Полное имя виктора гюго. Виктор гюго - биография, фото, личная жизнь писателя

Сочинение

Творческий путь Виктора Гюго условно разделяется на три периода:

Первый (1820 - 1850) - реформа французской поэзии, создание национальной теории романтизма, утверждение романтического театра, утверждение французского исторического романа;

Второй (1851 - 1870) - создание социально-романтического романа, предельное обострение политических мотивов в лирике;

Третий (1870 - 1885) - осмысление революционного пути Франции, обострение трагической окраски творчества.

Виктор Гюго пришел на позиции романтизма под влиянием поэзии Шатобриана и Ламартина. Но его собственный поэтический дар был намного крепче, чем дар его учителей. Именно ему судилось провести реформу французской поэзии, создать условия для ее дальнейшего развития. Сборник «Ориенталии» (1828) по этому поводу приобрел символическое значение. Поднимая классические требования единства стиха, Гюго чередует размер и длину строки, создавая причудливые картины встречи подорожников с джинами в пустыне («Джины»), неистовой скачки гетмана Мазепы, который проиграл битву, но не покорился («Мазепа»).

Гюго заменил рационалистический стих классицизма на язык человеческих чувств, отказался от украшений, заимствованных из античной мифологии, отрекся от требований сурового разделения лексики на «высокую» и «низкую». Классицистическая поэзия признавала только цезуру (паузу), расположенную посреди строки, а также мысль, которая вмещается в одну поэтическую строку. Это сковывало художников, не давало возможности свободно пропеть о собственное видении мира. Гюго ввел «смысловую» цензуру, а также «перенес», и таким образом раскрепостил поэтическую мысль.

В области ритма поэт отказался от застывшего александрийского стиха и привел в удивление современников разнообразием ритмов, которые передавали то вечный покой пустыни, то ужас человека перед неведомым, то рокот бури, то треск деревьев во время урагана. В 1830 г. в статье «О господине Довале» Гюго определял романтизм как «либерализм в литературе», и подчеркивал, что «литературная свобода является ребенком свободы политической».

В 1827 г. Гюго обращается к жанру романтической исторической драмы. Драма «Кромвель» отображает события Большого Английского Бунта ХVII ст., которые Гюго понял в романтическом духе. Но предисловие к драме является намного более известным, чем само произведение.

«Предисловие к «Кромвелю» давно уже понимается как отдельная теоретическая работа и считается манифестом французского романтизма. Стараясь доказать равноправие авторитета «давних» и авторитета «новых», Гюго распределяет развитие мировой литературы на три периода: первый - первоначальный (вершина «Библия»), второй - античный (вершина поэмы Гомера) и третий - христианский (вершина Шекспир). Таким образом Гюго разрушает основу классицизма - утверждение неизменности античного идеала красоты. Больше того, Гюго высказывает мысль об оторванности искусства классицизма от реальных потребностей человечества. Античность давно прошла, наступила новая эра, которая уже совсем по другому смотрит на человека, понимая его не как существо, абсолютно подчиненное космической необходимости, а как объединение ангела и зверя, небесного и земного. И хотя рок всегда властвует над человечеством, все же христианская эпоха предоставляет человеку свободу выбора между вечным и смертным. Поэтому искусство Франции должно отказаться от устаревшей ориентации и пойти новым путем, путем Шекспира, который отображал жизнь «естественно», в смеси высокого и низкого, комического и трагического.

А впрочем призыв к наследованию природы не привел Гюго к реализму. Он по-своему интерпретировал шекспировское положение о зеркале и природе («mirror up to nature»), выдвинув требование «концентрированного зеркала». Искусство не должно отображать мир буквально, оно должно концентрировать свое внимание на предельных проявлениях красоты и уродливости, добра и злая, любви и ненависти. Такой концентрации нет в природе, но искусство является преобразованным природой, особым миром, который, будто Бог, создает художник. Если искусство так, как классицизм, будет стараться служить лишь идеалу рафинированной красоты, оно застынет в параличе ее описания. Что можно добавить к абсолютной красоте? Она не развивается, ведь уже достигла максимального развития. И потому образцу нужно противопоставить антиидеал: доброй душе - зло; утонченной красоте - грубое увечье.

«Прекрасное имеет лишь одно лицо, безобразное имеет их тысячу», - утверждал Гюго и разрабатывал теорию гротеска.

