Курсовая работа - Пейзаж и его художественные функции в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин - файл n1.doc. Лирические отступления в романе «Евгений Онегин

Роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин" сложно переоценить. Они помогают автору выразить многие мысли и идеи, которые были бы без них непонятны или не настолько очевидны.

Значение романа

Роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин" огромна. С их помощью автор постоянно вмешивается в повествование, упорно напоминая о себе. С помощью этого приема, который позже активно стал использоваться и другими авторами, поэт знакомит читателя со своей собственной точкой зрения на самые разные вопросы и жизненные проблемы, формулирует собственную мировоззренческую позицию.

Благодаря лирическим отступлениям в романе "Евгений Онегин", Пушкину удается даже изобразить себя рядом с главным героем (они появляются вместе на берегу Невы).

Создание романа

Над своим романом, Пушкин настаивал именно над таким определением жанра, хоть внешне произведение больше похоже на поэму, поэт работал целых семь лет. Закончил он его только в 1831 году. Свой труд над ним Пушкин называл настоящим подвигом. По его словам, так же тяжело ему дался только "Борис Годунов".

Работать над "Онегиным" поэт начал в Кишиневе, когда находился в Южной ссылке. В то время автор переживал творческий кризис, пересматривал многое в своем мировоззрении. В частности, отказывался от романтизма в пользу реализма.

Этот переход особенно хорошо заметен по первым главам "Евгения Онегина", в котором романтизм еще идет в ногу с реализмом.

Первоначально планировалось, что в романе будет 9 глав. Но затем Пушкин переработал всю структуру, оставив только 8. Из окончательного содержания он убрал часть, посвященную путешествию Онегина. Ее фрагменты можно встретить только в приложениях к тексту.

В романе подробно описываются события между 1819 и 1825 годом. Все начинается с заграничного похода русской армии против французов, а заканчивается восстанием декабристов.

Сюжет романа

Роман начинается с того, что молодой петербургский дворянин Евгений Онегин из-за болезни своего дяди вынужден уехать из столицы в деревню. Такова завязка этого произведения. После Пушкин рассказывает о воспитании и образовании главного героя. Они были типичны для представителя его круга. Занимались с ним исключительно учителя-иностранцы.

Его жизнь в Петербурге была наполнена любовными похождениями и интригами. Череда постоянных развлечений привела его к хандре.

Он едет к дяде проститься с умирающим родственником, но уже не застает его в живых. Он становится наследником всего поместья. Но вскоре хандра настигает его и в деревне. Развлечь его пытается юный сосед Ленский, который только что вернулся из Германии.

Оказывается, что новый друг Онегина без ума от Ольги Лариной, дочки местного богатого помещика. У нее есть еще одна сестра Татьяна, которая, в отличие от Ольги, всегда задумчива и молчалива. Онегину девушка безразлична, а вот сама Татьяна влюбляется в петербургского дворянина.

Она решается на невиданный в то время шаг - пишет письмо своему возлюбленному. Но и тогда Онегин отвергает ее, спокойствие семейной жизни претит ему. Вскоре, опять же от хандры и скуки, на званом вечере у Лариных Онегин заставляет Ленского ревновать его к Ольге. Юный и горячий Ленский тут же бросает ему вызов на дуэль.

Онегин убивает своего бывшего друга и уезжает из деревни.

Роман заканчивается встречей Онегина и Татьяны в столице спустя три года. К тому времени девушка вышла замуж за генерала и стала настоящей светской дамой. На этот раз уже Евгений в нее влюбляется, но та его отвергает, потому что считает, что должна до конца остаться верной своему мужу.

Роман обо всем

Неслучайно многие критики называют роман Пушкина "Евгений Онегин" энциклопедией русской жизни. Пожалуй, больше не встретить такого произведения, где настолько обширна тематика.

Автор не только рассказывает о судьбе персонажей, но и обсуждает с читателем самое сокровенное, повествует о творческих планах, рассуждает об искусстве, музыке и литературе, вкусах и идеалах, которые близки его современникам. Именно этому посвящены лирические отступления в романе "Евгений Онегин".

Именно с помощью таких отступлений Пушкин делает из обычной истории о дружбе и любви полноценную картину эпохи, создает целостный и ощутимый образ России первой четверти XIX века.

Тематика и формы лирических отступлений в "Евгении Онегине"

Пространные отступления можно встретить уже в первой главе романа. Они посвящены достижениям отечественного театрального искусства, очерку современных автору светских нравов, мнениям по поводу необычных привычек светских львиц и их мужей.

В первой же главе романа впервые звучит тема любви. Критики считают, что в лирическом элегическом воспоминании Пушкин грустит о Волконской. В последующих главах любовь становится поводом для авторских отступлений.

Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина сложно переоценить. С их помощью автор формулирует собственное мнение по поводу происходящего, создает эффект участия читателя в происходящем, создавая иллюзию диалога с ним.

Например, эту роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин" можно проследить в тот момент, когда автор комментирует отказ главного героя от любви Татьяны. Пушкин настойчиво защищает главного героя от обвинений, которые могут на него обрушиться. Он подчеркивает, что таким образом Онегин не в первый раз проявляет свое благородство.

Тема дружбы

Какова роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин", можно понять по тому, как он освящает тему дружбы. Это происходит в самом конце четвертой главы.

Рассуждая о дружбе между Онегиным и Ленским, Пушкин поднимает тему самолюбования и пренебрежения к окружающим. Утверждая, что эгоизм - одна из типичных черт поколения.

Образы русской природы

Одним из открытий поэта в этом романе стало создание реалистичных образов русской природы. Им посвящена не одна глава "Евгения Онегина".

Автор уделяет внимание всем временам года без исключения, сопровождает все это пейзажными зарисовками. Например, перед тем как рассказать о письме Татьяны к Онегину, Пушкин описывает ночной сад, а завершается сцена картиной сельского утра.

Литературные вопросы

Интересно, что в романе Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин" нашлось место и для лирических отступлений, посвященных проблемам современной автору литературы и родному языку. А также теме творческого кризиса, в котором часто оказываются писатели.

Например, в четвертой главе Пушкин открыто полемизирует с воображаемым критиком, который требует от литераторов в произведениях одической торжественности.

Для самого Пушкина ода - пережиток прошлого. В то же время поэт критикует многих своих современников, которые переусердствовали в слезливости и подражательстве. Пушкин даже делится с читателем тем, с какими трудностями сталкивается при написании романа. Жалуется на трудности при использовании иностранных слов.

В одной из последних глав "Евгения Онегина" Пушкин в лирическом отступлении поднимает даже патриотическую тему. Поэт признается в искренней любви к России.

Таким образом, можно убедиться, что роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин" велика. По словам Белинского, в них отразилась вся душа поэта.

