Составить краткий конспект биография тургенева. Биография тургенева конспект

Ответ оставил Гость

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений.
Ранние годы
Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу.
Первое образование в биографии Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе.
Начало литературного пути
Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской».
В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года.
В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, у них завязываются дружеские отношения. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета».
Расцвет творчества
С 1847 года, по приглашению Некрасова, в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех, и он начал работу над остальными рассказами про охоту.
Работа в «Современнике» принесла Тургеневу много интересных знакомств, в журнале также печатались
Достоевский, Гончаров,
Островский, Фет и другие известные писатели.
В 1847 году вместе со своим другом Белинским уезжает за границу, где становится свидетелем февральской революции во Франции.
В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (оба-1848), «Холостяк»(1849), «Месяц в деревне»(1850), «Провинциалка»(1851), которые ставятся на театральных сценах и имеют успех у публики.
Тургенев переводил на русский язык произведения Байрона и
Шекспира, у них он учился мастерству владения литературными приёмами.
В августе 1852 года публикуется одна из самых главных книг Тургенева – «Записки охотника».
После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, за который Иван Сергеевич был отправлен на два года в ссылку в родное село. Существует мнение, что истинной причиной ссылки стали радикальные взгляды писателя, а также сочувственное отношение к крепостным крестьянам, которое он выражал в своем творчестве.
Во время ссылки Тургенев пишет рассказ
«Муму» (1852). Затем, после смерти Николая I, в печати появляются наиболее известные произведения Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862).
К другим известным произведениям писателя можно отнести: романы «Дым»(1867) и «Новь»(1877), повести и рассказы «Дневник лишнего человека» (1849),
«Бежин луг» (1851),
«Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) и многие другие.
Осенью 1855 года Тургенев познакомился с
Львом Толстым, который вскоре опубликовал рассказ «Рубка леса» с посвящением И. С. Тургеневу.
Последние годы
С 1863 года уехал в Германию, где знакомится с выдающимися писателями Западной Европы, пропагандирует русскую литературу. Работает редактором и консультантом, сам занимается переводами с русского языка на немецкий и французский и наоборот. Он становится самым популярным и читаемым русским писателем в Европе. А в 1879 году получает звание почетного доктора Оксфордского университета.
Именно благодаря стараниям Ивана Сергеевича Тургенева были переведены лучшие произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого.
Стоит кратко отметить, что в биографии Ивана Тургенева в конце 1870-х – начале 1880-х годов быстро возросла его популярность, как на родине, так и за границей. А критики стали причислять его к лучшим писателям века.
С 1882 года писателя начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). Т

Краткая биография Ивана Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель-реалист XIX века, поэт, переводчик и член-корреспондент Петербургской АН. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орёл в дворянской семье. Отец писателя был отставным офицером, а мать – потомственной дворянкой. Детство Тургенева прошло в родовом имении, где у него были личные учителя, гувернеры, крепостные няньки. В 1827 году семья Тургеневых переехала в Москву с целью дать детям достойное образование. Там он учился в пансионе, затем занимался с частными учителями. Писатель с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий.

В 1833 году Иван поступил в Московский университет, а через год перевелся в Петербургский на словесное отделение. В 1838 году он уехал в Берлин на лекции классической филологии. Там он познакомился с Бакуниным и Станкевичем, встречи с которыми имели большое значение для писателя. За два года проведенных за границей, он успел побывать во Франции, Италии, Германии и Голландии. Возвращение на родину состоялось в 1841 году. В это же время он начинает активно посещать литературные кружки, где знакомится с Гоголем, Герценом, Аксаковым и т.д.

В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Бретёр», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.

Видео краткой биографии Ивана Тургенева

Урок-презентация.

Иван Сергеевич Тургенев.

«Стихотворения в прозе».

Цель урока: 1. Показать особенности жанра стихотворения в прозе. 2. Выявить художественные особенности стихотворений в прозе, определить темы, их роль в нравственном воспитании. 3. Помочь учащимся понять философский смысл стихотворений.
Методические приёмы: объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока.

Слайд 1

I. Объявление темы и целей урока
II.Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с творчеством И.С. Тургенева. Давайте с вами вспомним, что нам известно о биографии этого поистине русского писателя. (2-8 слайды).

Слайд 2

Знаменитый писатель родился 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел.

Слайд 3

Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом".

Слайд 4

Мать писателя - Варвара Петровна Лутовинова была полновластной владыкою дома. В ней типично выразилось то опьянение властью, которое создавалось крепостным правом. Род представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия.

Слайд 5

До 9 лет Тургенев прожил в селе Спасское – Лутовиново (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии). Воспитание его шло под руководством часто сменявшихся гувернеров. Ко всему русскому Варвара Петровна питала глубочайшее презрение. Члены семьи говорили между собою исключительно по-французски. Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров Пунин.

Слайды 6,7,8


Все самые лучшие воспоминания И.С. Тургенева будут связаны со Спасским -Лутовиново. Долгие годы проживет писатель вдали от России, сначала в Германии, затем во Франции, но его мысли и сердце всегда будут с родиной. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком- либо другом языке, кроме своего родного. И.С. Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника» им были написаны стихотворения и даже поэмы. Замечательное стихотворение «Утро туманное» легло в основу создания известного русского романса.

Слайд 9


Звучит романс «Утро туманное»
Замечательные стихи, замечательная музыка… Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но его проза никогда, как мы убедились, изучая рассказы из цикла «Записки охотника», не порывала с её поэтическим началом. В конце своего жизненного и творческого пути постаревший Тургенев, мучимый тяжёлой болезнью, чувствуя, что его дни сочтены, словно возвращается в свою творческую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова и родных просторов. Стихотворение в прозе – жанр, который вам, вероятно, ещё не известен. - Вспомните, что называется стихотворением? (Стихотворение небольшое лирическое произведение, написанное стихами) - В чём особенность стихотворений в прозе, чем они отличаются от обычных стихов? (Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая)
«Стихотворения в прозе» Тургенева – новаторский жанр, «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.

