Русская культура XIX в. Русская культура xix века рассвет в


Развитие науки 19 века

«Русскими моряками и исследователями были сделаны многие географические открытия, совершено около 40 кругосветных путешествий. Начало им положила первое в истории России кругосветное путешествие двумя русскими кораблями «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803–1806). В ходе предпринятой М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном экспедиции (1819–1821) была открыта Антарктида.

В первой половине XIX века в России появилась целая плеяда талантливых ученых-физиков, сделавших много ценных открытий (В. В. Петров, Э.X. Ленц, П. Л. Шиллинг, Б. С. Якоби). В области металлургии плодотворно трудился П. П. Аносов. Заметные успехи были достигнуты в медицине, химии, астрономии. Весьма ощутимыми были и достижения в области техники. Крепостные механики отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы на одном из уральских заводов в 1834 г. построили железную дорогу. В 1837 г. было открыто движение по железной дороге Петербург – Царское Село. Уже в 1815 г. первые пароходы стали плавать по Неве, через несколько лет они появились и на других реках. Научные и технические открытия способствовали развитию промышленного переворота, который начался в России в 30–40-е гг.»

Интенсивно развивались наука и техника. Русские ученые добились крупных успехов почти во всех областях знания, причем их открытия имели мировое значение.

Реформы образования

К началу XIX века в народном хозяйстве России все более явственно назревают коренные изменения. Они порождались развивающимися буржуазными отношениями в различных областях экономики – оживилась деятельность внутреннего рынка, росли и крепли международные торговые отношения, в промышленности все большее значение приобретала фабрика с вольнонаемными рабочими, постепенно вытеснявшая вотчинную и посессионную мануфактуры. Товарные отношения проникают в сельскохозяйственное производство, способствуя появлению специализированного земледелия, внедрению технических и агрономических новшеств, возникновению поместий, работающих на внутренний или внешний рынок. Растущие города, привлекая все новых рабочих, ремесленников, торговцев, увеличивали потребности внутреннего рынка.

Развивающийся товарообмен между отдельными регионами страны требовал улучшения средств связи, транспорта, водных путей.

В связи со всеми этими явлениями все острее становится потребность не только в образованных специалистах, но и просто в грамотных работниках, способных обслуживать более сложный процесс промышленного и сельскохозяйственного производства. В этой ситуации одним из важнейших условий поступательного развития страны становилось народное образование.

Основную массу населения России составляли крестьяне, и только 4% всех россиян обитало в городах. Кроме того, критерий грамотности в начале XIX века был чрезвычайно низким. Грамотным считался человек, способный вместо креста обозначить свою подпись фамилией.

«В августе 1802 года было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. Ранее подготовленные и обсуждаемые «Предварительные правила народного просвещения» были дополнены, утверждены царем и опубликованы в 1804 году в виде двух уставов – «Устава университетов Российской империи» и «Устава учебных заведений, подведомственных университетам».

Согласно уставу 1804 года создавалась стройная и последовательная система административного управления всеми учебными заведениями. Народное образование в России делилось на четыре ступени:

1) приходские училища,

2) уездные училища,

3) гимназии,

4) университеты.

Все эти ступени в учебном и административном плане были связаны между собой. Вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, а также Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю непосредственно подчинялся и ректор университета.

Профессора университета во главе с ректором призваны были курировать гимназии тех губернских городов, которые входили в округ, принимать участие в разработке учебных и методических вопросов, контролировать деятельность директоров и преподавателей гимназии.

Аналогично этому директор гимназии отвечал за работу уездных училищ своей губернии, а смотритель уездных училищ – за деятельность приходских училищ уезда. Так возникала стройная система соподчинения учебных заведений от низших до высших, причем это соподчинение не ограничивалось чисто административной сферой. Устав 1804 года, определивший не только структуру учебных заведений, но и содержание и методы учебного процесса, устанавливал преемственность учебных программ всех ступеней низшей, средней и высшей школы того времени.»

Реформа учебных заведений 1804 года безусловно отличалась рядом прогрессивных черт, отражала влияние идей русских просветителей XVIII века и передовой общественности начала XIX века. Значительным шагом вперед в области просвещения было установление преемственности различных ступеней низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной и прогрессивной методики преподавания и, главное, бесплатность обучения.

Книжное дело

К вопросу о распространении знаний в первой половине прошлого века, закономерно в первую очередь говорить о книге и книгопечатании, ибо в то время, когда не было ни радио, ни, тем более, телевидения, печатное слово, книга были главным, а иногда и единственным источником информации, научных знаний. Печатное слово питало русскую литературу, будило общественную мысль. Однако развитие книжного дела было обусловлено разными обстоятельствами, прежде всего, уровнем грамотности населения и политикой правительства. Как уже отмечалось, количество грамотных людей в России того времени было ничтожно малым. Кроме того, и владеющие в какой-то мере грамотой далеко не всегда были любителями чтения, по словам А. И. Герцена, тогда «высшее общество ничего не читало по-русски, низшее – вообще ничего не читало»

Многие провинциальные помещики, жившие в своих имениях более или менее постоянно, в качестве единственных книг имели календари или «Гадательную книгу» толкователя снов Мартына Задеки. Грамотное городское население, купцы, мелкие чиновники в то время редко пользовались печатной продукцией еще и по причине ее дороговизны. Существовало и еще одно обстоятельство, влиявшее на книжную торговлю – это переписка книг или отдельных сочинений, большей частью небольших по объему и представляющих интерес. Некоторые любители даже заводили альбомы или специальные тетради, куда переписывали понравившиеся произведения. Особенно часто это происходило с запрещенными изданиями. По рукам ходили списки комедии «Горе от ума», многих стихотворений Пушкина, различные «подпольные издания» в период цензурных притеснений 30–40-х годов.

Кроме того, развитие издательской деятельности определяла и правительственная политика.

В 1800 году императором Павлом I был запрещен ввоз в Россию иностранных книг, бессмысленная же строгость светской и духовной цензуры привели к значительному сокращению и отечественных изданий.

Однако первые годы царствования Александра I, отмеченные целым рядом прогрессивных начинаний, были благоприятными и для развития отечественного книгопечатания. В марте 1801 года был снят запрет на ввоз книг из-за границы. В 1802 году последовала отмена предварительной цензуры, особенно тяжелой для периодической печати, и разрешение открывать частные типографии. Возрождение «вольных» типографий способствовало увеличению печатной продукции. Причем лидирующее положение в начале XIX века занимали петербургские и московские издательства.

Книгоиздательство даже в лучших своих вариантах, определяясь вкусами и желаниями хозяев, было предназначено очень узкому кругу читателей.

В значительно большей степени возраставшую с каждым годом жажду знаний удовлетворяли коммерческие издательства. Книжная торговля в крупных городах не сосредотачивалась только в крупных магазинах – с конца 30-х Годов XIX века растет число лавок букинистов, где можно было произвести обмен старой книги на новую с приплатой.

В первые годы XIX века в Москве, Петербурге, Дерпте, Вильно и Риге появились коммерческие публичные библиотеки или, как их тогда называли, «кабинеты для чтения». По большей части они организовывались книготорговцами при магазинах. Однако ни книжные лавки, ни коммерческие библиотеки не могли удовлетворить растущей общественной потребности в книгах, прежде всего ввиду их малочисленности, а также из-за высоких цен, как за приобретаемые издания, так и за «абонементы» в «кабинеты для чтения»

«Идея создания в Петербурге публичной, «для употребления всех и каждого», библиотеки принадлежала еще Екатерине II. По ее повелению 27 мая 1795 года началось строительство здания для библиотеки. Однако закончено оно было только в 1801 году.

В 1802 году книги были перенесены в новое здание и переданы под управление главного директора императорских библиотек графа А. С. Строганова; помощником его по управлению еще не открытой для публики, но существовавшей библиотекой стал Алексей Николаевич Оленин. С 1808 года Оленин фактически стал директором библиотеки. Широко образованный, одаренный разнообразными талантами, живым умом и большой энергией, этот человек сыграл выдающуюся роль в культурной жизни России первой половины XIX века. Знаток западноевропейского искусства и русской старины, способный рисовальщик, археограф, библиофил и видный сановник, он возглавил два крупнейших культурных центра того времени – Публичную библиотеку и Академию художеств и сумел поднять их на достойную высоту.»

