Козлов н и философские сказки читать. Философские сказки

Философская сказка

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Смотреть что такое "философская сказка" в других словарях:

    Сказка, созданная писателем профессионалом. Рубрика: роды и жанры литературы Род: эпические жанры Вид: политическая сказка, философская сказка Прочие ассоциативные связи … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Горячий камень - философская сказка советского писателя Аркадия Гайдара. Последнее произведение Гайдара для детей. Содержание 1 История создания и публикация 2 Сюжет сказки … Википедия

    Гоцци - Карло, граф (conte Carlo Gozzi, 1722 1806) итальянский драматург, р. в Венеции, в обедневшей патрицианской семье, деятельно культивировавшей интерес к искусствам и к наукам. Брат Карло, Гаспаро, был видным итальянским критиком и журналистом XVIII … Литературная энциклопедия

    Сент-Экзюпери Антуан де - (Saint Exupéry) (1900 1944), французский писатель. Нравственный пафос, вера в возможность понимания и единения людей отличают романы «Южный почтовый» (1929), «Земля людей» (1939), философско лирическую сказку «Маленький принц» (1943).… … Энциклопедический словарь

    Маленький принц (фильм) - У этого термина существуют и другие значения, см. Маленький принц (значения). Маленький принц Жанр сказка Режиссёр Арунас Жебрюнас В главных ролях … Википедия

    Сенак де Мейлан - Габриэль (Sénac de Meilhan) французский писатель (1736 1803). В 1790 г. эмигрировал, был хорошо принят Екатериной, но после после ее смерти переехал из России в Вену, где сошелся с принцем де Линь. Произведения его, изящные, но неглубокие:… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ЯНАЧЕК Леош - (3 VII 1854, Гуквальды, Моравия 12 VIII 1928, Моравска Острава, ныне Острава) Л. Яначек занимает в истории чешской музыки XX в. такое же почетное место, как в XIX в. его соотечественники Б. Сметана и А. Дворжак. Именно эти крупнейшие… … Музыкальный словарь

    МЕДВЕДКИН - Александр Иванович (1900 89), кинорежиссёр, народный артист СССР (1979). Сатирические кинокомедии сказки: Полешко, Держи вора (обе 1930) и др., философская сказка Счастье (1935); документальные фильмы памфлеты: Разум против безумия (1960), Тень… … Русская история

    Гайдар - (настоящая фамилия Голиков) Аркадий Петрович (1904, Льгов Курской губ. – 1941, д. Леплява Каневского р на Черкасской обл., Украина; похоронен в Каневе), русский писатель. А. П. Гайдар Сын учителя – выходца из крестьянско солдатского рода – и… … Литературная энциклопедия

    ЛЕГЕНДА (1985) - «ЛЕГЕНДА» (Legend) Великобритания США, 1985, 109 мин. Эстетская фантазия мелодрама. Философская сказка Ридли Скотта об извечной борьбе Света и Тьмы, Добра и Зла вызвала на удивление плохо скрытое раздражение у американцев. Копия фильма в их… … Энциклопедия кино

Книги

  • Невеста Урфина Джюса. Философская сказка по мотивам американской-советской саги о Волшебной Стране , Барановский А.. События развиваются во время второго захвата Изумрудного города и продолжаются около недели. Многим, возможно будет интересно, чем занимался эти дни тиран-любитель. К известным героям А.… Купить за 194 руб
  • Философская сказка о Голубке и Волке , Анаида Шнайдер. Это сказка для взрослых, которые остаются детьми. Герои сказки гармоничны в своем абсурде и интересны, особенно в сочетании с представленными иллюстрациями. Эта книга дает свой ответ на…

Философские сказки, их роль в развитии личности ребёнка.

В программе литературного чтения в начальной школе большое внимание уделяется изучению сказок как народных, так и авторских (русских и зарубежных писателей).

Сказка, передающая опыт поколения – короткая дорожка, помогающая приоткрыть внутренний мир ребёнка. Ребёнок, осознавая себя и исследуя окружающий мир, начинает задавать множество вопросов взрослым, иногда ставя их в тупик. Наблюдая за судьбами героев сказок, воспринимая язык сказочных образов, ребёнок складывает собственную картину Мира, на основании которой и воспринимает различные ситуации и действует определённым образом. Взрослый язык, логика не всегда понятны ребёнку, и поэтому свои маленькие проблемы и вопросы ему легче найти в сказочных ситуациях, предоставляя возможность проиграть и «прожить» их как можно больше, чтобы ребёнок был адаптирован к условиям окружающего мира. Важно научить ребёнка мыслить самостоятельно, учиться вслушиваться в Слово, его музыку, его тайные смыслы.

