Русская эротическая графика. Константин Сомов

Константин Андреевич Сомов (30 ноября 1869, Санкт-Петербург - 6 мая 1939, Париж) - русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Сын учёного-искусствоведа А. И. Сомова.


Автопортрет в зеркале. 1928

Отец художника, А. И. Сомов, много лет состоял в должности хранителя коллекций Эрмитажа. Дом наполняли картины и рисунки старых мастеров, которые долгое время со знанием дела собирал хозяин. Искусством занимались здесь все. Мать К. А. Сомова была хорошим музыкантом и развивала у своих детей интерес к пению, театру, живописи. В одном из первых рисунков Сомова изображены сестра и мать за мольбертами.


Портрет матери художника. 1895


Автопортрет. 1909

В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, в стенах которой находился до 1897 г. За этот период произошло преобразование старой педагогической системы АХ, и Сомов оказался зачисленным в мастерскую И. Е. Репина.

Здесь он создал две свои картины: "Дама у пруда" и "Людмила в саду Черномора". В них проявился интерес к ретроспективизму, элегичность, изысканность - то, что впоследствии определяло манеру художника.


Дама у пруда. 1896


Людмила в саду Черномора. На сюжет поэмы А.С.Пушкина Руслан и Людмила. 1897

В 1897 г., не окончив полного курса АХ, Сомов отправился в Париж, где занимался в частной студии Ф. Коларосси и изучал памятники искусства. Одновременно с ним в Париже учились и работали А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова и другие "мирискусники".

Особенно сблизился Сомов с Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале "Мир искусства" за 1898 г. В этой статье художественный критик подчеркивал влияние на творчество Сомова немецкой графики (О. Бердслей, Ш. Кондер, Т. Гейне), а также воздействие французской живописи XVIII в. (А. Ватто, Н. де Ларжильер), "малых голландцев" и русской живописи первой половины XIX в.


Портрет художника А.Н.Бенуа. 1895

Вернувшись в Россию, Сомов отдал дань портретному жанру. Им были созданы портреты отца (1897), Н. Ф. Обер (1896), А. Н. Бенуа (1896) и А. П. Остроумовой (1901).


Портрет Андрея Ивановича Сомова. 1897


Портрет Н.Ф.Обер. 1896


Портрет А.П.Остроумовой. 1901

Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо "мирискусников", воплощая гармонию мечты и реальности.


Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой). 1897-1900

Особое место занимают графические портреты Сомова. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения. Таковы портреты поэтов В. И. Иванова (1906), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др.


Портрет писателя и поэта В.И.Иванова. 1906


Портрет Е.Е.Лансере. 1907


Портрет М.В.Добужинского. 1910


Портрет М.А.Кузмина. 1909


Портрет А.А.Блока. 1907

Помимо портретной графики Сомов работал и в области книжной иллюстрации. В начале XX в. художники "Мира искусства", среди которых был и Сомов, возродили после долгого забвения этот вид искусства. Оформление книги, все ее элементы - шрифт, формат, обрез, обложка, заставки и виньетки - должны были составлять единое целое.


Фронтиспис журнала Мир искусства. 1903

Наряду с другими "мирискусниками" Сомов принимал самое деятельное участие в графическом оформлении журналов "Мир искусства" и "Парижанка", периодического издания "Художественные сокровища России" и др., а также снабдил изящными иллюстрациями и оформил "Книгу маркизы" Ф. фон Блея (1918), используя характерный для XVIII в. черно-белый силуэт и стилизованные "китайские мотивы".


Обложка журнала Мир искусства. 1900


Обложка журнала мод Парижанка. 1908

В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Санкт-Петербург) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»), где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке. Существует редкий вариант этого издания так называемая «Большая „Книга маркизы“» дополненный ещё более фривольными иллюстрациями.


Книга маркизы. Иллюстрация 1. 1918


Книга маркизы. Иллюстрация 4. 1918


Книга маркизы. Иллюстрация 6. 1918


Книга маркизы. Иллюстрация 7. 1918


Книга маркизы. Иллюстрация 8. 1918


Книга маркизы. Иллюстрация 9. 1918

Стилизацией, ориентированной на графику начала XIX в., отмечены и его рисунки на сюжет "Графа Нулина" А. С. Пушкина (1899), а также выполненный в том же стилистическом ключе портрет самого А. С. Пушкина (1899), в котором юный потомок арапа Петра Великого представлен в минуты творческого вдохновения.


