Сообщение о грузинах культура и религия. Культура грузии

Культурная жизнь сегодняшней Грузии является чем-то средним между ближневосточным и европейским стилем, причем в основе этого единства лежат, конечно же, местные многовековые традиции. Издавна Персия и Турция имели влияние на культуру страны, но сами грузины больше ориентировались на европейские ценности.

Так, неповторимое грузинское многоголосие в песне зародилось еще в пятом веке. Оно присутствует как в церковных, так и в светских песнях. В 8 — 10 века культура практически не развивалась, так как страна переживала нашествие арабов. Но уже в период с 11 по 12 век для Грузии наступила эпоха Возрождения, монахи высказывали свои гуманистические идеи. Следующий расцвет культуры приходится на 19 век, когда стало более сильным влияние европейских идей. Именно в это время искусство Грузии стало широко известно во всем мире. В 19 веке был так же создан танцевальный ансамбль им. Сухишвили, который прославил Грузию. Он существует до сегодняшнего дня и продолжает радовать зрителей всего мира.

Храмовая архитектура зародилась в Грузии примерно 1500 лет назад. Она сильно отличается от русской своей консервативностью. Здесь вы не увидите готики, барокко или модернизма. Грузинская церковь не ставила экспериментов, поэтому храмы ее весьма своеобразны. Один из самых ранних сохранившихся храмов относится примерно к 477 году.

Языческих храмов не сохранилось, остались разве что фундаменты, по которым определяют принадлежность строения к храму. Самым крупным из них называют фундамент рядом с монастырем Некреси.

Все храмы построены на основе двух типов — купальные или базилика. Базиликой называют четырехугольное здание, которое имеет двухскатную крышу. Первые храмы практически все построены по этому типу.

После крещения Грузии, которое датируется 327 годом, царь Мириан построил в своем саду во Мцхета первый храм. Его назвали Светицховели. Сейчас трудно представить, что на этом месте когда-то был храм. После этого был возведен храм Самтавро, но и от него тоже ничего не сохранилось. Перестройка Светицховели была произведена Вахтангом Горгасалом в конце пятого века. Именно это строение существует до наших дней.

Из наиболее старых построек стоит упомянуть Болнисский Сион, который относится к 477 г. Это небольшое сооружение, куда помещался сам священник и еще не более трех человек. Все храмы, которые строились ту эпоху, по площади были очень маленькими. Впоследствии их чаще всего перестраивали.

В период персидской оккупации храмы строили в труднодоступных местах, в горах и ущельях. Это были в основном купольные храмы: их невысокие стены с приземистым куполом легко узнаются. Они чем-то напоминают плоскую пирамиду.

8 — 10 века можно назвать "темными веками" грузинской архитектуры и зодчества. Страна подверглась нашествию арабов, которые разрушали все на своем пути. В это время был образован Тбилисский Эмират, но ни одного строения в виде мечети не сохранилось.

Кахетия пострадала меньше, так как не подверглась нашествию, поэтому ее храмы не были разрушены. Позже было начато строительство на территории Тао-Кларджети. Сегодня эти храмы являются собственностью Турции.

Уже начиная с 11 века, архитектура возрождается. Наступает, так называемый, «золотой век». В этот период завершается полное объединение страны и начинается активное строительство (храм Баграта в Кутаиси, храм Никорцминда). Символом данной эпохи считают собор Самтависи.

В этот период был построен самый высокий собор в Алаверди. Он долгое время был не только самым высоким, но и самым большим по площади.

В в этот период был построен Сионский Собор, который мы можем видеть и сегодня. А в Имерети возведен монастырь Гелати.

Множество зданий и церквей той эпохи было разрушено во время монгольского нашествия. И только после присоединения Грузии к России некоторые из них были восстановлены.

Современная архитектура в Грузии активно стала развиваться после прихода к власти М.Саакашвили. Началось интенсивное строительство и перестройка старых объектов. Многие отмечают, что дизайн объектов для государственных учреждений сильно изменился. Были построены впечатляющие здания, сегодня они являются достоянием общественности. Это главный офис для банка Грузии, само здание Центрального Банка, здание Тбилисского аэропорта. Было выстроено новое сооружение для грузинского парламента. Нельзя не упомянуть пешеходный мост Мира, который находится в Тбилиси недалеко от Сионского собора. А все здания МВД созданы из стекла, поэтому ломают устаревшие убеждения о секретности этих гос. объектов.

Начиная с 2003 года, началось восстановление Троицкого Храма или Самеба. Сегодня это — грандиознейшее и красивейшее строение, возвышающееся над городом, символ обновленной Грузии.

Культура и традиции Грузии

Грузинское творчество давно завоевало признание во всем мире, как одно из самых самобытных и древнейших. Слава грузинских деятелей искусства распространились далеко за пределы страны. Из современных художников хорошо известны во всем мире имена Ладо Гудиашвили, Нико Пиросмани, Елена Ахвледиани. Художники сочетают в своем творчестве не только грузинские традиции, но и европейскую школу. Такие скульпторы, как Зураб Церетели, Ираклий Очиаур и Амашукели известны далеко за пределами Грузии.

Из литературного наследия нельзя не упомянуть Шота Руставели и его знаменитую поэму «Витязь в тигровой шкуре», «Толковый словарь» известного деятеля Орбелиани, поэмы Бараташвили и Тициана Табидзе, эпические произведения Важа Пшавела, Константина Гамсахурдия, Анны Каландадзе.

Из грузинских композиторов нужно отметить Баланчивадзе, Аракишвили, Палиашвили. За пределами Грузии известны певцы Паата Бурчуладзе и , пианистка Элисо Вирсаладзе, скрипачка Лиана Исакадзе.

Еще в начале 19 века Георгий Эристави основал первый театр в Грузии. Сегодня театров насчитывается уже более 30. Среди них есть драматический, музыкальный, академический театры, театр марионеток и, конечно же, театр оперы и балета им. Палиашвили.

Грузия древняя страна, богатая своими традициями. Именно традиции в сочетании с верой давали силы выжить.

О грузинских традициях узнает почти каждый гость, приезжающий в нашу страну. Но эти традиции меняются быстрее, чем нам кажется. Многие традиции возникли в последнее время, хотя большинство из них - это отголоски нашей истории, например гостеприимство, святость дружбы и преданность семье.

Грузинское застолье - важнейшая деталь грузинских традиций. Это один из символов Грузии. Структура грузинского застолья проста - вино, хлеб (общее понятие еды), тосты и песни. Своеобразное сочетания этих четырех элементов и их гармония и создают грузинское застолье.

В каждом регионе Грузии существуют свои особенности застолья, отсюда и понятия «гурийский стол», «имеретинский стол», «кахетинский стол» и т.д.

С традицией грузинского застолья связана традиция виноделия. Грузинский народ на протяжении тысячелетий создавал культуру виноделия, создавались как столовые вина (кахетинское, картлийское, имеретинское, рачинское, абхазское и другие), так и десертные вина. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, при которых были найдены древнейшие атрибуты виноделия: глиняные кувшины, золотые, серебряные и бронзовые фиалы и другие изделия.

В общем, в Грузии много вина пьют, но дело в том, что редко напиваются до-пьяна.

Французский путешественник Шарден писал о Грузии в 17 веке: «нигде такое пахучее и в таком количестве не пьется вино, как в Грузии».

Пиво :

Жители горных районов Грузии традиционные праздники отмечают пивом собственного производства. Праздников всегда было много, что действовало прямо-пропорционально росту качества пива.

Это обстоятельство выделяется во всех народных празднествах. На этих празднествах всегда собиралось народу, где можно было показать свою силу и удаль, что закладывало основы гостеприимства, родства и духовного единства народа.

Грузинская народная музыка и танцы :

Грузинские народная музыка и грузинские национальные танцы - это предмет гордости каждого грузина.

МУЗЫКА. Отмечают, что при ознакомлении с грузинской народной музыкой, поражает ее разнообразие. Грузинская народная музыка насыщена древним вокально-инструментальным наследием. Русский музыковед В. Беляев писал: «Основная особенность грузинского народного музыкального искусства является оригинальное согласованное многоголосие, которое также применятся в церковном пении, зародившемся в 10в. как национальная музыкальная письменность». Грузинский фольклор богат также разновидностью жанров. Различают песни, исполняемые во время труда, в быту, традиционные, свадебные, исторические, героические, любовные, шуточные, частушки и другие. В основном все они исполняются в три голоса, но каждая на свой манер. Дошедшие до нас трудовые, бытовые, танцевальные мелодии исполняются в четыре голоса.

