Полное имя репина. Илья репин - биография, фото, личная жизнь, картины художника

Илья Ефимович Репин один из самых заметных основоположников русской живописи 19 века, оставивший для всего человечества богатство живописных и неповторимых образов, правдиво отражающих различные периоды русской истории.

Биография Ильи Репина

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.

А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.

Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.

1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.

Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Творчество Репина

Репин — один из немногих русских художников 19-го века, в творчестве которых нашёл свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.

Способность заметить робкие ростки нового явления, вернее, даже почувствовать их, определить неясные, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем течении событий — все это особенно ясно сказалось в линии творчества Репина, посвященной кровавому русскому революционному движению.

Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.

В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.

О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.

Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.

1880-е годы – пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.

Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года Крестный ход в Курской губернии

Репин – выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий – простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников – своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи – П.М.Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.

Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры – «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади – «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.

В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М.П.Мусоргского.

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. Вашему вниманию представляются пять необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.

Первый факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Третий факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них - не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

Четвертый факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Пятый факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Библиография

  • Репин И. Е., Крамской И. Н. Переписка. 1873-1885 / Письма подгот. к печати и примеч. к ним сост. Т. А. Дядьковской; [Предисл. Л. Тарасова]. - Москва; Ленинград: Искусство М.: тип. «Кр. печатник», 1949. - 208 с. - (Письма И. Е. Репина). - 5000 экз.
  • Репин И. Е., Базилевский В. И. Илья Ефимович Репин, Виктор Иванович Базилевский Переписка (1918-1929 годы) / Федеральное арх. агентство, Российский гос. архив лит. и искусства; подгот. : Т. М. Горяева, Е. В. Кирилина, О. В. Турбина.. - Санкт-Петербург, М.: Мiръ, РГАЛИ, 2012. - 380 с. - 3000 экз. - ISBN 5-98846-061-5, 978-5-98846-061-9.
  • Репин И. Е., Щеглов И. Наивные вопросы. С прил. портр. Ивана Щеглова, рис. И.Е. Репиным, автобиогр. заметки и библиогр. указ. / Иван Щеглов. - Санкт-Петербург: А. Г. Алексѣева, 1903. - 188 с.
  • Репин И. Е. Письма к Е. П. Тархановой-Антокольской и И. Р. Тарханову / Под общ. ред. К. И. Чуковского; Вступ. статья и прим. И. А. Бродского и Я. Д. Лещинского. - Л.: Искусство. тип. арт. «Сов. печатник», 1937. - 116 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и с предисл. К.Чуковского. М-Л., «Искусство», 1937 г., - 624 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и со вступ. статьей [Репин как писатель]К. Чуковского. М.-Л., «Искусство», 1944 г. - 528 с., 3 000 экз.
  • Репин И. Е. Далекое близкое / Под ред. и со вступ. статьей [О книге «Далекое близкое»] К. Чуковского; [Коммент. А. Ф. Коростина и Л. Чуковской]. - 3-е изд., испр. и доп.. - Москва; Ленинград: Искусство, 1949. - 555 с.
  • Репин И. Е., Чуковский К. И. Илья Репин, Корней Чуковский. Переписка, 1906-1929 / Вступ. ст. Г. С. Чурак; подгот. текста и публ. Е. Ц. Чуковская и Г. С. Чурак; коммент. Е. Г. Левенфиш и Г. С. Чурак. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 352 с. - 2000 экз. - ISBN 5-86793-436-5.
  • Репин И. Е., Третьяков П. М. Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым. 1873-1898 / Письма подгот. к печати и прим. к ним составлены сотрудниками Гос. Третьяковск. галереи М. Н. Григорьевой и А. Н. Щекотовой; Предисл. А. Замошкина. - Москва; Ленинград: Искусство, 1946. - 226 с. - (Труды Государственной Третьяковской галереи).
  • Репин И. Е. Илья Ефимович Репин. - Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1894. - Т. VIII. - 28 с. - (Русские художники).
  • Репин И. Е. Бурлаки на Волге (Воспоминания). - Москва; Ленинград: Искусство, 1944. - 124 с.
  • Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям. 1880-1929. Подгот. к печати и примеч. сост. О. И. Гапоновой / Под ред. А. И. Леонова; Вступ. статья Н. Машковцева.. - М.: тип. газ. «Моск. правда», 1950. - 268 с.

Автопортрет

Сын отставного солдата, иконописец, талантливый студент, всемирно известный художник, педагог и большой труженик. Всё это – Илья Репин.