Портрет А.С.Пушкина. 1899

"Мирискуснические" черты - ретроспективизм и интерес к мистификациям - прослеживаются и в иллюстрациях к повестям Н. В. Гоголя "Портрет" и "Невский проспект". Лейтмотивом обложек книг, оформленных Сомовым, всегда была концентрация замысла произведения. Таковы обложка для издания стихотворений К. Д. Бальмонта "Жар-птица, свирель славянина", фронтиспис стихотворного сборника В. И. Иванова "Corardens", титульный лист книги А. А. Блока "Театр" (все 1907) и др. Строгость композиции и декоративная звучность колорита отличают эти работы художника.


Обложка сборника стихов К.Д.Бальмонта Жар-птица. Свирель славянина. 1907


Титульный лист книги Театр. 1907


Программа спектакля театра Эрмитажа по пьесе А.Грибоедова Горе от ума 31 мая 1902 года. 1902

Все творчество Сомова пронизывает интерес к пейзажу, будь то портрет, жанровая сцена или интерьер с видом из окна. Его ранние работы - "Сумерки в старом парке", "Конфиденции" (обе 1897), "Поэты" (1898), "Купальщицы" (1899) и др. - отмечены гармонией цвета и игрой фактуры, передающими идиллически-задумчивый, одухотворенный образ природы.


Летние сумерки. Пруд. 1897


Конфиденции. 1897


Поэты. 1898


Купальщицы. 1899

Стилизованные пейзажные мотивы с ретроспективным оттенком XVIII в. прослеживаются в таких картинах, как "Вечер" (1902), где ритм повторяющихся аркад и боскетов гармонично сочетается с плавными движениями дам в причудливых туалетах.


Вечер. 1900-1902.

Чарующий неподвижный пейзаж, плоскост-ный и декоративный, характерен и для картины "Волшебство" (1920) с ее томной и жеманной героиней.


Волшебство.

Любование и гротеск сопровождают настроение многих ретроспекций Сомова. Таковы картины "Эхо прошедшего времени" (1903), "Арлекин и смерть" (1907), "Осмеянный поцелуй" (1908), "Зима. Каток" (1915).


Эхо прошедшего времени. 1903


Арлекин и смерть. 1907


Осмеянный поцелуй. 1908


Зима. Каток. 1915

Помимо живописи и графики художник много и успешно работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: "Граф Нулин" (1899), "Влюбленные" (1905)и др.


Влюбленные1. 1905


Дама, снимающая маску. 1906


Влюбленный (На камне). 1905-1906

Экспонируя свои произведения на выставках "Мира искусства", СРХ, персональной выставке 1903 г. в Петербурге, на берлинском "Сецессионе" и парижском Осеннем Салоне 1906 г., Сомов приобрел широкую известность. Февральскую революцию 1917 г. художник встретил с радостью, Октябрьскую - сдержанно, но лояльно. И хотя на его антикварную коллекцию была дана охранная грамота, а сам он пережил разруху, довольствуясь продовольственными карточками, работать по-прежнему Сомов уже не мог. Заказов не было, продавать свои картины случайным людям, скупающим их для спекуляции, было для него неприемлемо, поэтому, когда художнику предложили выехать в качестве уполномоченного от петроградцев с Русской выставкой в США, он охотно согласился.

В начале декабря 1923 г. устроители выставки покинули Россию. Сомов тогда даже не предполагал, что больше не вернется на родину. Однако, оказавшись в Нью-Йорке, затем в Париже, вновь в Нью-Йорке и других городах, он был поглощен насыщенной и разнообразной художественной жизнью, встречами с друзьями и единомышленниками. Постепенно втянувшись в круг русской эмиграции, Сомов навсегда остался во Франции. Последние годы жизни художник был тяжело болен, с трудом ходил, но и тогда продолжал интенсивно работать.

Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.


