Французская культура. Культура франции

Франция являлась культурным центром в различные периоды своей истории.

В области моды, например, она до сих пор сохраняет лидерство. Но гораздо важнее осознавать, что эта страна дала миру великих математиков, философов, писателей, художников, композиторов... Рамки одной статьи просто не могут вместить тот объём культурной деятельности французов, который существует на сегодняшний день с учётом прошлых столетий. Приходится из главного выбирать самое главное, а это всегда несколько субъективно...
Итак, Французская Республика .

Государственно-политическое устройство

Столица – Париж.
Крупнейшие города – Париж, Марсель, Лион, Тулуза, Бордо, Лилль.
Форма правления – президентско-парламентская.
Глава государства – президент, избираемый на 5 лет.
Глава правительства – премьер-министр.
Административно-территориальное деление – коммуны, департаменты, регионы с выборными органами. Всего 27 регионов, из которых 22 находятся на европейском континенте, один (Корсика) - на острове Корсика, а ещё пять - заморские.
В состав Французской Республики входят 5 заморских департаментов: Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта. 5 заморских территорий: Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Сен-Пьер и Микелон, Сен-Бартелеми, Сен-Мартен. 3 территории, имеющие особый статус: Новая Каледония, Клипертон, Французские Южные и Антарктические территории.
Население - 65,4 млн. человек. На континентальной территории проживает 62,8 млн. человек. Около 90 % населения составляют этнические французы.
Официальный язык – французский.
Территория - 674 685 км² (с заморскими регионами)/547 030 км² (европейская часть).
Валюта – евро.
Религия - светская страна, свобода совести предусмотрена конституционным правом. 51 % французов считают себя католиками.

Экономика – высокоразвитая. Индустриально-аграрная страна. Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности - машиностроение, в том числе автомобилестроение , электротехническое и электронное (телевизоры, стиральные машины и другое), авиационное, судостроение (танкеры, морские паромы) и станкостроение. Один из крупнейших в мире производителей химической и нефтехимической продукции (в том числе каустической соды, синтетического каучука, пластмасс, минеральных удобрений, фармацевтических товаров и другого), чёрных и цветных (алюминий, свинец и цинк) металлов. Большой известностью на мировом рынке пользуются французская одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия и косметика, коньяки, сыры.
Сельское хозяйство - занимает одно из ведущих мест в мире по поголовью крупного рогатого скота, свиней, птицы и производству молока, яиц, мяса. Более половины хозяйств существуют на земле собственников. По производству вина с Францией конкурирует только Италия. В каждой провинции выращиваются свои сорта винограда и производятся свои сорта вин. Преобладают сухие вина. Такие вина обычно называют по сорту винограда - Шардоне, Совиньон Блан, Каберне Совиньон и т. д.
Климат - на европейской территории Франции умеренно морской, переходящий на востоке в умеренно-континентальный, а на южном побережье в субтропический.

Государственные символы

Флаг - французский триколор из трёх вертикальных полос - синей, белой и красной. В нём переданы идеи Французской революции - свобода, равенство и братство. Своим возникновением эта комбинация цветов обязана маркизу де Лафайету.
Красный и синий издавна считались цветами Парижа, а белый был цветом французский монархии. Впервые появился в 1790 г.


Герб - современный герб Франции представляет собой ликторский пучок с топором и с лавровой и дубовой ветвями.
Многочисленные революции и реставрации постоянно меняли гербы и флаги.

Народным символом у французов всегда был петух, часто называемый галльским. Другой известный французский символ -фригийский колпак , известный ещё со времен Древнего Рима.

Обозначающий свободу, он получил широкое распространение во времена Великой французской революции. Фригийский колпак - мягкий закругленный колпак красного цвета со свисающим вперёд верхом. Называется в честь Фригии - области в центре Малой Азии. Известен как символ свободы или революции.

Достопримечательности Франции

Символом Франции является Эйфелева башня . Вот о ней – первый наш рассказ.

Происхождение её весьма прозаично: башню строили в качестве входной арки парижской Всемирной выставки 1889 г . Через 20 лет после выставки башню планировалось снести. Но там были установлены радиоантенны – это спасло башню.
В процессе подготовки ко Всемирной выставке был объявлен конкурс архитектурных и инженерных проектов, определяющих её архитектурный облик, в котором победил проект инженера Г. Эйфеля . Завоевав первую премию конкурса, Эйфель воскликнул: «Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!» Строительные работы в течение двух лет выполняли 300 рабочих.

Но творческая интеллигенция Парижа и Франции была возмущена дерзким проектом Эйфеля, она негодовала и требовала прекратить постройку башни. Опасались, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города и нарушать неповторимый стиль столицы. В 1887 г. 300 писателей и художников (среди них Дюма-сын, Мопассан, композитор Гуно) направили протест в адрес муниципалитета: «На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающейся над городом, как чернильная клякса».
Высота башни вместе с новой антенной составляет 324 метра. На протяжении более 40 лет Эйфелева башня была высочайшим сооружением в мире, пока в 1930 г. её не превзошёл небоскрёб Крайслер Билдинг в Нью-Йорке.
Вес металлической конструкции - 7 300 тонн (полный вес 10 100 тонн). Фундамент выведен из бетонных массивов. Колебания башни во время бурь не превышают 15 см. На башню ведут лестницы (1792 ступени) и лифты.

Мон-Сен-Мишель (гора Архангела Михаила)

Небольшой скалистый остров, превращённый в остров-крепость, на северо-западном побережье Франции. Обитаемый. Город на острове существует с 709 г. В настоящее время насчитывает несколько десятков жителей. С 1879 г. остров связан дамбой с материком. Природно-исторический комплекс является одним из наиболее известных мест для посещения, а с 1979 г. был причислен ЮНЕСКО ко Всемирному наследию человечества.
Остров привлекает туристов всего мира живописным расположением аббатства и окружающего его поселка на скале, наличие памятников истории и архитектуры, а также уникальные для Европы приливы и отливы.

Один из крупнейших, старейших и универсальных музеев мира . Основан в 1793 г . Расположен в здании старинного королевского дворца. Пополнялся за счет королевских коллекций, даров, конфискаций, в качестве военных трофеев наполеоновской армии и т.д.
Самые знаменитые полотна – «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Брак в Кане галилейской» П. Веронезе, «Христос на кресте» Эль Греко, «Прекрасная садовница» Рафаэля и др.

Самые известные скульптуры музея - Венера Милосская и Ника Самофракийская .

Дворцово-парковый ансамбль , бывшая резиденция французских королей в городе Версаль (ныне пригород Парижа); центр туризма мирового значения. Сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 г. и стал памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы - Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка - Андре Ленотр.

Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе , отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII в. Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется. С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории. Например, в 1919 г. был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало Версальской системе - политической системе послевоенных международных отношений.
Пётр I во время своего визита во Францию в мае 1717 г. изучал устройство дворца и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива под Санкт-Петербургом.
Кроме Версаля и Мон-Сен-Мишеля, ещё 32 объекта Франции входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . Расскажем только о трёх из них.

Дворец эпохи Ренессанса, вокруг которого со временем сформировался город Фонтенбло. Здесь жили многие правители Франции, начиная с Людовика VII и заканчивая Наполеоном III. Три монарха родились во дворце - Филипп IV Красивый, Генрих III Валуа и Людовик XIII. Это была первая в Европе королевская резиденция, лишённая какой-либо оборонительной функции. Король пригласил для строительства и украшения дворца мастеров итальянского маньеризма: Приматиччо и Бенвенуто Челлини. Именно отсюда мода на маньеризм распространилась по Европе. Маньери́зм - западноевропейский литературно-художественный стиль XVI - первой трети XVII в. Претенциозное начало в искусстве, когда утрачена ренессансная гармония между телесным и духовным, природой и человеком.

