Проблема свободы творчества мастер и маргарита. Сочинение Булгаков М.А

Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” в некоторой степени автобиографичен, поскольку Мастер - двойник Булгакова. Нет, это не тень автора, не его копия, это - живое лицо. Он одновременно похож и не похож на своего создателя. Но как бы там ни было, именно Мастеру автор отдал свои заветные образы и “ершалаимские” главы романа. Рассказ о Понтии Пилате имеет как бы двойное авторство. Он вышел из-под пера Булгакова, но в то же время принадлежит Мастеру, любимому герою Булгакова. Существуют точки зрения, что главными героями романа являются Воланд, Понтий Пилат, даже Иван Бездомный, но сам автор опровергает эти мнения, назвав главу, где мы знакомимся с Мастером, “Явление героя”.
В какой-то из глав Мастер признается, что не считает себя писателем. Он лишь создатель романа о Понтий Пилате. Действительно, кроме этого романа, он не написал ни одной строчки, у него не было других творений. Рассказ о Понтий Пилате и об Иешуа тоже не придуман, он “угадан”. Это подтверждает Воланд, который лично присутствовал при событиях, описанных в рукописи.
Итак, Мастер пишет в своем подвале на Арбате. Маргарита помогает ему, поддерживает, не дает остановиться. В еще не оконченном романе заключена вся их жизнь, они существуют ради него. Маргарите рукопись принадлежит не в меньшей степени, чем Мастеру, составляя неотъемлемую часть ее бытия. Роман еще не завершен, но концовка уже известна: “Жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”. Это означает, что роман уже существует независимо от автора и ждет только своего воплощения на бумаге. Мастер не может еще предсказать, что будет в рукописи, но совершенно точно знает, что она будет завершена. И это случилось. Дело жизни наконец-то было осуществлено, и оставалось только сдать рукопись в печать.
И тогда разражается катастрофа. Талантливый человек создал то, к чему шел долгие годы. Пока он писал в своем подвале, на пути его не было никаких преград. Но никогда он не вращался в так называемом “литературном мире”. Мастер ошарашен тем, как воспринимается редакторами его творение. Он, конечно, не ждал, что, когда кропотливая работа будет завершена, возникнут на пути такие препоны. Мастер и помыслить не мог обо всех закулисных интригах издательского мира.
И вот один из редакторов решается напечатать большой отрывок из романа. Теперь уже все зависит от критиков. Но их обвинения глупы, бессмысленны и, по большому счету, не имеют никакого отношения к сути романа. Происходит все это в те времена, когда в Советской стране повсеместно насаждался атеизм, взрывались церкви, расстреливались священнослужители. Поэтому реакция на “попытку протащить в печать апологию Христа” была закономерна. Никому не хватило бы храбрости поддержать “антисоветский” роман. Осмелиться публиковать роман об Иисусе мог человек либо очень смелый, либо очень наивный.
Сам Мастер говорил, что озлобленность критиков вызвана не тем, что им не нравится роман, а тем, что они говорят не то, что думают. Невольно возникает ассоциация с Понтием Пилатом, не осмелившимся признаться в том, что поверил Иешуа. Мастер же подобен Га-Ноцри - невинный беззащитный человек, пытающийся сказать то, что не может не сказать, и посылаемый за это на казнь.
Возвращаясь к критикам, нужно сказать, что вовсе не природная злоба толкала их на то, чтобы обрушиваться на Мастера с обвинениями. Никто из них не осмеливался выделиться из общей массы. Не начнешь ты травить автора - значит, затравят тебя самого.
Первоначальная реакция Мастера на критические статьи о себе - смех - сменилась удивлением, а затем и страхом. Страх этот в виде огромного спрута с длинными холодными щупальцами начинает преследовать Мастера по ночам. Пропадает вера в себя и, что еще хуже,- в свое творение. Маргарита ощущает страх и растерянность возлюбленного, но он не признается ей, в чем дело, и поэтому она бессильна помочь.
Наконец настает ужасная ночь, когда Мастер уничтожает рукопись. Эта глава в некоторой степени автобиографична. Булгаков сам сжигал свой роман и затем восстанавливал его. Возможно, он был преследуем тем же спрутом.
Но Мастер, совершая свой безумный поступок, еще не знает, что “рукописи не горят”. Эту фразу бросает впоследствии Воланд, когда показывает Мастеру копии романа. Но даже если бы этих копий не было, это не сыграло бы никакой роли. Мастер помнит свое творение слово в слово, оно не может изгладиться из памяти и не может быть не написано.
Каковы бы ни были переживания Мастера, как бы горько ни складывалась его судьба, но бесспорно одно - всему “литературному обществу”, завсегдатаям МАССОЛИТа, не удается убить талант. Рукопись Мастера не может сгореть, потому что в ней - истина. Множество же людей, обитающих возле “литературной кормушки”, - просто ничтожные создания, им не под силу побороть гений.
Творческую личность можно проклинать, запрещать ее творения, довести до сумасшедшего дома, но уничтожить созданное ею - невозможно. Доказательством афоризма: “Рукописи не горят” служит сам роман “Мастер и Маргарита”, собственноручно сожженный Булгаковым и им же восстановленный, ибо то, что создано гением, убить нельзя.

Сейчас смотрят:

Комедия А. Н. Островского “Лес” была написана в 70-е годы XIX столетия, когда в русском обществе протекали процессы, связанные с последствиями отмены крепостного права. Они затронули не только крестьянство, но также и судьбы дворянства и других слоев населения. В этой пьесе поставлено много проблем, характерных для этого периода развития России. Кроме того, эта пьеса принадлежит к числу тех, в которых рассказывается о судьбе провинциаль

Мое любимое животное - кошка. Я с детства хотел иметь кота. И, наконец, моя мечта сбылась - у меня дома появился сиамский кот Кузя. У Кузи светло-коричневая мордочка, темные ушки, лапки и длинный полосатый хвост; гибкое удлиненное тело, большая круглая голова, на мордочке щетинистые усы, бородка и ярко-голубые глаза. Цвет глаз меняется, когда он злится или угрожает, зрачки становятся то красные, то зеленые. Уши у кота всегда настороже;

