Борис Гребенщиков: биография, личная жизнь, дискография. Борис Гребенщиков: биография, интересные факты

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бориса Гребенщикова

Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Отец – Борис Александрович был научным работником. Мать – Людмила Харитоновна долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском университете. Супруга – Ирина. Дети: Алиса, Глеб, Василиса.
Детство Бориса Гребенщикова прошло в Ленинграде, на Алтайской улице, в доме 22. По окончании 8-го класса в известной школе № 421 он перешел в математическую школу № 239, потом поступил на факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета. Именно там – в комнате за сценой актового зала факультета – стали проходить первые репетиции новой ленинградской рок-группы, основанной Борисом Гребенщиковым вместе с приятелем по школе Анатолием Гуницким по прозвищу Джордж, которое он получил из-за внешнего сходства с Джорджем Харрисоном. Молодых людей объединял страстный интерес к западной рок-культуре, поэтическое дарование и отношение к музыке как к главному в жизни. Уже в 1969 году Борис сочинял и пел песни на английском языке в школьном ансамбле. Вскоре он пришел к убеждению, что тексты песен должны быть русскими.
Несмотря на «официальную» изолированность жителей СССР от западной культуры, на «Аквариум» западная музыка всегда очень существенно влияла. Музыканты вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Дилана, Игги Попа, Боба Марли, Джима Моррисона. В начале 1970-х годов Борис Гребенщиков был одним из тех людей, у которых новые пластинки появлялись мгновенно. Благодаря хорошему знанию английского языка лидер «Аквариума» прекрасно ориентировался в ней, и планка, которую он себе ставил, всегда была на мировом уровне качества.
Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973 году, стал едва ли не первым опытом создания концептуального музыкального произведения в советской России. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством ленинградских рок-групп того времени, исполнявших узкоспециальные советские песни. «Аквариум» органично сделался частью мировой рок-культуры, ассимилируя ее в советском музыкальном пространстве.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1974 году в состав группы вошли Андрей Романов и Михаил Файнштейн. На факультете прикладной математики ЛГУ был организован театр, в котором А. Гуницкий и другие члены группы писали и ставили пьесы в абсурдистском жанре. Позже к ним присоединился профессиональный режиссер Эрик Горошевский. Руководство университета грозило Борису отчислением, запрещало репетиции. Вскоре пришлось делать выбор между музыкой и театром, так как увлечение драматургией стало во многом определять направление творческой деятельности коллектива. Был период, когда Борис Гребенщиков оставался в группе практически один, но с появлением виолончелиста Всеволода Гаккеля начал формироваться состав, просуществовавший следующие 15 лет. Появляются песни, которые останутся в репертуаре «Аквариума» на многие годы.
Звукозапись для подпольного рок-музыканта в то время тоже была подпольной. Записи были величайшей ценностью, переписывались десятки раз и бережно хранились, благодаря чему современный слушатель и теперь имеет возможность услышать записи Высоцкого, раннего Окуджавы, Галича. Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» в это время записывают альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978), созданный в соавторстве с Майком Науменко. Запись этого альбома происходила на полянке между Невой и Смольным – на открытом воздухе. Это был первый альбом с обложкой. Его тираж составил 10 экземпляров и моментально разошелся по рукам.
Возможности профессиональной звукозаписи были ограничены, например, сложно было записать полноценный электрический альбом, но существовали студии, дававшие достаточно высокое качество. Одна из самых известных – студия Андрея Тропилло – будущего звукорежиссера «Аквариума», делавшего также первые записи групп «Машина времени», «Алиса», «Кино», располагавшаяся первоначально в Доме юного техника на Охте. С осени 1980 года группа получила возможность записываться. Первая студийная запись – «Синий альбом» – разошлась по стране в самиздате. Фотографии для самодельной обложки, как и для многих последующих альбомов, делал фотохудожник Андрей Усов. Впоследствии в стенах студии были записаны и другие альбомы «Аквариума»: «Треугольник», «Акустика», студийная сторона «Электричества», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря».
В 1970-е – 1980-е годы «Аквариум» постоянно играл «квартирники». Это концерт на квартире, обычно дома у кого-то из слушателей. Группа выступала в небольшом акустическом составе – громко играть было нельзя, так как соседи могли вызвать милицию (такие концерты были, конечно, под запретом). Камерная атмосфера, зрители сидят очень близко к артистам, слушают затаив дыхание, кто-нибудь, возможно, записывает концерт на магнитофон. Но несмотря на опасность нажить себе неприятности, поддерживая официально запрещённую музыку даже простым приходом на «квартирник», люди слушали «Аквариум», и число тех, кто любит эти песни, всё увеличивалось.
