Место искусство в духовной культуре урок по обществознанию. Роль искусства в культуре
План урока 11 класс
Место искусства в духовной культуре
Вид занятия: урок с применением проблемно-диалогической и информационно-коммуникационной технологий
Тип урока: формирование новых знаний
Цели урока:
Обучающая: сформировать представление об искусстве и его роли в жизни человека и общества
Задачи:
1. Раскрыть сущность и особенности искусства
2. Раскрыть содержание основных видов искусства
3. Раскрыть основные функции искусства
Развивающая: продолжить развитие информационной, коммуникативной компетенций обучающихся.
Задачи:
1) развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в парах, группах, умения работать с различными видами информации)
2) развивать навыки устной коммуникации (развивать умения работы с различными видами информации, развивать опыт публичных выступлений, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым вопросам, объяснять их)
Воспитательная :
- воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважения мнения других,
Воспитывать эстетическую культуру.
Актуализация знаний
Задания формата 1,2,3 ЕГЭ по теме «Духовная культура»
Подведение к теме: продолжаем изучение духовной культуры общества.
Показ слайдов с иллюстрациями произведений искусства - какой элемент духовной культуры общества будем изучать сегодня на уроке? Искусство.
Прочитайте это высказывание и сформулируйте, что нам сегодня предстоит выяснить?
- деятель французской культуры XX в. Жан Кокто.
(проблемный вопрос)-Свой ответ на этот вопрос вы должны сформулировать на сегодняшнем уроке.
Вам необходимо высказать свою точку зрения.
-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
Преподаватель выборочно спрашивает обучающихся . Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.
Затем преподаватель обобщает их выступления, выделяя основные вопросы изучаемой темы.
План.
Сущность искусства.
Особенности искусства.
Основные виды искусства.
Функции искусства.
3. Выделить существенные признаки искусства из предложенных определений.
2. Особенности искусства.
1. Просмотрите видео о сущности искусства, прочитайте об особенностях искусства из дидактического пособия.
2. Раскройте особенности искусства на примере репродукций картин К. Петрова – Водкина «Купание красного коня» и И. Глазунова «Вечная Россия».
3. Проанализируйте высказывания об искусстве и определите, о каких особенностях искусства в них говорится.
4. Задания ЕГЭ (№1,2)
3. Основные виды искусства.
1. Существуют различные виды искусства. Вы о них знаете.
(Демонстрация слайда с видами искусства)
Среди всех видов искусства сегодня необходимо сказать о кино. Почему? 2016 год объявлен в России годом кино.
Кино – одно из самых массовых искусств, понятных и доступных гражданам. Сведения о годе кино.
3. Решение заданий ЕГЭ (№3, 4)
4. Функции искусства
1. Просмотрите видео о функциях искусства, прочитайте о функциях искусства из дидактического пособия, учебник на стр. 348.
2. На примере конкретных произведений искусства проиллюстрируй функции искусства: познавательную, воспитательную, компенсаторную.
Подведение итогов работы, возвращение к проблемному вопросу.
Зачем необходимо искусство? Может ли человек и общество обойтись без искусства?
Учащиеся высказывают свое мнение: «Я считаю, что искусство необходимо, так как …»
Завершающие слова учителя:
«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете»
(Ф.М. Достоевский)
П-ф 34, задания ЕГЭ по теме.
Дидактические материалы к уроку. Место искусства в духовной культуре
1. Что такое искусство (определения)
ИСКУССТВО - форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.).
(Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.)
ИСКУССТВО - одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими художественно - образными формами воспроизведения действительности.
(Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.)
ИСКУССТВО - художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности. Термином “искусство” издавна обозначают не только художественные произведения, продукты художественной деятельности, но также и “искусность”, “мастерство”, “артистизм”, “виртуозность”, проявленные в любой другой сфере сознания и деятельности (в ремесле, науке, технике и т. д.).
(Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.)
ИСКУССТВО - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения.
(Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998)
5. ИСКУССТВО -
1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство музыки. Искусство кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное искусство.
2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.
3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное искусство. Из любви к искусству (разговорное шутливое) - из любви к самому процессу дела, не с корыстной целью.
(Толковый словарь русского языка Ожегова С. И. интернет - ресурс)
2. Мудрые мысли об искусстве
1) «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем» - деятель французской культуры XX в. Жан Кокто.
2) «Совершенное произведение искусства никогда не будет превзойдено и никогда не устареет; отдельный индивид лично для себя может по-разному оценивать его значение, но никто не может сказать о художественно совершенном произведении, что его «превзошло» другое произведение, в равной мере совершенное.
Напротив, каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10-20-40 лет»
М. Вебер, (1864-1920), немецкий социолог, историк, экономист и юрист.
3) В. Э. Мейерхольд: «Связь между искусством и реальностью та же, что между вином и виноградом».
4) «Почему его (искусства) так много? Зачем имея поэзию, нужно иметь еще и прозу?» (Юрий Михайлович Лотман (1922-1993), советский литературовед, культуролог, искусствовед)
3. Особенности искусства
1) Чувственное восприятие окружающего мира . Стендаль: «… Искусство живёт страстями. Нужно почувствовать пожирающий огонь страстей, чтобы преуспеть в нём».
2) Субъективность. Лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на роль творца художественного произведения.
3) Образность . Если для учёного средством познания мира являются теоретические построения и логические выводы, то в искусстве инструментом познания оказывается художественный образ.
Художественный образ:
1) рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности;
2) специфический для искусства способ освоения и постижения действительности, преломленный сквозь чувства и мысли художника.
