"фольклорная шкатулка". Визитная карточка проекта

Подготовила Дубовец Э.П., воспитатель

Введение Актуальность

Самое главное место в мире для каждого человека - это его дом. Я очень люблю свой дом, такой уютный, теплый и красивый. Больше всего мне нравится комната моей любимой бабушки. В ней можно найти много интересного. Когда мне становится грустно, я вхожу в бабушкину комнату и обязательно нахожу интересное занятие, и скуки как не бывало. Так было и на этот раз. Я решила заглянуть в бабушкин шкаф и первое, что мне попалось, - это музыкальная шкатулка. Открыв ее, я увидела балерину, которая танцевала под музыку. Вроде бы – незатейливая игрушка, но я никак не могла отвести глаз от танцующей куклы. Внезапно открылась дверь и вошла бабушка. Увидев, что я держу в руках шкатулку, она сказала: «О, это не простая шкатулочка. Она волшебная! Я дарю ее тебе» .

«А что в ней такого волшебного?» - спросила я. Но бабушка лишь улыбнулась мне в ответ. Едва она вышла из комнаты, я вновь открыла музыкальную шкатулку. Но там уже не было балерины, а лилась чудесная музыка. Эта музыка действовала, как колыбельная, и я на секунду прикрыла глаза и услышала сказку. Сказки, как драгоценные камни, лежат в ней, с ними можно играть, перебирать и любоваться, сколько захочется. Да, да, хорошей сказкой можно любоваться много раз - она от этого становится только лучше. А еще в шкатулке можно хранить множество разных, очень нужных вещей.

Я считаю, что в каждом доме должна быть шкатулка, не только для хранения ценных вещей и украшений, но и для создания красоты в доме. Поэтому я решила, что буду собирать коллекцию шкатулок, не только созданных в России, но и в других странах.

Цель: познакомиться со шкатулками разных народов и собрать коллекцию

Задачи:

  1. Познакомиться с историей возникновения шкатулки.
  2. Узнать, из чего делают шкатулки.
  3. Узнать, что прячется в шкатулке.
  4. Послушать, о чем рассказывает шкатулка.
  5. Собрать коллекцию шкатулок разных стран.
  6. Подготовить и провести экскурсию для детей детского сада.
  7. Составить рекламу.

Практическая значимость: собранная коллекция шкатулок преобразит и украсит интерьер нашей групповой комнаты, поможет познакомиться с разными странами с их символами, народными костюмами, достопримечательностями, сказками, найдет применение в быту.

Обоснование возникшей проблемы

Шкатулки могут быть предназначены для самых разных целей: их можно использовать для хранения разнообразных мелких предметов и драгоценностей, как украшение интерьера, а главное шкатулки, привезенные из разных стран, могут многое рассказать о своей стране. Мне очень захотелось собрать большую коллекцию шкатулок, которая бы украсила не только интерьер, но и познакомила меня с народами разных стран, с их достопримечательностями и сказками.

История шкатулки

В незапамятные времена для хранения предметов быта человечество изобрело ящики - сундуки, ларцы и шкатулки. В больших сундуках обычно хранили платья, ткани, меха, другие ценные вещи, в отдельные ящики складывали мечи, кинжалы и остальное оружие. А для хранения мелких предметов: различных украшений, драгоценностей, пуговиц, ниток и бусинок - приспособили маленькие ларцы и шкатулки.

Вначале шкатулки были простыми деревянными ящичками с крышкой. Для красоты их украшали рисунками, резьбой, оформляли драгоценными камнями, обивали внутри красивой тканью. Позже шкатулки делали из различных материалов, не только из дерева, но и из камня, металла, керамики. Шкатулки изготавливались вручную, часто по индивидуальному заказу для конкретного человека и для определенной цели. По этой причине такая шкатулка порой могла быть даже дороже, чем то, что в ней находилось. Чтобы уберечь дорогое содержимое от посторонних взглядов и воровства, шкатулки закрывались замками, оснащались потаённым двойным или даже тройным дном. Открыть такой замок с секретом мог только их создатель и сам владелец.

Шкатулка как народный промысел

За многие века шкатулка по своей конструкции почти не изменилась. А вот внешнее оформление поражает своим разнообразием. Мастера могут сделать шкатулку из любого материала, разной формы и размера - от почти сундука до маленькой шкатулочки для одного колечка.

Уникальная коллекция знаменитого ювелирного мастера Фаберже стала символом русской истории, богатства и могущества царской России. Мастер делал пасхальное сувенирное яйцо-шкатулку ежегодно к весне только для членов царской семьи. Каждое «яйцо» было уникальным, имело внутри сюрприз в виде пасхальной курочки и эмалевых портретов членов царской семьи.