Основу квартирных концертов конца 1970-х – середины 1980-х годов составили песни из альбома «Акустика», успевшие разойтись по стране в нелегальной записи. Группа была официально запрещена. Подпольные рок-концерты, которые удавалось провести, полностью переворачивали представление о русской рок-музыке.
В октябре 1977 года Борис Гребенщиков вместе с другими известными деятелями андерграундной субкультуры начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в СССР – «Рокси» и до 1979 года публиковал в этом издании статьи. Отношения «Аквариума» с официальными властями в это время были относительно ровными, за исключением нескольких незначительных столкновений. Однажды музыкантов, собравшихся на ступенях Инженерного замка для небольшого концерта, задержала милиция, разыскивавшая хулиганов, разбивших статуи в соседнем парке. Несколько позже по Би-Би-Си передали, что это был первый российский рок-фестиваль, где были арестованы более тысячи человек.
Всенародную известность Борис Гребенщиков и «Аквариум» приобрели после участия во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы», состоявшемся в Тбилиси в ноябре 1980 года, где смелое для тех времен выступление музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы и повлекло за собой большое количество нареканий со стороны властей.
В это время стиль панк еще не был признан даже в среде рок-подполья, и почти никто не предвидел, какое влияние он окажет на современную музыку, живопись, литературу. Борис Гребенщиков и его окружение одними из первых обратили внимание на это новое музыкальное направление. Произошло знакомство с Виктором Цоем и группой «Кино», тогда еще «панками в законе». «Наш эквивалент панка – это освобождение своего сознания от привычной мысли, что над нами стоит большой аппарат», – считал в то время Гребенщиков.
Артемий Троицкий пригласил музыкантов на фестиваль в Тбилиси с акустической программой, которую они репетировали в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Но без ведома организаторов фестиваля эта программа была изменена. Впервые перед широкой публикой были исполнены такие песни, как «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Во время выступления «Аквариума» жюри в полном составе демонстративно покинуло зал. Вернувшись в Ленинград, музыканты лишились места для репетиций в ДК. Для самого Бориса Гребенщикова это закончилось лишением комсомольского билета и места работы в НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, где до этого он несколько лет работал младшим научным сотрудником, и как следствие – обретением благоприятных условий для свободного творчества.
Далее до середины 1980-х годов Борис Гребенщиков трудился в разных местах, например, как и другие «аквариумисты» в разное время, в бригаде сторожей под началом у А. Романова. Став членом профкома драматургов (некая суррогатная творческая организация, куда принимали неофициальных деятелей культуры, не имевших по разным причинам права и возможности вступить в официальный творческий союз, дававшая право не работать и считаться творческим работником), получил возможность нигде не работать.
В последующие годы яркими страницами творчества Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» были проекты, созданные в соавторстве с ленинградским музыкантом авангардистом Сергеем Курехиным. Прекрасный пианист, человек с абсолютно уникальным, ярким музыкальным мировоззрением, С. Курехин периодически появлялся в «Аквариуме» и оказывал большое влияние на происходящее.
С Борисом Гребенщиковым в это время работали также виртуозный электрический гитарист Александр Ляпин, высококлассный басист Александр Титов, скрипач Александр Куссуль, чья скрипка выводила музыку в другие измерения, и многие, многие другие…
Первыми плодами этого творческого союза стали альбомы «Треугольник» и «Табу». Вскоре после записи «Треугольника» состоялся первый показ группы по телевидению: в программе «Веселые ребята», где Б. Гребенщиков, В. Гаккель и М. Файнштейн исполняли песню «Два тракториста», при этом струны гитары Гребенщикова были посередине грифа перехвачены кападастром, чтобы показать, что песня исполняется под фонограмму.
Осенью 1981 года Борис Гребенщиков привез альбом в Москву – 10 магнитофонных катушек, вручную оформленных. Как и предположил тогда критик А. Троицкий, в столице альбом интереса не вызвал. Однако именно песни из этого альбома, такие как «Мочалкин блюз», «Старик Козлодоев», теперь хорошо знакомы не только поклонникам «Аквариума».
В 1984-м, а потом и в 1986 году «Аквариум» появляется на телевидении в программе «Музыкальный ринг». Затем передач, интервью телевидению и прессе становится все больше.
