Что такое сохранение объектов культурного наследия. Сохранение, использование и охрана объектов культурного наследия

В законодательстве РФ предусмотрено два вида материальной помощи пенсионерам: государственная материальная помощь осуществляется за счет страховой системы социальной поддержки граждан страны, и материальная поддержка бывшего работника-пенсионера или вышедшего на пенсию работника от его бывшего работодателя.

Адресная единовременная материальная помощь неработающим пенсионерам со стороны государства осуществляется департаментом или управлением соцзащиты населения по месту регистрации пенсионера. Она может быть: материальной (денежной) , продовольственной, вещевой, санитарно-гигиенической, патронажем социально-медицинских и социальных услуг, а также услуг по уборке помещений, где проживают престарелые люди.

Единовременная материальная помощь пенсионерам

Как получить материальную помощь пенсионеру? В основном адресная материальная помощь направляется одиноким неработающим пенсионерам и семьям пенсионеров, где все члены семьи не работают и имеют среднемесячный доход не более 15 тыс. рублей. Данная помощь предоставляется один раз в год на основании письменного заявления пенсионера и на определенные цели, например, на ремонт жилого помещения (после случаев пожара, затопления). Такая материальная помощь пенсионеру осуществляется на основе акта осмотра специалистов, чеков, смет выполненных работ и т.д.. Матпомощь пенсионеру могут дать на дорогостоящее лечение, которое пенсионер не может оплатить самостоятельно. Еще одна статья матпомощи пенсионера, – на приобретение топлива (уголь, дрова и т.д.), предметов первой необходимости и т.д.

Основания предоставления адресной материальной помощи неработающим пенсионерам, как и ее сумма, регулируются органами местного самоуправления.

Материальная помощь бывшим работникам пенсионерам

Оказание материальной поддержки со стороны работодателя работникам, вышедшим на пенсию или бывшим работникам - пенсионерам , осуществляется на основании положений коллективного договора.

Есть предусмотренные законодательством основания на предоставление материальной помощи работникам пенсионерам:

Дорогостоящее лечение, связанное с тяжелыми заболеваниями работника-пенсионера;

Выход на пенсию по возрасту или инвалидности после длительного времени работы в данной организации.

Для того, чтобы получить единовременную материальную помощь, пенсионеру необходимо написать соответствующее заявление работодателю (в свободной форме) с просьбой предоставить ему материальную помощь. В заявление необходимо указать причину востребования помощи. Если руководитель примет положительное решение по данному заявлению, то издается приказ от его имени об оказании материальной поддержки работнику (нет унифицированной формы, он составляется в свободной форме).

В соответствии со ст. 270 НК РФ, сумма материальной поддержки не может быть включена в расходы при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль, но при этом нет четкого определения - какая именно материальная помощь подходит под это определение. Если форма материальной поддержки организации своим сотрудникам не связана с его трудовыми обязанностями, а направлена на удовлетворение потребностей, связанных с тяжелыми жизненными ситуациями, то данные суммы могут быть включены в расходы.

Страховые взносы не начисляются на сумму единовременной материальной помощи, которая оказывается не чаще одного раза в год и суммой не более 4 тыс. рублей, если:

Она оказывается лицам, перенесшим стихийные бедствия;

В случае смерти близкого человека;

В случае рождения (усыновления) ребенка.

Во всех остальных случаях работодатель должен уплачивать страховые взносы с сумм материальной помощи по ФЗ №212-ФЗ от 24.07.2009 г. Напомним, что он действует до конца 2016 года. Впрочем, новая глава НК РФ о страховых взносах не сильно отличается от принципов закона №212-ФЗ.

Полностью освобождается от уплаты НДФЛ сумма единовременной материальной помощи в размере не более 4 тыс. рублей, оказанная работодателем вышедшему на пенсию работнику или бывшему работнику, который сейчас находится на пенсии.

Как реализуется социальная политика в российских регионах, кто и в каких случаях вправе рассчитывать на экстренную материальную помощь от государства, в каком порядке она предоставляется.

КАКИЕ ЗАКОНЫ ГАРАНТИРУЮТ ПОМОЩЬ ГРАЖДАНАМ?