Сегодня в Украине стараются возродить казачество, тщательно изучают жизни казаков, их обычаи, традиции, создают современные казацкие отряды. В самом деле, времена казачества - часть героического прошлого украинского народа. Так в чем же заключается такой живой интерес к казакам? Почему же мы, украинцы, гордимся ими на весь мир? Уникальность нашей истории и нашего народа заключается в том, что в казачестве выразился творческий и свободо

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» вырос на почве русской действительности середины шестидесятых годов 19 века. Это время, когда Россия находилась в состоянии социального и экономического кризиса. По словам Салтыкова-Щедрина, «старые идеалы сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались». Достоевский стал одним из первых, кто воссоздал правдивую картину жизни обездоленных городских низов, мир нищеты и челове

1176-1212 гг. - период правления во Владимирском княжестве великого князя Всеволода Юрьевича, известного как Всеволод Большое Гнездо. В 1162 г. Всеволод вместе с мате­рью и братом бежал в Константинополь к императору Мануилу. В пятнадца­тилетнем возрасте вернулся на Русь и, помирившись с Андреем, в 1169 г. принял участие в походе на Киев. К власти во Владимирском княжестве Всеволод пришел в 1176 г. в резуль­тате междоусобицы с новгород

Багато хто любить вживати слово честь, не всі готові в наш час її відстоювати. Боягузтво викликає безчестя, неповага, байдужість і лінь, змушують не відстоювати свої інтереси і інтереси близьких нам людей.Іноді мені здається, що чоловіки, які відстоюють свою честь, і честь своїх коханих канули разом з часами середньовіччя. Саме в цей час поняття честі відстоювали чоловіки і були готові віддати за нього життя.Але, на мій превеликий щастя

Он весь - дитя добра и света, Он весь - свободы торжество! К. Чуковский Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий и озарений художника, понять прошлое. Блок является выдающимся поэтом “серебряного века”, его творчество неразрывно связано с историей России, с ее самыми трагическими моментами. Октябрьская революция, гражд

Мама-это самый дорогой и любимый человек. Младенц, который ещё не видит, очень сильно чувствует маму. И если её нет, то он сильно плачет. Много песен создали про маму. И все они очень трогательные и приятные. Мама - это первое слово! И не зря. Ведь мамой становятся, тогда когда в животике ребёночек зашивелится. Вот с того момента мама сильно любит своего младенца, защищает его. Младенец видит маму всегда и поэтому первое слово именн

В 1894 году Горький написал свой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль» , в который вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко. Тема свободного человека - главная тема всего произведения, но в легенде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг» . Горького интересует не «свобода» «от чего-либо» , а свобода «во имя» . В рассказе «Старуха Из

В творчестве Пушкина принято традиционно выделять тему "поэта и поэзии". К этой группе лирических произведений относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию. Одним из таких произведений является стихотворение "Пророк".Здесь Пушкин обращается к образам библейской мифологии. В начале стихотворения отражается душевная опустошенность, которая

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Л. А. Блок

Роман «Мастер и Маргарита» построен чрезвычайно сложно: это роман в романе. В произведении совмещены роман о Мастере и роман Мастера. На первый взгляд образ заглавного героя и история его жизни занимают второстепенное место в произведении, Мастер заслоняется другими, весьма многочисленными яркими и запоминающимися персонажами. Но, решая вопрос о главном герое, следует признать, что история Мастера, включая его роман о Понтии Пилате и любовь к Маргарите, является сюжетообразующей для всего произведения. Ведь и Воланд со свитой появился в Москве не случайно: он был вызван, но не словом, как в гётевском «Фаусте», а поступком — Мастер сжёг своё творение. Следовательно, с образом писателя связано и социальное, и философское содержание романа.

Вполне естественно, что Булгаков, описывая современную советскую действительность,не ограничился описанием московского магазина Торгсина, роскошного массолитовского ресторана или порядков в театре Варьете. Для писателя значительно интереснее было изображение духовной жизни советского общества, прежде всего, конечно, литературной и окололитературной среды. Из этого следует, что тема творчества является одной из главных в романе.

Характерной чертой литературной жизни 20-х годов XX века стало появление многочисленных писательских объединений. В романе изображено одно литературное объединение — МАССОЛИТ. Так скромно «МАСтера СОветской ЛИТературы» назвали себя его члены (хотя могут быть и другие расшифровки придуманной самим писателем аббревиатуры: Московская АССОциация ЛИТераторов, МАСсовая Советская ЛИТература и т.д.). Массолитовцев Булгаков награждает многозначительными фамилиями и псевдонимами: московская купеческая сирота Штурман Жорж, новеллист Иероним Поприхин, поэты Павианов, Богохульский, Сладкий, романист Жуколов и другие. Но, как показывает Булгаков, эти «мастера» озабочены совсем не творчеством. В романе подробно описывается двухэтажный особняк легендарной грибоедовской тётки, где разместился МАССОЛИТ. Сначала старательно перечисляются все таблички на дверях второго этажа: «Рыбнодачная секция», «Однодневная творческая путёвка», «Запись в очередь на бумагу», «Полнообъёмные творческие отпуска», «Правление», «Редакция», «Председатель», «Бильярдная». У каждой двери стояла очередь, но, как замечает автор, «не чрезмерная, человек в полтораста» (1, 5). Только у двери с табличкой «Квартирный вопрос» очередь была длинная, она кончалась на первом этаже у швейцарской.

Однако особняк грибоедовской тётки славился на всю Москву не литературным объединением, а отличным рестораном в первом этаже, куда пускали только членов МАССОЛИТа. Сюда из-за отсутствия членских билетов не допускают Коровьева и Бегемота, которые сразу же начинают препираться, доказывая, что «вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет» (2, 28). Безусловно, мелкие бесы высказывают здесь мысль самого Булгакова, который весьма скептически относился к процветающим литературным союзам. На деле «мастера советской литературы» занимаются не творчеством, а распределением различных дефицитов, которыми их подкармливают власти, и устройством собственной жизни, по возможности удобной и сытой. Ирония звучит в словах Коровьева, когда он сравнивает писательский дом с оранжереей для ананасов, где «скрывается и вызревает целая бездна талантов», где «поспевает сейчас будущий автор «Дон Кихота», или «Фауста» (...), или, на самый худой конец, «Евгения Онегина» (2, 28).