Самим А. С. Пушкиным жанр произведения «Евгений Онегин» определен как роман в стихах. Этот жанр придает тексту те черты, которые заметно отличают его от романа прозаического, и гораздо сильнее выражает мысли автора.
Кроме этого, своеобразие роману придает и постоянное присутствие в нем автора. Он одновременно и повествователь, и действующее лицо. И поэтому намного легче трактуются отношение его к героям, взгляды на современное общество, нравы и многое другое.
Ю. М. Лотман проводит интересное сравнение Пушкина с актером, отвлекшимся от игры пьесы, вышедшим на авансцену и начавшим беседу со зрителями. После чего он вдруг вновь возвращается в роль.
Благодаря многочисленным лирическим отступлениям можно намного лучше узнать самого автора, познакомиться с его биографией. К примеру, описывая жизнь Онегина в Петербурге, мы легко улавливаем то, что автору знакомы эти картины. «Там некогда гулял и я…» – рассказывает он о городе «на брегах Невы». Кроме того, в первой главе встречаются такие строки:

Пора покинуть скучный брег
Мне неприязненной стихии
И средь полуденных зыбей,
Под небом Африки моей,
Вздыхать о сумрачной России…

Это слова автора о том, что судьба разлучила его со страной, они дают представление о пребывании Пушкина в южной ссылке. Кстати, возвращаясь ко II строфе первой главы, мы замечаем еще один момент, намекающий читателю о пушкинских ссылках и о напряженных отношениях с государем: к примеру, автор говорит: «Но вреден север для меня».
Кроме того, самыми, пожалуй, яркими и запоминающимися лирическими отступлениями являются те, что создают «картины жизни, времени» в романе. Например, включение имен и фамилий реальных деятелей культуры и искусства: Фонвизина, Княжина, Истоминой; также нужно обратить внимание на описание театра, а затем Москвы.
Достаточно вспомнить первую главу и строфы с XVIII по XX.

…Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит…

Москва, я думал о тебе!
Москва… Как много в это звуке

Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с ними. Автор обращает наше внимание на все времена года. «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…» и «…На солнце иней в день морозный». «Северное лето», которое автор называет «карикатурой южных зим». Весна – «пора любви». И любимая автором осень: «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась».
Описания природы связаны с характерами самих персонажей. Кроме того, природа является еще и общим фоном, своеобразной декорацией для всего романа. Она мир, в котором обитают герои. Мне кажется, природа играет определенную роль в произведении. Она сопровождает персонажей на протяжении почти всего действия. Природа помогает раскрыть их характеры. К примеру, любовь Татьяны к своей родине автор подчеркивает строками

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…

В. Г. Белинский дал очень точное определение роману, назвав его «энциклопедией русской жизни». Лирические отступления формируют суть свободного романа. Через диалог с читателем и с помощью лирических отступлений автор воссоздает картину современного ему общества. Он рассказывает о воспитании молодежи, о балах, о моде, о театре.
Немало рассуждений посвящено русской литературе, иноязычным словам, внедрившимся в наш язык, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:

Описывать мое же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех эти слов на русском нет…

Он беседует с читателем строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа. Образ автора многолик. Как я уже говорила, он и действующее лицо, он и рассказчик. Кроме того, предстает перед нами и в роли читателя: «пересмотрел все это строго…». Многочисленные лирические отступления предполагают определенную авторскую свободу.
Роман, построенный на обращении к читателю, был неким новым лучом в русской литературе XIX века. И, как показало время, это новаторство не осталось неоцененным и незамеченным. «Евгений Онегин» по прежнему является одним из знаменитейших русских литературных произведений.

    "Евгений Онегин" - вершина творчества А.С. Пушкина. В своей восьмой статье "Евгений Онегин" В.Г. Белинский писал: "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать...

    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...

    Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье "Евгений Онегин" назвал произведение "энциклопедией русской жизни". Роман был для поэта, по его...

    Прежде всего Ленскому недостает собственного, выстраданного им личного опыта. У него почти все от его заемной учености до стихов буквально всё почерпнуто из книг, из романтической германской поэзии и философии первых двух десятилетий XIX века. Он не...

  1. Новое!

Сочинение на тему ”Лирические отступления и их роль в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “.

Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!” Стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие его от прозаического романа, она гораздо сильнее выражает мысли и чувства автора.

Своеобразие придает роману и постоянное участие в нем автора: здесь есть и автор-повествователь, и автор - действующее лицо. В первой главе Пушкин пишет: “Онегин, добрый мой приятель…”. Здесь и вводится автор - действующее лицо, один из светских приятелей Онегина.

Благодаря многочисленным лирическим отступлениям мы лучше узнаем автора. Так читатели знакомятся с его биографией. В первой главе встречаются такие строки:

Пора покинуть скучный брег

Мне неприязненной стихии

И средь полуденных зыбей,

Под небом Африки моей,

Вздыхать о сумрачной России…

Эти строки о том, что судьба разлучила автора с родиной, а слова “Африки моей” дают нам понять, что речь идет о южной ссылке. Рассказчик ясно написал о своих страданиях и тоске по России. В шестой главе повествователь сожалеет об ушедших молодых годах, он также задается вопросом о том, что же будет в будущем:

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне готовит?

В лирических отступлениях оживают воспоминания поэта о днях, “когда в садах Лицея” ему стала “являться муза”. Такие лирические отступления дают нам право судить о романе, как об истории личности самого поэта.

Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, “когда мальчишек радостный народ” коньками “режет лед”, и “вьется первый снег”, мелькает, “падая на брег”, и “северное лето”, которое автор называет “карикатурой южных зим”, и весна – “пора любви”, и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор, однако, вовсе не стремится изображать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, у него все просто, обыденно – и в то же время прекрасно.

Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают нам лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает перед читателем таким, каким его видит именно Татьяна: “…она любила на балконе предупреждать зари восход” или “…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор”.

Известный критик В.Г.Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”.

В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – это, прежде всего, непринужденная беседа автора с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей от авторского “Я”. Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину современного ему общества: читатели узнают о воспитании молодежи, о том, как она проводит время, автор пристально наблюдает за балами и за современной ему модой. Особенно ярко повествователь описывает театр. Рассказывая об этом “волшебном крае”, автор вспоминает и Фонвизина, и Княжина, особенно привлекает его внимание Истомина, которая, “одной ногой касаясь пола”, “вдруг летит” легкая, как пушинка.

Немало рассуждений посвящено проблемам современной Пушкину литературе. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:

Описывать мое же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

“Евгений Онегин” – это роман об истории создания романа. Автор беседует с нами строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа автором. Повествователь призывает читателя к сотворчеству (Читатель ждет уж рифмы роза/На, вот возьми ее скорей!). Сам же автор предстает перед нами в роли читателя: “пересмотрел все это строго…”. Многочисленные лирические отступления предполагают определенную авторскую свободу, движение повествования в разных направлениях.

Образ автора в романе многолик: он – и рассказчик, и герой. Но если все его герои: Татьяна, Онегин, Ленский и другие –выдуманные, то создатель всего этого вымышленного мира реален. Автор оценивает поступки своих героев, он может либо соглашаться с ними, либо противостоять им с помощью лирических отступлений.

Роман, построенный на обращении к читателю, рассказывает о выдуманности происходящего, о том, что это всего лишь сон. Сон, похожий на жизнь

  • Курсовая работа - Чем маркетинг для женщин отличается от маркетинга для мужчин (Курсовая)
  • Курсовая работа - Ипотечное кредитование, его развитие в России (Курсовая)
  • Курсовая работа - Рынок: его структура, функции и условия существования (Курсовая)
  • Курсовая работа - Особенности языка ЛИСП (Курсовая)
  • Курсовая работа - Ассортимент шерстяных одеял (Курсовая)
  • Курсовая работа - Современное состояние адвокатуры Российской Федерации и перспективы ее развития (Курсовая)
  • n1.doc

    2.2. Лирические отступлении о природе в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин»

    Нет ни одного чуткого человека, сердце которого бы ее дрогнуло при чтении пушкинских строк, посвященных величию и красоте природы.

