Список молодёжных субкультур. Основные субкультуры современной россии

В своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провёл британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж (англ.) русск. своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки . Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия . С появлением готик-рока , в 1980-е появилась готическая субкультура . Характерные её черты - мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.

В 90-е годы сильными молодежными субкультурами стали эмо -киды и киберпанки . Субкультура эмо одна из самых молодых (большинство её представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засильем технократии.

Арт-субкультуры

Большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошли из увлечений определенным видом искусства или Хобби .

Например зародившиеся в середине 20-го века ролевое движение . В нашей стране с ролевым движением связанно Игротехническое общество.

Увлечение японской анимацией породило фэндом аниме который в итоге перерос в субкультуру отаку . Для нее характерно увлечение японской поп-музыкой и косплеем .

Также в последнее время появилось такое явление, как фурри , увлечение антропозооморфными персонажами анимации, а также арт-дизайн антропозооморфных персонажей.

Интернет-сообщество и интернет-культуры

С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет -технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо -сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре.

Индустриальные и спортивные субкультуры

В начале 20-го века с романтизацией городского образа жизни и неспособности части молодежи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры . Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал , но наибольшее влияние на эти субкультуры оказали компьютерные игры (к примеру, Fallout).

К спортивным субкультурам можно отнести футбольных фанатов .

Контркультуры

Основная статья Контркультура
Старейшей является контркультура преступного мира . Её появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдалённые места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жёсткая субкультура с чёткой иерархической лестницей и своими законами . В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.

В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона , блатная песня и татуировки. Часто гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники («хулиганы»), не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным.

Еще один яркий пример контркультуры - радикальная часть субкультуры скинхедов . Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска , но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Однако не надо путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционные скинхеды) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и др. политическими убеждениями.

Взаимоотношения субкультур

Субкультуры, как и любое культурное явление возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество 20-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить что субкультуры изолированы и антогонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

Генетические связи субкультур

Родственные связи между культурами позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и развитием в 20-м веке. Пожалуй самым ярким примером родственных субкультур является Панк субкультура и ее потомки: готы и другие.

Конфликты

Между некоторыми субкультурами существует антагонизм. Это касается музыкальных субкультур и конфликтов на основе разных музыкальных вкусов. Например, панки и рэперы.

См. также

Примечания

Литература

  • Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС.2004.
  • Дольник В. Р. «Непослушное дитя биосферы », глава 4-я, «Рок рока» .
  • Шабанов Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность?
  • Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». - М.: Ин-т социологии РАН , 2000. - 262 с.
  • Тарасов А. Н. «Они нас изучают» // Сайт М.А.Пушкиной , 3–22 ноября 2002
  • «Теория моды». № 10, зима 2008-2009. Дик Хебдидж. Главы из книги «Субкультура: значение стиля»
  • «Теория моды». № 10, зима 2008-2009. Дмитрий Громов. Любера: как становились пацанами
  • «Теория моды». № 10, зима 2008-2009. Джо Терни. Взгляд сквозь камеру слежения: антисоциальный трикотаж и «эти жуткие типы в капюшонах»
  • «Теория моды». № 10, зима 2008-2009. Энн Пирсон-Смит. «Готы», «Лолиты», «дарты вейдеры» и коробка с маскарадными костюмами: исследование феномена косплея в Юго-Восточной Азии

Ссылки

  • Гольденцвайг Г.,Варденбург Д., Семеляк М., Выдолоб Ю. 10 субкультур: драм-н-бейс, хип-хоп, готы, транс, регги, синтипоп, кельты, панк, хеви-метал, акустическое подполье. (рус.) . Журнал «Афиша» (4 августа 2003). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 21 октября 2011.
  • Молодёжные субкультуры Советского Союза //hippy.ru
  • Евгений Додолев: «Культура в СССР = субкультура российской интеллигенции» - фрагмент программы «Тема» (ОРТ , , видео).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Молодежные субкультуры – явление не новое, но, как ни странно, для России нехарактерное. К нам это пришло с Запада, после того как произошли некоторые изменения в стране, в том числе рухнул «железный занавес» (подробнее об этом и о том, что такое субкультуры, читайте ). Сегодня существует множество субкультур, и их список регулярно пополняется.

Изучение типов молодежных субкультур началось в 70-е годы XX века. Предлагаю ознакомиться с некоторыми современными типологиями.

По принципу объединения

Наиболее популярная классификация, предложенная Л. В. Козиловой:

  1. Политические неформальные объединения.
  2. Религиозные объединения.
  3. Профессиональные и квазипрофессиональные объединения (общее дело и интересы).
  4. Спортивные и игровые объединения.
  5. Культурные объединения (творчество, познание, анализ).
  6. Гендерные объединения (пол, иные демографические признаки).
  7. Этнические объединения и землячества (общее происхождение или имитация такового).
  8. Криминальные (общность преступных интересов).
  9. Молодежные.
  10. Субкультурные (принадлежность к субкультурной среде).

По типам общностей их носителей

В. Соколов и Ю. Осокин выделяют следующие субкультуры:

  • половозрастные,
  • социально-профессиональные,
  • профессионально-корпоративные,
  • досуговые,
  • религиозные,
  • этнические,
  • территориальные,
  • локальные.

По времени возникновения

Т. В. Латышева выделила такие субкультуры:

  • прошлого (стиляги, тедди-бойз);
  • реанимированные (хиппи, готы);
  • современные (ролевики, отаку).

По принципу официальности

Можно выделить формальные и неформальные молодежные группы.

К формальным относятся официально зарегистрированные в учреждениях юстиции молодежные объединения:

  • политические молодежные объединения (молодежный парламент при Государственной Думе ФС РФ, Народно-демократический союз молодежи (НДСМ), движение «НАШИ», «СТАЛЬ» и др.); всероссийские общественные неполитические молодежные объединения («Российский Союз Молодежи», «Студенческое самоуправление», «Российские Студенческие Отряды» «Мир тесен» и др.);
  • объединения людей с ограниченными возможностями здоровья («Перспектива», «Новые возможности», «Первый российский интернет-портал для инвалидов» и др.);
  • молодежные правозащитные объединения («Равновесие», фонд «Новые перспективы» и др.);
  • экологические молодежные объединения («Зеленый парус», «Лес и мы», «Друзья Балтики» и др.);
  • религиозные молодежные объединения («Общее дело»).