Социальная политика реализуется на федеральном и региональном уровнях в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи». Органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлены широкие полномочия по выработке политики в сфере социального развития, в Московской области и Санкт-Петербурге, ряде других регионов действуют Социальные кодексы (Волгоградская, Белгородская, Ярославская области и др.) и иные нормативно-правовые акты во исполнение федерального социального законодательства (например, Положение о порядке оказания социальной помощи жителям города Брянска). Указанный Федеральный закон содержит самые общие правовые и организационные принципы оказания социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, перечень которых также может изменяться в зависимости от региона.

Как получить деньги вместо неиспользуемых льгот?

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОМОЩЬ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ?

Оснований для оказания социальной помощи в денежной и натуральной формах множество. Одним из них является трудная жизненная ситуация. В Федеральном законе под этим понимаются обстоятельства, которые ухудшают условия жизни гражданина, и последствия которых не могут быть преодолены лицом самостоятельно. Согласно ч.1 ст.8_1 Закона помощь в такой ситуации оказывается на основании социального контракта малоимущим и иным категориям граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Социальный контракт является соглашением с органом соцзащиты о выполнении предусмотренной программы адаптации.
В регионах формулировка «трудная жизненная ситуация» и ее содержание могут изменяться, а также могут использоваться схожие формулировки. Например, в Санкт-Петербурге предусмотрена социальная помощь не только в связи трудной жизненной ситуацией, но также кризисной жизненной ситуацией и отдельно оказывается помощь малоимущим. Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 № 257 малообеспеченная семья или одинокие граждане (средний душевой доход не превышает двукратного размера величины прожиточного минимума) имеют право на материальную помощь в связи с расходами, вызванными трудной жизненной ситуацией при следующих обстоятельствах:
достижение возраста 65 лет и старше;
наличие у трудоспособного лица статуса безработного;
лицо является инвалидом (ребенком-инвалидом);
наличие в составе семьи несовершеннолетнего ребенка (несовершеннолетних детей).

НА КАКИХ УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПОМОЩЬ?

Помощь в трудной жизненной ситуации в Санкт-Петербурге в течение одного года оказывается в размере не более двукратного прожиточного минимума. Предусмотрен перечень расходов для преодоления трудной жизненной ситуации, при наличии документального подтверждения которых предоставляется помощь:
расходы на приобретение по медицинским показаниям;
расходы на ремонт жилого помещения;
расходы на установку (замену) надмогильного сооружения.
Порядок расчета размера материальной помощи и перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению содержатся в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 № 257.
Гражданам, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации предоставляется экстренная социальная помощь в размере до 100 000 рублей и выше в следующих случаях:
потери кормильца;
необходимости использования дорогостоящих видов медицинских услуг по жизненным показаниям;
необходимости применения дорогостоящих лекарственных препаратов;
утраты всего или значительной части имущества в результате возникновения пожара, а также аварий тепло-, газо-, водо-, электроснабжения. (ст. 117.7 Социального кодекса Санкт-Петербурга).
Для получения помощи, которая предоставляется в виде пособия или денежной компенсации необходимо подать заявление в районную администрацию. Если орган соцзащиты населения примет решение о том, что помощь должна быть предоставлена в размере свыше 100 000 рублей, заявление передается в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга. Документы, прикладываемые к заявлению, перечислены в «Условиях и порядке предоставления государственной услуги «Осуществление предоставления экстренной социальной помощи в Санкт-Петербурге». Полный перечень документов изменяется в зависимости от конкретного основания получения такой помощи. Во всех случаях обращения за социальной помощью заявление может быть подано через МФЦ.
Социальная помощь в виде прямой материальной поддержки нуждающихся оказывается в большинстве субъектов РФ (Санкт-Петербург в статье был приведен в качестве примера) и регулируется региональным законодательством. Размер материальной помощи и основания для ее предоставления при этом отличаются, находясь в прямой зависимости от возможностей регионального бюджета. Информация о реализации в регионе программ социальной помощи обычно размещается на сайтах органов исполнительной власти. Все необходимую информацию гражданин также может получить, обратившись в орган социальной защиты в своем регионе.

Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия

Условия получения услуги в ОИВ

  • Кто может обратиться за услугой:

    Юридические лица

    Индивидуальный предприниматель

    имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Бесплатно

  • Перечень необходимых сведений:

    Заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (научно-исследовательские и изыскательские работы на объекте культурного наследия) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Представляется для получения разрешения в случае проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на ОКН.

    Заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (реставрация объекта культурного наследия, воссоздание утраченного объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Представляется для получения разрешения в случае проведения работ по реставрации ОКН, воссоздания утраченного ОКН, приспособления ОКН для современного использования.

    Заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (консервация, противоаварийные работы на объекте культурного наследия) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Представляется для получения разрешения в случае проведения работ по консервации, противоаварийных работ на ОКН.

    Заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (ремонт объекта культурного наследия) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Представляется для получения разрешения в случае проведения ремонтных работ на ОКН.

    Документ, удостоверяющий личность лица, подающего заявление (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, от имени заявителя (при подаче заявления подписанного заявителем) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание заявления от имени заявителя (при подаче заявления, подписанного представителем заявителя) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Копия договора на разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия (на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ) заявителем (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случае проведения научно-исследовательских и изыскательских работ (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке).

    Графический план (схемы) с обозначением мест проведения натурных исследований в виде шурфов и зондажей, подписанный заявителем (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случае проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на ОКН.

    Копии титульных листов проектной документации со штампом о ее согласовании или копия письма о согласовании проектной документации соответствующим органом охраны объектов культурного наследия (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются в случаях проведения работ по реставрации ОКН, приспособления ОКН для современного использования (прошитые, пронумерованные, заверенные в установленном порядке).

    Копия договора подряда на проведение заявителем реставрации объекта культурного наследия, приспособления объекта культурного наследия для современного использования со всеми изменениями и дополнениями, приложениями, существующими на момент подачи заявления (при наличии) (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случаях проведения работ по реставрации ОКН, приспособления ОКН для современного использования (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке).

    Копия договора на проведение авторского надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора и копия приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются в случаях проведения работ по реставрации ОКН, приспособления ОКН для современного использования, проведения ремонтных работ, проведения работ по консервации и противоаварийных работ (прошитые, пронумерованные, заверенные в установленном порядке).

    Копия договора на проведение технического надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение технического надзора (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются в случаях проведения работ по реставрации ОКН, приспособления ОКН для современного использования, по консервации и противоаварийных работ на ОКН (прошитые, пронумерованные, заверенные в установленном порядке).

    Проектная документация (рабочая) на проведение консервации, противоаварийных работ, подписанная уполномоченными лицами (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случае проведения работ по консервации, противоаварийных работ.

    Копия договора подряда на проведение заявителем консервации, противоаварийных работ со всеми изменениями и дополнениями, приложениями, существующими на момент подачи заявления (при наличии) (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случае проведения работ по консервации, противоаварийных работ на ОКН (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке).

    Копия приказа подрядной организации о назначении состоящих с данной организацией в трудовых отношениях и аттестованных Министерством культуры Российской Федерации специалистов ответственными за организацию проведения соответствующих их специальности работ по реставрации, указанных в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 349 (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случаях проведения работ по реставрации ОКН, приспособления ОКН для современного использования, проведения работ по консервации и противоаварийных работ на ОКН.

    Копия договора подряда на проведение заявителем ремонтных работ (в целях поддержания в эксплуатационном состоянии объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны) со всеми изменениями и дополнениями, приложениями, существующими на момент подачи заявления (при наличии) (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случае проведения ремонтных работ (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке).

    Проектная документация (рабочая) либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов (перечнем, описью) таких работ, согласованная с заказчиком (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случае проведения ремонтных работ на ОКН.
  • Сроки предоставления услуги

    15 рабочих дней

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Разрешение на проведение работ по сохранению ОКН регионального значения (рабочий документ, 1 шт.)
  • Формы получения

    Через законного представителя

  • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

    Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений

    и (или) действий (бездействия) Департамента, его должностных

    лиц, государственных гражданских служащих

    1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.