Построен в XIII в. Является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям. Начиная с периода Средневековья и до XIX в. собор был местом коронации практически всех французских монархов.
Собор Нотр-Дам посвящен Мадонне. Высота башен - 80 метров . Он является самым гармоничным из всех готических соборов Франции, несмотря на то, что его башни не завершены. Многие цветные витражи утрачены еще в XVIII в. Общая схема композиции западного фасада схожа с композицией собора Парижской Богоматери, но отличается более вытянутыми пропорциями - доминированием композиционной вертикали, заострением вимпергов и пинаклей.
Витраж с изображением Святого Сикста в соборе Реймса

Канал длиной 240 км на юге Франции. Соединяет Тулузу со средиземноморским городом Сет. В Тулузе смыкается с Гароннским каналом, который ведёт к Бискайскому заливу.
Вдохновителем строительства, руководителем работ был Поль Рике, который оплатил создание трети длины канала. Канал был прорыт при Людовике XIV, его строительство началось в 1666 г., а торжественное открытие состоялось в 1681 г.
Ныне на канале действует 91шлюз, поднимающий и опускающий суда на 190 м.

Другие достопримечательности Франции

Триумфальная арка (Париж)

Монумент на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806-1836 гг. архитектором Жаном Шальгреном по распоряжению Наполеона в ознаменование побед его Великой армии.
Выполнена в античном стиле. Её размеры: высота 49,51 м, ширина 44,82 м, высота свода 29,19 м. В углах над арочным проёмом расположены барельефы работы скульптора Жана Жака Прадье с изображением крылатых дев, трубящих в фанфары, - аллегорий славы. Арка украшена четырьмя скульптурными группами. Арку окружают 100 гранитных тумб (в честь «ста дней» правления Наполеона), соединённых между собой чугунными цепями. Внутри арки находится небольшой музей, посвящённый истории её строительства и церемониям, проходившим под ней.

Диснейленд (Париж)

Комплекс парков развлечений компании «Уолт Дисней» в 32 км восточнее Парижа. Площадь парка составляет около 1943 га. В среднем за год парижский Диснейленд посещают 12,5 млн. человек.

Лабиринт Алисы в Стране фантазий
Парк открылся в 1992 г. На территории Диснейленда находятся два тематических парка, увеселительный парк, поле для гольфа, а также отели и деловой и жилой кварталы.

Христианский собор в центре Парижа. Строился с 1163 по 1345 гг. Высота собора - 35 м , длина - 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен - 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне - 13 тонн, его языка - 500 кг. В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: присутствуют отголоски романского стиля Нормандии и использованы архитектурные достижения готического стиля , которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
Строительство началось в 1163 г., при Людовике VII Французском. Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора - Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Но в строительстве собора принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245г., а весь собор - в 1345 г.
Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 г. В настоящее время орган имеет 111 регистров и около 8000 труб. Это самый большой по числу регистров орган.

Один из замков Луары (За́мки Луа́ры – архитектурные сооружения, расположенные в долине реки Луары во Франции). Был построен по приказу Франциска I, который хотел быть ближе к любимой даме - графине Тури, жившей неподалёку. Строился между 1519 и 1547 годами. Это один из самых узнаваемых замков, архитектурный шедевр эпохи Ренессанса. Имя архитектора неизвестно, но исследования доказывают участие в проекте Леонардо да Винчи , бывшего в то время архитектором при дворе короля Франциска I, но умершего за несколько месяцев до начала строительства. Двойная, двухзаходная винтовая лестница в самом центре замка хорошо передаёт творческий стиль Леонардо да Винчи. Замок построен по образцу укреплённых замков Средневековья.

Музей изобразительных и прикладных искусств, одно из крупнейших в мире собраний европейской живописи и скульптуры периода 1850-1910 г.г. Основу коллекции составляют работы импрессионистов и постимпрессионистов. Коллекция богата также произведениями декоративного искусства в стиле ар-нуво (югендстиль, распространённый в конце XIX-начале XX в.), фотографиями и предметами архитектуры. Музей Орсе, таким образом, заполняет промежуток времени между коллекциями музея Лувра и Музея современного искусства Центра Жоржа Помпиду. Здесь проводятся спектакли и концерты, а также ежегодный фестиваль, посвященный происхождению кино.

Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, в просторечии Центр Жоржа Помпиду. Культурный центр открыт с 1977 г ., создан по инициативе французского президента Жоржа Помпиду. Деятельность центра посвящена изучению и поддержке современного искусства и искусства XX века в различных его проявлениях: изобразительныe искусства, танец, музыка и пр.
Центр является третьей по посещаемости культурной достопримечательностью во Франции после Лувра и Эйфелевой башни.

Большой дворец (Париж)

Величественное архитектурное сооружение в стиле боз-ар (эклектический стиль архитектуры), расположенное слева от Елисейских Полей. Из¬вестен как крупный культурный и выставочный центр. «Большой Дворец Изящных Искусств» был возведен в Париже в 1897 г., для Всемирной выставки, проходившей с 15 апреля по 12 ноября 1900 г.

Иль-де-Ре

Остров в Атлантическом океане. Находится у западного побережья Франции, в непосредственной близости от города Ла-Рошель. В 2006 г. на острове проживало около 17600 человек. Остров имеет размеры 30 км в длину и 5 км в ширину. Это популярное место во Франции для туристических поездок в течение летних месяцев. Остров соединен с материком мостом длиной 2926,5 м.

Цапли и белые цапли на болотах острова Ре

Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Это кладбище является местом паломничества для многих россиян , т.к. здесь похоронены более 15 тыс. русских, в основном эмигрантов: военных, представителей духовенства, писателей, художников, артистов, что даёт основание называть всё кладбище «русским». Среди известных людей, погребённых на этом кладбище, А. Бенуа - архитектор, художник, автор проектов православных церквей во Франции, в том числе храма Успения на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа; С. Булгаков - русский философ, теолог, экономист, священник Православной Церкви; И. Бунин – писатель, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (в 1933 г.). Похоронен с женой В. Муромцевой; А. Галич – драматург, поэт, бард; З. Гиппиус - поэтесса; Б. Зайцев – писатель; К. Коровин – художник; Д. Мережковский – поэт; А. Тарковский – кинорежиссёр и др.

Монмартр (Гора Мучеников)

130-метровый холм на севере Парижа и древнеримское поселение. В 1860 г. район стал частью города, дав название муниципальному округу.
Холм Монмартр - высочайшая точка Парижа. На вершине холма находится базилика Сакре-Кёр, одна из самых популярных достопримечательностей французской столицы. Взойти на Монмартр можно по знаменитым лестницам или с помощью фуникулёра.