ТАНЦЫ. Первый отличающийся признак грузинского человека в глазах иностранцев - это его ярко выраженный артистизм, театральность. Артистизм состоит из трех компонентов: мимики, речи и пластики. Именно пластика характеризует главным образом грузинского человека.

Грузинские танцы дошли до нас из глубины веков, это доказывают памятники архитектуры и письменности. Древнейший памятник грузинского танцевального творчества танец охоты - «перхули». В двадцатом столетии огромная заслуга в возрождении и популяризации грузинских национальных танцев принадлежит Д. Багратиони и Д. Джавришвили. Неоценима заслуга Илико Сухишвили и Нино Рамишвили, ансамбль под их руководством с триумфом обошел весь мир. Наряду с песней грузинская пластика неповторима. Она записана в генетическом коде грузина и идет из глубины тысячелетий. Поэтому вполне закономерно, что в ХХ столетии, в период благоприятных условий для развития, двум гениальным грузинам Чабукиани и Баланчину (Баланчивадзе) удалось осуществить переворот в мире балета как по исполнительной, так и по постановочной части. С новой силой вспыхнул грузинский гений в прима-балерине Нино Ананиашвили. Весь мир восхищен ею. На мировых балетных сценах проводятся гала-концерты с названием:»Нино Ананиашвили и звезды мирового балета».

Грузинская национальная свадьба.

Свадьба - важнейший день в жизни человека. Различны обычаи его проведения у разных народов. У грузин тоже существуют свои свадебные ритуалы согласно характера и традиций жизни. Грузинский свадебный церемониал предусматривает несколько ступеней; свети, обручить, забрать, сделать свадьбу. Юмор, веселье, песни и танцы, игры - обязательные атрибуты свадебной церемонии

Типы домов.

Своеобразие стилей жизни и разные характеры отражаются в первую очередь на жилых домах. В Грузии у жителей разных регионов различались и строения домов. Это было обусловлено не только особенностями природы, но и историческим наследием.

Распространенные дома в Грузии.

  1. В высокогорных районах Грузии, как на западе, так и на востоке распространены шатры животноводов.
  2. Мегрело-абхазские пацхи с конусообразной крышей, на покрытие которой использовалась солома разных видов. В центре пацхи расположен очаг, труба от которого выходит через открытый вход.
  3. Дома Сванитии - «Кор» со своими защитными башнями.
  4. Замок-башня горной Рачи относится к тем типам домов, в которых вместе помещаются люди и домашний скот со всеми припасами(жилые и хозяйственные помещения расположены в вертикальном порядке под одной крышей).
  5. Хевсурский дом - трехэтажный, строился обычно в виде террас, здесь комплексно помещались люди и домашний скот, что подчеркивало своеобразие местной архитектуры.
  6. Аджарский дом - сосновый фундамент фасада упирается в землю, задняя часть стоит на камнях. Крыша из теса. Нижний этаж был предназначен для домашнего скота. Вход на второй этаж вымощен балками. Очаг расположен в середине, глубже обычного на засыпанных землей балках. Для дыма оставлено отверстие на крыше.
  7. Западный, вернее мегрельский деревянный дом «ода» строился на каменном фундаменте и покрывалось тесом и черепицей. Хозяйственные кладовые расположены сзади «оды». Иногда место для хранения сухофруктов и других продуктов было внутри дома. Вместо очага - камин. Вдоль фасада - достаточно широкая веранда, на которой помещались диваны для отдыха. Перед домом - большой двор, покрытый зеленой травой и засаженный цветами. Во дворе колодец.
  8. «Дарбази» - зал, крестьянский дом на востоке Грузии. В основном такие дома встречались в Картли. В разных провинциях этот тип домов имеет разные виды. «Дарбази» имеет горизонтальное расположение всех жилых и хозяйственных помещений под одной крышей.
  9. Городской дом (Тбилисский) в основном двухэтажный, с верандами вокруг, которые соединяют жилые комнаты с хозяйственными помещениями, с внутренним двором. Черепица сменилась железным покрытием. Уличную сторону украшают ажурные балконы с рядами-арками, резными перилами, белые рамы на небесном или светло-зеленом фоне.

Грузинская национальная одежда.

Грузинский народ как и другие народы с древних времен своеобразно, оригинально одевался.

Археологические раскопки, проводимые на территории Грузии, удостоверяют, что для изготовления одежды с давних времен применялись ткани из конопли, льна и шерсти. Для закрепления использовались пуговицы, крючки, пряжки, булавки и т.д. Историю национальной одежды Грузии, наряду с археологическими раскопками, дополняют рассказы иностранных путешественников.

История войлока.

Овцеводство в Грузии было развито еще до нашей эры в районах летних и зимних пастбищ. С первого века известна разновидность овец, дающих мясо и шерсть. Более, чем в других регионах в Тушети можно увидеть изделия из шерсти: ковры, бурки,шапки, тапки и другие вещи.

Валяный войлок и изделия из него в Грузии исторически изготовлялись в Тушети, Кахетии, Джавахети. Овцеводы и пастухи использовали войлок как покрытие для шатров. Бурка, одна из достопримечательных изделий из войлока, изготовлялась в Тушети. Тушинский войлок отличался изысканным и вместе с тем простым орнаментом.

Вначале для изготовления войлока использовалась неокрашенная шерсть натурального цвета: белая, коричневая, черная. В V - VI веках появляются изделия из крашеной шерсти. Окрашивали шерсть натуральными красителями. Красный получали из корней клубники, кизиловый - из боярышника, зеленый - из наружной скорлупы зеленого ореха.

Также войлок изготовляли женщины - кистинки, наблюдать за работой которых и в наши дни доставляет большое удовольствие. Орнамент на их изделиях отличается отчетливыми формами, но мягкими, теплыми тонами.

Национальные игры.

«Аскинкила» - детская игра во время которой надо прыгать и передвигаться на одной ноге. Один на одной ноге догоняет остальных или две команды соревнуются в беге на одной ноге. Или носком передвигают плоский камень из одного нарисованного на земле квадрата в другой, не нарушая границ, прыгая при этом на одной ноге. Квадратиков от 8-10. р. Прыжками на одной ноге «наказывали» проигравшую сторону. Известны и более старые варианты таких игр.

«Аспарезоба» - состязания. В Грузии развиты были всевозможные конные состязания, игры с мячом, состязания на броски. Состязательные игры и охота были двигателем физического развития народа. На современный лад - это состязания в любых видах спорта.

«Берикаоба» - национальный театр масок. Этот термин происходит от грузинского слова «бер» - «дитя» и означает праздник восхваления деторождения. Сценарий представлений на протяжении веков изменялся, пополнялся новым содержанием и передавался из поколения в поколение. Представление полностью зависело от таланта в передаче слова и мимики «берика»- актера. Отдельные мистические сцены до сих пор исполняются в некоторых районах Грузии. С течением времени «Берикаоба» потеряло свое религиозно-культовое назначение и стало средством изображения жизни и переживаний трудового народа. Многие сюжеты изображают борьбу народа против завоевателей, сцены из жизни князей, правителей, служителей церкви. До нас дошли более 100 разных сюжетов. В большей части сюжеты - комические и основаны на бытовых сценах. Представления имели разную структуру: игра на площади, на сцене, прогулка с представлениями по улице

«Тарчия» - старинная грузинская конная игра. Игра проходит на площади или в поле. Время определяют заранее. Вызывают четырех желающих играть мужчин, потом они выбирают в качестве судьи девушку, которая в свою очередь прикрепляет яркую косынку на руку или шею одного из игроков, которого называют «Тарчия». Затем игроки расходятся от судьи на 100м и по знаку судьи начинается игра. Цель игры - игроки догоняют «Тарчия», а он в свою очередь должен вывернуться от всех и вернуть косынку судье. Если это удается ему его награждает судья этой же косынкой. Игру прекращает тот, кого кто-либо из игроков поймает, далее расходятся уже на 50м и начинают игру сначала. Так до полной победы

«Лахтаоба» - перетягивание каната, национальная игра. Парни голосованием делятся на две равные группы. Одна группа - нападающие, другая - защитники. Эта игра очень популярна была в Грузии издавна. Здесь могли парни показать свое мужество и сил

«Лело» -вид спорта, напоминающий современный регби, распространенный в западной Грузии, командная игра с мячом. По Мнению академика Нико Мари игра, подобная «Лело» была популярна среди Басков, победители выражали радость возгласами «ЛЕЛО!», это было имя солнечного божества. В Гурии и Мегрелии в эту игру играют до сих пор

«Кабахи» - «Мачта» старая грузинская конная игра. На верхушке мачты расположен кубок, который надо сбить стрелой. Правило такое: всадники с луками ровняются на стартовой линии, по знаку судьи первый всадник скачет к мачте и на определенном расстоянии пытается сбить стрелой кубок, далее продолжает путь к финишу, который для него становится стартом для следующей попытки. Результат определяется количеством сбитых кубков за минимальное время.

