Архитектор заха хадид личная жизнь. Личная жизнь Захи Хадид

В конце марта 2016 года мир потрясла новость о смерти британского дизайнера и архитектора Захи Хадид. Невероятно талантливая женщина скончалась в возрасте 65 лет во время прохождения курса лечения от бронхита. Тем не менее, официальная причина смерти Захи Хадид была несколько иной.

Краткая биография и личная жизнь Захи Хадид

Заха Мохаммад Хадид появилась на свет в 1950 году в довольно богатой багдадской семье. С детства девочка отличалась выразительными творческими способностями и художественным талантом, поэтому ее призвание было предопределено с самого начала.

Сразу после окончания школы юная Заха отправилась учиться в Бейрут, а через некоторое время – в Лондон, где впоследствии поступила в Архитектурную ассоциацию. В период обучения девушки в данном учебном заведении ее наставником был голландец Рем Колхас, обожавший русский авангард. Любовь к этому направлению передалась и самой Захе – в ее дипломном проекте моста-отеля через Темзу отчетливо прослеживается техника и стиль Казимира Малевича.

Окончание обучения не стало для Захи поводом навсегда расстаться с учителем Ремом Колхасом – в 1977 году они стали партнерами в бюро ОМА, однако, еще через 3 года девушка смогла основать собственную архитектурную компанию Zaha Hadid Architects.

За все время работы ею было создано огромное количество различных проектов. Все они становились предметом ошеломительного восторга поклонников и поклонниц невероятно талантливой художницы. В 2004 году заслуги Захи были оценены по достоинству – она стала первой женщиной, которой вручили престижную Притцкеровскую премию.

Наряду с огромным талантом женщина-архитектор Заха Хадид имеет сложный характер, поэтому семьи и детей у нее так и не появилось. Хотя в некоторых интервью художница утверждала, что хотела бы иметь сына или дочь, в действительности, личную жизнь для нее заменила , а нерожденных детей – многочисленные проекты.

Читайте также
  • Каннский фестиваль 2017 – красная дорожка, церемония открытия, звезды и наряды кинофестиваля
  • Почему сын Элизабет Хёрли так похож на своего крестного отца?

От чего умерла Заха Хадид?

В 2016 году сильную и относительно здоровую женщину сразил бронхит. Для лечения данного заболевания дизайнера и архитектора поместили в одну из клиник Майами, где она и скончалась 31 марта. Между тем, по сообщениям большинства таблоидов причиной смерти знаменитости стал сердечный приступ. По всей видимости, женщина уже довольно давно имела проблемы с сердцем, но не обращалась к врачам.


Вчера, 31 марта 2016 года, от сердечного приступа скончалась Заха Хадид, ирако-британский архитектор и дизайнер, которая стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией. Ее работа не только поражает своей изящностью и новаторством, она вдохновляет тысячи других творческих людей - и именно в этом, возможно, и состоит самый весомый вклад Заха Хадид. В ее руках была возможность изменить мир - и она не упустила эту возможность.


Заха Хадид (Zaha Mohammad Hadid) не была поклонницей стандартов, ей все время хотелось разрушить уже установленные каноны. Если здание, то без углов. Если обувь - то пусть углов будет больше! Пусть украшения будут похожи на архитектуру, а архитектура будет настоящим украшением любого города. Дизайн Заха Хадид выделяется своей искаженной перспективой, нарушенной геометрией; ее здания не стараются вписаться в пространство - они создают свой собственный новый мир.

Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан



Это здание представляет собой культурный центр, построенный в столице Азейрбайджана на проспекте Гейдара Алиева. Внутри просторного помещения находятся конгресс-центр, несколько выставочных залов, постоянный музей и офисы. Сейчас это изящное здание, похожее на белую волну, считается одним из символов современного Баку. В 2014 году Центр был признан зданием с лучшим дизайном года.




Горный музей Месснер Коронес, гора Кронплац на севере Италии





Музей расположен на высоте 2 км над уровнем моря и занимает один квадратный километр. Дизайн Хадид предлагает захватывающий вид на окрестности прямо из музея.

