Из истории музея. От православия к просвещению

Десять лет назад Казанский собор в Петербурге начал действовать в статусе кафедрального. В годы советской власти, там был Музей истории религии и атеизма.

Разумеется, это воспринималось верующими как надругательство. Однако некоторые считают, что именно это обстоятельство спасло от уничтожения многие святыни, а возможно, и сам храм, которому в этом году исполняется 200 лет.

Некоторые утверждают, что именно благодаря музею удалось сохранить многие святыни. Конечно, неизвестно, уцелел бы вообще собор, если бы в 1932 году в нем не открыли музей

Кто в храме хозяин?

Шестьдесят лет в стенах храма велась атеистическая пропаганда. И хотя в 1992 году богослужения в соборе возобновились, работники музея чувствовали себя хозяевами. Именно как хозяева они встретили в 1996 году и протоиерея Павла Красноцветова, назначенного новым настоятелем. Директор музея объяснил священнику, что литургия в соборе совершается только по воскресеньям и ее необходимо закончить до одиннадцати часов - потом начинаются экскурсии. «Извините, но это собор, и мы будем служить литургию, как положено в соборе, каждый день. С десяти примерно до двенадцати, но можем и позже закончить. Пожалуйста, водите экскурсии, а мы будем служить». Настоятель сразу дал понять, кто здесь хозяин, а кто - в гостях.

Так они и сосуществовали в одних стенах - музей и православный приход, и нередко можно было наблюдать, как в храме идет атеистическая экскурсия, а в другом его конце служится Божественная литургия. Только в 2001 году музей окончательно покинул стены храма, переехав в выделенное ему помещение на Почтамтской улице.

Забытые мощи

А в 1990-х, когда изменилось отношение государства к Церкви, здесь были обретены мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского. Но если многие иконы в годы воинствующего безбожия действительно были спасены стараниями сотрудников художественных музеев, то в Казанском соборе что-то сохранилось скорее благодаря беспорядку.

Когда в соборе открылся музей, ему передали многие святыни, изъятые из храмов и монастырей. Но трудно сказать, сколько из них было здесь украдено или уничтожено. Отец Павел вспоминает, как в одном из помещений, где сидела сотрудница, он увидел на полу больше десятка разорванных напрестольных Евангелий. Так же небрежно относились в музее и к другим православным святыням. Как ни странно, это и спасло мощи соловецких святых и Серафима Саровского - о них просто забыли. Об обретении мощей преподобного Серафима покойный Патриарх Алексий II впоследствии рассказывал: «Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены… Мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году. В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо».

А мощи святителя Иоасафа Белгородского сохранились благодаря рабочим музея. В 1956 году в Астрахани была эпидемия сибирской язвы. В связи с этим всем музеям приказали мощи из экспозиций убрать и по возможности уничтожить. Директор, не задумываясь, приказал сжечь мощи святителя Иоасафа в печке. Двое рабочих, которым он это поручил, видимо, были людьми верующими. Они завернули тело в оберточную бумагу, потом в штору и еще в черную бумагу, все это перевязали и закопали на чердаке, где был большой слой шлака. В 1990 году один из них перед смертью рассказал об этом своей дочери и попросил сообщить в епархию. Епархия прислала в музей комиссию, в которую входил и отец Павел Красноцветов. «Мы нашли на чердаке большой сверток, отнесли его вниз, развернули. Мощи сохранились без какого-либо тления», - вспоминает батюшка. Приехала экспертная группа из Москвы, по описи и документам сверили и определили, что это мощи святителя Иоасафа Белгородского.

За пропажи никто не отвечает

До сих пор точно неизвестно, сколько мощей, привезенных в музей, пропало. «Масса предметов церковного обихода лежала здесь без всякого учета. Привезли в тридцатые годы из Москвы, свалили в угол, и все», - вздыхает отец Павел. Исчез, например, ковчег с частицей мощей священномученика Гермогена, с 1919 года хранившийся в соборе.

В 1813 году в соборе был погребен фельдмаршал Кутузов. Привезли в собор и знамена, отбитые у французов, и ключи от многих городов, взятых русскими войсками. Казанский почти с самого начала был храмом воинской славы. Не случайно в 1837 году на площади перед собором были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли.

В 1914 году большинство флагов с могилы Кутузова увезли в Москву, в исторический музей. Часть ключей исчезла. Саму могилу при советской власти несколько раз вскрывали. Висевшую над ней Смоленскую икону Божией Матери, которую фельдмаршал всегда брал с собой в военные походы, заменили на Смоленскую икону XX века. Сейчас кутузовская икона находится в музее истории религии. Вместо золоченого голубя, держащего в клюве лампаду, над изголовьем полководца теперь висит орел французского или польского образца. Никто не знает, когда произошла замена.

