Сценарий межрегионального фестиваля казачьей культуры Вольный Дон - Донковье — организация событий и отдыха. Новосибирский государственный областной дом народного творчества

(с фото)

Старшая группа

Воспитатель Козачук Н.Н.

Сценарий праздника «Казачья воинская доблесть »

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам. Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках. Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, села.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

6. Формирование любви к родному селу и интереса к прошлому и настоящему родного края;

7. Развитие бережного отношения к своему селу (достопримечательности, культура, природа);

Актуальность:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Перспектива: история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Дети входят в зал под музыку.

Ведущий: Здравствуйте дорогие гости, папы, дедушки. Сегодня мы пригласили Вас на праздник посвященный дню защитника Отечества.

Мы с Вами живем в Донском казачьем крае. И поэтому наш праздник, посвященный Дню защитника Отечества, будет на казачий лад.

ЗВУЧИТ ГИМН КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА.

Вед. Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Ведущий: Когда на русскую землю приходили враги- захватчики, вставали на защиту Родины русские люди- защитники земли русской. Земля Тихого Дона тоже провожала своих сыновей на защиту донской земли.

1 Ребенок:

Эх, сторонушка Донская,

Сердцу ты всегда мила.

Где б я ни был в дальних странах,

Вспоминал твои поля.

Помню я донские клены,

Что шумят на берегу.

Не отдам я волны Дона

Ненавистному врагу.

Ведущий: Ребята!Мы с вами живем на удивительной земле - земле, овеянной славой, земле, - чья история вошла в летопись казачества.

Казаки, говоря о себе, подчеркивали: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!».

Дети стихи .

2. Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка - вот краса:
Стройный стан и плюс коса.

3 .Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.

4. Много лет войску Донскому,

Много лет нашим донцам

Атману войсковому

И станицам и войскам.

5. Много лет нашей державе,

Много лет нашим войскам

Православной нашей вере,

Да и славным казакам.

Ведущий. Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!
Сыграем песню про несокрушимый дух казака.
Дети исполняют песню «Как за доном, за рекой».

Вед 2. Но те кто родились и выросли на Дону скажут КАЗАК - это судьба! Мы живём в станице Нижнекундрюченской, и наши прадеды всегда были мужественными людьми, настоящими воинами,защитниками Отечества ведь любить и защищать свою Родину это честь для каждого казака. А как не любить свой родной край.

6реб. Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручен.

Прекрасный здесь живет народ.

Казаки- мир его зовет.

Казак- опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь

7 Реб . Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть!

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее,

Чем здесь!

Дети исполняют инсценировку песни песня «Эх, Донские казаки»

8 реб: Мы Донские казачата

Очень дружные ребята

Век готовы мирно жить

России - матушке служить!

9 реб: Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

10 реб: А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Вот такие мы ребята-

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Ведущий. Казачата удалые покажите свою силу да сноровку в казачьих играх.

Проводится игра «Наездники»

Описание игры: садятся на коня, добегают до ориентировки срывают папаху и бегут назад, следующий берет папаху садится на коня бежит до ориентировки и вешает папаху назад.

Ведущая: Казак с детства учился владеть оружием, и эту науку необходимо было помнить всю жизнь. Какое главное оружие было у казаков? Казачата покажите как вы умеете владеть шашкой!

Танец с шашкой.

Ведущая: Казачатки, знаете ли вы пословицы?

Дети рассказывают казачьи пословицы.

1. Терпи казак - атаманом будешь.

2. Казак сам не поест, а коня накормит.

3. Казак без друзей, что дуб без корней.

4. От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

5.Дон Тихий, а слава о нем громкая.

6.На Дону закон такой - всех врагов с земли долой!

Ведущая: Как бы не складывались обстоятельства на войне, умели казаки веселиться в перерывах между боями, взрывами снарядов, грохотом канонады. Не зря гласят казачьи пословицы: Хороши привалы, где казаки запевали. Где казачья песня ведется. Там весело живется. А не сыграть ли нам казачата песню.

Дети исполняют песню «Пчелочка - злотая»

Ведущий: Ребята, что то гости приутихли. А не сыграть ли с ними в игру«Слов» я буду называть старые казачьи слова, а вы уважаемые гости - современное значение и звучание.

Игра «Слова» (раззявил-раскрыл, чувяки-тапочки, хворать - болеть, квѐлый - слабый, цыбарка - ведро, гутарить - говорить, кочет - петух, батя - отец, дюже - сильно, нехай - пусть, вечерять - ужинать могѐт - может, буханка - булка, баз - сарай, взвар - компот.)

Ведущая.

Выходи честной народ!

Не пыли дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Дети исполняют танец «Казачий танец»

Вед. А сейчас будем играть гостей забавлять.

Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?»

Ведущий. Есть еще одна игра «Казачий поезд дружбы»

Вед . Молодцы, казачата хорошо играли, а теперь пришло время казачьей пляски.

Танец «Варенька»

Ведущий: Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России - Донском казачьем крае. Очень много можно рассказать о нем. Расскажите как прекрасен наш Донской край.

Читают дети стихи.

11 реб. Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Донской край - чудесный,

Как и вся Россия - мать .

12 реб. Наша Родина - Россия,

И об этом знаю я.

Это солнце в небе синем,

Лес, моря, луга, поля.

Знаю также, что Россия-

Край любимый мой, родной

И далекие дороги

Приведут всегда домой.

14. реб. Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, -
Что может быть сердцу милей!

Ведущий. Мы -жители Донского края, мы - казаки, но прежде всего мы - Россияне, жители большой и могучей страны. Споем песню о великой стране - России.

Исполняется песня «Россия ».

15 Ребенок. Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб весной ручьи звенели,
Чтобы солнце землю грело,
Чтоб березка зеленела!
Чтоб у всех мечты сбывались,
Чтобы все вокруг смеялись,
Чтобы детям снились сны,
Чтобы не было войны!