Гротеск (от итальянского «пещерный»), является явлением довольно молодым. Его не знала античность. В начале ХIХ ст. археологи открыли неподалеку от Рима грот Нерона, расписанный такими чудными и капризными изображениями, что один из ученых сошел с ума под влиянием увиденного. Безобразные и одновременно изысканные цветы и животные переплелись в невероятных видах. Они захватывали людей мастерством художников, которые их создали, и одновременно пугали. «Сумасшедший грот» закрыт для посетителей и сейчас, но копии изображений разошлись по Европе. Так возникло в искусстве явление гротеска, к которому часто обращалось романтическое искусство (Гофман, Гюго, По).

Гротеск всегда преувеличивает безобразные или комические черты, это не реалистическое, а обостренное, чудное изображение. Якобы мы видим определенный образ не в дневном, а в пещерном или ночном освещении, и он пугает и одновременно интригует нас. Гротескными образами являются образы Цахеса, Щелкунчика у Гофмана, Квазимодо, Гуинплена у Гюго. Гротеск существует и в современном искусстве, но открыли его романтики, и заслуга Виктора Гюго здесь является неопровержимой.

Гротесковые образы противопоставляются на страницах его произведений идеальным (Квазимодо - Эсмеральда, Гуинплєн - Дея, священник Мириель - инспектор Жавер). Так строится прием контраста, один из основополагающих у Гюго.

Родоначальником контрастного изображения мира писатель считал Шекспира, который впервые показал, как в душе одного человека идет борьба между „ангелом и зверем», между двумя противоположностями.

Следующие драмы Виктора Гюго - «Марьон Делорм», «Эрнани», «Рюи Блаз» утверждали права романтического искусства на французской сцене, но наиболее известным произведением первого периода творчества считается роман «Собор Парижской Богоматери»(1831).

Роман создавался в период подготовки и во время Июльской революции 1830 г., но Гюго обращается к событиям ХV ст. Почему? Безусловно, он подражает принципу Скотта: от истории до современности, и избирает ХV ст. не случайно.

ХV ст. во Франции прошло в борьбе между старым и новым, между средневековьем и Ренессансом. Показывая изменения в обществе на примере судьбы выдуманных личностей, Гюго обращается к скоттовской модели исторического романа, но интерпретирует ее по своему. Его романтизм называют «живописным», и не случайно. Гюго - знаток средневековья, знаток старика Парижа, его архитектуры, его быта. Он показывает Париж с высоты полета птиц, рассказывает об истории города, и особенно концентрирует внимание на духовном центре средневекового Парижа, на Соборе Парижской Богоматери, который народ строил веками, и который когда-то, до появления книгопечатания, показывал его душу. Поэтому главным персонажем романа является Собор, вечный и недвижимый. Это не просто огромное сооружение на острове Сите, который объединяет Париж университетский и Париж буржуазный, это - живое существо, которое наблюдает жизнь Клода Фролло, Эсмеральды, Квазимодо, и скорее всего, относится к ним безразлично. Собор воплощает вечный закон необходимости, смерти одного и рождения другого. Не случайно греческое слово является начерченным неизвестной рукой не стене одной из его башен.

Романтическое искусство создает не типичные, будничные, а чрезвычайные образы. Гюго понимал Шекспира в романтическом духе и сосредоточил внимание на таком качестве его образности, как универсальность. Универсальные образы объединяют в себе конкретику и огромное обобщение, за ними стоит определенная философская проблема, которая веками не теряет своей актуальности. Такими являются образы Дон Кихота, Гамлета, Макбета, короля Лира. Такими являются образы романа Гюго.

Виктор Мари Гюго (Victor Marie Hugo, 28 февраля 1802 – 22 мая 1885) – французский поэт, писатель и драматург. С 1841 года является почетным членом Французской академии. Гюго считают одним из талантливейших людей своего времени, а также одной из наиболее значимых фигур французского романтизма.

Детство

Виктор Гюго родился 28 февраля во французском городишке Бензасон. Его отец служил в наполеоновской армии, а мать преподавала музыку в одной из школ города. Помимо Виктора, в семье было еще два брата – Абель и Евгений, который впоследствии также пошли по стопам отца и были убиты в одном из сражений.

