К какому типу кукол относится петрушка. Театр Петрушки: описание, история, репертуар и интересные факты

Мастер – класс по рукоделию: Перчаточная кукла Петрушка в технике папье-маше

Чупракова Ольга Ивановна, педагог дополнительного образования
Описание. Кукольный театр- одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки – только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенное все возможно.

Кукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку - самый распространенный и простой в изготовлении и управлении тип кукол для кукольного театра, доступный для детей, что послужило поводом для разработки настоящего мастер – класса.
Данная разработка представляет собой пособие по организации и проведению мастер – класса с учащимися творческих объединений учреждений дополнительного образования, общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования, учителей, реализующих программы по кукольному театру.
Перед проведением данного мастер – класса, необходимо предварительно провести беседу о видах кукол для кукольного театра, истории перчаточной куклы, показать сценку с использованием перчаточных кукол изготовленных в этой технике старшими учащимися.
Эта техника изготовления перчаточной куклы менее трудоемкая,(чем предлагается во многих источниках: изготовление формы из пластилина, обклеивание бумагой, разрезание и склеивание), куклы получаются крепкими и легкими, поэтому их можно использовать неоднократно, меняя только костюм. С данной методикой вполне могут справиться учащиеся 3-4 класса, которые занимаются в творческом объединении кукольный театр первый год.
Данный мастер – класс целесообразно проводить в два этапа, т.к. необходимо время для просушки деталей изделия, оптимальный курс - 2 дня.
Цель: изготовление перчаточной куклы «Петрушка» для кукольного театра
Задачи: Образовательные:
- знакомство с историей возникновения куклы Петрушка;
- формирование художественных навыков при изготовлении кукол.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа к театру.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, воображения, фантазии;
- развитие интереса к творчеству, театру.

Ход занятия

В. Берестов «Рука – артистка».
Превращается рука
То в котёнка, то в щенка.
Чтоб рука артисткой стала
Нужно очень, очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке.
В ходе нашего мастер – класса вы познакомитесь с приемами создания театральной куклы из подручных материалов, изготовите своими руками перчаточную куклу, отгадайте какую:
Мой красивый колпачок
Сдвинут лихо на бочок.
Я забавная игрушка,
А зовут меня… (Петрушка)
Ну, конечно же, Петрушка.
История Петрушки.
Именно с Петрушки начал свое существование кукольный театр на Руси. Первый кукольный театр появился на свет, очень давно, еще в Древнем Риме. Главным героем его представлений стал веселый, неунывающий Пульчинелла. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появились и в других странах. Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель, а в Англии – Панч, в Турции – Карагёз, а в Германии – Гансвурст.

По характеру, смелости, дерзости, насмешливости все они – родственники нашего Петрушки. То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и ширмы убирали. Но, на завтра, Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и кукла снова дерзко и смело, во весь голос выражала тайные мысли собравшихся зрителей.
Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированные черты лица. Большие глаза и огромный нос с горбинкой, Петрушке достались от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки – улыбка, однако это не так, будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале.
Мы же с вами сделаем доброго, веселого Петрушку. Кукла состоит из двух частей: головы и туловища (перчатки, от этого кукол и называют перчаточными).
Голову будем делать из папье – маше. Папье – маше, в переводе с французского, означает «жеваная бумага» - это легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон), обычно с добавлением клеящих веществ.
Инструменты и материалы , необходимые для работы:


Для головы: тара от яиц, клей ПВА, газеты, малярный скотч. Для окраски: водоэмульсионная краска для грунтовки, акриловые краски, кисти, картон, степлер, клеевой пистолет.
Для туловища (перчатки): ткань (флис розового цвета для ладошек, для костюма - двух разных цветов), нитки, ножницы, иглы, пряжа для волос, выкройки (см. приложение №1), схема куклы (см. приложение №2).
Подготовка массы папье – маше.


Измельчаем яичную тару, складываем в емкость, заливаем горячей водой, оставляем на 10 минут для размягчения,после чего разминаем массу руками, пока она не примет кашеобразное состояние.
Затем процеживаем через марлю, отжимая лишнюю воду. Добавляем клей ПВА из расчета: 3 части массы, 1 часть клея, хорошо перемешиваем.


