Границы эпизода и его название дубровский. Эпизод в сценарии ТП и П

Инструкция

Определите границы анализируемого эпизода. Иногда уже обусловлено структурой произведения (например, глава в прозаическом произведении, явление – в драматическом). Но чаще необходимо отграничивать эпизод, используя сведения о месте, времени действия и участии в нем персонажей произведения. Озаглавьте эпизод.

Назовите персонажей произведения, участвующих в эпизоде. Поясните, кто они такие, какое место занимают в системе образов (главные, заглавные, внесюжетные). Найдите в рамках эпизода цитатный материал, относящийся к портретной и речевой характеристике героев, выражающий авторскую оценку действующих лиц и их поступков. Расскажите о вашем личном отношении к персонажам.

Сформулируйте проблему, поставленную автором в эпизоде. Для этого сначала определите тему фрагмента (о чем?), а затем конфликт (между героями, внутренний конфликт одного персонажа). Проследите, как развиваются отношения участников этого конфликта, какую цель они преследуют и для их достижения. Обратите внимание, ли в эпизоде результат их поступков и в чем он состоит.

Рассмотрите композиционное построение эпизода: начало, развитие действия, финал. Определите, как эпизода связано с последующим фрагментом текста. Выясните, нарастает ли напряжение между героями в эпизоде или эмоциональный фон остается ровным, неизменным.

Определите роль вспомогательных художественных приемов: лирических отступлений, описаний природы, образного параллелизма и т.д.

Проанализируйте сюжетную, образную и идейную связь эпизода с другими сценами, определите его место в контексте произведения.

Анализ произведения – процесс синтетический. В нем нужно зафиксировать свои чувства и в то же время подчинить их изложение строгой логике. Кроме того, вам понадобится разложить стихотворение или рассказ на составные части, не переставая воспринимать его как единое целое. Справиться с этими задачами поможет план анализа произведения .

Инструкция

Приступая к анализу любого художественного произведения , соберите информацию о времени и условиях его создания. Это касается общественных и политических событий того времени, а также этапа развития в целом. Упомяните, как была встречена книга читателями и критиками той эпохи.

Вне зависимости от типа произведения необходимо определить его тему. Это предмет повествования. Также сформулируйте основную проблему, которую рассматривает автор – вопрос или ситуацию, которая не имеет однозначного решения. В контексте одной темы в произведении может быть рассмотрено несколько проблем.

Проанализируйте содержание и форму книги. Если перед вами поэтическое произведение, остановитесь на образе лирического героя. Расскажите, как он создается и описывается, какие мысли и чувства выражает. Предположите, насколько далек этот от реального, биографического автора.Обратите внимание на форму произведения . Определите, каким размером оно написано, какие рифму и ритм использует автор, с какой целью. Охарактеризуйте тропы и фигуры, встречающиеся в тексте, и приведите для каждого из наименований.

Если вы анализируете эпическое произведение, после определения тематики и проблематики назовите все сюжетные линии, которые есть в книге. Затем для каждой из них распишите сюжетную схему (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Говоря о композиции, обратите внимание на то, как скомпонованы все части произведения , сопровождаются ли они рассуждениями автора (лирическими отступлениями), дополнительными образами и картинами, вставками дополнительных сюжетов (« в рассказе»).

Опишите образы главных героев произведения , посмотрите, как они взаимодействуют, как развиваются конфликты.

Далее определите литературное направление, к которому относится книга, и жанр произведения . Назовите признаки, которые на это указывают. Если автор несколько нарушил «каноны», расскажите, как и для чего он это сделал.

Умение анализировать художественное произведение является показателем читательской культуры. При это следует отличать академический анализ от читательского. Для того чтобы воспринимать произведение не в формате учебного процесса, следует постараться вникнуть не столько в идейно-художественное своеобразие, сколько в мотивацию поступков героев.

Инструкция

В процессе чтения художественного произведения необходимо выделить главных действующих лиц, определить роль второстепенных героев и попытаться понять, какую роль они призваны сыграть в судьбе главных героев. Необходимо выделить авторскую позицию к героям и происходящему – это несложно. Отношение автора может выражаться в определенной эмоциональной окраске описания, иногда автор выступает как полноправный персонаж. Классический пример авторского присутствия – «Евгений Онегин».