21-этажное офисное здание Опус в Дубаи



представляет собой огромный куб, парящий в воздухе. Особое внимание в дизайне уделялось свету - в дневное и ночное время здание выглядит совершенно по-разному.

Штаб-квартира компании Bee’ah в ОАЭ







Компания Bee’ah специализируется на переработке мусора по эко-стандартам. Их новая штаб-квартира будет расположена в ОАЭ недалеко от уже функционирующего центра переработки мусора, который, собственно, будет полностью обеспечивать штаб-квартиру энергией. Здание выглядит в виде песчаных дюн, расположенных внутри оазиса. Водоемы позволяет охлаждать здание в жаркие месяцы, а светлый материал фасада позволит снизить нагрев здания в жаркой пустыне.

Институт Слейк Рит в Камбодже



Стадион к Кубку Мира 2022 в Катаре



Заха Хадид на фоне спроектированного ею музея транспорта в Глазго

Заха Хадид - лауреат Притцкеровской премии (аналога Нобелевской в архитектуре), первая женщина и мусульманка, получившая её, обладательница титула Дамы-Командора ордена Британской империи. Заха Хадид скончалась 31 марта 2016 года от сердечного приступа, но её работы остаются одними из самых ярких в истории современной архитектуры.
Заха Хадид родилась в Багдаде 31 октября 1950 года в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака, представителя ориентированной на Запад крупной буржуазии. Уже в 11 лет она решила, что хочет стать архитектором. Сначала Заха получила математическое образование в Американском университете в Бейруте. Но в 1972 году отправилась в Великобританию, чтобы поступить в школу Архитектурной ассоциации в Лондоне. Там ее преподавателями были Рем Колхас и Элиа Зенгелис.
Сильное влияние на нее как архитектора оказал русский архитектурный авангард 1920-х годов и творчество Казимира Малевича, но ее творческий язык остается ярко оригинальным. Колхас назвал ее "планетой на своей собственной орбите". Зенгелис считал ее самым талантливым человеком, который когда-либо у него учился.
В 1977 она проработала полгода в мастерской Рема Колхаса ОМА, в 1979 основала в Лондоне собственное бюро Zaha Hadid Architects . Со своим оригинальным и бескомпромиссным подходом к творчеству Хадид не могла заниматься мелкими заказами для частных лиц, поэтому она осталась преподавать в Архитектурной Ассоциации (до 1987), продолжая проектировать и участвовать в конкурсах.
Ее проект клуба "Пик" (1983) на холме над Гонконгом, победивший в крупном международном конкурсе, привлек к Хадид внимание общественности, но остался нереализованным, так как заказчик обанкротился. В 1994 Хадид получила широкую известность в Великобритании, выиграв конкурс на проект оперного театра в Кардиффе, но застройщик под влиянием общественного мнения, после полутора лет конфликтов, отказался от проекта, испугавшись оригинальности архитектурного решения. Эти и другие проекты принесли ей победу в престижных архитектурных конкурсах, интерес, а затем и популярность среди профессионалов, но остались на бумаге. Во многом, из-за неготовности заказчиков принять её нестандартный и оригинальный дизайн.
Первым реализованным проектом Хадид стала пожарная часть компании Vitra в Вайле-на Рейне (1991-1993), Германия.

Vitra Fire Station | Germany RIM Creation

Ситуация кардинально изменилась в 1999, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, США. С этого момента Хадид стали приглашать для работы в разных странах мира.


Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, 2003 Roland Halbe

Живопись и рисунки Захи Хадид многократно экспонировались во многих странах мира. Работы Хадид входят во многие музейные собрания, в частности МoМА и Немецкого Музея архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM).
Личная жизнь Хадид никогда прилюдно не обсуждалась. Известно лишь, что она жила в историческом районе Лондона Кларкенуэлл неподалеку от офиса, а ее дом представлял собой хирургически чистое пространство, заставленное авангардной мебелью. Заха называла себя мусульманкой. Она ушла из жизни 21 марта 2016 года, в госпитале в Майами, где лечилась от бронхита. Но она оставила своё представление о городах будущего.