В создании художественного образа искусство в чем-то уступает реальности, а в чем-то превосходит ее. Художественный образ – это всегда «выдумка», опирающаяся на действительность, «домысел», возникающий из логики реальной жизни, «догадка», которая дополняет недостающее. Художественный образ отличается от обычного образа-представления тем, что выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а прежде всего как творческое отношение к этой действительности, рождаясь в воображении, в мыслях и чувствах художника и воссоздаваясь в воображении зрителя, читателя, слушателя.
Художественный образ отличается и от научного понятия, которое предельно абстрагируется, «отвлекается» от конкретной реальности объекта, ««заглядывая» в его суть. Художественный образ связан с конкретностью, единичностью, однако в нем всегда присутствует обобщение, которое представляет собой единство индивидуального и общего, неповторимого и типического.
4) Законченность авторских произведений. - Если наука, религия, мораль являются плодом долголетних коллективных усилий, то произведения искусства создаются «раз и навсегда». Живописные полотна, скульптуры, литературные произведения на века остаются такими, какими их представил на суд публики автор.
5) Индивидуальным является не только создание произведений искусства, но и индивидуально их восприятие. Известная поговорка: «На вкус и цвет товарища нет» - как нельзя более подходит к искусству и далека от деятельности учёного.
4. Функции искусства
1) эстетическая;
2) познавательная;
3) коммуникативная;
4) гедонистическая (наслаждение);
5) эвристическая (творческая);
6) катарсическая от слова катарсис («очищающая»);
7) социально-организующая;
8) воспитательная;
9) компенсаторная;
10) предвосхищение, предсказание.
Специфика искусства как формы познания:
1) образность и наглядность (художественный образ играет ту же роль, что и понятие в науке);
2) способы воспроизведения действительности, а также средства создания образов (слово, звук, цвет);
3) значительная роль воображения и фантазии познающего субъекта.
5. Виды, жанры, направления и стили искусства
Виды искусства
По среде, материалу, в котором реализуются художественные образы:
Аудиальные - (звук в музыке);
Визуальные - (линии и цвет в живописи, камень, металл и форма в скульптуре и архитектуре);
Словесные - (художественная литература, проза, поэзия);
Синтетические - (сценические искусства, экранные искусства, актёрская игра).
По распределению в пространстве и времени
Пространственные - (пластические) виды: архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство. Существенным в раскрытии художественного замысла является пространственное построение объектов.
Временные (динамические) - литература, музыка. Основой этих видов искусства является разворачивающаяся во времени композиция.
Пространственно-динамические (синтетические, зрелищные) - театр, цирк, балет, кино, эстрада (светомузыка Скрябина).
Жанры искусства
В каждом виде искусства сложилась своя система жанров. Жанр (от франц. Genre – вид) – совокупность произведений, объединяемых:
1) общим кругом тем или предметов изображения;
3) способом понимания и истолкования: аллегория, фантастика.
Каждый вид искусства имеет свою систему жанров. В изобразительном искусстве - в содержательном плане различают исторический, бытовой, батальный жанры, а по предмету изображения – жанр портрета, пейзажа, натюрморта и т. д.
В литературе - также существуют различные жанры: эпический – героическая или комическая поэма, роман, рассказ; лирический – ода, элегия, стихотворение, песня; драматический – трагедия, комедия. Деление на жанры может осуществляться и по способу образного построения произведения искусства – символика, аллегория, а также по другим основаниям (признакам).
В разные эпохи господствовали различные жанры: так, в античной литературе и театре широкое развитие получил драматический жанр трагедии; в музыке в период расцвета романтизма выделились ноктюрн, прелюд, вальс – жанры, наиболее полно передававшие лирические настроения.
Направления и стили в искусстве.
Стиль - (от греческого stylos – остроконечная палочка для письма по воску, манера письма) – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания.
Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра (напр., о стиле русского романа сер. 19 в.), об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений, поскольку единство общественно-исторического содержания определяет в них общность художественно-образных принципов, средств, приемов (таковы, напр., в пластическом и др. искусствах романский стиль, готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм).
Художественное направление – принципиальная общность художественных явлений на протяжении длительного времени.
Особенности художественного направления:
1) творческий метод;
2) системы средств выразительности;
3) открытость/замкнутость художественного текста;
4) своеобразие стилевых манер.
В одном художественном направлении могут выделяться этапы и течения.
6. Современные тенденции развития искусства
1) появление полифонических и синтетических жанров;
2) технизация;
3) рост влияния массовой культуры;
4) прекрасное уступает место шок-ценностям.
Появление полифонических и синтетических жанров - Полифония (от греч. poly много и phone звук) – многоголосие, многозвучие; взаимодействие между составными частями чего-либо. Полифония современного искусства выражается в комбинировании, смешении разных видов и стилей в искусстве, чтобы достичь ещё большего воздействия на человека. Появляются синтетические жанры искусства: музыкальный фильм, симфония-балет, мюзикл, шоу показа модной одежды и т.п. Появляются новые изобразительные средства: художественные конструирование, свето- и цветомузыка, компьютерная графика. Полифония видов, стилей, направлений искусства ведёт либо к высокому синтезу, либо к эклектическому смешению.
Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.Театр, кино и родственные им временно-пространственные искусства по своей природе синтетичны, они объединяют творчество драматурга (сценариста), актёра, режиссёра, художника, а в кино также оператора.
Синтез может осуществляться на разных уровнях: внутри вида искусства (например, использование методов документального кино – хроники, репортажа и т. д. – в игровом фильме) и между искусствами (например, введение кинематографического изображения в театральное действие). Различным может быть соотношение между участвующими в синтезе искусствами. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись. Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (во многих сооружениях 20 в.).
