Виды хоровых коллективов.

Хора — уникальная практика, ориентированная на укрепление выносливости во всех проявлениях: психической, интеллектуальной и физической.

В нашем мире выносливость является одним из ключевых качеств , позволяющих добиться успеха. Чтобы соответствовать требованиям современного постоянно меняющегося социума, не оказаться в числе аутсайдеров, человек должен эффективно и много работать. Но без выносливости это зачастую путь к выгоранию. Применение практики Хора позволяет делать тот же объём работы, но при этом находиться в активном физическом, интеллектуальном и психическом состоянии , минимизировав свою усталость . Особое внимание в Хора уделяется психической и интеллектуальной выносливости, ведь в современном мире большинство людей заняты трудом, не требующем приложения физических усилий.

В процессе Хора позволяет осуществлять постоянную поддержку, накачку и усиление психофизического и эволюционного природного потенциала.

Ключевой принцип практики Хора — сочетание давления и сопротивления , подобно гармонии, заложенной в восточном философском принципе "инь-ян". Это проявляется в каждом упражнении — взаимодействие мужского и женского начал, силы и податливости. Этот принцип можно обосновать и с точки зрения западной концепции эволюции — виды вынуждены сопротивляться и приспосабливаться к давлению природной среды, так происходит развитие жизни.

С точки зрения физической практики, давление и сопротивление способствуют внутреннему разогреву , что при правильном подключении дыхания, налаживает гармоничный энергетический обмен в теле . Духовное и телесное при этом соединяются воедино: крепко зафиксировавшись в предельно опорной позе или погружаясь в силовое действие, человек достигает состояния цельности .

Овладеть Хора на уровне интеллекта невозможно — ключевую роль играет практика, а в ней всю работу выполняет инстинкт .

Занятия по системе Хора проходят в режиме тренингов, каждый из которых длится от полутора до двух часов . При этом наработка устойчивых изменений и результатов проходит в комфортном и постепенном темпе . Практиковать Хора можно как в группе, так и индивидуально — под контролем ведущего , который может максимально учесть особенности практикующего и оптимизировать нагрузки. Работа в технике Хора производится в парах . Выполнение упражнений не требует специальной спортивной подготовки, но ими можно заниматься только под присмотром специалиста. Самостоятельно практиковать Хора нельзя.

Преимущества Хора перед другими методами можно кратко сформулировать следующим образом:

  • Адаптация под современного человека;
  • Ясность и прагматизм;
  • Естественность;
  • Единство покоя и действия;
  • Уникальность;
  • Эволюционный потенциал.

К базовым принципам Хора относятся:

  • Инстинктивно-эволюционная опорность;
  • Инстинктивно-эволюционный тип дыхания;
  • Инстинктивно-эволюционная концентрация внимания.

Кроме общей программы занятий, в Хора есть модификации, в частности женская программа , ориентированная на сексапильность.

Хора позволяет не только добиться оптимального психического состояния, но и избавиться от ряда заболеваний . В частности данная практика хорошо зарекомендовала себя при восстановлении позвоночника, позволяя процессу излечения проходить естественно и целостно.

Смешанный хор. Полный смешанный хор, имеющий в своём составе все хоровые партии – сопрано, альты, тенора, басы, по праву считается наиболее совершенным типом хорового коллектива с уникальными вокально-техническими возможностями. Благодаря этим возможностям смешанному хору доступны произведения различной степени сложности. Общий диапазон – «ля» контроктавы - «до» третьей октавы.

Широкий спектр тембровых характеристик партий позволяет хормейстеру добиться различного их сочетания. Виртуозность исполнения партии сопрано дополняется глубиной звучания партии басов. Мощность, объёмность звучания хору придаёт наличие басов-октавистов. Роль гармонического заполнения выполняют серединные партии теноров и альтов.

Смешанный хор обладает уникальными динамическими возможностями. Особой красотой звучания в смешанном хоре отличаются произведения распевного, широкого характера.

Все профессиональные хоровые коллективы в большинстве своём являются смешанными. Именно для этого типа хоров написано множество различных по объёму, содержанию, стилю и средствам музыкальной выразительности произведений.