В России шкатулки издавна делались из дерева, бересты, камня, чугуна, глины. И до наших дней сохранились художественные промыслы, которые узнаются с первого взгляда: красные и золотые цвета на черном фоне (хохлома) , сине-голубые рисунки на белом фоне (гжель) , росписи на тему сказок и исторических сюжетов (палех) , а также каслинское литье, городецкая роспись. Знаменитые шемогодские мастера Великоустюгского уезда вырезали на бересте орнаменты, называемые «берестяным кружевом» . Этими кружевами из бересты украшались деревянные шкатулки, а также туеса, табакерки, тарелки и другие предметы. Особо ценятся шкатулки из папье-маше. Художники и иконописцы из подмосковного села Федоскино украшали шкатулку, покрытую лаком, миниатюрными копиями картин известных российских и европейских художников.

Виды шкатулок

Даже самые красивые шкатулки служат не только для красоты, они всегда находят практическое применение и сохраняют историю в своих рисунках и украшениях. Современная шкатулка является местом хранения ювелирных изделий. Сувенирные шкатулки рассказывают о каком-то событии или историческом месте, музее или городе. Очень красивы и интересны шкатулки с музыкой и часами. Шкатулки в виде домиков, яиц, фруктов, животных из любого материала имеются практически в любом доме. Например, бонбоньерка (шкатулка для конфет) или раскладная шкатулка для путешествий с мелкими предметами. Во вместительной шкатулке очень удобно хранить предметы для рукоделия. В старину рукоделие почиталось очень высоко, каждая уважающая себя девушка должна была уметь шить, вышивать, вязать, и такая шкатулка считалась очень ценным подарком. Сохранились шкатулки с секретами, в которых разложены инструменты для рукоделия, изготовленные из серебра, золота, инкрустированные драгоценными камнями. Есть шкатулки для делового человека - в них хранятся письменные принадлежности, печати и другие ценные вещи. И даже современный сейф - это практически та же шкатулка с электронным замком, открыть его можно, как и старинную шкатулку, с помощью ключа или кода.

Немного о шкатулках

Свою историю шкатулка берет в глубине веков на загадочном Востоке. С тех пор, как шкатулку придумали, она практически не изменилась. Появились лишь новые современные материалы, и немного изменился процесс изготовления.

Будь это шкатулка из хорошего дерева или из мрамора, моржовой кости или оникса, слоновой кости или какого иного материала, этот ящичек всегда имеет внутри какую-нибудь тайну. Исследователи предполагают, что первые шкатулки служили для украшений. Умельцы из Японии и Китая более 2 тысяч лет назад умели делать коробочки из дерева всевозможных форм и размеров. Их обычно украшали смолой из дерева. Мастера пытались превзойти друг друга в этом искусстве и придумывали новые способы для отделки шкатулок: мелкое выпиливание древесины и способы декорирования изделий тканью или кожей, отделкой кристаллами, моржовой и слоновой костью, а также металлами. Часто украшались ценными металлами или самоцветами.

Очень популярны были шкатулки и на Руси. Похожие изделия в виде шкатулки, ларца или сундучка были в каждом доме. В них хранили сувениры, драгоценности и прочие мелочи.

Русские умельцы изготавливали и более хитрые изделия, чем просто шкатулки. В таких коробочках имелись спрятанные в крышке, днище или боковой стенке невидимые коробочки, которые можно было отворить только нажатием специальной кнопки. Это была уже не шкатулка, а настоящий тайник.

В Швейцарии родилась музыкальная шкатулка. Механизм называется корильон. Это вращающийся цилиндр со специальными выступами, которые нажимают на молоточки, издавая при этом мелодичные звуки. Один мастер из Фландрии додумался, как можно такой механизм уменьшить и поместить в маленькую коробочку, которая бы при открывании наигрывала ту или иную мелодию. В Швейцарии создавали специальные шкатулки для часов.

Обоснование выбора проекта

Прежде, чем приступить к коллекционированию шкатулок я просмотрела много книг и электронных источников, знакомилась с формами и дизайном шкатулок. Они все очень красивые и оригинальные и, невероятно привлекают к себе внимание.

Практическая реализация проекта

  1. Подготовительный этап
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап

I. Подготовительный этап.

Цель:

  • рассмотреть фотографии, картинки и иллюстрации с различными видами шкатулок;
  • получить информацию из энциклопедий и электронных источников об истории шкатулок;
  • узнать, из чего изготавливают шкатулки;
  • привлечь детей группы к совместному коллекционированию.

Результаты I этапа проекта:

  1. Собраны фотографии и иллюстрации с разными видами шкатулок.
  2. Изучен материал об истории шкатулок.
  3. Произошло объединение детей для совместного сбора коллекции шкатулок.

II. Основной этап.

Цель:

  • познакомиться с различными шкатулками, в том числе со шкатулками разных стран;
  • слушать истории и сказки разных стран и народов;
  • коллекционировать шкатулок разных стран;
  • привлечь родителей к совместному сбору коллекции.

