Девушка с ореховыми глазами. История создания: «Тихий Дон»

Женщина, это начало начал. Её красота, обаяние, богатый духовный мир во все времена вдохновляли поэтов и писателей. Прекрасные женские образы до сих пор волнуют сердца читателей. Это и божественные красавицы А.С.Пушкина, и обаятельные образы Л.Н.Толстого, и героини И.С.Тургенева, а также образы простых крестьянок Н.А.Некрасова. Поэты и писатели XX века, следуя традициям своих предшественников, тоже создают удивительные женские образы, достойные преклонения. Поэзия В.Я.Брюсова и А.А. Ахматовой создает незабываемую галерею сильных и нежных, ласковых и надменных, ранимых и дерзких героинь. Все они глубоко индивидуальны, каждая из них наделена только ей присущими чертами характера, но объединяет их одно - высокая духовность и нравственная чистота, они не способны на подлость и коварство, на низменные человеческие страсти. Но в то же время: женщины - кто и когда мог их понять! Ими восхищались, их ненавидели, их любили, в их честь совершали подвиги. Многогранность женской натуры на протяжении многих лет пытались постичь не только представители искусства, но и ученые мужи. Женщину ценили, любили и уважали во все времена.

Ф.И.Тютчев говорил: "Нет ничего прекраснее на свете женщины". Женщине во все времена посвящали стихи, рисовали портреты, дарили цветы, носили на руках, сочиняли в их честь романсы. Кто не знает классические строки А.С. Пушкина - ..я помню чудное мгновенье…..

Все героини такие разные, у каждой своя жизнь, своё представление о счастье, но их всех объединяет любовь….. Русской литературе свойственно воспевать образ любящей и преданной жены:

Давайте вспомним "Слово о полку Игореве" - произведение, в котором впервые воспет образ русской женщины - любящей, волнующейся, страдающей, готовой на великие жертвы во имя любимого. Это Ярославна плачет по своему мужу и призывает силы для его спасения.

"Женщины в петровскую эпоху" А.Н. Толстой представил женские образы из всех социальных слоёв общества.

ХIХ век, 1825 год. Петербург, декабристы. "Женщины России" . Жены декабристов разделяют судьбы узников, пишут письма их родным, осваивают ведение хозяйства в условиях ссылки. Сердечные, добрые, кроткие, спокойные - они быстро стали всеобщими любимицами. Но даже если им будет невыносимо тяжело, они, русские женщины, вынесут всё. Такова уж их судьба. Через много лет Н.А.Некрасов в своей поэме "Русские женщины" напишет о судьбах княгини Е. И. Трубецкой и княгини М. Н. Волконской.

Произведения И.С. Тургенева - одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы."Тургеневская женщина" - это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю. Им присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. Эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми. В романе "Отцы и дети" представлена целая галерея женских образов. - от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.

Женщина - вдохновительница, женщина - Муза, женщина-мать. ЖЕНЩИНА является тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте. Носительницы народных идеалов и женщины высшего света.

Высшее женское призвание и назначение Л.Н. Толстой видит в материнстве, в воспитании детей, потому что именно женщина является тем светлым и добрым началом, которое ведёт мир к гармонии и красоте. Вместе с тем Л.Н. Толстой в романе-эпопее "Война и мир" раскрывает образ женщины как носительницы народных идеалов. Мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни.

А.С Пушкин в своем самом значительном произведении "Евгений Онегин" раскрыл богатый внутренний мир своей героини, который наложил отпечаток на ее внешний облик. Такова Татьяна Ларина А.С. Пушкина - "милый" и "верный" идеал, нравственно безупречная, ищущая глубокого содержания в жизни. Имя Татьяны выбрано автором не случайно, а дано в память святой мученицы Татьяны, воплотившей в себе, с одной стороны, духовную святость и чистоту, а с другой - твердость веры и противостояние земным страстям. "Я все та же... Но во мне есть другая". Представительницы "века минувшего", героини - не абстрактные образы, а живые люди с их недостатками и достоинствами, всё же каждая из них - это индивидуальность.

Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" представляет образы четырех женщин: черкешенки Бэлы ("Бэла"), длинноволосой "ундины" - подруги контрабандиста Янко ("Тамань"), княжны Мери и княгини Веры ("Княжна Мери"); эту галерею женских образов завершает эпизодическая фигура Насти, "хорошенькой дочки старого урядника" ("Фаталист").

Образы ХIХ века стали основой для современного облика женщины - героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. Женские образы современности, которые несут на себе отпечаток ХХ века, создавались великими поэтессами - А. Ахматовой, З.Гиппиус, М.Цветаевой. Ошибается тот, кто считает созданные ими образы женщин лишь изысканными тепличными цветами, искусно вписанными в романтический фон стиля модерн. Ведь за их внешним обликом мы, благодаря поэтам В.Брюсову, А. Ахматовой различаем высокую одухотворённость, блистательный ум, благородство чувств.


Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звёздной.
Ты - в наших безднах образ божества!
В.Я.Брюсов


Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выразить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых образов женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Женщина многограна, гармонична, с течением времени ее образ менялся, приобретал черты современности, но от него всегда веяло теплотой, загадочностью и таинственностью.

Русская литература всегда отличалась глубиной идейного содержания, неустан-ным стремлением ставить и разрешать жизненно важные вопросы, гуманным от-ношением к человеку, правдивостью изо-бражения действительности. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные на-шему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чис-тых женщин, отличающихся верным и лю-бящим сердцем, неповторимой душевной красотой.