Рассмотрев схему куклы,мы видим, что в голове должно быть углубление для пальца, поэтому необходимо изготовить одну патронку для головы и две- для рук(см. приложение №3). Для этого полоску картона шириной равной длине указательного пальца оборачиваем вокруг пальца и закрепляем степлером или клеем.


Лепка головы.
Сминаем газету и оборачиваем патронку не туго, формируя шар (достаточно двух газет), закрепляем газету малярным скотчем.



Обклеиваем массой заготовку, приглаживая пальцами.
Прикладываем дополнительно кусочки массы на лоб, нос, щеки, подбородок и губы. Для глаз делаем углубления пальцами.


Разглаживаем всю заготовку. Оставляем для просушки на 2 дня, вставив в патронку палочку.


Пошив костюма
Инструктаж по технике безопасности
Приступаем к изготовлению туловища – перчатки.
Для этого на бумаге обводим руку, подогнув средний и безымянный палец.


Измеряем окружность головы, делим пополам (26:2), рисуем треугольник со стороной 13 см, вырезаем выкройки.
Раскладываем выкройки на ткани, сложенной вдвое (один слой одного, второй -другого цвета).



Обводим выкройки и вырезаем. Детали туловища разрезаем пополам и раскладываем, совмещая половинки разных цветов. Сшиваем детали петельным швом.



Рисуем ладошку – рукавичку, по запястью костюма на бумаге. Вырезаем выкройку. Обводим выкройку на розовой ткани, вырезаем и сшиваем петельным швом.


Вкладываем в ладошки по кусочку синтепона и вставляем патронки, закрепляя клеевым пистолетом. Приклеиваем ладошки к костюму.


Роспись головы.
Грунтуем голову куклы водоэмульсионной краской. Даем просохнуть, тем временем разводим краску телесного цвета (белый+красный+желтый) и покрываем заготовку.



Намечаем место для глаз, рисуем глаза, брови, губы кисточкой, при помощи поролона румяним щеки.


И нам уже улыбается веселый Петрушка!
Изготовление волос
Для волос нитки наматываем на картонную рамку и прошиваем посередине.


Снимаем с рамки, разрезав по краю. Приклеиваем волосы по окружности головы.



Соединение деталей
Приклеиваем шапочку и туловище клеевым пистолетом.


Можно дополнительно украсить костюм пуговицами, шапочку кисточкой.
Наш Петрушка готов к выступлению!

Заключение
В этой технике можно изготавливать различные персонажи для кукольных спектаклей.

Всегда считалось, что Петрушка ведет свою родословную от Пульчинеллы, но его характер и проделки оказались настолько близки нашему народу, что об итальянском происхождении скоро забыли и веселый Петрушка стал русским народным кукольным героем.

А недавно прошел слух о том, что Петрушка появился на свет раньше, чем Пульчинелла. Последние археологические находки под Новгородом якобы доказывают, что петрушечный театр существовал в России еще в пятнадцатом веке. До сих пор мы имели точные исторические сведении лишь о петрушечниках семнадцатого века. Какие еще сюрпризы готовят нам носатые братцы-насмешники?

В семнадцатом веке кукольные представления с Петрушкой пользовались большой популярностью. Их разыгрывали бродячие актеры-скоморохи. О том, как это происходило, можно прочитать в книге немецкого посла в России Адама Олеария: «Комедианты завязывают себе вокруг тела одеяло и расправляют его вверх вокруг себя, изображая таким образом переносной театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить кукольные игры». Там же виден рисунок автора, на котором изображен скоморох с Петрушкой во время выступления. Это первое историческое документальное упоминание о российском кукольном театре. Оно относится к 1636 году.

Сначала у Петрушки было несколько имен. Его называли Петром Ивановичем (Петровичем) Уксусовым, Самоваровым или Ванькой Ратотуем, а на Украине - Ванькой Ру-тю-тю. Но со временем все эти имена забылись - победил Петрушка.

Петрушка представлял собой перчаточную куклу в красном кафтане и бархатных шароварах. На голове у него был красный колпак с кисточкой. Лицом, поведением и манерой разговаривать Петрушка очень походил на Панча, Пульчинеллу и прочих «заграничных братцев». Он унаследовал «фамильный» нос, большой веселый рот и торопливый писклявый говорок. Можно сказать, что он не говорил, а верещал.

