Роль борменталя в произведении собачье сердце. Cочинение «Спор между доктором Борменталем и профессором Преображенским

Шарик главный персонаж фантастической повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», бездомный пес, которого подобрал и приютил профессор Преображенский. Это вечно голодный, замерший, бездомный пес, который скитается в подворотнях в поисках пищи. В начале повести мы узнаем, что жестокий повар обварил ему бок, и он теперь боится у кого-либо просить еду, лежит у холодной стены и ждет конца. Но вдруг откуда-то доносится запах колбасы и он, не выдержав, следует за ней. По тротуару шествовал загадочный господин, который не только угостил его колбасой, но и пригласил к себе домой. С тех пор, у Шарика началась совершенно другая жизнь.

Профессор хорошо ухаживал за ним, вылечил больной бок, привел в надлежащий вид и кормил по несколько раз в день. Вскоре Шарик стал отворачиваться даже от ростбифа. Остальные жители большой квартиры профессора также хорошо относились к Шарику. Он в ответ готов был преданно служить своему хозяину и спасителю. Сам по себе Шарик был умным псом. Он умел различать на уличных вывесках буквы, точно знал, где магазин «Главрыба» в Москве, где мясные прилавки. Вскоре с ним произошло нечто странное. Профессор Преображенский решил провести на нем удивительный эксперимент по пересадке человеческих органов.

Эксперимент удался, но Шарик после этого стал постепенно принимать человеческий вид и вести себя как прежний хозяин пересаженных органов – погибший в драке вор и рецидивист Клим Григорьевич Чугункин. Так Шарик превратился из доброго и умного пса в невоспитанного хама, алкоголика и дебошира по имени Полиграф Полиграфович Шариков.

«Собачье сердце» характеристика Преображенского

Преображенский Филипп Филиппович центральный персонаж фантастической повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», светило медицины мирового значения, хирург-экспериментатор, достигший замечательных результатов в области омоложения. Профессор живет и работает в Москве на Пречистенке. У него семикомнатная квартира, где он и проводит свои опыты. Вместе с ним проживают домработницы Зина, Дарья Петровна и временно его помощник Борменталь. Именно Филипп Филиппович решился провести уникальный эксперимент на бродячем псе по пересадке человеческого гипофиза и семенников.

В качестве подопытного он использовал бродячего пса Шарика. Результаты его эксперимента превзошли ожидания, так как Шарик стал приобретать человеческий вид. Однако в результате этого физического и психологического очеловечивания Шарик превратился в жуткого грубияна, пьяницу и нарушителя правопорядка. Профессор это связывал с тем, что он пересадил псу органы Клима Чугункина – дебошира, вора-рецидивиста, алкоголика и хулигана. Со временем слухи о собаке, которая превратилась в человека, просочились в свет и творению Преображенского был выдан официальный документ на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Более того, председатель домкома Швондер вынудил Филиппа Филлиповича прописать Шарикова в квартире, как полноценного обитателя.

Шариков выступает полным антиподом профессора, что приводит к неразрешимому конфликту. Когда Преображенский попросил того съехать с квартиры, дело закончилось угрозами револьвером. Ни минуты больше не медля, профессор решил исправить свою ошибку и, усыпив Шарикова, провел вторую операцию, которая вернула собаке доброе сердце и прежний вид.

«Собачье сердце» характеристика Шарикова

Полиграф Полиграфович Шариков – главный отрицательный персонаж повести «Собачье сердце», человек, в которого превратился пес Шарик после операции профессора Преображенского. В начале повести, это был добрый и безобидный пес, которого подобрал профессор. После экспериментальной операции по вживлению человеческих органов, он постепенно принял человеческий вид и вести себя как человек, хоть и аморальный. Его нравственные качества оставляли желать лучшего, так как пересаженные органы принадлежали умершему вору-рецидивисту Климу Чугункину. Вскоре новообращенной в человека собаке дали имя Полиграф Полиграфович Шариков и вручили паспорт.

Шариков стал настоящей проблемой для профессора. Он дебоширил, донимал соседей, приставал к прислуге, выражался нецензурно, вступал в драки, воровал и много пил. В результате стало ясно, что все эти повадки он унаследовал от прежнего хозяина пересаженного гипофиза. Сразу после получения паспорта он устроился на работу заведующим подотделом очистки Москвы от бродячих животных. Цинизм и бездушие Шарикова вынудили профессора провести еще одну операцию по превращению его обратно в пса. К счастью у него сохранился гипофиз Шарика, так что в конце повести Шариков опять стал доброй и ласковой собакой, без хамских повадок.