    Пейзаж занимает в творчестве Пушкина значительное место. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. И на протяжении всего творческого пути функция пейзажа в его произведениях усложнялась. Образы природы выступают у него в разных вариантах: то, как аккомпанемент к его собственным переживаниям и чувствам героев, то, как неотъемлемая часть всего окружающего. Во многих произведениях образы природы включаются в лирическое повествование о собственной судьбе и о судьбе своего поколения. Лирическими отступлениями насыщен роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

    По жанру «Евгений Онегин» - роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно

    Переходит от повествования к лирическим отступлениям, благодаря которым действие романа выходит за рамки частной жизни героя и расширяется до общероссийских масштабов. В романе ярко выражен реалистический подход к изображению жизни, принципы и приёмы которого оказались настолько ёмкими и перспективными, что нашли своё отражение и получили дальнейшее развитие в творчестве многих русских романистов XIX в. В «Евгении Онегине» сочетаются эпическое и лирическое начала. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд не имеющие прямого отношения к сюжету романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним самого Пушкина. В статье о «Евгении Онегине» Белинский так писал о лирических отступлениях Пушкина: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства ума, остроты; личность поэта в них является такой любящей, такою гуманною» .

    Особенности романа как разновидности эпоса в следующем: повествовательная манера изложения от лица автора; наличие нескольких сюжетных линий и ряда действующих лиц; значительная протяжённость действия во времени; увеличенный по сравнению с поэмой объём и т.д. Эпическое начало является определяющим в структуре «Евгения Онегина».

    От стихотворной формы идёт ярко выраженное лирическое начало. Многие страницы «Евгения Онегина» окрашены настроениями автора, владевшими им в момент создания тех или иных строф. Представляют интерес особенности построения романа в стихах, который написан онегинской строфой. Строфы объединены в главы.

    Следующая особенность жанра «романа в стихах» - «собранье пёстрых глав». Она предполагает широкие возможности ввода всё новых и новых тем и мотивов; неистощимое разнообразие интонаций, оттенков авторской точки зрения на то, что изображается в романе.

    Наконец, ещё одно свойство пушкинского «романа в стихах» - глубина и ёмкость изображения жизни. Все лирические отступления романа являются единым художественным целым. В композиционном отношении они связаны как с персонажами романа, так и с самим автором, его настроением, мыслями и переживаниями.

    В романе «Евгений Онегин» одним из важнейших видов авторских отступлений являются многочисленные поэтические зарисовки природы. «Картины природы в романе - это его воплощённая музыкальная стихия, это то, что создаёт надысторическую атмосферу для всего изображённого в романе» .

    Пушкин не столько видит и слышит природу, сколько её переживает. Лирическая настроенность так сильна в нём, что он иначе не говорит о природе, как проецируя её через призму личных настроений.

    На страницах «Евгения Онегина» автор рисует картины русской природы. Особое место занимают описания деревенской природы. Пушкин в лирических отступлениях о природе изображает все времена года: и зиму, «когда мальчишек радостный народ» коньками «режет лёд», и «вьётся первый снег», мелькает, «падая на брег», и «северное лето», которое поэт называет «карикатурой южных зим», и весну - «пору любви», и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. При этом автор вовсе не стремится выбирать какие-то исключительные картины. Напротив, у него всё реально, просто, обыденно:

    В тот год осенняя погода

    Стояла долго на дворе,

    Зимы ждала, ждала природа.

    Снег выпал только в январе

    На третье в ночь, проснувшись рано

    В окно увидела Татьяна

    Поутру побелевший двор,

    Куртины, кровли и забор,

    На стёклах лёгкие узоры,

    Деревья в зимнем серебре,

    Сорок весёлых на дворе

    И мягко устланные горы

    Зимы блистательным ковром.

    Всё ярко, всё бело кругом .

    Изображая зимний пейзаж, Пушкин в каждой строфе рисует небольшую картинку, возникающую из непосредственных наблюдений и стремления передать вызванные им ощущения и переживания. Этому способствует использование разнообразных эпитетов: лёгкиеузоры, лёгкоесеребро, весёлыесороки, блистательныйковёр. Необходимо очень хорошо знать и чувствовать русскую природу, очень тонко наблюдать и глубоко, нежно любить её, чтобы дать такой правдивый рисунок, пронизанный красотой и пушкинской радостью бытия.

    Поэт расширяет рамки пейзажа. Описания природы в произведении наполнены картинками народной жизни, придавая им живость, эмоциональность, национальный колорит. Пушкин противопоставляет своё «низкое» описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу «роскошным слогом» в романтическом стиле. Но именно эти картины «низкой природы» удивительно глубоко западают в душу:

    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

    На дровнях обновляет путь;

    Его лошадка, снег почуяв,

    Плетётся рысью как-нибудь;

    Бразды пушистые взрывая,

    Летит кибитка удалая;

    Ямщик сидит на облучке

    В тулупе, в красном кушаке.

    Вот бегает дворовый мальчик,

    В салазки жучку посадив....

    Но не только картины русской зимы изображает Пушкин в своём романе. Одна их самых ярких пейзажных строф, открывающая седьмую главу, отчётливо рисует пробуждение природы после зимней спячки:

    Гонимы вешними лучами,

    С окрестных гор уже снега

    Сбежали мутными ручьями

    На потопленные луга...

    Как грустно мне твоё явленье,

    Весна, весна! пора любви!

    Какое томное волненье

    В моей душе, в моей крови!

    С каким тяжёлым умиленьем

    Я наслаждаюсь дуновеньем

    В лицо мне веющей весны

    На лоне сельской тишины!

    Эпитет гонимы вызывает в воображении яркую, образную картинку снегов, подвергшихся гонению с окрестных гор вешними лучами солнца.

    Переход из одного времени года в другое - тем более начало зимы, резко очерченное первым снегом, - всегда у Пушкина ожидаемо и всегда неожиданно. Зимой замирает жизнь природы, но и эта пора имеет свою красоту, неповторимость и поэзию. Но если в этих отступлениях Пушкин рисует лирический пейзаж, то в отступлении о весне пейзаж приобретает и философский смысл, к нему стягиваются самые разные сюжетные линии, самые разные темы романа».

    Образ весны характеризуетсяолицетворённой пробуждающейся природой:

    Улыбкой ясною природа

    Сквозь сон встречает утро года;

    Синея блещут небеса.

    Ещё прозрачные, леса

    Как будто пухом зеленеют .

    Весеннее пробуждение природы не может вызвать положительных эмоций, и хотя поэт объясняет причины своей весенней тоски, он всё же бодро призывает читателя ехать весной за город, на природу:

    Весна в деревню вас зовёт,

    Пора тепла, цветов, работ,

    Пора гуляний вдохновенных

    И соблазнительных ночей.

    В поля, друзья, скорей, скорей,

    В каретах тяжко нагружённых,

    На долгих иль на почтовых

    Тянитесь из застав градских .

    Веснасимволизирует пробуждение природы и человека. Пушкин рисует и ясное небо, и первый пух на деревьях, и первый вылет пчёл за мёдом, и появление цветов на лугах, и первый выгон коров на пастбище, и, наконец, завершая и делая ещё более поэтичным этот образ пробудившейся жизни в природе, соловьиные песни по ночам. Пушкин сумел увидеть прекрасное в самом простом и обыкновенном, сумел найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой весенней красоты.

    Необыкновенными красками рисует Пушкин осень, самую любимую пору года. Поэт не щадит красок, чтобы передать всю прелесть этой поры года:

    Уж небо осенью дышало,

    Уж реже солнышко блистало, Короче становился день,

    Лесов таинственная сень

    С печальным шумом обнажалась,

    Ложился на поля туман,

    Гусей крикливых караван

    Тянулся к югу: приближалась

    Довольно скучная пора;

    Стоял ноябрь уж у двора .

    Страницы романа, рисующие осень, отличаются широтой охвата природы.