Это достигалось при помощи специального приспособления - пищика. Актер брал пищик в рот и говорил через него. Конечно, от этого речь Петрушки казалась неразборчивой. Выручал шарманщик, вместе с которым в более поздние годы кукольник вел представление. Шарманщик нарочно переспрашивал Петрушку, заставляя его повторять неразборчивые фразы.

В народной комедии о Петрушке были несколько традиционных персонажей: его невеста - румяная и веселая толстушка, доктор в огромных очках, городовой (полицейский), поп и черт. Суть любой сценки была в том, что Петрушка легко, весело и смешно побеждал своих врагов, которые были в то же время врагами его зрителей. Он неизменно наказывал зло и утверждал справедливость. Не удивительно что он оставался первейшим любимцем публики на протяжении не только многих лет, но и веков.

И веселой куклой восхищался не только простой народ. О нем с восторгом писали М.Горький и Ф.Достоевский. Н.Некрасов описывал представление с Петрушкой в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Композитор И.Стравинский написал балет «Петрушка». А главное - сатирические народные представления с неунывающим Петрушкой дали начало русскому театральному искусству.

Но потом наступили тяжелые времена. Артистов театра Петрушки стали преследовать власти. Ведь Петрушка и его человеческие друзья не умели «прикусывать язычок» и на всю ярмарку, улицу или площадь «резали правду-матку», то есть говорили, - а точнее, верещали - обо всех глупостях, несправедливостях и прочих безобразиях, которые творились людьми, имеющими власть. Петрушечников пытались заставить замолчать, пряча в тюрьмы, за железные решетки. И русский народ официально надолго остался без своего веселого героя.

Все люди хотя бы раз в жизни бывали в детстве в кукольном театре, или смотрели кукольные представления по телевизору. Главными персонажами таких спектаклей являются куклы. Они очень многообразны. Но главный народный кукольный герой, и по сей день - Петрушка. Его появление на Руси неясно, но уже в 1609 году, когда зарождались первые кукольные театры, он был главным персонажем действий. Его полное имя Петр Петрович Уксусов.

Но некоторые историки, изучающие кукольный театр, считают, что его звали «Ванька Рататуй», и относят происхождение этой куклы к Франции. Корни Петрушки на самом деле исходят из заморских стран, т.к. он был всегда одет на «зарубежный манер»: красная рубашка, холщевые штаны и колпак с бубенчиками. Внешность у него тоже не русская, большие руки и голова, большие глаза и огромный нос с горбинкой. Голос его тоже был необычен.
Прототипом Петрушки является настоящий человек, историческое лицо, любимый шут Российской императрицы Анны Иоанновны, которого звали его Пьетро Педрилло. Был он сыном итальянца и приехал в Петербург в качестве придворного музыканта. Но в скорости у него случился инцидент с придворными императрицы, и один из ее фаворитов, предложил ему стать придворным шутом. На этом поприще итальянец и сделал карьеру, что помогло ему войти в историю. Он обладал умом и остроумием, что очень нравилось императрице. Она его щедро вознаграждала, и после ее смерти Пьетро Педрилло уехал назад в Италию, будучи богатым человеком. Среди придворных у него были разнообразные клички, одна из которых и была «Петрушка», что и послужило рождению русской куклы, ставшей народным персонажем кукольных театров.
Петрушка изображал глуповатого персонажа, но за этим прослеживался острый ум. Он был задира, острослов, драчун, который всех и всегда побеждал. В его лице высмеивались все человеческие пороки. В прошлые столетия кукольные представления разыгрывались для простого народа, проходили они прямо на площадях, ярмарках. В них высмеивали правителей, власти и всех, кто пренебрежительно и несправедливо относился к людям. Петрушка побеждал всегда и богатых, и полицию, и попов, и даже смерть. Народ видел в нем себя, и это помогало ему верить в то, что несправедливость можно побороть.
Вначале ХХ века образ Петрушки начал меняться. Сначала происходили гонения на актеров - кукольников, а позже, с началом войны, народу стало не до развлечений. И актеры стали играть для детей. С тех пор Петрушка стал пай - мальчиком. Образ его изменился навсегда.