Его купол отливал серебром

Само здание после музейной эксплуатации сохранилось не в лучшем виде. «Руководство музея знало, что рано или поздно им придется отсюда уехать, поэтому в технический ремонт не вкладывали ни копейки, - говорит главный инженер собора Евгений Данилевский, начавший работать здесь еще при музее, в начале 1990-х годов. - Даже горячую воду не считали нужным провести. Зимой иногда помещение прогревалось только до пяти градусов. Здесь же окна очень большие, необычные для русского храма. Через них уходит много тепла. А ничего не работало, воздуховоды давно продырявились». Полковник в отставке, Евгений Иванович - человек нецерковный. «У меня другое воспитание, я вырос в семье советского офицера и сам 36 лет прослужил в армии», - говорит главный инженер. Несмотря на свою нецерковность, он очень любит собор, досконально изучил его историю и может рассказывать о нем часами. «Все привыкли, что купол зеленый, а ведь по старым фотографиям видно, что раньше он играл серебром. Изначально его покрыли луженым железом, но во время войны в купол попало две бомбы. Пришлось менять, и после войны покрыли медью. А медь зеленеет. Жаль, что пока замены покрытия даже в планах нет. Совсем по-другому смотрелся бы собор с блестящим куполом, отливающим серебром», - сокрушается Евгений Данилевский. Переживает он и за кровлю, на которую в этом году не выделили ни копейки. Не начаты работы по фасадам. Раньше на них были черные доски с выбитыми цитатами из Евангелия. Буквы все содрали, многие доски тоже исчезли. Возможно, что-то хранится в музее, но его работники, по словам Евгения Ивановича, сами толком не знают, что у них есть.

Что осталось от собора

Храм, переданный Музею истории религии и атеизма в 1932 году, некогда был великолепен. Построенный по образцу собора Святого Петра в Риме, он выглядел очень необычно. Сколько недоумения вызывала одна только колоннада - 126 колонн высотой 14 метров. Сам Павел I, по приказу которого был возведен храм, видел в этих колоннах руки Христа, обнимающие каждого, приходящего сюда. Но и сегодня не все считают такую архитектурную новацию удачной. Например, известный церковный архитектор Андрей Анисимов называет колоннаду гениальным художественным решением с точки зрения организации площади и привлечения внимания людей, но убежден, что для собора она лишняя, так как эти колонны не несут духовного смысла, а потому не имеют отношения к церковной архитектуре.

Другой архитектор, Михаил Филиппов, напротив, убежден, что Казанский собор, как и сотни других русских храмов, построенных в синодальный период под влиянием западных традиций, органично влился в православную культуру, обогатив церковную архитектуру.

Внутреннее убранство собора когда-то поражало своей роскошью. На один только иконостас пошло 1800 килограммов серебра. Разумеется, после кампании по изъятию церковных ценностей от этого богатства ничего не осталось. В 1930 году иконостас был окончательно разрушен, а его четыре яшмовые колонны вскоре передали в Москву в Академию наук. Пришлось все восстанавливать по крупицам. В музее Университета железнодорожного транспорта чудом нашлась папка «Проекты Казанского собора». По чертежам иконостас восстановили. Правда, сделать новые колонны из яшмы было невозможно. Пришлось подобрать искусственный материал под этот камень. И вместо листового серебра новый иконостас покрыли сусальным.

Прежний иконостас расписывали известные художники - Боровиковский, Андрей Иванов (отец Александра Иванова - автора «Явления Христа народу»), Тюрин, Уржумов. Сегодня эти росписи находятся в Русском музее. Для иконостаса были сделаны копии.

Впрочем, эти недостатки, видные специалисту, вряд ли заметит простой экскурсант. К 200-летию собора от большевистского поругания не осталось и следа.

Государственный музей истории религии

Удивительный Санкт-Петербург,
выросший на пустынных болотах через труды нечеловеческие, — памятник
силе воли самодержца, возведенный голыми руками. Посему характер его —
не добрый и не злой, но требовательный, порой до жестокости. Город —
решето золотоискателей, посыпает землю массой просеянного песка и ила,
обнажая при этом истинные сокровища. Сколько сокровищ прекрасных,
удививших весь мир, собрал в себе этот город. Не подарил с легкой руки,
но позволил им обнажиться из болотистой массы в момент, когда они были
уже готовы и практически совершенны. Одним из чудес Санкт-Петербурга (а
поговаривают, что и всего света) является Государственный музей истории
религии. Как и в случае с самим городом, в основании ГМИРа лежала мысль.