Из-за того, что отцу Виктора приходилось часто уезжать в командировки, семья переезжала с места на место раз в несколько недель. Так, мальчик и его старшие братья практически с самого рождения путешествовали по Италии, крупным городам Франции, были на Корсике, Эльбе и во многих местах, где на тот момент проходили службу военные армии Наполеона.

Многие библиографы считают, что постоянные поездки лишь сломали судьбу маленького Виктора, однако сам писатель нередко упоминал о том, что именно путешествия позволяли ему смотреть на жизнь неоднообразно, учиться подмечать мельчайшие детали и впоследствии сравнивать их в своих произведениях.

С 1813 года Виктор вместе с матерью переезжает в Париж. На тот момент у матери был бурный роман с генералом Лагори, который согласился перевезти возлюбленную и её отпрыска поближе к себе. Так, Виктор был оторван от остальных братьев, которые остались с отцом, и перевезен в Париж, где он начал образование.

Юность и начало писательской карьеры

По заверениям многих библиографов, мать Виктора никогда не была влюблена в Лагори и согласилась выйти за него замуж только ради сына. Женщина понимала, что, оказавшись рядом с отцом-военным, который был обычным солдатом, сын рано или поздно примкнет к армии, а значит, навсегда сломает свою судьбу и карьеру.

Она не могла выносить того, что муж «отобрал» у неё двух других сыновей, поэтому, познакомившись с Лагори, она решает хотя бы попытаться спасти судьбу Виктора. Так, будущий писатель и драматург оказывается в столице Франции.

В 1814 году, благодаря связям и авторитету генерала Лагори, Гюго принимают в Лицей Людовика Великого. Именно здесь проявляется его талант к созданию уникальных произведений. Гюго создает такие трагедии, как «Yrtatine», «Athelie ou les scandinaves» и «Louis de Castro», но поскольку Виктор не был уверен в своём таланте, произведения достигли публикации лишь спустя несколько месяцев после создания.

Впервые же заявить о себе он решает на лицейском конкурсе на лучшее стихотворение – специально для мероприятия написано «Les avantages des études». К слову, Виктор получает заветный приз, после чего участвует в еще двух конкурсных мероприятиях, на которых также одерживает победу.

В 1823 году выходит первое полноценное произведение Виктора Гюго под названием «Ган Исландец». Несмотря на то что сам автор уверен, что его творение будет оценено публикой, оно получает лишь несколько положительных отзывов. С основной же критикой по этому произведению выступает Шарль Нодье, с которым Гюго впоследствии станет лучшими друзьями вплоть до 1830 года, когда литературный критик начнет позволять себе чрезмерно резкие негативные отзывы о произведениях товарища.

Виктора Гюго называют одной из ключевых личностей романтизма отнюдь не случайно. Этому способствовал выход в свет в 1827 году произведения «Кромвель», где автор открыто выступает в поддержку французского революционера Франсуа-Жозефа Тальма.

Однако признание и положительные отзывы произведение получает даже не за революционный настрой драматурга, а скорее, за то, что автор отошел от классических канонов единства места и времени. На тот момент это был единственный подобный прецедент, поэтому «Кромвель» стал поводом для дебатов и ожесточенных дискуссий не только многих литературных критиков, но и даже других писателей.

Работа в театре

С 1830 года Виктор Гюго работает преимущественно в театре. Этому периоду принадлежат такие работы автора, как «Лучи и тени», «Внутренние голоса» и несколько других пьес, которые практически сразу же показываются широкой публике.

За год до этого Гюго создает пьесу «Эрнани», которую ему удается поставить на сцене с помощью одного из влиятельных друзей. Сюжет и общая картина произведения вновь становятся причиной для баталий между критиками, ведь Гюго напрочь изменяет каноны и смешивает так называемое классическое (по его мнению, старое) искусство с новым. Результат практически полностью отвергается как критиками, так и самими актерами. Но находится и сторонник Гюго – Теофиль Готье, который выступает за новизну в искусстве и добивается того, что «Эрнани» ставят в еще нескольких городских театрах.

Личная жизнь

Осенью 1822 года Виктор Гюго знакомится со своей первой и единственной любовью – француженкой Адель Фуше. В отличие от писателя, Адель происходит из аристократической семьи, которая была вынуждена скрываться некоторое время в связи с подозрением в убийстве одного из королей. Тем не менее предков Фуше оправдали, после чего аристократам полностью возвратили их привилегии в обществе.