Только русские писатели уделяли так много внимания изображению внутренне-го мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века через всю нашу литературу проходит образ русской жен-щины-героини с горячим сердцем, пла-менной душой и готовностью на великие подвиги.

Достаточно вспомнить полный красоты и лиризма пленительный образ древнерус-ской женщины Ярославны. Она — вопло-щение любви и верности. Ее печаль в раз-луке с Игорем совмещается с гражданской скорбью: Ярославна переживает гибель дружины своего мужа и, обращаясь к си-лам природы, просит помочь не только ее «ладе», но и всем его воинам. Автор «Сло-ва» сумел придать образу Ярославны нео-быкновенную жизненность и правдивость. Он первый создал прекрасный образ рус-ской женщины.

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пуш-кин запечатлел незабываемый образ Та-тьяны Лариной. Татьяна «русская ду-шою» — это автор подчеркивает на про-тяжении всего романа. Ее любовь к русскому народу, к патриархальной ста-рине, к русской природе проходит через все произведение. Татьяна — «натура глубокая, любящая, страстная». Цельная, искренняя и простая, она «любит без ис-кусства, послушная влеченью чувства». О своей любви к Онегину она не говорит никому, кроме няни. Но глубокую любовь к Евгению Татьяна сочетает с чувством долга к мужу:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяне свойственно серьезное отноше-ние к жизни, к любви и к своему долгу, для нее характерны глубина переживаний, сложный душевный мир. Все эти черты вос-питала в ней связь с русским народом и рус-ской природой.

Пушкин дал и другой, казалось бы, ме-нее заметный образ скромной русской девушки. Это образ Маши Мироновой в «Капитанской дочке». Автор сумел пока-зать и серьезное отношение ее к любви, глубину чувства, которое героиня не уме-ет выразить красивыми словами, но вер-ность которому сохраняет всю жизнь. Она готова пойти на все ради любимого чело-века. Она способна пожертвовать собой для спасения родителей Гринева.

Нельзя забыть и другой образ женщины, полный красоты и трагизма, образ Катери-ны в драме Островского «Гроза», в кото-ром, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту. Катерина — «светлый луч в тем-ном царстве», исключительная женщина, натура поэтически-мечтательная. Попав в атмосферу лицемерия и ханжества, вый-дя замуж за нелюбимого человека, она глубоко страдает. Но как ярко вспыхивает ее чувство, когда она в этом «темном цар-стве» встречает человека, близкого ей по духу! Любовь к нему становится для Кате-рины единственным смыслом жизни: ради Бориса она готова переступить свои поня-тия о грехе. Борьба между чувством и дол-гом приводит к тому, что Катерина публич-но кается перед мужем, но, доведенная до отчаяния деспотизмом Кабанихи, кончает жизнь самоубийством. В гибели Катерины Добролюбов видит «страшный вызов са-модурной силе».

Большим мастером в создании женских образов, тонким знатоком женской души был И. С. Тургенев. Он нарисовал целую га-лерею изумительных русских женщин. Пе-ред нами встает Лиза Калитина («Дворян-ское гнездо») — светлая, чистая, строгая. Чувство долга, ответственности за свои по-ступки, глубокая религиозность сближают ее с женщинами Древней Руси.

Но Тургенев дал образы и женщин ново-го времени — Елены Стаховой и Мариан-ны. Елена — «необыкновенная девушка», она ищет «деятельного добра», стремится выйти за узкие рамки семьи, на простор общественной деятельности. Но условия русской жизни того времени не давали женщинам возможности такой деятельно-сти. И Елена полюбила Инсарова, который всю жизнь посвятил делу освобождения своей родины. Он увлек ее красотой по-двига в борьбе за «общее дело». После его смерти Елена остается в Болгарии, посвящая свою жизнь святому делу — ос-вобождению болгарского народа от ту-рецкого ига. Подлинным певцом русской женщины был Н. А. Некрасов. Ни один поэт ни до Некрасова, ни после него не уделил столько внимания женской судьбе. Поэт с болью говорит о тяжелой доле русской крестьянки, о том, что «ключи от счастья женского утеряны давно». Но никакая раб-ски-приниженная жизнь не сможет сло-мить гордость и чувство собственного до-стоинства русской крестьянки. Такова Да-рья в поэме «Мороз, Красный нос». Как живой предстает перед нами образ рус-ской крестьянки, чистый сердцем и свет-лый душой:

И голод, и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна.

... Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

С большой любовью и теплотой пишет Некрасов о женщинах-декабристках, по-следовавших за своими мужьями в Си-бирь. Трубецкая и Волконская готовы де-лить с мужьями, пострадавшими за счас-тье народное, и каторгу, и тюрьму. Их не страшат ни бедствия, ни лишения.

Наконец, революционный демократ Н. Г. Чернышевский показал в романе «Что делать?» образ новой женщины Ве-ры Павловны, решительной, энергичной, самостоятельной. Как страстно рвется она из «подвала» на «вольный воздух». Вера Павловна правдива и честна до кон-ца. Она стремится облегчить жизнь очень многих людей, сделать ее прекрасной и необыкновенной. Вот почему многие женщины так зачитывались романом и стремились в своей жизни подражать Ве-ре Павловне.

Л. Н. Толстой, выступая против идеоло-гии демократов-разночинцев, противопос-тавляет образу Веры Павловны свой идеал женщины — Наташу Ростову. Это одарен-ная, жизнерадостная и решительная де-вушка. Она, подобно Татьяне Лариной, близка к народу, к его жизни, любит его песни, деревенскую природу. Толстой под-черкивает в Наташе практичность и хозяй-ственность. При эвакуации из Москвы в 1812 году она помогает укладывать ве-щи, дает ценные советы. Патриотический подъем, который пережили все слои рус-ского общества при вступлении армии На-полеона в Россию, охватил и Наташу. По ее настоянию подводы, предназначенные для погрузки имущества, были освобождены для раненых. Но жизненные идеалы Ната-ши Ростовой не сложны — они лежат в се-мейной сфере.