Идея о создании выставки,
которая бы демонстрировала возникновение религии, ее зарождение и
развитие на примере подлинных экспонатов проникла в голову Владимира
Германовича Богораз - Тана, российского этнографа и языковеда. Годом
рождения идеи можно считать 1928, а сам музей был основан решением
Президиума Академии наук СССР от 7 сентября 1930 года, и открыт в 1932
году 15 ноября. По иронии судьбы, Музей истории религии и атеизма, как
его тогда назвали, занял недействующий на тот момент Казанский собор.

Богораз Владимир Германович

(псевдоним Н.А.Тан, В.Г.Тан)

(15 (27).04.1865 — 10.05.1936)

Мысль родилась в начале
двадцатых годов в процессе подготовки выставки «Эволюция религиозных
верований человечества» в Кунсткамере. На ней были представлены
культовые предметы народов мира, начиная с древности и до наших времен. В
процессе работы Богораз-Тан, будучи автором этого проекта, понял, что
идея грандиозна, и требует дальнейшего развития. Но как, ведь для этого
ее необходимо было вписать в рамки того времени, подстроить под его
нововведенные законы, навязывавшие пропаганду марксизма-ленинизма всеми
возможными способами, в том числе и через деятельность музеев.

Советские антирелигиозные агитматериалы

Зависимость от идеологии
государства и неизбежность столкновения с проверяющими органами,
безусловно, сильно осложняла работу. Богораз-Тану приходилось лавировать
между возникающими обстоятельствами, находить компромисс между тем,
чего от него хотела партия, и тем, что хотел он сам. Но ему удалось
сберечь зерно своей идеи и добиться для нее места под солнцем, а если
изъясняться буквально - заполучить поддержку властей. Итак, в 1930 году
15 апреля прошло заседание в честь торжественного открытия
Антирелигиозной выставки в Белом зале Зимнего дворца. Событие сие было
приурочено к пятилетию Союза воинствующих безбожников. Богораз-Тан так
писал об этой выставке: «Мы брали из наших коллекций щедрой рукой
самое дорогое и лучшее, что было: уникальные предметы из Индии, Китая и
Африки, шаманские уборы из Камчатки, из Чукотской Земли, античные
мраморы, золото, кость, эмаль. Выставка должна говорить вещами
».
Вдобавок к этому был создан «Краткий путеводитель по Антирелигиозной
выставке АН СССР», а также группа «экскурсоводов-разъяснителей». Это
были своего рода щиты от нападок со стороны убежденных атеистов, дабы те
не смогли обвинить организаторов выставки в пропаганде религии.

Выставка была принята довольно
хорошо, — этому посодействовала хитрая формулировка ее концепции.
Действительно, на тот момент воспитание атеизма в молодых умах нового
поколения считалось просто необходимым. В связи со всем вышеизложенным,
был поднят вопрос о перевоплощении ее в постоянный Антирелигиозный
музей. Испугавшись закрепления выданных под временную выставку
помещений, дирекция Эрмитажа потребовала срочно освободить эти самые
помещения, якобы для нужд одного из своих отделов. Далее следовали
мытарства экспозиции по пространствам города со всеми сопутствующими
трудностями.

Музей истории религии и атеизма (б. Казанский собор)

Фото и подпись середины 1960-х годов

И, наконец-то, присвоение музею
здания Казанского собора позволило в полной мере развернуть его
экспозиционную и научную деятельность. Хотя состояние собора было
печальным, а штат музея небольшим, работа кипела. Существовавшие на тот
момент экспозиции развивались и дорабатывались, не останавливался и
приток ценных материалов, которые требовали обработки и систематизации,
проводились исследования, создавались новые экспозиции.

«В музее истории религии и атеизма...»

Иллюстрация из книги «Достопримечательности Ленинграда»

Лениздат, 1961 год

По мере увеличения штата музея,
шире разворачивалась исследовательская деятельность, организовывались
научные экспедиции и командировки в Бурят-Монголию, на Кавказ и не
только. Благодаря экспедиционной деятельности были собраны коллекции по
буддизму и исламу, по религии сванов и верованиям народов Сибири.

К 1934 году библиотека музея
насчитывала уже 5 000 томов и включала литературу по истории религии и
антирелигиозную, книги старопечатные, рукописные, современные.
Естественным образом вытекала издательская деятельность из научной. Все
это время Богораз-Тан боролся с неустойчивым финансовым положением,
старясь доказать вышестоящим уполномоченным необходимость постановки
работников музея в условия штатной оплаты.