В галло-римскую эпоху на холме возвышались два храма в честь богов Марс и Меркурий. Благодаря месторождению гипса, Монмартр стал одним из самых богатых районов в округе. В это время там были построены множество вилл и храмов. Позже каменоломни, где добывали гипс, послужили убежищем для первых христиан.
Примерно в 272 г. здесь были обезглавлены за проповедь христианства первый епископ Парижа св. Дионисий, пресвитер Рустик и диакон Елевферий. Согласно легенде, после обезглавливания Дионисий взял отрубленную голову в руки, омыл её в источнике и прошёл примерно 6 километров. На месте, где он упал замертво, основали местечко Сен-Дени. В Средневековье Монмартр был местом паломничества верующих.
Сегодня Монмартр наравне с Лувром и Эйфелевой башней является излюбленной целью туристов. Толпы туристов осаждают главным образом Сакре-Кёр и площадь Тертр. Монмартр оккупирован художниками-портретистами, карикатуристами и графиками. За небольшую плату они предлагают многочисленным туристам за 15 минут нарисовать портрет или карикатуру, а также выставляют свои работы на продажу на площади Тертр.

(буквально «базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова) – католический храм в Париже, построенный в 1876-1914 гг. по проекту архитектора П.Абади в римско-византийском стиле, расположенный на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке (130 м) города. Внутри базилика украшена цветными витражами и монументальной мозаикой на тему «Благоговение Франции перед Сердцем Господним». С вершины Монмартра, куда ведет широкая многоярусная лестница, открывается панорама Парижа и вид вокруг в ясную погоду на 50 км.

Юго-восточное Средиземноморское побережье Франции, протянувшееся от города Тулон до границы с Италией. На Лазурном Берегу также расположено княжество Монако. Другое название - Французская Ривьера. Название придумал малоизвестный сейчас французский писатель и поэт Стефан Льежар.
Популярностью Лазурный Берег обязан приятному климату: мягкая тёплая зима и нежаркое лето. Лазурный Берег считается одним из лучших в мире мест для отдыха, что делает отели и недвижимость одними из самых дорогих в мире.

Ницца

В городе расположены многочисленные музеи. Наибольшей известностью пользуются следующие:
Музей археологии;
Музей естественной истории;
Музей изящных искусств;
Музей флота;
Национальный музей Библейского послания Марка Шагала. Открыт в 1972 г. Центром экспозиции музея являются семнадцать больших картин, написанных художником-авангардистом М. Шагалом под впечатлением от Ветхого Завета;
Музей Массена. В нём представлены около полутора тысяч творений XI-XIX веков: скульптуры, картины, посуда, оружие - всё то, что позволяет увидеть одну из важнейших сторон жизни и культуры того времени;
Музей Матисса;
Музей наивного искусства А. Жаковского.

Марсель

Марсель - второй по величине город во Франции и огромный порт с древнейшей историей. Он основан греками как Массалия в 600 г. до н. э., получивший название "ворота Востока". Туристы любуются маленькими улочками Старого города ("панье"), старым портом с фортами Св. Жана и Св. Николая (1660 г.), символом города - римско-византийской базиликой Нотр-Дам-де-ля-Гард (1853 г.) с позолоченной статуей Пречистой Девы высотой 10 м и бронзовым колоколом весом более 8 т., 17-этажным зданием «Сияющий город», построенным по проекту Ле Корбюзье.

Неотъемлемая часть Марселя - рынки и ярмарки. Марсельские пляжи удобны и чисты. Недалеко от Марселя находятся острова Фриул, на которых располагается старинный санитарный комплекс, а также знаменитый остров Иф с его замком-тюрьмой, известным по легенде о графе Монте-Кристо. С островов открывается прекрасная панорама на город и бухту.

Вначале сооружение было построено как форт для обороны Марселя от атак с моря. Строительство шло в 1524-1531 гг. по приказу короля Франциска I.
С конца XVI в. замок стал использоваться для изоляции и охраны особо опасных преступников. Именно с тех пор форт и получил название замка Иф. В темницах содержались гугеноты, политики, руководители Парижской коммуны, а также персоны, представлявшие опасность для Франции.
В 1830-х годах замок Иф официально перестал быть тюрьмой, но в 1871 г. здесь содержались руководители Парижской коммуны, а её руководитель Гастон Кремье расстрелян на острове Иф. В романе А. Дюма «Граф Монте-Кристо» было описано многолетнее заточение главного героя Эдмона Дантеса в замке Иф. Популярность романа стала причиной популярности замка. В 1890 г. он открыт для посетителей и пользуется большой популярностью у туристов.

Бургундия

Историческая провинция Франции, перекресток дорог и цивилизаций северной и южной Европы, расположенный вокруг массива Морван в бассейне реки Сены, знаменитого своими озёрами и виноградниками. Это уникальный и благословенный край, славный золотыми деревеньками, старинными замками и церквями, кулинарными традициями и реками. Визитная карточка Бургундии - ее вина. Непрерывной полосой с севера на юг простираются знаменитые виноградники, центром виноделия считается древний Бон, до сих пор сохранивший влияние фламандской культуры, особенно в архитектуре.
Туристы обязательно посещают Музей вина или бургундские винные погреба "кавы" , а также близлежащие деревни, в каждой из которых своя архитектура и свой местный сорт вина.

Прованс

Это более 900 км пляжей и бухт от Лазурного берега до Камарга, тысячи километров горных склонов Альп всего в часе езды от пляжей, утопающие в виноградниках холмы, замки и оливковые рощи. Здесь можно найти много интересного: самые обширные области виноделия в Провансе - Кот-де-Прованс, Бандоль и Кот-дю-Рон, римские памятники Гланума, оливковые рощи (можно даже увидеть изготовление масла ручным способом), каньон реки Вердон, гончарные мастерские Мустье или Апта, Обань, где делают уникальные фарфоровые миниатюры, дворец-крепость Пап, маленькие деревеньки Люберона, римские амфитеатры в Арле и Ниме, грот недалеко от Экса, в котором укрывалась Мария Магдалена, грандиозную базилику в Санкт-Максим, виллы Везона или особняки XVII в. в Мирабо.

Нормандия

Славится красотой своих суровых побережий, тенистыми лесами и престижными курортами - Довиль, Дьепп, Ле-Тук, Кабур и др. Здесь сотни полей для игры в гольф, казино, ночных клубов, ипподромов и прочих спортивных сооружений, а у берегов швартуются целые флотилии яхт - это один из наиболее популярных центров яхтенного спорта Европы. Визитная карточка туристической Нормандии - гранитный остров со старинным аббатством Мон-Сен-Мишель на полпути между Нормандией и Бретанью. Самый большой нормандский город - старинный Руан . Достопримечательности города: собор Нотр-Дам (основан в XIII в., основные постройки XIII-XIV вв.), в котором была казнена Жанна д"Арк, в честь которой сейчас названа башня и установлен монумент, Университет, Дворец Юстиции, церкви Сен-Маклу (XV в.) и Сент-Уан.
В городке Вилледью-де-Поль находится одна из старейших в мире мастерских по литью колоколов , одновременно являющаяся и действующим музеем. В долине реки Орн множество термальных источников, на базе которых создано много небольших курортов.

Один из главных туристических центров страны – Реймс. Это один из первых центров христианства в стране (уже в начале V в. здесь строится первый собор) и место рождения королевства Франция. Именно здесь в 496 г. н. э. первый король франков Хлодвиг принимает христианство, и с тех пор здесь прошли миропомазание на трон двадцать пять королей Франции. Здесь находится и "главный собор Франции" - .