Слайд «Стихотворения в прозе»

Стихотворения в прозе не имеют рифмы, они не записываются так, как мы обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли и чувства писателя. «Стихотворения в прозе» - последние произведения И. С. Тургенева. Он много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под названием «Стихотворения в прозе». Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека. Цикл состоит из 51 произведения, который представляет собой ряд накопившихся за долгие годы отдельных мыслей и картинок, отлившихся в удивительно изящную, задушевную форму. Раздумья художника над вечными вопросами бытия окрашены личными переживаниями. Отсюда характерный для всего цикла лиризм, повышенная выразительность художественной речи, сочетающей в себе эмоциональность и лаконизм прозы. В жанре стихотворения в прозе главное – чувства, мысли, эмоции художника. Каждое стихотворение построено в виде миниатюры, в конце каждого произведения мы видим главную мысль, идею. В цикле «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева нашли отражение все основные темы и мотивы творчества писателя.

Слайд «Темы стихотворений в прозе»

    -раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы; -размышления писателя о русском народе; -гуманность человеческих отношений; -торжествующая любовь; -противопоставление добра и зла; -размышления о неотвратимости смерти; - родины; -счастье и красота; -воспоминания о давней любви; -о подвиге и трусости; -о русском языке, его роли.
III. Чтение и анализ стихотворений в прозе.

Слайд «Русский язык»

«Русский язык» (Читает учитель)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
- Какая мысль заключена в этом стихотворении? (Мысль о величии русского языка и русского народа.) - Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь? (Чувство любви и восхищения передаётся торжественной, приподнятой интонацией.) - Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпическое? (Это произведение лирическое, потому что оно выражает чувства автора).
Учитель: Стихотворение в прозе «Русский язык» было написано в 1882 году. После убийства царя Александра II были приняты Временные правила о печати, по которым правительство имело право закрывать любые издания; стали действовать жандармские органы, специализирующие на агентурной деятельности. В словах «дни сомнений», «дни тягостных раздумий», «как не впасть в отчаяние», мы видим чувства поэта и его реакцию на события в России. Это стихотворение является гимном русскому языку и русскому народу.- В стихотворении всего 3 предложения. Какие это предложения по цели высказывания, по интонации? Какое значение это имеет? (Два предложения по интонации восклицательные, одно по цели высказывания вопросительное. Это риторический (ораторский) приём, придающий тексту патетическое, торжественное звучание, передающий искреннюю взволнованность автора) - Какие художественные приёмы используются в стихотворении? (Эпитеты. Их только четыре, но они даны целой обоймой, и 1 из них звучит ещё раз, но уже применительно не к языку, а к народу – его носителю: «великий язык» - «великому народу».

Слайд «Близнецы»

«Близнецы» (Читает учитель)

Явидел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела - и ненавидели друг друга непримиримо. Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ. Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему: - Бранись уж лучше тут перед этим зеркалом... Для тебя не будет никакой разницы... но мне-то не так будет жутко. - Что поразило автора в описанном им эпизоде? Почему ему стало жутко? - Какое значение имеет «многократное повторение слово «одинаковый»? - Какое чувство стремится вызвать автор у читателей? - Какой философский смысл этого стихотворения? (Основная, ключевая фраза этого произведения – «…но мне-то не будет так жутко». Автору жутко оттого, что люди слепы, не могут ценить друг друга, не просветлены разумом и нравственностью)

Слайд «Два богача»


«Два богача» (Читает учитель)

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. - Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить... - А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика.
-Какова главная мысль этого стихотворения? (Нравственное превосходство простого человека, который богат духовно) - В чём, по- вашему, превосходство мужика над Ротшильдом? (Помощь мужика ценнее, так как он беден, но главное в том, что помощь мужика – естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций, например, «умиления») Учитель: автор использует приём противопоставления героев. Мы видим людей, обладающих состраданием: один из них богач, который жертвует частью своих доходов, другой – крестьянин; он готов разделить последнее ради благого дела. IV. Вывод. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева стали своеобразной прощальной лебединой песней. Это своего рода завещание мудрого человека, оставленное свои потомкам.

Слайд «Добрый мой читатель»


«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу» - писал И.С. Тургенев. Многообразие формы, сочетающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника. И.С. Тургенев обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким писателям, как И.А. Бунин, В.Г. Короленко, А.И. Солженицын. В произведениях этих русских писателей жанр стихотворения в прозе получил новое развитие. Примером тому служит стихотворение А.И. Солженицына из цикла «Крохотки» - «Лихое зелье». VI. Домашнее задание: 1. Индивидуальное задание. Сообщение по теме «Развитие жанра стихотворения в прозе в произведении А.И. Солженицына «Лихое зелье»2. Общее задание. 1) Художественный пересказ понравившегося стихотворения. 2) Попытайтесь написать своё стихотворение в прозе.
5

Тема. Биография И.С.Тургенева. Анализ содержания повести «Ася».

Цели. Расширить знания учеников о личности и взглядах И.С.Тургенева; показать особенности прозы писателя;

показать своеобразие любовного конфликта, раскрыть образы главных героев, выявить авторскую позицию в произведении; совершенствовать навыки анализа текста; развивать устную монологическую речь учащихся; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование. Мультимедийная презентация об И.С.Тургеневе, карточки, таблички, учебники, книги

Ход урока.

I. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока.

2. Постановка целей и задач урока.

3. Вступительное слово учителя о И.С.Тургеневе и его произведениях, изученных ранее.

1) Краткое слово о писателе:

Сообщения учащихся:

Иван Сергеевич Тургенев родился 12 (28) октября 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе Спасское-ЛутовиновоМценского уезда Орловской губернии.

В 1827 году семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, немецкий, английский. Он начинает сочинять стихи.

В 1833 году Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в Петербургском университете.

С 1837 г . И.С. Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается языками, пишет стихи.

В 1842 году в 1845 году

Имя Ивана Сергеевича Тургенева тесно связано с чувством любви. Это повести «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», все они о первой любви.

В основу этих трёх повестей легли биографические факты.

2) Запись основных моментов биографии в тетради (дополните предложения)

2) История написания повести.

1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родилась внебрачная дочь – Пелагея (Полина впоследствии). Долгое время девочка жила в имении Тургеневых, в Спасском. Положение её было унизительное и жалкое. Мать Ивана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворня называла злорадно Полю «барышней». Девочка таскала тяжёлые вёдра с водой.

В 1850 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, там воспитывал маленькую Полю вместе с его детьми. То есть дочь Тургенева получила вполне приличное дворянское воспитание – словом, точь-в-точь история Аси, история её странной жизни.

II . Анализ содержания повести

1. Выразительное чтение I главы и обсуждение.