«Война и религия»

Картина художника Я. Николаева

Экспонат Музея истории религии и атеизма

Репродукция середины 1960-х годов

Темные годы войны увели на фронт
большую часть сотрудников. Оставшиеся свернули выставочную деятельность
ради сохранения экспонатов. Только две выставки были проведены во время
блокады, и посвящены они были военно-историческому прошлому народа и
страны. Последовавший период восстановления был нелегким: здание
пропиталось сыростью и холодом, в качестве отопления установили
несколько буржуек, оконные стекла местами отсутствовали, кровля сильно
повреждена. По окончании войны денег на срочный капитальный ремонт
государство не выделяло. Все приходилось приводить в порядок
самостоятельно. Проведение выставок продолжалось несмотря ни на что.
Пожалуй, самыми посещаемыми из созданных на тот момент экспозиций были
«Кабинет Алхимика конца XVI века» и «История папства и инквизиции»,
рядом с которой была установлена витрина с подлинными орудиями пыток.
Обе выставки располагались в подвале собора и воссоздавались они в
основном по сохранившимся описаниям и старинным гравюрам.

Кабинет алхимика конца XVI века

Реконструкция в Музее истории религии и атеизма

Фото середины 1960-х годов

Коллекция орудий пыток

Экспонаты Музея истории религии и атеизма

Фото середины 1960-х годов

После смерти Богораз-Тана музей
лишился главного своего борца за существование. В 1946 году был подписан
указ о слиянии Музея истории религии Ленинграда с Музеем истории
религии в Москве. Коллекция ленинградского музея при этом передавалась
полностью под распоряжения директора московского музея В.Д.
Бонч-Бруевича и подлежала перевозке в Москву. Вслед за этим последовало
сокращение штата. Старшим научным сотрудником был назначен Михаил
Иосифович Шахнович. Именно благодаря ему и оставшимся работникам,
которые были убеждены в неправильности решения о закрытии музея в
Ленинграде и настаивали на продолжении выставочной деятельности, все
произошло с точностью до наоборот. Через год борьбы фонды московского
музея были перевезены в Ленинград. Этому поспособствовало и ветхое
здание Казанского собора — помещения для музея в Москве не было вовсе. В
1948 году после многочисленных настойчивых обращений «наверх» в соборе
наконец-то были проведены ремонтные и реставрационные работы.

В 1998 году Казанский собор
вновь был освещен, а ГМИР совершил свое последнее перевоплощение, к 2001
году переехав на Почтамтскую улицу, где теперь и находится по сей день.
Сегодня ГМИР — «светский музей в светском государстве ». Свои
задачи формулирует в следующем порядке: изучение, интерпретация,
экспозиция. Его социальные функции заключаются в сохранении и обращении в
вечность культурного наследия посредством фиксирования и консервации
событий и явлений, а также документирования процессов, связанных с
религией.

Принцип научности, принцип
историзма и системный подход - главные в работе музея. По большому
счету, на сегодняшний день ничего не изменилось в
научно-исследовательском подходе сотрудников музея со времен
возникновения первой временной выставки. Но, наконец-то, избавился музей
от тяжести идеологии, в рамки которой был вынужден подстраивать свою
просветительскую деятельность. Как писал один из сотрудников тех времен:
«Сейчас даже трудно сказать, что было сложнее - подготовить экспозицию или благополучно сдать ее всем комиссиям ».

Экспозиции ГМИР явление внешнее
прекрасное, корни же его — в научно-исследовательской и просветительной
деятельности. Огромное количество накопленных материалов
систематизировано в несколько фондов, которые посвящены наиболее
известным мировым религиям и верованиям. Из этих фондов создано около
десяти экспозиций, каждая из которых занимает отдельное помещение и
организована таким образом, чтобы помочь посетителю максимально
проникнуться ее смыслом.

Например, залы, в которых
представлены религии востока, в частности буддизм, моментально
затягивают в свой мир ярких красочных образов. Праздничными и светлыми
они кажутся в сравнении с залами, посвященными католицизму, где даже
свет и краски воспринимаются приглушенными, уводя мысли к мрачному
европейскому средневековью и более оптимистичному возрождению через
подлинные религиозные атрибуты, скульптуры, картины и витражи.

История русского православия
представлена иконостасами, на которых пространство небесное,
божественное обозначено сусальным золотом, а лики святых лишены
привычных для человека трех измерений. Храмовая утварь, книги, облачения
священнослужителей и прочее организовано в цельные композиции, которые
предстают перед глазами, как застывшие кадры из прошлого.

Продвижение из зала в зал можно
без труда вообразить путешествием по коридорам времени. Ведь
действительно, что бы ни происходило с народами и странами, это в первую
очередь отражалось в их вере. И все мироощущение тех людей тоже можно
прочитать и ощутить через эти бесценные экспонаты. Экскурсии, которые
осуществляет музей, выходят далеко за пределы его стен. Двери лектория
всегда открыты тем, кого интересует история религии и аспекты ее
формирования и развития. А те, кто съел по этой теме уже не одну собаку,
проводят здесь конференции. В музее по прежнему существует научная
библиотека с прекрасной коллекцией изданий, самые старые из которых
относятся к XVII веку.

