Судьба человека тема войны. Сочинение на тему война в судьбе человека в рассказе судьба человека, шолохов читать бесплатно

«Судьба человека» (1956) относится к военной прозе писателя. Он повествует о том, как сильно это жестокое событие меняет жизнь человека, а также закаляет его характер.

Когда начинается война, главный герой произведения Андрей Соколов буквально на второй день получает повестку из военкомата, а на следующий - уже едет на фронт. Дома у мужчины остается любимая жена Ирина и трое детей.

За время службы Соколову приходится «хлебнуть горюшка по ноздри и выше» и пережить множество тяжелых моментов. Самым сложным испытанием для героя становится то, что он попадает в немецкий плен.

Люди, оказавшись в подобной ситуации, балансируя на грани жизни и смерти, демонстрируют свою истинную сущность. Многие из них становятся предателями, как, например, некий Крыжнев, который хотел сдать своего боевого товарища-коммуниста, поскольку «своя рубашка к телу ближе». Но многие ведут себя поистине достойно: поддерживают и спасают своих соотечественников, делятся с ними последним куском хлеба, мужественно выносят все физические истязания и смотрят своему страху прямо в лицо.

Именно из числа таких людей был солдат Андрей Соколов. Даже тогда, когда его по доносу вызвал к себе комендант немецкого лагеря, чтобы в дальнейшем расстрелять, мужчина был готов «глянуть в дырку пистолета бесстрашно».

Со второй попытки герою удается сбежать из плена, но, конечно, это испытание не могло не оставить серьезный след в его душе. «Тошное время было», - говорит Андрей Соколов, вспоминая о войне. Душу мужчины тогда грела лишь одна мысль: после окончания боевых действий он мечтал вернуться к своим близким. Но этой мечте не суждено было сбыться…

Война изменила не только судьбу главного героя, но и судьбу его жены и детей. Еще в 1942 году на дом Андрея Соколова упал снаряд, в результате чего Ирина погибла вместе с дочками. Старшему сыну в тот день удалось выжить, но смерть все равно настигла молодого человека уже в самом конце войны: «аккурат девятого мая» он был убит немецким снайпером.

Таким образом, война не только заставила Андрея Соколова пройти через весь ад и ужас немецкого плена, но и унесла жизни всех его родных, и, казалось бы, лишила последней надежды на счастье. Но, несмотря на всю тяжесть сложившихся обстоятельств, у этого мужественного человека остались силы не замыкаться в своем горе. И он нашел в своей жизни новый смысл, увидев его в маленьком мальчике по имени Ваня .

Война также сыграла трагическую роль в судьбе этого ребенка: она лишила Ваню обоих родителей. Вспоминая об этом, мальчик, несмотря на свой юный возраст, уже громко вздыхает и печально смотрит на Андрея Соколова своими «светлыми, как небушко» глазами. И мужчина решает для себя: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!» Поэтому герой берет маленького сироту «к себе в дети».

­­ ­И вот теперь два человека, которых война лишила всего, что им было когда-то дорого, пережив горе и страдания, наконец, нашли друг друга. Автор не знает, что ждет мужчину и мальчика в будущем, но ему хочется верить, что из Вани тоже вырастет человек «несгибаемой воли», который «сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути».


Лауреат Нобелевской премии, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премии – Михаил Шолохов начал свой литературный путь в 1923 году. Он создал плеяду ярких, по праву занявших достойное место в мировой литературе произведений: «Судьба человека», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину» и, конечно же, «Тихий Дон». И творчество его неотступно шло за бурным, порожистым течением истории. Первая мировая война, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война – все эти темы вошли в шолоховское творчество как органические порывы его живого, ничего не упускающего ума, преломились через призму его таланта и жизненного опыта. В устах Шолохова эти темы естественны и обычны, как дыхание. Жизнь народа, судьбы людей – вот что волновало умы писателей всех поколений. И Михаил Александрович не мог остаться равнодушным к в происходившим в Отечестве событиям.


Как в своё время казачество разделилось на белых и красных, так и сейчас население Чеченской республики встало на две стороны: «федералов» и «моджахедов». А как же семьи? Кто- нибудь подумал о матерях, женах, детях? Как быть старикам, когда один брат – террорист, а другой – тот, кто разыскивает первого? История возвращается на круги свои.