- Когда написана повесть «Ася»? (1858г)

Что легло в основу сюжета? (биографические факты)

Повесть написана в форме рассказа Н.Н. о том, как много лет назад он путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и подружился с русскими: Гагиным и его сестрой Асей. Рассказчик сообщает не только о событиях, беседах, описывает обстановку, но, главное, воспроизводит историю своей любви, вновь переживает былое.

Повествование идёт от первого лица, от лица уже немолодого человека, вспоминающего свою молодость. Рассказ от имени героя-повествователя придаёт повести искренность, достоверность.

- Что вы можете сказать о Н.Н. , от лица которого ведётся рассказ? Как он воспринимал окружавший мир?

Н.Н. – богатый дворянин, художник в душе; он одержим стремлением наблюдать, особенно людей; он праздный путешественник, наблюдатель.

- Где и когда происходит действие?

Основное действие происходит в Германии, в маленьком городке на Рейне. Герой, русский человек, оказывается в чужой стране. Автор помещает героев в чуждую им среду с тем, чтобы яснее выявить их характеры.

Время действия можно определить довольно точно. Герой говорит, что ему было «лет двадцать пять», что рассказывает он о событиях, произошедших «Лет двадцать тому назад». Повесть написана в 1857 году, Тургенев пишет преимущественно о современности. Значит, действие повести относится примерно к 1837 году.

- Как вы понимаете слова «я жил без оглядки…»?

Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних. Герой «здоров, молод, весел», богат, беззаботен – кажется, что ещё надо для счастья?

- Какова была цель путешествия молодого человека?

Герой «путешествовал без всякой цели, без плана», ему захотелось «просто… посмотреть на мир Божий», его «занимали исключительно одни люди», «живые человеческие лица», он любил «толпу»: «мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когда другие кричали…» Повествователь говорит о бесцельном любопытстве молодости без осуждения, но с долей иронии, сожаления.

- Что привело героя в маленький городок З.?

Герой был влюблён, как это свойственно молодости. Он искал уединения, чтобы залечить «сердечные раны».

- Можем ли мы судить о том, была ли это настоящая любовь, настоящие страдания?

Рассказчик так описывает свои чувства: «был поражён в сердце», «жестоко уязвила», «коварная вдова», «рана сердца». Это говорит о неискренности чувств.

- Дайте комментарий к пейзажным зарисовкам 1-й главы.

Вечерний пейзаж показывает искренние чувства, жизнь души героя. Он написан взволнованно, искренне. Романтические приметы и слова: луна, готическая колокольня, виноградные лозы.

Описание пейзажа подводит к слову, которое возникает само собой, значение которого герой ещё не понимает, но которое является ключевым: «Гретхен». Это символ любви, верности, молодости, красоты. Душа героя жива, жаждет счастья, предчувствует его».

За первой пейзажной зарисовкой сразу следует вторая. Здесь важен образ мадонны, намёк на образ Аси: «Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзённым мечами, печально выглядывала… из ветвей».

Гретхен, мадонна – знаки настоящей любви.

В описании пейзажа применён приём психологического параллелизма: состояние природы соответствует состоянию души героя.

- Каково значение звуков музыки?

Музыка нарушает умиротворение. Характер звуков подсказывает лексика: «контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко».

Характеристика господина Н. (1 глава):

Господину Н. было тогда лет двадцать пять. Он был здоров, молод, весел, деньги у него водились, забот не было. Жил без оглядки, делал, что хотел. Господин Н. путешествует по Германии без всякой цели, без плана. Он проживает в небольшом городке З. Герой был влюблён.Он расстался с любимой женщиной и поэтому искал уединения. Его «занимали исключительно одни люди», …

2 глава

Почему господин Н. решил отправиться в городок Л.?

Где этот город находился?

Коммерш – торжественный пир.

Как вели себя участники коммерша?

С кем познакомился господин Н.?

Как они выглядели?

Что герой о них узнал? (Гагин путешествует для своего удовольствия, неделю назад заехал в городок Л.)

Почему господин Н.Н не любил знакомиться с русскими за границей?

- Чем поразили Гагины Н.Н. при первом знакомстве?

Верный привычке наблюдать людей и читать в их душах по выражению их лиц, по непроизвольным жестам, рассказчик при первом же знакомстве с Асей отмечает что-то своё, особенное в чертах её смугловатого лица, в её причёске, в манерах держаться. Он подробно описывает поведение Аси, целиком отдаётся наблюдению за её движениями, взглядом, улыбкой.

Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? (ключевое слово «что-то особенное» - 2 глава, стр. 13

Гагин: у него было счастливое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, …

Девушка, сестра Гагина, показалась миловидной : смугловатое круглое лицо, небольшой тонкий нос, детские щёчки и чёрные, светлые глаза. Она была грациозно сложена. Нисколько не походила на своего брата. «Я не видел существа более подвижного. …»

- Рассказ о первом дне знакомства с Гагиными завершается лирическим пейзажем; прочитайте его.

- Соответствует ли этот пейзаж настроению Н.Н.? (Природа соответствует внутреннему состоянию героя.Человек и природа гармоничны )

Каково состояние души г-на Н. после первого дня знакомства?

Г-н Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.

- стр. 16; «Я был счастлив…»

3 – 5 главы

Что рассказал о себе Гагин господину Н.Н во второй день знакомства?

(Владеет порядочным состоянием, хочет посвятить себя живописи)

Где встретили Асю Гагин и Н.Н на второй день знакомства?

На уступе стены на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.

- Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.? Подтвердите текстом повести? (Неприязнь, чувство досады, хотя он невольно любуется ею .)

По словам брата, Ася «вольница, сумасшедшая». Н.Н. она представляется полу загадочным существом, «хамелеоном».

- Какие «роли» играет Ася? Почему она так поступает? Может ли Н.Н. ответить сейчас на этот вопрос?

Она сыграла роль солдата, марширующего с ружьём; за столом она сыграла роль благовоспитанной барышни; на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной… Ответить на вопрос, почему Ася так себя ведёт, Н.Н. ещё не может, так как не понял ни Аси, ни самого себя.

-Почему господин Н.Н. всё сильнее привязывался к Гагину? Чем он нравился господину Н.Н.?

- Как заканчивается второй день знакомства? Каково состояние души г-на Н.Н. после второго дня знакомства?

Вывод : Начал думать об Асе. Герой не отдает себе отчета, что с ним происходит.

Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, неприятную досаду; то ревнивое подозрение, что Гагины – не родственники.