Безусловно, все заложенные в программу сказки учат мудрости. Но их изучение ведётся по традиционным методикам: выявляются положительные и отрицательные герои, зачин и концовка сказки, сказочные элементы. Мы привыкли, что обязательно в конце сказки добро побеждает зло, что в заключительном слове учителя в конце урока всё будет расставлено по местам. Мы приучаем детей мыслить трафаретно.

Но в настоящее время, я считаю, мы должны развивать в детях творческих личностей, способных мыслить самостоятельно, думать самобытно, уметь аргументированно возразить, если его позиция не совпала со взглядами ровесников или даже учителя. Я решила выйти из этого традиционного круга подачи и изучения материала и строю уроки так, чтобы раскрепостить мысли ребёнка, создать на уроке атмосферу свободы творчества.

В традиционной системе роли распределяются между учениками и учениками так: один - учит, другой – учится. Ну а если по - другому? На мой взгляд, учитель должен относиться к ученику как к себе равному. Ученики могут и должны самостоятельно строить знания методом критического отношения к существующей информации.

На уроке должны быть многообразные мнения.

Исходя из всего вышесказанного я работаю над темой «Философские сказки, их роль в развитии личности ребёнка».

В философских сказках поднимаются вечные темы: Человек, Добро, Свобода, Мораль. Эти сказки учат видеть перед собой не традиционную цель, которую надо достичь, а естественное и обязательное условие жизни. Эти сказки для тех, кто хочет и может научиться любить себя, любить людей. Эти сказки учат не только литературоведческим понятиям, а поднимают на новый уровень развития философского чувствования мира.

Прежде всего при изучении той или иной сказки «включаю чувства». Цель – создать эмоциональный настрой, подключить подсознание. Это может быть использование музыки (как классической, так и современной), любого предмета, вызывающего ассоциации. Затем «отпускаю» мысль ученика в «свободный полёт», пытаясь опереться на его собственный опыт, на осознание им самим прежних знаний. «Хорошо направленная свобода» - в этих словах, мне думается, огромный потенциал методических находок. Я уверена, что формирование ребёнка будет зависеть от той обстановки, которую мы создаём для него. Стараюсь на уроках обеспечить ребёнку возможность самостоятельно принимать свои решения и действовать.

Исследования В. Проппа, психотерапевтические сказки и идеи Л. Д. Коротковой и Л. Б. Фесюковой, философские сказки С. Козлова, Леонардо да Винчи, позволяют мне организовать работу со сказкой, уяснить идею и переносный смысл форм малого фольклора, смягчить поведенческий негативизм у ребёнка.

В своей работе использую опыт, предложенный французскими коллегами – Французской Группой Нового Образования (ЖФЕН) – движения за новое образование, которое возникло во Франции 70 лет назад по воле психологов, писателей, философов.

Для меня самая главная задача на уроке заключается в том, чтобы познавательную ситуацию придумал сам ученик. Поэтому я не придумываю за ученика путь, по которому пройдёт к открытию его мысль.

Считаю, что такой подход к обучению детей социально значим. Моё педагогическое кредо: вера в неповторимость каждого ученика и его талантливость. Все способны, все могут. Эта вера в себя помогает моим ученикам верить даже в те моменты, когда преследуют неудачи, что наконец всё удастся.

Очень интересным, на мой взгляд, является на уроке «обнародование» мыслей. Цель – обсудить все мнения, рассмотреть все гипотезы, услышать всех. Этому способствует предварительный этап на уроке, когда каждый должен принять индивидуальное решение, опираясь на свой собственный опыт осознать прежние знания.

Как правило, на уроке при работе над философской сказкой возникает «разрыв» - внутренний эмоциональный конфликт, когда ребёнок проживает ощущение, внутреннее осознание неполноты своих знаний. Вот в этот – то момент и начинается кропотливая работа над текстом философской сказки. В этих сказках нет явного деления на положительных и отрицательных героев, и ученику необходимо самому выбрать позицию по отношению к герою, проблеме. Так как нельзя учиться в одиночку, то естественно знание одного ученика обогащается знаниями других.

При традиционной системе учитель выступает в роли всё знающего мастера, он владеет информацией. А при новом подходе последовательность заданий стимулирует мысль ученика и осуществляется поиск со своими открытиями индивидуально и в коллективе.