Ведущий: Наша станица богата историческими событиями и людьми, мы знакомимся с истоками нашей донской культуры, с казачеством. то что мы сегодня показали это маленькая часть нашей большой истории... Мы желаем, чтобы каждый из вас в будущем был достойным гражданином России, а в сердце всегда носил любовь к нашей станице… Наш праздник проходит в преддверии Дня защитника Отечества, и мы поздравляем всех мужчин, всех защитников Отечества с замечательным праздником. Казачата поздравят Вас праздничными открытками.

Дети дарят открытки.

Вед. Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч!

Гость доволен - хозяин рад! Спасибо всем. Милости просим побывать у нас в следующий раз. Звучит казачья песня, дети уходят из зала.

Сценарий праздника «В гости к казакам»

Цель: ознакомить воспитанников с традициями астраханского казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор воспитанников; коррекция эмоциональной сферы.

Оборудование: сцена оформлена в виде казачьей избы.

Ход праздника

1-й ведущий (воспитанник)
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

2-й ведущий (воспитанник)

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Исполняется песня о России

1-й ведущий

Колышет березоньку ветер весенний,
Весёлой капели доносится звон...
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен.

Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и взлет журавлей.

2-й ведущий

Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.

Нам русские песни с рождения пели.
Нас ветер России в пути обнимал.
Когда вся Россия надела шинели,
Нередко, бывало, солдат вспоминал:

И белые рощи, и ливни косые.
И мысленно детям своим завещал:
Любите Россию, любите Россию -
Россию, которую я защищал.

Исполняется песня об Астрахани

Ведущая. Край у нас действительно замечательный. Более 120 национальностей проживают здесь. Мы любим свой край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями Астраханского казачества.
Посмотрим, как жили казаки много лет назад. Мы попали с вами в станицу. Что-то никого не видно!

(На скамейке у печи сидит дед-казак)

Ведущая: Здравствуйте дедушка. Как живете-поживаете?

Казак: А вы кто такие?

Ведущая. Мы молодые астраханцы. Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как песни пели, как трудились. Здесь, кроме тебя, никого нет. Где все?

Казак: Как – где? Все делом заняты. Казаки коней пошли поить. Девчата полотно ткут. Вот они, смотрите!

Инсценировка песни

Казак: С утра до вечера люди трудились. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.
А вы, ребята, знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Давайте сделаем так: я начну пословицу, а тот, кто вспомнит её окончание, пусть поднимет руку, а затем завершит всю фразу. Итак, начали.
(Произносит начало пословицы, а ребята должны произнести её конец.)

  • Что посеешь, то (и пожнёшь).
  • Труд человека кормит, а (лень портит).
  • Терпение и труд (всё перетрут).
  • Мала пчела, да и (та работает).
  • Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
  • Откладывай безделье, да (не откладывай дела).
  • Не всяк хлеб сеет, да (всяк его ест).

Казак: Трудятся люди днем, а вечером собираются на посиделки. А какие же посиделки без чаепития? Надо воды набрать, чаю заварить.

Ведущая.
Посылали молоду
Под горошку по воду.
А водица далеко,
А ведёрко велико.

Песня-инсценировка «Пошла млада за водой»

Казак: Пока девицы по воду ходили, казаки лошадей купали. . Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Без коня казак кругом сирота.

Исполняется песня « Астраханские казаки»

Ведущая.
Казаки съезжаются,
Пляски, игры начинаются.

Проводится игра «Достань платок».

Играющие ходят по кругу, выполняя танцевальные движения. В центре круга – водящий с шестом руке, на его конце – платок. По окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот становится водящим. Игра продолжается.

Казак:

Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.

Девочки и мальчики исполняют частушки.

Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде
Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,
Будем петь вам от души.
Мы, девчонки астраханки,
До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Астраханская земля.

Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поём.

Ты играй, играй гармошка,
Гармошечка казацкая!
Я девчонка боевая
С края Астраханского.

Мы с весёлой песней дружим,
Мы вам честно говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Казак: Весной принимались казаки ладить соху да борону, пахать землю, чтобы хлеб сеять. Начинались земледельческие работы – заводились в деревнях и молодёжные игры, в которых рассказывалось об этих работах.

Хороводная игра «Просо сеяли».

В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

Девушки на слова:
«А мы просо сеяли, сеяли…» делают 4 шага вперед и два притопа.
Затем на слова:
«Ой, дид Лада, сеяли, сеяли».
Возвращаются на место.
Группа парней, повторяя движение девушек, поет:
«А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид Лада, вытопчем, вытопчем».

Девушки, сменяя парней, поют:
«Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей,
Ой, дид Лада, 100 рублей, 100 рублей».

Парни, сменяя девушек, продолжают песню:
«Нам не надо 100 рублей, 100 рублей,
А нам надо девицу, девицу».

Девушки идут навстречу парням со словами:
«Мы дадим вам девицу, девицу,
Мы дадим вам косую, косую».

Парни отвечают:
«Нам не надо косую, косую».
Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.

Ведущая. Но не всегда было спокойно, безоблачно, мирно в казачьих станицах. Казак одной рукой за плуг держится, а другой - за строевого коня.

Ведущий 1
Только враг зашевелится,
Наш казак уж на коне –
Рубит, колет, веселится
В неприятельской стране.


Ведущий. Перед походом казак кланялся в ноги отцу с матерью, просил простить, если обидел невзначай, а отец давал сыну наказ:
«Служи исправно, не позорь станичников», «Зря на рожон не лезь, но и в хвосте не плетись».

Ведущий 2

И да пошлёт тебе Бог силы
Долг службы свято соблюдать,
Служить, как мы царю служили,
И славу рода поддержать.

Иди туда, куда укажут
Господь, начальство и черёд,
Когда же в бой лететь прикажут,
Благословлясь, ступай вперёд!