О художнике написаны большие и очень интересные книги, и у меня нет желания состязаться с действительно знающими талантливыми авторами. Я расскажу вам о художнике очень мало. Практически ничего не расскажу. Репин – это целая вселенная, которая требует глубокого изучения и осмысления. И его биография, и его работы – всё это, даже в самом кратком изложении, невозможно втиснуть в один пост.

Поэтому я предлагаю вашему вниманию только эскиз, только робкий намек на тему «Илья Репин. Жизнь и творчество».

Биография художника Ильи Репина

Художник Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в городе Чугуеве, в семье отставного солдата, который перегонял лошадей на продажу, скопил небольшую сумму денег и построил дом на берегу Северного Донца.

Мать художника, Татьяна Степановна, была женщиной грамотной и деятельной – она не только занималась образованием своих детей, но и организовала небольшую школу, в которой учились и взрослые, и дети. Однако, просветительская деятельность отнимала много времени, но совсем не давала доходов. И Татьяна Степановна шила шубы из заячьего меха на продажу.

Однажды двоюродный брат Ильи – Трофим, принёс в дом акварельные краски. И в этот момент жизнь маленького Ильи изменилась навсегда – он увидел, как черно-белый арбуз из детской азбуки вдруг ожил, обрел сочность и яркость. Вот как это событие описывал впоследствии сам художника:

Чтобы меня утешить, Трофим оставил мне свои краски, и с этих пор я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни.

Когда Илье исполнилось 11 лет, его отдали в школу топографов – в те времена профессия топографа считалась очень престижной и выгодной. Илья проучился в школе два года и учебное заведение было упразднено. Репин нашел себе место в иконописной мастерской художника Бунакова. Прошло совсем немного времени, и весть о талантливом художнике-иконописце распространилась далеко за пределы маленького городка. В Чугуев начали приезжать подрядчики и заказчики со всей губернии.

В 1860 году Репин оставил иконописную мастерскую и родительский дом – молодого художника пригласили в передвижную (кочевую) иконописную мастерскую с окладом 25 рублей в месяц. Мастерская кочевала из города в город и в 1863 году оказалась в Воронежской губернии, неподалеку от городка Острогожска, в котором родился Иван Крамской. Кто-то из местных жителей рассказал Илье о талантливом земляке, который покинул малую родину, уехал в Петербург, поступил в Академию и даже получил золотую медаль за одну из своих картин.

Эта история настолько поразила Репина, что он начал копить деньги и через три месяца уже был в Петербурге.

Первый визит в Академию огорчил Илью Ефимовича – его работы раскритиковали, таланта у молодого художника не выявили. Неудача не охладила желания Репина – он снял комнату и устроился в вечернюю школу, где очень скоро был назван лучшим учеником школы.

Молодой художник успешно сдал вступительные экзамены в Академию и получил право присутствовать на занятиях в качестве вольнослушателя с обязанностью оплатить за обучение 25 рублей. Таких денег у Репина не было и он обратился за помощью к Фёдору Прянишникову (руководителю почтового департамента). И Прянишников помог.

Годы учёбы в Академии принесли молодому художнику несколько наград, звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу за государственный счет.

Воскрешение дочери Иаира

К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1 500 рублей. Нужно сказать, что выбор Пороховщикова был продиктован скорее меркантильными соображениями – художник Маковский за эту картину запросил 25 000. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной.

В июне 1872 года «Славянский базар» открылся для публики. Центральная картина экспозиции «Собрание русских, чешских и польских композиторов» принесла автору не только деньги, но и массу поздравлений и комплиментов.

Но, были и недовольные. Вот что о картине написал Иван Тургенев:

холодным винегретом живых и мёртвых - натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова-Пороховщикова.

В 1872 году Репин женился на Вере Шевцовой, сестре товарища по рисовальному классу. Молодые супруги уехали в свадебное путешествие на этюды в Нижний Новгород. Вскоре у молодоженов родилась дочь.

Как только дочь немного подросла, Репин воспользовался своим правом на заграничную поездку и отправился, вместе с семьей, В Европу. Семейство совершило вояж по европейским городам (Рим и Неаполь, Вена, Флоренция и Венеция) и остановилось в Париже.

Парижское кафе

В письме Стасову он жаловался, что Рим его совсем разочаровал, а Рафаэль показался скучным и устаревшим.

Это письмо непонятным образом попало в руки журналистов и журнал «Развлечение» опубликовал ужасную карикатуру, которую сопровождали стихи:

Не правда ли, читатель мой

Что для судей таких, как Стасов

И репа лучше ананасов

Художник тяжело привыкал к французской столице, с трудом признал импрессионистов и даже увлекся творчеством Мане (поговаривают, что «Парижское кафе» написано именно под влиянием Мане).

