«Образ весны в искусстве. «Образ Весны в искусстве и литературе»

4

«Образ Весны в искусстве и литературе».

Цель занятия: Духовно-нравственное и художественное

воспитание ученика.

Задачи занятия:1. Расширение кругозора, развитие общей культуры ученика

2. Ознакомление с общечеловеческими ценностям мировой

культуры.

3. Воспитание любви к родной культуре.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие

2. Образ Весны в искусстве и литературе.

Учитель включает отрывок из произведения Вивальди «Времена года. Весна». Дети внимательно слушают.

Учитель: Ребята мы начали с вами занятие с музыки. И это не случайно! Скажите, какие чувства вы испытали, слушая эту музыку?

Ученики : Она радостная, живая. Нам стало очень хорошо.

Учитель : Действительно музыка жизнеутверждающая, энергичная. Ее написал итальянский композитор Антонио Вивальди. И открою вам секрет: посвящена она одному из времен года. Какому?

Ученики : Лету?

Учитель : Сейчас я прочту вам начало стихотворения Ф.И.Тютчева и вы обязательно догадаетесь.

Еще в полях белеет снег, а воды…

Ученики : Это – весна.

Учитель : Ну конечно, ребята. Это весна . Тема нашего занятия «Образ Весны в искусстве и литературе» . Издавна люди сравнивали весну с чем-то светлым, новым, она была символом возрождения жизни. Я не случайно начала занятие с музыкального произведения. Многие композиторы посвящали свои произведения временам года. Наш великий русский композитор создал цикл из 12 пьес для фортепьяно «Времена года». Кто-нибудь догадывается, как его имя?

Ученик: Это Петр Ильич Чайковский.

Учитель : Ну, конечно же. Петр Ильич Чайковский очень любил Россию и ее удивительную природу, а еще он очень любил и ценил русскую поэзию. В своем сборнике «Времена года» он каждую пьесу, посвященную определенному месяцу, он предварил эпиграфом, т.е. отрывком из стихотворения какого-нибудь русского поэта. Например, перед пьесой «Март. Песнь жаворонка» стоит эпиграф из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова:

«Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

Перед пьесой «Апрель. Подснежник» Чайковский поставил тоже стихотворение Майкова:

«Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок…»

А вот пьесу «Май. Белые очи» предваряет отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета:

«Какая ночь! На всем такая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!»

А сейчас ребятки мы послушаем эти три пьесы П.И. Чайковского, посвященные Весне.(Учитель включает магнитофон).

А.С.Пушкин:

«Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

Улыбкой ласковой природа

Сквозь сон встречает утро года».

А.А.Фет:

«Еще весны душистой нега

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути».

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая.

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

И.С. Никитин:

«Полюбуйся. Весна наступает.

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!»

Учитель: Молодцы ребята. Я, продолжая «пернатую» тему весны, прочту вам удивительные стихи Николая Заболоцкого:

«Уступи мне, скворец, уголок,

Посели меня в старом скворечнике.

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники.

И свистит и бормочет весна.

По колено затоплены тополи.

Пробуждаются клены от сна,

Чтоб, как бабочки, листья захлопали».

Не только поэты, композиторы, но и художники изображали весну на своих полотнах. Какая картина и какого русского художника о весне связана с грачами?

Ученица: Это картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»

Учитель: Молодец. Я хочу показать вам эту картину. (Показывает репродукцию детям)

А вот еще одна картина. Это полотно ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана «Апрель» Что общего в этих картинах по вашему мнению?

Ученик : Это начала весны. Еще лежит снег. И весна только еще ощущается. Она незримо присутствует в природе. Это только настроение.

Учитель . Ты прав и ты замечательно передал характер этих картин. Но в мировой живописи существуют картины, где художники передают образ весны в человеческом образе. Как правило, весна-это прекрасная молодая женщин с цветами. Это традиция идет от изображения греческой богини плодородия Деметры. Да и в пьесе «Снегурочка» А.Н. Островского Весна – молодая женщина, мать Снегурочки.

Сейчас я покажу вам три картины разных художников, изобразивших весну в человеческом облике. Это картина А.Г.Венецианова «На пашне. Весна», Сандро «Боттичелли «Весна», Джузеппе Арчимбольдо «Весна». Что вы можете сказать об этих картинах? (Учитель показывает репродукции )

Ученица : Картина Арчимбольдо очень странная. Какое-то существо украшено цветами!

Учитель: Арчимбольдо – удивительный художник. Он творил XVI веке. Это был большой фантазер и единственный в своем роде портретист. Он «составлял» лица людей из овощей, фруктов, цветов. Таков портрет весны. Цветы главное в композиции. От их многообразия захватывает дух. А что мы можем сказать о других картинах.