Народные праздники.

Грузия богата народными праздниками, причем в каждому региону свойственны свои праздники.

Грузинские традиционные праздники

«Каландоба» - отмечается в Гурии, по определению Сулхан-Сабы означает годовщину, новый год. Гурийцы всегда торжественно встречали этот праздник. В доме ставят «Чичилаки» - ажурное белое дерево, выточенное из свежего стебля ореха, которое украшают конфетами, национальными сладостями. «Чичилаки» называют грузинской елкой. Это ритуальный предмет, который изготовляется в канун Нового Года. Он - символ Нового Года, достатка и радости. Можно с уверенностью сказать у грузинов соавторов этого символа нет и он может поспорить по давности с новогодней елкой.

«Алило» - «Коляда».Двадцать один век назад в зимнюю холодную ночь появился на свет наш спаситель - Иисус Христос. В каждую рождественскую ночь, по окончании литургии в звездную ночь, предшественники апостолов - пастухи, вестники радостной вести рождения Иисуса Христа, с глубокой древности до сегодняшнего дня оповещают весь мир о великой тайне Рождения Иисуса Христа.

Мужчины, переодетые в одежды пастухов, дети с пастушьими посохами и факелами в руках, пением аллилуйя обходят каждый дом и извещают о великой вести. «Алило» от греческого «аллилуйя» означает «Восхваляйте Господа». По окончании пения хозяин одаривает всех сладостями и деньгами.

Христово Воскресение - самый большой и важный праздник для каждого грузина с многовековой историей. Люди обращаются друг к другу со словами «Христос Воскрес» - «Воистину Воскрес». Этот обычай очень древний. Говорят, до воскресения Иисус Христос разослал своих учеников в разные места для распространения радостной вести. С проповедью направилась по миру и Мария Магдалина, излеченная Господом от семи бесов, которая присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного Явления.

«Ломисоба» - («ломи» в переводе с грузинского «лев») седьмая неделя Воскресения. Истоки этого праздника лежат в дохристианской эпохе. Он отмечается в долине рек Арагви и Ксани. До христианства «Ломиса» - божество, которому поклонялись. Храмы поклонения «Ломиса» до сих пор стоят в Грузии.(У устья рек Арагви и Ксани и в деревне Млета). По традиции служители церкви песнопениями выносят флаги и водружают на вершину горы, где проходит празднование и жертвоприношения. Согласно легенде «Ломиса» -это Святой Георгий, который освободил семь тысяч пленных и перевез их на гору Млета. «Ломисе» поклонялись и просили, чтоб он принес здоровье, подарил детей, дал большой урожай и размножил скот. Согласно легенде «Ломиса» - воин, сидящий на огненном коне, с плетью в руке, при взмахе которого злого охватывает пламя и он сгорает.

«Лашароба» - отмечается 1 октября. Храм Лашары - главный храм в Пшави, расположен в верховье долины Арагви, в деревне Хошара, на так называемой «Горе Лашары». Крест Лашары считался божеством войска, который словно «летящий на гагатовых крыльях конь» предводительствовал и направлял войска. Как и двенадцати покровителям Пшави, ему поклонялись и просили о мире, здоровье, о достатке, урожайности и защите. Крест Лашары считался одним из самых богатых божеств, ввиду множества подношений сокровищ, в том числе и от грузинских царей. Бытует мнение, что Храм Лашары построен Лаша- Гиоргием, ему приписывает построение и народная молва, хотя исходя из исторических данных это должен быть языческий Храм. «Лашароба» отмечают в Тианети, Хевсурети и Пшави. Согласно старой традиции проводится ритуал жертвоприношения. Предводитель рода выносит святое знамя и благославляет присутствующих. После проходят культурные мероприятия, скачки и развлечения.

«Важаоба» - народный праздник посвящен Важе-Пшавела, который ежегодно проводится в августе-сентябре в родной деревне поэта - Чаргали, где в настоящее время дом-музей. Этот праздник собирает известных поэтов и писателей, араторов, общественных деятелей, студентов и учащихся, всех, кто любит творчество великого грузинского поэта Важа Пшавела. Проводятся вечера поэзии

Моя Грузия.

Выпускник 11 «А» класса

Григолия Н.Е.

Преподаватель

Гусева Г.С.

25.03.2002. Москва. Школа №262. ЗАО.

I. В ведение

А) Грузия представительница одной из самых древних культур. О культуре Грузии можно рассказывать бесконечно. Грузинская культура начала своё существование в V веке и на мои взгляд она является очень интересной. Тема, которую я выбрал очень большая и я выбрал только несколько самых интересных разделов Грузинской культуры.

Б) Я выбрал эту тему по тому, что я родился и вырос в Грузии. Эта страна очень много значит, для меня и выбрав тему культура Грузии я прежде всего хотел узнать больше об этой стране и рассказать другим.

План.

II. Культура.

III. Литература и искусство.

IV. Театр.

V. Библиотека и научные исследования.

VI. Пиросманишвили Нико (Пиросмани).

VII. ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЯЯ ВДОВА...

КУЛЬТУРА.

Культурная жизнь Грузии восходит к 5 в. Несмотря на культурное влияние Персии, и Турции, грузины всегда тяготели к Европе. Грузия в 11–12 вв. пережила эпоху Возрождения, когда монахи в академиях, церквях и монастырях выдвигали новые гуманистические идеи. После создания Грузинского государственного танцевального ансамбля в конце 19 в. грузинские танцы завоевали признание во всем мире. До сих пор сохраняется традиционное ремесленное искусство, в том числе роспись по эмали и художественная обработка металлов (ювелирное искусство, чеканка). Расцвет светской культуры произошел в 19 в., когда грузинские писатели и художники под влиянием европейских идей, обогатили литературный язык и создали богатую национальную литературу.

Литература и искусство.

Первые грузинские литературные памятники относятся к 5 в. н.э. Многие незаурядные личности обогатили литературное наследие Грузии. К ним относятся Шота Руставели (12 в.); Сулхан-Саба Орбелиани, автор толкового грузинского словаря (1716); Илья Чавчавадзе, Александр Казбеги и Акакий Церетели (19 в.); Галактион Табидзе, Константин Гамсахурдиа, Нико Лордкипанидзе, Михаил Джавахишвили и Анна Каландадзе (20 в.). Яркие произведения прозы и поэзии, такие, как эпическая поэма «Витязь в тигровой шкуре», поэма Мерани Николоза Бараташвили (19 в.), 40 эпических произведений Важи Пшавелы, («Гость и его хозяин», «Свадьба щеголя» и др. (19–20 вв.); роман Гамсахурдиа «Десница» великого мастера и поэмы Табидзе «Луна Мтацминды» и «Ветер веет» являются общепризнанными шедеврами. Произведения поэтов и писателей Грузии переводились на русский язык многими поэтами, включая Бориса Пастернаки и Евгения Евтушенко

Театр.

Грузия имеет давнюю драматургическую традицию, начиная с Георгия Эристави (1813–1864), а труппа Драматического театра им. Руставели широко известна в современном театральном мире как один из самых творческих и талантливых коллективов. Васо Абашидзе (1854–1926), комический актер, стал первым редактором журнала «Театр». Верико Анджапаридзе (1897–1987) была одной из самых знаменитых актрис Грузии. Она сыграла примерно 100 ролей в театре и 30 в кино. К наиболее удачным относятся роли Дездемоны, Клеопатры и Афелии в пьесах Шекспира и Медеи в пьесе Еврипида. Рамаз Чхиквадзе сыграл более чем в 100 пьесах, в том числе главные роли в Ричарде Втором и Короле Лире, и дал гала-представление в театре «Хеймаркет» в Лондоне в 1988. Кахи Кавсадзе играл Фортинбраса в «Гамлете», Джима в «Трех грошовой опере», Симона Чачава в «Кавказском меловом круге», лорда Гастингса в «Ричарде Третьем» и Кента в «Короле Лире». Гурам Сагарадзе играл более чем в 100 спектаклях, включая роль шута в «Короле Лире».