Нечистая сила сжигает дотла здание МАССОЛИТа, так же как магазин Торгсин, как «нехорошую» квартиру №50 на Садовой. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в рассуждениях Коровьева: на тепличные ананасы нападает иногда микроб, и они загнивают: «А это бывает с ананасами! Ой-ой-ой, как бывает!» (2,28). Думается, что Булгаков не случайно сближает в деталях описание двух сцен романа - вечер в ресторане МАССОЛИТа (1, 5) и бал у сатаны (2, 23): яркий свет, грохочущий джаз, богохульные выкрики «Аллилуйя!» («Славьте Бога!»), неистовые пляски литераторов и гостей сатаны. Иван Бездомный, помешавшийся во время погони за нечистой силой, почему-то решил, что Воланд и его свита спрятались именно в особняке грибоедовской тётки. С помощью таких сближений и сюжетных поворотов писатель демонстрирует своё негативное отношение к МАССОЛИТу.

Так же беспощадно, как с МАССОЛИТом, нечистая сила расправляется и с его председателем Михаилом Александровичем Берлиозом. Даже критик Латунский, который довёл Мастера до сумасшествия, отделался всего лишь погромом своей квартиры, а Берлиозу Воланд не только устроил ужасную смерть под колёсами трамвая, но и похитил его голову накануне похорон, чтобы на балу нечистой силы закончить философский спор о Боге и дьяволе, о добре и зле. Для Булгакова Берлиоз — самый отталкивающий герой в романе. Этот бюрократ от литературы, выполняя указания сверху, помогает подчинить властям духовную жизнь общества. Он не только заказывает антирелигиозную поэму Ивану Бездомному, но и поучает, что и как надо написать о Христе в этой поэме. Это Берлиоз и ему подобные устроили из литературного объединения контору по распределению жилплощади, бесплатных путёвок и дач. Редактор и наставник литературной молодёжи, он отучает эту молодёжь мыслить самостоятельно и свободно.

В романе присутствуют два воспитанника Берлиоза — поэты-массолитовцы Александр Рюхин и Иван Бездомный. Рюхин пишет «звучные стихи» к Первому мая — «Взвейтесь!» да «Развейтесь!» (1, 6). Но в минуту просветления он понимает, что все его стихи плохи потому, что он не верит ни во что из того, что пишет (1,6). Булгаков ставит Рюхина рядом с памятником Пушкину на Страстной площади, и герой с завистью и недоумением размышляет о судьбе гения, которому всегда везло, любое событие «шло на пользу, всё обращалось к славе его» (1,6), «белогвардеец» (!) Дантес, стреляя в Пушкина, обеспечил последнему бессмертие. Это минутное просветление кончается ничем: Рюхин с горя напивается в ресторане МАССОЛИТа, и, надо полагать, его жизнь покатится дальше по прежней дорожке.

Если завистливый поэт Рюхин появляется только в эпизоде, то Иван Бездомный становится одним из центральных героев романа. Мастер справедливо назвал его невежественным человеком: этот пролетарский поэт пишет поэму о Христе, по сути ничего не зная о своём герое; предлагает отправить на Соловки знаменитого, но давно умершего немецкого философа И.Канта (1724 — 1804) для перевоспитания. Иван Бездомный, в отличие от Рюхина, сумел изменить свою жизнь, так как в нём сохранилась честность (критическое отношение к себе и к другим), способность сострадать чужому горю. Он готов признать, что пишет «ужаснейшие стихи» (1, 13); он привязался к Мастеру, когда узнал историю его жизни; он хочет спасти Москву от нечистой силы, предвидя, сколько несчастий обрушится на город, по которому бродят Воланд и его свита. В сцене прощания с Мастером Иван многозначительно заявляет: «Я ведь слово своё сдержу, стишков больше писать не буду. Меня другое теперь интересует... я другое хочу написать» (2, 30). Иван сдержал своё слово: он оставил своё стихоплётство, начал серьёзно учиться и стал по-настоящему образованным человеком — профессором истории. Так ученик повторяет учителя, ведь Мастер тоже был профессиональным историком. От сатирического высмеивания пролетарского поэта в начале романа Булгаков переходит к сочувственному изображению Ивана Николаевича Понырёва в конце произведения.

Положительное, хотя и трагическое решение проблемы творчества автор связал с образом Мастера. Это настоящий писатель, сочиняющий не по заказу сверху, а по велению собственного сердца. Он даже не сочиняет, а «угадывает» (1, 13) благодаря таланту. Тему для своего «вредного» романа о Понтии Пилате он выбрал, конечно, не из конъюнктурных соображений и написал его, выразив своё отношение к власти зла, которое воплощает прокуратор Иудеи. «Романтический Мастер» (2, 32), как назвал его Воланд, думал, что его книга о вечных истинах будет нужна людям. Но, с точки зрения советских властей, эта книга очень несвоевременная: Мастер в эпоху самой активной борьбы с религией и церковью пишет не разоблачительный, даже не сатирический, а серьёзный роман о библейских временах и героях.

Судьба Мастера доказывает, что в литературной жизни Советского Союза всем заправляют верноподданные чиновники. Официальная критика быстро и умело разделалась со своевольным писателем-одиночкой: его роман не напечатали, а разгромные критические статьи на ненапечатанный роман сделали своё дело — писатель получил тяжёлое нервное расстройство. За что же так ополчились против Мастера критики? Они выполняли политический заказ — морально уничтожить человека, который осмелился думать и творить самостоятельно и честно. Мастер рассказывал Бездомному: «Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон. Мне всё казалось (...), что авторы этих статей говорят не то, что хотят сказать, и что их ярость вызвана именно этим» (1, 13). Описывая квартиру Латунского в доме со швейцаром у мраморного подъезда, Булгаков показывает, чем расплачивается власть с «правильным» критиком и за что продаёт он своё вдохновение. А для Мастера литературная травля сменилась другими методами воздействия: на несколько месяцев герой попал в следственный изолятор. А когда его освободили, у Мастера не было ни дома, ни имени. Единственное, что ему оставалось, — это самому отправиться в психиатрическую клинику Стравинского. Узнав историю Мастера, читатель вместе с Воландом может воскликнуть: «Да, его хорошо отделали!» (2, 24).

