Рокотов известные картины. Ф

Достоверных сведений о рождении и первых годах жизни Федора Степановича Рокотова не сохранилось.
«Важный барин»,состоятельный домовладелец, один из учредителей московского Английского клуба долгое время считался выходцем из дворянской среды. Затем обнаружились материалы, свидетельствующие, что Федор Степанович родился в семье крепостных, принадлежавших князю П.И. Репнину.
То, что талантливый мальчик благодаря покровителям быстро «выбился в люди» и стал знаменитым художником, в общем-то, никого не смущало. Удивляло одно обстоятельство: где и как он получил такое широкое образование и у кого и когда учился живописи?

Исследования последних лет обнаружили следующие подробности: Рокотов родился в селе Воронцове, которое по нынешнему территориальному делению находится в черте Москвы., и числился вольноотпущенным, хотя его брат Никита с семьей были крепостными. Вероятно, он был незаконным «хозяйским ребенком» и к крестьянской семье был только причислен, а вырос в барском доме.
Тогда становится понятна опека над ним со стороны семейств Репниных, Юсуповых, Голицыных. К 50-ым годам его портреты были уже известны в Москве, хотя не известно ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества.

В 1755 году в Москву приехал граф И.И.Шувалов набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств. Екатерининский вельможа, образованный человек своего времени, поборник русской художественной школы И.И.Шувалов, заметил молодого живописца и поддержал его.
Он стал главным покровителем юноши, в его доме Рокотов обучался живописи под руководством Пьетро Ротари.

В Государственном Историческом музее сохранилась копия картины Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» (около 1757). Помимо художественной она представляет и ценность историческую как первое изображение русской портретной галереи, сделанное русским художником.
Кстати, это, вероятно, одна из очень немногих, если не единственная из работ, не относящихся к богатейшему портретному наследию Рокотова.

Из портретов тех лет сохранился только "Портрет неизвестного(1757г)", предположительно единственный автопортрет художника, остальное утеряно.

Рокотову повезло. Он нашел себе покровителя в высшем свете. Однако, главными его покровителями были талант и огромный труд с юных лет. Не прошло и пяти лет, как Рокотов приехал в Петербург, а о нем уже знали при дворе.

На формирование личностити Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. По протекции И. И. Шувалова и рекомендации М. В. Ломоносова в 1757 г. художнику было поручено исполнение мозаичного портрета императрицы Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке), заказанного для Московского университета.
Эта работа имела успех. Так что к 1760 г., когда «по словесному приказанию» И. И. Шувалова, первого президента Академии художеств, Рокотова зачислили в ее стены, он был уже подготовленным мастером, о котором знали при дворе.

Продолжительное время, жизнь Федора Рокотова, - самого поэтического портретиста XVIII века, оставалось загадкой. Получив большую известность еще при жизни, Рокотов был позабыт на целые столетия и лишь после смерти, его имя было возвращено на свое законное неприкосновенное место в истории русской живописи.

В течение многих лет полагали, что Рокотов был знатного рода. Но недавно обнаруженные документы показали, что поистине художник родился в крепостной семье, принадлежавшая князю Репнину в имении под Москвой Воронцово. Датой рождения принято считать 1735 год. В 1757 году были найдены первые письменные упоминания о нем, как о художнике, когда был написал именно "" (1757).

Другая картина, датируемая этим временем "", - известная нам как репродукция, выполненная его учеником А.Ф. Зябловым в 1779 году.

Граф Шувалов всевозможно поддерживал юного Федора, и именно по его рекомендации, Федор Степанович в 1760 году был принят в Академию художеств в Петербурге в качестве ученика. Успехи и репутация художника были так всеизвестны, что имя Рокотова привлекало не только внимание общества, но и вскоре он стал интересен судебным заседателям.

В 1762 году, он пишет значительного размера картину "". Картина по прежнему принесла славу Рокотову, в связи с этим он был вознагражден званием адъюнкта. Среди лучших произведений Федора Степановича раннего периода был "" (1763), который служил необычайным эталоном красоты,и с которого, были сделаны многочисленные копии, и "" (1762-1763), понравившейся графу Григорию Орлову.

Холст, масло.

Холст, масло.

Холст, масло.

Свои парадные портреты Рокотов создает в декорациях, и делает это искусно красиво. Ему с легкостью удается варьировать цветовой гаммой, предавая каждому произведению уникальную жанровую тактику.