К неформальным молодежным группам относятся незарегистрированные юридически или запрещенные законом:

  • экстремистские (националисты, вандалы, религиозные экстремисты и др.);
  • агрессивные движения (гопники, панки и др.);
  • социально-опасные и криминальные формирования (незаконные околорелигиозные формирования (секты), «черные следопыты», деструктивные мимикранты).

По принципу DIY

Д. В. Вольф классифицирует субкультуры по принципу включенности участников в развитие своей субкультуры.

Пассивные

Например, отаку, фурри, металлисты, готы. Представители пассивных групп не создают чего-то нового, а подражают имеющемуся, иногда возводя это в культ. Чаще всего речь идет о каком-то произведении искусства, о чем-то творческом, либо конкретном жанре, стиле искусства. Участники пассивной субкультурной группы слепо подражают своему «идолу» в поведении, речи, одежде и т. д.

Эти группы не имеют социального и политического характера. У них нет своей философии. Есть только желание повторить что-то или кого-то. Эти они самовыражаются. Представители таких групп являются:

  • слушателями,
  • потребителями,
  • зрителями,
  • поклонниками,
  • фанатами.

Активные

К активным субкультурам относятся те, представители которых сами создают и развивают свою культуру, участвуют в ней и активно влияют на социум. Притом в свою очередь активные группы можно поделить:

  • на активные физически (скейтеры, сноубордисты, серферы, роллеры, триальщики, паркурщики, байкеры, а также все экстремальные молодежные группы);
  • активные ментально (битники и члены литературных объединений).

Активные группы можно разделить:

  • на репродуктивные (ролевики и реконструкторы, меломаны);
  • продуктивные (хиппи, панки, металлисты, рокеры, инди, граффити, лито).

По отношению к обществу

Г. А. Нигматулина выделила толерантные субкультуры (байкеры, брейкеры, реперы), нигилистические (мажоры, битники), негативно настроенные группы (хиппи, панки), агрессивные (скинхеды).

  • Представители толерантных групп стараются максимально отстраниться от внешнего мира и не выражать своего отношения к нему.
  • Нигилисты показывают свой стиль жизни и ценности, но не противопоставляют его общепринятым нормам, а предоставляют в виде альтернативы.
  • Негативно настроенная молодежь выражает недовольство и отвращение к общепринятой культуре, но не пытается ее разрушить.
  • Представители агрессивных групп прямо пропагандируют непринятие главной культуры общества и выражают свое отношение открытыми протестами.

Как способ самовыражения

И. Ю. Сундиева любую субкультуру рассматривает как самодеятельность (культурную, политическую, социальную) и способ самовыражения. И выделяет агрессивную субкультуру, эпатажную, альтернативную, социальную и политическую.

  • Агрессивная субкультура имеет культ физической силы (жесткое противостояние мы – они) и внутреннюю иерархию.
  • Эпатажная субкультура подразумевает самовыражение через внешний вид, вызов сложившимся нормам и правилам.
  • Альтернативная культура представляет собой выработку поведения, проведение досуга, образ жизни, отличные от общепринятых.
  • Социальная культура имеет цель в виде решения конкретных социальных задач (экологические, этнокультурные и движения милосердия).
  • Политическая субкультура имеет свои идеи и направлена на изменения социальных ситуаций в стране согласно этим идеям.

По типу интересов (Ю. В. Монько и К. М. Оганян)

  • Музыкальные (рейверы, рокеры, брейкеры, битломаны, металлисты, реперы).
  • Интеллектуальные (толкиенисты, археологи, русачи).
  • Религиозно-философские (неохристиане, пушкинисты, буддисты).
  • Спортивные (фанаты, роллеры, байкеры).
  • Компьютерные (хакеры, администраторы).
  • Контркультурные (хиппи, панки, стиляги).
  • Деструктивные (люберы, гопники, скинхеды, фашисты).

По принципу включенности индивида

Предлагаю свою классификацию молодежных субкультур по принципу включенности молодого человека в субкультуру и объему ее влияния на жизнь индивида.

Поверхностные субкультуры

Характерен внешний эпатаж, исключительно внешнее самовыражение. Представители не имеют конкретной философии, правил, установок и ценностей. Как правило, такие субкультуры не опасны. К ним относятся:

  • фрики,
  • хипстеры,
  • косплееры.

Субкультуры убежденности

Субкультуры убежденности не затрагивают внешний вид человека, но оказывают большое влияние на его мировоззрение, поведение. Могут иметь свои правила, принципы, установки. Такие субкультуры способны создавать угрозу и проблемы обществу. К ним относятся:

  • хакеры и кракеры;
  • геймеры;
  • язычники и неоязычники.

Субкультуры глубокой включенности

Субкультуры глубокой включенности индивида имеют конкретные философию, мировоззрение, идеи, пытаются достичь их (законными и/или незаконными способами). При этом имеют внешние признаки принадлежности тому или иному движению. Могут переходить в субкультуры поклонения. К ним относятся:

  • хиппи,
  • панки,
  • готы,
  • растаманы.

Субкультуры поклонения

Субкультурам поклонения (фанатизма) свойственно полностью охватывать все сферы жизни индивида, формировать его взгляды, потребности, поведение. Чаще всего проявляются и внешне. Являются опасными для общества. К ним относятся:

  • футбольные болельщики,
  • нацисты,
  • скинхеды,
  • сатанисты.

На практике классифицировать субкультуры и определять принадлежность индивида к той или иной молодежной группе сложнее в силу двух причин:

  • Во-первых, одна и та же субкультура может быть охарактеризована с разных сторон и относиться к разным типам.
  • Во-вторых, субкультуры часто взаимодействуют друг с другом, заимствуют что-то из других культур, видоизменяются, «умирают» и возрождаются, развиваются. Эта специфика может усложнять деятельность по подбору средств и методов взаимодействия с группами.

