Архитектура возрождения в италии. Возрождение • Ренессанс

Архитектура итальянского Возрождения

Стремление зодчих к возрождению классических античных традиций, созданию светлых и гармоничных сооружений, выра-жающих рациональность, четкость и ясность, стало характерной особенностью архитектуры итальянского Возрождения. В то же время это вовсе не означало, что поиски новых форм были прекра-щены. Напротив, они видоизменялись и варьировались, что в ко-нечном счете привело к созданию нового архитектурного стиля.

В эпоху Раннего Возрождения (XV в.), когда еще сильны бы-ли черты средневековой готики, основное внимание зодчих было сосредоточено на разработке центрально-купольных храмовых сооружений и городских дворцов — палаццо. К началу XVI в. в архитектуру начинают проникать новые идеи, затронувшие глав-ным образом композицию и оформление фасадов. В качестве ор-ганизующего и декоративного начала широко использовались ор-дерные элементы и пышный декор. Именно в это время в Италии формируется величественная и монументальная архитектура, по-ложившая начало архитектуре барокко.

В мировую историю архитектуры эпоха Возрождения вписала блистательные имена Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Д. Браманте, Микеланджело, Я. Сансовино, А. Палладио.

Флорентийское чудо Брунеллески

«Цветком Тосканы» и «зеркалом Италии» называли Флорен-цию — город, по праву носящий титул родины итальянского Воз-рождения. «Это почти рай. Ничего представить нельзя лучше впечатления этого неба, воздуха и света. Здесь есть такое солнце и небо и такие — действительно уж чудеса искусства неслыханного и невообразимого», — востор-женно писал Ф. М. Достоевский, посетивший в XIX в. этот уди-вительный город.

В начале XV в. Флоренция претендовала на роль главного города Италии, противопоставив се-бя «вечному городу» — Риму. Флоренции было чем гордиться: здесь впервые были провозглашены де-мократические принципы: «Свобода есть неотъем-лемое право, которое не может зависеть от произво-ла другого лица». Этот жизнеутверждающий идеал свободы найдет свое отражение во многих произве-дениях искусства, ставшего частью общественной жизни Флоренции. Проект дворца или купола со-бора, приобретение картины Боттичелли или ста-туи Микеланджело волновали каждого жителя, Флоренция служила своеобразной моделью совре-менного города блистательных изобретений и откры-тий, который часто называли «новыми Афинами».

Закат Флоренции оказался трагичен. Кострами инквизиции он был отмечен на площадях города, Здесь сжигали книги Данте и Петрарки, «непри-стойные» картины, скульптуры, гравюры и рисунки известных мастеров. Великий Данте, изгнанный из Флоренции, больше ни-когда не вернется в свой родной город... В XVI в. Флоренция уступает свою роль Риму, но остается одним из крупнейших городов Италии — «культурной провинцией», по праву гордящейся богатым прошлым.

Поэт XIX в. П. А. Вяземский так выразил свои чувства от посещения этого города в стихотворении «Флоренция»:

Край чудный! Он цветет и блещет

Красой природы и искусств,

Там мрамор мыслит и трепещет,

В картине дышит пламень чувств...

Символ Флоренции — собор Санта-Мария дель Фьоре (1296—1470). В самом центре города, над морем красных черепичных крыш, поднимается его гигантский купол. Чуть вытянутый силуэт собора виден с каждой улицы, с любой площади. Жители Флоренции хотели установить над собором огромный купол, но никому из архитекторов не удавалось перекрыть огромное пространство (диаметр купола в основании составлял 42 м! Напомним: диаметр купола собора Святой Софии в Константинополе составляет 31,5 м). В течение нескольких десятков лет собор простоял с отверстием в центре перекрытия. Сложность заключалась не только в величине пролета, но и в относительно небольшой толщине стен барабана, которые вряд ли могли выдержать тяжесть купола вместе со строительными лесами. Тогда было принято решение объявить конкурс, в котором участвовали зодчие, приглашенные из разных городов и стран. Среди множества представленных проектов, рисунков и моделей выделялся фантастический проект архитектора Филиппо Брунеллески (1377—1446). Ему и выпала честь завершить сооружение купола над собором.

Существует легенда, согласно которой от Брунеллески потребовали, чтобы он раскрыл свои технические секреты. Архитектор сказал: «Пусть тот, кто сумеет стоймя утвердить яйцо на мраморной доске, и возводит купол». Многие мастера безуспешно пытались сделать это. Тогда Брунеллески, ударив яйцо о мраморную доску, заставил его стоять. Все зашумели, считая, что могли бы повторить то же самое. Смеясь, Филиппо ответил, что и купол они построят, если увидят его чертежи и модель. Так он получил заказ на его возведение. Насколько правдива эта легенда, сегодня трудно сказать. Может быть, ее придумали гораздо позже. Во всяком случае, известно, что Брунеллески успел возвести только сам купол, а его завершение — изящный барабанчик с позолоченным шаром и крестом наверху — строили по чертежам после смерти архитектора. «Заслуженного гражданина» Флоренции, «возродителя древнего зодчества» похоронили под сенью купола собора Санта-Мария дель Фьоре.

Современники рассказывали, что Брунеллески не раз ездил в Рим, обмерял руины античных храмов и дворцов, делал зарисовки сохранившихся фрагментов зданий. Не стремясь их копировать, он продолжал искать новые архитектурные решения, отвечавшие потребностям Флоренции XV в.

Сооружение купола было начато в 1420 г., а к 1426 г. была возведена одна треть его общей высоты. Брунеллески лично следил за ходом выполняемых работ. Из жизнеописания зодчего, оставленного Джорджо Вазари (1511 —1574), мы узнаем:

«Он сам ходил на кирпичные заводы, где месили кирпичи, чтобы самому увидеть и помять глину... Он следил за кам-нетесами, чтобы камни были без трещин и прочные, и давал им модели подкосов и стыков, сделанные из дерева, воска, а то и из брюквы. Он изобрел систему петель с головкой и крючков и вообще значительно облегчил строительное дело, которое, несомненно благодаря ему, достигло того совершенства, какого оно, пожалуй, никогда не имело у тосканцев».

При сооружении восьмигранного купола высотой свыше 35 м Брунеллески применил совершенно новую конструкцию: он сделал купол без возведения строительных лесов из двух оболочек. Внутренняя опиралась на мощные столбы, обозначающие подку-польное пространство, а внешняя поддерживалась восемью несущими ребрами, сходящимися к фонарю с шатровым завершением.