С открытием в Ленинграде рок-клуба Гребенщиков принял самое активное участие в его деятельности. В середине 1980-х годов, с приходом эпохи «гласности и перестройки», группа вышла из подпольного состояния, популярность ее к этому времени уже была очень велика. Поклонники постоянно стояли на лестнице в подъезде дома Гребенщикова в Ленинграде, мечтая увидеть любимого музыканта. «Аквариум» много гастролировал. Концерты становились всё масштабнее. «С осени ’86 мы перемещались со стадиона на стадион под такие бурные овации, как будто лично отменили советскую власть». (Б. Г.). Один за другим выходят блестящие альбомы: «День Серебра», «Дети Декабря», «Десять стрел». В 1987 записывается альбом «Равноденствие».
Песни «Аквариума» зазвучали в кино – в трилогии Сергея Соловьева «Три песни о Родине»: «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», в документальном фильме Алексея Учителя «Митьки в Европе», в фильме Александра Бурцева «Город». Сам Борис Борисович Гребенщиков выступил как композитор и актер в фильме «Два капитана–2».
В 1986 году в США вышел двойной альбом «Red Wave – 4 underground bands from the USSR» – «Красная волна: 4 подпольные группы из СССР». В эту пластинку вошли 6 песен «Аквариума». В 1989 году записан англоязычный альбом «Radio Silence» с высококлассными музыкантами, в основном в записи участвовали музыканты «Eurythmics».
В 1990 году в Лондоне был записан другой англоязычный альбом – «Radio London». За время нахождения за границей Гребенщиков знакомится со многими известными западными музыкантами и позднее будет записывать с иностранными музыкантами некоторые свои диски.
Вернувшись в Россию, Борис Гребенщиков собирает новый коллектив. Группа получила название «БГ-Бенд». В него вошли, кроме Гребенщикова, мультиинструменталист, музыковед Олег Сакмаров, прекрасный аккордеонист Сергей Щураков, гитарист Алексей Зубарев, скрипач Андрей Решетин, ударник Петр Трощенков и др. Большая часть песен этого периода, составивших «Русский альбом», стали, с одной стороны, выражением происходящих в России перемен, а с другой – передали ту глубинную русскую атмосферу, которая существует уже много веков.
В конце 1980-х годов в основном под влиянием общения с группой художников «Митьки» Борис Гребенщиков начинает писать картины, преимущественно примитивистского плана. В 1989–1992 годах как актер и композитор вместе с Сергеем Курехиным он принимает участие в съемках фильма Сергея Дебижева «Два капитана–2».
В 1993 году группа Бориса Гребенщикова возвращает себе прежнее название. Выходят альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев». В них очень много вальсов – типично русская мелодика, напевность. Вновь появляется столь любимая «Аквариумом» эклектика, ощущается большое влияние восточной музыки и философии. В 1997 году выходят альбомы «Гиперборея», «Лилит», записанный с западными музыкантами – на этот раз с группой «The Band».
Борис Гребенщиков записывает не только свои песни. В 1994 году выходит диск песен Александра Вертинского в его исполнении, в 1999 – Булата Окуджавы. Обе эти пластинки аутентичны, передают оригинальный дух песен, но при этом абсолютно индивидуальны. Также осуществляются другие проекты, например записи инструментальных альбомов, а также альбом «Прибежище» – тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой «The Mirrors», а в 2002 году – с ними же – альбом «Bardo». В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого «Пятиугольный грех».
В 1999 году вышел абсолютно не похожий на предыдущие альбомы «?», в 2002 году, в год 30-летия «Аквариума» – «Сестра Хаос» – жесткий разноплановый альбом, назвавший многие происходящие сегодня вещи своими именами. В 2003 году «Аквариум» выпустил альбом «Песни рыбака», запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов.
За 30 с лишним лет непрерывной творческой деятельности Борис Гребенщиков написал более 500 песен, создал более 40 музыкальных альбомов. Его творчество оказало большое влияние на интеграцию российской культурной мысли в мировое культурное пространство. Оно широко известно и достойно представлено за рубежом, о чем свидетельствуют опубликованные во многих странах созданные им музыкальные произведения.
С Борисом Гребенщиковым сейчас играют музыканты высочайшего класса: Борис Рубекин – клавиши, Андрей Суротдинов – скрипка, Владимир Кудрявцев – бас, Альберт Потапкин – барабаны, Олег Шар – перкуссия, Александр Беренсон – труба, Игорь Тимофеев – саксофон, флейта, Федор Кувайцев – кларнет.
В 1998 году Борис Гребенщиков стал первым и единственным рок-музыкантом – лауреатом Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». В 2003 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Приветствую моих дорогих читателей! В статье «Борис Гребенщиков: биография, интересные факты» — о главных этапах жизни известного рок-музыканта, композитора и поэта. Для вас интересное видео.