Но ни в бою, ни перед боем
Ты не бранися, ни ругай,
Будь христианином и перед боем
Крестом себя ты осеняй…

Конь боевой всего дороже,
И ты, мой сын, им дорожи,
И лучше сам ты ешь поплоше,
А лошадь в холе содержи!

Ведущий 1.
Наш сотенный командир –
Он во всём нам господин.
Он не спал и не дремал,
Свою сотню обучал.
Подтянул сотню свою,
Хоть показывай царю.

Исполняется песня «Атаман»

Ведущая. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и внесли неоценимый вклад в прославление русского оружия, много славных страниц вписали они и в историю Великой Отечественной войны.

Ведущий 2
Жила в сердцах их смелая отвага,
Своей любовью к Родине сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Геройские сыны своей страны.

Исполняется песня «Едут, едут по Берлину наши казаки»

Ведущий 1

Все в мире сущие народы,
Благославите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле настигли нас.

Ещё теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив порог войны…
А. Твардовский

Ведущий 2

Пусть слава героям шумит не смолкая,
Не сгладит почёта грядущей мечты,
И пусть к постаментам, как память живая,
Ложатся во веки бессмертья цветы.

Ведущий 1

Казаком родиться
Не каждому дано,
Безо всяких традиций,
А просто – суждено!
Раз так – наденешь форму
И встанешь в общий строй,
Для казака – как норма:
Хранить людской покой!

Ис полняется песня «Казачата»

Ведущая. Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. А мы с вами, ребята, всегда будем беречь и уважать наследие своего народа.

Сценарий праздника «Казачьи посиделки» в старшей группе МКДОУ
детского сада №4 «Колокольчик»
Звучит казачья песня «Здравствуй Дон» в исполнении казачьего
ансамбля «Донцы»
Ведущий: Казачий край! Во тьму веков
Смотрю я твой потомок дальний
Я вижу славу казаков,
Казачек слышу плач печальный.
Ведущий: Мы с вами живем в богатом и славном традициями и людьми крае. Край у нас,
действительно замечательный, Мы любим Донской край, свою Родину. И учимся бережно
относиться к своему прошлому.
Ребенок: Очень часто за событиями и за сутолокой дней.
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Ребенок: Хоть и более привычны нам полеты на Луну,
Вспомним казачьи обычаи, вспомним нашу старину.
Ведущий: Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями и
играми Донского казачества. Посмотрим, как жили казаки много лет назад.
Ребенок: Старину мы уважаем, старину мы бережем.
О любимом нашем крае песню звонкую споем.
Песня «Как за Доном, за рекой»
Ведущий: Казаки были очень трудолюбивые, с утра до вечера они трудились. Но, когда
работа была окончена, казаки собирались на посиделки. Хороводы водить, песни да
частушки петь, себя показать, да на других посмотреть, семечки пощелкать, да добрым
словом перемолвиться. Казачки пряли, вязали, вышивали.
Ребенок: На завалинках в светелках, иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки молодых и пожилых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели и водилихоровод.
Хоровод « как у нас был на Дону»
Ребенок: Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нам досуг порою мелок и чего тут говорить.
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

Ведущий: Так давайте посидим, о казачьем крае поговорим.
Много лет этот край Казачьим зовется, так и в песне о нем поется.
Песня «По всему Донскому краю» в исполнении казачьего ансамбля «Донцы»
(Выходят казак, да казачка)
Казак: Здорово ночевали, казачата!
Дети: Слава богу!
Казачка: Пожалуйте, гости дорогие!
Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем ­ пожидаем,
Праздник без вас не начинаем!
Казак: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Казачка: Милости просим к нам в курень, гости дорогие!
Проходите, присаживайтесь.
У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
Казак: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус;
Кому­ сказку, кому­ правду, кому­ песенку.
Песня « Пчелочка златая»
Казачка: Горница у нас небольшая, да красивая какая! Здесь находится много предметов и
вещей. Отгадайте загадки:
­Бабушка седа, бела, зимой всем мила.
А как лето наступает,про бабушку все забывают.(печь)
Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково
называли « печь­ матушка», « печка­ кормилица».
­А, какая была посуда у казаков?
Дети: Глиняные кувшины, чугунки, чашки, миски, деревянные ложки.

Казачка: Вся семья ела из одной посудины. Начинали есть по старшинству, кто хотел
полезть без очереди, мог получить ложкой по лбу. Казачки очень любили готовить.
­ А какие казачьи блюда вы знаете?
Дети:Борщ, уха, лапша, студень, взвар…
Казачка: А вы знаете, на чем казаки спали?
Дети: На лавках, топчанах, а дети и старики на печи.
Казачка: Кроватей еще не было, они появились позже и кровать стала украшением для
куреня. Кровать застилали вязанным покрывалом. Пуховое одеяло шила сама казачка, а
верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати возвышались гора
подушек под накидками.
­А, что было в курене у каждой казачке?
Дети: Прялка.
Казачка: Казачки пряли пряжи, а долгими зимними вечерами вязали из нее варежки,
носки…
В углу обязательно стоял сундук.
­А для чего он нужен?
Дети: Складывать одежду.
Казачка: До появления утюгов, одежду гладили при помощи валика и рубила.
Любили казачки красиво одеваться, ходилив юбках и кофточках, которые назывались
«парочка», носили нижнюю юбку (спидницу) из хлопка, шелка или шерсти. Сверху
надевали «запон»­ фартук с растительным рисунком. На ногах полусапожки. Головной
убор­ полушалок, кружевная файшонка.
Ведущий: Посмотрите, какие нарядные наши казачки.
«Пляска с платками»
Казак: А вот, что расскажет казачья форма. Ее называли « казачья справа». Она состояла
из синей шинели, синего мундира, синих шаровар с красными лампасами, фуражки и
папахи с красным верхом.
Ведущий: А вот и наши лихие казачата.
Ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть.
Неужели в куреньке половицы лопнут?
«Казачий танец»
Ведущий: На посиделках казаки и казачки играли в разные игры.
Игра «Гори, гори ясно!»

