса Годунова – боярина, которого обвиняли в убийстве законного наследника престола – маленького царевича Дмитрия.

Наше внимание на сегодняшнем уроке будет приковано к интереснейшему персонажу оперы- Варлааму.

Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного.

Теперь посмотрим, как в музыке композитор описал этого человека. Вслушайтесь в музыкальную речь героя так, чтобы представить его внешний вид, и его характер.

- Послушаем, как поёт Варлаам свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани».

Слушание песни Варлаама из оперы « Борис Годунов» М. П. Мусоргского. (Слайд).

Звучание Песни Варлаама в записи Ф. И.Шаляпина (попутно выполняем задание: вслушаться в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер, обратить внимание на голос актера).

Каким вы представляете себе Варлаама поющего такую песню?.

Как характер исполнения и характер музыкального языка выдают характер и даже внешний вид этого человека? (буйная, громкая музыка…)

А теперь откройте учебник, параграф 23, стр.133 и посмотрите на картину Ильи Репина « Протодьякон»

Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите. (Перед нами портрет протодьякона - это такой духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица/которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки - в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низ кий голос, может, даже бас .)

Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» - Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»

Что общего между Варлаамом и Протодьяконом? (Это образы властных, жёстких людей, монахов и попов, типичных для Древней Руси).

Сравнительная таблица выразительных средств.

И.Репин картина « Протодьякон»

М. П. Мусоргский « Песня Варлаама»

Огромная фигура, руку держит на животе, борода седая, брови сдвинуты, красное лицо. Сумрачные краски. Характер надменный и властный.

Динамика: громкая музыка, мелодия – скачки вверх, тембр – медные духовые. Певческий голос – бас. Характер исполнения – выкрики в конце, грубая манера исполнения.

У-Для картины и оперы присуща одна важная особенность: это возможность словом, музыкой, изображением показать характер человека.

Что общего между картиной и песней?

Д - Общее между картиной и песней то, что они показывают необузданность нрава, грубость, склонность к обжорству и разгулу.

Вы правы, ведь это собирательный образ. Встречался такой тип людей на Руси в то время. Общим является не только внешнее сходство, но и определённые черты характера. Главное между ними - необузданность нрава, грубость натуры, склонность к обжорству и разгулу.

Что помогло композитору и художнику, независимо друг от друга, создать такие похожие образы? (Такие люди были на Руси.)

В портрете “Протодьякона” И. Е.Репин обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”.

Какими красками художник написал этот портрет? (Художник при помощи насыщенных красок, где преобладают более темные цвета.)

Не смотря на различные средства выразительности, в ИЗО – это краски, в литературе – слово, в музыке – звуки. Все они рассказали, показали об одном человеке. Но все-таки музыки подчеркнула и подсказала, те стороны, на которые сразу бы не обратили внимание.

Вокально хоровая работа

Познавательный УУД

Знакомство с мелодией и словами новой песни

Коммуникативный УУД

Взаимодействие с учителем в процессе музыкально- творческой деятельности;

Участие в хоровом исполнении музыкального произведения.

Личностнай УУД:

Формирование исполнительских навыков;

Воплощение характера песни в своем исполнении через пение, слово, интонацию.

Распевание.

Разучивание по фразам

Пение трудных мелодических оборотов.

Работа над текстом.

Песня, которая нам поможет запомнить названия жанров ИЗО называется «Песня о картинах » композитора Геннадия Гладкова.

Слушание песни.

О каких жанрах живописи поется в песне?

В музыке, какие бывают жанры?

Пение хором.

Подумайте и скажите, каждый из вас мог бы стать героем портрета?

Многие из вас выступили в роле художников и нарисовали портреты своих друзей

В какой форме написана песня?

Какой лад?

Какой темп?

Дайте название этой песни. (ответы детей)

Почему песня носит такое название?

3. Музыкальные образы

- Мы познакомились с двумя совершенно разными вокальными портретами, а следующий музыкальный образ будет звучать без слов. Это произведение «Гном» из фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» - музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с необыкновенной художественной силой. Написан он под впечатлением картины В. Гартмана - близкого друга композитора.

Мусоргскому запомнился набросок ёлочной игрушки - гномика, маленького неуклюжего уродца на кривых ножках. Так художник изобразил щипцы для орехов. ---Послушайте эту пьесу и подумайте, какое у гнома настроение, какой он по характеру, что вы представляете под эту музыку?

Звучит «Гном» М.П.Мусоргского. (Ответы детей)

- Ребята, каким вам представился гном? (В музыке слышны и хромающая походка, и какие-то резкие, угловатые прыжки. Чувствуется, что гном этот одинок, он страдает .)

· Пьеса М.П.Мусоргского очень живописна. Слушая её, мы ясно представляем себе, как маленький человечек переваливаясь, пробежал немножко и остановился - трудно бегать на таких коротких и тоненьких ножках. Потом он устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится за это на себя. Оборвалась музыка. Упал, наверное.

Ребята, а если бы вы были художниками, то прослушав эту музыку какими бы красками изобразили этого гнома?