Галина Морозова

Конспект комплексного занятия на тему «Веселый Петрушка »

Составила и провела : Морозова Галина Викторовна

Место проведения занятия : МДОУ детский сад комбинированного вида №25 «Теремок» города Волжска Республики Марий Эл

Предмет : Изобразительная деятельность в детском саду - художественное конструирование в технике оригами , декоративное рисование.

Возраст детей : подготовительная группа детского сада – 6 – 7 лет.

Алгоритм продолжительности занятия по времени :

1 занятие - 40 минут .

Организационный момент – 2 минуты.

Презентация «Петрушки разных стран » - 3 минуты.

Дидактическая игра «Подбери заплатку» - 3 минуты.

Рассматривание пооперационной карты складывания игрушки «Петрушки » способом оригами - 2 минуты.

Пальчиковая гимнастика «Колпачок» - 1 минута.

Складывание поделки - игрушки Петрушки - 10 минут .

Физкультурная минутка «Веселые Петрушки » - 2 минуты.

Декоративной украшение костюма Петрушки – 15 минут .

Анализ работ – 2 минуты.

Материалы к занятию :

Дидактический материал : технологии ТСО компьютерная мультимедийная презентация на тему «Петрушки разных стран и народов» - 12 слайдов, пооперационная карта поэтапного складывания игрушки Петрушки .

Раздаточный материал : Дидактическая игра «Подбери заплатку» , квадратные листы бумаги 15х15 или 20х20, заготовки вырезанные из бумаги - розовых ладошек и париков – коричневые, рыжие, черные, желтые, коробки для работ по оригами, клей карандаш, фломастеры, ножницы.

Методы и приемы использованные на занятии :

Информационно– рецептивный метод,

Словесный метод,

Наглядный метод,

Практический метод,

Игровой метод.

В занятие включены : организационный момент, художественное слово, загадка, презентация «Петрушки разных стран » , дидактическая игра, пальчиковая игра, физкультурная минутка, анализ детских работ, сюрпризный момент.

Цель : Познакомить детей с русской театральной перчаточной игрушкой Петрушкой , обогатить знания детей, знакомя с петрушками разных стран и народов.

Задачи :

Обучающие задачи :

Учить складывать новую поделку в технике оригами, складывая квадрат в разных направлениях, используя при работе знакомые базовые формы – треугольник и воздушный змей, четко выполняя инструкции педагога;

Закрепить навыки декоративного украшения готовой поделки разнообразными узорами и марийскими национальными орнаментами, использовать сочетание ярких, красочных цветов для создания выразительного образа игрушки.

Развивающие задачи :

Развивать конструктивное мышление , глазомер, фантазию, воображение.

Воспитательные задачи :

Воспитывать аккуратность, стремление помогать товорищу.

Словарь :

Существительные : Петрушка , скоморох, шут, театр, кукловод, перчаточные куклы, одежда, узоры.

Прилагательные : красивый, озорной, смешной, веселый , нарядная, разноцветная, пестрая, декоративные, растительные.

Глаголы : играет, веселит , шутит, смешит, выступает.

Предварительная работа :

Чтение сказок, игры в разнообразные виды театра, разучивание дразнилок, скороговорок, пословиц.

Пословицы

Что скоморошья жена, всегда весела .

Смех – что волынку надул, поиграл да и кинул.

Весел как вешний жаворонок.

Радует, как скоморох на своем гудке.

Скоморох как веник, по избе пляшет.

Отгадывание загадок :

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка ,

А зовут его… Петрушка

Начинаю представленье, зрителям на удивленье,

Громче вы меня зовите, погремушками гремите,

Я веселый , озорной, кто подскажет кто такой… Петрушка

Он в лавры громко бьет,

На праздник всех зовет.

Веселая игрушка , наш добрый другПетрушка

Долго праздника мы ждали, все – то думали, гадали,

Кого бы в гости пригласить, малых деток веселить… Петрушку

Едет парень в красной шапке на серебряной лошадке,

Золотой уздой звенит, во все стороны глядит,

Плеточкою машет, под ним лошадка пляшет… Петрушка

В нем кукольный спектакль играют, в фойе есть для детей буфет.