Автопортрет в зеркале. 1934


Август. 1885


Белая ночь. Сергиево. 1897


В детской. 1898


Версальский парк осенью. 1898


Вечерние тени. Силламяги. 1900-1917


Вечерний пейзаж. 1902


Дама в розовом. 1903


Дама с весенним пейзажем. 1897


Дама у зеркала (Портрет В.В.Цемировой). 1898


Девушка с грибами под радугой. 1922


Дорога в Секерино. 1893


Дорога на даче. 1896


Дремлющая дама в черном платье. 1909


Жадная обезьянка. 1929


Заросший пруд. 1899


Заснувшая на траве молодая женщина. 1913


Зеленый склон за дорогой. Мартышкино. 1902


Зима. 1905


Идиллия. 1905


Интерьер на даче Павловых. 1899


Концерт. 1900


Купание. 1904


Куртизанки. 1903


Лес. 1900


Летнее утро. 1920


Летний пейзаж. 1900


Лето. 1919


Летом. 1921



Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912



Наталья Павловна. 1899


Опушка леса. Лигово. 1894


Осень. 1905


Остров любви. 1900


Пашня. 1900


Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой. 1918


Пейзаж с калиткой. 1893


Перед заходом солнца. 1900


Письмо (Таинственный посланец). 1896


Портрет Е.П.Носовой. 1911


Портрет Г.Л.Гиршман. 1910-1911


Портрет Е.П.Олив. 1914


Портрет танцовщика Н.С.Познякова. 1910


Портрет художницы Е.Н.Званцевой. 1903


После грозы


Поцелуй (Силуэт). 1906


Прогулка зимой. 1896


Пьеро и дама. 1910


Радуга. 1897


Радуга1. 1908


Радуга2. 1908


Роща на берегу моря. Силламяги. 1900


Ручей. 1897


Садик. 1897


Свидание. 1910-е


Семейное счастье. 1898-1900


Синяя птица. 1918


Спящая дама с чертиком. 1906


Спящая женщина в синем платье. 1903


Спящая молодая женщина. 1909


Сумерки в старом парке. 1897


Фейерверк в парке. 1907


Фейерверк. 1904

Автопортрет (1898)

Константин Андреевич Сомов, - русский живописец и график, мастер портрета, представитель русского символизма и модерна. Один из основателей журнала "Мир искусства", член одноименного объединения. Свою личную жизнь он тщательно оберегал от огласки.
Родился 18/30 ноября 1869 г. в Петербурге в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Сын искусствоведа и музейного деятеля А.И. Сомова. Его мать, Надежда Константиновна Сомова (урожд. Лобанова), была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.


Отдых на прогулке 1896 г.


Портрет Н.Ф.Обер 1896 г.


Дама у пруда 1896 г.


Две дамы на террасе 1896 г.




Прогулка зимой 1896 г.




Вечерняя прогулка верхом 1897 г.




Пейзаж с беседкой 1897 г.

В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, где учился в мастерской И. Репина. В 1897 г. художник добровольно покинул Академию и провел две зимы в Париже в самостоятельной работе. В одно время с ним в Париже учились и работали А. Бенуа, Е. Лансере, А. Остроумова и другие “мирискусники”. Здесь Сомов сблизился с А. Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале “Мир искусства” в 1898 г.



Афиша выставки русских и финляндских художников 1897 г.


Наталья Павловна 1899 г.


В 1899 г Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой (“Дама в голубом”, 1897 — 1900).


Дама в голубом. Портрет Е.М. Мартыновой 1897-1900 г.г.

Учащиеся петербургской частной школы Карла Мая — А. Бенуа, В. Нувель, Д. Философов и К. Сомов объединились для изучения истории искусства, в первую очередь живописи и музыки. В последствии к кружку примкнул С. Дягилев и Л. Бакст. Познания Дягилева в области изобразительных искусств, к которым он всегда питал интерес, стали быстро расширяться благодаря поездкам за границу. Там он завел знакомства с иностранными писателями и художниками и начал коллекционировать картины.

В объединение влились художники московской школы середины 1890-х годов (входившие в состав абрамцевского кружка) — К. Коровин, В. Серов, братья Васнецовы, М. Врубель, М. Нестеров. Именно их картины в начале 1898 г. были продемонстрированы на организованной Дягилевым и Философовым выставке русских и финских художников в Петербурге, а затем, летом того же года в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине.

Движение издавало и одноименный журнал, первый номер которого вышел в ноябре 1898 г., впоследствии занявший ведущее место среди литературно-художественных изданий России того времени.

Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Полагая, что современная цивилизация антагонистична культуре, «мирискусники» искали идеал в искусстве прошлого. Художники и писатели, в своих картинах и на журнальных страницах, открыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних цивилизаций и заново оценить собственное художественное и литературное наследие.

Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались громким успехом. В 1899 г. Дягилев устроил в Петербурге действительно международную выставку, на которой с произведениями русских художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в том числе Бёклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901 г. в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали ближайшие друзья Дягилева — Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы «Мира искусства» в Петербурге и Москве были устроены также и в ноябре 1903 г.

Манера Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью.


Волшебство 1900-1902 г.г.



Эхо прошедшего времени 1903 г.



Дама в розовом 1903 г.




Поцелуй 1904 г.


Сугубо реальны своей интеллектуальной энергией созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А.А.Блока, М.А.Кузмина, В. И. Иванова), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными. Рисунки карандашом с подцветкой акварелью, а также выполненные гуашью, цветными карандашами или белилами, - все они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения.

Портрет А.А.Блока 1907 г.

Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала “Мир искусства”, а также периодического издания “Художественные сокровища России” (1901 — 1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к “Графу Нулину” А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя “Нос” и “Невский проспект”, нарисовал обложки поэтических сборников К Бальмонта “Жар-птица. Свирель славянина”, В. Иванова “Cor Ardens”, титульный лист книги А. Блока “Театр” и др.


Эскиз иллюстрации к повести Н.В.Гоголя Невский проспект 1901 г.




Экслибрис А.Н.Бенуа 1902 г.


Экслибрис С.П.Зенгер 1902 г.


Обнаженный среди цветов 1903 г.



Гёте, муза и Амур 1906 г.


Дама с собачкой 1906 г.


Поцелуй (Силуэт) 1906 г.


Книга маркизы. Иллюстрация

Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции.
К. Сомов экспонировал свои произведения на выставках “Мира искусства”, Союза русских художников, персональной выставке в Петербурге (1903), берлинском “Secession”, парижском “Salon d"Automne” (“Осенний салон”, 1906), чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе. После Октябрьской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу.

Константин Андреевич Сомов родился 18 (30) ноября 1869 года в Санкт-Петербурге. Его отец Андрей Иванович Сомов – математик по образованию – долгое время был хранителем Эрмитажа. Мать – Надежда Константиновна Сомова (в девичестве Лобанова) – занималась домом и детьми, была хорошим музыкантом и широко образованным человеком. В семье было трое детей. Старший брат Константина Александр служил в Министерстве финансов. Младшая сестра Анна – певица и дизайнер. Про Анну известно, что она училась живописи дома под присмотром брата Кости.

Андрей Иванович первым распознал в сыне будущего великого художника и настойчиво прививал ему любовь к живописи. Этому во многом способствовало большое количество рисунков, гравюр и картин, которые хранились в доме Сомова. Маленький Костя начал рисовать с шести лет. Как вспоминал уже после смерти Сомова Александр Бенуа, «главным своей художественной культуры Сомов был все же обязан той среде, в которой он вырос».

В 10 лет Костя Сомов поступил в гимназию Карла Мая в Санкт-Петербурге. Там он познакомился и с будущим художником Альбертом Бенуа, с которым будет дружить всю свою жизнь, и с будущим пианистом и композитором Вальтером Нувелем, и с будущим публицистом и литературным критиком Дмитриев Философовым. Все они впоследствии участвовали в основании художественного объединения «Мир искусства» и в создании одноименного журнала.

После гимназии в 19 лет Константин Сомов учился в петербургской Академии художеств. Затем он посещал занятия в мастерской Ильи Репина, а впоследствии, уехав в Париж, занимался в Академии Коларосси, где усвоил уроки модерна и французского рококо. Костя Сомов подростком и юношей часто бывал за границей с родителями. Он посетил Париж, Вену, Грац. Когда ему исполнился 21 год Константин путешествовал с матерью по Европе, побывав в Варшаве, Германии, Швейцарии, Италии. В 25 лет в Германию и Италию он ездил с отцом.

Февральская революция 1917 года обрадовала Константина Сомова, но октябрьскую он встретил сдержанно, не находя себе места в новом политическом устройстве. У Сомова была охранная грамота на его антикварную коллекцию, однако, впоследствии все предметы искусства были национализированы. В 1919 году в его особняке был открыт Музей мебели, а картины в 1920 году переданы в Румянцевский музей.