Неполные смешанные хоры (юношеские) встречаются крайне редко. Они существуют как учебные коллективы в хоровых училищах и реже как самодеятельные в общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях. При работе с юношеским хором необходимо учитывать его специфику. Юношеское пение требует щадящей вокальной нагрузки. Следует избегать форсированного пения на крайних звуках диапазона. Репертуар для юношеских хоров состоит из произведений с облегчённым видом переложений.

Однородный мужской хор: состав – партия Теноров, партия Басов, возможно наличие октавистов. В практике хорового исполнительства профессиональные мужские хоровые коллективы встречаются крайне редко. Диапазон мужского хора - «ля» контроктавы - «до» второй октавы. Нижние звуки диапазона поручаются октавистам. Верхний отрезок диапазона иногда исполняется тенорами фальцетом. Ведущей партией мужского хора является партия тенора, исполняющая, как правило, основную мелодическую линию.

Произведения для мужского хора можно встретить в хоровом творчестве старых мастеров (Лассо, Палестрина), в западной и русской хоровой классике (Шуман, Мендельсон, Чайковский, Римский-Корсаков и др.). Для этого состава хора были сделаны прекрасные обработки народных песен. Произведениями для мужского хора богата православная духовная музыка и оперная литература.

Женский хор: состав – партия Сопрано, партия Альтов. Звучание женского хора отмечается своеобразным тембровым богатством и достаточно большими техническими и исполнительскими возможностями. Общий диапазон женского хора – «фа» малой - «си» второй, «до» третьей октавы. Чаще всего используется рабочий диапазон от «соль»» малой октавы до «ля» второй октавы.



Для женского хора написано довольно большое количество оригинальных классических и современных хоровых сочинений.

Количественный состав хора

Норма минимального состава смешанного хора 12-16 человек. В настоящее время минимальным составом хора принято считать 16-24 человека. Меньшее количество обычно называют ансамблями (в настоящее время 12-20 человек. Средний состав хора не менее 24 (32-40) участников предполагает разделение каждой хоровой партии на две. Большой хор – 80-120 человек.

Петербургская хоровая капелла – 90 человек, Большой хор Всесоюзного радио – 95 человек, Государственный мужской хор Эстонии – 80 человек, Государственная русская республиканская капелла им. А.Юрлова – 80 человек.

Максимальный состав хора - 120-130 человек.

Сводные хоры в странах Балтии – до 10 тысяч человек.

П.Г.Чесноков: «При трёх умелых певцах является возможным образовать минимальную по составу хоровую партию. Наименьшее количество певцов для каждой партии – три».

Сопрано – 3

Альты – 3

Тенора – 3

Басы - 3

Всего – 12 человек - такой хор мы называем малым смешанным хором (неполный хор – чистое четырёхголосие).

Когда количество певцов в каждой партии хора удвоится (а в басовой партии утроится), он превратится в средний смешанный хор с наименьшим количеством певцов (полный)

Первых Сопрано – 3

Вторых Сопрано – 3

Первых Альтов - 3

Вторых Альтов - 3

Первых Теноров – 3

Вторых Теноров 3

Баритонов - 3

Хоровое пение как вид музыкальной деятельности

1.2 Характеристика хора. Типы хоров. Количественный состав хора

Хор - это коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно - выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для того, чтобы передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в произведении.

Типы хоров:

В хоре существуют партии голосов. Они группируются по характеру звучания и диапазону голосов. Высокие женские голоса - сопрано; низкие женские голоса - альты; высокие мужские - тенора; низкие мужские - басы; высокие детские голоса - сопрано (дисканты).

Характеристика хоровых партий:

СОПРАНО характеризуется высоким, подвижным светлым и лёгким звучанием. Чаще всего этой партии поручается исполнение ведущей мелодии произведения. Диапазон: до первой октавы - ре второй октавы.

АЛЬТЫ отличаются более низким, плотным, насыщенным звуком. В женском двухголосном хоре альты часто выполняют ведущую роль, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: ля малой октавы - ре второй октавы.