Результаты II этапа проекта:

Для этого, каждый из нас, посещая разные города и страны во время путешествий с родителями, обязательно привозил с собой шкатулку, фотографии и открытки. Дети рассказывали всем о той стране, в которой побывали и что интересного там видели. Каждая шкатулка была неповторима, не похожая на другие. Например, малахитовая шкатулка из города Екатеринбурга похожа на сундучок. На ее крышке притаилась хозяйка медной горы. Эта шкатулка знакомит нас с Уральскими горами и рассказывает сказки Бажова. Шкатулка, привезенная из Молдавии, сделана из дерева и украшена молдавскими узорами. Шкатулка из Турции очень похожа на красивую шапочку с узорами, которую носят жители этой страны. Маленькая, с Украины, сделана из дерева и соломки. Кажется, что она нежно обернута украинским вышитым рушником. Испанские шкатулки украшены народными испанскими мотивами с помощью эмали. Чешская - сделана из керамики. На ней видны старинные замки и памятники. На одной из шкатулок, привезенных из Греции, нарисованы веточки с оливами. А на другой глиняной – грек в старинной одежде. Появилась у нас и шкатулка – шарманка, сделанная в России. Много шкатулок дети привезли из разных городов нашей страны. На них написано название города и изображена главная достопримечательность. Так с друзьями и родителями мы собрали большое количество шкатулок, познакомились с историей и достопримечательностями, услышали много интересных рассказов и сказок разных стран и народов.

III. Заключительный этап.

Цель:

  • подготовить экскурсию для детей детского сада;
  • провести презентацию коллекции;
  • разработать рекламу вместе с родителями.

Заключение

Итак, коллекция готова. Я и мои друзья за три года собрали больше пятидесяти шкатулок, изготовленных в России и в других странах.

Любуясь такой замечательной коллекцией, я поняла, как же это интересно узнавать о других странах, истории и достопримечательностях, о народе, который там живет слушать их сказки. Главное верить в себя, в то, что обязательно все получится. Попрощавшись с детским садом, я продолжу собирать шкатулки дома. А эту коллекцию мы с друзьями решили подарить детскому саду, чтобы другие дети могли любоваться ею и познавать мир.

Приложение №1.

А, ну-ка расскажите…
В шкафу на верхней полке
Красивая на вид
Какая-то шкатулка

Среди вещей стоит
А что в ней неизвестно,
Но как, же утерпеть?
Ведь страшно интересно

В шкатулку посмотреть
На кухне табуретка
Высокая взята
Ох, любопытство деток -

Известная черта!
И вот открыта крышка

(простим ей, что без спроса)

Ведь каждая малышка-
Большой мешок вопросов
А, ну-ка расскажите
Все кто хранится тут

Зачем вы здесь лежите
И как вас всех зовут?
В шкафу на верхней полке
Красивая на вид

Какая-то шкатулка
Среди вещей стоит
А что в ней неизвестно,
Но как, же утерпеть?

Ведь страшно интересно
В шкатулку посмотреть
На кухне табуретка
Высокая взята

Ох, любопытство деток -
Известная черта!
И вот открыта крышка
(простим ей, что без спроса)

Ведь каждая малышка-
Большой мешок вопросов
А, ну-ка расскажите
Все кто хранится тут

Зачем вы здесь лежите
И как вас всех зовут?

Шкатулка

Шкатулка - это штукалка
Для всяких разных штук.
Она побольше коробка,
Но меньше, чем сундук.

Шкатулка - это стукалка
Для всяких разных штук.
И если потрясти её,
Услышишь: тук-тук-тук…

Тук-тук-тук,
Так-так-так,
Бум-бум-бум,
Бряк-бряк-бряк.

Наверно, что-то важное
В шкатулочке лежит:
Не зря же прячет бабушка
Шкатулку и ворчит.

А может быть, там гномики
Живут давным-давно.
И рубят гномы-плотники
В шкатулочке окно.

Тук-тук-тук,
Бац-бац-бац,
Тяп-тяп-тяп,
Ляп-ляп-ляп.

А может, эти плотники
Не рубят к нам окно.
А может, эти плотники
Играют в домино.

А вдруг волшебный замок там
И танцы при свечах.
И кавалеры с дамами
Подмётками стучат:

Тук-тук-тук,
Топ-топ-топ,
Бух-бух-бух,
Шлёп-шлёп-шлёп!

А может быть, там целая
Шкатульная страна.
Но в маленькую щель она,
Наверно, не видна.

А может быть, и сами мы
В Шкатулочке сидим
И на большой волшебный мир
Сквозь щёлочку глядим…

Кто прячется в Шкатулочке?
И что за странный стук?
Не знают академики
И доктора наук.

А это сказка добрая
Стучится в гости к нам…
Ты потряси Шкатулочку -
И всё услышишь сам!