Крупнейшие русские писатели в своих произведениях вывели целый ряд замеча-тельных образов русских женщин, раскры-ли во всем богатстве их душевные, нравст-венные и интеллектуальные качества, чис-тоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе. Эти черты характерны для образа русской женщины в русской классической литературе.

Всех героев и героинь А. Н. Островского можно подразделить на имеющих власть над другими и бесправных. В поздних пьесах Островского первые приобретают черты “самодурства”, а вторые становятся жертвами этих “самодуров”.
Как это обычно бывает в жизни, самодуров значительно меньше жертв. Так, среди женских персонажей “Грозы” властью обладает одна Кабаниха. В “Лесе” же роль полновластной хозяйки судеб своих родственников и слуг отдана Гурмыжской.
В принципе жертв самодурства тоже можно поделить на две группы: среди них встречаются как покорно принимающие свою судьбу и не пытающиеся вырваться из-под гнета, так и борющиеся за свое счастье и свободу. К первой группе отно сится Катерина, а ко второй – Варвара и Аксюша. Тем не менее такое деление условно, так как нравственная и моральная зависимость человека определяется и его социальной зависимостью. Поэтому, мне кажется, осуждать Катерину за некоторую фатальность в отношении к жизни не следует, потому что она была более зависимая в правовом отношении. Почти в том же положении находились крепостные и господские слуги, для которых покорность была единственным путем спасения от нищеты –
Наметившееся деление позволяет провести сравнение образов основных героинь пьес А. Н. Островского “Гроза” и “Лес”.
По общественному положению сопоставимы Кабаниха и Гурмыжская. Несмотря на принадлежность к различным социальным классам, У них много общего. Прежде всего, это касается несоответствия их характеров христианским идеалам, бытовавшим в провинциальной России. Эта несовместимость действительного с желаемым стала причиной притворства, фальши. Как Кабаниха, так и Гурмыжская носят “маски”. Однако для Кабанихи это обычная необходимость, а для Гурмыжской это не только вынужденная мера, но и возведенная до уровня искусства манера поведения. Гурмыжская настолько вживается в “театральный” образ, созданный ею для окружающих, что для нее реальна опасность “заиграться” и наделать такого, о чем потом пришлось бы жалеть. О Кабанихе Кулигин говорит: “Нищих оделяет, а домашних заела совсем”, подчеркивая тем самым ее двойственность. “Благотворительность” также объединяет Кабаниху и Гурмыжскую. Эта благотворительность направлена не на добро людям, что им и не нужно, а на формирование общественного мнения. “Но разве одни родственники имеют право на наше сострадание?” – заявляет Гурмыжская соседям-помещикам, а через несколько дней она отказывает своей родственнице в приданом.
Следствием этой двойственности можно считать диктаторство в семейных делах и подавление, подчинение своим интересам домочадцев. Этого требует и эгоистическая натура, и элементарная осторожность, так как запуганного человека легче контролировать. Чтобы избежать разглашения особенностей семейной жизни, Кабаниха практически изолирует Катерину. Семья – “дело тайное, секретное”. Этому же принципу, по-видимому, следует и Гурмыжская. Закономерно, что уделяющие много внимания общественному мнению, ведущие во многом традиционный образ жизни Кабаниха и Гурмыжская подчас мыслят так же традиционно. Это проявляется в том, что Кабаниха заранее ждет от Катерины измены и даже почти вынуждает ее совершить что-либо неприличное и позорное, чтобы еще раз утвердить свою непогрешимость. Так же как и Кабаниха, Гурмыжская не может поверить Аксюше, когда та говорит, что не интересуется Булановым.
Итак, тирания и консервативность, неискренность и лицемерие – вот составляющие образа женщины-“самодура”, которая не живет, а “просто блажит”.
Мне кажется, что с психологической точки зрения образ Гурмыжской полнее образа Аксюши, главным качеством которой является “душа… жизнь, огонь”. Этим личность Аксюши ценна для Несчастливцева и, возможно, для автора. Воля и стремление добиться счастья путем осознанных жертв, через осмысленную борьбу сближают подопечную Гурмыжской и дочь Кабанихи. Варвара тоже осмелилась пойти против воли своей матери и сбежала с любимым. Ее только выделяют большая самостоятельность и инициативность. В сравнении с ней Аксюша менее энергична.
Образ Катерины, пожалуй, самый сложный из женских образов этих двух пьес. В критике обсуждался вопрос: можно ли считать Катерину трагической героиней. Конечно, она не была идеальна во всех отношениях: у нее были серьезные недостатки. Можно говорить о ее слабоволии, оторванности от жизни. Она действует чаще неосознанно и импульсивно. Но многие из ее качеств, являющихся недостатками в практической жизни, воспринимаются людьми как утерянные ими в течение жизни положительные качества и оцениваются как достоинства. Безусловно, Катерина – эмоционально и духовно целостная личность, и то, что она не изменилась под воздействием окружающего мира, должно вызывать уважение.
Другие женские персонажи, встречающиеся в пьесах, не так интересны, хотя некоторые из них, такие, как Феклуша, запоминаются надолго своей оригинальностью.
Конечно, двух пьес недостаточно, чтобы проанализировать творческие искания Островского, чтобы проследить становление его женского идеала. Скорее всего, такого даже не существует в его пьесах, так как идеальный образ совершенно нереален, а Островский – приверженец реализма. Может быть, образы Аксюши и Варвары были наиболее прогрессивными. Катерина была бы менее жизнеспособна, но, возможно, именно в ее детскости, чистоте духовной и эмоциональной и заключается неповторимость и обаятельность ее образа.
Относительно патриархального уклада и “самодурства”, вытекающего из него, можно добавить: Островский в ранних своих пьесах идеализировал быт российской глубинки, но он же показал и разложение патриархального образа жизни русской провинции.
Два емких художественных символа скрепляют смысл “Грозы”. Первый – заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка невостребованной любви душу героини. Второй – великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила.
Общее значение этих образов-символов – свобода. Свобода и любовь – вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки. По собственной свободной воле она согрешила, а когда ей отказали в покаянии, сама себя покарала. Заметим, самоубийство для верующего человека – грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятно, здесь сказалась и ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.