Кинематография зародилась в Грузии в начале 20 в. (первый фильм был снят в 1912). Грузинские фильмы пользуются международным признанием. Такие кинорежиссеры, как Эльдар Шенгелая (фильм «Ширекилеби»), Георгий Чхеидзе («Пиросмани»), Тенгиз Абуладзе («Покаяние»), Георгий Данелия («Не горюй»!), Отар Иоселиани («Фавориты луны»), Ираклий Махарадзе (Всадники дикого запада – ловкие грузинские всадники) получили за свои работы ряд международных премий. Я бы хотел по подробнее рассказать об одном из моих любимых фильмов Георгий Данелияя «Мимино». Жанр этого фильма: лирическая комедия. Фильм был снят в 1977г. Мосфильмом. В ролях: Вахтанг Кикабидзе, Фрунзе Мкртчян, Елена Проклова, Евгений Леонов, Котэ Даушвили, Руслан Микаберидзе, Закро Сахвадзе, Марина Кукушкина-Дюжева, Савелий. Сюжет фильма: Вертолет летчика "малой" авиации обслуживает горные деревушки Грузии "Мимино" - по-грузински "сокол". Так называют друзья героя фильма, летчика Валико Мизандари, по воле режиссера то и дело попадающего в смешные, грустные, а порой драматические ситуации, но из которых он всегда выходит с честью настоящего Грузина. Мне особенно нравится музыка в фильме написанная Канчели Гия «Чито-Гврито».

Грузия славится настенными росписями, 7–13 вв., которые сохранились в Гелатском монастыре, Атенском Сионе и в храмах в Бетании, Кинцвиси и др. Пользуются известностью такие грузинские художники, как легендарный Нико Пиросманишвили (Пиросмани), Гиго Габашвили, Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Корнелий Санадзе, Елена Ахвледиани, Сергей Кобуладзе, Симон Вирсаладзе и Екатерина Багдавадзе. В Грузинском государственном музее современного искусства представлены картины таких художников, как Елена Ахвледиани, Александр Бандзеладзе, Владимир Григолия, Ладо Гудиашвили и др.

Грузинское искусство и музыка отличаются изысканностью, сочетающей как местные, так и европейские стили. Такие художники, как Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе и Елена Ахвледиани, в 1920--е годы работали в Париже. Всемирно известны такие грузинские скульпторы, как Элгуджа Амашукели, Ираклий Очиаури и Зураб Церетели. Грузинские архитекторы, хотя и не имеют такой индивидуальности, как мастера, создавшие величественные храмы досоветского периода, сделали Тбилиси одним из самых привлекательных в архитектурном отношении городов бывшего СССР.

Грузинская народная музыка, существующая более 1500 лет, поражает удивительным сочетанием восточных и западных влияний. Для грузинского многоголосья характерны особая голосовая техника и использование близких друг к другу тонов. Обычно в Грузии поют мужчины. Типичная грузинская песня исполняется на три голоса.

Тбилисская консерватория заслужила репутацию учебного заведения, готовящего прекрасных исполнителей классической музыки. Среди них выделяются пианисты Александр Торадзе и Элисо Вирсаладзе, скрипачка Лиана Исакадзе, бас Паата Бурчуладзе, певица Нани Брегвадзе, пианистка и преподаватель музыки Манана Дойджашвили, скрипачка и преподаватель музыки Марина Иашвили. В Грузии имеется собственный симфонический оркестр.

Грузия знаменита также своими композиторами. Димитрий Аракишвили (1873–1953), композитор, музыковед и этнограф, известен одной из первых грузинских опер Сказание о Шота Руставели (1919); Мелитон Баланчивадзе 1862–1973), автор первых грузинских романсов (1888) и оперы Тамара Коварная (в последней постановке Дареджан Коварная), Гия Канчели (р. 1935) – автор оперы Да будет музыка, нескольких симфоний и концертов, а также музыки к большому числу кинофильмов и спектаклей (Кавказский меловой круг по Брехту, Ричард III по Шекспиру). Бидзина Квернадзе (р. 1928) сочинил музыку к оперным, балетным и драматическим спектаклям, кинофильмам, симфоническую и фортепьянную музыку, а также ряд сочинений для хора и романсов. Композитор Захарий Палиашвили (1871–1933) известен коллекцией грузинских народных песен и как автор опер Абесалом и Этери и Даиси, основанных на народных легендах.

библиотеки и научные институты.

В Грузии имеется 118 музеев. Наиболее известен Государственный музей Грузии, преобразованный в 1919 из Кавказского музея (основанного в 1852), в котором хранятся экспонаты, демонстрирующие развитие цивилизации Грузии и Кавказа в целом. Весьма интересны Историко-этнографический музей с коллекцией древних грузинских жилищ и Государственный музей искусств Грузии со своим «золотым фондом». Этот музей имеет пять основных разделов: древнегрузинского искусства (со знаменитыми эмалями Хахульского триптиха и центральной эмалевой иконой Богоматери), русского, советского, западноевропейского и восточного искусства. Но мой самый любимый музей, не просто музей, а дом музей Иосифа Бесарионовича Жугашвили или просто Сталина. Я родился и вырос в том же городе что и великий Сталин и в его доме я бывал очень часто. Почти 2-3 раза в год я туда захожу, но со временим, я нечего нового там не вижу. Просто когда я нахожусь там, у меня возникает странное чувство, чувство захватывающее, и я бы сказал даже страх. В этом доме нет нечего особенного. Обычный деревянный домик, в котором всё обставлена как в обычных старых Грузинских хижин конца XIX века. Там стоит стол, стул, кровать, зеркало, и ещё качающееся кресло. У дома есть ещё подвал, но я туда ни разу не заходил. Ещё мне очень понравился музей там можно узнать буквально о каждом прожитом дне Иосифа Бесарионовича. Сталин так же писал стихи, но на Грузинском языке. К переводам стихов были привлечены Борис Пастернак и Арсений Тарковский. Один из переводчиков, не зная, кто автор стихов, сказал: "Тянут на Сталинскую премию первой степени". Узнав о готовящемся издании, Иосиф Биссарионович был, разгневал и приказал работу прекратить. Вот несколько строк Сталина в переводе Льва Котюкова:

Когда герой, гонимый тьмою,

Вновь навестит свой скорбный край.

И в час ненастный над собою

Увидит солнце невзначай,

Тогда гнетущий сумрак бездны

Развеется в родном краю.

Подаст надежда весть свою.

Я знаю, что надежда эта

В моей душе навек чиста.

Стремится ввысь душа поэта -

И в сердце зреет красота.

Крупнейшие библиотеки Грузии – Национальная библиотека, основанная в 1846, с фондом более 9 млн. единиц хранения; библиотеки Тбилисского университета и Грузинской Академии наук, а также центральные библиотеки автономных республик Абхазии и Аджарии.

Самым престижным учреждением в стране является Грузинская Академия наук, выделившаяся в 1941 из Академии наук СССР. В структуру Академии входят отделения естественных, гуманитарных и социальных наук с 55 институтами. В 1991 Академия насчитывала 57 академиков и 89 членов-корреспондентов. Грузия дала плеяду всемирно известных ученых: Николоз Бердзенишвили (1894–1965) опубликовал первый учебник истории Грузии; Мосе Джанашвили (1855–1934), автор многих научных и популярных работ по истории, этнографии и лингвистике, большинство из которых посвящено русско-грузинским отношениям; Николоз Мусхелишвили (1891–1976), механик и основатель грузинской школы математики, президент Академии наук Грузии в 1941–1972; Александр Цагарели (1844–1929), первый грузинский профессор-филолог, член научных обществ России, Норвегии, Италии, Франции, один из основателей Государственного университета Грузии; Илья Векуа (1907–1977), математик и механик, президент Академии наук Грузии в 1972–1977.

ПИРОСМАНИШВИЛИ (ПИРОСМАНИ), НИКО (1862–1918).

художник; самоучка, вошедший в число лучших мастеров мирового «наивного искусства» и ставший самым известным из грузинских художников 20 в.

Родился в 1862 в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье. Рано осиротел, оставшись на попечении двух сестер, которые в 1870 перебрались с ним в Тифлис. Вернувшись в родное село в 1876, был пастухом. Первые живописные навыки получил у странствующих художников, которые расписывали вывески лавок и кабачков-«духанов». Вновь переселившись в Тифлис, перебивался случайными заработками; открыл в 1882 мастерскую декоративных росписей, однако это предприятие быстро прогорело. В 1890–1894 работал кондуктором на железной дороге. Произведения, составляющие его живописное наследие, датируются не ранее 1895.

