Булгаков и его произведения список самые известные. Лучшие произведения Булгакова: список и краткий обзор

Михаил Афанасьевич Булгаков, лучшие произведения которого представлены в данной статье, в литературной жизни СССР занимал обособленную позицию. Ощущая себя наследником литературной традиции 19 века, он был одинаково чужд и соцреализму, насаждаемому идеологией коммунизма в 1930-е годы, и духу авангардистского экспериментаторства, свойственному русской литературе 1920-х годов. Писатель резко сатирически, вопреки требованиям цензуры, изображал негативное отношение к строительству нового общества и революции в СССР.

Особенности мировоззрения автора

Произведения Булгакова отразили мировоззрение интеллигенции, в периоды исторических сломов и тоталитарного режима сохранявшей приверженность традиционным нравственным и культурным ценностям. Такая позиция многого стоила автору: его рукописи были запрещены к печати. Значительная часть наследия этого писателя дошла до нас лишь через десятилетия после его смерти.

Предлагаем вашему вниманию следующий список самых известных произведений Булгакова:

Романы: "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита", "Записки покойника;

Повести: "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце";

Пьеса "Иван Васильевич".

Роман "Белая гвардия" (годы создания - 1922-1924)

Список "лучшие произведения Булгакова" открывает "Белая гвардия". В своем первом романе Михаил Афанасьевич описывает события, относящиеся к концу 1918 года, то есть к периоду Гражданской войны. Действие произведения происходит в Киеве, точнее, в доме, где в то время жила семья писателя. Прототипы среди друзей, родственников и знакомых Булгаковых имеются почти у всех персонажей. Рукописи данного произведения не сохранились, но, несмотря на это, поклонники романа, проследив судьбу прототипов героев, доказали реальность и точность описываемых Михаилом Афанасьевичем событий.

Первая часть книги "Белая гвардия" (Михаил Булгаков) была опубликована в 1925 году в журнале под названием "Россия". Полностью произведение вышло в свет во Франции через два года. Мнения критиков не были единогласны - советская сторона не могла принять героизацию классовых врагов писателем, а эмигрантская - лояльность к представителям власти.

В 1923 году Михаил Афанасьевич писал, что создается такое произведение, что "небу станет жарко...". "Белая гвардия" (Михаил Булгаков) в дальнейшем послужила источником для известной пьесы "Дни Турбиных". Возник также и ряд экранизаций.

Повесть "Дьяволиада" (1923 год)

Продолжаем описывать наиболее известные произведения Булгакова. К ним относится и повесть "Дьяволиада". В повествовании о том, как близнецы загубили делопроизводителя, писатель раскрывает вечную тему "маленького человека", который стал жертвой бюрократической машины советской власти, в воображении Короткова, делопроизводителя, ассоциирующейся с дьявольской, разрушительной силой. Уволенный с работы, не сумевший справиться с бюрократическими демонами служащий в конце концов сходит с ума. Произведение впервые было опубликовано в 1924 году в альманахе "Недра".

Повесть "Роковые яйца" (год создания - 1924)

Произведения Булгакова включают в себя и повесть "Роковые яйца". События ее происходят в 1928 году. Владимир Ипатьевич Персиков, гениальный зоолог, обнаруживает уникальный феномен: красная часть светового спектра имеет стимулирующее воздействие на эмбрионы - они начинают гораздо быстрее развиваться и достигают размеров, гораздо более крупных, чем их "оригиналы". Существует лишь один недостаток - данные особи отличаются повышенной агрессивностью и способностью к быстрому размножению.

Один совхоз, возглавляемый человеком с фамилией Рокк, решает использовать изобретение Персикова для восстановления численности поголовья кур после того, как по России проходит куриный мор. Он забирает камеры-облучатели у профессора, но в результате ошибки вместо куриных к нему попадают крокодильи, змеиные и страусиные яйца. Пресмыкающиеся, вылупившиеся из них, непрестанно размножаются - они движутся к Москве, сметая все на своем пути.

Сюжет этого произведения перекликается с "Пищей богов" - романом Г. Уэллса, написанным им в 1904 году. В нем ученые изобретают порошок, который вызывает существенный рост растений и животных. В результате экспериментов в Англии появляются и крысы, а позже и куры, различные растения, а также люди-великаны.

Прототипы и экранизации повести "Роковые яйца"

По мнению известного филолога Б. Соколова, прототипами Персикова можно назвать Александра Гурвича, знаменитого биолога, или Владимира Ленина.

Сергей Ломкин в 1995 году снял по мотивам этого произведения одноименный фильм, включив туда и таких героев произведения "Мастер и Маргарита", как Воланд (Михаил Козаков) и кот Бегемот (Роман Мадянов). Олег Янковский с блеском исполнил роль профессора Персикова.

Повесть "Собачье сердце" (1925 год)

Произведение, которое написал Булгаков Михаил ("Собачье сердце"), имеет следующий сюжет. События происходят в 1924 году. Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся хирург, достигает невероятных результатов в области омоложения и задумывает уникальный эксперимент - совершить операцию по пересадке человеческого гипофиза собаке. Бездомный пес Шарик используется в качестве подопытного животного, а вор Клим Чугункин, погибший в драке, становится донором органов.

У Шарика постепенно начинает выпадать шерсть, вытягиваются конечности, появляется человеческий облик и речь. вскоре придется, однако, горько пожалеть о совершенном.