К концу первой четверти XIX века ситуация внутри страны стала постепенно меняться под влиянием общественного подъема, прогресса промышленности и торговли, незначительных, но все же ощутимых успехов просвещения. Все это – ив том числе рост городов и городского населения – способствовало активизации и расширению культурной жизни, вовлечению в нее новых групп населения. К 30–40-м годам XIX века значительно возросло число издательств. Книгоиздание и книготорговля становились все более выгодным коммерческим делом в связи с ростом читающей публики.

Помимо дворянства столичного и поместного, являвшегося главным потребителем книги, контингент читающей публики возрастает и за счет профессоров и студентов все более успешно действующих российских университетов, тяготеющих к образованию купцов и промышленников, и наконец, все увеличивающейся разночинной интеллигенции.

«Золотой век» русской культуры. Сентиментализм, романтизм и реализм

XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета культуры. «Золотой век» был подготовлен всем предшествующим развитием русской культуры, особенно петровскими реформами.

«На культуру начала XIX в. огромное воздействие оказали три события.

Прежде всего, это Отечественная война 1812 года, вызвавшая рост национального самосознания и невиданный подъем патриотизма. Борьба с Наполеоном заставила по иному осмыслить российскую действительность, отчетливо увидеть все пороки общественной жизни страны и в первую очередь бесправие народа, крепостничество. Победа в войне, пробудившая у россиян чувство гордости за свое Отечество, способствовала заметному ослаблению и исчезновению крайних форм преклонения перед всем западным, имевшим место в высших слоях русского общества. Война также оказала благотворное и вдохновляющее воздействие на отечественное искусство. Многие художники посвятили теме войны свои произведения. Например, Л. Н. Толстой и роман «Война и мир». Взаимосвязь войны 1812 г. ощущается и с другим важным событием первой половины XIX в. – движением декабристов. Не случайно они называли себя «детьми 1812 года». Декабристы были глубоко разочарованы результатами войны, полагая, что, защитив свободу других, русский народ для себя не приобрел ничего. Он по-прежнему остался в «рабстве и невежестве». Восстание декабристов оказало огромное воздействие на всю последующую эволюцию России. Оно вызвало мощный подъем общественной и философской мысли. Большим и глубоким было его влияние на художественную культуру.

Третье событие – отмена крепостного права. В России XIX в. сохранялись факторы, тормозившие развитие национальной культуры: это крепостное право, которое ограничивало возможности просвещения, и царский абсолютизм, сознательно затруднявший доступ к знаниям простому люду.»

В XIX веке были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости.

Значительная часть «пишущей братии» служила либо в армии, либо на государственной службе, занимая нередко высокие посты. Поэты Державин и Дмитриев были министрами, Грибоедов – дипломатом, адмирал Шишков в разное время совмещал с литературной деятельностью должности государственного секретаря, члена Государственного Совета, министра просвещения; А. Марлинский – популярный романист – был гвардейским офицером, Ф. Н. Глинка – писатель и поэт – подполковником, Д. Давыдов – герой 1812 года, поэт и баснописец – закончил Отечественную войну полковником. Были и «безмундирные» – Пушкин, Карамзин.

Но так или иначе большинство виднейших литераторов-дворян начала XIX века принадлежали к высшим и наиболее просвещенным слоям этого сословия. Идеи этого дворянского «авангарда» и составили основу того великого духовного потенциала, благодаря которому русская литература приобрела впоследствии мировое значение.

Новые произведения русских писателей могли увидеть свет прежде всего на страницах журналов; они же являлись средоточием художественной критики и полемики; в журналах читатель мог получить информацию и о культурной жизни страны, а иногда и Европы.

«Журналы играли видную роль в общественной жизни, представляя то или иное идейное направление. Так, «Северный вестник» (1804–1805) И. И. Мартынова, «Журнал российской словесности» (1805) Н. П. Брусилова, «Северный Меркурий» (1805) и «Цветник» (1809–1810) А. Е. Измайлова и А. П. Бенитского являлись пропагандистами просветительских идей, «Русский вестник» С. Н. Глинки отстаивал принципы самобытности и выступал против галломании и т.п.»

В конце XVIII века в русской литературе на смену господствовавшему направлению классицизма возникло новое течение, получившее название сентиментализма. Возникший на основе новых социально-экономических отношений сентиментализм был чужд прославлению государственности и классовой ограниченности, присущих классицизму.

В противовес последнему он выдвинул на первый план вопросы личной жизни, культ искренних чистых чувств и природы. Пустой светской жизни, развращенным нравам высшего общества сентименталисты противопоставляли идиллию деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь у семейного очага, на лоне природы. Эти чувства нашли отражение в многочисленных «Путешествиях», которые вошли в моду после романа Стерна «Сентиментальное путешествие», давшего название этому литературному направлению.

Позже появилось новое направление, романтизм. Романтизм представлял собой сложное идеологическое и философское явление, отражавшее реакцию различных социальных групп на буржуазные революции и буржуазное общество.

Антибуржуазный протест был свойственен и консервативным кругам, и прогрессивной интеллигенции.

Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них – осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для. русских литераторов-романтиков. Им казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание «народной души» у них было различным.

«Интерес к отечественной истории у поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ. В художественном плане романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали «тихую чувствительность» как выражение «томно-горестного сердца», романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. Вместе с тем безусловной заслугой романтизма, прежде всего его прогрессивного направления, стало выявление действенного, волевого начала в человеке, стремления к высоким целям и идеалам, которые поднимали людей над повседневностью.»

В 30–40-е годы XIX столетия господствующим направлением во всех видах русского искусства становится реализм. Время выдвигало все более сложные проблемы перед мыслящими людьми России. Становилось необходимым не только осуждение отрицательных сторон действительности, но и ее глубокое постижение. Эта тенденция общественной мысли была воспринята и прогрессивными литераторами, целью которых становится реальное изображение жизни, не «живописание», а анализ ее. Меняются методы художественного изображения. В противовес «высокому герою» романтической поэзии и прозы теперь достойной описания признается «низкая действительность». Главными чертами реалистического направления становятся правдивое изображение действительности, демократизм и гуманизм.

Черты просветительского реализма присутствуют уже в поздней поэзии Радищева и Державина, в творчестве поэта-воина Д. Давыдова. В значительной степени способствовали утверждению реализма в литературе великий баснописец И. А. Крылов и А. С. Грибоедов («Горе от ума»). Однако подлинного расцвета реализм достиг в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова.

Александр Сергеевич Пушкин(1799–1837) – вершина национального творческого дарования, гений, поднявший русскую культуру на вселенскую высоту. Это и поэт, и писатель, и мыслитель, и историк. Он внес наибольший вклад в создание современного литературного языка и новой русской литературы. Именно в его творчестве русский язык предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Литературный критик и поэт А. Григорьев изрек: «Пушкин – наше все». Н. В. Гоголь писал, что «Пушкин – есть явление чрезвычайное… может быть единственное явление русского духа».

Этот великий поэт принес миру такие произведения как: поэма «Руслан и Людмила» (1817–1820), роман в стихах «Евгений Онегин», романы «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Капитанская дочка» и многие др.

М. Ю. Лермонтов(1814–1841) стал известен всей мыслящей России стихотворением, написанным на смерть Пушкина, и был воспринят многими как его наследник. Прожив необыкновенно короткую и творчески насыщенную жизнь (только за последние 4 года он успел написать около 100 стихотворений), поэт сумел обессмертить свое имя, создав реалистическую лирику и поэмы («Бородино», «Смерть поэта», «Родина», «Прощай немытая Россия»). Идя вслед за Пушкиным, Лермонтов переходил от романтического стиля к реалистическому и наоборот. Его главный романтический герой Печорин нашел воплощение в прозаическом произведении «Герой нашего времени», но предельно остро выразил одну из главных тем лирики поэта – тему одиночества, разочарования в окружающей действительности. В высшем столичном обществе расположением Лермонтов не пользовался. За нарушение приказа императора, запрещавшего дуэли, он был сослан на Кавказ, где и погиб на дуэли.

Значителен вклад Н. В. Гоголя(1809–1852), придавшего реализму ярко выраженную критическую направленность. Именно он считается основателем «натуральной школы» в русской литературе (так вначале называли критический реализм). Начав свою литературную деятельность с романтического цикла «малороссийских повестей» «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь пришел к углубленному постижению действительности. В комедии «Ревизор» писатель едко высмеял нравы уездного чиновничества современной ему России. С 1830-х гг. до последних дней жизни Гоголь работал над «поэмой» «Мертвые души». Создавая галерею образов провинциальных помещиков и обитателей губернского города, он исходил из убеждения, что «нельзя иначе устремить общество… к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Театр

Важную роль в общественно-культурной жизни начал играть театр. В первые десятилетия XIX в. крепостные театры вытесняются «вольными» – государственными и частными. Правительство желало подчинить театральные зрелища своему контролю и с 1805 г. в Петербурге и Москве – центрах театрального искусства – официально устанавливается монополия императорских театров. Дирекция столичных театров была подчинена министерству двора. В 1820-е годы происходит еще одно важное событие: театральные труппы разделяются на драматические и оперно-балетные.