Ценности субкультур

Ценности молодежных субкультур до сих пор не исследованы до конца. Возможно, это связано с их динамичностью, трансформацией и тенденцией к заимствованиям.

Ценности субкультур – диктуемые субкультурой приоритеты и потребности во всех сферах жизни индивида (социальная, духовная, материальная).

  • Как правило, ценности молодежных субкультур не противоречат полностью общепринятым образцам. Чаще они могут мирно сосуществовать или же критике поддаются отдельные аспекты жизни общества. Группы, ценности которых абсолютно противоположны общепринятым, называются контркультурами.
  • В культуре российской молодежи встречаются элементы как контркультур, так и субкультур. В молодежной субкультуре наиболее важной сферой является досуговая. Отсюда и вытекают многие особенности времяпрепровождения и мировоззрения молодых людей.

Для некоторых субкультур, например диггеров и толкиенистов, главной ценностью является риск, поиски приключений, испытание себя, поиски новых и необычных ощущений, смысла жизни. Такая же тяга к риску движет и членами субкультур, связанных с опасными видами спорта.

Можно выделить несколько групп субкультур, классифицировав их по ценностям.

По направленности ценностей

  • Музыкальное направление (рокеры, рэперы, металлисты и т. д.).
  • Спортивно-экстремальное (паркурщики, скейтеры, байкеры, мотоциклисты, велосипедисты, воркаут).
  • Субкультуры виртуального пространства (геймеры, хакеры, иные интернет-субкультуры).
  • Модно-потребительские группы (хипстеры, стиляги и т. д.).
  • Эпатажно-эскапистские (эмо, готы, хиппи).
  • Спортивные болельщики (футбольные фанаты, ультрас).
  • Танцевальные группы (брейк-данс, хип-хоп и другое).
  • Креативно направленные (граффити).
  • Творчески увлеченные (анимешники) и творчески-имитационные (реконструкторы, толкиенисты).

По типу объединения ценностей

  1. По типу времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы, нацисты). Для них ценностью является формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, участие в решении политических проблем, сохранение и восстановление памятников культуры и истории, улучшение окружающей среды, любая социальная и политическая активность.
  2. По образу жизни (пипл, хайрасты, религиозные организации, «системники» и любые их ответвления). Пропагандируют и следуют идее ценности человеческого общения, мира и любви. Представителей таких групп объединяет поиск бытия без экономических и социальных проблем, противоречий, войн, повседневных хлопот и иных потрясений. Очень часто даже повзрослев, люди не уходят из этих субкультур, так как для них это не способ проведения досуга, а сама жизнь.
  3. По альтернативному творчеству (не признанные официально художники, скульпторы, музыканты, граффитисты). Первое место занимает творческая самореализация. Они рисуют, пишут стихи, музыку, но их творчество выходит за рамки общепринятого, потому не признается официально.

По уровню преемственности и ценности ПАВ

  • Группы с негативным отношением (неонацисты, шовинисты, движение стрэйт-эджд).
  • «Группы риска» (растаманы, хиппи, панки, рейверы, рэперы, эмо, готы, байкеры).
  • Группы с нейтральным отношением (аниме, натуристы, нудисты, ролевики, толкиенисты).

По отношению ценностей к общепринятым способам их достижения

  • Конформисты. Ценности группы совпадают с общественными и достигаются законными средствами.
  • Ретретисты. Ценности группы совпадают с общественными, но достигаются любым путем, в том числе противозаконным.
  • Ритуалисты. Общественные ценности отрицаются, но ценности субкультуры достигаются только законным путем.
  • Инноваторы. Не признаются ни ценности, ни способы их получения. Участники предлагают альтернативные методы достижения целей.
  • Мятежники. Не признаются ценности и способы, выдвигаются альтернативы. Для их достижения выбираются любые методы.

По гендерным ценностям

  • Андрогинность (отсутствие отличия полов и разделения социальных ролей). Тенденция заметна, например, у эмо, глэм-рокеров, фриков, готов, анимешников, хиппи.
  • Маскулинность (культ физической силы, брутальности и мужественности). Характерна для футбольных фанатов, байкеров, металлистов, скинхедов, гопников.
  • В некоторых субкультурах сохранилась гендерная идентификация и разделение ролей (гламур, ролевики, хип-хоп).
  • Гендерно индифферентные, то есть нейтральные группы (панк, раста, рейв, альтернатива, роллеры, скейтеры, сноубордисты, хакеры, растаманы).

Спорным является вопрос о причинно-следственных связях между ценностными ориентациями субкультур и особенностями современной молодежи:

  • с одной стороны, молодежь сама создает и развивает субкультуры, а значит, вкладывает определенные ценности;
  • с другой – субкультуры взаимодействуют друг с другом, с общей культурой, с культурой других стран, а значит, в них проникают новые (возможно, кому-то выгодные) установки.

Как правило, ценности субкультур очень влияют на формирование личности и оставляют свой след навсегда. Даже после самоопределения человека в обществе и ухода из субкультуры некоторые субкультурные ценности навсегда остаются с ним. Ценности и тенденции молодежной среды, наблюдаемые в наши дни, могут укорениться и стать определяющим фактором в формировании будущего страны, общества, мировой культуры.

Напоследок предлагаю познакомиться с новым и опасным молодежным движением «Молодежный патруль». Это яркий пример деструктивной и асоциальной молодежной субкультуры. Неужели в таком мире мы хотим жить?

Субкультурный дискурс в отечественной науке возник в конце 1980-х гг. Этот период характеризуется значительным плюрализмом методологических концепций исследования молодёжи, связанным с ростом либерализации советского общества. Западный стиль жизни, в особенности потребительские практики, по-прежнему позиционировались как чуждые советской молодёжи, однако его культурное влияние на молодое поколение времён перестройки уже не подвергалось сомнению.