Биография Бориса Гребенщикова

Его биография начинается в городе Ленинграде. Боря родился 27 ноября 1953 года. Его можно назвать основоположником русской рок-музыки.

Он рос в советской семье интеллигентов. Мама работала в НИИ в отделе социологических исследований. Отец, по профессии инженер, занимался научными исследованиями, впоследствии был назначен директором завода в Балтийском пароходстве.

Все детство будущего музыканта прошло в легендарном городе на Неве. Учился он в престижной городской школе № 421. После 8 класса перешел в школу с математическим уклоном. Еще в школьные годы парень увлекся музыкой, это увлечение стало

Окончив школу, молодой человек поступает в университет Ленинграда, выбрав факультет прикладной математики. Он продолжает заниматься любимым хобби — музыкой.

Совместно с Анатолием Гуницким, который был его друг со школьных лет, создал музыкальную группу под названием «Аквариум». Всё свободное время посвящает любимому делу. Песни ребята писали в основном дома, а гастроли проводили совсем редко.

Начало творческого пути

В 1977 Борис окончил университет и поступил на работу в НИИ. Попутно с работой он продолжает писать песни, и иногда организовывать концерты. Несмотря на то, что СССР была закрытой страной от многих влияний, в том числе и музыкальных, все-таки пластинки с записями зарубежных исполнителей появлялись и здесь.

У Бориса они были в числе из первых. Благодаря отличному знанию английского языка, он хорошо знал смысл всех новых песен. Песни западных исполнителей были его ориентиром в мире музыки. В 1973 году его команда выпускает свой первый альбом -«Искушение святого Аквариума».

Музыка, исполняемая группой, не имела аналогов в музыкальной сфере того времени. Особенно это касалось такого направления как рок. Это было совершенно новое направление в музыке. Переворот взглядов и устоявшихся стереотипов.

В 1978 году выпустили совместно с Марком Науменко и Михаилом Файнштейном альбом «Все братья-сестры». А спустя 2 года, группа выступала на рок-фестивале, проходившем в Тбилиси.

За что позже Гребенщикова исключили из комсомола. Кроме того, его еще и лишили должности, на тот момент он был младшим научным сотрудником. А существование его группы было под угрозой. Формально группа «Аквариум» считалась запрещенной.

В 1981 «Аквариумом» был выпущен первый настоящий альбом, получивший название «Синий альбом». «Аквариум» в официальном порядке приняли в рок-клуб города Ленинград.

С этого времени группа принимает самое активное участие в проходящих рок-фестивалях. Спустя год, Борис становится продюсером группы «Кино», работая над выпуском первого альбома «45».

  • 1987 — в СССР появилась в продаже первая пластинка легендарной группы «Аквариум».
  • 1991 — группа прекратила свое существование. А год спустя, Борис набирает новый состав группы.
  • 2003 — Гребенщиков награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2005 — работа на радио. Почти час в эфире Борис ведет авторскую программу под названием «Аэростат».

Борис Гребенщиков издал несколько книг, его музыка звучит во многих фильмах и спектаклях. Он увлекается фотографией (было организовано несколько его фотовыставок). Талантливый человек!

Личная жизнь

Первый раз музыкант женился в 1976 на Наталье Козловской. Брак продлился 4 года. В браке родилась дочь Алиса, которая впоследствии стала актрисой

Второй брак был гражданским, с Людмилой Шурыгиной. Семейные отношения продлились 9 лет. В браке родился сын Глеб. Впоследствии стал известным диджеем.

Третий брак был заключен с Ириной Титовой. В браке появились дочь Василиса, также супруги воспитывали и сына Марка от первого брака Ирины. Сейчас Марк стал музыкантом, Василиса художником.

Музыкант с 2006 года перенес две операции, одна по коррекции зрения, вторая по шунтированию сердца. Но продолжает и дальше активно заниматься делом всей своей жизни – музыкой. Его рост 1,76 м, знак зодиака — Стрелец.

Борис Гребенщиков и Далай-лама XIV

Гребенщиков верующий человек, но не является приверженцем какой-либо определенной религии. Одно время он заинтересовался Изучал китайскую и индийскую философию. Это нашло отражение в его музыкальном альбоме «Прибежище». Здорово получилось!

Борис Гребенщиков: биография (видео)

Российский музыкант, поэт, лидер рок-группы «Аквариум» , обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие музыкального искусства.

Борис Борисович Гребенщиков родился осенью 1953 года в Ленинграде в семье директора завода Балтийского пароходства и юрисконсульта Ленинградского дома моделей. Дед Бориса умер во время блокады Ленинграда, а бабушка стала для него самым близким и родным человеком в семье.

Окончив физико-математический лицей, Гребенщиков вовсю посвящал себя музыке – вместе с друзьями записывал песни в домашних студиях. Группу назвали «Аквариум» . Гастрольная деятельность не мешала музыканту учиться в Ленинградском государственном университете им. Жданова на факультете прикладной математики. Более того, он участвовал в деятельности экспериментального студенческого театра, а после получение диплома стал работником НИИ социологии.

Несмотря на то, что Борис Гребенщиков был лидером группы и автором большинства песен, он стремился к тому, чтобы слушатель понимал – перед ним творчество «Аквариума» .