Давая оценку действиям героев произведения необходимо от мысли, что это художественное произведение и анализировать поступки героя как реально существующей личности. Изучая «образ Печорина», девушка может задать себе вопрос – а пошла бы она за него замуж, если бы представилась такая возможность? Ответ на данный вопрос выявит положительные и отрицательные стороны личности героя. При таком подходе к оценке личности персонажа могут возникнуть противоречия с традиционной литературоведческой трактовкой произведения, но это реальная возможность применения навыков психологического анализа в реальной действительности.

Анализируя сюжетную линию, интересно пофантазировать и представить жизнь героев до появления их на сцене. Александр Андреич Чацкий по традиции считается положительным героем, не понятым «фамусовским обществом». Но если восстановить выпущенные эпизоды, вопрос его «положительности» будет поставлен под сомнение. Герой воспитывался в семье Фамусовых, дружил с Софьей, а потом исчез непонятно куда на несколько лет. С его возвращения начинается пьеса «Горе от ума», и что видит читатель? Умный человек начинает навязывать свое видение мира, требовать незамедлительного пересмотра ключевых позиций фамусовского общества, а главное – требует от Софьи былой любви и считает себя искренне оскорбленным, не получив ответной реакции. А возможно , что именно непонятное отсутствие Чацкого убило любовь Софьи?

Уровень восприятия художественного произведения не ограничивается его анализом. Говорить о полноценном восприятии можно в том случае, если читатель может идентифицировать себя с героями произведения, а это значит – через призму собственного опыта, моделирование ситуации и нахождение решения проблем. Интересно попробовать продолжить произведение. Как бы могла сложиться дальнейшая судьба героев? Что бы произошло с героями, если бы не произошло, то, автор? Как бы себя герои, исходя из тех характеристик, которые были выявлены в ходе анализа? Что было бы, если бы Карандышев не убил Ларису, а только ранил? Ответы на такие вопросы не только расширяют представление о произведении, но и отсылают к изучению дополнительных источников. Здесь уже можно говорить о влиянии читательской культуры на общую культуру личности.

Видео по теме

ЭПИЗОД – (греч. «отдельное происшествие, событие» - это относительно самостоятельная единица действия, имеющая законченное образное решение и строящая по законам композиции.

В нем сопрягаются, как правило, несколько разнородных материалов. Эпизод играет важную роль в архитектонике ТП: единство действия определяется кульминациями эпизодов. Сценарий всегда состоит из эпизодов, каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен обязательно закончиться раньше, чем начнется другой эпизод. Зная, что сценарий состоит из эпизодов, можно говорить, что движение драматургической логики автора идет от одного эпизода к другому. Эпизод в сценарии является художественным воплощением, отражением той или иной проблемы действа. Каждый эпизод содержит аспекты общего конфликта. Выразительные художественные средства, используемые в эпизоде, подчинены жанру и стилистике всего представления.

Стык между эпизодами может быть чисто монтажным, т.е. один эпизод – смысловое продолжение другого. Стыком может быть и поэтическая заставка, выраженная любыми средствами, и банальный конферанс. В идеале же связки вообще не нужны, нужно, чтобы последний номер был естественным продолжением другого. Сочетание номеров может быть любым, но обязательно монтажно-творческим.

Брехт говорил: «Необходимо отдельные события связывать между собой так, чтобы узлы были очевидны; события же должны следовать одно за другим неприметно; эпизод, как маленькая пьеса». Эпизодам дают название, заголовки должны содержать суть, определять стиль исполнения. Лаконичное, емкое название эпизода всегда свидетельствует об определенности темы, о конкретности его сверхзадачи, о роли и месте в архитектонике всего представления.
Иногда представления строятся сюитно, т.е. следующие друг за другом номера создают целостность образа и единство действия, нет четкой границы между ними. но большинству представлений свойственно членение на номера и эпизоды. В ТП образно-сценический, художественный материал соединяется, «склеивается» с фактом действительности, документальным материалом.

Как и сценарий в целом, каждый эпизод имеет свою действенную структуру, выражающуюся в ситуации. Главное – кульминационный момент эпизода, как интеграция (объединение) кульминаций всех номеров. Номера монтируются так, чтобы активизировать внимание зрителя, кажущаяся бессюжетность номеров внутри эпизодов действует на восприятие всего произведения как образно-художественная специфическая форма отражения важных противоречий действительности.

ЭПИЗОД В СЦЕНАРИИ ТП – это специфическая монтажно-организованная совокупность номеров (монтажных единиц), объединенных между собой тематически и действенно в единую относительно завершенную структуру.

ЭПИЗОД – (греч. «отдельное происшествие, событие») - это относительно самостоятельная единица действия, имеющая законченное образное решение и строящая по законам композиции.