    Значительная роль в поэме Пушкина отведена такому лексическому средству, каколицетворение. Пейзаж поэта - не мёртвые безлюдные картины. Пушкин приближает к нам природу, одухотворяет её. Природа, как девушка, «трепетна и бледна»; «волшебница зима идёт», «пришла», «легла»; север «дохнул и завыл».

    Природа в романе имеет расширительное, всеобъемлющее значение. Оно заключает в себе нечто большее, чем только пейзаж. Так, само чувство Татьяны - искреннее, непосредственное, противостоящее светскому флирту - предстаёт в романе как проявление самой жизни, закона природы:

    Пора пришла, она влюбилась.

    Так в землю падшее зерно

    Весны огнём оживлено [ 14 , с. 103].

    Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор не стремится изображать необыкновенные картины, а показывает всё просто - и в то же время прекрасно:

    Она любила на балконе

    Предупреждать зари восход,

    Когда на бледном небосклоне

    Звёзд исчезает хоровод,

    И тихо край земли светлеет,

    И, вестник утра, ветер веет,

    И всходит постепенно день .

    В седьмой главе романа русская природа становится подлинно действующим лицом:

    Но лето быстрое летит.

    Настала осень золотая.

    Природа трепетна, бледна,

    Как жертва, пышно убрана...

    Вот север, тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл - и вот сама

    Идёт волшебница зима.

    Пришла, рассыпалась; клоками

    Повисла на суках дубов;

    Легла волнистыми коврами

    Среди полей, вокруг холмов .

    Среди пейзажей «Путешествия» особой художественной силой и красотой отличаются горные виды Кавказа и Тавриды, открывающиеся перед путешествующим Онегиным. В «Отрывках из путешествия Онегина» даётся подробное поэтическое и в то же время реалистически верное изображение пейзажа:

    ... Он видит

    Терек своенравный

    Крутые роет берега;

    Пред ним парит орёл державный,

    Стоит олень, склонив рога;

    Верблюд лежит в тени утёса,

    В лугах пасётся конь черкеса,

    И вкруг кочующих шатров

    Пасутся овцы калмыков.

    Вдали - Кавказские громады:

    К ним путь открыт. Пробилась брань

    За их естественную грань,

    Чрез их опасные преграды;

    Брега Арагвы и Куры

    Узрели русские татры .

    Далёкие пространства и воздушность пейзажа создаются строками: «пред ним парит орёл державный, стоит олень, склонив рога...», «вдали - Кавказские громады: К ним путь открыт». Поэт рисует дикую, стихийную красоту Кавказа, его обвалы и движение потоков при полном отсутствии людей.

    В центре пейзажа Волги, куда направляется Онегин, Пушкин впервые в русской литературе рисует образ бурлака:

    Тоска. Евгений ждёт погоды

    Уж Волга рек озёр краса

    Его зовёт на пышны воды

    Под полотняны паруса -

    Взманить охотника нетрудно

    Наняв купеческое судно,

    Поплыл он быстро вниз реки Надулась Волга - бурлаки

    Про тот разбойничий приют,

    Про те разъезды удалые,

    Как Стенька Разин в старину

    Кровавил волжскую волну .

    Детали пейзажа, изображённые Пушкиным, глубоко реалистичны. Среди ряда картин, зарисованных в «Путешествии Онегина», Пушкина больше всего волнует русский северный пейзаж, с образами простых людей. Все образы, включённые в последние пейзажи «Путешествия», ясно говорят об интересах и размышлениях Пушкина. Автор воспевает родную северную природу:

    И берег Сороти отлогий,

    И полосатые холмы,

    И в роще скрытые дороги

    И дом, где пировали мы -

    Приют сияньем муз одетый .

    В романе А.С Пушкина «Евгений Онегин» доминируют деревенские, загородные пейзажи, но огромное художественное значение и идейный смысл имеют и пейзажи городские, в особенности московские:

    Но вот уж близко. Перед ними.

    Уж белокаменной Москвы.

    Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы.

    Ах, братцы! Как я был доволен, Когда церквей и колоколен,

    Садов, чертогов полукруг

    Открылся предо мною вдруг!

    Как часто в горестной разлуке,

    В моей блуждающей судьбе,

    Москва, я думал о тебе!

    Москва...как много в этом звуке

    Для сердца русского слилось!

    Как много в нём отозвалось! .

    Лирические размышления о Москве находятся в строгой композиционной связи со звучанием и мыслями всей главы в целом. Пушкин выбираетэпитет белокаменная Москва, утверждая тем самым народность образа. Он подчёркивает страстное, горячее чувство к любимому городу. Реалистическая зарисовка московских улиц, типичного городского пейзажа пушкинского времени отображена также в седьмой главе романа:

    Прощай, свидетель падшей славы,

    Петровский замок. Ну! не стой, Пошёл!

    Уже столпы заставы

    Белеют: вот уж по Тверской

    Возок несётся чрез ухабы.

    Мелькают мимо будки бабы,

    Мальчишки, лавки, фонари,

    Дворцы, сады, монастыри,

    Бухарцы, сани, огороды,

    Купцы, лачужки, мужики,

    Бульвары, башни, казаки,

    Аптеки, магазины моды,

    Балконы, львы на воротах

    И стаи галок на крестах .

    В этих строках поэт описывает типичный для начала XIX века пейзаж Москвы, ее окраин и Тверской улицы, пейзаж в движении. Это части московского пейзажа, мелькающие перед глазами Лариных. Здесь и люди, и дома, и огороды. Характер движения несущегося через ухабы возка создаётся соответствующим ритмом стиха.

    Рисунок городского пейзажа подчиняется основной творческой задаче автора в «Евгении Онегине» - показать правду жизни, осмыслить русскую действительность и побеседовать с читателем о Родине, её прошлом, настоящем и будущем.

    Пейзажные зарисовки Пушкина в «Евгении Онегине» связаны с размышлениями поэта о будущем родины. Этой теме посвящена небольшая часть седьмой главы:

    Когда благому просвещенью

    Отдвинем более границ,

    Со временем (по расчисленью Философических таблиц,

    Лет чрез пятьсот) дороги, верно,

    У нас изменятся безмерно:

    Шоссе Россию здесь и тут,

    Соединив, пересекут.

    Мосты чугунные чрез воды

    Шагнут широкою дугой,

    Раздвинем горы, под водой

    Пророем дерзостные своды,

    И заведёт крещеный мир

    На каждой станции трактир .

    Этот пейзаж тоже полон движения и действия, показывая тем самым активное вмешательство в жизнь, изменение жизни, её динамизм. Пушкин подчёркивает действенность творческого человеческого труда, победу человека над природой.

    И деревенские, и городские пейзажи поэта в романе тесно связаны с красотами русской природы. Картины природы, изображённые в романе, помогают автору и читателю глубже осознать русскую жизнь. Природа не бездушна сама по себе, это живой, трепетный мир, среди которого обитают герои поэта.

    Таким образом, пейзаж «Евгения Онегина» - это своеобразные лирические отступления, наряду с другими образными размышлениями поэта на различные темы, связанные с познанием русской действительности, их исключительная красота, эстетическая ценность и жизнеутверждающая сила неразрывно связаны с чувствами и эмоциями великого русского поэта.

    Лирические отступления о природе в «Евгении Онегине» художественно выполняют основное творческое задание всего романа в целом - многогранно показать русскую жизнь, осознать и изобразить её в правдивых художественных формах. А.С.Пушкин первый ввёл в русскую литературу глубоко реалистический рисунок пейзажа.