Катерина – истинно трагическая героиня. Герой трагедии – всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Казалось бы, субъективно он и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается именно таковым.
Катерина и мысли не имела протестовать против мира, в котором она жила (и что безосновательно, на мой взгляд, приписал ей Добролюбов). Но, свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному чувству, она нарушила его патриархальный покой и неподвижность. Конфликта с миром, с окружающими у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни (а Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого поэтического и живого в этом мире) в героине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, другими словами – сама жизнь. Катерину Кабанову часто сравнивают с Ларисой Огудаловой из “Бесприданницы”. Основанием для их сравнения являются любовные страдания, равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале. Но и только. По сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, – цельности характера, способности на решительный поступок. В этом смысле Лариса, безусловно, часть того мира, в котором она живет. Но мир “Бесприданницы” иной, нежели в “Грозе”: в 1878 году, когда была написана пьеса, в России уже утвердился капитализм (в “Грозе” показано лишь начало его становления).
Лариса – тоже жертва (как и Катерина) обмана и лицемерия, но у нее все-таки иные жизненные ценности. Она ищет возвышенно-красивой любви и такой же жизни. Для этого ей нужно богатство. Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов в конечном итоге оказался совсем не тем, кто был ей нужен.
Неопытность молодости и приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия, как бабочку пламя свечи. А силы характера, цельности натуры нет. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест. Но нет, она слабая во всех отношениях натура, слабая даже для того, чтобы не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная, как сказал о своей бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во втором акте пастушкой, героиней, увы, несостоявшейся идиллии), душою и телом Лариса сама оказывается выражением пустоты окружающей жизни, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.
Весенняя сказка “Снегурочка” в силу своей фольклорной формы удалена от социальной реальности российского общества времен и Катерины, и Ларисы, но в силу этого же обстоятельства пьеса многое объясняет в представлениях Островского о природе женских характеров, чувств, о смысле любви. В “Снегурочке” две героини, обе испытывают любовные муки, но по-разному, потому что Снегурочка и Купава воплощают разные типы женских характеров.
Главное для обеих – любовь, в которой единственно могут проявить они свою свободную волю. Ради любви они готовы на все. Но избранник Купавы, торговый гость Мизгирь, изменяет ей (говоря современным языком), и только с пастушком Лелем Купава находит утешение и счастье в браке.
Иное дело – Снегурочка. Дочь старика Мороза и ветреной красавицы Весны не знает любви, “девически чиста ее душа”, ей странно, что “передрались все парни за нее”. Когда Купава упрекает героиню в том, что она разлучила ее с женихом – Мизгирем, Снегурочка произносит ключевую для своего характера фразу: “Снегурочка чужая вам”. Она чужая не только любвеобильной подружке и ее изменчивому избраннику, но и всему миру беспечных берендеев, для которых любовь – главная ценность, смысл и цель жизни.
Конечно, в сказке все это получает фантастическую мотивировку. И столь же сказочно, от матери, повелительницы весеннего пробуждения природы, Снегурочка получает великий дар любви и буквально бросается на шею Мизгирю, который раньше пугал ее силой своей страсти. Но недолго ее девичье счастье, в дело опять вмешивается мифологическая сила, и под палящими лучами Солнца-Ярилы, давно пытавшегося обрести благосклонность ветреной Весны, Снегурочка тает. Последний монолог ее полон глубокого смысла: великий дар природы – способность любить – двойствен: Купаву он приводит на вершину полноты жизни, для Снегурочки оборачивается гибелью.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Алексей Николаевич Толстой на страницах исторического романа “Петр Первый” создал целую галерею женских образов, но мне хочется остановиться на характере Александры Ивановны Волковой, сумевшей, как в зеркале, отразить своеобразие Петровской эпохи. В начале романа мы видим Саньку Бровкину деревенской девчонкой, Read More ......
  2. Пьеса Горького “На дне” сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. Безусловно, особое мастерство Горького отразилось в описании обитателей ночлежки. Можно заметить, что важную роль в пьесе Read More ......
  3. Василиса, Наташа, Анна, Настя, Квашня… Все героини знаменитой пьесы М. Горького “На дне” – интереснейшие персонажи. Эти женщины поставлены автором в экстремальные условия, в которых они пытаются выжить, не потеряв свою душу. Удается ли им это? Торговка пельменями Квашня называет Read More ......
  4. В пьесе пять женских персонажей. Анна – жена Клеща, смиренно умирающая во втором акте, сердобольная и хозяйственная Квашня, молодая Василиса – жена хозяина ночлежки и любовница Васьки Пепла, юная и забитая Наташа и Настя, обозначенная в авторской ремарке стыдливым словом Read More ......
  5. Комедия Грибоедова была написана в первой четверти XIX века, после войны 1812 года. В это время общество в России разделилось на два лагеря. В первый входили сановники XVIII века, люди, исповедующие старые принципы жизни. Вторые стремились к изменениям в стране. Read More ......
  6. В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате… автор пишет пьесу “Гроза”, в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью собирательного Read More ......
  7. 1″Обломов” “Обломов” – роман о любви. 2Женские образы в романе. 1) Воплощение грации и гармонии. 2) “Простая баба”. 3) Выбор Обломова. 3Два лика любви в романе И. А. Гончарова “Обломов”. Роман “Обломов” вышел в свет в 1859 году, когда в Read More ......
  8. Два емких художественных символа скрепляют смысл “Грозы”. Первый – заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка невостребованной любви душу героини. Второй – великая река, в которую бросилась несчастная женщина, Read More ......
Характеристика женских образов в произведениях Островского