проект SpbStarosti

15 ноября 1932 года Казанский собор - культовое сооружение, олицетворяющее град Петра - вдруг из православного храма превратилось в крупнейший Музей истории религии. Ленинграду, передовому городу Советского Союза, ни к чему была гигантская святыня православия, поэтому большевики решили восславлять в соборе атеизм и мифологизировать религиозную историю человечества. С Казанского сняли кресты и установили на куполе позолоченный шар со шпилем. Музей просуществовал в храме 68 лет. сайт рассказывает о советской странице истории Казанского собора.

Памятник Отечественной войны 1812 года

Величественный и парадный Казанский собор был возведен по проекту архитектора Воронихина в рекордно короткие сроки, за 7 лет: с 1801-го по 1811 годы. Он был необыкновенно похож на храм Святого Петра в Риме. Собор был построен на месте скромной церкви Рождества Богородицы. Свое имя храм получил по названию иконы Казанской Божией Матери, которая хранилась в церквушке ранее. Уже на следующий год, после окончания Отечественной войны 1812 года, Казанский стал своеобразным памятником победы. В здании с должным почетом был похоронен фельдмаршал Михаил Кутузов.

Храм сразу же был освящен, и в нем начали проводить службы. Так продолжалось до прихода к власти большевиков. Новая религия, атеизм, отвергла традиционные ценности и обряды и нашла для собора новое применение.

Музей в стенах собора

В 1922 году из Казанского собора были изъяты все церковные ценности. Роскошный интерьер от этого сильно пострадал. Был утерян весь серебряный иконостас. Одного серебра было вынесено более 2 тонн! В январе 1932-го с храма сняли и ликвидировали кресты, а на главном куполе был установлен позолоченный шар со шпилем.

15 ноября этого же года в Казанском соборе состоялось официальное открытие Государственного музея истории религии и атеизма. Инициатором создания и первым директором стал выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог Богораз-Тан.

В Казанском соборе проводились выставки на различную тематику. Фото: Commons.wikimedia.org

Музей истории религии создавался в рамках Академии наук как исследовательское и научно-просветительное учреждение. В результате оно стало плодородной площадкой для изучения и анализа культурного наследия, психологии человека и религиозной мифологии.

Первая экспозиция представляла собой некую солянку. В музее собрали тематические экспонаты из фондов других музеев города. Например, в Казанском соборе можно было увидеть произведения искусства из Эрмитажа, Кунсткамеры, Библиотеки Академии наук и Русского музея.

Первые сотрудники музея проводили серьёзную научную работу. К 1941 году Музей собрал богатейшую экспозицию, состоящую из редких предметов искусства разных конфессий. В нем хранились уцелевшая коллекция православных икон XVII - XX веков, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, отражающие историю и культуру западного и восточного христианства, индуизма и буддизма, ислама, иудаизма, традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий Китая и Японии. К началу 40-ых годов XX века в Музее открылась уникальная библиотека, ставшая самым крупным собранием книг по истории религии и религиоведению в России.

Во время Великой Отечественной войны сотрудники поддерживали музей, как могли, оберегали редчайшие коллекции и даже организовали несколько выставок. Например, в тяжелом 1942 году на колоннаде Казанского собора развернулась выставка, посвященная российским военно-патриотическим традициям.

Мир после войны

После войны сотрудникам пришлось восстанавливать музей и само здание собора, реставрировать многие экспонаты. Здесь стали проходить многочисленные передвижные фотовыставки. Только за 1954-1956 годы Музей посетило более миллиона человек, было проведено около 40 тысяч экскурсий. Сотрудники стали публиковать научные труды, посвященные культуре, истории и мировым традициям.

В 1991 было решено, что Государственный музей религии и атеизма все-таки должен переехать. В 1998 году Казанский собор был заново освящен, и в нем возобновились службы. Но расстаться двум несовместимым культурным единицам суждено было лишь в 2000 году, когда Музей переехал в новое здание на Почтамтской улице. История в 68 лет была окончена.

Музей обрёл новую жизнь, но сохранил особенный дух собора.

Музей истории религии находится в нескольких минутах ходьбы от Исаакиевской площади по адресу Почтамтская ул., 14. После Исаакиевского собора, Эрмитажа и Русского музея с их филиалами это, пожалуй, самый интересный музей.

Когда-то он располагался в Казанском соборе и назывался «Музей истории религии и атеизма», а с 2000 г. занимает здание напротив Почтамта и называется «Музей истории религии». В нем представлена история религий от Древнего мира до наших дней. Музей очень красиво оформлен и позволяет получить много информации при самостоятельном посещении, без экскурсовода. В залах имеются интерактивные экраны для ознакомления с различными аудио- и видео-файлами и подробные пояснения ко всем экспонатам.