В этом же году пара тайно поженилась. В браке родилось пять детей: Франсуа-Виктор, Леопольдина, Адель, Леопольд и Шарль. Семья всегда являлась для Гюго опорой и поддержкой. Он всегда стремился к близким и до последней минуты с нежностью вспоминал все моменты, проведенные вместе с родными для него людьми.

Знаменитый французский поэт и писатель Виктор Мари Гюго родился в Безансоне, сын

офицера Сигизбера Гюго, ставшего впоследствии генералом и графом первой империи,

и дочери нантского судовладельца, роялистки Софии Требюше.

Готовясь к военной карьере, Виктор сопровождал отца в его командировках в

Италию. Уже его юношеские поэтические произведения были отмечены похвальными

отзывами и даже премиями.

Молодой Виктор Гюго честолюбиво говорил себе: "Я буду Шатобри-аном, или никем".

Получив от короля Людовика XVIII пенсию 1000 (а позже 2000) франков, Гюго

женился на Адели Фуше и посвятил свою жизнь литературному труду.

Виктор Гюго прожил почти весь XIX век. Начинал он с подражания тонкой эстетике

Шатобриана, а в мировую литературу вошел социальными романами, суть которых

можно определить его же словами. "Проснитесь, человек бедствует, народ раздавлен

несправедливостью" Этим он снискал искреннюю любовь читателей. Гюго не стал, как

Ша-тобриан, писать на религиозные темы, нет, он стал призывать людей прежде

всего исполнить заповедь Христа о любви к ближнему, о милосердии и сострадании.

Гюго был не только писателем, поэтом и драматургом, но и политическим деятелем.

Король Луи Филипп наградил его званием пэра Но когда власть поменялась - на трон

взошел Наполеон III, писатель был вынужден покинуть Францию, он жил в эмиграции

более 20 лет Причиной эмиграции была бескомпромиссная позиция Гюго в вопросах,

как бы сегодня сказали, прав человека. "Я ненавижу всякое притеснение, а на

земле стонут народы под тяжким игом, - писал он. - Когда я вижу, как мучается

Греция под пятой Турции, как умирает окровавленная Ирландия, как Австрия своей

палкой, постыдным и тяжелым скипетром ломает крыло венецианского льва, как Вена

держит в когтях Милан - о, тогда я проклинаю всех тиранов, я чувствую,

что поэт - их судья. Тогда я бросаю нежные песни и привязываю к своей лире

медную струну".

Гюго был, конечно, романтиком. "Первая потребность человека, первое его право,

первый его долг - свобода", - не уставал повторять он. Французская революция

1789 года стала основным источником творчества Гюго. "Революция, вся революция в

целом - вот источник литературы девятнадцатого века". "Романтизм и социализм -

одно и то же явление", - считал писатель.

мысль есть основная мысль всего искусства девятнадцатого столетия, и в этой

мысли Виктор Гюго, как художник, был чуть ли не первым провозвестником. Это

мысль христианская и высоконравственная; формула ее - восстановление погибшего

человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и

общественных предрассудков. Это мысль - оправдание униженных и всеми отринутых

парий общества. Конечно, аллегория немыслима в таком художественном

произведении, как, например, "Собор Парижской Богоматери". Но кому не придет в

голову, что Квазимодо есть олицетворение пригнетенного и презираемого

средневекового народа французского, глухого и обезображенного, одаренного только

страшной физической силой, но в котором просыпается, наконец, любовь и жажда

справедливости, а вместе с ними и сознание своей правды и еще непочатых,

бесконечных сил своих".

В 1862 году Гюго закончил свой роман "Отверженные". Достоевский оценил его даже

выше своего романа "Преступление и наказание". Гюго писал его тридцать лет. Он

придавал этому роману очень большое значение, считая, что книги, подобные

"Отверженным", способны переустроить общество.

Этот захватывающий, приключенческий роман в основе своей содержит социальные

проблемы. Бывший каторжник Жан Вальжан, осужденный на двадцать лет за кражу

хлеба для умирающих от голода племянников, едва снова не попадает под суд за

кражу серебряных канделябров из храма, но был спасен епископом. Поступок

епископа так Поражает Жана, что он со временем сам перерождается нравственно,

становится подвижником и праведником. До конца дней своих он оказывает

бескорыстную помощь всем, кто в ней нуждается.