Ученик: У Венецианова Весна в русском костюме, а у Боттичелли в платье из цветов.

Учитель. Ты прав. Алексей Гаврилович Венецианов изобразил Весну в образе красивой русской женщины в кокошнике и сарафане, а Боттичелли изобразил молодую женщину эпохи Возрождения. Как не разнятся эти картины, но в них есть много общего. И,
прежде всего, это преклонение перед красотой природы и красотой человека. А теперь ребята я раздам вам листы бумаги. И вы сами попробуете изобразить весну на бумаге. (Учитель раздает детям листы бумаги и они рисуют.)

Образы природы в искусстве

Кто сказал, что пишут красками?
Пользуются красками, а пишут чувствами.

(Жан Батист Симеон Шарден)

Общение с природой - большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью.

Каждое время года по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать.

У вечности прекрасный календарь,
Оформленный и в злато, и в янтарь.
На нём снега и сонные долины,
И тихий вечер с песней соловьиной,
Цветущих вишен радостный полон
И пары, позабывшие про сон.

Колосьев спелых гордые поклоны,
И горсть зерна в мозолистых ладонях.
Краса лугов и леса изобилье
Иль ветки плеть, опущенной в бессильи.
С надеждою, что вновь всё повторится…
Листает время вечные страницы…

(Ю. Касилов)

Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами художника, поэта, музыканта. Откройте своё сердце для восприятия красоты и гармонии красок, слов, звуков!

Пейзаж по праву считается самым лиричным жанром живописи.

В Китае жанр пейзажа начал развиваться раньше, чем где бы то ни было. И это неслучайно, ведь, согласно верованиям китайцев, любование природой - один из путей познания божественной истины.

Уже в первые века нашей эры в Китае изображениями видов природы украшали стены не только жилищ, но и культовых сооружений. Как ни удивительно, но пейзаж был одной из разновидностей религиозной живописи.

Интересно, что в европейской живописи пейзаж выделился в самостоятельный жанр и приобрёл популярность во время активного развития промышленности, когда всё больше людей переселялись в города. Оторвавшись от родной природы, они тосковали по её животворящей силе и красоте.

Пейзажная живопись отражает чувства, настроения и передаёт их особенно тонко, со всеми оттенками и переходами. Этим пейзажный жанр напоминает лирическую поэзию. Поэтические образы природы воплощены и в музыке.

Слушание (1 – 11 слайды): Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент).

Иван Иванович Шишкин на своей картине «Зима» изобразил могущественные, величественные деревья в роскошном белоснежном убранстве.

В своих многочисленных пейзажах художник органично соединил большое с малым, могущественное с нежно-хрупким - то, что он сам часто замечал в природе родного края. Он тонко чувствовал красоту природы, любил её и воспевал в своём творчестве.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна…
Заметает пурга белый пух.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни проехать в лесу, ни пройти…

(С. Есенин)

Белоснежной красавицей изобразил зиму Константин Фёдорович Юон.

Главный мотив картины - белый, пушистый снег. Снег! Какая это радость для детей! Снег - это весёлые развлечения, катание на лыжах, санках, коньках…

Зима негаданно-нежданно
Пришла на чёрные поля,
Ещё вчера была туманна
Дождём умытая земля.

(Е. Благинина)

Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли…
И вдруг метели налетели
И столько снега намели!

К. Ф. Юон написал свою картину в сдержанной, почти ахроматической цветовой гамме… Он отдал предпочтение белому, светло-серому, нежно-жемчужному цветам. Такое живописное решение позволило художнику воссоздать в пейзаже мотивы зимнего снегопада.

Слушание (12 – 18 слайды): Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года».

Иное впечатление вызывает картина К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Кажется, что вся она будто пронизана солнцем, отчего снег сверкает ярким бело-розовым светом. Богатством цветовых сочетаний, яркостью красок картина приближается к живописи импрессионистов. Воздух в пейзаже насыщен голубизной, более всего заметной на фоне тёмных предметов: строений, леса. Тени - тоже синие. Это небо их окрасило. Ещё лежит снег, но он не скрипучий, январский, а влажный, рыхлый. Снег тает, осыпается с крыш на землю. Радуется теплу домашняя птица: петушок, курочки.

Исаак Ильич Левитан - выдающийся мастер лирического пейзажа. В своей живописи художник создал обобщённые образы природы родного края. Его пейзажи всегда наполнены поэзией.

Картина «Март» - одно из жизнеутверждающих произведений художника. В этом произведении И. Левитан трогательно показывает пробуждение земли, обновляющие её весенние силы.

Великий русский композитор П. И. Чайковский создал галерею образов природы, объединив их в цикле под названием «Времена года».