Тем не менее, современники упрекали художника в том, что он не понимает красоты импрессионизма. Желая доказать обратное Репин написал картину «Садко». Однако, поиски денег на написание этого полотна заняли очень много времени и художник несколько «остыл». Однако, деньги случайным образом нашлись вместе с заказчиком. Картину пришлось писать. И художник, впоследствии сильно сожалел о содеянном.

Бурлаки на Волге

В 1876 за картину «Садко» Репину присвоили звание академика. Однако, всеобщее признание не закрывает рта критикам. Вот что написал о работе художника критик Андрей Прахов

Позвольте, да это не тот ли самый Репин, который написал «Бурлаков»? Что же он должен делать теперь, если ещё учеником он уже производил совершенства? Проникаюсь трепетом и иду… «Ах, смотрите, maman, человек в аквариуме!»… Желаю ему счастливо проснуться…

По возвращению в Россию семейство Репиных поселилось в Чугуеве. Долгие месяцы Поленов звал художника в Москву и, наконец, Репин решился на переезд. А переезд был очень сложным – художник вёз с собой огромное количество художественного добра. Сразу после переезда Илья Ефимович заболел малярией. Болезнь была тяжелой и продолжительной, а после выздоровления, подавшись уговорам Крамского, Репин решил вступить Товарищество передвижников.

В 1882 году семейство Репиных переезжает в Петербург – Москва утомила художника. Он везет в столицу наброски «Запорожцев», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Иван Грозный», а ещё сотни рисунков и эскизов.

Супруги прожили вместе 15 лет, родили ещё троих детей. Их брак был счастливым, но Веру Ивановну постоянно тяготила «салонная жизнь» жены известного художника. И произошёл разрыв, который стал потрясением для Ильи Ефимовича. Стасов (друг Репина) писал:

Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал… Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины? Как тут готовить выставку, когда… все неприятности, истории, сущее несчастье?

Как во времена счастливого супружества, так и после развода, Репин много писал членов своей семьи, близких и друзей.

В 1894 году Илья Ефимович Репин поступает в Академию живописи в качестве руководителя живописной мастерской. Это был очень сложный период в жизни художника – его нещадно критиковали, как педагога и как руководителя. Кроме того, среди преподавателей и студентов началось «революционное брожение». От автора полотен о революционерах ожидали поддержки, но Репин встал на защиту власти. Дважды он писал прошение об отставке, и в 1907 году покинул Академию окончательно и бесповоротно.

Вскоре скончалась его вторая супруга.

Крестный ход в Курской губернии

Художник поселился в Финляндии и после Октябрьской революции не по своей воле оказался в иммиграции. Много раз хотел вернуться в Россию, но всё как-то не получалось. Художник медленно угасал и в сентябре 1930 года Ильи Ефимовича Репина не стало. Перед смертью он написал прощальное письмо:

Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростёртый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим.

Картины художника Ильи Репина

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Летний пейзаж

Вечорницi

Иван Грозный и его сын Иван

Возвращение с войны

Царевна Софья в Новодевичьем монастыре

М.И. Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила

Портрет поэта С. М. Городецкого с женой

Портрет поэта А.А. Фета

Купец Калашников

Абрамцево

Обнажённая натурщица

Осенний букет

Илья Ефимович Репин. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве - умер 29 сентября 1930 года в Куоккала, Финляндия. Русский художник-живописец. Сын солдата, в юности работал иконописцем. Занимался в Рисовальной школе под руководством И. Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств.

С 1878 года - член Товарищества передвижных художественных выставок. Академик Императорской Академии художеств. Профессор - руководитель мастерской (1894-1907) и ректор (1898-1899) Академии художеств, преподаватель школы-мастерской Тенишевой; среди его учеников - Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. И. Фешин. Непосредственный наставник В. А. Серова.

Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма.

Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.

Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина - «энциклопедия пореформенной России».

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».


Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, расположенном недалеко от Харькова.

Его дед по отцовской линии - неслуживый казак Василий Ефимович Репин - вёл торговлю и владел постоялым двором. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Отец художника Ефим Васильевич (1804-1894) был в семье старшим из детей.

В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях, имел награды. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника.

Дед художника по материнской линии - Степан Васильевич Бочаров - также много лет отдал военной службе. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось.

В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северного Донца. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В семье периодически возникали проблемы с деньгами, и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху.