Ведущий:Ну­ ка, станем­ ка рядком,
Да поговорим ладком!
Ребенок:­Фома, что из леса нейдешь?
­Медведя поймал.
­Так веди сюда.
­Да он нейдет.
­Так сам иди.
­Да он не пускает!
Ребенок:­Тюха, есть хочешь?
­Нет, я перекусил.
­А, что перекусил?
­Да съел краюшку хлеба.
­А ты бы ее в горшок со сметаной мочил.
­Да она в горшок не влезла.
Ребенок:­Федул, чего губы надул?
­Кафтан прожег.
­Зашить можно?
­Да иглы нет.
­А велика ли дыра?
­Один ворот остался.
Ведущий:Хороши потешки складом,
Ну, а песни наши ­ ладом!
«Частушки»
Казачка: А, что казаки считали главным украшением в курене?
Дети: Шашки, кинжал, дорогое оружие, добытое в сражениях.
Ведущий: Но не всегда было мирно и спокойно в станицах. Казаки участвовали во всех
войнах, которые вела Россия, а потом возвращались домой, где их ждали матеря, жены,
дети.
Песня « Шел со службы казак молодой»
Ведущий: Казаком родиться, не каждому дано,

Безо всяких традиций, а просто­ суждено!
Вот и заканчиваются наши посиделки. Мы познакомились с традициями и обычаями
казаков, и будем всегда беречь и уважать наследие своего народа.Ну, а какие же посиделки
без чаепития и угощений.
Ведущий: Самовар хозяйка ставит на широкий стол.
Пирогами угощает­ вот и пир пошел!
Поиграть и пообщаться за беседою простой.
Собираются казаки дружной, шумною толпой.
Хочется закончить наш праздник словами нашего земляка Олега Маврина:
­Пусть Тихий Дон своим теченьем
Хранит покой над гладью вод!
Будь мир над нами в нем свеченьем
Всегда будь звездным, небосвод!

1 часть «Утро»

(Казачка - воспитатель и казак на коне - ребёнок, путешествуют по группам и раздают приказ - свиток от Атамана.)

Свиток- фон в виде карты кубанской области, печать кубанского казачества и на верёвочке значок казаков.

Трек № 13. Звучит песня «Ехали казаки…« (с магнитофоном, под музыку)

Казачка: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки к вам идут

Погостить немножко.

Казачок: Я казак удалой,

привёз приказ небольшой.

Нас принимаёте, и документы получайте.

Казачка: (зачитывает текст)

Текст: Внимание! Внимание!

Сегодня день кубанских казаков!

Конверт принимайте, заданья выполняйте.

Тут и игры, и раскраски,

Есть презентации и сказки.

В мини- музей вас приглашаем,

Секрет слов казачьих раскрываем.

А средние группы на казачьих гуляньях встречаем.

Конверт с заданием:

1. Игры кубанских казаков.

2. Сказки о казаках.

3. Раскраски казаков

4. Старинные казачьи (диалекты) слов.

5. Презентации о жизни казаков.

6. Дидактическая игра: «Одежда казаков»

7. Приглашение в мини-музей «Кубанские казаки»

8. Приглашение средним группам на «Казачьи гулянья»

2 часть

«Казачьи гуляния»

(сценарий мероприятия в детском саду для детей средних групп.)

Программное содержание:

Знакомить детей с традициями кубанского народа, формировать их духовно-эстетическую культуру.

Предварительная работа:

Чтение литературы, рассматривание иллюстраций и фотографий, презентаций с портретами казаков, одежды, посуды и других вещей, слушание кубанских казачьих песен, проведение бесед.

Оформление музыкального зала:

Зал нарядно украшен в стиле кубанской станицы, хаты: печь с атрибутами, мини - музей, мельница, презентации на экране, плетень, скамьи, воспитатели и дети в казачьих костюмах.

Материал и оборудование:

1. Музыкальные треки.

2. Презентация

3. Большая книга с рисунками и указом.

4. Нагайки 2 шт., 2 обруча, 10 кеглей.

5. Рушники: 1 большой и маленькие (по кол-ву девочек)

6. Платочки для рисования для детей (6,9,7,5 групп)

7. Костюм Атамана

8. Костюм коня на ребёнка

9. Кони нагрудные (по кол-ву мальчиков)

10. карусель из лент

(Дети средних групп входят в зал, садятся на стульчики.6 группа: дети проходят под музыку, проходят по кругу с ведущими, встают в полукруг.)

Казачка 1: Здравствуйте гости жданные,

званные и желанные!

По обычаям кубанским

Всем гостям поклон наш низкий!

С добрым словом и любовью,

С хлебом-солью! С хлебом-солью!

(дети и ведущие делают поклон и дети рассаживаются на стульчики)

Казачка 2: Здравствуйте, ребята! Уважаемые взрослые!

Мы сегодня собрались в нашем уютном зале, чтобы поговорить о кубанских казаках. Кубанские казаки живут на Кубани.

Казачка 1: Могучие горы, степные просторы,

Приморского берега грань.

Леса и поляны, сады и лиманы -

Все это родная Кубань!

Родные станицы, разливы пшеницы,

Плывет за комбайном комбайн.

Огни городские, гудки заводские -

Все это родная Кубань!

Дары свои щедро

Открыли нам недра,

Морями разлились хлеба.

Здесь труд величавый

Сроднился со славой -

Все это родная Кубань!

Веселые песни

Летят в поднебесье,

Открытая высь, глубина.

И нету красивее

Края в России,

Чем наша родная Кубань!

(во время прочтения стихотворения презентация Кубани)

Казачка 2: Посмотрите у меня в руках удивительная книга, книга об истории нашего края. Давайте откроем ее (большая книга, а на ней картинки, а презентация повторяет картинки ) и посмотрим, как появился кубанский край? Давным - давно, царица Екатерина II подарила казакам за верную службу Кубанский край и повелела им жить здесь, и охранять границы своего царства.