Слушание (19 – 20 слайды): Чайковский. «Март» из цикла «Времена года»

(А. Блок)

Картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» называют шедевром пейзажной живописи. Это - лирический образ национальной природы. Кисть художника воссоздала красоту родного края. Неспешно пробуждается от зимнего сна природа к новой жизни. Тает снег. Вода собирается в лужах, насыщая свежестью воздух, деревянные заборы, каменные стены церкви и колокольни, кору молодых берёзок. Суетятся, хлопочут птицы, строя гнёзда.

Слушание (21 - 22 слайды): Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года».

«В начале весны» - одно из известнейших пейзажных произведений Василия Николаевича Бакшеева. Художник создал обновлённый образ природы, захватывающий зрителя своей могущественной красотой.

«Голубая весна». Тонкий рисунок, светлый колорит картины ставят её в один ряд с лучшими произведениями мастеров пейзажного жанра.

Густой массой возвышаются светлые стволы берёз. Небо уже по-весеннему голубое, воздух - прозрачный и тёплый. Стройная направленность берёз вверх подчёркивает природную устремлённость деревьев к солнцу. Кажется, что слышны нежное дыхание ветра, звон весеннего ручейка, пение птиц.

Спасибо, кудесник-апрель!
Спасибо за звоны капели,
За пенье вернувшихся птиц.
Глаза у людей потеплели,
Всё больше приветливых лиц.
В сердцах и мечты, и желанья
Решительно гонят тревоги.
Зиме говорят: «До свиданья!
Нас ждут и дела, и дороги!»

(Ю. Касилов)

Как художник-пейзажист, мастер бытового жанра Василий Дмитриевич Поленов состоялся во время пребывания в Париже, где сошёлся с кружком А. П. Боголюбова, сплотившим талантливую творческую молодёжь. Большое влияние на творчество В. Поленова оказало и знакомство с кружком И. С. Тургенева.

В «Московском дворике» пейзаж и бытовые мотивы будто бы дополняют друг друга. Картина В. Поленова поражает своей жизнерадостностью, свежестью красок, мастерской техникой выполнения. В пейзаже исчезают серые и коричневые краски. Кажется, что цвет впитывает в себя голубизну неба, изменяясь под непосредственным влиянием окружающих красок.

Художники и поэты своим творчеством призывают нас взглянуть на обычные явления и вещи по-новому. Музыка помогает прислушаться к самому себе, почувствовать радости и печали.

Слушание (23 – 25 слайды): Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года».

Золотая осень! Живописная осенняя пора!

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

(Ф. Тютчев)

Неповторимой красоте осенней природы посвящена картина И. Левитана «Золотая осень». Сюжет картины будто перекликается с пушкинскими строками:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

Широким, свободным мазком передаёт И. Левитан прозрачную голубизну осеннего неба, холодную синь реки, золото листвы.

Смотришь на картину - и ощущаешь последнюю ласку осеннего солнца, тишину и тепло короткого дня, аромат пожелтевшей травы, прохладу, что веет от реки. В голубом небе - лёгкие облачка, вдали зеленеют озимые. На переднем плане - стройные нежные берёзки. Кажется, что они тоже любуются красотой осеннего дня. Мотив, изображённый художником на этой картине, можно назвать «праздничным днём осени». Но как быстро окончится этот праздник!

Никакое время года так не навевает грусть, как осень. Эта грусть звучит и в осенних пейзажах, созданных поэтом А. С. Пушкиным и композитором П. И. Чайковским.

Слушание (26 – 28 слайды): Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор.

Октябрь уж наступил... Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад. Дорога промерзает.
Журча бежит на мельницу ручей,
Но пруд уже застыл...

В картине «Ранний снег» В. Поленов воссоздал эту печальную пору. По настроению пейзаж художника приближается к тургеневской лирике.

Поздняя осень… Ещё немного - и в природе по-настоящему воцарится белоснежная красавица-зима... Её приближение слышно в стихах С. Есенина, поэта, умевшего понимать язык берёз и камней, земли и неба:

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Слушание (29 – 31 слайды): Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года».

Для того чтобы понять состояние природы, изменяющееся в зависимости от сезона, времени суток, погоды, художнику необходимо воссоздать присущие определённому состоянию тональные и цветовые особенности. Различные живописные средства подчёркивают общее настроение произведения, усиливая его эмоциональное влияние на зрителя. Мастер может сосредоточиться на игре красок или заботиться о мастерстве форм, тщательно выписать передний план, а детали изобразить обобщённо, привлекая внимание зрителя к далёкому горизонту.

Картина А. Рылова «В голубом просторе» дышит оптимизмом, наполняя нас светлой верой в будущее.