Культура и искусство Франции

Франция обладает огромным культурным наследием. Французский язык в течение многих веков был одним из основных международных языков, и в значительной мере сохраняет эту роль и по сей день. Длительные периоды своей истории Франция являлась основным культурным центром, распространяя свои достижения по всему миру. В Париже расположена штаб-квартира ЮНЕСКО - Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Архитектура

На территории Франции сохранились значительные памятники античной архитектуры, романского стиля, например, Базилика святого Сатурнина в Тулузе, самая большая романская церковь в Европе, и церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье. Средневековая французская архитектура в первую очередь известна своими готическими сооружениями. Готический стиль возник во Франции в середине XII века, первым готическим собором стала базилика Сен-Дени (1137-1144). Наиболее значительными произведениями готического стиля во Франции считаются соборы Шартра, Амьена и Реймса , во Франции осталось огромное количество памятников готического стиля, от часовен до огромных соборов. В XV в. наступил период «пламенеющей готики», от которой до нас дошли лишь отдельные образцы: башня Сен-Жакв Париже или один из порталов Руанского собора. В XVI в. во французской архитектуре наступает эпоха Возрождения , хорошо представленная замками в долине Луары - Шамбор, Шенонсо, Шеверни, Блуа, Азэ-лё-Ридо и другие, а также дворцом Фонтенбло .
XVII век - расцвет архитектуры барокко , характерной созданием больших дворцово-парковых ансамблей: Версаль и Люксембургский сад . На смену барокко в XVIII веке приходит классицизм . К этой эпохе относятся первые образцы городского планирования, с прямыми улицами и перспективами, организацией городского пространства, как, например, Елисейские поля в Париже .

Классицизм постепенно переходит в ампир , стиль первой трети XIX века, эталоном которого во Франции является арка на площади Каррузель. В 1850-1860-е годы была проведена полная перепланировка Парижа, в результате которой он принял современный вид, с бульварами, площадями и прямыми улицами. В 1887-1889 годах была возведена . В XX веке по всему миру распространяется модернизм , в архитектуре которого Франция уже не играла лидирующей роли, но здесь были созданы прекрасные образцы стиля, как, например, церковь в Роншане , построенная Ле Корбюзье, или построенный по специально разработанному плану деловой квартал Парижа Дефанс с Большой Аркой.

Изобразительное искусство

В XVII в. центром мирового искусства считалась Италия, но первым стилем живописи, возникшим во Франции, стал в XVIII в. стиль рококо , крупнейшими представителями которого были Антуан Ватто и Франсуа Буше . Во второй половине XVIII в. французская живопись через натюрморты Шардена и женские портреты Грёза пришла к классицизму , который доминировал до 1860-х годов. Основными представителями этого направления были Жак Луи Давид и Доминик Энгр .
Одновременно во Франции развивались общеевропейские художественные течения: романтизм (Теодор Жерико и Эжен Делакруа ), ориентализм (Жан-Леон Жером ), реалистический пейзаж «Барбизонской школы» (Жан-Франсуа Милле и Камиль Коро) , реализм (Гюстав Курбе , отчасти Оноре Домье ), символизм (Пьер Пюви де Шаванн, Гюстав Моро ). С именами Эдуарда Мане и Эдгара Дега связан прорыв во французском искусстве, а затем - импрессионисты : Огюст Ренуар, Клод Моне, Камиль Писсарро и Альфред Сислей , а также Гюстав Кайботт .

В это же время заявили о себе скульптор Огюст Роден и не примыкавший ни к каким течениям Одилон Редон . Поль Сезанн вскорости отошёл от импрессионистов и начал работать в стиле, позже названном постимпрессионизмом. К постимпрессионизму относят также творчество таких крупных художников, как Поль Гоген, Винсент ван Гог и Анри де Тулуз-Лотрек , а также постоянно возникавшие во Франции в конце XIX и начале XX века новые художественные течения, которые затем распространялись по всей Европе, оказывая влияние на другие художественны школы. Это пуантилизм (Жорж Сёра и Поль Синьяк ), группа наби (Пьер Боннар, Морис Дени, Эдуар Вюйяр ), фовизм (Анри Матисс, Андре Дерен, Рауль Дюфи ), кубизм (ранние произведения Пабло Пикассо, Жорж Брак ). Французское искусство откликнулось и на основные направления авангарда: экспрессионизм (Жорж Руо, Хаим Сутин ), стоящая особняком живопись Марка Шагала или сюрреалистические произведения Ива Танги . После немецкой оккупации во Вторую мировую войну Франция потеряла лидерство в мировом искусстве.

Литература

Самые ранние дошедшие до нас памятники литературы на старофранцузском языке датируются концом IX в., но расцвет французской средневековой литературы начинается в XII в. Наиболее выдающимся поэтом средневековой Франции был Франсуа Вийон .
Протороман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» обозначил во французской литературе водораздел между Средневековьем и эпохой Возрождения. Крупнейшим мастером прозы Возрождения не только во Франции, но и в общеевропейском масштабе выступил в своих «Опытах» Мишель Монтень . Европейскую славу снискали французские философы (Декарт, Паскаль, Ларошфуко ) и драматурги (Корнель, Расин и Мольер ), прозаики (Шарль Перро ) и поэты (Жан де Лафонтен ).
В эпоху Просвещения просветительская литература Франции продолжала диктовать литературные вкусы Европы: «Манон Леско», «Опасные связи», «Кандид. После Великой Французской революции приходит эпоха романтизма: Шатобриана, маркиз де Сад и мадам де Сталь. Идеологом французского романтизма выступил критик Сент-Бёв, а его самыми популярными произведениями остаются историко-приключенческие романы Александра Дюма , произведения В. Гюго.

Начиная с 1830-х годов во французской литературе всё заметнее становится реалистическое течение: Стендаль, Мериме . Крупнейшими фигурами французского реализма считаются Оноре де Бальзак («Человеческая комедия») и Гюстав Флобер («Мадам Бовари» ). Под влиянием «Мадам Бовари» сформировалась «школа Флобера», в целом определяемая как натурализм и представленная именами Золя, Мопассана, братьев Гонкур и сатирика Доде.
Параллельно с натурализмом развивается совершенно другое литературное направление: «искусства ради искусства» - парнасцы. К парнасцам примыкает первый из «проклятых поэтов», Шарль Бодлер - автор сборника «Цветы зла», сблизивший романтизм с символизмом Верлена, Рембо и Малларме.
В течение XX в. более 10 французских литераторов были удостоены Нобелевской премии, среди них Андре Жид, Анатоль Франс, Ромен Роллан, Франсуа Мориак, Альбер Камю, Жан-Поль Сартр и др.

В поэзии начала XX в. экспериментировал Аполлинер . Доминирующим направлением авангарда стал сюрреализм (Кокто, Бретон, Арагон, Элюар ). В послевоенное время на смену сюрреализму пришёл экзистенциализм (повести Камю ). Крупнейшими явлениями эпохи постмодернизма стали «новый роман» (идеолог - Роб-Грийе) и группа языковых экспериментаторов УЛИПО (Раймон Кено, Жорж Перек).
Кроме авторов, писавших по-французски, во Франции работали крупнейшие представители других литератур: аргентинец Кортасар . После октябрьской революции Париж стал одним из центров русской эмиграции. Здесь в разное время работали такие значительные русские писатели и поэты, как Иван Бунин, Александр Куприн, Марина Цветаева, Константин Бальмонт .

Музыка

Французская музыка известна со времён Карла Великого, но композиторы мирового масштаба: Жан Батист Люлли, Луи Куперен, Жан Филипп Рамо - появились лишь в эпоху барокко. Расцвет французской классической музыки наступил в XIX веке. Эпоха романтизма представлена во Франции произведениями Гектора Берлиоза , в первую очередь его симфонической музыкой. В середине века пишут свои произведения известные композиторы Сен-Санс, Форе, Франк , а в конце XIX в. во Франции развивается новое направление классической музыки - импрессионизм: Клод Дебюсси и Морис Равель .