«Собачье сердце» характеристика Борменталя

Борменталь Иван Арнольдович – один их главных героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», помощник и ассистент профессора Преображенского. Этот юный доктор по натуре принципиально честен и благороден. Он полностью предан своему учителю и всегда готов прийти на помощь. Его нельзя назвать слабохарактерным, так как в нужный момент он умеет проявить твердость характера. Преображенский принял Борменталя в помощники, когда тот был еще студентом на кафедре. Сразу после окончания учебы способный ученик стал ассистентом профессора.

В конфликтной ситуации, возникшей между Шариковым и Преображенским, он принимает сторону профессора и всячески старается защитить его и других персонажей. Шариков когда-то был просто бездомной собакой, которую подобрал и приютил профессор. В целях эксперимента ему были пересажены гипофиз и семенники человека. Со временем собака не просто очеловечилась, но и стала вести себя как человек, как предыдущий хозяин пересаженных органов – вор и рецидивист Клим Чугункин. Когда слух о новом жителе дошел до домкома, Шарику выдали документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова и прописали в квартире профессора.

Борменталь тщательно следил за поведением этого наглого и невоспитанного создания, не гнушаясь даже физической расправы. Ему пришлось на время переехать к профессору, чтобы помочь справляться с Шариковым, которого он в ярости чуть было не задушил. Тогда профессору пришлось провести повторную операцию по превращению Шарикова обратно в собаку.

«Собачье сердце» характеристика Швондер

Швондер второстепенный персонаж повести «Собачье сердце», пролетарий, новый глава домкома. Он сыграл немаловажную роль во внедрении Шарикова в общество. Несмотря на это, автор не дает ему развернутой характеристики. Это – не человек, а общественное лицо, обобщенный образ пролетариата. Все что известно о его внешности, так это то, что на его голове возвышалась густая копна вьющихся волос. Он не любит классовых врагов, к коим относит профессора Пребраженского и всячески это демонстрирует.

Для Швондера самой важной вещью на свете является «документ», то есть бумажка. Узнав, что у Филиппа Филипповича в квартире проживает незарегистрированный человек, он тут же обязывает прописать его и выдать паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Его не волнует, откуда взялся этот человек и то, что Шариков это всего лишь собака, преображенная вследствие эксперимента. Швондер преклоняется перед властью, верит в силу законов, нормативов и документов. Его даже не волнует то, что профессор совершил настоящий переворот в науке и медицине. Для него Шариков – это просто очередная единица общества, жилец квартиры, которого надо поставить на учет.

Доктор неукоснительно придерживается распоряжений профессора. Он благодарен Преображенскому за то, что тот, в свое время, много для него сделал, считает его наставником и восхищается работой. Молодой человек не заискивает перед коллегой и свято верит в безграничные возможности «гения».

Борменталь старается во всем походить на своего учителя. Он с воодушевлением наблюдает за ходом «эксперимента», ведет полную отчетность, радуется любому прогрессу. Когда с Шариковым начинаются первые проблемы, именно доктор «протягивает руку помощи» Преображенскому.

Видя «малодушие» профессора, доктор полностью берет ситуацию под свой контроль, забывая о своей личной жизни. Он периодически показывает Шарикову «свое место», оказывая воздействие на него с помощью грубой физической силы.

Каждый раз выходки «подопытного» выводят доктора из себя. Он понимает всю значимость происходящего, но не в силах совладать с собой в ситуации, когда с каждым днем становится наглее.

Борменталь с рождения наделен повышенным чувством справедливости. Он готов отказаться от «проекта» и избавить профессора от мучений. Однако Преображенский останавливает его и пресекает все разговоры об убийстве. «Чистые руки» Борменталя, а так же собственная репутация априори важнее для ученого.

Однако через некоторое время ситуация с Шариковым совсем выходит из-под контроля. Наглость, развратные действия и алчность «подопытного» переходит границы допустимого и Борменталь становится инициатором «самосуда». Коллегами в срочном порядке принимается решение вернуть «мерзавцу» его изначальное тело.