Солнце, свежий воздух, весёлые облачка над синим морем, а в небо, стремительно взмахивая крыльями, летят красавцы-лебеди вдогонку за ветром, наполняющим белые паруса корабля. Получая от восприятия картины богатые впечатления, мы сами наполняемся переживаниями, воспоминаниями, ожиданием грядущего.

Слушание (33 – 34 слайды): Рубинштейн. Романс.

По материалам лекции-концерта «Образы природы в искусстве» Т. А. Агеенко, И. Р. Колчановой.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент), mp3;
Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года», mp3;
Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года», mp3;
Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор, mp3;
Рубинштейн. Романс, mp3;
Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года», mp3;
Чайковский. «Март» из цикла «Времена года», mp3;
Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.



































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Звучит музыка "Времена года" А. Вивальди.

Учащиеся входят под музыку, готовятся к уроку.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Вступительное слова учителя.

1. Чтение отрывков из стихотворений

Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам!..

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора:

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит:

Ребята, скажите, о чем идет речь?

Ответы детей.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, проведем его вместе с учителем музыки.

А почему мы решили так сделать, вы скажите чуть позже, когда прочтете эпиграф к нашему уроку.

Что такое эпиграф.

Ответы детей.

Слайд №2

"Поэзии и музыки союз! Для наших душ союз вдвойне священный".
Ульям Шекспир.

Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

Ответы детей: Связь между музыкой и поэзией полно раскрывает, дополняет какой-то образ.

Учитель: Давайте вспомним, а кто еще помогает нам создать тот или иной образ?

Ответы детей: Нам помогают еще и художники.

III. Знакомство с новым материалом.

Учитель: Тема нашего урока "Образ весны в искусстве"

Учитель: Цель нашего урока: определить каким языком каждый вид искусства раскрывает образ весны.

Вспомните, какие поэтические произведения вы знаете о весне? Назовите их авторов?

Сегодня мы с вами вернемся к творчеству Ф. И. Тютчева.

Учитель: Какие интересные моменты его жизни вам запомнились?

Ответы детей: Федор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье. Юные годы провел в Москве. Рано проявивший способность к учению, получил хорошее домашнее образование. В 1819 году он поступил на словесное отделение Московского университета, которое закончил в 1821 году. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, а в 1822 году отправляется в Мюнхен, где живет и работает 22 года. Все это время он переводит стихи многих европейских поэтов, а также пишет свои, публикуя их в журнале "Современник". В 1844 году Тютчев возвращается на родину. В конце 40-х годов начинается новый подъем его лирического творчества: выходит сборник со стихотворениями поэта.

Учитель: Удивительно, но факт. Человек, чье творчество получило самую высокую оценку современников: Пушкина, Некрасова, Тургенева Фета, сам себя поэтом не считал. По его словам, он не писал, а записывал стихи, а точнее описывал все, что его окружало, волновало, огорчало, восхищало. Записывал: А потом еще и еще раз возвращался к тексту и оттачивал каждое слово, каждую фразу, добиваясь красоты, точности, чуда.

И вот одним из таких чудес является стихотворение

"Весенние воды"

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят -

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед".

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!

Учитель: Давайте закроем глазки и внимательно послушаем его стихотворение.

Вам понравилось это стихотворение? Какие чувства и настроение оно вызывает?

Ответы детей.

О какой весне пишет поэт? (о ранней)

Какие слова вам подсказали? (ещё в полях белеет снег)

Словарная работа.

В стихотворении есть слова, которые могут быть вам непонятны. Давайте поговорим о них.

Гонец - человек, посланный куда-нибудь со срочным известием

Анализ стихотворения.

(Цель: совершенствовать навык работы с поэтическим текстом и навык чтения.)

Учитель: А теперь проанализируем стихотворение.

1 четверостишие (читается)

Каким поэт Тютчев назвал берег? (сонным)

Почему о весенних ручьях сказано, что они блещут и гласят? (блещут - вода отражается в лучах солнца; гласят - бегут, разговаривают, шумят)

Какие ещё действия совершают ручьи? (бегут, будят)

Что общего между всеми этими словами? (глаголы)

Тютчев использует в своём стихотворении глаголы, чтобы оживить природу, показать скорый приход весны.

2 четверостишие(читается)

Прочитайте, что гласят весенние ручьи. (Весна идёт! Весна идёт!)

Как они сами себя называют? (мы молодой весны гонцы)

Тютчев наделил ручьи человеческой речью. А на самом деле они говорят? (журчат, звенят, как будто говорят)

Как в литературе называется этот приём? (олицетворение)

Олицетворение - такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами - даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

3 четверостишие (читается)

О чём восклицает поэт в 3 четверостишье? Для чего Тютчев использует в своём стихотворении эти повторы? (показать скорое наступление весны)

Учитель: И вот ребята, мы еще раз убедились, в том,что Ф.И. Тютчев непревзойденный мастер пейзажа и художественного слова при помощи средств художественной выразительности он показал одухотворенность многогранность, многоликость, яркость весенней природы.