Акварельные краски в дом Репиных впервые принёс двоюродный брат Ильи Ефимовича - Трофим Чаплыгин. Как вспоминал впоследствии сам художник, его жизнь изменилась в тот момент, когда он увидел «оживление» арбуза: черно-белая картинка, размещённая в детской азбуке, внезапно обрела яркость и сочность. С этого дня идея преображения мира с помощью красок уже не оставляла мальчика.

В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов - эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной. Однако через два года учебное заведение было упразднено, и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику И. М. Бунакову. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева; юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были живописцы и позолотчики.

В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую, и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город.

Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска - городка, в котором родился художник Иван Крамской. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург.

Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени.

Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Эту сумму за Репина внёс покровитель - руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью.

За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём, и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине».

В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем.

Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения...», Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Отчаявшись, воспитанник Академии создал жанровую картину о том, как студент, готовящийся к экзаменам, наблюдает в окно за девушкой из соседней квартиры. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!». Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался.

Сюжет первой из значительных картин Репина - «Бурлаки на Волге» - был подсказан жизнью. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла.

Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Деньги на поездку - двести рублей - получил от богатых покровителей Васильев. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом; настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» - человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»).

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу.

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры - не хватало лишь «большого декоративного пятна». Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат, и просил 25 000 рублей. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной».

В работу вместе с Репиным включился и Стасов, который, хорошо разбираясь в музыке, собирал материалы в Публичной библиотеке и давал профессиональные советы. Для картины позировали Николай Рубинштейн, Эдуард Направник, Милий Балакирев и Николай Римский-Корсаков, изображения остальных композиторов, в том числе ушедших из жизни, Репин создавал на основе гравюр и фотографий, найденных Стасовым.

В июне 1872 года состоялось открытие «Славянского базара» . Представленная публике картина получила много комплиментов, а её автор - массу похвал и поздравлений. Среди тех, кто остался недоволен, был Иван Тургенев: он сказал Репину, что не может «примириться с идеей этой картины». Позже в письме Стасову писатель назвал полотно Репина «холодным винегретом живых и мёртвых - натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова-Пороховщикова».

Веру Шевцову , сестру своего товарища по рисовальной школе Александра, Илья Ефимович знал с детских лет: в доме их отца, академика архитектуры Алексея Ивановича Шевцова, часто собиралась молодёжь. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки - сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой . На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл».

Первый брак Репина длился пятнадцать лет. За эти годы Вера Алексеевна родила четверых детей: помимо старшей, Веры, в семье росли Надежда, Юрий и Татьяна. Супружество, по мнению исследователей, сложно было назвать счастливым: Илья Ефимович тяготел к открытому дому, готов был в любое время принять гостей; его постоянно окружали дамы, желавшие попозировать для новых картин; Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни был в тягость.

Разрыв отношений произошёл в 1887 году. При разводе бывшие супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери. Семейная драма серьёзно повлияла на художника.

В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже.

В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим».

Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе» , свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи.

Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени; интерес к придуманному сюжету постепенно растаял, и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной „Садко“».

В 1876 году за картину «Садко» Репин получил звание академика.

Вернувшись в Россию, Репин в течение года - с октября 1876 по сентябрь 1877-го - жил и работал в родном Чугуеве. Все эти месяцы он вёл переписку с Поленовым, предлагая тому поселиться в Москве. Переезд оказался сложным: Илья Ефимович, как он сам сообщал Стасову, вёз с собой «большой запас художественного добра», который долго стоял нераспакованным из-за свалившей Репина малярии.

После выздоровления художник сообщил Крамскому, что решил вступить в Товарищество передвижников.

Инициатором знакомства и Репина был Стасов, который начиная с 1870-х неустанно рассказывал писателю о появлении в русском искусстве «нового светила». Их встреча произошла в октябре 1880 года, когда в доме баронессы Симолин (Большой Трубный переулок, № 9), где проживал Репин, внезапно появился Лев Николаевич. Об этом художник подробно написал Стасову, отметив, что писатель «на портрет Крамского очень похож».

Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния; иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж.

За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные - «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891)), а также десятки зарисовок и набросков; многие из них остались в разрозненных альбомах.

Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Толстой работал без отдыха в течение шести часов, а Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур».

С меценатом и основателем Третьяковской галереи Павлом Третьяковым Репин познакомился ещё во время работы над «Бурлаками». В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Его внимание привлекли две работы - портреты сторожа и продавца. Назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного.