Вестибюль украшает гипсовая скульптура, переданная в 1950-х годах из Академии художеств и Эрмитажа.

В музее представлены религии ранних цивилизаций: Месопотамии, Вавилона, Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Северного Причерноморья. Самые ранние экспонаты датируются VI в. до н.э.

В залах, посвященных иудаизму, мы увидим, как выглядит Тора и поймем, что такое свиток Торы, а также узнаем, что такое парахет и капорет.

В музее Вы узнаете о возникновении христианства, о русском православии, католицизме, протестантизме. В зале раннего христианства экспонируется напрестольное Евангелие, распятие, символ веры,

а также иконы, многие из которых были написаны Н.С. Емельяновым. (По его картонам были изготовлены мозаики В.А.Фролова, украсившие наружные стены собора Спас на крови).

В разделе «Церковь и государство» можно увидеть экспонаты, связанные с отечественной историей: картину «Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны»,
блюдо, посвященное 300-летию дома Романовых,
«Коронация Михаила Романова» и др.

В музее представлены работы М.В. Нестерова, В.М. Васнецова, И.К. Айвазовского и других известных русских художников. Есть здесь и полотно нашего современника Ю.А. Рыбакова «Мираж».
В музее много портретов исторических личностей, скульптурных и живописных.
Приятно встретить среди них кого-то, кто связан с Петербургом. Густав Райнхольд Таубенхайм с 1834г. был пастором Петрикирхе (Невский пр., 22–24), преподавал в Петришуле и Николаевском институте, был директором «Евангелического библейского общества». Сейчас после долгого перерыва в Петрикирхе снова проводятся богослужения, а также концерты, в т.ч. с участием Камерного хора Смольного Собора (сейчас он называется Концертный хор Санкт-Петербурга, но слушателям больше известен под первым названием).

В разделе «Религии Востока» представлены экспонаты, отражающие многообразие религий стран Южной, Центральной и Восточной Азии: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм. Особого внимания заслуживает зал, где представлен макет «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи» (Буддийский рай), выполненный в 1904–1905 г.г. монахами Гусиноозерского и Гегетуевского монастырей Бурятии.

В зале звучит медитативная музыка, можно спокойно посидеть и поразмышлять о вечном, а можно прослушать небольшую аудиолекцию (для этого надо обратиться к смотрителю).
В разделе «Ислам» представлены предметы быта мусульман и произведения декоративно-прикладного искусства. Здесь же Вы можете увидеть макет Соборной Мечети Санкт-Петербурга. (Сама мечеть находится по адресу Кронверкский пр.,7, недалеко от ст. метро Горьковская).

В музее работает выставка «Нить молитвы сквозь века». На ней представлено русское церковное шитье из различных губерний Российской империи. В частности, здесь можно увидеть: икону «Троица Ветхозаветная»

и плащаницу из церкви министерства земледелия и госимуществ (Б.Морская 44, сейчас здесь находится Институт растениеводства им Н.И. Вавилова).
Подробную информацию о ней можно получить на интерактивном экране.

На V этаже находится зал для временных выставок:

Часы работы музея:

  • понедельник, четверг — воскресенье 10.00 – 18.00,
  • вторник 13.00 -21.00
  • выходной – среда.

Цена билета в музей истории религии

  • Взрослые – 200 руб.
  • Студенты — 80 руб.
  • Пенсионеры – 85 руб.
  • Дети до 16 лет – бесплатно

Первый понедельник месяца – день бесплатного посещения для всех категорий.

В разные эпохи история религия была особенным чудом для всех народов нашего мира. Она спасала жизни, благословляла грешных, помогала научным умам объяснить те неизвестные явления, которые окружали людей, именно религия сохранила современные материальные ценности, именно Религия была способна как захватить, так и удержать власть, именно Религия развязывала войну и справлялась с неугодными властям людьми. Если вы хотите рассмотреть ее историю, аспекты, узнать об особенностях религии Древней Руси, да и Древнего Мира, вам стоит посетить Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге.

Уникальная история музея религий в Санкт-Петербурге

На территории Санкт-Петербурга имеется Государственный музей истории религии, размещен он на Почтамтской улице в здании с 1991 г. Представленные в нем экспозиции свидетельствуют о возникновении той либо иной религии и ее развитии в течение веков. Сегодня данный музей является единственным в своем роде в Российской Федерации. В мире таких учреждений очень мало.

Отметим, что современное человечество на протяжении всей истории рассматривает религию с научной точки зрения, однако музей, который посвящен полностью этому вопросу, появился впервые только в СССР, и по сегодняшний день сохранилась как атеистический, хотя и изучающий религиозные аспекты.

В этом музее собраны 200 000 экспонатов, которые носят информацию, касающуюся иудаизма, христианства, буддизма и ислама.