В шестидесятые годы Рокотов написал серию неофициальных портретов, в основном мужчин, которые демонстрируют его стремление к захвату как внешних особенностей, так и личностей своих моделей. Он создал чувственные портреты интеллигентного и утонченного аристократа графа Ивана Григорьевича Орлова (Между 1762 и 1765), талантливого писателя и госдеятеля Ивана Логгиновича Голенищева - Кутузова (Между 1762 и 1764). Особенно достопримечателен портрет В.И. Майкова (Между 1775 и 1778). За томной неизбежностью чувствуется талантливый поэт с волевой хваткой и ироничным складом ума.

Между 1762 и 1765. Холст, масло

Между 1762 и 1764. Холст, масло.

Между 1775 и 1778. Холст, масло.

Чувственное лицо Майкова раскрашено почти ощутимо, и цветовая гамма, основанная на красных и зеленых тонах, подчеркивает выдержанный нрав и выразительность изображения. Это одно из самых занимательных произведений искусства XVIII века. Федор имел большой авторитет в те года, и получал значительные денежные поощрения. Сам он очень часто рисовал только основную часть портретов - лица моделей, в то время как его помощники дорисовывали одежду и другие детали.

В 1775 году в немалую коллекцию работ Федора Степановича входит еще одна работа, как единственная сюжетная копия произведения с картины Лука Джордано "", сделанная с гравюры Франческо Бартолоцци. "За оказанный опыт в живописном портретном искусстве" способный портретист получает академическое звание и навеки покидает город.

Москва для Рокотова имела особое значение, - в те дни она дала портретисту большую творческую свободу, нежели Санкт-Петербург. В Москве развертывается широкая деятельность немалоизвестного русского просветителя и педагога Николая Ивановича Новикова; там трудится гениальный поэт своего времени и величайший драматург Александр Петрович Сумароков. Общепризнанный критик литературы и поэт Михаил Матвеевич Херасков открывает молодежный литературный кружок. В этой передовой, высокообразованной среде возрастает миропонимание Рокотова, которое довольно четко начинает раскрываться в его творческом таланте в конце шестидесятых годов.

В 1768 году Рокотов написал цикл опекунской серии портретов попечителей Московского воспитательного дома. В этот цикл входили: портрет И.Н. Тютчева , портрет С.В. Гагарина , портрет П.И. Вырубова . Уже в этих работах чувствуется рокотовская склонность к простоте, и в ближайшие годы он полностью отдает себя работе камерных портретов. Именно в этот период, Рокотов создает свой персональный стиль и манеру живописи.

Чаще всего он рисовал овальные портреты, где форма холста подчеркивает общее ритмическое строение работы. Персонажи художник изображает с различного расстояния, как правило, начало берет от талии, переходя к лицу персонажа, полностью освещая его лик. И модель на портрете раскрывается полностью для зрителя, смотря ему прямо в глаза через плечо, слегка обернувшись. Даже модели самые малозначимые и сдержанные в движениях - это результат его внутреннего состояния. Рокотов характеризует метод выразительности глаз и лица. Это очень важно, его цель - не столько дать конкретные выражения настроения, как скорее, создать ощущение краткости и неуловимости человеческих чувств.

Когда смотришь на работы Рокотова , в них видишь изысканную красоту, которая насыщенна яркой цветовой гаммой. Основываясь только на трех цветах, они выражают богатство и сложность внутреннего субъективного мира. Характерное использование светотени подчеркивает лицо, и как бы растворяет второстепенные детали.

Такая особенность у портретиста наиболее полно проявляется в женской портретной живописи.

1780. Холст, масло

1780. Холст, масло.

1785. Холст, масло.

Женский портретизм занимал отдельное место в живописи XVIII века. На его пике художник написал целую галерею прекрасных дамских образов: это портрет Александры Петровны Струйской (1772), портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой (1780), портрет графини Елизаветы Васильевны Санти (1785), портрет Варвары Николаевны Суровцевой (1780). Каждый портрет - это очень индивидуальное, по-своему красивое, чарующее наваждение. Лицо Александры Струйской с огромными глазами, в который волей - неволей можно прочитать мудрость и красоту ее внутреннего мира, появляется из дымки с жемчужно - розовыми оттенками. Ее образ полон сияющей чистоты и неисчерпаемой красотой молодости. В портрете Варвары Новосильцевой, кто - то ощущается глубокая мысль о достойном величие, ее уверенности в себе и собственной чаше мудрости. А бледное, худощавое лицо с немного прищуренными глазами такой холодной и ироничной Санти, смотрит остро. Сколько же воспето художником при создании портрета, где как бы на "дрожащих" губах видна еле заметная улыбка. Ее аристократию подчеркивает тонкое сочетание розы и зелени. И наконец - Варвара Суровцева с очаровательной и девственной внешностью. С ее скромным русским лицом она излучает ласковый взгляд ясными и лучистыми глазами.