В отлаженном «механизме» работы профессора Преображенского, есть и часть заслуги доктора Борменталя. Доктор является для него «надежным тылом», опорой и поддержкой в любых начинаниях. Борменталь наделен высокими моральными и духовными ценностями. Он вечный «должник» перед профессором, хотя Преображенский никогда и ничем его не попрекал, а наоборот уважал и ценил его труды и старания.

Вместе коллегам удалось благополучно исправить хирургическим путем прежнюю «ошибку», которая чуть не стала роковой, для каждого из них.

Булгаков не зря сделал образ Борменталя положительным. Ведь в близком окружении Филиппа Филипповича не могло оказаться «лишних» людей. Преображенский подобрал себе команду, которая очень схожа была ему по духу, мыслям и поступкам. Борменталь подходил по всем «параметрам» Преображенскому. Однако доктор никогда не показывал своей значимости в деле, предпочитая всегда оставаться в тени Филиппа Филипповича.

“Филипп Филиппович (...) вышвырнул одним комком содержимое рюмки себе в горло.

— Э... м-м... доктор Борменталь, умоляю вас: мгновенно эту штучку...

Сам он с этими словами подцепил на лапчатую серебряную вилку что-то похожее на маленький темный хлебик. Укушенный последовал его примеру. Глаза Филиппа Филипповича засветились.

— Это плохо? — жуя, спрашивал Филипп Филиппович. — Плохо? Вы ответьте, уважаемый доктор.

— Это бесподобно, — искренно ответил тяпнутый.

— Еще бы... Заметьте, Иван Арнольдович: холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует с закусками горячими. А из горячих московских закусок это — первая. Когда-то их великолепно приготовляли в “Славянском базаре”.


Так чем же, собственно, изволили закусывать водочку профессор и его сотрапезники?
В фильме В.В. Бортко персонажи Булгакова что-то достают маленькими ложечками из кокотниц. По всему там должны были находиться жульен или петушиные гребешки, но никак не «темные хлебики», описанные в книге: «...он с этими словами подцепил на лапчатую серебряную вилку что-то похожее на маленький темный хлебик». Это режиссерское отступление от оригинала дало позже бесчисленное количество поводов для спора в кулинарных кругах.

По всему угадывается, что речь идет об одной из популярных в те времена московской горячей закуске под водку, простой и дешевой, с изысканной вкусовой гаммой. Владимир Гиляровский не раз упоминал о ней в своих описаниях знаменитых Московских трактиров, в частности, трактира И.Я. Тестова: «Еще поднос, на нем тыква с огурцами, жареные мозги дымились на черном хлебе и два серебряных жбана с серой зернистой и блестяще-черной ачуевской паюсной икрой»…

Имелись варианты этой закуски с телячьим головным мозгом, или с телячьим костным. В обоих случаях поджаренный отварной мозг (подсоленный и хорошо перченный) подавался на ржаном хлебушке. В более изысканном обрамлении - у маленькой ржаной булочки срезали верхушку, удаляли мякиш, фаршировали начинкой из мозгов и запекали недолго в печи. Снаружи булочка выходила почти черного цвета, а изнутри пропитывалась изумительным ароматом мозгового жира и черного перца.

Подавался ли «темный хлебик» в шикарном Московском ресторане «Славянский базар», сказать сложно. Сейчас мы можем только поверить на слово Филиппу Филипповичу. В.А. Гиляровский же оставил нам не менее интересные зарисовки об этом культовом заведении общепита конца XIX века, упомянув о знаменитых завтраках «до журавлей». Завтрак длился с 12 до 3 часов дня. Позже приносили запечатанный хрустальный графин, разрисованный золотыми журавлями, в котором был превосходный коньяк, стоивший 50 рублей. Кто платил за коньяк, тот и получал пустой графин на память. А фраза «Завтракали до "журавлей"» - превратилось в пословицу.

Горячая закуска «Темный хлебик»

Продукты
на 6 порций:

Ржаной хлеб «Бородинский»
Говяжьи мозговые кости 500 г
Сливочное масло 30 г
Соль
Черный перец
Зеленый лук

Приготовление:

В подсоленной воде отварить кости, пока костный мозг не начнет свободно отделяться от них (примерно 1 час).