ТЕНОРА: присуще подвижное, лёгкое, но в то же время твёрдое, сильное звучание. В смешанном хоре это средний голос, но иногда выполняет роль ведущей партии, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: до малой октавы - ля второй октавы.

БАСЫ: обычно - фундамент, основа хора. Характеризуется силой, мощью. В то же время присуща лёгкость звучания. В мужском двухголосном хоре - роль второго голоса, но иногда исполняют главную мелодию произведения. Диапазон: фа, соль большой октавы - ре малой октавы.

Количественный состав хора.

Количество певцов в каждой партии должно быть примерно одинаковым. Самое меньшое число голосов в партии равняется трём. Минимальный состав смешанного хора нужно считать 12 человек.

С.3 + А.3 + Т.3+Б.3=12; С.3 + А.3=6; Т.3 + Б.3=6

Вокальные ансамбли

С.6 + А.6 + Т.6 + Б.6=24 - малый хор.

Элементы хорового исполнения:

Ансамбль (ритмический ансамбль). Способность всех певцов петь, произносить слова, брать дыхание, начинать, кончать песню одновременно.

Строй (чистая интонация каждого певца).

Нюансы (разное звучание различных мест произведения).

Дикция (произнесение певцами текста четко, ясно).

Расстановка хора

Для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка партий. Существуют различные способы расстановки. Целесообразнее расположить хор в виде полукруга, т. к. при этом создается наиболее концентрированное звучание. (см. приложение 1)

Вокальная школа Варламова

Глубокие знания Варламова-вокалиста, его многолетний педагогический опыт нашли отражение в создании ценного труда - «Полной школы пения», опубликованной в Москве в 1840 году. Появление «Школы» отвечало назревшей потребности...

Несмотря на то, что дыхание, в силу единого строения дыхательного аппарата, должно было бы быть единообразным у всех людей, оно по типу имеет различные оттенки. Наблюдения показывают, что у мужчин дыхание большей частью глубокое...

Оркестр Рихарда Фальтина в Выборге: первый симфонический сезон, репертуар, значение в истории

Сведения о тех музыкантах, которые играли в исследуемом нами оркестре, найдены в дипломной работе Риикки Силтанен. В коллективе играли двадцать человек -- музыканты из духового септета Шпора и талантливые скрипачи, которых Фальтин обучал...

Основы вокальной техники

В исполнительской практике певца отмечается два основных типа дыхания: верхний и нижний. Некоторые вокальные педагоги отдельно рассматривают смешанный тип дыхания. К верхнему относятся: § поверхностное (плечевое...

Особенности сонатной формы в вокальной музыке

Тональный ряд c Es c b F b As f (c) Тематический ряд Г.П. П.П. разработка тематический ряд а в а1 c d d1 a2 Масштабный ряд 31т.12т. 15т. 17т. масштабный ряд 7т. + 8т. 9т. 5т. +5т. +7т. 3т. + 9т. Структурный ряд экспозиция разработка структурный ряд период не повтор - 1-е предл...

Принцип контраста как основа формирования музыкальной композиции Концерта для смешанного хора "Лебедушка" В. Салманова

В середине 60-х годов в творчестве Вадима Николаевича Салманова намечается новая полоса. Композитор работает интенсивно и плодотворно. Как пишет В. Рубцова, "… один за другим зреют замыслы сочинений - хоры, камерно-инструментальная музыка...

Прежде чем приступить к исследованию, попытаемся в общих чертах охарактеризовать работу концертмейстера хора в ее специфичности...

Психотехника концертмейстера хора

Представим себе феноменологически сценическую ситуацию хорового концерта, воспринимаемую из зрительного зала. В центре, лицом к залу, в несколько рядов большим форматом располагается певческий коллектив. Он внимает и отвечает движениям рук...Хор "Ландыш" с сопровождением для женского хора

В произведении "Ландыш" для трехголосного женского хора с сопровождением музыка Дай Юлу и поэта Ху Сяо Ши мы видим тонкое понимание природы, уважение и любовь к родной земле, изысканный вкус, поэтичное восприятие окружающего мира, а также...