В конце 1980-х гг. в СССР появляются многочисленные молодёжные субкультуры, многие из которых уже прошли на Западе полный цикл своего существования - хиппи , панки , металлисты , байкеры и др., а также отечественные молодёжные объединения - «митьки », Московская рок-лаборатория, Ленинградский, Свердловский, Рижский рок-клубы, клубы самодеятельной песни (КСП) и др. Исследователи этого периода приходят к осознанию реального многообразия молодёжных идентичностей, соответственно, возрастает интерес к специфическим социокультурным практикам.

Советские исследователи, избегая термина «субкультура», использовали понятие «неформальное объединение молодёжи » (НОМ). В работах С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, И.В. Бестужева-Лады, А.И. Ковалёвой, В.Ф. Левичевой, П.С. Гуревича, И.К. Кучмаевой, В.А. Лукова исследуются культурологические, социокультурные, социально-психологические аспекты функционирования таких объединений.

Альтернативщики - молодежная субкультура, возникшая в начале 1980-х годов, впоследствии занесенная в Россию в 1990-х. Сформировалась при смешении металлистов, панков и рэперов. Новая волна субкультуры альтернативщиков является одной из наиболее популярных субкультурных явлений современности и полностью соответствует характеристикам типа. На эту достаточно массовую целевую аудиторию в России сегодня ориентировано множество интернет-сайтов, ночных клубов, магазинов и даже кабельный телеканал.

Альтернатива также является и молодёжным движением , объединяющим как отдельные специфические субкультуры (эмо ), так и множество неформалов, не идентифицирующих себя с той или иной субкультурой, но реализующих повседневные жизненные стратегии в рамках альтернативного движения. Объединяющим признаком движения является пристрастие к музыке в стиле alternative, metalcore, hardcore и т.п.

Мы считаем возможным включить субкультуру эмо в рамки альтернативного движения в силу общности стилистики, социально-демографических, ценностных и поведенческих характеристик их представителей, а также генезиса музыкального стиля emocore в рамках альтернативной сцены. Альтернативщики используют атрибутику, схожую с эмо-стилистикой, но избегая андрогинных элементов: штаны и футболки свободного кроя, кеды, часто - причёски из дред и обильный пирсинг. Можно сказать, что они предпочитают стиль «унисекс» в одежде и поведении.


Готы - представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. В России они появились в 1990 году. Готическая субкультура весьма разнообразна и неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты: мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике , любовь к готической музыке.

Изначально готами называли поклонников готической музыки, но позднее субкультура распространилась и на литературу, кино, живопись. И все же главную роль в данной субкультуре несет своеобразное мировоззрение, особое восприятие окружающего мира, смерти- как фетиш, что может считаться одним из признаков принадлежности к готам. Но не стоит забывать, что готика появилась благодаря музыке, и по сей день, она является главным объединяющим фактором для всех готов.

Готы имеют свой, узнаваемый имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы ни развивалась готика , остаются два неизменных основных элемента: преобладающий черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения - золото принципиально не используется, поскольку расценивается, как символ обычных, избитых ценностей, а также цвет солнца.

Причёска также играет весьма важную роль в имидже готов обоих полов. Это могут быть просто прямые длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большие пучки. Изредка встречаются ирокезы. Часто волосы красят в чёрный, красный, фиолетовый и белый цвета, возможно также окрашивание с прядами одного цвета на фоне другого. Мейк-ап остаётся одним из главных признаков принадлежности к субкультуре: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ.

Металлисты (металхэды или металеры) - это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в России в 1980-х годах. Субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокруг музыки. Тексты метал-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ "сильной личности". Отношение к религии различно, но традиционно считается, что металлисты не религиозны.

Внешний вид металлистов:

Длинные волосы у мужчин

Кожаная куртка-косуха, кожаный жилет.

Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы.

Напульсники - кожаные браслеты

Нашивки на одежде и прочих окружающих предметах

Тяжелая обувь - камелоты, гриндерсы, короткие сапоги с цепями-казаки.

Джинсы (обычно синие или чёрные), кожаные штаны.

Цепи, крепящиеся на пояс

Панки - молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, в России эта субкультура появилась чуть позднее- в 1980-х годах. Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Для панков характерно стремление к личной свободе и независимости, принципы "не продаваться", "полагаться на самого себя".

Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем: многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска "ирокез". Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Носят напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки. Также носят рваные протёртые джинсы (которые они сами специально режут).

Рокеры появились как субкультура в пятидесятых - начале шестидесятых годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри , ранний Элвис Прэсли . Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом. В гардеробе каждого рокера присутствуют джинсы, кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки, военные футболки и ботинки. Другая сторона рокерской культуры - злоупотребление алкоголем, наркотиками, сигаретами.

Хип-хоп - молодёжная субкультура, появившаяся в середине 1970-х в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая хип-хоп , рэп), свой сленг, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х г. хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира, а также в России. Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем, хотя нередки композиции и без вокала. На сцене музыканты часто сопровождаются танцевальным ансамблем. В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки.

Стиль любителей хип-хопа : большинство носят джинсы - "трубы" и плотные рубашки или спортивные футболки, ювелирные украшения, стилизованные под рэп-культуру. Одежда больших размеров приветствуется. Шапочки, "бейсболки", повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки- это обязательная атрибутика представителей этой субкультуры.

Молодежь, которая является частью данной субкультуры можно классифицировать, как достаточно специфическую и неординарную. Хип-хоп мода и дальше будет влиять на очередные молодые поколения потребителей, а артисты и их поклонники находить новые пути развития субкультуры. Эмо - молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Как и большинство современных субкультур, эмо берет начало в США в середине 80-х годов. В России же об этой субкультуре стало известно лишь в начале XXI века.

Выражение эмоций - главное правило для тех, кто относит себя к субкультуре эмо. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо- ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви.

Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях.

Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски. Для создания этих причесок эмо тратят баллоны фиксирующего лака для волос. Часто эмо прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо может быть пирсинг (например, в губах и левой ноздре, бровях, переносице). Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком.

Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми. Наиболее типичная для них одежда - это узкие джинсы, кеды с яркими или чёрными шнурками, чёрный или розовый ремень, клетчатая косынка-арафатка на шее.

