Как создать буклеты по нетрадиционным техникам рисования. Буклет "рисуем пальчиками и ладошками"


Нетрадиционные техники, используемые в младшем возрасте:
- рисование пальчиками, ладошками;
- рисование тычками из поролона, ватными палочками;
- печатание листьями, картофелем, морковкой;
- рисование свечой, углем.

В среднем и старшем дошкольном возрасте:
- рисование свечой, углем;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия;
- набрызг;
- оттиск смятой бумагой;
- рисование поролоном;
- гравюра (граттаж);
- оттиск пробкой;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- рисование по сырому;
- кляксография с ниткой;
- рисование на ткани;
- рисование солью;
- расчёсывание краски.

«….Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне….»
Э. Успенский.
Художники с пеленок

Составитель: Досмухамедова Надежда Германовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 27 «Алёнка» г.Воркуты.
Рисование на пене для бритья.
1. Выдавите небольшое количество пены для бритья на ровную невпитывающую поверхность. Сформируйте из нее поле для рисования, разровняв поверхность линейкой.

2. Выдавите из тюбиков краску на пену каплями или линиями.

3. Растяните капли краски при помощи палочки. Создайте свой неповторимый рисунок. 4. Положите сверху на пену лист бумаги и чуть-чуть прижмите ее.

5. Снимите бумагу. Перед вами окажется сплошное месиво из краски и пены, но не пугайтесь, рисунок спрятан под пеной! Одним движением соскребите пену линейкой с листа. Оставьте картинку высыхать. Первый рисунок, конечно, самый красивый, но интересные абстрактные картины можно получить, если использовать раскрашенную пену второй или третий раз.
6. Рисунок готов.

Рисование пеной для бритья - процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности. Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!
Пена для бритья создает неповторимую базу для рисования. Она позволяет растягивать и закручивать капли краски в причудливые завитушки и зигзаги, а потом получить картинку со своим неповторимым сюжетом, который разгадать, способны только дети. Конечно, такой способ рисования развивает творческое мышление и воображение, а процесс увлекает так, что однажды придется запасаться пеной для бритья впрок.
Удачи Вам!
Творческих успехов!


Приложенные файлы

Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Куринная Т.А.

с. Заречное, 2012 г.

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Печать листьев

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.

Пример техники печать листами:

    Возьмите любой понравившейся листик. И на отдельном листе бумаге хорошо прокрасьте его гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краев.

    Положите листик окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги. Расположите листок черенком вниз и плотно прижмите к бумаге, стараясь его не двигать, иначе изображение получится смазанным.

    Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа.

    Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Отпечатайте из в других местах композиции. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок.

    Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.

Рисование методом тычка

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.

Пример техники методом тычка «Веточка черемухи»:

    Гуашью зеленого цвета рисуем длинную основную ветку и несколько коротких боковых, количество зависит от того сколько цветочных гроздей будет на основной ветке.

    От коротких веточек по бокам зеленым цветом нарисуем тонкие исходящие веточки для цветочков.

    Берем ватную палочку, опускаем в желтый цвет и делаем желтые серединки у цветочков на конце коротких тонких черенков.

    Между гроздьями кистью нарисовать короткие черенки для листиков. На конце каждого черенка нарисовать листик.


Кляксография

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.

Пример техники кляксографии:

    Сложить пополам альбомный лист, тщательно прогладить линию сгиба. Раскрыть лист.

    Набрать побольше краски на кисточку и капнуть на одну половину листа.

    Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.

    Раскрыть лист и посмотреть, что получилось

    Проделать ту же самую операцию с краской другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа.

    Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать детали.

Раздувание краски

Эта техника чем-то похожа на кляксографию. Так же как и при кляксографии на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Пример рисунка и технике раздувания краски

    Кисточкой рисуем ствол дерева коричневого цвета.

    Над стволом дерева наносим кистью большую каплю яркого цвета (желтую, красную, оранжевую, зеленую), разведенную водой. Если развести сильно, то "ножки" при раздувании будут толстые, если погуще - тонкие и аккуратные.

    Помещаем в цент капли трубочку и начинаем раздувать в разные стороны, поворачивая лист.

    Рядом с первым нанести пятно другого цвета и раздуть его. При этом ножки соседних пятен могут пересекаться и сливаться. Из нескольких пятен изображаем округлую крону дерева. Таким же образом можно выполнить 2-3 дерева.

    В дополнение к композиции нарисовать этим же методом ежиков. Пятно черного цвета раздуть в верхней его части. Кистью дорисовать мордочки и лапки. Поверх иголок листик, грибок или яблочко.

    Можно дорисовать солнышко и облака.

Монотипия

Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.