Задачи формирования цельного, гармонически развитого человека, выдвинутые Гёте, Шиллером преломились в проблему создания синтетических произведений искусства, которые образуют «оазисы красоты», противостоящие буржуазному практицизму и бездуховности. С этими представлениями был связан интерес к музыкальной драме, способной заменить религиозный ритуал (Рихард Вагнер). Романтические утопии духовного обновления общества с помощью синтетического «соборного» художественного творчества были позже развиты символистами (Вяч. И. Иванов).
Эклектика (от греч. eklego – выбирать, собирать) – беспринципный принцип сочетания несочетаемых явлений, понятий, черт, элементов и т. п. компонентов в нечто, с позиций классического мышления не признаваемое за целостность или единство. Эклектика, или эклектизм, как способ мышления, писания, создания произведений искусства, характерна для переходных этапов в истории культуры, когда внутри старой культуры, миновавшей свой апогей, клонящейся к закату и угасающей, возникают диссонирующие с ней (или отрицающие ее) черты и элементы; когда еще не набравшее силы новое почти хаотически перемешивается со старым.
Технизация современного искусства современного искусства проявляется в совершенствовании приёмов и технологий в разных видах искусства: от новых способов извлечения звука до рисования лазерным лучом на облаках.
Рост влияния массовой культуры Массовое искусство – понятие, обозначающее специфические проявления массовой культуры и подразумевающее художественные произведения, предназначенные для удовлетворения запросов анонимной, рассеянной аудитории и распространяемые через средства массовой коммуникации (кино, телевидение, печатная графика и пр.) В массовом искусстве преобладают стереотипы и упрощенные эталоны, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя.
Китч (Кич) (нем. Kitsch – халтура, удешевлять, англ. for kitschen – для кухни) – специфическое явление массовой культуры, имитирующее искусство, но лишенное его художественной ценности.
Широкая коммерциализация сферы потребления вызвала в 20 в. появление массовой продукции, рассчитанной на широкий и быстро меняющийся покупательский спрос. Китч проник буквально во все сферы культуры: от создания комиксов до имитации уникальных произведений и изделий искусства, сформировав в массовом масштабе определенные вкусы и ориентации.
Прекрасное уступает место шок-ценностям - В современном искусстве модернизма и постмодернизма красота часто отходит на второй план. Место прекрасного занимают другие ценности, которые Поль Валери назвал шок-ценностями – новизна, интенсивность, необычность. Подобное «искусство» в отличие от традиционного искусства не выполняет эстетической функции как главной и определяющей, оно осуществляет другие социальные функции.
7. Задания ЕГЭ
МЕСТО ИСКУССТВО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
ПРОБЛЕМА ИСКУССТВА. ИСКУССТВО ВОПРОС ПРОИСХОЖДЕНИЯ? ИСКУССТВО СУЩЕСТВУЕТ МНОГИЕ ТЫСЯЕЛЕТИЯ И ИЗУЧАЕТСЯ – ФИЛОСОФАМИ,КУЛЬТУРОЛОГАМИ И Т.Д. 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА ИЗ ПОТРЕБНОСТИ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА. 2. ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ. 3. ИСТОКИ ИСКУССТВА В НЕРАСТРАЧЕННОЙ ЭНЕРГИИ. 4. ИСКУССТВО СВЯЗЫВАЮТ С МАГИЕЙ. 5. ИСКУССТВО – ДИТЯ ТРУДА. 6. ИСКУССТВО СВЯЗЫВАЮТ С МИФАМИ.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО В РАМКАХ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕК ФОРМИРУЕТ КАРТИНУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: НАУКА ПОЗНАЕТ МИР ПОРЕДСТВОМ ИСТИНЫ, МОРАЛЬ ОТРАЖАЕТ МИР ЕГО В КАТЕГОРИЯХ ДОБРА И ЗЛА, А ИСКУССТВО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОБЪЕКТЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО- ОБРАЗНОЙ ФОРМЕ ИСКУССТВО ПОЗВОЛЯЕТ УВИДЕТЬ МИР СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОБРАЗНОСТИ, ГДЕ РЕАЛЬНОСТЬ СОЧЕТАЕТСЯ С ВЫМЫСЛОМ. ИСКУССТВО НЕ СТАВИТ ЦЕЛЬЮ ВЫЯВИТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, И В ОТЛИЧИЕ ОТ НАУКИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ В ВИДЕ КОНКРЕТНЫХ ЧУВСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВО МНОГРАННО: 1. ИСКУССТВО КАК МАСТЕРСТВО. 2. ИСКУССТВО СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДУХОВНО- ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К НЕЙ.
СПОРЫ О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА МНОГИЕ ВЕКА ТЕОРЕТИКИ КУЛЬТУРЫ ПЫТАЮТСЯ ВЫРАБОТАТЬ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА КАК ПОДРАЖАНИЯ, ОТРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ. ЕГО СТОРОННИКИ РАССМАТРИВАЮТ ИСКУССТВО В СВЯЗИ С ПОЗНАНИЕМ, ПРЕДСТАВЛЯЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КАК НИЗШЕЕ ЗВЕНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЛАТОН ВИДЕЛ В ИСКУССТВЕ ПОДРАЖАНИЕ МИРУ ЧУВСТВЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ. АРИСТОТЕЛЬ ТОЖЕ ПОНИМАЛ ИСКУССТВО КАК ПОДРАЖАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ И ВВЕЛ ПОНЯТИЕ КАТАРСИСА- ОЧИЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ ОТ НИЗМЕННЫХ СТРАСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОЗЕРЦАНИЯ. ИСКУССТВУ ПРИСУЩ ЭЛЕМЕНТ УДОВОЛЬСТВИЯ.