В XX веке классическая музыка Франции развивается в общем русле мировой музыки. Творчество Оливье Мессиана вообще невозможно отнести ни к какому направлению музыки. В 1970-е годы во Франции зародилась позже распространившаяся по всему миру техника «спектральной музыки» , в которой музыка пишется с учётом её спектра звука.
В 1920-х годах во Франции распространился джаз . Французская поп-музыка развивалась по другому пути, нежели англоязычная – шансон . В шансоне акцент может делаться как на слова песни, так и на музыку. В этом жанре необычайной популярности в середине XX в. достигли Эдит Пиаф, Шарль Азнавур . Многие шансонье сами писали стихи к песням: Жорж Брассенс, Жак Брель, Жильбер Беко , киноартисты Бурвиль и Ив Монтан . Во многих регионах Франции возрождается народная музыка. Как правило, фолк-группы исполняют композиции начала XX века, с использованием фортепиано и аккордеона.

Во второй половине XX в. во Франции получила распространение и обычная эстрадная музыка, исполнителями которой были Мирей Матье, Далида, Джо Дассен, Патрисия Каас, Милен Фармер, Лара Фабиан, Лемаршаль Грегори.

История Франции

Территория Франции была заселена с доисторических времен. В 486 г. Галлия была завоёвана франками под предводительством Хлодвига . Тем самым было установлено Франкское государство, а Хлодвиг стал первым королём династии Меровингов . При Карле Великом Франкское государство достигло наивысшего расцвета за всю историю и занимало большую часть территории нынешней Западной и Южной Европы. После смерти сына Карла Великого - Людовика Благочестивого - его империя была поделена на три части. В 843 г. по Верденскому договору было образовано Западно-Франкское королевство во главе с Карлом Лысым. Оно занимало приблизительно территорию современной Франции; в X в. страна стала называться Францией.
Впоследствии центральная власть существенно ослабла. В IX веке Франция регулярно подвергалась набегам викингов.
В 1337 г. началась Столетняя война с Англией , в которой сначала успех сопутствовал англичанам, сумевшим захватить существенную часть территории Франции, но в конце концов, особенно после появления Жанны д"Арк , в войне наступил перелом, и в 1453 г. англичане капитулировали.

Жа́нна д"Арк - национальная героиня Франции, одна из главнокомандующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам и сожжена на костре как колдунья. Впоследствии была реабилитирована и канонизирована - причислена католической церковью к лику святых.
К периоду правления Людовика XI (1461-1483) фактически феодальная раздробленность была прекращена, и Франция превратилась в абсолютную монархию .
В конце XVI в. во Франции получил распространение протестантизм кальвинистского толка (протестанты во Франции назывались гугенотами). Это вызвало религиозные войны между католиками и протестантами, пиком которых в 1572 г. стала Варфоломеевская ночь в Париже - массовое убийство протестантов. В 1589 г. Генрих IV стал основателем новой династии Бурбонов.
С 1618 по 1648 г. Франция участвовала в Тридцатилетней войне . С 1624 г. до своей смерти в 1642 г. страной фактически управлял министр короля Людовика XIII, кардинал Ришелье . Он возобновил войны с протестантами и сумел нанести им военное поражение и разрушить их государственные структуры.
В 1789 г. произошла Великая французская революция , в результате которой был уничтожен Старый порядок и Франция из монархии стала республикой де-юре свободных и равных граждан. Девиз: Свобода, равенство, братство.

1799-1814 - правление Наполеона : в 1804 г. он провозглашён императором; Первая империя. В 1800-1812 гг. Наполеон путём завоевательных походов создал всеевропейскую империю, а в Италии, Испании и других странах правили его родственники или ставленники. После поражения в России в Отечественной войне 1812 г. и очередном объединении антинаполеоновской коалиции держава Наполеона распалась.
1814-1830 – период Реставрации , базировавшийся на дуалистической монархии Людовика XVIII и Карла X.
1852-1870 – Вторая империя (правление Наполеона III).
1871 – Парижская Коммуна – волнения, вылившиеся в революцию и установление самоуправления, длившегося 72 дня (с 18 марта по 28 мая). Во главе Парижской коммуны стояли объединённые в коалицию социалисты и анархисты.
В Первой мировой войне Франция участвовала в составе Антанты.

В 1958 г. президентом Республики был избран , Генерал Освобождения, герой Первой и Второй мировых войн. Внешняя политика при президенте Де Голле отличалась стремлением к независимости и к «восстановлению величия Франции».
К 1960 г. в обстановке распада колониальной системы большая часть французских колоний в Африке завоевала независимость. В 1962 г. после кровопролитной войны обрёл независимость Алжир. Профранцузские алжирцы переселились во Францию, где составили стремительно растущее мусульманское меньшинство. В целом, послевоенное развитие Франции характеризовалось форсированным развитием промышленности и сельского хозяйства, поощрением национального капитала, экономической и социально-культурной экспансией в бывшие африканские и азиатские колонии, активной интеграцией в рамках Евросоюза, развитием науки и культуры, усилением мер социальной поддержки, противодействием «американизации» культуры.
В настоящее время избран 24-ый президент Франции.

Культура XIX в.

На рубеже XVIII-XIX вв. в искусстве господствовал классицизм. Высшей ценностью он объявлял приверженность принципам и правилам античного искусства, считавшегося образцовым. В прошлом классицизм был созвучен идеалам Просвещения, стремлению образованных слоев общества к созданию более разумного и справедливого порядка. Этот дух гражданственности отчасти унаследовал стиль ампир, сложившийся во Франции в начале XIX в. Ампир был призван прославлять наполеоновскую империю. Как и классицизм, он широко использовал древнеримские архитектурные формы. Ему были свойственны монументальность, внушительность фасадов, изысканная роскошь внутреннего убранства (Парижская арка на площади Каррузель).

Крупнейшим художником Франции той эпохи был Жак-Луи Давид, добившийся известности еще до революции конца XVIII в. Во время революции он оформлял массовые празднества и работал над превращением Лувра в национальный музей. В начале XIX в. Давид становится придворным живописцем Наполеона. По его заказу он пишет огромные картины «Коронация», «Наполеон на Сен-Бернарском перевале».

Писатели-Романтики выражали глубокое разочарование итогами просветительских реформ и революционных преобразований XVIII в. Они подчеркивали неповторимость, уникальность каждого человека, делая упор на разнообразные оттенки его эмоционального состояния. Столь же уникальными и неповторимыми они считали каждый народ, каждую национальность, ссылаясь в доказательство на их язык, обычаи, исторические традиции. Романтики считали, что современное государство подавляет личность и национальную самобытность народов. Поэтому многие из них приветствовали восстания и революции в защиту прав личности и угнетенных национальностей.

Глубокое влияние романтизм оказал на развитие художественной литературы. В начале XIX в. складывается жанр исторического романа, в котором находит выражение интерес романтиков к прошлому различных народов. В его развитие внесли вклад такие признанные мастера художественного слова, как Виктор Гюго («Собор Парижской Богоматери»), Александр Дюма пишет историко-приключенческие романы, в которых дает волю своей фантазии. Романтизм способствовал необыкновенному расцвету лирической поэзии. В лирике таких поэтов, как Альфонс де Ламартин и Виктор Гюго, нашли выражение тончайшие оттенки человеческих чувств и мыслей.