Храм был освящен папой римским, но строительство купола собора на этом не закончилось. Вновь был объявлен конкурс проектов по возведению мраморного фонаря. Начатое в 1446 г. строительство было прервано смертью архитектора. Лишь в 1461 г. была закончена кладка фонаря, а спустя еще семь лет мастеру Андреа Верроккьо (1435/1436—1488) было поручено выполнить большой медный шар и увенчать его крестом. Таким образом, полвека потребовалось на завершение работ по строительству этого величественного храма Флоренции, до сих пор остающегося визитной карточкой города.

Вазари справедливо писал:

«Можно определенно утверждать, что древние не достигали в своих постройках такой высоты и не решались на такой риск, который бы заставил их соперничать с самим небом, как с ним, кажется, действительно соперничает флорентийский купол, ибо он так высок, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся равными ему».

Строительство собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции было только началом создания многих шедевров итальянского зодчества.

Филиппо Брунеллески принадлежит также сооружение Воспитательного дома, в котором проявились лучшие традиции античного искусства. Брунеллески применил много новых приемов при создании его архитектурного облика. В отличие от готических зданий, он вытянул дом по горизонтали и подчеркнул его протяженность карнизами первого и второго этажей. Известный с давних времен портик с колоннами он растянул вдоль всего фасада, превратив в воздушную, почти невесомую аркаду. В треугольные пространства между арками и карнизом первого этажа он вставил круглые медальоны с изображениями младенцев. Сияя на солнце ярко-синими, белыми, желтыми, зелеными и коричневыми тонами, они придавали зданию нарядность и праздничность. Четко рассчитанная симметричность здания, логичное соотношение горизонталей и вертикалей, гармония и согласованность всех частей и деталей рождали чувство торжественности и величия. Это здание «стало как бы символом того ясного, рационального и радостного мироощущения, которое принесло с собой начало итальянского Возрождения» (В. Н. Прокофьев). А еще через два года Филиппо Брунеллески получит заказ на возведение церкви Сан-Лоренцо, которая станет еще одним его гениальным творением.

Великие архитекторы эпохи Возрождения

Большой вклад в развитие архитектуры внес Леон Баттиста Альберти (1404—1472) — блестящий математик и физик, поэт и музыкант, философ и скульптор. Свою творческую энергию Альберти направил на изучение античного наследия. Изучая раз-личия между античными ордерами, он использовал их в декоративном оформлении фасадов зданий. В его творчестве античное наследие получило новую трактовку и яркую пластическую выразительность. Величайшими созданиями архитектора стали церковь Санта-Мария Новелла и палаццо Ручеллаи во Флоренции.

Основоположником Высокого Возрождения в архитектуре был Донато Браманте (1444—1514). Свою творческую деятельность он начинал как живописец, но увлечение архитектурой впоследствии захватило его. Глубоко впитав дух античной архитектуры, он сумел соединить его с лучшими достижениями современных зодчих, и главным образом Филиппо Брунеллески. В Милане Браманте возвел несколько великолепных зданий, в том числе церковь Санта-Мария делла Грацие, где впоследствии великий Леонардо да Винчи напишет свою «Тайную вечерю». Полностью талант архитектора раскрылся в Риме, куда он был приглашен Папой Юлием II и стал вскоре главным зодчим города. Браманте создал собственный стиль, характерными чертами которого являлись центрическое купольное сооружение, легкие колоннады дворов с полуциркульными арками в нижнем этаже, круглые окна в верхнем этаже, богато украшенные орнаментом.

В 1503—1505 гг. Браманте осуществил реконструкцию Ватикана, преобразовав его в единый архитектурный комплекс зданий с галереями и парадными дворами. По существу, ему предстояло создать совершенно новое сооружение. Бра-манте соединил двумя длинными галереями здание старого Ватикана и построенную в XV в. виллу Бельведер. Пространство между этими галереями заняли два парадных двора, предназначенных для проведения торжеств и театрализованных действий. Впоследствии знаменитые лоджии Ватикана заканчивал Рафаэль, руководивший их росписью.

Важнейшим архитектурным творением Браманте стал проект и возведение главного католического храма — собора Святого Петра. В 1506 г. он возглавил работы по перестройке базилики IV в. Красотой и величием собор должен был затмить все существовавшие к этому времени храмы. По замыслам архитектора, в плане он представлял собой греческий (равноконечный) крест, вписанный в квадрат, что явно противоречило канонам романской базилики, продольной в плане. Центром здания должен был стать огромный купол, почти равный по диаметру куполу Санта-Мария дель Фьоре Филиппо Брунеллески. Все остальные объемы (полукупола и угловые башни) группировались вокруг центрального купола, подчеркивая его главенствующую роль.

Возведение такого огромного собора, безусловно, требовало немалых расходов. Попытки Папы Римского найти новые источники финансирования не увенчались успехом, а потому через некоторое время пришлось остановить работы. Последовавшая смерть зодчего не позволила осуществить этот грандиозный замысел. Он успел возвести лишь наружные стены храма на высоту сводов. Позднее в строительстве собора принимали участие многие архитекторы, в том числе великий Микеланджело. Он значительно упростил первоначальный план, сделав собор более компактным. Окончательно работы были завершены в 1590 г., уже после смерти Микеланджело.

Архитектурное творчество Браманте имело огромное значение для современности и для последующих эпох. На многие десятилетия оно утвердило общее направление в развитии зодчества.

Столицей Позднего Возрождения в Италии стала Венеция. Этот удивительный город-республика дольше других итальянских городов сумел сохранить свою независимость. На закате Возрождения Венеция оставалась последним центром художественной культуры Италии, продолжавшим хранить верность гуманистическим традициям эпохи. Город, обязанный своим расцветом морской торговле, поддерживал связи со странами Западной Европы и Востока. В иноземной культуре Венеция черпала то, что могло служить ее украшению: нарядность и золотой блеск византийских мозаик, каменную ажурность мавританских сооружений, фантастичность храмов готики. При этом здесь был выработан свой оригинальный стиль в искусстве, тяготевший к парадности и красочности.

Уникальные природные условия во многом определили характерные особенности венецианской архитектуры. Город, расположенный на 118 островах, разделен 160 каналами, через которые переброшено около 400 мостов. Большинство зданий здесь построено на сваях, дома тесно прижаты друг к другу.

Ко второй половине XVI в. Венеция приобрела праздничнопарадный облик, не имеющий аналогов в мировом градостроительстве. Прекрасна панорама венецианских дворцов с узорными беломраморными плетениями арок на тонких витых колоннах, с легкими лоджиями и рельефами, отраженными в водах канала. Многоцветьем сияют пышные интерьеры венецианских церквей и общественных зданий. Узкие пешеходные улочки, как ручейки, стекаются к центру города — площади Сан-Марко.