При проведении обыска в квартире Михаила Афанасьевича в 1926 году были изъяты рукописи "Собачьего сердца" и возвращены ему лишь после ходатайства за него М. Горького.

Прототипы и экранизации произведения "Собачье сердце"

Многие исследователи творчества Булгакова придерживаются точки зрения, что писатель изобразил в этой книге Ленина (Преображенский), Сталина (Шариков), Зиновьева (ассистентка Зина) и Троцкого (Борменталь). Считается, кроме того, что Булгаков предсказал массовые репрессии, произошедшие в 1930-е годы.

Альберто Латтуада, итальянский режиссер, в 1976 году снял по книге одноименный фильм, в котором профессора Преображенского играет Макс фон Зюдов. Особой популярности, однако, эта экранизация не имела, в отличие от культовой картины режиссера вышедшей в 1988 году.

Роман "Мастер и Маргарита" (1929-1940 годы)

Фарс, сатира, мистика, фантастика, притча, мелодрама, миф... Порой кажется, что произведение, которое создал Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита", объединяет в себе все эти жанры.

Сатана в образе Воланда царствует по нашему миру с лишь одному ему известными целями, останавливаясь время от времени в разных селениях и городах. Однажды, во время весеннего полнолуния, он попадает в Москву 1930-х годов - то время и место, где никто не верит ни в Бога, ни в Сатану, отрицается существование Иисуса Христа.

Всех тех, кто вступает в контакт с Воландом, преследуют заслуженные наказания за свойственные каждому из них грехи: пьянство, взяточничество, жадность, эгоизм, ложь, равнодушие, грубость и т.д.

Создавший роман о Мастер находится в сумасшедшем доме, куда его загнала жесткая критика со стороны товарищей-литераторов. Маргарита, его любовница, мечтает лишь о том, чтобы найти Мастера и возвратить его к себе. Азазелло дает ей надежду на то, что эта мечта осуществится, но для этого девушка должна оказать одну услугу Воланду.

История произведения

Первоначальная редакция романа содержала детальное описание внешности Воланда, помещавшееся на пятнадцати рукописных страницах, которые создал Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита", таким образом, имеет свою историю. Сначала Мастера звали Астарот. В 1930-х годах в газетах и советской публицистике вслед за Максимом Горьким закрепился титул "мастер".

По сообщению Елены Сергеевны, вдовы писателя, Булгаков перед смертью сказал такие слова о своем романе "Мастер и Маргарита": "Чтобы знали... Чтобы знали".

Произведение было опубликовано лишь после смерти писателя. Впервые оно появилось на свет лишь в 1966 году, то есть через 26 лет после кончины своего создателя, в сокращенном варианте, с купюрами. Роман сразу же приобрел популярность среди представителей советской интеллигенции, вплоть до того, что в 1973 году состоялась официальная публикация. Копии произведения перепечатывались вручную и таким образом распространялись. Елена Сергеевна сумела сохранить рукопись в течение всех этих лет.

Большой популярностью пользовались многочисленные спектакли по мотивам произведения, поставленные Валерием Беляковичем и Юрием Любимовым, также были сняты фильмы Александра Петровича и и телесериалы Владимира Бортко и Юрия Кары.

"Театральный роман", или "Записки покойника" (1936-1937 годы)

Булгаков Михаил Афанасьевич произведения писал до самой своей смерти в 1940 году. Книга "Театральный роман" осталась неоконченной. В ней от лица Сергея Леонтьевича Максудова, некоего писателя, повествуется о писательском мире и театральном закулисье.

26 ноября 1936 года была начата работа над книгой. Булгаков на первой странице своей рукописи указал два названия: "Театральный роман" и "Записки покойника". Последнее было дважды подчеркнуто им.

По мнению большинства исследователей, данный роман - самое смешное творение Михаила Афанасьевича. Он создавался на одном дыхании, без набросков, черновиков и исправлений. Жена писателя вспоминала, что, пока она накрывала ужин, ожидая возвращения мужа вечером из Большого театра, он усаживался за письменный стол и писал пару страниц этого произведения, после чего, довольный, потирая руки, выходил к ней.

Пьеса "Иван Васильевич" (1936 год)

К самым известным творениям относятся не только романы и повести, но и пьесы Булгакова. Одна из них, "Иван Васильевич", предлагается вашему вниманию. Сюжет ее следующий. инженер, делает в Москве, в своей квартире машину времени. Когда управдом Бунша заходит к нему, тот поворачивает ключ, и между квартирами исчезает стена. Обнаруживается вор сидящий в квартире Шпака, его соседа. Инженер открывает портал, ведущий во времена Москвы 16 века. Иван Грозный, испугавшись, бросается в современность, а Милославский и Бунша попадают в прошлое.

История эта началась в 1933 году, когда Михаил Афанасьевич договорился о написании "веселой пьесы" с мюзик-холлом. Первоначально текст назывался иначе, "Блаженство", в нем в коммунистическое будущее уходила машина времени, а Иван Грозный появлялся лишь в одном эпизоде.

Данное творение, как и другие пьесы Булгакова (список их можно продолжить), при жизни автора не публиковалось и не ставилось вплоть до 1965 года. в 1973 году по мотивам произведения снял свой знаменитый фильм под названием "Иван Васильевич меняет профессию".

Это лишь основные творения, которые создал Михаил Булгаков. Произведения этого писателя вышеперечисленными не исчерпываются. Продолжить изучение творчества Михаила Афанасьевича можно включив и некоторые другие.