Является ли такой подход трудоёмким? На мой взгляд, не более трудоёмок, чем другие методики, хотя, конечно, от учителя он требует разносторонних знаний и интересов. Порой дети ставят такие проблемы, на которые сразу затрудняешься ответить, но все вместе мы находим ответы на неразрешимые, казалось бы, вопросы. Считаю, что освоить методику могут все желающие. Эрудированность учителя, желание творить и сотрудничать со своими учениками, принимать многообразие мнений – главные аспекты успешности.

На мой взгляд, результативность этого педагогического опыта очевидна.

Считаю, что на уроке обязательно должна быть рефлексия – самоанализ. Цель – проанализировать движение собственной мысли, чувств, знаний, мироощущений. И поэтому на уроках при изучении философских сказок такая рефлексия должна быть. Ученики в своих ответах – размышлениях подводят итоги, делятся мнениями о своих чувствах, а это помогает им заглянуть в их собственный внутренний мир и задуматься над добрым и вечным.

На своих уроках я даю возможность ребёнку высказать всё, что он думает. Ребёнок чётко должен знать, это моё глубокое убеждение, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.

И ещё я считаю, что результативность работы учителя будет находиться в прямой зависимости от отношения к детям. Основой для общения с детьми должна стать естественность, искренность, уважение точки зрения другого и принятие их как личностей. Под них не нужно подстраиваться – необходимо просто быть самим собой.

Список литературы.

    Брокет З., Шрейбер Г. «Целительная сила сказок». ФГУИППВ, 2003.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб, 1997.

    Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста // Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. М., 2003.

    Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

    Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978.

    Львов М. Р . Школа творческого мышления. М., 1993.

    Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. ЛГУ, 1986.

    Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969.

    Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой», М., 2000.

    Уварина Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников. Челябинск, 1999.

Николай Иванович Козлов

Философские сказки

Философские сказки
Николай Иванович Козлов

Эта книга для обдумывающих житье. Для тех, кто Жизнь, ее игру и сверкание ставит выше застывших правил и догм, кто верит, что жить можно весело и осмысленно. О чем книга? О морали. О свободе. Об освобождении от страхов и возможности счастья, о выборе позиции Автора даже там, где все привычно выбирают быть Жертвой.

Эту книгу писал Практик, знающий, что ничего практичнее философии нет – естественно, философии правильной. Автор не претендует на то, что он Истиной владеет, – на его взгляд, владеть Истиной безнравственно. Он с Истиной дружит – и она, похоже, отвечает ему взаимностью.

Книга написана в форме Сказок, то есть свободных живых рассказов, где декорациями оказываются Вечные темы: Человек, Добро, Свобода, Религия, Искусство, а читатель поселяется среди действующих лиц: Морали Приличии Каквсевны, зав. душевной канцелярией Святой Веры Ивановны, Дракона – и наблюдает, что эти Герои делают с человеком и что человек может делать с ними. Эта книга для тех, кто разрешает себе видеть в Счастье не трудную цель, которой надо достичь, а такое же естественное и обязательное условие жизни, как утром умыться.

Эта книга для тех, кто выбирает любить себя и людей, а свою жизнь – праздновать.

Николай Иванович Козлов

Философские сказки

Эта книга рождалась

Под звездой моей милой Чуды.

Ей она с любовью и посвящается.

Ко второму изданию

Самой большой неожиданностью после выхода книги для меня оказались письма читателей: огромный поток писем с искренней теплотой и благодарностью. Не верилось: благодарность – за все эти резкости, за колючий, на грани фола, юмор и уколы на каждой странице!

Но, видимо, у читателя хватило мудрости увидеть за колючками приглашение улыбнуться вместе, а за формулировками наотмашь – доверие к нему и искреннюю боль за наши общие человеческие глупости.

Вы разглядели это. Спасибо.

Правда, до меня дошла достоверная информация и о том, что кто-то из читателей требовал скупить весь тираж – именно для того, чтобы его уничтожить. Весь.

Как форма проявления внимания, приятно и это.

Однако чаще всего приходили письма другие.

Например, такие, как это:

Добрый день, Николай Иванович!

До чего же ясно, понятно, просто, сложно, увлекательно, остроумно, весело, талантливо – и лично для меня неожиданно. Я искала нечто для своей души в серьезнейших учениях, в которых есть всё: колоссальный опыт – знания – мудрость – любовь – путь к Свету; но почему-то этот путь был всегда с надрывом и на пределе человеческих возможностей…

У вас тоже путь к Свету и он тоже нелегок. Но ваш путь – через радость!

К Свету – через Радость, а не через Страдания, вот что меня потрясло!