Правильно, движется он действительно угловато, скачками. Забавный гномик превращён композитором в глубоко страдающего человека. Слышно было, как он стонет, жалуясь на судьбу. Он вытащен из своей родной сказочной стихии и отдан на забаву людям. Гном пытается протестовать, бороться, но раздаётся отчаянный вопль... Ребята, как заканчивается музыка? (Она не заканчивается как обычно, она как бы обрывается. )

Видите, ребята, «Гном» - это не просто иллюстрация картины, это более глубокий образ, созданный композитором.

Самостоятельная работа

Познавательный УУД

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Регулярный УУД:

Осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению

Оценивание качества усвоения.

Коммуникативные Ууд:

Взаимодействие в процессе проверки результатов работы.

Личностные УУД

Формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности

А теперь вам предстоит выполнить тест, а затем самим оценить свою работу

Кто оценивает свою работу на «5» и «4»?

Домашнее задание

ПознавательныйУУД

Поиск музыкальных произведений

Регулятивний УУД

Целеполагание.

Какие музыкальные жанры наиболее способны передать портретные черты героя?

Слушают Домашнее задание.

«Дневник музыкальных наблюдений» - стр. 26-27.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абызова Е.Н. «Картинки с выставки». Мусоргского - М.: Музыка, 1987г. 47с. 2. Абызова Е.Н. «Модест Петрович Мусоргский» - 2-ое издание М.: Музыка, 1986г. 157 с. 3. Вершинина Г.Б. «...Вольна о музыке глаголить» - М.:»Новая школа» 1996 г. с.192 4. Фрид Э.Л. «Модест Петрович Мусоргский»: Популярная монография - 4-е изд.-Л.:Музыка, 1987г. с.110 5. Фейнберг С.Е. «Пианизм, как искусство» - М.:Музыка, 1965 г. с.185 6. Шлифштейн С.И. «Мусоргский. Художник. Время. Судьба». М.:Музыка. 1975 г.

Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время

не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временно е (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной не программной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Н.Рерих. Русский художник(1874-1947) Эскиз декорации оперы «Князь Игорь»

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей.

Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу…

Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).

Портрет композитора в литературе и кино

Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., - а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.

«Вселенная Моцарта» (Ирина Якушина ) так называется одна из книг о жизни и творчестве Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1799), австрийского композитора, автора бессмертных музыкальных сочинений - Симфонии № 40, «Маленькой ночной серенады», «Рондо в турецком стиле», «Реквиема».

П очему музыка Моцарта сравнивается со Вселенной? Видимо, потому, что в ней разнообразно и глубоко раскрываются различные явления жизни, ее вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, прекрасное и безобразное. Контрасты образов, ситуаций составляют главную движущую силу его музыки, которая помогает слушателям понять его жизненное кредо: «На любимой земле несравненно прекрасна жизнь!»

Трагическая кончина Моцарта в возрасте 35 лет породила множество предположений о смерти композитора, находящегося в расцвете творческих сил. Одно из них - отравление Моцарта его современником, признанным в обществе придворным композитором Антонио Сальери (1750 -1825), легло в основу маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери», оперы Н. Римского-Корсакова, современных кинофильмов и драматических спектаклей.

Иную трактовку взаимоотношений двух композиторов дает зрителям кинорежиссер М. Форман - создатель фильма «Амадей», удостоенного пяти премий «Оскар» Американской киноакадемии: обезумевший старик Сальери, которого спасают после попытки самоубийства, на исповеди рассказывает священнику о своих чувствах и переживаниях, которые он испытывал, наблюдая за расцветом таланта Моцарта. В заключительной части фильма запечатлены моменты постановки оперы «Волшебная флейта» и создания «Реквиема».

Прочитайте маленькую трагедию

А.С.Пушкин. Моцарт и Сальери. Слушать Здесь.

Рассмотрите иллюстрации М. Врубеля.

Посмотрите фрагменты фильма «Амадей». Какие особенности характеров Моцарта и Сальери раскрывают перед вами эти произведения?

Какой опыт взаимоотношений между людьми вы приобретаете в результате знакомства с произведениями искусства?

Послушайте фрагменты знакомых вам сочинений Моцарта.

Моцарт Ария Фигаро из оперы "Свадьба Фигаро". Слушать Здесь.

Какие чувства, выраженные в музыке Моцарта, созвучны чувствам современного слушателя?

Послушайте современную обработку одного из сочинений Моцарта. Почему известные исполнители обращаются к творческой интерпретации музыки Моцарта?

Моцарт симфония №40 в современной обработке. Слушать Здесь.

Прочитайте литературные произведения, в которых нарисован образ-портрет композитора (отрывки из романа Д. Вейса «Возвышенное и земное» Слушать Здесь, стихотворения Л. Болеславского, В. Бокова и др.).

Ю.Воронов Моцарт. Слушать Здесь.

Моцарт Фантазия ре минор.Слушать Здесь.

Моцарт Фантазия ре минор лит-ра. Слушать Здесь.

Лев Болеславский. Реквием. Слушать Здесь