Михаил Булгаков. 1920‑е годы Музей М. А. Булгакова

Михаил Булгаков приехал в Москву осенью 1921 года и уже в следующем году начал публиковаться в тонких московских журналах — «Рупор», «Крас-ный журнал для всех», «Смехач» и других; устроился фельетонистом в газе-ту «Гудок» и стал постоянным автором берлинской газеты «Накануне». Пер-вые московские годы Булгакова ознаменовались появлением большого чис-ла очерков, заметок, репортерских отчетов, фельетонов, рассказов и пове-стей. До середины 1920-х годов Михаил Булгаков был известен как столич-ный писатель и лишь во второй половине 1920-х, после огромного успеха спектакля «Дни Турбиных», приобрел славу драматурга и практически оста-вил прозу. Мы выбрали пять рассказов Булгакова 1920-х годов, написанных в разных жанрах и на разные темы. Все вместе они дают представление о Булгакове-писателе того времени — о том, с чего он начинал и как работал со своим недавним прошлым и новой советской реальностью.

«Самогонное озеро» (1923)

«Самогонное озеро» — визитная карточка первых московских лет Булгакова. Переехав в столицу, он быстро обрел славу тонкого наблюдателя и остроумного летописца московского быта первой половины 1920-х годов. Главный редактор литературного приложения к берлинской газете «Накануне» Алексей Толстой просил московских сотрудников: «Шлите побольше Булгакова!» «Самогонное озеро» — самый характерный и смешной из этой серии рассказов и очерков.

Главный герой рассказа, занимающий комнату в коммунальной квартире № 50, под вечер, когда в «проклятой квартире» воцарилась тишина, намеревался почитать спокойно книжку, но чтение прервал крик петуха. Как выяснилось, петуха заживо ощипывал абсолютно пьяный неизвестный гражданин, собу-тыльник квартхоза Василия Ивановича. Главный герой спас петуха, и на время в квартире снова стало тихо, но затем ночью уже сам квартхоз выбил все стекла и избил свою жену. На шум вызвали пьяного председателя правления, а в три часа ночи к герою пришел, «качаясь, как былинка под ветром», Иван Сидо-рыч — второе лицо в правлении после председателя. Утром приходили другие пьяные соседи, а также младший дворник («выпивший слегка»), старший («мертво-пьяный») и истопник («в страшном состоянии»). Днем самогонную точку прикрыла милиция, но уже вечером «забил свеженький источник» по соседству, и повальное пьянство продолжилось с неменьшим размахом. Отчаявшийся герой с женой закрыли комнату и уехали на три дня к сестре.

Прототип Аннушки — Анна Федоровна Горячева Музей М. А. Булгакова

Михаил Булгаков, по-видимому, почти буквально описывает свою жизнь в коммунальной квартире № 50 по Большой Садовой улице, 10, где он жил вместе с женой Татьяной Лаппа с осени 1921 года. Вместе с ними в ком-мунальной квартире жили еще 16 чело-век, большую часть которых состав-ляли рабочие из соседней типографии. Многие соседи Булгакова по комму-налке без труда узнаются в героях «Самогонного озера». Так, Аннушка — это Анна Федоровна Горячева, которая будет прототипом и знаменитой Ан-нушки-чумы из «Мастера и Маргари-ты», а квартхоз квартиры № 50 Василий Иванович — это Василий Иванович Болтырев, 35‑летний краскотер 2‑й Московской фабрики Гознака, который неоднократно грозил Булгакову высе-лением и порядочно трепал ему нервы.

О самогонных буднях квартиры вспоминала позднее и жена Булгакова: «Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: „Спасите, помогите!“ Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А ми-лиция приходит — они закрываются на ключи, сидят тихо. Его даже оштра-фовать хотели». И сам Булгаков постоянно жаловался на шумную квартиру, мечтая поскорее съехать. В дневнике Булгакова сохранилась запись от 29 ок-тября 1923 года: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что насе-ляет эту квартиру». Покинуть квартиру № 50 Булгакову удалось только осенью 1924 года, а первое отдельное жилье с собственным кабинетом появилось у не-го лишь тремя годами позже.

«Китайская история» (1923)

«Китайская история», возможно, наименее известный рассказ Булгакова — и вместе с тем один из его лучших. Он выделяется своей нетипичностью: в рассказе нет коммунального быта, хорошо знакомого писателю, нет магазинов и ресторанов шумной эпохи нэпа, нет автобиографической основы — но есть Гражданская война.

Случайно попавший в Советскую Россию китаец ходя Ходя — прозвище китайцев, торговавших с лотков (см., например, в «Египетской мар-ке» Осипа Мандельштама: «Ночью снился китаец, обвешанный дамскими сумочками, как ожерельем из рябчиков»), а затем так стали называть всех китайцев. Сен-Зин-По тоскует по теплому Китаю в холодной чужой Москве. В опиумном салоне он потерял последние деньги и полушубок. Позднее «в каком-то гигантском зале с полу-круглыми сводами» китаец попадает к красноармейцам и его записывают добровольцем: оказывается, что Сен-Зин-По великолепный стрелок и в его «агатовых косых глазах от рождения сидела чудесная прицельная панорама». В первом же бою («блистательный дебют») Сен-Зин-По погибает, так до конца и не осознав происходящее.