Антиподом и "злым гением" главного героя романа выступает полицейский инспектор

Жавер - "дикарь, состоящий на службе цивилизации, странное сочетание римлянина,

спартанца, монаха и капрала, неспособного на ложь шпика и непорочного сыщика".

На протяжении всего романа сыщик преследует Вальжана. Последний отпускает

Жавера, приговоренного инсургентами к расстрелу. Чуть позже и Жавер отпускает

жертву, но, не вынеся неразрешимого противоречия между совестью и долгом,

кончает жизнь самоубийством.

В книге много драматических сцен из народной жизни - восстание парижан в июле

1832 года, гибель героев баррикадных боев. Все мы помним с детства историю

Гавроша. Гаврош - один из персонажей этого романа.

Оказавшись на баррикаде, жан Вальжан не принимает участия в сражении, он вне

политики, он духовный сын епископа. Но Вальжан спасает Мариуса и оказывается

настоящим героем. И спасает во имя будущего, чтобы счастливой сделать Козетту.

Но символически это воспринимается как возможность сделать счастливой Францию.

Гюго приходит к выводу, что баррикады не могут решить всех социальных проблем,

что по сути они решаются на узком плацдарме человеческой души, индивидуального

сознания. Но только пройдя через Великую революцию, главный герой романа Жан

Вальжан превращается в апостола добра и справедливости.

В следующем своем романе "Девяносто третий год" Гюго изображает революцию как

"очистительное горнило", в котором выплавляется современная цивилизация. Но при

человеческий" становится высшим критерием, Истиной и Справедливостью. Симурдин

убивает себя после того, как выносит приговор Говэну, справедливый лишь с точки

зрения политика.

"Мы хотим идти к прогрессу пологой тропинкой... Сглаживание неровностей пути - в

этом вся политика Бога", - к этой мысли Гюго пришел в конце жизни.

Талант Виктора Гюго достиг таких вершин, на которые поднимались только мировые

поэты. Благодаря соединению в его творчестве романтического и реалистического

элементов, он внес во французскую поэзию новую струю, которой со временем

суждено было превратиться в широкое течение и сказываться чуть ли не во всех

позднейших выдающихся произведениях этой литературы. Недаром Флобер зачитывался

Гюго и считал его своим первым и влиятельнейшим учителем, а один авторитетный

критик назвал его влияние на французскую литературу "беспредельным".

Гюго умер в Париже в возрасте 83 лет. Его оплакивала вся Франция, в последний

путь великого писателя провожали почти миллион человек.

Гюго Виктор Мари (1802-1885 гг.)

Великий французский поэт, романист, драматург; лидер романтического движения во Франции. Родился в Безансоне. Был третьим сыном капитана (позднее генерала) Ж.Л.С. Гюго (родом из Лотарингии) и Софи Требюше (родом из Бретани). Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, волевой женщины, разделявшей роялистские и вольтерьянские взгляды.

Долгое время образование Гюго было бессистемным. Несколько месяцев он провел в мадридском колледже Ноблес; во Франции его наставником стал бывший священник отец де ла Ривьер. В 1814 г. он поступил в пансион Кордье, откуда наиболее способные ученики переходили в лицей Людовика Великого. К этому периоду относятся его самые ранние стихотворные опыты - большей частью переводы из Вергилия.

Вместе с братьями он предпринял издание журнала «Литературный консерватор», где были опубликованы его ранние поэтические произведения и первая версия мелодраматического романа «Бюг Жар-галъ». Его приняли в роялистское Общество изящной словесности. С подростковых лет он по уши влюбился в соседскую девочку Адель Фуше -столь же буржуазную и благопристойную, как он сам, из весьма состоятельного семейства. Роман отразился в «Письмах к невесте». Первая поэтическая книга Гюго «Оды и разные стихотворения» была замечена королем Людовиком XVIII, которому пришлись по вкусу оды в роялистском духе.

Не по летам зрелому поэту была назначена ежегодная пенсия в 1200 франков, что позволило Виктору и Адели повенчаться. Адель Гюго-Фуше стала первой и последней, единственной законной супругой будущего великого поэта, достоверной матерью его детей. И - жертвой своего гениального мужа. Начав зарабатывать пером, Гюго вышел из материальной зависимости от отца, стал бывать в свете. Почти сразу он получил у современников кличку «Фавн».
В 1823 г. он опубликовал свой второй роман «Ган Исландец» - повествование в готическом стиле. Вышло издание «Од и баллад», яркая образность баллад свидетельствовала об усилении романтических тенденций в его творчестве.