СПОРЫ О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА ЭПОХА ВОЗРОЖДЕ НИЯ ЭПОХА КЛАССИЦИЗ МА ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ КАК ПОДРАЖАНИЕ ПРИРОДЫ. ДОСТИЖЕНИЕ ПРАВДОПОДОБИЯ С ПОМОШЬЮ АНАТОМИИ И МАТЕМАТИКИ. НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫДВИГАЕТСЯ НЕ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЗВЕДЕНИЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА, А ОТРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХТИПОВ. АКТУАЛЬНА ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИСКУССТВА. В ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ- ИСКУССТВО КОНЦЕПЦИЯ ОТРАЖЕНИЯ – ИСКУССТВО- «ШКОЛА НРАВСТВЕННОСТИ»
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА. КОНЦЕПЦИЯ ОТРАЖЕНИЯ-(ПОДРАЖАНИЯ)- ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ИСКУССТВА МЕНЯЛАСЬ ОТ СЛЕПОГО ПОДРАЖАНИЯ ОБЪЕКТОВ МИРА, ДО СОВЕСТИ ОБЩЕСТВА. СОГЛАСНО ТЕОРИИ САМОВЫРАЖЕНИЯ- ИСКУССТВО ЭТО СФЕРА ДУХОВНЫХ ПОИСКОВ ХУДОЖНИКА, НО НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫДВИГАЮТСЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, А ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ЛИШЬ СРЕДСТВО ИХ ВЫРАЖЕНИЯ. ЗНАКОВО- СИМВОЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ- СПОСОБ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С ИНЫМ ПОТУСТОРОННИМ МИРОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА- СВОЕБРАЗНЫЙ ШИФР НЕСУЩИЙ В СЕБЕ ЗАКОДИРОВАННУЮ ТВОРЦОМ ИНФОРМАЦИЮ. ВКАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА- ИКОНОПИСЬ.
СТРУКТУРА ИСКУССТВА. ВИДЫ ИСКУССТВА МОЖНО РАЗЛИЧАТЬ ПО СРЕДЕ, МАТЕРИАЛУ, В КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЮТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ. ЗВУК В МУЗЫКЕ, ЛИНИЯ И ПАЛИТРА В ЖИВОПИСИ НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ Ф.ШЕЛЛИНГ- КЛАССИФИКАЦИЯ- НА ИДЕАЛЬНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА. РЕАЛЬНЫЕ- МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ, ИДЕАЛЬНЫЕ- ПОЭЗИЯ, ЛИТЕРАТУРА. ПОЭЗИЯ- ВЫСШАЯ ФОРМА ТВОРЧЕСТВА. КЛАССИФИКАЦИИ: 1. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИЛИ ПЛАСТИЧНЫЕ- АРХИТЕКТУРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 2. ВРЕМЕННЫЕ ИЛИ ДИНАМИЧНЫЕ- ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА. 3.ПРОСТРАНСТВЕННО- ДИНАМИЧЕСКИЕ ИЛИ СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИЛИ ЗРЕЛИЩНЫЕ- ТЕАТР,ЦИРК И Т. Д. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ- ЭЛИТАРНОЕ, НАРОДНОЕ,МАССОВОЕ.
СИСТЕМА ЖАНРОВ ИСКУССТВА. ПОНЯТИЕ «ЖАНР» ОБОБЩАЕТ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА КАКОЙ- ЛИБО ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ, НАРОДА ИЛИ МИРА В ЦЕЛОМ: В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ- ПО СПОСОБУ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ- ЭПОС, ЛИРИКА, И ДРАМА. В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ЖАНРОВ – 1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕДМЕТА.- ПОРТРЕТ, НАТЮРМОРТ, ПЕЙЗАЖ, БАТАЛЬНАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА. ИНОГДА ЖАНРЫ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ХАРАКТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ: КАРИКАТУРА, ШАРЖ. В МУЗЫКЕ ЖАНРЫ: 1. ПО СПОСОБУ ИСПОЛНЕНИЯ- ВОКАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ, 2. ПО СОДЕРЖАНИЮ- ЛИРИЧЕСКИЕ, ЭПИЧЕСКИЕ И ДРАМАТИЧЕСКИЕ 3. ПО МЕСТУ И УСЛОВИЯМ ИСПОЛНЕНИЯ- ТЕАТРАЛЬНЫЕ, КОНЦЕРТНЫЕ, КАМЕРНЫЕ.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО НЕ ИМЕЕТ СТРОГИХ КАНОНОВ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА СОЗДАЮТСЯ В РАМКАХ « ЗНАКОВО- СИМВОЛИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ» ПО МНЕНИЮ Х. ОРТЕГА- И- ГАСЕТА- РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ИДЕТ ПО ПУТИ «ДЕГУМАНИЗАЦИИ», ТО ЕСТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТВОРЦА К БЕЗГРАНИЧНОМУ САМОВЫРАЖЕНИЮ, ВЫПЛЕСКИВАНИЮ СВОИХ ЭМОЦИЙ. ХУДОЖНИК НЕ МОЖЕТ ОТРАЗИТЬ МНОГООБРАЗИЯ МИРА, А ТОЛЬКО ОГРАНИЧЕННЫЕ ОТПЕЧАТКИ.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ТВОРЕЦ КОНСТРУИРУЕТ СВОЙ ИЛЛЮЗОРНЫЙ МИР, ОН ИЗМЕНЯЕТ СОБСТВЕННОЕ И НАШЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА. ВСЕ ПРИВОДИТ К ПОНИМАНИЮ БЕСКОНЕЧНОСТИ МИРА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТАКИМ ОБРАЗОМ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО- СВОЕБРАЗНОЕ ДВИЖУЩЕЕ КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ С ПОСТОЯННО МЕНЯЮЩЕЙСЯ ТОЧКОЙ ОБОЗРЕНИЯ. САМ ЖЕ ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В «РАСШИФРОВКУ» ЗНАКОВО СИМВОЛИЧЕСКИХ КОМБИНАЦИЙ. НО ЭТО ДЕЛАЕТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ПОДЛИННО ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫМ.