6 – 7 главы

- Как нравственно-психологическое состояние героя передаётся через пейзаж?

Прошли две недели ежедневных встреч, Н.Н. всё более огорчался ревнивыми подозрениями и, хотя в полной мере, не догадывался о своей любви к Асе, но она постепенно овладевала его сердцем. Он оказался во власти этого чувства .

-Какое настроение было доминирующим в этот период?

Настойчивое любопытство и некоторая досада на загадочное поведение девушки, стремление понять её внутренний мир. (Зачитать начало 6 гл.)

Какой предстаёт Ася в 6 главе? Что изменилось в её поведении?

О каких наблюдениях за Асей сообщает нам повествователь?

Она довольно хорошо говорила …По всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание получила … Она не походила на барышню; во всех её движениях было что-то … По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою … Она являлась полузагадочным … Самолюбивая до крайности, она привлекала меня, даже когда …

- Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася – не брат и сестра? (Подслушанный разговор в беседке)

- Какие чувства овладевают героем после этого? (конец 6 – начало 7 гл.)

Сам герой не находит определения своим чувствам. Понимаем, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Он мучается от ревности (сцена у виноградника). Постепенно Ася овладевает его сердцем. (Зачитать)

Выразительное чтение эпизода «В горах» (7 гл.) от слов «Настроение моих мыслей … до яблонями и грушами».

Беседа по прочитанному.

- Что стало причиной трёхдневного уединения Н.Н.? (услышанное им признание Аси в любви к Гагину и нежелание видеться с ними).

Как чувствует себя герой на лоне природы? Найдите слова, передающие его состояние.

Подберите синоним к слову спокойная (тихая, неброская)

- Почему герой выбрал именно эти места для своего уединения?

(Состояние природы близко состоянию человека).

Словарно – лексическая работа

Тонкий запах смолы – едва уловимый, ненавязчивый;

Немолчная болтовня светлых ручейков;

Подберите однокоренные слова к слову немолчная

Немолчная, молчание, молчать, молчаливый

Светлых ручейков – прозрачных (ручейков)

Не слишком смелые очертания гор – смутные, нечёткие, неброские, неяркие, ненавязчивые..

С почтенными старыми церквами. почтенный

Почтенный – заслуживающий и внушающий глубокое уважение.

Радушные (лица) – доброжелательные, открытые, ласковые

Найдите в толковом словаре объяснение слова камзол

Камзол – старинная мужская куртка – безрукавка под верхнюю одежду

Как чувствует себя герой? (Среди «спокойной природы» герою легко, хорошо, уютно)

- Что искал герой на лоне природы? (Уединения, забвения, успокоения; герой бежит от лжи, с которой, как ему кажется он столкнулся).

- О чём ещё говорит нам этот эпизод? (О том, что Ася небезразлична герою, что в душе его рождается чувство, в котором он ещё не признался себе или, может, даже о нём не подозревает).

8 глава

Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа Гагина? (зачитать выборочно; подготовить выборочный пересказ истории Аси).

История Аси:

Ася была дочь отца Гагина и горничной Татьяны. Когда Асе шёл девятый год, она лишилась матери. Отец взял её к себе в дом, и к ней стали относиться, как к барышне. У отца она пользовалась свободой. Он был её учителем. Он любил её сильно и никогда ничего ей не запрещал. Когда умер отец, Гагин привёз её в Петербург. В тринадцать лет Ася стала учиться в пансионе. Там она выжила четыре года. Она училась лучше всех, была понятлива. Изучила французский, немецкий, музыку, училась рисовать. В семнадцать лет её учёба в пансионе закончилась. Гагин вышел в отставку, и они поехали за границу.

Что говорит об Асе Гагин?

Порох она настоящий… Беда, если она кого полюбит! «Асе нужен герой, необыкновенный человек..»

9 – 13 главы

-Что же открыл Н.Н. для себя в Асе? Чем она ему нравилась?

(Герой начинает понимать Асю: «всё мне стало ясно. Я заглянул в эту душу: тайный гнёт давил её постоянно, … её душа мне нравилась»).

Отношения изменились, все озарено светом любви: «Я глядел на неё, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Всё радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами – небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском». (9 гл.)

Как раскрывается характер Аси в 9 главе?

(Асю характеризуют её устремления, мечты, требовательность к себе, искренность в высказывании сокровенных мыслей. Правдивость сочетается со стремлением к подвигу: «А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?»).

Ася говорит любимому: «Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…». Как понимать эти слова? (Любовь окрыляет человека).

Как реагирует на эти слова Аси Н.Н.? (Герой обнадёживает Асю: «Не беспокойтесь, у вас будут крылья»).

Как меняется душевное состояние героя после того, как он узнал историю Аси?

(Н.Н. чувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство, с другой – радость взаимного доверия и сближения).

Он так определяет своё состояние: « Я почувствовал какую-то сладость, - именно сладость на сердце: точно мне втихомолку мёду туда налили. Мне стало легко после гагинского рассказа».

- Как Тургенев помогает нам, читателям, понять психологическое состояние героя в этот момент? (Через пейзажную зарисовку).

Прочитайте описание природы в 10 главе. О чём это говорит?

- Беспокойство и одновременно жажда счастья овладевают героем. Через пейзажную зарисовку автор помогает понять состояние героя. Он переполнен счастьем. После признания Аси «Крылья у меня выросли…», спрашивает себя: «Неужели она меня любит?»

- Сопоставим психологическое состояние и действия героев в 11-12 главах:

Господин Н.Н.

Ася

печальная

любуется

Покраснела, собралась было бежать

«не только о будущем – о завтрашнем дне не думал»

«всю ночь думала … о многом»

«мне было очень хорошо»

мысли о смерти

бледнеет

Вывод: Герои не соответствуют друг другу.

Что герой чувствует сам? («Я чувствовал, что её образ втеснился мне в душу …»; «Мне стало скучно и как-то грустно-пусто») (13 глава)

Что писала в записке Ася?

Анализ 14 -16 глав

Передайте содержание беседы Н.Н. и Гагина (по 14 главе)

Гагин сообщил Н.Н., что его сестра, Ася, влюблена в него. Вчера она целый день ничего не ела. К вечеру у неё сделался жар. Ночью Ася не спала, плакала, просила брата увезти её как можно скорее. Гагин дал ей слово, что завтра Асю увезёт отсюда. Гагин хотел узнать у Н.Н.: нравится ли ему Ася? Н.Н. сообщил Гагину, что Ася написала ему записку и просит о встрече.

Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он?

(Предательство, чужая тайна).

- В каком состоянии шёл Н.Н. на свидание с Асей? (Сомнение, колебания) 15 глава

Сцена свидания . (Выборочное чтение сцены учителем)16 глава:

Какие события описаны в главе?

В каком состоянии находилась Ася?

В чём Н.Н. обвиняет Асю? («Вы одни виноваты. Зачем вы сами выдали вашу тайну?»)

В чём хочет оправдать себя? («Я не мог поступить иначе».)

Как Ася ведёт себя во время отповеди Н.Н.?

Отповедь -

Зачем Н.Н. пришёл на свидание? (Н.Н. пришёл на свидание с тем, чтобы расстаться с Асей навсегда. «Я не могу на ней жениться. Она не узнает, что и я полюбил её»)

Итог беседы: жениться на семнадцатилетней девочке – как можно?!

Главы 19 –22

А когда же к герою приходит осознание того, что он любит?

(После свидания, когда он ищет Асю, когда пугается, что возможно несчастье, что Ася может убить себя).

Почему, узнав, что она нашлась, Н. не идет на разговор с ней?

Что же произошло на следующий день? Понял ли Н. свою ошибку?

Как сложилась жизнь господина Н.Н.?

Почему не состоялось счастье героев?

- Потому что душевная жизнь Аси и Н. протекала по-разному. Причина в разности их темперамента.

Она: грациозная, непредсказуемая, решительная, загадочная, чистая.

Ася – сильная личность, любовь для нее превыше всего. Это очень чистый, не испорченный цивилизацией человек.

Господин Н. любил Асю, но не сразу понял это: в мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. К тому же Н.Н. принадлежит к тем людям, которые охотно предаются «горячим и восторженным размышлениям», но пасуют перед необходимостью поступка.

Она устремлена в будущее, а он боится идти вперед.

У нее есть смысл жизни – жизнь ради других. А он любит больше наблюдать за людьми, быть в толпе.

Она искренна, лишена фальши. Он часто уходит от ответа.

У нее сильный характер, она готова к самопожертвованию, он же боится этого.

Она активна и самостоятельна в решении своей судьбы. Он же пассивен, нерешителен, над ним довлеют предрассудки.

Вывод: Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему свое чувство к Асе лишь тогда, когда все было уже потеряно из-за не сказанного вовремя слова. Он с горечью осознает, что «у счастья нет завтрашнего дня…» Но чувства не забылись. Герой помнит все до мелочей, свято хранит «священные реликвии». А ведь «счастье было так возможно, так близко»!

Вывод: Счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.

III. Подведение итогов урока.Домашнее задание. 1.Озаглавить главы повести.

2.Ответить на вопросы «Подумаем над повестью», с. 326.

3.Задания по группам: 1-я группа-характеристика Аси; 2-я группа - господина Н.Н.; 3-я группа-Гагина.

Приложение

Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе____________ В ________ семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился _____и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, _______. Он начинает сочинять ______.

В _____ Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в__________.

С______ И.С. Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается языками, пишет стихи.

В ______ Иван Сергеевич поступил на службу в канцелярию Министерства Внутренних Дел, а в ______ вышел в отставку, посвятив себя литературе.

Цель урока: 1) познакомить учащихся с биографией писателя;

2) научить выбирать и конспектировать главную информацию из урока;

3) развивать связную монологическую речь, внимание, мышление, память;

4) развивать в школьниках самостоятельность;

5) воспитывать уважительное отношение к русской литературе.

Цель для учащихся: 1) показать сложную, противоречивую натуру Тургенева;

2) выяснить, как творчество писателя связано с его жизнью.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод творческого чтения.

Приемы обучения: лекция с элементами беседы.

Оборудование: доска, цветные маркеры, проектор, интерактивная доска, презентация «Вслед за великими…», тетради, ручки, портрет писателя.

Эпиграф:

Вся моя биография в моих сочинениях.

И.С. Тургенев

Главное в нем – это его правдивость.

Л.Н. Толстой

Немного и крупных событий в его романах. Ничего нет проще их фабулы, ничего, что не походило бы на обыденную жизнь, и это одно из следствий его любви к правде.

П. Мериме

Ход урока

    Оргмомент (3 минуты)

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Проверьте, чтобы у каждого на парте лежали дневник, тетрадь и ручка. Хорошо. Откройте свои тетради и запишите число и тему нашего сегодняшнего занятия «Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева».

    Актуализация опорных знаний (6 минут)

    Вы, конечно же, уже немного знакомы с Иваном Сергеевичем Тургеневым? Какие из его произведений вы уже читали? («Муму»; некоторые рассказы из цикла «Записки охотника»; «Ася»; «Первая любовь»)

    Молодцы! Кто скажет, как звали главных героев повести «Муму»? (Глухонемой дворник Герасим и его собака Муму; Татьяна, барыня)

    А знаете ли кто был прототипом барыни? (Мать Тургенева – Варвара Петровна)

    Какова тема повести Тургенева «Ася»? (Тема повести – любовь)

    А помните ли, почему главный герой и Ася не были вместе? Почему они разошлись? (Потому что душевная жизнь у Аси и NN протекала по-разному. Причина жизненной драмы героев кроется в разности их психологического склада, их темпераментов)

    Как звали главного героя и главную героиню повести «Первая любовь»? (Володя / Вольдемар и Зинаида)

    Что общего между двумя тургеневскими повестями «Ася» и «Первая любовь»? (Общая тема: утраченное счастье, которое было так близко и так возможно; главный герой разрушитель своей судьбы (слабый мужчина - сильная женщина); в основе сюжета - биографические факты; любовь - это трагедия)

Молодцы! А вот о цикле рассказов «Записки охотника» мы поговорим подробно на следующем уроке.

III . Слово учителя (21 минута)

Ребята, обратите внимание на доску! (Учитель выразительно читает эпиграфы) Что означают эти слова писателя в первом эпиграфе? Каковы особенности произведений Тургенева? Какие особенности характера и творчества И.С. Тургенева отражают все эпиграфы? Чем интересны нам произведения Тургенева и его герои? А чтобы ваши ответы были более глубоки и полны, вы ответите мне на эти вопросы в конце урока.