Война – серьёзное испытание для всего государства. Будь то битва с иноземцами или гражданская война, тяжким бременем ложится она на плечи народа, оставляет неизгладимый след на судьбах поколений. Шолохов не понаслышке знал о войне. Еще будучи 15-тилетним юношей, он вступил в продотряд. А в годы Великой Отечественной ушел на фронт военкором. Его опыт, его воспоминания и ощущения особенно ярко проявились в «Судьбе человека».


Стиль Шолохова Социалистическим реализмом считают критики подход мастера к творчеству. Вот мнение шолоховеда М.Храпченко: «Шолохов – художник большой проницательности и высокой творческой принципиальности. Воплощение жизненной правды, какой бы трудной, жестокой она ни была, является для него постоянным и непреложным законом творчества. Шолохова отмечает подлинное бесстрашие в поисках истины. Он не только не уходит от тяжелых, трагических сторон жизни, но и настойчиво и пристально исследует их, ни в малейшей степени не теряя исторической перспективы, веры в человека, в его творческие, созидательные возможности.»


На мой взгляд, в описании войны Шолоховым нужно выделить три составляющие части: во-первых, пейзажи и детальные портреты, посредством которых автор передаёт атмосферу событий, действий, во- вторых, судьбы главных героев, а последнее – массовые сцены, где мы видим ужас и беспощадность войны.


«Мелеховский двор – на самом хуторе. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки» … - читаем мы в самом начале романа. Прекрасен и величав Дон-Батюшка. Несметные богатства хранит он в себе. По берегам растёт великолепнейшая зелень, словно просящая, чтобы казак- земплепашец «чёрной от работы, с расплющенными пальцами» рукою сорвал её. Манит Дон: «около затонувшего вяза, в рукастых оголённых ветвях одновременно выпрыгнули два сазана; третий, поменьше, ввинчиваясь в воздух, настойчиво раз за разом бился у яра».




* Образ Григория Мелехова нарисован крупнее других. С необычайным вниманием прослежены все извилины его сложного, противоречивого пути. О нём действительно не сразу скажешь, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго блуждал он на перепутьях истории, немало пролил людской крови…






«Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули тёплые ветры, и уже через двое суток начисто оголили пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд, бешено взыграли степные речки»…




Андрей Соколов, пройдя через горнило войны, потерял все: семья погибла, домашний очаг разрушен. Наступила мирная жизнь, пришла пора весеннего пробуждения, пора надежд. А он смотрит на окружающий мир глазами, «словно присыпанными пеплом», «наполненными неизбывной тоской», с его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нету, и не дождусь!»*


Важная черта шолоховского стиля – стойкая вера писателя в светлое будущее, в гуманность и справедливость народа. Оттого-то над Григорием и Мишуткой «сияет» холодное солнце. А вот слова Шолохова из рассказа «Судьба человека»: «Что ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовёт его Родина.» Да, в какие бы ужасные ситуации ни ставила человека война, он, по мнению писателя, сможет с достоинством их преодолеть.


Апогея кровопролитие достигает во время батальонных сцен. Ведь некоторые руководствуются высказанной однажды мыслью Чуботого: «Человека руби смело!..» Вероятнее всего, что ежедневное созерцание крови, насилия, жестокости даёт свои плоды – казаки (да и все, очутившиеся в этой «мясорубке») становится менее восприимчивыми к людским страданиям, сердцам огрубевают.




Античеловечность, противоестественность войны – вот то главное, что несут в себе произведения Шолохова. Сердечное «спасибо» ему за эти строки: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества». Он не просто хотел, он взлелеял в сердцах и умах поколений ту неписаную истину, что «жизнь есть самое ценное, имеющееся у человека». Наверно, в каждом из нас течёт эта правда благодаря стараниям Михаила Александровича Шолохова.

Часть готовой работы:

    Введение 3
    1. Первые произведения писателя о войне 5
    2. Особенности изображения Великой Отечественной войны в произведениях М.Шолохова 6
    3. Роман «Они сражались за Родину» как авторская попытка создания панорамы Великой Отечественной войны 8
    4. Война на страницах рассказа «Судьба человека» 12
    5. Военная публицистика в творчестве Михаила Шолохова 15
    Заключение 17
    Литература 19

    Список литературы

    • 1.БирюковФ. Шолохов. – М., 1998

    2.Бирюков Ф.Г. Мужество: Военная проза и публицистика М.А. Шолохова // Наши современники, 1980, № 5.

    3.Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. - М.,1980.