В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Меценат бывал дома у Ильи Ефимовича, при невозможности встретиться они обменивались письмами или короткими записками.

Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений. Так, именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского - в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение».

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название - «Речь Александра III к волостным старшинам» ). Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной - в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата, и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции.

Картина, работа над которой была завершена в 1886 году, находилась в первом зале второго этажа Большого Кремлёвского дворца. После революции её сняли и убрали в хранилище, а на освободившееся место повесили полотно художника Исаака Бродского «Выступление В. И. Ленина на II конгрессе Коминтерна».

Второй женой Репина стала писательница Наталья Борисовна Нордман, писавшая под псевдонимом Северова. Их знакомство произошло в мастерской художника, куда Нордман пришла вместе с княгиней Марией Тенишевой. Пока Илья Ефимович работал над портретом Тенишевой, другая гостья вслух читала стихи. Весной 1900 года Репин приехал на парижскую художественную выставку вместе с Натальей Борисовной, а в конце того же года перебрался к ней в имение Пенаты, расположенное в Куоккале.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели.

В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион.

На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта», «Прислуга - позор человечества».

Второй брак Репина закончился драматически: заболев туберкулёзом, Нордман покинула Пенаты. Она уехала в одну из зарубежных больниц, не взяв с собой ни денег, ни вещей. От финансовой помощи, которую ей пытались оказать муж и его друзья, Наталья Борисовна отказалась. Она скончалась в июне 1914 года в Локарно. После смерти Нордман Репин передал хозяйственные дела в Пенатах дочери Вере.

После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, Репин оказался отрезанным от России. В 1920-х годах он сблизился с финскими коллегами, сделал немалые пожертвования для местных театров и других учреждений культуры - в частности, подарил большую коллекцию картин Гельсингфорскому музею.

В 1925 году в гости к Репину приехал Корней Чуковский. Этот визит стал поводом для слухов о том, что Корней Иванович должен был предложить художнику перебраться в СССР, однако вместо этого «тайком уговаривал Репина не возвращаться». Спустя десятилетия были обнаружены письма Чуковского, из которых следовало, что писатель, понимавший, что его друг «не должен на старости лет покидать» Пенаты, в то же время очень скучал по нему и звал в Россию в гости.

Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина - Исааком Бродским. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. Вопрос о его возвращении рассматривался на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры».

В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от наркома Ворошилова , в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое, исторически-полезное дело». К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале.

Дальнейшая переписка с друзьями свидетельствовала об угасании Репина. В 1927 году в письме Минченкову художник сообщал: «Мне в июне стукнет 83 года, время берёт своё, и я делаюсь форменным лентяем». Для помощи по уходу за слабеющим отцом из Здравнёва была вызвана его младшая дочь Татьяна, которая впоследствии рассказывала, что все его дети по очереди дежурили возле Ильи Ефимовича до самого конца.

Репин скончался 29 сентября 1930 года и был похоронен в парке усадьбы Пенаты. В одном из последних писем друзьям художник успел попрощаться со всеми: "Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростёртый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим".

Очень трудно вместить в сжатый текст 86 лет, которые напряженно прожил Илья Ефимович Репин. Биография краткая может очертить только пунктиром основные вехи его сложной жизни, насыщенной и творческими взлетами, и неудачами. Шедевров, которые отображали подлинную жизнь, было очень много. Две попытки создать семейную жизнь, одна безответная любовь, дружба с выдающимися людьми своего времени и неустанная работа - это все, что выпало на долю такого человека, как Репин. Биография краткая (фото за 30 лет до его кончины показывает дружелюбного человека со смешливыми глазами) будет изложена ниже.

Детство и юность

Илья Репин родился на Украине в 1844 году и всю жизнь любил родную землю. В семье солдата самой образованной была мать, которая учила детей, читая им А. Пушкина, М. Лермонтова, В. Жуковского. Двоюродный брат на глазах маленького Илюши раскрасил акварелью картинку из азбуки, и она ожила. С этого времени ребенок не знал покоя. А когда подрос, прибился к артели иконописцев, потом услышал, что в Петербурге есть Академия, где учат на художников. И, собрав все деньги, которые он заработал написанием икон, отправился в столицу. Так закончилось детство, когда покинул родные места говорит, что начиналась полная надежд юность.