Хоровое творчество И.С. Баха

Языковые особенности бардовской песни (на примере исследования категории времени в творчестве Ю. Визбора)

И. Соколова отмечает несколько характерных черт авторской песни, присущих ей со времени ее возникновения (50-60-ых гг. ХХ века) до наших дней. Во-первых, «романтическая тематика». Она проявляется в том...

Г л а в а в т о р а я

СОСТАВ ХОРА

По составу хора наиболее распространенными являются три главных типа: 1. Хор женских или детских голосов (или тех и других вместе), 2. Хор мужских голосов, 3. Хор смешанных голосов.*

Хор первого типа, состоящий из сопрано и альтов, и хор второго типа, состоящий из теноров и басов, называются однородными хорами. От соединения этих двух однородных хоровых групп (верхней и нижней) получается одна смешанная группа, так что хоры первого и второго типа можно считать за две половины хора третьего типа. Этим отнюдь не отрицается их самостоятельное значение, но обе вместе они образуют наиболее совершенный тип хора - смешанный хор.

Хор первого типа составляют: 1-е сопрано, 2-е сопрано (или меццо-сопрано), 1-е альты и 2-е альты (или контральто).

Если иллюстрировать этот состав простейшим хоровым аккордом, то голоса хора располагаются так:

Хор второго типа составляют: 1-е тенора, 2-е тенора, баритоны, басы и октависты.

Тот же аккорд для хора этого состава следует расположить так:


Соединив однородные хоровые группы 1-го и 2-го типа, мы получим полный смешанный хор, наиболее совершенный тип хора, который должен состоять из девяти партий: 1) 1-е сопрано, 2) 2-е сопрано, 3) 1-е альты, 4) 2-е альты, 5) 1-е тенора, 6) 2-е тенора, 7) баритоны, 8) басы и 9) октависты.

Расположение аккорда для полного смешанного хора будет следующим:

При сличении диапазонов и регистров хоровых партий мы увидим (подробно в гл. III, ч. I), что полный смешанный хор распадается на четыре группы родственных голосов:

1) 1-е сопрано и 1-е тенора, 2) 2-е сопрано и 2-е тенора, 3) альты и баритоны, 4) басы и октависты.

Графически это можно изобразить так:

Вместе с тем по регистрам хор подразделяется (этому подразделению мы придаем особенное значение) на три слоя соответственно звучности аккорда (при удвоениях): 1) слой верхних голосов, 2) слой средних голосов и 3) слой нижних голосов, как это видно из таблички и нотного примера:

1. Слой верхних гол. - 1-е conp. + 1-е тен.

2. Слой средних гол. - 2-е conp. + 2-e тен. + альт. + барит.

3. Слой нижних гол. - басы + октависты

Недостаточно хорошая хоровая звучность нередко бывает обусловлена, между прочим, и тем, что эти три слоя голосов звучат в хоре неравномерно, неуравновешенно по силе звука: верхний слой - сильно, нижний - слабее, средний - еще слабее. (Подробнее об этом мы будем говорить в главе об ансамбле.)

Немаловажное значение имеет вопрос о наименьшем количестве певцов в каждой хоровой партии. Правильное разрешение его даст возможность обосновать дальнейшие выводы.

Если мы возьмем одного певца на партию, то, конечно, хоровой партии не получится, так как один певец - это солист.

Составят ли хоровую партию два певца? Нет, не составят: в тот момент, когда один певец будет брать дыхание, другой будет в положении солиста.

Если же мы возьмем на партию трех певцов, то партия составится: когда один из троих будет брать дыхание, то все же поющих остается два. Следовательно, при трех умелых певцах является возможность образовать минимальную по составу хоровую партию. Наименьшее количество певцов для каждой хоровой партии - три.

Если мы каждую партию составим из наименьшего количества певцов, то у нас получится:

Следовательно, для образования правильно организованного смешанного хора требуется не менее 12 певцов, распределенных по три на каждую партию. Такой хор мы назовем малым смешанным хором. Малый хор есть в то же время неполный хор**, он вынужден ограничиваться, как принято выражаться, «чистым четырехголосием».