(Читает книгу)

«Там, где выгнула русло река,

Как подкову у глиняной кручи,

Свиток царский был раскручен

И прочитан под гул тростника:

„Здесь границу держать,

Защищать от врагов,

И пшеницу сажать,

И растить казаков… “»

Казачка 1: Так появились первые казачьи станицы. Дома в станицах были обмазанные глиной, стены белились известью, а крыши покрывались соломой. В каждом подворье находился колодец и летняя печь, сарай для скота, конюшня и погреб. Богатый хозяин имел одну или несколько ветряных и водяных мельниц.

(идет презентация)

Казачка 2: А наши ребята, сейчас расскажут и покажут, как живут, работают и отдыхают казаки.

(3 ребенка встаю на середину зала и читают стихи)

1. На Кубани мы живём,

На родной Кубани.

Песни звонкие поём,

Славим край делами.

2. Ты цвети, моя Кубань,

Становись всё краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше!

3. Не найти красивей вам,

Благодатней края.

Ой, Кубань кормилица.

Ой, Кубань, красавица.

Сердцу дорогая!

Ребёнок: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Казачка 1: А вы друзья на танец посмотрите и наряды оцените. Какая красивая одежда у казаков и казачек, а как весело танцуют.

(видео - танец кубанских казаков)

Казачка 2: Чтобы так танцевать, надо ловкость развивать.

И мы с вами будем тренироваться и играть.

Казачка 1: Только вместо скакалки мы возьмём нагайку.

Трек № 2. Звучит песня «Полька кубанская» Танец «Кубанская полька»

Игра: «Удочка»

Казачка 2: В казачьих семьях главным всегда был казак. В переводе с тюркского языка слово «казак» означает вольный человек. Он - границу от врагов охраняет, пищу в дом добывает, в поле работает. Наши казаки тоже ловкие и смелые. А ну-ка казаки свою сноровку покажите.

Игра: Игра «Самый меткий»

Трек № 3. Звучит песня «Да в саду дерево цветёт»

(Приглашают гостей попробовать поиграть) (Презентация казаки, сабли, нагайки)

Казачка 1: А дом был на хозяйке - казачке. Кроме домашних дел любимым занятием казачек было украшать свою одежду вышивкой, кружевом, вышивать скатерти и рушники. А какие узоры подбирали! Это были цветы, животные, птицы. Рушники имели свое специальное предназначение. Ими украшали дом, вешали в угол над иконами.

Трек № 4. Звучит песня «Чернява, кучерява», танец девочек с рушниками.

(презентация узоры, рушники, казачки)

Казачка 2: А еще с рушником можно игра. Попробуем!

Казачка 1: Мы большой рушник возьмём,

И игру сейчас начнём.

Трек № 4. Звучит песня «Чернява, кучерява»,

игра: «Пройди под рушником»

Казачка 2: А сейчас мы покажем, как можно самим расписать платочек, а в группе вы поработаете.

(Мастер класс «Расписываем платки»- раздаём в группы, а презентация повторяет роспись)

Трек № 5. Звучит песня «Мы с тобой казаки - минусовка» фоновая

Ребёнок: Эй, девчонки-хохотушки,

Затевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтобы было веселей!

Частушки (4 ребенка)

Трек № 6. музыка «частушки -минусовка»

Я казачка удалая,

Радом казачок лихой,

Пропоём мы вам частушки

Вы похлопайте с лихвой.

Казаки мы хоть куда

Всем в округе нравимся

Приглашаем к нам в станицу

Скажите,- останемся.

А мы казачки не простые

Добрые и боевые.

Будем в гости принимать

А казаков вам не видать!

Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь закончим —

Ставим точку с запятой. Все вместе.

Казачка 1: А посуда у казачек знатная, вещи добротные! (Презентация и девочки показывают вещи. Казачки называют старинное название)

Казачка 2: Давайте ребята попробуем повторить.

(а родителей просят назвать предметы на кубанском)

Трек № 7. Звучит песня «Любо братцы, любо»

(Выход Атамана, а мальчики встречают)

Атаман: Здравствуйте, казаки, на защиту Родины готовы?

Мальчики: Да, Атаман. Служу Отчизне!

(Атаман ставит на середину мечи, мальчики берут мечи и встают в круг)

Трек № 8. Звучит песня «Дорожная»,

танец мальчиков.

Атаман: Ай, молодцы. Слава казаку! А теперь в поход.

Казачка 1: Атаман, кони наши застоялись, и чтобы в поход отправиться, им нужно размяться.

Казачка 2: Ну, друзья, готовы,

Все вставайте и в игру «Наездники» играйте.

Трек № 10. Звучит песня «Казаки»

игра: «Наездники»

(Атаман под музыку берёт коня- костюм и одевает на мальчика,)

Трек № 9. Звучит песня «Ой при лужке…» одевают костюм лошади.

(Казак на лошади машет рукой, а мальчики берут нагрудные лошадки и строятся друг за другом за Атаманом)

Трек № 10. Звучит песня «Казаки» танец в поход

(мальчики уходят за дверь)

Казачка 2: А пока казаки в поход ушли, мы скучать не станем.

Будем песни петь, плясать и немножечко играть.

Казачка 1: Ну, девчата, приглашайте в ручеёк играть.

(Девочки приглашают мальчиков из других групп)

Трек № 11. Звучит песня «Выйди Грицо на улицу»

игра «Ручеёк»

(дети возвращаются по местам. Входит ребёнок с конем-костюмом)

Трек № 12. Звучит песня «Только мы с конем» инсценировка по песне.

(останавливается и машет рукой завет всех казаков)

Трек № 13. Звучит песня «Ехали казаки…» отряд казаков въезжают.