Писал красками собственного изготовления; основой часто служила дешевая черная клеенка, которую он частично оставлял нетронутой, прописывая лишь наиболее яркие места. Часть его произведений составляют расписные вывески, другую часть – картины-панно для украшения интерьеров. В отличие от многих других мастеров «наивной живописи» (к примеру, А.Руссо), Пиросмани (уменьшительное прозвище мастера) не копировал образцы «высокого» искусства, но брал простые повседневные сюжеты и мотивы, изображая характерные городские и сельские типажи (Дворник, 1904; Продавец дров, обе работы – в Музее искусств Грузии, Тбилиси; Рыбак среди скал, 1906, Третьяковская галерея), животных (Медведь в лунную ночь, 1905; Лань, 1916; обе картины – в Музее искусств Грузии), «вывесочные» натюрморты со снедью и бутылками, незамысловатые пейзажи (Гумно, 1915, Третьяковская галерея), сцены пирушек (Кутеж трех князей, Музей искусств Грузии).

Будучи непрофессионалом, он не прибегал ко всякого рода сложным приемам, дабы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя, поэтому вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая чувство щемящего одиночества. Даже большие многофигурные сцены (Пир во время сбора винограда, там же) проникнуты этим отчуждением. Эффект отчуждения натуры от художественного образа усиливается «странным» колоритом, в целом достаточно строгим, порой даже мрачным, но внезапно вспыхивающим пестрыми пятнами. Иногда Пиросмани обращался и к мотиву «искусства в искусстве», живописуя театральные сюжеты (Сцены из пьесы А.И.Сумбатова-Южина «Измена», частное собрание, Тбилиси), тоже обретающие у него оттенок простодушной притчи на грани абсурда.

Увидев в нем соратника, художник-футурист И.М.Зданевич привез ряд картин Пиросмани в Москву, показав на выставке «Мишень» (другой же из братьев Зданевичей, Кирилл, стал первым исследователем его творчества; его книга о Пиросмани вышла в Тбилиси в 1963). Однако это признание не принесло художнику материального успеха.

Умер Пиросмани в Тбилиси 5 мая 1918. В 1982 в селе Мирзаани был учрежден его музей. Более глубокому пониманию наследия мастера-самоучки способствовал художественный фильм Пиросмани (1970, режиссер Г.Шенгелая), главную роль, в котором сыграл грузинский художник-авангардист А.Варази.

Ортачалская красавица.

ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЯЯ ВДОВА...

Лишь неделя счастья выпала на долю писателя и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова и юной грузинской княжны Нины Чавчавадзе.

В этой трагедии было столько "романтического"! И отвергнутый сиятельный обожатель, и упавшее кольцо, и солнце в знаке Скорпиона, и опознание по раненной на дуэли руке, и юная вдова в черном, и подземный ход!.. И даже, как положено, бриллиант - цена крови, огромный таинственный алмаз в 240 каратов, камень Великих Монголов, который в качестве извинения за убийство посланника отправил царю Николаю персидский шах. Но лучше, если бы все это стало сюжетом захватывающей книги, а не реальной историей двух любящих сердец...

ЧУДЕСНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ.

В Тифлис Грибоедов приехал в угнетенном состоянии духа. И дело было даже не в том, что поездка в Персию страшила его. Он так и сказал Пушкину: "Вы не знаете этих людей: вы увидите, дело дойдет до ножей". И о степени своего героизма Александр Грибоедов уже не волновался. Это он в начале персидской войны, вдруг заподозрив в себе постыдную трусость, выскочил на холм, обстреливаемый особенно сильно, и простоял отмеренный им самим срок под свистом пуль и снарядов. Помнится, и на дуэли, когда Якубович прострелил ему руку, труса не праздновал. Просто ожидаемая опасность заставила оглянуться на пройденный путь с обычным в таких случаях вопросом: "Что сделано?" Да, "Горе от ума" и Туркманчайский договор отменно удались. Но теперь он послан в Персию, чтобы следить за выполнением договора, и многое там придется делать так, как делать бы не следовало. Для того ему и дали этот "павлиний" чин министра-посланника...

Романтизм и сентиментализм всегда вызывали у Грибоедова ядовитейшую улыбку. Но история его любви, совпавшая с этим сложным периодом жизни, началась именно по законам сентиментализма...

ГДЕ ВЬЕТСЯ АЛАЗАНЬ...

Нину Чавчавадзе, дочь своего друга, он знал с детства, учил игре на фортепиано. И вдруг увидел уже девушку - с прекрасными глазами и нежным лицом. Поговаривали, что есть уже у Нины и настойчивый обожатель, почти жених - Сергей Ермолов, сын грозного генерала Ермолова. Да, в одну минуту, как в сентиментальнейших любовных романах, он, опытный дипломат, известный писатель, вдруг влюбился, как мальчишка. "В тот день, - писал Грибоедов, - я обедал у старинной моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзе... все на нее глядел, задумался, сердце забилось, не знаю, беспокойство ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, выходя из стола, я взял ее за руку и сказал ей по-французски: "Пойдемте со мной, мне нужно что-то сказать вам". Она меня послушалась, как и всегда, верно, думала, что я усажу ее за фортепиано... мы... взошли в комнату, щеки у меня разгорелись, дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее, потом к матушке ее, к бабушке, к ее второй матери Прасковье Николаевне Ахвердовой, нас благословили..."

22 августа в Сионском соборе в Тифлисе их венчали. Иерей записал в церковной книге: "Полномочный министр в Персии Его императорского Величества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедов вступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью генерал-майора князя Александра Чавчавадзева..." Накануне у поэта были жестокие приступы малярии. Один из них случился во время самого венчания - выпавшее из дрожавшей руки кольцо всех смутило...

Есть легенда, что сразу после свадьбы и нескольких дней торжеств молодые супруги уехали в Цинандали, имение Чавчавадзе в Кахетии. В известиях о Грибоедове есть десятидневный перерыв - с 26 августа, когда состоялся бал у военного губернатора Тифлиса генерала Сипягина, и до 6 сентября, которым помечено письмо к одному из друзей. Так что пребывание "там, где вьется Алазань", где воздух напоен ароматом цветов, аллеи тенисты и над высоким обрывом стоит полу обрушившаяся церковка (в ней, говорят, молодые отслужили благодарственный молебен), вполне возможно... Где, как не здесь - в доме, в котором более тридцати прохладных комнат, а с широкой веранды в ясный день видны лиловые горы и белые вершины Кавказа - где же еще было пролететь "медовой неделе"...

Молодая чета отправилась в Персию с большой свитой. В караване было сто десять лошадей и мулов, ночевали в шатрах на вершинах гор, где царил зимний холод. В Эчмиадзине состоялась пышная встреча. Армянские монахи вышли с крестами, иконами и хоругвями. Грибоедов заночевал в монастыре и начал письмо к своей петербургской приятельнице Варваре Семеновне Миклашевич, в котором хвастался прелестью, игривостью своей молодой жены. А она в этот момент заглядывала ему через плечо и вдруг сказала: "Как это все случилось? Где я и с кем! Будем век жить, не умрем никогда!" Это было само счастье, и письмо осталось неоконченным...

"ЖЕСТОКОЕ СЕРДЦЕ"

После Эчмиадзина ждала Грибоедовых освобожденная русскими Эривань. Встречали пятьсот всадников, ханы, армянское и православное духовенство, полковая музыка. Восемь дней пролетели как один. Приехал тесть Александр Чавчавадзе, теперь начальник Эриванской области. Отец и мать Нины проводили Грибоедовых и в семи верстах от города простились с любимым зятем навсегда...

Не желая подвергать Нину опасности в Тегеране, Грибоедов на время оставил жену в Тавризе - своей резиденции полномочного представителя Российской империи в Персии, и поехал в столицу на представление шаху один.

Въезд в столицу пришелся на воскресенье 5-го дня месяца реджеб, когда солнце стоит в созвездии Скорпиона. В глазах персов это было дурным знамением и сразу вызвало неприязнь населения. Обстановка же и без того была угрожающей. Оберегая интересы России, министр-посланник, однако, настаивал, чтобы не давили на Персию так сильно с уплатой контрибуции. Но в Петербурге были другого мнения и требовали, чтобы Грибоедов держался как можно тверже. Он так и делал, не угождал, не льстил и, что для персов было особенно обидно, не давал, и не брал взяток. За это его прозвали "сахтир" - "жестокое сердце".

ТЕГЕРАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ.

Тоскуя по молодой жене, Грибоедов купил красивую чернильницу, отделанную фарфором, и отдал граверу с текстом на французском: "Пиши мне чаще, мой ангел Ниноби. Весь твой. А.Г. 15 января 1829 года. Тегеран". Потом было письмо к Макдональду, коллеге, представителю Англии в Иране, и его супруге, с которыми в Тавризе общалась Нина. Александр очень беспокоился о жене и терзался тем, что вынужден оставлять ее одну в нездоровье - Нина очень тяжело переносила беременность. "Через восемь дней я рассчитываю покинуть столицу", - писал Грибоедов, имея в виду отъезд из Тегерана в Тавриз. Но этому не суждено было случиться... 30 января Грибоедова, а с ним еще более пятидесяти человек, растерзала толпа религиозных фанатиков, подстрекаемая теми, кого бесила настойчивость русского посла в вопросе возвращения пленных, подданных России, на родину. Попытка иранских друзей вывести российского посланника и тех, кто был с ним, через подземный ход не удалась. Александр Сергеевич Грибоедов пал на поле брани с обнаженной саблей в руке. Бесчинствующая толпа таскала его изуродованный труп по улицам несколько дней, а потом бросила в общую яму, где уже лежали тела его товарищей.

СТРАШНОЕ ИЗВЕСТИЕ.

Позже, когда русское правительство потребовало вернуть тело Грибоедова в Россию, его опознали лишь по руке, простреленной пулей Якубовича...

А Нина тем временем оставалась в Тавризе. Окружающие, боясь за нее, скрывали страшную весть. Говорили, что она должна ехать в Тифлис, дескать, Александр Сергеевич занемог, уехал туда и велел следом отправляться и ей. Нина отвечала: "Пока не получу письмо от мужа, никуда не тронусь". И лишь 13 февраля по настоятельной просьбе матери она покинула Тавриз. В Тифлисе Нина узнала, что муж мертв, и у нее случились преждевременные роды. Об этом в ее письме Макдональдам в Тавриз: "...Спустя несколько дней после моего приезда, когда я едва отдохнула от перенесенной усталости, но все более и более тревожилась в невыразимом, мучительном беспокойстве зловещими предчувствиями, сочли нужным сорвать завесу, скрывающую от меня ужасную правду. Свыше моих сил выразить Вам, что я тогда испытала... Переворот, происшедший в моем существе, был причиной преждевременного разрешения от бремени... Мое бедное дитя прожило только час и уже соединилось со своим несчастным отцом в том мире, где, я надеюсь, найдут место и его добродетели, и все его жестокие страдания. Все же успели окрестить ребенка и дали ему имя Александр, имя его бедного отца..." На семнадцатом году жизни надела Нина Грибоедова черное платье и не снимала его 28 лет, до самой могилы. Грузинские женщины часто ходят в черном, так что ее вдовий наряд удивлял лишь в первые годы. В 1857 году в Тифлисе вспыхнула холера. Нина отказалась уехать из города и, ухаживая за своими родственниками, заболела сама и умерла.

Высоко над Тбилиси, в монастыре св. Давида, что на горе Мтацминда, покоится их прах. Сюда, к увитой плющом нише с двумя могилами, приходит много людей. На одном из надгробий, обхватив распятье, рыдает коленопреклоненная женщина, отлитая из бронзы. Все свое великое и трепетное чувство вложила Нина в слова, горящие на холодном и тяжелом черном камне: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!"

Литература.

1. Официальный саит Грузии - www. ll.ge “Культура Грузии”

3. Первый Тбилисский канал. Программа - «Великие люди Грузии» «03.23.2002.» Тема: «Нина Чавчавадзе».

4. Информация полученная от “Посольства Грузии в Россииской Федераций.”

5. Журнал “ХХ Саукуне” издатель “Лаша Табукашвили” Тбилиси 1997г.

XIII Заключение .

Написав этот реферат я выучил и узнал для себя много нового и я думаю, что и вы тоже узнали много интересного касающееся Грузинской культуры. Я рад, что выбрал эту тему.

Грузия – страна с древней и богатой самобытной культурой, истоки которой берут начало в глубине тысячелетий. Культура Грузии давно пересекла национальные границы и вышла на международный уровень, потому что это достояние и наследие всего человечества.
Грузинская монументальная архитектура, музыка, книжная миниатюра, богатая духовная и светская литература, красочные проникновенные танцы, работы ювелиров, чеканщиков и художников, и конечно сам гостеприимный и хлебосольный грузинский народ, все это является частью древней страны.

Своеобразное географическое расположение Грузии на стыке Европейского и Азиатского континентов отразилось на развитии ее культуры, впитавшей в себя ближневосточные, европейские и местные кавказские традиции. Важные торговые пути, идущие через территорию Грузии и соединяющие север с югом, а восток с западом стали источником проникновения сюда элементов новых культур, традиций, веяний, тенденций и учений. Здесь, в Грузии, сошлись неторопливая мудрость Востока и прогрессирующая динамичность Запада.

Период XI-XII вв. – эпоха возрождения грузинского государства, когда монахи в академиях, церквях и монастырях выдвигали новые гуманистические идеи. Уже в средние века в Грузии процветали философия и историография, теология и право, поэзия и искусство. Развивались архитектура, астрономия, география и другие отрасли знания. Стало зарождаться прикладное искусство и особенно – ювелирное дело и художественная обработка металла (чеканка), процветающие до сих пор.

Расцвет светская культура Грузии претерпела в XIX в., когда грузинские писатели и художники под влиянием европейских идей обогатили сокровищницу национального и мирового искусства. В сокровищнице духовной культуры грузинского народа самое значительное место занимает музыкальный и танцевальный фольклор – искусство многоголосого хорового пения и национальные танцы, получившее признание во всем мире.

Прикладное искусство Грузии

Традиционное грузинское прикладное искусство в основном представлено высокохудожественными изделиями из керамики, металла, дерева, кости. Грузия славится своим ювелирным мастерством, гравировкой по металлу, оружейным мастерством.

Первые образцы керамической посуды появились на территории Грузии в VII тысячелетии до н. э. Позже, в IV-III тысячелетиях до н. э., наряду с керамикой появляются первые металлические изделия. Первые серебряные предметы на территории Грузии относятся к III тысячелетию до н. э. В следующем тысячелетии до н. э. количество образцов ювелирного искусства растет. В это время ювелирное дело достигает своего расцвета. Ювелиры в совершенстве владели искусством филиграни, скани, чеканки, литья. Но апогея славы средневековое ювелирное искусство достигло в XI-XIII веках.

Период многочисленных завоеваний тоже не прошел бесследно для прикладного искусства. Оно попадало под влияние европейского, персидского, азиатского искусства, но не утратило своих традиционных технических приемов и глубоко национального содержания.

В XIX веке в Грузии наивысшего расцвета достигло искусство златокузнецов. Лучшие образцы золотых столовых изделий (кубки, чаши, кувшины, рога-канци) и украшений создавались в Тбилиси, Ахалцихе, Гори, Кутаиси, Зугдиди и Телави. Изделия обильно украшалось чеканкой, сканью, чернью.

С древних времен грузинские мастера при художественной обработке благородных металлов употребляли эмали. Своего расцвета это искусство достигло в IX-XII веках. Эмалью, особенно перегородчатой, украшали предметы как религиозного, так и светского назначения: церковную утварь, столовую посуду, пояса, кольца, ожерелья. И в наше время это искусство не утратило свою силу, грузинские мастера по сей день продолжают работать в технике эмали.

В XVIII-XX веках действовало несколько центров керамического производства, где изготовлялись керамическая посуда и строительные материалы (кирпич, черепица).

В Восточной Грузии центрами керамического производства являлись: Тбилиси, Мцхета, Телави, Ниноцминда, Гори, Цхавати. В Западной Грузии - Шроша, Кутаиси, Ацана, Намиколоу и т. д.

Большое место в быту грузинского народа занимала керамика с глазурью. Мастера всегда старались придать изделию красивый внешний вид, изысканные, утонченные формы.

Многовековую историю в грузинском народном декоративно-прикладном искусстве имеет шитье бисером. До последнего времени оно сохранилось у грузинских горцев. С XVIII века центрами вышивки бисером являлись Тбилиси, Гори, Кутаиси, Ахалцихе.

Грузинское народное декоративно-прикладное искусство обращает на себя внимание своей простотой, пластичностью, традиционными неповторимыми формами.