Сейчас мы с вами рассмотрели литературный пейзаж, но пейзажи еще бывают и живописными.

Кто создавал живописные пейзажи?

Ответы детей.

Ученик: Исаак Ильич Левитан (1860-1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца ХIХ века. Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало признанием И. И. Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г. Перова, А. К. Саврасова, В.Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы.

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится знаменитая картина И. И. Левитана "Весна. Большая вода"

Ученик: на картине изображён момент половодья, когда "большая вода" покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками. Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого, жёлтого и зелёного. Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев, оживляемая густым зелёным пятном ели, а также оттенками зелёного в соседнем с ней дубе и сараях вдали. Наиболее разнообразен голубой цвет: вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого. Звонкое, голубое небо, струящиеся ввысь белые березы и деревца, плывущие вдали избы, утлая лодка, сливаются в ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное целое, что, всматриваясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего дня.

Ученик: "Весна - большая вода" очень гармонична и притягательна, это одна из самых лирических картин Левитана. Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственные русской весенней природе. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием, она полна оптимизма от весеннего воскресения природы.

Моменты весеннего пробуждения природы мы можем увидеть на картинах других наших художников.

"Грачи - первые вестники весны".

Учитель: Как на Руси весну встречали раньше?

Ответы детей.

Слайд №10

Учитель. А еще в эти дни дети бегали стайками по селу с птицами, сделанными из теста. Одних они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай. Других надевали на длинные шесты и раскачивали так, чтобы птицы казались летящими. При этом пели песни-заклички.

Песни-заклички назывались "Веснянками". Сейчас мы с вами одну из таких песен и послушаем.

Слайд №11

(звучит музыка)

Учитель: При помощи каких средств художник раскрывает образ весны.

(красок, линий, кисти)

Учитель: Всякое время года интересно. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимое всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой.. После продолжительной, почти полугодовой, русской зимы незаметно подкрадывается весна.

Назовите мне первые цветы, которые появляются весной? (подснежники)

Слайд №12

И вот почему их так называют и символом чего они являются, об этом нам сейчас расскажут.

Ученик : "Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор подснежники, стали символом надежды и любви"

Ученик : А я знаю другую легенду про нас. "Как-то раз подснежник нарушил закон вечного царства зимы и пробился навстречу солнцу. Добрая волшебница-Весна захотела согреть его. Но налетел злобный ветер и швырнул в нее колючим кустом. Брызнула алая кровь и обагрила белые лепестки. Ожил цветок и стал с тех пор символом торжества добра над злом. И по сей день у молдаван принято дарить 1-го марта женщинам белые и красные подснежники как символ счастья и любви".

Учитель : Какие красивые легенды рассказали нам! Да, подснежник - это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора

Слайд №13

Учитель: П. И. Чайковского, когда он жил в Подмосковье, и мог наслаждаться в подмосковных лесах этим чудом природы. Им написан целый цикл, который он посвятил всем временам года. Он так и назвал свой цикл "Времена года", где каждому месяцу года он посвятил целое произведение. Каждая пьеса имеет название и поэтический эпиграф.

Слайд №14

Учитель: Эпиграфом к музыкальной пьесе "Подснежник" Чайковский выбрал строки поэта 19 в. А. Н. Майкова:

Голубенький, чистый подснежник цветок,
А подле сквозистой - последний снежок.
Последние слезы о горе былом.
И первые грезы о счастье ином.

(Слушание музыки П.И.Чайковского из цикла "Времена года" Подснежник)

Слайды№№ 15 - 21

Учитель: Какой характер произведения?

Какую картину вы себе представили, слушая произведение?

Музыкальная пьеса Чайковского "Подснежник" наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания:

Слайд№22

Учитель: "...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!"

Насколько перекликаются настроения стихотворения, картины, музыкальной пьесы?

Ответы детей. Настроения радости, так как происходит пробуждении природы.

Учитель: А когда еще бывает такое состояние пробуждения.

Учитель: Что такое утро? (появление солнышка на небе)

Я предлагаю вам немного отдохнуть. Сейчас я включу запись мелодии произведения "Утра", а вы попробуете изобразить появление солнышка. Будьте внимательны. Под мелодию вы должны будете поднимать руки на вверх. Как солнышко восходит. И на кульминации солнышко должно будет проснуться и поднять на небо. Это все вы будете показывать.

Слайды№№23-28

Учитель: Молодцы, у вас хорошо получилось.