«В Петербурге в начале века было три государственных, или казенных театра: дворцовый театр в Эрмитаже, Большой театр, и Малый театр у Аничкова моста. В 1832 г. по проекту известного архитектора К. И. Росси был построен прекрасный драматический театр, оборудованный по последнему слову театральной техники и получивший название в честь жены Николая I – Александры Федоровны – Александринский. В следующем году открылся еще один театр (арх. А. П. Брюллов), названный по имени брата императора, великого князя Михаила Павловича, Михайловским (теперь имени М. П. Мусоргского). В нем преимущественно выступали французская и итальянская труппы. Новые театры появились в Москве. Здесь в 1806 г. был открыт Малый театр, ставший по преимуществу драматическим. В 1825 г. на месте сгоревшего частного Петровского театра закончили строить Большой театр (арх. О. И. Бове) – один из крупнейших театров Европы, являющийся вторым в мире по величине после миланского театра «Ла Скала».»

В русском драматическом театре начала века процветали классицизм и сентиментализм. Большой популярностью пользовались комедии А. А. Шаховского, М. Н. Загоскина и Н. И. Хмельницкого. Шумный успех имели трагедии В. А. Озерова на темы русской («Ярополк и Олег», «Дмитрий Донской») и античной («Эдип в Афинах») истории.

Живопись

В пейзажной живописи происходит освобождение от условностей XVIII в., рождается более широкий и свободный взгляд на мир, попытка запечатлеть поэтическую красоту живой, неприкрашенной природы. Ведущее место в этом жанре принадлежит С. Ф. Щедрину, окончательно преодолевшему идеализированную декоративность и утвердившему понятие пейзажа как изображения реально существующей местности с ее неповторимыми особенностями. Основной темой творчества Щедрина стала природа Италии – «земли обетованной» для русского художника того времени.

Новые черты приобретает бытовая живопись, окончательно утвердившаяся в качестве равноправной в системе иерархии жанров. Этому в огромной степени способствовало творчество А. Г. Венецианова и его учеников. Появляется новый вид картины, складываются композиционные решения, соединяющие элементы портрета, пейзажа и бытового жанра. Предметом пристального внимания художника становится повседневная жизнь народа, его быт и его труд («Спящий пастушок», «Захарка», «Утро помещицы», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето»). Особая роль Венецианова состояла также в том, что он создал свой метод обучения, гораздо более современный, нежели академические классы. В его школе уже на первых этапах ученик начинал работать с натурой, в естественном ее облике. Это помогало молодому художнику ближе, острее понять реализм окружавшей его действительности. Творчество Венецианова стало начальным этапом формирования реализма в русской живописи.

В первые десятилетия XIX в. Академия художеств утрачивает монопольную роль в художественной жизни всей страны. В 1801 г. появляется Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В 1820 г. Общество поощрения художников объединяет поклонников искусств, содействовавших живописцам. Начинается издание первых художественных журналов: «Журнал изящных искусств» (Москва), «Журнал изящных искусств» (СПб). Утверждению идей реализма в русском искусстве во многом способствовало открытое в Москве в 1832 г. Училище живописи, ваяния и зодчества.

Архитектура 19 века

Первая треть XIX в., после победоносной войны 1812 г., отмечена необычайным размахом русского градостроительства. В отличие от 80–90-х гг. XVIII в., когда в центре внимания архитекторов было создание храмовых и усадебных построек, теперь главными сооружениями становятся административные и гражданские здания, формирующие центр общественной жизни города. В это время русский классицизм в архитектуре переживал последний этап – поздний или высокий классицизм, часто называемый русским ампиром (от французского empire – империя). Для него характерны монументальные формы и богатый декор, воплощавшие идеи государственного могущества и воинской славы.

«Ведущая роль в градостроительной деятельности этого периода принадлежит К. И. Росси, сыну итальянской балерины, который родился и жил в России. Его стилю свойственны черты особой величавости, триумфальности, монументальности и соразмерности пропорций. Один из любимых приемов зодчего – «вознесение» колонн на высокие цокольные этажи, что придает зданиям особую парадность и эффективность. Именно его творчество стало завершающим этапом в оформлении архитектурного облика центральной части российской столицы. Росси, «мыслившего ансамблями», справедливо называли Моцартом архитектуры. Среди построек, выполненных по проектам Росси, – комплекс Михайловского дворца (1819–1825) и планировка прилегающего района; Дворцовая площадь с дугообразным корпусом Главного штаба и Министерств, соединенных Триумфальной аркой, которую венчает квадрига работы С. Пименова и В. Демут-Малиновского (1819–1829); Александрийский театр (1828–1832), лучший в Европе того времени как по композиционному решению, так и по внутренней отделке интерьеров, с прилегающим районом, включающим площадь перед театром, Театральную улицу, здание Публичной библиотеки, Чернышеву площадь; здание Сената и Синода (1829–1834).»

Отличительная черта творчества архитекторов первой половины века – формирование градостроительной среды посредством органичного введения новых сооружений в существующую застройку. Во время восстановления Москвы после пожара 1812 г. на первый план также вышли вопросы проектирования ансамблей и гармоничности новых и старых здании.

Россия прошла путь из культурной изоляции – к интеграции с европейской культурой.

Большинству же населения страны – крестьянству, городским обывателям, купечеству, ремесленникам, духовенству – новая, впитавшая в себя соки европейского просвещения, культура осталась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Если к XIX веку в высшем обществе университетское образование стало престижным и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в умственном труде «барскую забаву», развлечение от безделья и смотрело на интеллигенцию «как на чуждую расу» (Бердяев).

Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла вписать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую народом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья – народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское, «почвенное» и «просвещенное». Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, «почвенное» бытие. Более того, отторгнув все чуждые иноземные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской этнической культуры.

Разрыв между этнической и национальной культурой наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной мысли он породил идейную полемику между «славянофилами» и «западниками». Он обусловил особенности русской интеллигенции, болезненно переживавшей свою оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с нею.



Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

ХІХ век - время расцвета русской художественной культуры

Реферат


ХІХ век - время расцвета русской художественной культуры

1. Художественная культура первой половины 19 века


Развитие художественной культуры в эту эпоху характеризовалась быстрой сменой идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим веком и одновременным сосуществованием разных художественных стилей. В художественном сознании первых десятилетий 19 века происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма и определявшей мотивами действий героя, прежде всего гражданский долг и общественное служение. И как следствие, усиливалось внимание к человеку, а не долг становился важным побудительным мотивом поступков.

Наиболее глубокое влияние на русскую художественную культуру начала века оказал романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ героя, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ей реальностью – таково исходное положение романтизма.

Русский романтизм был неотделим от общеевропейского, но имел при этом ярко выраженную специфику, обусловленную всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к отечественной истории было характерно для всей художественной культуры в целом. К исторической проблематики обращались многие писатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция в соответствие со своей миссией глашатая свободы и либерализма не испытывала приверженности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками 19 века как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образованности, которая сочеталась с романтическими средствами художественной выразительности. Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал звеном в общем процессе развития художественной культуры от классицизма к реализму. Именно одновременное переплетение стилей в ней дало прекрасный художественный результат и способствовало появлению выдающихся произведений русского искусства.


1.1 Доминирующее положение в художественной литературе «золотого века»


Доминирующее положение в художественной культуре «золотого века» занимала литература. Она играла главную стабилизирующего и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Классики русской литературы всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература 19 века была больше, чем литературой. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась по сути дела универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.


1.2 Утверждение романтизма


Утверждение романтизма в русской литературе произошло в значительной мере в результате творческих исканий и художественных открытий Василия Жуковского (1783-1852). Подобно многим молодым дворянам начала века, Жуковский начинал сознавать отличие своих воззрений на мир традиционных норм просветительства. Однако среди сложившихся литературных форм он не находил таких изобразительно- выразительных средств, с помощью которых можно было бы добиться наиболее полного художественного выражения этого нового типа видения и чувствования мира. Отражая дисгармонию окружающего мира, его поэзия проникнута осознанием кратковременности человеческого бытия. В сочинениях господствует меланхолическое созерцание Божьего мира, с которым предстоит расстаться без особого сожаления и с надеждой на вечную жизнь. Красота земная и небесная, мгновение и вечность – вот те категории, которые постоянно использует поэт.