Музыка и танцы в Грузии

Грузинская песня - шедевр устного нематериального наследия

В мире найдется немного стран с такой высокой хоровой культурой, как Грузия. Национальная самобытность грузинского народа в полной мере проявилась в многоголосой хоровой песне. Своими корнями многоголосное (полифоническое) песнопение восходит к V в. н.э. Первоначально оно существовало лишь как народное, но после принятия христианства приобрело статус еще и церковного песнопения.

Для грузинского многоголосья характерны особая голосовая техника пения на три голоса. Обычно в Грузии поют мужчины. Также как и в русском фольклоре, все грузинские песни можно условно разделить на трудовые, обрядовые, застольные и плясовые.

О точном времени зарождения грузинского фольклора до сих пор не утихают споры. Одни считают, что грузинской народной музыке более 1500 лет. Наиболее смелые утверждают, что первые сведения о грузинском танцевальном и песенном фольклоре упоминаются еще до нашей эры. Например, по свидетельству греческого историка Ксенофонта (IV век до н.э.), среди грузинских племен была широко распространена светская музыка, военные и танцевальные мелодии. Грузины даже в битву шли с песнями и танцами. В грузинском фольклоре действительно сохранились ритуальные песни и танцы как языческой, так и христианской эпохи. В 2001 году ЮНЕСКО признало грузинскую песню шедевром устного нематериального наследия.

Танцы в Грузии разделяются на сольные, парные и групповые. Женщины двигаются грациозно, маленькими шажками. Мужчины демонстрируют свою воинственность, которая выражается в быстрых движениях, высоких прыжках и смелых пируэтах. Спина, как у мужчин, так и у женщин, всегда остается прямой и неподвижной.

В Грузии есть такое понятие как «танцевальный диалект». Это значит, что в каждом регионе Грузии своя особая манера исполнения танцев. Так различаются кахетинский, карталинский, рачинский, сванский, мингрельский, имеретинский, гурийский, аджарский, мтиульский танцы и т.д.

Грузинская песенная и танцевальная культура жанрово богата и разнообразна. На протяжении многих веков формировался народный исполнительский стиль и традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Сегодня в Грузии действуют такие Храмы музыкального и танцевального искусства как Грузинский театр оперы и балета (создан в 1851 году), Театр музыкальной комедии. Тбилисская консерватория заслужила репутацию учебного заведения, готовящего прекрасных исполнителей классической музыки.

Государственный симфонический оркестр и множество ансамблей народных песен и танцев, к примеру, «Эрисиони» и «Рустави», известны во всем мире.

Культура Грузии - Литература

Первые грузинские литературные памятники относятся к V в. н.э. Это церковная литература периода раннего христианства – жития мучеников и святых, различные трактаты. Далее появился фольклор – сказания о героях и дидактические поэмы.

Расцвет восточной (в частности, персидской) литературы также оказал сильное влияние на развитие грузинской литературы. В эпоху раннего Средневековья появляются эпические произведения лирического содержания о несчастной любви, написанные под влиянием творчества Фирдоуси и др. восточных авторов. Символом грузинской художественной литературы является эпическая поэма «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, написанная в XII веке.

Наиболее значительный вклад в литературное наследие Грузии внесли также Сулхан-Саба Орбелиани – автор толкового грузинского словаря (XVIII век), Илья Чавчавадзе, Александр Казбеги и Акакий Церетели (XIX век), Галактион Табидзе («Луна Мтацминды», «Ветер веет»), Константин Гамсахурдиа («Десница» - XX в.).

Романы Нодара Думбадзе – великого грузинского писателя XX века повествуют о простых и мудрых людях, пронизаны народным юмором и глубокой философией. Произведения Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Белые флаги», «Закон вечности» изданы на 94 языках мира.

Произведения поэтов и писателей Грузии переводились и на русский язык многими поэтами, включая Бориса Пастернака и Евгения Евтушенко.

Грузинская живопись и архитектура

Искусство живописи представлено в Грузии работами таких мастеров как легендарный Нико Пиросмани, Гиго Габашвили, Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Корнелий Санадзе, Елена Ахвледиани, Сергей Кобуладзе, Симон Вирсаладзе и Екатерина Багдавадзе. Всемирно известны такие грузинские скульпторы, как Элгуджа Амашукели, Ираклий Очиаури и Зураб Церетели.

Культура Грузии - Театр

Грузинская драматургия восходит к середине XIX в. Ее основоположником считается писатель, переводчик и театральный деятель Георгий Эристави (1811–1864).

В Грузии насчитывается более 30 театров. Наиболее посещаемые из них находятся в Тбилиси. Это Академический театр оперы и балета им. З. Палиашвили, Государственный академический драматический театр им. Ш.Руставели, широко известный в современном театральном мире как один из самых творческих и талантливых коллективов, Государственный академический драматический театр им. К. Марджанишвили, отметивший свой 150-летний юбилей Государственный русский драматический театр им. А.С. Грибоедова, Государственный музыкальный театр им. В.Абашидзе.

Культура Грузии - Кино

Рождение грузинского кинематографа произошло в начале XX в. Первый фильм был снят в 1912 году. Тогда еще никто не знал, что грузинские фильмы получат мировое признание.

Такие грузинские кинорежиссеры, как Эльдар Шенгелая («Ширекилеби»), Георгий Чхеидзе («Пиросмани»), Тенгиз Абуладзе (трилогия «Мольба», «Древо желания», «Покаяние»), Отар Иоселиани («Фавориты луны» и многое другое), Ираклий Махарадзе («Всадники дикого запада – грузинские ловкие всадники»), Георгий Данелия («Не горюй!», «Мимино» и многое другое) получили за свои работы ряд международных премий. Их работы навсегда вошли в сокровищницу мирового кинематографа.

Грузия подарила миру плеяду талантливейших актеров. Таких как Верико Анджапаридзе, Кахи Кавсадзе, Софико Чиаурели, Вахтанг Кикабидзе и многих других.

Культура Грузии - Музеи

В Грузии насчитывается около 100 музеев. В одном лишь Тбилиси их более 20. Главный музей страны - Государственный музей Грузии им. Симона Джанашиа, преобразованный в 1919 из Кавказского музея (основан в 1852 г.).

Здесь представлена крупнейшая коллекция памятников грузинской культуры: предметы материальной культуры, начиная с эпохи нижнего палеолита – орудия труда, наконечники стрел и копий, утварь, древние украшения, а также изделия художественных ремесел из разных районов Грузии, коллекция монет как грузинских, так и стран Ближнего Востока. В музее есть геологический, биологический, зоологический отделы, а также отдел по новой и новейшей истории Грузии.

Вторым крупным музеем считается Государственный музей искусств Грузии им. Ш.Амиранашвили. Его «золотой фонд» содержит богатейшую коллекцию древнегрузинского искусства (со знаменитыми эмалями Хахульского триптиха и центральной эмалевой иконой Богоматери), а также русского, советского, западноевропейского и восточного искусства.

Интересны также такие музеи, как Национальная картинная галерея, Государственный музей современного изобразительного искусства, Государственный музей народного и прикладного искусства, Музей грузинской литературы, Тбилисский исторический музей им. И.Гришашвили, Государственный музей музыки, театра и кино, Государственный дом-музей Н.Пиросмани, Историко-этнографический музей с коллекцией древних грузинских жилищ.







Краткая информация

Грузия – это удивительная страна, в которой пересекаются разные культуры, традиции и религии. В этой стране любой турист может найти то, что ему нравится больше всего – заснеженные вершины, субтропическое побережье Черного моря с кипарисами, пихтами и пальмами, уникальные минеральные источники и бальнеологические курорты, захватывающие пейзажи с красивейшей природой, древние крепости, а также очень вкусную кухню.

География Грузии

Грузия расположена на Кавказе на пересечении Западной Азии и Восточной Европы. На севере Грузия граничит с Россией, на юге – с Арменией и Турцией, а на юго-востоке – с Азербайджаном. На западе грузинские берега омываются водами Черного моря. Общая площадь этой страны – 69 700 кв. км., а общая длина государственной границы – 1 461 км.

На севере Грузии находится горная цепь Большой Кавказский хребет. В Грузии есть три горы, высота которых превышает 5 тысяч метров – Шхара (5 068 м), Джангитау (5 059 м), Казбек (5 033 м). На западе страны находится равнина Колхида.

По территории Грузии протекает много красивых рек. Самые большие из них – Кура (1 364 км), Тегри (623 км) и Чорохи (438 км).