    Таким образом, через лирические отступления можно отметить следующие особенности пейзажа романа:


    • пейзаж Пушкина реалистически точен;

    • пейзаж в романе лиричен, он проникнут определённым настроением;

    • Пушкин рисует природу вместе с человеком, его трудовой деятельностью;

    • у Пушкина преобладает светлое, радостное восприятие природы;

    • картины природы проникнуты чувством любви к родине, красоте её бескрайних просторов;

    • пейзажи романа - это пейзажи средней полосы России, родины поэта, коренных русских земель.
    2.3. Герои романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и картины русской природы

    Русская природа в романе - это своеобразная основа, без которой и вне которой историческая жизнь выглядела бы абстрактной. Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают лучше понять их внутренний мир, их душевные ценности.

    Пушкин писал роман "Евгений Онегин" дольше семи лет. Это огромный период в жизни великого поэта. Из юноши он превратился в окончательно сложившегося зрелого человека и мощного художника. В талантливом и искреннем романе современники Пушкина увидели живую действительность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных рабов. Они услышали живую, разговорную русскую речь, еще сильнее почувствовали, как великолепна русская природа. Широко описывать природу Пушкин начинает только с четвёртой главы. В центре её человеческие характеры, индивидуальное «я» героев и самого автора, постоянно вплетающего в ткань романа свои лирические излияния.

    События шести из восьми глав романа разворачиваются в деревне, и место действия - усадьба поместного дворянина - оказывается естественным образом «вписано» в пейзаж. Все главные события романа разворачиваются на фоне сельской природы. «Деревня в романе - это родное Михайловское; где жил Пушкин и соседнее имение Тригорское. Деревня - это Россия, её поля и леса, реки и озера. Это память о прошлом, это жизнь с народом, народные истоки веры, доброты и мудрости. Деревня - это величавое течение времени: лето, осень, зима, весна. Наконец, деревня - это творческая тишина, - как отмечает Н.М.Михайлова» [ 12 , с.55].

    Пейзаж в романе Пушкина играет определённую композиционную роль. Пушкин несколько раз описывает в романе разные времена года - это помогает читателю воспринять хронологические рамки романа, даёт перспективу времени, текучесть жизни.

    Одни герои в романе А.С Пушкина «Евгений Онегин» живут как бы вне природы, чужды ей - они лишены цельности, а в какой-то мере и необходимых положительных ценностей. Внутренняя же близость героя к миру природы указывает на его органичность, нравственность, душевную красоту.

    Особенно близка к природе, душевно срослась с нейТатьяна - любимая героиня Пушкина. Её образ неразрывно связан с сельским пейзажем. Примеры: Татьяна встречает по утрам восход солнца (глава 2, строфа 28), ходит грустить в сад, где происходит сцена свидания с Онегиным (глава 3, строфа 16; строфы 38-39), ночной пейзаж при свете луны во время разговора с няней (глава 3, строфы 16, 20, 21), зимнее утро в начале пятой главы (строфа 1-2), холодная зимняя ночь, когда Татьяна гадает (глава 5, строфа 9), зимний пейзаж её страшного сна (глава 5, строфа 13), ночь накануне именин (глава 6, строфа 2), весенний пейзаж седьмой главы, и летний вечер, когда одинокая Татьяна приходит в дом Онегина (глава 7, строфа 15), её прощание с родными местами перед отъездом в Москву (глава 7, строфа 28 и следующие). Близость народа и природе навсегда определила в Татьяне Лариной естественность, простоту и органическое неприятие притворства, лицемерия, фальши. Татьяна впитала в себя народную мораль, окрасившую её мысли и чувства и проявившуюся в её поведении.

    Очень часто автор видит природу глазами главной героини романа, и тогда пейзажная живопись в полной мере выражает её душевное состояние. С образом Татьяны в романе связано едва ли не самое большое количество пейзажных зарисовок. Неоднократно встречаются размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Картины природы перекликаются с переживаниями, настроениями Татьяны.

    Рассказывая о предстоящем отъезде Татьяны в Москву, поэт сжато и ярко описал смену лета осенью, осени: зимой.

    Настала осень золотая.

    Природа трепетна, бледна,

    Как жертва пышно убрана....

    Сравним эту картину с описанием осени в главе четвертой (строфы 40-41) - здесь совсем другие краски, другие настроения. Мы чувствуем, что эта осеньсобенно близка сейчас настроению Татьяны, она как-то связана с её судьбой, с её будущим:

    Вот север, тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл - и вот сама

    Идёт волшебница зима .

    С образом Татьяны связан и зимний пейзаж. Пушкин не случайно выбрал зиму, этим он стремился подчеркнуть национальный характер, идеальные черты настоящей русской девушки:

    Татьяна (русская душою,

    Сама не зная почему)

    С её холодною красою

    Любила русскую зиму...

    Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для нашей страны, можно сказать, характерное время года. А вот над нашим летом, севернее Москвы, романист посмеивается:

    Но наше северное лето,

    Карикатура южных зим,

    Мелькнёт и нет...

    Пробуждение природы вносит в жизнь героев новые чувства. Возникновение чувства Татьяны к Онегину так естественно, как протекание природных процессов:

    Пора пришла, она влюбилась,

    Так в землю падшее зерно

    Весны огнём оживлено,

    Давно её воображенье,

    Сгорая негой и тоской,

    Алкало пищи роковой;

    Давно сердечное томленье

    Теснило ей младую грудь .

    Утешения в любовных переживаниях Татьяна тоже ищет в природе:

    Тоска любви Татьяну гонит,

    И в сад идёт она грустить...

    Настанет ночь; луна обходит

    Дозором дальний свод небес,

    И соловей во мгле древес

    Напевы звучные заводит .

    В слиянии с природой формируется в Татьяне Лариной те мысли и чувства, которые свойственны только русской женщине. В соответствии с народными представлениями о прекрасном человеке Пушкин наделяет Татьяну нравственной чистотой, благородством, непосредственностью и исключительной душевной ценностью.

    Эмоционально написанный пейзаж тонко поддерживает и подчёркивает психологическое состояние Татьяны, большое душевное напряжение, сменяющиеся эмоции и силу искреннего чувства. Нарастающая сила любви сливается с восходом солнца и песней пастуха-крестьянина. В такой же тональности написаны Пушкиным и многие другие пейзажи, связанные с образом Татьяны.

    Зимний русский пейзаж во сне Татьяны, тоже неразрывно связанный с её переживаниями и мыслями, изображён Пушкиным в реалистических тонах, близких к народному творчеству. Реалистичность изображаемого достигается благодаря особой чёткости рисунка и отбору того, что встречается Татьяне на её пути. Приведём пример таинственной и загадочной природы в сценах сна Татьяны:

    ...Ей снится, будто бы она

    Идёт по снеговой поляне...

    Пред ними лес; недвижны сосны

    В своей нахмуренной красе;

    Отягчены их ветви все

    Клоками снега; сквозь вершины

    Осин, берёз и лип нагих

    Сияет луч светил ночных;

    Дороги нет; кусты, стремнины

    Метелью все занесены,

    Глубоко в лес погружены .

    Природа во сне Татьяны живая, земная, ничуть не сказочная: печальная зимняя ночь, бегущий ручей, хрупкий мостик из обледенелых жёрдочек... Каждый, кто бродил по ночному зимнему лесу, знает, как правдиво этот лес описан. Сон Татьяны - вещий сон, который скоро сбудется. И Татьяна знает об этом. На почти таком же фоне поздней зимы и начинающейся ранней, ещё по-зимнему холодной весны происходит последняя встреча Онегина и Татьяны.