Мастер не выдержал нравственных и физических испытаний, которые обрушились на него, и сжёг свой роман. Судьба этого писателя — убедительное доказательство того, что никакой свободы творчества в СССР нет. Когда Воланд предлагает герою продолжить роман, Мастер категорически отказывается: «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет. Ничто меня вокруг не интересует (...), меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал» (2, 24).

Подводя итог, следует отметить, что «Мастер и Маргарита» — философский роман о добре и зле и о гибели человека в мире, где нет доброты. В отношении главного героя общая тема уточняется так: роман о взаимоотношениях художника и власти. Булгаков рассматривает два отношения к творчеству: приспособленцев — членов МАССОЛИТа и настоящего художника — Мастера, который не торгует своим умом и талантом, не продаёт высокие идеалы творчества ни за какие жизненные блага. Так Булгаков продолжает традицию, заложенную в русской литературе Пушкиным, когда духовная свобода творца считается главным условием истинного творчества.

В романе Булгаков доказывает трагическую идею: взаимоотношения честного, самоотверженного художника с властью приводят к гибели художника, что подтверждается судьбой Мастера и его героя Иешуа, а также реальной, невыдуманной жизнью самого Булгакова. И этот печальный вывод не могут сгладить никакие смешные проделки нечистой силы в Москве.

Власть, по мнению Булгакова, не способна творить добро. Казалось бы, римский прокуратор обладает огромной властью и может спасти нищего проповедника Иешуа, лживо обвинённого первосвященником Каифой. Но нет, различные политические и личные трусливые соображения мешают Понтию Пилату это сделать. Он может только облегчить муки Га-Ноцри на кресте и потом отомстить предателю Иуде из Кириафа. Также и всесильный Воланд не может устроить простое земное счастье Мастера и Маргариты, но покарать их обидчиков он в силах.

Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” в некоторой степени автобиографичен, поскольку Мастер - двойник Булгакова. Нет, это не тень автора, не его копия, это - живое лицо. Он одновременно похож и не похож на своего создателя. Но как бы там ни было, именно Мастеру автор отдал свои заветные образы и “ершалаимские” главы романа. Рассказ о Понтии Пилате имеет как бы двойное авторство. Он вышел из-под пера Булгакова, но в то же время принадлежит Мастеру, любимому герою Булгакова. Существуют точки зрения, что главными героями романа являются Воланд, Понтий Пилат, даже Иван Бездомный, но сам автор опровергает эти мнения, назвав главу, где мы знакомимся с Мастером, “Явление героя”.
В какой-то из глав Мастер признается, что не считает себя писателем. Он лишь создатель романа о Понтий Пилате. Действительно, кроме этого романа, он не написал ни одной строчки, у него не было других творений. Рассказ о Понтий Пилате и об Иешуа тоже не придуман, он “угадан”. Это подтверждает Воланд, который лично присутствовал при событиях, описанных в рукописи.
Итак, Мастер пишет в своем подвале на Арбате. Маргарита помогает ему, поддерживает, не дает остановиться. В еще не оконченном романе заключена вся их жизнь, они существуют ради него. Маргарите рукопись принадлежит не в меньшей степени, чем Мастеру, составляя неотъемлемую часть ее бытия. Роман еще не завершен, но концовка уже известна: “Жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”. Это означает, что роман уже существует независимо от автора и ждет только своего воплощения на бумаге. Мастер не может еще предсказать, что будет в рукописи, но совершенно точно знает, что она будет завершена. И это случилось. Дело жизни наконец-то было осуществлено, и оставалось только сдать рукопись в печать.
И тогда разражается катастрофа. Талантливый человек создал то, к чему шел долгие годы. Пока он писал в своем подвале, на пути его не было никаких преград. Но никогда он не вращался в так называемом “литературном мире”. Мастер ошарашен тем, как воспринимается редакторами его творение. Он, конечно, не ждал, что, когда кропотливая работа будет завершена, возникнут на пути такие препоны. Мастер и помыслить не мог обо всех закулисных интригах издательского мира.
И вот один из редакторов решается напечатать большой отрывок из романа. Теперь уже все зависит от критиков. Но их обвинения глупы, бессмысленны и, по большому счету, не имеют никакого отношения к сути романа. Происходит все это в те времена, когда в Советской стране повсеместно насаждался атеизм, взрывались церкви, расстреливались священнослужители. Поэтому реакция на “попытку протащить в печать апологию Христа” была закономерна. Никому не хватило бы храбрости поддержать “антисоветский” роман. Осмелиться публиковать роман об Иисусе мог человек либо очень смелый, либо очень наивный.
Сам Мастер говорил, что озлобленность критиков вызвана не тем, что им не нравится роман, а тем, что они говорят не то, что думают. Невольно возникает ассоциация с Понтием Пилатом, не осмелившимся признаться в том, что поверил Иешуа. Мастер же подобен Га-Ноцри - невинный беззащитный человек, пытающийся сказать то, что не может не сказать, и посылаемый за это на казнь.
Возвращаясь к критикам, нужно сказать, что вовсе не природная злоба толкала их на то, чтобы обрушиваться на Мастера с обвинениями. Никто из них не осмеливался выделиться из общей массы. Не начнешь ты травить автора - значит, затравят тебя самого.
Первоначальная реакция Мастера на критические статьи о себе - смех - сменилась удивлением, а затем и страхом. Страх этот в виде огромного спрута с длинными холодными щупальцами начинает преследовать Мастера по ночам. Пропадает вера в себя и, что еще хуже,- в свое творение. Маргарита ощущает страх и растерянность возлюбленного, но он не признается ей, в чем дело, и поэтому она бессильна помочь.
Наконец настает ужасная ночь, когда Мастер уничтожает рукопись. Эта глава в некоторой степени автобиографична. Булгаков сам сжигал свой роман и затем восстанавливал его. Возможно, он был преследуем тем же спрутом.
Но Мастер, совершая свой безумный поступок, еще не знает, что “рукописи не горят”. Эту фразу бросает впоследствии Воланд, когда показывает Мастеру копии романа. Но даже если бы этих копий не было, это не сыграло бы никакой роли. Мастер помнит свое творение слово в слово, оно не может изгладиться из памяти и не может быть не написано.
Каковы бы ни были переживания Мастера, как бы горько ни складывалась его судьба, но бесспорно одно - всему “литературному обществу”, завсегдатаям МАССОЛИТа, не удается убить талант. Рукопись Мастера не может сгореть, потому что в ней - истина. Множество же людей, обитающих возле “литературной кормушки”, - просто ничтожные создания, им не под силу побороть гений.
Творческую личность можно проклинать, запрещать ее творения, довести до сумасшедшего дома, но уничтожить созданное ею - невозможно. Доказательством афоризма: “Рукописи не горят” служит сам роман “Мастер и Маргарита”, собственноручно сожженный Булгаковым и им же восстановленный, ибо то, что создано гением, убить нельзя.