Рассказ о трагической гибели китайца в огне Гражданской войны, которую он не понимает и в которой оказывается по чистой случайности, Булгаков явно противопоставляет знаменитой в то время повести Всеволода Иванова «Броне-поезд № 14.69», герой которой, красноармеец Син-Бин-У, обладает классовым чутьем, становится на сторону Красной армии и жертвует собой ради общей победы.

Спустя три года герои «Китайской истории» перешли в пьесу Булгакова «Зой-кина квартира» — одинокий потерянный Сен-Зин-По превратился в китай-ского бандита и убийцу, а старый китаец, владелец опиумного притона, стал в пьесе хозяином прачечной.

«Ханский огонь» (1924)

«Ханский огонь» также стоит особняком в череде булгаковских рассказов: это полностью выдуманная история с сильной фабулой и неожиданным финалом, написанная Булгаковым практически на спор:

«Сам довольно искушенный новеллист, В. П. Катаев, сравнивая с О’Ген-ри наших писателей, как-то пожаловался:
— Пишут плохо, скучно, никакой выдумки. Прочитаешь два первых абзаца, а дальше можно не читать. Развязка разгадана. Рассказ просма-тривается насквозь до последней точки.
Задетый за живое, вдруг встревает другой наш новеллист — Булгаков:
— Клянусь и обещаюсь: напишу рассказ, и завязку так и не развяжете, пока не прочитаете последней строчки».

Иван Овчинников. «В редакции „Гудка“»

Действие рассказа происходит в усадьбе-музее «Ханская Ставка». Старый смо-тритель Иона, служивший еще до революции у бывших ее хозяев, показывает дворец группе молодых экскурсантов. Среди них он отмечает двух загадочных посетителей — «голого» в одних шортах и пенсне и иностранца в золотых оч-ках. Дворец вызывает разные чувства у посетителей — комсомольцев, голого, буржуазной дамы с дочкой, таинственного иностранца. В конце концов, выпро-водив посетителей, Иона собирается закрыть музей, замечает того самого зага-дочного иностранца и вдруг узнает его лицо. Финал рассказа, как и обещал Булгаков, заранее предсказать невозможно.


Интерьер Овального зала в музее-усадьбе «Архангельское». 1954 год Фотохроника ТАСС

Прототипом дворца послужила, вероятно, усадьба Архангельское, в которой Булгаков побывал в 1923 году. Любопытная деталь: фамилию главного героя Тугай-Бег Булгаков использовал затем в качестве своего псевдонима.

В рассказе появляется важная для Булгакова тема эмиграции и противостояния дореволюционного мира (таинственный иностранец в золотых очках) и новой советской реальности (молодые комсомольцы-экскурсанты). В 1921 году Бул-гаков сам едва не покинул Россию на пароходе из Батума в Константинополь, а до этого в 1920 году во Владикавказе собирался оставить город вместе с белы-ми, но свалился с тифом. Татьяна Лаппа вспоминала позднее, как Булгаков упрекал ее:

«„Ты — слабая женщина, не могла меня вывезти!“ Но когда мне два вра-ча говорят, что на первой же остановке он умрет, — как же я могла вез-ти? Они мне так и говорили: „Что же вы хотите — довезти его до Казбе-ка и похоронить?“»

В эмиграции побывала вторая жена Михаила Булгакова — Любовь Евгеньевна Белозерская. Писатель расспрашивал ее о Константинополе, когда писал пьесу «Бег».

«Вьюга» (1926)

Михаил Булгаков. Около 1918 года Музей М. А. Булгакова

Рассказ «Вьюга» входит в знаменитый цикл «Записки юного врача», — а сим-волическая глубина рассказа, напря-женность действия, почти кинемато-графическая точность в изображении главной сцены погони и счастливая развязка делают «Вьюгу», как кажется, главным и самым захватывающим рас-сказом цикла.

Молодой врач, принимающий по сто крестьян в день, наслаждается неожи-данным покоем и горячей ванной: на улице вьюга, и никто не приехал на прием, — как вдруг ему приносят записку с просьбой срочно приехать к пациентке — невесте конторщика, о свадьбе которого говорила вся округа («„Мне в жизни не везет“, — тоскливо подумал я, глядя на жаркие дрова в печке»). Проклиная все на свете, врач соглашается ехать, безнадежно наблю-дает смерть юной девушки и на пути домой в разыгравшейся вьюге теряет до-рогу. Герой и сопровождающий его пожарный спасаются от стаи волков («Мыс-ленно я увидел короткое сообщение в газете о себе и злосчастном пожарном») и добираются домой — борьба со смертью в этот раз закончилась победой, но борьба эта не окончена: «Озолотите меня, — задремывая, пробурчал я, — но больше я не по… — Поедешь… ан, поедешь… — насмешливо засвистала вьюга».

Драматичный рассказ произвел настолько сильное впечатление на читателей, что один из них прислал в редакцию свой отклик с описанием похожего случая: «Волки: из жизни участковых медработников с. Балаклая, Изюмского округа».

Семь рассказов «Записок юного врача» публиковались в 1925-1926 годах в жур-нале «Медицинский работник». В их основе лежат реальные события из жизни писателя: в сентябре 1916 года он приехал работать земским врачом в село Ни-кольское Сычевского уезда (Смоленская губерния) и проработал в глухом крае единственным врачом почти год — до 20 сентября 1917 года. Уже тогда он на-чал делать первые наброски рассказов о своей жизни в Никольском. Хотя писа-тель сдвигает повествование на один год (действие начинается в 1917‑м, а не в 1916 году), а главный персонаж холост, в остальном рассказы довольно точно отражают его биографию.