Равномерно увеличивая каждую партию малого хора, мы будем приближаться к наименьшему количеству среднего (но уже полного) смешанного хора. Когда количество певцов в каждой партии малого хора удвоится (а в басовой партии - утроится), он превратится в средний смешанный хор с наименьшим количеством певцов, а именно:

В басовой партии, как видно из таблички, сделана перегруппировка: за счет октавистов прибавлен один певец в басовую партию. Это рекомендуется сделать потому, что басовую партию, как основную, нужно немного усилить. В отношении же октавистов можно допустить отклонение от основного принципа - «наименьшее количество певцов для партии - три»; партия октавистов, по существу, не является обособленной партией - эта прекрасная по звуку партия до некоторой степени уже роскошь в хоре (впрочем, почти необходимая). Партию эту следует использовать очень осторожно, не допуская злоупотреблений, иначе красочность ее звучания будет обесценена и даже станет надоедливой.

Средний смешанный хор наименьшего состава (27 человек) может исполнять за очень малыми исключениями почти всю хоровую литературу, так как это хор полный, т. е. составленный из 9 хоровых партий.

Равномерно увеличивая все его партии, мы будем приближаться к наименьшему составу большого смешанного хора. Когда количество певцов среднего смешанного хора удвоится, он превратится в большой смешанный хор с наименьшим количеством певцов:

Этому мощному хору доступна вся хоровая литература, так как каждая партия его может образовать по четыре правильные группы из 3 певцов на каждую.

Приведенные вычисления могут показаться несколько отвлеченными. Мы категорически на них не настаиваем, но считаем нужным указать, что они - результат многолетних наблюдений и опыта. Указывая начальное наименьшее число певцов большого смешанного хора, мы не беремся определить его предельную наибольшую численность, но считаем необходимым оговорить, что существует граница, за которой музыкальная звучность большого хора уже перерастает в шумовую звучность.

Что касается расстановки хора, то вопрос этот трактуется по-разному. Попытаемся все же найти для его разрешения объективные обоснования.

Хор, как выше говорилось, разделяется на четыре группы родственных голосов. Поставим партии первой группы в противоположных концах эстрады. Удобно ли им будет петь? Конечно, нет: они, как имеющие однородные диапазоны и регистры и поющие при удвоениях в октавах, всегда стремятся быть ближе одна к другой. Попробуйте октавистов отставить от басов, и вы услышите ропот первых: «Неудобно, не слышно басов, не на кого опереться». Поэтому родственные партии должны стоять в одной группе. При этом партии, составляющие слой верхних голосов и принимающие на себя большую часть мелодического материала, должны стоять с правой стороны от дирижера. Партии среднего слоя, заполняющие гармоническим материалом пространство между верхним и нижним слоями, размещаются по всему хору. Наконец, партии нижнего слоя, как фундаментальные партии, как основа, на которой покоится вся тяжесть хорового аккорда, должны тяготеть к центру.

Предлагаемая расстановка хора проверена опытом и наблюдениями. Но это не есть что-либо безусловно обязательное; иногда помещение и акустические условия могут потребовать некоторых изменений в расстановке хора***.

Рассмотрев различные виды хора и порядок его расстановки, остановимся на некоторых организационных вопросах.

Дирижер хора должен иметь помощников как по музыкально-художественной, так и по организационной части. Помощник дирижера по музыкальной части ведет подготовительную работу с хором и замещает дирижера в случае его отсутствия по каким-либо причинам.

Помощник дирижера по музыкальной части входит в состав хора, участвует во всей работе дирижера, усваивая его требования, чтобы в случаях замены не вносить от себя никаких новых истолкований. Двух влияний на хор и разных направлений в работе быть не должно. Само собой разумеется, что помощник дирижера должен иметь соответствующее музыкальное образование.

Помощником дирижера по организационной части должен быть староста хора.

Главная задача старосты хора - обеспечить тот порядок, ту организованность, которая необходима для художественной работы.