    Всё, что делает Татьяна Ларина, всё, что с ней происходит, сопровождается пейзажными зарисовками. В Лариной сливается особое восприятие любви, жизни и природы. В рассказе о Татьяне сопутствующий ему пейзаж звучит особенно, как музыка: затрагивает самые лирические чувства, вызывая глубокое сопереживание и сочувствие делам и мыслям главной героини романа . Блуждающая по родным полям Татьяна находится на фоне широкой русской природы. Всюду ширь, воздух и простор, движение и жизнь, как и в душе самой Татьяны:

    Был вечер. Небо меркло. Воды Струились тихо. Жук жужжал Уж расходились хороводы;

    Уж за рекой, дымясь, пылал

    Огонь рыбачий. В поле чистом, Луны при свете серебристом,

    В свои мечты погружена

    Татьяна долго шла одна .

    Пейзажи, не имеющие непосредственного отношения к психологии и мировосприятию главной героини, представляют собой рисунки, полностью показывающиевосприятие природы самим поэтом, резко контрастирующие с переживаниями Онегина и выражающие лишь эмоции самого автора.

    Сам же автор романа, Александр Пушкин, введенный в роман в качестве не только создателя своего нового творения, но и одного из его героев, оказывается и реальной, и одновременно вымышленной личностью. Это одновременно и реальный поэт Пушкин, и на глазах читателей сочиняющий свое новое творение - стихотворный роман - и одновременно вымышленное лицо, живущее вместе с героями условной «романной» жизнью: он их «добрый приятель», поверенный их сердечных тайн, «сопереживатель», советчик и критик. Пейзажи «романа в стихах» помогают читателю глубже почувствовать и ярче воспринять задушевные мысли Пушкина о русской жизни, о русском народе, почувствовать лирическую красоту русской природы. Описания природы, выражающие собственные чувства, настроения и мысли Пушкина, глубоко лиричны по своему характеру, объёмны по своему содержанию, охватывают большие пространства и несколько планов, включают в себя народные образы и жанровые сцены, органически связанные со всей живописной картиной в целом:

    Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок;

    Там друг невинных наслаждений

    Благословить бы небо мог.

    Господский дом уединённый,

    Горой от ветров ограждённый,

    Стоял над речкою. Вдали

    Пред ним пестрели и цвели

    Луга и нивы золотые,

    Мелькали сёлы; здесь и там

    Стада бродили по лугам,

    И сени расширял густые

    Огромный, запущенный сад,

    Приют задумчивых дриад .

    В этих строках автор отражает своё видение окружающей природы. Деревенский пейзаж радует глаз поэта. Автор находит в нём свои красоты, называя деревню «прелестным уголком». Всё прельщает Пушкина: и уединённый господский дом, и золотые луга и нивы, и запущенный сад. Как видим, эта деревня очень похожа на Михайловское. Ведь господский дом и в самом деле стоял над рекою Соротью, вдали расстилались луга и нивы, по лугам бродили стада, а возле дома был огромный старый парк с липовыми и еловыми аллеями. Михайловская жизнь Пушкина отразилась в четвёртой главе «Евгения Онегина» не только в описании деревенской жизни главного героя. Это и жизнь Автора стихотворного романа наедине с природой и творчеством.

    И вот уже трещат морозы

    И серебрятся средь полей...

    Опрятней модного паркета

    Блистает речка, льдом одета.

    Мальчишек радостный народ

    Коньками звучно режет лёд;

    На красных лапках гусь тяжёлый,

    Задумав плыть по лону вод,

    Ступает бережно на лёд,

    Скользит и падает; весёлый

    Мелькает, вьётся первый снег,

    Звездами падая на брег .

    Настала осень золотая.

    Природа трепетна, бледна,

    Как жертва, пышно убрана,...

    Реалистичности рисунка помогает правда световой гаммы, ритм стиха, эпитетика и сравнения.

    Пейзажи в романе Пушкин рисует через восприятие героев. Например, деревенский пейзаж во второй - шестой главах романа описан скупо, только штрихами, так как этот пейзаж воспринимается Онегиным , который не любит природы. В отличие от автора романа, Евгения Онегина не трогают прелести русской природы, она от него далека. Онегин часто замыкается в себе и тоскует. Вот как описывает автор пребывание Евгения в деревне:

    Два дня ему казались новы

    Уединённые поля,

    Прохлада сумрачной дубровы,

    Журчанье тихого ручья;

    На третий роща, холм и поле

    Его не занимали боле;

    Потом уж наводили сон;

    Потом увидел ясно он,

    Что и в деревне скука та же,

    Хоть нет ни улиц, ни дворцов,

    Ни карт, ни балов, ни стихов .

    Онегин-скептик, он разочарован во всём, что его окружает. В авторе, напротив, живут глубокие и сильные чувства; он горячо и вдохновенно любит природу, людей и жизнь. Онегина не трогает красота русской природы, автор же не может скрыть своего восхищения.

    Пушкин своими пейзажами лишний раз подчёркивает разницу между Онегиным и собой:

    Цветы, любовь, деревня, праздность,

    Поля! Я предан вам душой.

    Всегда я рад заметить разность

    Между Онегиным и мной... [ 14 , с. 78].

    Сердце Евгения не раскрыто для родных полей и лесов, он холоден и к народу, он замкнут, красоты родной природы ему недоступны. А если в один прекрасный день Онегин и проснулся патриотом, то и тут Пушкин показывает истинную цену такого «перерождения»:

    Проснулся раз он Патриотом...

    Россия мирная мгновенно

    Ему понравилась отменно

    И решено, что он влюблён

    Россией только бредит он

    Уж он Европу ненавидит....

    В противоположность Онегину, природа для Ленского «не глупые места», а «сосредоточие чудес и тайн, полных поэзии»:

    Он рощи полюбил густые,

    Уединенье, тишину,

    И ночь, и звезды, и луну,

    Луну, небесную лампаду,

    Которой посвящали мы

    Прогулки средь вечерней тьмы,

    И слезы, тайных мук отраду...

    Но ныне видим только в ней

    Замену тусклых фонарей .

    А место, где похоронен Ленский, «поэт задумчивый, мечтатель, убитый приятельской рукой» вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот романтический юноша, каким был он по своей натуре:

    Есть место: влево от селенья,

    Где жил питомец вдохновенья,

    Две сосны корнями срослись;

    Под ними струйки извились

    Ручья соседственной долины.

    Там пахарь любит отдыхать,

    И жницы в волны погружать

    Приходят звонкие кувшины;

    Там у ручья в тени густой

    Поставлен памятник простой .

    В трагический момент романа луна останавливается над могилой Ленского вместе с Татьяной и Ольгой: «И над могилой при луне,// Обнявшись, плакали оне». Смерть Ленского сливается с возрождением природы. Она сравнивается с алмазными переливами спадающей снежной лавины:

    ... Туманный взор

    Изображает смерть, не муку.

    Так медленно по скату гор,

    На солнце искрами блистая,

    Спадает глыба снеговая .

    Таже снеговая лавина низвергается затем целым потоком жизни: "Гонимы вешними лучами, // С окрестных гор уже снега // Сбежали мутными ручьями..."

    Таким образом, картины природы занимают особое место в романе A.C. Пушкина. Пейзаж, тесно связанный с главными героями, помогает автору раскрыть существенные стороны характера и мировоззрения персонажей, их душевные настроения, повороты в их жизненной судьбе. Природа - это фон, на котором выступают действующие лица. Пейзажи в романе в своей основе объективны, точны, реальны. Жизнь всех героев пушкинского романа вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев "Евгения Онегина". Природа неразрывно связана с жизнью народа. В пушкинском романе она изображается глазами человека, составляющего с природой единое целое. Тесно связывая природу с переживаниями и раздумьями действующих лиц, Пушкин придал им ярко выраженную психологическую функцию.