При участии известного архитектора Якопо Сансовино (1486—1570), ученика Браманте, было завершено формирование города. Его главным творением стало здание новой библиотеки собора Сан-Марко. Двухэтажное сооружение с ажурным фасадом было оформлено по античному образцу с применением классических ордеров, расположенных ярусами. В первом этаже за галереей находились торговые помещения, а во втором, где были использованы два вида разных по величине ионических колонн, фриз с гирляндами и парапетом с фигурами и обелисками — собственно библиотека. Стремясь к подчеркнутой декоративности античный ордер все более утрачивал свое конструктивное значение. Большие арки, скульптурные украшения, рельефы на фризах — все это придавало зданию особую нарядность и праздничность. По словам архитектора Палладио, библиотека собора Сан-Марко была «самым прекрасным и самым богато украшенным зданием, возможно, даже среди созданных с древних времен». Такой она остается и в наши дни...

Крупнейшим архитектором Венеции стал Андреа Палладио (1508—1580), стиль которого отличают совершенство в построении античных ордеров, естественная завершенность и строгая упорядоченность композиций, ясность и целесообразность планировки, связь архитектурных сооружений с окружающей природой, тщательная обработка деталей. Палладио по праву называют теоретиком архитектуры: ему принадлежит фундаментальное исследование «Четыре книги об архитектуре» (1570). В Венеции он воздвиг несколько церквей, в том числе Сан-Джорджо Маджоре, Сан-Франческо дела Винья и замечательные дворцы — палаццо.

Но главные творения зодчего были сосредоточены в его родном городе Виченце, в предместье Венеции, где он возводит несколько дворцов, строит мосты и театр «Олимпико». В создании загородных вилл он сумел найти компромисс между античной легкостью и тяжеловесностью традиционных построек. Отличительной чертой вилл Палладио стали портики, соединявшие основное здание с хозяйственными постройками, которые, по словам автора, «словно распахнутые руки, принимают в объятия всякого, кто приближается к дому».

Самое знаменитое сооружение Палладио — вилла «Ротонда» , стоящая в живописной долине на холме. В плане она представляет собой квадрат с вписанным в него круглым залом, перекрытым куполом. К каждой стороне здания примыкают портики с вынесенными вперед лестницами. Вместе с куполом портики, венчающие ротонду, составляют четкую и гармоничную композицию. До сих пор эта белоснежная вилла пленяет удивительной гармоничностью совершенных пропорций. Совершенство формы в гармонии с ландшафтом позволило увидеть в ней «гимн абсолютной красоте».

Вклад Палладио в мировую архитектуру весьма значителен. Он оказал сильнейшее влияние на последующее развитие зодчества в Англии, Франции и России, создав классический тип усадьбы.

Вопросы и задания

1. Почему Флоренцию считают «колыбелью» итальянского Возрожде-ния? Что представлял собой архитектурный облик этого города?

2. Почему собор Санта-Мария дель Фьоре называют «флорентийским чудом» Ф. Брунеллески? Каковы история его создания и новые конструк-тивные решения архитектора? Чем примечательны другие его архитектур-ные творения (Воспитательный дом)?

3*. Какой вклад в историю мировой архитектуры внес Л. Б. Альберти? Какие традиции Ф. Брунеллески он продолжил и творчески развил?

4*. Назовите характерные черты архитектурного стиля Д. Браманте. Каковы его главные художественные достижения?

5*. Почему в эпоху Позднего Возрождения Венеция стала центром итальянской культуры? Какой вклад в архитектурный облик этого города внесли Я. Сансовино и А. Палладио?

Творческая мастерская

1. Разработайте маршрут путешествия по Флоренции XV в. Какие объекты и экспонаты вы непременно включите в свою экскурсию? По-чему?

2*. Рассмотрите фасад флорентийской церкви Санта-Мария Новелла (1470), оформленный Л. Б. Альберти. Как вы думаете, что им было унаследовано от Античности и Средневековья, а от чего пришлось отка-заться? Какие новые архитектурные решения были предложены великим зодчим?

3*. Славу и известность архитектору Браманте принесла маленькая церковь Сан-Пьетро ин Монторио в Риме (Темпьетто), где впервые были применены классический ордер и характерное для Античности центри-ческое купольное сооружение. Опишите это произведение.

4. Попробуйте разработать проект архитектурного сооружения в тра-дициях идеального города Возрождения. Воспользуйтесь для этой цели средствами компьютерной графики и картиной художника Пьеро делла Франческа «Вид идеального города».

5. Испанский художник Сальвадор Дали (1904—1989), увидев архи-тектурное творение А. Палладио театр «Олимпико», писал: «Если бы меня попросили назвать места, которые произвели на меня наиболее сильное впечатление своей таинственностью, я назвал бы театр “Олимпико” в Ви-ченце, как наиболее эстетически загадочный и возвышенный». Как вы ду-маете, какие основания были у С. Дали для подобной оценки?

3. Подготовьте рассказ (выставку) о жизни и творчестве одного из ве-ликих архитекторов итальянского Возрождения. Что определило своеобра-зие его архитектурного стиля? Какой вклад он внес в историю мирового зодчества?

4. Если бы вам предложили снять видеофильм об архитектуре Флорен-ции (Рима, Венеции), то какие объекты вы включили бы в видеоряд? Ка-кой музыке отдали бы предпочтение? Какой дикторский текст сопровож-дал бы ваш фильм?

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Архитектурный облик Флоренции XV в.»; «Флоренция— колыбель итальянского Возрождения»; «Почему собор Санта-Мария дель Фьоре на-зывают “флорентийским чудом” Ф. Брунеллески?»; «Великие творения Филиппо Брунеллески»; «Творческое преломление традиций Античности и средневековой готики в архитектуре Л. Б. Альберти»; «Художественные открытия Донато Браманте»; «Архитектурный облик Рима эпохи Высоко-го Возрождения»; «История создания собора Святого Петра в Риме»; «Эво-люция архитектурного стиля эпохи Возрождения»; «Венеция эпохи По-зднего Возрождения»; «Творческое развитие традиций А. Палладио в рус-ской усадебной архитектуре XVIII—XIX вв. (в западноевропейской архитектуре классицизма)».

Книги для дополнительного чтения

Арган Дж. К. История итальянского искусства. Т. 1, 2. М., 1990.

Бартенев И. А. Зодчие итальянского Ренессанса. М., 2007.

Бурлина Е. Я. Путь длиною в века. М., 1994.

Варданян Р. В. Мировая художественная культура: Архитектура. М., 2004.

Глазычев В. Л. Архитектура: энциклопедия. М., 2002.

Данилова И. Е. Брунеллески и Флоренция: Творческая личность в контексте ренессансной культуры. М., 1991.

Жестаз Б. Архитектура: Ренессанс от Брунеллески до Палладио. М.,

2001.