В каждой из четырех хоровых партий должен быть, кроме того, староста хоровой партии, который несет за нее ответственность как с организационной, так и с музыкальной стороны. Староста хоровой партии должен быть отличным опытным певцом, достаточно музыкально образованным. Староста хоровой парии - ее представитель, живая связь ее с дирижером. Он должен всесторонне знать каждого певца своей партии. Замечая недостатки певцов своей партии, он может и должен их указывать, добиваясь таким образом совершенствования каждого певца в отдельности и всей партии в целом. Малоопытного, технически слабо подготовленного певца староста должен отдать под руководство опытного певца, который руководит им до тех пор, пока он не приобретет опытности и не усовершенствует технику. Это руководство имеет большое практическое значение. Как бы ни был хорош по своим данным вновь вступивший в хор певец, он встречается с манерой пения, с приемами дирижера, ему еще не знакомыми, а потому сразу ставить его на положение совершенно самостоятельного певца нерационально. Староста хоровой партии является в этом случае незаменимым помощником дирижера. Непременно присутствуя при испытании голоса, слуха, знаний и навыков вновь вступающего в хор певца, староста должен немедленно выделить в своей хоровой партии опытного певца и отдать новичка ему под руководство.

Отсюда ясно, что в хоровую партию можно вновь принимать лишь столько певцов, сколько в ней есть опытных, могущих руководить новичками. При соблюдении такого порядка вновь вступивший не может быть тормозом для своей партии, мешать ей: при первой же ошибке он будет остановлен старшим певцом-руководителем. С течением времени, когда такой новичок постепенно приобретет опытность, усвоит приемы дирижера, научится поддерживать как частный, так и общехоровой ансамбль, строй и пр., - он становится самостоятельным певцом. Такому прошедшему учебный стаж певцу полезно дать со временем на выучку кого-либо из малоопытных: наблюдая ошибки своего ученика, он ясно поймет, кик необходимо было самому ему пройти этот «курс».

Староста хоровой партии должен, выбрать из ее состава одного певца, который ведал бы нотами своей партии. Рекомендуется при этом завести пять хороших, прочных папок - четыре для хора (по одной на партию) и одну для дирижера. Библиотекарь, получив от дирижера указание, какие сочинения и в каком порядке будут прорабатываться на репетиции, сообразно этому раскладывает ноты по папкам и передает их выделенным в каждой партии певцам. Дирижер объявляет вещь, подлежащую проработке. Ведающие нотными папками раздают ноты и, по окончании работы над данной вещью, тут же собирают их обратно в папки; даже староста не должен, помимо ведающих папками, распоряжаться нотами, - при соблюдении этого правила папки с нотами поступят по окончании репетиции к библиотекарю в том же порядке, в каком он их выдал. Папкой дирижера ведает непосредственно библиотекарь.

Все перечисленные организационные мероприятия имеют большое практическое значение. В хоре все должно быть связано, скреплено, спаяно. При четкой организации никакое нарушение музыкальной или общественной стороны дела не должно иметь места: организационные функции точно распределены, каждый раздел организационной работы отдан в надлежащие руки. Каждое звено разумно согласует свою работу с другим во имя интересов общего дела, в хор прочно внедряются организованность и дисциплина, необходимые для плодотворной художественной деятельности.

Нередко на дирижера, требующего дисциплины, бывают нарекания: его упрекают в излишней строгости, в чрезмерно повышенных требованиях. Конечно, все необоснованные требования подлежат осуждению.

Постараемся глубже вникнуть в этот вопрос.

Нам из опыта известно, к каким неутешительным результатам приводят иногда такие «требования». Как можно требовать, например, личного к себе расположения или искреннего и сердечного участия в общей художественной работе? Этого можно только желать, а достигается это не требованиями, а иными путями. Надо быть требовательным прежде всего к себе самому и знать, что всякая работа дирижера с хором должна быть творческим актом, что подъем, контролируемый чувством художественной меры, должен быть постоянным спутником дирижера и в подготовительной работе, и при публичном исполнении.

Дирижер всегда должен быть внешне опрятен, приветлив, никогда не допускать грубости: он должен твердо усвоить, что грубость и тонкая художественная работа исключают друг друга.