Столица

Столицей Грузии является Тбилиси, в котором сейчас проживают более 1,2 млн. человек. Историки утверждают, что поселение людей на территории современного Тбилиси существовало еще 5 тыс. лет назад.

Официальный язык Грузии

Официальный язык в Грузии - грузинский, относящийся к картвельской языковой семье.

Религия

Около 84% населения Грузии – православные христиане, принадлежащие к Грузинской православной церкви, а еще 9% грузин считают себя мусульманами (шиитами).

Государственное устройство Грузии

Согласно действующей Конституции 1995 года, Грузия – это президентская республика. Ее глава – Президент, избираемый народом на 5 лет.

В Грузии законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту (150 депутатов). Члены Парламента избираются на 4-летний срок.

Основные политические партии в Грузии – «Единое национальное движение», «Грузинская мечта – демократическая Грузия», «Консервативная партия», «Республиканская партия», «Наша Грузия – свободные демократы».

Климат и погода

Климат в Грузии очень разнообразен. Условно эту страну можно разделить на две климатические зоны – Восток и Запад. Большой Кавказский хребет защищает Грузию от холодного ветра с севера, а горная система Малый Кавказ – с юга.

Большая часть Западной Грузии (Батуми) находится в субтропическом влажном климате. Самым влажным регионом в Грузии является Аджарии, где ежегодно выпадает в среднем 5 500 мм осадков.

В Восточной Грузии климат переходный от влажного субтропического к континентальному. Погода в этом регионе находится под влиянием воздуха с Каспийского и Черного морей. Ежегодно здесь выпадает 400 - 1 600 мм осадков.

Среднегодовая температура воздуха в Тбилиси составляет +13,3С. В июле и августе средняя температура воздуха в Грузии равняется +31С, а в январе - -2С.

Море в Грузии

На западе грузинские берега омываются водами Черного моря. Береговая линия составляет 310 км. Большая часть побережья Черного моря в Грузии является курортной зоной.

Реки и озера

По территории Грузии протекает много рек. Самые большие из них – Кура (1 364 км), Тегри (623 км), Чорохи (438 км) и Алазани (351 км). Что же касается озер в Грузии, то из них самые большие – Паравани, Карцахи и Палеостоми.

История Грузии

История Грузии является бесконечной чередой войн, восстаний и революций. Территория, на которой расположена Грузия (между Черным и Каспийским морями), на протяжении многих веков привлекала разных завоевателей. Грузия всегда была вовлечена в сферу экономических и политических интересов больших государств. Грузия является относительно молодым государством, сформировавшимся в X веке, однако ее история началась задолго до этого….

История грузинской государственности начинается с появления Колхиды и Иберийского царства. Так. Колхида была образована в VI веке н.э.

В X веке царь Баграт III объединил восточную и западную части Грузии в единое государство. Оно достигло своего расцвета в XII веке во времена правления царя Давида Строителя. В XIII веке в Грузию вторглись татаро-монголы, а в XV веке – войска Тимура.

В XVIII-XIX веках Грузия постепенно входит в состав Российской империи. Но только в 1870-х годах из Грузии были окончательно изгнаны войска Османской империи.

В 1918 году Грузия вошла в состав Закавказской Демократической Федеративной Республики, а в 1936 году – в состав СССР.

Независимость Грузии была провозглашена в 1991 году. В 1992 году Грузия стала членом ООН.

Культура

На протяжении многих веков виноделие было не только основой экономического богатства Грузии, но и частью ее духовной культуры. Вино для грузин это не просто напиток. Вино в Грузии больше похоже на религию. Виноградная лоза часто упоминается в грузинских легендах и песнях.

В Грузии очень сильны традиции гостеприимства. Раньше в грузинских домах были даже специальные комнаты для гостей (или отдельные дома), куда мог войти любой гость, поесть и переночевать там.

Каждый грузинский праздник должен идти в определенном порядке. За этим следит специальный человек – тамада. Согласно традициям, тамадой должен быть сам хозяин дома или его должны выбрать из числа самых уважаемых гостей.

Грузинские традиции, а также грузинское гостеприимство отражается в свадебных обычаях. На грузинскую свадьбу нужно приглашать много гостей (иногда их количество достигает нескольких сотен). Отказаться прийти на свадьбу – значит нанести оскорбление пригласившей стороне, и из-за этого может начаться кровная вражда.

Кухня Грузии

Возможно, некоторые туристы, побывавшие в Грузии, скажут, что самая главная ее достопримечательность – местная грузинская кухня. Традиционное грузинское застолье является неотъемлемым элементом культуры Грузии.

Грузины любят и умеют готовить мясо. Такие блюда, как шашлык, «цыплята табака», чихиртма и чахохбили уже давно завоевали себе популярность в самых разных странах мира.

Отличительная особенность грузинской кухни – большое количество соусов. Одно и то же блюдо в Грузии могут поддать с разными соусами, и оно будет отличаться не только по внешнему виду, но также по вкусу и аромату. Соусы в Грузии делают из ягод, фруктов, помидор, граната, ежевики, барбариса, которые варят, а затем смешивают с уксусом и специями.

Еще одна отличительная особенность грузинской кухни – обилие сыров. Каждая область в Грузии может похвастаться своим традиционным видом сыра. Самые известные сорта сыра – «Сулугуни», «Кобийский» и «Чанах».

Для приготовления блюд грузины часто используют орехи – миндаль, фундук и грецкие орехи.

Очень важный элемент грузинской кухни – специи. Они используются для приготовления завтрака, обеда и ужина. Самые популярные специи (в зависимости от сезона) петрушка, укроп, черемша, мята, базилик, чабер, эстрагон и др.

На грузинском столе рядом с мясом всегда обязательно должны быть овощи и зелень. Большинство овощных блюд готовят из баклажанов, фасоли, капусты, свеклы и помидоров. Так, в грузинской кухне есть несколько десятков блюд из баклажанов.

Очень популярны в Грузии супы, которые могут быть мясными, вегетарианскими и молочными. Суп в Грузии варят обычно без овощей, и, обязательно, приправляя соусом с мукой или яйцами.

Вместо хлеба в Грузии употребляют «гоми», очень густую кукурузную кашу, а также «шоти» (белый квасной хлеб) и «мчади» (кукурузные лепешки»).

Грузинское застолье нельзя представить без вина. Грузинские вина известны во многих странах мира. Самые популярные грузинские вина – «Хванчкара», «Киндзмараули», «Саперави», «Твиши» и «Цинандали».

Достопримечательности Грузии

По официальным данным, в Грузии сейчас насчитывается более 10 тысяч историко-архитектурных и археологических памятников. В Топ-10 лучших грузинских достопримечательностей, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Кафедральный собор Светицховели в Мцхете
  2. Сионский кафедральный собор в Тбилиси
  3. Церковь Св. Марии в Тбилиси
  4. Цитадель Греми на реке Инцоба
  5. Монастырь Шио-Мгвиме
  6. Церковь Джвари в Мцхете
  7. Крепость Ананури
  8. Женский монастырь Ахали Шуамта
  9. Крепость Хертвиси
  10. Женский монастырь Самтавро

Города и курорты

Самые большие грузинские города – Батуми, Рустави, Кутаиси, Зугдиди, Поти, Гори, и, конечно же, Тбилиси.

На побережье Черного моря в Грузии находится несколько отличных пляжных курортов – Батуми, Зеленый Мыс, Михинджаури, Орд, Кобулетти, Цихисдзири, Уреки. Лучшие грузинские пляжи находятся в Аджарии, которая расположена в субтропическом влажном климате. Практически вся береговая линия Аджарии представляет собой прекрасный длинный пляж, на берегу которого растут пальмы, пихты и кипарисы.

Грузия знаменита не только своими пляжами, но и бальнеологическими курортами. На сегодняшний день в Грузии существует около 2 тыс. термальных и минеральных источников. Причем более 20 из них – это большие минеральные источники (как в Боржоми). Самые известные бальнеологические грузинские курорты – Боржоми, Цихисдзири, Цхалтубо, Мухури, Бешуми, Абастумани, Шови, Зекари.

Грузию нельзя представить без горнолыжных курортов. Самые известные из них - Бакуриани, Гудаури, Бахмаро. Сезон катания на лыжах в Грузии продолжается, как правило, с декабря по апрель.

Сувениры/покупки

Туристы из Грузии обычно привозят изделия народного творчество, рог для вина, платки, иконы, грузинский сыр, грузинское вино, чурчхелу, специи (хмели-сунели, кинза, имеретинский шафран), соусы (аджика, ткемали).