Жуковский творил в самых разных жанрах. Это были дружеские послания, романсы, элегия, басни, сказки. Но все же явное предпочтение он отдавал балладе. Баллада, сложившаяся в английской и немецкой литературе, представляла собой эпическое произведение, в котором сильны мотивы фантастики. Этот жанр был чрезвычайно любим романтиками, причем не только поэтами, но и музыкантами. В творчестве Жуковского сохранились основные черты жанра, но они были дополнены русскими национально- бытовыми образами (баллада «Людмила», «Светлана», «Кубок», «Перчатка»).

Жуковский известен не только как поэт- романтик, но и как замечательный переводчик. Многие его сочинения являются вольными переводами романтической европейской поэзии. Он познакомил отечественного читателя с лучшими авторами Англии, Франции, Германии. Благодаря его переводам на русском языке впервые были в напечатаны Гомер и Фирдоуси, Вергилий и Шиллер.

Творчество Жуковского запечатлело мир неординарной, внутренне своеобразной личности декабристской эпохи, признающей самоценность каждого человека вне зависимости от его социального положения.


1.3 Новый способ воспроизведения действительности (критический реализм)


На характер и содержание русской культуры первой половины 19 столетия существенное влияние оказал декабризм, который придал ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние освободительного движения послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действительности, получившего впоследствии название критического реализма, одного из основных методов в русской литературе 19 века. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве замечательных русских писателей: Пушкина., Гоголя, Лермонтова.

Основоположником русского критического реализма стал Александр Пушкин (1799- 1837). Именно с его творчеством связано начало «золотого века» в русской литературе, так как он по сути дела явился родоначальником новой литературы, отрази русскую деятельность в непревзойденных художественных образах. Благодаря Пушкину наша культура стала составной частью общеевропейской и заняла в ней подобающее место. Исключительное значение в этом имело создание Пушкиным русского литературного языка, что способствовало не только дальнейшему расцвету русской литературы, но и признанию ей во всем мире.

Пушкин создал замечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах « Евгений Онегин», прозаическое произведение «Повести Белкина», историческую драму «Борис Годунов», историческую повесть « Капитанская дочка», трагедию «Моцарт и Сальери», гениальную поэму «Медный всадник», посвященную судьбе маленького человека в огромной империи, лирические стихи и т.д. Однако, особенно важной и значимой оказалась роль Пушкина в русской поэзии. Именно здесь он нашел новые художественные способы воплощения человеческих чувств и переживаний.

1.4 М.Ю. Лермонтов и его безграничный максимализм


Младшим современником и приемником Пушкина в русской литературе стал Михаил Лермонтов (1814-41), который уже в 16 лет заявил о своем могучем таланте.

В его ранних стихах выражался романтический апофеоз личности, формировался единый поэтический язык, экспрессивный и метафоричный, создавался образ лирического героя. Индивидуальному складу Лермонтова- поэта был близок классический тип романтизма. Поэтому его ранние произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою.

Однако со второй половины 30-х годов в творчестве Лермонтова заметно усиливается реалистические элементы. Новое мироощущение поэта породило новый тип героя его произведений. Поэтому для его сочинений был характерен безграничный максимализм, который оборачивался жаждой абсолютной гармонии и полного преобразования существующего миропорядка. Это выражается в его романе «Герой нашего времени».


1.5 Н.Гоголь. Переход от лирического романтизма к реализму


Друг и современник Пушкина Николай Гоголь (1809- 52) приобрел известность и славу после публикации цикла малороссийский повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», где удивительно романтично нарисовал картину народного быта. Соединив фантастику и мистический гротеск, сатиру и религиозные проблемы, суровый морализм и социальную утопию, автор поэтично передал мир народных верований в сочетании сказочных и христианских представлений.

В середине 30-х годов в творчестве Гоголя произошел поворот от лирического романтизма к реализму. В этом повороте нашло выражение убеждение писателя, что художник не может оставаться безучастным к добру и злу, он должен смириться к творческому воплощению своих взглядов, помогать преобразованию жизни посредством искусства. Поэтому по совету Пушкина Гоголь начинает писать роман- поэму «Мертвые души», основной темой которого стала современная писателю жизнь, являющая собой вопиющие противоречие между духовной мощью русского народа и его рабским социальным положением. В этом произведении Гоголь продемонстрировал свободное владение, разнообразными приемами компоновки сюжета, используя средства выразительности реализма и романтизма, обращаясь то к сатире, то к лирике, то к патетике. Это приемы помогли ему убедительно и достоверно показать нравственный облик современного ему общества с такой художественной психологической силой, что многие гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.

Реалистическое направление русской литературы первой половины 19 века стремилось разрешить непримиримые конфликт между потребностями духовной жизни страны и реакционным характером общественного устройства. Поэтому, начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели постоянно стремились воплотить в своих произведениях высокий социально- гуманистический нравственный идеал.


1.6 Новое поколение писателей 40-50гг.


В 40-50-е годы 19 века в русскую литературу пришло новое поколение писателей. Это И.С. Тургенев, И.А.Гончаров, Ф. И Тютчев и другие, которые также следовали этому идеалу и стремились реализовать его различными художественными приемами.


2. Художественная культура второй половины 19 века


В первой половине столетия общественно- культурная жизнь наиболее полно и разнообразно протекала в столицах, поскольку весь культурный потенциал был сосредоточен в дворянском сословии. Дворянство было основным носителем художественной культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новы общественно-политические силы – разночинцы, выходцы из новых художественных слоев революционно настроенная интеллигенция, которые быстро заняли лидирующие положение в культурно-историческом развитии страны. Новые общественные силы видели свою историческую миссию в решении двух основных проблем – судьба России и судьба человека. Способы решения этих проблем получили разнообразное и духовное выражение. В творчестве писателей, композиторов, художников, архитекторов решение этих проблем и соответствующее их выражения обрели черты новой художественной картины мира, в которой произошла переоценка общественной роли и значимости всех видов искусства.

Кроме того, разночинцы сделали художественную культуру более социальной по проблематике и значительно большей мере демократичной по направлению и формам. В ней получает дальнейшее развитие реалистический принцип отражения жизни и гораздо активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской деятельности. Никогда ранее художественная культура так непосредственно не участвовала в крупных общественных движениях, отражая в своих произведениях все стороны общественной жизни. Отсюда ее характерными чертами стали гражданственность, высокая нравственность и демократическая направленность.


2.1 Критический реализм


Стиль реализма все более принимает критический характер и в этом качестве становится основным художественным направлением того времени. Критический реализм существенно изменил общественные функции искусства, которое должно было не только воспроизводить и объяснить жизнь, но и выносить «приговор о явлениях ее». Подобная функция представляла собой новый аспект в понимание искусства.

Литература критического реализма заключала в себе глубокое и своеобразное содержание, поскольку отражала действительность и осмысливала изобразительные явления с точки зрения их соответствия общественному процессу. Огромный художественный охват жизни, поступательный обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам - вот что определяло литературу пореформенного периода. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления, неприятия несправедливости, богатство художественного воплощения литературных произведений обусловили ведущую роль литературы в развитии других видов искусства.

Русская литература пореформенного времени представляла собой «яркое созвездие великих имен». В эти годы создавали свои произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предыдущих десятилетия. Новое поколение писателей – реалистов, которое пришло в литературу в 60 – 70-е годы принесло новые темы, жанры, идейно- художественные принципы. Переосмысление и переработка старых принципов и форм изображения жизни привели к развитию жанра социально- бытового романа и повести. Наибольшие достижения в этом жанре принадлежали И.С. Тургеневу, Ф.М. Достоевскому и Л. Н. Толстому.


2.2 И.С. Тургенев – как великий реалист


Творчество Ивана Тургенева (1818-83) во многом формировалось под влиянием идеи либерально- дворянского просветительства, сыгравшего важную роль в развитии русского литературного реализма. Начало творческой деятельности Тургенева относится к 40-м годам, когда писатель увлекался философией романтизма. Под ее влиянием сформировалось жизненное кредо Тургенева – он был противником насильственных мер решения любых проблем, в том числе и социальных. Однако увлечение романтизмом довольно быстро, и уже с середины 40-х годов творчество Тургенева становится реалистическим по своему стилю.