Но только в зале есть не надо, ни шоколада, ни конфет. Кукольный театр

Беседа «Кто народ веселил » - скоморохи, шуты, петрушки

Энциклопедическая информация об объекте : Петрушка это кукла , которую надевают на руку, он герой русского народного кукольного театра. Родина Петрушки - Россия . Кукольный театр одно из самых любимых зрелищ детей, он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Наиболее распространённый у нас вид кукольного театра - это театр петрушек или просто кукольный театр. Петрушка , по имени которого называются куклы, хвастливый, развязный весельчак , с длинным носом, с дубинкой в руках, смелый и веселый забияка , который не прочь подраться. Он грозит палкой, задирается, над всеми насмехается, корчит рожи и прыгает. Он одет в красную рубаху, на голове яркий колпак с бубенчиками и кисточками. Его громкий клич когда-то разносился по дворам, ярмаркам и площадям. А сегодня Петрушку можно встретить на сцене кукольного театра. Сценой в театре петрушек служит ширма . Кукловоды, спрятанные за ширму, управляют куклами и говорят за них. Театр петрушек имеет свою историю , лет за 300 до Октябрьской революции бродячие петрушечники ходили по городам и сёлам, пронзительным голосом собирали около ширмы толпы народа, приглашая посмотреть их незатейливое представление. Репертуар театра петрушек не отличался разнообразием, в различных вариантах показывалась одна и та же комедия о том, как Петрушку брали в солдаты , как он притворялся больным, как он покупал у цыгана лошадь и как он женился. Но в основной текст кукольники вставляли реплики и небольшие интермедии на злободневные темы, остро и едко высмеивали местные власти, царское правительство, полицию и духовенство. Простые приёмы театра петрушек , живая, выразительная игра маленьких актёров, несложные сценки, проникнутые народным юмором, всё вместе взятое представляло весёлое, близкое и понятное широким массам зрелище. Куклы умели посмешить и позабавить народ, посочувствовать горестям людей, порадоваться их удачам. Театр петрушек приобрёл большой успех и скоро стал излюбленным народным увеселением , без которого не проходила ни одна ярмарка, ни один праздник.

Театральные куклы марионетки

Клоун и лошадка прожили долгую театральную и музейную жизнь. Они были сделаны в прошлом веке неизвестными талантливыми мастерами и вместе с другими куклами театра Петрушки «выступали» на народных гуляниях в Москве. В начале 1920 – х годов театр марионеток был приобретен музеем игрушки. Сегодня это ценнейшие его экспонаты. Каждая кукла в театре Петрушки – характерный традиционный образ. Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. На протяжении нескольких столетий Петрушка , в красном колпаке, в красной рубахе, оставался любимым героем русских людей. Сюжет спектакля был всегда одним и тем же, но со временем в представлении появлялись новые герои, новые шутки, новые анекдоты. Сюжет представления прост. На сцене несколько кукол : лошадь, Петрушка и Цыган .

Всего у кукольников было более двадцати сцен, и в каждой непременно играл Петрушка – он же Пётр Иванович Уксусов, он же Пётр Петрович , Самоваров, Ваня, Ванька Рататуй, Ванька Ру-тю-тю, Иван Иванович Гуляка - «кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В. Даль)

Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и появлялся Петрушка в шутовском комзольчике и в высоком колпаке с кисточкой. Он размахивал руками, кланялся во все стороны, пронзительно верещал, бил в медную тарелку, плясал, балагурил с публикой. В одних сценах Петрушка встречался с невестой Матреной Ивановной, в других обучался солдатскому делу, сражался с чертом или смертью, под одобрительный гомон толпы колотил дубинкой квартального или барина. Обязательным спутником Петрушки был конь . «Не конь, а диво : бежит – дрожит, а упадет, так и не встанет. По ветру без хомута гони в два кнута, летит как стрела и не оглянется. На гору побежит – заплачет, а с горы бежит – скачет, а завязнет в грязи, так оттуда уже сам вези. Отменная лошадь!» - для таких перевоплощений приспособил мастер театрального конька. Игрушка подвижна, ее ножки тщательно вырезаны. Эти живые бегущие ножки с черными копытцами, свободно подвешены к туловищу на проволочках, отвечают малейшему перемещению фигурки. Их движение разнообразно в игре. В ловких руках кукольника лошадка с помощью ниток преображаются. Она то - летает с лихим наездником Петрушкой , то танцует, позванивая колокольчиками и помахивая хвостиком, то садится или ложится, то брыкается, сбросив седока, то медленно плетется, устав веселить публику . Лошадь декоративна, красива. Белая в серых яблоках, украшенная нарядной попоной с золотой бахромой, крутолобая с торчащими кожаными ушками, она близка по образу строю фольклорным сказочным коням.

Ход занятия

Педагог :

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Что ж давайте по порядку загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым и тему занятия назовёт .

Загадка : Наряд его пестрый, колпак острый,

Шутки смех, веселят всех !

Он – веселая игрушка , а зовут его…

Дети : Петрушка .

Из – за ширмы появляется перчаточная кукла Петрушка

(все действия и текст за Петрушку говорит педагог , меняя интонацию своего голоса).

Петрушка : Здравствуйте ребятишки,

Курносые девчушки, задорные мальчишки.

Я Петрушка весельчак – это знает , всяк!

С вами буду я играть и заниматься помогать!

Не один я к вам пришел, а друзей с собой привел.

Петрушек из разных стран .

Хотите с нами познакомится?

Ответы детей

Петрушка : В прошлые годы по городам и селам ходили бродячие кукольники, которые давали представления на ярмарках, базарах и во дворах. Много у меня друзей в разных странах, все они разных национальностей, у каждого свое имя и свой красивый наряд.

Хотите с ними познакомиться?

Ответы детей

Петрушка : Давайте знакомиться?

Я Петрушка – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.

Педагог : Ребята, посмотрите, каков Петрушка ! В красной рубахе, колпак у него с бубенцами и кисточками. Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э – ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра.

Нравится вам такой веселый герой ?

Ответы детей

Детям через проектор показывается компьютерная мультимедийная презентация «Петрушки разных стран и народов» , педагог комментирует слайды за игрушку - Петрушку

Текст слайдов :

Петрушка : «Сначала на свет появился Полишинель. Живет он во Франции. Ему семьсот лет!»

А затем родился - Гиньоль. Его так полюбили, что даже в городе Лионе поставили памятник. Он совсем молоденький - ему двести лет.

Кашпарек, ему более триста лет. Но и сегодня он принимает участие во многих спектаклях чехословацкого кукольного театра.

Пульчинелла родился в солнечной Италии. Он любит шутку и хорошую песню. Он всегда в маске.

Каспеле из Германии, ему много лет, его можно было встретить на ярмарках и площадях, а сейчас на сцене театра.

Герой народных кукольных представлений Палван - Качал, выступает в Иране и других странах Востока.

Англичанин Панч, хитер, проказлив, смел, много смеется.

Храбрый витязь Ласло живет в Венгрии, он готов в любую минуту вступить в бой за правду и справедливость.

И в Марийской Республике у меня есть друг юный Петрушка . Марийские детские писатели Маргарита Фадеева и Анатолий Смирнов написали большую книгу «Приключения Петрушки и его друзей » .

Педагог демонстрирует детям книгу.

В этой книге Петрушка еще совсем юный , но уже очень храбрый - настоящий герой сказки. Издана книга была в 1961 году и сразу понравилась юным читателям, в этом 2011году у нее золотой юбилей 50 лет как ее написали и издали.

1 слайд Презентация «Петрушки разных стран и народов»

2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11слайд 12слайд

Петрушка :

Ребята, понравились вам мои друзья?

Много у меня «родственников» в разных странах?

А вы заметили, какие разные и красивые у всех Петрушек костюмы , разноцветные?

Ответы детей

Петрушка : – крутится, показывая свой костюм, ох – ах, да у меня беда, пока я с вами тут прыгал да играл, где то костюмчик свой порвал, помогите вы друзья, найдите заплатку для моего наряда, а я посмотрю умеете ли вы составлять красивые узоры.

Проводится дидактическая игра «Подбери заплатку»

Цель игры : Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, воображение.

Материал : Карточки размером А-4 с шестью секторами, в каждом секторе свой рисунок в котором есть место пробела в виде геометрической фигуры, геометрические фигуры с узорами.

Ход игры : На столах перед каждым ребенком лежит карточка, дети должны разложить недостающие фигуры «лоскутки» в карточку подбирая их по форме, цвету и узору, если правильно вставить геометрическую фигуру которая украшена подходящим узором в карточку, то узоры совпадают с основным, и получается правильный орнамент.