В числе друзей и знакомых Гюго были такие литераторы, как А. де Виньи, А. де Сен-Вальри, Ш. Нодье, Э. Дешан и А. де Ламартин. Образовав группу Се-накль (фр. «сообщество», «содружество») при журнале «Французская муза», они часто встречались в салоне Нодье, хранителя библиотеки Арсенала. Особо тесные отношения связывали Гюго и Ш. Сент-Бёва. В1827 г. Гюго опубликовал пьесу «Кромвель», повесть «Последний день приговоренного к смерти» и поэтический сборник «Восточные мотивы», которые принесли Гюго славу.

Период с 1829 по 1843 гг. был чрезвычайно продуктивным в творчестве Гюго. Появились пьесы «Марион Делорм», «Эрнани». Закрепил успех «Собор Парижской Богоматери». Была поставлена «Марион Делорм», за ней свет рампы увидели «Король забавляется», «Лукреция Борджиа», «Мария Тюдор», «Анджело», «Рюи Блаз» и «Бургграфы». Важные события произошли в личной жизни Гюго. Сент-Бёв влюбился в его жену, и пути бывших друзей разошлись. Сам Гюго проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ. Их связь продолжалась вплоть до ее смерти в 1883 г. Выходившие с 1831 по 1840 гг. сборники лирических стихотворений в значительной мере навеяны личными переживаниями поэта: «Осенние листья», «Песни сумерек», «Внутренние голоса». Издан сборник критических эссе «Литературно-философская смесь».

В 1841 г. заслуги Гюго получают признание Французской Академии, которая избирает его своим членом. Выпускает книгу путевых заметок «Рейн», в которой излагает свою программу международных отношений между Францией и Германией.

В 1843 г. поэт пережил трагедию: его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули в Сене. Удалившись на время от общества, Гюго ушел в работу над большим романом «Невзгоды», прерванную революцией 1848 г. Гюго занялся политикой, был избран в Национальное Собрание; после государственного переворота 1851 г. бежал.

За время долгого изгнания Гюго создал величайшие свои произведения: появились «Возмездия» -стихотворная сатира с критикой Наполеона III; сборник лирической и философской поэзии «Созерцания»; опубликованы первые два тома «Легенды веков», утвердившие за ним славу эпического поэта. В 1860-1861 гг. Гюго вернулся к начатому роману «Невзгоды».

Книга была напечатана в 1862 г. под ставшим отныне знаменитым названием «Отверженные». Опубликовал трактат «Уильям Шекспир», сборник стихотворений «Песни улиц и лесов», а также два романа - «Труженики моря» и «Человек, который смеется».

Избранный в Национальное Собрание в 1871 г, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия. Свидетельством его патриотизма и утраты иллюзий в отношении Германии стал сборник «Грозный год».

Вновь обратился к историческому роману, написав роман «Девяносто третий год». В возрасте 75 лет издал сборник «Искусство быть дедом».

В мае 1885 г Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж. Руссо.

    ну вроде ка как нормально.учитель поставил 9 так что я довольна

Виктор Мари Гюго - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841) и Национального собрания (1848).
Отцом писателя был Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828) - генерал наполеоновской армии, а его матерью была Софи Требюше (1772-1821) - дочь судовладельца, роялистка-вольтерьянка.

Раннее детство Гюго протекало в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатления в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание. Сам Гюго говорил позднее, что Испания была для него «волшебным источником, воды которого опьянили его навсегда». В 1813 мать Гюго, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше, в этом браке родилось пятеро детей: Леопольд (1823-1823), Леопольдина (1824-1843), Шарль (1826-1871), Франсуа-Виктор (1828-1873), Адель (1830-1915).

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть Le Dernier jour d’un condamné (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский.

Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834. и в последствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные.

Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведен на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

На склоне дней Гюго много сил отдает поэзии. Один за другим выходят сборники его стихотворений. В 1883 году завершен грандиозный эпос, плод многих лет труда - «Легенда веков». Смерть прервала работу Гюго над сборником «Все струны лиры», где по замыслу должен был быть представлен весь репертуар его поэзии.

В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.