(Мальчики двигаются по кругу и останавливаются)

Трек № 14. Звучит песня «Распрягайте хлопцы коней…»

(мальчики убирают коней в сторону, ребёнок снимает коня и занимают места на стульчиках)

Казачка 2: А какие угощенья готовят казачки. (презентация) Больше всего казаки любят есть борщ. С кислой капустой, да фасолью, с мясом, салом! Ни у кого такой не получается! А вареники какие у них! С картошкой да творогом, с вишней, грибами!

Казачка 1: Ох и мы с вами устроим чаепитие. А пока входите, да хоровод заведите.

Казачка 2: А ну-ка казачки, казака пригласите, да хоровод заведите.

(Девочки приглашают мальчиков в хоровод.)

Трек № 15. Звучит песня «Ой милый варенечков хочешь?» хоровод

Казачка 1: (обращается к мальчикам) Ну казаки… Желаю вам, быть добрыми казаками, любить свою Родину! Пусть будут у вас горячие сердца, холодный ум и добрые души! Защищайте свой дом, защищайте землю русскую!

Казачка 2: А вам казачки, быть хорошими, добрыми хозяйками.

А всем вам Мира и счастья.

Казачка 1: А сейчас мы с вами соберём большой пазл - нашу Россию. А где же Кубань, давайте найдём её место на карте.

Трек № 1. Звучит песня «Мы с тобой казаки»

Песня «Шире круг»

Фольклорный утренник- посиделки "КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ"

(в начальных классах.)

Учитель Колодезянской ОО школы Тарасовского МОУ Сиволапова Людмила Ивановна .

Цели и задачи утренника:

  1. Знакомить учащихся с обрядами и традициями донских казаков;
  2. Приобщать детей к творчеству жителей Дона;
  3. Развивать творческие способности, художественный вкус детей;
  4. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;
  5. Знакомить учащихся с творчеством писателя- земляка М.А. Шолохова.
  6. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

  1. класс оформлен предметами утвари (как казачий курень);
  2. каравай на рушнике;
  3. портрет М.А. Шолохова; на доске
  4. пословица: «Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.»;
  5. атрибуты для танца, сценки, игр;
  6. дети одеты в народные костюмы;
  7. кассета с казачьими песнями, магнитофон.

Учитель: (Звучит тихая музыка с донскими напевами) Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь.»

Наш утренник посвящается нашей малой родине. Сегодня мы приобщимся к творчеству донского народа и нашего земляка- писателя М.А. Шолохова, вспомним обряды и традиции жителей Донского края.

(монтаж в стихах)

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть ному принадлежим.

2 ученик: Россия- мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

3 ученик: От отцовского порога,

От заветного жилья,

Вьётся, вьётся путь- дорога,

Золотая колея.

4 ученик: Вьётся, вьётся путь- дорога

Мимо луга, мимо лога,

Мимо сёл и городов

Больше тысячи годов…

Учитель: С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.

Какие награды на гербе Ростовской области вы знаете? (бунчук, бобылёв хвост, булава…)

Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.

Мы многое узнали о жизни, быте, народных традициях из произведений писателя, М.А. Шолохова. М. Горький сказал о его творчестве так: "Он пишет, как казак, влюблённый в Дон, в казацкий быт, в природу." В этом году в мае месяце исполнилось бы 100 лет этому великому русскому писателю, лауреату Нобелевской премии, нашему земляку М.А. Шолохову.

Родился Шолохов в хуторе Кружилине Вёшенского района. Сегодня Кружилин- большой благоустроенный хутор. А что видел Миша Шолохов в степном Кружилине чуть меньше 100 лет назад? Голая ложбина у небольшой речки Чёрной. Редко стоящие саманные завалюхи под камышом, убогие базы и сараи, чахлые деревца и безмолвная целинная степь на многие вёрсты. К крестьянскому труду казаки приучали детей сызмальства. С пяти- шести летнего возраста ребята всегда были при деле. А житейского опыта набирались у стариков. Бывальщины и небылицы, родословная хутора, прозвища, военные истории, случаи на рыбалке и охоте- всё, чем богата степная хуторская жизнь, передавалось, рассказывалось стариками. И не просто, а всегда между делом: сидит дед, чинит хомуты, сёдла, а вокруг детвора очищает кукурузные початки или перебирает картошку. Лясы точить без дела дед не станет.

Всё, что пережил Шолохов в своей жизни, что видел вокруг- природу, людей, исторические события на Дону, он описал в своих бессмертных романах и повестях. Давайте посмотрим одну из сцен из повести "Нахалёнок"

ИНСЦЕНИРОВКА ОТРЫВКА ИЗ ПОВЕСТИ М.А. ШОЛОХОВА "НАХАЛЁНОК" (книга издательство "малыш" Москва 1972, страницы11-13)

Учитель: С ранних лет Миша учился понимать народную песню. У него был хороший музыкальный слух. А какие напевные песни на Дону! Казачьи песни слушать- мёд ложкой кушать. Кто знает казачьи песни? Объявляется КОНКУРС (с привлечением гостей. Спеть куплет или припев)

А какие задорные танцы! Посмотрите танцевальную зарисовку "У Дона".

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ "У ДОНА" НА МОТИВЫ КАЗАЧИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН.

Учитель: Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных пословицах: Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится. Одна из пословиц написана на доске, как эпиграф к нашему утреннику. Какие пословицы и поговорки донского народа знаете вы?

(Казак без коня- сирота.

И шашка остра, а дух сильнее.

Где казак, там и слава.

Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.

С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

Дон тихий, а слава о нём громкая.

Казак без друзей что дуб без корней. И пр.)

Учитель: Казаки охраняли земли русские от врагов внешних. Ходили по степям с разъездами, на разведку. Из народных былин, из казачьей песни мы узнаём о казачьей службе Русскому государству. Давайте же и мы заведём казачью песню о храбрых казаках- воинах.