  • Какое настроение было в произведении? (певучее, спокойное, напевное, мелодичное)
  • Какой темп был у произведения? (умеренный, медленный, спокойный).
  • Какие инструменты солировали в оркестре? (скрипка, флейта).
  • Какие интонации слышны в теме флейты? (пение птиц)
  • Удалось ли композитору передать в музыке весеннее пробуждение природы? (да)
  • А с помощью чего? (темпа, характера, инструмента)

Учитель: Это произведение написал норвежский композитор Э. Григ, а называется оно "Утро".

Слайд №29

Учитель: Как вы думаете, почему мелодия "Утра" отражает в себе весенние образы?

Ответы детей: Весной и утром вся природа вокруг просыпается.

Учитель: Молодцы! Увидеть красоту природы помогает и песня Александра Ермолова "Апрель"

(исполнение песни)

Слайды №30, 31

Учитель: Делаем вывод по сегодняшнему уроку.

Учитель: Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства.

Вначале урока мы поставили перед собой цель - определить каким языком каждый вид искусства раскрывает образ весны. Давайте ответим на этот вопросы:

  • Как раскрывает образ весны живопись? (рисует образ линией и красками)
  • Как музыка? (звуком)
  • Как литература?(словом)

Учитель: Каждый из вас был настоящим творцом, вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.

И в заключение мне захотелось пожелать:

Слайд №34

Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Приглядывайтесь к родникам,
ничто не повторится.

За мигом миг,
за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так и нет
Через одно мгновенье.

IV. Сегодня, когда будете идти домой, посмотрите на ожившую природу глазами Вивальди, Чайковского, Тютчева, Саврасова...

«Образ Весны в искусстве и литературе». Занятие в группе продленного дня.

Цель занятия: Духовно-нравственное и художественное

воспитание ученика.

Задачи занятия:1. Расширение кругозора, развитие общей культуры ученика

2. Ознакомление с общечеловеческими ценностям мировой

культуры.

3. Воспитание любви к родной культуре.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие

2. Образ Весны в искусстве и литературе.

Воспитатель включает отрывок из произведения Вивальди «Времена года. Весна». Дети внимательно слушают.

Воспитатель: Ребята мы начали с вами занятие с музыки. И это не случайно! Скажите, какие чувства вы испытали, слушая эту музыку?

Ученики : Она радостная, живая. Нам стало очень хорошо.

Воспитатель : Действительно музыка жизнеутверждающая, энергичная. Ее написал итальянский композитор Антонио Вивальди. И открою вам секрет: посвящена она одному из времен года. Какому?

Ученики : Лету?

Воспитатель : Сейчас я прочту вам начало стихотворения и вы обязательно догадаетесь.

Еще в полях белеет снег, а воды…

Ученики : Это – весна.

Воспитатель : Ну конечно, ребята. Это весна . Тема нашего занятия «Образ Весны в искусстве и литературе» . Издавна люди сравнивали весну с чем-то светлым, новым, она была символом возрождения жизни. Я не случайно начала занятие с музыкального произведения. Многие композиторы посвящали свои произведения временам года. Наш великий русский композитор создал цикл из 12 пьес для фортепьяно «Времена года». Кто-нибудь догадывается, как его имя?

Ученик: Чайковский.

Воспитатель : Ну, конечно же. Петр Ильич Чайковский очень любил Россию и ее удивительную природу, а еще он очень любил и ценил русскую поэзию. В своем сборнике «Времена года» он каждую пьесу, посвященную определенному месяцу, он предварил эпиграфом, т. е. отрывком из стихотворения какого-нибудь русского поэта. Например, перед пьесой «Март. Песнь жаворонка» стоит эпиграф из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова:

«Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

Перед пьесой «Апрель. Подснежник» Чайковский поставил тоже стихотворение Майкова:

«Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок…»

А вот пьесу «Май. Белые очи» предваряет отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета:

«Какая ночь! На всем такая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!»

А сейчас ребятки мы послушаем эти три пьесы, посвященные Весне.(Воспитатель включает магнитолу ) .

«Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

Улыбкой ласковой природа

Сквозь сон встречает утро года».

«Еще весны душистой нега

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути».

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая.

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

«Полюбуйся. Весна наступает.

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!»

Воспитатель: Молодцы ребята. Я, продолжая «пернатую» тему весны, прочту вам удивительные стихи Николая Заболоцкого:

«Уступи мне, скворец, уголок,

Посели меня в старом скворешнике.

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники.

И свистит и бормочет весна.

По колено затоплены тополи.

Пробуждаются клены от сна,

Чтоб, как бабочки, листья захлопали».

Не только поэты, композиторы, но и художники изображали весну на своих полотнах. Какая картина и какого русского художника о весне связана с грачами?