Лисовский В. Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия. СПб., 2007.

Флоренция: Город и его шедевры. М., 1994.

Эстон М. Панорама Ренессанса: энциклопедия мирового искусства. М., 1997.

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 10.01.2017 18:24 Просмотров: 3464

Архитектура эпохи Возрождения базировалась на главных особенностях римской классической архитектуры. Но, конечно, это не означает их аналогичности – основные принципы градостроительства с античных времён сильно изменились:

уже не было необходимости возводить огромные спортивные сооружения для проведения состязаний или общественные бани, популярные у римлян.

Появились новые приоритеты в системе градостроительства, основанные на потребностях общества эпохи Возрождения. Об этом мы и поговорим в данной статье.

Общая характеристика архитектуры Возрождения

План зданий эпохи Возрождения имеет в основном прямоугольную форму, отличается симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
Неф – часть интерьера в виде вытянутого помещения. С одной или с обеих продольных сторон неф ограничен рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Деление интерьера на нефы возникло в древнегреческих храмах.

Трёхнефный романский храм

Деление интерьера на нефы сохранилось как распространённый прием и в последующие эпохи: Возрождения, барокко и классицизма .
Нефы используются и в светских сооружениях: например, в виде трёхнефного зала решено помещение библиотеки монастыря Сан-Марко во Флоренции (1431-1441).

Многие подземные станции Московского метрополитена устроены как трёхнефные залы, иногда с выделенным центральным нефом.

Станция «Бауманская» Московского метрополитена

В эпоху Возрождения впервые к проблеме целостного единства конструкции и фасада приступил Брунеллески , но в своих работах эту проблему он не решил, а вот Альберти впервые эту задачу решил в здании базилики ди Сант-Андреа в Мантуе.

Фасад церкви Сант-Андреа в Мантуе

Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI в. и высшей точки достигло в творчестве Палладио .
Фасад (наружная, лицевая сторона здания) в архитектуре Возрождения симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом (балочное перекрытие пролёта или завершение стены), увенчаны фронтоном. Фронто́н (от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) - завершение фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Фронтоны обычно треугольные, но бывают и другой формы.

Фронтон

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Первым фасадом в стиле Возрождения считается фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (Росселлино) или Альберти .
Жилые здания эпохи Возрождения часто имели карниз (выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям), на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена – балконом или окружена рустом. Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания.

Палаццо Питти (Тоскана, Италия). Архитектор Ф. Брунеллески

Палаццо Ручеллаи во Флоренции с четырьмя карнизами: нижний завершает цоколь, два средних отделяют друг от друга ярусы фасада, верхний включён в антаблемент, завершающий стену. Архитектор Леон Баттиста Альберти

Архитектура Раннего Возрождения

Итальянские архитектурные памятники Раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции: простой в техническом решении и элегантный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески; дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци; дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака; дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти.

Палаццо Риккарди

Но и в Риме есть шедевры этого периода: малый и большой венецианские дворцы Бернардо ди Лоренцо, Чертоза в Павии Боргоньоне, палаццо Вендрамин-Калерджи П. Ломбардо и др.

Пави́йская Черто́за – картезианский монастырь по дороге из Павии в Милан. Чертоза служит усыпальницей миланских герцогов Висконти и Сфорца, образец ломбардского художественного вкуса XV в. В основе архитектуры – готика .

Дворец до́жей в Венеции (Палаццо Дукале) – памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. Хотя первое сооружение на этом месте стояло ещё в IX в., строительство сегодняшнего здания было осуществлено между 1309 и 1424 гг. предположительно архитектором Филиппо Календарио .
Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей (выборного главы Венецианской республики). Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный и тайная полиция. Вместе с собором Святого Марка, библиотекой Сан-Марко и другими зданиями Дворец дожей образует главный архитектурный ансамбль города.

В других европейских странах Раннее Возрождение начинается в конце XV в. и длится приблизительно до середины XVI в., но настоящих шедевром мало.

Архитектура Высокого Возрождения

Со вступлением на папский престол Юлия II в 1503 г. центр итальянского искусства из Флоренции переместился в Рим. При нём и его ближайших преемниках в Риме создаётся множество монументальных зданий, произведений искусства. Оно полностью базируется на классических принципах.
Основными памятниками итальянской архитектуры этого времени являются светские здания. Они отличаются гармоничностью, величием пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментом.
В храмовом строительстве – стремление к масштабности и величественности. Купола опирают на 4 массивных столба.
Самым известным представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), следовавший в возведении зданий классическим принципам.
Его последователями были Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло .

Вилла Фарнезина. Архитектор Бальдассаре Перуцци

Вилла была построена в 1506-1510 гг. для сиенского банкира Агостино Киджи. Это был первая в Риме вилла облегчённого, «павильонного» типа, открытая в сторону сада и реки, без внутренних двориков и комнат для аудиенций. Стенопись лоджий принадлежит кисти Рафаэля и др. художников. В 1577 г. виллу приобрело семейство Фарнезе.

Фрески Рафаэля в вилле Фарнезина

Дворец Пандольфини во Флоренции. Архитектор Рафаэль Санти

Палаццо Фарнезе в Риме. Архитекторы Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело и Виньола

Главными представителями архитектуры этого времени были Виньола , живописец и биограф художников Вазари – им построен дворец Уффици во Флоренции, Андреа Палладио , генуэзец Галеаццо Алесси , который возвёл церковь Мадонны да Кариньяно, дворец Спинола и дворец Саули в Генуе.

Дворец Уффици, в котором находится художественная галерея

Архитектурный ансамбль состоит из двух параллельных друг другу построек и выполнен в форме подковы, которая открытой стороной примыкает к площади Синьории, а двумя продольными сторонами образует улицу (длина 142 м), ведущую к набережной Арно, куда раскрывается сквозная лоджия поперечного корпуса. Здание имеет три этажа и на всем протяжении улицы – единый фасад: внизу – сплошная открытая лоджия-галерея с многочисленными входами в здание.

За пределами Италии расцвет Ренессанса наступил через полвека, но он включал и местные архитектурные традиции. Во Франции к архитектуре Высокого Возрождения относят созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, возведённые Филибером Делормом и др.

Крыло Луврского дворца, старейшая сохранившаяся часть здания, построенная Пьером Леско в середине XVI в.

В Испании – дворец Эскориал архитекторов X. де Толедо и X. де Эррера, в Германии – часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и др.