Экспозиция, которая посвящается православию, выступающему восточной ветвью христианства, включает в себя настоящие материалы. Здесь имеются иконы, древние книги, храмовая утварь, одежды священнослужителей, предметы старообрядческой церкви и т.д. Принцип выставки (тематико-хронологический) знакомит посетителей с Русской историей православия от Крещения до начала ХХ-го века. Разделы ее являются познавательными и чрезвычайно интересными.

Государственный музей истории религии первый раз за практически 80-летнюю свою историю откроет для большой аудитории таинственный мир Восточных религий. Новый раздел постоянной музейной экспозиции будет включать в себя оригинальные образцы священного искусства государств Центральной, Южной, Восточной, а также Юго-Восточной Азии. Открытие произошло в четыре часа дня 28 сентября 2010 г.

В данном Музее никогда не было специального открытого раздела экспозиции, который посвящен религиям государств Центральной, Южной, Восточной, а также Юго-Восточной Азии. Не было представления коллекций фонда «Восточных религий» для большой аудитории. Только малая часть экспозиций, называемых на современном языке фондом неприкрытого хранения, являлась доступной ограниченному числу посетителей. Обычно, для специалистов исследователей, музейных сотрудников и других. Временные выставки позволяли демонстрировать некоторые экспонаты.

В 3-х залах нового раздела экспозиции представлены 800 - ю памятниками. Достаточно редко такая большая совокупность подлинных вещей представляется в нынешних музеях. Но раздел является насыщенным не только экспонатами. Имеются разные артефакты в залах музея, на которых представлена максимально полная информация относительно религий Востока - индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм.

Нестандартным и информативным является пространственное дизайнерское решение

Структура экспозиции обусловлена многообразной картиной религиозной жизни государств Центральной, Южной, Восточной, а также Юго-Восточной Азии.

В первом зале можно ознакомиться с главными стадиями в развитии буддизма, образным значением бодхисатв и будд, иными сюжетами. При этом, здесь воспроизводятся постановочные сцены, такие как: «Созерцание гневного божества Ваджрабхайравы», «Комната ламы», «Праздник Будды грядущего Майтреи», разработкой которого занимались в 1930 году бурятские художники-ламы вместе с востоковедами учёными.

Отдельная витрина представляет панораму «Мистерия Цам», то есть, ритуальные танцы, которые исполнялись монахами-буддистами в Монголии, Непале, Тибете, и в Северной Индии.

Посвящается тибетской медицине один из экспозиционных разделов.

В качестве подлинной экспозиционной жемчужины выступает модель алтаря тогдашнего буддийского храма. Центром композиции является Будда в самбхогакае (т.е. в теле блаженства). Его изобразили в «одеянии принца», в серьгах, оплечье, короне, с браслетами на ногах и на руках. Окружение Будды - фигуры архатов, являющихся его учениками, которые достигли просветления. Есть также чаши, использующиеся при подношении, сосуды, необходимые для хранения святой воды, мандала (являющееся жертвенным блюдом), с благовониями курильница, буддийские символы - то есть 7 драгоценностей, а также 8 счастливых эмблем, которые расположены возле священных изображений. Алтарь украшен «знаменами победы». Также, в экспозиции есть разработка светового сценария, представляющего буддийское учение относительно космоса. Вместе с тем, размещен и макет интерьера храма буддистов Санкт-Петербурга.

С сюжетами, которые связаны с жизнью буддистского основоположника царевича Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) знакомит свитковая буддийская живопись XIX-XX вв. - представленая в виде танки, и также представленная широко на экспозиции («Рождение Бодхисаттвы», XIX в.; «Нисхождение Белого слона», XIX в.; «Колесо бытия», XX в.; «В кругу благородных женщин», XIX в. и др.). В данном зале можно наблюдать одеяния и атрибуты буддийских монахов; также изображения божеств, их культ сохранялся вместе с буддизмом, и скульптуры Будды (XIX-XX вв.), которые поступили в музейную коллекцию из Шри-Ланки, Таиланда, Мьянмы и Камбоджи. Необходимо обратить внимание на памятники буддийского культового комплекса - т. н. Кара-Тепе (II-IV вв.н.э.), которые привезены работниками данного Музея из экспедиций, осуществляющихся в современном Узбекистане.

Второй зал свидетельствует о религиях Индии. Имеют место здесь предметы, которые знакомят с главными течениями и происхождением мировой крупнейшей национальной религии - то есть с индуизмом, уходящим корнями в ведийскую религию. Экспозиция демонстрирует скульптурные изображения с божествами Пантеона ведийского - Сарасвати, Индры и других. При становлении индуизма, культ данных божеств находился на втором плане, на их место пришли Вишну, Брахма. С шиваитской и вишнуитской мифологией нас знакомит Шива, все это представлено в зале с произведениями индийской живописи, также скульптуры декоративно-прикладного искусства. Иные экспонаты, находящиеся в зале, знакомят нас с индуистской обрядностью - музыкальные традиционные инструменты, амулеты, маски, светильники, ритуальные колокольчики. В народах Южной Азии широкое распространение нашло множество региональных культов. В экспозиции широко представляются памятники, которые свидетельствуют о многообразии верований народа.