    2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", настоящим Регламентом.

    3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

    3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки
    в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

    3.2. Требования от заявителя:

    3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

    3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

    3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых
    не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги,
    за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона
    от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

    3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

    3.4. Отказа заявителю:

    3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

    3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя).

    Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве".

    5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с настоящим Регламентом (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

    5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

    5.2. Почтовым отправлением.

    5.3. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    6. Жалоба должна содержать:

    6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

    6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

    6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

    6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

    6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

    6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    6.7. Требования заявителя.

    6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

    6.9. Дату составления жалобы.

    7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

    Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

    Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

    8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

    9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

    9.1. Отказа в приеме документов.

    9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

    10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

    11. Решение должно содержать:

    11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

    11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

    11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.

    11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

    11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

    11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

    11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

    11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

    11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

    11.10. Информацию о действиях, осуществляемых Департаментом в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги,
    а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы) либо аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).

    11.11. Порядок обжалования решения.

    11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

    12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

    13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

    13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

    13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

    13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

    13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

    14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

    14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

    14.4. Наличия:

    14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

    14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

    15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

    15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

    15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

    15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

    15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

    16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

    17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

    20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

    20.1. Размещения соответствующей информации на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы и стендах в местах предоставления государственной услуги.

    20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

    21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

    2. Прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

    3. Заявителем представлен неполный комплект документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.

    4. Представленные документы содержат недостоверные и (или) противоречивые сведения.

    5. Заявление подписано и (или) подано неуполномоченным на то лицом.

    6. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с Регламентом предоставления услуги.

    7. Обращение заявителя за государственной услугой, предоставление которой не осуществляется Департаментом либо осуществляется в соответствии с иными административными регламентами предоставления государственных услуг.

    Основания для отказа в предоставлении услуги

    1. Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в случае, если они выявлены после приема заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

    2. Виды работ, указанные в заявлении о выдаче разрешения, не соответствуют ранее согласованной проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.

    3. Приостановление деятельности (ликвидация) юридического лица - заявителя.

    4. Отсутствие у заявителя лицензии на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия либо виды работ, указанные в заявлении о выдаче Разрешения, отсутствуют в лицензии заявителя на право осуществлять такие работы.

    5. Несоответствие документов требованиям статей 5.1, 36, 40, 41, 42, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

    Вышло в свет приложение к журналу «Приход» на компакт-диске «Обустройство, сохранение и строительство храма. Архитектурные, строительные и инженерные решения».

    Компакт-диск включает статейные и иллюстративные материалы, посвященные обустройству, сохранению, восстановлению и строительству новых храмов. Материалы предназначены для настоятелей и членов приходов, в круг обязанностей которых входят эти вопросы.

    Автором большинства статей и составителем данного издания является архитектор М.Ю. Кеслер, под руководством которого Архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата АХЦ «Арххрам» разработан Свод правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» (СП 31-103-99).

    Многие материалы были опубликованы автором на страницах журнала «Приход» и в настоящее время уже стали труднодоступными. В диск также вошли другие статьи, взятые из иных открытых источников и более полно раскрывающие круг обсуждаемых вопросов, в том числе духовные основы и традиции православного храмостроительства. Для желающих получить подробные сведения по рассматриваемым вопросам приводится список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.

    Богатый иллюстративный материал поможет пользователям диска найти примеры архитектурных решений, элементов обустройства и благоукрашения храмов и часовен. Для подбора готового проекта прилагаются каталожные листы с указанием авторов, к которым можно обратиться для использования проекта.

    Полная информация о диске приведена на сайте журнала «Приход» www.vestnik.prihod.ru .

    Законодательство в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

    Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в ст. 3 говорит об объектах культурного наследия, которые являются недвижимым имуществом особого рода и с особым правовым режимом.

    Согласно указанной статье к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, в т.ч. религиозного назначения, относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, эстетики, социальной культуры и являющиеся источниками информации о развитии культуры.