На рубеже 40-50-х годов в общественной жизни России все явственнее заявляло о себе новое поколение интеллигенции, отличавшееся резким радикализмом, неприятием крепостнических порядков. Тургенев первым из русских писателей отразил в своих романах « Накануне» и «Отцы и дети» взгляды «новых людей». В них он показ неизбежность исторического конца дворянского сословия, отразил конфликт поколений как антагонизм мировоззрений дворянских либералов и революционеров- разночинцев. Писатель, будучи сам дворянином, считал дворянство носителем высших духовных ценностей русской культуры. В своих романах писатель раскрывал лучшие черты русской дворянской интеллигенции, ее любовь к народу, преданность интересам страны. Однако он понимал, что «время» дворянства истекает, и оно уже не способно активно противостоять экстремизму «новых людей». Их взгляды писатель представил разрушительной силой, которая ломает привычные устои общественной жизни. При этом сам автор не одобрял их радикализма, но с симпатией и уважением относился Ки нравственным устоям. Не разделяя взглядов разночинцев, Тургенев как великий реалист, показывает их смелость, самоотверженность, подвижничество.


2.3 Ф. Достоевский и его отказ от роматизации образов «простого народа»


Совсем иную роль в русской художественной культуре сыграл гениальный писатель Федор Достоевский (1821-81), который обогатил мировую культуру произведениями, равными по своей художественной силе произведениям Шекспира. Обладая уникальным даром пророчества и способностью к анализу человеческой души, писатель исповедовал идеи, выходящие за пределы преставлений конкретного исторического времени в сферу «вечных» интересов людей.

Он сразу вошел в русскую литературу как сложившийся мастер. Уже в своих первых романах («Бедные люди») писатель обратился к проблеме «маленького человека». Однако в отличие от своих предшественников он не идеализирует бедность. Стремление показать реализм жизни заставило Достоевского отказаться от романтизации образов «простого дома». Он изображает их в соответствии с логикой характеров и правдой жизни, соединяя добро и зло в их характерах.

60 – 70-е годы 19 века стали самым важным этапом в творчестве Достоевского, так как в это время были созданы самые выдающиеся его произведения – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», в которых он обосновал и развил целый ряд глубоких философских идей. Выражая свое несогласие с существующем миропорядком, писатель в то же время отрицает насильственные меры переустройства мира. Он считает, что особые исторический путь России и сближение народа с интеллигенцией помогут разрешить социальные проблемы без революционных потрясений. Достоевский предостерегал, что только одних социальных средств борьбы со злом недостаточно. Он считал, что человеку обязательно необходима нравственная опора, которою он видел в Боге.

2.4 Л.Толстой, основоположник русского нигилизма


Вершиной русской литературы второй половины 19 века стало творчество Льва Толстого (1829-1910), который вошел в историю русской и мировой культуры не только как писатель –реалист, но и как основоположник русского нигилизма, создатель своеобразной философии и педагогики. Толстой видел свое предназначение в критике общественно- исторического строя, а также современных ему философских, религиозных, этических учений. Источником своих суждений писатель считал мнение народа. Тема поисков нравственного идеала, соответствующего «естественной жизни» простых крестьян, проходит через все его сочинения (романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», повести и драмы).

Творчество Толстого было посвящено изображению пореформенной России. В своих произведениях он поставил множество великих вопросов, передал настроение народных масс, их возмущение и протест против существующих порядков. Широкий охват действительности, глубочайшее проникновение в психологию человека, отражение истории народа через частную жизнь отдельного лица, неустанный поиск духовного идеала, - все это делает феномен Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы.


3. Художественная культура «серебряного века»


Русская художественная культура рубежа 19-20 веков - один из самых интересных периодов в культурном развитии России. Это время представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и в духовной жизни страны. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, самым существенным образом сказались на ее культурном развитии. Прежде всего, это нашло свое выражение в возросшем интересе к личности, ее духовному миру и, наоборот, в снижении внимания к проблеме социальности в искусстве.

Примерно сорокалетний период (с 1880 по 1921 года) в истории России оказался временем на редкость сложным, противоречивым, неоднозначным и кризисным во многих сферах общественной жизни.

Россия переживала тогда невероятно интенсивный культурный подъем, который получил отражение в понятии «серебряный век». Выражение и название «серебряный век» является поэтическим и метаморфическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители «серебреного века». В самом этом названии предполагается некое противопоставление предшествующему золотому веку пушкинской эпохи, на весь мир излучавшему яркий солнечный свет, поражавшему силой, блеском и великолепием. Напротив, искусство «серебряного века» стремится быть только искусством. Излучаемым им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим.

Размежевание творческих сил обеспечило «серебреному веку» интенсивный характер художественной деятельности. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установившихся классических правил. Активный поиск новых художественных форм способствовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма. Их представители стремились к обогащению и углублению художественных возможностей каждого вида искусства под воздействием другого. Сочетание разных художественных языков позволяло воспринять образное содержание синтетического произведения с разных сторон и под разным углом зрения.

В этих условиях художественная культура «серебряного века» представляется сочетанием загадок и противоречий, с трудом поддающих логическому анализу. На первый взгляд кажется, что в ней переплелись многочисленные художественные течения, творческие школы, индивидуальные и нетрадиционные стили – символизм и футуризм, акмеизм и абстракционизм.

Единство и целостность художественной культуры «серебряного века» заключались в сочетании старого и нового. «Серебряный век» не упразднил реализма в общей палитре художественного творчества. Приверженцы изображения и исследования внешних обстоятельств и социальных первопричин в литературе. Нашли воплощение своих идей в поздних творениях Л.Н. Толстого («Воскресение», «Живой прут»), в театральной драматургии А.П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»), в рассказах и повестей В.Г. Короленко, В.В. Вересаева, А.И. Куприна, И.А. Бунина, молодого М. Горького.


3.1 Символизм


Это направление в развитии художественной культуры было общеевропейским, однако именно в России символизм обрел глубокий философский смысл, выраженный в великих произведениях литературы.

Русский символизм сформировался в 90-е годы и получил преобладающее развитие в первом десятилетие 20века. К этому времени относится появление программных манифестов символистов, излагавших эстетические принципы нового направления: книга Д.С. Мережковского «О причинах упадка в новых течениях современной русской культуры» и статья К.Д.Бальмонта «Элементарные слова о символической поэзии». Ключевым словом эстетики символизма было философское понятие «символ», которое трактовалось как «связь между двумя мирами», как « знак того мира в этом мире».

Символизм включал в себе два поколения поэтов. В первое входили Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, во второе – А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов.

Дмитрий Мережковский (1866- 1941) первым выступил с утверждением, что любой художник должен исходить в своем творчестве из «страстных идеальных порывов духа».

В таком же духе рассматривал искусство Константин Бальмонт (1867-1942). Символическую поэзию он определяет как поэзию, в которой «органически», не насильственно сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота.

Символизм как искусство и поэзия получил наиболее яркое и завершенное воплощение в творчестве Александра Блока (1880-1921). Великий поэт, он был и великим мыслителем, подлинным выразительным высших озарений отечественной культуры, кумиром интеллигенции. Среди первых его произведений самыми лучшими стали «Стихи о Прекрасной Даме», написанные под прямым явлением идей Вл. Соловьева о Софии, Вечной Женственности. Значительное место в творчестве Блока занимает тема революции. Однако, принимая революцию, он видел, что реальная революция далеко расходится со своим идеалом.


3.2 Акмеизм


На смену символизму в русской литературе «серебряного века» пришел акмеизм (от греч. «акмэ» - высшая степень расцвета). Он возник как противоположность символизму сторонники акмеизма отвергали неясность и намеки, многозначность и безмерность, отвлеченность и абстрактность символизма. Вместо этого акмеисты провозгласили культ реального земного бытия, «мужественный твердый и ясный взгляд на жизнь». Они реабилитировали простое и ясное восприятие жизни, восстановили в поэзии ценность гармонии, формы и композиции. Акмеисты спустили поэзию с неба на землю, возвратили ее естественный земной мир. В то же время они сохранили высокую духовную поэзию, стремление к подлинной художественности, глубокому смыслу и эстетическому совершенству.

Основоположниками и теоретиками акмеизма стали Н.С. Гумилев и С.М.Городецкий, взгляды и убеждения, которых разделяли А.А. Ахметова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин и другие.