Сейчас мы с вами побываем в гостях у великого русского классика 19 века – Ивана Сергеевича Тургенева. Увидим, какая это была сложная и противоречивая натура. Мы с вами пройдемся по страницам его жизни и окунемся в ту атмосферу, в которой он жил и творил. Я вас поведу по коридорам времени, а вы слушайте меня очень внимательно, так как в конце путешествия я задам вам несколько вопросов. Ничего не упустите! Важные детали записывайте в свои тетради, а я вам буду помогать находить эти детали. Итак, готовы? Тогда начинаем.

    Сдайд №1 (Иван Сергеевич Тургенев 1818-1883)

И.С. Тургенев сыграл большую роль в развитие критического реализма. Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев пришёл в литературу с новыми темами, с новыми героями: темой крепостного права, темой «лишнего человека», темой русской женщины. И.С. Тургенев ценен для нас и своим глубоким патриотизмом. Полный веры в русский народ, он в своём творчестве показал скрытые в народе силы, его одарённость, его душевную красоту.

    Слайд №2 (Страница первая – «Впечатления детства; Спасское-Лутовиново»)

Но Орлу не суждено было стать городом его детства. Память о первых детских радостях, где он слушал сказки, учился разгадывать загадки, запоминал пословицы и поговорки, была у него неразрывно связана со Спасским. Село Спасское–Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловского губернии. Огромное барское поместье с берёзовой рощей, с усадьбой в виде подковы, с домом в сорок комнат, со знаменитым парком и фруктовым садом. Тут узнал юный Иван Сергеевич природу, русских простых людей, жизнь животных и птиц.

    Слайд №3

Обратите внимание, это одна из любимых комнат Тургенева: здесь писатель в моменты творческого подъема работал по восемь часов в день. Самое значительное и самое прекрасное из всего созданного писателем было написано именно здесь, в сельской тиши, в глубине России. И.С. Тургенев любил повторять: «Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей!»

Вот оно, Спасское-Лутовиново, – родное гнездо великого русского классика! Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте.

Итак, в селе Спасское-Лутовиново прошло детство И.С. Тургенева.

    Слайд №4 (Страница вторая - «Мать»)

Варвара Петровна Тургенева (Лутовинова) – женщина властная, умная и достаточно образованная. Красотой она не блистала: была небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченной оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.

(Рано потеряв отца, Варвара Петровна воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Не выдержав притеснений, она вынуждена была сбежать из дома и нашла приют у своего дяди, Ивана Ивановича Лутовинова, человека сурового и нелюдимого. На свою племянницу он мало обращал внимания, однако держал ее в строгости. Внезапная смерть дяди неожиданно превратила Варвару Петровну в одну из богатых невест в округе, владелицу огромных поместий и почти пяти тысяч крепостных крестьян.

Ей было уже тридцать лет, когда она познакомилась с молодым офицером Сергеем Николаевичем Тургеневым, который произвел на нее неотразимое впечатление. Вскоре состоялось бракосочетание. Своего мужа Варвара Петровна любила и боготворила, но это чувство было безответно.

Варвара Петровна была полновластной хозяйкой семейного очага. В доме царила атмосфера отчужденности и еле сдерживаемого взаимного раздражения. Супруги сходились, пожалуй, только в одном - в стремлении дать своим детям наилучшее образование. На это не жалели ни денег, ни собственных усилий. Уже в раннем детстве будущий писатель хорошо говорил и писал по-французски, по-немецки и по-английски; особое внимание в семье Тургеневых обращали на овладение родным языком.)

Тургенев чаще всего вспоминал о том, в чем особенно резко сказывались крепостнические порядки и обычаи их семьи. Варвара Петровна считала телесные наказания универсальной мерой воспитания. Жизнь дворового для нее не стоила и гроша: лютому наказанию подвергались все садовники за сорванный кем-то тюльпан. И собственных детей не жалела. Их секли за все: за невыученный урок, за непонятую взрослыми шутку или за невинную, пустячную шалость, секли по подозрению и чуть ли не на всякий случай.

«Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев. - Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог; когда я отважился спросить, за что меня наказали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».

На всю жизнь сохранились в сознании писателя горечь за несправедливо нанесенные обиды и унижения.

Черты матери узнаваемы во многих героях произведений Тургенева: в барыне из рассказа «Муму», в Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», во властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин». Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»

Давайте с вами запишем так: «Варвара Петровна – мать И.С. Тургенева, стала прототипом многих героев его произведений».

    Слайд №5 (Страница третья - «Отец»)

Отец Тургенева – Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, но ничтожный по своим качествам нравственным и умственным.

Первая любовь И.С. Тургенева оставила горький осадок в его сердце. Юная Катенька, дочь жившей по соседству княгини Шаховской, пленила 18-летнего Тургенева своей красотой, наивностью. Но однажды он узнал, что у Катеньки уже давно есть постоянный любовник, причем «сердечным другом» девушки оказался не кто иной, как Сергей Николаевич. Отец Тургенева был известным донжуаном в округе, он относился к женщинам без всякого трепета, часто был груб со своими любовницами, никогда не объяснял своих поступков. Позже И.С. Тургенев все свои переживания и эту историю изобразит в повести «Первая любовь».

    Слайд №6 (Страница четвертая – «Годы учения»)

В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве. (Иван был определен сначала в пансион Армянского института, а через несколько месяцев в пансион Вейденгаммера.)

В 1833 г. 15-летний Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением обычным) поступил на словесный факультет Московского университета. А год спустя (из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург) Тургенев перешел в Петербургский университет.

У Петербургского университета были и свои преимущества, в особенности для тех, кто учился на словесном факультете. Он находился в центре тогдашнего литературного движения: Пушкин, Крылов, Жуковский, Гоголь - все они жили в Петербурге. Это не могло не сказываться и на университетской жизни.

    Слайд №7

Большим влиянием в университете и на словесном факультете пользовался профессор Петр Александрович Плетнев, поэт и критик, один из ближайших друзей Пушкина. Да, да, тот самый Плетнев, которому великий поэт посвятил своего «Евгения Онегина». Будучи студентом 3-го курса Тургенев представил на его суд свою написанную пятистопным ямбом драму «Стено», по собственным словам – «совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду».

В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента (окончивший без отличия). Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата (окончивший с отличием), а в 1838 г. отправился в Германию.

    Слайд №8

Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия. (Ему не столько приходилось "усовершенствоваться", сколько засесть за азбуку. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, он дома вынужден был "зубрить" элементарную грамматику этих языков.)