Ученик: Клинок и седло да конёк быстроногий-

Казачья судьбина- судьба…

Зовёт казака из станицы в дорогу,

В поход боевая труба.

Гей, гей, казаки, по полкам, эскадронам,

Питомцы студёной волны;

Мы тихого Дона, родимого Дона

И в жизни, и в смерти сыны.

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ КАЗАЧЬЮ ПЕСНЮ "ИЗ-ЗА ЛЕСА, ЛЕСА, КОПИЙ И МЕЧЕЙ"

Учитель: Но не только сражаться и трудиться умели казаки, умели они отдыхать и веселиться. Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.

А теперь представьте себе, что собрались бравые казаки да красавицы казачки на посиделки. Урожай в закромах, кони в вольных табунах. Путина кончилась. Теперь можно и погулять, повеселиться, песен попеть.

(стихотворный монтаж)

1 ученик: На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

2 ученик: А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши.

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по "сусекам"

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

3 ученик: Если вы в "своей тарелке"

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь тотчас,

Огонёк души не тухнет.

Дедов искренний досуг!

Отдых- это не безделки-

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

4 учение: Собирайтесь, гости дорогие,

Старые и молодые,

Весь люд честной.

На пир квасной.

С песнями да плясками,

Частушками да сказками.

С блинчиками подовыми,

Оладушками медовыми,

Да с русским квасом,

Да с переплясом.

(открывается занавес. Импровизированная горница. Дети в казачьих костюмах занимают места в «избе»)

ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.

Казак: Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Казачка: Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

ОБХОДЯТ ГОСТЕЙ, УГОЩАЮТ КАРАВАЕМ.

Казак: Дроля, гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

ИНСЦЕНИРОВАННАЯ ПЕСНЯ "МОЛОДА Я, МОЛОДА…"

Казачка: Покатилась вечеринка!

Заглянула ночь во двор…

У зачина есть разминка,

Как бы нитка, паутинка-

Та, что вяжет разговор.

Как когда-то в век старинный,

В те далёкие года

Проводились викторины

Типа "что, где и когда".

Как тогда, друзья, для вас

Проведём её сейчас.

ВИКТОРИНА "МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ":

  1. Какие казачьи традиции вы знаете?
  2. Какая отличительная особенность формы донских казаков?
  3. Назовите воинские звания войска донского.
  4. Назовите родину М.А. Шолохова.
  5. Как в древности называлась река Дон?
  6. Почему Дон называется Тихим?
  7. Почему Дон ещё называют Ивановичем? (берёт начало с Иван озера)
  8. Назовите животных (растения) донского края.

ЗАГАДКИ ЖИТЕЛЕЙ ДОНА:

* Крепка, звонка да отточена.

Кого поцелует, тот с ног долой. (сабля).

* На чужой спине едет, на своей груз везёт. (седло).

* Погоны жёлтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю честь, а себе- славы! (казаки).

* На солнышке полежал, да весь в ерик убежал. (снег весной).

* Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (кот).

* Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (муравьи).

* Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок

Наводит. (метла).

* Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (вёдра и коромысло).

Казачка: Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

Учитель: Одной из самых любимых детских игр была игра в "Коршуна".

Дети выбирают "коршуна" и "наседку", остальные "цыплята".

Выбор осуществляется с помощью считалок:

Казак: Прилетел издалека,

Из высока- высока,

Опустился он на баз,

Чтоб ловить цыплят у нас.

Аты- баты, ата- ты,

Этот коршун будешь ты!

Казачка: На базу цыплятки- детки

Разбежались без наседки.

Чтобы горю пособить,

Знать, тебе наседкой быть!

(Условия игры)

Передний игрок- «наседка»; остальные выстраиваются в затылок за «наседкой», взявшись за талию впередистоящего. «Коршун» роет ямку. «Наседка» ходит вокруг «коршуна» (а цыплята за ней) и припевает:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу:

По копеечке, по совелочке…

«Коршун» перестаёт рыть. Топчется вокруг ямки, приседает, машет руками, как крыльями. Происходит диалог:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою. Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих детушек кидать, чтобы после их поймать.

Зачем?

Чтоб ко мне в огород не лазили!

А ты сделай плетень повыше. А нет- так лови!

«Коршун» старается поймать «цыплят», а «наседка»- преградить ему путь. «Цыплята» вслед за «наседкой» движутся цепочкой, уклоняясь от «коршуна». «Наседка» старается всё время быть лицом к «коршуну», кричит: «Кыш!». Машет руками, но хватать «коршуна» ей нельзя. Игра идёт до тех пор, пока «коршун» не переловит всех «цыплят». При разрыве «цыплята» стараются тут же восстановить цепочку.

ИГРА «КОРШУН»

Учитель: Какие ещё игры Донских казаков вы знаете? ("В пряжки", "Горелки", "В чехарду", "В краски", "В цыгана"..) Также проводились игры соревновательного характера: на ловкость, силу, смекалку.

Казак: Отдохнуть пришла пора,

И сейчас без подготовки

Начинается игра

"Кто сегодня самый ловкий?"

ИГРА- СОРЕВНОВАНИЕ "НАКИНЬ ПОДКОВКУ" (НАБРОСИТЬ КОЛЕЧКИ НА СТЕРЖЕНЬ)

Учитель: Девушки на посиделках вечеринках не сидели без дела. С разговорами, песнями они шили, вязали, пряли пряжу.

Казачка: Подходите ближе, пряхи,

Пряжу тките на рубахи.

Тот, кто нить длинней спрядёт,

Вот того подарок ждёт.

ИГРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК "НАМОТАЙ НИТКУ НА ВЕРЕТЕНО"

Учитель: А вокруг бабушки собралась ребятня. Они заворожено слушают бабушкины сказки. Послушаем и мы.

ДЕВОЧКА В КОСТЮМЕ БАБУШКИ РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКУ "КАЗАК И ЛИСА" ("Край родной" хрестоматия для чтения. Стр.47-48.)