Со времен революции 1830 г. к искусству стали активно прибегать как средству политической агитации и пропаганды, обращенному к широким слоям населения. Это способствовало расцвету самого подвижного и доступного для простого народа вида изобразительного искусства - графики, в особенности газетно-журнальной. Непревзойденным мастером политически заостренной, сатирической графики был французский художник Оноре Домье. Известность ему принесли карикатуры на Луи-Филиппа, за которые Домье был обвинен в оскорблении власти и приговорен к тюремному заключению и штрафу.


В последней трети XIX в. Франция завоевала всемирное признание как законодательница художественной моды, а Париж стал местом паломничества писателей, поэтов, художников, музыкантов из многих стран мира.Прежде всего это объяснялось тем, что именно во Франции возникали новые направления в искусстве и создавались художественные произведения, которые со временем покоряли весь мир.

Культура в XX в.

Французская литература 20-30-х гг. XX в. дала созвездие новых имен.

Роже Мартен дю Гар продолжал реалистические традиции. В своем знаменитом многотомном романе «Семья Тибо» он представил широкую панораму жизни Франции начала XX в. Один из известнейших французских писателей эпохи Андре Жид возглавлял направление психоаналитического романа и был сторонником ясной, отточенной формы. Он осуждал сложившуюся семейную мораль и подчас выступал за вседозволенность. В многогранном творчестве другого виднейшего писателя, Франсуа Мориака, раскрываются все перипетии человеческих отношений и звучат призывы к нравственному совершенствованию.

«Черной литературой» называют произведения Луи-Фердинанда Селина, упор в которых делается на безысходности бытия человека и мрачности его существования Тонким лиризмом, романтикой, глубокой философией и любовью к людям окрашены произведения Антуана де Сент-Экзюпери.

Новым художественным течением в живописи был фовизм (от фр. fauve - дикий), его представители получили название "диких". В 1905 году на выставке в Париже А. Матисс, А. Дерен и другие экспонировали свои картины, поразившие резким противопоставлением цветов и упрощенностью форм.

Почти одновременно с фовизмом возникает кубизм - направление, связанное с именами художников Пабло Пикассо (1881- 1973), Жоржа Брака (1882-1963) и поэта Гийома Аполлинера (1880-1918). От Сезанна кубисты взяли тенденцию к схематизации предметов, но они пошли далее - к разложению изображения предмета на плоскости и комбинированию этими плоскостями. Цвет сознательно изгонялся из живописи, поражавшей аскетизмом палитры. Кубизм оказал значительное влияние на развитие мировой живописи.

В 20-е годы формируется новое направление авангардистского искусства - сюрреализм. Название позаимствовано у Аполлинера и означает "надреализм", хотя есть и иные толкования: "суперреализм", "сверхреализм". Концентрированное выражение особенностей художественного языка сюрреализма содержится в творчестве испанского художника Сальвадора Дали, жившего в Париже. Дарование Дали было многогранно: живописец, театральный художник, автор киносценариев, постановщик фильмов, дизайнер и т. д. Сверхоригинальный художник, Дали в то же время постоянно вел диалог с классиками, в его работах - своеобразные цитаты из Рафаэля, Вермеера, Микеланджело, которые он трансформировал в своих композиционных решениях ("Загадочные элементы в пейзаже", "Испания", "Трансформация Кранаха" и т. д.).

Широкое распространение в живописи получило еще одно модернистское течение - абстракционизм. Во главе его стояли выходец из России Василий Кандинский и нидерландец по происхождению Пит Мондриан. На своих картинах они изображали лишь абстрактные композиции, составленные из плоскостей и перпендикулярных линий и выполненные в яркой цветовой гамме. Параллелью этому способу письма явился ташизм (живопись пятнами).

Развитие французской классической музыки в первой половине XX в. связано в первую очередь с деятельностью творческого объединения «Шестерка». Популярностью у французов продолжал пользоваться легкий музыкальный жанр.Самые известные мюзик-холлы: парижские «Мулен Руж», «Фоли-Бержер», «Казино де Пари».

Любимцами публики по-прежнему были певцы-шансонье. Особенно прославились Морис Шевалье, Шарль Трене, Эдит Пиаф.

Музыкальный и драматический театр, как всегда, имел много поклонников.

Однако все большую конкуренцию ему составляло кино. Французские немые фильмы 20-х гг. отличались достоверностью натуральных съемок, реализмом актерского исполнения.

Во французском изобразительном искусстве и архитектуре в эпоху индустриального и постиндустриального общества бурно развивались самые различные авангардистские тенденции.

Многих французов продолжает привлекать музыкальный театр. В Париже, Лионе, Бордо, Страсбурге и других городах ставятся оперы лучших французских и зарубежных композиторов. Балетные труппы Франции, в первую очередь Парижской оперы, по праву считаются одними из лучших в мире.

Франция: культура, кухня, обычаи, традиции, религия и население.

Культура Франции особенная в первую очередь тем, что у французов ценным является только то, что их национальное. Это в первую очередь архитектура: замки средневековья, храмы и соборы, и множество иного. Что касается живописного искусства Франции, то можно смело сказать, что их импрессионизм поменял взгляды на живопись всего мира.

Население и культура Франции играет важную роль в благополучии страны. Ведь если жители государства получают духовное и моральное обогащение страна процветает. Культура Франции очень богата и многогранна. За свою длинную историю, эта страна подарила миру огромное количество выдающихся писателей, художников, музыкантов и архитекторов. Население Франции составляет близко 66 000 000 человек и все они чтят свои национальные традиции, которые представленные разнообразными праздниками и фестивалями. Эта страна может похвастаться множеством древних замков, интереснейших музеев и галерей, а так же грандиозной архитектурой. Сердцем культуры Франции является его столица, но достопримечательностями владеет не только Париж, а целая страна.

Мода Франции всегда была наделена шармом и стилем. Французские женщины могут напялить на себя что попало и сделать из этого индивидуальный привлекательный образ.

Наверное, это у них в крови с рождения и по этому, моду нельзя не отнести к культуре Франции.

Франция - государство свободных взглядов и раскрепощенности . Почти у половины французов был половой акт с участием нескольких людей, почти 30 процентов пар обмениваются партнерами... Пляжи для нудистов так же имеют популярность. Наибольший нудистский пляж расположен именно здесь, на Лазурном берегу. Но как бы вульгарно это все не звучало, культурные рамки тут на месте.

Подведем итог: культура и население Франции очень богато и многогранно. Это и величественная архитектура, и прекрасная живопись, замки, музеи и храмы, а так же собственные уникальные взгляды на манеры поведения, секс, стиль в одежде, фильмы и юмор...

Показаны записи 1-3 из 3 .

Кухня Франции.

Наверное, нет на свете человека, который не слышал бы о кухне Франции. Это в самом деле одна из самых высокопрофессиональных, утонченных, ярких гастрономических традиций не только Европы, но и всего мира. Она настолько давно завоевала пальму первенства в мире, что сегодня почти в каждой национальной кухне можно встретить блюдо французского похождения, либо же продукты, которые названы французскими словами. Но важно знать один нюанс. Мы привыкли ассоциировать французские блюда как нечто сверх изысканное, с многочисленными редкими ингредиентами, которыми особо-то и не наешься, но получишь высшее удовольствие вдыхая запах и наслаждаясь внешним видом. На самом деле, кухня Франции условно делится на два вида: аристократическую и народную. Первая начала свою историю только со времен королевской…

Религия Франции.