Ученица: Это картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»

Воспитатель: Молодец. Я хочу показать вам эту картину. (Показывает репродукцию детям)

А вот еще одна картина. Это полотно ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана «Апрель» Что общего в этих картинах по вашему мнению?

Ученик : Это начала весны. Еще лежит снег. И весна только еще ощущается. Она незримо присутствует в природе. Это только настроение.

Воспитатель . Ты прав и ты замечательно передал характер этих картин. Но в мировой живописи существуют картины, где художники передают образ весны в человеческом образе. Как правило, весна-это прекрасная молодая женщин с цветами. Это традиция идет от изображения греческой богини плодородия Деметры. Да и в пьесе «Снегурочка» Весна – молодая женщина, мать Снегурочки.

Сейчас я покажу вам три картины разных художников, изобразивших весну в человеческом облике. Это картина «На пашне. Весна», Сандро «Боттичелли «Весна», Джузеппе Арчимбольдо «Весна». Что вы можете сказать об этих картинах?(Воспитатель показывает репродукции )

Ученица : Картина Арчимбольдо очень странная. Какое-то существо украшено цветами!

Воспитатель: Арчимбольдо – удивительный художник. Он творил XVI веке. Это был большой фантазер и единственный в своем роде портретист. Он «составлял» лица людей из овощей, фруктов, цветов. Таков портрет весны. Цветы главное в композиции. От их многообразия захватывает дух. А что мы можем сказать о других картинах.

Ученик: У Венецианова Весна в русском костюме, а у Боттичелли в платье из цветов.

Воспитатель. Ты прав. Алексей Гаврилович Венецианов изобразил Весну в образе красивой русской женщины в кокошнике и сарафане, а Боттичелли изобразил молодую женщину эпохи Возрождения. Как не разнятся эти картины, но в них есть много общего. И,
прежде всего, это преклонение перед красотой природы и красотой человека. А теперь ребятки я раздам вам листы бумаги. И вы сами попробуете изобразить весну на бумаге. (Воспитатель раздает детям листы бумаги и они рисуют.)

Во время прогулки воспитатель предлагает детям самим провести экскурсию «Жизнь природы весной».

Образец: Природа оживает. Поют птицы. Дни стали длиннее. Посмотрите как набухли почки на деревьях. Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Солнышко пригревает. Зеленеет трава. Воздух наполнен ароматами земли и зелени.

Ведущий 1 : Добрый день, уважаемые гости!
Ведущий 2: Очень приятно видеть ваши улыбающиеся лица в этом зале.
Ведущий 1 : Сейчас на дворе весна. Она ассоциируется у нас с такими словами как любовь, очарование, жизнь, красота.
Ведущий 2 : И не удивительно, что именно в эту пору мы решили провести наш конкурс «Мисс Весна 2013».
Ведущий 1 : Участницы нашего конкурса, как весенние цветы: такие же прекрасные, нежные, чувственные.
Ведущий 2: Их красота очаровывает нас. А кто не любит красоту? Красота спасет мир!
Ведущий 1 : И так, встречайте, наши конкурсантки.

1.Вот выходит номер раз.

Блеск ее прекрасных глаз

Прямо в сердце направляет

И влюбляться заставляет. _______________________________

2.Номер два – мадам, что надо!

И вся публика ей рада.

Ей похлопаем в ладоши

У нее видок хороший. __________________________________

3.Вот выходит к нам на сцену,

Зная точно себе цену,-

Номер третий, деловая

И девчонка – вот такая!_______________________________________

4.Вот уже номер четыре

Улыбается все шире

И смеется и хохочет

Тоже мисс быть первой хочет! ______________________________

Ведущий 2 : Итак, все участницы на сцене. Посмотрите на эти прекрасные создания, как непривычно приятно смотреть на наших прелестных девочек и девушек. А выглядят они так неспроста. Во-первых, на дворе время года — весна, месяц – март, число – 6 , а скоро и 8, а праздник – Международный женский день. Разрешите всех присутствующих представительниц прекрасного пола поздравить с этим замечательным днем. Во – вторых, сегодня мы всех приглашаем окунуться в 19 век и побывать на балу.

Бал – настоящая находка

Для юных франтов и для дам;

Его с восторгом ждет красотка,

Он праздник пасмурным отцам.

Чтоб дочка куколкой оделась,

Хлопочет опытная мать,

А чтоб она не засиделась,

Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

И в — третьих, нам с вами предстоит выбрать только одну участницу, которой по результатам будет присвоено звание «Мисс весна 2013». А оценивать мастерство наших конкурсанток будет компетентное жюри в составе:

___________________________________________________________

Ведущий 1 . Итак мы начинаем наш Весенний бал. В 19 веке бал было принято открывать парным танцем «Полонез». Но мы немножко отступим от традиции и первый конкурс нашей программы называется — «Визитная карточка», так как в любой визитке мы находим все необходимые сведения о ее владельце. И чтобы нам ближе узнать наших конкурсанток, а им друг друга, они сейчас обменяются визитными карточками, т.е. расскажут нам о себе и своих интересах.