Казак: Чтоб потешить вашу душу

И в душе оставить след,

Предлагаю спеть частушки,

Лучше этих песен нет.

ДЕВОЧКИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ:

1. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

2.Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

4.А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печи башмаком,

Думала- подружки.

5.По деревне я шла

И Ванюшку видела-

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

6. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

7. Сидит ёжик на берёзе-

Белая рубашечка.

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

8. Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Учитель: Казаки всегда отличались не только храбростью, но и остроумием, весельем.

Казачка: Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот такие…

ШУТКИ- ДИАЛОГИ:

1. (Хозяйка и Федул):

Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2.(Хозяйка и Фома):

Фома, что из леса не идёшь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идёт!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

3. (Хозяйка и сынок):

Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит!

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит- надо идти! Где моя большая ложка?

Итог:

(монтаж в стихах)

1 Ученик: В небе будто от побелки

Засветился млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

2 Ученик: Дни общенья- счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе

Рады люди как- никак.

3 Ученик: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

4 Ученик: Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух.

5 Ученик: Посиделки, вечеринки,

Звёзды в праздничной выси-

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

6 Ученик: Жизнь такая- не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было вспоминая,

Пусть живёт страна родная

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Учитель: В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

"Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться".

И хочется закончить наш утренник теми же словами М.А. Шолохова, которыми мы начали наш праздник: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»

Приложение:

"МОЛОДА Я МОЛОДА"

1.Молода я молода, не догадливая

Девчёночка игривая, разговорчивая.

2.Пойду в огород- меня горе берёт,

Огородная беда- по колено лебеда.

3.Пойду побреду по колено в лебеду,

Выйду ль, выйду ль я, да на гору крутую.

4.Пошла в огород лебеду свою полоть,

Оглянулася назад- позади стоит казак.

5.Казак, казак, казачок, казак миленький дружок

Ты почаще ходи, да побольше носи.

6.Когда рубль, когда два, когда рубля полтора,

Когда гривенничек, семигривенничек.

7.Молода я, молода нагулялася

В огороде лебеда вся осталася.

ИЗ-ЗА ЛЕСА КОПИЙ И МЕЧЕЙ.

Из-за леса, леса копий и мечей

Едет сотня казаков-усачей

Ей, ей, говори!

Едет сотня казаков-усачей.

Попереди командир наш боевой,-

Ведёт сотню казаков за собой

Ей, ей, говори!

Ведёт сотню казаков за собой.

"Ей, вы, братцы, усачи, усачи!

Ей, ей, говори!

Шашки вон! За мною по полю скачи!

Вы, ребята, не робей, не робей!

На завалы поспешай поскорей!

Ей, ей, говори!

На завалы поспешай поскорей!

Пуля сыпалась, летела, как пчела,

Ей, ей, говори!

Кровь геройская лилася, как река.

Танцевальная зарисовка «У Дона»

  1. «По Дону гуляет казак молодой»

Девочка в казачьем костюме. С коромыслом и ведёрками.:

1) (куплет)

Тройным переменным шагом выходит слева, обходит по кругу, останавливается на средине.

2) припадание (куплет)

3)назад тройной переменный шаг, (куплет)

«пружинка».

Поворот вокруг себя в припадании (влево, затем вправо)

  1. «При лужке, при лужке»

Мальчик в казачьем костюме на лошадке.

1)Бег с высоким подниманием колен (куплет), «выезжает» с противоположной стороны. Оббегает сцену, останавливается на средине. (Девочка в это время«набирает воду в вёдра»)

2)боковой шаг скрестно, прыжок на двух ногах (повторить 4 раза)

Поворот в беге вправо, затем влево.

3) (куплет) Увидел девушку. Девочка в это время идёт простым шагом к центру сцены, снимает косынку, накидывает себе на плечи). Мальчик «объезжает вокруг неё, ставит лошадку у дерева.

  1. «Из-под дуба, дуба…»
  1. (куплет с припевом)Девочка на носочках выполняет «пружинку». Мальчик подкрадывается сзади, срывает косынку, оббегает вокруг девочки, дразнит её, размахивая косынкой. Девочка пытается забрать косынку, безуспешно, машет рукой в сердцах, топает ногой, руки кладёт на пояс.
  2. (куплет с припевом) Мальчик шуточно повязывает косынку себе на голову. Идёт «гусиным шагом» вокруг девочки. Она делает вид, что не замечает его. Накидывает платок на девочку (в области талии), пытаясь её поймать, пятится назад, увлекая её за собой.
  1. «Пчёлушка златая»

Девочка освобождается из «плена», идёт вперёд, топает ногой (трижды). Притопами (казачий припляс) она движется назад на средину сцены. Мальчик в это время притопами движется вперёд, Становятся рядом. Мальчик отдаёт один конец косынки девочке, второй конец у него.

Девочка заворачивается в платок, притоп; затем разворачивается, притоп (повторить 2 раза), опять заворачивается, мальчик держит её за талию, притопом они вместе поворачиваются вокруг себя.

Мальчик бросает платок. Они поворачиваются друг к другу лицом. Мальчик пытается обнять девочку, она выскальзывает под рукой.

Девочка исполняет притоп, игриво закрывает лицо косынкой. Мальчик пытается заглянуть под косынку. Девочка взмахнув косынкой, отдаёт её мальчику, он кладёт её себе в карман.

Мальчик пляшет вприсядку, девочка хлопает в ладоши.

Девочка выполняет дробушку (или «моталочку», или «каблучки»- зависит от таланта исполнительницы), мальчик хлопает в ладоши.

5. «Как за Доном, за рекой..»

Мальчик обнимает девочку за талию, ведёт её к коромыслу, помогает поднять коромысло, берёт лошадь (как бы ведёт её рядом), неспешно уходят. (Движение простой шаг).

Движения в танце простые, главное артистизм: необходимо передать игривость, задор.