В 1918 году в возрасте 49 лет Константин Сомов получил должность профессора Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских.

Жизнь в эмиграции

В 1923 году, когда Сомову было 54 года, он отправился в Америку для организации выставки русских художников. Больше года он работал над выставкой, где, в том числе, было представлено 38 его работ, и в Россию больше не вернулся. С 1925 года художник Константин Сомов постоянно жил во Франции – какое-то время у своего близкого друга и постоянной модели Мефодия Лукьянова в Нормандии, потом в Париже, где приобрел квартиру на бульваре Эксельманс.

Во Франции Константин Сомов не только занимается творчеством, но и активно участвует в общественной деятельности, пропагандируя русское искусство. Он вел активную общественную жизнь, посещает выставки, концерты и спектакли, и обучает молодых художников.

Константин Сомов скоропостижно скончался от болезни сердца в возрасте 69 лет. Художник похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.

Выставки и признание

Константин Сомов был востребованным художником и в дореволюционной России, и в эмиграции. Впервые работы Сомова появились на выставке Общества русских акварелистов в 1894 году.

Его первая персональная выставка была организована в Петербурге, когда художнику было 34 года. На ней было представлено 162 работы Константина Сомова. В этом же году 95 произведений было показано в Гамбурге и Берлине. Художник регулярно показывал свои работы на выставках «Мира искусств», его работы были представлены на берлинском и венском «Сецессионе» и на парижском Осеннем Салоне.

К 50-летнему юбилею художника в 1919 году прошла его персональная выставка в Третьяковской галерее.

Работы Сомова находятся в собраниях лондонской галереи «Тейт», нью-йоркского музея «Метрополитен», хельсинкского «Атенеума», в постоянных экспозициях Третьяковской галереи в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге. Многие картины Сомова куплены частными коллекционерами.

Кстати, Константин Сомов стал самым востребованным художником на мировых аукционах. Его картина «Русская пастораль», которую он написал в 53 года, на аукционе «Кристис» в 2006 году продана за рекордную сумму в 2 млн 400 тыс. фунтов стерлингов. Рекорд был побит в 2007 году на аукционе «Кристис» в Лондоне все тем же Сомовым – его картина «Радуга» продана за 3 млн 716 фунтов при стартовой цене в 400 тыс. фунтов.

Творчество Константина Сомова

Манеру художника-модерниста можно определить как ретроспективизм, элегичность, изысканность. Его близкий друг Александр Бенуа, который в 1898 году написал о Сомове статью в журнал «Мир искусства», впоследствии писал, что на творчество Сомова повлияла английская и немецкая графика (Бердслей, Кондер, Гейне) и французская живопись 18 века, «малые голландцы» и русская живопись первой половины 19 века. Константин Сомов не видел ничего нового в творчестве передвижников, как и в признанных мэтрах типа Сезанна, Гогена и Матисса, и погрузился в атмосферу рококо 18 века.

Особый интерес Константина Сомова вызывал пейзаж, который он прорисовывал и на портретах, и на жанровых сценках. В его картинах гармония цвета и фактуры передает идиллический и одухотворенный образ природы.

В работах Сомова широко представлены все виды эротизма – шутовская и скоморошеская в галантных пейзажах и эротика обнаженного мужского тела в портретах. Сам художник считал, что искусство немыслимо без эротической основы.

Портреты

Константин Сомов – признанный мэтр портретного жанра. Его портреты передают не только внешность героя, но заглядывают в душу, открывая потаенные тайны и показывая всю подноготную. За свою жизнь Сомов создал огромное количество портретов. Героями его работ были родители; друзья детства; известные и малоизвестные люди. В Третьяковской галерее есть потрет художницы Евгении Мартыновой «Дама в голубом», над который художник работал три года. Это произведение по праву считается вершиной творчества художника.

Сомов создает новый тип портрета – ретроспективный. Своих современников он пишет в платьях ушедших эпох, на фоне старых парков.

Кисти и карандашу художника принадлежат портреты Вячеслава Иванова, Александра Блока, поэта Михаила Кузмина, художников Евгения Лансере и Мстислава Добужинского, композитора Сергея Рахманинова и многих других. Константин Сомов написал много автопортретов. На них мы видим его в разном возрасте – от юноши до пожилого импозантного человека.