Михаил Шолохов написал поистине гениальное произведение о таком сословии в России, как казачество. Это роман «Тихий Дон». Герои книги - простые люди со своими трудностями и проблемами. Женские образы в этом произведении раскрываются на основе традиционных представлений о том, в чем состоит предназначение казачки, которая должна быть хорошей матерю и хранительницей очага. Женский образ в романе «Тихий Дон» помогает раскрыться личности главного героя, Григория Мелехова. Прежде чем перейти к анализу женских образов этого знаменитого романа, скажем несколько слов о том, как он создавался.

История создания: «Тихий Дон»

Идея написания романа о революции и простых людях появилась у Шолохова в середине 20-х годов прошлого века.

Шолохов озадачился необходимостью написать роман так, чтобы объяснить исторические условия, которые привели к революции. Автор пишет о жизни людей, их быте, сложностях, стараясь показать рост революционных настроений. Перемена замысла привела к тому, что роман получил новое название - «Тихий Дон».

Жизнь действующих лиц произведения олицетворяет, по авторскому замыслу, быт разных слоев населения во время войны и революции.

Кроме того, Шолохов ставит перед собой задачу рассказать о трагической судьбе людей, которые попали в водоворот событий периода с 1914 по 1921 год.

Замысел романа «Тихий Дон», который, как теперь видно, отличался от первоначальной идеи автора, созрел в последние дни 1926 года. Начался сбор материала для произведения.

С этой целью писатель перебрался в Вешенскую станицу, совершая поездки по близлежащим хуторам и беседуя с участниками войны и революции. Чтобы хорошо изучить фольклор казачества, автор посещает архивы Ростова и Москвы.

По мере написания Шолохов публиковал части своего романа. Отзывы об этом произведении не сходили со страниц прессы. Работа над четвертой книгой шла не очень быстро, что побуждало читателей, переживавших за судьбу героев, писать Шолохову многочисленные письма.

Известно, что в среде литераторов распространился слух о том, что роман написал не Шолохов, а некий убитый офицер, из сумки которого была изъята рукопись. Автор был вынужден отправиться в Ростов и собрать комиссию для опровержения клеветы.

Однако роман, написанный Шолоховым, выдержал испытание временем. Его продолжают читать многие поколения людей, восхищаясь самобытными характерами главных героев и переживая вместе с ними трудности жизни.

Итак, теперь нам известна история создания «Тихий Дон». Перейдем к рассмотрению главных женских образов романа.

Любовный треугольник

Для классического романа характерен Главные герои романа «Тихий Дон» также обречены на это. В этом произведении две женщины, Наталья и Аксинья, любят одного казака - Григория Мелехова. Наталья - его законная жена, Аксинья - жена соседа Мелеховых, Степана Астахова. В романе «Тихий Дон» Аксинья горячо любит Григория запретной чувственной любовью. Неудивительно, что ее искренне отношение глубоко тронуло сердце казака.

Аксинья

Образ этой женщины является центральным в романе. Она независима, сильна, красива. Аксинья способна на глубокие чувства. Она олицетворяет собой способность казачки быть независимой и пылко любить, принося себя в жертву.

Характер и судьба героини

Жизнь Аксиньи была непроста. Связь с Григорием, о которой болтал весь хутор, стала известна ее мужу, Степану Астахову. На его вопрос о том, правда ли это, Аксинья призналась ему без колебаний. Ее готовность нести ответственность за свои поступки выдает в ней Произошедшее между ней и Мелеховым для Аксиньи не простая интрижка, а глубокое чувство.

Она, как и Григорий, не лгала, не притворялась. Оба были твердо уверены, что связь между ними - не случайная интрижка. Подобное поведение жители хутора восприняли как безнравственное.

Жизнь по велению сердца

В романе «Тихий Дон» Аксинья олицетворяет собой чувственную натуру, которая хочет жить по своей воле, подчиняясь лишь велению сердца. Она даже более смелая, чем ее возлюбленный, Григорий Мелехов. Именно Аксинья предлагает Григорию уйти вместе с родного хутора, порвав с условностями.

Эта женщина всегда шла за своим любимым, не спрашивая, куда они собираются, настолько беззаветным было ее чувство.

Слабости и пороки

Герои романа «Тихий Дон», как любые люди, обладают своими недостатками. Аксинья - женщина, которая способна на сильные чувства, ее жизнью управляют страсти, что приносит немало горя окружающим и ей самой. Ее любовь к Мелехову во многом стала причиной его разлада с женой Натальей. Аксинья не отступает даже тогда, когда у Григория и Натальи появляются дети. женщины также стал причиной ее измены Мелехову с Листницким. Тем не менее стоит признать, что неверность Аксиньи еще больше показывает ее сильное чувство к Григорию.