    • 4.БочаровА. Человек и война. – М., 1978
    • 5.Бритиков А.Ф. Мастерство Михаила Шолохова. – М., 1964
    • 6.Михайлов О.Н. Михаил Шолохов. Жизнь. Судьба. Творчество.- М., 1976.
    • 7.Новиков В. Изобразительная сила Шолоховского слова. – //Литературная учеба, 1985 №3

    8.СивоволовГ. Михаил Шолохов. Страницы биографии. – Ростов-на-Дону, 1995.

    9.Хватов А.И. Художественный мир Шолохова. – М., 1970.

    • 10. Шолохов М.А. Собрание сочиненийв 8-ми т. - М.,1960
    • 11. Юркович М. Шолохов о судьбе человека // Иностранная литература, 1984, № 6
  • Выдержка из работы

    1. Первые произведения писателя о войне
    Все творчество Михаила Шолохова, его рассказы, повести, романы – это единая Книга о судьбах русского народа на разных этапах становления и развития государства. Началом этой великой книги, которая отразила путь самого художника, разделенный вместе с народом, были «Донские рассказы». Это первое художественное произведение, в котором зазвучала военная тема в творчестве М.Шолохова.
    Тематически «Донские рассказы» связаны с годами гражданской войны, большинство из них – о великой национальной трагедии этой войны, о трудном и кровавом преодолении вражды на Дону. В самый первый сборник писателя вошли рассказы «Родинка», «Шибалково семя», «Председатель реввоенсовета республики», «Пастух», «Коловерть», «Алешкино сердце», «Двухмужняя», «Бахчевник».
    В центре сборника трагическая действительность Донского края, который был охвачен пламенем гражданской войны. В этом момент борьба шла не на жизнь, а на смерть, в ней рушились даже самые кровные, родственные связи, и люди гибли «безобразно просто».
    В предисловии к этому сборнику А. Серафимович писал: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды. Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Тонкий схватывающий глаз. Умение выбрать из многих признаков наихарактернейшие».
    «Донские рассказы» открыли совершенно новую страницу в еще молодой советской литературе. Одновременно этот небольшой сборник стал доказательством самобытного таланта писателя, автор смог показать свою тесную связь с судьбами народа. Важно также отметить и то, что через эти рассказы молодой писатель увидел и показал историю народа, прошедшего через горнило революции и гражданской войны, а также он сумел соединить воедино с жизнью всего народа жизнь и борьбу донского казачества в это суровое и жестокое время. В этом небольшом сборнике одновременно мы видим и авторскую позицию по отношению к войне как способу разрешения конфликта. Шолохов никогда не смог смириться с тем, что необходимость служить какой-либо идее требовала доказательности через жестокость по отношению даже к близким людям.

Узнать стоимость

Глубоко и полно раскрыта тема войны в произведениях великого писателя 20 века Михаила Шолохова.

В творчестве Шолохов выразил своё отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению.

В самый разгар Великой Отечественной войны Шолохов приступил к работе над романом «Они сражались за Родину». С 1943 года начинают печататься в газетах первые главы, а потом вышли отдельным изданием. В опубликованных главах рассказывается о драматичном периоде отступления русских войск под натиском превосходящих сил противника. С тяжелыми боями отходили русские воины, а потом насмерть стояли под Сталинградом.

В романе просто и правдиво воспроизводится героизм советских солдат, фронтовой быт, товарищеские беседы, скрепленная кровью нерушимая дружба. Читатель близко узнал и полюбил рабочего-шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова, сибиряка-бронебойщика Акима Борзых, ефрейтора Кочетыгова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Родине.

Уместно вспомнить об одной встрече Шолохова со Сталиным, состоявшейся 21 мая 1942 года, когда Шолохов приехал с фронта, чтобы отметить день рождения. Сталин пригласил Шолохова к себе и посоветовал создать роман, в котором бы «правдиво и ярко... были изображены и герои солдаты, и гениальные полководцы, участники нынешней страшной войны...». В 1951 году Шолохов признается, что «образ великого полководца не получается».

В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в скромном одеянии обыденного, повседневного быта, боев, переходов. Такое изображение войны приводит читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах, хотя и очень ярких, зовущих за собой, а вся фронтовая жизнь - подвиг.

Ранней весной 1946г., т.е. в первую послевоенную весну, встретил случайно Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения. И в 1956 году был завершен рассказ-эпопея "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. В главном герое Андрее Соколове с любовью воплощены черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством советского патриотизма, с великой отзывчивостью на чужую беду, с чувством коллективной спайки.