В Петербурге

Неласково его приняла столица в 1863-м. В Академию, так как он был не знаком с техникой рисования, его не приняли. Но Репин пошел в Школу рисования, перейдя на полуголодное существование, и вскоре его мечта осуществилась - он уже учится в Академии. Первым, кто его заметил, был а также суровый критик В. Стасов, с которым впоследствии Илья Репин будет дружить всю жизнь. Через 8 лет он окончил Академию с золотой медалью, даже женился, обзавелся детьми и вместе с семьей, как пенсионер Академии, отправился в Европу. За работу «Садко», написанную в Париже, получил звание академика Репин. Биография краткая рассказывает, что там он заинтересовался живописью

Исторические картины

Первой по возвращении на Родину была написана не слишком удачная «Царевна Софья».

Много позже напишет работу «Иван Грозный и его сын» Илья Репин. Биография художника показывает, что интерес к этой теме о любви, власти и мести зародилась под влиянием музыки Римского-Корсакова и при глубоком изучении истории.

«Не ждали»

На полотне изображено неожиданное возвращение революционера из ссылки. Очень тщательно Илья Ефимович старался передать выражение лиц. Он их часто переписывал. И смущение ссыльного, и смятение матери, которая никогда уже не рассчитывала увидеть сына, и восторг жены и детей. На светлом уютном, домашнем и родном фоне стоит темная фигуре каторжника, придавленного жизнью. Но он ждет и надеется, что его примут и простят.

Иными словами - в современном духе прочитал евангельскую притчу Репин. Биография художника должнаподчеркнуть, что эта работа была длительной и упорной, но живописец добился того эффекта, к которому стремился.

Репин-педагог

С 1894 г. Репин преподавал в Академии. Как писали современники, которые у него занимались, педагог он был плохой, но учитель - великий. Материально он старался помочь нуждающимся и найти им заказы. В его мастерской в разное время у него учились Ф. Малявин, И. Билибин, В. Серов. В годы первой революции Репин подал прошение о выходе из Академии, но окончательно он прекратил свою педагогическую деятельность в 1907 году. Причиной послужило недовольство некоторых учеников тем, что преподаватели живут в казенных огромных квартирах, а их подопечные бедствуют. Репин, сдав квартиру, вышел из Академии и уехал в Ясную Поляну.

Портреты Репина

Не все они одинаково удачны, но большим психологизмом отличается «Портрет М. П. Мусоргского», написанный накануне смерти композитора. Много значит для любителей живописи «Портрет Павла Третьякова», который практически никому не позировал.

Великолепны созданные им женские образы Элеоноры Дузе, Елизаветы Званцевой, своих дочерей, второй жены писательницы Н. Нордман-Северской. Именно она, умирая от туберкулеза, оставила художнику в наследство свое имение «Пенаты», в котором Репин провел последние тридцать лет жизни. Особняком стоят портреты Льва Толстого, с которым он познакомился еще в 1870-х годах. Репиным написано четыре очень известных портрета великого писателя, и осталась масса набросков и эскизов.

Репин: биография и творчество кратко

Сухонький и сухощавый Илья Репин в последние годы жизни много занимался литературной работой. Он написал книгу «Далёкое близкое». В ней он выразил свои мысли и творческие принципы. Его как живописца волновали прежде всего не эстетские изыскания, а письмо кровью сердца, правдивость изображения безо всякой фальши. Умер великий художник в 1930 году и похоронен в своих «Пенатах» в Финляндии. Биография, данная крайне кратко, не дает полного представления о живом, веселом и добродушном характере мастера, несмотря на то что его жизни всегда сопутствовали личные проблемы.

Биография и эпизоды жизни Ильи Репина. Когда родился и умер Илья Репин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника , изображения и видео.

Годы жизни Ильи Репина:

родился 24 июля 1844, умер 29 сентября 1930

Эпитафия

«Репин, мы любим тебя,
Как любит Волгу Россия!»
Из стихотворения финского писателя Эйно Лейно

Биография

Величайший художник России, оставивший после себя огромное наследие работ, Илья Репин родился в маленьком украинском городке. Удивительные способности мальчика к рисованию были заметны с детства, и его отправили в обучение к местному живописцу. На первом этапе своего творчества Репин работал в сельских церквях, занимался иконописью. Затем он отправился в Петербург, где наставником молодого художника стал И. Крамской, и поступил в Академию художеств.

Несмотря на высшие отметки в учёбе, Репин не считал себя особенно талантливым. Он был уверен, что только тяжёлым трудом можно достичь мастерства. Превыше всего Репин ставил работу и ежедневно, помногу часов, рисовал. В работе Репин забывал обо всём; он до последних дней жизни не расставался с кистью.