    Заключение

    Значение творчества и масштабы гения Пушкина позволяют назвать его исключительным явлением всемирной литературы и культуры, «началом всех начал». Его достижения определили и во многом обусловили дальнейшее развитие русской литературы.

    Произведения А.С.Пушкина – пример служения писателя своему народу средствами художественного слова. Пейзаж занимает в творчестве Пушкина центральное место. Источником творчества Пушкина была связь с родной землей, Родиной и народом. Пушкин, будучи человеком тонкой натуры, с восторгом передавал в своём произведении чувство восхищения, которое вызывало в нем природное совершенство.

    В результате научного исследования мы пришли к следующим выводам:

    Лирические отступления в литературном произведении играют огромную роль. Благодаря им действие произведения выходит за рамки частной жизни героев и расширяется до более обширных масштабов. Лирические


    • отступления раскрывают противоречия, тенденции, закономерности эпохи, на первый взгляд не имеющие прямого отношения к сюжетной канве произведения, но ярко демонстрирующие отношение к ним автора. В целом лирические отступления помогают более глубокому восприятию произведения, личности автора и исторической эпохи, в которой было написано произведение.

    • Автор в «Евгении Онегине» предстает перед нами как универсальный образ в его сложных отношениях с вымышленным и реальным миром: ведь он находится в постоянном диалоге с героями и читателем.

    • С помощью образа автора в роман вводится множество лирических отступлений, которые придают произведению энциклопедичность, широту, всеохватность русской жизни 20-х гг. XIX века. Лирические отступления служат расширению художественного пространства романа, созданию целостности литературного образа: от бытовых деталей обобщения до масштабных, наполненных философским содержанием образов.

    • Пейзаж занимает одно из главных мест в художественном произведении, выполняя различные функции. Роль пейзажа в понимании позиций автора велика. Значение образов природы и ее художественная функция приобретает особую значимость в поэтических произведениях художественной литературы, так как именно описание картин природы помогают найти писателю свой собственный, уникальный стиль изложения.
    Пушкин... Пушкинская поэзия... Пушкинское время... Неисчерпаемые темы. Уже 212 лет Россия оглядывается на Пушкина, ибо он дал ей тот эталон художественности и нравственности, с которыми теперь соизмеряются все достижения русской культуры. Дорога к Пушкину бесконечна...

    ЛИТЕРАТУРА


    1. Абрамович, Г.Л. Введение в литературоведение: учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Русский язык и литература» /Г.Л. Абрамович. - 7-е изд., испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1979.-352 с.

    2. Бродский, Н.Л. Евгений Онегин: Роман A.C. Пушкина: пособие для учителя / Н.Л. Бродский. - Москва: Просвещение, 1964. - 416с.

    3. Дегтеревский И.М. Пейзаж в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина// Учен. Зап. Московского пединститута: Вып. 4. -М.,1954, С. 163-188.

    4. Капшай, Н.П. Работа над поэтическим текстом в школе: пособие для учителей общеобразовательных школ /Н.П, Капшай. - Минск: Жасскон, 2001.-196 с.

    5. Квятковский А.П. Лирические отступления: поэтический словарь / А.П. Квятковский. - Москва: Советская энциклопедия, 1966. - С. 145

    6. Княжицкий А.И. Тема времён года в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин» // Русская словесносность. - 1999. - № 1. - С. 51-54.

    7. Краткая литературная энциклопедия/ A.A. Сурков. - Москва: Советская энциклопедия, 1967. - 1023 с.

    8. Литературный энциклопедический словарь/ В.М. Кожевников, П.А. Николаев. - Москва: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

    9. Маймин, Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. - М.: Наука, 1981. - 208с.

    10. Маранцман, В.Г. Художественная литература: 9 класс /В.Г. Маранцман. - Москва: Просвещение, 1991. - 319 с.

    11. Мейлах Б.С. Сквозь магический кристал - М. :Высшая школа,1990. - 397с.

    12. Михайлова Н.М. Собранье пёстрых глав: о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». - М.: Имидж, 1994. - 191с.

    13. Одиноков, В. Г. И даль свободного романа.../ В.Г. Одиноков, К.А. Тимофеев. - Новосибирск: Наука, 1983 - 159 с.

    14. Пушкин, A.C. Евгений Онегин: Роман в стихах /A.C. Пушкин. - Минск: Народная асвета, 1979. - 176 с., ил.

    15. Ранчин, A.M. В поисках скрытого смысла: о поэтике эпиграфов «Евгения Онегина»/ A.M. Ранчин// Литература: Приложение к газете «Первое сентября». - 2005. - № 5. - С. 40-42.

    16. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 205 с.

    17. Соколов, А.Н. История русской литературы XIX века (1-я половина): учебник /А.Н. Соколов. - 4-е изд., испр. - Минск: Высшая школа, 1976. - 456 с.

    18. Широковский, Ю.С. Формирование представлений об авторе при изучении романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин/ Ю.С. Широковский// Литература в школе. - 1991. - № 4. - С. 88- 95.

    19. Чернец Л.В., Бройтман С.Н. и др. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. - М.: Высшая школа, 2000. - 556 с.

    20. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ В.И Новиков. - Москва: Педагогика, 1988 - 416 с, ил.

    В романе «Евгений Онегин» насчитывается множество авторских отступлений. Именно благодаря им действие романа выходит за рамки частной жизни героя и расширяется до масштабов общероссийских. В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к сюжетной канве романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним Пушкина. Однако, образ автора не исчерпывается только лирическими отступлениями (авторские комментарии и замечания рассеяны по всему тексту романа). По ходу романа автор, как и его герои, претерпевает эволюцию. Так, исследователи, изучая стиль поэта, отмечают разницу между главами, написанными до и после 1825 г. Автор не ассоциирует себя с Онегиным, подчеркивая различия в их отношении к жизни, природе, театру, вину, женщинам и т. д. Пушкин идет в своем развитии дальше, чем Ленский, становясь поэтом действительности и подчеркивая, что поэтическое и восторженное отношение к жизни - разные вещи. Сам поэт полагал, что он ближе всех Татьяне. В последних главах Пушкин - человек последекабрьской эпохи, он сформировался как поэт и личность. Таким образом, в романе Пушкин выступает как бы в двух ипостасях - автора и рассказчика, причем очевидно, что образ первого значительно шире, чем образ второго.

    1) Отступления автобиографического характера:

    В те дни, когда в садах Лицея

    Я безмятежно расцветал,
    Читал охотно Апулея,

    А Цицерона не читал,
    В те дни, в таинственных долинах,
    Весной, при криках лебединых,
    Близ вод, сиявших в тишине,
    Являться муза стала мне.
    Моя студенческая келья
    Вдруг озарилась: муза в ней

    Открыла пир младых затей,
    Воспела детские веселья,
    И славу нашей старины,
    И сердца трепетные сны.
    И свет ее с улыбкой встретил;
    Успех нас первый окрылил;
    Старик Державин нас заметил
    И, в гроб сходя, благословил.
    (Гл. XVIII, строфы I-II)

    2) Отступления философского характера (о течении жизни, о природе, о преемственности поколений, о собственном бессмертии):

    Увы! На жизненных браздах

    Мгновенной жатвой поколенья,
    По тайной воле провиденья,
    Восходят, зреют и падут;
    Другие им вослед идут...
    Так наше ветреное племя
    Растет, волнуется, кипит
    И к гробу прадедов теснит.
    Придет, придет и наше время,
    И наши внуки в добрый час
    Из мира вытеснят и нас!
    (Гл. II, строфа XXXVIII)

    Как грустно мне твое явленье,
    Весна, весна, пора любви!
    Какое томное волненье
    В моей душе, в моей крови!
    С каким тяжелым умиленьем
    Я наслаждаюсь дуновеньем

    В лицо мне веющей весны

    На лоне сельской тишины!