Безысходность любви Аксиньи и Григория

Аксинья любит Григория неистово, ее чувство сметает все на своем пути. Она всюду следует за ним. Люди, способные так сильно чувствовать, как правило, редко бывают счастливы, им хочется быть рядом с любимыми всюду, занимать их жизнь полностью. Автор подчеркивает обреченность этих отношений тем, что дети Аксиньи и Григория не смогли выжить. Их союз не гармоничен, ведь такая страсть нарушает природное равновесие.

Наталья

В отличие от Аксиньи, совсем другим характером обладает Наталья. «Тихий Дон» в образах этих двух женщин показывает разные типы казачек. Если Аксинья свободолюбива, чувственна, сильна, то Наталья совершенно иная. Она - верная жена, хорошая хозяйка, мать, Эта женщина красива, добра, трудолюбива, но при этом глубоко несчастна. Она - мечта любого казака, но чего-то в ее характере не достает мужу, который по-своему, конечно, любит ее.

Любовь Натальи к Григорию

Наталья до свадьбы была сильно влюблена в Григория. Узнав о том, что к ней должны посвататься Мелеховы, девушка заявляет, что больше ни за кого замуж идти не желает.

После свадьбы для нее, как для образцовой жены, единственным счастьем становятся муж и дети. Ее любовь к Григорию покорна и высоконравственна.

Таков образ Натальи. «Тихий Дон» олицетворяет в этой героине идеал высшей женской добродетели.

Соперницы

Итак, роман-эпопея «Тихий Дон» рассказывает нам о любви двух женщин, которые соперничали между собой.

Различие в их характерах очень ярко проявляется во время их встреч друг с другом.

При первой встрече Наталья молит Аксинью оставить Григория. Возлюбленная Григория выказывает презрение к законной жене. Наталья побеждена.

Вторая встреча между женщинами происходит спустя пять лет. Наталья становится сильнее, она защищает сына и дочку. Обе соперницы повзрослели: в них больше чувства собственного достоинства, они не опускаются до брани и ругани, предоставляя Григорию возможность выбора.

Смерть Натальи и Аксиньи

Роман «Тихий Дон», герои которого образовали такой типичный для произведений данного типа любовный треугольник, описывает смерть множества героев. Во время гражданской войны на самом деле гибли люди в бесчисленном количестве.

Очень тяжелой оказалась судьба Григория Мелехова, который потерял любимых женщин: Аксинью, которую он любил страстно, и Наталью. Ее он тоже по-своему любил, хоть и не признавался в этом.

Что касается Натальи, то этот женский образ в романе «Тихий Дон» помогает нашему воображению представить себе красивую, богобоязненную, но нервную казачку. Неверность мужа довела ее до попытки самоубийства, после чего на ее шее навсегда остался шрам.

Задолго до смерти Наталья думала уйти от Мелеховых в родительский дом, чтобы дать мужу возможность жить с Аксиньей, но мать Григория отговорила ее от этого.

Позднее Наталья убила ребенка Григория, которого вынашивала. Это стало причиной гибели женщины. После смерти Натальи Аксинья заботится о ее детях, они даже называют ее мамой.

Григорий тяжело переживает смерть жены. При виде телеграммы, известившей его об этом, он чувствует боль в сердце. Еще больнее ему стало, когда он узнал, что на такой страшный шаг Наталью подтолкнул разговор с Аксиньей, женский образ в романе «Тихий Дон» которой олицетворяет самоотверженную пылкую любовь. Однако ее чувство подчинено разуму, у Аксиньи хватает сил бороться за Григория. Его жена, Наталья, любила его лишь сердцем, она была слишком чиста, ее представления об отношениях людей были слишком возвышенными. Аксинья рассказала жене Григория о своей связи с ним, после чего Наталья решается на роковой шаг. Неизвестно, предполагала ли возлюбленная Мелехова, чем это обернется для ее соперницы.

Узнав правду, Григорий на какое-то время испытывает неприязнь к Аксинье. Он вспоминает Наталью, долго гладит и ласкает детей, представляя, как она целовала и крестила их перед смертью. Еще больнее ему становится, когда он узнает от Ильиничны, что Наталья простила его за все, любя до последней минуты своей несчастливой жизни.

Смерть Аксиньи тоже вызывает в душе Григория глубокие страдания. Любимая погибает прямо у Мелехова на руках. Кровь течет у нее изо рта, клокоча в горле. Этот сильный казак понимает, что в его жизни случилось самое страшное.

Одиночество Григория Мелехова

Гибель Аксиньи привела к тому, что жизнь Григория практически потеряла смысл. Он сам хоронит ее, думая, что их расставание будет недолгим.

Смерть отняла у самых близких и дорогих его сердцу людей. К финалу произведения он остается лишь с сыном Мишаткой.

Смерть дорогих его сердцу женщин, по замыслу автора, углубляет одиночество главного героя.

Женский образ в романе «Тихий Дон», будь то Наталья, Аксинья или другие героини романа, это нечто, дающее силу. Лишившись такой поддержки, главный герой перестает понимать смысл своего существования.

Другие женские образы в романе «Тихий Дон»

Центральные женские образы в романе - это, безусловно, Аксинья и Наталья. Однако в данной статье мы не можем обойти вниманием другие женские образы.