За свой долгий и плодотворный творческий путь Репин создал огромное множество портретов, в том числе величайших своих современников - Менделеева, Пирогова, Толстого, Андреева, Листа, Мусоргского, Глинки. Но художник никогда не сосредотачивался на одной тематике. За это его даже упрекали: одну за другой Репин мог писать картины по мотивам былин, сцену из народной жизни, портрет светской барышни и сюжет из Евангелия. Но никто не мог спорить с тем, что каждый персонаж, каждое лицо на картинах Репина - это личность, яркая и характерная. Особенно это заметно в работах наиболее значительного периода в репинском творчестве, который начался в 1880-х гг. и длился лет десять.


Репин не стремился к богатой жизни и отличался простыми привычками: любил спать на воздухе (иногда даже зимой - в спальном мешке), путешествовать, лично занимался раскопками археологического характера. Во время его знаменитых обедов по средам, на которые в «Пенаты» приезжали друзья художника, знаменитые писатели, художники, артисты, гостям подавали вегетарианскую еду из травы и сена. Средства Репина на его счетах в Госбанке были национализированы после революции, и художник, оставшись в Куоккале почти без гроша, не постеснялся завести огород и козу, за которыми ухаживал сам.

Смерть любимой от туберкулёза подкосила здоровье художника, которое и без того в силу возраста было уже не очень крепким. Илья Репин скончался от остановки сердца и был похоронен недалеко от «Пенатов», в месте, которое выбрал сам. На его похоронах присутствовали множество людей, включая официальных представителей финляндского правительства и финской академии художеств.

Во время Второй мировой войны «Пенаты» были стёрты с лица земли советскими войсками: в 1944 г. здесь располагался штаб финского командования. Дом был уничтожен, а могила Репина - утеряна. Сегодня место последнего упокоения художника определено условно. А вот дом был отреставрирован и наполнен оригинальными экспонатами, которые удалось вывезти в Ленинград перед войной.

Линия жизни

24 июля 1844 г. Дата рождения Ильи Ефимовича Репина.
1857 г. Начало обучения в школе топографов и живописи у И. Бунакова. Создание самой ранней акварели.
1859 г. Работа в качестве иконописца в сельских церквях.
1863 г. Переезд в Петербург. Поступление в рисовальную школу Общества поощрения художников. Знакомство с И. Крамским.
1864 г. Поступление в Академию художеств.
1865 г. Получение звания свободного художника.
1869 г. Получение малой золотой медали за картину «Иов и его друзья».
1870 г. Первая поездка на Волгу, работа над этюдами.
1872 г. Женитьба на Вере Алексеевне Швецовой. Рождение дочери Веры.
1873 г. Создание по заказу великого князя Владимира Александровича картины «Бурлаки на Волге». Поездка в Италию и Францию на обучение.
1873-1876 гг. Жизнь во Франции.
1874 г. Рождение второй дочери, Надежды.
1876 г. Возвращение в Чугуев.
1877 г. Рождение сына Юрия.
1880 г. Поездка на Украину. Рождение дочери Татьяны.
1882 г. Переезд из Москвы в Петербург.
1883 г. Вторая поездка по Европе.
1885 г. Завершение двухлетней работы над картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.».
1887 г. Развод с первой женой.
1891 г. Завершение более чем десятилетней работы над картиной «Ответ запорожцев».
1892 г. Персональная выставка в Историческом музее в Москве. Покупка имения в Здравнево.
1893 г. Репин становится действительным членом Петербургской Академии художеств.
1894-1907 гг. Преподавательская работа.
1898 г. Назначение ректором Академии художеств. Паломничество в Иерусалим.
1899 г. Неофициальная женитьба на Наталье Нордман, приобретение участка земли в Куоккале (будущие «Пенаты»).
1908 г. Выход в печать первых глав воспоминаний Репина «Далёкое близкое».
1911 г. Персональная выставка в отдельном павильоне на Всемирной выставке в Риме.
29 сентября 1930 г. Дата смерти Ильи Репина.
5 октября 1930 г. Отпевание Репина в Куоккаловской православной церкви и похороны неподалёку от неё, в «Пенатах».