Из хлеба вырезать 6 круглых крутонов толщиной 1,5 см и диаметром 4-5 см каждый.

Круглой чайной ложкой с острыми краями или ножом сделать аккуратные маленькие углубления в центре каждого крутона.

Растопить на сковороде масло и быстро обжарить на нем крутоны с обеих сторон.

Углубления заполнить горячим отваренным костным мозгом. Приправить солью и перцем, посыпать мелко нарезанным зеленым луком. Подавать незамедлительно.


Лучшей закуски под водочку не найти...

Борменталь Иван Арнольдович – один из главных действующих лиц повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”. Доктор Борменталь – помощник, ассистент и друг профессора Преображенского. Он молод, красив, обладает высоким ростом и достаточно крепким телосложением: “Красавец-тяпнутый – он был уже без халата, в приличном черном костюме – передернул широкими плечами.”

Иван Арнольдович умен и хорошо образован. Обладает высокими моральными качествами, принципиально честен и благороден. Он достойный ученик профессора Преображенского, относится к нему большим уважением и восхищен его гением. Через образ доктора Борменталя показан представитель нового поколения интеллигенции.

После проведения эксперимента он восторженно наблюдает за перевоплощением собаки в человека. Однако со временем он начинает замечать в Шарикове стремительно развивающиеся черты Клима Чугункина. Борменталь, со своей стороны, пытается образумить наглеца и защитить профессора:

“Не беспокойтесь, Филипп Филиппович. Я сам. Вы, Шариков, чепуху го-родите, и возмутительнее всего то, что говорите ее безапелляционно и уверенно. Водки мне, конечно, не жаль, тем более, что она не моя, а Филиппа Филипповича. Просто – это вредно. Это раз, а второе – вы и без водки держите себя неприлично.”

По характеру доктор достаточно вспыльчив, решителен и при необходимости способен применить силу. Он более остро реагирует на хамское и агрессивное поведение Шарикова.

“…Быть тише воды, ниже травы. В противном случае за каждую безобразную выходку будете иметь со мною дело. Понятно?”

Борменталь предан своему учителю и готов прийти на помощь в самой рис-кованной ситуации, не взирая на последствия.

“Тогда вот что, дорогой учитель, если вы не желаете, я сам на свой риск покормлю его мышьяком. Черт с ним, что папа судебный следователь. Ведь, в конце концов, это ваше собственное экспериментальное существо.”

(3 оценок, среднее: 3.33 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Все люди в чем-то похожи друг на друга, но каждый обладает тем, что делает его уникальным и исключительным человеком. Индивидуальность...
  2. Действие повести Булгакова "Собачье сердце" происходит в Москве. Зима 1924/25 года. В большом доме на Пречистенке живет и ведет прием...
  3. Одним из фундаментальных произведений М. А. Булгаков а, характеризующих общественный строй страны, является повесть “Собачье сердце” с характерной для автора...

Повесть Михаила Булгакова «Собачье Сердце», написанная в 1925 году в Москве, является филигранным образцом острой сатирической фантастики того времени. В нем автор отразил свои идеи и убеждения по поводу того, нужно ли человеку вмешиваться в законы эволюции и к чему это может привести. Затронутая Булгаковым тема, остается актуальной и в современной реальной жизни и никогда не перестанет тревожить умы всего прогрессивного человечества.

После публикации повесть вызвала много толков и неоднозначных суждений, ведь она отличалась яркими и запоминающимися характерами главных персонажей, неординарным сюжетом, в котором фантастика тесно переплеталась с реальностью, а также неприкрытой, резкой критикой Советской власти. Данное произведение пользовалось большой популярностью в среде диссидентов в 60-х годах, а после переиздания в 90-х вообще признано пророческим. В повести «Собачье сердце» хорошо просматривается трагедия русского народа, который разделен на два враждующих лагеря (красные и белые) и в этом противостоянии должен победить только один. В своей повести Булгаков раскрывает читателям сущность новых победителей — пролетариев-революционеров, и показывает что ничего хорошего и достойного создать они не могут.