Эпизод (Силин) - сплав, коллаж из разножанровых номеров, кинопроекций, докум.материала в результате чего рождается новое качество . Создается произведение совершенно нового, синтетического, комплексного жанра. Эпизод – законченная по мысли микроструктура, обладающ. своей завязкой конфликта, ее развитием и завершением. Т.е. триада Гегеля лежит в основе эпизода. В кульминационный момент берем самые яркие вырзит. художеств. произведения, которые будут воздействовать на зрителя.

Эпизод – мост - связующее звено между эпизодами. Они должны быть небольшими. Это логическая связка между основными эпизодами, звено между предшествующим и последующими эпизодами, без которого был бы непонятен переход от одного к другому.

Эпизод – штрих - для дополнительного раскрытия характера или ситуации. Придает дополнительный оттенок, украшает полутонами. Если его «вынуть» -ход действия не перестанет быть понятным.

Эпизод -это фрагмент, включающий в себя законченный момент содержания.

Эпизод- сложная микроструктура, облададающая завязкой конфликта, его развитием и завершением. Эпизод дожен обладать высоким художественным уровнем. Иметь документальноую основу. Иметь действенный сюжет, образное решение. Обладает внутренней логикой построения и должен обязательно закончиться раньше, чем начнется другой эпизод. Важно для режиссера найти способ подачи, т.е. найти режиссерский прием, через который он донесет до зрителя идею конкретного эпизода. Каждый эпизод содержит аспекты общего конфликта. Выразительные художественные средства, используемые в эпизоде, подчинены жанру и стилистике всего представления.

Двойственный характер: самостоятельная структурная единица и одновременно часть целого сценария.

Различают 3 типа эпизодов:

В нем сопрягаются, как правило, несколько разнородных материалов. Эпизод играет важную роль в архитектонике ТП: единство действия определяется кульминациями эпизодов. Зная, что сценарий состоит из эпизодов, можно говорить, что движение драматургической логики автора идет от одного эпизода к другому. Эпизод в сценарии является художественным воплощением, отражением той или иной проблемы действа.

Эпизодам дают название, заголовки должны содержать суть, определять стиль исполнения. Лаконичное, емкое название эпизода всегда свидетельствует об определенности темы, о конкретности его сверхзадачи, о роли и месте в архитектонике всего представления.

ЭПИЗОД В СЦЕНАРИИ ТП это специфическая монтажно-организованная совокупность номеров (монтажных единиц), объединенных между собой тематически и действенно в единую относительно завершенную структуру.

НОМЕР – это отдельно завершенное композиционно уравновешенное во всех частях сценическое произведение со своей завязкой, кульминацией и развязкой.
ДЛЯ ЭСТРАДНОГО НОМЕРА ХАРАКТЕРНО:
1). Четкая композиция: заманчивая завязка, острая кульминация, неожиданный финал.
2). Отточенная внешняя форма.
3). Лаконизм.
4). Зрелищность: требует использования специфических выразительных средств, особой сценографии, ярких костюмов, реквизита, четкого и стремительного ритма, изобразительных мизансцен.

ОСОБЕННОСТИ:

I. КРАТКОВРЕМЕННОСТЬ, т.к. концерт складывается из множества номеров, поэтому:
Должны сразу завладеть вниманием зрителя, не должны иметь долгой завязки;
Действие развивается стремительно;
От исполнителей требуется максимальная концентрация действия, парадоксальность;
Актер должен сразу завладеть вниманием публики;
Характер героя должен быть сразу понятен;
Номер должен быть рассчитан на мгновенную реакцию зала;

ИСПОЛНИТЕЛЬ – основа номера, конкретный человек со своей неповторимой индивидуальностью.
Один и тот же номер в исполнении разных актеров приобретает собственное звучание;
Номер – это творческое самовыражение актера;

В сценарии театр.представления номер-часть эпизода. Если в концерте номер включается в любом порядке, то в сценприи театр. представления номер –это часть сценария. Выбросить его нельзя. Поменять нельзя. Номер становиться неотъемлемой частью эпизода. Это уже не номер, а часть действия . Номер приобретает новое качествло. В эпизоде номер приходиться переделывать, сокращать. Перед исполнителями номера появляется новая актерская задача. Исполнитель номера становиться действующим лицом эпизода. Главное – кульминационный момент эпизода, как интеграция (объединение) кульминаций всех номеров. Номера монтируются так, чтобы активизировать внимание зрителя, кажущаяся бессюжетность номеров внутри эпизодов действует на восприятие всего произведения как образно-художественная специфическая форма отражения важных противоречий действительности.