Сильное впечатление произвел на Тургенева и весь вообще строй западноевропейской жизни. В его душу внедрилось убеждение, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она была погружена. В этом смысле он становится убежденным «западником».

Это важно: «Уже в студенческие годы И.С. Тургенев стал формироваться как либерал-западник».

Нужно заметить, что, несмотря на свои «новые» взгляды, Тургенев всегда оставался истинным патриотом. В либерализме Тургенева были сильны демократические симпатии. Неизменное преклонение вызывали у него «сознательно-героические характеры» борцов. Он восхищался их героическими порывами, но в то же время полагал, что они слишком торопят историю, страдают максимализмом и нетерпением. А потому он считал их деятельность трагически обреченной: это верные и доблестные рыцари революционной идеи.

Вскоре писатель возвращается на родину. Но в Тургеневе уже простыл жар к профессиональной учености; его все более и более начинает привлекать деятельность литературная.

В 1843г. он начинает печататься.

    Слайд №9 (Страница пятая – «Творчество Тургенева»)

В феврале этого же года состоялось личное знакомство Тургенева с Белинским. Белинский был старше Тургенева на семь лет, но ни тот, ни другой не замечали этой разницы. Друзья Белинского стали друзьями Тургенева. Он сблизился с Некрасовым, Гончаровым, Григоровичем и многими другими писателями. Дружба Тургенева и Белинского была крепка до самой смерти критика (1848г). И именно ему посвящен роман, который вы будете читать «Отцы и дети».

(А вот с Иваном Александровичем Гончаровым у Тургенева были сложные отношения. В 1860 году Гончаров подал в товарищеский суд на Тургенева, обвиняя его в плагиатстве. Третейский суд состоялся на квартире Гончарова, и решением суда было признано, что произведения Тургенева и Гончарова как возникшие на одной и той же русской почве, должны были иметь несколько схожих положений, случайно совпадать в некоторых мыслях и выражениях, что оправдывает и извиняет обе стороны. Позже они снова помирятся, но неприязнь к Тургеневу Гончаров будет испытывать до самой смерти).

В 1843г. (Тургеневу 25 лет) появляется поэма «Параша». Здесь все тургеневское, это заявка на свой собственный стиль, первые наброски образа «тургеневской девушки».

    Кто-нибудь слышал это выражение «тургеневская девушка»? Расскажите мне, какая она? (Это типичная героиня тургеневских произведений. Она - явный интроверт, замкнутая, но тонко чувствующая девушка, чистая, скромная и образованная. Яркой красотой она не отличается, но обладает глубокой внутренней жизнью. Она обладает сильным характером, который может быть сначала незаметен; она ставит перед собой цель и идёт к ней, не сворачивая с пути. Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством; любит она упорно и неотступно).

Верно! Каждый писатель создает в своих произведениях неповторимые, особенные образы. Некоторые из них забываются, а другие остаются в памяти читателей надолго. И. С. Тургенев воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую.

    Слайд №10

1852 год - Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя (1809-1852) и в это же время печатает «Записки охотника» (рассказы отдельно печатались в «Современнике» с 1847 по 1851 год). За эти публикации и «нарушение цензурных правил» Тургенев был арестован и затем выслан в Спасское-Лутовиново на год.

Запишите это, пожалуйста: «В 1852 г. за написание некролога на смерть Гоголя Тургенев был арестован и выслан на родину в Спасское-Лутовиново».

(«Обвинительный акт крепостничеству» - так назвал Герцен «Записки охотника». Это рассказы о величии и красоте русского народа, о положении народа под гнетом крепостничества, о пагубном влиянии крепостного права на человека, о прекрасной русской природе).

(После трагических событий французской революции (1848) творческой силой истории Тургенев начинает считать интеллигенцию. Он замечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином земли. Итогам этих раздумий является романы «Накануне» и “Отцы и дети”, прочитав которые вы узнаете, как близко воспринимал Тургенев каждое новое веяние эпохи.)

Тургенев сотрудничал с журналом «Современником», собиравшим вокруг себя главные силы передовой литературы и публицистики.

    Кто основатель этого журнала? (А.С. Пушкин)

Верно! Литераторы разных направлений поначалу выступали единым фронтом, но скоро появились острые разногласия. Произошел разрыв Тургенева с журналом «Современник», причиной которого стала статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», посвященная роману Тургенева «Накануне», в которой критик предсказывал скорое появление русского Инсарова (главный герой романа; болгарин), то есть приближение дня революции. Тургенев не принял подобной трактовки романа и просил Некрасова не печатать эту статью. Некрасов стал на сторону Добролюбова и Чернышевского, и Тургенев ушел из «Современника».

(«Отцы и дети» вызывали самую ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX столетия. Полностью принял Базарова и провозгласил его полным воплощением качеств революционного поколения 60-х годов один Д. И. Писарев. Тургеневу казалось, что он уж больше никогда не добьется взаимопонимания с тем читателем, мнением которого он дорожил больше всего,- взаимопонимания с молодым читателем своего времени.)

    Слайд №11

Запишите, пожалуйста, в тетради основные труды И.С. Тургенева. Произведения 50-60-х гг.

    Слайд №12 (Страница седьмая – «Тургенев и Виардо. История любви»)

Немножечко вернемся назад. Осенью 1843г. в Петербург приехала итальянская опера, в которой выступала 22-летняя певица Полина Виардо-Гарсия. Почти ребенком начала она свою карьеру, с огромным успехом выступала в городах Европы. Несмотря на свою молодость, она успела завоевать признание мэтров музыкального мира. Поэты посвящали ей стихи, все восторженно говорили о ее бархатном голосе. Тургенев тоже был покорен ее талантом, не пропускал ни одного спектакля. Вскоре ему представился случай отправиться на охоту с мужем Виардо (у них был счастливый брак, несмотря на 20 лет разницу в возрасте; было 4 детей), а затем он познакомился и с певицей. Среди массы поклонников она особо не выделяла Тургенева, известного более как заядлый охотник, а не литератор. А он на всю жизнь полюбил ее. И с юношеских лет до последних дней жизни он остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву. А когда её гастроли закончились, Тургенев вместе с семейством Виардо уехал в Париж против воли матери, без денег и ещё неизвестный Европе. Вскоре он возвращается в Россию, а затем, узнав о гастролях Виардо в Германии, вновь покидает страну: он едет в Берлин, затем в Лондон, Париж, турне по Франции и опять в Санкт-Петербург. Не имея официального брака, Тургенев жил в семействе Виардо. Полина Виардо воспитывала внебрачную дочь Тургенева Пелагею (Полинет).