Проблема творчества и судьбы художника в романе М. А. Булгакова - "Мастер и Маргарита". Тема трагической любви Мастер и Маргариты.

Цель: проанализировать образы главных героев романа "Мастер и Маргарита", рассмотреть, как писатель раскрывает проблему свободы творчества и судьбы художника, ознакомить учащихся с булгаковской концепцией любви, проследить историю любви главных героев романа, показать, как их высокая любовь вступает в конфликт с окружающей пошлостью, развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы, воспитывать интерес к творчеству Булгакова.

Оборудование: текст романа «Мастер и Маргарита», портрет писателя М. А. Булгакова; иллюстрации учащихся к роману «Мастер и Маргарита», фильм В. Бортко «Мастер и Маргарита» (2005г.), запись на доске «Рукописи не горят…»

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования на их основе умений и навыков.

Ход урока

    Сообщение темы и цели урока.

    Проверка домашнего задания. Осуществляется в ходе урока.

    Мотивация учебной деятельности.

“Рукописи не горят” - с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель Михаил Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю. “Рукописи не горят” - эти слова как бы служили автору заклятием от разрушительной работы времени, от глухого забвения предсмертного и самого дорогого ему труда - романа “Мастер и Маргарита”. И заклятие подействовало, предсказание сбылось. Время стало союзником М. Булгакова, и роман его не только смог явиться в свет, но и стал актуальным, вызывает много споров, вопросов.

И все-таки, почему "рукописи не горят"? Почему эта книга привлекает внимание всё новых и новых читателей? Как в романе раскрывается проблема творчества и судьбы художника, тема совести? Ответы на все эти вопросы мы найдём в ходе урока.

    Работа над темой урока

    Вступительное слово учителя

Слово “Мастер” не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитого романа “Мастер и Маргарита”. Мастер действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения. Его образ некоторые критики считают автобиографическим, отразившим реальные переживания и жизненные коллизии самого Булгакова. Другие же ищут прототип мастера в литературном окружении Булгакова. Но для всех очевидно, что Булгаков нарисовал типичную трагическую судьбу честного писателя в тоталитарном обществе.

    Что мы знаем о Мастере из романа? Используя домашнее задание, расскажите биографию Мастера.

Гл. 13 «Явление героя»

Мастер появляется в эпизоде «Встреча с Иваном Бездомным в психиатрической больнице».

«Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев, а кроме того, занимался переводами. Он знал пять языков: английский, французский, немецкий, латинский и греческий, еще читал по-итальянски».

«Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве. И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей», по облигации, которую ему в музее дали.

«Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой... и нанял у застройщика в переулке близ Арбата две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате.

«Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он, – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен…

И вот тогда-то, прошлою весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч рублей.

Необыкновенно пахнет сирень! И голова моя становилась легкой от утомления, и Пилат летел к концу… Я выходил гулять. Сто тысяч – громадная сумма, и у меня был прекрасный серый костюм…»

    Ролевая игра «Встреча Мастера с Маргаритой».

Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась… По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу.

И, вообразите, внезапно заговорила она:

Маргарита – Нравятся ли вам мои цветы?

Мастер – Нет.

Маргарита – Вы вообще не любите цветов?

Мастер – Нет, я люблю цветы, только не такие.

Маргарита – А какие?

Мастер – Я розы люблю.

(Маргарита виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и Мастер понес их в руках. Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом)

Мастер (возвратившись)

Я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел.

    Слово учителя

Расскажите, как изменилась жизнь главных героев после встречи? Как складывались их взаимоотношения? Почему они были нужны друг другу? Что случилось с Мастером, когда роман был написан?

Индивидуальное задание

Маргарита приходила к Мастеру каждый день, и ждать её писатель начинал с утра. «Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти». Они полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны. Влюбленные пришли к заключению, что столкнула их на углу Тверской и переулка сама судьба и что созданы они друг для друга навек. Мастер работал, а она перечитывала написанное, а перечитав, шила Мастеру шапочку. Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Роман был дописан в августе месяце, был отдан машинистке, и та перепечатала его в пяти экземплярах. И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь.

(Вставка: 4 серия, 36:22, 38:55, 40:56 – поставить на паузу)

Мастер написал гениальный роман о Понтии Пилате. Но он был крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Он наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман. Но оказалось, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков. Роман не был принят к печати, критика ошельмовала автора как «богомаза». Это сломило Мастера, лишило его воли к жизни. Поэтому он обрек себя на добровольное затворничество в клинике.

Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова, когда его повести «Роковые яйца», пьесы «Дни Турбиных», «Бег» и др. перестали публиковать и ставить на сценах театров всего СССР.

(Вставка: 4 серия, 41 – 43:55 – разговор с Берлиозом) (4 серия, 45:30 – Чтение газетных статей о романе)

    Слово учителя.

Что представляли собой литераторы, заклеймившие роман Мастера? Охарактеризуйте атмосферу, царящую в литературных кругах, используя текст главы «Было дело в Грибоедове» (глава V)

Индивидуальное задание

В Доме Грибоедова Булгаков запечатлел так называемый Дом Герцена (расположенный в Москве на Тверском бульваре, 25),в котором в 1920-х годах размещался ряд литературных организаций. Булгаков не зря выбрал для его названия русского классика с гастрономической фамилией: она указывает на главную страсть членов МАССОЛИТа – стремление хорошо поесть. Дом Грибоедова – злая сатира на общество, где человека определяют писателем только по наличию у него удостоверения члена литературной организации, где чиновники или литераторы и бездарные критики определяют, на какую тему можно писать, а на какую – нельзя, где главным критерием художественности произведения является правильная идеологическая позиция автора.

Мастер, написавший о величайшем событии в духовной жизни человечества – истории Иисуса Христа, оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога – он им не нужен (Страна, строящая социализм, проводит атеистическую пропаганду). Не нужен им и роман Мастера, и поэтому они так дружно набрасываются на него.

Нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно острой и беспощадной критике. Как ни парадоксально, но литераторы, призванные размышлять о самом высоком в жизни – о назначении человека, о месте его в окружающем мире, о путях развития общества, озабочены у М. А. Булгакова совсем иным: они добиваются выгодных командировок, высоких гонораров, расширения жилплощади, получения садово-огородных участков и так далее. Никто из них никогда не размышляет о литературе, исключая Берлиоза с Иваном Бездомным. Члены МАССОЛИТа – бездарные и духовные мещане и обыватели, мечтающие о льготах и материальных благах и ради них готовые любого оболгать и очернить. Так и происходило с Мастером: критики Латунский, Ариман и другие ошельмовали его книгу ещё до выхода её из печати и довели автора до психиатрической лечебницы, до душевного надлома, когда он своими руками уничтожил собственное детище. И вполне закономерно, что в конце романа подручные Воланда устраивают пожар (сначала в ресторане) в Доме Грибоедова.

    Слово учителя.

Какую роль в судьбе Мастера сыграла любовь к Маргарите? Как Маргарита вступает в бой за возлюбленного? Ради него на что она готова?

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Имя этой любви – Маргарита. Что значит, по Булгакову, настоящая любовь?

Индивидуальное задание

Наверное, бескорыстная, самоотверженная, способная принимать интересы и устремления любимого как свои, жить его жизнью и помогать во всём, чем можешь, уметь разделять не только радости, но и неудачи, в трудные минуты стать опорой любимому.

Такой и была любовь Маргариты до разлуки с Мастером. Определение «верная» раскрывается во II части романа, когда женщина остаётся одна и не имеет никаких известий о Мастере. Она не только верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу, причем для неё совершенно безразлично, на каком свете это произойдёт. «Вечной» любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание свободой от всех норм и законов и испытание встречей с вечными силами. Маргарита вступает в бой за возлюбленного. Ради него она готова на всё. Превратившись в ведьму, став королевой на бале у Сатаны (Воланда),

(Вставка: 7 серия, 29:30 – 30:45 – Бал у Сатаны)

она с нетерпением ждёт возможности попросить Воланда об обещанной встрече с Мастером. И эта встреча состоялась. Воланд дарит им, измученным и истерзанным враждебным миром, великое счастье: наконец-то встретившись, они обретают заслуженный ими покой вне существующего общества. (Вставка: 8 серия, 10:35 – 16:45 – Маргарита просит Воланда о встрече; «Рукописи не горят…»)

    Слово учителя: Так каков же смысл финала романа?

И Мастера и Маргариту общество лишило своей поддержки. Поэтому оба они вынуждены уйти под опеку к Воланду, могущественному князю тьмы в мире хаоса, бесправия, морального и физического гнёта.

Любовь, как и творчество, то есть два наиболее высоких проявления духовности человека, оказывается выброшенной за пределы интересов данного общества и вынуждена идти за помощью к Сатане. Маргарита говорит: «Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня». И герои уходят из общества, где нет места творчеству и любви. Мастеру и Маргарите смерть даётся как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений. (Вставка: 9 серия, 48:20 – 50)

Почему Булгаков отказал Мастеру в СВЕТЕ, а дал ПОКОЙ?

Индивидуальное задание

Мастер, рассказывая о пути к свету, сам не смог выдержать этого пути, он даже не подозревает, что идея его романа сказалась глубже и шире первоначального замысла. Роман о Понтии Пилате вырос в произведение о причинах трагедии человека в любом деспотическом обществе вне зависимости от времени и места. Свет получают борцы, сильные личности, а Мастер слаб. Он не в состоянии бороться за свою любовь, за свой роман, поэтому заслуживает покой. За него просит Иешуа, считая, что мастер недостоин света. Маргарита же своей любовью помогает Мастеру обрести то, что он заслужил. Но награда герою здесь не свет, а покой, и в царстве покоя, в последнем приюте у Воланда или, точнее на границе двух миров – света и тьмы – Маргарита становится поводырем и хранителем возлюбленного.

(Вставка: 10 серия, 31:30 – 32:22)

    Любовь Мастер и Маргариты. Какая она? Работа с диаграммой.

    Рефлексия. Подведение итогов урока.

    «Микрофон»

Так что же есть любовь по Булгакову?

Продолжите предложение: «Любовь – это…»

Каков смысл финала?

    Обобщающее слово учителя

«Рукописи не горят…»

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», пережив десятки лет забвения, и сегодня обращен к нам, в наше время. И сегодня,когда идет борьба за человека, роман Булгакова приобретает особую актуальность, ибо ставит перед нами главную проблему жизни – проблемы свободного человека в свободном обществе.

    Домашнее задание.

    Проработать стр. 252-255 учебника

    Индивидуальные задания учащимся по теме «Мастер и Маргарита» М. Н. Булгакова как модернистский роман (по разным источникам)»

    Темы для контрольного сочинения:

    Напишите литературный киносценарий «Сеанс в Варьете».

    Напишите письмо или фрагмент дневника любого из второстепенных персонажей романа о проделках шайки Воланда.

    Напишите письмо писателю Булгакову: «Я хочу рассказать вам (о времени, о себе, используя стилистические приемы сатиры Булгакова).

    Геральдика – описание гербов и их истории. Герб – отличительный знак государства, города, сословия и т.п. Придумайте герб Булгакова, опишите и защитите его на итоговом уроке.

    Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Проблема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»


Проблема творчества в романе М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита»


Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован уже после смерти автора, причем без купюр в нашей стране вышел лишь в 1973 году. Известно, что последние вставки в роман М.А.Булгаков диктовал жене в феврале 1940 года, за три недели до смерти. Самим автором жанр был определен как «фантастический роман».