    Объекты культурного наследия религиозного назначения в соответствии с указанным законом подразделяются на следующие виды:

    • памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (церкви, колокольни, часовни и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);
    • ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений: храмовые комплексы, монастыри, подворья, некрополи;
    • достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе фрагменты градостроительной планировки и застройки; места совершения религиозных обрядов.

    Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

    • объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
    • объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
    • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

    Таким образом, под памятниками истории и культуры понимаются только объекты недвижимого имущества.

    Однако многие из зданий и сооружений находятся в разрушенном состоянии, и их трудно назвать памятниками истории и культуры. Возникает вопрос, относятся ли разрушенные здания к памятникам культуры и какой процент разрушения необходим для того, чтобы констатировать их полное физическое уничтожение. Представляется, что этот вопрос должен быть решен в законодательстве более четко.

    Объекты, признаваемые памятниками истории и культуры, подчиняются особому правовому режиму и находятся под особой правовой охраной. Для того чтобы тот или иной объект получил особую правовую охрану, необходимо чтобы он был признан таковым в установленном законом порядке. При этом следует иметь в виду, что каких либо объективных признаков для признания их таковыми не существует. Каждый раз этот вопрос решается в индивидуальном порядке на основании заключения специалистов.

    Памятники истории и культуры могут находиться в собственности любого субъекта гражданских прав, однако большая часть памятников истории и культуры находится в федеральной государственной собственности. О невозможности государства предоставить адекватную охрану памятникам культуры свидетельствует тот факт, что за последние десять лет Россия по данным Министерства культуры утратила 346 памятников федерального значения.

    В связи с этим давно ставился вопрос о необходимости передачи памятников культуры из федеральной собственности в собственность других субъектов гражданского права.

    Особый режим был установлен для объектов культурного наследия религиозного назначения. Так, согласно п. 2 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    3 декабря 2010 г. вступил в действие Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Каким образом религиозные организации будут осуществлять должную сохранность передаваемых государством церковных ценностей — вопрос, который волнует не только музейных работников, но и сами церковные организации.

    Забота о сохранении культурного наследия должна быть осознана как задача всей Церкви.

    Государственная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

    Под государственной охраной объектов культурного наследия в Федеральном законе № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом.

    В соответствии со ст. 8 указанного закона религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Контроль за сохранностью объектов культурного наследия осуществляет образованная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 301 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, которая является федеральным органом исполнительной власти. Она находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Согласно п. 5.1.3 указанного постановления она осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:

    • федеральный бюджет;
    • бюджеты субъектов Российской Федерации;
    • внебюджетные поступления.

    На заседании рабочей группы при Президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, прошедшем 17.06.2011 в Кремле, Патриарх Кирилл рассказал о проблеме финансирования реставрации разрушенных святынь России. В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)» выделяется 1,2-1,4 млрд. руб. в год на более чем тысячу только религиозных объектов, которые необходимо восстанавливать. В реальности на восстановление церквей и монастырей необходимо около 100 млрд. руб. Патриарх Кирилл подчеркнул, что никто не просит выделить такие деньги в ближайшее время, «нужно соотносить финансирование с реальными потребностями», однако если уровень вложений останется таким же, то пока будут восстанавливаться одни памятники, многие другие будут окончательно утрачены. Находящиеся в руинах храмы просто не смогут дождаться своей очереди — примеры можно найти в Ярославской и даже Московской областях.

    «Что касается сохранения нашего культурного наследия, то это, конечно, в первую очередь забота государства, хотя не следует снимать ответственность и с Церкви, и с соответствующих институтов гражданского общества», — подчеркнул Предстоятель на заседании в Кремле.

    Чтобы сделать программу «Культура России» эффективнее, Патриарх предложил сократить перечень заявок и сконцентрироваться на тех объектах, которые уже начали реставрировать. «Нам лучше довести до конца то, что мы начали, чем брать новые объекты и таким образом подвергать риску всю программу», — подчеркнул он.

    Патриарх также не исключил возможности выделения других приоритетов при выборе храмов, требующих реставрации. Например, можно больше внимания уделять восстановлению храмов, история которых привязана к историческим именам, датам, событиям, предложил Патриарх. Также разумно восстанавливать памятники, ставшие центрами паломничества и туризма.