Франция на протяжении веков была активным католическим государством, католицизм был государственной религией, а с иноверцами, как с гугенотами (протестантами) кроваво расправлялись. Папский престол постоянно ориентировался на французских королей как на самых могущественных католиков в мире, инициировав вместе крестовые походы. Более того, XIV век вошел в историю как время так называемого Авиньонского плена пап, когда наследники Святого Петра седели не в Риме, а во французском Авиньоне. Но эти времена и события канули в лету, и сегодня Франция - светское государство, где религия четко отделена от политики. Свобода веры считается непоколебимым конституционным правом, хотя, в то же время, некоторые религиозные организации на государственном уровне признаны культами.Итак, самой многочисленной…

Обычаи и традиции Франции.

Традиции, наверное, являются одним из самых важных моментов в жизни французов. Точно так, как невозможно жить, не придерживаясь этикета, моды и стиля, хорошей кухни, так им сложно представить свой день без придерживания обычаев. на самом деле, современные традиции Франции очень сильно перемешались с обычаями тех народов, которые приезжают к ним жить. Таким образом, в классическую европейскую систему традиций и обычаев, большая часть которых базировалась на католических канонах, влились традиции мусульман, в большей степени - с Северной Африки. Обращаясь к классическим устоям французской жизни, заметим, что для них очень важно, чтобы жизнь проходила обязательно "комильфо" (то есть делать все так, как положено). К примеру, не мало времени без угрызений совести тратится на утренний туалет и приготовления…

Франция - одна из ведущих мировых научных держав. Общенациональные затраты на НИОКР 30 545 млн евро, или 2,14% ВВП (4-е место в мире) (2001). В науке занято 314,5 тыс.чел., 48,9% из них - профессорско-преподавательский состав университетов, которых во около 20 (в т.ч. старейшие в Европе Парижский - Сорбонна и университет в Монпелье, основанные соответственно в 13 и 15 вв.). Непосредственно научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками занимаются 160 тыс.чел. (75% в частнопредпринимательском секторе). Они сосредоточены на различных научно-исследовательских и внедренческих фирмах, в лабораториях и технических центрах (на 2000 таковых имелось 5373). Доля государства в финансировании научной деятельности составляла 21,7% (2001); получаемые средства направлялись в основном на фундаментальные исследования, а также в такие отрасли, как ядерная энергетика, различные космические программы, производство вооружений, транспорт и связь. Предпринимательский сектор сосредоточивает усилия в прикладных исследованиях, преимущественно в электронике, общем , автомобилестроении, . На эти отрасли приходилось 46,7% выданных резидентам патентов. Однако, несмотря на немалый объём средств, направляющихся на НИОКР, французская научная мысль в технической области отстаёт от основных зарубежных конкурентов. Из 160,0 тыс. патентов, зарегистрированных во Франции в 2001, резиденты получили только 21,6 тыс. (13,5%); баланс по торговле патентами и лицензиями устойчиво отрицателен. Мировые имена принадлежат французам прежде всего в общественных науках: в социологии Ф.Дюркгейм, К.Леви-Стросс, М.Фуко, А.Турен, в истории - Ф.Бродель.

Вряд ли существует другая страна, оказавшая в последние 3-4 столетия на западную и мировую культуру столь же мощное влияние, как Франция. Замки на Луаре, парки и дворцы , картины старых мастеров от Клуэ до Пуссена, Грёза, Шардена, романтиков Делакруа и Курбе, импрессионистов, музыкальные творения Берлиоза и Равеля - шедевры мирового уровня. Париж едва ли не со времён Людовика XIV считается культурной столицей мира. В 20 в. эта традиция была продолжена. Здесь в межвоенные и послевоенные годы жили и творили художники со всего мира - испанцы Пикассо и Дали, итальянец Модильяни и голландец Мондриан, французы Марке, Синьяк, Леже, представлявшие вместе едва ли не все многочисленные направления современной живописи; Франция - родина современного абстракционизма и наряду с - оп-арта и поп-арта.

Французская литература, первый письменный памятник которой относится к 842, всегда была одним из наиболее крупных явлений в мировой литературе. Средневековую традицию литературного творчества («Песнь о Роланде», творения трубадуров и труверов, городские фаблио, стихи Ф.Вийона) продолжали в 16 в. поэты Плеяды, Рабле и Монтень, в 17 в. - Расин, Корнель, Мольер, Лафонтен, в 18 в. - Вольтер, Бомарше, энциклопедисты. В 19 в. французскую литературу украшали такие великие имена, как Гюго и Бальзак, Стендаль и Флобер, Золя и Мопассан, в нач. 20 в. - М.Пруст. Во Франции в межвоенные годы зародилось литературно-философское течение экзистенциализм - философия существования (Ж.-П.Сартр, А.Камю, Симона де Бовуар). В послевоенное время блестящими образцами критического реализма стали «семейные» и исторические романы Ф. Эриа, Э.Базена, М.Дрюона. Творцами направления «новый роман» явились А.Роб-Грийе и Натали Саррот. Общеизвестны имена А.Моруа, М.Эме, Б.Виана. Писатели А.Жид, Ф.Мориак, Сен-Жон Перс - лауреаты Нобелевской премии по литературе.

В мире весьма популярна французская кинематография. В работах режиссёров М.Карне, К.Кристиан-Жака, Р.Клера, Р.Вадима снимались такие звёзды, как Ж.Габен, Ж.Филип, Бурвиль, Фернандель, Л.де Фю-нес, Б.Бардо. Французский кинематограф известен прежде всего именами Л.Бессона, П.Ришара, Ж.Депардье, Анни Жирардо. Неумирающую традицию французского шансона после 2-й мировой войны продолжили Эдит Пиаф, Ив Монтан, Ш.Азнавур, Далида, Ж.Брель, Брассанс, С.Адамо, Мирей Матье и др.

Франция — страна, известная во всем мире своим культурным наследием и богатыми национальными традициями, продолжает держать марку законодателя мод и места сосредоточения гурманов и людей с изысканным вкусом. Что же подарила миру культура Франции, и благодаря кому современное поколение с замиранием сердца ждет путешествия сюда?

Говоря о сферах деятельности, где французы достигли колоссальных успехов, нельзя не отметить архитектуру, изобразительное искусство, литературу, кинематограф и музыку. История Франции тесно переплетается с историей других государств, оказавших прямое или косвенное влияние на развитие событий в этой стране. Однако несмотря на восприятие традиций соседей, Франция славится своим особенным стилем и укладом жизни.

Художественная культура Франции: архитектура, живопись, литература, музыка, кинематограф

Одним из самых ярких стилей в архитектуре Франции стал ампир, как явление зародившийся еще в конце XVIII века, накануне Великой революции. Ампир выражал дань французов античному периоду истории в тесном сплетении с мотивами политической борьбы и революционных идей. Основоположником стиля стал живописец Жак Луи Давид, стремившийся выразить в своих творениях любовь к человечеству, свободе, равенству и братству.

Наполеоновский ампир

Особенно ярко отражает желание показать величие страны культура Франции 19 века, когда во главе государства стоял амбициозный и уверенный в собственных силах император Наполеон Бонапарт.

Так называемый наполеоновский ампир был призван пробуждать в гражданах гордость за свою Родину и вызывать ощущение величия за расширяющую границы империю. Однако такое стремление привело к тому, что здания, выполненные в этом стиле, представляют собой, скорее, жесткое и холодное воплощение первоначальных замыслов зодчих, акцентирующих внимание на монументальности и величии, а не на мягких классических формах, лежащих в основе ампира.