Мать Григория, Ильинична, заслуживает особого внимания. Это немолодая казачка, которая посвятила свою жизнь благополучию детей, семьи. Ее автор изображает с душевной теплотой. Это настоящая хранительница очага. В молодости Ильинична отличалась красотой и статью, но быстро состарилась от тяжелой работы. Немало горя она хлебнула от своего мужа, Пантелея Прокофьевича, который отличался очень крутым нравом, доходил в гневе до беспамятства.

Вся жизнь этой мудрой женщины наполнена хлопотами и заботами о семье, она старается отгородить их от невзгод и неприятностей. Такова ее характеристика. «Тихий Дон» изображает Ильиничну хорошей хозяйкой, расчетливой и экономной.

К отношениям Григория с Аксиньей она относится негативно. Однако во время войны Ильинична сближается с ней на фоне переживаний о сыне.

Эта пожилая женщина любит сноху Наталью, переживает за нее, старается переложить часть работы на Дарью. Она чувствует боль от того, что Григорий изменяет ей. Смерть Натальи потрясла Ильиничну.

Не менее интересна жена старшего брата Григория, Дарья. «Тихий Дон»в ее образе представляет нашему вниманию распутную, ленивую, хитрую героиню. Она красива, живет ради чувственных удовольствий. Дарья любит обратить на себя внимание мужчин и умеет это делать. Ей нравятся посиделки и праздники. После смерти своего мужа Дарья пыталась наверстать упущенные годы, крутила романы, что привело ее к болезни и гибели.

С Дуняшей Мелеховой читатель знакомится еще в ту пору, когда она была длинноруким подростком с большими глазами. Позднее она становится стройной казачкой со строптивым характером. Повзрослевшая Дуняша представлена в романе как умная самодостаточная девушка, которая добивается своей цели, выйдя замуж за Она полюбила его несмотря на то, что ее избранник совершил множество кровавых преступлений.

Мы рассмотрели основные женские образы романа «Тихий Дон». Именно они помогают осмыслить автору новую веху в жизни донских казаков. Женщина в произведении Шолохова занимает центральное место. С ней автор связывает вопросы о смысле жизни, понятия счастья и любви.

Подростковый возраст - нетерпимая пора каждого взрослеющего человека. Это время внешних изменений, внутреннего становления личности, попытки постичь в очередной раз мир и найти свое место в нем. Очень редко этот этап жизни проходит для самих подростков и их окружения гладко. Многое к этому возрасту родители уже вложили в свое чадо, и их бережно посаженые зерна должны дать ожидаемые плоды. Но можно и ненавязчиво давать ориентиры, ведущие к цели.

Речь идет о воспитании через книги. Если ваш ребенок приучен читать, то это неплохая альтернатива долгим разговорам о том, что лучше, а что хуже для него.
Для девушек-подростков можно посоветовать книги, в которых главным или показательным является женский образ. Неважно это современная книга или же из прошлых веков. Проблемы и ценности всегда вечны.

Элизабет Беннет

1. Элизабет Беннет - яркий пример самообладания, женского достоинства, начитанности, преданности семье и верности себе. С ней знакомимся на страницах романа «Гордость и предубеждение» Джейн Остин . В таком возрасте - это хороший попутчик. Качества, присущие главной героине, не были воспитаны в ней семьей или вложены учителем, что в очередной раз доказывает: все в наших руках. Ее самообразование, умение держать себя выгодно выделяли ее из всей семьи и окружения.

В романе раскрываются взаимоотношения в семье, проблема ответственности каждого члена семьи перед другими, вера в благородство поступков, важность понимания судьбоносных решений и ответственность за них. И конечно любовь - искренняя, окрыляющая на поступки и покоряющая даже самые гордые сердца.

Это хороший советчик, как выбрать друга и кому отдать свое сердце.

Фермина Даса

2. Фермина Даса - символ любви, верность в душе которой была пронесена через всю жизнь в романе Габриэля Маркеса Гарсиа «Любовь во время чумы» . Главный женский образ на страницах книги взрослеет, принимает важные решения, живет и стареет. И все это время учит быть счастливой. Она перед читателем и влюбленный подросток, и рассудительная властная жена, и хорошая мама, и открытая для новшеств и испытаний первая леди, и загадочная любовница. Но при этом всегда уверенная в себе женщина, любимая и твердая в принятии своего решения.

Роман рассказывает историю, длиною в жизнь. Показывает превратности судьбы, от которых никто и никогда не застрахован. Много героев, много хорошо прописанных поучающих сценариев.

Любовь во время чумы - это не только название романа, это противоречивое решение проблемы, которое заключается в возможности счастливо жить в своем мире.

Батшеба Эверден

3. Батшеба Эверден - милая неординарная девушка, унаследовавшая состояние, взвалила на свои хрупкие плечи управление поместьем и хозяйством. Резвость ума героини романа Томаса Харди «Вдали от обезумевшей толпы» учит быть самостоятельной в принятии решений. Отступление от принятых правил, умение красиво и бойко заявить о себе наталкивает на мысли, что нужно не бояться проявлять себя. Ее неопытность в любви и порой опрометчивые поступки в очередной раз доказывают, что даже невинные шутки могут иметь необратимые последствия. Переживая вместе с Батшебой ее взлеты и падения, взрослеешь вместе с ней, думаешь об ответственности и важности выбора.

Из прочтения книги получаешь мудрый совет, как искать друзей, кому доверять и кто может быть истинной опорой в жизни.