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного плана 1 .

  1. Определить границы эпизода 2 , дать ему название.
  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
    • кто они?
    • каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
  4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
  5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
    • автора;
    • персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
  6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
  7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
    • их отношение к событию;
    • к вопросу (проблеме);
    • друг к другу;
    • кратко проанализировать речь участников диалога;
    • сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
    • выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
    • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
  8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
  9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
  10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
  11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
  12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
  13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

Рассмотрим пример. Предлагаем вам уже составленный развернутый проблемный план сочинения по анализу эпизода "Бородинское сражение" из романа Л.Толстого "Война и мир". Проблемным этот план называется потому, что его пункты составили вопросы, на которые предполагается отвечать в сочинении. Прочитайте его внимательно, следя за логикой рассуждений и их мотивировкой. Для того, чтобы содержание этой работы было вам хорошо ясно, перечитайте указанные главы романа Л.Толстого.

ПРОБЛЕМНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
Анализ эпизода
"Бородинское сражение"
из романа Л.Толстого "Война и мир" (т.2, ч.2, гл. 19-39)

    Вступление:
  1. Доказываем, что эпизод Бородинского сражения является кульминационным в изображении войны в романе.
  2. Кратко характеризуем его связь с изображением войны 1805-1807 гг. и с описанием войны 1812 года.
    Главная часть:
  1. Кто из героев романа принимает участие в эпизоде?
    1. Почему сражение показано глазами Пьера? Что поражает Пьера накануне сражения (приводим цитаты)? Какие открытия он делает на Бородинском поле (цитируем)?
    2. Какими и с какой целью показаны в эпизоде Борис Друбецкой и Долохов?
    3. Какие мысли и чувства владели князем Андреем накануне сражения (можно процитировать)? Почему ему была неприятна встреча с Пьером? (Кратко сравните с эпизодом приезда Пьера к князю Андрею в Богучарово.) Что думает князь Андрей о военной тактике, о Кутузове, об исходе сражения (приводим цитаты)?
  2. На какие микроэпизоды можно разбить этот большой эпизод? Кратко сопоставим микроэпизоды "Пьер на батарее" и "Князь Андрей в резерве". Почему Толстой так распорядился судьбой героев?
  3. Какими увидел Толстой в этом эпизоде Кутузова и Наполеона? Как он их противопоставляет?
    1. Какие приемы использует Толстой для раскрытия характеров Наполеона и Кутузова до начала сражения? На какие детали их внешности и поведения обращает внимание? Обязательно приводим цитаты.
    2. Как ведут себя Кутузов и Наполеон во время сражения? Покажем, что они противопоставляются как полководцы и как личности (можно использовать термин "конфликт"). Цитируем.
    3. Почему Толстой считал поступки Наполеона противоположными добру и правде? Приводим суждения автора (в подробном пересказе или в цитате.) Формулируем мысли (идеи) автора, выраженные в этом противопоставлении, а значит, и во всем эпизоде.
    4. Как Кутузов и Наполеон связаны в антитезе "истинное-ложное"? Формулируем мысли автора по этому вопросу.
  4. Как проявляется гуманизм Толстого в изображении Бородинского сражения?
    1. Каково отношение к войне князя Андрея, Пьера, Наполеона, автора? Приводим цитаты.
    2. Почему эпизод начинается и заканчивается пейзажем? Кратко анализируем пейзаж и делаем выводы.
    3. Как раскрывается в эпизоде содержание слова "мир"? Когда оно еще звучало в романе в этом смысле? (Так вы свяжете эпизод с основными идеями романа и смыслом его названия.)
  5. Раскрываем мастерство Толстого в создании эпизода:
    1. Почему, описывая Бородинское сражение, Толстой чередует сцены, в которых участвуют полководцы и генералы, с теми, в центре которых простые солдаты или знакомые нам вымышленные персонажи? Так вы охарактеризуете композицию эпизода.
    2. Как сочетается в описании сражения стремление Толстого к обобщению, с одной стороны, и к детализации, конкретности - с другой?
    3. Докажем, что Толстой, изображая Бородинское сражение, выступает как историк, как философ, как художник-реалист и как психолог (желательно все эти слова использовать в сочинении).
    Заключение. Делаем выводы из рассуждений главной части:
  1. Доказываем, что этот эпизод - композиционный центр романа.
  2. Какую роль играет эпизод в описываемых событиях романа? Делаем вывод.
  3. Какую роль эпизод играет в судьбе главных героев романа (говорим о тех героях, о которых речь шла в пункте 1-м главной части)? Делаем вывод.
  4. Как выразились в эпизоде взгляды Толстого на роль личности в истории, на причины военных побед и поражений? Делаем вывод.

Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.

  1. Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.
  2. Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики содержания произведения.

Написание сочинения - одна из самых важных и сложных задач в вашем обучении.

Рассмотрим значение слова "сочин ение": в его состав входит корень "-чин-", имеющий значение "порядок, иерархия". То есть, сочинение - это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.

Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа эпизода . Научившись этому, вы освоите специфику обращения с художественным текстом, отработаете на небольшом по объему материале навыки литературного анализа, потому что анализ эпизода - это анализ литературного произведения в миниатюре. Кроме того, чтобы глубоко и полно раскрыть в сочинении многие темы, нужно уметь кратко или подробно анализировать некоторые эпизоды или сцены произведения.

Обратите внимание! В последние годы российская школа на выпускном экзамене обязательно предлагает темы сочинений, связанные именно с анализом эпизода литературного произведения. Освоив эту работу, вы тем самым отработаете одну из тем выпускного сочинения.

В этой работе много заданий, предполагающих объемный ответ. Вы можете выполнять их как в самом окне задания, так и в любом текстовом редакторе и потом с помощью копирования перенести в окно ответа.

Напоминаем, что все ответы сначала лучше давать на бумаге, а потом переносить в компьютер.


Рекомендованная литература к работе 6:
  • Как написать сочинение. Сост. Н.М.Елкина. - М., 1997.
  • Полтавец Е. Как писать сочинение: Для школьников и абитуриентов. - М.: ЗАО ИЗД-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

Очень часто анализировать большие произведения лучше по эпизодам. Это часть литературного произведения, которая имеет самостоятельное значение, данная часть замкнута в пространстве и во времени.

Как выглядит план анализа эпизода

Каждый анализ требуется проводить по плану, чтобы лучше понять определенный фрагмент и его значимость.

Анализ эпизода может выглядеть следующим образом:

  1. Первое, с чего можно начать эпизода литературного произведения, - определение границ, чтобы легче ориентироваться, при этом фрагмент может быть в начале, в конце или в середине. Например, роман «Преступление и наказание», когда Раскольников находится в полицейском участке, или Бородинское сражение в романе «Война и мир».
  2. Далее следует понять значимость эпизода: для чего его создал автор? Почему он его так подробно расписал, уделяя внимания деталям? Понятие значимости приведет к пониманию характера героя, его поведению, а, возможно, и прояснению отношения автора к герою или событию.
  3. Третий шаг - это определение типа (повествование или рассуждение) и события, которые происходят в этой части.
  4. В следующем пункте необходимо дать характеристику героям и определить, какие используются художественные средства не только в описание героев, но и во всем эпизоде.
  5. Последнее, что необходимо проанализировать, - понять роль данного эпизода во всем произведении (кульминация, переломный момент, решающий момент).

План анализа эпизода произведения: пример

«Война и мир», написанная Л. Н. Толстым, была выпущена в 3 томах, и в каждой книге были свои эпизоды, которые требуют анализа для понимания значения во всем произведении. Одним из главных эпизодов во всей книге является Бородинское сражение, которое становится обособленной частью и замкнутой во времени и пространстве.

Первое, с чего необходимо начать эпизода: доказать, что это событие сыграло решающую роль в победе над французами. Далее определить, какие герои присутствуют в эпизоде (Пьер, Андрей, Друбецкой, Долохов), какие они испытывают чувства, для чего они показаны автором.

Следующий шаг - разделение на микроэпизоды, чтобы лучше увидеть и понять героев. Например, можно разделить на такие части, как "Пьер на батарее" или "Князь Андрей в резерве".

План анализа эпизода также учитывает и отношение автора к героям. Например, как Толстой раскрыл характер Кутузова до сражения и после, как ведет себя Наполеон во время сражения.

Во время анализа можно проводить примеры использования художественных средств, чтобы раскрыть мастерство автора и показать значимость определенных моментов.

Особенность анализа

Каждый план анализа эпизода требует доказательств, и это может быть художественный текст, строчка или несколько предложений. Использовать цитаты следует в достаточной мере, чтобы доказать приведенные аргументы.