    Слайд №13, 14

Чтение отрывков из писем вслух.

В 1852–1853 годах Тургенев живет в своем имении под домашним арестом (после написания им некролога на смерть Гоголя). Узнав, что Полина Виардо приезжает с концертами в Россию, Тургенев потерял голову. Ему удается добыть фальшивый паспорт, с которым переодетый мещанином писатель отправляется в Москву на встречу с любимой женщиной. Риск был огромным, но, к сожалению, неоправданным. Несколько лет разлуки охладили чувства Полины. Но Тургенев готов был довольствоваться и простой дружбой, лишь бы хотя бы время от времени видеть, как Виардо поворачивает свою тонкую шею и смотрит на него своими загадочными черными глазами.

    Слайд №15 (Страница восьмая- «Последние годы жизни»)

Позже Тургенев сделает последнюю попытку обзавестись семьей. Молодая актриса Мария Савинова готова будет стать его спутницей жизни. Ее не будет пугать даже огромная разница в возрасте (в тот момент Тургеневу было уже за 60). Савинова и Тургенев отправятся в Париж. К сожалению, эта поездка определит конец их отношений. (В доме Тургенева каждая мелочь напоминала о Виардо, Мария постоянно чувствовала себя лишней и мучилась ревностью.) Вскоре Тургенев тяжело заболевает.

В 80-е годы И.С. Тургенев создавал произведения оригинального жанра, которые он назвал «старческие». Это небольшие стихотворения в прозе, написанные на разные темы: политические, философские, психологические. Одно из таких стихотворений вам известно “Русский язык”, в котором Тургенев пропел гимн родному языку. В одних стихотворениях Тургенев передал свои мрачные, грустные раздумья о смерти, о ничтожности человека в сравнении с величественной, бессмертной природой, в других чувствуется, как Тургенев преодолевал эти настроения, стремился заразить читателя жаждой жизни, борьбы.

В 80-е годы, умирая на чужбине от тяжелой болезни, во Франции (он снова был в гостях у Виардо), томясь по Родине, Тургенев писал Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу - родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу».

22 августа 1883 года Иван Сергеевич Тургенев умер от саркомы позвоночника в небольшом городке близ Парижа – Буживале. Перед смертью он просил, чтобы его похоронили в России возле могилы В.Г.Белинского. На проводах тела Тургенева в Париже присутствовали виднейшие представители французской культуры. В прощальной речи Эдмон Абу (беллетрист, публицист) сказал: «Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России… Россия занимала первое место в Ваших привязанностях. Ей именно Вы служили прежде всего и преимущественно».

    Слайд №16

Согласно желанию Ивана Сергеевича, он был похоронен в Петербурге на Волковом кладбище. Служению своей стране, своему народу была посвящена каждая строка творческого наследия И.С.Тургенева. На его книгах воспитывались поколения лучших людей нашей страны.

Скончался писатель 22 августа 1883 года . Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

«Литературная деятельность Тургенева,- писал Салтыков-Щедрин в некрологической статье о Тургеневе, - имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова. И как ни замечателен сам по себе художественный талант его, но не в нем заключается тайна той глубокой симпатии и сердечных привязанностей, которые он сумел пробудить к себе во всех мыслящих русских людях, а в том, что воспроизведенные им жизненные образы были полны глубоких поучений. Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоцененную заслугу перед русским обществом».

VI . Беседа с классом (10 минут)

Итак, мы с вами пробежались по страницам жизни Ивана Сергеевича Тургенева. У вас есть какие-нибудь вопросы? Может быть что-то непонятно? Тогда несколько вопросов задам я вам:

    Где родился Тургенев? (В г. Орле)

    А где провел он свое детство? (В селе Спасское-Лутовиново)

    Кратко расскажите о детских и юношеских впечатлениях Тургенева и о том, как они отразились в его творчестве? (В детстве Тургенев сполна испил горькую чашу унижений и страха. В доме царила атмосфера всевластной матери. Варвара Петровна была деспотичная, жестокая дворянка. Телесные наказания для нее были универсальным средством внушения. Она стала прототипом барыни из рассказа «Муму». Тургенев с детских лет всей душой возненавидел крепостнический уклад жизни, и никогда не менял своих антикрепостнических убеждений).

    Назовите романы Тургенева, написанные в 50-60-е годы? («Рудин», «Накануне», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо»)

    Что стало причиной разрыва Тургенева с редакцией «Современника»? (Несогласие писателя со статьей Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» по поводу романа «Накануне». Добролюбов пишет, что у России тоже есть свои Инсаровы для борьбы. Тургенев не согласился с подобным толкованием, потому что не был сторонником революции и не разделял радикальных настроений молодого критика. В связи с этим Тургенев просит Некрасова не печатать этой статьи. Некрасов выбирает сторону идейно близкого себе человека и тем самым предопределяет уход Тургенева из журнала.)

    Что нового принес в литературу этот писатель? Чем он ценен для нас? С какими новыми темами он вошел в русскую литературу? (Он пришёл в литературу с новыми темами, с новыми героями: темой крепостного права, темой «лишнего человека», темой русской женщины. И.С. Тургенев ценен для нас и своим глубоким патриотизмом. Полный веры в русский народ, он в своём творчестве показал скрытые в народе силы, его одарённость, его душевную красоту.)

Молодцы! Слушали меня очень внимательно! А теперь еще раз обратим внимание на доску.

(Сильный ученик вслух и с выражением читает эпиграфы)

    Что означают эти слова писателя в первом эпиграфе? (Жизнь и творчество И.С. Тургенева тесно связаны друг с другом)

    Каковы особенности произведений Тургенева? (Его произведения просты для восприятия, понимания. Их сюжеты взяты из жизни. Романы у него небольшие по объему, зато глубоки по содержанию)

    Какие особенности характера и творчества И.С. Тургенева отражают все эпиграфы? (Краткость, правдивость, искренность, связь с реальной жизнью)

V . Задание на дом – на доске! (3 минуты)

1 человек подготовит сообщение «История создания цикла».

(Учитель комментирует домашнее задание!)

VI . Подведение итогов (2 минуты)

У кого-нибудь есть какие-нибудь вопросы ко мне? Может что-нибудь осталось непонятным?

Выставление оценок самым активным ученикам и комментирование результатов.