Но всматриваясь в портреты с женскими образами, при всей своей индивидуальности, они имеют нечто общее: сложный духовный мир, богатый и красивый внутренний мир, и возвышенные человеческие эмоции. Раскрывая самые тайные секреты человеческой души, художник всегда оставляет что-то недосказанным. И это что-то, что делает образы на портретах Рокотова удивительными, загадочными, с поэтическими достоинствами. Лиризм этих романтичных образов выразил поэт Николай Заболоцкий в удивительном стихотворении "Портрет".

Поэт и критик Николай Еремеевич Струйский, будучи в дружеских отношениях с Рокотовым почитал его, и писал, что художник работал очень быстро и легко, почти играючи. Даже в старости он усердно работал, и с большим вдохновением. Дружба между Рокотовым и Струйским не мешала последнему быть его регулярным заказчиком.

Немного найдется портретов, да еще и изображающих не августейших особ, которым поэты даже спустя века посвящали стихи. К их числу принадлежит портрет Струйской Рокотова, который и сегодня вызывает желание получше рассмотреть изображенную на нем красавицу и постичь загадку ее черных глаз.

Несколько слов о творчестве автора полотна

Ф. С. Рокотов считается первым русским живописцем, который творил, как бы сегодня выразились, не получая вознаграждения ни со стороны церкви, ни из государственной казны. Тем не менее, за 60 лет (если быть точными, то за всю вторую половину 18-го столетия и даже за первое десятилетие 19-го) он, по словам современников, “переписал пол Петербурга”. Несмотря на то что Рокотов не был придворным художником, ему нередко заказывали свои портреты известные вельможи и даже сама Екатерина Вторая. Более того, он пользовался столь высоким доверием императрицы, что именно ему она доверила запечатлеть на полотне своего незаконнорожденного сына, впоследствии известного под именем графа Бобринского. Это произведение дошло до наших дней и считается одним из лучших детских портретов, написанных русскими художниками.

Биография Рокотова

О жизни живописца сохранилась крайне скудная информация, и даже о внешности художника приходится судить по единственному полотну его же работы, который некоторые исследователи считают автопортретом. Доподлинно известно только, что Рокотов происходил из крепостных крестьян, однако еще в раннем возрасте ему удалось обратить на себя внимание который определил талантливого юношу в Петербуржскую академию художеств. Кроме того, есть версия, что некоторое время будущий известный художник проучился в Сухопутном шлехтерском корпусе, так как на его этюдах той поры изображены преимущественно кадеты. Дослужившись до ротмистра, Рокотов получил дворянство и вышел в отставку, посвятив себя живописи.

Описание

Портрет Струйской Рокотова изображает молодую особу дворянского сословия. Художник постарался запечатлеть ее так, чтобы передать все очарование юности восемнадцатилетней барышни, которая счастлива и горда своим высоким положением в обществе. По свидетельству современников, многие, кто видел портрет Струйской Рокотова, сразу же загорались желанием познакомиться с этой красавицей, насколько живой и привлекательной она выглядела на этом полотне.

Молодая женщина изображена с высокой прической, по моде того времени, открывающей длинную шею и лоб, а ее наряд с глубоким, но в то же время целомудренным декольте подчеркивает белизну груди.

Что касается осанки Струйской, то она поистине царская и свидетельствует о хорошо развитом чувстве собственного достоинства. В то же время, это полотно лишено помпезности, свойственной парадным портретам. Об этом свидетельствует и довольно скромный наряд девушки, и отсутствие драгоценностей, за исключением броши с жемчужной подвеской. Впрочем, исследователи творчества художника отмечают, что такая камерность и даже некая интимность вообще присущи произведениям этого портретиста, за исключением работ, написанных им в последние годы жизни.

Обсуждая портрет Струйской Рокотова, невозможно не упомянуть о ее глазах, которые являются самым темным объектом на картине. Они практически черные и выражают нежность, заботу и светлую грусть об утраченных днях детства и отрочества, закончившихся вместе с замужеством.