Пейзажи

Сомовские пейзажи всегда наполнены воспоминаниями о родном крае, с которым ему пришлось расстаться в эмиграции. Он писал и с натуры, и по памяти то, что ему было дорого – радугу, осень, летние сумерки, лес и поля.

Галантные этюды

Константин Сомов показал России и всему миру стилизованные под 18 век галантные картины и этюды. Это было новое слово в искусстве – стилизация и гротеск. Его иронический мир населен любовниками и любовницами, арлекинами и целующимися парочками. Уже в названиях работ заложена та сказка и загадка, которая манила Сомова всю его жизнь, - «Арлекин и дама», «Язычок Коломбины», «Влюбленные. Вечер», «Арлекин и смерть», «Остров любви», «Волшебница», «Галантная сцена», «Волшебный сад», «Волшебство», «Синяя птица».

Книжная графика

Константин Сомов был востребованным оформителем. Он участвовал в оформлении журналов «Мир Искусства», «Парижанка» и других периодических изданий. Он создал иллюстрации к «Графу Нулину» А.С. Пушкина, повестям Николая Гоголя «Нос» и «Невский проспект», обложки к поэтическим сборникам Константина Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», Вячеслава Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги Александра Блока «Театр».

В 1929 – 1931 гг. уже в эмиграции Сомов проиллюстрировал «Манон Леско» и «Дафниса и Хлою» для издательства «Трианон». Для иллюстрации «Дафниса и Хлои» он близко сошелся с молодым боксером, который на долгое время стал героем ряда его работ и постоянным компаньоном.

Любителям букинистики Сомов известен как оформитель наиболее полного издания «Книги маркизы» Франца фон Блея, вышедшей в 1918 году в Петербурге, для которой художник не только создал фривольные и эротические иллюстрации, используя типичный для 18 века черно-белый силуэт, но и участвовал в подборе текстов. Оформленная Сомовым «Книга Маркизы» по праву считается одной из вершин русской книжной графики.

«Фарфоровая болезнь»

В 1900-х годах Сомов начал сотрудничать с Императорским фарфоровым заводом. Константин Сомов, который коллекционировал фарфоровые скульптуры, имел с фарфором особые отношения, «фарфоровую болезнь». Композиции «Влюбленные», «На камне», «Дама с маской» - стали классикой фарфорового искусства и до сих пор имеют большой успех среди ценителей.

Имя Константина Сомова в искусстве стало почти синонимом слова "мирискусник", настолько его творчество воплотило все идеи этого художественного объединения. Манера Сомова соответствовала эстетике "мирискусников", соединяя мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью. Сомов был признанным мастером "галантных жанров", начало которым было положено еще в годы учения в Академии Художеств. Сюжеты небольших, тщательно сделанных картинок отличались преднамеренно поверхностной интригой; живописец любил сочинять незатейливые сценки с капризными манерными героями в комических, по большей части, ситуациях с эротической подоплекой. Присутствовала, однако, в этих милых, изящных пустячках нота драматизма, не дававшая очаровательным картинкам Сомова превратиться в карикатурный анекдот. Курьезные персонажи, изображенные с легкой иронией, были в то же время и любимыми персонажами. Во всех галантных сценках Сомова подспудно присутствовал оттенок щемящего душу переживания, своеобразное memento mori.

Константин Андреевич Сомов родился в Петербурге, в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Мать была хорошим музыкантом, образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.

В 1889 г. Сомов поступает в Академию Художеств, где учился в мастерской И.Репина. Но учеба в Академии не удовлетворяла его, и в 1897 г. художник добровольно покидает ее и уезжает в Париж, где прожил два года.

В Париже в это же время работали А.Бенуа, Е,Лансере, А.Остроумова и другие "мирискусники". Здесь Сомов сблизился с А.Бенуа.

В 1898 г. Сомов вернулся в Россию, поселился в Петербурге. И занялся портретной живописью.

Сомов принимал участие в оформлении журнала "Мир искусства", а также периодического издания "Художественные сокровища России" (1901-1907), создал иллюстрации к "Графу Нулину" А.Пушкина (1899), повестям Н.Гоголя "Нос" и "Невский проспект", нарисовал обложки поэтических сборников К.Бальмонта "Жар-птица.Свирель славянина", титульный лист книги А.Блока "Театр" и другие.