История создания

Данная повесть является заключительной частью ранее написанного цикла сатирических повестей Михаила Булгакова 20-х годов, таких как «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Булгаков начал писать повесть «Собачье сердце» в январе 1925 года и закончил её в марте того же года, изначально она предназначалась для публикации в журнале «Недра», однако не прошла цензуру. И все такие её содержание было известно московским любителям литературы, потому что Булгаков читал её в марте 1925 года на «Никитском субботнике» (литературный кружок), позже её переписывали от руки (так называемый «самиздат») и таким образом распространяли в массы. В СССР повесть «Собачье сердце» впервые была опубликован в 1987 году (6-ой номер журнала «Знамя»).

Анализ произведения

Сюжетная линия

Основой для развития сюжета в повести служит история неудачного эксперимент профессора Преображенского, решившего превратить бездомную дворнягу Шарика в человека. Для этого он пересаживает ему гипофиз алкоголика, тунеядца и дебошира Клима Чугункина, операция проходит успешно и на свет появляется абсолютно «новый человек» — Полиграф Полиграфович Шариков, который по задумке автора является собирательным образом нового советского пролетария. «Новый человек» отличается грубым, наглым и лживым характером, хамской манерой поведения, весьма неприятной, отталкивающей внешностью, и у интеллигентного и воспитанного профессора с ним часто возникают конфликты. Шариков, для того чтобы прописаться в квартире профессора, (на которую как он считает он имеет полное право) заручается поддержкой единомышленника и идейного учителя, председателя домового комитета Швондера, и даже находит себе работу: занимается отловом бродячих кошек. Доведенный до крайности всеми выходками новоявленного Полиграфа Шарикова (последней каплей был донос на самого Преображенского), профессор решает вернуть все как было, и превращает Шарикова обратно в собаку.

Главные герои

Главными героями повести «Собачье сердце» являются типичные представители московского общества того времени (тридцатые года ХХ века).

Один из основных действующих персонажей, находящийся в центре повествования — профессор Преображенский, известный ученый с мировым именем, уважаемый в обществе человек, придерживающийся демократических взглядов. Он занимается вопросами омолаживания человеческого организма посредством пересадки органов животных, и стремится оказать помощь людям, при этом, не нанося им никакого вреда. Профессор изображен как солидный и уверенный в себе человек, имеющий определенный вес в обществе и привыкший жить в роскоши и достатке (у него большой дом с прислугой, среди его клиентов бывшие дворяне и представители высшего революционного руководства).

Являясь культурным человеком и обладая независимым и критическим складом ума, Преображенский открыто выступает против Советской власти, называя пришедших к власти большевиков «пустобрехами» и «бездельниками», он твердо уверен, что бороться с разрухой нужно не террором и насилием, а культурой, и считает что единственный способ общения с живыми существами это ласка.

Проведя эксперимент над бродячим псом Шариком и превратив его в человека, и даже попытавшись привить ему элементарные культурные и нравственные навыки, профессор Преображенский претерпевает полнейшее фиаско. Он признает что его «новый человек» получился совсем никудышным, не подается воспитанию и учится только плохому (главный вывод Шарикова после проработки советской пропагандисткой литературы — нужно все делить, причем делая это методом грабежа и насилия). Ученый понимает, что нельзя вмешиваться в законы природы, потому что такие эксперименты ни к чему хорошему не приводят.

Молодой помощник профессора доктор Борменталь, очень порядочный и преданный своему учителю человек (профессор в свое время принял участие в судьбе нищего и голодного студента и тот ему отвечает преданностью и благодарностью). Когда Шариков дошел до предела, написав донос на профессора и украв пистолет, хотел пустить его в ход, именно Борменталь проявил твердость духа и жесткость характера, приняв решение превратить его обратно в собаку, в то время когда профессор еще колеблется.

Описывая с положительной стороны этих двух врачей, старого и молодого, подчеркивая их благородство и чувство собственного достоинства, Булгаков видит в их описании себя и своих родственников-врачей, которые бы во многих ситуациях поступили бы точно также.

Абсолютными противоположностями этим двум положительным героям выступают люди нового времени: сам бывший пес Шарик, ставший Полиграф Полиграфовичем Шариковым, председатель домового комитета Швондер и другие «жилтоварищи».

Швондер представляет собой типичный образчик члена нового общества, целиком и полностью поддерживающего Советскую власть. Ненавидя профессора как классового врага революции и задумав получить часть жилплощади профессора, он использует для этого Шарикова, рассказывая ему о правах на квартиру, делая ему документы и подталкивая его к написанию доноса на Преображенского. Сам, являясь человеком недалеким и необразованным, Швондер пасует и тушуется в разговорах с профессором, и от этого ненавидит его еще сильнее и прикладывает все усилия, чтобы насолить ему как можно больше.

Шариков, донором, для которого стал яркий среднестатистический представитель советских тридцатых годов прошлого века, алкоголик без определенной работы, трижды судимый люмпен-пролетариат Клим Чугункин, двадцати пяти лет отроду, отличается вздорным и наглым характером. Как и все простые обыватели, он хочет выбиться в люди, вот только учиться чему либо или прикладывать для этого какие-либо усилия он не хочет. Ему по душе быть невежественным разгильдяем, драться, материться, плеваться на пол и постоянно нарываться на скандалы. Однако, не учась ничему хорошему, плохое он впитывает как губка: быстро учится писать доносы, находит работу себе по «душе» - убивать кошек, извечных врагов собачьего рода. Причем показывая насколько безжалостно он расправляется с бездомными котами, автор дает понять, что точно также Шариков поступит и с любым человеком, ставшим между ним и его целью.

Постепенно нарастающая агрессия, наглость и безнаказанность Шарикова, специально показана автором, для того чтобы читатель понял насколько эта зарождающаяся в 20-х годах прошлого века «шариковщина», как новое социальное явление послереволюционного времени, страшна и опасна. Такие Шариковы, встречающиеся в советском обществе сплошь и рядом, особенно стоящие у власти, представляют настоящую угрозу для общества, особенно для интеллигентных, умных и культурных людей, которых они люто ненавидят и пытаются их всячески уничтожать. Что впрочем и произошло в дальнейшем, когда во время сталинских репрессий был уничтожен цвет российской интеллигенции и военной элиты, как это и предсказывал Булгаков.

Особенности композиционного построения

В повести «Собачье сердце» соединено сразу несколько литературных жанров, в соответствии с фабулами сюжетной линии её можно отнести к фантастическому приключению по образу и подобию «Острова доктора Моро» Герберта Уэллса, в котором также описаны эксперимент по выведению гибрида человека и животного. С этой стороны повесть можно отнести к активно развивающемуся в то время жанру научной фантастики, яркими представителями которого были Алексей Толстой и Александр Беляев. Однако под поверхностным слоем научно-приключенческой фантастики на поверку оказывается острая сатирическая пародия, аллегорически показывающая всю чудовищность и несостоятельность того масштабного эксперимента под названием «социализм», который проводила Советская власть на территории России, пытаясь террором и насилием создать «нового человека», родившегося из революционного взрыва и насаждения марксистской идеологии. Что из этого получится, как раз очень наглядно продемонстрировал Булгаков в своей повести.

Композиция повести состоит из таких традиционных частей как завязка — профессор видит бездомного пса и решает привести его домой, кульминация (здесь можно выделить сразу несколько моментов) - проведение операции, визит домкомовцев к профессору, написание Шариковым доноса на Преображенского, его угрозы с применением оружия, решение профессора превратить Шарикова обратно в собаку, развязка — проведение обратной операции, визит Швондера к профессору с милицией, заключительная часть — установление мира и спокойствия в профессорской квартире: ученый занимается своими делами, собака Шарик вполне доволен своей собачьей жизнью.

Несмотря на всю фантастичность и невероятность описываемых событий в повести, применение автором различных приемов гротеска и аллегории, данное произведение, благодаря применению описания конкретных примет того времени (городских пейзажей, различных мест действия, быт и облик персонажей) отличается уникальным правдоподобием.

События, происходящие в повести описываются накануне наступления Рождества и не зря профессор назван Преображенским, а его эксперимент это настоящее «антирождество», своебразное «антитворение». В повести основанной на аллегории и фантастическом вымысле, автор хотел показать не только о важности ответственности ученого за свой эксперимент, а еще и неспособность видеть последствия своих деяний, громадную разницу между естественным развитием эволюции и революционным вмешательством в ход жизни. В повести показано четкое авторское виденье тех перемен, которые произошли в России после революции и начало строительства нового социалистического строя, все эти перемены для Булгакова были ни чем иным как экспериментом над людьми, масштабным, опасным и имеющим катастрофические последствия.