Вот несколько реализованных проектов Захи Хадид.

Великобритания, Оксфорд, 2015


Корпус Investcorp Центра Ближнего Востока Колледжа Сент-Энтони Оксфордского университета Luke Hayes

Италия, Салерно, 2016. Морской терминал в Салерно


Морской терминал в Салерно Hélène Binet

Китай, Гуанчжоу, 2016. Комплекс Guangzhou Infinitus Plaza


Комплекс Guangzhou Infinitus Plaza Zaha Hadid Architects

Бельгия, Антверпен, 2016. Здание администрации порта Антверпена


Здание администрации порта Антверпена Hélène Binet

В непосредственной близости от Москвы в подмосковном элитном поселке Барвиха тоже есть творение Захи Хадид, принадлежащее Владиславу Доронину. Дом под названием Capital Hill Residence в виде космического корабля построили в экостиле - смеси современных технологий с природными формами. Дом расположен в отдалении от соседних особняков посреди соснового бора. Его площадь 2 650 кв. м. В двух 22-метровых башнях расположены спальни и детские комнаты. В подвале находится финская сауна, хамам, русская баня, зал для занятий фитнесом и гостевая комната.


Частный особняк в Барвихе, Россия

Саудовская Аравия, Эр-Рияд, 2017. Центр изучения и исследования нефти имени короля Абдаллы


Центр изучения и исследования нефти имени короля Абдаллы Hufton+Crow

Словакия, Братислава, 2017. Комплекс Sky Park


Комплекс Sky Park Penta Investments

Италия, Афрагола, 2017. Вокзал скоростной железной дороги Неаполь - Афрагола


Вокзал скоростной железной дороги Неаполь-Афрагола Jacopo Spilimbergo

Горный музей Месснера - Corones. Италия, 2015


Горный Музей Месснера - Corones Inexhibit

Возведенный в 2013 году Центр Гейдара Алиева - это современный культурный центр, ставший новым символом Баку и всего Азербайджана. Он представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.


Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан

Музей транспорта Риверсайд в Глазго изначально планировалось открыть в 2009 году, но строительство было приостановлено из-за кризиса, и с начала закладки до открытия прошло 7 лет.


Музей транспорта Риверсайд в Глазго

В 2015 году в Москве на Шарикоподшипниковской улице, дом 5, было построен офисное здание по проекту Захи Хадид.


Бизнес-центр Dominion Tower Hufton + Crow

Павильоны Бернхема в Чикаго стали данью памяти известному американскому градостроителю Дэниэлю Бернхему. Внутри демонстрировались аудио- и видеоинсталляции, показывающие развитие Чикаго, из прошлого в будущее.


Павильоны Бернхема в Чикаго, США

Проекты Захи Хадид в процессе реализации

Стадион в портовом городе Аль-Вакра, Катар, будет частью грандиозного строительства на площади 585 000 кв. м. Его вместимость 40000 зрителей, при этом верхний ярус стадиона будет съемным, что позволит уменьшить вместительность в два раза после окончания чемпионата.


Футбольный стадион 2022, Катар

А вот в столице Саудовской Аравии построят станцию метро из золота. По словам Захи, работая над проектом, она вдохновлялась дюнами Саудовской Аравии, плавные контуры которых она постаралась придать и самой станции. Там также применят новую систему пропуска пассажиров, которая должна помочь избежать давки в часы пик.


Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия

В Сербии комплекс апартаментов, офисов и пространства для отдыха, расположенный на заброшенной территории старой текстильной фабрики, призван стать новым знаковым объектом Белграда. Кроме перечисленных выше программ, предлагаемый комплекс включает также пятизвездочный отель, конгресс-центр, галереи и магазины, а также подземный паркинг для гостей и жителей города


Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде, Сербия

Дом на Манхэттене будет в виде буквы L, а его внутренний угол будет выстроен зигзагом, который разграничит две части постройки. На 11 этаже будут находиться 37 квартир площадью до 510 квадратных метров и высотой потолков более 3 метров. В доме также будет находиться спа-центр, сад и крытый бассейн.