Наряду с портретной и пейзажной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные композиции: "Граф Нулин" (1899), "Влюбленные" (1905) и другие.

Сомов экспонировал свои произведения на выставках "Мир искусства", Союза русских художников, на персональной выставке в Петербурге (1903), в берлинском и парижском салонах, чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе.

После Октябрсской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу. В декабре 1923 г. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петербурга. Но на родину он не вернулся, навсегда оставшись во Франции.

У каждого художника есть свои фишки, свои любимые персонажи или образы. Если у мариниста Айвазовского — это море и пучина, то у Шишкина — леса да рощи дубовые. У Бориса Кустодиева — пышнотелые красавицы и купчихи, а работы Васнецова изобилуют сказочными персонажами, былинными героями. Суриков обожал Древнюю Русь, тогда как Михаил Врубель сходил с ума от демонов… На самом деле разобраться в русской живописи не так сложно — нужно только приглядеться к деталям. У каждого художника, повторюсь, свой фетиш.

Так вот, у неизвестного на первый взгляд живописца-иллюстратора Константина Сомова также был свой фетиш, причем не один. Его конек — это эротические и похотливые дамы, влюбленные Арлекины, бесконечные радуги, маскарады и праздники. И большая часть картин очень светлые, веселые, без скуки и депрессии… К слову, к неизвестным художникам Константина Сомова относить нельзя. Вспомнить хотя бы знаменитый портрет поэта Александра Блока, написанный Сомовым в 1907 году. Ведь, все его видели, но не каждый знает автора:

Но прежде чем перейти к знакомству с полотнами мастера, расскажу вам один любопытный факт:

29 ноября 2006 года картина «Русская пастораль» (1922) Константина Сомова на знаменитом аукционе «Кристис» была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко.

Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондоне на том же аукционе «Кристис» в июне 2007 г. картиной того же художника - картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов).

Картины Сомова символичны. В каждую картину мастер прятал какую-нибудь интересную деталь. Автор заряжает особенным чувством, эмоцией поиска деталей, штрихов, разгадки маленьких тайн. Что-то отдаленно похожее на современный квест. Итак, смотрим и не забываем о деталях.

Лучшие работы Константина Сомова

Арлекин и дама (Фейерверк). 1912

Арлекин и дама. 1912 (обновленный вариант)

Арлекин и дама. 1921

Арлекин и смерть. 1907

Влюбленный Арлекин. 1912

Галантная сцена (В саду). 1918

Итальянская комедия. 1914

Ищем двух вьетнамцев)

Язычок Коломбины. 1915

…и вьетнамец в белом… в той же позе…)

Пьеро и дама. 1910


Маскарад. 1925

В лесу. 1914

Вечер. 1900-1902

Влюбленные. Вечер. 1910

Маскарад. 1930-е

Осмеянный поцелуй. 1908

Письмо (Таинственный посланец). 1896

Поцелуй. 1914

Праздник в окрестностях Венеции. 1930

Семейное счастье. 1898-1900

Дама в голубом (Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой, 1900).

Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912

Спящая молодая женщина в парке. 1922

Спящая женщина в синем платье. 1903

Спящая молодая женщина. 1909

Две дамы в парке. 1919

Заснувшая на траве молодая женщина. 1913

Лето. 1919

Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский). 1937

Боксёр 1933

Зима. Каток. 1915

Русский балет. 1930

Фейерверк. 1922

Пейзаж с радугой. 1915

Портрет С. В. Рахманинова. 1925

Окно — дверь — пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934

Автопортрет в зеркале. 1934

Константин Сомов еще при жизни получил известность всей Европы, экспонируя свои произведения на зарубежных выставках. И всё же в жизни талантливого художника присутствовала трагическая нота. После октябрьской революции в России, в период всеобщей разрухи и сумятицы некому было оценить утончённую изысканность его творчества, он становится непонятым и невостребованным. Вскоре Сомов уезжает в Париж, где и остаётся до самой смерти. Сомов никогда больше не приезжал в Россию, где по нему лишь после смерти осталась вечная память благодаря его бессмертным полотнам.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .