Разница между современным и древнегреческим театром.

Античный театр является театральным искусством Древней Греции, Древнего Рима и ряда других стран Ближнего Востока, у которых культура развивалась под мощным греческим влиянием . Это период, который начался в IV веке до н. э. и завершился в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом.

Почти целое тысячелетие охватывает история античного театра (с VI в. до н. э. по IV-V вв. н. э.).
В этот период завязалось европейское театральное искусство в том виде, в каком оно живёт в наше время: возникла драматургия, начали формироваться основные принципы актёрского искусства, появились стационарные театральные сооружения, сценическая техника, и были получены основы в оформлении театра и спектаклей.

Театральные представления зарождались ещё в глубокой древности, во время сборов земледельцев и охотников на игрища, праздники, где устраивались обрядовые действа.

История античного театра

В Древней Греции на родине театра принято было во время праздничных шумных процессий в честь бога виноделия Диониса разыгрывать сценки из его жизни. Они повествовали о том, как Дионис принес грекам виноградную лозу, как он боролся с врагами, как погиб и воскресши одержал победу над своими врагами.
В театральных действах изображали прибытие Диониса на корабле, который позже римлянами был прозван корабельной повозкой (каррус навалис), отсюда пошло название “карнавал”. Вокруг Диониса всегда изображалась толпа его спутников в виде ряженных в маски и козлиные шкуры.

Сама маска имела символический смысл, это “личина”, считавшаяся символом театра. Ну и естественно, что там, где игра есть и правила игры этой игры, они также формировались поэтапно. Одним из первых важных правил было разделение на актеров и зрителей.

Грекам стало понятно, что у театрального действа появилась важная общественная роль — собирать вокруг себя людей, объединять их в едином чувстве. Театр мог сообщать этим людям что-то очень важное, общезначимое и делал это сразу всем.

Много времени прошло, прежде, чем театр стал самостоятельным и отделился от обряда и религиозных культов. Стали появляться театральные здания и представления в них организовывали специально. Под открытым небом древние театры занимали огромные площади и вмещали много людей.

К примеру, театр Диониса в Афинах мог вместить около 17 тысяч человек. И в наше время сохранились еще античные театры, где по сей день устраивают представления (примером служит театр греческого города Эпидавре). Все народы мира с древних времён имеют в своей истории праздники, которые связаны с ежегодными циклами возрождения и замирания природы, со сбором урожая. Такие праздники и стали основой драмы и театра Греции и Рима.

театр Диониса

В Греции такие праздники посвящались богу Дионису, где хор ряженых и запевала, не только исполняли песни, но и вели диалог . Это и был своего рода драматический первоэлемент, который с веками приобрел литературную обработку. А где диалог – там и действие, и активная мимика.

Построенный изначально на принципах импровизации, диалог со временем стал все более фиксированным. Уже в Риме во время празднования урожая пели фесценнины , которые являлись насмешливыми песенками, где уже обострялась борьба между плебеями и патрициями. Стали появляться более резкие и социальные темы.
На праздниках не обходилось без танцев, следовательно, античный театр нес также и высокую пластическую миссию. Развивалась культура жеста и движения. Театр Древней Греции был учреждением общественным, которое содержало государство. За обучение хора и его содержание платили почтенные и состоятельные граждане, а профессии актера и драматурга были в почете.

Актёрами имели право быть только мужчины, им же доставались и женские роли. Эту традицию чтили в разных культурах и странах, ведь таким был театр времён Шекспира, японский, а также китайский театр. Актер в античном театре мог в течение акта играть несколько ролей, владел искусством танца и пения, а также хорошо читал.

Сцена античного театра

Больше всего отвечает духу античной культуры аттическая трагедия , которая должна своему появлению именно греческой земле. В греческой трагедии впервые появилась эстетическая категория под названием катарсис , выражающая облагораживание людей и очищение. Занимая особое место в жизни греков, театр являлся общественной трибуной, где распространялись новые мысли, и передавалась воспитательная роль.
Безусловно, что сюжеты греческих трагедий драли происхождение из знакомых с детства грекам мифов, но это не значило, что спектакли не были животрепещущими и не затрагивали острых вопросов.

Сцена античного театра

Ведь драматурги в уста мифологических героев старались вкладывать слова, которые касаются самых актуальных проблем той современности. По этой причине драматическая поэзия (абсолютно все комедии и трагедии в Греции писали стихами), смогла отнести на второй план остальные литературные жанры, причем на целый век.

Трагедия — в дословном переводе – “песнь козлов”, возникла из дифирамба, хоровой песни, распевавшейся сатирами, которые были одеты в козлиные шкуры и изображали веселых спутников греческого бога виноделия Диониса.
В Афинах того времени проходил ежегодный общегосударственный праздник – Великие Дионисии, где разыгрывали сцены из мифов в сопровождении хора сатиров. В V веке до нашей эры к хору были добавлены 3 актера, ведущие с ним диалог так и возникла драма — театральное
действо.

Греческий театр во многом отличается от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре .

Орхестра

Скамьи для зрителей были вырублены прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра, круглая площадка, на которой выступал хор. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном . Орхестру замыкала скена — первоначально палатка, в которой переодевались актеры, а потом — двухъярусное каменное ссоружение. Вдоль нее шло возвышение — проскений , на котором и играли актеры.

В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа, либо душевное состояние или характер. Поэтому актёр менял маску не только тогда, когда по ходу действия являлся перед зрителями в новой роли, но и тогда, когда показывал зрителям смену душевных состояний одного и того же персонажа.

Приходилось также увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе
(котурны), делавшую актера выше ростом, а образ, создаваемый им монументальнее. Движения благодаря котурнам отличались плавностью, величавостью. В греческом театре почти не было декораций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств (маски, костюмы, отсутствие декораций и т.д.) был связан с ориентацией всей античной культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие.

Античная культура была культурой устного, а не письменного слова. Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды. Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга – «отец трагедии» Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии «Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и другие) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз.

Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им художественные образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчество младшего из трех знаменитых драматургов — Еврипида – отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик. Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана («Всадники», «Осы», «Облака», «Лягушки», «Мир», «Лисистрата» и другие комедии).

Сюжеты комедий

Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном мифологическом материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заостренности. Театр римлян восходит к праздникам сбора урожая, а профессиональных актеров называли гистрионы (от этрусского слова «истер» — актер).

Постоянные театральные сооружения в строить в Риме начали во второй половине I века до н.э в греческих колониях. В отличие от греков, римляне низводили сценические представления почти до балагана и стали создавать новые виды театральных зрелищ. Архитектура римского театра отличалась от греческой архитектуры тем, что римляне строили театры не на склонах гор, а на равнинах, в виде гигантских каменных, обычно мраморных зданий. Орхестра обладала формой полукруга, и в ней были определены места для сенаторов.

Неглубокая сцена богато украшалась колоннами, статуями и архитектурными деталями. Развалины амфитеатра Флавиев — римского Колизея — самого крупного амфитеатра Рима сохранились до наших дней. Получил он свое название от стоявшего некогда поблизости колосса — статуи императора Нерона и был построен на месте дворца Нерона. Пятьдесят тысяч зрителей вмещал Колизей, который имел высоту 57 метров, делился на 4 яруса амфитеатра, имел 80 рядов зрительских мест и 64 входа. Строительство Колизея было начато Веспасианом Флавием в 72 г. н.э а открыт он был Титом в 80-м году. Архитектор, построивший Колизей, неизвестен, некоторые отождествляли его с архитектором Рабирием, построившим дворец Диоклетиана, а другие - с зодчим Гваденцием. В Риме очень высокого уровня достигло мастерство актёров.

Особым уважением и любовью публики пользовались трагический актёр Эзоп и его современник комический актёр Росций (I век до н. э.). Архитектура великолепных театральных зданий, как и искусство великих драматургов Греции и Рима, были вдохновением для художников возрождения. Театр античного мира является неотделимой частью духовного опыта всего человечества, заложив многое в основу того, что мы сегодня зовём современной культурой.

Слово "театр" переводится с греческого языка как "зрелище" и как "место для зрелищ".

"Зрелище", "зритель", "зрение" - это родственные слова, однокоренные.

То есть театр - это:

  • то, что зритель смотрит: спектакли, концерты, выступления (обязательно на сцене, чтобы можно было видеть спектакль с любой точки зрительного зала);
  • то, где зритель смотрит: специальное место, здание, в котором происходит театральное представление.

Поэтому можно сказать: "Мы были в театре". А можно и "Мы смотрели театр".

Возникновение театра

Театр зародился в глубокой древности. В древней Греции было принято праздновать значимые события: наступление весны, сбор урожая. Особенно греки любили праздник бога Диониса, который олицетворял силы природы, засыпающие зимой и возрождающиеся вновь с первыми лучами солнца.

(Комментарий для взрослых: С этой сущностью Диониса связана и его вторая ипостась бога винограда и виноделия. Весь процесс обработки винограда, его брожения и превращения его в будоражащий дух вино можно считать метафорой смерти и возрождения Дион иса. )

Этот праздник радости и свободы, когда отпускали на поруки узников, оставляли в покое должников и никого не арестовывали, для того чтобы все могли принимать участие в веселье, так и назывался "Великие Дионисии" и торжествовал полную победу весны над зимой.

Люди пели песни, переодевались, надевали маски, делали чучела животных. Сначала праздник устраивался на городских площадях, а потом для проведения представлений стали строить специальные архитектурные сооружения.

Здание театра строилось на склоне холма. У подножия была круглая площадка - орхестра, на которой выступали певцы, декламаторы, актёры. За орхестрой располагалась скена - палатка для переодеваний актёров и реквизита.

Некоторые театры были поистине огромны и вполне сравнимы по вместимости с современными стадионами.

Древнегреческий театр, расположенный в городе Лариса с южной стороны горы Фурурио

Актёрами в древнегреческом театре могли быть только мужчины: они играли и мужские, и женские роли. Это была очень уважаемая профессия. И очень сложная. Актёрам приходилось выступать в специальных масках (подробнее здесь), зрители не могли увидеть их мимику, поэтому необходимо было жестами и голосом передать все эмоции.

А еще, актёры трагедий выходили на сцену в специальных сандалиях на высокой платформе - они назывались котурны. Эти высокие сандалии делали походку более медленной, величавой, гордой, как и подобает персонажу трагедии.

(Интересно, что в Древнем Риме ботинки-котурны надевали только актёры, изображающие богов и императоров, чтобы отличаться от актёров, изображающих простых людей.

А по этой ссылке вы можете ознакомиться с исследованием, в котором доказывается иное происхождение котурнов: "Когда греческий трагик получил роль бога, он должен был решить дилемму: <...> как двигаться по сцене? Спустить богов с пьедесталов на землю орхестры, поставить их на античной сцене «на одну доску» с человеком? Грек VI—V веков до н. э. не считал возможным так поступить с изображениями богов. Он слишком еще был с ними связан узами религии. У актера остался только один путь: двигаться по сцене вместе с пьедесталом, не сходя с него. Для этого пьедестальчик разрезали на две половины и каждую из них привязали к ноге. Так были изобретены котурны". )

Как мы видим, до наших дней театр дошёл, сохранив основные понятия. Посещение театра и сейчас является праздником , а актёр и ныне играет на специальной площадке - сцене - перед зрителями , стараясь показать всю гамму эмоций своего персонажа .

Одеон Герода Аттика и Акустический зал в Мариинском театре (Мариинский-2 )


Древнегреческие актёры и актёры спектакля "Чиполлино" ("Театр на Таганке")

Театр - великое чудо. Как говорила одна из героинь Туве Янссон, "театр - это самое важное в мире, потому что там показывают, какими все должны быть и какими мечтают быть - правда, многим не хватает на это смелости - и какие они в жизни".

Пожалуй, пришло время начать наш разговор о театральном искусстве.

Во вводной статье я хочу поговорить о том, зачем люди ходят в театр, чем так привлекательно театральное искусство, и в чем его отличие от всех остальных.

В прошлую пятницу я открыла свой театральный сезон, посетив премьерный спектакль одного из моих любимых театров. Перед началом представления, я, как никогда внимательно, разглядывала публику, и пыталась понять что же привело всех этих людей в театр , за какими благами они переступили порог храма Мельпомены в этот осенний вечер?

Надо отметить, что целевая аудитория этого конкретного театра, в основном, молодежь - студенты филологи (две девочки сидели прямо за мной обсуждали нашего общего преподавателя по зарубежной литературе), молодые парочки: парни одеты в стиле кэжуал, девушки - в элегантные коктельные платья, а вот пара постарше обсуждает театры Москвы, далее наблюдаю семейный выход в свет пожилой пары со взрослыми детьми, много зрителей-одиночек, пришедших оценить спектакль любимого театра. Вот такая весьма одушевляющая картина предстала передо мной. Надо отметить, что подобная обстановка не во всех театрах (но подробнее об этом мы поговорим в других публикациях).

Театр - это не просто зрелище, это ритуал , который начинается с изучения репертуара и афиш, выбора спектакля, покупки билетов. Театр - это праздник. Можно надеть в меру нарядное платье, ярко накрасить губы, подтолкнуть своего кавалера чтобы тот нарядился в костюм, а не в привычные джинсы… Все эти сборы говорят нам о том, что поход в театр - это способ показать себя и посмотреть на других .

Красивая богемная тусовка, умные разговоры о режиссуре и актерском ремесле, бокал шампанского в буфете, разглядывание галереи портретов в фойе - все это развлечение, приближающие обычного человека к миру прекрасного. Каждый в такие минуты может почувствовать себя настоящим ценителем искусства . Человек, сбежав от быта, работы и обязательств, примеряет на себя новую роль, и чувствует себя по-другому, открывает новые грани своего характера, получает удовольствие от того, что элементарно расширяет кругозор .

К походу в театр нужно относиться как к дегустации хорошего вина - не просто выпить все залпом, а присмотреться к цвету, ощутить аромат, и уж потом сделать глоток.

Но оставим эстетские замашки и романтические свидания в стороне, и начнем приближаться к сути разговора. Театр - это очень простой и доступный способ прикоснуться к прекрасному , прожить чужую жизнь, отключиться от всего, примерить на себя историю, придуманную драматургом, получить удовольствие от игры актеров, от работы режиссера и художника… Театр - это возможность каждый раз проживать новую жизнь .

Да, согласитесь вы, но как же кино? Оно тоже погружает нас в новые миры, а с помощью современных спецэффектов, эти миры практически можно пощупать. А я тогда напомню, что театр - живое искусство . Спектакль хоть и создан заранее, но рождается он только на ваших глазах. Только в театре зритель - прямой участник создания произведения. Да-да, это именно так. Потому что, если артисты покажут представление в абсолютно пустом зале, акта творчества не получится. Спектакль существует только в том момент, когда вы на него смотрите. Фильм, записанный на кассету можно включить в любой момент, но для рождения спектакля в равной мере нужны и зритель, и актер . Стоит только один раз почувствовать на себе это волшебное превращение, как вы станете настоящим поклонником театрального искусства. Мне очень хочется в это верить.

Далее давайте вспомним наши школьные годы. Как просвещали нас учителя литературы - правильно, устраивали культ походы в театры где всегда было вдоволь спектаклей по произведениям школьной программы. Многие мои знакомые до сих пор с ужасом вспоминают походы на трехчасовую оперу «Евгений Онегин». Представляю их ужас - неподготовленную толпу и сразу на лирическую оперу! Видимо, не очень хорошим театралом была и литераторша! Но, отбросив школьные комплексы, поспешу признать, что театр - это прекрасная возможность доступно и быстро познакомиться со множеством произведений , не только литературными, но с потрясающими пьесами и музыкальными и хореографическими произведениями тоже.

Ну и, конечно же, мы ходим в театр, чтобы посмотреть «в живую» на наших любимых актеров . Повезло тем, кто живет в Москве или Петербурге, и имеет возможность ходить на спектакли с Евгением Мироновым, Константином Хабенским, Евгением Вальцем и прочими известными личностями.

А вот когда к нам в Омск привозят, например, «Белую гвардию» МХТ, люд толпой идет на эту четырехчасовую драму не оценивать золотомасочный спектакль, а чтобы прикоснуться к «гению» Хабенсокго и Пореченкова. Я до сих пор вспоминаю, как фанатки, утомленные драматическим действимй, все же нашли запасы энергии чтобы начать прямо на поклоне брать сцену штурмом, дабы облобызать любимых киногероев. Это, разумеется крайность. Но иногда походы «на актера» могут значительно расширить ваш репертуар : например понравился вам кто-то в «Кабале святош», и в решили пойти на другой спектакль с этим актером, и попали на что-нибудь из «новой драмы», или там из Макдонаха - и тогда вы, возможно, угодили в театральные сети надолго!

Более искушенные зрители ходят «на режиссера» . Но это уже следующий уровень театральной просвещенности. Если вы начнете разбираться в режиссерских работах, видеть общие места в постановках одного и того же режиссера, понимать его задачи и расшифровывать его замыслы, то поздравляю - вы настоящий театральный спец!

Вот, собственно все основные мотивы людей посещать театр, которые я могу припомнить в данный момент))

Но не стоит забывать, что любой культпоход - это не столько акция для развития вашего «внутреннего эстета» (это, безусловно тоже), но еще и простой способ приятно провести вечер .

Так что сходите в театр!

А я буду колдовать над новой публикацией, в которой расскажу о театральном этикете и жанровом разнообразии сценических постановок.

История возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад. Древнейшее искусство зарождалось, как зрелищное развлечение публики, праздничные сценки ряженых актеров. Представления изначально были приурочены к Великим Дионисиям – большому религиозному празднику.

Теперь театр, несомненно, нечто большее, чем шествие поющих мужчин в козлиных шкурах по городу. Он стал высоким искусством, способом отдыха высшего общества, местом культурного просвещения. История возникновения театра – это увлекательный процесс развития, не прекращающийся и по сей день. Ее мы и поведаем читателю в нашей статье. Много интересных фактов вы также найдете в представленном материале. Итак, начнем.

Начало

В Афинах V века до н. э. театральные представления были неотъемлемой частью религиозных праздников. Шествия со статуей Диониса сопровождались веселыми песнопениями и драматическими играми. Можно сказать, что история афинского театра начиналась как художественная самодеятельность для небольшого количества зевак. Первоначально ставились только трагедии, комедии стали показывать позднее. Примечательно, что пьесы, как правило, показывали только один раз. Это стимулировало авторов на создание актуальных, интересных произведений. Драматург не только писал пьесу, он был полноценным участником представления, выполнял роли: режиссера, композитора, балетмейстера и даже актера. Естественно, это были исключительно талантливейшие люди.

А вот чтобы стать хорегом (руководителем хора), большого таланта не требовалось. Нужны были только деньги и связи с государственными служащими. Основной обязанностью хорега была оплата счетов, полное материальное обеспечение и поддержка театра. Он был в те времена местом состязания, побеждали в нем хорег, поэт и протагонист. Победителей увенчивали плющом, награждали призами. Победа отдавалась им по решению жюри.

Интересен тот факт, что древние римляне были настоящими фанатами реализма. Идеальной считалась постановка, в которой актер вживался в роль на 100% - при необходимости, он должен был быть готов даже умереть.

В греческом театре не было крыши, зрители и актеры находились, фактически, на улице. Размеры античных театров были огромны, они вмещали от 17 до 44 тысяч человек. Сначала для усадки зрителей использовались деревянные помосты, затем под театр приспосабливали естественные каменные склоны. И только потом, в IV веке до н. э., был построен каменный театр.

Вам наверняка интересно будет знать, что правительство, начиная с Перикла, давало возможность посетить театр и приобщиться к прекрасному даже материально не обеспеченным гражданам. Для этого каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем и на три посещения.

История древнего театра имеет одну характерную особенность: актеры играли свои роли без помощи собственной мимики. Ее заменяли всевозможные маски, часто весьма гротескные. Большое внимание актер уделял движениям тела, одежде. Актерами были мужчины, даже на женские роли. Они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов.

Интересным является тот факт, что Ливий Андроник, древнеримский драматург, стал отцом первой в мире "фонограммы". Он остался без голоса, но вышел из положения, найдя мальчика, говорившего за него.


Некоторые термины античного театра

Многие определения, используемые в древних театрах, сохранились до настоящего времени. Небольшой словарь терминов античного времени представлен вашему вниманию ниже:

  • Орхестра – часть театра круглой формы с двумя входами, предназначенная для выступления драматических и лирических хоров. В афинском театре ее диаметр был 24 метра.
  • Скена – место для переодевания. Первоначально была простой палаткой, затем соединялась с фрагментами художественного оформления сцены, например, фоном.
  • Проскений – колоннада перед скеной.
  • Параскений – боковые каменные пристройки.
  • Эстрада – возвышенность над орхестрой, где в поздней античности стали играть актеры.
  • Эккиклема – передвижная платформа из дерева, позволяющая трансформировать место действия и перемещать актеров по сцене.
  • Котурны – обувь с высокими подошвами, напоминающими ходули. С помощью такой обуви актеры становились выше, более внушительными и похожими на мифических существ.

Примечательным фактом является то, что именно в Риме впервые была произнесена фраза «Финита ла комедиа».

Куклы в театральном мире

История кукольного театра зарождается еще в Египте, где для исполнения ритуальный действий жрецы использовали куклу бога Осириса. В начале кукольный театр был именно обрядово-ритуальным, сейчас же религиозный оттенок сошел на нет. Известные обрядово-ритуальные кукольные театры существуют во многих странах: Японии («Бунраку»), Индонезии («Ваянг»), Каталонии («Эль Пасторес»), Беларуси («Батлейка») и других.

В истории театра кукол в Америке выделяется созданный в 1962 г. театр под названием «Хлеб и кукла». Он отличается гигантскими куклами из папье-маше, очевидным политическим оттенком, а также угощением вкусным хлебом на входе. Такое взаимодействие актеров и зрителей символично: театральное искусство должно быть так близко к народу, как это возможно.

Куклы бывают разными как по размерам, так и по виду. Есть пальчиковые и перчаточные, тростевые и планшетные, марионетки и куклы-великаны. Быть актером кукольного театра не так просто, ведь нужно суметь оживить неодушевленный предмет, наделить его характером и голосом.

Характерной особенностью любого кукольного театра является высмеивание чего-либо, наличие морали, воспитательного элемента у сценок. Какого бы возраста ни был зритель кукольного театра, он найдет там не только то, над чем посмеяться, но и то, над чем сможет задуматься. Часто героями в театре кукол становятся непривлекательные, даже уродливые персонажи, например, французский Полишинель с носом крючком.

Вам наверняка будет интересно знать то, что актеры – народ не всегда богатый. В истории кукольного театра Америки есть факты, что театралы могли посмотреть постановку в обмен на еду.


Драма

История драматического театра восходит к античным временам. Это один из видов искусства, вместе с театром кукол, пантомимы, оперой и балетом. Главная отличительная черта драматического театра – действия актера сочетаются с произнесенными им словами. Сценической речи уделяется в этой разновидности жанра особенное внимание. Основой драматического спектакля является пьеса. В процессе актерской игры возможна импровизация, действие может включать танец, пение. Спектакль строится на основе литературного произведения. Главным интерпретатором пьесы или сценария является режиссер.

Довольно примечателен тот факт, что у работников театра считается, что уронить сценарий – не к добру. Если эта неприятность произошла, надо обязательно на него сесть.

Возникновение отечественных театральных традиций

Историю театра в России разбивают на этапы:

  • Начальный («игрищный»).
  • Средний.
  • Зрелый.

Игрищный этап

Как и в Древнем Риме, история театра в России начиналась как не вполне серьезное занятие. Театральные представления назывались «потехами», а спектакли – «игрищами». Первое летописное упоминание о скоморохах относится к 1068 году. Стать таким развлекающим публику актером мог, фактически, любой человек. С точки зрения религии, деятельность скоморохов была постыдной. В летописях их называют слугами дьявола, а глумление, сатиру и ряженье – грехами. Острая сатира не приветствовалась церковью, однако, это никого особо не останавливало.

Искусством, угодным власти, скоморошество также не считалось, напротив, острые социальные темы сценок, высмеивание современных недостатков делали актеров опасными и вредными. Но народ любил наблюдать и смеяться над выступлениями скоморохов. Однако, следует понимать, что классический театр, каким мы знаем его теперь, вырос не из этих скоморошьих сценок, а независимо от них, даже, скорее, вопреки им.


Средний этап

Следующий этап истории русского театра – промежуточный между игрищным и зрелым. На данной фазе возникает придворный и школьный театры. В то время правил царь Алексей Михайлович, актерами придворного театра были иностранцы, школьного – учащиеся. После смерти Алексея Михайловича деятельность придворного театра приостановилась до прихода к власти Петра I. Он относился к «зрелищам» положительно, но, помимо развлекательной, он стал наделен еще и пропагандистской функцией. В 1702 году появился театр для широких масс – публичный. Его здание называлось «Комедиальной храминой», там давались представления немецкой труппой. Народ этот театр не принял. Хотя Петр I и не достиг своей цели, не сделал театр любимым местом людей, общедоступным и популярным, но он заложил к этому все необходимые предпосылки.