Жилой дом в Манхэттене, США

Новый университет в Гонконге призван стать архитектурным ориентиром. Он будет представлять из себя комплекс учебных и научно-исследовательских лабораторий. Бесшовная архитектура здания символизирует динамику развития настоящих и будущих достижений и производит впечатляющий визуальный эффект.


Политехнический университет в Гонконге, Китай

В Бонне студия взялась за улучшение существующего здания немецкого архитектора Зигфрида Вольске. Работа Хадид содержит два прозрачных фасада, обращенных к реке. Вокруг здания запланировано строительство террас, где будут проводиться спектакли на свежем воздухе.


Фестивальный комплекс имени Бетховена в Бонне 2020, Германия

Здание в Макао, Китай, состоит из двух башен, соединенных на уровне подиума и крыши, с несколькими дополнительными мостами посредине. Отель общей площадью 150 000 квадратных метров состоит из 780 номеров, сьютов и пентхаусов, конференц-холлов, игорных залов, лобби, ресторанов, спа-центра и бассейна под открытым небом. Полюбоваться видом на Макао, открывающимся с башни, можно из панорамных лифтов. Строительство отеля началось в 2013 году.


40-этажный отель в Макао, Китай

Ансамбль из «большого театра», музея современного искусства и «малого театра» (многофункционального зала) появится на берегу озера Мэйсиху в городе Чанша, Китай. Три объема расположатся на просторной «плазе», которую дополнит углубленный «двор» с ресторанами и магазинами.


Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай

Высокие небоскребы призваны стать новым бизнес-центром Дубаи. Как и полагается зданиям такого масштаба, здесь будут умещаться офисы, гостиница и торговый центр.


Небоскребы Signature Towers в Дубае, ОАЭ

21-этажное здание в Абу-Даби высотой в 93 м представляет собой гигантский куб с полостью внутри, который, кажется, парит над землей. Оно оснащено уникальной подсветкой, за счет чего выглядит абсолютно по-разному в ночное и дневное время. Днем куб полый, а ночью это пространство заполняется светом.


Opus Office Tower в Абу-Даби, ОАЭ

Новый олимпийский стадион Токио будет построен на месте прежнего стадиона, известного по Олимпиаде 1964 года, и станет главным олимпийским объектом страны восходящего солнца. Он рассчитан на 80 тыс. человек, а его площадь составит 290 000 кв. м. Завершение строительства запланировано на 2018 год.


Олимпийский стадион в Токио 2020, Япония
Источники.

Сегодня, 31 мая, Google решил посвятить очередной Doodle Захе Хадид – звезде архитектурного мира. Достичь таких высот стоило ей немалого труда. Marie Claire изучил каждый спектр жизни британского архитектора с иракскими корнями.

Во взгляде темных глаз Захи Хадид всегда читались несговорчивость и жесткий характер. Попробовали бы вы назвать ее «женщиной-архитектором», и в ответ услышали бы возмущенное: «Я не женщина-архитектор, я – архитектор!» Как арабке и мусульманке ей было вдвойне сложно не то что пробиться в элиту архитектурного мира, а завоевать доверие тех, от кого зависит, воплотятся ли в жизнь ее, на первый взгляд, безумные проекты.

Если вы хоть раз видели дизайн Хадид, вряд ли его перепутаете с чем-то другим: изогнутые линии, в пароксизме несущиеся параллельно друг другу, которые загибаются в какие-то совершенно неземные формы – примерно так может описать увиденное человек, далекий от архитектуры. Хадид – лауреат Притцкеровской премии (аналога Нобелевской в архитектуре) и первая женщина и мусульманка, получившая ее, обладательница титула Дамы-Командора ордена Британской империи.