Гламур - одна из самых спорных субкультур. Дело в том, что именно в субкультуру у нас это течение оформилось совершенно недавно, хотя до того присутствовало во всем, что связано с клубной и светской жизнью. Энциклопедии до сих пор не дают определения этому слову как культурному течению, хотя оно уже вовсю активизировалось с началом нового тысячелетия. Приставку «глэм» получили практически все музыкальные направления: глэм-готик, глэм-гараж, глэм-рок и даже глэм-панк. В мировой культуре, например в Великобритании, возникновение гламурной субкультуры датируется еще семидесятыми-восьмидесятыми годами, но ввиду некоторых обстоятельств продолжительное время оно находилось в подполье.

Родом из Люберцев: люберы

Люберы - широко известная молодежная группировка с ярко выраженной агрессивностью в поведении. Первоначально это было стихийное объединение подростков, боровшихся за «оздоровление» общества: они «перевоспитывали» бомжей, проституток, алкоголиков и т.д., преследуя и избивая их. Они появлялись в разных городах России, всегда готовые к неожиданному нападению.

Эта практика стихийных избиений несколько позже стала «образцом» для скинхедов и баркашовцев - группировок с более организованной структурой, также состоявших в основном из подростков.

Скинхеды . Их отличительный символ - свастика , знак, который даже не говорит, а кричит сам за себя. Носят его наши с вами современники, которые родились намного позже победы над фашизмом. Они называют себя фашистами и этим гордятся. Кто-то даже знаком с отдельными высказываниями и произведениями Ницше и Шпенглера. Большинство же следуют простой установке: «основную часть «недочеловеков» надо уничтожить, а остальных превратить в рабов». Как сформировавшееся молодежное движение скины появились в России еще в начале 90-х годов ХХ века. В основном среди сторонников фашистской идеологии - молодежь до 21 года, хотя в их рядах есть и люди 22-26 лет.

Подростки-скины выделяются из толпы бритыми головами, черной одеждой, брюками, заправленными в ботинки. Иногда на одежде присутствует изображение питбуля. В общественных местах стараются появляться группками. Встретить их можно в основном вечером, когда настает «их» время. Тусоваться они стараются в разных местах, а при встречах могут устраивать обсуждение «хроники дня». И если одним ненацистом стало меньше... то эта новость принесет бурную радость.

Субкультурный феномен гопников является чисто российским. Сущность мировоззрения представителей этой субкультуры - агрессивное отрицание базовых общественных ценностей: высокого уровня образования, межэтнической толерантности , нравственности, труда, стремления к самосовершенствованию. Гопники - принципиально маргинальное течение, где размыты представления о социальных, нравственных, правовых нормах. Основным средством проведения досуга представителей гоп-культуры является мелкий грабёж и уличные драки.

Преступления всегда совершаются большой «бандой» против одиночной жертвы или группы, значительно уступающей по численности. Чаще всего нападениям гопников подвергается неформальная молодёжь - от металлистов до рэперов. Слово «гопник» не используется представителями субкультуры для самоидентификации. Человека, который разделяет ценности гоп-культуры, внутри группы называют “пацаном” или “нормальным пацаном”. Интересным представляется выбор слова «пацан», которое в русском языке является синонимом слов «мальчик», «юноша».

Если, к примеру, неформалы своим названием подчёркивают несоответствие стандарту, отличие от других, то гопники показывают, что они обычные, нормальные, такие, какими должны быть все - «нормальные», а не девианты . Сообщества гопников находятся под сильным влиянием криминальной субкультуры. Это проявляется, в частности, в языке, представлении о нормах и ценностях, особенностях поведения, однако отождествлять эти две субкультуры было бы неправильно. Без сомнения, гопники выделяются из общей массы внешним видом, одеждой. Изначально, спортивный костюм и кепка были единственной одеждой, которую семья могла себе позволить.

Сейчас гоп-культура постепенно теряет ассоциацию с бедностью, социальная дифференциация наблюдается и среди гопников. Инвариантность моды относительно социального положения свидетельствует о том, что совокупность показателей, описывающих социальную группу гопников - это не просто характеристики бедной, плохо воспитанной, необразованной молодёжи, она может претендовать на то, чтобы рассматриваться в качестве особой субкультуры. Современный уровень распространения гоп-культуры приводит к смешению в сознании молодых людей представлений о «норме» и девиации, экспансию гопнических «ценностей» во многие другие социальные группы.

Фаны. Футбольных фанатов считают субкультурой, близкой к криминальной. Усугубляется это тем, что болельщики - одна из самых активных подростковых групп в России. Что характерно для фанов - они, как правило, даже не знают историю команд, но «в курсе» недавних событий и предстоящих матчей. Для них большое значение имеет эмоциональная разрядка, возможность орать, буянить и смешивать разные установки и стили жизни. Впрочем, и эти объединения сильно разнятся. Так, например, группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» избегает драк, но защищает «младших» (новичков). Они хорошо развиты физически и пропагандируют «чистый образ жизни». Однако среди подобных группировок есть и такая, как «Колдырь бой-фронт» («колдырь» на сленге - «пьяница»). Как можно догадаться, это - болельщики-алкоголики. Возрастная категория их составляет 17-18 лет, но есть и постарше.

Экологисты. Такие молодежные движения, защищающие окружающую среду, в России непопулярны и малочисленны (всего 4%), даже в Чернобыле. Акции российского «Гринписа » по большей части неэффективны и являются подражанием Западу. Такие движения удобно формировать при официальных структурах: самостоятельно существовать они не могут из-за материальных трудностей и правовых препятствий.

Байкеры vs Мотоциклисты. Мамы и папы современных подростков наверняка помнят, как в середине 80-х распространилось новое направление в музыке - хэви-металл. А еще появились длинноволосые ребята, на мотоциклах и в косухах, которым даже в голову не приходило следовать правилам дорожного движения. Их стали называть байкерами.Узкий круг «своих» принимал к себе новеньких только после отбора, и исключительно тех, кто мог отстоять свои убеждения кулаками.