Пример рисунка в технике монотипия

    Берем голубой лист. Предварительно белый лист можно закрасить голубой краской. В верхней части листа поэтапно нарисовать гуашью объекты пейзажа: деревья, кустарники, горы, дом, солнце, облака и т.д.

    Затем сложить лист по нижней границе перехода рисунка в водную гладь и прижать. Таким образом, получится отражение пейзажа в воде.

    Пейзаж на берегу оживить красками, чтобы он был более четкий и яркий чем его отражение в воде. Отражение на воде подкрашивать не надо оно остается слегка размытым.

    Усложните рисунок, сложите лист на три части, тогда получиться отражение предметов, которые находятся на воде, например, лодка с парусом.

Фотокопия – рисование свечой

Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

Пример рисунка в технике фотокопия «Морозный узор»

    Придумать эскиз будущего узора.

    Выполнить рисунок на листе при помощи свечи или белого воскового мелка.

    Равномерно покрыть рисунок акварелью голубого или фиолетового цвета.

Проступающий рисунок

Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

Пример рисунка «Праздничный салют над городом»

    В нижней части рисунка нарисовать восковыми мелками невысокие дома или только крыши. Раскрасить их. Хорошо нажимайте на восковый мелок, чтобы след был четким и ярким.

    На оставшейся части листа нарисовать разноцветные пучки салюта в виде кругов, веера, фонтана и т.д. На концах лучей нарисовать огоньки в виде звездочек, кружочков, снежинок.

    Покрыть готовую композицию черной акварелью (фиолетовой, темно-синей).

Техника выполнения витражей – клеевые картинки

Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

Пример витража:

    Простым карандашом без нажима разделить лист пересекающимися линиями в разных направлениях, обязательно от края до края (конструкция снежинки).

    Провести линии от концов получившейся снежинки к середине каждого луча, чтобы получились окошечки – «кусочки стеклышек».

    Обвести контур клеем ПВА и дать высохнуть.

    Раскрасить пространство между клеевыми границами яркими красками.

Каракулеграфия

Если на листе изобразить недорисованный контур предмета или какие-нибудь каракули, то можно увидеть в них какие-то объекты. Если дорисовать и дополнить эти объекты, то получится целостный узнаваемый объект. По сложности задач развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений.

При первоначальном знакомстве с каракулеграфией разумнее предложить ребенку лист с каракулями (полуконтуры с изображением знакомых зверушек). Если ребенок будет испытывать затруднение в узнавании объектов, можно использовать наводящие вопросы, загадки.

Пример рисунка:

    Внимательно рассмотреть незаконченный контур, определить недостающие элементы предмета.

    Дорисовать простым карандашом недостающие детали объекта.

    Раскрасить готовый рисунок.

    По желанию дополнить композицию тематическими элементами.

Шаблонография

Чтобы нарисовать предмет в этой технике, необходимо представить из каких геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов и прямоугольников. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.

Рисуем по шаблону:

    Начинать создание объекта в следующей последовательности: в начале нужно обрисовать основную, самую крупную, форму и только потом переходить к деталям.

    Простым карандашом обрисовать геометрические формы, чтобы готовое изображение составляло единое целое.

    Готовую композицию выполнить в цвете.

Ожившие предметы

Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувствительном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умению выражать свое отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики. Пусть ребенок пофантазирует и представит себе, что самые обыкновенные вещи, которые нас окружают, вдруг ожили.

Пример рисования:

    Предложите ребенку нарисовать разные вещи из любой предметной группы (овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т. д.), которые вдруг ожили.

Рисование на камнях

Интересным может быть для детского творчества такой вид искусства - рисование на камнях. Ведь эти простые серые голыши можно превратить в настоящее чудо!

Когда пойдете с ребенком на прогулку, соберите в ведерко камушки разной формы и размера. Чем более гладкая поверхность у камня - тем лучше.

Придя домой, тщательно вымойте камни и просушите их. А теперь рассмотрите их со всех сторон. Форма камня сама подскажет, кто или что в нём спряталось. «Включите» воображение. Может это зайчик, прижавший ушки? Или хитрая лисица? А может жар-птица?

Скульптор отсекает у камня всё лишнее и так рождается его чудо.Вам же стоит только дорисовать недостающее. И вот волшебным образом камень оживает в ваших умелых руках.

Не бойтесь экспериментировать! Можно для начала предложить малышу дорисовать точки божьей коровке или пририсовать мышке хвостик.

Рисовать можно акриловыми красками или обычной гуашью. И обязательно покройте поделку лаком (можно даже бесцветным лаком для ногтей), чтобы рисунок не стирался.

В нашей группе такая работа стала традиционной.


    материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;

    знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;

    не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;

    хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

Использованная литература:

Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. -М.: Скрипторий, 2003. - 80с.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования.-М.:Каро, 2009. -120с.

поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

3. Слегка прижать.

Фактурная пластилинография

изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Многослойная пластилинография

объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.

2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.

3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой.

Или скатываем колбаску и разрезаем ее.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«МДОУ Детский сад №4 Малышок»

Техника нетрадиционного рисования

Пластилинография

Разработала: Старикова.О.А

2017 год

«Пластилинография»

(«графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Виды пластилинографии

Прямая пластилинография -

изображение лепной картины на горизонтальной

поверхности.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

2. Располагать их на горизонтальной поверхности.

3. Затем расплющивать, соединяя детали.

Обратная пластилинография

(витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Особенности выполнения работы:

1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.).

2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.

3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.


Контурная пластилинография

изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

Модульная пластилинография

изображение лепной картины на горизонтальной

поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.

Зачем и почему рисуют наши дети? Да потому, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные способы рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная и завораживающая деятельность для детей, которая удивляет, восхищает. Важную роль играет и развивающая среда. Сколько дома ненужных и в то же время полезных для занятия, предметов и вещей (зубные щетки, расчески, поролон, катушки с нитками, свечи и т.д.). Рисуя нетрадиционными способами, дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, у детей развивается мелкая моторика рук, чувство композиции, ритма, световосприятие, творческие способности, воображение и фантазия, пространственное мышление; появляется уверенность в себе, дети получают эстетическое удовольствие.
Не ждите от ребенка шедевров: цель любой изобразительной деятельности - получить удовольствие. Не увлекайтесь критикой, даже справедливой, иначе рискуете отвратить малыша от этого занятия. Но старайтесь и не захваливать, иначе он перестанет воспринимать похвалы всерьез.
Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз! Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет - радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.

И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Все, что его интересует. Все вызывает интерес Далекий космос, ближний лес Цветы, машины, сказки, пляски… Все нарисуем: были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на земле.
В. Берестов

Желаю вам творческих успехов!
-7112071120
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №2 «Ласточка» станицы Выселки
Муниципального образования Выселковский район

Составитель:
воспитатель
Савенко Мария Сергеевна


Приложенные файлы

Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Можно дорисовать до конечного результата.

НАБРЫЗГ

На зубную щетку набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется белый след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

Рисование СВЕЧКОЙ

Нарисовать на листе рисунок свечкой. Можно под лист бумаги положить рисунок и обвести контуры свечкой. Затем весь лист покрыть краской. Получится рисунок – негатив.

Рисование ПО-СЫРОМУ

Слегка намочите бумагу и положите ее на влажную салфетку, чтобы бумага не высыхала. Возьмите акварельные краски (или акварельные карандаши) и нарисуйте все, что угодно.

ГРАТТАЖ

Имитирует гравюру. Для основы можно взять картон любого цвета или разноцветную тонированную бумагу. Весь фон полностью натереть свечкой. В черную или цветную гуашь добавить немного шампуня и тщательно перемешать. Покрыть весь слой парафина гуашью. Дать высохнуть. Затем любым острым предметом (палочкой, зубочисткой, старым шариковым стержнем и пр.) процарапывать рисунок.

ПЕЧАТКА

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя

Коробочками от мака можно нарисовать звездочки, одуванчик, снежинки и пр. Лишайником, мхом получаются красивые полянки с травой, пушистые зверьки, крона деревьев и др.

Рисование СПОСОБОМ «ТЫЧКА»

«Тычки» могут быть разными: грифельный карандаш с резинкой на конце, старая обрезанная кисть на 1 мм, щетинная кисть, трубочка от фломастера с вставленным поролоном и пр. В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи «тычков» наносится краска на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Готовый рисунок имитирует технику рисования «пуантилизм». «Тычком» можно нарисовать шерсть животных, полянку, крону дерева. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для «тычка».

Рисование СОЛЬЮ

На листе быстро нарисовать рисунок акварельюи, пока краска не высохла, посыпать рисунок солью. Дать рисунку просохнуть. Затем стряхнуть соль и полюбоваться полученным эффектом зернистости.

Рисование КАРТОНОМ

Край небольшого прямоугольного кусочка плотного картона обмакнуть в краску. Прижать к бумаге торцом и сдвигать в сторону. Получается широкая линия. Можно проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, наклонные, волнистые, зубчатые. Детям этот способ очень нравится!

Рисование МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ

Особенно хорошо подходит для необычного тонирования листа. На пластину оргстекла наносится пышная пена и быстро раскрашивается яркими разноцветными красками. Затем сверху положить лист и прижать. Снять лист, просушить.