Дисциплину хора мы подразделяем на внешнюю и внутреннюю. Внешняя дисциплина - это порядок, обязательное условие для проведения всякой коллективной работы. Это внешняя дисциплина необходима как средство для воспитания и утверждения дисциплины внутренней, необходимой при художественной работе. Забота о поддержании внешней дисциплины - прямое дело старосты хора и старост хоровых партий, они спокойно и разумно устанавливают внешний порядок, нужный для работы. Но если о поддержании внешней дисциплины заботятся всегда только старосты, то это не прочно. Дирижер и сам должен постепенно и терпеливо прививать хору разумную и сознательную внешнюю дисциплину. Необходимо, чтобы певец, под влиянием мягкого настойчивого воздействия дирижера, дисциплинировал сам себя, отчетливо понял, что внешняя дисциплина зависит от него, что она необходима и что только при ее наличии хор способен к творческой художественной работе.

Внешняя дисциплина создает в хоре атмосферу серьезности, глубокого уважения к искусству, тот внешний порядок и ту сосредоточенность, которые вводят хор уже в область внутренней художественной дисциплины. Таким образом, дисциплина внутреннего порядка тесно связана с дисциплиной внешней. Без нее дирижеру вместе с хором трудно будет сделать свои занятия творчески содержательными. Творческая работа и тем более художественное исполнение - процесс тонкий и сложный. Для нее требуется необычайная сосредоточенность, вдумчивость, настроенность, углубленность. Творческий подъем, обусловливающий подлинное художественное исполнение, нельзя вызвать искусственно и поспешно. Но подготовить для него пути мы можем. Эти пути - укрепление внешней дисциплины и обеспечиваемое ею преодоление технических трудностей прорабатываемого материала. Когда дисциплинированный хор преодолевает эти трудности, тогда и проясняются пути, ведущие в область дисциплины внутреннего художественного порядка, при наличии которой только и может проявиться подъем и вдохновение.

Только при тщательном соблюдении всех требований внешней и внутренней дисциплины хор становится способным к вдохновенно-художественному исполнению и дело хора становится подлинным делом искусства.

Для успешной работы хора большое значение имеет музыкальная одаренность каждого певца. Поэтому при приеме нового певца дирижер должен обратить на его музыкальную одаренность достаточное внимание. У музыкально одаренного певца есть представление о красоте звука, а следовательно, и стремление найти такой звук; понадобится очень немного указаний и советов, чтобы надлежащий звук был найден. При усвоении элементарных сведений о дыхании и образовании звука музыкально одаренный певец с помощью очень немногих упражнений быстро достигает хороших результатов. Чем больше в хоре музыкально одаренных певцов, тем легче хор понимает и воспринимает требования дирижера, тем больше он успевает в своей работе.

Два слова о количестве и длительности репетиций. Из практики многих лет мы приходим к выводу, что наименьшее количество репетиций для самодеятельных хоров две в неделю. При одной репетиции в неделю результаты проделанной работы почти без остатка рассеиваются к следующей, приобретенные навыки сглаживаются. При этих условиях результаты не ощущаются, у певцов падает интерес к работе.

Профессиональные хоры должны заниматься ежедневно (кроме выходных дней). Длительность репетиций не должна превышать 2½ часов: первое отделение 1¼ ч., отдых - ¼ ч. и второе - 1 ч.

__________________

* Рассматривая вопрос о составах хора, П. Г. Чесноков не дает характеристики художественно-исполнительских возможностей того или иного типа хора. (Прим. С. Попова).

* Обращаем внимание на своеобразное употребление терминов: «полный хор» и «неполный хор». Под «неполным» - П. Г. Чесноков понимает хор малого состава, «полный» же хор - это такой хор, в котором хоровые партии могут делиться на группы. Это противоречит принятому в настоящее время пониманию вышеприведенных терминов. Под «неполным» понимается хор, в котором отсутствует какая-нибудь хоровая партия, например хор, состоящий из сопрановой, альтовой и теноровой партий. «Полным» же считают хор, в котором налицо все хоровые партии (сопрановая, альтовая, теноровая и басовая), вне зависимости от численного их состава. (Прим. С. Попова).