    В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

    Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

    Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

    В соответствии с законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном Федеральным законом.

    В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработан Свод реставрационных правил (СРП, 2007), включающий рекомендации по всем видам научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на исследование и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

    Свод реставрационных правил отвечает требованиям Распоряжений Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры).

    Однако наличие подобного документа не дает гарантии профессионального подхода к реставрации культурного наследия. Защитить памятники России от… реставраторов. Такой призыв прозвучал на пресс-конференции, которую провели в Москве ведущие специалисты отечественной реставрационной отрасли. И это не парадокс. Пока государство доверяет восстановление шедевров архитектуры и искусства непрофессионалам — культурное наследие страны находится под угрозой. Причина — в несовершенстве законодательства. Согласно федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятому в 2005 г., должен проводиться конкурс среди реставрационных фирм. Выиграть его могут все, у кого есть лицензия, получить которую не так сложно. В результате один и тот же объект реставрируют совершенно разные организации. Есть фирмы, которые специализируются на выигрывании конкурсов и потом продают субподряд исполнителям. Если раньше проблема была в том, что на реставрацию не было денег, и памятники разрушались от времени, то теперь деньги есть, но каждый год достаются разным фирмам. Шедевры древнерусской архитектуры гибнут от слишком частой смены «опекунов», которые ради лакомого кусочка уменьшают сроки работ, занижают цены.

    Государственная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

    Статья 8 Федерального закона № 73-ФЗ гласит, что религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Сохранность объектов культурного наследия контролирует Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (образована в соответствии с постановлением правительства РФ от 17.06.2004 № 301). Этот федеральный орган исполнительной власти находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций России.

    В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработан Свод реставрационных правил (СРП-2007). Он включает в себя рекомендации по всем видам научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на исследование и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России со связанными с ними произведениями искусства.

    К началу 70-х годов XX века ЮНЕСКО приняла международную Конвенцию об охране Всемирного культурного и природного наследия, которая была ратифицирована СССР в 1988 году. В основу Венецианской хартии, которой необходимо руководствоваться при реставрации памятников, были заложены следующие положения:
    — основная цель реставрации — тщательное укрепление подлинных древних частей памятника, сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника;
    — для достижения этой цели проводится как можно меньше работ (все вновь добавленные элементы должны быть выделены, все пристройки выполняются в современном стиле);
    — современные приемы реставрации допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений строительной техники и различных физико-химических методов;
    — могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был сооружен памятник, хотя подделка под подлинный материал не допускается;
    — разборка подлинных частей памятника, как правило, исключается, так как современная техника реставрации позволяет укреплять поврежденную кладку без ее нарушения;
    — реставрационным работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника: натурные (архитектурное и инженерное) и историко-архивные изыскания.
    Согласно статье 9 Венецианской хартии, реставрация «…основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза. Что же касается предположительного восстановления, то любая работа по дополнению, сочетанная необходимой по эстетическим или техническим причинам, должна зависеть от архитектурной композиции и нести на себе печать современности».

    Реставрация (воссоздание) храмов — объектов культурного наследия с финансированием из средств федерального бюджета

    Значительная часть храмов — объектов культурного наследия, пере-данных или только передаваемых Церкви, — находится сегодня в полуразрушенном состоянии или требует серьезного ремонта. Государство, ответственное за их техническое состояние, готово поэтапно выделять средства из федерального бюджета на их реставрацию, в том числе в рамках целевой программы «Культура России». Заказчиком при этом является Министерство культуры РФ.
    Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета принимается правительством России по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия с учетом общественного мнения, а также в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения с учетом мнения религиозных организаций. Представление основывается на заключении историко-культурной экспертизы и согласовывается с органом государственной власти субъекта РФ.

    Значительная часть затрат, связанных с реализацией программы, приходится на проведение реконструкции, реставрационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия федерального значения. Проекты, выполняемые за счет средств федерального бюджета, отбираются государственными заказчиками программы (Министерство культуры РФ). В ней прописано, что исполнители определяются на конкурсной основе, а проекты реализуются на основе государственных контрактов.