Наибольший вклад в разработку теории акмеизма внес Николай Гумилев(1886-1921). Он определил это новое направление в русской поэзии, как ее совершенно новый тип, идущий на смену символизму, который не ставит целью проникнуть в запредельные миры и постигнуть непознаваемое.

С акмеизмом было связано начало творческого пути Осипа Мандельштама (1891-1938), который в своих произведениях наиболее последовательно проводил линию на отказ от беспредельных миров, космических пространств, неизмеримых бездн, от всего загадочного, таинственного и непостижимого. Всему этому он противопоставляет стремление к «прекрасной ясности», земное и человеческое. Стихи Мандельштама можно назвать «поэзий в поэзии».


3.3 Футуризм (кубофутуризм)


Одновременно с акмеизмом возникла другая разновидность модернизма – футуризм (от лат. Футурум – будущее), который провозгласил революцию формы независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Стремясь создать «искусство будущего», футуристы декларировали отрицание не только традиционной культуры, ее моральных и художественных ценностей, но даже естественного языка, подменяя слова произвольными звукосочетаниями. Это течение не было однородным и состояло из нескольких группировок, в том числе эгофутуристов (И. Северянин, Б. Пастернак) и кубофутуристов (В. Хлебников, В. Маяковский), каждая из которых претендовала на роль единственного выразителя художественных ценностей подлинного футуризма. Существовала еще одна группа поэтов-абсурдистов (И.Зданевич), писавших на абсолютно непонятном, абсурдном языке – языке зауми.

По своей культурной направленности футуризм выступал как своеобразный бунт против респектабельного буржуазного мировоззрения, против мещанства, хотя сам он не выходил из границы буржуазного миропонимания.

Один из основоположников футуризма Велимир Хлебников (1885- 1922) видел свою главную задачу в радикальной реформе поэтического языка. Для этого он считал необходимым сближение науки и поэзии, так как в результате будет создана новая мифология и сверхъязык будущего человека.

Как никто другой, Хлебников выходил из рамки поэзии. Данное направление его творчества нашло выражение в книге «Время- мера мира». Он мечтал о том, что в новом мире установится всемирное братство людей, будет восстановлена гармония людей с природой (поэма «Ладомир»). Особую роль в переустройстве мира Хлебников отводил поэту. Он определял эту роль как миссионерскую, спасительную. Поэт виделся ему как найти тайновидец, открывший путь к овладению числовыми «законами времени».

В среде поэтов-футуристов начинал свой творческий путь Владимир Маяковский (1893-1930), который подверг сокрушительной критике традиционной классическое искусство, а также современные ему течения модернизма – символизм и акмеизм. Он выступил одним из самых решительных реформаторов поэтического языка.

С самого начала своего творчества Маяковский выделялся в поэзии футуризма тем, что привнес в него свою тему. Он всегда выступал не только против «всяческого старья», но и за созидание нового в общественной жизни. Поэтому художественный язык его произведений отличает яркая экспрессивность, наполнена глубоким драматизмом, оригинальностью графического построения, благодаря использованию «столбика» и «лесенки». Провозглашая диктатору формы, Маяковский стремился наполнить свои произведения актуальным жизненным содержанием и смыслом («Облако в штанах», «Флейта- позвоночник», «Мистерия – буфф»).

4. Театр 19-го века


4.1 Происхождение театра


Происхождение театра

Зимой, порою тризн вакхальных,

Когда менад безумный хор

Смятеньем воплей погребальных

Тревожит сон пустынных гор,-

На высотах, где Мельпомены

Давно умолкнул страшный глас

И меж развалин древней сцены

Алтарь вакхических угас,-

В благовонье и печали

Воззвав к тому, чей был сей дом

Менаду новую венчали

Мы Дионисовым венцом:

Сплетались пламенные розы

С плющом, отрадой дерзких нег,

И на листах, как чьи-то слезы,

Дрожа, сверкал алмазный снег….

Тогда пленительно-мятежной

Ты песней огласила вдруг

Покрытый пеленою снежной

Священный Вакхов полукруг.

Вячеслав Иванов


Немецкий поэт и философ 19 века, профессор классической (античной) филологии Базельского университета Фридрих Ницше (1844-1900) назвал первую свою научную работу, написанную им в 24-летним возрасте, «Происхождение трагедии их духа музыки». Действительно, театр как синтез всех мусических (и не только, пластических также) искусств, объединяет многие художественные начала, но истоки театра – интонированное слово.

Корни театра уходят в глубокую древность, в так называемые обрядовые игры первобытного человека. Воспроизводя действия охотника, рыболова или воина, сопровождая их пением, танцами, человек стремился тем самым воздействовать на неведомые, таинственные силы, от которых зависела удача в схватке с диким зверем или противником, хороший урожай, приплод и т.д. По мере развития древних обществ все большую роль в их жизни играли земледельческие культы, культы умирающих и воскресающих богов, в судьбе которых люди видели отражение смены времен года. В Древнем Египте таким умирающим и воскресающим богом почитался Осирис, в Сирии и Финикии чтили Адониса, в Древней Греции – Деметру и Диониса, в Древней Индии – податели благ бога дождя Индру, а также богов Вишну и Шиву. Как правило, церемонии, связанные с почитанием этих божеств (некоторые из них назывались мистериями) длились нескольких дней и часть из них «отдавались» скорби и слезам (оплакивание умершего бога), в то время как другая веселью и пиршествам (радость в связи с возвращением божества). Подобные обрядовые игры и действа существовали практически у всех древних народов, но развитие их шло по-разному. В одних случаях они останавливались на уровне чисто культовых, религиозных церемоний. В Древней Греции из них рождается театр. Процесс этот был длительным и сложным, не ясным до конца в своих деталях до сих пор. Но характерно, что, даже сформировавшись уже как самостоятельное явление, греческий театр сохраняет многие черты и элементы древних обрядовых игр, да и сами театральные представления остаются частью сложного и развитого культа.

Греческий театр вырастает из обрядов почитания двух важнейших и очень древних земледельческих божеств –Диониса и Деметры. Составной частью таких обрядов были особые церемонии, процессии, даже целые представления, воспроизводившие определенные моменты того или иного мифа – скорбные странствия богини Деметры в поисках похищенной Аидом дочери Персефоны, радостное возвращение дочери к матери, торжественное и окруженное тайной бракосочетание басилиссы царицы (избираемой из числа афинских гражданок) и Диониса, или неистовые пляски песни спутников Диониса – менад, силенов, козлоногих сатиров. Все это сопровождалось световыми эффектами (часть церемонии проходит ночью), музыкой, песнями, танцами, использовались специальные маски и одежды, т.е. все эти элементы, которые затем перейдут в собственно в театральное действие.

Подобными церемониями и представлениями сопровождались практически все праздники, довольно многочисленны, в честь Диониса и Деметры. Но только для великих Дионисий – самого торжественного и пышного праздника, отмечавшегося в марте, неотъемлемой частью стали особые театрализованные представления. (Считается, что впервые это произошло в 534 году до н.э.). Они происходили в форме агона – состязания. Обычно в течение первого дня представления показывали пять комедий, а в последующие дни – три тетралогии, каждая из которых включала три трагедии и одну сатирову драму. В последний день, по окончании представления, судьи называли лучшие постановки и вручали призы.

Тесная связь театральных представлений с культовыми обрядами в честь Диониса сохранились и во многих названиях, терминами, утвердившихся за той областью искусства. Само определение «драма», объединяющие три античных театральных жанра – трагедию, комедию и сатирову драму, переводиться как «действие». «Трагедия» - составное слово, образованное из двух: «трагос» - «козел» и «оде» - «песнь», дословно «песнь козлов». Полагают, что это вид драмы получил название по хору, участники которого, изображая спутников Диониса, одевались в козлиных шкуры. Соответственно «комедия» - «комос» и «оде» - «песнь комоса», т.е. участников шествия ряженных в дни праздников Диониса. Сатирова (или сатировская) драма ведет свое происхождение от веселых представлений, главными участниками которых были сатиры, спутники Диониса, и где герои трагедий попадали в комические положения.

В дни таких общегражданских праздников, как Великий Дионисии, повседневная жизнь Афин замирала. В течение недели жители города и многочисленные гости, съезжавшие из всех областей Греции, участвовали в торжественных процессиях, жертвоприношениях, шумных пирушках, присутствовали при состязаниях хоров мальчиков и взрослых. На четвертый день праздника Великий Дионисий начались драматические состязания, длившие три дня. Чтобы мало имущие граждане тоже могли попасть на театральные представления (а вход был платным), во время Перикла(он был стратегом Афин с 444 по 429 годы)они получали от государственной казны специальное пособие – теорикон(зрелищные деньги).