– Когда существует понятие «Аквариум», не существует ни единого человека. То есть Гребенщикова там тоже нет. Если группа играет, то играет вся вместе, на сцене нет ни единой личности как таковой. Там присутствует некая система, которая играет музыку и очень тащится, делая это. А отдельные люди могут быть до сцены и после сцены, лично я это так вижу.

После появления этого бэнда, понятие об отечественной рок-музыке кардинально поменялось. «Аквариум» и «Кино» стали самыми известными музыкальными проектами в СССР в 1980-е годы. Они собирали стадионы и эпатировали публику.

В 1980 году Бориса Гребенщикова даже исключили из комсомола, а группу официально запретили – причиной послужило выступление на Тбилисском рок-фестивале. Правда, вскоре запрет сняли.

После трагической гибели Виктора Цоя прекратило своё существование «Кино» , «Аквариум» распался вслед за ним. В 1989 году Борис Гребенщиков записал сольный англоязычный альбом «Radio Silence» и создал новый музыкальный проект «БГ-Бэнд» .

– Когда был сыгран концерт в марте 91-го года, последний концерт старого «Аквариума» , то многие его участники – не скажу про себя – странным загадочным образом излечились от многих внутренних болезней, которые у них были. Чисто физических. Это стояло как мощная энергетическая преграда, как пробка, и поэтому, когда эту пробку совместными усилиями вышибли, и эта тень перестала висеть, то и люди вылечились, и у меня песни новые пошли.

В 1993 году участники группы «Аквариум» воссоединились и, как будто обретя второе дыхание, стали покорять любителей отечественной рок-музыки с новыми силами.

За долгие годы творческой деятельности группа Бориса Гребенщикова получила несколько музыкальных наград и выпустила более пятидесяти альбомов.

В 2005 году Борис Гребенщиков стал радиоведущим авторской программы «Аэростат» на «Радио России», через два года отыграл концерт на лондонской сцене Royal Albert Hall, а ещё через два года в Берлине сделал операцию – шунтирование сердца.

Известно, что Борис Гребенщиков увлекается буддизмом и переводит письменные труды известных гуру на русский язык.

Он также составил список всех чудотворных икон в России:

– Православие меня интересует ничуть не меньше. Просто его я открыл для себя на 10 лет позже буддизма. У меня есть интерес ко всем небытовым проявлениям жизни. Буддизм, индуизм, православие, даоизм – всё, что выходит за рамки повседневного. Думаю, если не притворяться, экстремальные чудеса интересуют всех больше всего.

Борис Гребенщиков был официально женат три раза. От первого брака у него есть дочь Алиса , известная киноактриса, от второго – сын Глеб , который работает диджеем. В 1991 году он женился на бывшей супруге Александра Титова Ирине и усыновил её детей Марка и Василису .

– Я иногда слышу от людей: дети – лучшее, что они сделали в своей жизни. Какая же это эволюция – родить себе подобного?.. По-моему, такая фраза сразу сводит человечество к нулю. Если человек не может сделать в жизни ничего, кроме как родить ребёнка, значит, от животного абсолютно ничем не отличается. По-моему, грядёт матриархат. А мужик должен тащить на себе эволюцию…

Дискография

  • День радости (2010)
  • Пушкинская, 10 (2009)
  • Лошадь белая (2008)
  • Беспечный русский бродяга (2006)
  • ZOOM ZOOM ZOOM (2005)
  • Без слов – лимитированное издание (2004)
  • Песни рыбака (2003)
  • Сестра Хаос (2002)
  • Переправа («Bardo»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (2002)
  • Территория (2000)
  • Ψ (1999)
  • Песни Булата Окуджавы (1999)
  • Оракул Божественной Бутылки (1999)
  • БГ+Зомбияйц (1998)
  • Борис Гребенщиков и DeadУшки (БГ + Deadyшки) (1998)
  • Молитва и пост (internet-only album) (1998)
  • Прибежище (англ. «Refuge»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (1998)
  • Лилит (1997)
  • Гиперборея (1997)
  • Чубчик (1996)
  • Снежный лев (1996)
  • Навигатор (1995)
  • Задушевные песни (БГ + Квартет Анны Карениной) (1994)
  • Кострома mon amour (1994)
  • Песни Александра Вертинского (1994)
  • Пески Петербурга (1994)
  • Письма капитана Воронина (1993)
  • Любимые песни Рамзеса IV (1993)
  • Русский альбом (1992)
  • Феодализм (1989)
  • Равноденствие (1987)
  • Наша жизнь с точки зрения деревьев (1987)
  • Десять стрел (1986)
  • Дети Декабря (1985)
  • День Серебра (1984)
  • Ихтиология (1984)
  • Радио Африка (1983)
  • Табу (1982)
  • Акустика (1982)
  • Электричество (1981)
  • Треугольник (1981)
  • Синий альбом (1981)
  • Скоро кончится век (1980)

«Бог есть свет, и в нем нет никакой тьмы», - так поет Борис Гребенщиков в песне «День Радости». Певец-интеллектуал, основатель и бессменный лидер рок-группы «Аквариум», духовный практик и философ, избравший для себя в качестве псевдонима христианское сокращение Б-г, праздновал вчера День Рождения, а мы вспоминаем его творчество, полюбившиеся не одному поколению тех, кого рожали под звуки маршей.