Литература

  1. Булацкий С. «Маленькие знатоки» человек и мир, 1650 вопросов и ответов, «Азбукварик ГРУПГ» , 2012.
  2. Бингхен Дж., Чандлер Ф., Кларк Ф. Большая книга знаний /Пер. с англ. Ю.В. Блажко/. - М.: ЗАО «РОСМЕН - ПРЕСС» , 2005. - 208 с.
  3. Большая энциклопедия для дошкольника. Редактор Жилтцова Н. Издательство «ОЛМА – ПРЕСС» , 2003.
  4. Грегори Т. «Темные века» : Пер. с англ. - М.: АО «Слово» , 1994. - 78 с. (Всемирная история в иллюстрациях; Т.3) .
  5. Книжный клуб «Хочу все знать» . Мир вчера и сегодня, «Эгмонт Россия Лтд.» , 2003.
  6. Корчагина И.О. Почему и потому: Энциклопедия для детей дошкольного возраста – М.: ООО «Издательство «РОСМЕН - ПРЕСС» , 2002. – 144 с.
  7. Усачев А. Занимательная география: Стихи. - СПб.: Азбука, Азбука – Аттикус, 2012. -64 с.

Цели: Знакомство с жанрами русского фольклора; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае; Формирование навыков самостоятельной работы с литературой. Формирование навыков работы в команде. Формирование навыков работы в команде. Развитие навыков оформления полученных результатов




Фольклор НАИОДНОЕ Т˜ОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. НАИОДНОЕ Т˜ОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.


Русские народные сказки Сказка - повествовательное народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил. Сказка - повествовательное народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.


Русские загадки Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Платье потерялось – Платье потерялось – Пуговки остались. Пуговки остались. (рябина) (рябина)






Небылицы Основаны на принципе перевертыша: чепуха, которой в жизни не бывает. Способствуют развитию чувства юмора, это своего рода проверка усвоенных о мире знаний. Основаны на принципе перевертыша: чепуха, которой в жизни не бывает. Способствуют развитию чувства юмора, это своего рода проверка усвоенных о мире знаний. Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка с бабкою в руке И давай дубасить коня на мужике. Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь погоняет мужика кнутом.


Потешки, прибаутки Небольшое стихотворение из двух - четырех, редко восьми строчек. Эти красочные яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка, всё то, что окружает его в доме, на улице, во дворе. Небольшое стихотворение из двух - четырех, редко восьми строчек. Эти красочные яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка, всё то, что окружает его в доме, на улице, во дворе.


Заклички Заклички - разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл Сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны. Заклички - разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл Сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны. Дождик, лей, лей, лей! Дождик, лей, лей, лей! Будет травка зеленей, Будет травка зеленей, Вырастут цветочки Вырастут цветочки На зелененьком лужочке! На зелененьком лужочке!


Считалки Это весёлые стихи с четким ритмом. Они предназначены для расчета играющих, чтобы определить, кто водит при игре. Это весёлые стихи с четким ритмом. Они предназначены для расчета играющих, чтобы определить, кто водит при игре. Баба сеяла горох, Баба сеяла горох, Уродился он неплох, Уродился он неплох, Уродился он густой, Уродился он густой, Мы помчимся, Мы помчимся, ты постой! ты постой!


Дразнилки Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Они бывают одновременно и смешными, и обидными. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность. Трусость, хвастовство и другие плохие привычки. Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Они бывают одновременно и смешными, и обидными. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность. Трусость, хвастовство и другие плохие привычки.




Частушки Частушка, короткая (обычно 4- строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Частушка, короткая (обычно 4- строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Подарю вам три цветочка: Белый, синий, аленький. Я парнишка удалой, Хоть и ростом маленький!


Колыбельные Колыбельная песня - песня, исполняемая при убаюкивании ребенка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов. Колыбельная песня - песня, исполняемая при убаюкивании ребенка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов. Баю-баюшки-баю, Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Не ложися на краю. Придёт серенький волчок, Тебя схватит за бочок Придёт серенький волчок, Тебя схватит за бочок




Колядки Колядки - (от лат. Calendae первый день каждого месяца), обрядовые песни с пожеланиями богатства, здоровья и пр. Исполнялись на Рождество. Колядки - (от лат. Calendae первый день каждого месяца), обрядовые песни с пожеланиями богатства, здоровья и пр. Исполнялись на Рождество. Воробушек летит, Воробушек летит, Хвостиком вертит, Хвостиком вертит, А вы, люди, знайте, А вы, люди, знайте, Столы застилайте, Столы застилайте, Гостей принимайте, Гостей принимайте, Рождество встречайте! Рождество встречайте! Воробушек летит,


Веснянки Веснянки (укр., белорус. веснавые, рус. заклички), обрядовые календарные песни призыва весны, приуроченные к равноденствию. Прежде веснянкам приписывали магическое значение. Веснянки (укр., белорус. веснавые, рус. заклички), обрядовые календарные песни призыва весны, приуроченные к равноденствию. Прежде веснянкам приписывали магическое значение. Весна, весна красная, Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью, Приди, весна, с радостью, С великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными


Масленичные песни Основная тема масленичных песен – встреча и проводы Масленицы. Как на масленой неделе Со стола блины летели, И сыр, и творог – Всё летело под порог! Как на масленой неделе Со стола блины летели. Весело было нам, весело было нам! весело было нам!