Место искусства в духовной культуре
Вспомните:
что такое культура? Каковы пути ее развития? Каковы причины, направления и последствия диалога культур?
Несмотря на то что искусство существует уже многие тысячелетия и активно изучается исследователями - философами, культурологами, искусствоведами, историками искусства, даже в вопросе его происхождения отсутствует ясность. Так, ряд ученых выводит искусство, во-первых, из потребности всех живых существ с помощью каких-либо украшений привлекать внимание противоположного пола с целью продолжения рода, а во-вторых, из необходимости использовать энергию подсознательных влечений для других целей. Имеется мнение, что истоки искусства кроются в наличии у человека не растраченной в трудовой деятельности энергии, а также необходимости некоторой «тренировки» для усвоения стандартных социальных ролей. Искусство также иногда связывается с разными видами магии, вплетенной в повседневную деятельность первобытного человека. Кроме того, оно рассматривается рядом ученых как «дитя труда» - практически полезные качества предметов становятся объектом художественного отображения и эстетического наслаждения. Многие современные исследователи связывают искусство с мифологическим освоением действительности, содержащим в себе познавательные, магические, игровые, предметно-деятельностные аспекты.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО
Вы знаете, что в рамках культуры человек формирует разностороннюю картину окружающего мира: наука познает мир посредством достижения истины, мораль отражает его в категориях добра и зла, а искусство представляет объекты в художественно-образной форме. Оно позволяет увидеть мир сквозь призму образности, где реальность причудливо сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить эти образы и облекать их в рациональную форму. Искусство не ставит себе целью выявлять закономерности развития природы и общества или решать материально-практические проблемы. Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но, в отличие от науки, представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образов.
Понятие «искусство» многозначно. Во-первых, искусство как мастерство, умение, ловкость, например, на уроках ис-
тории вы не раз говорили об искусстве, т. е. мастерстве, ремесленников Древней Руси. Во-вторых, искусство понимается какспецифический вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней. Именно во втором значении оно является одним из компонентов духовной культуры общества.
О чем твои стихи? - Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота. !
Стихи живые - сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то.
Вспомните:
Что такое культура? Каковы пути ее развития? Каковы причины, направления и последствия диалога культур?
Несмотря на то что искусство существует уже многие тысячелетия и активно изучается исследователями - философами, культурологами, искусствоведами, историками искусства, даже в вопросе его происхождения отсутствует ясность. Так, ряд ученых выводит искусство, во-первых, из потребности всех живых существ с помощью каких-либо украшений привлекать внимание противоположного пола с целью продолжения рода, а во-вторых, из необходимости использовать энергию подсознательных влечений для других целей. Имеется мнение, что истоки искусства кроются в наличии у человека не растраченной в трудовой деятельности энергии, а также необходимости некоторой «тренировки» для усвоения стандартных социальных ролей. Искусство также иногда связывается с разными видами магии, вплетенной в повседневную деятельность первобытного человека. Кроме того, оно рассматривается рядом ученых как «дитя труда» - практически полезные качества предметов становятся объектом художественного отображения и эстетического наслаждения. Многие современные исследователи связывают искусство с мифологическим освоением действительности, содержащим в себе познавательные, магические, игровые, предметно-деятельностные аспекты.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО
Вы знаете, что в рамках культуры человек формирует разностороннюю картину окружающего мира: наука познает мир посредством достижения истины, мораль отражает его в категориях добра и зла, а искусство представляет объекты в художественно-образной форме. Оно позволяет увидеть мир сквозь призму образности, где реальность причудливо сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить эти образы и облекать их в рациональную форму. Искусство не ставит себе целью выявлять закономерности развития природы и общества или решать материально-практические проблемы. Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но, в отличие от науки, представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образов.
Понятие «искусство» многозначно. Во-первых, искусство как мастерство, умение, ловкость, например, на уроках ис-
тории вы не раз говорили об искусстве, т. е. мастерстве, ремесленников Древней Руси. Во-вторых, искусство понимается как специфический вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней. Именно во втором значении оно является одним из компонентов духовной культуры общества.
О чем твои стихи? - Не знаю, брат. |
Ты их прочти, коли придет охота. !
Стихи живые - сами говорят, \
И не о чем-то говорят, а что-то. I
С. Я. Маршак «)
СПОРЫ О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА
Многие века теоретики культуры пытаются выработать понимание сущности искусства.
С Античности до наших дней прослеживается понимание искусства как подражания, отражения природы. Его сторонники рассматривают искусство в связи с познанием, зачастую представляя эстетическую деятельность как низшее звено познавательной деятельности человека. Так, для философа Платона искусство - это подражание миру чувственных предметов, каждый из которых представляет собой копию идеи, т. е. художник, по сути, создает копию копии - «тени теней». Аристотель также основывал искусство на подражательной способности, по полагал, что подражание - познавательная способность. Аристотель ввел понятие катарсиса - очищения человеческой души от низменных страстей посредством созерцания. Искусству, по мысли античных авторов, непременно присущ элемент удовольствия. Основная же его задача - воспитание ума: «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых - поэты».
Отношение к искусству как подражанию природе свойственно и эпохе Возрождения. Отражение природы и величайшего ее творения - человека - основная задача искусства. Достижение идеального внешнего правдоподобия обеспечивалось точными знаниями анатомии, математики. С другой стороны, возрожденческий гуманизм - это утверждение безграничности творческого потенциала человека.