Кем был Николай Еремеевич Струйский

Известный портрет в 1772 году заказал Рокотову супруг дамы, которая на нем изображена. Этим человеком был Николай Еремеевич Струйский. По несчастному стечению обстоятельств, весь его род был уничтожен во время Пугачевского бунта и чумы, свирепствовавшей в Москве в начале 1770-х годов, и он уже в довольно молодом возрасте стал наследником огромного состояния. Вместе с тем это была увлекающаяся литературой. В частности, до нас дошли некоторые стихотворные произведения, принадлежащие перу этого помещика. Также известно, что он был владельцем одной из первых и лучших частных типографий в России.

В период между 1663 и 1771 годами он служил в но после вышел в отставку и поселился в своем имении Рузаевке, посвятив себя литературе и искусству.

Еще до выхода в отставку Николай Еремеевич женился на Олимпиаде Сергеевне Балбековой, которая умерла при родах, подарив супругу девочек-близнецов, не доживших и до года. Кстати, одно из полотен из имения Рузаевка, на котором, по мнению некоторых исследователей, в мужском костюме и треуголке изображена О. С. Струйская, — портрет Рокотова, написанный им где-то около 1768 года. Вообще известно, что художник и Николай Еремеевич тесно общались в течение многих лет и, возможно, в молодости даже были сослуживцами.

Кем была Александра Петровна Струйская

Погоревав после смерти первой супруги около трех лет, Николай Еремеевич посватался к А. П. Озеровой, которой на тот момент едва исполнилось восемнадцать. Она была невероятно хороша собой и при первой же встрече вскружила голову 23-летнему вдовцу. Сразу же после медового месяца влюбленный супруг повез молодую жену в Москву и заказал своему другу, каковым, несомненно, являлся Рокотов, портрет Струйской и свой собственный.

Александра Петровна произвела на художника неизгладимое впечатление и, как он писал впоследствии, была не только хороша собой и умна, но и “чертовки хитра и вежлива”. Кроме того, девушка оказалась практически идеальной натурщицей и терпеливо позировала столько, сколько было необходимо.

Рокотов. Портрет Струйской: судьба полотна

Судьба этого полотна, как и написанного в то же время портрета Н. Е. Струйского, довольно интересна. Дело в том, что почти сто лет после смерти художника они хранились в имении Рузаевка, оставаясь неизвестными широкой публике. Однако в 1903 году в Московский Императорский исторический музей обратилась дама, заявившая, что хочет продать два полотна, изображающих ее предков. Фамилия людей не вызвала особого интереса у дирекции, но, когда она сообщила, что автором является Ф. Рокотов, портрет А. Струйской и картина, изображающая ее супруга, сразу же были отправлены на экспертизу. Она подтвердила подлинность шедевров, и они были выставлены на всеобщее обозрение, к радости любителей русской живописи.

Загадка “Русской Джоконды”

Как уже было сказано, А. П. Струйская (портрет Рокотова, по свидетельству современников, довольно точно передает черты ее лица) была особой неординарной. Достаточно сказать, что в подарок новобрачной жених преподнес не украшения, а храм в Рузаевке, так как знал, что для невесты гораздо большую ценность представляла духовная сторона жизни, а не драгоценности или наряды. Несмотря на свою красоту, она предпочитала балам тихие радости семейной жизни и родила супругу 18 детей, из которых до совершеннолетия дожили только 8.

Такой необычный выбор всегда удивлял современников, так как даме того времени, да еще обладающей огромным состоянием, по их мнению не следовало держаться вдали от блеска двора. Рокотов (портрет А. П. Струйской считается одной из самых известных его работ) смог уловить неординарность этой молодой женщины и отразить ее во взгляде ее иссиня-черных глаз.

Картина Рокотова "Портрет Струйской": где посмотреть

Сегодня полотно, изображающее “русскую Джоконду”, хранится в четвертом по адресу: Лаврушинский переулок, 10, и считается одной из жемчужин коллекции произведений

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?


Эти строки написаны Николаем Заболоцким на портрет Струйской кисти Федора Степановича Рокотова. Во время создания шедевра он был уже сформировавшимся талантливым мастером со своим неповторимым и узнаваемым почерком. Но ранние годы его жизни скрыты туманом прошедших лет, так как точных документальных данных почти не сохранилось.