И уже несколько десятилетий не утихают споры вокруг этого необычного произведения. Роман поразил всех формой. Она заворожила и отвлекла. Евангельский сюжет с Иешуа спутал все карты. Какая-то завеса повисла между ничтожной реальностью, дающей пищу для анекдота , и величественным инобытием, куда ведет косо упирающийся в небо лунный луч.

Это последнее произведение Булгакова наследует у других романов, в частности, у «Белой гвардии», вопросы о свете и покое, тему дома, связь частного лица и истории, связь неба и земли и тему творчества . Проблема творчества – одна из сквозных в «Мастере и Маргарите». Несмотря на важность других проблем, попробуем выделить как одну из важных именно эту.

Роман открывается эпиграфом из «Фауста» Гете. Этот эпиграф как бы намекает на вечный сюжет, он же дает намек на происхождение этого сюжета от литературы. Словно оттесняя тему покоя и дома, истории и судьбы, главных для «Белой гвардии», в роман «Мастер и Маргарита» вступает тема искусства.

На исходе мая в Москву со своей «ревизией» прибывает Воланд. В это же время на закате дня в среду, за несколько дней до православной Пасхи, на бульварах у Патриарших прудов прогуливались двое – Михаил Александрович Берлиоз, председатель писательской организации Массолит, и поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Иван Бездомный.

Бездомный написал поэму о Христе – конечно, антирелигиозную. Сделал он это по заказу Берлиоза, занимающего одновременно и пост редактора. Поэма получилась не совсем такой, какой бы хотел видеть ее редактор. Иисус в изображении народного поэта получился «ну, совершенно как живой». Интересная подробность: один герой – мастер, который появится позднее, пишет роман о Понтии Пилате и об Иешуа (одно из имен Христа), другой – о Христе. Пока они отдалены друг от друга миллионами верст, разделяющими культуру и агитку. Но Иисус все равно получается у Ивана Бездомного «как живой». На том, что герой поэмы существовал, сходятся, видимо, и мастер, и Воланд (который говорит об этом без обиняков), и Иван Бездомный, не подчинивший свое перо Берлиозу.

Москва, ее обитатели – авторы и потребители масскультуры. Один из них Михаил Берлиоз, председатель правления МАССОЛИТа, что расшифровывается как «массовая литература и литература для масс». Несчастный Берлиоз погибает под колесами трамвая по злой воле не только черта, но и Аннушки, пролившей масло на трамвайные рельсы; она часть той «массы», для которой и кует свое искусство неутомимый Берлиоз.

Герой, чьим именем назван роман, появляется лишь где-то в середине первой части. В описании внешности вдруг промелькнет что-то напоминающее самого автора романа: «бритый, темноволосый, с острым носом… человек примерно лет тридцати восьми». То же можно сказать и обо всей истории жизни мастера, его судьбе, в которой угадывается немало личного, выстраданного автором.

Мастер пишет роман «совсем не о том» выходит с ним в окололитературный мир. Роман печатать не стали, зато появились разносные статьи. Терзаемый страхом, мастер сжигает свой роман. По доносу Алоизия Могарыча мастер арестован за хранение нелегальной литературы, а когда был отпущен, сам пришел в психиатрическую больницу. «О, как я угадал!» – произносит мастер, когда Иван Бездомный рассказывает ему в палате о происшествии на Патриарших прудах. Здесь же он называет имя Воланда, который не успел отрекомендоваться как Воланд лишь Степану Лиходееву. События романа в романе, связанные с жизнью мастера в Москве и необыкновенными похождениями «нечистой силы» в этом городе, – это тоже творения мастера, уже знающего о своей судьбе все. Слишком близко стоят три фигуры: Булгаков, Иешуа, мастер. Отделить героя от самого автора нелегко.

Мастер для Булгакова – больше, чем писатель. Мастер Булгакова служит некой высшей духовной задаче, в отличие от той праздной жизни возле искусства, которую ведут литераторы за столиками «Грибоедова» или в коридорах МАССОЛИТа. Мастер не тщеславен, внутренне независим. Подобно Иешуа, мастер откликается на чужое страдание. Но герой Булгакова не разделяет идеи всепрощения. Он мало похож на страстотерпца, христианина, праведника.

Мастер пережил непризнание, преследования в литературной среде, он не может смириться и простить своих недругов. Нет, он не струсил. Именно здесь очень хорошо понимаешь разницу между трусостью и страхом. Трусость – это страх, помноженный на подлость. Герой Булгакова не поступился совестью и честью. Но страх разрушающе действует на душу художника.

Евангельский сюжет художественно прикрывает мастера. В главах об Иешуа он получает свободу, художественную свободу. Искусство в своем совершенстве как бы забивает боль. Это бегство мастера в страну чудес. Сцены казни, дворец Пилата, белый плащ с кровавым подбоем – краски ослепительны. Так смотришь на картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи»: восхищаешься красотой тел, светом и мраком, отступая сознанием от того, что погибает город. В сценах страдания на кресте и казни есть роскошь и нет простоты, приличествующей моменту.

Можем ли мы сказать, что это игра в чистое искусство? Нет. Это бегство мастера, предшествующее его истинному удалению из романа. Сказка? В сказке льется кровь, но нам не страшно. Но сказка сказке рознь. То, что рисует Булгаков, – Москва тридцатых годов, «гастроль» господина Воланда и компании, которых выдумал мастер, – горькая действительность. Тут смесь сказки с несказкой, смешение. Мастер пытается спастись в игре. То, что в «Белой гвардии» героям виделось в снах или в минуту откровения наедине с собой, тут выносится на площадь. В театре в конце спектакля Иешуа наравне с другими актерами выходит кланяться зрителям. Режиссер принимает и Иешуа за актера.

Писание романа, легенда о романе, пропажа романа и восстановление его занимает умы героев романа и его создателя.