Судьба Соколова, главного героя этого рассказа, полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Не случайно поэтому этот человек взят и показан в предельном напряжении душевных сил. Перед нами проходит вся жизнь героя. Он ровесник века. Война сломала все надежды и мечты. Он уходит на фронт. С начала войны, с первых ее месяцев он был дважды ранен, контужен, и, наконец, самое страшное попал в плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие физические и душевные муки, тяготы, терзания. Два года испытывает Соколов ужасы фашистского плена. При этом он умудрился сохранить активность позиции. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с Мюллером. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом живет теперь Соколов - надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны. Казалось бы, все кончено, однако жизнь "исказила" человека, но не смогла сломить и убить в нем живую душу. Послевоенная судьба Соколова нелегка, но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, одиночество, несмотря на то, что его душа полна постоянным ощущением горя. Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту, Ванюшу, мальчишку со "светлыми, как небушко, глазами". Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь.

Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова. При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм", - писала одна английская газета о фильме "Судьба человека", а значит и о самом рассказе.

появляются работы, в том числе и ряд учебных пособий, авторы которых решительно отвергают значение и созданной во время войны "Науки ненависти", и глав романа "Они сражались за Родину", и бессмертной "Судьбы человека". Как известно, самым непримиримым противником "Судьбы человека" стал А. Солженицын, заявивший о "слабости" рассказа, "бледности и неубедительности" его военных страниц.

Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством.

В. Г. Белинский

Имя М. А. Шолохова известно во всем мире. Он писал о трагических судьбах людей, попавших в водоворот чреватого трагедиями XX века: в центре внимания писателя изображение тяжелых и страшных событий революции, гражданской войны, коллективизации. Не обошел вниманием Шолохов и период Великой Отечественной войны, когда человечество было поставлено в очередной раз перед лицом гигантской катастрофы.

Писателя опять интересует судьба человека, обездоленного страшными историческими катаклизмами.

Действие в рассказе Шолохова «Судьба человека» (1956) начинается в марте 1946 года, в первую послевоенную весну. Главный герой рассказа Андрей Соколов ничем не отличается от поколения людей, выигравших войну, прошедших через все испытания. У него большие темные руки труженика. Он плохо одет, у него тощий вещевой мешок. Однако за внешней неприметностью кроется большая трагедия: «Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?»

Судьба Андрея Соколова - это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство.

Довоенная жизнь Андрея Соколова сложилась счастливо: он любил свою жену, детей, и эта любовь разбудила в нем лучшие чувства.

Но пришла война и отняла это счастье. Андрей Соколов ушел на фронт. Ранения, плен, убийство предателя, неудачный побег из плена, издевательства фашистов - таковы основные вехи фронтовой биографии человека на войне. Каждый раз, проходя через испытания судьбы, Андрей Соколов оставался настоящим человеком, человеком с большой буквы.

Сцена столкновения с Мюллером - кульминационная в этом рассказе. Это поединок врагов, своеобразная психологическая дуэль, требующая от героя неимоверного напряжения воли и всех физических и душевных сил. С одной стороны - вооруженный, сытый, самодовольный и властный фашист, с другой - безоружный, бесправный, еле держащийся на ногах, лишенный даже своего имени военнопленный № 331. Голодный и обессиленный, он отказывается пить за победу немецкого оружия, а когда все же соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», то не притрагивается к хлебу: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русской достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Даже Мюллер не мог не восхититься смелостью и стойкостью русского солдата. До глубины души трогают строки о том, как умирающие с голоду пленные делили принесенные Андреем хлеб и сало.

Известие о гибели семьи, полное одиночество - последние, самые страшные испытания Андрея Соколова. Это должно было сломить человека, лишить его смысла жизни. Ведь его сердце окаменело от горя.

Почему же Андрей усыновил Ванюшку? Его глубоко ранила трагическая судьба ребенка. Его сердце не перестало любить, а душа продолжает чувствовать страдания и боль человеческие. Усыновив сироту, Андрей Соколов в очередной раз совершает подвиг. Он сознательно берет ответственность за воспитание ребенка, даже не имея постоянного пристанища.

Это незаметный героизм, который ежедневно, ежечасно проявляет Андрей Соколов, преодолевая свою трагедию и трагедию мальчика.

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… что-то ждет их впереди?» - задает такой вопрос автор. И сам же на него отвечает: «Хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».