Эскориал – монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II

Архитектура Позднего Возрождения

В архитектуре Позднего Возрождения больше экспериментов с формами, появляется усложнение деталей, преломление архитектурных линий, сложная орнаментация. Из этой тенденции впоследствии развился стиль барокко , а затем и стиль рококо .
Основоположником направления маньеризма в архитектуре считают Микеланджело , который свободно интерпретировал принципы и формы античного искусства. Микеланджело создал усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, купол Собора святого Петра, проект застройки Капитолийского холма в Риме. Он считается автором «гигантского ордера» – пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада.
Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо дель Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками.

Пала́ццо дель Те (Палаццо Те) – загородная вилла маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. Построено за 18 месяцев в 1524-1525 гг. по проекту Джулио Романо . На протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. Представляет собой яркий образец искусства маньеризма.
Лоренцо Бернини создал полукруглые колоннады собора Святого Петра, сень над его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно. Как архитектор и градостроитель он проектировал церкви, капеллы и светские здания, а также разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру барокко: публичные фонтаны и надгробные памятники.

Палаццо Барберини. Архитектор Лоренцо Бернини

Фонтан пчёл. Архитектор Лоренцо Бернини

Колоннада на площади Святого Петра. Архитектор Лоренцо Бернини

Одна из первых построек Возрождения - Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436). Архитектор Брунеллески Филиппо (Brunelleschi Phillipi. 1377-1446 гг.)

15-16-е века благодаря географическим открытиям стали переломным моментом в истории европейской цивилизации. Росла мировая торговля, развивались ремесла, увеличивалось городское население, увеличивались объемы строительства. Развитие получила наука, литература, искусство. Архитектура итальянского Возрождения тоже была обязана экономическому росту, а также ослаблению влияния церкви. Название стилю дал художник, исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих" (1568 г.) Джордано Вазари. С его точки зрения, которую поддержало большинство архитекторов того времени, Средневековье было периодом упадка, характеризовавшегося варварством племен, разрушившим Римскую империю, а вместе с ней и античное искусство. Именно он написал о возрождении искусства Италии, рассматривая эпоху Средневековья как период невежества, который пришел следом за крахом античного искусства. Позднее этот термин стал использоваться для обозначения эпохи появления нового стиля в искусстве, которое возникло в Италии в 16-м веке, а затем стало модным в других европейских странах. Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода. Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса; есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии. В отличие от средневековых архитекторов, мастера архитектуры итальянского Возрождения старались отразить в зодчестве саму античную философию, характерную для Древней Греции и Древнего Рима: преклонение перед красотой природы и человека, реалистическое мировоззрение. Архитектура Возрождения в Италии характеризуется симметрией, пропорциональностью, строгостью ордерных систем. В этом стиле строятся не только храмы, но и общественные сооружения: учебные заведения, ратуши, дома купеческих гильдий, рынки. В 16 веке в Италии появляется новые типы городского и загородного дворца - палаццо и вилла. Изменился и состав заказчиков: в Средневековье основными заказчиками были церковь, феодалы, теперь заказы поступают от цеховых объединений, гильдий, властей города, знати.

Основатель архитектуры итальянского Возрождения

Отцом-основателем архитектуры Возрождения считается архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески.

Первым сооружением архитектуры итальянского Возрождения стал купол Флорентийского собора (1420-1436 гг.) В конструкции этого купола Брунеллески воплотил новые идеи строительства, которые было бы трудно реализовать без специально разработанных механизмов. В этот же период, в 1419—1444 гг., Брунеллески занимался строительством Воспитательного дома для сирот - «Приюта для Невинных».

Воспитательный дом (1419—1444 гг.) Архитектор Брунеллески

Закон линейной перспективы означает особенность человеческого восприятия удаленных объектов, их пропорций и форм.

Это было одним из первых зданий в Италии по своей конструкции напоминавшее постройки античности. Именно Брунеллески приписывают открытие закона линейной перспективы, возрождение античных ордеров в архитектуре итальянского Возрождения. Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. Таким образом, Брунеллески возродил в архитектуре Возрождения в Италии античные традиции, взяв их за основу при создании нового типа зодчества. Идеи Брунеллески совпали с новыми направлениями философии общества: на смену средневековым запретам, презрению всего земного в этот период приходит интерес к реальности и человеку.

Золотое сечение - это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой - меньшей), заключенными в общей величине. При этом отношение большей величины к меньшей соответствует отношению общей величины к большей из двух соотносящихся величин. Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг. до н.э.) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1,6180339887.

Периоды в архитектуре итальянского Возрождения

Различаются несколько этапов развития Возрождения в итальянской архитектуре: ранний - 15 век, зрелый - 16 век и поздний. В раннем периоде элементы готики еще присутствовали в зодчестве, сочетаясь с античными формами, а в зрелом периоде элементы готического стиля уже не встречаются, предпочтение отдается архитектурным ордерам и пропорциональным формам, в позднем периоде Ренессанса уже чувствуется веяние нового стиля барокко. Ранний период. Основным принципом итальянского Ренессанса стала симметрия сооружения в плане, равномерное распределение архитектурных элементов: порталов, колонн, дверей, окон, скульптурных композиций и декора по периметру фасада. Архитектура Возрождения в Италии в ранний период своего развития в основном связана с Флоренцией. Именно здесь в 15 веке строились дворцы для знати, храмовые сооружения, общественные здания. Во Флоренции в 1420 г. архитектор Филиппо Брунеллески начал возводить купол собора Санта Мария дель Фиоре, в 1421 г. он перестраивает Сан-Лоренцо и работает над возведением капеллы - Старой Сакристии. В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. Капелла Пацци во Флоренции - также работа Брунеллески, считается одним из наиболее изящных строений раннего Возрождения. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой.

Церковь Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) была освящена еще Св. Амброзием в 393 г. В 1060 г. была переделана в романском стиле. В 1423 г. перестроена Брунеллески в стиле раннего Возрождения.

В 1452 г. архитектор Микелоцци заканчивает строительство дворца Медичи (Palazzo Medici Riccardi) во Флоренции. Альберти проектирует дворец Ручеллаи (Palazzo Rucellai, спроектирован в 1446 и 1451 гг.), Бенедетто де Майано и Симон Полайола достраивают дворец Строцци (Palazzo Strozzi, 1489—1539 гг.

Микелоцци - (Микелоццо, Michelozzi, 1391(1396)—1472 гг.) — флорентийский архитектор и скульптор, ученик Брунеллески.

Альберти Леон Баттиста - (Alberti, 1404-1472 гг.), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. В своих творениях широко использовал античное наследие, применяя волюты и ордерную систему.

Бенедетто да Майано - настоящее имя: Бенедетто да Леонардо д’Антонио (Benedetto da Maiano), 1442 — 1497 гг.) - итальянский скульптор. Симон Полайола (Simone del Pollaiolo (1457 - 1508 гг.)) - флорентийский архитектор. Высокое Возрождение.