Дидактическая игра «Подбери заплатку»

Дети выполняют задание

Петрушка : Какие вы мастера? Лихо составили все узоры. За такую работу, вознаграждение требуется, а у меня всегда новые идеи готовы. Научу кА я вас игрушку - Петрушку складывать .

Хотите научиться?

Ответы детей

Петрушка : Тогда посмотрите пооперационную карту, как это надо делать.

Что, сможете смастерить таких Петрушек , ручки то у вас умелые или так себе?

Педагог : Умелые, умелые, еще какие умелые. Сейчас мы тебе своими умелыми пальчиками игру покажем про твой колпачок.

Пальчиковая игра «Колпак»

Сшит колпак, - руки над головой «колпаки»

Да не по – колпаковски – руки опускают в низ.

Надо колпак перекалповать – вращение кистей от себя и к себе.

Да перевыколпаковывать - вращение кистей от себя и к себе.

Петрушка : интересную игру вы знаете, а теперь друзья за работу.

Педагог показывает пооперационную карту и комментирует детям последовательного складывания игрушки

Последовательность изготовления Петрушки

1. Сложим базовую форму «воздушный змей» , согнем квадрат по диагонали, получим фигуру треугольник, развернем его и обе боковые стороны согнем к середине.

2. Перевернем заготовку на обратную сторону, и согнем обе стороны к центру.

3. Получившиеся треугольники расправим вверх, и отогнем полученную заготовку назад посередине получившихся треугольников.

4. Вырежем треугольник, и просунем острый угол, будущего колпачка в отрезанный треугольник.

5. Внизу острый угол надрежем по центру – это будущие ботинки петрушки .

6. Приклеим круглую головку, парик и руки.

Когда работы готовы, наклеивают заготовленные ладошки из бумаги и парики.

Петрушка : Мы сами все веселые и веселим всех вокруг , а вы чего сидите, быстро дружно все встаем играть с вами мы начнем.

Физкультурная минутка «Веселые Петрушки »

Мы веселые Петрушки ,

Мы играем громко слишком.

Все в ладоши хлопаем и ногами топаем.

Надуваем щечки, скачем на носочках.

И друг другу даже, языки покажем.

Оттопырим ушки, колпак на макушке,

Руки к носу поднесу и подпрыгну к потолку.

Шире рот откроем «А» , рожицы состроим.

Как скажу я слово «Три» , все с гримасою замри - дети читают стихотворение и обыгрывают его, выполняя все указанные в нем движения.

Петрушка напоминает детям про свой красивый наряд

Петрушка : Ребята, вы не забыли какие красивые у нас костюмы, пестрые, яркие штаны из двух половинок разного цвета, одна может быть с цветочным рисунком, другая в полоску, клеточку, а рубахи какие нарядные, колпак на голове надо закрасить одним цветом. Вы уж постарайтесь, украсьте костюм разными узорами, ой чуть не забыл и на лице у нас всегда улыбка, мы весельчаки , и глазки наши горят искорками, а еще у нас колпачок с кисточкой.

Педагог выставляет на доске элементы декоративных узоров.

Дети разукрашивают костюмы Петрушкам .

Педагог : предлагает детям собирать все игрушки фигурки Петрушек вместе и проводит анализ занятия используя игровое упражнение «Найди своего Петрушку » , спрашивает, по каким признакам дети узнали своих петрушек .

А что особенного у твоего Петрушки , как ты его узнал?

Если кто из детей затрудняется описать свою игрушку педагог помогает ему : у твоего Петрушки самый - расписной наряд, разноцветная рубаха, пестрый колпак, полосатые штаны, озорной вон как хитро прищурил глазки, веселый у него красивая улыбка, красочный, удивительный.

Петрушка : Дети, вы молодцы какие замечательные друзья появились у меня и в вашем детском саду, мне нравятся ваши Петрушки .

Дети и педагог : Спасибо тебе Петрушка , ты такой веселый всех нас развеселил и позабавил , интересную игрушку складывать научил, чаще приходи к нам в гости, мы тебе всегда рады.

Петрушка : Спасибо и вам ребята, а сейчас вы все закройте глаза а я поглажу по головке того чей Петрушка мне понравился больше всех, только чур не подсматривать.

Петрушка гладит всех детей по голове.

А сейчас откройте все глазки, занятие окончено , на прощанье я дарю вам вкусную конфету, которая называется «Петрушка » .