В эпоху классицизма на первый план выдвигается не натуралистическое воспроизведение природы и человека, но отражение человеческих типов. Особенно актуальной становится воспитательная составляющая искусства. В век Просвещения и позднее сторонники концепции отражения Рассматривают искусство как своеобразную «школу нравственности». Художник обладает более тонким, нежели обыч-
ный человек, восприятием действительности, поэтому он способен увидеть и достоверно отобразить реальность. Беспристрастное отражение жизни несет в себе огромный воспитательный потенциал, оно может выступить и в качестве приговора определенным социальным реалиям.
Таким образом, даже в рамках концепции отражения (подражания) действительности оценка социальной значимости искусства существенно менялась с течением времени - от вторичного образования, слепо копирующего отдельные объекты окружающего мира, до своеобразной совести общества.
По мысли сторонников теории самовыражения, искусство является безграничной сферой проявления творческого потенциала личности. Оно представляется своеобразным шифром душевных переживаний художника, который выплескивает свои эмоции, желания, комплексы, любуется ими, оправдывает и компенсирует их в созданном им мире иллюзий. Можно сказать, что искусство с этой точки зрения - своеобразная исповедь художника, опирающаяся на единство духовного опыта людей. Неудивительно, что читатель, зритель «заражается» эмоциями автора. При таком понимании сущности искусства на первый план выдвигаются неэстетические, зачастую житейские переживания человека, творца или зрителя, а художественные образы представляют собой лишь средство их выражения.
Знаково-символическая концепция искусства рассматривает его не как открытую систему взаимодействия человека с окружающим миром, а как замкнутую или автономную сферу деятельности, а также как способ связи человека с иным, потусторонним миром. По мысли сторонников этой точки зрения, произведение искусства является своеобразным шифром, несущим в себе «закодированную» творцом информацию. Например, только в знаково-символическом контексте может быть понята иконопись - система символов, с помощью которых творцы пытались отразить объект своего религиозного почитания. «Прочтение» иконы требует освобождения от стереотипов восприятия - в ее пространстве отсутствует прямая перспектива, привычная нам глубина, изменены пропорции, нарушены временные отношения событий.
ФУНКЦИИ ИСКУССТВА
Многообразие форм эстетического освоения действитель ности порождает разнообразие функций искусства, к которым можно отнести познавательную, информационную, коммуникативную, ценностно-ориентирующую, воспита тельную, компенсаторную, эстетическую и др. Проблема
соотношения функций искусства друг с другом в полной мере не решена до сих пор. Если говорить о моделировании творцом особой художественной реальности как основе искусства, то основополагающей становится эстетическая функция. Существует также точка зрения, согласно которой искусство, поскольку оно отображает действительность, в равной мере выполняет все названные функции. Искусство является неотъемлемым элементом познавательной деятельности, предлагая неожиданные повороты событий, сочетая несовместимое, стимулируя воображение.
Остановимся подробнее на содержании некоторых функций искусства. Познавательная функция искусства теснейшим образом связана с информационной. Искусство весьма информативно. В творениях отражаются культурно-исторические, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого творца. Коммуникативная функция искусства не может быть сведена только к общению людей по поводу конкретного произведения или к контакту автора и зрителя посредством художественного образа. Художественное произведение всегда неоднозначно, оно несет в себе избыточную информацию, смысл которой требует поэтапного истолкования. Парадоксально, но искусство в некоторой мере затрудняет повседневный процесс общения людей, заставляя задуматься об общечеловеческих ценностях. Но этим оно помогает Ощутить непреходящую ценность человеческого взаимодействия, общения в самом широком смысле.
Ценностно-ориентирующая функция проявляется двояко: с одной стороны, произведения искусства являются культурными ценностями, т. е. приобретают особую общественную и личностную значимость; с другой стороны, содержание конкретных произведений ориентирует людей в существующей системе социальных норм и ценностей, способствует выбору жизненных ориентиров. Близкой по содержанию к Ценностно-ориентирующей является воспитательная функция. Искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и деятельность людей. Участие человека в процессе художественного творчества, соприкосновение с произведениями искусства также позволяет в некоторой мере, как Правило, иллюзорно компенсировать социальные и духовные проблемы, негативные переживания человека.
Эстетической функции искусства еще древние мыслители Придавали первостепенное значение. Искусство очищает на-Шу душу, просветляет, влияет на наши эмоции, расширяя их предмет. Оно стимулирует поиск деятельности, соответствующей этим эмоциям, обращает нас к самопознанию.
СТРУКТУРА ИСКУССТВА
Виды искусства можно различать по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы. Это звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) и форма в скульптуре и архитектуре, движение в танце. Каждая среда, материал требует специфических выразительных и технологических средств, своего «языка». Об этом свидетельствует, например, то, что содержание произведений одного вида искусства невозможно адекватно передать средствами другого вида.
Известный немецкий философ Ф. Шеллинг в начале XIX в. предложил классификацию основных видов искусства, которая сохраняет значение и в наши дни. Он делил искусства на реальные и идеальные. Реальные - музыка, живопись, пластика (архитектура и скульптура). Идеальные - литература и поэзия, причем эти виды, пользующиеся словом как наиболее свободным и богатым средством выражения художественных идей, он ставил впереди реальных искусств, а поэзию вообще признавал высшей формой художественного творчества, выражающей самую суть искусства.
Существуют и иные классификации видов искусства, например, выделяются пространственные, или пластические, виды, к которым относятся архитектура, все виды изобразительного искусства, художественная фотография. Для этих видов искусства существенным в раскрытии художественного замысла является пространственное построение объектов. Ко второй группе относятся временные или динами ческие виды - литература и музыка, основой которых является разворачивающаяся во времени композиция. Третью группу составляют пространственно-динамические ей ды, которые также называют синтетическими или зрелищ ными, - театр, киноискусство, хореография, цирк и др.