А на душе хорошо-то как! Вовремя пришла ко мне эта книга, спасибо, жизнь!

Наталья Г.

А также ко мне прилетали рисунки. Светлые!

Их прислала замотанная хозяйка и озабоченная мамаша трех замечательных детей. И таким образом у книги появился художник:

Иринушка, спасибо тебе за улыбки и Солнышко!

А также ко мне прилетали рисунки. Вот такие светлые!

К третьему изданию

Как всякая серьезная философская работа, эта книга изначально предназначалась для очень избранного круга читателей, а именно толковых и бодрых юмором и духом. То, что стотысячные тиражи книги быстро расходятся, является крупным комплиментом нашей читательской аудитории.

Значит, живые люди еще не вымерли.

Более того, появились все приятные основания осознавать себя законодателем полиграфической моды, поскольку теперь самые разные авторы выпускают свои книги с обложками «под Козлова» и даже с вот так оформленными

Комментариями. С такими отступами и шрифтом.

Поток читательских писем не ослабевает, заранее прошу прощения за редкие ответы. На половину писем могу ответить оптом, ибо каждое второе письмо рефреном повторяет: «От души спасибо за вашу замечательную книгу, она мне очень понравилась, хотя со многими вещами я в ней не согласна». Отвечаю: «От души пожалуйста, со многими вещами в этой книге я тоже не согласен, но нравится она мне по-прежнему».

Очень много пишут женщины. Я уже понял, что, если в России развернется феминистское движение, то его основоположником будет, несомненно, Козлов. А как же? Немало спокойно дремлющих женщин, прочитав его Книги, возмутились настолько яро, что стали писать опровергающие его большие статьи и маленькие книги. Судьба Женщины, требующей уважения, стала их судьбой. А все благодаря чему?

Книгам Козлова.

Ну и хорошо. Используя возможность, от души обнимаю всех своих читательниц-писательниц, жалея, что только заочно. На вредных мужиков я всегда попенять готов вместе с ними, тем более что знаю: письма у женщин боевые, но личные встречи проходят задушевно.

До встречи!

Предисловие

Лучше делать и каяться, чем

Не делать и каяться.

Славный Боккаччо

На что похожа эта книга? Как и моя предыдущая, «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день», видимо, ни на что. Тем она и прекрасна. Но если та книга писалась с оглядкой на читателя и делалась во многом для него, эта писалась мною для себя. И практически без внутренней цензуры.

Ну, может быть, еще для друзей. И с мягкой цензурой моей жены.

Это точно не Наука, хотя росла книга из науки и плотность использованного в ней собственного и заимствованного научного материала значительно превышает среднестатистическую. Скорее, это Литература, в своих лучших местах становящаяся Поэзией.

Действительно, если поэзия, по Ахматовой, вырастает и из мусора, и из сорняков, то почему бы ей не вырастать и из науки?

Первое, оно же рабочее, название этой книги – «Как относиться к себе и миру: практическая философия на каждый день». Соответственно, и первая, и вторая книги очень похожи: формальное отличие только в том, что в последней акцент перенесен с «людей» на «мир» и изменен масштаб взгляда – не «психология», а «философия».

Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности Козлов Николай Иванович

СКАЗКИ О ЛЮБВИ

СКАЗКИ О ЛЮБВИ

Дорогой мой человек…

Попытка понимания

Конечно, вы только недавно перечитывали Горького «Клима Самгина», и прекрасно помните вот этот диалог между Климом и Лидией Варавкой:

– Я люблю тебя! – …Ты понимаешь, что такими словами не бросаются?

Давайте на этом немного остановимся – ведь они сказали уже так много!

Итак, о чем это они так серьезно? Почему Лида именно так ответила Климу?

Он сказал: «Я люблю тебя!»… – Может быть, это о том, что она ему нравится, ему хочется любоваться ею и хочется заботиться о ней? – Нет. В таких смыслах нет никакой ответственности. То есть да, сказано и это тоже, но стержень, настоящая заявка здесь в другом. Лидия услышала, как Клим сказал ей:

«Я готов поставить тебя своей Богиней. Ты встанешь над всеми другими ценностями моей жизни!»

Вот это уже не слабое заявление, и тут Лиде было уместно уточнить: «Ты понимаешь, что такими словами не бросаются?»

Конечно, вы можете расшифровать их диалог и по-другому, но я боюсь, что Лида и Клим вас не поддержат.

Клим говорил Лиде о своей любви – то есть о своей самой сердечной и выстраданной готовности продать ей себя и купить ее себе.