Спустя несколько лет в письме Правительству СССР Булгаков назвал одной из своих главных задач «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». Одним из таких русских интеллигентов, несо-мненно, был и молодой герой «Записок юного врача».

«Я убил» (1926)

Одна из важнейших булгаковских тем первой половины 1920-х годов, связан-ная с осмыслением опыта Гражданской войны, — это тема коллективной ответ-ственности. Как писала Мариэтта Чудакова, «участие — хотя бы и бездействи-ем — в убийстве соотечественников, ложащееся неискупимым бременем на всю дальнейшую судьбу каждого в отдельности и всех вместе, — этот био-графический мотив будет положен в основание художественного мира Бул-гакова».

Особенно здесь выделяются три рассказа: более ранние «Красная корона» и «Необыкновенные приключения доктора» и более поздний «Я убил». Так, главный герой «Красной короны» не в силах предотвратить убийство и смерть, и это в буквальном смысле сводит его с ума: «Я ушел, чтоб не видеть, как чело-века вешают, но страх ушел вместе со мной в трясущихся ногах». Он безна-деж-но пытается вернуться в прошлое и изменить ход событий.

Рассказ «Я убил» интересен именно тем, что в нем, кажется, в первый и послед-ний раз в художественном мире Булгакова нарушается этот принцип бездей-ствия героя и последующего мучительного чувства вины.

Главный герой рассказа доктор Яшвин в компании друзей рассказывает, как семь лет назад он умышленно убил пациента. Зимой 1919 года его насильно мобилизовали отступающие из Киева петлюровцы, он стал свидетелем зверств и жестокостей полковника Лещенко. Однажды доктора позвали к полковнику перевязывать рану: какой-то несчастный истязаемый сумел броситься на него с перочинным ножом. Именно здесь проходит та самая развилка, мучившая ге-роя рассказа «Красная корона». Доктор из пассивного свидетеля превращается в участника и вмешивается в происходящее: «Все у меня помутилось перед глазами, даже до тошноты, и я почувствовал, что сейчас вот и начались самые страшные и удивительные события в моей злосчастной докторской жизни». Доктор Яшвин застрелил полковника и сбежал из петлюровского плена.

Доктор Яшвин, щеголеватый, смелый, удачливый, спокойный и скрытный человек, несомненно, несет в себе черты Булгакова. Фабула рассказа тоже частично автобиографична: зимой 1919 года Булгаков как врач был насильно мобилизован петлюровцами, бежавшими от большевиков, наступавших на Киев. В плену у петлюровцев он стал свидетелем убийства человека на мосту. Потрясенный писатель смог ночью сбежать:

«И вот в третьем часу [ночи] вдруг такие звонки!.. Мы кинулись с Варькой Варвара, сестра Михаила Булгакова. открывать дверь — ну, конечно, он. Почему-то он сильно бежал, дрожал весь, и состояние было ужасное — нервное такое. Его уложили в постель, и он после этого пролежал целую неделю, больной был».

Татьяна Лаппа

Мучительные воспоминания о виденном в плену отразились в творчестве Бул-гакова. Так, в романе «Белая гвардия» появляется сцена убийства еврея у Цеп-ного моста:

«Пан куренной не рассчитал удара и молниеносно опустил шомпол на голову.Что-то в ней крякнуло, черный не ответил уже „ух“… Повер-нув руку и мотнув головой, с колен рухнул набок и, широко отмахнув другой рукой, откинул ее, словно хотел побольше захватить для себя истоптанной и унавоженной земли. Пальцы крючковато согнулись и загребли грязный снег. Потом в темной луже несколько раз дернулся лежащий в судороге и стих». 

Михаил Булгаков - русский писатель и драматург, автор множества произведений, которые на сегодняшний день считаются классикой русской литературы. Достаточно назвать такие романы, как «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» и повести «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Записки на манжетах». Многие книги и пьесы Булгакова были экранизированы.

Детство и юность

Михаил родился в Киеве в семье профессора-богослова Афанасия Ивановича и его супруги Варвары Михайловны, которая занималась воспитанием семерых детей. Миша был самым старшим ребенком и по возможности помогал родителям управляться с хозяйством. Из остальных детей Булгаковых известность получили Николай, ставший ученым-биологом, Иван, прославившийся в эмиграции как музыкант-балалаечник, и Варвара, которая оказалась прототипом Елены Турбиной в романе «Белая гвардия».

После окончания гимназии Михаил Булгаков поступает в университет на медицинский факультет. Его выбор оказался связан исключительно с меркантильным желанием – оба дяди будущего писателя были врачами и очень хорошо зарабатывали. Для мальчика, выросшего в многодетной семье, этот нюанс был основополагающим.


Во время Первой мировой войны Михаил Афанасьевич служил в прифронтовой зоне в должности доктора, после чего врачевал в Вязьме, позднее - в Киеве, в качестве венеролога. В начале 20-х годов он переезжает в Москву и начинает литературную деятельность, сначала как фельетонист, позднее – как драматург и театральный режиссер МХАТа и Центрального театра рабочей молодёжи.

Книги

Первой опубликованной книгой Михаила Булгакова была повесть «Похождения Чичикова», написанная в сатирической манере. За ней последовали частично автобиографические «Записки на манжетах», социальная драма «Дьяволиада» и первое крупное произведение писателя – роман «Белая гвардия». Удивительно, но первый роман Булгакова критиковали со всех сторон: местная цензура назвала его антикоммунистическим, а зарубежная пресса отзывалась как о слишком лояльном как раз к Советской власти.