    Объект культурного наследия может быть включен в ежегодный план мероприятий программы, если подходит по следующим критериям: имеет особую значимость, готова проектно-сметная документация, определенный этап ремонтно-реставрационных работ возможно завершить в течение срока действия программы.
    В соответствии с совместным решением Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы заказы на работы в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» размещаются путем обязательного проведения открытых аукционов в электронной форме.

    Церковная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

    Государственная система охраны объектов культурного наследия при всех своих достоинствах не вполне соответствует церковной специфике. Несмотря на зачастую подвижнический труд госчиновников, реальные человеческие и материальные ресурсы самой этой системы далеко не соответствуют масштабам того, что по существующему законодательству подлежит охране. В связи с этим было бы целесообразно подумать о создании собственно церковной системы сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви.

    Настоятели храмов и монастырей, их сотрудники, как правило, не имеют архитектурного и художественного образования. Однако практически вся тяжесть заботы о сохранении и восстановлении церковных ценностей и забота о создании новых произведений церковного искусства лежит именно на духовенстве, монашествующих и мирянах.
    В настоящее время в подавляющем большинстве государств на канонической территории Русской Православной Церкви сформирована законодательная база, определяющая порядок передачи государственного имущества религиозного назначения (в том числе объектов культурного наследия и культурных ценностей) в собственность либо пользование религиозных организаций. В этой связи стала очевидной необходимость создания внутрицерковного реестра находящихся в собственности или пользовании религиозных организаций Русской Православной Церкви недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения, а также движимого имущества религиозного назначения, относящегося к культурным ценностям.

    Во исполнение постановлений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2-5 февраля 2013 года (п. 41) о надлежащем использовании, сохранении, учете, ремонте, реставрации и восстановлении памятников церковной архитектуры и искусства в штат ряда епархий вводится должность епархиального древлехранителя. Именно он должен контролировать сохранение памятников истории и культуры — объектов недвижимого имущества со связанными с ними произведениями иконописи, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, иными предметами церковного наследия (далее — объекты культурного наследия), находящихся в собственности (пользовании) епархии и ее канонических подразделений. (Документ принят на заседании Священного Синода 25 декабря 2014 года (журнал № 132)).
    Епархиальный древлехранитель (клирик или мирянин) назначается на должность епархиальным архиереем по согласованию с Патриаршим советом по культуре по возможности из числа специалистов, компетентных в вопросах сохранения объектов культурного наследия и (или) окончивших Курсы по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства при Патриаршем совете по культуре.

    Он контролирует соблюдение каноническими подразделениями епархии требований к сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности (пользовании) данных канонических подразделений.
    Епархиальный древлехранитель составляет реестр объектов культурного наследия и культурных ценностей, находящихся в собственности (пользовании) епархии и ее канонических подразделений, и представляет этот реестр епархиальному архиерею для дальнейшего направления в Патриарший совет по культуре.

    Проект реставрации

    Составление проекта реставрации во многом отличается от проектирования новых сооружений. Прежде всего объект проектирования — памятник архитектуры — не подлежит созданию заново, он уже есть. Именно особенности существующего сооружения и его состояния предопределяют основное содержание разрабатываемого проекта. Поэтому в основе реставрационного проектирования лежит не свободный творческий акт, а исследование. Творчество в деятельности архитектора-реставратора выступает в очень специфическом виде, в основном как синтез разносторонней исследовательской работы. Проектирование в этой области должно рассматриваться как работа научно-проектная, а архитектор-реставратор выступает не столько как проектант, сколько как научный руководитель реставрации.
    Из этого вытекают важные особенности самого реставрационного проекта. Прежде всего он неотделим от всего комплекса научно-проектной документации. Обязательная часть проекта — обоснование научно-проектных решений.