Приглашаем участницу под № 1 _______________________________

Приглашаем участницу под № 2 _______________________________

Приглашаем участницу под № 3 _______________________________

Приглашаем участницу под № 4 _______________________________

Пока жюри оценивает выступления, немного истории о балах 19 века

Бал — это торжественное мероприятие, которое, подобно обряду, имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Поэтому, чтобы сохранить изысканность и восхитительность, необходимо соблюдать правила бального этикета.

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XIX веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон.

Второй конкурс нашей программы называется — «Полонез». Участницы под музыку двигаются друг за другом по кругу, а жюри оценивает ритмику, пластичность, танцевальность каждой участницы по пятибальной системе.

Еще немного истории. Танцы осваивали с раннего детства - с 5-6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.

Слово жюри.

На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода. К ужину подавали ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего света.

Ведущий 1 Следующий конкурс называется «Изысканный вкус».

Сейчас я буду произносить названия различных продуктов, а вы по очереди отвечаете, какой продукт я назвала. За каждый правильный ответ – 1 балл. Артишок (овощ); Чеддер (сыр); Сазан (рыба); Фисташки (орехи); Хурма (фрукт); Баклажан (овощ); Бобы (овощ); Брусника (ягода); Бычки (рыба, грибы); Буженина (мясо); Виноград (ягода); Квас (напиток); Кефаль (рыба) ; Кольраби (овощ); Корица (пряность) ; Кумыс (напиток); Петрушка (овощ); Арбуз (ягода); Редька (овощ) ; Клубника (ягода) ; Медовуха (напиток). (21)

Жюри оценивает выступления.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. Музыка и танцы были частью дворянского образования. А мы нашим юным очаровательным созданиям предлагаем блеснуть чтением наизусть.

Следующий конкурс называется «Поэтический».

Пока жюри оценивает выступления, Дворянский бал был школой общения для людей. На подобных торжествах чаще всего проходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых только начинали выводить в свет. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха.

Вот и мы предлагаем нашим юношам признаться в симпатии к девушкам. (Читают признание в любви Онегина к Татьяне). Дополнительный балл прекрасной даме.

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Пока кавалеры готовятся, хотелось бы обратить ваше внимание и на других очаровательных созданий. Парад причесок.

Выступление поклонников. Дополнительный балл участнице.

Следующий конкурс называется «Тайная переписка». Написать красиво на листе бумаги начало письма Татьяны к Онегину.

Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

А пока наши конкурсантки работают мы поиграем… Во время проведения бала в особых комнатах курили, играли в карты, шахматы и шашки. В XIX веке бал превратился в образ жизни, сочетая в себе клуб, салон мод, брачную контору и игру. А играть любили в … фанты.

Конкурс с болельщиками

Ведущий А мы продолжаем испытывать наших конкурсанток. Следующий конкурс называется « Найди пару .» Сейчас вам выдадут листочки, где записаны имена, фамилии знаменитых людей. Вам нужно будет объединить романтические пары.

На листочках заранее написаны имена героев, которые перепутаны.

Пушкин - Н. Гончарова, Антоний - Клеопатра,

Ростропович — Вишневская; Варум – Агутин, Королёва — ТАРЗАН

Иван - Марья, Руслан - Людмила, Пигмалион- Галатея,

Наполеон — Жозефина, Петрарка – Лаура, Золушка – Прекрасный принц.

Мастер — Маргарита; Джон Леннон - Йоко Оно, С. Есенин - А. Дункан

Ведущий А пока наши девушки работают, я предлагаю вам определить обладательницу приза зрительских симпатий.

Жюри удаляется для подведения итогов.

Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайло- вич Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на госу- дарственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.» Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались по особым случаям. А наш бал подходит к концу, слово жюри…

Ведущий Вот и подошел к концу наш праздник. Просим всех конкурсанток выйти в центр зала. Итак, глубокоуважаемое жюри, просим высказаться и решить участь конкурсанток.
Подведение итогов. Вручение дипломов.

Сверкают росы, тают облака,

Приходит новый день обыкновенно

И светится вселенная, пока

Свет женщины расплескан по вселенной.

Ах, женщины, и красота, и праздник,

И героини юношеских снов!

С рожденья в дочерях весны прекрасной

Надежда, Вера и любовь!


определить призы: 1. «Мисс Весна», 2.«Мисс……..», 3.«Мисс ……»,4. «Мисс ……..», 5. «Мисс …….