Борис Гребенщиков - певец, музыкант, философ.

БГ – музыкант культовый. Поклонники знают, что, несмотря на кажущуюся простоту, его творчество многослойно и многогранно. Писать, как БГ, – не сложно, на первый взгляд, а вот чувствовать и жить, как он, - задача не из простых.

«Аквариум» был основан Борисом Гребенщиковым и поэтом Анатолием Гуницким в 1972 году (по версии Гуницкого, название группе дали по аналогии с названием пивного бара "Аквариум", Гребенщиков же эту версию отвергает, говоря, что знаковое слово промелькнуло среди десятка других вариантов случайно), и первые годы группа существовала полуподвально, о концертах и выступлениях можно было только мечтать. Дебютный акустический альбом был записан в 1978 году, а, спустя два года, «Аквариум» попадает в список запрещенных групп (по сути, БГ стал первым советским панком), Гребенщикова исключают из комсомола и увольняют с работы. Словом, музыканты проживают типичную для советского времени историю.


Борис Гребенщиков в молодости

Далее были годы подпольной работы, запрещенных концертов, квартирников. В 1988 году группе удается выехать в Монреаль, где музыканты выступают на конференции против ядерной войны. Их песни приходятся по душе публике, но участники группы не получают гонорара, организаторы компенсируют траты на проезд, хотя и этого по тогдашним меркам было достаточно. В следующем году в Америке Гребенщикову удается издать первый англоязычный альбом.


Борис Гребенщиков в молодости

Состав группы «Аквариум» неоднократно менялся, к студийной работе привлекались различные музыканты. БГ – экспериментатор в вопросах формы и содержания. Помимо коллективных и сольных музыкальных проектов, он занят литературой, съемками в кино и игрой в театре, организацией персональных фотовыставок. Особое место в его жизни занимают духовные практики и переводы буддистских книг. Кстати, о переводах. В советские годы Гребенщиков прославился тем, что сделал первый перевод бессмертной саги Толкина «Властелин колец».


Борис Гребенщиков в звукозаписывающей студии Аквариума, 2001

Сегодня в копилке «Аквариума» - десятки прекрасных песен, некоторые из которых были написаны под впечатлением от реальных событий, происходивших в жизни музыканта. Так, песня «Этот город в огне» появилась в 1987 году. Музыкант сочинил ее в поезде, когда во время гастролей по СССР увидел, как за окном полыхали нефтяные вышки, словно факелы.


Борис Гребенщиков и Виктор Цой. БГ стал первым продюсером группы Кино

Интересны и версии создания песни «212-85-06». Так, по одной из них, этот номер действительно принадлежал БГ. Правда, сам музыкант говорит, что придумал его произвольно, поскольку цифры хорошо ложились в ритм. Песня стремительно набрала популярность, а вот квартиру, в которую был проведен этот номер, поклонники осаждали звонками. По номеру постоянно кто-то пытался дозвониться, и через полгода телефон попросту вынуждены были отключить.


Борис Гребенщиков с сыном Глебом у кафе Сайгон. (Ленинград, 1980-е).

Борис Гребенщиков (“БГ” - псевдоним) является талантливым гитаристом, композитором и исполнителем популярной музыки, основателем знаменитой российской рок-группы, организованной еще в Советском Союзе.

До сих пор музыкант пользуется феноменальной популярностью и небывалым признанием среди отечественных и зарубежных звезд эстрады. И все благодаря своим невероятным способностям и яркой незабываемой харизме.

Чем примечательна биография Бориса Гребенщикова? Какова история его взлета и в чем секрет гениальности? В данной статье даются ответы на эти и многие другие вопросы. А также размещены фотографии Бориса Гребенщикова в молодости, в зрелые годы и в настоящий момент.

Родом из детства

Родился маленький Боря поздней осенью 1953 года, в большом и красивом городе Ленинграде. Родители будущего рок-певца были образованными и интеллигентными людьми. Мама Бориса Гребенщикова - Людмила Харитоновна, занимала ответственную должность в НИИ, отец - Борис Александрович, работал научным инженером.

Впоследствии прославленный гитарист не раз утверждал, что многим в своей жизни обязан матери. Именно она познакомила его с театром, музыкой и литературой, именно она привила ему любовь к искусству и самовыражению.