XIX век занимает особое место в русской истории и истории русской культуры. Он внутренне противоречив, и окончательная неразрешенность этих противоречий привела, в конечном счете, к трем русским революциям начала ХХ века. С одной стороны, наблюдается бурный прогресс во всех сферах жизни российского общества. Подъем экономики (особенно во второй половине XIX века), расцвет науки, литературы, искусства, создание непревзойденных шедевров общественной культуры. Множество открытий и бесчисленные достижения во всех сферах культуры позволило говорить о нем как не просто “золотом веке” русской литературы, но и “золотом веке” русской культуры в целом. С другой стороны, самодержавие, крепостничество, сохранившееся в России дольше всех стран Европы, а многие негативные его последствия так и не были устранены до Октябрьской революции, бюрократизация всей общественной жизни, милитаризм, подавление революционного и национально-освободительного движения на окраинах – вот далеко не полный перечень всех тех факторов, которые сдерживали русскую культуру в XIX веке.

Историю русской культуры XIX века можно подразделить на два периода: культуру 1-ой половины XIX (до 1861 года – отмены крепостного права) – дореформенную и культуру 2-ой половины XIX – пореформенную.

К началу XIX века в России окончательно оформляется особый тип культуры – дворянская культура – культура “дворянских гнезд” и ”вишневого сада ” и именно с ней связаны все величайшие творения в русской литературе. С середины XIX века одновременно с ней начинает развиваться и приходит ей на смену разночинно-интеллигентская культура, связанная с революционно-демократическим движением того времени.

Значительное влияние на подъем и расцвет русской культуры XIX века оказали развитие просвещение и системы народного образования. Открытие новых университетов, создание гимназий, начальных народных училищ, земских школ и т.д., успехи в развитии педагогической нации, распространение грамотности, рост образованности, появление нового общественного слоя – бессословной интеллигенции – вот наиболее важные вехи в развитии системы образования в России XIX века.

Особое значение в русской культуре XIX века приобретает борьба двух направлений философской и общественно-политической мысли – западничества и славянофильства. Идеи западников (А.Ч.Герцен, В.Г.Белинский, Н.П.Огарев, П.В.Анненков, Т.Н.Грановский, М.Н.Катков, К.Д.Ковелин и др.) можно свести к тому, что Россия в процессе своего социально-экономического развития отстала от передовых стран Западной Европы (особенно Франции и Англии) и необходимо было догонять эти страны в этих областях, а также воспроизводить образцы западноевропейской культуры во всей их полноте. Славянофилы (И.С. и К.С.Ансановы, А.С.Хомяков, И.В. и П.В.Киреевсия, Ю.Ф.Самарин, Н.Я.Данилевский и др.) критически относились к достижениям западной культуры, хотя полностью ее не отвергали, равно как и ее значение для русской культуры. Однако особое внимание они придавали изучению национальных традиций и корней, отстаиванию самобытности отечественной культуры и истории, утверждали о невозможности формального копирования западных шаблонов и образцов. Славянофилы обосновывали особый, отличный от западноевропейского, путь развития России, несколько идеализируя общественное устройство России, придавали особое значение крестьянской общине, православию, а отчасти и самодержавию. Они утверждали о приоритете России в развитии истинно-христианской культуры, высказывали идею о будущем великом предначертании России. Спор западников и славянофилов был особенно яростным в 40-50-ые годы XIX века накануне отмены крепостного права, определяя в значительной степени основное содержание русской культуры того периода. Позднее спор стал утихать, и в 60-70-ые годы позиции двух сторон сблизились. В трансформированном виде этот спор возродился уже в ХХ веке в советский период развития культуры в виде идей “неозападников” и “неославянофилов”.


В русской культуре XIX века значима роль печати, книгоиздательской и библиотечной деятельности. В1861 году в России было 96 типографий и издавалось 7 ежедневных газет, в1994 году насчитывалось 1315 типографий и издавалось 112 ежедневных газет. Русские журналисты накануне отмены крепостного права придумали новый термин – “гласность”, который вновь появится в эпоху горбачевских реформ. В стране во второй половине XIX века была создана основательная книгоиздательская и журнально-газетная инфраструктура, которая давала интеллигенции возможность высказывать свои соображения по животрепещущим вопросам общественной жизни, правительственной деятельности и т.д. В 1890 году Россия стала 3-й страной в мире по количеству издаваемой литературы. Стала развиваться сеть публичных библиотек. Появились демократические издательства, выпускающие прогрессивную литературу для малообеспеченных слоев. Открылась картинная галерея Третьяковых.

XIX век – это эпоха бурного развития и успехов русской науки. До сих пор в мировой науке высоко оцениваются результаты, полученные отечественными учеными в XIX веке. Неоспоримы заслуги Н.И.Лобачевского (неэвклидова геометрия), Д.И.Менделеева (периодический закон химических элементов), И.М.Сеченова (отец русской физиологии) и его продолжателя И.П.Павлова, К.А.Тимирязева (фотосинтез), И.И.Мечникова (иммунология, эволюция эмбриологии и т.д.), А.Г.Столетова (магнетизм и фотоэлектрические явления), К.Э.Циолковского (теория космонавтики), П.Л.Чебышева (теория чисел, теория вероятности), С.В Ковалевской (дифференциальные уравнения), А.М.Бутлерова (органическая химия), И.М.Пирогова (военно-полевая хирургия) и многих других русских исследователей. В области техники был сделан ряд открытий, имевших мировое значение. Черепановы сконструировали первый в мире паровоз. А.Н.Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания. П.Н.Яблочков – трансформатор и электрическую дуговую лампу. Н.Л. Бенордос открыл способ электрической дуговой сварки. М.О.Доливо-Добровольский создал асинхронный замкнутый двигатель переменного тока, ставший основным типом современного электродвигателя, А.С.Попов создал радио, А.Ф.Можайский сконструировал самолет и т.д. Активно развивались общественные и, в особенности, исторические науки, представленные трудами по русской истории С.М.Соловьева и В.О.Ключевского.

Высочайшим достижением русской культуры XIX века стала русская литература. В этот период творила блестящая плеяда писателей и поэтов, что привело к появлению термина «золотой век» русской литературы. Ни в одной из национальных литератур, ни в один из периодов времени не было сконцентрировано такого количества гениев и талантов, как в русской литературе XIX века. Русская литература стала универсальной формой общественного сознания. Развитие русской литературы и искусства в XIX веке проходило по тем же важнейшим направлениям, что и в европейской культуре XIX века (о них речь подробнее шла в теме «Мировая культура XIX века»): классицизм, романтизм, реализм, символизм. Классицизм в начале XIX века был представлен в русской литературе Г.Р.Державиным, в архитектуре М.Ф.Казаковым, К.И.Росси, А.Д.Захаровым; в живописи – Д.М.Левицким, К.П.Брюловым, А.А.Ивановым. Мотивами действий героя в произведениях представителей классицизма руководили гражданский долг и общественное служение.

В первой четверти XIX века в русской культуре заметно влияние сентиментализма, пытавшегося передать все возможные оттенки человеческих переживаний художественными средствами. Крупнейшим представителем сентиментализма в литературе стал Н.М.Карамзин, он же – создатель многотомной «Истории государства Российского» - первой крупной исторической работы по древнерусской истории. Последователи сентиментализма концентрировали внимание на внутреннем мире человека, чувства рассматривались как побудительный источник его поступков.