Летние песни Широко отмечались такие праздники, как Троица, Иван Купала. Их празднование сопровождалось различными песнями. Широко отмечались такие праздники, как Троица, Иван Купала. Их празднование сопровождалось различными песнями. Во поле березка стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли, люли, стояла, Ах, люли, люли, стояла, Алыми цветами расцветала… 25 Заключение Невозможно охватить весь русский фольклор, но мы попытались рассказать о тех его жанрах, которые сопровождают нас всю жизнь. Мы рады, если вам понравилась наша работа Невозможно охватить весь русский фольклор, но мы попытались рассказать о тех его жанрах, которые сопровождают нас всю жизнь. Мы рады, если вам понравилась наша работа Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!


Использованная литература: Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, – 256 стр. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, – 256 стр. Мультимедийная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». – российский издатель: КиМ «Кирилл и Мефодий» Мультимедийная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». – российский издатель: КиМ «Кирилл и Мефодий» Фольклор народов России. В 2 томах. : т. 1.– М.: Дрофа: Вече, – 320 стр. Фольклор народов России. В 2 томах. : т. 1.– М.: Дрофа: Вече, – 320 стр. Сайты Интернета Сайты Интернета

  1. 1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОВОЛЖСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ ГБОУ СОШ пос. Чёрновский государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Чёрновский муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Кораблик»» 443538, Россия, Самарская область, Волжский район, п.Черновский, ул.Коммунистическая, д.1, тел/факс: (846) 999-73-47, E-mail: [email protected] Педагогический продукт на тему: «Фольклор - источник народной культуры в музыкальном воспитании дошкольника» Автор: Чамзинская Елена Васильевна музыкальный руководитель ГБОУ СОШ п. Черновский « Детский сад «Кораблик»» 2014г. С О Д Е Р Ж А Н И Е:
  2. 2. 1. Анализ ситуации. 2. Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта. 3. Выявление проблемы. 4. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей. 5. Стратегия, методы и механизм реализации проекта. 6. Рабочий план реализации проекта. 7. Конкретно ожидаемые результаты и механизм оценки результатов. 8. Дальнейшее развитие проекта. 9. Список используемых источников. 1.АНАЛИЗ СИТУАЦИИ Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой
  3. 3. культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину. Фольклор - кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, это боль и тревога за наши души и совесть. Сейчас остро встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора. 2.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ЦЕЛЕВОГО ПРОЕКТА. «Времена теперь другие, как и игры, и дела. далеко ушла Россия от страны, какой была, но преданья старины забывать мы не должны. слава русской старине! Слава нашей стороне!» В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного
  4. 4. творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках. Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку. Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив. 3 .ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» рекомендует познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым. Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.
  5. 5. Хотелось, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию узнать, услышать, запомнить понравившуюся ему закличку, песню, прибаутку. Мы - взрослые еще помним русские народные игры, мы в них играли в детстве, и наша задача - передать эти игры детям. Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано - музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора: 1. Народная песня. 2. Народная хореография. 3. Народные игры. 4. Народные музыкальные инструменты. 4. ПЕРЕЧЕНЬ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ. Цель - приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества. Гипотеза: Поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение к творческому процессу пения. Задачи: -развивать предпосылки ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного,) мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию
  6. 6. самостоятельной, творческой деятельности детей (изобразительной,конструктивно-модельной, музыкальной и др.) - объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств инициативности, самостоятельности ребенка. 5. СТРАТЕГИЯ, МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. Реализация поставленных задач будет происходить в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый. I этап - отбор участников проекта, подбор методической, справочной литературы по методу проекта. Отбор участников будет проводиться на основе желания самих педагогов и воспитанников в реализацию предлагаемого проекта и по результатам собеседования. II этап - реализационный Форма работы Наименование мероприятий Ответственные Сроки проведения Курс обучающих семинаров По теме ст. воспитатель, муз. руководитель сентябрь - октябрь Организация методического объединения в ДОУ «Фольклор в жизни детей» ст.воспитатель, муз.руководитель октябрь
  7. 7. Консультации «Народные традиции в семьях воспитанников» воспитатели Октябрь «Создание пространственной среды в группе» ст. воспитатель муз.руководитель Ноябрь «Участие родителей в проектной деятельности» ст.воспитатель, воспитатели групп Декабрь Семинары практикумы «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста» ст. воспитатель Октябрь «Составление схемы взаимодействия воспитателей и специалистов» ст. воспитатель, воспитатели, специалисты Октябрь «Разработка перспективного тематического планирования» ст. воспитатель, воспитатели,муз.р у-ководитель Ноябрь «Разработка групповых проектов» ст.воспитатель, воспитатели Декабрь - январь Презентация проекта Воспитатели Февраль - март Знакомство с опытом работы других педагогических коллективов Посещение открытых просмотров, семинаров в других ДОУ Ст.воспитатель,му з.руководитель, специалист РЦ В течение года Тренинг «Участие педагога в проектной деятельности» ст. воспитатель муз.руководитель Март Педсовет «Защита авторского проекта» ст. воспитатель, воспитатели,муз.р уководитель Апрель Конференция «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства» Заведующая, ст. воспитатель Май