Уникальные свитки, которые экспонируются в 3-м зале, показывают разнообразие и многоликость религиозных верований Японии и Китая, где столетиями взаимодействует даосизм, буддизм, синтоизм, конфуцианство. Весьма интересными являются китайские лубки, находящиеся в коллекции академика В.М. Алексеева, которые были собраны в Китае им в начале XX века. В сюжетах лубков нашло свое отражение представления народа относительно земного счастья и благополучия. Скульптура основателя даосизма Лао-цзы и даосских бессмертных также поражает присущими ей художественными достоинствами, выражая сцены, которые раскрывают фантастические истории их жизни. Не менее замечательным можно назвать вышитое полотно «Три бога счастья», поражающее своей красотой и самобытностью. Внимание также привлекает макет алтаря Будды Амиды.

Витрины, в которые помещены экспонаты, имитируют фасады буддийских храмов. А интерактивное пространство зала дает возможность каждому посетителю покрутить молитвенные барабаны, на которых начертаны мантры (молитвы).

Наряду с открытием нового раздела экспозиции для посетителей снова будет открыт раздел «Сукхавати - Чистую землю Будды Амитабхи» («Буддийский рай»), который представляет собой макет объемного характера, отражающий Чистую землю Будды Амитабхи. Площадь, которую занимает макет, составляет 12 кв. м. При оформлении данного макета были использованы особенные световые эффекты, при помощи которых раскрывается смысл всей композиции.

Все посетители музея смогут прикоснуться к истории Восточных религий. Большое собрание, включающее в себя более чем тысячи памятников, является свидетельством религиозного мира Китая, Японии, Индии, а также государств Азии. Буддистская экспозиция представлена в 14-ти разделах.

Ислам

Исламу посвящается отдельная экспозиция. Предлагается среди имеющихся в ней разделов рассмотреть «Шиизм», «Сунна и Коран», « Суфизм», «Культ». Один из залов представляет священную книгу исламской религии. Посетители, в процессе экскурсии, познакомятся с исламом и историей его возникновения, а также его направлениями. Экспонатами является булава, секира дервиша, посох и одежда и прочее.

Экскурсии в Государственный музей истории религии

Музей представляет для посетителей, школьников, студентов с различных стран мира разнообразные экскурсии. Диапазон этих экскурсий действительно уникален, музей предоставляет более 300 вариантов. Такая экскурсия продолжается более двух часов. Часто студенты с других стран, которые приехали, познавать уникальную историю России, заказывают автобусные экскурсии по самому красивому городу России - Санкт-Петербургу. Экскурсоводы проводят экскурсии и для самых маленьких посетителей. Если вы хотите познакомиться с отдельными видами экспозиций, то для вас экскурсоводы подготовили специальные, уникальные экскурсии, и многие из них рассчитаны в удобное для вас время, в выходные, а могут продолжаться и несколько часов. В музее вы можете увидеть и узнать о каждой религии мира, о таком явлении как монашество или различные древние верования. Многие посетители самой интересной экскурсией считают, экскурсию о религиозной символике, как России, так и других стран мира. Также туристы считают очень интересной экскурсионную программу о загробной жизни, об истории русских древних праздников. В музее разработана программа для тематической выставки, как школьников, так и дошкольников, программу можно подобрать и в тематику определенного праздника. Руководители музея для самых любознательных посетителей разработали программы по Истории Религии, которые можно заказать индивидуально. Именно такая программа проходит вечером, когда музей закрывается, так называемая ночная экскурсия, стоит отметить, что она включает дегустацию различных напитков или воспроизведение отдельных религиозных обрядов.

Еще в музее была открыта выставка под названием «Русское церковное шитье 17-20 веков», и открылась уникальная «Масонская коллекция».

В настоящее время в Музее открыта научная библиотека, фонд был официально открыт в 1932 году. На сегодняшний день библиотека насчитывает примерно 192000 уникальных книжных памятников. И считается одним из крупных собраний памятников, как религии, так и атеизма. Научная библиотека была признана единственной библиотекой в России светского и религиозного характера. В ней представлены книги по самым различным направлениям: ислам, буддизм, синтоизм, даосизм, иудаизм и тд. Здесь вы можете найти книги по психологии, этнографии, изобразительному искусству, музееведению, а также уникальные памятники древней Истории России.