О начале своей врачебной деятельности Михаил Афанасьевич поведал в сборнике рассказов «Записки юного врача», который и сегодня читается с огромным интересом. Особенно выделяется рассказ «Морфий». С медициной связана и одна из самых известных книг автора – «Собачье сердце», хотя в действительности она является тонкой сатирой на современную Булгакову действительность. Тогда же была написана и фантастическая повесть «Роковые яйца».


К 1930 году произведения Михаила Афанасьевича перестали печатать. Например, «Собачье сердце» впервые было опубликовано только в 1987 году, «Жизнь господина де Мольера» и «Театральный роман» - в 1965-ом. А самый сильный и невероятно масштабный роман «Мастер и Маргарита», который Булгаков писал с 1929 года и до самой смерти, впервые увидел свет только в конце 60-х годов и то – в сокращенном виде.


В марте 1930-го года потерявший почву под ногами писатель отправляет письмо правительству, в котором просит решить его судьбу – или разрешить эмигрировать, или дать возможность работать. В результате ему позвонил лично и сказал, что ему будет позволено ставить спектакли. Но издание книг Булгакова при его жизни так и не возобновилось.

Театр

Еще в 1925 году на сцене московских театров с большим успехом ставились пьесы Михаила Булгакова - «Зойкина квартира», «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия», «Бег», «Багровый остров». Через год министерство хотело запретить постановку «Дней Турбиных» как «антисоветскую штучку», но решено было этого не делать, так как спектакль очень нравился Сталину, который посетил его 14 раз.


Вскоре пьесы Булгаковы были все же сняты из репертуара всех театров страны и только в 1930-ом году, после личного вмешательства Вождя, Михаил Афанасьевич был восстановлен как драматург и режиссер.

Он ставит гоголевские «Мёртвые души» и диккенсовский «Пиквикский клуб», а вот его авторские пьесы « », «Блаженство», «Иван Васильевич» и другие при жизни драматурга так и не вышли в свет.


Единственным исключением стал спектакль «Кабала святош», поставленный по пьесе Булгакова « » в 1936 году после пятилетней череды отказов. Премьера прошла с громадным успехом, но труппа успела дать всего 7 показов, после чего пьеса была запрещена. После этого Михаил Афанасьевич увольняется из театра и в дальнейшем зарабатывает на жизнь как переводчик.

Личная жизнь

Первой женой великого писателя была Татьяна Лаппа. Их свадьба была более чем бедной – у невесты даже не было фаты, да и жили они затем весьма скромно. Кстати, именно Татьяна стала прототипом для Анны Кирилловны из рассказа «Морфий».


В 1925 году Булгаков познакомился с Любовью Белозёрской, происходившей из старинного рода князей. Она увлекалась литературой и полностью понимала Михаила Афанасьевича как творца. Писатель тут же разводится с Лаппой и женится на Белозерской.


А в 1932 году он встречает Елену Сергеевну Шиловскую, урожденную Нюрнберг. Мужчина бросает вторую супругу и ведет под венец третью. Между прочим, именно Елена выведена в самом знаменитом его романе в образе Маргариты. С третьей женой Булгаков прожил до конца жизни, и именно она приложила титанические усилия, чтобы впоследствии произведения ее любимого человека были опубликованы. Ни с одной из жен у Михаила детей не рождалось.


Существует забавная арифметически-мистическая ситуация с супругами Булгакова. Каждая из них имела по три официальных брака, как и он сам. Причем для первой жены Татьяны Михаил был первым супругом, для второй Любови – вторым, а для третьей Елены, соответственно, третьим. Так что мистика у Булгакова присутствует не только в книгах, но и в жизни.

Смерть

В 1939 году писатель работал над пьесой «Батум» об Иосифе Сталине, в надежде, что такое произведение точно не запретят. Пьеса уже готовилась к постановке, когда пришло указание прекратить репетиции. После этого у Булгакова начало резко ухудшаться здоровье – он стал терять зрение, дала о себе знать и врожденная болезнь почек.


Михаил Афанасьевич вернулся к употреблению морфия для снятия болевых симптомов. С зимы 1940 года драматург перестал вставать с постели, а 10 марта великого писателя не стало. Похоронен Михаил Булгаков на Новодевичьем кладбище, а на его могиле по настоянию супруги положен камень, который ранее был установлен на могиле .

Библиография

  • 1922 - «Похождения Чичикова»
  • 1923 - «Записки юного врача»
  • 1923 - «Дьяволиада»
  • 1923 - «Записки на манжетах»
  • 1924 - «Белая гвардия»
  • 1924 - «Роковые яйца»
  • 1925 - «Собачье сердце»
  • 1925 - «Зойкина квартира»
  • 1928 - «Бег»
  • 1929 - «Тайному другу»
  • 1929 - «Кабала святош»
  • 1929-1940 - «Мастер и Маргарита»
  • 1933 - «Жизнь господина де Мольера»
  • 1936 - «Иван Васильевич»
  • 1937 - «Театральный роман»
Первое крупное произведение Михаила Булгакова – роман «Белая ». Действие романа происходит в Киеве в 1918 году. Хотя Булгаков описывает события гражданской войны, но она является лишь фоном о доме, так похожем на родной дом самого писателя, и о семейных ценностях. Главные герои романа – лучшие представители русской интеллигенции, обреченные на гибель в вихре гражданской войны. Очень красив и поэтичен язык романа, особенно его возвышенно-торжественное начало: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй…» К сожалению, роман «Белая гвардия» так и остался незавершенным. В дальнейшем на его основе Булгаков создал пьесу «Дни Турбиных».