Людмила Харитоновна научила сына ценить прекрасное, в какой бы новой, неординарной форме оно ни находилось. Она познакомила мальчика с рок-музыкой, побуждала не бояться идти вслед за своим талантом, защищала перед отцом и верила в его счастливую звезду.

Талантливый математик

Свое музыкально призвание юный Борис осознал не сразу. Вначале он хотел избрать другой жизненный путь - путь одаренного трудолюбивого ученого.

В школьную пору биография Бориса Гребенщикова была связана с математикой. Первые годы он обучался в элитной городской школе. Затем перешел в среднее учебное заведение, специализирующееся на глубоком изучении математических наук. Успехи парня были потрясающими.

Высшее образование молодой Гребенщиков решил получить в авторитетном университете, избрав специальность “прикладная математика”. Казалось бы, вся его судьба расписана на несколько десятилетий вперед: красный диплом, научная деятельность, академические звания…

Но жизнь распорядилась иначе.

Зарождение таланта

В высшем учебном заведении талантливый математик увлекся музыкой. И не привычной классикой, а западным рок-н-роллом. Он в совершенстве знал английский язык, поэтому мог свободно воспроизводить зарубежные композиции, подражая иностранным музыкантам в манере и стиле исполнения.

Увлечение музыкой оказалось серьезным - молодой Гребенщиков создал свой коллектив, систематические репетиции которого постоянно проводились в университетском актовом зале.

Вместе с Анатолием Гуницким (школьным другом и творческим союзником) молодой Борис окунулся в творческие поиски своего направления. Поначалу ребята писали стихи по-английски, сочиняя музыку на западный манер. Несколько позднее молодые люди определились с собственным стилем - они захотели исполнять репертуар лишь на родном языке.

Как же называлась рок-группа, созданная Борисом Гребенщиковым? “Аквариум”. Это был современный ансамбль, которому предстояло около десяти лет осуществлять полуподпольную деятельность, покоряя сердца сотен и даже тысяч слушателей.

Первая пластинка

Так как деятельность “Аквариума” была нелегальной, Борис Гребенщиков и ребята, входящие в его группу, выступали редко и конспиративно, а пластинки записывали подпольно, собственными усилиями и умениями, без необходимой техники и аппаратуры.

Первым треком коллектива стал альбом “Искушение Святого Аквариума”, который музыканты выпустили в 1973 году. Эта пластинка была оригинальной и непохожей на популярный русский рок советского периода. Лидер ансамбля, вложив в это произведение всю душу, уверенно заявил о себе как об образцовом и талантливом представителе мирового рока, гармонично сочетаемого с российскими традициями и ценностями.

Приблизительно в этот период в группе появляются новые лица: Романов, Файнштейн, Грошевский. Они пишут и ставят на студенческой сцене гротескные постановки, все более и более углубляясь в артистическое искусство. На фоне этого в молодой рок-группе произошел раскол, и Гребенщиков оказался почти один.

Новый виток

Однако такая ситуация не повлияла на его энтузиазм. Молодой человек был полон энергии и воодушевления. Он усиленно искал новых единомышленников, которыми оказались Александров и Гаккель.

Вместе с ними начинающий музыкант начинает целеустремленно добиваться призвания. Ребята активно ведут концертную деятельность, выступая везде, где есть люди: в скверах, парках, институтах. Из всех акустических музыкальных инструментов и приспособлений у них были только гитара, виолончель, флейта и… юношеский задор.

В 1976 году “Аквариум” Бориса Гребенщикова смело заявляет о себе на поп-фестивале в Таллине, куда является дерзко и без приглашения. Однако такой поступок пришелся присутствующим по душе - группе присуждают приз за самое интересное выступление. С тех пор коллектив начал часто выезжать на гастроли, а звукозаписывающие компании стали разрешать полулегальным музыкантам записывать у них пластинки.

Взлет и взыскание

Благодаря этому свет увидели такие яркие и незабываемые альбомы, как “С той стороны зеркального стекла”, “Все братья-сестры”, “Треугольник”, “Дети декабря” и “День серебра”, которые отличались от предыдущих более качественной звукозаписью.

На весенних ритмах в Тбилиси 1980 года выступления Гребенщикова и его компании ознаменовались огромным скандалом. Являясь представителями русского рока, ребята настолько выложились на сцене, что ошеломили публику своей эпатажностью и эксцентричностью. Их обвинили в пропагандировании гомосексуализма, кровосмешения и непристойности. А когда солист, увлеченно играя на гитаре, лег на сцену, судейская комиссия демонстративно покинула свои места.

Слух об этом выступлении вызвал множество толков. Любители рока обратили внимание на талантливую развивающуюся группу, а критически настроенные власти решили наказать рок-лидера. Его уволили с работы (в то время Гребенщиков уже несколько лет трудился в НИИ).