Сила и тренировки культивировались, мускулы наращивались, внешний вид становился все более устрашающим. Многие байкеры действительно были металлистами, а на концертах выступали даже добровольной охраной. Символом абсолютной байкерской свободы стал флаг Конфедерации. Однако для того, чтобы подражать байкерам Запада, нужно иметь хороший материальный достаток. Кроме того, имея мотоциклы, их владельцы не могут исправить элементарные поломки. А ведь умение привести в порядок своего «коня» является неотъемлемым элементом субкультуры. Сейчас движение байкеров в России обрело иной смысл. Молодежь, придерживающаяся образа жизни байкеров, не имеет идейной основы.

Это движение еще не до конца сформировалось среди ребят из семей с небольшим доходом. Но оно уже не байкерское. Это небольшие группки без какой-либо атрибутики и даже названия. С байкерами они себя теперь не ассоциируют. А съезды на мотофестиваль в Малоярославце демонстрируют уже совсем иной стиль жизни молодежи. Участники фестиваля сами собирают или переделывают свои мотоциклы. Подростки могут буквально переселиться на несколько месяцев в гараж или устроить мастерскую прямо в квартире. После завершения работы они компаниями ездят на мотоциклах по городу, соблюдая все правила движения и не ставя перед собой каких-то целей.

Рейверы. В англо-русском словаре вы быстро найдете перевод слова «rave», означающего «бредить», «бред». Покопавшись в Интернете, можно наткнуться еще на одно определение в «Словаре современного сленга» Т. Торна: «рейв» - «дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения». Последнее определение точнее всего описывает поведение образовавшейся молодежной субкультуры в России и сформировавшийся у тинов ночной образ жизни. Потому что обычно рейверы - посетители ночных клубов, и, надо заметить, недешевых. Неудивительно, что эта группа малочисленна по сравнению с теми, чьи увлечения требуют меньших затрат.

К этому типу относится субкультура рейверов , возникшая в 1990-е гг. и связанная с появлением специфической клубной музыки techno и trance. Рейв-культура реанимировала нарко-психоделические эксперименты времён главного идеолога экстази Тимоти Лири, т.е. контркультуры 1960-х, представляя собой своеобразную форму неохиппизма, действующего уже не в урбанизированном пространстве, а узких рамках клубной ночной жизни.

Рэйв, по мысли некоторых исследователей, можно считать реакцией на информационный бум современности, выражающейся в протесте против рационалистических ценностей и пропаганде внутренней свободы, индивидуализма, поиска мистического, сакрального смысла бытия и пр. Однако подобная характеристика применима лишь к эпохе возникновения рэйв-культуры. Сегодня же эта субкультура не требует полной идентификации и является формой организации рекреационных практик молодёжи, любящей музыку techno и trance.

В повседневности субкультурная принадлежность индивида может никак не проявляться. Несмотря на то, что в настоящее время рейв утратил контркультурный пафос, он существенно повлиял на возникновение и развитие некоторых современных молодёжных субкультур и субкультурных направлений. Так, элементы стилистики рейверов (флюоресцентные ткани, светящиеся элементы костюма, футболки с психоделическими рисунками, наращивание волос искусственными материалами) были заимствованы фрик-культурой и киберготикой.

Диггеры . Их влечет таинственность подземных ходов, опасности подземного мира... Закрытость этого общества, которое не любит афишировать свои действия и свое существование в принципе, привлекает молодежь. Таких объединений много по всей России. Они объединяются в маленькие группки и не любят принимать в свои ряды кого-то еще.Диггеры имеют нечто общее с экологистами: «общаясь» постоянно с подземными коммуникациями, они предупреждают об оседании фундамента, экологических проблемах, которыми могут быть чреваты земные недра.

Хакеры (компьютерные фанаты) - Впервые благодаря Голливуду мир узнал о «хакере» и о его возможностях. Часть молодежи подхватила художественный образ, как противопоставление обществу взрослых и обратило свой взор (и «кошелек») на бурно развивающуюся отрасль информационных технологий. Появились сотни подростков-любителей, которые пытались стать «хакерами», воплотить в себя первый образ «героя-бунтаря» созданного Голливудом. Однако все таки это в основном студенты технических факультетов вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, далеко не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

Хотя обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров - к спортивным субкультурам, общность базовых ценностей, лежащих в основе этих субкультур: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде, - достаточное основание для их сближения при типологизации.

Субкультура растаманов представляет собой версию ямайской религии растафарианство , адаптированную для молодёжи. Первые растафари появились на Ямайке в 1930-е гг. Они поклонялись бывшему императору Эфиопии Хайле Селассие (который получил у них имя Джа Растафари) и считали его посланником Бога . Нетрадиционное религиозное объединение трансформировалось в субкультуру в 1960-е гг., когда появилась музыка регги. Сегодня раста-культура существует по всему миру, в том числе и в России, основываясь на особой атрибутике (причёски из натуральных дред, яркая одежда свободного кроя, трёхцветные шапки), музыке регги и курении ганджа (конопли) во славу некогда существовавшего бога Джа.

Возникновение инди-культуры в середине 1970-х гг. является своеобразной переломной точкой в молодёжной субкультурной среде: окончательная смерть контркультуры в лице панков и появление альтернативной культуры «безмолвного протеста» поп-сцене, моде и потребительству. Наряду с течением пост-панка, давшим начало готической культуре, протест инди был эскапистским, не предполагавшим совершения противоправных или эпатирующих действий. Музыкальная инди-сцена (от англ. «independent» - независимый) создавалась в качестве оппозиции мэйнстриму и предполагала полную свободу экспериментов со звуком. Имидж представителей этой субкультуры полностью заимствован и в современном его варианте различим лишь для знатоков.

В России инди-культура воплотилась в увлечение «продвинутой» столичной молодёжи, уставшей от гламура. Её представителей сегодня принято называть хипстерами, хотя изначально данное название принадлежало субкультуре, существовавшей в США в 40-50-е гг. XX в. Инди-музыка в настоящее время продолжает выпускаться на независимых лэйблах, однако сама субкультура органично вписалась в массовую культуру (например, на неё ориентируются такие популярные издания, как «Афиша»).

Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. Роллеры любят соревноваться. В России роллеры-одиночки появились в начале 90-х гг.

Под субкультурой понимают часть общественной культуры, отличающуюся от той, которая преобладает в обществе на данный момент. Субкультуры молодежи объединяют всех, кто имеет что-то общее и верит в определенные идеалы. Некоторые варианты таких объединений понятны только узкому кругу посвященных членов.

Для каждого человека свойственно меняться и познавать новое. Особенно остро это ощущается в период взросления: желание обрести свою индивидуальность и изменить мир толкает молодых людей на поиски себя и смысла жизни. Так появляются молодежные субкультуры. Девушки и юноши объединяются по интересам, создавая отдельные движения, которые отличаются стилем жизни и одежды, а также поведением.

Функция таких социальных объединений – это предоставление молодым людям возможности реализоваться и выделиться из общей массы, найти новых друзей, которые бы понимали, принимали их такими, какие они есть и разделяли их взгляды.

1950-е годы

История субкультур насчитывает несколько десятилетий и имеет три волны подъема. Первая из них датируется 1950-ми годами. В этот период появляются «стиляги » — эпатажная городская молодежь, получившая свое название за стиль одежды, поведение, особенности танцевальных движений. Молодые люди любили джаз и рок-н-ролл, стремились к свободе самовыражения.

Такое молодежное движение совсем не одобрялось советским государством. «Стилягам» вменялось «поклонение перед Западом», они всячески преследовались и порицались властями, а потому такая субкультура скоро прекратила свое существование.

1960-1980-е годы

Вторая волна припадает на конец 60-х, начало 80-х годов. На нее оказали влияние как внутренние, так и внешние условия. Субкультуры молодежи этого периода характеризуются:

  • зарождающейся аполитичностью;
  • интернационализмом;
  • ориентированностью на внутренние проблемы.

Молодежь этого периода любит музыку и рок-н-ролл, в обиход входят наркотики. Новое движение стало более глубоким и продолжительным.

В конце 1979 года появляется советская хипповская субкультура, получившая название «Система ». Она обновлялась каждые 2-3 года и включала в себя как панков им металлистов, так и не очень законопослушных люберов.

1986 год

Третья волна молодежных движений зарождается в 1986 году. Субкультуры молодежи признаются официально существующими и носят название «альтернативных ».

Основные виды субкультур молодежи

Название субкультуры Время зарождения Особенности
1960 Молодые люди выступали против обывательской жизни, исповедовали идеи «непротивления злу насилием», придерживались пацифистских взглядов. Характерной чертой была склонность к творчеству.
1960 Для растаманов характерны любовь к марихуане и регги. Они не приемлют табак и алкоголь, не употребляют мясо и введут здоровый образ жизни. Они занимаются искусством, а своим символом сделали «дреды» и красно-желто-зеленую шапочку — «лацифик».
Панки 1970 Панки не признают никакой власти и являются анархистами. Этим объясняется их символ – буква «А».На улице панк сразу выделяется из толпы, благодаря своеобразной прическе «ирокез» (полоске длинных волос, которые стоят вертикально вверх на полностью бритой голове).
Готы 1970 Готы используют египетскую, кельтскую и христианскую символику, а также оккультные символы – пентаграммы, символы смерти или восьмиконечные звезды. Они всегда наносят особый грим. При помощи косметики они придают лицу мертвенно-бледный, почти белый оттенок. Глаза обводят черной подводкой, губы и ногти также красят в черный цвет.
1980 Для этого стиля характерны плач и стоны, визг и шепот, срывающийся на крик.
Мажоры 1980 Молодые люди, относящиеся к этой субкультуре, живут в свое удовольствие и не знают недостатка в деньгах. У них лучшая одежда и обувь, которую достать в советское время практически невозможно, а также свободный доступ к родительскому автомобилю.
Яппи 1980 Это молодежная субкультура, субъекты которой имеют высокооплачиваемую работу и ведут активный деловой образ жизни. У них соответствующий стиль одежды, они знают толк в моде, следят за своим телом.
Хакеры 1990 Для них характерна индивидуальность и отсутствие корпоративности, так как свобода является самой главной в жизни. Они выводят из строя чужие сайты и серверы, взламывают пароли и добывают секретную информацию.

Они относятся к одной из самых старых молодежных субкультур. Сформирована она была в середине 60-х годов 20-го века в Сан-Франциско.

Молодежь проводила свое время в дискуссиях и полемике, музицировала и предавалась свободной любви. Алкоголь и наркотики на тусовках считались привычным явлением.

У хиппи нет привязанности к дому, они постоянно путешествуют, не имея никаких средств к существованию. Они поклоняются свободе, любят цветы и гулять босиком. Идеи этого движения живы до сих пор.

Эта субкультура несколько похожа на хиппи. Растафари – это особая религия всеобщего бога Джа. Участники этого движения являются убежденными пацифистами, которые категорически осуждают расизм.

Говоря об особенностях растаманского движения в России, можно заявить, что в такие объединения в основном входят молодые поклонники музыки регги.

Панки

Данная субкультура начала свое развитие с середины 1970 годов 20-го века в Англии – как раз в этот период в стране был тяжелый экономический кризис. Молодые люди жили под девизом: «Нет будущего!», вели себя в точном соответствии с низким уровнем жизни. Они абсолютно уверены, что изменить жизнь к лучшему совершенно невозможно, а потому поставили крест на жизни, карьере и воспитании.

Стиль одежды такой молодежи соответствует образу мыслей и поведению – предпочтение отдается несвежим футболкам и джинсам с дырками и потертостями. Картину дополняет любовь к выпивке, дракам и наркотикам ввиду отсутствия других увлечений.

В 1979 году движение панков проникло в СССР. Одними из первых его приверженцев стали известные рок-музыканты Санкт-Петербурга Андрей Панов и Виктор Цой.