Злая сатира и добрый юмор в произведениях Булгакова

Огромной популярностью у читателя пользуется сатирическая повесть Булгакова «Собачье сердце». Написанная в 1925 году, она впервые была опубликована в СССР лишь в 1987-м. Советская цензура 20-х годов попросту не допускала ее к публикации, слишком жесткой оказалась сатира на «нового человека», рожденного революцией. Сегодняшней популярности повести во многом способствовала экранизация, снятая в 1988 году известным режиссером Владимиром Бортко.

«Театральный роман» пользуется наибольшей популярностью среди представителей творческой интеллигенции, прежде всего – тех, кто имеет непосредственное отношение к театру. Но и для широкого круга читателей роман не менее интересен. Пожалуй, несмотря на свое второе название, «Записки покойника» - это самое смешное произведение писателя. В нем Булгаков рассказал о жизни театрального закулисья и о злоключениях начинающего драматурга, рискнувшего поставить свою первую пьесу. Разумеется, за всем этим легко угадывается история взаимоотношений самого Булгакова и руководства Московского Художественного театра в период работы над спектаклем «Дни Турбиных».

«Мастер и Маргарита» - главная книга писателя

И, наконец, главное произведение писателя – замечательный роман «Мастер и Маргарита». Булгаков работал над ним 11 лет, создав целый мир, раскрывающийся на страницах одной книги. Кажется, что роман объединил в себе все существующие жанры. Здесь есть и сатирические картины московской жизни и быта, и добрый юмор, и библейская мифология, и фантастика, и история любви…

Одним из главных героев романа является сам дьявол, носящий имя Воланд, со своей веселой и опасной свитой. Однако дьявольские силы не несут зла, они, скорее, восстанавливают справедливость, наказывая за грехи и вознаграждая за страдания и добродетели.

В образах Мастера и Маргариты Булгаков, по сути, показал себя – талантливого писателя, не нашедшего понимания у официальной критики, - и свою третью жену Елену Сергеевну – верную, преданную, готовую разделить с любимым человеком любые тяготы жизни и поддерживающую его в творчестве.

Особняком стоят в романе так называемые «библейские главы» - главы из романа, созданного Мастером, где Булгаков представил собственную трактовку событий, произошедших в последние дни земной жизни Иисуса Христа.

Роман «Мастер и Маргарита» так и не был опубликован при жизни автора. Впервые его сокращенный вариант был напечатан в 1966 году. Официальная публикация романа состоялась в 1973 году. С тех пор и по сей день «Мастер и Маргарита» является одним из самых читаемых в России произведений. Он много раз ставился на театральной сцене, а также был экранизирован режиссерами Юрием Карой (1994 год) и Владимиром Бортко (2005 год).

Судьба произведений Михаила Булгакова была нелегкой, многим из них не сразу удалось найти свой путь к читателю, зато сейчас они входят в число самых популярных, любимых и читаемых книг.

«Вечёрка» предлагает вам вспомнить самые известные произведения мастера литературы XX века.

«Белая гвардия» (роман, 1922-1924)

В первом своём романе Булгаков описывает события Гражданской войны в конце 1918 года. Действие книги происходит в Киеве, в частности, в доме, в котором жила семья писателя в то время. Почти у всех персонажей есть прототипы - родственники, друзья и знакомые Булгаковых. Несмотря на то, что рукописи романа не сохранились, поклонники романа проследили судьбу многих прототипов персонажей и доказали почти документальную точность и реальность описываемых автором событий.

Часть книги впервые была опубликована в журнале «Россия» в 1925 году. Полностью роман был опубликован через два года во Франции. Мнения критиков разделились - советская сторона критиковала героизацию писателем классовых врагов, эмигрантская – лояльность по отношению к власти.

В 1923 году Булгаков писал: «Смею уверить, это будет такой роман, от которого небу станет жарко…». Книга послужила источником для пьесы «Дни Турбиных» и нескольких киноэкранизаций.

«Дьяволиада» (повесть, 1923)

В «повести о том, как близнецы погубили делопроизводителя» Булгаков раскрывает проблему «маленького человека», ставшего жертвой советской бюрократической машины, которая в воображении делопроизводителя Короткова ассоциируется с дьявольской силой. Не сумев справиться с демонами бюрократии, уволенный с работы служащий сходит с ума. Впервые повесть была опубликована в альманахе «Недра» в 1924 году.

«Роковые яйца» (повесть, 1924)

1928 год. Гениальный зоолог Владимир Ипатьевич Персиков обнаруживает удивительный феномен стимулирующего воздействия света красной части спектра на эмбрионы - организмы начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем «оригиналы». Есть только один минус – такие особи отличаются агрессивностью и способностью к стремительному размножению.

После того, как по всей стране проходит куриный мор, один совхоз во главе с человеком по фамилии Рокк решает использовать открытие Персикова для восстановления поголовья кур. Рокк забирает у профессора камеры-облучатели, однако, в результате ошибки, к нему вместо куриных попадают крокодильи, страусиные и змеиные яйца. Вылупившиеся пресмыкающиеся беспрестанно размножаются - сметая все на своем пути, они движутся к Москве.