Из книги Зигмунд Фрейд автора Феррис Пол

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

СКАЗКИ О РЕЛИГИИ

Из книги Дым старинного камина (Авторская сказкотерапия) автора Гнездилов Андрей

СКАЗКИ О СЧАСТЬЕ

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

Глава 1. СКАЗКИ О ЛЮБВИ. СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ По каким удивительным законам возникает притяжение и чувства между мужчиной и женщиной? По каким неведомым законам они расстаются? Что есть Любовь? Как найти СВОЕГО партнера? Какие стили взаимоотношений складываются

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Сказки любви и о любви И было им знамение… (Кажется, из какой-то сказки) Князь Игорь расценил затмение солнца как неблагоприятный знак, как знамение неуспеха его военного предприятия. Он знамения воспринимал всерьез. - А вы? Мы привыкли, что созданию семьи должна

Из книги Я был бы счастлив, если бы не... Избавление от любого рода зависимостей автора Фрейдман Олег

Сказки Мастер стрельбы из лука Давным-давно в далёкой-далёкой стране у самых Синих гор жил великий Мастер стрельбы из лука. Он был известен по всей далёкой-далёкой стране, потому что он был настоящим Мастером своего дела, и все его стрелы летели точно в цель. Ему не было

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

Из книги Я хочу рассказать вам о... автора Букай Хорхе

ИСТОРИИ И СКАЗКИ Если ваши дети любят книги, прочтите им в обычное для чтения время несколько историй на тему безопасности. Помните, однако, что дошкольники неспособны воспринимать сразу большой объем информации, так что чтение должно быть либо «с продолжением», по

Из книги Эротический и эротизированный перенос автора Ромашкевича под ред. М. В

Две сказки про Диогена - Вернемся к теме клуба девяноста девяти.- Да?- Мне кажется, я понял притчу о короле и слуге. И хуже всего, что она прямо обо мне. По правде говоря, как только на моем горизонте нет серьезных проблем, я начинаю искать недостатки во всем, что меня

Из книги Сундук старого принца автора

Из книги Лабиринты души автора Гнездилов Андрей Владимирович

Путеводные сказки Когда я беру в руки новую книгу доктора Балу, меня охватывает особое чувство Предвкушения Сказки. Его хочется растянуть. Согреть в руках переплет, потом не спеша открыть и дотронуться до ровных строк и гладких иллюстраций. В этот момент я нахожусь на

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Терапевтические сказки Пускай в мирах бессчетных небосклона, Средь ярких звезд, указующих путь, Ведут меня лучи волшебной Альсеоны Сквозь пыль иллюзий, открывая

Из книги 5 методов воспитания детей автора Литвак Михаил Ефимович

Сказки и истории Можно сказать, что известные сказки – это мир детских фантазий, созданный живыми, талантливыми взрослыми. Эти же фантазии возвращаются к детям, развивая и обогащая их. Раньше сказки рассказывались старыми бабушками, в наше время их чаще читают родители.

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Из книги Лечение творчеством автора Некрасова Юлия Борисовна

Из книги автора

Сказки Сказки, как уже было показано, появляются на пропедевтическом этапе работы и служат для наших пациентов первым опытом самореализации в описании и осмыслении своего страдания и выхода из него, в описании и переоценке некоторых черт своего характера,

Эта книга для обдумывающих житье. Для тех, кто Жизнь, ее игру и сверкание ставит выше застывших правил и догм, кто верит, что жить можно весело и осмысленно. О чем книга? О морали. О свободе. Об освобождении от страхов и возможности счастья, о выборе позиции Автора даже там, где все привычно выбирают быть Жертвой.

Эту книгу писал Практик, знающий, что ничего практичнее философии нет – естественно, философии правильной. Автор не претендует на то, что он Истиной владеет, – на его взгляд, владеть Истиной безнравственно. Он с Истиной дружит – и она, похоже, отвечает ему взаимностью.

Книга написана в форме Сказок, то есть свободных живых рассказов, где декорациями оказываются Вечные темы: Человек, Добро, Свобода, Религия, Искусство, а читатель поселяется среди действующих лиц: Морали Приличии Каквсевны, зав. душевной канцелярией Святой Веры Ивановны, Дракона – и наблюдает, что эти Герои делают с человеком и что человек может делать с ними. Эта книга для тех, кто разрешает себе видеть в Счастье не трудную цель, которой надо достичь, а такое же естественное и обязательное условие жизни, как утром умыться.

Эта книга для тех, кто выбирает любить себя и людей, а свою жизнь – праздновать.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Философские сказки" Козлов Николай Иванович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.