    Или мне чуждо наслажденье,
    И все, что радует, живит,
    Все, что ликует и блестит,
    Наводит скуку и томленье
    На душу мертвую давно

    И все ей кажется темно?

    Или, не радуясь возврату
    Погибших осенью листов,
    Мы помним горькую утрату,
    Внимая новый шум лесов;
    Или с природой оживленной
    Сближаем думою смущенно
    Мы увяданье наших лет,
    Которым возрожденья нет?
    Быть может, в мысли нам приходит

    Средь поэтического сна
    Иная, старая весна
    И в трепет сердце нам приводит

    Мечтой о дальней стороне,
    О чудной ночи, о луне...
    (Гл. VII, строфы II-III)

    Следует отметить, что далеко не все описания природы являются философскими авторскими отступлениями.

    Я знаю: дам хотят заставить
    Читать по-русски. Право, страх!
    Могу ли их себе представить
    С «Благонамеренным» в руках!
    Я шлюсь на вас, мои поэты;
    He правда ль, милые предметы,
    Которым, за свои грехи,
    Писали втайне вы стихи,
    Которым сердце посвящали,
    He все ли, русским языком
    Владея слабо и с трудом,
    Его так мило искажали,
    И в их устах язык чужой

    He обратился ли в родной?

    He дай мне Бог сойтись на бале
    Иль при разъезде на крыльце
    С семинаристом в желтой шале
    Иль с академиком в чепце!
    Как уст румяных без улыбки

    Без грамматической ошибки

    Я русской речи не люблю.
    (Гл. III, строфы XXVII-XXVIII)

    Волшебный край! там в стары годы,

    Сатиры смелый властелин,
    Блистал Фонвизин, друг свободы,
    И предприимчивый Княжнин;
    Там Озеров невольны дани

    Народных слез, рукоплесканий
    С младой Семеновой делил;
    Там наш Катенин воскресил

    Корнеля гений величавый;
    Там вывел колкий Шаховской
    Своих комедий шумный рой,
    Там и Дидло венчался славой,
    Там, там, под сению кулис
    Младые дни мои неслись.
    (Гл. I, строфа XVIII)

    Свой слог на важный лад настроя,
    Бывало, пламенный творец
    Являл нам своего героя

    Как совершенства образец.
    Он одарял предмет любимый,
    Всегда неправедно гонимый,
    Душой чувствительной, умом
    И привлекательным лицом.
    Питая жар чистейшей страсти,
    Всегда восторженный герой

    Готов был жертвовать собой,
    И при конце последней части
    Всегда наказан был порок,
    Добру достойный был венок.

    А нынче все умы в тумане,
    Мораль на нас наводит сон,
    Порок любезен и в романе,
    И там уж торжествует он.
    Британской музы небылицы

    Тревожат сон отроковицы,
    И стал теперь ее кумир
    Или задумчивый Вампир,
    Или Мельмот, бродяга мрачный,
    Иль Вечный жид, или Корсар,
    Или таинственный Сбогар.
    Лорд Байрон прихотью удачной

    Обрек в унылый романтизм
    И безнадежный эгоизм.

    ...Унижусь до смиренной прозы;
    Тогда роман на старый лад

    Займет веселый мой закат.
    He муки страшные злодейства
    Я грозно в нем изображу,
    Ho просто вам перескажу

    Преданья русского семейства,
    Любви пленительные сны

    Да нравы нашей старины.
    (Гл. III, строфы XI-XIII)

    Ho дружбы нет и той меж нами.
    Все предрассудки истребя,
    Мы почитаем всех нулями,
    А единицами - себя.
    Мы все глядим в Наполеоны;
    Двуногих тварей миллионы
    Для нас орудие одно,
    Нам чувство дико и смешно.

    (Гл. II, строфа XIV)

    Чем меньше женщину мы любим,
    Тем легче нравимся мы ей
    И тем ее вернее губим

    Средь обольстительных сетей.

    Разврат, бывало, хладнокровный,

    Наукой славился любовной,
    Сам о себе везде трубя

    И наслаждаясь не любя.
    Ho эта важная забава
    Достойна старых обезьян

    Хваленых дедовских времян:

    Ловласов обветшала слава
    Co славой красных каблуков
    И величавых париков.

    Кому не скучно лицемерить,

    Различно повторять одно,
    Стараться важно в том уверить,
    В чем все уверены давно,
    Все те же слышать возраженья,

    Уничтожать предрассужденья,

    Которых не было и нет
    У девочки в тринадцать лет!
    Кого не утомят угрозы,
    Моленья, клятвы, мнимый страх,

    Записки на шести листах,
    Обманы, сплетни, кольцы, слезы,

    Надзоры теток, матерей,
    И дружба тяжкая мужей!
    (Гл. IV, строфы VII-VIII)

    Любви все возрасты покорны;
    Ho юным, девственным сердцам
    Ее порывы благотворны,
    Как бури вешние полям:
    В дожде страстей они свежеют,
    И обновляются, и зреют -
    И жизнь могущая дает
    И пышный цвет, и сладкий плод,
    Ho в возраст поздний и бесплодный
    На повороте наших лет,
    Печален страсти мертвой след:
    Так бури осени холодной
    В болото обращают луг

    И обнажают все вокруг.
    (Гл. VIII, строфа XXIX)

    Мы все учились понемногу
    Чему-нибудь и как-нибудь,
    Так воспитаньем, слава Богу,
    У нас немудрено блеснуть.

    (Гл. I, строфа V)

    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел,
    Кто постепенно жизни холод
    С летами вытерпеть умел;
    Кто странным снам не предавался,
    Кто черни светской не чуждался,
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат,
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    Кто славы, денег и чинов
    Спокойно в очередь добился,
    О ком твердили целый век:
    N.N. прекрасный человек.

    Ho грустно думать, что напрасно
    Была нам молодость дана,
    Что изменяли ей всечасно,
    Что обманула нас она;
    Что наши лучшие желанья,
    Что наши свежие мечтанья
    Истлели быстрой чередой,
    Как листья осенью гнилой.
    Несносно видеть пред собою
    Одних обедов длинный ряд,
    Глядеть на жизнь, как на обряд,
    И вслед за чинною толпою
    Идти, не разделяя с ней
    Ни общих мнений, ни страстей,
    (Гл. VIII, строфа X-XI)

    Москва... как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось!

    Как много в нем отозвалось!
    Вот, окружен своей дубравой,
    Петровский замок. Мрачно он

    Недавнею гордится славой.
    Напрасно ждал Наполеон

    Последним счастьем упоенный

    Москвы коленопреклоненной

    С ключами старого Кремля;
    Нет, не пошла Москва моя
    К нему с повинной головою.
    He праздник, не приемный дар,
    Она готовила пожар

    Нетерпеливому герою.
    Отселе, в думу погружен,
    Глядел на грозный пламень он.

    Я думал уж о форме плана
    И как героя назову;
    Покамест моего романа
    Я кончил первую главу;
    Пересмотрел все это строго;
    Противоречий очень много,
    Ho их исправить не хочу;
    Цензуре долг свой заплачу