Памятные места

1. Императорская Академия художеств в Петербурге (Университетская наб., 17), где учился Репин (ныне - институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина).
2. Саратов, в окрестностях которого Репин работал на Волге в 1870 г.
3. Дом № 8 по ул. Р. Люксембург (ранее - Никитинской улице) в Чугуеве, где Репин жил у родителей и где родился его сын. Ныне - Художественно-мемориальный музей И. Репина.
4. Дом № 15 по ул. Тимура Фрунзе (ранее - Тёплый переулок) в Москве, где Репин жил с 1877 г.
5. Дом № 135 по наб. канала Грибоедова (ранее - Екатеринского канала) в Петербурге (доходный дом К. Григорьева), где Репин жил в квартире № 1 с 1882 г. по 1887 г. и держал мастерскую с 1887 г. по 1895 г. Ныне - памятник истории федерального значения.
6. Дом № 1 по 4-й линии ВО в Петербурге, где в квартире № 12 Репин жил с 1895 г. по 1903 г.
7. Музей-усадьба Репина «Здравнёво» под Витебском.
8. Могила Ильи Репина рядом с его домом в «Пенатах» (ныне - пос. Репино, Приморское шоссе, д. 411), где художник жил с 1903 г. и до самой смерти.

Эпизоды жизни

На собственную свадьбу Репин пришёл в церковь прямо из студии, сунув в карман карандаш. По окончании церемонии он немедленно вернулся к работе.

Знаменитая картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван» категорически не понравилась императору Александру III, и в 1885 г. её запретили к показу. Таким образом она стала первой картиной в России, подвергшейся цензуре. А в 1913 г. лица на картине исполосовали ножом, после чего художнику пришлось перерисовывать их заново.

Репина считали замечательным преподавателем. В разное время он учил Б. Кустодиева, А. Остроумову-Лебедеву, В. Серова.

После революции Куоккала (ныне - Репино), где находились репинские «Пенаты», оказалась на территории Финляндии, но художник отказался переезжать в Россию. Он любил Финляндию и называл Хельсинки «кусочком Парижа».

В 1930-е гг., сразу после смерти художника, он стал настоящей культовой фигурой в России. Его творчество считали образцом социалистического реализма. Репин стал одним из немногих эмигрантов, на кого не возводили хулу советские власти.

Заветы

«Вкycы к иcкyccтвaм дo тaкoй cтeпeни индивидyaльны, чтo ни пoд кaкиe зaкoны, вepoятнo, иx пoдвecти нельзя, и o ниx дaвнo yжe нe cпopят».

«Бoльшинcтвy людeй нyжнa жизнь мaтepиaльнaя, paдocти ocязaтeльныe, иcкyccтвa изящныe, дoбpoдeтeли пocильныe, зaбaвы вeceлыe. И вeликoдyшeн, милocтив твopeц - пocылaeт им и зaбaвы, и зaбaвникoв, и нayки, и иcкyccтвo».

«Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших».

«Нacтoящeмy xyдoжникy нeoбxoдимo кoлoccaльнoe paзвитиe, ecли oн coзнaeт cвoй дoлг - быть дocтoйным cвoeгo пpизвaния».

«Ещe в юнocти мы yчили, чтo тpи вeликиe идeи зaлoжeны в дyшy чeлoвeкa: иcтинa, дoбpo и кpacoтa. Я дyмaю, идeи эти paвнocильны пo cвoeмy мoгyщecтвy и влиянию нa людeй».


Картины Ильи Репина

Соболезнования

«Умер большой русский человек, но сейчас трудно осознать эту потерю во всем ее объеме…Картины Репина будут ярко и с изумительным красноречием говорить о тех же чаяниях, о тех же порывах, а его портреты явятся подлинной нашей галереей предков, в которой каждый предок будет нам если не всегда мил и почтенен, то все же близок и понятен».
Александр Бенуа, художник, историк искусства

«В русском искусстве нет художника, который был бы так всенародно популярен, как Репин. Это знают все и может проверить каждый. Кто бы ни был, ваш собеседник, …спросите его сразу, врасплох: «Кто знаменитейший из русских художников?», ответ будет один: Репин! Его имя приходит первым. Наша память и мысль подсказывают его, прежде всего. … Он - воплощение национальной славы русской живописи. Он самый полномочный из ее представителей. В общенародном сознании, это - Русский Художник, с двух заглавных букв».
Абрам Эфрос, руский и советский искусствовед

«Репин не был бы русским гением, если бы даже в изображении наиболее патетических чувств не оставался предельно простым, ненапыщенным, чуждым всякой позе и фразе».

«…если вспомнить о его феноменальной, всегда изумляющей скромности, о его страсти к работе, о его спартанской суровости к себе, к своему дарованию, о его влюбленности в искусство, о демократичности его быта, его мыслей и чувств, станет ясно, что это был не только гениальный художник, но и человек гениальный, не только мастер замечательной живописи, но и мастер замечательной жизни».
Корней Чуковский, писатель и друг Репина