  8. 8. III этап - итоговый, включает в себя подведение итогов, анализ полученных результатов, обобщение опыта работы. 6. РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1.Кадровое обеспечение программы: Административно-координационная - Обеспечение общего контроля и руководства. - Руководство деятельностью коллектива. - Анализ ситуации и внесение корректив. Консультативная. Научно-методическая. - Координация реализации программы. - Проведение консультаций, семинаров. - Подготовка и издание методических рекомендаций. - Аналитическая деятельность. Система работы музыкального руководителя с воспитанниками представлена по следующим направлениям: На занятиях – индивидуальная дифференцированная работа Кружковая работа Проведение мероприятий в рамках тематических недель Мероприятия в группах с приглашением родителей Участие в конкурсе «Русь моя» Календарные праздники и развлечения на уровне детского сада и поселка Участие в творческих конкурсах разного уровня
  9. 9. Учебно-тематический план № Тема Цель 1 Детский музыкальный фольклор: (6 часов) -Потешки, приговорки, заклички -Колыбельные -Прибаутки, дразнилки, частушки Потешки,приговорки, заклички. Цель- показать жанровое разнообразие (обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела). Их использование в повседневной жизни. Раскрытие возможностей детского голоса: силы голоса, его звонкости, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении (умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении). Колыбельные Цель-предназначение данных произведений. Постижение народно- попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного, напевного пения Прибаутки, дразнилки, частушки Цель - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания, голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и испол- нительским возможностям детей. 2 Народная песня:/10 часов/ -Календарная -Лирическая -Свадебная Календарная Цель- песня как средство общения челове- ка с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года» тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение
  10. 10. мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах. Лирическая; Цель - видеть жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно-мужественные). Развивать умение у детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания.Учить петь выразительно, используя различные интонации, исполнительские крас- ки.Следить за правильным четким произношением слов. Учить конт- ролировать слухом качество пения. Свадебная Цель- видеть особенности поэтического изложения и мелодики. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально-образном содержании песни. 3 Игровой фольклор/6 часов/ Цель- его основная функция (задачи, связь частей, концовка) связь частей. Отработка навыков пения. Передача образа, характера в пении. Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой
  11. 11. образ. 4 Хороводы /8 часов/ Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода». Виды хороводов: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета). Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально- игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода. 5 Игра на детских музыкальных инструментах/6 часов/ Цель-знакомство с народными инструментами. Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способам звука-извлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки. Всего за год обучения: 36 часов
  12. 12. 7.КОНКРЕТНО ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ Весь материал детям преподносился в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятия, делает их более яркими и, как следствие, более запоминающимися. Планирование работы осуществляется на основе народного календаря. Итог этой работы – проведение народных праздников. Вот некоторые названия развлечений, досугов и праздников, которые проводились и проводятся у нас в саду: «Рябинкины именины», «Капустные вечорки», «Осенины», «Посиделки», «Екатерина-саночница», «Варварины морозы», «Колядки», «Золотые вечера», «Радуйтесь люди – новый год к вам будет!», «Масленица», «Сороки», «Благовещенье - птиц на волю отпущенье», «Ярмарка», «Праздник берёзки» и др. Успеху педагогического процесса способствует организация уютного обучающего пространства, где воссозданы элементы традиционного быта,насыщение его подлинными предметами, традиционными игрушками, детскими поделками. Мы его назвали мини-музей «Русская изба». Критерии оценки качества выполнения проекта -уровень развития вокальных навыков и творческих способностей де тейтейстаршего дошкольного возраста; -уровень проведения открытых мероприятий; -использование игрового и наглядного материала в работе с детьми. Оценка результатов: -Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по трем направлениям: педагоги, дети, родители; -Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будут оцениваться на семинаре при помощи анкет;
  13. 13. -Оценка качества практической деятельности будет оцениваться руководителями проекта при непосредственном посещении групп; -Оценка познавательной активности детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдениями за ними во время проектной деятельности и проведению занятий, праздников, развлечений, через беседы с воспитателями и родителями; -По окончании проекта будет проведено анкетирование воспитателей и родителей по оценке эффективности проекта. 8.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1. Абрамский. « Русские народные песни» - М., Советский композитор,2007г 2. Е.Барыбин. « Свадьба будет» - М., Музыка, 2010г. 3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры».- С - П., Детство-Пресс, 2004. 4. М.Медведева « А мы просо сеяли.» - М., Музыка, 2012г 5. Т.Ю.Камаева. « Детские музыкальные праздники.» - М.,Лайда,2009г 6. А.Ф.Некрылова.Круглый год: « Русский земледельческий календарь». 2013-14г

Данный концерт был проведен 22 марта 2012 года в МБДОУ ДОД ДШИ №4 г. Ангарска в рамках дошкольной филармонии. основная цель концерта - познакомить детей со звучанием народных инструментов, с разновидностями народной песни, показать народный костюм, познакомить с танцевальной народной культурой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОЛЬКЛОРНАЯ ШКАТУЛКА

Дети входят. Рассаживаются в зале. Звучат народные песни и пляски.