Дворец Медичи. Архитектор Микелоцци. Построен для Козимо Медичи иль Веккио в период в 1444 - 1464 гг.

Дворец Ручеллаи - заказ мецената Джованни Ручелаи. Проект Леона Батиста Альберти 1446-1451 гг. Возведен Бернардо Росселино

Дворец Строцци. Здание было построено Бенедетто де Майано по заказу Филиппо Строцци в 1489—1539 гг. Образцом послужил дворец Медичи (Палаццо Медичи-Риккарди) Микелоцци

В этих сооружениях общая схема пространственного решения. У каждого из них три этажа, есть внутренний двор с арочными галереями. Стены имеют этажные членения, обработаны рустом или декорируются ордером. Фасад выложен кирпичной кладкой.

Микелоцци - (Микелоццо, Michelozzi, 1391(1396)—1472 гг.) — флорентийский архитектор и скульптор, ученик Брунеллески. Альберти Леон Баттиста - (Alberti, 1404-1472 гг.), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. В своих творениях широко использовал античное наследие, применяя волюты и ордерную систему. Бенедетто да Майано - настоящее имя: Бенедетто да Леонардо д’Антонио (Benedetto da Maiano), 1442 — 1497 гг.) - итальянский скульптор. Симон Полайола (Simone del Pollaiolo (1457 - 1508 гг.)) - флорентийский архитектор. Высокое Возрождение.

Торговля Италии с Востоком прервалась в конце 15 века из-за завоевания турками Константинополя. Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок. И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. Особых вершин этот стиль достигает в Риме, где великие зодчие сформировали общий подход к строительству сооружений, основанный на использовании архитектурных ордеров. Для архитектуры высокого Возрождения характерны кубические формы домов, внутренний замкнутый двор. На фасадах делали рельефные оконные наличники, украшенные полуколоннами и имеющими треугольные и луковые фронтоны. Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг.) - один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. Его творчество получило свое развитие в Милане, который считался консервативным городом, где сохранились традиции кирпичного строительства и декора из терракоты. В тот же период в Милане работал Леонардо да Винчи, и его творчество, несомненно, оказало влияние на произведения Браманте. Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения. Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане.

Церковь Санта Мария прессо Сан Сатино в Милане (1479—1483 гг.) Архитектор Донато де Анжело Браманте

Им была также перестроена часовня Сан Сатино: архитектор сделал из крестообразной постройки круглую, оформленную декоративными элементами. После переезда в Рим Браманте построил храм Темпьетто (монастырь Сан Пьетро ин Манторио) в 1502 г., оформил двор церкви Санта Мария дела Пачи.

Храм Темпьетто (Tempietto). Архитектор Браманте

В 1505 г. Браманте, занимающий должность главного архитектора, начал работать над папским дворцовым комплексом Бельведер - резиденция рядом с Ватиканом. К его работам относится палаццо Капирини (Palazzo Caprini) - дом Рафаэля (House of Raphael) - спроектирован приблизительно в 1510 г., в 1517 г. был куплен Рафаэлем. До настоящего времени дом не сохранился.


Palazzo Caprini в гравюре Антуана Лафрери. Архитектор Браманте

Рафаэль Санти (Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo, 1483 —1520 гг.) — итальянский живописец, архитектор.

В последние годы жизни архитектор занимался проектированием собора Святого Петра в Риме. Архитектурные элементы и приемы, использованные архитектором, применялись мастерами итальянского Ренессанса при сооружении вил и городских зданий. После Браманте огромной славой в период развития архитектуры высокого Возрождения пользовался Рафаэль.

Первый проект Рафаэля - церковь Сант Элиджо дельи Орифичи (Chiesa di S. Eligio degli Orefici, начало 16 в. Впоследствии церковь перестраивалась. Купол создан Б. Перуцци, нынешний фасад - Ф. Понцио (17 в)).


Церковь Сант Элиджо дельи Орифичи

По заказу папского банкира Киджи он пристроил капеллу к церкви Санта Мария Дель Пополо. В Палаццо дель Аквила он создал новый тип фасада: понизу шла ордерная аркада, бельэтаж обрамлен окнами, нишами со скульптурами, лепниной.


В палаццо Ландольфини во Флоренции архитектор придумал еще один вид оформления фасада: широко раздвинутые, богато декорированные окна, сочетались с гладко оштукатуренными стенами, дополнял облик карниз с широким фризом, рустрированные углы и портал. Рафаэль создал проект виллу Мадама для кардинала Джулио Медичи, позднее ставшим папой Клементом Седьмым. Вилла была построена на склоне Монте-Марио на западном берегу реки Тибр к северу от Ватикана. Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер. Вилла осталась незавершенной: к этому времени закончили строительство только одного крыла П-образной формы. Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть. Нынешнее название сооружение получило в честь Маргаты Пармской - жены племянника папы Климента Седьмого - Александра Медичи, первого герцога Тосканы.


Вилла Мадама (Villa Madama) — загородная вилла кардинала Джулио де Медичи (папа Климент Седьмой

С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра. Затем строительство собора Святого Петра, возведение которого возобновилось в 1534 г., возглавил Антонио да Сагалло - младший, после него руководство перешло к Микеланджело, приход которого послужил толчком к развитию позднего этапа в архитектуре итальянского Возрождения. Этот этап ознаменовался проведением различных архитектурных экспериментов с формами, частотой расположения колонн и других архитектурных элементов на фасаде, усложнением деталей, появлением сложных линий. С 1530 г. процесс после разграбления Рима процесс развития архитектуры итальянского Возрождения получил другие направления. Некоторые зодчие пытались восстановить утраченное величие Вечного города: например, Перуцци, Антонио да Сангалло-младший - представители старшего поколения зодчих Возрождения, вернулись в Рим после его падения и попытались найти компромисс между античными принципами и новыми веяниями.

Перуцци - Перуцци Бальдассаре (Peruzzi Baldassare, 1481-1536 гг.) Итальянский художник и архитектор. Работал с Донато Браманте и Рафаэлем. Перуцци в своем творчестве сочетал традиции Высокого Возрождения с идеями маньеризма. Антонио да Сангалло-младший - (Antonio da Sangallo il Giovane; 1484 —1546 гг. настоящее имя Антонио Кордини (итал. Antonio Cordini))— флорентийский архитектор эпохи Возрождения. Исследователи относят его также к основателям стиля барокко из-за создания необычных конструкций: например, фасада с наклоном вперед в Цекка веккиа (Банко ди Спирито), дугообразного цоколя палаццо Фарнезе.

Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве. В середине 16 века в Тоскане появляется группа, объединившая мастеров, творчество которых относят к направлению маньеризма. Многие представители этой группы были учениками Микеланджело, однако, позаимствовав у него некоторые художественные приемы, они утрировали и гипертрофировали их, при этом нарушение некоторых канонов античного стиля, являвшееся выражением замыслов великого мастера, для них стало самоцелью. Итальянские архитекторы эпохи Возрождения заимствовали в своих проектах характерные приемы и элементы римской классической архитектуры, применив их не только в храмовых, но и в городских, загородных домах зажиточных граждан, общественных строениях. План зданий определялся прямоугольными формами, симметрией, пропорциональностью, фасад был симметричен относительно вертикальной оси, декорирован пилястрами, карнизом, арками, увенчан фронтоном. Развитие итальянской архитектуры Возрождения характеризовалось появлением строительных материалов и технологий, у архитекторов появился персональный узнаваемый стиль, сделавший их известными. Архитектура Возрождения в Италии прошла полный этап развития - от раннего до позднего, создавшего предпосылки для появления нового стиля - барокко. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу.

В архитектуре стиль Ренессанс («Возрождение») проявился к началу XV в. Зодчие возвращаются к ясным и логичным ордерным системам античности – сомасштабным человеку и конструктивно правдивым. Стрельчатые готические своды и арки уступают место цилиндрическим и крестовым сводам. Ренессанс открыл новые возможности формирования человеческой личности. Художники, архитекторы и градостроители старались создать иные модели жизненной среды человека. Начало Возрождения в архитектуре связано с Флоренцией. Центром архитектуры Высокого и Позднего Возрождения стал Рим – столица католической церкви в Европе.

(Тоскана), основанная в I в. до н.э. на месте этрусского поселения, является одним из главных центров и символов эпохи Ренессанса. В XII в. город получил независимость, чеканил собственную монету, а жителями Флорентийской республики были такие личности, как Данте Алигьери, Микеланджело, Леонардо да Винчи и Макиавелли. Расцвет Флоренции пришелся на XV-XVI вв., время правления герцогов Медичи, причастных к созданию двух главных музеев города эпохи Возрождения – галереи Уффици и Палаццо Питти . В XV в. был построен главный собор города – Санта-Мария-дель-Фьоре, ныне третий по величине храм мира (после собора Святого Петра в Риме и собора Святого Павла в Лондоне). Огромный купол собора (диаметром 42 м) стал в дальнейшем прототипом купола собора Святого Петра. Рядом с собором взметнулась ввысь бело-розовая колокольня. Баптистерий собора был построен еще в XI в. в романском стиле.

В конце XV в. в Милане (Ломбардия) была перестроена и превращена в доминиканский монастырь. Мировую славу монастырю принесла фреска «Тайная вечеря» – шедевр Леонардо да Винчи. Для поисков лиц апостолов художник отправлялся в бедные кварталы города, но лицо Иисуса Христа так и осталось незавершенным. Тем не менее, это одно из наиболее доведенных до конца произведений Леонардо да Винчи. По совершенству композиции, яркости красок и выразительности лиц фреска считается непревзойденной.

Шедевром архитектуры эпохи Высокого Возрождения является (Ватикан), возведенный в XVI – начале XVII вв. В строительстве собора принимали участие Рафаэль, Микеланджело, Бернини и другие зодчие. Собор, возведенный над гробницей апостола Петра, является крупнейшим религиозным сооружением в мире. Собор Святого Петра с гигантским куполом (диаметром 42 м), двойной колоннадой Бернини, окружающей площадь Святого Петра, с прилегающими дворцами и садами, стал центром города-государства Ватикан.

В градостроительстве в эпоху Возрождения объектом разработки становятся «идеальные города» и их градостроительные элементы – площади, парки, ансамбли зданий. Одним из таких «идеальных городов» стала – столица Мальты. Город назван в честь магистра ордена иоаннитов (Святого Иоанна Иерусалимского, до о. сделавшего «остановку» на о. Родос в ) Жана Паризо де Ла Валетта, основавшего город в середине XVI в. Город имеет регулярную планировку в пределах крепостной стены, здесь на небольшой площади сконцентрировано 320 памятников.

Ренессанс оказал влияние на формирование облика исторических центров многих городов . В число таковых входят центры города-дворца (Марке) – родины Рафаэля, «идеальных городов» Феррара (Эмилия-Романья) и Пьенца (Лацио), городов Мантуя (Ломбардия) и Виченца (Венето), Генуя (Лигурия) и Неаполь (Кампания), и др. Город Матера (Базиликата) известен также своим районом Сасси («камни»), где улицы проходят между домами и церквями, прорезанными в туфовых скалах. Местами этот «пещерный город» выглядит так же, как 2,5 тысячи лет назад.

В эпоху Возрождения складываются культурные ландшафты, объединяющие в себе природные достоинства местности, новаторские методы землепользования, местные традиции и архитектуру, художественную эстетику и идеалы Ренессанса. В список культурного наследия ЮНЕСКО внесены культурные ландшафты (Тоскана), Амальфийское побережье Тирренского моря (Кампания), Чинкве-Терре или Лигурийская Ривьера (Лигурия) со средневековым городом Портовенере и генуэзской крепостью, Сакри-Монти, т.е. «Святые горы» (Пьемонт и Ломбардия).

В стиле Ренессанс разбивается парк Виллы д’Эсте в Тиволи (Лацио). Культура Возрождения представлена во всем своем блеске в этом «саду чудес»: фонтаны, орнаментальные бассейны, скульптуры, места для уединенного отдыха и др. Вилла д’Эсте повлияла на развитие ландшафтного искусства в Европе и могла послужить даже прообразом дворцово-парковых ансамблей в (Франция) и Петергофе (Россия). В середине XVI в. появился первый в мире Ботанический сад в городе Падуя (Венето) вследствие усиления интереса к естественным наукам (местный университет был открыт еще в XIII в.).

Из курортного города Римини (Эмилия-Романья), находящегося на берегу Адриатического моря, открывается вид на скалу с тремя зубцами, расположенную в 20 км от моря. «Скала-трезубец» – это гора Титано (738 м над уровнем моря), возвышающаяся, словно великан, над окрестными невысокими холмами. А три зубца на горе – это три крепости города , являющегося столицей одноименного государства. Существует легенда, согласно которой гора Титано, неожиданно родившаяся на низменности, – это ступенька огромной лестницы, построенной титанами – детьми Урана и Геи. Титаны хотели этим путем добраться до Олимпа, чтобы убить Зевса. Но «бог богов» победил титанов и низверг их в «аидово царство».