Очевидно, что создание универсальной классификации видов искусства невозможно не только из-за значительного количества оснований, но и потому, что искусство динамично развивается - появляются все новые виды. Однако каждая историческая эпоха выдвигает на первый план те виды искусства, которые в наибольшей мере способны выразить дух времени.
Искусство можно также классифицировать по социологическому принципу, выделив элитарное, народное и массовое. Мы рассмотрим их в следующем параграфе.
В каждом виде искусства исторически сложилась своя система жанров. Понятие «жанр» обобщает специфические свойства художественной формы и содержания значительной группы произведений искусства какой-либо историчес-
кой эпохи, народа или мира в целом. Основания для выделения жанров весьма многочисленны, поэтому мы вспомним лишь некоторые из них. Так, из курса литературы вы знаете, что по способу отражения действительности выделяются, например, эпос, лирика и драма. В изобразительном искусстве выделение жанров может основываться на специфических чертах предмета изображения: портрет, натюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина. Иногда жанры определяются характером изображения: карикатура или шарж. В музыке жанры различаются, во-первых, по способу исполнения - вокальные и инструментальные; во-вторых, по содержанию - лирические, эпические и драматические; в-третьих, по месту и условиям исполнения - театральные, концертные, камерные и др.
Система жанров искусства динамически развивается - появляются новые жанры, меняется удельный вес традиционных. Несомненна современная тенденция к стиранию границ, синтезу различных видов и жанров искусства.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Как известно, современное искусство весьма разнообразно, в нем отсутствуют какие-либо строгие каноны и правила. Произведения современного искусства нередко создаются в рамках знаково-символической концепции. По мнению испанского мыслителя и публициста X. Ортеги-и-Гасета (1883 -1955), развитие искусства идет по пути «дегуманизации», т. е. преодоления стремления творца к безграничному самовыражению, выплескиванию своих эмоциональных состояний. Очевидно, художник не может отобразить природу или человека во всей их противоречивости и многообразии - ему доступны лишь отдельные индивидуально ограниченные отпечатки этого неисчерпаемого богатства. Творец не должен исповедоваться или проповедовать, но, конструируя свой иллюзорный мир, он может стать подлинно свободным и всесильным - средствами искусства он изменяет собственное и наше, зрительское, видение мира, направляет эстетические и неэстетические переживания при восприятии произведений искусства. В руках художника имеется необходимый инструмент - метафора (художественный прием, связанный с перенесением свойств одного объекта на другой на основании общего для них признака) - своеобразный синтез мысли и образа, позволяющий уловить и выразить разнообразные стороны бытия, приближая нас к пониманию бесконечности мира человеческих возможностей.
В 1959 г. в Нью-Йорке состоялся первый хэппе- \
Нинг - действо, разыгрываемое художником на публи- I
ке без определенного сценария. Человек, бьющий живой курицей по струнам рояля, студенты, облизывающие кузов автомобиля, - художественный смысл, ценность и исход действа определяли случайные прохожие.
Таким образом, современное искусство - своеобразное движущееся колесо обозрения с постоянно меняющейся точкой обзора. По сути, в современном искусстве знаковая компонента (язык, совокупность выразительных средств) превращается из средства в сущность художественного образа. Художественные образы отсылают зрителя, читателя не к самой реальности, а друг к другу, выстраивая сложную иерархию скрытых смыслов. Сам же процесс восприятия художественного произведения превращается в «расшифровку» знаково-символических комбинаций. Вместе с тем знаково-символическая природа современного искусства делает его подлинно интернациональным, преодолевая ограниченность коммуникативных возможностей национальных культур.
ЯШ Основные понятия: искусство. ШШ Термины: виды искусства, жанры искусства, знак, символ.
Проверьте себя
1) Что такое искусство? Каковы его отличительные черты? 2) Какие предположения о причинах возникновения искусства выдвигают исследователи? 3) Как понимали сущность искусства мыслители различных исторических эпох? 4) Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства. 5) Перечислите основные виды и жанры искусства.
Подумайте, обсудите, сделайте
- Известно высказывание выдающегося деятеля
фран
цузской культуры XX в. Ж. Кокто: «Я знаю, что искусство
совершенно необходимо, только не знаю зачем». Приведите
несколько объяснений того, зачем нужно искусство. - Ученый, исследовавший круг наиболее активных и
компетентных ценителей и знатоков искусства, сделал вы
вод о том, что искусством особенно увлекаются те, «кому не
удалась жизнь». Предположите, какую функцию искусства
как основную выделил ученый. Свой ответ аргументируйте.
Подтвердите или опровергните на нескольких примерах пра
воту его вывода. - Ряд искусствоведов отметили появление на рубеже
XX-XXI вв. мидкульта - своеобразного синтеза высокой
массовой культуры, вобравшего в себя лучшие черты обоих
видов. Предположите, какими признаками могут обладать
произведения искусства мидкульта. - Подготовьте небольшие сообщения: а) о современных
направлениях западного искусства; б) о выдающихся пред
ставителях современного отечественного искусства. - Важнейшей тенденцией развития современного искус
ства является синтез видов и стилей. Приведите несколько
конкретных примеров такого синтеза. Выскажите предполо
жения о причинах появления данной тенденции.
Прочтите фрагмент размышлений известного российского литератора Серебряного века Вячеслава Иванова о мифологизме искусства.