Но это сейчас, а когда-то она была маленькой арабской девочкой, родившейся в Багдаде в семье главы Национальной демократической партии Ирака. В то время в стране, теперь разрываемой на части, витали прогрессивные настроения. Сперва Заха получила математическое образование в Американском университете в Бейруте. Но вскоре поняла, что ее сфера интересов лежит в архитектуре, и в 1972 году отправилась в Великобританию, чтобы поступить в школу Архитектурной ассоциации в Лондоне.

ОТКРЫТЫЙ КОСМОС

Лондон стал ее домом – Заха была убеждена, что этот чудесный город преобразился за последние тридцать лет. Он открыл перед ней многие двери. Именно там она познакомилась с голландцем Ремом Колхасом – одним из самых выдающихся архитекторов современности и теоретиком деконструктивизма, ставшим ее учителем.

Дипломным проектом Захи был план отеля-моста над Темзой, вдохновленный любовью к авангарду и творчеству Казимира Малевича. Колхас назвал Заху «планетой на своей собственной орбите», а по окончании архитектурной школы в 1977 году пригласил на работу в собственное бюро OMA.

«Дипломатия – не лучший мой талант, – смеялась Хадид, вспоминая то время. – Я не играю в игры с людьми. Когда Колхас предложил мне работу, я, новичок в этом бизнесе, заявила, что присоединюсь к ним только в качестве партнера. На что получила ответ: если буду молчаливым партнером, тогда пожалуйста. Но я с этим была несогласна!»

В 1980 году, всего через три года работы у Колхаса, Заха основала собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects. Во время учебы в Лондоне она усвоила главную мысль – у тебя должна быть идея и концепция ее реализации. Идеи Хадид были радикальными и, казалось, нереализуемыми, если бы не инженер Питер Райс, который помог совершить чудо – придумать, как воплотить их в жизнь.

Помимо основной работы, Заха стала преподавать: за годы карьеры она тренировала студентов Гарварда, Йеля, университетов в Нью-Йорке, Чикаго, Колумбусе, Гамбурге и Вене. «Не думаю, что архитектуре можно научить, – считала Хадид. – Вы лишь можете вдохновлять людей. Когда я только начинала преподавать, моими студентами были преимущественно парни, а сейчас очень много девушек, которые зачастую лучшие студенты в группе. Но для меня остается загадкой, куда они потом деваются. Может, их подводят неуверенность в себе или тщеславие, или трудности, с которыми они сталкиваются на работе, не могу сказать».

Середина 90-х могла стать для архитектора концом карьеры. Ее проект Оперного театра в Кардиффе победил в конкурсе (где участвовал и ее учитель, Рем Колхас), однако из-за подковерных интриг и неприятия прогрессивного дизайна критиками и реактивным населением не получил финансирования. Это был один из самых сложных уроков в жизни Захи, которая вместе с 10-20 единомышленниками не сдалась и продолжила свое дело.

С начала нового столетия ситуация изменилась кардинальным образом – у фирмы Хадид не было отбоя от клиентов, а ее проекты один за другим воплощались в реальность на противоположных концах мира. Однако недовольные голоса не переставали звучать: Заху обвиняли в сотрудничестве с авторитарными режимами (в Баку по ее проекту воздвигнут Центр Гейдара Алиева) и равнодушии к людям, работавшим на стройках ее зданий.

Проект футбольного стадиона в Катаре, возведение которого должно было начаться в 2015 году, заранее посчитали опасным для жизни: в 2014-м при строительстве аналогичных объектов погибли рабочие-нелегалы из Индии и Непала. Заха отвергала все обвинения и говорила, что ее всегда волнуют люди (в частности, соотечественники, оказавшиеся в зоне военного конфликта), но не все она в состоянии контролировать.

ПРИЗНАКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Кроме создания инсталляций (например, мобильного павильона Chanel), картин и крупных форм, Заха бралась и за малые, требующие гораздо меньше времени, но не меньше креативных усилий. Эти работы зачастую попадали в музейные коллекции, например, Музея современного искусства MoMA в Нью-Йорке.