Готы

Датой зарождения готики считается конец 70-х годов 20 века. Основой этой субкультуры был пост-панк. Первые готы очень многое переняли у панков, сделав основным цветом своей одежды черный (могли быть незначительные вкрапления белого или красного). Дополняли одежду серебряные украшения.

В самые первые формирования входили молодые люди, которые были фанатами музыкальных готических групп. Впоследствии у готов появился собственный стиль жизни, они приобрели свой менталитет и иерархию.

Субкультура готов существует и в наши дни. Имидж участников движения очень сложен и формируется из специфической одежды, обуви, аксессуаров, прически и мейкапа.

Направление эмо, которое входит в субкультуры молодежи, также связано с музыкой. Стиль музыки соответствует названию движения, которое означает «эмоциональный». Мелодия основана на сильных эмоциях, которые остро чувствуются в голосе вокалиста.

Музыка этого движения имеет несколько видов:

Поклонники такой музыки выделяются в отдельную субкультуру и называются эмокидами. Характерной внешней особенностью такой молодежи является яркая одежда, прическа и макияж.

Мажоры

В период «развитого социализма» появляется новое направление среди молодежи. «Золотые» мальчики и девочки не интересуются бытовыми проблемами и сложностями жизни, так как все неприятности быстро и незаметно решаются родителями. Эта субкультура зародилась в конце семидесятых годов и является близкой к яппи или когяру.

Они щеголяют модной аппаратурой и заграничной техникой. Мажоры легко идут по жизни, любят и умеют отдыхать (часто на служебной даче, доставшейся родителям). Они в числе немногих могут выезжать за границу вместе с родственниками жить в капиталистических странах.

Уровень мажора связан с положением его родителей. Важны также личные достижения в школе или вузе. Он общается только с равными себе, остальных же просто не замечает, или относится покровительственно либо презрительно.

Яппи

Такие молодые люди не демонстрируют свою успешность, не выставляют богатства напоказ и не сорят деньгами. Они сдержаны и уверены в себе, строгие, идеально сшитые костюмы, говорят сами за себя.

Жизнь яппи известна только узкому кругу посвященных людей, часто описывается в журналах, издаваемых за свой счет.

Хакеры

Такая молодежная субкультура, которая включает в себя программистов и компьютерных пользователей, для которых характерна наступательная линия поведения в сети интернет.

Проблемы субкультур

Отношение к определенному движению – субкультуре – это попытка поиска себя, шаг к взрослению и пониманию мира. Некоторые подростки впоследствии легко возвращаются к привычному для общества образу жизни, другие же, наоборот, испытывают трудности в общении с внешним миром.

Серьезной проблемой являются наркотики, которые часто легко распространяются среди молодежи. Особо впечатлительные натуры под влиянием атмосферы определенной субкультуры могут свести счеты с жизнью. Такие молодые люди должны находиться под присмотром более рассудительных и «приземленных» товарищей или взрослых.

Молодежные субкультуры всегда были и будут. Одни из них быстро растворяются во времени, другие – проходят через годы до наших дней. Важно, чтобы неокрепшие молодые умы имели поддержку и понимание старших, готовых прийти на помощь в трудную минуту и направить энергию в созидательное русло.

Введение

Наверняка каждый из нас хоть раз видел человека или группу людей, отличающихся от остальной толпы особой внешностью, а иногда и поведением. Мы таких людей чаще всего называем неформалами, фриками, сумасшедшими и так далее. Но это не совсем правильная характеристика, притом, что мы их совсем не знаем...

Я считаю, что правильнее будет сказать, что они выделяются. Если говорить про всех сразу, то они представитель разных субкультур. А субкультур много, одни появились очень давно, другие, наоборот, совсем недавно сформировались.

Но что есть субкультура? Это часть общей культуры, также называемой доминирующей культурой со своими ценностями, моралью, правилами, идеологией, обычаями и традициями.

В основном, представители субкультур - подростки или же люди от 18 до 30 лет. Напрашивается вопрос «Почему люди становятся неформалами?». Скажу, что не все они, но часть из них точно. А причины могут быть различные, как например:

Ш Потребность в общении с единомышленниками;

Ш Непонимание в семье;

Ш Желание выделиться;

Ш Переходный возраст и т.д.

Основой субкультуры могут быть: стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Одни субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества, пытаясь тем самым выразить своё негодование. Другие носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества, пытаясь этим скрыться ото всех. Иногда они развиваются и входят как элементы в единую культуру общества, но случается такое довольно редко. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

· Изучить молодежные субкультуры, историю их зарождения, сущность и роль.

· Обозначить положительные и отрицательные стороны субкультур.

Что такое субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Молодежная субкультура

молодежный субкультура социальный подросток

У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

В конце 1989 г. Н. В. Кофырин обследовал неформальные молодежные группы, называемые «дворовыми тусовками». Они образованы по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% - девушки.

«Уйти в неформалы» побудили молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше».

Наиболее распространенными способами проведения свободного времени являются «тусовка на своей площадке», посещение видеосалонов, где молодые люди предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику. «Сидят у себя в подвале» лишь 15% опрошенных.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, или эскапизма, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков (стр. 56).

Причины уходов подростков в субкультуры

Из проведенного мною опроса среди девятых и одиннадцатых классов можно выделить такие причины:

Ш Нечем заняться

Ш Переходный возраст, поэтому надо попробовать и испытать надо

Ш Влияет жизнь и происходящее все вокруг

Ш Повторяют за другими

Ш Это интересно

Ш Ищут единомышленников

Ш Непонимание в семье

Ш Неуспеваемость в школе, отчуждение от школьного коллектива

Ш Нежелание быть «как все»

Ш Желание утвердиться, привлечь внимание

Ш Дань моде

Ш Возрастные увлечения, потребность в необычных экстремальных впечатлениях

Ш Идейные убеждения и т.д.

Группы субкультур

Субкультуры можно разделить на такие, как:

· Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.

· Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

· Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит - байкеры, байкеры.

· Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

· Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

· Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

· Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

· Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

· Элита: мажоры, рейверы.

· Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

· Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.

· Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.