Белла, княжна Мери, княгиня Лиговская

4. Белла, княжна Мери, княгиня Лиговская - женские образы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» . Они не являются главными, но они показательные. Главный герой - Григорий Александрович Печорин - красив, умен, загадочен. Его отношение к женскому полу - обходительно, галантно, но холодно. Его принцип - игра. Создание трех типов разных образов женщин - замечательный подход к демонстрации, какое влияние могут иметь женщины на одного и того же мужчину. Какого его отношение к ним, как это связано с их поведением и его готовностью впустить их в свое сердце.

Роман - хорошее пособие для извлечения морали, что все отношения мы строим сами и их длительность или исход зависят только от нашего умения понимать, принимать и отдавать. Важно сохранять себя, свои принципы и позиции, не растворяясь в партнере без остатка.

Сесиль

5. Сесиль из повести Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть» - образ девушки, который хорошо демонстрирует, что собственные эгоистичные желания и цели в юном возрасте - реальная угроза для счастья и жизни окружающих. Образ героини современный и подвержен всем искушениям ХХ века. На страницах повести наблюдаем внутренний мир героев, их желание быть счастливыми и поиск путей, которые могут привести их к счастью.

Главная героиня живет сегодняшним днем, эгоистично играя чувствами других, не задумываясь об истинных ценностях. Выстраиваемая ее игра приводит к разочарованию и боли окружающих. Раскаянье за проступок приходит, но поздно уже даже извиниться. Вмешалось время и необратимость судьбы. Место веселья и беззаботности заняла постоянная грусть.

Повесть раскрывает внутренний конфликт, когда из-за внутренней победы страха и эгоизма реальное возможное счастье уступило место разочарованию и тоске.

Хейзел

6. Хейзел - не только современный образ, но и истинно трагичный. Джон Грин в романе изобразил девушку, с детства болеющую и привыкшую к мысли об ожидаемой смерти. Ее родители живут ее жизнью, все подчинено строгому порядку и его сохранению. Настоящая любовь - неожидаемый подарок от жизни. Способность больных раком на истинные чувства, обостренные надеждой на выздоровление и возможной внезапной смертью, проникает в читателя и заставляет переосмыслить категории собственных ценностей. Мир людей с онкологией через невидимую паутину отсеивает вещи, блекнущие перед лицом смерти. Остается лишь истинное, достойное внимания и оставшегося времени.

Чтобы не случилось в жизни, как тяжело бы не было, не стоит забывать, что все решаемо, пока человек жив.

Миранда Грей

7. Миранда Грей из «Коллекционера» Джонна Фаулза - поучительный образ. Девушка обладает сильной волей, верой в себя и неустанно пытается найти способ спастись от похитителя. Атмосфера книги, воссоздаваемая двумя главными героями через их дневники, втягивает и дает возможность проникнуть во внутренний мир каждого из них.

Роман - незаменимый учитель, что опасность может быть совсем рядом. И доверять незнакомым людям только потому, что в тяжелый момент они оказались рядом со словами понимания, а не кто-то из членов семьи, не стоит.
Родные и близкие всегда искренне чем кто-либо могут проявить заботу, возможно, что не всегда умело, но зато надежно!

Скарлет Охара

8. Скарлет Охара - противоречивый, но неизменно оптимистичный образ из романа Маргарет Митчел «Унесенные ветром» . Красивая девушка с твердым характером и непоколебимой верой в себя, свои силы. Перед читателем проходит не один год ее жизни. Главная героиня переживает трудности, все теряет, она остается ни с чем в буквальном смысле, но благодаря своей стойкости, силе духа и ответственности за семью и тех, кто слабее нее, она все возвращает. Она поднимается вверх, следуя слову и мечте. Немного взбалмошная, но верная себе и долгу. Любовь в ее жизни - это отдельная глава по изучению капризности человеческих отношений и пособие по приручению сердец.

Высказывания Скарлет, ставшие крылатыми, заставляют задуматься и взять их на вооружение: «Как только спустишься вниз до конца, дорога может вести только вверх».

из одноименного романа Шарлоты Бронте. Человек подвержен вечной внутренней борьбе добра и зла, любви и ненависти, эгоизма и альтруизма... Жизненный путь - это чреда испытаний, вызывающих этот выбор. Главная героиня прошла через много испытаний, чувствуя на себе зло, унижение и предательство. Но как бы тяжело ей не было, выбор всегда она делала в пользу светлой стороны своей души. Ей повезло, материальное благополучие она получила в наследство, а вот душевный покой и счастье она отыскала сама - благодаря своей любви и силе прощения, которое свойственно сильным людям.

Доброта и умение прощать - хорошие спутники в жизни. Всегда легче уйти от предательства, чем простить виновника и дать другой шанс. Оступиться может каждый, а вот сила прощения свойственна не всем.

Дарья

10. Дарья - скромная, мечтательная, наивная и трудолюбивая героиня романа Оксаны Робски «Про Любоof / on» . Образ Золушки и ее идеальной жизни впитывается со сказкой с раннего детства. И когда в реальной жизни девушка встречает кого-то похожего на созданный ее образ принца, все остальное неосознанно дорисовывает воображение. Иметь мечту - это иметь цель. Но реально смотреть на вещи нужно всегда. Хороший пример разноклассовых отношений со взгляда изнутри с обеих сторон. Она - логопед-идеалист, а он - бизнесмен-циник.

В подростковом возрасте все преувеличено, особенно это касается чувства любви. И тем, кто надеется на сказку в жизни, полезно почитать о возможной современной версии развития сюжета. Быть осведомленной - значит быть предупрежденной и осторожной.

Все книги очень разные, как их героини и сюжетные линии. Список можно продолжить и далее черпать доброе, вечное, мудрое, чтобы в сердце и душе появились все эти качества к себе, своим родным и близким.