    Без этого невозможно составить сколько-нибудь верное представление о существе и тем более о целесообразности предлагаемой реставрации. По своему объему материалы исследований и научные обоснования нередко превосходят собственно проектные материалы. Состав и форма подачи этих последних также обладают известной спецификой. Реставрационный проект, как и всякий проект вообще, содержит определенную программу действий. Но если в обычном архитектурном проекте эта программа бывает представлена в основном в виде конечного результата, то проект реставрации, хотя и содержит необходимые данные о предполагаемом виде памятника после проведения реставрационных работ, в значительно большей мере акцентирует внимание на том, что и как предстоит сделать.
    Важная особенность реставрационного проектирования — тесная связь с процессом производства работ. Как уже говорилось, только в ходе реставрации, когда оказывается возможным максимально полное раскрытие памятника, есть смысл с наибольшей полнотой его исследовать. Поскольку же проект реставрации базируется на исследовании, то очевидно, что окончательная разработка проекта во всех деталях до начала реставрации принципиально невозможна.

    Поэтому эскизный проект реставрации — необходимая стадия работ, позволяющая заблаговременно провести широкое обсуждение авторских предложений и вынести не единоличное, а коллективное решение о судьбе памятника.
    Важная часть эскизного проекта реставрации — принципиальное обоснование принимаемого решения, исходящее из оценки памятника и его существующего состояния. Для этого прежде всего должно быть охарактеризовано историческое и художественное значение памятника в целом, определена историко-художественная ценность основных позднейших наслоений и выделены те из них, которые такой ценностью не обладают и наличие которых отрицательно сказывается на эстетическом восприятии памятника. Исходя из этого, формулируется отношение к наслоениям, отраженное в проекте. Кроме того, необходимо мотивировать предусмотренные реставрационные дополнения и объективно оценить, в какой степени нужна документальная обоснованность их восстановления. Здесь же решается, в какой степени должны быть зрительно выделены новые включения. Следует также рассмотреть, как могут отразиться предлагаемые реставрационные изменения на сложившихся ансамблевых связях памятника. Наконец, должно быть показано, как реставрационное решение согласуется с дальнейшим использованием памятника и с теми работами по его приспособлению, которые уже предусмотрены.

    Эскизный проект должен также включать в себя перечень необходимых мер по инженерному укреплению памятника, которые в свою очередь также требуют разработки специальных проектов. В нем должны быть сформулированы особые требования к проведению реставрационных работ в зависимости от наличия росписей, лепнины, резных деталей, уникальных конструкций, аварийности отдельных частей памятника или других специфических условий.
    Приложениями к эскизному проекту реставрации служат основные исследовательские материалы: историческая справка, комплект чертежей архитектурно-археологического обмера, отчеты об археологическом исследовании и описание зондажей. К проекту, кроме того, прилагаются инженерно-конструктивное и технологическое заключения, характеризующие конструктивно-техническое состояние памятника, причины и характер происходящих разрушительных процессов. Сюда же включаются, в зависимости от особенностей памятника и производящихся исследований, заключение художника-реставратора о наличии остатков древних росписей и их состоянии, заключение лаборатории по исследованию образцов и другие дополнительные материалы.

    Поскольку до начала реставрационных работ невозможно заранее с требуемой точностью определить объем предстоящих работ, сметная документация на стадии эскизного проекта чаще всего разрабатывается в форме сметно-финансового расчета с последующим выпуском детальных смет по мере раскрытия памятника.
    Эскизный проект в силу своей специфики не обладает той степенью полноты и завершенности, которые возможны при создании обычного архитектурного проекта. В нем, однако, должны быть поставлены и разрешены все основные методические вопросы предлагаемой реставрации, определено отношение к позднейшим наслоениям, установлены меры и характер реставрационных дополнений, учтена связь с приспособлением к новому использованию. С выпуском и утверждением эскизного проекта проектирование не заканчивается: оно продолжается на всем протяжении реставрационных работ. По мере раскрытия памятника проект дополняется, а в каких-то своих частях корректируется уже на основе новой информации. Таким образом, проектирование не только предваряет реставрацию, но и ей сопутствует.
    Из сказанного следует, что в итоге реставрация памятника, как правило, не полностью соответствует проектным данным, а иногда существенно с ними расходится. По этой причине у архитектора появляется дополнительная нагрузка, которой нет в обычном проектировании: составление суммарного научного отчета о проведенной реставрации. Он подводит итоги всему объему исследования и отражает реально выполненные работы.