Стулья и столики – с сотами, похожие на запчасти от «жидкого» Терминатора, или превратившуюся в лед воду в динамике, ребристые вазы с плавными изгибами, трехмерные люстры, сетчатые ювелирные украшения, напечатанная на 3D-принтере обувь – все, что делала Хадид, словно измышление внеземного разума, прекрасное в своей стерильной гармонии, застывшей на самых высоких нотах.

Она всегда стремилась в будущее, осознавая прошлое, но не сильно с ним церемонясь.

Например, Рим, где построен один из любимых ее проектов – Национальный музей искусств XXI (MAXXI), Заха считала «парализованным своей историей и требующим интервенции».

Заха Мохаммад Хадид – архитектор иракского происхождения, жившая и работавшая в Великобритании. Первая в мире женщина Лауреат Притцкеровской премии.

Заха родилась 31 октября 1950 года в столице Ирака в семье Мухаммада аль-Хадж Хусейна Хадида, организатора партии национал-демократов. Мать девочки Ваджиха аль-Сабунджи была родом из Мосула, занималась живописью. Родители вели буржуазный образ жизни.

Заха с детства проявляла интерес к изобразительному искусству и архитектуре. Девочка постоянно фантазировала и создавала из бумаги проекты зданий. К 22 годам Заха Хадид окончила в Бейруте факультет математики Американского университета и уехала в Лондон, где стала студенткой Архитектурной школы Ассоциации Архитекторов. Девушка поступила на курс к мастерам Рему Колхасу и Элиа Зенгелису. Учась в Великобритании, Заха подробно знакомится с творчеством Казимира Малевича и русских зодчих начала XX столетия.

Архитектура

Авангард становится для Хадид любимым направлением в искусстве, студентка начинает претворять идеи направления в своем творчестве. Рем Колхас – голландский архитектор и теоретик деконструктивизма, высоко ценил талант Захи и считал девушку лучшим учеником, который когда-либо обучался у него. Первой известной работой Захи стал проект обитаемого моста над Темзой, который она разработала в 1976 году.

В 1977 году, после окончания учебного заведения Заха Хадид становится сотрудницей бюро ОМА Колхаса, откуда уходит через два года. В 1979 году появляется самостоятельный проект Захи Хадид Zaha Hadid Architects. Вместе с выполнением заказов Заха начинает преподавательскую деятельность в Архитектурной Ассоциации, где она проработала до 1987 года. Хадид не берется за разработку стандартных построек, ее интересуют крупные знаковые объекты. Поэтому Заха в основном создает проекты на бумаге и участвует в конкурсах.


Проект спортивного клуба «Пик», Гонконг

Первой победой архитектора в международном конкурсе стал проект клуба «Пик» который Заха создавала для клиента из Гонконга, но постройка не была осуществлена из-за банкротства заказчика. В 1994 году в результате очередной победы Захи Хадид в Великобритании на лучший проект оперного театра в Кардиффе разразился скандал: общественность подвергла сильному прессингу застройщика, вынудив отказаться от авангардного проекта молодой арабки.


Еще одной яркой работой этого года считается разработка перевернутого небоскреба для английского города Лестера, который также не был реализован. Первой работой, воплощенной в жизнь, стал проект пожарной часть компании Vitra в Вайле-на Рейне. Произошло знаменательное событие в 1993 году. Но по-прежнему многие проекты Хадид оставались на бумаге, что не останавливало Заху. Архитектор настолько была увлечена любимым делом, что часто спала по 4 часа в сутки.


В 1997 году после строительства музейного комплекса Гуггенхейма в Бильбао начинается интерес к идеям Захи Хадид. В 1998-1999 годах архитектор возводит два Центра искусств в США, штате Огайо, и в Риме. Здания, выстроенные по проектам иракского архитектора становятся достопримечательностями местности. Окончательно имя Захи Хадид стало известно международному сообществу после участия в разработке проекта Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США, строительство которого было завершено в 2003 году.