В круге искусства символического символ естественно раскрывается как потенция и зародыш мифа. Органический ход развития превращает символизм в мифотворчество. Внутренний необходимый путь символизма предначертан и уже предвозвещен. Но миф - не свободный вымысел: истинный миф - постулат коллективного самоопределения, а потому и не вымысел вовсе, и отнюдь не аллегория или олицетворение, но ипостась некоторой сущности или энергии. [...] Ибо и символ сверхиндивидуален по своей природе, почему и имеет силу превращать интимнейшее молчание индивидуальной мистической души в орган вселенского единомыслия и единочувствия, подобно слову, и могущественнее обычного слова. Так искусство в своем тяготении к мифотворчеству тяготеет к типу большого, всенародного искусства. [...]
Истинное содержание художественного изображения всегда шире его предмета. Творение гения говорит нам о чем-то ином, более глубоком, более прекрасном, более трагическом, более божественном, чем то, что оно непосредственно выражает. В этом смысле оно всегда символично; но то, что оно объем лет своим символом, остается для ума необъятным и несказанным для человеческого слова. Чтобы произведение искусства оказывало полное эстетическое действие, должна чувствоваться эта непостижимость и неизмеримость его конечного смысла. [...]
Иванов В. И. Предчувствия и предвестия// По звездам. - СПб., 1909. - С. 196-197, 200, 201.
Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы понимаете обозначенную автором связь символа и мифа? 2) Объясните, почему «миф - не свободный вымысел: истинный миф - постулат коллективного самоопределения, а потому и не вымысел вовсе, и отнюдь не аллегория или олицетворение». 3) В чем, по мнению В. Иванова, проявляется символизм искусства? 4) На нескольких примерах покажите связь мифологии, как ее понимает В. Иванов, с искусством. 5) Проявления каких функций искусства обозначены в приведенном тексте?
12-Л Н Боголюбов, 11 кл ШьЛл
§ 35. Массовая культура
Вспомните:
Каковы основные значения понятия «культура»? Чем характеризовалось развитие индустриального общества на рубеже XIX-XX вв.? Что такое фольклор? Какова роль СМИ в политической жизни?
Массовая культура - важнейшее социальное явление современного общества. Ее продукты, начиная от серийно изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами (песни или мелодии, пользующиеся в данное время особой популярностью), бестселлерами (книга - лидер продаж), блокбастерами (фильмы с большим бюджетом, дорогими актерами, лучшими декорациями), вошли в повседневную жизнь людей.
Массовая культура с момента своего появления стала для философов, социологов предметом изучения и острых дискуссий. Споры о значении этой культуры, ее роли в развитии общества продолжаются и сегодня. Некоторые доводы «за» и «против» приводятся в конце параграфа.
КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ
Культура, как вы уже убедились, многолика и многогранна. Она принимает специфические формы. В ней можно проследить разные направления, выделить достаточно автономные области. Эти различия кладутся в основу различных классификаций и типологий культурных явлений и процессов. О выделении культуры материальной и духовной речь шла выше. Широкое распространение получило разделение культуры на народную, элитарную и массовую. Причины возникновения массовой культуры, присущие ей характерные особенности мы подробно рассмотрим ниже. Деление культуры на элитарную и народную утвердилось в XIX в. и во многом связывалось с социально-классовым расслоением общества.
Народная культура включает ценности не только «потребляемые», но и творимые, создаваемые народом. Такая культура, охватывающая различные направления, представленная многими жанрами, существовала всегда. В середине XIX в. английский археолог Дж. Томсон придумал слово «фольклор» (от англ. folk - народ, lore - знания, мудрость). Постепенно это слово вошло во многие языки мира для обозначения художественных произведений народной культуры, т. е. народного искусства. Наряду с устным народным творчеством (сказками, былинами, пословицами)
Важными направлениями этого искусства являются хореография (танец), песенное творчество (лирические песни, романсы, баллады, частушки), кукольный театр, а также прикладное искусство (вышивка, игрушка и др.).
В народном искусстве получают свое отражение представления, ожидания тех, кого привычно называют «простыми людьми». Эти ценности складывались веками. В сказаниях и былинах, лирических напевах и частушках, пословицах и поговорках мы находим не только приметы конкретного исторического времени, но и непреходящие социальные и культурные ценности - идеалы добра, красоты, справедливости, солидарности. Это искусство творилось и в совместном труде, и на общих праздниках, и при соблюдении многочисленных обрядов, освещающих основные вехи земной жизни каждого человека (рождение ребенка, вступление во взрослую жизнь, бракосочетание, прощание с умершим). Народное искусство не знает разделения на создателей и «потребителей». Вспомним, на различных концертах можно услышать такое представление очередного номера: «Исполняется песня (такая-то), композитор (такой-то), слова народные»; «Исполняется русский народный танец» (и нет фамилий постановщика, хореографа и т. п.). Здесь нередко нет и разделения на исполнителей и слушателей. Народная культура всегда несет на себе своеобразие породившего ее народа, особенности его менталитета, культурно-исторических традиций.
Элитарная культура получила распространение в городах среди образованной части населения и создавалась привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными художниками, писателями, музыкантами. Термин «элитарная культура» относят прежде всего к произведениям изобразительного искусства, литературы, музыки, поэтому чаще говорят об элитарном или высоком искусстве. До появления массовой культуры считалось, что отчуждение народа от элитарной культуры вызвано прежде всего недоступностью в материальном отношении продуктов этой культуры, а также неграмотностью основной массы населения. Вслед за классиком отечественной литературы Н. А. Некрасовым многие считали, что, как только эти факторы будут преодолены, окрыленный народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». Однако действительность оказалась иной. Востребованной широкими слоями общества оказалась не высокая культура, а та, которую в дальнейшем стали называть массовой.
Сложилось убеждение, что восприятие элитарной культуры требует определенного уровня образования, широкого культурного кругозора, развитого эстетического чувства, хорошего вкуса. Те, кому эти качества не присущи, а их все-