Родился будущий художник в Воронцово - имении князей Репниных. Никаких сведений указывающих на его происхождение нет. Однако, есть предположения, что он учился в Сухопутном Шляхетском корпусе параллельно с обучением в Академии художеств. Он вышел в отставку, получив чин ротмистра, дававшего право на получение дворянства.

Буквально с первых опытов в живописи мастер определился с направлением своего творчества - портретом. Первоначально его работы были достаточно простыми и ничем особенным не выделялись, но его будущее как великого портретиста было еще впереди.

После окончания Академии он стал преподавать там же, а в 1763 году создал настолько удачный коронационный портрет императрицы Екатерины II, что по ее указу все последующие изображения должны были опираться на его произведение. Однако даже после получения звания академика у художника не было возможности продолжать деятельность портретиста, так как это запрещалось руководством Академии. Во многом из-за этого он был вынужден переехать в .

Московский период творчества живописца принес ему огромное количество заказов и невероятную популярность. Примерно за 30 мастер создал множество семейных портретов, в которых проявились основные черты творчества художника - повышенное внимание к чертам лица и характера персонажа, а не к антуражу.

Есть предположение, что Рокотов входил в масонское братство и живо интересовался политическими событиями. Собственной семьи у него не было, но он сумел выкупить племянников из крепостного рабства и сделал их своими наследниками.

За годы своего творчества мастер создал множество портретов, наиболее ценными с художественной точки зрения из которых были те, которые отличались особой «рокотовской» дымкой. После 80-х годов эта особенность в его работах постепенно исчезает, а художник начинает больше внимания уделять мелким деталям и тонкостям нарядов и обстановки.

После того, как в Москве были ликвидированы масонские общества и с падением зрения художника, изменяется и колорит его полотен. Из них уходит та красочность и тонкие переливы, которые были так характерны для его работ.

Есть предположения, что в последние годы мастер работал с группой учеников, что объясняет большое количество неподписанных полотен в стиле художника. Так как он был необычайно моден в высшем обществе, ему подражали и пытались скопировать его оригинальную манеру письма. Однако мастер оставил много портретов, безусловно подтверждающих его авторство и создавших ему бессмертную славу. Один из них, и, пожалуй, самый известный - это портрет Струйской, поражающий нас живостью изображения этой юной женщины и особой атмосферой, окружающей ее облик.

Проходит всего каких-нибудь пара столетий, и жизнь творца затягивается флером, и вот мы уже не знаем в деталях, как жил Федор Рокотов, биография его скрывается за завесой времени. Историки, искусствоведы заново открывают прославленного живописца, чье имя гремело во времена Екатерины II.

Краткие сведения о жизни художника

Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П.И. Репнина. В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. Так собирая способных юношей для обучения в Академии художеств, отыскал бриллиант чистой воды. Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. Именно у него дома брал свои первые уроки молодой живописец под руководством Пьетро Ротари. Шувалов не только его заметил, но и вырастил. Академия пока еще не открылась.

Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым

Когда юный Федор Рокотов писал выдающегося ученого, общение с ним, несомненно, повлияло на формирование личности молодого человека.

Полотно написано в излюбленных Рокотовым красных и зеленых цветах. Великий просветитель изображен в алом камзоле на фоне бархатной зеленой драпировки. Ученый изображен с атрибутами работы. В руках он держит перо, а на столе перед ним находится лист бумаги. Его задумчивый взгляд устремлен вверх. Именно благодаря этому произведению художника нам известен облик ученого.

В Петербурге

Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показываеткартину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил.

Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. Его успехи были замечены. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии. Он становится адъюнктом, преподавателем. Следующим званием будет академик. Эталонными стали два портрета. Первый написан в 1763 году, после коронации Екатерины II, для его написания Рокотова специально отвезли в Москву.

Портрет императрицы очень декоративен. Скульптурный профиль и грудь ярко выделяются на фоне благородных коричневато-бордовых драпировок. И сама свежая и молодая государыня, как экзотический цветок, помещена на трон с алой обивкой. У нее все положенные регалии: корона, Портрет очень понравился Екатерине II. С него были сделаны две копии.

Граф Г. Орлов

Фаворит императрицы, влиятельный вельможа, красавец Григорий Орлов изображен в камзоле с золотым шитьем, надетом поверх лат.