Синтеминтализм в живописи связан с именами В.И.Борониковского, Ф.С.Рокотова, О.П.Кипренского. Русский романтизм представлен поэзией В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева; прозой М.Н. Затоикина, А.А.Бестужева-Мармисного; музыной М.И.Глинки, А.Н.Верставского, А.С.Даргомышеного. К романтизму может быть отнесено раннее творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя. В своих произведениях романтики стемились противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. В 30-40-ые годы XIX века в русской культуре утвердился реализм. В становлении реализма была значима роль И.А.Крылова и А.С.Грибоедова, но особая роль в окончательном укоренении реалистической традиции на русской почве принадлежит А.С.Пушкину, Н.В.Гоголю и, отчасти, М.Ю.Лермонтову. Причем, в русской культуре реализм сразу проявил себя в форме критического реализма, неготивно относившегося как ко всем пережитком феодализма (крепостничество, самодержавие), так и к порока нового, зародившегося в то же время в России, буржуазног общества. Традиции реализма были продолжены во второй половине XIX века в творчестве Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, М.Е.Солтыкова-Щедрина, А.П.Чехова, Н.А.Некрасова и многих других писателей и поэтов. В середине и второй половине XIX века в русской музыке также доминировало реалистическое направление. К этому направлению следует отнести творчество П.И.Чайковского и представителей так называемой “Могучей кучки”, созданной М.А.Балакиреевым и включавшей А.Н.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского, Ц.А.Кюк. В русской живописи первой половины XIX века происходило параллельное развитие стилей и направлений. Долгое время господствующее положение занимал классицизм (К.П.Брюллов, А.А.Иванов и др.) и был господствующим в академической среде почти до конца XIX века. В творчестве художников А.Г.Венецианова и П.А.Федотова начинают оформляться реалистические черты. Во второй половине XIX века доминирующую позицию в изобразительном искусстве занял реализм, представленный творчеством художников-передвижников Н.Н.Кранского, В.Г.Перова, Н.И.Ге, Г.Г.Мясоедова, И.Е.Репина, В.М. и А.М.Васнецова, а также В.И.Сурикова, В.В.Верещагина, А.К.Саврасова, И.И. Шишкина, В.Д.Поленова, В.Е.Маковского, К.А.Савицкого, Н.А.Ярошенко и многих других.

XIX век также знаменуется расцветом русского театра. Огромное значение для русского театра сыграло творчество выдающегося драматурга А.Н.Островского. Из русских актеров этого века следует отметить М.Е.Щепкина, М.П. и О.О.Садовских, Г.Н.Федовой, М.Н.Ермолову, П.А.Стрепетову, П.С.Могалову. Все они представители реалистического направления в театральном искусстве.

Завершающим аккордом в развитии русской культуры XIX века звучит новое направление в литературе и искусстве – символизм. Наиболее крупными его представителями в русской культуре были Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонт, З.Н.Гиппиус, Ф.К.Сологуб, А.Белый, В.Я.Брюсов, А.А.Блок, В.И.Иванов и ряд друрих. Символисты концентрировали свое внимание на художественном выражении посредством символов, т.к. “вещей в себе” , находящихся за пределом чувственного восприятия. В их творчестве выражалась тоска по идеальному, духовной свободе и начиналось предчувствие тех страшных потрясений, которые принес для мировой культуры ХХ век, в особенности в России. В живописи идеи символизма были выражены М.А.Врубелем, В.А.Серовым, отчасти А.Н.Бенуа и Л.С.Банст.

Подводя итог данной теме, следует отметить некоторые характерные черты русской культуры XIX века: гражданственность, патриотизм, интерес к общественной жизни и в то же время к судьбе “маленького человека”. Русскую культуру этого периода, как и в целом, также отличают открытость, способность к переработке культур других народов (особенно западноевропейской культуры) вместе с цельностью и самобытностью. Происходило также распространение русской культура на национальные окраины Российской империи, причем в отличие от распространения европейской.

В годы существования Российской империи русская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры. Европейская и мировая публика познакомилась с философией Ломоносова, с прозой Толстого и Достоевского, с поэзией Державина и Пушкина, с музыкой Глинки и Чайковского, с живописью Брюллова и Куинджи. В то же время развивались русская техническая мысль, университетское образование и гуманитарные науки. За двести лет в России сформировались передовые культурные и научные центры: Санкт-Петербург, Москва, Киев, Казань, Дерпт и другие. Под влиянием русской культуры формировалась культура десятков малых и крупных народов империи.

  • - Отечественная война 1812 года вызвала величайший подъём национального самосознания и патриотических настроений в стране. Эти явления спровоцировали характерные особенности русской национальной музыки таких величайших композиторов, как М. Глинка и А. Даргомыжский.
  • - Влияние изменившейся политической и социальной обстановки в стране заметно и в произведениях живописи и архитектуры. Традиционные творения в стиле классицизма стали приобретать более реалистичные черты, что было связано со стремлением к обличительному характеру произведений.
  • - Под влиянием европейских традиций большое развитие в русской культуре получает театр. Русское драматическое искусство в XIX веке в основном находилось под покровительством императора и дворян, что трактовало особые нормы к формированию репертуара и создавало некоторые цензурные рамки.
  • - Украинский, белорусский, армянский, грузинский, казахский, азербайджанский и многие другие народы Российской Империи в XIX веке характеризовались подъёмом национального самосознания, что выразилось в развитии патриотической литературы на родном для этих народов языке.
  • - Ориентированное на лучшие проявления человеческой души творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого является верхушкой развития литературных идей XIX века. Обличение эгоистических черт человеческой сущности Достоевским представляет собой принципиально новый взгляд на реальность.
  • - Середина XIX века характеризуется появлением новых веяний в литературе – такие писатели, как Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов и многие другие в своих произведениях особое внимание обращали на слабости и пороки русского общества и отдельных типов людей.
  • - Одними из самых выдающихся поэтов “золотого века” были М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин. Их произведения насыщены любовью к Родине и русском народу, но в них также присутствует бунтующий дух нового времени, который связан с всё более нарастающим движением декабристов.
  • - Отличительной чертой рубежа XVII – XIX веков стало значительное развитие литературного течения в стиле классицизма и романтизма. Две противоборствующие группы русских писателей и поэтов создавали произведения в духе нового времени, но с разносторонним его восприятием.

РАССВЕТ В первой половине 19 в. в России театральная жизнь вступает в новую ф азу. о были у широк нем ким По преж еатров. длежавшие русс иды т на ые в ым, различн ные театры, при вым, Апраксин твовали етье о пост Сущес (Шерем ов было немног Малый в ены кре милиям ростран ой и еатр м фа расп тически венных т тербурге, Больш разрешались, истокра др.). Государст е ар П е то инский в театры, которы ым и и Мари е Юсупов ы ий ндринск оявляться частн (Алекса и п. Начал Москве) лись властями. ща то запре

РАЗВИТИЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале 19 в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д. И. Фонвизина и И. А. Крылова. В 30 – 40 -е годы 19 в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции.

ПРЕМЬЕРА «РЕВИЗОРА» Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» – сначала в петербургском Александринском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин. Прохождение «Ревизора» через цензуру было делом безнадежным. Только личное вмешательство Николая 1 позволило поставить комедию.

КРАТКО О ТВОРЧЕСТВЕ М. И. ГЛИНКИ v В эти же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»). v Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой. Это относится и к другой его опере – «Руслан и Людмила» . v Но если «Жизнь за царя» имела громкий успех, то вторую оперу Глинки публика встретила холодно. В России очень немногие сознавали истинное значение его музыки. Но зарубежные ценители (французский романист П. Мериме, композиторы Г. Берлиоз и Ф. Лист) уже в то время высоко оценивали творчество Глинки.

И ЕЩЁ О ДАРГОМЫЖСКОМ Пушкинский сюжет лег в основу оперы Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка» . Эта опера также встретила холодный прием у столичной публики. Музыка Даргомыжского не столь мелодична, как Глинки. Но в одном отношении он его превзошел. Глинка в своих операх часто ограничивался общей характеристикой драматической ситуации. Даргомыжский же умел передавать душевное состояние каждого из своих героев взволнованной музыкальной речью. Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А. Н. Верстовский (опера «Аскольдова могила»).

v Игра ведущих актеров строилась в духе романтизма, но все более заметным становилось влияние реализма. В Малом театре мастером романтизма был П. С. Мочалов, игравший в пьесах Шиллера и Шекспира. Великий русский актер М. С. Щепкин стал основоположником реализма на русской сцене. Он создал образ Фамусова в «Горе от ума» А. С. Грибоедова и городничего в «Ревизоре» Н. В. Гоголя. Реалистическое направление на сцене Александринского театра развивал А. Е. Мартынов. v В репертуаре русских театров большое место занимали произведения на патриотическую тематику - пьесы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого, В. А. Озерова. Популярностью пользовались постановки по произведениям Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина. К этому периоду относится появление первых драм А. Н. Островского, открывшего обществу мир русского купечества. v Распространенным явлением оставались крепостные театры. Из 103 крепостных театров первой половины XIX в. 53 - действовали в Москве, 27 - в Петербурге, остальные в провинции. Наибольшей популярностью среди них пользовался театр графа Каменского в Орле.