Чтобы зарабатывать деньги и продолжать концертную деятельность, талантливый музыкант устроился работать дворником. В это время для своих концертов он стал использовать новый вид помещений.

Квартирники

В те времена ребят часто приглашали к слушателям на квартиру, где они выступали очень тихо и осторожно.

Так как по всему СССР группа была запрещена, посещать такие музыкальные вечера было очень опасно не только исполнителям, но и зрителям. Однако недозволенная музыка пользовалась небывалым спросом, поэтому “Аквариум” часто выезжал на “квартирные” гастроли.

В одной из таких вылазок предприимчивый солист познакомился с С тех пор биография Бориса Гребенщикова резко изменилась.

Телевидение

Благодаря протекции Курехина “Аквариум” был приглашен в эфир “Веселых ребят”, где музыканты исполнили популярную в те году песню про двух трактористов.

После этого коллектив получал еще приглашения на участие в телепрограммах и передачах, что увеличивало его всесоюзную популярность.

1980-е

В этот период Гребенщиков вместе со своей группой начал вести открытую концертную деятельность. Он выступал преимущественно в столице и Ленинграде, параллельно издавая англоязычные пластинки, записывая музыку для популярных кинофильмов, продюсируя Виктора Цоя и работая над собственными проектами.

В конце 1980-х Гребенщиков несколько раз выступал с концертами на Западе (как собственными, так и вместе с группой).

Поиски себя

Неспокойное настроение 1990-х затронуло и рок-группу Гребенщикова. Март 1991 года ознаменовался последним месяцем коллектива, но уже через несколько недель было объявлено о создании новой группы, где мелькали уже знакомые лица, - “БГ-Бэнд”.

Только что созданный коллектив продолжил идею русского рока, ознаменовавшись необычным репертуаром. В выступлениях группы стали появляться религиозные образы православной церкви, что считалось актуальным и злободневным для эпохи того времени.

“БГ-Бэнд” вел активную выездную деятельность. Посетив самые крупные города России и Украины, он провел около двухсот ярких и незабываемых концертов.

Однако ансамбль просуществовал недолго. На его смену пришел другой коллектив со старым названием - “Аквариум”, который после этого еще несколько раз менял состав и репертуар.

Перечень альбомов

Ниже приводится самая выдающаяся дискография Бориса Гребенщикова того времени:

  • 1983 — "Радио Африка".
  • 1984 — "День Серебра".
  • 1986 — "Дети Декабря".
  • 1988 — "Равноденствие".
  • 1990 — "Чёрная роза".
  • 1992 — "Архив".
  • 1993 — "Библиотека Вавилона".
  • 1994 — "Пески Петербурга".
  • 1995 — "Навигатор".
  • 1996 — "Снежный лев".
  • 1997 — "Гиперборея".
  • 2000 — "Территория".
  • 2002 — "Сестра Хаос".
  • 2003 — "Песни рыбака".
  • 2005 — "ZOOM ZOOM ZOOM".
  • 2006 — "Беспечный русский бродяга".
  • 2007 — "Феодализм".
  • 2008 — "Лошадь белая".
  • 2009 — "Пушкинская, 10".
  • 2010 — "День радости".
  • 2010 — "Наша жизнь с точки зрения деревьев".
  • 2010 — "Записки о Флоре и Фауне".
  • 2011 — "Архангельск".
  • 2012 — "Тайная история пчеловодства".
  • 2012 — "Воздухоплавание в компании сфинксов".
  • 2013 — "Аквариум +".
  • 2016 — "Песни Нелюбимых EP".

Помимо этого, певец издал несколько сольных альбомов, впечатляющих своей экстранеординарностью, смелостью и прямодушием.

Чем же сейчас примечательна биография Бориса Гребенщикова?

Современная деятельность

В настоящее время выдающийся музыкант занимает активную жизненную позицию в отношении музыкальной жизни страны. Он часто выступает с концертами, появляется на телепередачах и радиопрограммах, пишет книги и снимается в фильмах.

О прошлой и современной личной жизни Бориса Гребенщикова известно очень много.

Личная жизнь

Рок-музыкант был несколько раз женат. Его первой супругой была Наталья Козловская, инженер-экономист по специальности. Дочь Бориса Гребенщикова от первого брака Алиса сейчас является известной киноактрисой.

Второй брак был заключен с художницей по образованию. От этого союза у супругов родился сын Глеб, который в данный момент работает вместе с отцом в его знаменитой группе.

Третья супруга Гребенщикова, с которой он живет уже больше двадцати лет, - Ирина Титова. Ее дети от первого брака стали приемными детьми рок-музыканта.

Как видим, каждого члена этой большой семьи объединяет любовь к музыке и искусству. И это неудивительно, ведь отец семейства - знаменитый и талантливый Борис Гребенщиков!