Он с алой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь. Орлов похож на переодетого античного бога. В 1765 году живописец пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. Его произведения крайне отличаются от всего, что создают иноземные мастера, которые работают в России в восемнадцатом веке в Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. Поэтому в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. При просмотре работ раннего периода становится видно, что краски еще пестры и слишком контрастны, а рисунок излишне жесткий.

Федор Рокотов: биография и картины

В 1778 году умирает князь Репнин. Предполагают, что на оставленное им наследство художник через три года купит имение на Басманной за две тысячи шестьсот рублей. Потому что Рокотов денег быстро заработать не мог. Художник брал за работы крайне низкую оплату - по сто или даже по пятьдесят рублей. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. Московское общество с восторгом встречает молодого известного портретиста, вполне определившегося мастера, который написал в Санкт-Петербурге несколько интимных мужских портретов. Среди них можно выделить портрет И.Г. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца, или И.Г. Орлова, умного изысканного вельможи. Портреты петербургского периода отличаются интересом к своеобразию облика модели и его психологической характеристике. В портрете В.И. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей».

Лицо написано чуть ли не осязаемо. Палитра картины сочетает красные и зеленые тона, что еще больше подчеркивает полнокровность созданного художником образа.

Федор Рокотов: биография и творчество

А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Масон разворачивает сеть типографий, где печатается переводная и отечественная литература. Новиков старается, чтобы его издания по цене были доступны даже самым беднейшим слоям общества. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. Рокотов выписал журнал, «Утренний свет», имевший масонское направление, который издавал Новиков. Однако сведений, что сам художник был масоном, нет, как нет в его произведениях и масонской атрибутики. В Москве ставятся пьесы драматурга А.П. Сумарокова. А поэт М.М. Херасков образовал литературный кружок. В этом духе свободы и просвещения формируются воззрения на мир и художественное творчество у мастера. В Москве Рокотова приняли как равного, и он стал членом Английского клуба.

Стиль Рокотова

В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. Они, как правило, изображают верхнюю часть тела модели. Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. Особое внимание живописец уделяет глазам и мимике. Она мимолетна. Мастер ловит неуловимое - чувства человека, перенося их на полотно. В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. Богатство оттенков, их игра, утонченность цветовой гаммы призваны передать сложный внутренний мир модели. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись.

Творческий расцвет (1770 - 1780)

Особенно глубоко и полно художник в свои 35-45 лет сумел раскрыть женские образы. Они полны загадки и тайны. Вот изображение В.Е. Новосильцевой.

Величавость, достоинство, уверенность в себе - все передано живописцем. Глаза с легким «рокотовским» прищуром насмешливы, как и сложенные в легкую улыбку губы. Тщательно выписано ее полупрозрачное белое платье, рюши и голубоватый атласный бант. Светлая фигура модели выступает из темного фона и приближается к зрителю.

Е.В. Санти и В.Н. Суровцева

1785 год - время создания образа графини Елизаветы Васильевны Санти, которая удачно вышла замуж и заняла высокое положение в обществе.

Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. Прекрасная роза украшает прическу дамы, подчеркивают красивый овал лица, изысканная зеленовато-розовая, с пепельными переливами гамма ее платья - все говорит о спокойной уверенности в себе этой равнодушной, ироничной и холодной аристократки. Колористическое решение художника безупречно. Очаровательная, молодая, с простым русским лицом, полным достоинства и затаенной нежности, предстает перед зрителем Варвара Николаевна Суровцева. Здесь представлена духовная красота молодой женщины, которая очаровывает больше, чем ее черты лица.

Обобщающее в картинах Рокотова

Каждый портрет индивидуален. Он зримо передает изображаемой им женщины. Но главным и общим становится передача сложного духовного мира, богатства и красоты внутренней жизни, возвышенного строя человеческих чувств. Когда художником раскрывается сокровенность души, то всегда остается недосказанность, загадка и тайна. Это и придает образам особую поэтичность.

Мужские портреты

Идеал человека века Просвещения выразил в них художник - честь и достоинство. Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А.Н. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А.М. Обрезков, который был послом в Османской империи. Изображение особенно интересно тем, что показывает энергичного, умного и проницательного человека. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице.

Он в опале, и выражение презрительной горечи отражает его ощущения.

О Рокотове вообще практически не сохранилось сведений. Нет ни записок, ни частной переписки с ним. О последних годах известно лишь, что он безвыездно жил в Москве и похоронен своими племянниками (женат художник не был) в декабре 1808 года в Ново-Спасском монастыре.