Вокруг города Сан-Марино было возведено три пояса крепостных стен. До настоящего времени сохранился третий пояс стен, оконтуривающий современный центр города. В пределах бывшего первого пояса стен находится церковь, где хранятся реликвии Святого Марино, а также древние цистерны («фосси»), служившие для сбора дождевой воды и водоснабжения города. В пределах второго пояса стен расположен Правительственный дворец, построенный в конце XIX в. на месте старого дворца XVI в. и в стиле той же эпохи.

На восточной окраине центральной части города находится крепость Гуаита (западный «зубец» на горе Титано), которая раньше служила тюрьмой. Строительство Гуаиты началось в Х в., а в XV-XVII вв. крепость неоднократно перестраивалась. Центральным «зубцом» горы Титано является крепость Честа (второе название – Фратта). Крепость строилась в XIII в., и была восстановлена в начале ХХ в. Сейчас в крепости Честа находится музей старинного оружия. Восточным «зубцом» трехглавой вершины Титано является крепость Монтале, от которой сейчас сохранилась только башня, отреставрированная в середине XVIII в. С башни открывается вид сразу на три стороны горизонта, поэтому она издавна выполняла наблюдательную и сторожевую функции.

Эпоха возрождения или Ренессанс - это время культурного рассвета, период, который сменил средневековье, и уступил место новому времени.

Зародившись у истоков XV века и просуществовав аж до начала XVII столетия, ренессанс подарил миру немало гениальных творений живописи, архитектуры, скульптуры, литературы и музыки.

Художник Джорджо Вазари впервые дал понятие возросшему интересу ко всему античному только в XVI веке, а общее понимание ренессанса пришло к обществу еще позже. Так Энгельс определял это время, как «великий прогрессивный переворот». И действительно, возрождению способствовало время экономического развития, бурного роста городов, и культурного обновления.

На этой почве, в творческих умах зарождались идеи гуманизма, главенствующей роли человека, его творческих способностей, разума, красоты и величия воли.

Искусство живописи претерпевает в эпоху ренессанса множество преобразований. Теперь, художники нацелены не только на запечатление, но еще и на исследование. Перед творцом встала проблема пространства и правильности воспроизведения человека и мира. В связи с этим искусство объединяется с наукой, порождая художников-ученых, ярчайшим представителем которых стал Леонардо да Винчи.

Как и в период средневековья, основой для творчества художников является античность.

Архитектуру также не обошла общая увлеченность античностью. И здания теперь стали возводиться по принципу симметрии и равномерного распределения элементов. Окна, колонны и скульптуры распределялись по фасаду гармонично, придерживаясь определенного интервала.

Архитектура ренессанса, в зависимости от стран в которых он существовал, имеет свои особенности и этапы. Итальянское возрождение наиболее интересно, ведь именно там возникли первые веяния стиля. Всё развитие возрождения в Италии можно поделить на три этапа.

Архитектура раннего возрождения

Наибольший рост архитектуры возрождения пришелся на XV век. Тогда, античность стала активно и повсеместно внедряться в возведение зданий и это время принято называть эпохой раннего возрождения ().

Принципы строительства изменились, и даже на этапе планирования зданий работа велась иначе. Если в средние века сооружения явно подстраивались под ландшафт и соседствующие постройки, то во время раннего возрождения архитекторы планировали строго прямоугольные здания с точным соблюдением симметрии. Функциональность уже не имела главенствующей роли, а вот античный характер напротив приобрел первостепенное значение. Общественная недвижимость строилась с множеством декоративных элементов, а частные дома возводили, как правило, в два этажа с обязательным внутренним двором.

Архитектура высокого возрождения

В начале XVI века, античность в архитектуре приобрела характер абсолютного доминирования, получив название – . Теперь все без исключения заказчики не желали видеть в своих домах и капли средневековья. Улицы Италии стали пестреть не просто роскошными особняками, а дворцами с обширными насаждениями. Надо отметить, что известные в истории сады эпохи Возрождения появились как раз в этот период.

Религиозные и общественные сооружения также перестали отдавать духом прошлого. Храмы новой застройки, как будто восстали из времен Римского язычества. Среди памятников архитектуры этого периода можно встретить монументальные здания с обязательным наличием купола.

Архитектура позднего Возрождения

Завершающий этап царствования эпохи ренессанс приходиться на вторую половину XVI - начало XVII века. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. Это видно по фасадам и декору сооружений . Общая концепция проектов, так и осталась прежней. Так же, как и в предшествующие периоды, архитекторы придерживались своим неотступным принципам симметрии. Но, такой подход, вероятно, наскучил, и в строительстве пошла мода на изысканность и насыщенность разного рода декорацией.

Функциональность и практичность таких элементов отсутствовала, на здания по поводу и без, пристраивали колонны, полуколонны и главный элемент эпохи позднего возрождения - скульптуры.

Развитие в разных странах

Архитектура северного возрождения

В странах, находящихся севернее от Италии, возрождение имело свои отличительные черты и собственное название «Северное возрождение».

Здесь можно наблюдать комбинирование античных элементов, оригинальную орнаментацию, затейливость линий, а также увеличение плотности колонн. Маньеризм здесь плавно перетекает в барокко, а затем и в стиль рококо.

Видные представители

Отличительной особенностью ренессанса являются не столько памятники архитектуры сколько признание авторов создающих эти объекты. Имя талантливого исполнителя не оставалось незамеченным, так как было увековечено на их работах. Даже храмы теперь стали именными, что было никак не допустимо в эпоху средневековья. Это порождало особую статусность домам, чьи проекты принадлежали гениальным создателям.

Среди таких зодчих можно выделить:

Филиппо Брунеллески - зодчий, породивший главную идею архитектуры возрождения. Увлекшись архитектурой в юности, Брунеллески перенял античные особенности римских построек и воплотил их в Европе по-новому. Среди главных работ автора собор Санта Мария дель Фиоре, Воспитательный дом и капелла Пацци.

Донато Браманте - непревзойденный мастер своего дела, основатель главных принципов архитектуры эпохи ренессанс. Браманте был лично знаком с Леонардо да Винчи, что заметно сказалось на его творческих взглядах в зодчестве. Детища гения это не только элегантные светские дома и классические здания, но также и оригинальные авторские постройки. Один из самых популярных построек Донато Браманте является Собор святого Петра в Риме.

Джулио Романо - яркий представитель эпохи позднего возрождения, зодчий, привнесший декораторство и изящность в строгость и классику ренессанса. Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. Будучи художником в юности, Романо, придя в архитектуру, стал нарушать правила, используя изящество и насыщенность живописи в симметричном характере зданий того времени. Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием. Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи.

Микеланджело - основоположник северного возрождения, творивший в свободном воплощении общих элементов античности. В портфолио автора такие создания, как купол Собора Святого Петра, усыпальница Медичи и Капитолийский холм в Риме.