Наиболее монументальными и значимыми памятниками того периода стали Церковь святой Марии-Магдалины и Триумфальная арка — копия античной арки Септимия Севера (римского императора). Работа над аркой велась под руководством зодчих Франсуа Фонгена и Шарля Персье. Архитектурная достопримечательность была установлена напротив Дворца Тюильри на площади Каррузель и являлась символом военных побед императора.

Особенности культуры Франции в тот период истории как раз и заключались в необходимости возвеличить правителя государства, укрепив его внутреннее влияние для успешной международной политики.

Инженерный стиль

Вторая половина XIX века ознаменовалась сменой ампира так называемым инженерным стилем, основоположником которого стал архитектор Жорж Эжен Осман. Он выступил с инициативой перепланировки столицы Франции, в результате чего Париж приобрел современный вид.

В этот же период была возведена одна из основных достопримечательностей города — Эйфелева башня.

XX век и модерн

В XX веке культура Франции в области архитектуры ознаменовалась распространением моды на другой стиль — модерн, отражавший современное видение воплощения идей зодчих. Представителями модерна стали архитекторы Эктор Гимари (прославившийся после возведения многоквартирного дома «Замок Беранже») и Ле Корбюзье (занимавшийся в основном проектированием вилл в этом стиле).

Живопись XIX и XX веков

1860-е годы стали знаковой эпохой в развитии французского изобразительного искусства. В этот период качественный прорыв был сделан представителями нового стиля в живописи — импрессионистами. Первыми «ласточками» стали получившие всеобщее признание Клод Моне, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Эдуард Мане, Огюст Ренуар.

Помимо импрессионизма возникли и другие течения, которые со временем распространились в соседних европейских странах или, наоборот, пришли оттуда во Францию — неоимпрессионизм или пуантилизм (представителем которого выступали Жорж-Пьер Сёра и Поль Синьяк), постимпрессионизм (отмечен творчеством таких художников, как Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек), фовизм (во главе с Андре Дереном и Анри Матиссом), кубизм (представителем которого выступал Жорж Брак и Марсель Дюшан).

Особо стоит отметить постимпрессионизм, который отчасти перенял художественные принципы импрессионизма, в то же время продолжая искать свой особенный стиль и пути развития в новых формах. На первый план для художников этого направления выходят явления эмпирического мира — формы действительности, желание показать целостную картину мира, а не сиюминутное впечатление.

Неизгладимое впечатление на современников произвело возникновение фовизма — художественное течение, отличавшееся динамикой, выразительностью красок, ярким колоритом, резкостью мазков и чистотой. Представителей этого стиля прозвали «дикими», так как их работы ассоциировались с напором и дикостью животных.

Литература XIX века

Особое внимание стоит уделить французской литературе XIX века. В этот период широкое распространение получает символизм с его недосказанностью, загадочностью, намеками и символами. Яркими представителями направления были Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюр Рембо и Стефан Малларме.

Середина XIX века является, пожалуй, наиболее насыщенным периодом в истории литературы Франции, когда на ее ниве творили такие выдающиеся писатели-прозаики, как Александр Дюма, Виктор Гюго, Жюль Верн, Оноре де Бальзак, Стендаль, Гюстав Флобер, Проспер Мериме, Ги де Мопассан.

Ставшие классическими труды «Три мушкетера», «Собор Парижской Богоматери», «Двадцать тысяч лье под водой», «Отец Горио», «Красное и черное», «Госпожа Бовари», «Кармен», «Милый друг» до наших дней возглавляют списки самых читаемых и любимых произведений мировой литературы.

Знаковый XX век во французской литературе

XX век стал знаковым для истории французской литературы: четырнадцать писателей удостоились Нобелевской премии за свои труды на литературном поприще. Среди них Ромен Роллан, Альберт Камю, Жан-Поль Сартр. Такого успеха не знала ни одна другая страна.

Кроме того, в 1903 году во Франции была учреждена Гонкуровская премия, которая считается наиболее престижной в этой области для французских авторов. Из выдающихся литераторов XX века, имевших честь быть отмеченными этой премией, стоит выделить Альфонса де Шатобриана, Марселя Пруста, Жан Жака Готье.

Культура Франции 20 века — отличный пример того, как новаторство и нетрадиционный подход позволяют сделать большой рывок в духовном развитии народа и пересмотреть моральные ценности и устои, проанализировав их, в частности, через призму литературных взглядов.

Музыкальное искусство XIX и XX веков

Так же как и в литературе, в музыкальном искусстве Франции расцвет пришелся на XIX век.

Известность и слава пришли к таким выдающимся музыкантам, как Гектор Берлиоз, Жак Оффенбах, Жорж Бизе.

Стремительно развивается и новый жанр — большая французская опера, в сюжетах которой отражена в основном история Франции. Опера сопровождалась пышными постановками и массовыми хоровыми сценами, которые использовались для достижения большего эффекта. Колоритным образцом нового жанра стало произведение ее основоположника - Даниэля Обера - «Немая из Поричи».

Во второй четверти XIX века большая французская опера превращается в ведущий жанр на подмостках театров. Классикой стали работы композитора Жака Франсуа Фроманталь Эли Галеви «Жидовка», оперы Джакомо Мейербера «Пророк» и «Гугеноты».

Последняя треть XIX века выявила основные тенденции в музыке. Все большее распространение получали массовые формы концертно-театрального быта, симфонические и камерные концерты. Значительную роль в оживлении музыкальной жизни этого периода сыграло «Национальное общество», созданное в 1871 году. Его целью была пропаганда произведений французских композиторов. В течение 30 лет по инициативе общества было проведено более 300 концертов.

От классики к современности

Национальная культура Франции в XX веке формировалась под влиянием общемировых тенденций. Так, особой популярностью стал пользоваться французский шансон, прославивший непревзойденную Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Жоржа Брассена и Сержа Генсбура.

Набирает популярность и эстрадная музыка в лице Джо Дассена, Далиды, Мирей Матье и Патрисии Каас.

Если говорить в общем, то культура Франции в сфере музыкального искусства может похвастаться приверженностью классическому жанру. Об этом свидетельствуют многочисленные концертные площадки, залы, театры, в которых как в XIX-XX веках, так и в настоящее время проходят фестивали классической музыки и разнообразные концерты.

Французский кинематограф

Чем еще, кроме архитектуры, живописи, литературы и музыки гордится Франция? Культура и традиции этой страны настолько богаты, что перечислять достижения французов можно долго. Одним из самых весомых вкладов считается создание в 1895 году аппарата для съемки и проекции на экран изображения братьями Люмьер. Это событие стало поворотным моментом в развитии как французского, так и мирового кинематографа.

40 — 50-е годы XX века познакомили мир с лучшими экранизациями французской классики - «Красное и черное», «Пармская обитель». Мировую известность получили блестящие актеры — Жан Маре, Жерар Филип, Луи де Фюнес.

Не менее знаковыми стали следующие два десятилетия XX века, открывшие миру потрясающих мастеров своего дела — Жана-Поля Бельмондо, Жана Моро, Катрин Денёв, Жерара Депардье, Анни Жирардо, Алена Делона и Пьера Ришара.

Правительство страны активно поддерживает развитие кинематографа. Так, в 1976 году была учреждена национальная кинопремия «Сезар». Также ежегодно во Франции проводится всемирно известный Каннский кинофестиваль.

Культура Франции внесла весомую лепту в развитие мировой культуры, дав жизнь многим направлениям и течениям в различных областях знаний и оставив в наследие современным поколениям богатый арсенал для дальнейшего развития.