Зрелый этап в истории театрального искусства

Данный промежуток истории создания театра в России самый важный. На этом этапе театр стал приобретать те черты, которые привычны современному человеку, оформился в серьезное профессиональное сообщество. 30 августа 1756 года был дан старт, а именно, открылся Императорский театр. Эта же дата является днем основания Александринского театра в Петербурге. Произошло это при Елизавете Петровне.

Особенностью театра того времени было одновременное участие в постановках и русских, и иностранных артистов. Именно на этом этапе исполнение ролей впервые было доверено не только мужчинам, но и женщинам. Екатерина II придавала большое значение театру, при ней в Петербурге существовало три труппы, тратилось фантастическое количество средств на развитие этой отрасли.

Помимо развития государственных, Екатерина уделяла внимание и частным театрам дворян, существовал, например, театр Шереметьева, Волконского, Румянцева. Даже в провинции создавались свои помещичьи труппы. Строился русский театр, а именно сами постановки, по образцам французских коллег. Во главе французской школы актерского мастерства стоял И. А. Дмитревский, воспитавший не одно поколение прекрасных актеров.


А вы знали?

Представляем вниманию читателя еще некоторые занимательные факты из истории театрального искусства.

Во времена, когда Пушкин был жив, театры в России были не полностью сидячими. Дальние ряды занимали люди, стоящие на ногах все представление.

Знаковой пьесой в истории российского театрального искусства является «Недоросль» Д. И. Фонвизина, ставшая первой попыткой высмеять чиновников, дворян, типичных персонажей XVIII века. Стародума (положительного персонажа) первым сыграл как раз упомянутый выше Дмитревский.

В 1803 году императорские театры были разделены. Появились драматическая и музыкальная труппы, оперная и балетная, как части музыкальной. Господство французской школы игры на российской сцене продлилось вплоть до XIX века. Именно тогда русский театр, наконец, встал на ноги и пошел по собственному пути. Перенятый опыт стал хорошей базой, а открытие новых талантливых русских композиторов, актеров, танцоров подняло театр на высокий уровень.

П. Н. Арапов стал первым, кто описал всю историю русского театра в одной энциклопедии – «Летописи русского театра». Появляются театральны журналы и профессиональные критики. Таким образом, развитие театра дало толчок, в том числе, и русской литературе.


Самый знаменитый театр Москвы

История Большого театра начинается с даты 28.03.1776 г. Именно в этот день в Москве императрицей Екатериной II была подписана «привилегия» для князя Петра Урусова, разрешающая ему содержать театр в течение десяти лет. Назывался он сначала Петровским театром (в честь улицы, на которую выходил вход). В 1805 году здание полностью сгорает, архитектором Осипом Бове создается новый проект. В 1820 году начинается строительство, продолжающееся 5 лет.

Построенный театр стал больше, поэтому и получил такое название. Радовало это прекрасное, гармоничное, богатое здание жителей Москвы до 1853 года, когда случился второй пожар. На этот раз реконструкция была доверена архитектору Альберту Кавосу. Восстановлен театр был уже в 1856 году. Императорский Большой театр стал известен не только в России, но и в мире: здесь была великолепная акустика. В 1917 году после Революции, название было изменено на Государственный Большой театр. Убранство было дополнено советской символикой.

Он серьезно пострадал во время Великой Отечественной войны, приняв на себя бомбу. Здание снова реконструировали. До 1987 года постройка подвергалась только небольшому косметическому ремонту. Сейчас Большой театр – это здание с новой сценой, где можно использовать современные эффекты. В то же время, оно сохранило дух классической архитектуры, свою «фирменную» акустику, что дает ему право считаться одним из лучших театров в мире. Вот такая история у Большого театра.

И напоследок еще один, не менее интересный факт. Фильмы, действие которых полностью или частично происходит в театре: «Бердмэн», «Горе-творец», «Ла-Ла Ленд», «Призрак оперы», «Бурлеск сказки», «Нокаут», «Натыкаясь на Бродвей», «Черный лебедь», «Кукловод», «Ужасно большое приключение», «Влюбленный Шекспир», «Убийство в маленьком городке», «Набережная Орфевр».

История театра (драматического и остальных жанров этого искусства) будет развиваться и дальше, так как интерес к нему остается неизменным уже более двух тысяч лет.