Узнав о гибели Берлиоза, мастер не жалеет о нем, жалеет лишь о том, что такая участь не постигла латунских и других. Главенствует стихия мщения, хотя милосердие, как говорит Воланд, лезет из всех щелей. Черт здесь даже не черт, а словно падший ангел, вновь почувствовавший в себе ангела, прикрываясь черным плащом, сводит счеты с истинным чертом, с тем, кто запрятал в клинику Стравинского мастера, кто поставил во главе МАССОЛИТа Берлиоза. В сумасшедший дом попадают два поэта, злобно завидует Пушкину поэт Рюхин. Уверенные в себе, всесильные руководители масскультуры (лиходеевы, латунские, римские, берлиозы) получают свое. Это уже не Страшный суд, а смешной суд, суд искусства над жизнью, возмездие искусства. Идея МАССОЛИТа терпит крушение. Это происходит на сеансе черной магии, где толпа лицезреет искусство для масс, а в конце сеанса, как и руководители театра, оказывается раздетой.

Разрыв между массой и мастером очевиден. Аннушка безразлична как к творениям мастера, так и к творениям, создаваемым под крылом Берлиоза.

Но есть некий мост, по которому и роман мастера, и само искусство способны воссоединиться со зрителем и читателем. Этот мост – Иван Бездомный и его судьба.

В минуты лунного наводнения Иван Понырев спит в своей комнате со счастливым лицом, Но его счастье сторожит острый шприц

«Искусство бессмертно»,– утверждал Булгаков в «Белой гвардии». Да, искусство бессмертно, соглашается мастер, да, «рукописи не горят». И мастер уходит. Он не попадает «в свет», Иешуа придумывает для него особую судьбу, награждая его «покоем», которого так мало знал в своей жизни мастер.

Как страшен этот уход, и как он беспощадно оплачен! Рука Булгакова карает обидчиков мастера, но она не щадит и самого мастера. Что ждет его по ту сторону жизни? В романе есть жестокая фраза: «Не бывает так, чтобы все стало, как было». Это относится к мастеру. Ему не о чем больше писать. Булгаков дописывает свой роман умирающей рукой и, кажется, сомневается в возрождающей силе искусства. Он верит в Иванушку и опасается за него. Он видит в его судьбе повторение судьбы мастера. Как и в сцене на Воробьевых горах, в конце романа читателя охватывают горе и боль. Роман вновь делается чувствительным к боли, глушимой стихией смеха и игрой искусства. Страдание не сгорает в огне, как не горят и рукописи.

Роман Булгакова – роман мастера, который слишком хорошо понимал и чувствовал другого мастера, своего героя – его судьбу, его писательское одиночество.


Примерный план (если понадобится, но текст не совсем следует плану; план из пособия для учителей, для устной работы группы по роману).


МАССОЛИТ и его члены.

Приемы сатирического изображения писателей и их деятельности (главы 5 – 6).

МАССОЛИТ и РАПП.

Что определяет поведение Степы Лиходеева, Римского, Варенухи, Жоржа Бенгальского?

При чем здесь искусство, талант, вдохновение?

Похожие рефераты:

История создания романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Размытость и противоречивость граней между жизнью и смертью, верностью и предательством. Цветовое "оформление" романа: символика желтого, золотого, зеленого, черного и белого, рыжего и синего.

Ознакомление с основными мотивами творчества М.А. Булгакова. Переосмысление автором библейского представления о Сатане в образе Воланда, Иисуса Христа в роли Иешуа Га-Ноцри в романе "Мастер и Маргарита". Литературный анализ образа Понтия Пилата.

Завязка основного действия, особенности характеров главных персонажей в историческом романе Булгакова "Белая гвардия". Философская проблематика повести "Собачье сердце", художественное композиция и библейский сюжет в романе "Мастер и Маргарита".

Определение философской трактовки понятия "творчество". Жизнь и творчество Михаила Булгакова. Как и с помощью каких приёмов, художественных средств раскрываются проблемы проявления творческого начала в героях романа писателя "Мастер и Маргарита".

История создания романа "Мастер и Маргарита". Идейно–художественный образ сил зла. Воланд и его свита. Диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла. Бал у сатаны - апофеоз романа. Роль и значение "темных сил" заложенных в романе Булгаковым.

Два подхода к творчеству: теургический (от Бога) и антропоургический (человеческий). Загадка Булгакова-художника. Мастер утверждал, что не создал роман сам, просто все верно угадал. Ролевая децентрация, проекция "Я" в воображаемый мир другого человека.

Антропоцентричность художественного пространства романа. Обоснование антихристианской направленности романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". "Принижение" образа Спасителя. Роман Мастера – Евангелие от сатаны. Сатана, самый обаятельный персонаж романа.

Судьба писателя. Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты. Какой дом обрел Иван Бездомный. "Только человек ответственен за добро и зло". В романе затрагиваются такие вопросы как: Что лежит в основе человеческого поведения?

Образы солнца и луны в романе Булгакова "Мастер и Маргарита". Философские и символические значения образов грозы и тьмы в романе. Проблема изучения функций пейзажа в художественном произведении. Божественное и дьявольское начало в мире Булгакова.

"Театральный роман" М.А. Булгакова - произведение о писательском опыте Сергея Максудова. Идея романа - проблема столкновения двух миров: внутреннего мира человека, создавшего произведение и внешнего, недружелюбного, с которым герой не в силах бороться.

Писатель стремился выйти из затянувшегося жизненного, но не творческого кризиса. Булгаков сделал свой выбор, исключающий возможность добровольно сотрудничать с властью. Да и она, власть, не очень-то стремилась признавать профессионального литератора.

Проблематика, система образов, жанровое разнообразие романа Булгакова "Мастер и Маргарита", история его создания. Особая выразительность и смысловая насыщенность образов. Роман Шолохова "Тихий Дон", история его создания. Реализм женских образов и судеб.

Проблема интерпретации художественного текста, истолкование смысла произведения в культурно-исторической ситуации прочтения. Философский смысл романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Социально-политическое звучание. Антихристианская направленность.

Крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Творчество Булгакова: поэтика и мистика. "Евангельские" и "демонологические" линии романа. Воланд как художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Историзм и психологизм романа.

Сатирико-юмористический обзор явлений московской жизни, "дьяволиада" по Булгакову. Композиция романа. Автобиографичность романа. Обстановка травли. Отсутствие средств к существованию. Полное отрешение от литературной и общественной жизни. Статьи-доносы.

Соединение в романе гротеска и фантастики, ирреального с реальным в едином потоке повествования. Временная и пространственно-смысловая структура романа, божественный дар и нравственно-философская тема. Проблема нравственного выбора, творческая фантазия.