Сюжет книги перекликается с написанным в 1904 году романом Герберта Уэллса «Пища богов», в котором учёные изобретают порошок, вызывающий значительный рост животных и растений. Эксперименты приводят к появлению в Англии нападающих на людей гигантских крыс и ос, позже к ним присоединяются гигантские растения, куры и люди-великаны.

По мнению филолога Бориса Соколова, прототипами профессора Персикова могли быть знаменитый биолог Александр Гурвич и вождь мирового пролетариата Владимир Ленин .

В 1995 году режиссёр Сергей Ломкин снял по мотивам повести одноименный фильм, в котором задействовал персонажей из романа «Мастер и Маргарита» - кота Бегемота (Роман Мадянов) и самого Воланда (Михаил Козаков). Роль профессора Персикова с блеском исполнил Олег Янковский .

«Собачье сердце» (повесть, 1925)

1924 год. Выдающийся хирург Филипп Филиппович Преображенский достигает фантастических результатов в области практического омоложения и задумывает небывалый эксперимент - операцию по пересадке собаке человеческого гипофиза. В качестве подопытного животного профессор использует бездомного пса Шарика, а донором органов становится погибший в драке вор Клим Чугункин.

Постепенно у Шарика вытягиваются конечности, выпадает шерсть, появляется речь и человеческий облик. Вскоре профессору Преображенскому придётся горько сожалеть о содеянном.

Многие булгаковеды придерживаются мнения, что писатель изобразил в книге Сталина (Шариков), Ленина (Преображенский), Троцкого (Борменталь) и Зиновьева (ассистентка Зина). Кроме того, считается, что в этой повести Булгаковым были предсказаны массовые репрессии 1930-х годов.

В 1926 году, при проведении в квартире у Булгакова обыска, рукописи «Собачьего сердца» были изъяты и возвращены автору только после ходатайства Максима Горького.

В 1976 году итальянский режиссёр Альберто Латтуада снял одноименный фильм с Максом фон Зюдовым в роли профессора Преображенского, однако особой популярности он не имел. Совсем иная судьба ожидала .

Отрывок из фильма "Собачье сердце" (1988)

«Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940)

Сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, притча, миф… иногда кажется, что эта книга объединяет в себе все возможные и невозможные жанры.

Сатана, представившийся как Воланд, странствует по миру с целями, одному ему известными, время от времени останавливаясь в разных городах и селениях. Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву 1930-х годов - место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога, отрицают существование в истории Иисуса Христа.

Всех, кто входит в контакт с Воландом, преследуют наказания за свойственные им грехи: взяточничество, пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость и т.д.

Мастер, написавший роман о Понтии Пилате, пребывает в сумасшедшем доме, куда его привела жёсткая критика со стороны современников-литераторов. Его любовница Маргарита мечтает только об одном - найти Мастера и вернуть его. Надежду на исполнение этой мечты даёт Азазелло, но для её осуществления Маргарита должна оказать Воланду одну услугу.

В первой редакции романа содержалось детальное описание примет «незнакомца» (Воланда) длиной 15 рукописных страниц. В ранних редакциях романа персонажа звали Астарот. В 1930-х годах титул «мастер» в советской публицистике и газетах прочно закрепился за Максимом Горьким.

По сообщению вдовы писателя, Елены Сергеевны, последними словами Булгакова о романе «Мастер и Маргарита» перед смертью были: «Чтобы знали… Чтобы знали».

При жизни автора «Мастер и Маргарита» не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Роман приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции и вплоть до официальной публикации (в 1973 году) распространялся в перепечатанных вручную копиях. Елена Сергеевна в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.

Огромной популярностью пользовались спектакли по мотивам романа, поставленные и Валерием Беляковичем, также были сняты фильмы Анджея Вайды и Александра Петровича и телесериалы Юрия Кары и .

Отрывок из фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита" (1994)

«Театральный роман» («Записки покойника») (1936-1937)

Неоконченный роман, написанный от имени некоего писателя Сергея Леонтьевича Максудова, рассказывает о театральном закулисье и писательском мире.

Работа над книгой была начата 26 ноября 1936 года. На первой странице рукописи Булгаков обозначил два названия: «Записки покойника» и «Театральный роман», причем первое было дважды подчёркнуто автором.

Большинство исследователей считает роман самым смешным произведением Булгакова. Создавался он с необычайной лёгкостью: на одном дыхании, без черновиков, набросков и каких-либо исправлений. Елена Сергеевна вспоминала, что пока она, по возвращении Михаила Афанасьевича вечером из Большого театра, накрывала ужин, он садился за свой письменный стол и писал несколько страниц, после чего выходил к ней необыкновенно довольный, потирая руки от удовольствия.

«Иван Васильевич» (пьеса, 1936)

Инженер Николай Тимофеев делает в квартире в Москве машину времени. Когда к нему заходит управдом Бунша, инженер поворачивает ключ в аппарате, и стена между квартирами исчезает, обнаруживая сидящего в квартире соседа Шпака вора Жоржа Милославского. Тимофеев открывает портал во времена Москвы XVI века. Испугавшись, Иван Грозный бросается в современность, а Бунша и Милославский попадают в прошлое.

Началась эта история в 1933 году, когда Булгаков договорился с мюзик-холлом о написании «весёлой пьесы». Первый её текст назывался «Блаженство» - в нём машина времени уходила в коммунистическое будущее, а Иван Грозный появлялся лишь в эпизоде.