Слайд - заставка

Ведущая 1. Здравствуйте, дорогие наши гости! Сегодня мы пригласили вас на необычный концерт. Называется он «Фольклорная шкатулка». Ребята, а вы знаете, что такое фольклор? Ведущая с микрофоном подходит к детям, желающим ответить, выслушивает их мнение. Фольклором называют песни и танцы, которые появились очень давно. В то время еще не было магнитофонов, телевизоров, музыкальных центров, и наши прабабушки и прадедушки очень часто собирались всей деревней или селом, пели и танцевали под звуки народных музыкальных инструментов. Музыка сочинялась не одним человеком - композитором, а всем народом, поэтому такие произведения стали называть народными песнями и танцами, или другим словом - фольклор. Ну а сегодня специально для вас мы откроем шкатулку с музыкальным богатством наших предков - шкатулку с фольклорной музыкой.

Слайд «Открывается шкатулка».

Из шкатулки сей же час

Раздался веселый пляс!

Слайд «Пляска»

Звучит плясовая музыка на балалайке, в зал заходит В.Ф. Чувашов (играет на балалайке), Даша Городниченко в народном костюме. Даша несет в руках поднос с конфетками.

Ой, вы, гости - господа!

Рады видеть вас всегда!

На Руси всегда с почетом всех гостей встречали.

Хлебом, солью, сладким медом тут же угощали.

Разбирайте, детки,

Сладкие конфетки!

Даша проходит по залу, угощает детей конфетками, возвращается к сцене.

Не одна я к вам пришла.

Музыканта привела.

Слайд балалайка

Что за чудо - инструмент?

Дайте, детки, мне ответ?

Дети отвечают.

Балалаечка звучит, и скучать нам не велит.

Обращается с поклоном к Чувашову.

Нам сыграй при всем народе

«Во саду ли, в огороде»!

Даша кладет поднос на столик, поднимается на сцену.

  1. Городниченко Даша. РНП «Во саду ли, в огороде».

Эй, подружки, выходите!

Песню петь мне помогите!

Заиграйте веселей!

Да порадуйте гостей!

Пока все девочки выходят, В.Ф. Чувашов играет плясовой наигрыш.

2. Фольклорный ансамбль «Потешка». РНП «Меня матушка любила».

Все уходят.

Ведущая. Ай да молодцы девчата, повеселили нас. Ну а что же еще приготовила для нас фольклорная шкатулка? Давайте посмотрим.

Слайд «Шкатулка открывается»

Слайд «Домра».

Вот народный инструмент.

Громкий, звонкий, спору нет.

Как он называется?

Кто же догадается?

Дети отвечают.

Молодцы, ребятки!

Справились с загадкой!

Наши бабушки - старушки

Домру очень уважали,

Они пели и плясали.

Давайте встретим дружными аплодисментами нашего юного музыканта Олю Поботаеву. Русская народная песня «Светит месяц»!

Слайд - представление

  1. Оля Поботаева. РНП «Светит месяц» (домра).

Слайд «Шкатулка открывается»

Слайд «Баян»

Ведущая.

Заглянем в шкатулку снова.

Вот народный инструмент.

Как же звать его, скажите,

Дайте правильный ответ.

Дети отвечают.

Что за праздник без баяна?

И не спеть, и не сплясать…

Поздней ночью, утром рано

Он сыграет нам опять.

Вся деревня пляшет рьяно

Коль играют нам баяны.

Слайд - представление

Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку»! для вас играет Жигулев Костя.

3. Жигулев Костя. РНП «Выйду ль я на реченьку» (баян).

Это мы сейчас узнаем.

Слайд «шкатулка открывается»

Слайд «Сказки»

Игра с залом

Наши предки, дорогие ребята, не только складывали песни и танцы, но и сочиняли сказки. А вы знаете народные сказки? Вот это мы сейчас и проверим. Я буду читать народную сказку «Колобок»,

Слайд

и если я скажу неправду, вы топаете ногами и кричите «мы не верим», а если я скажу правду, вы хлопаете в ладоши и кричите «правда, правда». Давайте потренируемся.

Дети тренируются всем залом.

Итак, начинаем!

Слайд

Жили были дед да баба.

Дед старуху попросил:

«Испеки-ка мне покушать, я голодный, нету сил»

Слайд

Баба тесто завела,

Деду чипсов напекла.

Слайд

Как остыл наш колобок,

Почесал румяный бок,

Он с тарелки соскочил,

В лес скорее припустил.

Слайд

Покатился по дорожке,

Повстречал… сороконожку.

Чтобы не измять свой бок,

Взял у нее две пары ног.

Слайд

Может, зайчика он встретил,

Мне скорей ответьте, дети?