Помимо работы с крупными формами Заха Хадид экспериментирует с объектами интерьера, театральными декорациями, выставочным пространством музеев. Дизайнер создает модель туфель для Lacoste и бразильской компании Melissa. Хадид преуспевает в проектировании мебельных коллекций. Экспериментальные работы дизайнера реализуются под брендом Sawaya & Moroni.


В 2005 году достижения Захи в дизайне отмечают первой премией на всемирной выставке Design Miami. Коллекции малых форм попадают в Музей современного искусства на Манхеттене, Немецкий музей архитектуры во Франкфурте-на-Майне. Заха Хадид читает лекции по архитектуре и искусству по всему миру.

Работа в России

31 мая 2004 года состоялось знаменательное событие в жизни Захи Хадид – архитектору присудили Прицкеровскую премию. Церемония награждения состоялась в Санкт-Петербурге, в театре Эрмитажа. С этого времени началось сотрудничество Хадид с Россией. Неоднократно она приезжала в Москву с мастер-классами, в 2005 году сотрудничала с группой проектировщиков жилого комплекса «Живописная Тауэр» в столице России.


В 2012 году Заха Хадид создает проект футуристического дома для предпринимателя Владислава Доронина, через три года – бизнес-центр «Пересвет-Плаза». В 2012 году после открытия центра в Баку, созданного по проекту Захи Хадид, архитектор получает премию Британского Музея дизайна, в номинации «Дизайн года».


Среди работ мастера интерес представляют постройки различного функционального назначения: Научный центр в Вольфсбурге, Музей искусств в Дании, отель «Пуэрто Америка» в Испании, станция фуникулера в Австрии, Центр водных видов спорта в Лондоне, проект театра в Марокко, стадион в Катаре, здание средней школы в Лондоне. Значимыми проектом 2000-х для Хахид стала постройка Музея MAXXI на окраине Рима.


В 2010 и 2011 годах Заха Хадид становится лауреатом премии Джеймса Стерлинга Королевского института британских архитекторов. Фото работ архитектора и дизайнера находятся в свободном доступе в интернете, с ними может ознакомиться каждый. Со временем здания, построенные по проектам Захи Хадид, становятся обтекаемыми, полностью теряя углы и прямые линии. Дизайнер отходит от деконтруктивизма, создав собственный стиль.

Личная жизнь

Личная жизнь так и не смогла вписаться в творческую биографию Захи Хадид. У архитектора не было семьи, Заха не оставила после себя наследников.


Собственными детьми Хадид считала проекты, над которыми постоянно работала. Дизайнер всю жизнь прожила в лондонской квартире, которая находилась недалеко от архитектурного офиса.

Смерть

В марте 2016 года Заха Хадид обратилась в клинику Майами по поводу проведения лечения бронхита. Но 31 марта архитектор скоропостижно скончалась.


Причиной смерти медики называли сердечной приступ. После смерти Хадид оставила только архитектурный бизнес.

Сейчас делом Захи Хадид занимается ее партнер по фирме Патрик Шумахер, который решил завершить 36 работ мастера, оставшиеся незаконченными. Среди новых заказов бренда – строительство Делового центра в столице Чехии и технопарк в Подмосковье.

Проекты

  • Пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели «Витра», Вайль-на-Рейне, Германия - 1994
  • Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо, США - 1998
  • Вокзал Hoenheim-North и автостоянка, Страсбург, Франция - 2001
  • Трамплин Bergisel, Инсбрук, Австрия - 2002
  • Научный центр «Phæno», Вольфсбург, Германия - 2005
  • Музей искусств Ордрупгаард: новое крыло, Копенгаген, Дания - 2005

  • Отель «Пуэрта Америка», Мадрид, Испания - 2006
  • Станция Фуникулера, Австрия - 2007
  • Национальный музей искусств XXI века, Рим, Италия - 2010
  • CMA CGM Tower, Марсель, Франция - 2011
  • Центр водных видов спорта (Лондон), Англия - 2011
  • Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан - 2012
  • Бизнес-центр «Пересвет-Плаза», Москва, Россия - 2015