Слайд

Съел медведя по пути,

Чтобы не мешал пройти.

Слайд

Закатился в магазин,

Банку сока попросил.

От медведя и от волка

Укатился очень ловко.

Слайд

Кто же съел его, мой друг?

Может, человек - паук?

Слайд

Пообедала им ловко

Рыжая лиса - плутовка.

Молодцы, ребята! Знаете народные сказки!

Слайд - заставка

А знаете - ли вы, что наши предки пели песни не только на праздниках, но и даже во время работы, когда они сеяли зерно, пряли пряжу, ходили на реку за водой. Назывались такие песни трудовые. Сейчас давайте снова поприветствуем Дашу Городниченко, которая исполнит нам русскую народную песню «Дуня по воду ходила».

Слайд - представление

4. Городниченко Даша. РНП «Дуня по воду».

Слайд «Шкатулка открывается».

Слайд «Танец».

Что в шкатулочке осталось?

Это танцы, без сомнения.

Танцевали наши предки

От души и с вдохновеньем.

Наши предки очень любили танцевать. По всей Руси девушки водили хороводы, а мужчины устраивали целые танцевальные соревнования. Самым любимым мужским танцем был трепак.

Это веселый и задорный танец нам сыграет на аккордеоне Горшкова Катя. Давайте поприветствуем ее дружными аплодисментами!

Слайд - представление

5. Горшкова Катя. А. Рубинштейн. Трепак (аккордеон).

И снова для вас звучит народный танец!

Слайд - представление

6. Жигулев Костя, Токарев Дима. Молдавский народный танец (баян, аккордеон).

Слайд - заставка

Дорогие ребята! Сейчас мы снова послушаем один из народных танцев - гопак. Но теперь я предлагаю вам самим попробовать себя в роли музыкантов. Девочки, учащиеся в нашей школе, Лиза и Настя, сыграют нам гопак на рояле, ну а вы будете играть на шумовых музыкальных инструментах. Но любые музыканты всегда внимательно следят за дирижером, и играют только по его указанию. Дирижером буду я. Кто из вас хочет попробовать поиграть на музыкальных инструментах?

Ведущая выбирает из зала желающих детей - 8 человек, выстраивает их на сцене, раздает инструменты.

2 - играют на деревянных ложках;

2 - играют на бубнах;

2 - играют на треугольниках;

2 - играют на маракасах.

7. Яковлева Настя, Солодова Лиза. М. Мусоргский. Гопак (фортепиано).

А сейчас мы с вами посмотрим белорусский народный танец «Лявониха» в исполнении хореографического ансамбля «Радуга». Встречайте дружными аплодисментами!

Слайд - представление

8. Хореографический ансамбль «Радуга». Белорусский народный танец «Лявониха».

Вот и подошел к концу наш концерт! До свидания! До новых встреч!







Организация работы над проектом: 1.Знакомство с научно-популярными, художественными изданиями, интернет- ресурсами по теме проекта. 2. Сбор необходимых материалов для составления опросного листа. 3. Анкетирование учащихся 1 А,5А, 7А, молодых мам. 4. Определение наиболее актуального для школьников направления. 5. Посещение фольклорного ансамбля «Горница». 6. Наблюдение за тем, какую роль играют пословицы и поговорки в современной жизни. 7. Подведение итогов работы над проектом. 8. Оформление брошюры.


Социологический опрос: Что такое устное народное творчество? Какие жанры фольклора Вы знаете? Встречаете ли вы фольклор в повседневной жизни? Может ли быть интересно устное народное творчество Вашим ровесникам? Нужно ли нам изучать фольклор? Исполняют ли фольклорные произведения Ваши родственники, друзья? Возможно ли счастливое детство без народных сказок? Часто ли Вы читаете сказки? Назовите 2-3 сказки. Какие малые жанры фольклора Вам известны? Приведите любой пример колыбельной, считалки и др. жанров. Помните ли Вы колыбельную, которую пела Вам мама? Возможны ли русские праздники без народных песен? Как вы думаете, нужен ли в современной жизни фольклор?


Глава 1 Детский фольклор Детский фольклор народное творчество для детей разного возрастаот самого их рождения. Человек встречается с устным народным творчеством с первых дней своей жизни. Мама пела нам колыбельные песенки, а этожанр фольклора. Мы подрастали, начинал играть, используя песенки, считалки, загадки… Народные песни, сказки, пословицы, загадки радуют нас красотой слова, заражают своим веселым смехом, волнуют глубиной мысли. У молодых родителей очень много дел. Ежедневно приходится совершать массу процедур, гулять, купать, кормить, развивать малыша. Каждый их день со временем становится похож на расписание. Как разнообразить их жизнь?




Глава 3 Но фольклор – это не только сказки для детей и взрослых, это и многочисленные песни. В них отразился весь колорит жизни крестьянина. А русские праздники не мыслимы без народных песен. Песни пели и когда работали в поле, и когда собирались на вечерние посиделки, и когда занимались рукоделием.